Контакты

Выдающиеся деятели французской революции. Марат - выдающийся деятель французской буржуазной революции конца ХVIII в

Марат - выдающийся деятель французской буржуазной революции конца ХVIII в., учёный и публицист. Родился в Швейцарии, в городе Будри в семье преподавателя иностранных языков. В молодости изучал новые и древние языки, произведения античных писателей. В 16 лет Марат покинул отцовский дом, жил во Франции, Голландии, Ирландии и Англии, изучал медицину, физику и философию. В 1773 году опубликовал двухтомный труд по физиологии "Философский опыт о человеке", за которым последовал ряд других научных работ. В 1775 году шотландский университет присвоил Марату звание доктора медицины. Дижонская и Руанская академии присудили Марату премию за работы по физике. В 1774 году вышел в свет (в Англии) памфлет Марата "Цепи рабства" - выдающееся политическое произведение, направленное против абсолютизма и английской парламентской системы и выдвигавшее идеи вооружённого восстания и вооружённой диктатуры. С 1776 года Марат проживал в Париже, занимался медицинской практикой.

1780 - политико-юридический трактат "Планы уголовного законодательства".

С начала революции во Франции конца XVIII в. В защиту широких народных масс.

Сентябрь 1789 года - начало издания газет "Друг народа".

1790 год - Марат вошёл в состав Клуба кордельеров.

Преследуемый за свою революционную деятельность жил тяжёлой жизнью полной опасности, нужды и лишений. С связи с усилившимися проявлением реакционности Учредительного собрания и контрреволюционными замыслами дворян Марат выступил с требованием организации гражданской войны против врагов революции. После попытки Людовика XVI к бегству из революционного Парижа Марат выступал с требованием низложения короля и ареста министров. После расстрела на Марсовом поле республиканской демонстрации (17 июля 1791 года) типография, в которой печатался "Друг народа", была разгромлена и сам Марат, больной и измученный, был вынужден до низвержения монархии скрываться от преследований контрреволюционных элементов. Неутомимо добиваясь углубления революции, он выступал против развязывания войны с другими государствами, которую в своих классово-партийных интересах пропагандировали жирондисты. Сразу же после свержения монархии (10 августа 1792 года) Марат был избран в комитет наблюдения, выделенный революционной Комунной Парижа. Комитет одобрил революционный террор народных масс, обращённых в сентябре 1792 года против врагов Республиканской Франции. Избранный депутатом конвента от Парижа Марат совместно с Робеспьером и другими якобинцами повёл ожесточённую и непримиримою борьбу против жирондистов. Как и другие якобинцы Марат сначала не поддерживал требований "бешенных" об установления максимума, предлагая бороться со спекулянтами лишь путём революционного террора; но, добиваясь дальнейшего углубления революции, он был одним из первых якобинцев, поняли необходимость осуществления ряда требований "бешенных" и временного блока с ними для общей борьбы за ликвидацию господства жирондистов. 12 апреля 1793 года жирондистам удалось добиться постановления Конвента об аресте Марата в связи с его выступлениями против жирондистовских вожаков и о предании его суду Революционного трибунала. Однако народные массы воспрепятствовали аресту своего трибуна, а Революционный трибунал, перед которым Марат добровольно предстал 23 апреля, не нашёл в его действиях состава преступления. Марат был оправдан Революционным трибуналом и с триумфом отведён обратно в Конвент. Марат принадлежал к числу главных вдохновителей революционных выступлений масс 31 мая-2 июня, приведших к падению Жиронды и установлению якобинской диктатуры.

В первые недели якобинской диктатуры тяжело больной Марат призвал к энергичной борьбе против врагов революции и выражал решительное недовольство политическим курсом Дантона, пытавшегося найти пути примирения с жирондистами. 13 июля 1793 года жизнь пламенного революционера трагически оборвалась: его кинжалом убила Шарлотта Корде, связанная с жирондистами.

Материал взят из Большой Советской Энциклопедии.

1789 год начал не только... новую эпоху человеческого рода, но и новую эпоху целой европейской политической системы.

«Политический журнал», 1790 год

Франция перед революцией. Причины революции

Масштабные изменения в обществе не происходят по чьей-то прихоти, и причины Великой французской революции вызрели задолго до ее начала.

Франция была абсолютной монархией. При этом король Людовик XVI не обладал нужными для правителя чертами характера: был не слишком умен и образован, отличался нерешительностью. Более руководства государством он интересовался слесарным делом. Вместо него правили советники и королева Мария-Антуанетта.

