Контакты

В финикийских колониях. Финикийские города и колонии Название самой знаменитой колонии финикийцев

Вдоль восточного берега Средиземного моря тянется цепь Ливанских гор . Их склоны покрывали кедровые леса. Здесь, между морем и горами, расположена Финикия .

Самыми крупными финикийскими города-ми были Сидон, Тир и Библ. В их названиях от-разились природные условия Финикии и заня-тия её жителей, финикийцев. «Библ» в переводе с финикийского значит «гора», «Тир» — «ска-ла», а «Сидон» — «место для рыбной ловли».

В Финикии нет полноводных разливающихся рек, мало плодородной земли и пастбищ для скота. По склонам гор и на нешироких равни-нах финикийцы разбивали виноградники, вы-саживали рощи оливковых деревьев, но своего хлеба им не хватало.

Зато географическое положение Финикии было очень удобно: здесь сходились торговые пути из Междуречья и Египта. Можно сказать, что самой природой финикийцам было определено заниматься ремёслами и торговлей. Эти занятия не требовали совместного труда по строительству дамб и каналов. Сильная царская власть и единое государство были не нужны. Финикийские города были небольшими, самостоятель-ными государствами. Однако цари не имели деспотической власти. Они должны были считаться с мнением городского совета, кото-рый состоял из знатных и богатых финикийцев.

Финикийские колонии

Именно так в IX (9) веке до н.э. на африканском побережье воз-ник город Карфаген, который основала Элисса , царевна Тира. Она боролась против власти своего брата, царя Тира, но потерпела по-ражение. Вместе со многими знатными людьми и жрецами царев-на отправилась на кораблях искать новую родину. Легенда рассказывает, что вождь местных племён ливийцев разрешил Элиссе занять столько земли, сколько может покрыть одна бычья шкура. Тогда хитро-умная царевна велела разрезать шкуру на тон-кие полоски, связать их и опоясать кожаным шнуром большой участок.

Финикия - исчезнувшее государство Древнего Востока. Оно достигло своего наивысшего расцвета на рубеже II-I тысячелетий до нашей эры. В то время финикийцы, превосходные мореходы, господствовали в Средиземноморье, монополизировав международную торговлю. Наряду с этим они расширяли свое влияние в регионе за счет колонизации. Впоследствии некоторые финикийские колонии оставили глубокий след в истории человеческой цивилизации.

Возрождение интереса

В 1860 г. французский историк Ренан Эрнест обнаружил в Ливане древние руины, заросшие травой. Он идентифицировал их как Библ. В 1923 г. его соотечественник Пьер Монтэ раскопал там же четыре с нетронутыми медными и золотыми украшениями. Кроме того, в них были найдены тексты с неизвестной письменами. Вскоре лингвисты их расшифровали. Таким образом, ученый мир получил возможность узнать больше об исчезнувшей цивилизации, о которой до этого упоминали только античные авторы и Библия. С тех пор интерес к финикийцам не ослабевает. Едва ли не каждые десять лет сообщается об открытии новых тайн, связанных с этим древним народом.

Приморские города

Подобно многим государственным образованиям древности, Финикия представляла собой не объединенную страну, а отдельные города, управлявшиеся царями. Ее территория практически совпадала с территорией современного Ливана. В древности эту узкую полосу средиземноморского побережья покрывали обширные леса, в которых росли сосны, кедры, шелковицы, буки, дубы, инжир, и маслины.

Первые поселения были основаны здесь очень давно. В основном их население занималось рыбной ловлей и садоводством. Как свидетельствует археология, на рубеже IV-III тысячелетий до нашей эры тут возникают первые финикийские города, защищенные мощными оборонительными стенами.

Самыми крупными и влиятельными из них были Сидон, Угарит, Библ, Арвад и Тир. Их жители уже тогда имели славу искусных ремесленников, оборотистых торговцев и смелых мореплавателей. Можно сказать, что создание финикийских колоний началось на территории самой Финикии, поскольку город Тир был основан сидонянами. Правда, позже он не только освободился от подчинения Сидону, но и во многом превзошел его.

Жестокие религиозные культы

Финикийцы были политеистами, как и абсолютное большинство их соседей. Главными божествами в их пантеоне были Астарта - богиня плодородия, и Ваал, олицетворявший силы природы и считавшийся богом войны. Кроме того, каждый город-государство, включая финикийские колонии, имел своих небесных покровителей.

Исследователи отмечают крайнюю жестокость, которая была присуща культам этих божеств. Традиционные жертвоприношения не ограничивались закалыванием животных. Довольно часто, особенно в моменты смертельной опасности, финикийцы сжигали собственных детей, чтобы задобрить божеств, а при закладке стен нового города под его воротами и башнями закапывали младенцев.

Властители моря

Финикийцы не случайно в древности считались великими мореплавателями. Их 30-метровые корабли строились из прочной древесины Эти суда были килевыми, а не плоскодонными, что увеличивало скорость и позволяло совершать на них дальние путешествия по морю. У египтян финикийцы заимствовали мачту, несущую на двух реях прямой парус.

Впрочем, судна с широкой палубой, высокой кормой и носом плыть могли как под парусами, так и на веслах. Гребцы располагались вдоль бортов, а на корме укреплялись два больших весла, при помощи которых разворачивали корабль. Столь развитое и передовое по тем временам судостроение в немалой степени способствовало образованию финикийских колоний в бассейне Средиземного моря.

Купеческие корабли

Большую часть торгового флота в Средиземноморье (II-I тысячелетие до нашей эры) составляли финикийские суда. Купцы шли на все, чтобы сохранить свои коммерческие тайны. Известен случай, когда они затопили собственный корабль, лишь бы скрыть от следовавших за ним чужаков, куда и с каким товаром они направлялись.

Купцы постоянно были в поисках таких мест, где можно было бы без лишнего риска продать свои товары и купить рабов, а также мест, где добывали ценные металлы. В другие страны финикийцы везли товары ремесленников из Сидона, Библа и Тира, специализировавшихся на:

  • изготовлении льняных и шерстяных тканей;
  • ковке, гравировке золотых и серебряных изделий;
  • резьбе по слоновой кости и дереву;
  • производстве стекла, секрет которого раскрыли венецианцы только в Средние века.

Однако самыми известными экспортными товарами были кедр и, конечно же, пурпурная ткань, стоившая баснословно дорого, ведь на ее окрашивание шло огромное количество моллюсков.

В постоянных поисках новых рынков для сбыта своих товаров финикийцы достигли берегов Испании, Северной Африки, Балеарских островов, Сардинии, Мальты, Сицилии, Кипра. Их не интересовало создание могущественной империи. Получение большой прибыли - вот та причина, которая побуждала финикийцев предпринимать опасные морские плавания. Везде, куда доходили их корабли, были основаны финикийские колонии.

