Контакты

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования. Самообразование и личные особенности читателя

Николай Александрович Рубакин

С тем, что образование играет достаточно важную роль в нашей жизни, вроде бы согласны все. У нас может быть разное мнение относительно того, каким именно должно быть образование, как в плане преследуемых им целей, так и в плане тех методов, с помощью которых они достигаются, но при этом мы все согласны с тем, что оно нам необходимо. Без знаний, навыков и умений, в этой жизни очень сложно обойтись. Однако по поводу самообразования мнение у людей уже не такое однозначное, кто-то видит в нем необходимость, а кто-то нет. Интуитивно мы все конечно понимаем, что самообразование нам необходимо, что самому себя учить чему-то новому нужно, что это правильно и полезно. Но при этом, довольно-таки немалое число людей, судя по их образу жизни, полагают, что без самообразования они вполне могут обойтись. Но давайте задумаемся, а что вообще такое самообразование? И действительно ли без него можно обойтись?

Самообразование – это приобретение человеком нужных ему с его точки зрения знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя. Хотя на мой взгляд, наличие учителя при самообразовании вполне допустимо. Я считаю, что главное, чтобы человек сам захотел чему-то научиться, что-то освоить, что-то узнать. А уж как он это будет делать, с помощью чего или кого – это не так важно. В любом случае, инициатива в этом деле должна исходить от самого человека – он должен хотеть учиться, используя для этого все доступные ему возможности.

Вообще, если более глубоко взглянуть на процесс самообразования, то в нем можно много всего интересного обнаружить, что имеет отношение к человеческим качествам, возможностям, желаниям и потребностям. Вот обо всем этом мы с вами и поговорим в данной статье. После ее прочтения вы, дорогие друзья, узнаете о самообразовании все самое важное, что вам, с моей точки зрения, нужно о нем знать, чтобы начать заниматься им и делать это правильно.

Итак, давайте еще раз задумаемся над тем, действительно ли можно обойтись без самообразования в этой жизни, как полагают некоторые люди? Обойтись-то конечно можно, — в этой жизни вообще без многого можно обойтись, если захотеть. Вопрос только в том, какой она будет, эта ваша жизнь, если вы в ней предпочтете обходиться без таких важных вещей, как самообразование? Скорее всего, не самой успешной и интересной, поскольку без новых знаний и без умения ими пользоваться – вы просто будете слабее тех, кто знает больше вас и у кого мышление лучше развито. Да и потом, зачем без него обходиться, если оно ничего особенного от человека не требует, кроме разве что его времени и определенных волевых усилий? На что-то же мы все равно тратим свое свободное время, например, на те же развлечения. Почему бы его не потратить и на самообразование, ведь учиться новому тоже очень весело и интересно? Вам нужно только почувствовать этот интерес, эту радость, это удовольствие от самообразования, чтобы всерьез заинтересоваться им и пристраститься к нему. А необходимо самообразование потому и для того, что тех знаний, которые человек может получить, обучаясь в школе, институте, университете и прочих учебных заведениях – ему вряд ли будет хватать в современном, постоянно меняющемся мире. Собственно говоря, потребность в новых знаниях была и раньше, но не такой острой как сейчас, поскольку мир раньше менялся не так быстро, как сегодня.

Но с моей точки зрения, даже не потребность в новых знаниях придает важность самообразованию, а элементарный человеческий интерес и любопытство. Подумайте, неужели вам не интересно узнать об этом мире больше, раскрыть его тайны, найти что-то новое, о чем вы еще не знаете, пусть даже без какого-то практического применения полученных знаний, а просто для себя, для наполнения своего внутреннего мира новыми представлениями о мире внешнем? Это же так возбуждает! Знаете, говорят, что большинство людей не любопытны и ленивы, поэтому их ничто не интересует, кроме того, что имеет отношение к их базовым потребностям и они ни к чему новому не стремятся. Но я так не считаю. Я считаю, что любопытство в силу разных обстоятельств в человеке может просто уснуть, поэтому он и ужимается в определенные рамки, чтобы чувствовать себя комфортно. Однако если пробудить в человеке его чувство любопытства, его любознательность, его интерес ко всему новому и неизведанному, тогда самообразование станет для него одним из смыслов жизни. Мы уже проделывали это с некоторыми людьми – пробуждая в них интерес и любопытство, после чего они кардинально меняли свою жизнь, начав активно заниматься самообразованием и к чему-то стремиться. Мне часто приходится работать с людьми в этом направлении. Так что не спешите давать однозначный ответ на вопрос о том, нужно вам самообразование или нет. Давайте лучше посмотрим на то, что оно может дать человеку еще и с практической точки зрения.

