Контакты

Внешнеэкономическая деятельность: Курс лекций. Пьяных О.В

Тема лекции: Теоретические и организационные основы управления внешнеэкономической деятельностью

План лекции: Определение и основные понятия внешнеэкономической деятельности. Структура и функции органов государственного регулирования ВЭД в Республике Беларусь. Управление внешнеэкономической деятельностью на предприятии. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь с ВТО. Эффективность внешнеэкономической деятельности

Цель лекции - изучить основные понятия внешнеэкономической деятельности, рассмотреть систему управления внешнеэкономической деятельностью, а также изучить структуру и функции госрегулирования ВЭД в Республике Беларусь.

1.1 Определение и основные понятия внешнеэкономической деятельности

Понятие внешнеэкономической деятельности появилось с началом реформирования отдельных форм международных экономических отношений, в частности децентрализации и либерализации внешнеторговых связей. В результате произошла переориентация приоритетов в международных экономических отношениях, а именно переход от межгосударственных (межправительственных) внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне субъектов хозяйствования.

Внешнеэкономическая деятельность является формой реализации внешнеэкономических связей, которые в свою очередь определяют характер внешнеэкономических отношений.

Внешнеэкономические отношения – это совокупность экономических отношений, обеспечивающих организацию экспортно-импортных операций по поводу транснациональной передачи товаров, услуг, рабочей силы и капитала с целью повышения эффективности функционирования взаимодействующих субъектов.

Внешнеэкономическая деятельность – одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

Внешнеэкономические связи – это торговые, научно-технические, производственные и другие экономические связи стран с иностранными государствами.

Необходимо отличать внешнеэкономические связи от международных экономических связей. Первые возникают по инициативе одной из сторон и ограничиваются защитой внешних экономических интересов данного государства. Вторые предполагают лоббирование международных, наднациональных интересов с созданием соответствующих структур, их защищающих.

Совокупность видов ВЭД предприятия представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1. – Виды внешнеэкономической деятельности

Предприятия

Внешняя торговля представляет собой совокупность экономических отношений по поводу обмена товарами, услугами, научно-технической продукцией на коммерческой основе. Внешняя торговля может производиться непосредственно между субъектами или с использованием услуг посредников (комиссионеров, консигнаторов, дистрибьюторов, агентов, брокеров, дилеров и др.).

Внешнеторговая деятельность как форма реализации внешнеторговых связей классифицируется по ряду направлений:

- экспорт – вывоз за границу товаров, проданных иностранным покупателям, предназначенным для продажи на иностранных рынках или для переработки в другой стране.

- импорт – ввоз в страну из-за границы иностранных товаров, технологии, капиталов, услуг для использования на внутреннем рынке страны, удовлетворения потребностей, которые сама страна не в силах обеспечить.

- реэкспорт – вывоз из страны ранее ввезенных, импортированных в нее сырьевых и других товаров в целях их перепродажи другим странам в том же виде или после некоторой переработки.

- реимпорт – обратный ввоз в страну ранее вывезенных за границу товаров, не подвергшихся там переработке. К таким товарам относятся, например, вещи, не проданные на иностранных аукционах, забракованные, возвращаемые за ненадобностью.

Встречная торговля – внешнеторговые операции, контракты, сделки, предусматривающие встречные обязательства экспортеров закупить у импортеров товары на полную стоимость или часть стоимости экспорта (бартерные сделки, встречные закупки). Способствуют сбалансированности экспорта и импорта.

Встречные сделки являются наиболее часто встречающейся формой встречной торговли. Это сделки, при которых часть выручки от экспорта направляется на закупку продукции из стран-импортеров (это бартер, компенсация (полная или частичная)), т.е. согласие поставщика-экспортера на оплату своих поставок частично или полностью товарами или услугами. Встречные закупки – это торговые операции, в которых покупатель договаривается, заключает соглашение с продавцом о встречной, ответной продаже своих товаров через определенный, иногда длительный промежуток времени. Такие закупки используются чаще всего в международной торговле и способствуют достижению сбалансированности баланса экспорта и импорта. Расчеты по встречным закупкам могут быть произведены за счет собственных средств, на основе кредита либо в форме взаимозачета.

Производственная кооперация по своей сущности и механизму функционирования тесно связана с инвестиционным сотрудничеством, поэтому их часто включают в одну форму внешнеэкономической деятельности.

Производственная кооперация – это организация производственных связей между странами или предприятиями разных стран в целях совместного изготовления продукции на основе общественного разделения труда и специализации производства.

Выделяют следующие виды производственной кооперации: предприятия с иностранными инвестициями, свободные экономические зоны, финансово-промышленные группы (это формы интеграции финансового, промышленного и торгового капитала посредством участия в акционерном капитале).

Инвестиционное сотрудничество представляет собой рациональное распределение ресурсов, способ достижения государствами более высоких результатов в экономике за счет использования преимуществ участия в международном разделении труда, обновления технологической структуры общественного производства.

Инвестиционное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности реализуется через портфельные инвестиции, прямые инвестиции.

Сущность управления проявляется в функциях, выражающих направление или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе управления:

Планирование ВЭД, предполагающее разработку плана производства и реализации экспортной продукции, валютных потоков (доходов и расходов), НИОКР и т.п.;

Организация ВЭД, заключающаяся в выборе оптимальной организационной структуры управления;

Координация (регулирование) – корректирующее целенаправленное воздействие на специалистов, осуществляющих отдельные операции по реализации ВЭД;

Стимулирование (активизация) – материальное и моральное поощрение работников, их мотивация;

Контроль – систематическое наблюдение (мониторинг) за деятельностью специалистов, сопоставление плановых и реальных результатов ВЭД.

При организации управления ВЭД предприятия должны соблюдаться следующие принципы:

Самостоятельность в принятии решений;

Сочетание прав, обязанностей и ответственности;

Учет национальных экономических интересов;

Свобода выбора партнера по ВЭД;

Обеспечение эффективности ВЭД.

Любой процесс управления (управление ВЭД не исключение) начинается с формулировки и выбора целей на основе глубокого всестороннего анализа состояния объекта управления, возможностей и главных тенденций его развития. Если цели управления неизвестны, то само управление системой не имеет смысла, т.е. именно наличие целей определяет содержание управления.

Планирование ВЭД – это набор действий и решений, предпринятых руководством фирмы (предприятия, организации), которые обеспечивают достижение целей компании средствами ВЭД на длительную перспективу.