Прибыльная работорговля

В отличие от других государств древности, Финикия почти не вела захватнических войн. Источником ее процветания, впрочем, были не только успешные коммерческие операции купцов. Не брезговали финикийцы и прибыльной работорговлей, которая шла рука об руку с морским разбоем.

Античные авторы, включая Гомера, неоднократно упоминали об их коварстве и похищении доверчивых людей, которых обманом заманивали на корабли, а затем продавали в рабство. Местоположение финикийских колоний способствовало как процветанию пиратства в Средиземноморье, так и работорговле.

Труд невольников широко использовался в мастерских, гаванях, на кораблях. Рабы трудились в качестве гребцов, грузчиков и чернорабочих. Кроме того, их отправляли в многочисленные финикийские колонии, а также в Сидон, Библ, Тир и другие финикийские города.

Североафриканское побережье

Как уже было сказано, территория Финикии занимала узкую прибрежную полоску суши. Однако это местоположение было чрезвычайно выгодным в древние времена. Здесь пересекались сухопутные и морские торговые пути. Из этого финикийцы смогли извлечь максимум пользы. Со временем, приобретя богатый опыт морских путешествий и накопив достаточно средств, они стали строить большие корабли, которые могли совершать дальние плавания.

Двинувшись вдоль берега на запад, они основали в начале IX века до нашей эры крупнейшую финикийскую колонию на африканском побережье - Карфаген. Инициатива в освоении новых территорий принадлежала, в первую очередь, жителям Сидона и Тира. Однако Карфаген был не первой финикийской колонией в Северной Африке. Еще в XII веке до нашей эры здесь был основан город Утика, просуществовавший до VII столетия нашей эры.

К берегам Атлантики

Финикию и южное побережье Испании разделяют 4 тысячи километров. Тем не менее, это не остановило древних мореплавателей. На своих больших кораблях они пересекли Средиземное море и вышли в Атлантический океан. На юго-западе Иберийского полуострова, где была основана финикийская колония Гадес (Гадир), добывали руду высокого качества. Кроме нее купцы вывозили отсюда серебро, свинец, олово, а взамен привозили сосну, кедр, вышитые изделия, стекло, лен, пурпурные ткани. Со временем финикийцы фактически монополизировали испанское серебро, которое в больших количествах импортировалось в Финикию.

На север и на юг

Освоившись в Средиземноморском бассейне, финикийцы одними из первых рискнули пройти через Гибралтар и двинуться на север. Они достигли берегов крупнейшего европейского острова - Великобритании. Здесь добывали олово - необычайно ценный в древности металл.

Финикийским мореходам было не занимать отваги. В поисках новых перспективных рынков они шли на риск, отправляясь в дальние и небезопасные плавания. В V веке до нашей эры от берегов Северной Африки, где находились финикийские колонии, отплыли 60 кораблей. Руководил экспедицией Ганнон - мореход из Карфагена.

Его флотилия шла вдоль западного побережья Африканского континента. Сведения о том, что им встречалось на пути, сохранились в пересказе Аристотеля. Целью же самого путешествия было основание новых колоний. Сейчас трудно сказать, как далеко Ганнону удалось продвинуться на юг. Предположительно, его корабли достигли берегов современной Сьерра-Леоне.

Но еще задолго до этого, во времена царя Соломона, правившего Израилем в X веке до нашей эры, финикийцы вместе с его подданными пересекли Красное море с севера на юг. Как предполагают некоторые исследователи, им удалось выйти даже в Индийский океан.

Где находились финикийские колонии

Историю человечества можно смело назвать историей войн. Более могущественные державы подчиняли себе менее воинственные. К последним относилась и Финикия. Ее жители умели хорошо торговать, но оборонять свои города у них получалось намного хуже.

Египтяне, ассирийцы, хетты, персы и другие народы постоянно угрожали процветанию финикийских городов. Поэтому угроза вторжений, наряду с поисками перспективных рынков, побуждала финикийцев покидать родные места, мигрируя за море: на Кипр, Мальту, Балеарские острова, Сицилию.

Таким образом, к IX веку до нашей эры они расселились по всему Средиземноморью. Как назывались все финикийские колонии? сказать не представляется возможным. Во-первых, их было не менее 300. Во-вторых, ни один историк не поручится за то, что на сегодняшний день нам известно все, что касается этого аспекта истории Финикии. Однако некоторые города все же стоит упомянуть:

  • Каларис и Ольбия на острове Сардиния;
  • Лилибей на Сицилии;
  • Гадес на Иберийском полуострове.

И несколько колоний на североафриканском побережье:

  • Утика;
  • Лептис;
  • Карфаген;
  • Типаса;
  • Гадрумет;
  • Сабрафа;
  • Гиппон.

Самая крупная финикийская колония

Когда в IX столетии до нашей эры первые переселенцы из Тира высадились в Северной Африке, чтобы основать там новое поселение, никто и не предполагал, что позднее оно станет могущественным государством Древнего мира. Речь идет о Карфагене. Этот город был самой известной финикийской колонией. Поэтому стоит познакомиться с его историей поближе.

Основание Карт-Хадашта

Финикийские мореходы издавна облюбовали удобную бухту в глубине Тунисского залива. Они часто заходили туда, чинили корабли и даже построили небольшое святилище. Однако только в начале IX века до нашей эры переселенцы заложили здесь город Карт-Хадашт (финикийское название Карфагена).

Древние источники содержат легенду о том, как это произошло. Царь Тира Муттон перед смертью завещал власть сыну Пигмалиону и дочери Элиссе, известной также под именем Дидона. Но каждый из них хотел править единолично. Элисса, выйдя замуж за влиятельного и богатого жреца, заручилась поддержкой городской аристократии. Однако ее брат опирался на народные массы, которые провозгласили его царем.

После смерти мужа, убитого по приказу Пигмалиона, Элисса села на корабль вместе с верными ей членами городского совета и отплыла в поисках места, где можно было бы основать новый город. В конце концов, они высадились в удобной бухте на севере Африки.

Элисса завоевала расположение местных племен подарками и попросила продать ей участок, равный по площади шкуре быка. Как истинная дочь своего народа, изгнанная царица пошла на хитрость. По ее приказу шкуру разрезали на множество тончайших полосок, которыми огородили место, значительно превышавшее по площади то, о котором было договорено ранее.

Сегодня мы знаем, что самой известной финикийской колонией был город Карфаген (Карт-Хадашт). Но в год его основания это было всего лишь небольшое поселение, раскинувшееся на верху холма и прилегающем к нему морском берегу.

