Контакты

Типы свободных экономических зон. Основные типы сэз Малый бизнес на территории ОЭЗ Алабуга

С помощью создания свободных экономических зон того или иного типа различные государства «третьего мира» пытаются решать разнообразные по своей природе задачи . В обобщенном виде они могут быть сведены к следующим целям:

Росту доходов страны в свободно конвертируемой валюте, расширению экспорта готовой продукции, рационализации импорта;

Росту притока иностранного производственного капитала;

Стимулированию технического развития, изменению структуры производства, ускорению инновационных и внедренческих процессов;

Сокращению безработицы;

Подготовке квалифицированных специалистов.

Практика функционирования свободных экономических зон, соперничества между ними за привлечение иностранного капитала привели к унификации условий, на которых в зону приглашаются инвесторы. Для каждого типа СЭЗ разработан определенный набор базовых льгот и стимулов, которые дополняются специальными формами поощрений, повышающих эффективность СЭЗ. Последние направлены либо на решение конкретных задач (например, ускоренное создание транспортной инфраструктуры), либо на стимулирование отдельных видов деятельности (переработка местного сырья на экспорт, банковские услуги).

Классификация СЭЗ

1. Комплексные СЭЗ - создаются с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:

Особые экономические зоны;

Территории особого режима;

Специальные экономические зоны;

Зоны свободного предпринимательства.

2. Сервисные зоны - территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:

Туристические

Банковские и страховые

Оффшорные

3. Промышленно-производственные экономические зоны - это СЭЗ второго поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:

Экспортно-импортозамещающие

Экспортно-производственные

Импортозамещающие

Промышленные парки

Научно-промышленные парки

4. Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам третьего поколения. Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:

Инновационные центры

Технопарки

Технополисы

5. Торговые зоны - самая простая форма СЭЗ, которые появились в 18-19 вв. (на Гибралтаре СЭЗ появилась в 1704 году, в Сингапуре в 1819 году и в Гонконге в 1848 году). Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в развитых странах:

Торгово-производственные

Свободные порты

Бондовые склады

Свободные таможенные

Согласно данным различных экспертных источников в мире существует несколько тысяч СЭЗ различных функциональных типов. Динамика темпов роста СЭЗ как в количественном отношении, так и по общему объему производства продукции в них, говорит о большой перспективе данного направления в нашей стране и в мире в целом.

Многолетняя позитивная практика зарубежных стран по созданию и функционированию свободных экономических зон свидетельствует об эффективности такого метода развития экономики.

Вводя на части своей территории особый режим внешнеэкономической деятельности, страны решают такие задачи, как повышение конкурентоспособности национального производства, увеличение притока капитала как от экспорта товаров и услуг, так и в виде внешних инвестиций, ускоренное освоение производства новых товаров и услуг. В развитых странах с помощью таких зон упрощается выход национальных фирм на внешние рынки, увеличивается прибыльность внешнеторговых и связанных с ними операций.

и т. п.) , либо на привлечение в зону инвесторов определенного типа (мелкий или крупный бизнес) .

Тема 13. Государственное регулирование регионального развития и местное самоуправление

Сущность государственного регулирования регионального развития

Региональная экономика и региональная политика

Специфика региональный комплексных программ развития и их структура (с/р)

Регион как объект хозяйствования и управления

Самоуправление

Особенности нашей страны (масштабность, региональное многообразие и др.) требуют более активной по сравнению с типичной мировой практикой деятельности государства по устранению диспропорций в национальном экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех регионов и страны в целом.

Государственное регулирование регионального развития с помощью экономического механизма осуществляется на различных уровнях управления – федеральном, региональном, межрегиональном и местном.

Федеральные органы управления – должны регулировать процессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; реализацию крупных экологических и социальных программ; организацию межрегиональных и межгосударственных экономических связей.

Региональные органы управления – занимаются вопросами использования местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическими и социальными проблемами

Специфика регионов предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае определенного набора экономических рычагов и стимулов. Успешное проведение экономических реформ требуют учета этой специфики.

А области финансовой и налоговой политики в связи с расширением экономической самостоятельности регионов следует повысить долю бюджетов республик, краев, областей в общих бюджетных ресурсах. Одновременно необходимо обеспечить на всей территории РФ функционирование единой налоговой системы с федеральными, местными и муниципальными налогами, механизм → и перераспределения доходов между регионами.

Наличие многоканальной системы определяется необходимостью иметь самостоятельные, устойчивые источники доходов федерального бюджета для решения тех задач, которые в соответствии с федеративным договором отнесены к ведению федеральных органов власти.

Вместе с тем, исходя из уровня эк. и соц. развития, безработицы, экологической обстановки в регионах возможна региональная дифференциация ставок регулирующих налогов, оставляемых на местах.

Централизованные средства (субвенции) из федерального бюджета необходимо выделять регионам лишь на достижение таких целей, которые невозможно решать за счет др. источников финансирования (преодоление последствий стихийных бедствий и ЧС, решение критических соц. проблем), а также на реализацию региональных гос. программ.

Основная цель регионального аспекта социальной политики – недопущение в регионах острых соц. конфликтов, снятие напряженности в районах повышенной социальной опасности. Основным источником финансирования региональных соц. программ становятся бюджеты республик, краев, областей, местные бюджеты. Для поддержки малообеспеченных групп населения сформированы Республиканский федеральный и территориальные фонды соц. поддержки населения.

Основные средства реализации социальной политики – предоставление бюджетных и внебюджетных субсидий, установление более высоких уровней з/п работникам бюджетных отраслей, доплат к пенсиям, пособиям и т.п.

В области инвестиционной политики в условиях сокращения гос. централизованных КВ упор делается на создание условий для привлечения частных и иностранных инвестиций, средств акционерных компаний. Необходимо стимулировать проекты, позволяющие рационализировать территориальную структуру производства, способствующие повышению уровня комплексности хозяйства региона и решению народнохозяйственных задач.

В целях повышения инвестиционной активности регионов предусматривается выплата инвестиционных премий за сооружение объектов, гарантий на ссуду, помощь в приобретении земель под строительство, предоставление льготных кредитов на инвестирование, создание территориальных и межпроизводственных консорциумов, АО для завершения ранее начатого строительства и т.п.

Большое значение придается налоговым и амортизационным льготам в целях стимулирования структурной перестройки экономики регионов.