Королева была своевольной женщиной, думавшей только о себе. Она не погнушалась даже участием в мошенничестве с бриллиантами, а услышав, что в Париже бунтуют рабочие, у которых нет хлеба, поинтересовалась: «Почему они не едят пирожных?».

Население Франции делилось на 3 неравные группы, именуемые сословиями:

1 сословие - духовенство

2 сословие - дворянство

3 сословие - все остальные французы

При этом участвовать в политической жизни страны могли только представители первых двух сословий. Они же владели землей и не платили налогов. Дворяне и духовенство плохо руководили страной, Франция беднела и отставала экономически от других государств.

В XVIII веке французские просветители разработали учения о более разумных формах государственного устройства. Они настаивали на уравнении всех людей в правах и ограничении или вовсе уничтожении королевской власти.

Таким образом, можно выделить главные причины французской революции:

  • сохранение абсолютной монархии;
  • бесправие 3-го сословия;
  • неумелое управление дворян и духовенства;
  • хозяйственное отставание от других стран.

В таких условиях требовался незначительный повод, чтобы общество начало стремительно меняться.

Участник революции аббат Сийес так описал ситуацию перед ее началом: Что такое третий класс? Все. Чем он был в политической жизни? Ничем. Чего он хочет? Стать чем-нибудь!

Начало революции и конституционная монархия

В логическую цепочку причин начала Великой французской революции увязали предпосылки - особые условия, что помогли начаться важным событиям. Предпосылкой стал созыв весной 1789 года рекомендательного выборного органа из представителей сословий - Генеральных штатов.

Создание Учредительного собрания

Сословия имели неравное представительство, и король не намеревался давать Штатам прав издавать законы, но выборы подстегнули гражданскую активность населения.

5 мая 1789 года Штаты начали работу, причем их предостерегли «от нововведений». Но народ ждал именно новшеств, и король неожиданно столкнулся с непослушанием депутатов. Он не решился распустить Штаты, но 20 июня депутаты обнаружили предназначенный для заседаний зал запертым на замок.

Тогда они нашли пустующий зал для игры в мяч, устроили собрание там и дали слово, что не разойдутся и не позволят себя разогнать, пока не создадут для Франции конституцию. Неожиданно для властей третье сословие получило поддержку многих депутатов с более высоким положением. В частности, идею поддержал уже упоминавшийся аббат Сийес, граф Габриель Мирабо и герой войны в США маркиз Лафайет. Больше не было Генеральных штатов - возникло Учредительное собрание.

Позже подобные органы появлялись во многих странах.

Учредительное собрание - временный законодательный орган, призванный написать конституцию государства и другие важнейшие законы.

Конституция - свод важнейших законов государства, на котором основывается все остальное законодательство.


Учредительное собрание ()

Взятие Бастилии

Тем временем о создании Учредительного собрания стало известно в Париже. Одновременно по французской столице поползли слухи о намерении короля силой разогнать депутатов. Они вызвали всеобщее возмущение.

Символом деспотизма власти в Париже являлась Бастилия. Это была крепость, утратившая военное значение и использовавшаяся как тюрьма для тех, кого монархия решила наказать особенно строго. В Бастилию попадали без приговора, без срока заключения, часто заключенных там даже не регистрировали, и они оставались безымянными.

14 июля 1789 года возмущенные парижане, почти не встретив сопротивления, штурмом взяли Бастилию. Крепость-тюрьму почти сразу начали разрушать, а какой-то шутник написал на стене «здесь танцуют!», намекая на окончательное уничтожение беззакония и произвола.

Людовику XVI новость принес хранитель королевского гардероба герцог де Лианкур. «Да это бунт!» - воскликнул король. «Это не бунт, а революция!» - ответил ему умный герцог.

Ученые считают день взятия Бастилии началом Великой французской революции. В современной Франции он является государственным праздником.

Обязательное в этот день мероприятие - танцы на площади, сооруженной там, где некогда стояла страшная крепость.


Взятие Бастилии. ()

Документы первого этапа революции

В ходе Великой французской революции было создано несколько важных юридических документов, имевших сильнейшее воздействие на дальнейшее развитие представлений о правильном государственном устройстве. В них французы талантливо переработали наследие деятелей Просвещения и «отцов-основателей» США.

26 августа 1789 года депутаты Учредительного собрания проголосовали за «Декларацию прав человека и гражданина». В ней фиксировалось мнение просветителей и просто умных людей того времени о правах человека и достойной жизни. Эти представления были столь универсальны, что Декларация фактически по сегодняшний день является основой всех правовых норм, направленных на защиту личности.