Пик могущества Карфагена

Со временем новая колония финикийцев разрослась, а ее удобное местоположение привлекало в город массу других переселенцев: италиков, греков, этрусков. На многочисленных верфях Карфагена работали частные и государственные рабы, участвуя в строительстве искусственного порта. Он состоял из двух частей (гражданской и военной), соединенных узким протоком. Со стороны моря город представлял собой целый лес мачт. В эпоху своего наивысшего расцвета Карфагенская держава занимала значительную территорию, куда входило не только все Западное Средиземноморье, но и исконно финикийские города, объединившиеся для защиты от греков.

Таким образом, к концу VIII столетия до нашей эры самой крупной финикийской колонией являлся город Карфаген. Он обрел независимость от метрополии и в VII веке до нашей эры. сам занялся колонизацией территорий. На острове Ибица карфагеняне основали свой первый зависимый город. Однако главной их проблемой были греки, пытавшиеся укрепиться на Сардинии, Корсике и Сицилии. Пока Карфаген соперничал с городами Эллады за гегемонию в бассейне Средиземного моря, незаметно для него укреплялась мощь Рима. Пришло время, и их столкновение стало неизбежным.

Пунические войны

В III столетии до нашей эры Рим почувствовал, что он достаточно силен для борьбы с Карфагеном, монополизировавшим торговлю в Средиземном море. Если прежде они были союзниками, то теперь разногласия из-за коммерческих интересов сделали их врагами. Первая война, названная Пунической (римляне пунами называли финикийцев), началась в 264 году до нашей эры. С перерывами она продолжалась до 241 года до нашей эры, закончившись неудачно для Карфагена. Он не только потерял Сицилию, но и обязан был выплатить огромную контрибуцию.

Второй военный конфликт, начавшийся в 218 году до нашей эры, связан с именем Ганнибала. Сын карфагенского полководца, он был величайшим стратегом древности. Непримиримая вражда к Риму побудила его развязать новую войну, когда он занимал пост главнокомандующего войсками Карфагена в Испании. Однако военный талант Ганнибала не помог одержать победу в военном конфликте. Карфаген лишился многих колоний и, по условиям договора, обязан был сжечь свой флот.

Третья и последняя Пуническая война длилась всего три года: со 149 по 146 год до нашей эры. В результате Карфаген исчез с лица земли - по приказу римского полководца Эмилиана Сципиона город разграбили и сожгли дотла, а его бывшие территории стали провинцией Рима. Это нанесло тяжелый удар по финикийской торговле, от которого она уже не смогла оправиться. Окончательно с исторической сцены Финикия ушла в I веке до нашей эры, когда ее восточные территории на Ближнем Востоке, ранее разграбленные и подчиненные Александром Македонским, были захвачены армией армянского царя Тиграна Великого.

След древней цивилизации в современном мире

Финикийцы, как превосходные торговцы, вели скрупулезные деловые записи, используя для этой цели созданную ими алфавитную письменность. Ее достоинства со временем оценили и другие народы. Так, финикийский алфавит лег в основу греческого и латинского письма. На базе последнего, в свою очередь, развилась письменность, которая используется в наши дни во многих государствах мира.

Впрочем, не только алфавит напоминает сегодня нам о канувшей в Лету цивилизации Древнего Востока. До сих пор существуют некоторые города, бывшие когда-то финикийскими колониями. И их современные названия иногда совпадают с теми, что были даны им при основании многие столетия назад, например, Малага и Картахена в Испании или Бизерта в Тунисе. Кроме того, сицилийский город Палермо, испанский Кадис и тунисский Сус в древности также были основаны финикийцами, но под другими именами.

Помимо этого, проведенные генетические исследования доказали, что около 30% мальтийцев являются потомками финикийских колонистов. Таким образом, этот древний народ все-таки не исчез полностью. Его след на нашей планете можно отыскать и в современном мире.

Тот конгломерат городов-государств, что ныне известен нам как Древняя Финикия , занимал в далеком прошлом всю приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленную с востока Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу.

Своеобразность природных условий Финикии нашла отражение даже в названиях важнейших населенных мест. Так, например, название города Библ (Гебал) означает “гора”, города Тира (Цур) - “скала”. Возможность заниматься пахотным земледелием из-за недостатка хороших земель была ограничена, но и те, что имелись, могли все же использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград.

Занимались древние финикийцы и рыболовством, что естественно для морского народа. Неслучайно название одного из финикийских городов - Сидон , что означает “место рыбной ловли”. Большое богатство для страны представляли леса горного Ливана, которые изобиловали кедром и другими ценными породами.

Как предполагают некоторые исследователи, первые жители Финикии говорили на несемитском языке. Однако уже в III тысячелетии до н.э., согласно показаниям египетских источников, здесь проживали семитические племена, относящиеся к группе западно-семитских племен, населявших примерно в то же время палестинские земли, так как их языки почти тождественны. Все эти племена назывались ханаанеями . Пришельцы в скором времени не только смешались с коренным населением, но и ассимилировали его.

Название “финикиец” встречается уже в египетских иероглифических надписях середины III тысячелетии до н.э. в форме “фенех ”. Позднее древние греки применяли слово “фойникес ”, что означало “красноватые”, “смуглые”. Отсюда и пошло название страны. В семитских источниках особого наименования для Финикии и финикийцев не встречается. Название Кинаххи , или соответственно греческому тексту Библии, Ханаан, которое отдельные ученые объясняют как “страна пурпурной краски”, имеет гораздо более широкое значение, поскольку подразумевает также Палестину и частично Сирию. Аналогичные же общие обозначения для этих стран употребляли и египтяне.

Города-государства на территории Финикии

Одним из наиболее древних городов-государств на территории Финикии, был основанный в конце III тысячелетия до н.э. Угарит , расположенный южнее устья реки Оронта, напротив северо-восточного мыса острова Кипр и на перекрестке морских путей из Эгейского моря и Малой Азии в Египет и Переднюю Азию. Был раскопан укрепленный приморский город, в котором вместе с ценными вещественными памятниками были обнаружены во множестве таблички середины II тысячелетия до н.э. с текстами, исполненными клинописью из 29 букв. Эти письменные памятники содержат мифы, которые проливают свет на древнейшую культуру Финикии.

На острове южнее Угарита находился город Арвад , островное положение которого способствовало сохранению им независимости в военных столкновениях того времени. Почти в центре финикийского побережья располагался город Библ , поддерживавший с древнейших времен связь с Египтом. Через Библ еще в III тысячелетии до н.э. производился вывоз финикийских товаров в Египет. Культура последнего пустила глубокие корни именно в этом финикийском городе-государстве. В середине II тысячелетия до н.э. Библ подчинил себе соседние небольшие города и поселения. Египетские цари XVIII династии сделали этот город своим главным опорным пунктом на побережье. Здесь широко пользовались египетским иероглифическим письмом, а также особенным слоговым письмом и позже - линейным алфавитом.

