Контакты

Занятие в средняя логопед группа звук в. Занятие по обучению грамоте в средней группе «Звук и буква А» для детей с общим недоразвитием речи

Конспект логопедического занятия «В гостях у звуковичка»
Тема: Звук [Н] и буква Н
Цель: знакомство детей со звуком и буквой Н.
Задачи:
коррекционно-образовательные цели:
- ознакомление с артикуляцией звука [Н];
- формирование навыка выделения конечного и начального звука [Н] из слов; - формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [Н];
- формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [Н];
- деление двусложных слов (Нина, Ната, нота) на слоги.
- знакомство с буквой Н;
- конструирование и печатание буквы Н;
- чтение обратных и прямых слогов с буквой Н;
- чтение двусложных слов с буквой Н;
- узнавание буквы Н в словах.
коррекционно-развивающие цели:
- развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
коррекционно-воспитательные цели:
-воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативность, ответственность.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Рассказывание логопедом стихотворения.
Логопед кладет перед каждым ребенком открытый на с. 20 букварь.
Логопед. Посмотрите внимательно на картинку и послушайте стихотворение.
Нос в веснушках у Наташки,
Наша Ната - первоклашка.
Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [н]?
Дети. Нос, Наташки, наша, Ната.
Логопед. Правильно. А в каком еще слове есть звук [н]?
Дети. Веснушки.
Логопед. Верно.
II. Основная часть:
Упражнение «Подними флажок».
Логопед предлагает детям пока закрыть буквари.
Логопед. Произнесите звук [н]. Почувствуйте, как воздух проходит через нос. Попробуйте зажать нос и произнесите звук еще раз. Не получается? Вот это и доказывает нам, что воздух проходит через нос. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?
Дети. Это согласный звук. Его нельзя петь.
Логопед. Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Воздух проходит через нос. Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [н]?
Дети. Синим кружком.
Логопед. Правильно. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [н] от других звуков. (Раздает детям цветные флажки.) Я буду говорить, а вы будете поднимать сигнал, если услышите звук [н]: н, а, т, н, п, у, п, н, ау, ин, ун, оп, слон, нос, стук, банан.
Дети выполняют задание.
Логопед. Отлично. Вы были очень внимательными.
Упражнение «Что получится?»
Логопед достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом для звукового анализа.
Логопед. А сейчас мы поиграем в игру «Что получится?» Если я сначала произнесу звук [а], потом звук - [н], что получится?
Дети. Ан.
Логопед. Верно. Каким кружком я обозначу звук [а], каким - звук [н]?
Дети. Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука |н] - синий.Логопед выкладывает схему слога на магнитной доске.
Логопед. Если я произнесу [о], потом [н], что получится?
Дети. Он.
Логопед. Обозначьте звуки кружками, выложите схему.
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы! Разберите схему. Если я произнесу [н], потом - [у], что получится?
Дети. Ну.
Логопед. Выложите схему.
Дети выполняют задание.
Логопед. Отлично. Разберите схему. Если я произнесу [на], потом - [та], что получится?
Дети. Ната.
Логопед. Молодцы.
Работа по букварю.
Логопед убирает контейнеры с кружками и предлагает детям открыть буквари.
Логопед. Посмотрите на левую страничку. Вы видите буквы
Н, н. Почему они синего цвета?
Дети. Они согласные.
Логопед. Верно. Из скольких палочек состоит буква Н?
Дети. Из трех.
Логопед. Правильно. Пройдите к доске и сложите букву Н из магнитных палочек.
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы! А теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы. Давайте поможем девочке Наде найти на столе и стуле все предметы, названия которых начинаются со звука [н].
Дети. Нож, ножницы, носок.
Логопед. А еще наперсток. Видите, он лежит на стуле. Его надевают на палец, когда шьют. А на столе в вазе стоят нарциссы. Посмотрите, какие это красивые цветы. Теперь посмотрите на соседнюю страничку. Вы видите букву Н, которую сложили из палочек и из бумаги. Дома вы попробуете сложить такую же букву. А сейчас давайте почитаем слоги в зеленой рамке.
Дети. ан, ун, он, ин, на, ну, но, ни.
Логопед. Теперь будем читать слова. Дуги под ними будут вам помогать. Они показывают, как правильно соединять буквы при чтении. Давайте попробуем прочитать слова.
Дети. Он, она, они, нота, Ната, Нина.
Логопед. Посмотрите, как выглядит нота. Это знак для записи музыки. Прочитайте еще раз подпись под картинкой.
Дети. Нота.
Логопед. А теперь посмотрите на другую картинку. Мы видим двух девочек. Давайте прочитаем, что там написано.
Дети. Тут Ната и Нина.
Логопед. Молодцы! Следующую страницу букваря вы рассмотрите дома с мамой и поиграете в игры, которые на ней есть. (Собирает буквари.)
Подвижное упражнение «Ракета».
Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает сделать знакомое упражнение.
А сейчас мы с вами, дети, Маршируют по кругу.
Улетаем на ракете. На носки поднимись, Поднимаются на носки, тянут руки
вверх, сомкнув их.
А потом руки вниз. Опускают руки.
Раз, два, потянись. Вновь тянутся вверх.
Вот летит ракета ввысь! Бегут по кругу на носочках.
Работа в тетради №3.
Логопед приглашает детей к столу и раздает им открытые на с. 14 тетради, ставит на стол контейнер с простыми и цветными карандашами.Логопед. На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы Н, н. Каким карандашом вы обведете и раскрасите их?
Дети. Синим.
Логопед. Почему?
Дети. Буква Н - согласная.
Логопед. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они сидели правильно, не опускали низко голову, правильно держали карандаш.
Логопед. Какие предметы нарисованы у вас в тетради?
Дети. Ноты, ножницы, нарцисс.
Логопед. Я очень рада, что вы запомнили слова «нарцисс», «нота». С какого звука начинаются эти слова?
Дети. Со звука [н].
Логопед. Верно. Вы раскрасите эти картинки вечером, после того как пополдничаете. А сейчас возьмите простые каран¬даши. Мы будем писать новую букву. Посмотрите, как я пишу ее на доске. (Показывает.) Сначала пишу одну палочку сверху вниз, рядом другую и соединяю их перекладиной посередине. Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.
Дети пишут строчку буквы Не тетради, логопед оказывает им помощь. Логопед убирает тетради.
III. Итог:
Логопед. Давайте вспомним, что нового вы узнали на занятии?
Дети. Мы познакомились с буквой Н и узнали, что она согласная.
Логопед. Какие слова на звук [н] вы запомнили?
Дети. Нарцисс, нота, Ната, носок, ножницы, нож.
Логопед. Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе!

