Контакты

Знакомство со звуком (а) и буквой А. «Звук и буква А»

Наташа Наумик
«Звук и буква А». Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте с воспитанниками старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с диагнозом ФФН, посещающими логопункт на базе МБДОУ ДС №1.

Время проведения занятия : вторая половина дня, в соответствии с графиком работы логопункта.

Педагогические технологии, применяемые на занятии :

Здоровьесберегающие технологии для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма воспитанников (физ. минутка, чередование различных видов деятельности) ;

Коррекционно-развивающего обучения ;

Проблемного обучения ;

Поисковые;

Индивидуализированного воспитания.

Интеграция областей : познание, коммуникация, социализация.

Тема : «Звук и буква А » .

Цель : систематизировать знания воспитанников о гласном звуке и букве А .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой .

Коррекционно-развивающие :

Формирование фонематического слуха и восприятия, звукослогового анализа и синтеза слогов.

Закрепление понятия «гласный звук » .

Автоматизация звука [А] в слогах , словах, предложениях.

Развитие мышления на основе отработки операций анализа и синтеза, внимания на основе формирования способности к распределению.

Развитие кинестетических ощущений, общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные :

Формировать положительные установки на участие в занятии , усидчивость, умение слушать учителя-логопеда и детей .

Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Оборудование :

Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием, карандаши, тетради, сюжетная картинка «Девочка качает куклу» , карточки - символы звуков [А] , [У] (большой красный круг и маленький красный круг, карточка с буквой «А» , музыкальный центр, аудиозапись для физминутки.

Ход занятия

I. Организационный момент : обращение к личному опыту детей .

Логопед предлагает детям :

Вспомнить, с каким звуком и буквой они познакомились на прошлом занятии ;

Дать характеристику этому звуку ;

Вспомнить слова, которые начинаются на этот звук .

II. Основная часть занятия : знакомство с новым материалом.

1. Работа логопеда и детей у доски с предметными картинками.

Логопед выставляет картинки на доску, просит детей сказать , что изображено на картинках, какой звук чаще всего встречается в названии этих предметов.

Словарный материал : антенна, автобус, аист, арбуз, акробат, апельсин.

2. Артикуляция и характеристика звука [А] .

Логопед показывает сюжетную картинку «Девочка качает куклу» , читает стихотворение :

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем :

«А-А-А-А-А-А» .

Дети произносят звук [А] сначала хором , а затем индивидуально с разной силой голоса.

Работа детей с индивидуальными зеркалами : смотрят в зеркало, произносят звук [А] и делают вывод о том, что при произнесении звука [А] - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды.

Логопед даёт обобщающее понятие : «Гласные звуки - поют , танцуют, не встречают преград. Согласные - на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка» (дети повторяют хором и по одному) .

Дети вместе с логопедом делают вывод о том, что звук [А] – гласный звук , так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть. Символ звука [А] – большой красный круг.

3. Игровое упражнение «Светофор (выделение звука из ряда гласных звуков ) ».

Услышав гласный звук А , дети поднимают символ звука [А] .

4. Дидактическая игра «Будь внимателен» .

Логопед предлагает детям, отобрать картинки, в названии которых есть звук [А] .

Словарный материал : аист, апельсин, кукла, пила, арбуз, автобус.

5. Дидактическая игра «Весёлый поезд» .

В отобранных картинках, ребёнок определяет позицию (место) звука [А] в слове и помещает картинку в соответствующий вагончик (первый, последний, средний) .

6. Физкультминутка

Дети угадывают звуки по беззвучной артикуляции, затем выполняют движения по тексту :

Хомка-хомка – хомячок - полосатенький бочок.

Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать!

7. Дидактическая игра «Живые звуки » .

Перед началом игры, детям раздаются карточки с символами звуков [А] , [У].

Логопед произносит слог АУ. Дети отвечают на вопросы :

Сколько звуков вы услышали ?