Первая статья Декларации гласила: «Все люди рождаются свободными и равными в правах». Точно так же сформулирована первая статья современной международной декларации аналогичного назначения, принятой ООН.

3 сентября 1791 родилась первая конституция Франции. Но в ней легко было заметить противоречия с нормами декларации.

  1. Формой правления становилась конституционная монархия. Монарх признавался главой исполнительной власти;
  2. Право законотворчества передавалось Законодательному собранию. Становились независимыми и суды;
  3. Законодательное собрание избирали граждане. Голосовать могли взрослые мужчины, имеющие определенный уровень дохода;
  4. Разделение на сословия упразднялось;
  5. Церковь ставилась под контроль государства;
  6. Дворяне лишались преимуществ в уплате налогов и исключительных прав во владении землей;
  7. Законом закреплялись некоторые права человека (в первую очередь на жизнь, собственность и защиту от преследования).

Видим, что нормы Декларации тут нарушены - избирательных прав не получили женщины, рабочие, слуги, беднейшие крестьяне оказались исключены из политической жизни. Но первая конституция была гигантским шагом по пути к преобразованию Франции.

Первая антифранцузская коалиция

Идеи революции быстро распространялись в Европе. Но это не радовало европейских монархов и дворянство - они не хотели столкнуться с подобным сами, боялись революции как «диктатуры санкюлотов» («sans culottes» - «без модных у дворян коротких штанов», презрительное прозвище представителя третьего сословия, превратившееся в обозначение революционера). Реакционеры объединились против революции с бежавшими из Франции дворянами.

20 апреля 1792 года коалиция в составе Австрии и Пруссии объявила войну Франции. Это была не последняя попытка прекратить преобразования силой, поэтому коалицию называют Первой.

Политические силы и деятели революции

Чтобы понять происшедшее далее, нужно знать идеи, владевшие в то время умами французов. Хотя по характеру Великая французская революция является буржуазной, в ней принимали участие представители всех общественных слоев. Они имели свои взгляды на задачи революции и выдвинули из своей среды ярких лидеров.

Многие участники Великой французской революции полагали, что уравнение прав и ограничение монархии - достаточный результат. К их числу принадлежали известные уже граф Мирабо и маркиз Лафайет. Они полагали, что заботиться об интересах бедняков - лишнее.

Были и убежденные в том, что король Франции вовсе не нужен. Это были сторонники республиканской формы правления. Партий в нашем понимании тогда не было, их заменяли политические клубы. Большинство республиканцев входили в клуб при монастыре святого Якоба, за что их прозвали «якобинцами».

Но при этом некоторые из них выражали интересы богатой буржуазии. Они полагали, что республикой должны управлять богачи, а ее главная задача - защита собственности. Многие представители этой группы представляли в Законодательном собрании департамент Жиронда, за что именовались жирондистами. Выдающимися жирондистами были Пьер Бриссо, Пьер Верньо, Антуан Кондорсе.

Другая часть считала, что формального равноправия недостаточно, нужна социальная справедливость, не позволяющая богачам свободно обирать бедных. Подчеркивая свою «нищету», представители этой группы в Законодательном собрании имели привычку садиться на последние ряды, сверху зала-амфитеатра (как двоечники на последнюю парту). За это их прозвали Горой или монтаньярами (в переводе - «горцы»). К монтаньярам принадлежали такие выдающиеся деятели Великой французской революции, как Максимилиан Робеспьер, Жорж Дантон, Камиль Демулен, Жак Эбер.

Конечно, некоторые французы оставались монархистами. Но большинство из них вскоре либо погибло (случаи расправ восставших с дворянами редкостью не были), либо эмигрировали. Центром эмиграции стал немецкий город Кобленц, и его название тут же превратилось в символ французского монархизма.


Максимилиан Робеспьер () и Жорж Дантон ()

Провозглашение Первой республики

Французы храбро воевали, но начало войны было для них неудачным. Враг часто знал планы кампаний, офицеры-дворяне массово дезертировали. В этих условиях незначительное событие вновь привело к масштабному потрясению:

За помощью к врачам обратился слесарь, преподававший свое ремесло королю. Он заявил, что почувствовал себя плохо после занятий с «учеником». Они вместе оборудовали потайной сейф. После этого королева угостила рабочего сладостями, и он заболел. Слесарь заподозрил отравление и рассказал властям, где находится сейф и как открыть его.

В сейфе оказалась переписка королевы с ее братом - королем Австрии! По всем представлениям, это была измена государству во время войны.