Образование и самообразование

Но прежде, друзья, давайте немного поговорим о том, чем самообразование отличается от образования, от того стандартного обучения, с которым большинство из нас хорошо знакомы. Это очень важно, потому что от понимания этой разницы будет зависеть отношение человека к самому себе и к своей жизни. Так вот, образование – это прежде всего передача человеку знаний с помощью учителя, с целью чему-то его научить, что по мнению учителя ученик должен знать. И только потом образование – это процесс усвоения человеком полученных знаний. То есть, понимаете, в образовании на первое место ставится учитель, который определенным образом учит чему-то других людей или отдельно взятого человека. Тогда как в самообразовании в центре внимания находится сам ученик, то есть тот, кто чему-то самостоятельно обучается. Ученик в таком случае одновременно является и учеником, и учителем, и вся ответственность за процесс получения знаний лежит именно на нем. И это позволяет человеку самому решать, чему и как он будет учиться. Совсем необязательно, что самообразование должно проходить исключительно без учителя, важно то, кто управляет этим процессом – ученик или учитель.

Также необходимо заметить, что образование часто допускает получение учеником таких знаний, которые могут быть ему не нужны. Тогда как другие знания, в которых он в гораздо большей степени нуждается, по тем или иным причинам ему могут не давать. Другими словами, в образовании не ученик устанавливает правила, а те, кто его учит. Это не то, чтобы плохо, это просто не всегда и не для всех хорошо. Поэтому обычного образования человеку может быть просто недостаточно. Или оно может не соответствовать его целям. Вот допустим, государству нужны инженеры и оно влияет на систему образования таким образом, чтобы она выпускала больше инженеров для страны. Но дело в том, что сами вы можете быть не заинтересованы в том, чтобы быть инженером, неважно по каким причинам, вы можете быть заинтересованы, скажем, в том, чтобы стать экономистом или юристом, или вот, например, психологом, но никак не инженером. Потому что вы не хотите готовить себя к рынку труда, вам – не нужна работа! Вы хотите сами создавать рабочие места, хотите работать на себя, поэтому и образование вам может понадобиться соответствующее. Но при этом вы вынуждены подстраиваться под существующую модель образования, под те правила, которые в ней действуют, под методы обучения, под обучающий материал, под действующую проверку знаний и так далее и тому подобное. И если выбрать, на кого учиться, а на кого нет, сегодня, в принципе, не проблема – не хотите быть инженерами, ради бога, можете учиться на кого пожелаете, поступив в соответствующее учебное заведение, то вот что касается методов обучения, и я бы даже сказал, правил обучения, то их выбрать вам будет уже значительно сложнее. И в целом, качество вашего образования не всегда зависит от вас.

Я вот помню, когда учился – я много задавал вопросов своим учителям и преподавателем, когда с чем-то был не согласен или что-то мне было просто интересно уточнить. Но меня, обычно, если можно так выразиться, затыкали и заставляли в основном слушать и запомнить, а не думать и рассуждать, и тем более спорить. Не все учителя и преподаватели так поступали, но тем не менее – меня не устраивало такое образование, в котором нельзя было в своих рассуждениях делать шаг влево или шаг вправо, нельзя было обсуждать ту или иную тему с позиции критики, к тому же я хотел знать больше, я хотел выяснить, почему что-то устроено так, а не иначе. Но в итоге я был вынужден вести себя так, как это было нужно моим учителям и преподавателям и в целом системе образования. Вот в этом и заключается особенность образования – вас учат, по кем-то разработанной программе тому, что нужно в первую очередь кому-то другому, а не вам, мало учитывая или совсем не учитывая ваши интересы, желания и жизненные цели.

А вот самообразование может быть для вас таким, каким вы сами захотите его видеть. Вы можете учить себя всему, чему пожелаете и так, как считаете нужным это делать – используя самые разные источники информации, а не те, которые кем-то для какой-то цели были отобраны. Это огромная разница между образованием и самообразованием. Самообразование основывается на свободе выбора, а образование в основном на потребности общества в тех или иных специалистах.

Целевое самообразование

Я, друзья, разделяю самообразование на целевое и нецелевое, или как мне больше нравится говорить во втором случае – на свободное самообразование. Свободным самообразованием я называю такое самообразование, которое свободно от всяких целей, обязательств, от всякой необходимости чему-то научиться для какой-то конкретной цели и построено исключительно на интересе и любопытстве. А вот целевое самообразование, всегда направлено на решение какой-то конкретной проблемы, задачи. То есть, допустим, надо вам повысить свою квалификацию или чему-то новому научиться для работы, для какого-то дела, для какой-то задачи – вы ставите перед собой цель выучить что-то конкретное в течение определенного срока. Например, надо вам изучить иностранный язык для работы с иностранцами – вы либо сами его изучаете, с помощью книг, видео, либо записываетесь на специальные курсы и изучаете язык на них. Главное, что вы точно знаете, зачем вы это делаете и у вас есть определенные сроки, в которые вам нужно уложиться. Со сроками, конечно, не все так просто – тут никогда на все сто процентов не рассчитаешь, за какое время тебе удастся чему-то как следует научиться, но они важны для дисциплины, потому что человеку нужно нужно стремиться к тому, что в них уложиться. Вот дальше мы с вами будем исходить из этих двух подходов к самообразованию – из целевого и нецелевого самообразования.