Какой первый звук вы услышали ? Какой второй звук ?

К доске выходят дети с карточками - символами звуков [А] , [У], становятся так, чтобы получился слог АУ. Затем логопед просит детей поменяться местами и произнести новый слог.

8. Знакомство с буквой А .

Логопед демонстрирует иллюстрацию с изображением буквы А . Дети рассматривают её.

Логопед читает стихотворение про букву А :

Вот два столба наискосок,

Определяют на что похожа буква А ,

Считают количество элементов её составляющих,

Прописывают букву А в воздухе ,

Выкладывают букву А из счётных палочек,

Обводят трафарет буквы А , раскрашивают или заштриховывают красным карандашом,

Печатают в тетради строчку с буквой А .

III. Итог занятия . Оценка деятельности детей .

Логопед подводит итог занятия :

Дети вспоминают, с каким звуком и какой буквой они познакомились , дают характеристику звука [А] .

Дети вспоминают, задания вызвавшие трудности, особый интерес и т. п.

Логопед благодарит детей и прощается с ними .

Открытое занятие в объединении « Школа для дошколят». Тема: «Звук и Буква «А»»

Педагог: Зорина С.И.

Программное содержание:

Познакомить со звуком и буквой А;

Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику. Развивать фонематические процессы: различение звукоподражаний и бытовых шумов, выделение изолированного звука А среди других, выделение звука в начале слова. Развивать конструктивный праксис, зрительное восприятие;

Воспитывать познавательный интерес через игровые моменты.

ОБОРУДОВАНИИЕ: ноутбук, компьютерная игра «Учимся говорить правильно» из серии «Скоро в школу»; символы гласных звуков, фотоальбом; картинка-сюрприз; индивидуальные зеркала; сюжетные картины для звука А; предметные картинки, названия которых начинаются на звук А и другие звуки; буква А; «Волшебные» квадраты по числу детей.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: стихотворение о букве А.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Ребята, кто из вас любит играть в компьютерные игры. Сегодня я принесла Вам интересную игру, в нее могут играть только очень внимательные ребята. Кто из вас внимательный?

(Игра на дифференциацию звукоподражаний, бытовых шумов и звуков природы. Дети участвуют в игре по очереди).

II. Сообщение темы занятия.

Ребята, сейчас вы внимательно слушали и угадывали звуки, которые можно услышать на улице, звуки, которые издают предметы и животные. А вот сейчас к нам в гости придет звук, который не могут издавать предметы и животные, его может произносить только человек. Встречайте, ребята, к нас пришел звук «А» . Он очень любит петь и при этом очень широко открывает рот.

(Выставляется символ звука А).

Ребята, звук А очень хочет с Вами познакомиться и подружиться. Он пришел к нам не с пустыми руками, а принес с собой сюрприз - картинку, но не хочет ее просто так отдавать, а хочет с Вами поиграть. Звук А приготовил для Вас интересные задания и за каждое выполненное задание он будет давать Вам по одной части картинки. А когда вы выполните все задания, сможете собрать картинку.

III. Знакомство с символом звука А.

Друзья обычно показывают друг другу альбомы с фотографиями. Вот и звук А принес нам свой альбом, давайте его посмотрим: здесь фотографии звука А и его друзей. Давайте найдем фотографии звука А.

(Совместное рассматривание альбома с детьми)

Молодцы, Вы нашли все фотографии звука А. За это вы получаете одну часть сюрприза – картинки.

IV. Сопряженная гимнастика.

А сейчас звук А хочет научить нас петь так же как он, для этого нужно потренировать ниши губы, а помогут нам наши пальчики. Мы выполним упражнение «Птенчики в гнезде».

а) «Гнездо»;

б) «Птенчики».

V. Характеристика звука А перед зеркалом.

(У каждого ребенка индивидуальное зеркало).

