Контакты

За что родители обязаны и не обязаны платить в школе. Права и обязанности учащихся в школе и что они не обязаны делать Кто наверстает пропущенное

Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее- Закон) определен порядок обучения для детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации.Согласно ст. 41 Закона для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Примечание . «Длительное лечение» подразумевает пребывание на стационарном лечении 21 день и более.
А как же быть школьникам, которые болели менее 21 дня?
Согласно ст. 44 Закона родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
В соответствии со ст. 43 Закона обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
По мнению юристов, в этом случае по умолчанию следует считать, что школьники, пропустившие занятия, в том числе и по болезни продолжительностью менее 21 дня, должны восполнить пробелы в своих знаниях самостоятельно, а школа может проводить только те занятия, которые предусмотрены учебным планом. Также по умолчанию на уровне региона может быть принят нормативный акт, а на уровне образовательного учреждения - локальный акт, обеспечивающие организацию занятий с такими обучающимися.
Локальными актами школы (Устав, Положение об организации обучения больных детей и др.) работа с отстающими обучающимися, с обучающимися, пропустившими занятия по уважительным причинам, как правило, может быть предусмотрена если:
— она включена в муниципальное задание школе и, таким образом, на эту работу заложено финансовое обеспечение;
— школа располагает внебюджетными средствами, которые она может направить на оплату труда учителей, работающих с такой категорией обучающихся.
Если ни локальные акты школы, ни региональное законодательство не предусматривают возможности обучения длительно болеющих детей либо болеющих непродолжительный период, то выдвигать требования к школе родителям будет затруднительно.
В любом случае родителям следует порешать данные вопросы с администрацией школы, поискать совместно приемлемые варианты, например, перейти на обучение по индивидуальному учебному плану и др.
Примечание . С локальными актами школы родители могут познакомиться на её сайте.

Многие родители, несмотря на то что школьная форма давно стала обязательным атрибутом учебной жизни, задаются вопросом: школьная форма — это обязательно? Нужно ли, готовя ребенка к школе, покупать форму или можно обойтись без нее?

У родителей и педагогов, учащихся выпускных классов есть множество аргументов «за» и «против». Многие считают, что обязательное ношение школьной формы ущемляет права и обязанности личности. Другие уверены, что школьная форма организует ученика, улучшает дисциплину в классе, повышает уровень внимания на занятиях.

Для чего была введена школьная форма?

  1. Для обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни.
  2. Устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися.
  3. Предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками.
  4. Укрепление общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

Является ли школьная форма обязательной при посещении учебного заведения?

С момента как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон) дал образовательным организациям возможность устанавливать требования к одежде школьника (цвету, виду, размеру, фасону, знакам отличия и т. д.), вопросов относительно необходимости школьной формы стало еще больше.

С правовой точки зрения, если образовательная организация ввела школьную форму, то она является необходимым условием посещения школы. Обязанность учащегося — выполнять Устав образовательной организации и требования локальных актов, например, ношение школьной формы (ст. 43 Закона). Каждый родитель, который отдает ребенка в 1 класс, должен ознакомиться с Уставом образовательного учреждения под роспись. Если Устав содержит пункт о том, что в школе форма обязательна, то все обучающиеся, как участники образовательного процесса, обязаны выполнять требования школы — носить форму.

В ситуации, когда ученик пришел в школу без формы — он нарушил требования Устава образовательного учреждения. Данная ситуация не должна повлечь за собой такую меру как отстранение от учебы. Это связано с тем, что каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Нарушения Устава образовательного учреждения могут привести к дисциплинарным взысканиям. Чаще всего в школьной практике с учеником или его родителями достаточно провести беседу, чтобы внешний вид ученика соответствовал требования школьного этикета.

Здесь стоит отметить, что школа должна принять локальный акт, с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей и представительного органа работников школы, учащихся. Введение требований к одежде должно приниматься решением всех участников образовательного процесса.

Кто определяет, какую форму должны носить дети?

Данный вопрос относится к компетенции образовательной организации, которая устанавливает виды одежды (спортивная, парадная, повседневная). Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки школы, класса в виде эмблем, галстуков, значков. Школа может порекомендовать купить одежду определенного фасона или цветовой гаммы, но не имеет право требовать купить форму в конкретном магазине, указав определенного производителя.

Специальные требования к форме обучающихся предусмотрены для образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области:

  • обороны и безопасности государства;
  • обеспечения законности и правопорядка;
  • таможенного дела и т. д.

В данном случае правила ношения форменной одежды и знаков различия устанавливаются учредителем образовательной организации (ст. 38 Закона).

Могут ли школьников обеспечить формой бесплатно?

Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления (ст.38 Закона). Это означает, что некоторые категории школьников могут быть обеспечены формой за счет бюджетных средств, если это предусмотрено субъектом РФ.

Решение о введении требований к одежде обучающихся должно учитывать материальные затраты малообеспеченных семей (Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»). Таким образом, если субъект РФ установил жесткие требования к форме, то в его обязанности будет входить обеспечение такой формой всех малоимущих граждан.

Порядок обращения за получением субсидии зависит от региона проживания семьи учащегося. В зависимости от территории за получением субсидии можно обратиться либо в МФЦ, районную администрацию, либо в школу.

  • Одежда должна соответствовать гигиеническим требованиям к одежде для детей, подростков и взрослых (СанПиН 2.4/71 1.1.1286-03).
  • Одежда должна соответствовать погоде, месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.
  • Не рекомендуется ношение обуви, одежды с травмирующей фурнитурой, асоциальной символикой.
  • Внешний вид должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и носить светский характер.

Безусловно, учащиеся, которые придерживаются определенных требований к внешнему виду, соблюдают правила школьной жизни. Плюсов от того, что школа вводит ношение школьной формы, гораздо больше, чем минусов. Детям необходимо ощущать свою принадлежность к определенной группе, коллективу. Это успешно достигается за счет введения школьной формы.

Школьная пора.
Памятка для родителей

Актуально по состоянию на ноябрь 2018 г.

Начался очередной учебный год, и все мы пришли в школу: дети - учиться, а родители - улаживать и устраивать все сопутствующие вопросы. Правовые "околошкольные" знания - в нашем материале.

Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен

Законны ли собеседования при приеме в муниципальную или государственную школу?