Сидон и Тир , самые южные города Финикии, постоянно враждовали между собой. Не потому ли, что были защищены скалами от нападения внешних врагов? Самым недоступным был Тир, который состоял из двух поселений: островного и материкового. Когда невозможно было спасти материковую часть, все жители перебирались на остров, который с помощью кораблей мог снабжаться водой и был недоступен для вражеской армии, не имевшей флота.

Вообще, стоит отметить, что морскому делу финикийцы уделяли очень большое значение. В деле кораблестроения и кораблевождения в то время им не было равных в мире. В течение многих веков жители крупных городов восточного побережья Средиземноморья сохраняли славу искусных кораблестроителей. Финикийское слово “галера” вошло во все существующие европейские языки и продолжает существовать поныне. Впрочем, как и «галерный раб» — применять рабов в качестве гребцов также первыми придумали финикийцы. До них, гребцами в основном были только свободные люди.

Экономика и хозяйство Финикии

Восточное побережье Средиземноморья издревле славилось естественными богатствами и не смотря на сравнительно небольшую по ширине полосу суши, которую занимала Древняя Финикия, эта область была благодатным во всех отношениях краем. Одним из основных продуктов, которым торговали финикийцы, была сушеная рыба. Особую ценность представляли дубовые и кедровые леса Ливана — лучшего материала для изготовления кораблей в то время нельзя было и найти. Впрочем, ливанский кедр шел не только на корабли, но и на другие изделия — из него, например, изготовляли в том числе и саркофаги для мумий египетских вельмож. Центром торговли лесом был Библ — к тому времени давно и прочно находившийся в руках египтян. Именно папирусы последних, донесли до нас сведения о целебных растениях и необходимых для бальзамирования смолах, которые также поставлялись из Финикии.

Впрочем, финикийцы были также искусными мастерами — не мало «египетских» золотых и серебряных ваз украшенных головами разных животных, на самом деле — финикийские. А ведь финикийцы владели ещё и замечательной технологией изготовления стеклянных сосудов и тканей насыщенно пурпурного цвета. Именно финикийцы первые начали производство пурпурной краски из особого вида моллюсков, окрашивая ею шерстяные и льняные ткани. Пригодная для земледелия территория Финикии была небольшой, но почва отличалась плодородием, к тому же очень тщательно обрабатывалась. Большую роль в торговле играло высококачественное вино.

Возможно, что само слово “вино”, соответствующее латинскому “винум”, греческому “ойнос” и “вийана”, восходит к финикийскому “йайн ”. Важным продуктом садоводства было также оливковое масло. Однако в первую очередь финикийцы были известны как работорговцы. Хотя значительная часть приобретаемых ими рабов предназначалась на перепродажу, очевидно, и в самих финикийских городах имелись в большом количестве рабы, которые использовались на судах, в мастерских и т.п.

Кроме товаров местного производства, финикийцы торговали и тем, что вывозили из Малой Азии, с Кипра, Крита, из областей микенской культуры Греции, с западных земель Средиземноморья. Города Финикии по существу были средоточием транзитной торговли. Из Малой Азии финикийцы получали серебро и свинец, позднее - железо. Финикийские города довольно рано вступили в тесные отношения с островом Кипр, в то время главным поставщиком меди. По всей вероятности, латинское слово “сиргит ” (медь) происходит от названия этого острова.

С Крита финикийцы получали предметы эгейского художественного ремесла, продукцию других стран Средиземноморского бассейна. Ученые предполагают, что в Угарите, главном центре торговых связей с Эгейским миром, могла существовать постоянная микенская колония.

Интересный факт: вероятно, в морской торговле активное участие принимали и рядовые свободные граждане городов-государств, которых царь и знать ссужали серебром и товарами. В сухопутной караванной торговле, которая стала развиваться особенно с начала I тысячелетия до н.э., когда верблюд был уже одомашнен и вследствие этого облегчилось преодоление обширных пустынных и степных пространств Сирии, наряду с царями и знатью также уже могли обогащаться некоторые представители рядовых свободных.

Государство и власть в древней Финикии

Удивительно, но не смотря на крайне удачное географическое положение страны, смелый характер и предприимчивость её жителей, финикийцам не только не удалось отстоять свою независимость, они даже толком не смогли построить собственное единое государство. При всем своем богатстве и могуществе, каждый из финикийских городов был сам по себе, и очень ревностно относился к сохранению своей политической независимости.

Благодаря этому, ни о каком военном союзе финикийских городов-государств речь никогда не шла. Что там государство, если даже говорящие на одном языке люди Финикии никогда не имели никакого единого самоназвания и обозначали себя следующим образом: “люди такого-то города”. Парадоксально, но факт — для самих «древних Финикийцев», никакой «Финикии» не существовало!

Выборы должностных лиц в городах ханаанеев (позднее и в их колониях, например в ) производились на основании имущественного ценза. При этом финикийские «олигархи», держали под контролем не только неимущих граждан, но и царя, который в торговых городах-государствах Финикии не обладал деспотической властью, подобно царям Египта и Вавилонии. Не исключено даже, что в ряде городов даже не было царей, а сами такие государственные образования представляли собой своеобразные олигархические республики в миниатюре.

С одной стороны всё это способствовало росту богатства, но с другой, именно в результате такой политики не один из их городов не имел достаточно сил для того, чтобы объединить всю Финикию в единое государство.

Результаты такой политики сказались чуть позже, когда «централизованные» соседи наконец закончили «собирание земель» у себя дома и стали оглядываться по сторонам, в поисках богатой, но слабой жертвы.

Первым пал Угарит — когда-то один из сильнейших городов финикийцев. Из-за гражданской войны город был ослаблен и потому легко пал жертвой державы хеттов, оказавшись завоеванным царем Суппилулиумой и войдя в состав его державы. Лишь на считанные годы пережил Угарит другой крупный город Финикии — Библ . Город оказался разорен соседями, поскольку покровительствовавший городу египетский фараон Эхнатон помощи не прислал, а своих сил для отражения угрозы не хватило. Следующей «жертвой» стал Сидон — на тот момент остававшийся крупнейшим городом ханаанеев-финикийцев. Около 1200 г. до н.э. он был разрушен “народами моря”, которые после разгрома хеттов опустошили Финикию и побережье .

Казалось, Древняя Финикия вот-вот совершенно прекратит существование, однако политические кризисы у некогда могущественных соседей (и вторжение «народов моря», конечно) привели к тому, что угроза неминуемого уничтожения от Финикии временно отступила.

После разрушения Сидона “народами моря” гегемония перешла к Тиру, который достиг в это время наибольшего расцвета, особенно при царе Хираме I, современнике Соломона, царя Израиля (около 950 г. до н.э.).