Сейчас мы научимся также широко открывать рот так же, как звук А: рот широко открыт, похож на круг, язык спокойно лежит внизу за нижними зубками, песенка тянется, преград не встречает, гласная.

Молодцы, ребята, здорово у Вас получается петь, как звук А. За это вы получаете еще одну часть картинки.

VI. Звукоподражания.

Звук «А» очень важный, нам без него никуда: - Что просит сказать врач, когда смотрит горлышко? (Аааа), - Как мама укачивает малыша? (Аааа)

VII. Развитие фонематического слуха.

а) выделение звука из ряда других: «Похлопаем звуку «А»:

А сейчас звук «А» хочет для нас спеть, а мы, когда услышим его песенку, будем ему хлопать, а если Вы услышите другие звуки, то хлопать не надо.

Молодцы, за то, что Вы были такими внимательными слушателями звук «А» дарит Вам еще одну часть картинки.

б) выделение звука из начала слова: «Подарим звуку «А» открытки»:

А теперь мы сделаем подарок для звука А. Мы подарим ему открытки. Нужно выбрать только те, на которых нарисованы предметы, название которых начинается на звук А.

Звуку «А» очень понравились Ваши открытки, за это он дарит Вам еще одну часть картинки.

VIII. Знакомство с буквой А.

а) анализ внешнего вида буквы:

А откуда же к нам пришел звук А? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква А. Вот он.

(На доску выставляется буква А. Дети высказывают свои мнения, на что поход домик у звука А. Затем взрослый знакомит всех со стихотворением):

«А» шалашик, посмотри,

И скамеечка внутри.

б) конструирование буквы А из «Волшебного квадрата»:

А давайте построим для звука А домики – Буквы А. Строить мы будем из треугольников и полосок такую же букву А, как на открытке.

У Вас получились замечательные буквы А. Вот Вам еще одна часть картинки.

в) узнавание буквы А на сюжетной картине:

Звуку А очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться домой, и вот его последнее задание: нужно проводить нашего нового друга до дома – найти все его домики – буквы А на этой картинке.

(Дети встают со своих мест, подходят к сюжетной картине и каждый находит по одной букве).

Молодцы, ребята, Вы справились со всеми заданиями и у Вас все части картинки – сюрприза, давайте ее соберем. Давайте поблагодарим нашего гостя и проводим его.

IX. Итог занятия.

(Итог занятия проводится на основе собранной картинки, на которой изображена буква а и аист)

Какой звук к нам сегодня приходил в гости?

Как называется домик звука А?

Какой веселый стишок мы сегодня узнали про букву А?

А почему на этой картинке наш новый друг нарисовал аиста?


Открытое занятие в объединении «Школа для дошколят». Тема: Знакомимся с геометрическими фигурами.

Педагог: Зорина С.И.

Цели : - создать условия для восприятия учащимися различных геометрических фигур и выделения отличительных признаков каждой из них;

Формировать умение называть геометрические фигуры, отличать их друг от друга по выделенным признакам;

Закрепить умение сравнивать группы предметов (понятия больше, меньше, столько же);

Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

Оборудование: набор геометрических фигур, набор предметных картинок, презентация, компьютер, проектор, рабочие тетради

Ход занятия

1.Приветствие.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. С каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Каким цветом вы бы его изобразили?

Надеюсь, что на занятии вы не будете скучать, а ваше настроение улучшится! Приступаем к работе!

2.Повторение пройденного материала.

Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла белочка и принесла с собой свои запасы: орешки и грибы. Она просит нас помочь ей разложить припасы по мешочкам: каких припасов больше – в синий мешочек, каких меньше – в красный. Поможем ей? (да)

Ребята, каких припасов у белочки больше? Каких меньше? Раскладываем по мешочкам.

Молодцы, помогли белочке, справились с заданием!

Следующее наше задание - на доске. Кто мне может помочь его сформулировать? (нужно узнать, каких предметов больше, каких - меньше)

Правильно, молодцы. Чего больше груш или яблок? Чего меньше? На сколько груш больше, чем яблок? На сколько яблок меньше, чем груш?