Ответ зависит от того, что это за собеседование, и что это за школа. Если по итогам собеседования с потенциальным учеником школа либо принимает его на обучение, либо отказывается, - то такое собеседование является "индивидуальным отбором ". Проводить такой отбор можно и в государственных школах - но это, во-первых, школы с "профильными" классами или углубленным изучением каких-либо дисциплин, а во-вторых, отбор проводится только для учеников 5-11 классов (ч. 5 ст. 67 Закона об образовании*(1)). Принимать в такую школу учеников младшей школы нужно на общих основаниях - то есть проживающих на территории, за которой закреплена школа, а на оставшиеся вакантные места - детей из любых других мест проживания (ч. 3 ст. 67 Закона об образовании). Порядок проведения таких собеседований устанавливает региональное законодательство.

Гораздо чаще при приеме в школу проводится ознакомительное собеседование - по итогам которого педагоги всего лишь оценят общий уровень подготовки ребенка, отметят его слабые и сильные стороны. Обычно оно и вовсе проводится уже после зачисления ребенка в школу, и никаких юридических последствий не имеет. Необходимость такого собеседования может быть закреплена в договоре между школой и родителями ученика или во внутришкольных документах.

Плата за продленку

Законодательство разрешает взимать плату за пребывание в группе продленного дня (ГПД) и при этом не гарантирует какие-либо льготы определенным категориям (например, многодетным или малоимущим).

Сбор денег на ремонт и уборку

Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных школ, обустройство прилегающих к ним территорий - это исключительно забота муниципалитета (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании). Поэтому незаконно требовать с родителей деньги на проведение ремонта в здании школы, обновление забора или асфальта вокруг нее, а также иные подобные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета РФ. Это прямо противоречит законодательству (письмо Минобранауки РФ от 09.09.2015 N ВК-2227/08). Кроме того, все используемые при ремонте строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей (п. 4.31 СанПиН 2.4.2.2821-10), чего, как правило, "народный" ремонт обеспечить не в состоянии. Качественная проверка Роспотребнадзором результатов такого стихийного ремонта может обернуться штрафом по ст. 6.7 КоАП РФ (Нарушение санэпидтребований к условиям воспитания и обучения детей).

Вышесказанное относится и к требованию денег "на уборку класса" - эти траты и без участия родителей должны быть заложены в бюджет школы. Дело в том, что школа обязана создавать условия для охраны здоровья учеников (п. 15 ч. 3 ст. 28 Закон об образовании), в том числе соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (п. 3 ч. 4 ст. 41 Закона об образовании). А эти нормы предписывают школам проведение ежедневной влажной уборки с применением моющих средств, а влажная уборка туалетов, вестибюлей и рекреаций должна проводиться после каждой перемены (п. 12.3 СанПИН 2.4.2.2821-10). Не реже раза в месяц должна проводиться генеральная уборка (п. 12.6 СанПИН 2.4.2.2821-10). Эти мероприятия являются частью содержания школы (так называемое санитарное содержание, см. раздел XII СанПИН 2.4.2.2821-10), и как уже было сказано, финансы на обеспечение содержания школы находит муниципалитет (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании).

Иногда школы просят (а в некоторых случаях и требуют) у родителей деньги и на охрану. Подобные требования не основаны на законе. Школа обязана обеспечивать безопасность учеников во время пребывания в школе (п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании) и создавать безопасные условия обучения, а главное - делать это в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учеников и работников школы (п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании). В частности, в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п. 1 ч. 13 ст. 30 Техрегламента о безопасности зданий*(5)), а на первом этаже школ следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы Росгвардии или Службу 112 (п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения"). И все эти мероприятия финансируются из бюджета муниципалитета, который, во-первых, обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных школ, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании), а во-вторых, занимается профилактикой проявлений терроризма и экстремизма на своей территории (п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Закона о местном самоуправлении*(6)).

В то же время, если у родителей есть желание дополнительно усилить охрану, которая оплачивается школой, то они вправе это сделать за счет собственных средств. Однако привлечение таких пожертвований может быть только сугубо добровольным (ст. 4 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"). Между прочим , о нарушении принципа добровольности при оказании финансовой помощи школе свидетельствуют фиксирование для всех обучающихся суммы пожертвований, определенная периодичность их внесения, а также и встречающиеся иногда штрафные санкции за несвоевременные платежи (письмо Минобразования РФ от 14.05.2001 N 22-06-648).

Помимо финансовых, у родителей часто возникают и иные вопросы к школьной охране, и касаются они полномочий частных охранников. Например, вправе ли охранник не пустить школьника внутрь здания школы, если тот забыл пропуск ? Вообще-то охранник обязан обеспечивать внутриобъектовый и пропускной режим, а стало быть, вправе осуществлять допуск лиц, в том числе школьников, только при предъявлении ими документов, дающих право на вход (п. 2 ч. 1 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности*(7)). С другой стороны, охрана, даже при обеспечении пропускного режима, обязана соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц (п. 2 ч. 3 ст. 12.1 А ведь недопуск ученика на урок только по причине забывчивости можно расценить как нарушение конституционного права ребенка на общедоступность школьного образования (ст. 43 Конституции РФ). Таким образом, если охранник не пропускает вашего ребенка внутрь только потому, что ребенок опоздал, забыл пропуск или не надел школьную форму, он (охранник) нарушает закон. Кстати, в школе должны быть установлены свои собственные Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, и возможно, что там описывается подобная ситуация. Если же нет - школа может по просьбе родителей дополнить эти Правила режимов, которые, заметим, не должны противоречить законодательству РФ (п. 1 ч. 1 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности).

Кстати, это относится и к педагогам: если учитель не допускает опоздавшего ученика к занятию, то тем самым попирает право ученика на получение образования (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона об образовании). Другое дело, что и ученик обязан добросовестно осваивать учебную программу и посещать учебные занятия (ч. 1 ст. 43 Закона об образовании), однако недопуск на урок в качестве наказания законом не предусмотрен (ч. 4 ст. 43 Закона об образовании).