Когда известие об этом просочилось в народ, французы возмутились. 10 августа 1792 года парижане восстали. Короля низложили и арестовали, Законодательное собрание решило созвать Национальный конвент для разработки для страны новой конституции.

Конвент избирали на основе всеобщего права голоса для взрослых мужчин. В него вошли все знаменитые якобинцы. На первое заседание он собрался 21 сентября 1792 года, и его первым решением стало провозглашение республиканского устройства Франции. Начался республиканский этап Великой французской революции. Но принятие новой конституции задержалось почти на год и прошло в уже принципиально иных обстоятельствах.

Значение первого этапа революции

Провозглашение республики не стало концом Великой французской революции. Это было только хорошее начало. Но уже на этом этапе достижения революционеров очевидны.

  1. Была ограничена, а затем уничтожена королевская власть;
  2. Все французы были уравнены в правах, и этот факт закреплен законодательно;
  3. Прекратилось идеологическое доминирование церкви;
  4. Значительная часть населения получила право избирать и быть избранными в законодательный орган;
  5. Активизировалась политическая жизнь, граждане стали принимать участие в решении государственных проблем;
  6. Франция получила первую конституцию.

Произошли и другие изменения. В частности, во все европейские языки вошли такие слова как «санкюлот» и «якобинец». Некоторые считали их ругательствами, другие - комплиментами, но все образованные люди их знали.

А революция продолжалась, и начался второй ее этап - республиканский.

Революцию 1789--1794 гг. во Франции принято считать классической буржуазной революцией. Ее недаром называют Великой. Она потрясла до основания все устои французского абсолютизма, еще незадолго до революции казавшиеся современникам незыблемыми; она низвергла все экономические и политические основы «старого режима» в одной из самых могущественнейших держав Европы.

Однако значение этой революции не исчерпывается масштабами только одной страны и рамками лишь одного десятилетия. Французская революция XVIII в. явилась крупнейшим событием всемирной истории и оказала существенное воздействие на весь ход последующего развития человечества, открыв эпоху триумфального шествия по земному шару самого прогрессивного тогда общественно-экономического и политического строя.

Французская буржуазная революция прошла в своем развитии три этапа:

Июль 1789 г. -- август 1792 г. (период господства так называемых конституционалистов (фейянов) -- блока крупной финансовой буржуазии и либерального дворянства);

Август 1792 г. -- июнь 1793 г. (период господства жирондистов -- более радикальных слоев крупной и средней торгово- промышленной буржуазии, преимущественно провинциальной);

Июнь 1793 г. -- июль 1794 г. (период господства широкого блока революционно-демократических сил, так называемых якобинцев, объективно отражавших интересы мелкой, отчасти средней буржуазии, ремесленников, крестьянства).

Таким образом, на каждом последующем этапе революции ее руководство осуществлялось все более радикальной группировкой. Это дает основание утверждать, что общая тенденция революции заключается в ее развитии по восходящей линии.

Падение якобинцев, исчерпавших к лету 1794 г. свои революционные потенции и утративших поддержку широких народных масс, возвратило к власти крупную буржуазию. Однако ни это событие, ни последовавшие за ним многочисленные перевороты, воплощавшиеся в частые смены государственных форм и политических режимов, не смогли возвратить Францию в дореволюционное состояние -- настолько радикальными и необратимыми оказались изменения, произошедшие за столь краткий исторический срок, каковыми оказалось революционное пятилетие.

Политические течения Великой французской революции.

Кордельеры

(фр. Club des Cordeliers) -- политический клуб в эпоху французской революции, известный сначала под именем клуба «Друзей прав человека»; собирался в предместье Сен-Антуан (фр. Saint-Antoine), в старом монастыре кордельеров (или, иначе, францисканцев), отчего и получил свое название. Здесь сначала происходили только беседы о нравственных и политических вопросах, но скоро стали страстно обсуждаться и жгучие вопросы дня. В своих принципах кордельеры сходились с якобинцами, участвовали в их заседаниях и решениях, и хотели только «в более обширных размерах осуществить понятия о свободе и равенстве, создать демократию на самой широкой основе».

Во главе этого клуба стояли Жан Поль Марат, Жорж Жак Дантон и Камилл Демулен. Также к нему принадлежали Теруань де Мерикур и Анахарсис Клоотс.

Кордельеры не имели такой прочной организации и дисциплины, как например, якобинцы: их заседания были беспорядочны, их дебаты не чужды посторонних влияний, например влиянию герцога Орлеанского; но, опираясь на низшие классы, из среды которых обычно выбирались новые члены, они образовали (особенно 20 июня и 10 августа 1792 года и в первые дни республики) довольно сильную «партию действия». Ещё раньше, в 1791 году, они составили петицию о низвержении короля и возложили её на Марсовом поле, на алтарь отечества, приглашая всех граждан подписываться под ней.