Что вы можете сказать о количестве слив и яблок? (слив столько же, сколько яблок)

3.Знакомство с новым материалом.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с необычными фигурами, которые в математике называют геометрическими. Кто-нибудь уже знает, что это за фигуры?

Первая фигура – это круг. (педагог демонстрирует круг из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

Посмотрите внимательно на свои круги, что вы можете сказать об этой фигуре? (у круга нет углов)

Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на круг?

Следующая фигура – прямоугольник. (педагог демонстрирует прямоугольник из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

Посмотрите внимательно на свои прямоугольники, что вы можете сказать об этой фигуре? Сколько у прямоугольника углов? Сколько сторон?

Еще одна фигура – квадрат. (учитель демонстрирует квадрат из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

Посмотрите внимательно на свои квадраты, что вы можете сказать об этой фигуре? Сколько у квадрата углов? Сколько сторон? Возьмите в одну руку квадрат, в другую – прямоугольник. Сравните их: чем они похожи, чем отличаются?

Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на прямоугольник?

Следующая фигура – треугольник. (педагог демонстрирует треугольник из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

Посмотрите внимательно на свои треугольники, что вы можете сказать об этой фигуре? Сколько у треугольника углов? Сколько сторон?

Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на треугольник? (аналогично производится знакомство с овалом)

4.Физминутка.

Хомка, Хомка, Хомячок

Полосатенький бочок

Хомка раненько встает

Шейку моет, спинку трет

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку

Раз, два, три, четыре, пять

Хочет Хомка сильным стать.

5.Первичное закрепление.

Теперь я вам буду загадывать загадки про геометрические фигуры, а вы должны их отгадать. (Каждая загадка сопровождается слайдом из презентации с нужной геометрической фигурой.)

1) Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг)

2)Три вершины тут видны

Три угла, три стороны,-

Ну, пожалуй, и довольно!-

Что ты видишь? (треугольник)

3)Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
(квадрат)

4)Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник
Какой? ...(прямоугольник)

5)Работа в рабочей тетради.

А сейчас, ребятки, открываем свои рабочие тетради на той странице, где у вас закладка. Посмотрите на картинку вверху страницы, что это за фигуры здесь изображены? (дети по очереди называют уже знакомые геометрические фигуры)

Молодцы, выполняем следующее задание. Кто уже знает, что необходимо выполнить?(нужно раскрасить фигуры)

Верно, но их нужно не просто раскрасить, а раскрасить так, чтобы все круги были одного цвета, все квадраты – другого цвета, треугольники – третьего. Каким цветом будем красить круги? Квадраты? Треугольники? (выбираем вместе с детьми)

6)Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, наше занятие подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо потрудились. Скажите, с какими фигурами мы сегодня познакомились? Чем отличается каждая фигура от всех остальных (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?

Какое у вас сейчас настроение? Какими красками вы бы его изобразили?

На этом занятие окончено.

Открытое занятие в объединении «Журавлик»

Тема: открытка « Собачка». Объемная аппликация с элементами оригами .

Педагог: Зорина С.И.

Цель : научить детей создавать выразительный образ собачки, используя полученные навыки складывания квадрата по диагонали. Совершенствовать навык использования лекал, вырезания мелких деталей для дополнения изображения. Создавать открытки самостоятельно для того, чтобы порадовать друзей и родных.

Задачи: совершенствовать умение складывать квадрат по диагонали, отгибать уголки треугольника к середине, вырезать округлые формы,пользуясь лекалами. Продолжать учить детей добиваться единства замысла, приводя все компоненты работы к общей идее - изготовлению красивой открытки.

Материалы и оборудование : двойной лист бумаги - заготовка для открытки, цветные квадраты 10х10, цветные прямоугольники 2х2,лекала в форме косточки, готовые вырезки для украшения открытки, ножницы, клей.