Вправе ли охранник в школе потребовать от учеников открыть портфель и проверить его содержимое? Закон разрешает службе охраны - при обеспечении пропускного режима - проводить осмотр вносимого в школу и выносимого оттуда имущества, разумеется, в присутствии владельца (п. 3 ч. 1 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности). Однако это касается только случаев входа-выхода. Проводить осмотры содержимого портфелей в других ситуациях (например, с целью обнаружения наркотиков или краденного) сотрудники ЧОП не имеют права - такие мероприятия должны проводиться по процедурам УПК РФ или КоАП РФ, и проводить их вправе только сотрудники уполномоченных госорганов (например, полицейские).

Может ли школьный охранник применить в отношении учеников физическую силу? Закон разрешает частным охранникам применять физическую силу в отношении детей только в двух случаях:

Оказания детьми вооруженного сопротивления (что, согласитесь, сложно представить в обычной муниципальной школе);

Совершения несовершеннолетними группового либо иного нападения, и если оно при этом угрожает жизни и здоровью охранника или охраняемому имуществу (ч. 2 ст. 17 , ч. 2 ст. 18 Закона об охранной деятельности). Получается, что если ребенок не вооружен и если нет группового или вооруженного нападения, да еще с угрозой жизни или здоровью, охранник применять физическую силу (то есть побить) не вправе (ст. 16.1 Закона об охранной деятельности).

Может ли охранник не пропустить родителей в школу, законно ли это? Законно. Как правило, охрана не пропускает родителей (и других родственников), потому что это запрещено внутренними документами школы - например, уставом или правилами внутреннего распорядка. Родители обязаны соблюдать такие правила (п. 2 ч. 4 ст. 44 Закона об образовании), а придумывает их школа самостоятельно (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании, см. также определение Астраханского облсуда от 12.08.2015 по делу N 33-2400/2015).

Отметим, что в законодательстве нет отдельной нормы, которая давала бы родителям право на беспрепятственный проход в образовательное учреждение. Рассерженные родители часто ссылаются на ст. 64 СК РФ: родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов без специальных полномочий. Однако из права выступать в защиту своих детей не вытекает безусловное право доступа в здание школы. А вот школа, напротив, обладает автономией, то есть самостоятельна в своей образовательной, административной, финансово-экономической деятельности (ч. 1 ст. 28 Закона об образовании) и в присутствии родителей, в общем, не нуждается.

При этом ведь родителям не отказывают в проходе на территорию школы вообще: например, они вправе знакомиться с образовательными технологиями и методиками, а также с оценками своих детей (п. 4 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании), и в рамках этого знакомства общаться с учителями или руководством, и обычно это происходит именно в школе (хотя бы потому, что так удобнее учителям). Как организуются и проходят такие встречи - описывается именно во внутренних документах школы.

Второй аргумент родителей, жаждущих прорваться в школьный коридор, - это необходимость контроля за школьной администрацией и педагогами. Однако родители вправе заниматься подобным контролем в рамках, очерченных внутришкольными документами, например, через совет родителей (ч. 6 ст. 26 , п. 7 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании), в том числе влиять на правила и условия прохода родителей в школу (ч. 3 ст. 30 Закона об образовании).

Соловья баснями не кормят

Муниципальная школа обязана организовать питание школьников (ч. 1 ст. 37 Закона об образовании), в том числе, составить такое школьное расписание, чтобы ученики за время перемены успевали поесть (ч. 2 ст. 37 Закона об образовании). В муниципальных школах школьные завтраки и обеды оплачивает муниципалитет (ч. 4 ст. 37 Закона об образовании), иногда какие-то деньги на еду могут выделяться из регионального бюджета (ч. 2 ст. 8 Закона об образовании). Поэтому именно муниципальными и/или региональными актами могут быть установлены категории учеников, которым питание предоставляется бесплатно или по льготным ценам. При этом ученики с ограниченными возможностями здоровья (то есть с недостатками в физическом или психическом развитии) обязательно обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (ч. 7 ст. 79 Закона об образовании). Завтраки, обеды и полдники остальных обучающихся, не охваченных региональными или местными льготами, оплачиваются их родителями. Кстати, во многих школах сейчас активно вводится система, при которой ребенок может оплатить себе еду в столовой только специальной электронной картой (без возможности оплатить наличными). По мнению антимонопольного ведомства, подобная практика недопустима.

Рационы школьных столовых и буфетов регламентированы СанПиН 2.4.5.2409-08*(8) : этот документ устанавливает требования и к калорийности, и к соотношению белков, жиров и углеводов, и к примерному меню, и даже к ассортименту продуктов в школьном буфете (те, которые не входят в обед или завтрак). Например, салаты нельзя заправлять сметаной и майонезом (п. 8.28 СанПиН 2.4.5.2409-08), а в буфете категорически нельзя продавать пирожные с кремом, карамель и леденцы, кофе (можно только кофейный напиток, например, из цикория), картофель-фри, квас, газировку, жевательную резинку и некоторые другие продукты (п.п. 13 , , , , , , 31 Приложения 7 и п. 6.25 СанПиН 2.4.5.2409-08). А вот шоколад, ириски и зефир в школе допускаются (п. 12 приложения N 9 к СанПиН 2.4.5.2409-08). Разрешается устанавливать торговые автоматы - но только для продажи соков, нектаров, стерилизованного молока и молочных напитков в упаковке не более 350 мл, а также бутилированной негазированной воды объемом до полулитра (п. 4.2 СанПиН 2.4.5.2409-08). При этом ассортимент буфета утверждается директором школы перед началом учебного года и согласовывается с Роспотребнадзором (п. 6.31 СанПиН 2.4.5.2409-08). Так что претензии к ассортименту школьного буфета можно и нужно доводить до администрации школы - она в состоянии этот ассортимент изменить и улучшить.

Для завтрака и обеда выделяется перемена продолжительностью не менее 20 минут (п. 7.2 СанПиН 2.4.5.2409-08). Перед едой необходимо мыть руки, и при обеденном зале должны быть умывальники (из расчета 1 кран на 20 посадочных мест) и электросушки для рук или одноразовые полотенца (п. 3.4 СанПиН 2.4.5.2409-08). Кстати, старших школьников (тех, которым уже есть 14 лет) можно привлекать к сервировке столов в школьной столовой, а младшие ученики накрывать столы не должны (п. 7.3 СанПиН 2.4.5.2409-08). При этом дети не могут раздавать готовую пищу, нарезать хлеб и убирать помещение столовой (п. 7.4 СанПиН 2.4.5.2409-08).