Жохова О.В.
учитель-логопед, ГБОУ д/с №437 г.Москвы

Тема: «Звук А».

Цели: 1. познакомить детей с понятием «звук»;

2. учить детей выделять на слух и в произношении звука А в начале слова;

3. познакомить с правильной артикуляцией звука А;

5. совершенствование фонематического восприятия, внимания и памяти.

Оборудование: кукла, картинки с изображением Айболита, акулы, аиста, апельсина, антенны; зеркала.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Сядет тот, кого я назову по имени. (Маша, Алеша, Саша…)

2. Знакомство с понятием «звук».

На прошлом занятии мы учились с вами слушать звуки, которые издают разные предметы. Мы слушали, как дудочка дудит, как барабан стучит, бумага шуршит, вода булькает. Мы тоже с вами произносим разные звуки. С помощью звуков мы разговариваем. Если мы хотим сказать слово «самолет» мы должны сначала засвистеть: ССС, СССамолет (дети повторяют), а если хотим сказать слово «шапка», мы должны сначала зашипеть: ШШШ, ШШШапка, если «рыба» - зарычать: РРР, РРРыба.

3. Знакомство со звуком А.

К нам на занятие сегодня пришла кукла, зовут ее Аня. Она хочет познакомить вас со своим любимым звуком. Послушайте, пожалуйста, еще раз ее имя: Ааааня. Ее имя начинается на звук А. этот ее любимый звук. Какой звук любит Аня?

Посмотрите, какие картинки принесла нам Аня. На них нарисованы предметы, которые тоже начинаются на звук А.