Игровая мотивация:

Посмотрите, ребята, какая забавная собачка изображена на открытке. Она в плаще с воротничком, с бантиком и цветными карманами. Хочется вам сделать такую собачку, она будет грустной или веселой? Вам захочется передать ваши чувства и ваше настроение тому, кому вы подарите открытку - близкому другу или родным.

Для этого мы и постараемся сделать собачку забавной, украсить открытку косточкой для собачки или букетом цветов. А может быть кто-то захочет вырезать для друга еще какие-то изображения и украсить ими открытку.

Ход занятия

Ответьте, пожалуйста, кому можно подарить открытку? Когда дарят открытки?

Ответы детей - когда хотят принести радость, позабавить друзей.

Давайте мы с вами постараемся сделать свою открытку как можно нарядней, веселей, красивей. Вспомните, как мы сгибаем квадрат по диагонали. Что получается?

Ответ: треугольник.

Из треугольника мы делаем мордочку собачки. Если уголки- ушки загнем вверх, то получится овчарка, если вниз - похоже на спаниеля. С такими ушками собачка кажется грустной, правда?

Делаем плащ - треугольник складываем пополам, а затем углы сгибаем к середине. Воротник и карманы вырезаем из цветных квадратиков и полосок, закругляя края.

Лапки и хвостик - это полоски цветной бумаги слегка закругленные. Их можно сделать лохматыми, если сделать надрезы с 2-х сторон.

После того, как вы наклеили основные детали – голову, лапки, хвост, плащ - на лист бумаги сложенный вдвое/ это наша открытка/, мы делаем глазки, носик, ротик. Можно вырезать их, а можно нарисовать цветными карандашами.

У некоторых собачек получилось грустное выражение мордочки. Давайте подарим каждой собачке косточку, и тогда наша собачка не будет злой и кусачей.

Физкультминутка

Под музыку песни про собаку мы немного отдохнем, сделаем упражнения.

Собака бывает кусачей только от жизни собачей,

Когда у собаки есть будка и миска,

Ошейник, луна и в желудке сосиска,

То эта собака не круглая сирота.

Мы отдохнули, подвигались и теперь продолжаем работу. Сделаем собачке косточку, пользуясь лекалом. Как надо использовать лекало?

Ответы детей.

Правильно, обвести карандашом и вырезать по контуру.

Можно наклеить косточку на другой стороне открытки, можно вырезать маленькие сосиски и угостить ими собачку. А может, кто-то захочет добавить в свою открытку миску, будку, луну. Тогда ваша открытку сразу станет забавной и обязательно повеселит того, кому вы ее подарите.

Вот какое изображение у нас получилось на развороте. А на верхней стороне открытки вы можете наклеить то, что хотите, - цветы, вырезанные из бумаги, написать буквы. Вы мо-

жете проявить собственную фантазию, добавить такие детали, которые, вы знаете, понравятся вашему другу.

Итог занятия. Оценка работ.

Подарки мы всегда делаем близким людям, так что особенно важно было сделать все аккуратно, чисто, проявить умение и собственное творчество.

У всех ребят получились красивые открытки.

Теперь вы сможете подарить эти открытки, выполненные своими руками, мамам, папам, своим друзьям.

Занятие по развитию речи

Методическая разработка коммуникативной НОД
«Знакомство со звуком "А" и буквой "А"»

Каширская Юлия Викторовна, воспитатель
д/с №13 г.Алексеевки Белгородской области

Данная разработка может использоваться педагогами при обучении детей грамоте, формировании первоначальных представлений о звуках и буквах русского алфавита. Конспект НОД был разработан в соответствии с возрастными особенностями детей шестого года жизни и в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Цель: Познакомить детей шестого года со звуком «А» и буквой «А».