Что касается утоления жажды: школа обязана организовать питьевой режим либо в виде питьевых фонтанчиков, либо в виде кулеров (п. 10.2 СанПиН 2.4.5.2409-08). Однако в любом случае гигиенические требования к такой воде самые простые - те же самые, что и к качеству обычной водопроводной воды (п. 10.1 СанПиН 2.4.5.2409-08). Следовательно, бюджет школы рассчитывается на покупку именно такой воды. Если хочется, чтобы ваши дети утоляли жажду более качественной водичкой, придется раскошелиться.

Школьная форма

Любая школа вправе ввести обязательную школьную форму (ч. 1 ст. 38 Закона об образовании), а государственные и муниципальные школы при этом обязаны руководствоваться региональными типовыми требованиями (ч. 2 ст. 38 Закона об образовании). О том, какой должна быть форма (цвет, фасон, эмблемы, правила ношения), принимается локальный школьный документ. Но школа не должна решать за родителей, где, у какого изготовителя или продавца и по какой цене им приобретать такую форму - такого рода требования выходят за рамки полномочий школы (см. ч. 1 ст. 38 Закона об образовании, разъяснения ФАС РФ). Кроме того, при введении формы школа обязана принимать во внимание интересы малообеспеченных и многодетных семей - другими словами, вводить дорогую и роскошную форму школа не может (письмо Минобрнауки РФ от 28.03.2013 N ДЛ-65/08, см. также мнение ФАС РФ).

Какие неприятности могут грозить ученикам, которые отказываются носить школьную форму? Это зависит, во-первых, от внутренних документов школы, а во-вторых, от возраста ученика. Если, к примеру, школьное положение о форме одежды обучающихся носит рекомендательный характер, то никаких санкций вообще не последует.

Однако гораздо чаще устав (или правила внутреннего распорядка, или иные внутренние акты школы) обязывает учеников посещать занятия исключительно в школьной форме (уроки физкультуры - в спортивной). При этом все ученики обязаны выполнять требования устава и других внутренних документов школы (п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона об образовании). Закон разрешает применять меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор и отчисление из школы - за неисполнение положений устава и прочих локальных актов (ч. 4 ст. 43 Закона об образовании), правда, младших школьников наказывать категорически запрещено (ч. 5 ст. 43 Закона об образовании). Что же до отчисления, то такое возможно только в отношении учеников старше 15 лет, которым уже объявляли и замечания и выговор, и только за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, и только если дальнейшее пребывание такого ученика в школе оказывает отрицательное влияние на других учеников и нарушает их права и права учителей, а также нормальное функционирование школы (ч. 8 ст. 43 Закона об образовании). К тому же процедура исключения из школы достаточно сложна (ч.ч. 9-11 ст. 43 Закона об образовании, приказ Минобрануки РФ от 15.03.2013 N 185).

Таким образом, выгнать из школы за упорный отказ носить школьную форму - довольно проблематично для школьной администрации. Такая ситуация практически невозможна. Но школа способна организовать постоянные, изматывающие напоминания о несоответствующем школьном виде, а также (ученикам 5-11 классов) бесконечные замечания и выговоры.

Разумеется, все вышесказанное относится только к случаям, когда школьник умышленно нарушает правила ношения формы. Если ребенок находится в школе без формы по извинительным причинам (таковая испачкалась, украдена, сгорела во время пожара и т.п.), никакого взыскания последовать не может (ч. 7 ст. 43 Закона об образовании). То же самое относится к случаям, когда формы у него вообще не имеется - в таком случае сам ребенок в этом не виноват, а отвечать за чужую вину (родителей, которые эту форму не приобрели) согласно российскому законодательству не допускается.

Можно ли не пустить ученика на урок, если он не в школьной форме? Конечно, нет, причем независимо от причин, по которым ребенок надел другую одежду. Дело в том, что даже за умышленное нарушение устава школы предусмотрены только замечание и выговор , которые не предполагают никакого недопуска на занятия. Что касается отчисления, то оно происходит только после соответствующей процедуры, после которой ребенок вовсе перестанет быть учеником, и у него со школой прекращаются все правовые отношения. Следовательно, пока ребенок является учеником конкретной школы, то - в форме он или без - школа не вправе отказать ему в посещении уроков из-за его одежды. Если такого ученика не пускают в класс, то его конституционное право на получение общего образования грубо нарушается (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона об образовании).

Макияж, прическа, украшения

Иногда школы идут еще дальше и устанавливают в своих уставах требования к внешнему виду учеников: например, запрещают пользоваться декоративной косметикой (вариант: яркой или вызывающей косметикой), запрещают ученикам являться на урок с экстравагантной прической (вариант: с конкретным видом прически, например, "ирокезом"), не позволяют пирсинг, татуаж и даже использование сумок или портфелей ярких (вариант: "кислотных") расцветок или с крупными принтами. Более того, такие требования иногда вписаны и в региональные требования к одежде учеников (см., например, указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 06.05.2013 N 120).

Однако подобные ограничения и запреты абсолютно незаконны. Дело в том, что закон разрешает школам устанавливать требования именно к одежде учеников (конкретно к ее общему виду, цвету, фасону, знакам отличия) и правилам ее ношения (ст. 38 Закона об образовании). А макияж, прическа, сумки не являются одеждой и не имеют к ней отношения. Следовательно, подобные ограничения, установленные школой, выходят за пределы школьной компетенции, установленные законом. Школа не вправе включать такие положения в устав школы или иные локальные акты: все они принимаются строго в соответствии с законодательством РФ (абз. 6 п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 1 ст. 30 Закона об образовании). Подобные положения нельзя даже включать в договор об образовании, заключаемый между родителями, учеником и школой, поскольку они снижают уровень гарантий, предоставленных ученику законодательством об образовании (ч. 6 ст. 54 Закона об образовании).

Проще говоря, школа не может запретить ученице накраситься. Это подтверждается и судебной практикой (определение Верховного Суда УР от 17.06.2015 по делу N 33-2102/2015).