Характер и содержание плановой деятельности (в том числе и планирование ВЭД) определяются основными принципами планирования, соблюдение которых создает условия для эффективной работы предприятия, уменьшает вероятность получения отрицательных результатов. Основными принципами планирования ВЭД являются:

Принцип единства (холизма), предполагающий, что планирование ВЭД должно иметь системный характер, т.е. быть представлено совокупностью взаимосвязанных элементов, взаимодействие между которыми подчинено общей цели;

Принцип участия, означающий, что в процесс планирования ВЭД должны вовлекаться все службы и специалисты предприятия, кого он непосредственно затрагивает. В результате каждый из участников организации получает более глубокое понимание деятельности компании, усиливает свою мотивацию, развивает себя как личность;

Принцип непрерывности и гибкости планирования, находящий отражение в осуществлении постоянного мониторинга происходящих в результате реализации планов изменений и маневрировании и корректировки планов в случае возникновения непредвиденных обстоятельств;

Принцип точности, предусматривающий конкретизацию и детализацию в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

Процесс планирования ВЭД заключается в решении указанных задач, связанно с выбором альтернативных действий:

По разработке стратегических целей компании: общих и непосредственно внешнеэкономических;

По оценке ее возможностей и ресурсов (производственных, кадровых, финансовых, управленческих и т.п.);

По анализу тенденций в области маркетинговой деятельности на зарубежных и внутренних рынках;

По определению стратегии на перспективу и разработке программ.

На основе решения перечисленных задач осуществляется выработка стратегии.

Стратегия компании – это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных компанией целей. Выработка стратегии предполагает реализацию шести этапов, представленных на рисунке 1.2.

Глобальная цель ВЭД предприятия – максимизация массы и нормы прибыли на основе использования преимуществ международного разделения труда – реализуется за счет ряда подцелей:

Расширение сбыта выпускаемой продукции путем освоения новых рынков за рубежом, расширения круга покупателей товара по причине его новизны или предпочтительности по ценам или качеству;

Минимизации издержек производства и удельных затрат на единицу продукции при оптимизации размеров производства, превышающих емкость внутреннего рынка;

Снижения издержек реализации товаров путем выбора правильности стратегии сбыта (создание собственной инфраструктуры зарубежных продаж или использования специализированного посредника с его торгово-сбытовой сетью, применения комбинированных схем);

Обеспечения потребностей в закупках сырья, комплектующих изделий, новейших технологий, оборудования и ноу-хау, привлечения инжиниринговых услуг для производственных нужд исходя из уникальности, более высокого качества и низких цен относительно внутреннего рынка;

Продления жизненного цикла продукции путем ее реализации на новых рынках, характеризующихся более низким уровнем потребностей и платежеспособного спроса;

Обеспечение более полной загрузки производственных мощностей и стабилизации сбыта продукции в результате кооперации;

Минимизации затрат на обновление основного капитала путем использования возможностей международного лизинга;

Повышения качества продукции посредством применения новых технологий, материалов, дизайнерских решений и других средств;

Повышения эффективности вложения капитала, прежде всего, в предпринимательской форме для экономии издержек производства, оптимизации производственно-сбытовой сети (приближения к источникам сырья, дешевой рабочей силы и рынкам сбыта), диверсификации деятельности как средства обеспечения финансовой устойчивости, а также повышения прибыли на фоне снижения налоговых отчислений;

Переноса предпринимательской деятельности в страны с более стабильной политической ситуацией, более благоприятным инвестиционным климатом;

Выноса «вредного производства» в страны, в которых действует более либеральное экологическое законодательство.

Внешнеэкономическая деятельность -сфера хозяйственной деятельности фирмы, связанная с выходом на зарубежный рынок для осуществления экспортно-импортных операций с целью извлечения коммерческой выгоды.

Направления

внешторг деят

межд сотрудничество

технико-эк (проекты)

науч-технич

в сфере вал-фин и кредит опереаций

эксп, имп, реэк, реим.

м пр-венная кооперация,

совместн: сооруж пром объектов,

осущ пр-венных программ,

осущ подрядных работ

к/п патентов, лицензий,

совм науч исследования,

техпомощь,

обуч персонала,

франчайзинг,

инжен-тех услуги

портф инв,

кредитные соглашения,

м фин лизинг,

совм пр-во в рамках совм предприятия

кредиты/займы,

м расчеты,

к/п валюты,

страхование (хеджирование) вал рисков,

операции с ц/б

2. Механизм применения национальных и международных правовых норм в практике осуществления внешнеэкономических сделок.

Венская конвенция о дог-рах м к/п т 1980 (РБ – 1990)

Цель - унификация условий заключаемых сделок м к/п т, единообразное регулирование заключения и исполнения договоров.

Устанавливает: обязательства продавца, покупателя, средства правовой защиты, момент перехода риска.

    ВК: можно отступить, м к/п т и с участием физ лиц

    не распр : к/п т для личного пользования, аукц, фонд бумаги, деньги, суда, электрич-во

Дог-р м к/п т - договор между двумя или несколькими сторонами, чьи коммерческие предприятия находятся в разных странах, в котором оговариваются условия поставки установленного количества товарных единиц.

РБ гос принадлежность – место учрежд юр лица

Юр лицо – орг-ция с обособленным имущ-вом, ответственностью по обязат-вам, может приобретать и осущ-влять имущ/неимущ права, исполнять обязанности, быть истцом/ответчиком.

Письменная форма, иностранцы – как и РБ

3. Международные сделки купли-продажи, их виды и принципы классификации.

Продавец обязуется передать предмет соглашения в собственность покупателя в обусловленные сроки и на определенных условиях, а покупатель обязуется принять предмет соглашения и уплатить за него согласованную денежную сумму, соблюдая оговоренные сроки и условия.

Классиф по

4. Применение неденежной формы расчетов при совершении международных сделок купли-продажи товаров. Бартерные сделки. Встречные закупки. Компенсационные закупки.

Товарообменные операции – неден ф-мы расчетов.

Причины: админ регулирование, вал ограничения

Форма – м встречн торговля:

    бартер (кол-во 1 т = эквив по стоимости кол-во 2 т в 1 контракте)

    встречные закупки (несколько контрактов, отличные стоимости т, неодинаковые т)

    компенсационные закупки (взаимные поставки связанных т: машины = сырье)

5. Международные сделки купли-продажи товаров.

Классиф т:

    по назначению (потребительские, инвестиционные)

    по срокам использования (кратко, длительного)

    по степени обработки (сырье, продовольствие, полуфабрикаты, промежут т, готовые)

    по способу изготовления (станд, уникальная)

экспорт

продажа и вывоз за границу продукции нац. происхождения / значительно переработанной в д. стране, для передачи в собств иностр контрагенту без обязательств об обратном ввозе .