Задачи: Знакомство с буквой «А», формировать умение находить её среди других букв алфавита. Развивать зрительное и слуховое внимание, тонкую и артикуляционную моторику. Развивать координацию речи с движениями, творческое воображение. Воспитывать доброжелательность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.

Материалы и оборудование: палочки счётные, буквы для магнитной доски, цветные карандаши, рабочие тетради, буква А из разрезной азбуки, дидактическая игра «Четвёртый лишний», «Топай - хлопай».

Предварительная работа: отгадывание загадок, рассматривание букваря Н. Жуковой, упражнения на выделение звука А в словах, разучивание физкультминутки «Аист» В. И. Ковалько.

Перечень литературного материала:

  1. В. Берестов «Читалочка».
  2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников.
  3. Э. Успенский «Буква А».

1. Организационный момент. Приветствие «Доброе утро!».

2. Напомнить пословицу: «Ученье - свет, а неученье - тьма». (Выяснение её значения у детей.)

Сведения из истории письменности. (В древности люди писали на камнях, глиняных дощечках, папирусе, пергаменте, бересте и т. д.)

3. Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка».

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прости, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай ещё страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

4. Ребята, к нам сегодня приехали гости - Аня и Антон (дети подготовительной группы) . Они приготовили для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах: арка, антенна, арбуз, акробат.

Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поётся и мы когда его произносим во рту не чувствуем преграды.

Посмотрите на картинки. Что доктор просит сказать больного? (А-а-а) Как девочка укладывает куклу спать? (А-а-а)

Давайте вместе произнесём звук «А» (широко открывая рот, с разной силой голоса) .

5. Дидактическая игра «Топай - хлопай». Ребята, если в слове вы услышите звук [а], тогда хлопайте. А если этого звука нет - топайте.

Роща, оса, роза, окунь, парта, солнце, небо, дерево, ручка, карандаш, портфель, оценка, хлеб, альбом, берёза, друг, иней, заяц, петух, класс, мороз.

6. Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

Чтение стихотворения Э. Успенского.

Всем известно, буква А -

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

Обожают этот звук

И Андрей, и Аллочка,

Палка так и палка так,

И в середине палочка.

Это буква А. Она состоит из трёх палочек. Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна короткая.

Давайте пропишем букву «А» в воздухе.

А теперь сложим букву из счётных палочек.

Какую букву сложили? (А)

А вот это маленькая «а». Она состоит из полукруга и изогнутой палочки. Какие это буквы? (Большая А и маленькая а.)

Обратите внимание: они красного цвета, потому что они обозначают гласный звук. Давайте в тетрадях напишем букву А красным карандашом.

7. Физкультминутка «Аист».

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает)

Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова - правою ногою,

Снова - левою ногою.

После - правою ногою,

После - левою ногою.

И тогда придёшь домой.

8. Упражнение «Живой конструктор».

С каким звуком мы сегодня познакомились? С какой буквой?

Каким цветом обозначаем звук А?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Программное содержание: закрепить чёткое произношение звука «а» в словах, продолжить работу по развитию фонематического слуха, определять место звука в слове, познакомить с буквой А, дать понятие «слог» и деление слов на слоги, закрепить понятия высокий - низкий, большой - маленький, развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание к слову.

Оборудование: зеркала, (дом, домик, большой и маленький арбуз, аист, мак, кукла Алеша, гномик Ай). Символ звука «а», буква А, пластилин, фломастеры, карточки-схемы.

Ход занятия

1. Оргмомент. Психогимнастика. Развитие мимических мышц и дружеских отношений. Педагог показывает пиктограммы. Дети подражают изображениям. Выражая радость, печаль, злобу, веселье, удивление, страх, ласку. Педагог предлагает детям взять за руку друга, улыбнуться ему и сказать добрые слова.

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы продолжим и познакомимся с буквой А.

3. Знакомство с понятием «слог». Деление слов на слоги.

Уточнить понятия большой- маленький, высокий- низкий.

На доске два домика.