Региональный аспект имеет важное значение для реформирования ВЭД . В настоящее время под давлением руководства отдельных республик, краев и областей правительство предоставляет местным администрациям ряд льгот и особых прав по квотированию экспорта товаров, уплате экспортных пошлин, обязательной продажи экспортерами части валютной выручки органам исполнительной власти. Эта деятельность мало упорядочена. Результат: увеличивается нестабильность бюджета, усложняется общероссийское регулирование ВЭД. Поэтому необходимо пересмотреть деятельность регионов на внешнем рынке, создав примерно равные возможности для всех. Это не ущемляет права субъектов федерации, а обеспечивает экономическую безопасность России. Исключение – свободные эк. зоны.

Соц.-эк. особенности регионов требуют разработки дифференцированных мер реализации эк. реформ. Необходима минимизация требований к централизации ресурсов на федеральном уровне и их межрегиональному перераспределению. Это одно из важнейших условий стабильности, надежности соц.-эк. и политической систем РФ. Необходимость поддержки кризисных и слабоосвоенных регионов, а также обеспечения межрегиональных коммуникаций предопределяет значительный объем централизованных инвестиций. Поддержание минимального уровня жизни населения во всех регионах требует аккумулирования и межрегионального перераспределения бюджетных средства и соответствующего формирования федеральной налоговой системы.

Гос. регулирование осуществляется в той или иной мере постоянно. Однако его методы, цели и приоритеты являются конкретно-историческими. Все их рассмотреть невозможно.

Основные направления гос. регулирования, которые активно применяются в настоящее время:

Совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными на то учреждениями, общественными организациями в целях адаптации соц. и эк. структур и процессов к условиям, порожденным рыночными отношениями;

Корректировка, дополнение действий объективных эк. законов, закономерностей и тенденций.

Это нормальная реакция самозащиты рыночного типа организации государства от свойственных ее механизмам недостатков, чем и определяется необходимость проведения соответствующих акций регулирования;

Гос. регулирование, при наличии определенного уровня эк. развития, концентрации производства и капитала, их пространственной дифференциации;

Гос. регулирование в «узком» (дотации, финансирование, закупки, госзаказы) и «широком» (создание общих экономических и др. предпосылок и условий для эф. действия в регионах рыночного механизма хозяйствования, для выбора хозяйственными и инфраструктурными институтами наилучших способов своей деятельности с ориентацией на общенациональные цели и задачи) смыслах;

Поиск компромисса между многочисленными и разнообразным (а подчас и разнонаправленными) интересами.

В гос аппарате, в т.ч. в органах регионального управления и структурах местной власти, с трудом осознается необходимость перехода от прямого управления к регулированию. В ряде случаев наблюдается неумение использовать апробированные методы, побуждать субъекты экономики на основе материальной и иной мотивации действовать в целях достижения желаемых общественно значимых целей.

Фундаментальное значение для развития практики гос. регулирования имеет перераспределение значительной части валового внутреннего продукта (ВВП) через бюджетную систему и соответствующие фонды. Послевоенный период характеризуется возрастанием доли гос. расходов в общем объеме ВВП. Если в 60-е годы средняя доля таких расходов в развитых странах составляла около 28%, то к началу 1980-х она уже приближалась к 43%.

Финансовую помощь регионам предполагается осуществлять посредством специальных фондов (созданных или создаваемых):

Фонд регионального развития – представляет территориальный разрез инвестиционной части федерального бюджета, ориентируется на поддержку инвестиций производственного назначения (сущест.).

Фонд развития региональных финансов предусматривается создать за счет ресурсов международных экономических структур (банков, фондов) и использовать преимущественно в регионах, выдерживающих стандарты реформ и выполняющих функции «точек роста».

Федеральный фонд финансовой поддержки регионов (сущест.) - используется в качестве инструмента выравнивания среднедушевых показателей исходя из минимальных гос. соц. стандартов.

Основные меры гос. регулирования устойчивости экономики регионов в ближайшей перспективе должны заключаться в следующем. На федеральном уровне необходимо уточнить Концепцию перехода РФ к устойчивому развитию, в частности выделить положение об особой роли устойчивого развития экономики российских регионов, преодолеть неразбериху в использовании терминов в принимаемых документах.

Соответствующие изменения следует внести и в статистическую базу территориального управления. В системе региональной статистики имеется 30 разделов и используется около 600 показателей. Проблема их агрегирования не разрешена, что существенно затрудняет их использование и в Центре, и на местах. Гос. статистика не позволяет достоверно оценить меру устойчивости и устойчивого развития регионов страны в целом. Ориентация на среднероссийские, среднерегиональные и др. данные становится все менее полезной: используя эти данные, можно утратить ориентиры и принять ошибочные решения.

По имеющимся оценкам, статистическая информация лишь на 2/3 содержит данные, необходимые для прогнозирования. Практическому выполнению этой ключевой функции препятствует дефицит показателей, который достигает 40%. Статистика по этой причине все более страдает от субъективизма, односторонности и утрачивает свое предназначение базы для принятия решений ц условиях усиливающейся неопределенности. По оценкам специалистов лишь 60% данных, получаемых по технологиям современной статистической системы, можно считать достаточно надежными.

Причины этого различны:

Возникновение и усиление информационных барьеров в деятельности экономических структур разных форм собственности, политических и др. организаций;

Нарушение принципа государственного централизма в сфере обработки информации;

Монополизация права собственности на информацию;

Высокая стоимость организации территориальных, отраслевых и проблемно-ориентированных баз данных.

Возрастающая потребность практиков в данных, характеризующих социально-эк. процессы, обусловила выполнение др. статистических и аналитических работ. Для мониторинга критических точек в динамике экономики регионов необходимо в первоочередном порядке ввести показатели, характеризующие:

Нарушения внутрисистемных и внесистемных экономических связей региона и предельные параметры этих отклонений;

Динамику производства естественных монополистов (эл/энергетика, транспорт, связь и др.) по сравнению с ценами на их продукцию и тарифами на услуги;

Степень монополизации местных рынков и динамику локальных монополий, допустимые их значения для территории;

Развитие экономики в связи с динамикой уровня жизнеобеспечения населения и показателями устойчивости хозяйственных комплексов регионов разного типа и ранга;

Соблюдение минимальных государственных социальных стандартов, скорректированных с учетом региональных различий и др.

Для того, чтобы концепция управления устойчивостью экономики регионов была реализована на практике, необходима также разработать методические материалы, организовать соответствующую переработку кадров.