импорт

покупке на зарубежном рынке иностр товаров и ввоз для последующей реализации на внутреннем рынке без обязательств об обратном вывозе

реэкспорт

продажа 1й страной контрагенту из 2й страны ранее купленного на рынке 3й страны товара, который не подвергался в 1й стране значительной переработке

реимпорт

обратный ввоз в страну продукции нац производителей, ранее экспортированной для реализации, и не подвергшейся в зарубежной стране переработке

6. Экономическая сущность международной торговли услугами. Классификация торгуемых услуг. Способы предоставления услуг.

Сущность:

    нет овеществленной формы

    стоимость носителя гораздо ниже стоимости услуги

    часто одноврем пр-во и потребление

торгуемые (потребл в стране пр-ва) и неторг (деловые, стоит, фин, тур)

Способы предоставления услуг:

7. Понятие основных и обслуживающих сделок по купле-продаже услуг. Общая характеристика.

8. Международные сделки по оказанию производственно-технических услуг. Контрольный перечень договорных положений договоров на оказание инжиниринговых услуг.

Инжиниринговые ( пр - венно-технич ) услуги - работ ы пр-венного, коммерч и науч-технич характера по оптимизации капитальных затрат заказчика на реализацию проекта

помогает

    сократить сроки осуществления проектов,

    быстро получить специальные знания и опыт по технике, технологии, организации и управлению производством и сбытом,

    сократить размеры затрат,

    повысить эффективность капиталовложений

    объективную оценку ситуации

предынвест у – оценка целесообр проекта

у по разработке и реализации проектов – сбор данных, эксперименты, испытания оборудования, подготовка кадров

комплексный и = и у + поставки

комплексный и – консультативный / технологич / стоит / управленч

перечень договорных положений:

Преамбула, наименование сторон;

Определение терминов, предмета и сферы действия договора;

Сроки начала и окончания услуг;

Права и обязанности сторон;

Область технического содействия;

Расчеты сторон;

Вопросы налогообложения, таможенных сборов и пошлин;

Оговорку о защите ИС и использовании запатентованной информации;

Применяемые технические стандарты;

Условия страхования;

Разрешение споров;

Момент вступления договора в силу;

Условия прекращения действия договора;

Юридические адреса, реквизиты и подписи сторон.

Краткий курс лекций предназначен для учащихся дневного и заочного отделений экономических специальностей. 63 стр
Разделы:
Система мирохозяйственных связей и внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь (современные тенденции развития мирохозяйственных связей, торгово-экономические центры мировой торговли, деятельность ВТО, оффшорный бизнес, иностранные инвестиции, ВЭД РБ).
Подготовка международных торговых сделок (контрагенты на мировом рынке, их классификация, факторы выбора фирмы-партнера, поиск и выбор контрагентов, оперативно-коммерческая работа по изучению фирм, коммерческие предложения, ценовой анализ при подготовке сделок).
Международные коммерческие организации (сущность международных коммерческих операций, классификация международных коммерческих операций, характеристика операций купли-продажи товаров, характеристика операций купли-продажи услуг, характеристика операций купли-продажи научно-технической продукции).
Договоры международной купли-продажи (правовые источники договора международной купли-продажи товаров, структура и формы договора международной купли-продажи товаров, содержание договора международной купли-продажи товаров).
Международные встречные и торгово-посреднические операции (понятие и значение встречной торговли, формы встречной торговли, понятие внешнеторгового посредничества, виды международных торговых посредников).
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (понятие, виды и функции таможенного тарифа, характеристика таможенных пошлин, методы определения таможенной стоимости товара, международные товарные номенклатуры).
Аппараты государственного управления внешнеэкономической деятельностью (управление ВЭД: содержание, принципы, функции, методы, институциональная организация управления внешнеэкономической сферой).
Методы регулирования внешнеэкономической деятельности
(сущность и методы государственного регулирования внешнеэкономической сферы, нетарифные методы регулирования ВЭД, тарифные методы, антимонопольное регулирование).

Похожие разделы

Смотрите также

Войтович А.И. Внешнеэкономическая деятельность

  • формат файла: doc
  • размер: 1.13 МБ
  • добавлен: 05 декабря 2010 г.

Курс лекций.–Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003.– 223 с. Внешнеэкономические связи республики Беларусь. Регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности в республике Беларусь. Организация внешнеэкономической деятельности предприятия. Международные коммерческие операции: сущность, основные виды, регламентация. Торговые партнеры на зарубежных рынках. Процедуры и техника внешнеторговых операций. Договор – осн...

Ковалева И.В., Хренова Ю.В. Внешнеэкономическая деятельность

  • формат файла: pdf
  • размер: 1.95 МБ
  • добавлен: 11 октября 2011 г.

Учебное пособие / И.В. Ковалева, Ю.В. Хренова. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006. 351 с. Учебное издание представляет собой краткий курс по основам внешнеэкономической деятельности предприятий, видам государственного регулирования внешнеторговой и таможенной деятельности Российской Федерации. Особое внимание обращено на организацию и технологию внешнеторговых операций, технику заключения контрактов. Рассматриваются вопросы продажи на внешнем рынке тов...

Курсовая работа - Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

  • формат файла: doc
  • размер: 168.5 КБ
  • добавлен: 29 октября 2009 г.

МИУ. Коммерция. Торговое дело. Дисциплина - Коммерческое право России и зарубежных стран. Тема - Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. 3 курс. Внешнеэкономическая деятельность. Источники ВЭД. Понятие ВЭД. Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности. Правовое регулирование внешней торговли. Таможенно-правовое регулирование ВЭД. Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования. Валютное регулиров...

Курсовая работа - Управление и развитие внешнеэкономической деятельности предприятия

  • формат файла: doc
  • размер: 130 КБ
  • добавлен: 22 сентября 2009 г.

Дисциплина - менеджмент. Внешнеэкономическая деятельность предприятия Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия Классификация внешнеэкономических операций предприятий Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Перспективы и пути развития внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий

Курсовая работа - Формы и способы выхода предпринимателя на внешний рынок

  • формат файла: doc
  • размер: 54.62 КБ
  • добавлен: 15 июня 2009 г.

Введение. Направления внешнеэкономической деятельности предприятия. Формы внешнеэкономической деятельности предприятия. Операции предприятия по экспорту. Совместное предпринимательство. Инвестиционное сотрудничество. Формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Стимулирование производства и торговли. Таможенное регулирование. Нетарифные методы регулирования. Валютный контроль. Экономическая оценка внешнеэкономической дея...

  • формат файла: docx
  • размер: 96.02 КБ
  • добавлен: 15 декабря 2011 г.

Краткий курс лекций. МГВРК, РБ, Сенокосова Е.В., 2011, 42 стр. Понятие и формы внешнеэкономической деятельности. Субъекты внешнеэкономической деятельности. Органы управления ВЭД РБ и их функции. Всемирная торговая организация и ее деятельность. Международный туризм и его виды. Сущность международной торговой сделки. Организация работы по изучению фирм – контрагентов. Коммерческие предложения и запросы. Цены международных торговых сделок и методы...