Дети, внимательно посмотрите и скажите, какие это домики?

В большом доме живёт мальчик Алёша, а в маленьком - гномик Ай.

Объясните почему?

Алёша большой, высокий, а гномик маленький, низенький.

На доску выставляются две картинки большой и маленький арбузы.

Какой арбуз отдадите Алёше, а какой Аю?

Почему вы так решили?

Назовите слова со звуком «а»? - Алёша, арбуз, Ай.

Послушайте, какие эти слова по длине, одинаковые или разные?

Все эти слова разные, одни короткие, а другие длинные.

Давайте найдём самое короткое слово.

Посмотрите, когда мы произносим имя гномика, ротик открывается только один раз. Если положим ладошку под бородку, то бородка только один раз дотронется до ладошки. Это слово состоит из одного слога. Мы обозначим слог одним прямоугольником.

Давайте посчитаем слоги в слове «арбуз».

На доске выставляются две прямоугольные полоски под картинкой «арбуз».

Сколько же раз откроется ротик в слове «Алёша»? Сколько раз бородка дотронется до ладошки? Хлопните в ладошки столько раз.

4. Упражнения в делении слов на слоги.

5. Физминутка. Ходьба по условным точкам. Развитие координации движений.

6. Знакомство с буквой А.

Что я держу в руке? - Книгу.

Что это за чёрные значки?

Это буквы. Каждый звук нашей речи обозначается буквой. Звук мы слышим, а букву видим и можем её прочитать. Когда мы узнаем все буквы, мы сможем прочитать эту книгу. А сегодня мы познакомимся с буквой А. Буква А есть большая. С неё начинаются имена, названия городов, рек, государств, континентов. Например: Аня, Африка. У большой буквы А есть маленькая сестричка, маленькая буква а. Она пишется в названиях различных предметов, в начале, в середине и в конце слова. Например: аист, пар, трава.

Буквы выставляются на доске. Рисуются в воздухе. Лепятся из пластилина.

Работа по карточке-схеме.

Дети называют слова, определяют место звука «а» в словах на карточке.

Закрашивают нужную клеточку. Печатают букву А.

8. Закрепление произношения звука «а» в словах. Игра с мячом. Педагог называет слова, дети ловят мяч и повторяют слово.

9. Итог занятия. Кто больше назовёт слов со звуком «а»

Программное содержание:

— познакомить со звуком и буквой А;

— развивать артикуляционную и пальчиковую моторику. Развивать фонематические процессы: различение звукоподражаний и бытовых шумов, выделение изолированного звука А среди других, выделение звука в начале слова. Развивать конструктивный праксис, зрительное восприятие;

— воспитывать познавательный интерес через игровые моменты.

ОБОРУДОВАНИИЕ: ноутбук, компьютерная игра «Учимся говорить правильно» из серии «Скоро в школу»; символы гласных звуков, фотоальбом; картинка-сюрприз; индивидуальные зеркала; сюжетные картины для звука А; предметные картинки, названия которых начинаются на звук А и другие звуки; буква А; «Волшебные» квадраты по числу детей.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: стихотворение о букве А.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

— Ребята, кто из вас любит играть в компьютерные игры. Сегодня я принесла Вам интересную игру, в нее могут играть только очень внимательные ребята. Кто из вас внимательный?

(Дети вместе в логопедом садятся перед компьютером. Игра на дифференциацию звукоподражаний, бытовых шумов и звуков природы. Дети участвуют в игре по очереди).

II. Сообщение темы занятия.

— Ребята, сейчас вы внимательно слушали и угадывали звуки, которые можно услышать на улице, звуки, которые издают предметы и животные. А вот сейчас к нам в гости придет звук, который не могут издавать предметы и животные, его может произносить только человек. Встречайте, ребята, к нас пришел звук А. Он очень любит петь и при этом очень широко открывает рот.

(Выставляется символ звука А).