Исходя из изложенного, следует констатировать, что эк. система регионов РФ сложилась в ходе длительной эволюции, находится в целом в благоприятных геополитических, инфраструктурных и др. условиях (за исключением отдельных регионов: Калининградская область, Чеченская республика и др.).

Регулирование устойчивости и экономики региона в пределах полномочий и ответственности субъекта федерации м.б. обеспечено только при целостном подходе, на основе тесного взаимодействия со структурами Федерального Центра как собственниками большей части ОФ, находящихся в регионах.

Устойчивое развитие регионов будет в значительной мере зависеть от качества управленческих решений, принимаемых в Центре и касающихся эл/энергетики, машиностроения, химического сектора, аграрной сферы.

В настоящее время свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.

Свободные экономические зоны — специально выделенные территории с льготным таможенным, налоговым, валютным режимами , в которых поощряется приток иностранного капитала в промышленность и услуги, совместные с иностранным капиталом производственная торговля и иные виды предпринимательской деятельности, развитие экспортного капитала.

Цели создания свободных экономических зон могут быть:

  • придание импульса экономического развития окаймляющему региону с активным использованием иностранных инвестиций;
  • рост экспортного потенциала территории страны;
  • организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортзаменяющих товаров;
  • освоение современного опыта организации и управления производством, подготовки кадров, функционирования субъектов хозяйства в рыночной среде, отработка моделей адаптации разных систем управления экономикой.

При определенных условиях свободные экономические зоны ускоряют включение в мирохозяйственные связи , стимулируют экономическое развитие страны в целом, выступают как полюсы экономического роста. Свободные экономические зоны могут служить в качестве инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей и .

С функциональной точки зрения свободные экономические зоны можно подразделить на:
  • внешнеторговые , где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских услуг и экспортным производством;
  • технологические парки и технополисы , ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий;
  • комплексные производственные зоны , ориентированные на экспортное производство нематериалоемких товаров массового потребления (от игрушек до электроники),
  • , где на ограниченных территориях создаются льготные условия для операций нерезидентов с иностранной валютой с точки зрения регистрации, налогообложения, банковской тайны и т.д.

На территориях свободных экономических зон может применяться режим свободной (беспошлинной) таможенной зоны.

Причины создания свободных экономических зон

В промышленно развитых странах СЭЗ часто создавались для оживления мелкого и среднего бизнеса в районах, затронутых экономической депрессией, и были направлены на выравнивание межрегиональных различий . Создаваемые в них мелкие и средние предприятия получали максимальные налоговые льготы. Таким образом в развитых странах СЭЗ используется в основном как инструмент , в тех регионах, где необходимо повышение уровня экономического и социального развития.

В качестве критериев при выборе территории для создания особой экономической зоны используется уровень безработицы и уровень денежных .

В отличие от промышленно развитых стран развивающиеся страны делали акцент на привлечение иностранного капитала , технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы, достижение более высокого уровня индустриализации.

Классификация свободных экономических зон

Торговые — являются одной из простейших форм СЭЗ. Они существуют с 17-18 вв. Они имеются во многих странах, но более всего они распространены в индустриальных странах. Промышленно-производственные — относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал. Технико-внедренческие — относятся к зонам третьего поколения (1970-80-е годы). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские фирмы, пользующиеся единой системой налоговых льгот. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги. Комплексные — образуются путем установления особого, льготного режима хозяйствования на территории отдельных административных образований.
  • Свободные таможенные
  • Бондовые склады
  • Свободные порты
  • Торгово-производственные
  • Импортозамещающие
  • Экспортно-производственные
  • Промышленные парки
  • Научно-промышленные парки
  • Экспортно-импортозамещающие
  • Технополисы
  • Технопарки
  • Инновационные центры
  • Офшорные
  • Банковских и страховых услуг
  • Туристических услуг
  • Зоны свободного предпринимательства
  • Специальные экономические зоны
  • Территории особого режима
  • Особые экономические зоны

Мировой опыт создания СЭЗ

По данным на июль 2006 года., в мире насчитывается, по различным экспертным источникам, 1200 — 2000 свободных экономических зон различных типов: от беспошлинных зон и свободных портов до зон свободного предпринимательства, офшорных зон и технополисов.

Свободные экономические зоны имеют широкие перспективы как в мире, так и в нашей стране. Об этом говорят динамические темпы развития СЭЗ в количественном отношении и по совокупному объему выпуска продукции в них.

Свободные экономические зоны в экономике России

Свободные экономические зоны рассматриваются в мире как активное средство государственной политики. В истории постсоветской России первые такие зоны возникли ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано как с отсутствием законодательной базы, так и с постоянной борьбой регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных зон и право контроля над ними.

Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, начался принципиально новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. Начало нового этапа связано с принятием ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ ". Этим законом заложены единая правовая основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России.

Причины создания СЭЗ в России:
  • привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний;
  • стимулирование развития регионов;
  • развитие высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг;
  • создание высококвалифицированных рабочих мест.

Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" предусматривает создание создание особых экономических зон двух типов : промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ.

В законе №116-ФЗ сформулированы основные принципы налогообложения ОЭЗ, к основным из которых относятся предоставление налоговых льгот.

Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по , которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет :

  • освобождение от на срок 5 лет со дня регистрации;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
  • снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
  • освобождение от услуг по транспортировке товаров.

В любом случае свободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.

Основные характеристики российских ОЭЗ

Место расположения ОЭЗ Специализация ОЭЗ Государственные инвестиции в инфраструктуру зоны
г. Санкт-Петербург Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры. Разработка и производство аналитических приборов. Около 1,5 млрд. руб., в том числе 50% из федерального бюджета
г. Дубна, Московская область Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии. 2,5 млрд. руб.., из них 65% из федерального бюджета
г. Зеленоград Разработка и освоение микросхем, интеллектуальных систем навигации. 5 млрд. руб., в том числе 50%% из ФБ
г. Томск Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материалов Около 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)
г. Липецк Производство бытовой техники и комплектующих к ней 1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)
г. Елабуга, Татарстан Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологическое химическое производство. 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)

Успех программы создания ОЭЗ в России напрямую зависит от того, в какой степени удастся в ОЭЗ создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной — с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимальной конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зона наиболее благоприятным.

Что такое свободные экономические зоны и зачем они нужны?

Нажмите для увеличения

Свободными экономическими зонами (СЭЗ) называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами. В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.