Цыплят по осени считают

Сколько детей может учиться в одном классе? Расчетное количество учеников определяется исходя из расчета площади учебного кабинета на одного ребенка и расстановки мебели (абз. 5 п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10). При этом на одного ученика должно приходиться не менее двух с половиной квадратных метров площади, не занятой мебелью для хранения учебных пособий и оборудования (п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10). Например, если площадь кабинета составляет 60 кв. м., при этом шкафы для книг отнимают 10 кв. м, то на учеников приходится 50 кв. м, следовательно, на такой площади допускается разместить не более 20 детей. Кроме того, каждый ученик должен быть обеспечен рабочим местом, подходящим ему по росту (п. 5.1 СанПиН 2.4.2.2821-10), при этом скамейки и табуретки вместо стульев использовать нельзя (п. 5.2 СанПиН 2.4.2.2821-10). Следовательно, если в кабинете с расчетной вместимостью 20 учеников помещаются только 9 парт и 18 стульев, то вместимость класса, который будет заниматься в этом кабинете, не может быть больше 18 человек.

Кроме того, при расстановке парт необходимо учитывать дополнительные требования п. 5.6 СанПиН 2.4.2.2821-10): например, в первом климатическом районе парты должны находиться не ближе 1 метра от наружной стены здания (абз. 13 п. 5.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Существуют и специальные правила рассадки учеников: учащихся с нарушениями зрения нужно усаживать поближе к доске, деток с нарушением слуха - за первую парту, детей повыше рассаживают дальше от доски, а часто болеющих простудами учеников нельзя усаживать близко к наружным стенам (п. 5.5 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Ветер перемен

Вопрос проветривания школьных помещений стабильно входит в топ принципиальных проблем, вызывающих жаркие споры на родительском собрании. Традиционно поборники чистоты воздуха и борцы с пылью сталкиваются с теми, кто боится кашля и насморка. А между тем обязательные требования к проветриванию классов установлены в СанПиН 2.4.2.2821-10: учебные помещения должны быть обязательно проветрены во время перемен , а рекреационные - во время уроков, при этом перед началом учебного дня и по его окончании проветривание должно быть сквозным (п. 6.6 СанПиН 2.4.2.2821-10). В холодное время года проветривать класс во время короткой перемены нужно в течение 1-3 минут, во время больших перемен - 10-20 минут (если за окном мороз ниже - 10°С, то 5-10 минут). В теплое время года проветривают примерно в два раза дольше (см. Табл. 2 к п. 6.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Спортивный зал проветривается куда более интенсивно: окна или фрамуги окон должны быть обязательно открыты во время занятий по физкультуре (п. 6.7 СанПиН 2.4.2.2821-10). Окна открываются, если на улице нет сильного ветра и температура воздуха выше плюс 5°С. Если ветренее или холоднее, открываются одна-две-три фрамуги. Закрыть окна или фрамуги можно только тогда, когда температура в спортзале опустилась до плюс 14°С (п. 6.7 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Кстати!

После уроков физической культуры нельзя проводить уроки с письменными заданиями и контрольные работы (абз. 7 Приложения 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10).

Больной - лечись, а здоровый - берегись!

Вопрос постоянного присутствия в муниципальной школе врача или медсестры, как ни странно, не зависит от самой школы. Дело в том, что оказание медицинской помощи, диспансеризацию и медосмотры учеников проводят учреждения здравоохранения, а не образования (ч. 2 ст. 41 Закона об образовании), а порядок оказания первичной медико-санитарной помощи ученикам устанавливается актами субъекта РФ (ч. 3 ст. 41 Закона об образовании). Если региональные власти распорядятся, чтобы в школах постоянно работал врач или медсестра, то школа обязана будет выделить для них кабинет, а дети получат доступ к медицинской помощи. Если же в субъекте подобного распоряжения не издано, то за медпомощью ученики должны обращаться только в поликлинику (см. также определение Верховного Суда РФ от 14.12.2016 N 56-КГ16-26).

Что делать, если какой-то несчастный случай произошел с ребенком прямо в школе? Если в школе находится врач или медсестра, то они и займутся бедняжкой. Если же в школе медработников нет, то первую помощь пострадавшему должен оказать педагог, прошедший соответствующую подготовку (п. 11 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании). Первая помощь - не медицинская, она оказывается до приезда врача при отравлениях, травмах, несчастных случаях и т.п. (ст. 31 Закона об охране здоровья*(10)) и сводится к проведению искусственного дыхания, остановке кровотечения, промыванию желудка, наложению шины на сломанную конечность и другим подобным мероприятиям (см. приказ Минздрава России от 04.05.2012 N 477н).

Независимо от того, имеется ли в школе медсестра или нет, школы ревностно следят за тем, чтобы о днях болезни ученика был представлен оправдательный документ, лучше всего справка из медучреждения с печатью. Это вовсе не каприз администрации: дело в том, что школы обязаны обеспечивать наблюдение за состоянием здоровья учеников (п. 1 ч. 4 ст. 41 Закона об образовании). Поэтому мало просто зафиксировать факт отсутствия ученика на занятиях (с этим справится и классный журнал), закон обязывает школу выяснить состояние здоровья ребенка. Предоставлять именно медицинскую справку, в принципе, необязательно, - можно представить записку от родителей о том, что в такие-то дни ребенок отсутствовал на занятиях в связи с недомоганием.

Другой вопрос, что часто школа выставляет требование: пропуск одного-двух-трех дней возможен и на основании расписки родителей, а если болезнь более продолжительная, то нужна справка от врача. Такие требования не имеют, собственно, отношения ни к медицине, ни к школьному образованию. Однако выполнять эти требования в интересах, прежде всего, самих родителей. Дело в том, что школы обязаны выявлять детей, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, и передавать такие сведения в органы управления образованием (п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). Оттуда эти сведения попадут в иные органы (соцзащиты, опеки, полиции и т.д.), задача которых - бороться с детской безнадзорностью. Эти органы, в свою очередь, тоже вправе выявлять, проверять, пресекать, устранять, принимать меры и т.п. Следовательно, отсутствие медсправок, оправдывающих длительные или частые пропуски занятий в школе, чревато неприятным столкновением вашей семьи с системой ювенальной юстиции. А значит, предоставление таких справок, в первую очередь, в интересах самих родителей болеющих учеников.