— Ребята, звук А очень хочет с Вами познакомиться и подружиться. Он пришел к нам не с пустыми руками, а принес с собой сюрприз — картинку, но не хочет ее просто так отдавать, а хочет с Вами поиграть. Звук А приготовил для Вас интересные задания и за каждое выполненное задание он будет давать Вам по одной части картинки. А когда вы выполните все задания, сможете собрать картинку.

III. Знакомство с символом звука А.

— Друзья обычно показывают друг другу альбомы с фотографиями. Вот и звук А принес нам свой альбом, давайте его посмотрим: здесь фотографии звука А и его друзей. Давайте найдем фотографии звука А.

(Совместное рассматривание альбома с детьми)

— Молодцы, Вы нашли все фотографии звука А. За это вы получаете одну часть сюрприза – картинки.

IV. Сопряженная гимнастика.

— А сейчас звук А хочет научить нас петь так же как он, для этого нужно потренировать ниши губы, а помогут нам наши пальчики. Мы выполним упражнение «Птенчики в гнезде».

А) «Гнездо»;

Б) «Птенчики».

V. Характеристика звука А перед зеркалом.

(У каждого ребенка индивидуальное зеркало).

— Сейчас мы научимся также широко открывать рот так же, как звук А: рот широко открыт, похож на круг, язык спокойно лежит внизу за нижними зубками, песенка тянется, преград не встречает, гласная.

— Молодцы, ребята, здорово у Вас получается петь, как звук А. За это вы получаете еще одну часть картинки.

VI. Звукоподражания.

— Звук А очень важный, нам без него никуда: — Что просит сказать врач, когда смотрит горлышко? (Аааа), — Как мама укачивает малыша? (Аааа)

VII. Развитие фонематического слуха.

А) выделение звука из ряда других: «Похлопаем звуку А»:

— А сейчас звук А хочет для нас спеть, а мы, когда услышим его песенку, будем ему хлопать, а если Вы услышите другие звуки, то хлопать не надо.

— Молодцы, за то, что Вы были такими внимательными слушателями звук А дарит Вам еще одну часть картинки.

Б) выделение звука из начала слова: «Подарим звуку А открытки»:

— А теперь мы сделаем подарок для звука А. Мы подарим ему открытки. Нужно выбрать только те, на которых нарисованы предметы, название которых начинается на звук А.

— Звуку А очень понравились Ваши открытки, за это он дарит Вам еще одну часть картинки.

VIII. Знакомство с буквой А.

А) анализ внешнего вида буквы:

— А откуда же к нам пришел звук А? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква А. Вот он.

(На доску выставляется буква А. Дети высказывают свои мнения, на что поход домик у звука А. Затем взрослый знакомит всех со стихотворением):

«А» шалашик, посмотри,

И скамеечка внутри.

Б) конструирование буквы А из «Волшебного квадрата»:

— А давайте построим для звука А домики – Буквы А. Строить мы будем из треугольников и полосок такую же букву А, как на открытке.

— У Вас получились замечательные буквы А. Вот Вам еще одна часть картинки.

В) узнавание буквы А на сюжетной картине:

— Звуку А очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться домой, и вот его последнее задание: нужно проводить нашего нового друга до дома – найти все его домики – буквы А на этой картинке.

(Дети встают со своих мест, подходят к сюжетной картине и каждый находит по одной букве).

— Молодцы, ребята, Вы справились со всеми заданиями и у Вас все части картинки – сюрприза, давайте ее соберем. Давайте поблагодарим нашего гостя и проводим его.

IX. Итог занятия.

(Итог занятия проводится на основе собранной картинки, на которой изображена буква а и аист)

— Какой звук к нам сегодня приходил в гости?

— Как называется домик звука А?

— Какой веселый стишок мы сегодня узнали про букву А?

— А почему на этой картинке наш новый друг нарисовал аиста?



Понравилась статья? Поделитесь ей