Логопед произносит слова со звуком А, выставляя на доску картинки: Айболит, апельсин, акула, аист, антенна, выделяя звук А голосом.

Вы слышите в этих словах звук А?

Правильно, в этих словах звук А стоит первым, в начале слова.

4. Уточнение артикуляции звука А:

Горлышко «гудит» (проверяем, прикладывая ладонь);

Воздух легко выходит изо рта, ему ничего не мешает;

Рот широко открыт, «большие ворота»;

Его можно тянуть, петь, громко крикнуть (проверяем: тянем, поем, громко кричим).

5. Динамическая пауза.

Игра «Положим малыша спать» - развитие умения менять высоту голоса, формирование длительного ротового выдоха.

Дети качают на руках воображаемого малыша и тянут: АаАаАаАаАаАаАаА… .

6. Игра «Чего не стало?».

Логопед выставляет на доску картинки с изображением предметов, начинающихся на А. По сигналу логопеда «ночь» дети закрывают глаза, логопед в это время убирает 1 картинку. По сигналу логопеда «день» дети открывают глаза и говорят, чего не стало. Например, «нет акулы», «нет апельсина».

7. Артикуляционная гимнастика.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки -

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем. (упражнение «Заборчик»)

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи. (упражнение «Трубочка»)

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем. (Упражнение «Надуй шарики»)

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов? (упражнение «Часики»)

Кто пришел к нам сегодня на занятие?

Какой звук любит Аня?

Какое слово ты запомнил на звук А?

С каким звуком мы познакомились?

Тема: «Звук и буква А»

Цели. Коррекционно – образовательные. Знакомство с буквой А. Закрепление правильного произношения звука «А». Обучение выкладыванию буквы из полосок.

Коррекционно – развивающие. Совершенствовать тактильные ощущения, развивать артикуляционную и мелкую моторику рук.

Коррекционно – воспитательные. Воспитывать любознательность, трудолюбие, усидчивость.

Материал. Игрушка доктор Айболит, буква А, вырезанная из красной бархатной бумаги, карточки с буквой А,красные полоски для складывания буквы, альбомы для детей.

ХОД НОД.

1.Игра «Подарок доктора Айболита».

Воспитатель. Дети, к нам в гости пришел доктор Айболит. Он хочет про верить, здоровы ли вы. Давайте покажем наши горлышки и скажем: «А-А-А». Дети повторяют,воспитатель контролирует, чтобы все четко произносили звук.

Воспитатель. Доктору Айболиту очень понравилось, как вы говорите: «А-А-А», поэтому он решил подарить вам эту красивую букву А (показывает букву из красной бархатной бумаги). Давайте посмотрим и потрогаем эту букву. Подносит букву А каждому ребенку, дети проводят по ней пальчиками. Эту букву я написала каждому в альбом, а вы покажете ее своим родителям.

2.Игра «Веселый язычок». Дети с педагогом подходят к зеркалу.

Воспитатель. Жил — был Веселый Язычок в своем домике. В домике этом красные двери, рядом с дверями веселые звери. Любят зверюшки конфеты и плюшки. Воспитатель показывает на губы, дети повторяют движение, педагог показывает на зубы, дети повторяют движение. Все дети повторяют за воспитателем четверостишие, показывая на губы и зубы.

Воспитатель. Догадались, что это? Это домик – рот. Красные двери – это губы, посмотрите, как они открываются и закрываются(показывает). Дети повторяют. А звери – это зубки. Зубками мы кусаем конфеты и плюшки (показывает конфеты и булочки – плюшки). Дети смыкают и размыкают зубы.

Кто в домике живет? Веселый Язычок. Высунули язычок и убрали обратно(сделали 2-3 раза).

3.Игра «Выложи букву».

Воспитатель. Айболит принес нам конверт. Посмотрите, что в нем лежит?(Вынимает из конверта карточку с буквой А и полоски для складывания буквы). Дети, как называется эта буква? Дети совместно с воспитателем говорят: «Это буква А.»

Воспитатель. Показывает на букву А на доске. Буква состоит из двух длинных палочек и одной короткой. Сейчас вы будете из полосок выкладывать букву А. (Раздает детям по две длинные полоски и одной короткой и карточку с буквой А.) Возьмите две длинные полоски и положите сверху на букву. Потом короткую полоску положите поперек посредине. Какая получилась буква у Сони? (Соня: «Это буква А.») Так воспитатель спрашивает 2-4 детей.