Мало-помалу клуб кордельеров ослабел и, наконец, окончательно слился с якобинцами.

Жирондисты

(Girondins) -- одна из политических партий в эпоху Французской революции. Свое название (заменяемое иногда именем "Жиронда", la Gironde) партия получила от департамента Жиронды (с главным городом Бордо), выславшего в октябре 1791 г. в законодательное собрание депутатами местных адвокатов Верньо, Гюаде, Жансонне, Гранжнева и молодого купца Дюко, кружок которых и был первоначальным зерном партии. К ней скоро примкнули Бриссо с своей группой (бриссотинцы), Ролан, Кондорсе, Фоше, Инар (Isnard) и др. Сторонники индивидуальной свободы, поклонники демократической политической теории Руссо, весьма скоро начавшие высказываться в республиканском духе, пламенные защитники революции, которую они желали перенести даже за границы Франции, Ж. отличались замечательным красноречием, но не обнаружили ни организаторского таланта, ни партийной дисциплины.

Якобимнцы

(фр. Jacobins) - участники Якобинского клуба (club des Jacobins), французского политического клуба эпохи революции, - установившие свою диктатуру во Франции в 1793-1794 годах.

Клуб образовался в июне 1789 на базе бретонской фракции депутатов Национального собрания и получил своё название от места проведения заседаний клуба в доминиканском монастыре святого Якова на улице Сен-Жак в Париже. Якобинцами считались члены самого клуба, а также члены провинциальных клубов, тесно связанных с основным. Клуб имел громадное влияние на ход французской революции 1789 г.: революция росла и развивалась, падала и исчезла в связи с судьбой этого клуба. Во время своего правления якобинцы провели ряд радикальных реформ и развернули массовый террор. Партия якобинцев включала:

  • - правое крыло, лидером которого был Дантон,
  • - центр, возглавляемый Робеспьером,
  • - левое крыло, во главе с Маратом (а после его смерти Эбером и Шометтом).

До 1791 года члены клуба были сторонниками конституционной монархии. Якобинцы (преимущественно сторонники Робеспьера) участвовали в Конвенте, где выступали за единство страны, укрепление национальной обороны перед лицом контрреволюции и жёсткий внутренний террор; к 1793 году стали в нём наиболее влиятельной силой. Свергнув жирондистов 2 июня 1793 года, позже расправившись с эбертистами и дантонистами, якобинцы имели сильное влияние на умы парижан вплоть до падения Робеспьера в результате переворота 9 термидора (27 июля 1794 года). После гибели вождей якобинцев, преследований якобинцев термидорианцами и поднявшими голову после Термидора - роялистами, Якобинский клуб был закрыт в ноябре 1794 года. Девизом "Общества друзей республики единой и неделимой" (официальное название Якобинского клуба) был девиз "Vivre libre ou mourir" - "Жить свободно или умереть".

Начиная с XIX века термин употребляется не только для обозначения членов клуба и их союзников, но и как название радикального политического течения.

Якобинская диктатура предприняла ряд мер, направленных на окончательный подрыв феодальной системы, полностью ликвидировав все уцелевшие сеньориальные права и закрепив за крестьянами землю, которую они обрабатывали. Она установила требуемые санкюлотами твердые цены и максимум заработной платы, провела миллиардный принудительный заем у богатых. Она продолжила наступление на католическую церковь и ввела республиканский календарь. В 1793 году была принята конституция, в основу которой было положено всеобщее избирательное право, однако введение ее из-за критического положения республики отложили, и в результате оно не состоялось.

Якобинская диктатура продемонстрировала полное отрицание либеральных принципов, явив образец государственного вмешательства в различные сферы жизни общества. Промышленное производство и сельское хозяйство, финансы и торговля, общественные празднества и частная жизнь граждан -- все подвергалось строгой регламентации. Однако она не смогла сдержать дальнейшего углубления экономического и социального кризиса.

Великая революция завершила собой век Просвещения, но она же во многом определила политические и социальные процессы следующего столетия, далеко выходящие за пределы границ самой Франции.

МИРАБО (9 марта 1749 г. - 2 апреля 1791 г.)

Имя графа Оноре Габриэля Рикетти де Мирабо получило достаточно широкую известность задолго до начала Французской революции. Репутация молодого аристократа носила скандальный характер. Он прославился своими головокружительными любовными похождениями, бегствами от кредиторов, разгульным образом жизни. В светских кругах его прозвали «донжуан столетия».