Лекции по внешнеэкономической деятельности

  • формат файла: doc
  • размер: 113.01 КБ
  • добавлен: 19 сентября 2009 г.

Сущность внешнеэкономической деятельности Формы и условия развития внешнеэкономической деятельности Регулирование и управление внешнеэкономической деятельностью Организация таможенного дела Выбор партнера по внешнеэкономической деятельности Внешнеэкономический контракт и его содердание Товарораспорядительная документация Финансирование внешнеэкономических сделок

ГЛАВА 1. УРОВНИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Регулирование осуществления международных бизнес-операций может осуществляться на нескольких уровнях:

Национальном - регулирование осуществляют государственные
органы страны, резидентом которой является участник ВЭД;

Межгосударственном - регулирование посредством
межгосударственных многосторонних и двусторонних соглашений;

Международном - деятельность и регламентации международных
организаций, носящие универсальный характер.

Разработкой единообразных правил общего характера относительно заключения и исполнения внешнеторговых сделок, занимаются три группы организаций:

Межправительственные (ЮНСИТРАЛ, УНИДРУА - Международный
институт унификации частного права, ЮНКТАД, ЕЭК ООН -

Европейская экономическая комиссия ООН);

Региональные (ЕС, НАФТА);

Неправительственные (МТП); 1

Конвенции и соглашения, регламентирующие исполнение
международных бизнес-операций, в зависимости от их предмета
можно разделить на следующие группы:

Двусторонние межгосударственные соглашения - например, Общие
условия поставок товаров (ОУП), регулирующие особенности заключения и
исполнения внешнеторговых контрактов между сторонами и
представляющие собой международные межведомственные соглашения
диспозитивного характера. Положения данных соглашений отличаются как
нормативным, так и инструктивным содержанием и могут также иметь
оговорку о том, что их положения подлежат применению только в том
случае, если стороны в контракте или в отдельном соглашении договорились
об этом. Так, применительно к России, наибольшее практическое значение
имеют договоры, заключенные с Китаем, Северной Кореей, Финляндией, а
также со странами-членами СНГ (ОУП 1992 г. Вступило в силу 1 июля 1992
г. Участники: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия,
Таджикистан, Украина);

Унифицированные правила заключения и исполнения договоров
международной купли-продажи;

Конвенции по конкретным видам заключаемых сделок - например,
Оттавская конвенция по международному факторингу (Ottawa Convention on
International Factoring) 2 , Оттавская конвенция по международному
финансовому лизингу (Ottawa Convention on International Financial Leasing); 3

Унифицированные правила и нормы регулирования отдельных
аспектов внешнеэкономической деятельности, в том числе:

Международные расчеты,

Международное инвестиционное сотрудничество,

Международные перевозки,

Международный торговый арбитраж.

Проблема унификации международных правовых норм состоит в основном в преодолении различий, существующих в национальном законодательстве государств, а также в создании единой системы стандартов используемых терминов и торговой документации. Международное правовое регулирование отдельных аспектов внешнеторговой деятельности осуществляется на основе следующих документов:



1) Международные расчеты:

Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (1993 г), Унифицированные правила по инкассо, 1978 г. (ред. 1995 г), Конвенция ООН о международном переводном векселе и международном простом векселе, 1988 г. 6

2) Интеллектуальная собственность:

Парижская конвенция об охране промышленной собственности, 1883 г.,

Договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем, 1989 г.,

Евразийская патентная конвенция, 1994 г.

3) Международный арбитраж:

Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, 1958 г.,

Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже, 1961 г.

4) Международные перевозки:

Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила), 1924 г.,

Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила), 1978г.,

Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г.,

Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, 1944 г., Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), 1980 г.,

Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС), 1951 г., Унифицированные правила в отношении комбинированного транспортного документа, 1973 г.,

Конвенция ООН «О международных смешанных перевозках грузов», 1980 г.

Кроме официальных регламентаций в отношении внешнеэкономической практики действуют и неправовые средства регулирования - так называемые торговые обычаи и обыкновения, то есть сложившиеся на практике правила поведения, за которыми компетентными государственными органами признается юридически обязательный характер. Чаще всего используемые в практике осуществления международных бизнес-операций обычаи и обыкновения обобщены и систематизированы международными организациями в несколько групп:

Международные правила толкования торговых терминов (Инкотермс), Унифицированные правила по инкассо (1995 г., МТП), Унифицированные правила для договорных гарантий (1978 г., МТП),

Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (1993 г., МТП),

Правила регулирования договорных отношений (1979 г., МТП),

Оговорки для морского страхового полиса (1982 г., Институт лондонских страховщиков),

Йорк-Антверпенские правила об общей аварии (1994 г., Комитет торгового мореплавания),

Типовые проформы договоров по отдельным видам сделок.

Некоторые из таких унифицированных правил получили широкое применение. Это в первую очередь относится к сфере международных расчетов. Не менее распространена практика использования Инкотермс (см. Приложение №42).

Организационную основу для исполнения индивидуальных, групповых и общегосударственных внешнеэкономических интересов составляют прежде всего органы трех ветвей власти. В обязанности государства при регулировании ВЭД входит выполнение внутренних и внешних функций. Понимание внутренних функций государства можно классифицировать следующим образом:

Хозяйственно-организаторская функция, подразумевающая организацию производства товаров и услуг, могущих быть предметом внешнеторговых отношений государства, а также оказание помощи в их продвижении на внешний рынок.

Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет от внешнеэкономической деятельности.

Защита прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

В состав внешних функций входят следующие позиции:

Установление торгово-экономических отношений с зарубежными странами.

Защита государственной границы, включая организацию таможенной системы.

Создание и применение мер для защиты внутреннего рынка при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Участие в международных и межгосударственных организациях, деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на систему государственного регулирования ВЭД.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется в настоящее время в России. Новое в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности состоит в самом подходе к роли государства, который принципиально меняет содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается, содержание функций регулирования ВЭД и их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности.

В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а также в указах Президента РФ, была разработана новая концепция внешнеэкономической деятельности, которая предполагала:

Рациональное использование сложившейся сырьевой специализации
России в МРТ;

Повышение валютной эффективности сырьевого экспорта;

Расширение рынков сбыта и изменение их географии;

Развитие экспортного потенциала и улучшение структуры экспорта;

Развитие инфраструктуры ВЭД.