Кстати, охрана здоровья учеников обязательно включает в себя и определение оптимальной учебной нагрузки и режима учебных занятий (п. 3 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании). Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов (п. 10.7 СанПиН 2.4.2.2821-10). Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 - 4-х классов - на 2-3-м уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов - на 2-4-м уроках (п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10). А чтобы дети не переутомлялись и сохраняли оптимальный уровень работоспособности в течение недели, четверг или пятница должны быть облегченным учебным днем (п. 10.11 , абз. 3 п. 10.16 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали во 2 - 3 классах - 1,5 астрономических часа, в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч (п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Бремя знаний

Груз знаний и учебников, с которым ребенок идет в школу, не должен быть чересчур тяжелым. В законодательстве установлен максимальный вес как для самого школьного ранца (рюкзака, портфеля, сумки), так и его содержимого.

Итак, вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать (п. 10.32 СанПиН 2.4.2.2821-10): для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг, 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7 - 8-х - более 3,5 кг, 9 - 11-х - более 4,0 кг.

К школьно-письменным принадлежностям относятся канцелярские товары: ручки, маркеры, линейки, карандаши, резинки канцелярские, тетради, дневники, кисти и другие аналогичные изделия (приложение N 1 к ТР ТС 007/2011*(11)).

Что касается массы ученического рюкзака, то его вес не должен превышать 700 грамм для учащихся начальной школы, и 1 кг - для учащихся средней и старшей школы (табл. 1 приложения 14 к ТР ТС 007/2011).

При условии, что родители приобрели школьнику портфель, соответствующий требованиям технического регламента, итоговый вес портфеля с минимально необходимым набором ученика должен быть таким:

Вес содержимого

Вес портфеля

Общая масса

для учащихся 1 - 2-х классов

не более 1,5 кг

не более 700 г

не более 2200 г

для учащихся 3 - 4-х классов

не более 2 кг

не более 700 г

не более 2700 г

для учащихся 5 - 6-х классов

не более 2.5 кг

не более 1 кг

не более 3500 г

для учащихся 7 - 8-х классов

не более 3.5 кг

не более 1 кг

не более 4500 г

для учащихся 9 - 11-х классов

не более 4.0 кг

не более 1 кг

не более 5000 г

Обратите внимание: сюда не входят принадлежности для физкультуры, "сменка", так же как и мобильный телефон, игрушки, завтраки, носовые платки, косметика, сладости, книжки для дополнительного чтения и всякие анкеты, раскраски, кроссворды, комиксы и прочие элементы школьной субкультуры, с которыми дети, как правило, не расстаются.

Рабочие руки не знают скуки

Должны ли школьники мыть полы в классе, убирать школьную территорию? Обязаны ли школьники отрабатывать летнюю практику в школе?

Если этот труд (уборка, дежурство, практика и т.п.) прямо предусмотрен образовательной программой начального (основного, среднего) общего образования, - то школьники должны им заниматься. Если же мытье полов и прочее в образовательную программу не входят, то школьники мыть (убирать, чинить, белить, копать, красить и т.п.) не должны . Но: если и школьники, и их родители не против такого труда, то заниматься им ученикам не возбраняется (ч. 4 ст. 34 Закона об образовании). Такое согласие родителей и учеников может быть оформлено отдельным документом, а может быть "вписано" в договор, который заключен между школой и родителями (письмо

Узнать, входят ли такие работы в образовательную программу, очень просто: родители вправе знакомиться с содержанием образовательных программ, с учебно-программной документацией и другими документами об организации и об осуществлении образовательной деятельности (п.п. 3 , 4 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании). Если труд там поименован, то за него, как и за любую другую учебную дисциплину, выставляются оценки (ст. 58 Закона об образовании, письмо Роспотребнадзора от 24.06.2013 N 01/7100-13-32).

В любом из указанных случаев детей нельзя привлекать к целому ряду работ, поименованных в специальном Перечне работ, при выполнении которых запрещен труд несовершеннолетних*(12) , и иных нормативных документах:

Мытье окон (п. 10.27 СанПиН 2.4.2.2821-10, письмо Роспотребнадзора от 24.06.2013 N 01/7100-13-32);

Приготовление пищи, чистка овощей, раздача готовой пищи, резка хлеба, мытье посуды, уборка помещений кухни и столовой (п. 7.4 СанПиН 2.4.5.2409-08);

- покраска деревянных поверхностей антисептиками и огнезащитными составами;

- покраска лакокрасочными материалами, которые содержат вредные вещества 1-3 классов опасности, и иные работы с такими средствами. К ним, например, ацетон, уайт-спирит, скипидар, сольвент;

- уборка туалетов и мест общего пользования (п. 10.27 СанПиН 2.4.2.2821-10);

Уборка снега с крыш (п. 10.27 СанПиН 2.4.2.2821-10);

Участие в генеральной уборке здания (п. 12.6 СанПиН 2.4.2.2821-10);

Уборка с применением дезинфицирующих средств (абз. 6 п. 12.3 , п. 12.4 , п. 12.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Если такой труд не упоминается в образовательной программе, добровольное согласие от школьника и его родителей не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК РФ, запрещен. Соответственно, школа не вправе наказать школьника за отказ участвовать в таком труде.

За нарушение указанных положений можно и штрафом поплатиться по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ - Нарушение или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся (решение Грайворонского райсуда от 12.07.2016 по делу N 12-19/2016). А если нарушение затрагивает санитарные требования (ученикам поручают раздавать еду в столовой), - то еще и штрафом по ст. 6.7 КоАП РФ (постановление ВС РФ от 21.02.2019 N 11-АД19-4).ч. 2 ст. 4 Закона об образовании). Если руководство школы примется утверждать, что "каникулы им спустили сверху" - не верьте: согласно ч. 10 ст. 13 Закона об образовании, менять утвержденный школой календарный учебный график не могут ни местные власти, ни региональные, ни даже само Минпросвещения.

Составляя учебный график с конкретными каникулами, школа должна иметь в виду максимально допустимое количество учебных часов в год, в неделю, в день (они предписываются ФГОС и п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Придумывать - когда и сколько отдыхать - могут не только директор и завуч, но и учителя (п. 5 ч. 3 ст. 47 Закона об образовании). Кроме того, уставом и внутренними актами конкретной школы может предусматриваться какой-то специальный механизм обсуждения системы или продолжительности каникул, например, общешкольное голосование.