Хирам расширил остров, на котором была расположена основная часть Тира, при помощи искусственной насыпи, и, открыв здесь источник с водой, сделал Тир почти неприступной крепостью для внешнего врага.

В это время Тир, пользуясь своим географическим положением, вступил в тесные торговые сношения со всеми окружающими государствами. При Хираме, вероятно, началась колонизация современной области Туниса на африканском берегу Средиземного моря, а позже при его наследниках и преемниках там был основан город Карфаген (по преданию в 814 г. до н.э.). Благоприятное географическое положение страны позволило финикиянам принимать активное участие в сухопутной торговле с Месопотамией и долиной Нила, а также постепенно овладеть морскими путями в Средиземное море.

Морская торговля Финикии значительная уже во время египетского владычества стала еще больше расширяться после распада Египетской державы. Вся торговля Египта перешла теперь в руки финикийцев, их многочисленные торговые корабли постоянно прибывали к пристаням городов, расположенных по берегам Нила.

Исторические источники свидетельствуют об острой классовой борьбе в Финикии. О восстании рабов в Тире, к которому, возможно, примкнули и неимущие свободные, сообщает греческая традиция. Руководил этим восстанием Абдастрат (Старатон). Это восстание, происшедшее, возможно, в IX в. до н.э. закончилось, по преданию, полным уничтожением мужских представителей господствующего класса, а женщины и дети были распределены между восставшими.

Греческие историки сообщают нам о каких-то “финикийских несчастиях”, которые также можно предположительно считать восстаниями угнетенных масс финикийских городов-государств. Но эти восстания, однако, как и другие многочисленные восстания рабов, не приводили к изменениям сложившихся отношений. Рабовладельческое общество и государство по-прежнему продолжали существовать в Финикии.

В результате внутренней борьбы в Тире могущество его ослабело и с конца IX в. до н.э. наряду с Тиром, временами превосходя его значением, вновь возвышается город Сидон (современный Сайда в Ливане) - финикийский город-государство на восточном побережье Средиземного моря. Возник, по-видимому, в IV тысячелетии до н.э. Во II тысячелетии до н.э. был крупным центром международной торговли; вел упорную борьбу с Тиром за гегемонию в Финикии.

В конце II - начале I тысячелетия до н.э. Сидон участвовал в финикийской колонизации Западного Средиземноморья. В начале I тысячелетия до н.э. находился под властью Тира. В 677 г. до н.э. разрушен ассирийцами; затем отстраивался заново. Во второй половине VI в. до н.э. Сидон вошел в состав .

Однако вскоре период полной независимости финикийских городов приходит к концу. Со второй половины VIII в. до н.э. ассирийские войска стали все чаще доходить до берегов Средиземного моря, и, хотя экономическое значение финикийских городов сохраняется, в конце концов все финикийские города-государства, кроме Тира, были вынуждены покориться Ассирии.

С конца VII в. до н.э. начали снова усиливаться Египет и Вавилония, и финикийские города-государства попали в зависимость от них. Во второй половине VI в. до н.э. Финикия была включена в состав Персидской державы. При этом финикийские города по-прежнему сохраняли свое самоуправление и свое значение богатых центров торговли. Финикийский флот составлял опору персидского могущества на море.

Культура древней Финикии

Финикийские художники в основном использовали мотивы и сюжеты египетского, хетто-хурритского и вавилонского искусств, однако и собственно финикийские мотивы также имелись, а предметы финикийского прикладного искусства, как уже говорилось, высоко ценились даже за рубежом.

Вполне возможно, что два известных угаритских эпических произведения - эпос о Керете и эпос о Данеде - являются памятниками не столько религиозной, сколько светской литературы. Лишь с вполне понятной долей условности относим мы к литературе несколько более поздних надгробных начертаний, которые в большинстве своем были короткими.

Одним из наиболее значительных достижений финикийцев было изобретение алфавитного письма. Финикийские писцы фактически довели открытие египтян до логического завершения. Как известно, египтяне создали 24 согласных знака, однако сохранили и сотни слоговых знаков и знаков, обозначающих целые понятия. Следующий шаг на пути создания алфавитного письма был сделан, по мнению ученых, писцами гиксосских завоевателей. Возможно, это они на основе египетского иероглифического письма создали первое алфавитное письмо из 26 знаков для согласных - так называемое “синайское письмо”, именуемое по месту нахождения надписей.

Предполагается, что это письмо восходит к египетской иероглифике. Алфавит гиксосских писцов не успел окончательно оформиться из-за кратковременности существования гиксосского государства, но вместе с тем оказал воздействие на создание алфавитного письма Южной Финикии. На севере же, в Угарите, на той же основе создалось алфавитное письмо из 29 букв, приспособленное для писания клинописью на глиняных табличках.

Некоторые ученые полагают, что финикийское письмо могло развиваться совсем не на основе египетского, а на основе крито-микенского или финикийского слогового письма, памятники которого дошли до нас из города Библа. В любом случае очевидно одно: впервые именно финикийцы стали употреблять чисто алфавитную систему письма. Несомненно, также и то, что в этом должно было сыграть весомую роль наличие алфавитных знаков для согласных в египетском письме, с которым финикийцы были давно знакомы.

Очевидно, что необходимость создания алфавитного письма возникла в самых разных полисах Финикии. С развитием мореплавания и торговых отношений, в которых была занята значительная часть населения, потребовалось письмо гораздо более простое, более доступное, чем то, которое могли изучать только немногие писцы.

Недостатки у финикийского алфавита были следующие: он передавал одни согласные звуки, не передавались различные дополнительные значки, при помощи которых египтяне, например, облегчали чтение текстов, написанных так же, только согласными. Поэтому чтение было все же делом нелегким, понимание более сложных текстов было достаточно затруднительным.

Пришло время, когда северный алфавит был вытеснен южным, который состоял из 22 знаков и впоследствии распространился по всей стране. От него берет свое начало и греческий алфавит, что видно из древнейших форм греческих букв, а также из того факта, что названия ряда греческих букв - семитического происхождения. Так, слово “алфавит” содержит в себе названия первых двух греческих букв альфа и бета (в византийском произношении - вита), которые соответствуют названиям первых двух финикийских букв - “алеф” и “бет”, что в западно-семитских языках означает “бык” и “дом”.

В основе этих алфавитных знаков лежали более древние знаки-рисунки. Большинство названий букв греческого алфавита соответствуют названиям финикийских букв. Греческий и арамейский алфавиты являются предками большинства современных алфавитных систем.

К сожалению, собственно финикийские литературные и исторические произведения до нас не дошли, однако в сочинениях поздних писателей имеются ссылки, например, на труды финикийца Санхотиатона (до сих пор не установлено, существовал ли он в действительности).