Жизнь французского дворянства XVIII в. была, конечно, очень далека от идеалов смирения и отказа от радостей жизни. Но мало кто так дерзко бросал вызов общепринятому лицемерию и ханжеским нормам, как граф де Мирабо. И это не осталось безнаказанным.

В те времена любой француз, аристократ или простолюдин, мог быть безо всякого суда брошен в тюрьму на долгие годы. Достаточно было одного указа короля, даже не гласного, а тайного.

Секретные указы короля вновь и вновь преследовали Мирабо. Несколько лет заключения, ссылки, аресты привили ему глубокую ненависть к тирании и беззаконию.

В 1774 г. 25-летний Мирабо написал «Опыт о деспотизме». В этом серьёзном политическом труде он призывал сограждан смело бороться против произвола. Два года спустя Мирабо без подписи издал этот труд в Лондоне (во Франции издание такого рода в то время было невозможно).

В водоворот событий Французской революции граф де Мирабо вступил уже зрелым, сформировавшимся человеком. Ему было 40 лет.

Объявленные королём в 1788 г. выборы в Генеральные штаты происходили от трёх сословий - дворянства, духовенства и так называемого «третьего сословия». Вначале Мирабо попробовал выставить свою кандидатуру от дворянства Прованса, к которому он принадлежал. Встречен он был очень холодно. Тогда он решил избираться от третьего сословия. Для того чтобы войти в ряды этого сословия, ему пришлось даже открыть торговую лавку. В своих речах Мирабо требовал решительных реформ, принятия конституции. Своими выступлениями кандидат в депутаты Мирабо завоёвывал всё большую популярность в Провансе. В этом ему помогал удивительный дар красноречия и могучий голос. Особенно людей поражало то, что этот страстный обличитель пороков дворянства принадлежит к одной из самых знатных фамилий Прованса. В Марселе толпа забрасывала его цветами, восклицая: «Слава Мирабо - отцу отечества!» Люди выпрягали лошадей из его экипажа и сами везли его по улицам. После избрания почётный эскорт с факелами провожал его до самой границы Прованса.

МИРАБО (9 марта 1749 г. — 2 апреля 1791 г.). Имя графа Оноре Габриэля Рикетти де Мирабо получило достаточно широкую известность задолго до начала Французской революции. Репутация молодого аристократа носила скандаль-ный характер. Он прославился своими головокру-жительными любовными похождениями, бегства-ми от кредиторов, разгульным образом жизни. В светских кругах его прозвали «донжуан столетия».

Жизнь французского дворянства XVIII в. была, конечно, очень далека от идеалов смирения и отка-за от радостей жизни. Но мало кто так дерзко бросал вызов общепринятому лицемерию и ханжеским нормам, как граф де Мирабо. И это не осталось без-наказанным.

В те времена любой француз, ари-стократ или простолюдин, мог быть бе-зо всякого суда брошен в тюрьму на долгие годы. Достаточно было одного указа короля, даже не гласного, а тай-ного.

Секретные указы короля вновь и вновь преследовали Мирабо. Несколь-ко лет заключения, ссылки, аресты привили ему глубокую ненависть к ти-рании и беззаконию.

В 1774 г. 25-летний Мирабо напи-сал «Опыт о деспотизме». В этом серь-ёзном политическом труде он призывал сограждан смело бороться против произвола. Два года спустя Мирабо без подписи издал этот труд в Лондоне (во Франции издание такого рода в то время было не-возможно).

В водоворот событий Французской революции граф де Мирабо вступил уже зрелым, сформиро-вавшимся человеком. Ему было 40 лет.

Объявленные королём в 1788 г. выборы в Ге-неральные штаты происходили от трёх сословий — дворянства, духовенства и так называемого «тре-тьего сословия». Вначале Мирабо попробовал вы-ставить свою кандидатуру от дворянства Прованса, к которому он принадлежал. Встречен он был очень холодно. Тогда он решил избираться от третьего со-словия. Для того чтобы войти в ряды этого сосло-вия, ему пришлось даже открыть торговую лавку. В своих речах Мирабо требовал решительных ре-форм, принятия конституции. Своими выступлени-ями кандидат в депутаты Мирабо завоёвывал всё большую популярность в Провансе. В этом ему по-могал удивительный дар красноречия и могучий голос. Особенно людей поражало то, что этот страстный обличи-тель пороков дворянства принадлежит к одной из самых знатных фамилий Прованса. В Марселе толпа забрасыва-ла его цветами, восклицая: «Слава Ми-рабо — отцу отечества!» Люди выпря-гали лошадей из его экипажа и сами везли его по улицам. После избрания почётный эскорт с факелами провожал его до самой границы Прованса.