4.Итог НОД. Какую букву вы сегодня узнали? Хорошо выложили букву А из полосок. Давайте похлопаем.

Звук и буква и.

Программное содержание.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить у детей понятия «звук», «буква», «слово». Закрепить умение различать на слух слова с начальным ударным гласным звуком А, У, О, И. Познакомить с гласной буквой И. Упражнять детей в чтение слияния гласных А-И, И-А. Учить делить слова на слоги, различать длинные и короткие слова. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом. Учить подбирать однокоренные слова.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, память. Развивать физиологическое и речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание навыков инициативности и интерес к занятиям.

Материал.

Демонстрационный: звуковые домики, магнитные буквы А, У, О, И. «Логокуб».

Раздаточный: предметные картинки со звуком И, А, О, У; фишки.

Словарная работа.

Звук, слово, буква, гласный звук, однокоренные слова (игра) .

1. Организационный момент.

Игра «Логокуб». Дети раскладывают картинки и остаются картинки со звуком И.

Иииндюк, ииириска, иииголка, ииирисы, ииизбушка. Какой звук первый во всех этих словах?

2. Сообщение темы.

Жил-был звук И. Рот звука И всегда широко-широко улыбался, и от этого песни звучали разные. Воздуху ничего не мешает.

Игровое упражнение «Лесенка». (Громким, тихим голосом) .

Какой это звук?

Гласные звуки мы будем обозначать красным кружочком.

3. Упражнение «Слушайте внимательно».

Какие слова начинаются на звук?

Ира с Игорем играли,

Все игрушки разбросали.

4. Игра «Слова одной семейки».

Что можно делать с игрушками? (играть)

Эта машинка (какая) … Игрушечная

У нас есть много (игрушек)

Сейчас я приглашу вас на (игру)

Со мной вы будете (играть) .

Слова игра, играть, игрушки, игрушечная называются родственными. Они похожи на слово игра. Это семья слов.

Какое слово длиннее игра или игрушки?

5. Физминутка. «Игра».

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята.

Как лисенок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал.

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит,

Просыпаться не спешит.

6. Знакомство с буквой.

Послушайте стихотворение о букве И.

Молоток я раздобыл

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? - Три!

А какая буква? – И.

Что она вам напоминает?

Выкладывание буквы И из палочек.

7. Чтение слияния гласных: АУ, АИ, ИА, ИО…

И… А и т. д.

8. Звуковой анализ слияния гласных: АИ, ИА

Какой первый звук?

Какой второй звук?

Сколько звуков?

Какие они?

О каком звуке мы говорили? Чем буква отличается от звука И?

Я хочу вас угостить конфетой, которая начинается на звук И. Ириска.

Программное содержание:

— познакомить со звуком и буквой А;

— развивать артикуляционную и пальчиковую моторику. Развивать фонематические процессы: различение звукоподражаний и бытовых шумов, выделение изолированного звука А среди других, выделение звука в начале слова. Развивать конструктивный праксис, зрительное восприятие;

— воспитывать познавательный интерес через игровые моменты.

ОБОРУДОВАНИИЕ: ноутбук, компьютерная игра «Учимся говорить правильно» из серии «Скоро в школу»; символы гласных звуков, фотоальбом; картинка-сюрприз; индивидуальные зеркала; сюжетные картины для звука А; предметные картинки, названия которых начинаются на звук А и другие звуки; буква А; «Волшебные» квадраты по числу детей.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: стихотворение о букве А.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

— Ребята, кто из вас любит играть в компьютерные игры. Сегодня я принесла Вам интересную игру, в нее могут играть только очень внимательные ребята. Кто из вас внимательный?

(Дети вместе в логопедом садятся перед компьютером. Игра на дифференциацию звукоподражаний, бытовых шумов и звуков природы. Дети участвуют в игре по очереди).