План самообразования

Таким образом, чтобы с помощью самообразования достичь какой-то конкретной цели, — чему-то научиться и затем к чему-то свои знания приложить – вам необходимо будет составить подробный план самообразования и начать по нему работать. Давайте посмотрим, каким должен быть план при целевом самообразовании, тогда как нецелевое, то есть, свободное самообразование в плане, в принципе, не нуждается.

Сложного тут ничего нет – вам нужно просто определить конкретные цели, которых вы хотите достичь, затем подобрать необходимый учебный материал и определить время, в течение которого вы будете его изучать. Ну, скажем, если вы решили выучить иностранный язык, то вам нужно каждый день тратить на занятия определенное время, например, два часа, и придерживаться такого графика до тех пор, пока вы не заметите реальные положительные результаты от своего обучения. Если вы хотите изучить психологию, тогда вам нужно понять, с чего следует начать ее изучение, какие книги и другие источники информации лучше всего для этого подойдут, с кем можно на этот счет пообщаться, чтобы вам помогли сориентироваться в этом вопросе. Можно, конечно, начать читать все подряд, но это не очень эффективный способ обучения, а иногда и вредный, так как, во-первых, он займет у вас очень много времени, прежде чем вы что-то поймете и чему-то научитесь, а во-вторых, не исключено, что из-за изучения всего подряд у вас образуется каша в голове и вы просто запутаетесь в полученных знаниях. Все-таки, в любом обучении, в том числе и самообучении – должна быть какая-то система, чтобы все знания, которые человек получает – упорядоченно укладывались в его голове и образовывали целостную картину того, что он изучает, а не являлись отдельными кусками информации, которая ничего толком не объясняет, а иногда и вовсе является противоречивой. Также следует понимать, что в зависимости от того, что именно вы хотите изучить, ваше самообразование может делиться на теоретическое и практическое. В любом случае, теорию следует стремиться проверять практикой, чтобы не иметь ложного представления о собственной образованности.

Так что повторю, план самообразования разработать не сложно – вам просто нужно будет найти все необходимые учебные материалы – книги, статьи, видео/аудио материалы, также возможно людей найти нужных, которые смогут вас чему-то научить, и затем начать активно учиться тому, что вас интересует, двигаясь от простого к сложному. Еще раз хочу заметить, что под самообразованием совсем необязательно следует понимать самостоятельное обучение человеком самого себя – он вполне может прибегнуть и к помощи других людей, тех, кто станет для него учителем, главное, чтобы инициатива чему-то научиться – исходила от него, то есть, от ученика. Естественно, что для этого нелегкого подчас дела нужно находить время, силы, информацию, людей. И терпением, конечно, тоже нужно запастись, все-таки учиться нелегко, а учить себя еще сложнее, особенно если вы раньше этого не делали. Но по собственному опыту могу сказать вам, что стоит только раз начать это делать и в будущем самообразование станет для вас привычным делом – вы будете учиться уже не только по необходимости, но и по желанию. И вот теперь давайте именно об этом и поговорим.

Свободное самообразование

Свободное самообразование не преследует каких-то конкретных целей и не придерживается каких-то определенных сроков, в течение которых человеку нужно чему-то научиться – оно утоляет наше любопытство и позволяет нам приобретать знания, что называется, про запас. При свободном самообразовании – мы получаем удовольствие от того, что узнаем что-то новое, мы не заставляем себя учиться – мы хотим учиться, хотим многое понимать и все знать. Вот так я понимаю этот процесс, при котором человек, можно сказать, учится ради самой учебы. Главное здесь, повторю – быть любопытным. Чтобы стремиться к новым знаниям. Вот прям как дети, которым все интересно, и они хотят обо всем знать – вот таким должен быть человек. К сожалению, многим взрослым любопытство, ну не сказать, чтобы полностью отбивают, но по крайней мере загоняют его куда-то очень глубоко. Поэтому многие взрослые люди мало чем интересуются, они не умеют получать удовольствие от приобретения новых знаний и умений. Лишь немногие из них не просто готовы, а хотят, очень хотят постоянно учиться. Но я надеюсь, что после этой статьи, у людей это желание станет еще сильнее.