Новая концепция внешнеэкономической политики заключается в том, что в современных условиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию России в международном разделении труда - необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую экономику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономическая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта, центральное место в которой занимает совершенствование структуры российского экспорта, повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессивных форм международной производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель - производственно-инвестиционная, или стратегическая, главными признаками которой являются охват всего процесса воспроизводства (инвестиционное сотрудничество может начинаться еще на стадии подготовки проекта, а производственное и инвестиционное - на стадии добычи полезных ископаемых и т. д.); расширение партнерских отношений со всеми странами только на основе взаимных экономических интересов; совпадение с мирохозяйственной сферой. Таким образом, при производственно-инвестиционной модели экспортно-импортные операции дополняются другими видами международных бизнес-операций -производственным кооперированием, инвестиционным сотрудничеством и т.д.

К национальным нормативно-правовым актам, регламентирующие внешнеторговую деятельность в РФ, относится, прежде всего, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8.12.2003. Этот закон определяет основные цели внешнеторговой политики Российской Федерации, ее принципы, а также инструменты государственного регулирования этой сферы, подразделяя последние на инструменты таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. К первым относятся ввозные и вывозные таможенные пошлины, ко вторым - квоты, лицензии, исключительное право на экспорт (импорт), наблюдение за экспортом (импортом) отдельных видов товаров, а также специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. В качестве целей внешнеторговой политики РФ в законе выделено «создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг». Принципы государственного регулирования заключаются в следующем: 7

1) защита государством прав и законных интересов участников
внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов
российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой
деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по
международным договорам Российской Федерации и осуществление
возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой
деятельности, являющихся не более обременительными для участников
внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения
эффективного достижения целей, для осуществления которых
предполагается применить меры государственного регулирования
внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного

8) обоснованность и объективность применения мер государственного
регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его
органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам
внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином
установленном законом порядке незаконных действий (бездействия)
государственных органов и их должностных лиц, а также права на
оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право
участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой
деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой
деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования
внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации

Кроме международной торговли товарами в законе определяются

вопросы регулирования внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью. Отдельные статьи закона посвящены бартерным сделкам, а также особым режимам осуществления внешнеторговой деятельности.

Главная > Конспект

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по предмету

" ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "

Тема лекции Базовые понятия и определения Мировое хозяйство и международная экономика. Международные экономические отношения и их виды. Формирование мировой экономики и мирового рынка. Конкуренция на мировом рынке. Глобализация и проблемы мирового хозяйства. Внешнеэкономическая деятельность предприятия – это не только один из видов хозяйственной деятельности, осуществляемой фирмами, предприятиями и организациями независимо от формы собственности. Для более или менее полноценного рассмотрения этого понятия вначале необходимо установить его связи с более масштабными явлениями, определяющими жизнь и эволюцию человеческого общества. В основе его лежат два два понятия: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА (иногда используется термин МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО) и . Мировой экономике можно дать широкое и узкое определение. По широкому определению , мировая экономика – это сумма всех национальных экономик мира. Причем это понятие подразумевает не просто механическое суммирование этих экономик. Сама мировая экономика, как социальный и хозяйственный феномен, появилась и совершенствовалась только одновременно с формированием обособленных национальных политических и экономических форм. По узкому определению – это совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром. Различие между этими определениями становится все менее и менее заметным, т.к. почти все отрасли производства и виды хозяйственной деятельности взаимодействуют с внешним миром прямо или косвенно. Мировая экономика является сложной системой. Вся совокупность национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства. На этой основе между странами возникают международные экономические отношения, т.е. хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами рассматриваемого государства. Парадокс этой связи заключается в том, что международные экономические отношения (далее – МЭО ) возникли задолго до становления мировой экономики, как некоего целостного явления и не только сыграли важную роль в процессе ее формирования, но и стали ее органической и неотъемлемой частью. МЭО являются предпосылкой, составной частью и результатом развития мирового хозяйства. Логически и исторически начальной формой и первым шагом на пути интернационализации национальных экономик стала международная торговля товарами , которая фактически всегда была одной из форм МЭО. Она была развита уже в эпоху рабовладельческого строя. Подтверждение этого мы найдем и в своде законов Хаммурапи, где штраф за убийство иностранного купца по своим масштабам лежит между штрафом за убийство слона и лошади, и в законах Римской империи, регулироваавших среди прочих хозяйственных вопросов и организацию международных торгов. На древнейших этапах человеческой истории целые народы могли непосредственно соприкасаться друг с другом. Такие контакты возникали при миграциях, массовых бегствах от стихийных бедствий, при силовых разделах территорий, обменах. Первым результатом таких контактов было для каждого народа узнавание других . Человек узнавал, что существуют другие языки, ремесла и умения, боги. Это само по себе оказывалось для него величайшим открытием, психологическим потрясением. Затем наступает вторая стадия – узнавание себя . Каждый народ вырабатывал самооценку посредством сопоставления своих веры, образа правления и жизни, достижений и неудач с тем, что есть у других народов. Следом наступает стадия самоотождествления (индивидуального и коллективного, этнического). Группы людей начинают сближаться с одними народами и отстраняться от других. Причин выбора много: характер, образ жизни других, род их занятий, их политическое и государственное устройство, боги, близость языка. Последствия выбора многозначны: принятие новой веры, изменения в общественном устройстве, укладе жизни; войны и порабощение или уничтожения "неверных". Итогом этих процессов стал первый качественный рубеж становления международных отношений (далее МО ), как явления. Второй этап становления МО – возникновение института государства. Третий этап – появление современных государства и общества (конец XVIII в.). Несколько по-иному выглядит эволюция мировой хозяйственно-экономической системы . Жители 1-го в мире государства (Египта) еще 5 тысяч лет назад торговали с соседними племенами, покупая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты ремесла и земледелия. Они также организовывали экспедиции для хозяйственного освоения новых земель. В это же время жившие на территории России племена обменивались товарами с соседними племенами. К международной торговле товарами стали подключаться торговцы услугами. Финикийские и греческие купцы не только торговали по всему Средиземноморью товарами, но и оказывали услуги по перевозке грузов и иноземных пассажиров. Район Средиземноморья и Черного моря вместе с прилегающими странами Западной Азии стал тем регионом мира, где еще в глубокой древности зародилось ядро мирового хозяйства. Постепенно к нему присоединялись другие хозяйственные регионы мира – вначале Южная Азия, затем Юго-Восточная и Восточная Азия, Россия, Америка, Австралия и Океания, районы Тропической Африки. Большой вклад в становление мировой торговли товарами и услугами внесло активное распространение рыночных отношений, великие географические открытия XV–XVII веков, появление в XIX веке машинной индустрии и современных средств транспорта и связи. Только с момента возникновения и развития устойчивых и многосторонних хозяйственных связей между государствами начинается история мирового хозяйства, как системы хозяйственных и экономических отношений. Первый этап ее развития, по мнению специалистов, протекал в XVI-XIX веках и характеризовался ускоренным развитием международной торговли, в первую очередь колониальными товарами. Быстро богатевшие европейские купцы, часто вместе с монархами своих стран, стремились к новым рынкам и новым источникам капитала. Жажда золота и новых земель стимулировала волну экспедиций. Экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака раздвинули пределы мирового рынка во много раз, присоединив к нему новые регионы. На этом этапе мировое хозяйство рассматривалось как совокупность внешнеторговых взаимоотношений стран и являлось сферой приложения частного (купеческого) капитала. Второй этап (1870-1913гг.) развития мирового хозяйства характеризовался прежде всего ростом экспорта, но темпы его роста были ниже чем в предшествовавшие 50 лет, что во многом объяснялось причинами политического характера. Межгосударственные хозяйственные связи cтали более прочными после внедрения массового фабричного производства готовых изделий в XIXв. вначале в Западной Европе, а затем в северной Америке, России и Японии. Это были простые и дешевые потребительские товары. Их сбыту способствовали пароходы, железные дороги, телеграф. В результате к концу XIXв. сложился мировой рынок товаров и услуг. Россия на нем выступала прежде всего как экспортер зерна и др.сельскохозяйственной продукции, а также древесины в Западную Европу, как поставщик готовых изделий в азиатские страны. В свою очередь она импортировала из Западной Европы готовые изделия, материалы и полуфабрикаты. Одновременно с этим в мире усиливалось движение факторов производства (капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, технологии). Россия стала прибегать к использованию иностранного ссудного капитала (1-й внешний заем был сделан Екатериной II в 1769г. у голландских банкиров), к привлечению иностранного предпринимательского капитал (1-й иностранная компания «Немецкое континентальное газовое общество» начала свою деятельность в России в 1855г.). В конце XIXв. Россия начала экспортировать капитал в азиатские страны. Иностранная рабочая сила использовалась в России с конца XIXв. (иранские рабочие работали на Бакинских нефтепромыслах, китайские рабочие участвовали в строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали). Иностранный предпринимательский опыт и технология активно поступали в нашу страну, часто в сопровождении иностранного капитала (авиационная промышленность в дореволюционной России возникла на базе дочерних предприятий французских самолетостроительных и моторостроительных компаний). Потоки экономических ресурсов шли в одном направлении – из наиболее развитых стран в менее развитые . Британский, французский, бельгийский, голландский и немецкий капиталы были заметным элементом накопления капитала в Америке и России, эмигранты из Европы осваивали просторы Северной Америки, Южной Африки, Австралии. Затем процесс перемещения экономических ресурсов стал более комплексным: капитал, предпринимательские способности и технологию стали не только импортировать, но и экспортировать среднеразвитые страны, а в экспорте рабочей силы активно участвовали и слаборазвитые страны. В результате международное движение факторов производства становится взаимным. Резко вырос уровень интернационализации рынка труда . За этот период из европейских стран эмигрировало около 36 млн.человек, в том числе 24 млн. эмигрировало в США, Выросли международные финансовые потоки . Суммарный объем долгосрочных заграничных инвестиций вырос к 1914г. до 44 млрд.долларов, основная часть которых приходилась на долю Великобритании, Франции и Германии. В этой сумме прямые зарубежные инвестиции составляли 14 млрд.долларов. Основными экспортерами капитала в этот период были Великобритания (45%) и США (20%), а их объектами были – США, страны Латинской Америки, Китай и развивающиеся страны Европы. На Лондонской фондовой бирже доля иностранных ценных бумаг в 1913г. составляла 59% от общего объема продаж, во Франции в 1908г. их доля была равна 53%. Третий этап процесса развития мирового хозяйства лежит в интервале между началом первой и концом второй мировой войны, т.е. между 1914 и 1945гг. Его характерные особенности определены политическими потрясениями, которыми он изобиловал. Несмотря на ускорение экономического развития многих стран (особенно после 1920г.) отдельные межгосударственные экономические и хозяйственные связи были разрушены. В частности, после Октябрьской революции 1917г. из общемировой хозяйственной системы практически выпали Россия и Монголия. Финансовая система отличалась крайней неустойчивостью, а мировая торговля так и не смогла достичь уровня 1913г. Четвертый этап в развитии интернационализации мирового хозяйства начался после окончания второй мировой войны и продолжался до начала 90-х годов XXв. Это был этап перестройки международных экономических отношений и поиска нового экономического порядка. Постепенно восстанавливались ранее нарушенные экономические связи, росли международные товарные и финансовые потоки. Главными факторами, определившими особенности и результаты этого этапа были: - распад колониальной системы и возникновение новых государств на территориях Африки, Юго-восточной Азии и Дальнего Востока; - высокие темпы восстановления национальных экономик и экономического роста; - тенденции к объединению в экономической деятельности и повышении эффективности производства; - либерализация внешнеторговой политики; - высокие темпы научно-технического прогресса. Мировое хозяйство в этот период представляло собой совокупность международных экономических отношений и национальных экономик, участвовавших в международном обмене, разделении труда и кооперации, чье развитие напрямую зависело от достигнутых результатов этих видов международной деятельности. В 50-е-70-е годы ХХв. происходит возникновение интеграционных группировок (ЕС, СЭВ), идет процесс транснационализации экономик, активное международное перемещение технологий, предпринимательских способностей и капитала, постепенно восстанавливался мировой рынок ссудного капитала. На особую роль в мировом хозяйстве стали претендовать социалистические и развивающиеся государства. В 80-90-е годы промышленно развитые страны переходят в эру постиндустриализации, многие развивающиеся страны преодолевают экономическое отставание, бывшие социалистические страны переходят к рыночной экономике. Пятый современный этап развития мирового хозяйства принято отсчитывать с первой половины 90-х годов, когда произошел распад СССР и СЭВа. Его отличительными чертами были - переход на рыночные пути развития бывших соцстран Центральной и Восточной Европы, - дальнейшее развитие интеграционных процессов и - рост роли международных и транснациональных корпораций, как субъектов мировой хозяйственной системы. На этом этапе характерными чертами мирового хозяйства становятся: - глобализация (включенность в него практически всех стран); - обострение и рост масштабов конкуренции при одновременном расширении масштабов сотрудничества; - расширение международной производственной специализации и кооперации; - возрастание роли международных и транснациональных корпораций и постепенное превращение их в главных субъектов мирового хозяйства, определяющих динамику и геополитическую направленность хозяйственных связей; - нивелирование уровней социально-экономического развития отдельных стран и сближение отраслевых структур национальных экономик; - либерализация внешнеэкономической политики отдельных государств; - создание международной нормативно-правовой базы осуществления международного сотрудничества в рамках мирового хозяйства; - создание наднациональной системы регулирования экономических связей между государствами в форме международных организаций (ГАТТ/ВТО, МВФ, группы Всемирного банка и т.п.); - переход национальных экономик от закрытого к открытому типу.