И вот Мирабо в Версале. Он — де-путат Генеральных штатов Франции. Но здесь он почти не известен, затерян в толпе из 600 избранников третьего сословия. Через две недели после на-чала работы Генеральных штатов депу-тат Максимильен Робеспьер, тоже ещё никому не известный и тоже будущий вождь революции, в письме отозвался о Мирабо так: «Граф Мирабо не имеет никакого влияния, потому что его нравст-венный облик не внушает к нему доверия».

Перелом в отношении к Мирабо произошёл

23 июня 1789 г. Вот уже полтора ме-сяца заседали Генеральные штаты. Всё это время продолжались мучительные разногласия между сословиями (см. ст. «Француз-ская революция»).

23 июня в конфликт решил вмешаться король. Он потребовал от депутатов разойтись по трем пала-там. Депутаты третьего сословия стали в тупик. Подчиниться королю? Но это означало полную ка-питуляцию. Не выполнить указ? Но это тоже каза-лось немыслимым: королевская власть имела ко-лоссальный авторитет. Избранники народа были в растерянности, но не расходились. Главный цере-мониймейстер двора маркиз де Брезе обратился к ним: «Вы ведь слышали повеление короля?» В этот решительный момент прогремел негодующий голос Мирабо: «Вы, кто не имеет здесь ни места, ни права говорить, идите скажите вашему господину, что мы находимся здесь по воле народа и нас нельзя уда-лить отсюда иначе, как силой штыков». Короткая реплика Мирабо вернула собранию его уверенность и была встречена криками одобрения.

С этого момента Мирабо стал одним из вождей революционного движения. До 23 июня простой на-род столицы ничего не слышал о Мирабо. После этого дня среди парижского народа разнёсся слух о графе огромного роста и с таким мощным голосом, что в зале, где он говорит, гаснут свечи.

Через несколько дней, ещё до первого революци-онного кровопролития — взятия парижанами тюрь-мы Бастилии, Мирабо так сформулировал свой иде-ал революции: «Эта великая революция не будет стоить человечеству ни злодеяний, ни слёз! Самым мелким государствам часто удавалось добиться те-ни свободы только ценой крови. А мы, господа, уви-дим, как наша революция свершится единственно силой просвещения и патриотических намерений... История слишком часто повествовала нам лишь о действиях диких зверей, среди которых изредка можно было различить героев. Нам позволено на-деяться, что нам дано положить начало Истории людей».

Между тем революция углублялась и захваты-вала всё новые слои общества. В октябре 1789 г. толпы парижан пришли в Версаль. Женщины из простонародья запрудили зал Национального соб-рания. Они громко выкрикивали свои требования: «Хлеба! Хлеба! Хватит долгих разговоров!» С гроз-ным видом поднялся Мирабо: «Хотелось бы мне знать, кто берёт на себя смелость диктовать нам волю?!» Женщины ответили Мирабо аплодисмен-тами, любовь к нему среди простых людей была ещё очень сильна. Единственный, может быть, среди де-путатов, он мог обуздать шумную толпу своим мо-гучим голосом.

Мирабо нисколько не боялся идти против общего течения. То, что не сошло бы с рук другим, только усиливало его популярность. Собрание упразднило все сословные привилегии, отменены были и дво-рянские титулы. Бывшим дворянам приходилось вспоминать свои полузабытые родовые имена. Граф де Мирабо должен был стать гражданином Рикетти.

Но он отказался принять это имя, гордо заявив: «Европа знает только графа де Мирабо!» — и про-должал всюду подписываться своим дворянским именем.

Мирабо твёрдо отстаивал королевскую власть, её сохранение и укрепление. Без стеснения он заяв-лял, что считает наиболее ужасной власть 600 пер-сон: «Завтра они объявят себя несменяемыми, пос-лезавтра — наследственными, с тем чтобы закон-чить присвоением себе неограниченной власти».

Мирабо мечтал о слиянии королевской власти и революции. В октябре 1789 г. он подал тайную за-писку королю, в которой предлагал Людовику XVI сформировать правительство из ведущих револю-ционных деятелей и объявить о своей поддержке революционной нации. Фактически он хотел, что-бы Людовик XVI встал во главе революции.