Я считаю, друзья, что первичным все-таки является желание человека учиться, а затем уже какая-то необходимость в этом. Хотя мы с вами прекрасно понимаем, что наши желания зависят от внешней среды, от наших потребностей, от тех условий, в которых каждый из нас находится. Тем не менее, разница между тем, когда ты сам чему-то хочешь научиться, просто ради интереса, ради расширения своего кругозора или для улучшения своей жизни, и тем, когда тебя заставляют или вынуждают это делать, все же существенная. В одном случае мы понимаем, почему мы хотим заниматься самообразованием, потому что нам этого хочется, а в другом, мы чему-то учимся не столько для себя, сколько для других. К сожалению, большинство людей привыкли учиться для кого-то или для чего-то – потому что их приучают к этому. Например, человек может имитировать обучение, ради диплома и прочей макулатуры, а не реально учиться ради знаний. Дальше эта привычка учиться ради кого-то, а не ради себя, вынуждает людей искать внешний, а не внутренний стимул к обучению, к самообразованию. Не будем сейчас разбираться с тем, почему нас приучают учиться для кого-то, отчасти я об этом уже сказал выше, просто сделаем для себя вывод, что занимаются самообразованием по собственной воле очень немногие, и гораздо большее число людей делает это по необходимости или иначе говоря, под воздействием внешних факторов. Тем не менее, если человек сам себя учит – он вне всяких сомнений занимается самообразованием. И оно непременно приносит ему пользу.

Самообразование – это прежде всего открытость к новым знаниям, это желание эти новые знания получать, это любовь к знаниям. Вот этой открытости, этого желания, очень не хватает многим людям. С одной стороны, люди так устроены, что многое могут делать только из под палки, даже если речь идет о чем-то, что полезно для них самих. А самообразование определенно приносит пользу любому человеку. Но с другой стороны, наша система образования тоже часто отбивает у людей желание учиться чему-то самостоятельно, поскольку оно неправильно, я считаю, мотивирует к обучению, поэтому многие люди чему-то учатся только за счет внешних стимулов. Хотя бывают и исключения, когда людей обучают так, что потом они сами всю жизнь с удовольствием чему-то новому учатся. Человека надо приучить тянуться к знаниям – это, я считаю, самая важная задача для образования. Вот к удовольствию и развлечениям тянутся все, а учиться и получать от этого удовольствие, хотят и могут немногие. Поэтому, если привить человеку в детстве интерес к учебе, то велика вероятность, что он будет учиться всю жизнь, он будет сам постоянно себя образовывать, независимо от внешних условий и стимулов.

Мотивация

Нужна ли для свободного самообразования какая-то мотивация? Безусловно. Только это должна быть преимущественно внутренняя мотивация, чтобы человек не насиловал себя, желая научиться чему-то новому, а делал это со страстью и увлеченностью. А что стоит за мотивацией? За мотивацией стоят эмоции, а за ними либо внутренние, либо, что встречается гораздо чаще, внешние факторы. Что-то должно человека возбуждать, волновать, цеплять, раздражать. Нередко к самообразованию человека приводят трудности в его жизни, а не любопытство, не интерес. Но при этом, занимаясь самообразованием ради решения своих проблем, человек может влюбиться в это дело, и впоследствии учиться уже не из-за необходимости, а из-за интереса и ради удовольствия. Так что иногда тяжелая жизнь и различные проблемы идут людям только на пользу. Ведь когда у человека жизнь складывается очень хорошо, то интерес к учебе у него конечно может присутствовать, если это достаточно любопытный и целеустремленный человек, но чаще всего люди в таких случаях предпочитают сильно не напрягаться, ни умственно, ни физически. И совсем другое дело, когда что-то в жизни человека идет не так, как ему хотелось бы, вот тогда он начинает задаваться вопросами и искать что-то, что может ему помочь – информацию, знания, людей, которые могут его чему-то научить. Так что внутренняя мотивация, вызванная неблагоприятными внешними факторами – это очень благодатная почва для самообразования.

Чему учиться?

Знания – сила. А мышление – это умение этой силой пользоваться. Таково мое убеждение. В наше время, когда многие знания очень быстро устаревают и еще большее количество знаний являются, скажем так, не очень качественными или откровенно вредными – человек без хорошо развитого мышления, как корабль без капитана – любой может увлечь его за собой, любой может сбить его с толку, любой может навязать ему свою точку зрения, ввести в заблуждение и так далее. Посмотрите сами, как часто многие люди принимают вредные для них решения, которые со стороны выглядят достаточно глупыми. А ведь многие полезные знания людям сегодня доступны – интернет, библиотеки и даже умные люди, которые многое знают и многому могут научить – все это находится вокруг нас. Казалось бы – бери и пользуйся. Но, к сожалению, воспользоваться этим добром могут далеко не все. И не только потому, что времени у людей на это нет, время-то как раз найти можно, а потому, что в океане информации – нужно уметь ориентироваться. Вот если раньше многие знания были недоступны, поэтому одни люди, которые знали много, имели преимущество над другими людьми, у которых знаний было меньше, то сегодня преуспевают те, кто умеет работать с информацией. Так что мышление нужно развивать – именно оно сделает вас сильнее и приспособленнее к современному миру.