ОСНОВНЫЕ РЫНОЧНЫЕ ЗАКОНЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

1. Закон стоимости Все имеет свою стоимость и она используется в качестве мерила в практической деятельности. 2. Закон непрерывного интенсивного обновления производимых и предлагаемых товаров и услуг. 3. Закон денежного обращения. Необходимое для поддержания товарного оборота количество денег зависит от: - массы находящихся в обороте товаров, - уровня цен, - скорости обращения. 4. Закон народонаселения В мире постоянно существует избыток рабочей силы (иными словами – резерв рабочей силы). 5. Закон роста производительности труда или экономии времени. 6. Закон перемены труда. Характер труда постоянно видоизменяется в заисимости от НТП технико-экономической ситуации в каждой, отдельно взятой стране.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Международные экономические отношения (как составная часть мирового хозяйства) представляют собой систему отношений экономической взаимосвязи и взаимозависимостей национальных экономик. Они возникали и развивались на межличностном, а затем и межгосударственном уровне при наличии предпосылок на внутригосударственном и международном уровне. На национальном уровне ими были: - переход от натурального к товарному производству, - появление товарно-денежных отношений и их главной цели – максимизация прибыли, - появление возможностей массового производства товаров в количестве, превышающем внутренние потребности (промышленная революция). На международном уровне это были: - неравномерность распределения между странами естественных и приобретенных факторов производства и, как следствие, необходимость международного разделения труда, - осознание преимуществ международных экономических связей, - создание инфраструктуры внешнеэкономических связей (транспорт, связь, финансовые институты и т.п.). Основными факторами ускорения развития МЭО были – научно-технический прогресс, - региональная экономическая интеграция, - создание, распространение и развитие системы правового регулирования МЭО, - обострение глобальных проблем, - формирование инфраструктуры МЭО, - либерализация внешнеэкономической политики, - развитие производственной специализации и кооперации. Международные экономические отношения обладают существенными отличиями от внутринациональных экономических отношений:
    гораздо большие объемы обмена, несравнимо большее количество субъектов отношений, более масштабная (зачастую глобального характера) и острая конкуренция между товарами, услугами, продавцами, покупателями, связанная с значительно более крупными потерями в случае неудачи, специфичная микроструктура функционирования МЭО в виде международной стандартизации и сертификации производства и товаров, развитой системы международных перевозок, связи, информационного пространства, мирового валютного рынка и т.п., особая система регулирования МЭО на национальном уровне (в форме внешнеторговой политики), двухстороннем уровне (в рамках двухсторонних соглашений), региональном (в рамках интеграционных соглашений), международном (при участии международных организаций), гораздо большая взаимосвязь и взаимозависисмость отдельных форм МЭО по сравнению с внутринациональными формами.
Для лучшего понимания содержания МЭО их объекты и субъекты, формы и механизмы реализации следует рассматривать на двух уровнях: макроуровне (уровень мирового хозяйства) и микроуровне (уровень национальных участников внешнеэкономических связей). МЭО на макроуровне – это формы и способы связей национальных экономик в мировом хозяйстве: внешняя торговля, международная миграция факторов производства (труд, капитал и пр.). МЭО на микроуровне – это особая сфера деятельности национальных экономических единиц, в т.ч. экспорт и импорт товаров и услуг, реэкспорт и реимпорт товаров, международная кооперация и специализация, обеспечивающие их виды деятельности (перевозки, страхование, расчеты и т.д.), ориентированная на внешнеэкономические связи и основанная на международной кооперации и разделении труда. При этом объектами МЭО являются: - товары в материальной форме (сырье и продовольствие, материалы и полуфабрикаты, готовые изделия потребительского и производственного назначения ), - услуги (международные инжиниринг и консалтинг, аренда и лизинг, аудит, туризм, перевозки, расчеты и т.д .), - интеллектуальная собственность и технологии (торговля патентами и лицензиями в области прав на технические решения, промышленные образцы и товарные знаки, продажа и обмен правами на интеллектуальную собственность ), - капитал (прямые и портфельные инвестиции, международный кредит), - рабочая сила.

Субъектами МЭО на микроуровне традиционно считаются:

Фирмы, Фирма предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность в сфере промышленности, торговли, сельского хозяйства, строительства или транспорта с целью извлечения прибыли. - международные корпорации, Корпорации (обычно крупные), осуществляющие прямые зарубежные инвестиции в экономику различных стран - союзы и иные объединения предпринимателей, Объединения предпринимателей , имеющие целью не получение прибыли, а защита интересов их участников с помощью разработки и согласования действий в определенных общетраслевых сферах деятельности, стандартизации выпускаемой продукции, организации консультативных служб, подготовки кадров, ведения статистики и т.д. Такие объединения создаются в форме ассоциаций, федераций, советов и пр. Различаются Союзы отраслевые объединение предпринимателей одной отрасли, и Союзы предпринимателей по роду деятельности – ассоциации промышленности, туризма, торговли и пр. - государственные органы и организации, Министерства и ведомства не преследуют коммерческих целей. В коммерческой деятельности участвуют на основании соответствующего разрешения правительства своей страны. - международные организации, осуществляющие международные инвестиционные проекты. На макроуровне к субъектам МЭО относят: - Национальные правительства и другие государственные органы, - Международные экономические организации Практическое осуществление МЭО обеспечивается механизмом их реализации, образованным совокупностью правовых норм и инструментов (международные соглашения и договора, конвенции, хартии, кодексы, првила и т.п., принятых и признанных на международном и национальном уровне. Основными формами международных экономических отношений являются: - международная торговля товарами и услугами, - международное научно-техническое и производственное сотрудничество, - международные валютно-кредитные и финансовые операции, - международная миграция рабочей силы.

Понятие Внешне-Экономической Деятельности

В Э Д Деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма, а также предпринимательская деятельность, связанная с перемещением товаров (продукции ) через таможенную границу РФ и капитала (финансовых средств), оказанием услуг и выполнениием работ на территориии государства. Эволюция ВЭД повторяет эволюцию мировых систем – политической, экономической и хозяйственной. Параллельный поэтапный переход ПОЛИТИКА: от раздробленных удельных формирований к национальным государствам ЭКОНОМИКА от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям ХОЗЯЙСТВО от мелких ремесленников к крупной промышленности

Факторы, влияющие на темпы и особенности развития ВЭД

Основная предпосылка развития ВЭД Возможность повышения нормы прибыли путем доведения мировых цен на товары до уровня интернациональной стоимости, которая НИЖЕ национальной стоимости в слаборазвитых странах, но ВЫШЕ национальной стоимости в развитых странах. 1. Геополитические особенности : - географическое положение, - географические условия, - климат и плодородие почв, - полезные ископаемые. 2. Научно-Технический Прогресс и различный уровень его развития в разных странах. НТП в промышленности обеспечивал: экономию сырья и появление синтетических материалов, первоочередное развитие ресурсообеспечивающих отраслей.