Но напрасно пытался Мирабо соединить несо-единимое: монархию и революцию. Тысяча нитей связывала монархию с дворянством, церковью, с традициями прошлого. План его был, конечно, с негодованием отвергнут королём. Королева Мария-Антуанетта заметила: «Надеюсь, мы никогда не бу-дем настолько несчастны, чтобы прибегнуть к со-ветам Мирабо». Тем не менее Мирабо не терял на-дежды на успех своего фантастического проекта.

С весны 1790 г. Мирабо стал окружать себя рос-кошью, необычной даже для богатого аристократа. Многочисленные посетители его дома не могли не спрашивать себя, откуда у него такое богатство. Но, наверное, никто из них не решился бы предполо-жить правду: Мирабо согласился получать от ко-роля деньги за свои секретные советы. И деньги немалые: более миллиона ливров. Это и был источ-ник его богатства. Мирабо держал свои отношения с двором в секрете, но нисколько их не стыдился: ведь он не изменял своим убеждениям. Он даже советовал через несколько лет опубликовать свою переписку с двором, говоря: «В ней моя защита и моя слава».

Но, согласившись получать деньги, он ставил се-бя под двойной удар. Мог ли король с уважением слушать человека, которому он тайно платил? Для революционеров Мирабо всё ещё был живым воп-лощением революции. Но если его связи с королём стали бы известны, весь его авторитет исчез бы в одну минуту и навсегда. Игра Мирабо была риско-ванной.

Осенью 1790 г. здоровье Мирабо стало ухудшать-ся. Его лечили, делая кровопускания. Самочувст-вие то улучшалось, то вновь становилось хуже.

Между тем слава Мирабо достигла апогея. В кон-це января 1791 г. он единодушно был избран на 15 дней главой Национального собрания. Жизнь же его отсчитывала последние месяцы. В марте 1791 г. выяснилось, что первоначальные диагнозы — бо-лезнь крови, дизентерия — были поставлены не-верно. У Мирабо было воспаление брюшины, и уже в безнадёжном, запущенном состоянии.

Мирабо умирал. Когда это стало известно, толпы граждан часами простаивали под его окнами. Ули-

цу покрыли толстым слоем песка, чтобы шум эки-пажей не беспокоил умирающего.

4 апреля состоялись похороны «отца народа», вождя революции Оноре Габриэля Рикетти де Мирабо. В траурной процессии шло всё Национальное собрание и десятки тысяч простых людей.

Мирабо была оказана исключительная честь: он стал первым захороненным в Пантеоне — усыпаль-нице великих людей Франции.

Прошёл год. Грандиозный и фантастический план примирения монархии и революции умер вме-сте с его автором. В августе 1792 г. монархия была ликвидирована. В ноябре 1792 г. стало известно о тайных связях Мирабо и королевского двора. Это разоблачение потрясло всю Францию: бюсты Мирабо разбивались, имя его употреблялось как синоним продажности.

20 ноября 1792 г. французский парламент — Конвент — решил покрыть статую Мирабо покры-валом. Осенью 1793 г. останки Мирабо, «оскорб-лявшие республиканскую добродетель», были уда-лены из Пантеона.

Один из современников Мирабо с горечью вос-кликнул тогда: «Если бы Мирабо умер годом рань-ше, какая великая слава навсегда окружала бы его имя!» Позднее большинство историков в отличие от современников трибуна высоко оценивало деятель-ность Мирабо. В частности, историк-социалист Жан Жорес писал, что если бы план Мирабо по примирению короля и революции был осуществлён, это, возможно, спасло бы Францию от десятилетий войн, потрясений и военного деспотизма.

К началу Французской революции Максимильену Мари Изидору де Робеспьеру, адвокату из города Арраса, было 30 лет. Сдержанный, добродетельный, серьёзный, всегда тщательно оде-тый, молодой адвокат вызывал почтение у своих сограждан. Какие дела он вёл? Вот наиболее извест-ное из них.

Какой-то человек установил над своим домом громоотвод, тогда только что изобретённый. По тем временам это было нечто шокирующее и неслыхан-ное. Громоотвод снесли как «опасный для общест-венного порядка». Робеспьер произнёс несколько ярких речей в суде, обличая мракобесие, после чего решение о сносе громоотвода было отменено. Речи Робеспьера были даже изданы отдельной брошюрой и сделали известным его имя.

Кроме того, Робеспьер был поклонником воль-нолюбивых идей философа Ж.-Ж. Руссо. В возрасте 20 лет он побывал в Эрменонвиле, где доживал свои последние годы в уединении автор «Общественного договора» и «Прогулок одинокого мечтателя». О той встрече не сохранилось никаких точных сведе-ний. Согласно одной из легенд, философа больше

Понравилась статья? Поделитесь ей