Ну и в связи с вышесказанным, я не могу не предложить вам свою услугу в виде программы развития мышления. В последнее время я уделяю этому вопросу очень много внимания, так как считаю, что в будущем именно качественное мышление будет цениться превыше всего. Не то, чтобы раньше мышление не было важным для человека, просто в будущем оно станет нашим единственным преимуществом перед системами искусственного интеллекта, которые потихонечку начинают вытеснять нас из многих областей. Уже сегодня некоторыми компьютерными программами можно полностью заменить людей, а в будущем роль человека в решении разного рода задач еще больше снизится. Но дело не только в этом, дело еще и в нашем собственном отношении к себе. Я думаю, что не ошибусь, если предположу, что большинство из вас, уважаемые читатели – хотели бы соображать очень хорошо, чтобы быстро и эффективно решать свои повседневные задачи и справляться с различными проблемами, которые постоянно возникают в жизни каждого человека. Поэтому интерес к мышлению, и в частности к способам его развития – у умных людей был всегда. Впрочем, и у не умных тоже. Я все это понимаю и сам, как я уже сказал, проявляю большой интерес именно к мышлению, к способам его развития. И поэтому я разработал специальную программу и продолжаю ее развивать и совершенствовать, которая позволяет очень интересным способом развивать мышление – с помощью умения ставить вопросы и искать на них ответы. Она, с одной стороны не нова, ибо еще Сократ в свое время докапывался до истины или опровергал ее с помощью грамотно поставленных вопросов, но с другой стороны, я разработал свою программу исходя из собственного представления о том, какими вопросами и в какой последовательности человек должен задаваться, чтобы приходить к нужным ему знаниям, мыслям, решениям, или создавать новые полезные знания. Так что я в праве утверждать, что аналогов моя программа развития мышления на сегодняшний день не имеет. Собственно говоря, если бы эти аналоги были, тогда какой смысл создавать что-то похожее. Попугаем быть неприятно и часто невыгодно.

А завершая разговор о самообразовании, пожалуй, скажу самое главное – этим стоит заниматься всем, всегда и любым доступным способом. Я считаю, что пока мы учимся чему-то новому, как в детстве, когда нам все было интересно, когда мы активно познавали окружающий нас мир – мы, друзья, живем. Неважно, сколько вам лет, где вы живете, чем занимаетесь, какие у вас интересы – учитесь, образовывайтесь, узнавайте больше нового, общайтесь с умными людьми, у которых можно чему-то научиться и поддерживайте в себе таким образом любовь к жизни, которая у нас не такая уж и длинная, чтобы мы отказывали себе в этом великом счастье.

Мы живём в удивительный век. Ещё никогда в истории не было так просто учиться самостоятельно. Идея самообразования становится всё более массовой и популярной, а потребность в нём – всё более насущной.

Когда каждая минута на счету, особенно ощутимы преимущества обучения онлайн. Мы отобрали 16 бесплатных ресурсов для самообразования на русском языке, где вы найдёте курсы, лекции и мастер-классы из любой области знаний. Планируйте график занятий, и помните: «Всякое настоящее образование добывается только путём самообразования» - Н. Рубакин.

Академия Арзамас

Некоммерческий просветительский проект Арзамас ориентирован на гуманитарные знания и предлагает курсы по истории, литературе, искусству, антропологии, философии. Здесь вы можете в любое время слушать и читать лекции, подготовленные учёными, на интересующую вас тему. Все курсы бесплатные. Заходите на Арзамас и узнавайте о самых интересных вещах в мире.

Артхив

Здесь можно узнавать о последних новостях арт-мира, консультироваться с экспертами, обсуждать творчество, создавать свои подборки произведений искусства, делиться ими и вдохновляться. Художники, коллекционеры, арт-дилеры и просто ценители живописи по достоинству оценят возможности ресурса Артхив .

Теории и практики

Платформа для обмена знаниями. Здесь вы найдёте бесплатные и платные курсы, тренинги, лекции, мастер-классы и статьи во всех областях знаний. Отличную среду для всех, кто движим желанием узнавать что-то новое или хочет делиться знаниями, предлагает ресурс Теории и практики .