СЭЗ – неотъемлемая на сегодняшний день часть экономических отношений на международном уровне. Эта система отношений прочно закрепилась в мировой хозяйственной практике. СЭЗ в мировой системе хозяйственных связей представляют собой важный фактор стремительного экономического роста, который достигается за счет различных действий: обмен информацией и технологиями, углубление интеграционных экономических действий, мобилизация инвестиций, активизация международного товарооборота.

Цели образования СЭЗ:

  • создание производства и поставка на внутренний рынок импортзаменяющих товаров, отличающихся высоким качеством;
  • освоение нового опыта работы, организации и управления персоналом, подготовка кадров, отработка различных моделей систем управления экономикой, освоение функционирования отдельных хозяйственных субъектов в среде рынка;
  • активизация быстрого роста экспортного потенциала экономической зоны;
  • мотивация экономического развития регионов, окружающих территорию свободной экономической зоны с использованием иностранных капиталов.

Создание приемлемых условий делает СЭЗ важным фактором в экономическом развитии страны, который помогает ускорить включение национальной экономики в мировые хозяйственные связи, а также простимулировать развитие экономики страны в целом. Фактически СЭЗ выступают в качестве полюсов экономического роста. Это активный инструмент управления внешними экономическими связями на уровне региональной политики и государственном уровне.

Типы СЭЗ с точки зрения функциональности:

  • оффшорные зоны , в которых на специально выделенных территориях организовываются льготные налоговые, валютные, регистрационные и банковские условия для нерезидентов страны;
  • комплексные производственные зоны, которые создаются, прежде всего, на экспортное производство товаров массового потребления, не требующих материалоемких затрат;
  • технополисы и технологические парки, которые создаются с ориентацией на разработку и освоение инновационных технологий;
  • внешнеторговые зоны, где возможно сочетание беспошлинной торговли и развития транспортных, складских услуг и экспортное производство.

Также СЭЗ могут характеризоваться применением на своей территории беспошлинной таможенной территории .

Причины образования СЭЗ

СЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономической депрессией с целью оживления среднего и мелкого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий. Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы. СЭЗ – инструмент региональной политики , который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития.

При выборе региона для формирования свободной экономической зоны используют такие критерии, как уровень доходов населения региона и уровень безработицы.

Развивающиеся страны, в отличие от промышленно развитых, делают главный акцент прежде всего на достижение более высокого уровня индустриализации: модернизацию промышленности, привлечение иностранных капиталов, повышение квалификации работников, внедрение новых технологий.

Классификация СЭЗ

Комплексные СЭЗ создают с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:

  • Особые экономические зоны
  • Территории особого режима
  • Специальные экономические зоны
  • Зоны свободного предпринимательства

Сервисные зоны – территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:

  • Туристические услуги
  • Банковские и страховые услуги
  • Офшорные

Промышленно-производственные экономические зоны - это СЭЗ 2-го поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:

  • Экспортно-импортозамещающие
  • Экспортно-производственные
  • Импортозамещающие
  • Промышленные парки
  • Научно-промышленные парки

Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам 3-го поколения (1970-1980-е гг.). Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:

  • Инновационные центры
  • Технопарки
  • Технополисы

Торговые зоны - самая простая форма СЭЗ, которые появились в 17-18 вв. Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в индустриальных странах:

  • Торгово-производственные
  • Свободные порты
  • Бондовые склады
  • Свободные таможенные

Мировой опыт организации СЭЗ

Согласно данным за июль 2006-го года по разным экспертным источникам в мире существует от 1200 до 2000 СЭЗ различных функциональных типов. Динамика темпа СЭЗ в количественном отношении и по общему объему производства продукции в них говорит о большой перспективе данного направления в нашей стране и в мире в целом.

В мировой практике СЭЗ применяются в качестве активного средства управления на государственном уровне. Первые подобные зоны на территории России появились в 1990-м году. На протяжении более 15 лет шел процесс их формирования и функционирования, который не имел четко отработанной системы. Виной тому было не только отсутствие законодательной базы, но и постоянная борьба федерального центра с регионами за выгодные льготы для СЭЗ, а также за право управления ими.

Сейчас ситуация претерпела серьезные изменения. Сегодня можно наблюдать развитие принципиально нового этапа в создании и функционировании СЭЗ на территории РФ. Эти изменения связаны с принятым от 22 июля 2005-го года федеральным законом "Об особых экономических зонах в РФ". Создание данного ФЗ положило начало созданию единой правовой базы и системы функционирования СЭЗ на территории РФ.

Причины формирования СЭЗ на территории РФ:

  • необходимость образования высококвалифицированных рабочих мест;
  • создание и дальнейшее развитие различных отраслей промышленности, в том числе и высокотехнологичных, а также сферы услуг;
  • мотивация регионов страны к экономическому и социальному развитию;
  • привлечение капиталов российских и зарубежных компаний.

Принятый федеральный закон предусмотрел формирование на территории нашей страны СЭЗ 2-х видов: особых технико-внедренческих зон и промышленно-производственных зон . Также закон предусматривает ведение на территориях СЭЗ лишь таких типов деятельности, которые обговорены законом и предусмотрены постановлением Правительства РФ.

Федеральный закон четко формулирует основные условия налогообложения ОЭЗ, основной из которых гласит о предоставлении максимальных налоговых льгот.

Все участники зон экспортного производства получают значительные льготы относительно федерального налога, которые за счет местных налогов могут дополняться субъектами Федерации:

  • освобождение участников от НДС услуг по транспортировке товара;
  • освобождение участников со дня регистрации на срок 5 лет от налога на прибыль;
  • снижение для участников зоны налога на добавленную стоимость на 50% на продукцию собственного производства, которая реализуются на территории;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, которая вложена в инвестиции, по окончании срока 5 лет.

Надо понимать, что организация и создание необходимой инфраструктуры СЭЗ не может быть произведена без вложений серьезных денежных средств из бюджета.