Но до сих пор!!

США удовлетворяет свою потребность в материалах за счет импорта Кобальт - 85% Бокситы - 96% Цинк - 73% Марганец - 100% Никель - 75% Ванадий - 56% Распространение машинного производства привело к: - глубокой специализации национальных производств, - переполнению национальных рынков и выходна рынки международные, - международному перераспределению труда и трудовых ресурсов. НТП в сельском хозяйстве обеспечил рост самобеспеченности продовольствием в странах Европы. 3. Вывоз капитала в различных формах и с различными целями . 4. Неравномерность развития экономики различных стран 5. Различия в имеющихся людских, сырьевых и финансовых ресурсах. 6. Особенности политической обстановки и международных отношений .

Общемировые тенденции развития ВЭД

Формирование 3 регионов повышенной концентрации ВЭД: - Северная Америка Североамериканская зона свободной торговли США, Канада, Мексика 360 млн.потребителей, Объем производства - около 7 трлн.долларов - Европа Е Э С 1993г. – создание европейского экономического пространства 375 млн. потребителей, Объем производства - около 5.7 трлн.долларов Интеграция и интернационализация хозяйственной жизни - рост и концентрация производительных сил передача и обмен технологиями, кооперация и специализация, пересещение производственных ресурсов. - рост масштабов и качественное изменение характера внешней торговли - международное перемещение финансовых ресурсов - расширение сферы международных услуг - рост международного обмена научно-техническими знаниями -рост миграции рабочей силы -рост сотрудничества и решения глобальных проблем современности Рост доли наукоемкой продукции в мировом экспорте 1990-е годы – около 75% 2005 г. - свыше 80% Рост доли экспорта в национальном доходе развитых стран США, Англия, Франция, ФРГ, Швеция – 15-17% В настоящее время ВЭД осуществляется на 2-х уровнях: - государственные органы управления

    установление основ межгосударственного сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих ВЭД,
- хозяйствующие субъекты - заключение и исполнение договоров, контрактов и иных действий в рамках гражданского и коммерческого права.

Основные направления современной В Э Д

    Внешняя торговля
обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота
    Технико-экономическое и научно-техническое сотрудничество
- совместные разработки и обмен научно-техническими достижениями - содействие в области промышленного и гражданского строительства - предоставление услуг инженерно-технического характера
    Финансовые операции
- операции с потребительским и ссудным капиталом, - международное кредитование
    Трудовые ресурсы
- организация перемещения (миграция), - поиск ресурсов и трудоустройство, - сопутствующие услуги.
    Особые формы ВЭД
- налоговые гавани, - оффшорные компании, - свободные зоны: таможенные, перевалочные, экономические. В процессе ВЭД экономические связи реализуются путем проведения коммерческих операций:
    основных:
- купля – продажа, - сотрудничество.
    обеспечивающих:
- транспортных, - экспедиторских, - страховых, - расчетно-финансовых. Эти операции образуют сложный комплекс видов деятельности, взаимосвязанных и ввзаимодействующих между собой

Методы регулирования ВЭД

Правовые: Международные торговые договоры, определяющие: пути развития межгосударственных экономических отношений, режимы взаимодействия и условия расчетов, периоды и сроки сотрудничества. Договоры обычно бывают долгосрочными (5 и более лет). Ежегодные протоколы, уточняющие содержание договоров на конкретный период. Условия договоров могут содержать: - обязательную часть: обеспечивается законодательными актами, - индикативную часть: определяется экономической заинтересованностью участников. Правовые режимы: - максимального благоприятствия - национальный Тарифные разрабатываются на основе таможенного законодательства, в том числе определяется порядок разработки, утверждения и примененея тарифов и прочее...

в РФ – Таможенный Кодекс и закон " О таможенном тарифе "

Нетарифные Паратарифные - Дополнительные платежи при ввозе товаров (НДС, акцизы и т.д.), - Таможенные сборы, - Внутренние налоги и специальные сборы. Контроль цен - Антидемпинговые методы, - Защита уязвимых секторов, - Ценовые преференции (минимальная разница цен по сравнению с национальным производителем). Финансовые - особые правила совершения валютных операций (например, обязательная продажа валютной выручки ), Количественный контроль - Квотирование, - индивидуальное (по одной стране ), - групповое, - глобальное (без указания стран ). - Контингентирование, Количественное или стоимостное ограничение экспорта или импорта, вводимое на ограниченный срок, по отдельным товарам или товарным группам в отношении одной или группы стран. - Автоматическое лицензирование, Обязательное получение лицензии на экспорт или импортопределенных товаров. - Установление монополии, Введение государственной монополии на торговлю определенными товарами на внешнем и/или внутреннем рынке. - Технические барьеры, Проверка соответствия товаров определенным требованиям технического характера. В РФ дополнительно устанавливаются: - Импортные процедуры, Особые правила проведения импортных операций при государственных закупках. - Оперативное регулирование, Проведение разовых экстренных мер в случае нарушения участниками ВЭД законодателльных или иных документов.

Экономические методы стимулирования экспорта

Прямое финансирование экспортеров Доплаты и дотации экспортерам из госбюджета Косвенное финансирование экспортеров Выделение кредитных ресурсов по сниженной межбанковской ставке через сеть частных банков. Снижение налогов на экспортеров Выделение кредитных ресурсов по сниженной межбанковской ставке через сеть частных банков. Кредитование экспортеров внутреннее Предоставление через госбанки среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) кредитов на развитие экспортного производства в национальной и свободно конвертируемой валюте по стабильным ставкам. внешнее Субсидирование из бюджета иностранных импортеров в форме финансовых или товарных кредитов, которые могут быть использованы ТОЛЬКО для закупки товаров в стране кредитора. Страхование экспортных операций внутреннее страхование рисков при организации экспортного производства. внешнее страхование рисков при осуществлении экспортных операций (до 80-90% суммы сделки по сниженным ставкам). СШАКонспект

  • Конспект лекций по курсу «экономика предприятия» Содержание: Тема предприятие в условиях рыночной экономики 3 (2)

    Конспект

    В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

  • Конспект лекций по курсу «экономика предприятия» содержание: Тема предприятие в условиях рыночной экономики 3 (3)

    Конспект

    В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

  • Понравилась статья? Поделитесь ей