ПостНаука

Платформа, на которой уже опубликовано более 3500 материалов, из них почти 2000 –видео о достижениях фундаментальной науки и современных технологиях. Все авторы материалов – эксперты в своей научной дисциплине. Среди них более 800 учёных из разных исследовательских областей, в том числе нобелевские лауреаты и представители зарубежной науки. Если вас интересуют исследования от первого лица, добро пожаловать на ПостНауку .

4brain.ru

На этом сайте собраны интересные методики развития таких навыков, как хорошая память, внимание, скорочтение, умение считать в уме, ораторское мастерство. Материалы изложены в курсах, лекциях, книгах и статьях. Платная подписка открывает доступ к специальным упражнениям, 150+ играм, тестам, кейсам и возможности отслеживать учебный прогресс в личном кабинете интеллектуального клуба 4brain.ru .

Моноклер

В центре внимания Моноклера – человек, всё, что его окружает, волнует, мучает и вдохновляет. Это информационное пространство призвано помочь каждому лучше понять себя и своё место в мире через актуальные материалы мировой и российской науки и культуры в области психологии, нейронауки, социологии, философии, литературы, культурологии, урбанистика и др. Публичные лекции и статьи учёных о культуре, человеке и обществе ждут вас сайте Моноклер .

Универсариум

Эта открытая система электронного образования предоставляет возможность получить качественное образование от преподавателей ведущих отечественных университетов. Обучение построено по принципу прохождения модулей, составляющих курс, общая длительность которых может составлять 7-10 недель. В конце каждого модуля предусмотрен проверочный тест. Чтобы приступить к занятиям, нужно пройти лёгкую регистрацию. Некоторые курсы доступны в любое время, другие же стартуют с указанной даты. Количество образовательных материалов на сайте постоянно растёт. На данный момент 38 лекций и 136 бесплатных курсов из всех областей знаний ждут вас на платформе Универсариум .

Лекториум

Лекториум – платформа с массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК), подготовленными ведущими российскими вузами, первое в России профильное издательство МООК и крупнейший открытый архив видеолекций на русском языке. Здесь вы найдёте учебные материалы в самых разных областях – робототехника, литература, астрофизика, история, география, логистика, генетика, теория вероятностей, инженерное дело и др. Коллекция курсов постоянно пополняется, а доступ к материалам Лекториума бесплатный.

Стэпик

Каждый зарегистрировавшийся пользователь может начать обучение на образовательной платформе Стэпик или создать собственные уроки с помощью конструктора бесплатных открытых онлайн-курсов. У студентов есть возможность вести совместные обсуждения и задавать вопросы преподавателям. Две годовые онлайн-программы профессиональной переподготовки – «Анализ данных» и «Основы программирования», – подготовленные преподавателями СПбАУ РАН, а также десятки курсов по математике, статистике, информатике, естественным, общественным и гуманитарным наукам предлагает вам Стэпик .

Учи Новое

Этот образовательный проект приглашает экспертов из разных областей делиться знаниями, создавая свои курсы на сайте, а также желающих узнавать новое с помощью онлайн-занятий, вебинаров или мастер-классов. Проект пока ещё находится в статусе «бета», но уже около 70 курсов и лекций по иностранным языкам, кулинарии, искусству и дизайну, предпринимательству, алгебре и рекламе можно найти на платформе Учи новое .

Lingvist

Lingvist – это новое программное обеспечение для изучения языка, основанное на математической оптимизации и статистическом анализе. Программа адаптируется к каждому студенту, оптимизируя время, потраченное на изучение и позволяя выучить язык в кратчайшие сроки. Высокие технологии помогают сделать процесс обучения быстрым, удобным и эффективным. Регистрируйтесь и овладевайте языками бесплатно на сайте Lingvist .

Busuu

60-миллионное сообщество позволяет практиковать свои языковые навыки с носителями языка со всего мира. В рамках курса вы можете отослать свою письменную работу на проверку носителю языка, а в свою очередь проверить упражнения, выполненные студентами, изучающими русский. Языковые курсы от начального до среднего уровня можно проходить последовательно либо выбирать актуальные для себя темы. Бесплатный вариант обучения включает флеш-карточки и правку упражнений носителями языка. Премиум курсы от 5,41 долларов в месяц предлагают расширенные возможности изучения языков на Busuu .

Хекслет

Хекслет – платформа для обучения программированию от самых основ до практики и первой работы. Ресурс предлагает десять бесплатных курсов. Но для полноценного обучения необходимо оформить платную подписку. С ней вы получите полный доступ ко всем курсам, гарантированные ответы на свои вопросы и доступ к дополнительным практическим упражнениям. Задания выполняются в браузере, проверяются автоматически и не нужно ничего устанавливать дополнительно, чтобы учиться на Хекслете .