Основные характеристики ОЭЗ, расположенных на территории РФ

Место расположения ОЭЗ Специализация ОЭЗ Инвестиции государства в инфраструктуру ОЭЗ
Санкт-Петербург Разработки, выпуск аналитических приборов. Выпуск электронной бытовой аппаратуры и программного обеспечения 1,5 млрд. руб. (50% из ФБ)
Дубна, Московская область Разработки альтернативного источника энергии, проектирование и создание новых летательных аппаратов, электронное приборостроение 2,5 млрд. руб., (65% из ФБ)
Елабуга, Татарстан Развитие высокотехнологического химического производства. Выпуск бытовой техники, автобусов и автомобильных компонентов Около 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)
Липецк Выпуск бытовой техники и комплектующих товаров 1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)
Томск Выпуск новейших материалов. Разработки медицинских, электронных и информационно-коммуникационных, технологий 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)
Зеленоград Развитие высокоинтеллектуальных систем навигации, микросхем Около 5 млрд. руб. (50% из ФБ)

Идеальная свободная экономическая зона – зона с четкими правилами, имеющая максимальную конкурентную среду и минимальные бюрократические издержки. Создание и успех развития ОЭЗ на территории России напрямую зависят от того, насколько они будут приближены к этой схеме. Успешное формирование СЭЗ на территории РФ поможет создать в зонах наиболее благоприятный инвестиционный климат.

Создание, функционирование и развитие свободных экономических зон (СЭЗ) (зонирование) как один из аспектов современной экономической политики имеет как общие, так и специфические для каждой конкретной страны мира черты. Государственная политика зонирования формулируется исходя из типа национальной хозяйственной системы (рыночная или централизованно планируемая, развитая или развивающаяся и т.п.).

Государственная политика зонирования - комплекс правовых, экономических, социальных и информационных мер, направленных на создание, эффективное функционирование и развитие СЭЗ и контроль их деятельности, интегрированный в единую социально- экономическую политику государства.

Основное значение СЭЗ состоит в том, что зоны:

  • являются мощным фактором социально-экономического, научно-технического, организационно-технологического и кадрового прогресса экономики страны;
  • опосредуют передачу передового опыта хозяйствования в отрасли народного хозяйства страны;
  • служат источником поступления иностранных инвестиций;
  • выступают стимулом освоения финансовых, трудовых, материальных и природных местных ресурсов.

Такое понимание роли СЭЗ определяет задачи, которые решает государственная политика зонирования.


Цели создания СЭЗ обычно сводятся к созданию особо благоприятных условий для привлечения иностранного и отечественного капитала на сравнительно ограниченную территорию страны. А поскольку предоставление льгот одной стороне означает недополучение прибыли другой стороной, то предполагается, что временные потери этой другой стороны будут перекрыты в дальнейшем за счет более высоких показателей по массе прибыли. Если это «золотое правило» неуклонно соблюдается, то развитие СЭЗ отвечает интересам всех участвующих сторон и в ходе зонирования не возникает противоречий между работой СЭЗ и общегосударственными интересами страны размещения.

Перечень целей зонирования определяет задачи, решаемые государственной политикой зонирования.

К основным целям создания СЭЗ в развивающихся странах относятся:

  • стимулирование экспортного производства и валютных поступлений;
  • насыщение внутреннего рынка продовольствием и промышленными товарами;
  • развитие инфраструктуры, складского хозяйства, развитие туризма;
  • подготовка управленческих кадров для работы в рыночных условиях;
  • стимулирование создания наукоемких производств и т.д.

Целями создания СЭЗ в промышленно развитых странах являются:

  • преодоление экономического отставания отдельных районов;
  • решение проблемы занятости населения;
  • стимулирование инноваций в наукоемких отраслях.

Сущность, основы классификации и типы свободных экономических зон


Имеется более 20 основных видов определения СЭЗ. В данной главе свободные экономические зоны определяются как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы на части территории государства. Эта формулировка охватывает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования.

Преференциальный режим хозяйствования в СЭЗ является обязательным признаком, определяющим существо зоны. Он подразумевает действие на территории зоны специального правового и льготного таможенного режимов, которые на практике сочетаются с предоставлением и иных льгот, включая налоговые, финансовокредитные и др.

Широко признано определение СЭЗ (или зоны-франко), данное в Приложении VIII к Киотской конвенции 1973 г., где под зоной- франко понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению.

Хотя СЭЗ обладает определенными признаками особой таможенной территории, она во всех случаях является неотъемлемой частью того или иного государства с общим пограничным режимом, поэтому СЭЗ не рассматривается в качестве политической автономии.

В практике зонирования различают внутреннюю и внешнюю границы СЭЗ. Внутренней границей СЭЗ считаются законодательно закрепленные и обозначенные на местности географические линии, ограничивающие территорию, занимаемую СЭЗ. Внутренняя граница СЭЗ ограничивает территорию, на которую распространяются особые режимы регулирования финансово-кредитной, ценовой и налоговой политики, установленные законодательными и подзаконными актами страны пребывания. Внешняя граница СЭЗ, как правило, совпадает с государственной границей страны.

Для СЭЗ используются самые различные названия. Так, в России применяется термин «особая экономическая зона», в странах СНГ чаще всего встречаются понятия «свободная экономическая зона», «специальная экономическая зона», «зона наибольшего благоприятствования в торговле», «свободная таможенная зона» и т.д. В Литве в законе о СЭЗ употребляются понятия «свободная экономическая зона», а также «зона свободного предпринимательства и торговли». В КНР широко распространена практика «специальных экономических зон», «открытых прибрежных городов», «районов экономического развития». На Украине, как и в КНР, используются понятия «специальные экономические зоны» и «специальные (свободные) экономические зоны». Опыт Южной Кореи обогатил мировую практику зонирования понятиями «зона свободного экспорта», «свободная зона». В Турции СЭЗ определена как понятие «зоны свободной торговли». В США помимо прочего применяется термин «технопарк», в Японии - «технополис». Большой практический опыт зонирования в развивающихся странах связан с деятельностью «свободных промышленных зон», а в странах Западной Европы - с деятельностью такого типа зон, как «портовые города» или «города-порты». В российской практике также создаются зоны типа «наукоград», «город-завод» и др.

Одной из основных причин многообразия типов зон в мировой практике зонирования является их четкая ориентация на определенный вид или группу видов специализированной деятельности.


СЭЗ - это:

  • 1) ограниченная часть таможенной территории страны, которая должна характеризоваться уникальностью своего географического положения, позволяющего выполнять специфические задачи;
  • 2) создание по инициативе центральных либо местных органов власти и хозяйственного руководства на основе соответствующего «пакета» законодательных и нормативных актов с учетом комплекса взаимовыгодных интересов страны, где создается «зона», территории самой «зоны», хозяйствующих на ней субъектов;
  • 3) особый льготный режим хозяйствования (инвестирования, налогообложения, финансирования, кредитования, визовый, валютный и таможенный режимы), устанавливаемый на территории зоны;
  • 4) законодательно и организационно определенные и оформленные границы «зоны»;
  • 5) выделенные и закрепленные специализация и приоритеты развития отраслей и производств хозяйства с целью развития экономики «зоны» и национальной экономики страны в целом.