В период эллинизма и римского господства в Финикии была развита литература на греческом языке: по космогонии, по теогонии, исторические повествования Менандра, Дия (II - I вв. до н.э.), Феодота (I в. н.э.), Филона Библского (I - II вв. н.э.) и др. Эти авторы ссылаются на “Тирские хроники” и другие собственно финикийские произведения.

Из финикийской литературы, развивавшейся в Северной Африке, известны (помимо пунийской исторической традиции, дошедшей до нас в изложении античных авторов Диодора, Юстина, Саллюстия) сочинения флотоводцев Ганнона и Гамилькона об их плаваниях в Атлантическом океане и труды Магона, посвященные рациональному ведению сельского хозяйства.

Значительную роль играла и финикийская наука, в особенности астрономия и географические исследования.

Финикийцы внесли значительный вклад в развитие античной философии. Финикийский философ Мох считался одним из основоположников атомистического учения. Карфагенянин Гасдрубал, принявший в Греции имя Клитомаха, сына Диогнета, в последней четверти II в. до н.э. стал руководителем Академии в Афинах.

Существовала у финикийцев и подробно разработанная, видимо, в период эллинизма грамматическая теория.

Финикийские города с древнейших времен были центрами высокоразвитого ремесленного производства.

Под непосредственным влиянием финикийцев развивались литература и другие отрасли культуры народов Сирии, Палестины и Малой Азии.

Культурное влияние Финикии сказывалось и в том, что в этот период финикийский алфавит распространяется в странах Средиземноморья.

При всех положительных качествах финикийцев, эти ребята вовсе не были примером для подражания — вездесущие работорговцы приносящие в жертву рогатому богу (Молоху) грудных детей, как вы понимаете, — это тот ещё имидж

Религия Финикии

Политическая раздробленность Финикии, так никогда и не преодоленная, содействовала тому, что финикийская религия не знала системы мифов, которая имела место у вавилонян. Жречество городов не имело возможности выдвинуть своего бога в качестве “царя богов”, подобно тому, как фиванский бог Амон был объявлен “царствующим богом” Египта во времена владычества Фив. Бог неба был главным богом в городах Финикии и носил имя нарицательное, а не собственное. Он назывался просто “владыка” (Ваал ), “царь города” (Мелькарт ), просто “власть” (Молох ) или же “бог” (Эль ).

Рядом с богом неба Ваалом стояла его жена - богиня Астарта (вариант имени - Аштарт, Ашерат). Наряду с богами неба и земли почитался также бог умирающей и воскресающей растительности. Чаще всего он назывался Адони - “господин мой” или, согласно греческому варианту, - Адонис. Некоторые черты умирающего и воскресающего бога встречаются в мифе о Ваале и его сестре Анат (по другой версии - жена Астарта).

Впрочем, имена финикийских богов вообще были табуированы, их нельзя было произносить (сами ханаанеи говорили просто «бог», «богиня»), и поэтому наши знания о пантеоне финикийцев могут быть не точны.

Основная тема обширного мифологического эпоса - это повествование о смерти и воскресении Ваала, о верности его жены Анат как в жизни, так и в смерти. Некоторые эпизоды из этого мифа близки сюжетам египетского мифа об Осирисе и его сестре Исиде.

В культе Финикии, как и в культах Палестины и Сирии, достаточно долго сохранялись человеческие жертвоприношения. Часто в качестве жертв использовались дети и особенно грудные первенцы. Преимущественно - в моменты грозной опасности для государства. Стоит назвать и такой факт: еще в IV в. до н.э. во время осады Тира греко-македонскими войсками на городской стене в качестве жертв были зарезаны иноплеменники - македонские военнопленные.

Стоит отметить также, что боги-покровители также имелись у финикийских городов: у Тира - Мелькарт (“царь города”), у Сидона - Эшмун (очевидно, бог врачевания), у Берита - Великая хозяйка Берита, у Библа - богиня любви и плодородия Аштарта (Астарта), являвшаяся также одним из важнейших общефиникийских божеств.

Колонии и морское искусство Древней Финикии

Как уже отмечалось, финикийцы строили прекрасные корабли, были людьми предприимчивыми, смелыми, к тому же отличными мореходами. Естественно, нет ничего удивительного, что именно они в скором времени опутали почти всё Средиземноморье сетью своих колоний. Но не только жажда приключений гнала вперед отважных мореходов.

Дело в том, что господствующий класс финикийских государств, опасаясь восстания рабов и бедноты, стремился к тому, чтобы в подчиненных им городах не скоплялось сразу большого количества «беспокойных элементов». Воевать финикийцы не любили, поэтому этот проверенный способ «слива» беспокойных горячих голов им не подходил. Но, опираясь на свою ментальность, они изобрели свой способ.

Из сочинений греческого ученого и философа Аристотеля (IV в. до н.э.) нам известно о тех мерах, которые применяла знать с этой целью в Карфагене: “Хотя строй Карфагенского государства и отмечен характером господства имущих, однако карфагеняне удачно спасаются от возмущения со стороны народа тем, что дают ему возможность разбогатеть. А именно, они постоянно высылают определенные части народа в подвластные Карфагену города и области. Этим карфагеняне врачуют свой государственный строй и придают ему стойкость” .

Таким образом, карфагеняне научились искусству врачевать свой государственный строй у метрополии - Тира, которая время от времени (может быть еще с конца II тысячелетия до н.э. и, во всяком случае, с начала I тысячелетия) неоднократно высылала, как, впрочем, и другие финикийские города-государства, по несколько тысяч граждан, чтобы они создавали свои колонии на побережьях Средиземного моря.

Такие финикийские колонии, целью которых было обеспечение части Средиземного моря, в первую очередь на острове Кипр, где финикийцы прочно закрепились еще во II тысячелетии до н.э. Не было существенных успехов только на в северной части Восточного Средиземноморья, где были свои народы-мореходы - греки, ликийцы, карийцы.

А вот на побережье Африки, на Сицилии, Мальте, в Испании, а также и на побережье Атлантического океана (нынешний Кадис) финикийцы обосновались прочно. Впрочем, дело не ограничивалось только лишь Средиземноморьем.

Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали очень ценное в то время олово. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путем из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь.

Карфагенские мореходы, выходя в океан через Гибралтарский пролив, который называли они “столпами Мелькарта” (верховного бога Тира), неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки.

Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей известно и нам в греческом переводе. Это путешествие, которое называется путешествием Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н.э. Хотя экспедиция карфагенского морехода описана как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей-историков, соответствуют действительности. Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции по карте, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки.

Пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи, финикийские города отправляли морские экспедиции не только на северо-запад и юго-запад, но и менее доступный тогда юг. В данном случае финикийские корабли через Красное море достигли, вероятно, даже Индийского океана.