EduMarket.Ru

EduMarket.Ru называет себя «порталом №1 на рынке дополнительного профессионального образования» и предлагает крупнейший каталог программ обучения для карьеристов. Курсы и обучающие программы удобно искать по тематическим фильтрам, условиям оплаты, виду обучения и др. Среди бесплатных онлайн-курсов предлагают: эффективные продажи, макроэкономика, основы проектного управления, управление рисками для предпринимателей, основы финансов. Всего 22 675 программ и курсов (1 770 бесплатных) вы найдёте в базе образовательных программ EduMarket.Ru .

ИНТУИТ

«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования». (Н.Рубакин)

Выбранное мною высказывание отражает проблему самообразования как одного из способов получения образования и его значимости для индивида. Автор высказывания, русский писатель Н.Рубакин, говорит нам о том, что очень важной составляющей образования служит самостоятельный путь получения знаний. Ведь не только обучение помогает человеку стать образованным, но и человек осознанно, через собственные усилия и труд может добиться образования, что сделает его социально полезным и существенно облегчит пребывание в обществе.

Приведу теоретическое обоснование. В своем высказывании автор обращается прежде всего к образованию. Образование - это познавательный процесс человека, направленный на получение знаний, умений и навыков либо их совершенствование. Данная деятельность имеет огромную роль для человека, ведь её целью является становление личности, приобщение индивида к достижениям цивилизации, ретрансляция и сохранение культуры. Также образование выполняет немаловажные функции такие, как экономическая(обеспечивает общество квалифицированной рабочей силой), социальная, которая позволяет индивиду успешно функционировать в социуме, и культурная, направленная на сохранение и передачу культурного опыта. Существует два основных пути получения образования: самообразование и обучение. Обратимся к самообразованию. Это получение знаний, умений и навыков самостоятельно, без помощи обучающих лиц. Важно иметь мотивацию и желание для того, чтобы познавать мир своими усилиями. Но именно при самообразовании у человека намного крепче откладывается вся полученная информация.

Обратимся к конкретным примерам. Ярким примером стремления стать образованным, добиться чего-то в какой-то определенной научной деятельности именно путем самообразования является герой Базаров из произведенения И.Тургенева «Отцы и дети». С детства развитие собственной личности, расширение кругозора становится для Базарова главной целью. Он упорно трудится, самостоятельно постоянно познает что-то новое в области медицины, по утрам ходит на прогулки и проводит там эксперименты. Его желание, увлечение, усердный самостоятельный осознанный труд сделали его настоящей личностью, достаточно умным, сведущим и образованным человеком, имеющим свои собственные взгляды и мировоззрение.

Приведу ещё один пример. Многие исторические личности были весьма успешны и уважаемы в своей деятельности благодаря самообразованию. Сталин постоянно повышал свой уровень образованности благодаря прочтению книг. Обычно он читал несколько сотен страниц в день. Он постоянно занимался самообразованием, что сделало его достаточно эрудированным во многих сферах. Он всегда считался очень интересным собеседником.

Таким образом, я поняла, что каждый человек может развиваться и постоянно совершенствовать свои знания путем самообразования, к тому же для этого в нашем мире существует множество способов и условий. Никогда не нужно прерывать самообразовательный процесс, ведь образованию нет совершенства и предела, и именно оно делает из вас интересную, социально-полезную личность.

В своём высказывании Рубакин Николай Александрович затрагивает идею настоящего образования. Он утверждает, что получить его можно только в том случае, если человек сам будет упорно работать над своим развитием. Никто другой не сможет вложить знания в человека, если он не будет этому способствовать.

Автор убеждён, что основой образования является именно самообразование – получение знаний человеком с помощью различных пособий, книг и источников, без участия других лиц. Людей, занимающихся самообразованием, уже можно назвать образованными, так как они стремятся к получению знаний, различных навыков и работают над собой, а это и есть ничто иное, как образование.

Все мы привыкли, что главным местом для получения знаний является школа, однако, ей посещение не всегда гарантирует хорошее образование и дальнейший успех в жизни.

Приведу в пример выдающуюся личность - Томаса Эдисона, изобретателя таких устройств, как фонограф, кинетоскоп, аэрофон и прочих, что значительно повлияли на развитие кинематографии и других сфер нашей повседневной жизни. Такого успеха он добился только благодаря саморазвитию, стремлению к своим целям и поддержке родных, в то время, как в школе учителя сочли мальчика абсолютно неспособным учеником, учитывая его маленький рост и слабое телосложение, а после попросили мать забрать Эдисона из школы.