Классификацию СЭЗ можно осуществить по следующим критериям :

  • 1) степени интегрированности в национальную экономику;
  • 2) способу организации;
  • 3) характеру собственности;
  • 4) характеру деятельности или функциональному назначению;
  • 5) размеру территории зоны;
  • 6) степени открытости;
  • 7) числу стран-участниц;
  • 8) порядку организации границ зоны и режиму доступа на ее территорию.

В зависимости от степени интегрированности СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интегрированные в национальную экономику.

Анклавные зоны отличаются по размерам территории и направлениям их организации.

К первому направлению можно отнести зоны, охватывающие территории отдельных предприятий, на которые распространяются льготный налоговый и таможенный режимы. Такие зоны получили широкое распространение в Мексике, где функционируют так называемые макиладорас - экспортные предприятия, расположенные вдоль границы США. По таким же принципам создаются СЭЗ в Доминиканской Республике, Венгрии.


Ко второму направлению относятся небольшие индустриальные анклавы, представляющие собой замкнутые участки от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров. Такие зоны создаются в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, а также в странах Северной Африки.

Крупномасштабные зоны, охватывающие многие районы и целые города, представляют собой третье направление (Китай, Индия, а также некоторые малые страны, такие как Шри-Ланка, Маврикий и др.). Таким образом, территориальный признак лежит в основе различных типологий СЭЗ анклавного типа.

Анклавные СЭЗ полностью ориентированы на экспорт всей производимой на их территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Необходимая степень независимости этих зон от остальной части страны обеспечивается специальным режимом пропуска товаров и людей через их границу, а экономическая самостоятельность - административными и экономическими методами.

Спецификой предприятий, функционирующих в зонах анклавного типа, является сборочный характер производства, основанный на импортных материалах, различного рода компонентах, полуфабрикатах и деталях. В таких зонах создают свои филиалы и дочерние компании транснациональные корпорации, использующие экспортно-производственные зоны как экспортную базу для создания продукции с более низкими издержками производства.

Для интегрированных зон характерной особенностью является наличие тесных экономических связей с внутренней экономикой страны. Помимо проблем, связанных с развитием экспортного потенциала, эти зоны решают задачи повышения технологического уровня местной промышленности и конкурентоспособности товаров.

В отличие от зон анклавного типа интегрированные зоны ориентированы большей частью не на импорт промежуточных товаров, а на использование национальных материалов, компонентов и полуфабрикатов. Так, в бразильской зоне «Манаус» доля национальных компонентов в готовой продукции составляет 40-90%, при этом на внутренний рынок страны поступает более 90% выпускаемой продукции. В зонах внешней торговли США около 80% всех поставок полуфабрикатов и материалов приходится на внутренние районы США и, в свою очередь, около 90% производимой продукции направляется на внутренний рынок .


Интегрированные зоны наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда.

В зависимости от способа организации различают две группы зон:

  • территориальные - зоны с обособленной территорией, на которой резидентные компании независимо от вида деятельности пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности;
  • функциональные - зоны льготного режима, который применяется к определенному виду деятельности независимо от расположения фирмы на территории страны. Например, офшорные центры в Карибском бассейне, туристические зоны.

По характеру собственности на объекты в СЭЗ различают частные и смешанные.

Наиболее распространенным в мировой практике является смешанный тип СЭЗ, где наряду с государственной присутствует и частная собственность.

В последнее время, однако, все большую роль играет частный капитал, как местный, так и иностранный, увеличивающий долю частной собственности в СЭЗ. В большинстве СЭЗ государству принадлежат только земля и объекты инфраструктуры, а основными хозяйствующими субъектами выступают частные компании. Следует также отметить, что в последние годы в развивающихся странах начинают создаваться частные СЭЗ, которые берут на себя создание большинства инфраструктурных объектов, а также управление зонами.

Таким образом, хотя государственная собственность играет важную роль в ряде развивающихся стран, а также в Китае, Вьетнаме и некоторых странах с переходной экономикой, тем не менее, основой развития СЭЗ становится частная собственность, частный капитал.

По профилю (признаку хозяйственной специализации) известны следующие типы СЭЗ.

  • 1. Торговые/реэкспортные зоны.
  • 2. Промышленно-производственные или предпринимательские зоны.
  • 3. Торгово-промышленные зоны.
  • 4. Специализированные научно-технические и технико-внедренческие зоны.
  • 5. Зоны со специализацией на сфере услуг.
  • 6. Комплексные зоны или зоны комплексного развития территории.

Торговые зоны представляют собой компактные территориальные образования, выведенные за пределы национальной таможенной территории. В таких зонах осуществляются разнообразные торговые


и связанные с ними сопутствующие операции по складированию, упаковке, простейшей доработке, маркировке, контролю качества, расфасовке, комплектации партий ввозимых в страну и вывозимых из нее продовольственных и непродовольственных товаров. Часто в таких зонах оказываются и другие торговые и посреднические услуги. При этом если такая зона работает на вывоз (экспорт) товаров, то она имеет статус зоны внешней торговли (ЗВнТ) или свободной внешнеторговой зоны. Если на ввоз (импорт) - это зона внутренней торговли или свободная внутриторговая зона. Если же характер деятельности зоны смешанный с примерно равными долями объемов ввоза и вывоза товаров, то это чаще называется свободной таможенной зоной. Большое распространение в Западной и Центральной Европе получили такие зоны в морских портах тех стран, где морское и речное торговое дело имеет многовековые традиции. В Германии, Франции, Великобритании, Греции, Югославии, Болгарии и других странах Европы можно насчитать десятки городов-портов, имеющих статус ЗСТ. Например, только в Германии их шесть: Бремен, Гамбург, Бремерхафен, Киль, Куксфахен, Эмден.

Для обозначения этого типа зон в мировой практике используются понятия «свободные торговые порты», «свободные портовые города», «свободные портовые зоны», «таможенные зоны» и др. История городов-портов Западной Европы насчитывает уже несколько столетий.