II. Сообщение темы занятия.

— Ребята, сейчас вы внимательно слушали и угадывали звуки, которые можно услышать на улице, звуки, которые издают предметы и животные. А вот сейчас к нам в гости придет звук, который не могут издавать предметы и животные, его может произносить только человек. Встречайте, ребята, к нас пришел звук А. Он очень любит петь и при этом очень широко открывает рот.

(Выставляется символ звука А).

— Ребята, звук А очень хочет с Вами познакомиться и подружиться. Он пришел к нам не с пустыми руками, а принес с собой сюрприз — картинку, но не хочет ее просто так отдавать, а хочет с Вами поиграть. Звук А приготовил для Вас интересные задания и за каждое выполненное задание он будет давать Вам по одной части картинки. А когда вы выполните все задания, сможете собрать картинку.

III. Знакомство с символом звука А.

— Друзья обычно показывают друг другу альбомы с фотографиями. Вот и звук А принес нам свой альбом, давайте его посмотрим: здесь фотографии звука А и его друзей. Давайте найдем фотографии звука А.

(Совместное рассматривание альбома с детьми)

— Молодцы, Вы нашли все фотографии звука А. За это вы получаете одну часть сюрприза – картинки.

IV. Сопряженная гимнастика.

— А сейчас звук А хочет научить нас петь так же как он, для этого нужно потренировать ниши губы, а помогут нам наши пальчики. Мы выполним упражнение «Птенчики в гнезде».

А) «Гнездо»;

Б) «Птенчики».

V. Характеристика звука А перед зеркалом.

(У каждого ребенка индивидуальное зеркало).

— Сейчас мы научимся также широко открывать рот так же, как звук А: рот широко открыт, похож на круг, язык спокойно лежит внизу за нижними зубками, песенка тянется, преград не встречает, гласная.

— Молодцы, ребята, здорово у Вас получается петь, как звук А. За это вы получаете еще одну часть картинки.

VI. Звукоподражания.

— Звук А очень важный, нам без него никуда: — Что просит сказать врач, когда смотрит горлышко? (Аааа), — Как мама укачивает малыша? (Аааа)

VII. Развитие фонематического слуха.

А) выделение звука из ряда других: «Похлопаем звуку А»:

— А сейчас звук А хочет для нас спеть, а мы, когда услышим его песенку, будем ему хлопать, а если Вы услышите другие звуки, то хлопать не надо.

— Молодцы, за то, что Вы были такими внимательными слушателями звук А дарит Вам еще одну часть картинки.

Б) выделение звука из начала слова: «Подарим звуку А открытки»:

— А теперь мы сделаем подарок для звука А. Мы подарим ему открытки. Нужно выбрать только те, на которых нарисованы предметы, название которых начинается на звук А.

— Звуку А очень понравились Ваши открытки, за это он дарит Вам еще одну часть картинки.

VIII. Знакомство с буквой А.

А) анализ внешнего вида буквы:

— А откуда же к нам пришел звук А? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква А. Вот он.

(На доску выставляется буква А. Дети высказывают свои мнения, на что поход домик у звука А. Затем взрослый знакомит всех со стихотворением):

«А» шалашик, посмотри,

И скамеечка внутри.

Б) конструирование буквы А из «Волшебного квадрата»:

— А давайте построим для звука А домики – Буквы А. Строить мы будем из треугольников и полосок такую же букву А, как на открытке.

— У Вас получились замечательные буквы А. Вот Вам еще одна часть картинки.

В) узнавание буквы А на сюжетной картине:

— Звуку А очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться домой, и вот его последнее задание: нужно проводить нашего нового друга до дома – найти все его домики – буквы А на этой картинке.

(Дети встают со своих мест, подходят к сюжетной картине и каждый находит по одной букве).

— Молодцы, ребята, Вы справились со всеми заданиями и у Вас все части картинки – сюрприза, давайте ее соберем. Давайте поблагодарим нашего гостя и проводим его.

IX. Итог занятия.

(Итог занятия проводится на основе собранной картинки, на которой изображена буква а и аист)

— Какой звук к нам сегодня приходил в гости?

— Как называется домик звука А?

— Какой веселый стишок мы сегодня узнали про букву А?

— А почему на этой картинке наш новый друг нарисовал аиста?



Понравилась статья? Поделитесь ей