Семилетки - без отметки

Можно ли первоклашкам ставить оценки? Ставить их можно, но они ни в коем случае не должны быть выражены в баллах (абз. 5 п. 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10). Это правило применяется и для оценивания домашних работ, и для работы на уроке. Однако проводить оценивание иным способом допустимо - например, словесно, похвалой ("молодец", "умница", "хорошо", "гениально" и т.п.). Иногда учителя дополняют похвалу системой различных картинок или символов: звездочек, солнышек, буковок и цветочков. Отметим, что Минобразования высказывалось против использования любых таких символов как замены цифровой отметки (письмо от 25.09.2000 N 2021/11-13). Сколько и каких одобрительных слов или смайликов полагается усердному первоклашке - определяет школа: это называется "текущим контролем успеваемости" (п. 10 ч. 3 ст.28 , ч. 2 ст. 30 Закона об образовании).

Посещение внеурочных занятий

Министерство просвещения РФ настаивает на том, что посещение так называемых внеурочных занятий является обязательным для учеников (см. письмо от 05.09.2018 N 03-ПГ-МП-42216).

Эти внеурочные занятия могут принимать разное обличье (кружки, семинары, дополнительные "часы", "подготовка к ЕГЭ" и т.п.), наиболее болезненные из которых - это факультативы в виде "нулевых" или, наоборот, восьмых-девятых уроков, а также занятий по выходным дням.

При этом "школьный" СанПин 2.4.2.2821-10 запрещает начинать учебный день ранее восьми утра и проводить больше семи уроков в день (и то старшеклассникам, остальным - еще меньше). Однако санитарные ограничения касаются именно уроков, а не внеурочной деятельности. Пользуясь этой лазейкой, школы зачастую объявляют нулевые и предвечерние уроки в сетке расписания именно внеурочными занятиями. Правда, ученики (и их родители) не всегда способны отличить, скажем, алгебру от факультатива по алгебре: зачастую и там, и там один учитель, один учебник, одни темы, а после прогула и невыполненной домашки в дневнике появляются двойки.

Обязательно ли посещать эти внеурочные занятия? Долгое время считалось, что ходить на "внеурочку" можно по желанию:

Организация внеурочной деятельности на добровольной основе прямо предусмотрена упомянутым СанПиНом, а школы обязаны соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (в соответствии с санитарным законодательством и Законом об образовании);

Внеурочная деятельность на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений прямо предусмотрена соответствующими ФГОС (которые, кстати, дополнительно увязывают организацию урочной и внеурочной деятельности с соответствием санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам);

Образовательная программа, согласно требованиям ФГОС, включает в себя учебный план и план внеурочной деятельности (то есть две разные части), при этом Закон об образовании обязывает ученика посещать учебные занятия, предусмотренные лишь учебным планом (п. 1 ч. 1 ст. 43), о посещении занятий из плана внеурочной деятельности Закон ничего не говорит.

Однако Минобразования РФ еще летом 2017 года разослало методические рекомендации , в которых прямо и недвусмысленно сказано: "участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным".

Теперь - уже новое министерство - представило правовое обоснование указанному тезису: посещать "внеурочку" нужно потому, что план внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы образовательной организации, а ст. 43 Закона об образовании обязывает учащихся добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе выполнять задания, данные учителем в рамках образовательной программы, и самостоятельно готовиться к занятиям.

Может ли ребенок, который ходит в спортивный или музыкальный кружок, не посещать физкультуру или музыку в школе?

Регионы по-разному отвечают на этот вопрос, а на федеральном уровне положительного ответа нет.

В частности, в Москве с 2018/2019 учебного года детей, которые посещают государственные музыкальные или художественные школы, можно освободить от посещения уроков музыки или изобразительного искусства в школе. Причем оценки в школьный аттестат пойдут - но те, которые ученик заработал в музыкальной школе или школе искусств.

Теоретическое обоснование для такой оптимизации учебного процесса содержит сам Закон об образовании:

Ученики имеют право на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 34),

Может ли школа отказать в приеме в 10 класс своему ученику, успешно сдавшему ОГЭ? После окончания 9 класса отношения со школой (формально) прекращаются, и для последующего обучения родителям ученика необходимо вновь подать заявление о приеме в школу и необходимые документы, в том числе аттестат об основном общем образовании (п.п. 9 , Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 22.01.2014 N 32). Закон об образовании не дает преимуществ в приеме тем детям, которые уже учились в школе ранее, но такая льгота может быть предусмотрена внутришкольными правилами приема на обучение (ч. 9 ст. 55 Закона об образовании).

Обычная муниципальная школа может отказать в приеме в 10 класс только в одном случае: если в ней нет свободных мест (ч. 4 ст. 67 Закона об образовании). Дело в том, что правила приема в муниципальные школы на обучение по основным общеобразовательным программам (а программа 10-11 класса как раз к ним относится) должны обеспечивать прием на общедоступной основе всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня и проживают на закрепленной за школой территории (ч. 3 ст. 67 , ч. 3 ст. 55 Закона об образовании). Не надо забывать и о том, что переход в десятый класс - это не прихоть ученика, а, скорее, его обязанность: согласно ч. 5 ст. 66 Закона об образовании все граждане РФ обязаны получить среднее общее образование. А вот форму его получения (школьные 11 классов, колледж/техникум или самообразование) выбирает ученик (ч. 1 ст. 34 Закона об образовании). Поэтому если ребенок еще не выбрал себе будущую профессию, то его "выталкивание" в техникум теоретически может нарушить его конституционное право на свободный выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ).

Если в данной муниципальной школе мест в 10-ом классе уже нет, то для решения вопроса нужно обратиться в местный или региональный орган управления образованием.

"Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. СанПиН 2.4.7.1166-02", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.10.2002, введены в действие "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" (утв.

Начиная с первого дня учебы, родителей и школьников информируют об их обязанностях: сдать деньги на ремонт, пошить форму, купить именно этот учебник и т.д. Однако администрация школы обычно не спешит проинформировать родителей об их правах и правах их детей во взаимоотношениях со школой.
  • Право родителей на защиту интересов ребенка

В соответствии с законодательством права и законные интересы детей защищаются их родителями. Для реализации этого права, которое в равной мере является и обязанностью, родители при оформлении ребенка в школу и во время учебы вправе ознакомиться с уставом, на основании которого действует школа и в котором должны быть определены основные моменты взаимоотношений участников образовательного процесса в рамках школы. Родители имеют право знакомиться со всеми программами, учебниками и методическими пособиями, по которым учат их ребенка, а администрация школы обязана предоставить все эти документы для ознакомления.