Или же на примере пьесы Фонвизина «Недоросль» рассмотрим обратный пример, когда Митрофанушка – мальчик дворянин из семьи помещиков, имеющий любые условия для получения прекрасного образования, то были и личные учителя, и денежные средства для приобретения всех необходимых принадлежностей, всё равно растёт глупцом и «недорослем». А происходит это из-за нежелания юного дворянина совершенствоваться, расти духовно и заниматься самообразование.

Таким образом, проанализировав фактические и теоретические примеры, можно сделать вывод, что путь к образованию лежит только через самообразование, человек не станет образованным, если не будет сам прикладывать к этому какие-либо усилия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование как необходимое условие

повышения квалификации педагога

Н.А.Московченко

ГБПОУ ВО Калачеевский аграрный техникум KATvrn.ru

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.

Н.А. Рубакин

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения современного качества образования.

Профессиональное становление педагога - сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога.

Формирование и совершенствование всех элементов педагогического мастерства, достижение уровня профессиональной компетентности возможно только в процессе саморазвития личности преподавателя.

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью. С.И. Ожегов определяет самообразование как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Неоспоримо, что уровень подготовки педагога должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования преподавателя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Посредством самообразования повышается качество преподавания предмета, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного преподавателя.

Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. В этих условиях наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».

Очень важно создать условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Отношение к повышению квалификации влияет на карьеру и профессионализм.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности: знакомство с педагогической и методической литературой; самообразовательная работа над докладом; обзор в Интернете информации; посещение семинаров, конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых занятий и их анализ; участие в профессиональных конкурсах.

Обобщение и распространение собственного опыта (статьи, доклады, мастер-класс) максимально приближает процесс аттестации к повседневной практической деятельности, следовательно, экономит время и силы при подготовке к последующей аттестации.

Самостоятельная работа по самообразованию позволяет педагогу повысить свой профессиональный уровень: пополнить свой методический багаж, моделировать и прогнозировать образовательный процесс; найти новые нестандартные подходы в работе с ребятами; раскрыть творческий потенциал. А это, в свою очередь, будет влиять на результативность педагогической деятельности в целом.

Саморазвитие педагога может характеризоваться разными уровнями:
- первый уровень – остановившееся саморазвитие, когда педагог проявляет положительное отношение к своей профессиональной деятельности и осознает ее значимость, но у него отсутствует внутренняя мотивация к саморазвитию; он не испытывает потребности в самоанализе, и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов; профессиональные функции выполняет в основном по стандарту;
- второй уровень – достаточное саморазвитие, характеризующийся высокой оценкой педагогом значимости собственной педагогической деятельности и проявлением потребности в творческом саморазвитии;

Третий уровень – активное саморазвитие, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога осознанную ценность. Педагог осознает и принимает творческое саморазвитие как личностно значимую и ценностно-целевую установку; проявляет активность и самостоятельность в деятельности по саморазвитию, способен реализовать свой творческий потенциал.

В педагогических трудах по повышению квалификации самообразование признано одной из наиболее динамичных форм повышения уровня специалиста. Самообразование более эффективно по сравнению с другими формами обучения, поскольку знания и опыт, полученные самостоятельно путем собственных познаний, ошибок становятся преобразователем личности на пути к совершенствованию.

Поддерживаю мысль А. Айзенберга о том, что «самообразование может развиваться при соблюдении двух условий: наличии потребности в самообразовании и определенной ситуации для ее удовлетворения». Потребности в самообразовании у каждого педагога свои, специфические, так как на них влияют различные факторы, а именно: структура личности, интересы, научная, психолого-педагогическая и специальная подготовка, общеобразовательный уровень; педагогический опыт.

Мне кажется, что самообразование педагога будет эффективным , когда реализуется потребность личности в саморазвитии, педагог умеет оценить себя, владеет способами самопознания и самоанализа, готов к изменениям. Также важна программа самообразования, которая включает общеобразовательное, предметное, научное, психолого-педагогическое и методическое направления.

В наше время утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, приобретает особое значение. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием".

Способность "делать себя" в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатство духовной жизни и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, стало острейшей потребностью дня.

Сложившаяся в современном мире социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. И человеку в такой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует умения перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации. Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля.

И сегодня готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях очень важна для каждого педагога.

Прежние устои, где организованное, систематическое самообразование осуществлялось в основном во всевозможных курсах, кружках, оказываются недостаточными. Их место все больше и больше заполняет самостоятельная работа каждого человека над различными источниками получения знаний лишь при небольшой консультации специалистов той или иной области науки и практики.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 91г.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 91г.

3. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. – Ростов н/Д, 99г.

4. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. - М.: ACADEMIA, 08г.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 96г.

6. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград «Учитель», 06г.

7. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М.: 89г.

8. Мещанкина Л.В. В мире мудрых мыслей.

11. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/100/4898/


Понравилась статья? Поделитесь ей