Об одном из таких морских походов хорошо написано в Библии, где рассказывается об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной Хирамом, царем Тира, и Соломоном, царем Израиля.

Но самым грандиозным предприятием необходимо считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через “столпы Мелькарта”, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.

Опыт мореходства и развитая международная торговля создали все условия для расселения финикийцев по берегам Средиземного моря. Но толчком к началу активной колонизации послужили события, происходившие . В конце II тысячелетия до н. э. волны кочевников одна за одной двигались на запад из степей и пустынь Сирии и Аравии. Этот процесс привёл к постепенному вытеснению ханаанеев, близких по языку и культуре финикийцам, из внутренней Сирии и Палестины. Многие из них перебрались на побережье, где оставались независимыми ханаанские, т. е. финикийские, города. Единственным радикальным средством снятия демографического напряжения было переселение части «излишнего» населения.

Историки так описывают причины решения тирийцев основать Утику в Африке (это произошло между 1112 и 1101 гг. до н. э. - древние историки сами расходились во мнении о точной дате этого события). Вопрос об основании колонии встал из-за обилия в Тире жителей и необходимости высылки молодёжи, т. е. наиболее активных и беспокойных элементов городской общины. Однако найти место для нового города в непосредственной близости от самой Финикии было невозможно. В Палестине шла ожесточённая борьба между различными народами, а в Сирии всё больше укреплялись кочевники арамеи - финикийцев. Оставался один путь - на запад, через море. Тирийцы этот путь уже давно знали, и на нём они прочно удерживали монополию международной торговли. Так и было выбрано место для первой колонии Тира.

Конечно, в этой легенде не всё соответствует истине, прежде всего то, что Утика - не первая колония Финикии. Геродот говорит об основании храма Геракла, т. е. Мелькарта, на Фасосе и о разработке ими золотых рудников между Энирой и Кинирой ещё задолго до основания Утики. «Местом финикийского торжества» был, по Гомеру, и остров Лемнос. Их поселения, по мнению древнегреческого историка Диодора, существовали и на Родосе. На юге Эгеиды, по словам Стефана Византийского, они создали на острове Мелос одноимённый город.

После прочного обоснования в Эгейском море следующим пунктом финикийской колонизации стала Сицилия. Лингвисты считают семитскими, т. е. финикийскими, такие сицилийские названия местностей и населённых пунктов, как Тапс, Пахин, Тамариций, Макара, Мазарес. Все они расположены на восточном и южном берегах Сицилии, а не на западном, где финикийцы сконцентрировались позже. в восточной и южной частях острова найдены и археологами.

После Сицилии они достигли Испании и Африки. Испания и противолежащий берег Африки являлись самыми западными регионами финикийской колонизации. Главным центром здесь был Гадес, основанный после двух неудачных попыток. Вероятно, это объясняется сопротивлением местного населения, на что намекает и само название колонии - Гадир, т. е. «укрепление», «защищенное, огороженное место». Может, в промежутке между двумя попытками основания Гадеса финикийцы обосновались на африканском берег)". На несколько лет позже они основали Утику в центре североафриканского побережья, она и стала оплотом власти Тира во всём Западном Средиземноморье.

Новый этап финикийской колонизации охватывает IX-VII вв. до н. э., . Наибольший размах она приобретает во второй половине IX в. до н. э., когда тирийцы начинают заселять Сардинию и расширять своё присутствие в Африке, основав Карфаген и другие города. В VIII в. до н. э. финикийцы, вытесненные с юга и востока СИЦИЛИИ, концентрируются на её западе, обосновываются на Мелите (Мальте), создают новые поселения в Испании. В VII в. до н. э. ещё больше увеличивается территория финикийцев в Африке, Испании и на Сардинии; они занимают некоторые пункты побережья и острова даже западного, атлантического, берега Северной Африки.

С самого начала проникновения финикийцев на запад их основной целью был металл. На первых порах их мореходы отправлялись на поиски только золота и серебра, но затем их привлекли и металлы, необходимые для непосредственного производства: железо, свинец и олово. Ещё одной целью колонизации на новом этапе стало и приобретение земель - недаром «центр тяжести» колонизационной активности перемещается из Испании, богатой рудами, в среднюю часть Средиземноморского бассейна - на плодородную Сардинию и славившийся своими земельными богатствами тунисский выступ Африки. Сама колонизация приобретает гораздо больший размах, хотя по-прежнему единственной метрополией колоний остаётся Тир, прочно оберегавший свою монополию на западные земли. Теперь колонизацию уже нельзя назвать сугубо торговой. В колониях развиваются ремесло, земледелие и, разумеется, рыболовство. Это хорошо видно даже на примере испанских поселений, которые оказались в стороне от основных направлений колонизации. Здесь появляются города, небольшие посёлки с разнообразной экономикой, а также посёлки, специализирующиеся на какой то одной отрасли.

Важнейшим событием того периода было основание Карфагена. Принято считать, что город заложен в 814 г. до н. э., т. е. за 60 лет до основания Рима, главного своего соперника. Серж Лансель, специалист по истории Северной Африки античного периода, так оценивает этот факт: «Основание Карфагена в конце IX в. до н. э. на многие столетия определило направление политики и культуры в западной части Средиземноморского бассейна». Отныне Карфаген, а не метрополия - на западной окраине цивилизованного мира.

Введение

Финики́я (от греч. Φοίνικες, фойникес , буквально «страна пурпура») - древняя страна, находившаяся на восточном (так называемом Левантийском) побережье Средиземного моря (на территории современных Ливана, Сирии и Израиля).

Жители страны, финикийцы, создали мощную цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой. Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем слогового фонетического письма. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200-800 гг. до н. э. В VI веке до н. э. Финикию завоевали персы, а в 332 до н. э. - Александр Македонский.

Главные города Финикии - Акко, Ахзив, Тир (современный Сур), Цараат (Сарепта), Сидон (современная Сайда), Берута (современный Бейрут), Библ (Гебал), Триполи и Арвад. Иногда к финикийским городам относят также и расположенный к северу от Финикии Угарит (современная Рас-Шамра).

1. Название

Название «Финикия» происходит, вероятно, от греч. φοινως - «пурпурный», возможно связано с производством пурпуровой краски из особого вида моллюсков, обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей.

Другое объяснение - греч. Φοϊνιξ - «страна красного солнечного божества Феникса», появлявшегося с востока.

Также существует версия, что название происходит от египетского слова «фенеху » - «строитель кораблей», так как финикийцы действительно занимались мореплаванием и кораблестроением.

Впервые это название встречается у Гомера и часто упоминается у греческих историков. У Гомера название «финикийцы» - синоним «сидонян». По всей видимости, Финикия - греческий эквивалент названия Ханаан. В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы» (ср. Мк.7:26; Мф.15:22; Деян.11:19; 15:3; 21:2).