  • Экзамены при поступлении

Все дети, достигшие школьного возраста (6-7 лет), принимаются в 1-й класс государственной школы без экзаменов. Исключение составляют только спортивные и художественные школы. Таким образом, государственные школы, в которых будущих первоклашек экзаменуют и на основании результатов такого экзамена отказываются принять ребенка в школу, нарушают законодательство. Зачисление в гимназию (которая в соответствии с новой структурой представляет собой 5-9 классы) также не может осуществляться по конкурсу, так как в гимназию должны зачисляться все окончившие начальную школу без исключения. И только зачисление в лицей (то есть по новой системе 10 - 12 класс) осуществляется по конкурсу.

При этом следует иметь в виду, что существует различие между экзаменами и тестированием. Тестирование, которое должно проводиться только после зачисления, имеет своей целью понять уровень развития ребенка, ведь в соответствии с законодательством учителя должны подходить дифференцированно к обучению каждого ребенка на основании определения психофизиологических особенностей, способностей и наклонностей ребенка.

  • Продолжительность учебного года

Учебный год составляет 35 недель, которые должны делиться на приблизительно равные триместры, разделенные каникулами.

  • Дополнительные предметы и альтернативные учебники

Учебные планы и программы, учебники и другие учебные пособия для государственных школ утверждаются Министерством Просвещения на основании конкурса. Школы вправе с согласия родителей использовать альтернативные учебники, которые, однако, должны быть в полном соответствии с государственными образовательными стандартами.

Что касается дополнительных предметов, то их включение в школьную программу осуществляется только с предварительного согласия родителей. При этом родители вправе ознакомиться с методикой преподавания предмета, присутствовать на уроках и знакомиться с результатами успеваемости учащихся.

  • Материальные взносы

Несмотря на то, что государственное образование официально является бесплатным, самой актуальной проблемой является перманентное материальное участие родителей в финансировании нужд школы. Попробуем разобраться с наиболее распространенными просьбами.

Ремонт школы. Оплата ремонта школы, покупка каких-либо материалов в фонд школы (занавески, стройматериалы и т.д.) является исключительно добровольным желанием родителей, то есть в форме добровольного пожертвования. Если Вы не хотите, никто не вправе заставить Вас платить по каким-либо расходам школы.

Покупка школьной формы. Ношение школьной формы определенного фасона и цвета является обязательным, если это предусмотрено Уставом школы, с которым родители имеют право ознакомиться как до поступления, так и во время учебы. И даже в этом случае администрация школы может требовать только ношение формы определенного фасона и цвета (синяя плиссированная юбка или красная в клеточку и т.д.), но не навязывать магазин или портного, у которого Вы должны ее приобрести.

Дополнительные занятия. Согласно законодательству школа вправе предоставлять платные услуги по преподаванию дополнительных предметов, которые отсутствуют в школьной программе (хореография, ритмика и т.д.), а также по проведению дополнительных занятий по обязательным предметам (иностранный язык, математика и т.д.). Но! Дополнительные занятия могут проводиться только по просьбе и с согласия родителей, на основании контракта, подписанного между родителями и администрацией школы. Размер платы за такие занятия должен устанавливаться в начале каждого учебного года и согласовываться с органами местного самоуправления, Районной дирекцией образования, а также с Районной финансовой дирекцией. Взимание платы без соблюдения вышеуказанных условий незаконно.

Дополнительные услуги. Согласно законодательству школа вправе организовывать платные экскурсии для детей и группы продленного дня. Однако предоставление таких услуг должно отвечать тем же требованиям, что и организация платных дополнительных занятий, то есть быть исключительно добровольной, на основании контракта, по согласованным с соответствующими органами расценкам.

Привилегированные классы. В последнее время в некоторых школах родителям предлагают отдать ребенка в платный класс или в класс с меньшим количеством учащихся, где, следовательно, ребенку будет оказываться большее внимание. Такое предложение является законным, только если при этом существует возможность отдать ребенка в обычный, бесплатный класс, то есть решение родителей будет добровольным, а не принудительным, с подписанием контракта и взиманием официальных расценок. При этом хотелось бы обратить внимание родителей на тот факт, что в соответствии с законодательством количество учащихся в бесплатных классах должно быть в любом случае не больше 20 человек.

Таким образом, если Вас устраивает что-то из перечня платных услуг - вы платите, если нет - нет. Точно так же родитель всегда вправе отказаться, заявив, что он не считает нужным принимать участие в каких-либо расходах школы. Если его обязывают платить, то действия администрации являются незаконными.

  • Участие в трудовых мероприятиях

Довольно часто в школах проводятся мероприятия по уборке территории вокруг школы или в соседнем парке, а также иные трудовые мероприятия, участие детей в которых, якобы, является обязательным. В связи с этим хотелось бы отметить, что в соответствии с нашим законодательством и международными конвенциями обязательный труд запрещен.

Более того, принудительное привлечение ребенка к труду в любой форме влечет за собой ответственность виновных лиц. Поэтому, если Вы или Ваш ребенок не согласны принять участие в уборке, сборе макулатуры или других трудовых мероприятиях, администрация школы не вправе заставить Вас.

Исключение составляет лишь случай, когда эти трудовые мероприятия включены в программу одного из обязательных для изучения в школе предметов (например, производственная практика на каком-либо предприятии в рамках предмета «Трудовое обучение»). При этом программа предмета должна содержать описание трудовых мероприятий, в которых будет принимать участие школьник, и должна быть утверждена Министерством Просвещения.

К сожалению, ситуация на сегодняшний момент такова, что школьник не воспринимается многими педагогами как личность и как гражданин, права и законные интересы которого должны соблюдаться. В такой ситуации крайне важной являться роль родителей, которые должны объяснить ребенку его права и научить его их защищать, а также должны быть готовы в любой момент исполнить свою обязанность по защите его прав и законных интересов.

Понравилась статья? Поделитесь ей