Такие типы зон есть и в других странах мира. Например, в КНР с 1984 г. действует 14 так называемых открытых прибрежных городов (ОПГ). Для торговых зон характерны быстрая окупаемость вкладываемых стартовых инвестиций, всех других видов расходов (затрат) и сравнительно оперативная и простая организация дела (обустройство территории, установка границ и т.п.).

Промышленно-производственные или предпринимательские зоны характеризуются тем, что в них создаются предприятия, производящие товары на экспорт на основе импортируемых полуфабрикатов, комплектующих изделий и других компонентов, либо производится на такой основе так называемая импортозамещающая продукция для целей внутреннего рынка страны, осуществляется сборка готовой продукции. Эти зоны создаются как территории со специальным таможенным режимом, где предприятия производят экспортную или импортозаменяющую продукцию, пользуясь при этом налоговыми и финансовыми льготами. Наиболее распространен такой тип зон в КНР, где они носят название специальных экономических зон (о. Хайнань, провинция Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу). В Южной Корее - это Мазанская свободная зона, Ирийская свободная зона и т.д.

Эти зоны иногда называют зонами промышленной обработки. Иногда - просто производственными зонами, но чаще - свободны


ми экспортными зонами или зонами свободного импорта. Наиболее распространен такой тип зон в развивающихся странах, где их присутствие воспринимается как одно из условий активизации возрождения национальной экономики. Все семейство таких зон по признаку преобладания внешнего или внутреннего сбыта производимой на их территории продукции можно подразделить на зоны:

  • замещения импорта (преимущественная ориентация на внутренний рынок);
  • экспортной ориентации (преимущественное удовлетворение потребностей внешнего рынка);
  • экспортно-импортные (когда разнонаправленные каналы реализации производимой в этих зонах продукции равны или не слишком отличаются по объемам).

Торгово-промышленные зоны. Как свидетельствует само их название, они являются комбинацией двух первых типов зон. На их территории вводятся визовый, таможенный и финансово-кредитный, а также валютный и другой режимы, призванные обеспечить создание наиболее благоприятных условий производственно-сбытовой деятельности предприятий-резидентов зоны. Эти зоны получили широкое распространение в США.

Научно-технические и технико-внедренческие зоны обычно называются в США технопарками, в Японии - технополисами, в России и других странах СН Г - наукоградами. К ним же относятся и повсеместно возникшие научные парки и технополисы, активно создаваемые с начала 1980-х гг. в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, например на о. Тайвань (не случайно, что некоторые подобные зоны возникли из промышленно-производственных зон).

Эти зоны всех видов получают широкую поддержку государства, включая прямые инвестиции из государственного бюджета на развитие инфраструктуры, налоговые льготы и льготные кредиты, в том числе для мелких инновационных фирм. Главная цель таких зон - стимулирование инновационной деятельности.

Функциональные зоны - наиболее многоликая группа зон. К ним относятся сервисные зоны (банковские, страховые, рекреационнотуристические, историко-культурные, экологические и т.д.). В этих и подобных административно-территориальных образованиях устанавливается специальный режим для того вида предпринимательской деятельности, на котором специализируется каждая конкретная зона, а также особый режим пребывания в ней для клиентов.

Например, свободные банковские зоны (СБЗ) и свободные страховые зоны (ССЗ) представляют собой территории, в пределах которых можно осуществлять предпринимательскую деятельность, имея дело с иностранными и отечественными клиентами и иностранными


капиталами. Здесь практически отсутствует контроль за обменом иностранных валют, разными формами движения капитала (в форме денег, недвижимости, ценных бумаг и т.п.). СБЗ и ССЗ получили наибольшее распространение и наивысшую форму своей зрелости в экономически развитых странах, имеющих давние традиции функционирования различных форм капитала и предпринимательской деятельности, а также в тех новых индустриальных странах, где ныне высок уровень деловой и коммерческой активности, высока степень концентрации международного капитала. Примерами могут служить СБЗ в Швейцарии и Люксембурге, система СБЗ и ССЗ в США, Франции, Германии, Великобритании, а также СБЗ и ССЗ в Сингапуре, Гонконге, Бахрейне, Тайване, на Филиппинах. Отличительная черта всех СБЗ и ССЗ - высокая степень развития финансовой и коммуникационной инфраструктуры территории. В зонах типа СБЗ и ССЗ страховые компании освобождены от некоторых норм пруденциального регламентирования операций со стороны государства.

В свою очередь, такие виды сервисных зон, как офшорные зоны, дают возможность юридическим лицам, не ведущим на территории самой зоны хозяйственной и другой предпринимательской деятельности, пользоваться упрощенным режимом регистрации, налоговыми льготами, выполнять валютные расчеты с клиентами, национальными и иностранными государствами и т.д.

По мере развития многоаспектного международного сотрудничества повышается роль и значение такого вида сервисных зон, как рекреационно-туристические зоны, и традиционных, имеющих многолетнюю историю зон игорного и развлекательного бизнеса, а также тех регионов и территорий мира, которые известны своими культурными, религиозными, историческими и другими традициями. Последние зоны называют особыми историко-культурными центрами.

Рекреационно-туристические зоны отличаются тем, что при наличии в них прекрасных (часто уникальных) природно-климатических условий, позволяющих осуществлять здоровый отдых и лечение, заниматься спортом и т.д., они имеют еще и развитые транспортные и коммуникационные связи, развитую систему медицинского и туристического обслуживания. Примерами зон такого рода могут быть города-курорты в Альпах, курорты Средиземноморья, Канарских, Багамских и Сейшельских островов и т.д.

Зоны игорного и развлекательного бизнеса имеют давнюю традицию. Известны мировые центры этих зон - Монако, Лас-Вегас (США), Канн (Франция) и т.п. Целевая направленность этого типа зон предполагает их ориентацию на получение валюты в рамках криминогенного (или близкого к таковому) бизнеса.


Комплексные зоны - масштабные и достаточно разнообразные по сущности и природе своего создания зоны. К отличительным особенностям этого вида зон относятся:

  • значительная численность населения;
  • поэтапность в развитии и стадийность совершенствования экономической и социальной систем региона зоны;
  • ощутимость вклада экономики зоны в национальное хозяйство и во внешнеэкономические связи страны;
  • колебания размеров территории зон от очень значительных до точечных;
  • различные уровни развития отдельных регионов и территорий, входящих в состав самой зоны.