2. История

В XIII веке до н. э. Финикия испытала нашествие народов моря. С одной стороны ряд городов были разрушены и пришли в упадок, однако народы моря ослабили Египет, что привело к независимости и возвышению Финикии, где главную роль стал играть Тир. Финикийцы начали строить большие (30 м длиной) килевые корабли с тараном и прямым парусом. Однако развитие кораблестроения привело к уничтожению кедровых лесов Ливана. Тогда же финикийцы изобрели свою письменность. Уже в XII веке до н. э. были основаны колонии Кадис (Испания) и Утика (Тунис). Затем колонизации подверглась Сардиния и Мальта. На Сицилии финикийцы основали город Палермо.

В VIII веке до н. э. Финикия была захвачена Ассирией.

Финикия перешла под власть персов в 538 году до н. э. В результате финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под началом Карфагена.

По Геродоту, Финикия простиралась от Посидия до Палестины. При Селевкидах её считали от Орфосии (устье Нар-Берида) до устья Нар-Зерка. Из более поздних географов одни (например Страбон) считают Финикией весь берег до Пелусия, другие южную границу её помещают у Кесарии и Кармила. Только римское позднее провинциальное деление распространило имя Финикии на прилегающие к полосе внутренние области до Дамаска, а впоследствии стало различать Финикию Приморскую от Ливанской. При Юстиниане даже Пальмира была включена в состав последней. В Мк 7:26 говорится о «сирофиникиянах» , чтобы таким образом отличить их от африканских финикийцев, которых римляне называли «пунами».//

3. Финикия в Библии

Финикийцы в Библии иногда называются филистимлянами, от которых, по одной из версий, произошло название "Палестина". Как потомки Ханаана, они именуются «хананеями» (Быт. 10:19; Иов 40:25; Ос. 12:7) или названы по их главнейшим городам, прежде всего Сидону (Суд. 3:3; 10:6; 3 Цар. 5:6; Иез. 27:8) и Тиру (Пс. 82:8; 86:4). Предками финикийцев в Библии названы Ханаан и Хам (Быт. 10:6,15).

Прибрежное положение финикийских городов способствовало развитию торговли. Установлено, что уже во II тысячелетии до н. э. существовали торговые связи между финикийскими городами и Египтом. Период наивысшего подъёма торговли финикийцев начался ок. 1200 г. до н. э., когда внутренние области Палестины были заняты израильтянами, а Сирия - арамеями.

Отдельные финикийские города превратились в самостоятельные города-государства. В ранний период главную роль играл Сидон, позднее его место занял Тир. Финикийские города готовы были скорее платить дань материковым государствам, при условии, что те не будут мешать их торговле, чем вести долгие войны за независимость. В поисках дешёвого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического побережья Испании и даже - до Британских островов, откуда везли олово. Их опорные пункты находились в Испании, в Сицилии, на Сардинии и Корсике; но наибольшее значение приобрели североафриканские колонии, и прежде всего Карфаген, опаснейший противник Рима. Финикийский флот, посланный фараоном Нехо (Нехао), совершил плавание вокруг Африки. Яркое описание финикийской торговли дано в книге Иезекииля (Иез. 27).

4. Отношения с другими народами региона

От финикийцев греки получили знания о производстве стекла и переняли алфавит.

Предсказания пророков о грядущем суде над Тиром (Ис. 23; Иез. 26-28) сбылись, когда после периода персидского господства Александр Македонский завоевал и разрушил этот город. Вскоре, однако, Тир был восстановлен. Тяжёлым ударом для финикийской торговли впоследствии стало падение и окончательное разрушение Карфагена. В римскую эпоху Финикия вошла в провинцию Сирия.

Отношения Финикии с Израилем носили эпизодический характер. Во времена Давида и Соломона тирский царь Хирам оказывал Израилю экономическую помощь и предоставлял финикийских мастеров для строительства флота и мореходов для его эксплуатации. Женитьба Ахава на Иезавели, дочери сидонского царя Ефваала, имела важное политическое значение, но оказала пагубное влияние на израильскую религию. В Деяниях Финикия упоминается как земля, через которую проходил путь от Иерусалима до Антиохии (Деян. 11:19; 15:3). Для Илии (3 Цар. 17:9), как и для Иисуса (Мф. 15:21), эта область, лежавшая за пределами Израиля, была местом, куда они время от времени уходили в поисках уединения для размышлений и молитвы.

5. Морские экспедиции

В 1500 году до н.э. им удалось выйти в Атлантический океан из Средиземного моря и достичь Канарских островов.

Около 600 лет до н.э. обогнули Африканский континент. Путь от Красного моря до пролива Гибралтар занял три года. Во время этого путешествия они начали использовать весла, которые располагались на трех палубах, и четырехугольный парус площадью около 300 кв.м.

В 470 году до н.э. основали колонии в Западной Африке.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

6. Финикийские колонии

    на территории современного Алжира

    • Цирта (современная Константина)

      Игигили (современный Джиджель)

      Малака (современная Гуэльма)

      Гиппон (современная Аннаба)

      Икозиум (современный Алжир)

      Иол (современный Шаршал)

    на территории современного Кипра

    • Китион (современная Ларнака)

      Марион (современный Полис)

    на территории современной Италии

    • Апеннинский полуостров

      Сардиния

      • Кардлис (римский Каралис, современный Кальяри)

      • Сус (современный Палермо)

        Лилибей (современная Марсала)

        Солус (современный Солунто)

    на территории современной Ливии

    • Лептис-Магна

      Эя (современный Триполи)

    на территории современной Испании

    • Абдеры (современная Адра)

      Абила (современная Сеута)

      Русадир (современная Мелилья)

      Акра Левка (современная Аликанте)

      Гадира (современный Кадис)

      Ибоссим (современная Ивиса)

      Малака (современная Малага)

      Онуба (современная Уэльва)

      Новый Карфаген (современная Картахена)

      Секси (современный Альмуньекар)

    на территории современной Португалии

    • Баал-Сафон (современная Тавира)

    на территории современного Туниса

    • Гадрумет (современный Сус)

      Гиппо-Диаритус(современная Бизерта)

      Карфаген

      Тапс (современная Бекальта)

      Лептис-Минор

    на Мальте

    • Малет (современная Мдина)

    на территории современного Марокко

    • Могадор (современная Эс-Сувейра)

      Тинга (современный Танжер)

    на территории современной Турции

    • Финикия (современный Финике)

    другие колонии

    • Кальпе (современный Гибралтар)

Список литературы:

    Финикия - статья из Электронной еврейской энциклопедии

Понравилась статья? Поделитесь ей