Так, например, относящаяся к этому типу зон специальная экономическая зона Шэньчжэнь в КНР имеет площадь территории 328 кв. км, а население - более 1 млн человек. Другая такая же китайская зона - Хайнань занимает всю площадь крупного острова, где проживает 6,5 млн человек. В свою очередь, свободная зона «Манаус» в Бразилии представляет собой крупнейшее территориальное образование. С момента развития этого территориального комплекса (с 1957 г.) в нем сформировалось несколько «субзон» различного типа. СЭЗ «Янтарь» объединяет все население, территорию и хозяйственный комплекс Калининградской области России. Комплексные зоны встречаются практически во всех регионах мира (например, территория «Огненная Земля» в Аргентине).

Размер территории, отводимой под размещение зоны, чрезвычайно дифференцирован. Они могут занимать от нескольких гектаров и нескольких квадратных километров до нескольких тысяч квадратных километров. В зависимости от этого различаются микрозоны (территория одного предприятия, порта, дьюти-фри), а также макрозоны, размещающиеся на территории одного района, города, крупного региона страны.

В зависимости от того, территорию скольких стран охватывают СЭЗ, их можно подразделить на мононациональные, расположенные на территории одного государства и действующие по его законам, и интернациональные (международные), охватывающие территорию группы государств и действующие по общим правилам.

Формулируя государственную политику зонирования на стадии принятия решений о создании СЭЗ, нужно учитывать, что работа СЭЗ, помимо позитивных черт, таит определенные опасности, которые необходимо принимать в расчет во избежание перекосов в национальной хозяйственной системе.

Зоны любого типа могут иметь статус требующих или не требующих жесткой организации их границ. При этом доступ на территорию зоны может быть свободным с точки зрения пропускного (по-


граничного) режима, а может быть жестко регламентированным и ограниченным. Поэтому в первом случае такие зоны следует считать открытыми , во втором случае - закрытыми, или специальными. Например, в КНР с 1980 г. действуют так называемые специальные экономические зоны (СпЭЗ ). Они являют собой типичный образец зон закрытого типа. В них не только проявляется явная автономия местных властей, их значительная свобода от центрального правительства в формировании политики региона зоны и автономное действие законов, регулирующих отдельные стороны хозяйствования и жизнедеятельности на ее территории, но и имеются свои внутренние границы, которые нельзя пересекать, не имея специального паспорта. В то же время другой тип китайских зон, так называемые открытые прибрежные города (ОПГ), практически не имеют своего автономного законодательства, лишены жестких границ.


Система управления СЭЗ, органы зонального управления


К уровням государственного регулирования СЭЗ относятся:

  • межгосударственный;
  • общенациональный (федеральный);
  • региональный;
  • внутризональный.

Основная цель системы управления СЭЗ - решение задач, поставленных перед зоной в рамках реализации государственной политики зонирования.

В мировой практике зонирования существуют различные системы управления СЭЗ, а регулирование хозяйства зоны проводится различными методами посредством создания специальных органов.

Органы управления СЭЗ разных уровней являются субъектами организационного механизма зонирования. В промышленно развитых странах - это местные органы власти, которые наделяются широкими полномочиями вплоть до законодательных. В странах с транзитивным типом национальной экономики управление в зонах возлагается на акционерные общества, куда входят в качестве учредителей все заинтересованные стороны: центральный (национальный) банк, крупная строительная организация, крупные предприятия, находящиеся в СЭЗ, местные власти, а также иностранные инвесторы.

В РФ в большинстве случаев для руководства экономической и организационной деятельностью СЭЗ создаются специальные органы управления.

  • См. ставшую классической работу: Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  • См.: Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.

Российскими специалистами разработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации - по профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм. Центральное место в классификации СЭЗ отводится зонам промышленной обработки. Они подразделяются, в свою очередь, на зоны замещения импорта и экспортно-ориентированные зоны

При организации СЭЗ используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу зона - это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.

Примером реализации первого подхода являются СЭЗ Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются точечные зоны, представленные отдельными предприятиями (оффшорные фирмы, магазины «дьюти фри».)

Торговые зоны. Одной из простейших форм СЭЗ являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны относятся к зонам первого поколения. Они существуют с XVII-XVIII вв. Эти зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но более всего они распространены в индустриальных странах.

Зоны свободной торговли (ЗСТ). Также широко распространены в мире. Наибольшее развитие ЗСТ получили в США. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный по сравнению с общим режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности. В соответствии с существующим законодательством США СТЗ, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшую территорию (несколько км 2) и находятся за пределами национального таможенного пространства. В них осуществляются операции по складированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т.п.).

Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использования комбинации режимов ЗСТ и импортозамещающих производственных зон.


К числу простейших ЗСТ можно отнести специальные магазины «дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.

Промышленно-производственные зоны. Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г, в ирландском аэропорту «Шеннон». Наибольший эффект от таких зон был получен в новых индустриальных странах (в основном азиатских).

Логика образования ЭПЗ была предопределена экономической стратегией развивающихся стран, когда с середины 60-х гг. возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов.

Технико-внедренческие зоны Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70-80-е гг.). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Наибольшее число технико-внедренческих зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии - технополисами, в Китае - зонами развития новой и высокой технологии.

Сервисные зоны Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). ОЗ и НГ привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.

Главное требование от компании, зарегистрированной в ОЗ и претендующей на получение налоговых и иных льгот, - не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр, и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (в НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.

Деятельность ОЗ оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и разного рода банковских афер.

Комплексные СЭЗ. Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.

Комплексные СЭЗ появились сравнительно недавно, в начале 80-х гг. Некоторые из них были созданы с нуля, а большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую ступень развития. Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.

К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая, «открытые районы» КНР, а также бразильскую зону «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

Международные СЭЗ . В 90-е гг. активизируются процессы по формированию международных СЭЗ.Так, подготовлен проект создания специальной экономической зоны Туманган. Эта СЭЗ должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рассчитан на 20 лет. СЭЗ предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России.

Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так называемых еврорегионов как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государств, прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны, осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной области полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль в создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также Украина и Белоруссия. К середине 90-х гг. созданы еврорегионы «Карпаты», «Буг», «Померания».

В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговой приграничной зоны в районе китайского города Суй-фэнхэ. Совместное образование или использование приграничных СЭЗ с определенными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с Китаем, Финляндией, Новергией, в Калининградской области, может способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и производственных мощностей обеих сторон, прежде всего российской.

Понравилась статья? Поделитесь ей