Сложение. Математика для дошкольников
Елена Галимуллина
«Сложение». Конспект занятия по математике в форме игры
Тема : Сложение
Тип занятия : интеллектуально-развивающий.
Вид занятия : формирование элементарных математических представлений .
Форма проведения : игра.
Интеграция образовательных областей : «познание» , «коммуникация» , «физическая культура» , «социализация» , «труд» , «художественное творчество» .
Цель :
1. Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака «+» ;
2. Тренировать умение выделять и называть свойства предмета, умение сравнивать предметы по свойствам;
3. Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логические способности, коммуникативные качества.
Задачи :
Обучающие задачи :
1. мотивировать детей на включение в игровую деятельность;
2. актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;
3. актуализировать представления о действии сложения групп предметов ;
4. уточнить представление детей о действии сложения с помощью знака «+» ;
5. сформировать представление о переместительном свойстве сложения ;
6. закрепить представления о действии сложения и его записи с помощью знака «+» .
Развивающие задачи :
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи :
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям .
Методы и материалы :
Практические : игра, физминутка, рисование (дорисуй и раскрась, действия с плакатами.
Наглядные : рассматривание плаката, использование иллюстраций.
Словесные : рассказ воспитателя, беседа, диалог, указание, вопросы.
Игровой : использование сюрпризных моментов.
Поощрение, анализ занятия .
Материал и оборудование :
Плакаты, карандаши, рабочие тетради.
Ход занятия:
1. Вхождение в игровую ситуацию.
Воспитатель сажает детей за столы и рассказывает, что сегодня мы будем играть. Для этого нам надо разделиться на команды :1ряд - это одна команда, 2ряд - это вторая команда.
Итак, ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно. Дорогие ребята, это письмо от девочки Тани и мальчика Вани, они просят нас помощь им.
Ребята, мы поможем Тане и Ване? (да)
Вот что у них случилось, мама попросила Таню и Ваню пойти с ней в лес за грибами. Пока мама собиралась, Таня и Ваня, затеяли игру в салочки.
Как вы думаете, правильно ли поступили дети? (нет)
Почему вы так думаете? (потому что дома не следует играть в подвижные игры )
1-е задание :
Воспитатель рассказывает, что во время игры Таня и Ваня уронили любимую мамину вазу и разбили её.
Давайте, ребята, исправим это положение.
Как это можно сделать? (можно вазу склеить)
Хотите помощь Тане и Ване склеить вазу? (да)
Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает детям сложить вазу из 2 частей . Один человек из каждой команды должен сложить одну вазу .
После того как дети выполнят задание, воспитатель задаёт вопрос :
На сколько частей была разбита ваза? (на 2 части)
Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (мы сложили части )
Что больше – целая ваза или любая её часть? (целая ваза больше любой её части)
Воспитатель рассказывает, что после того, как дети склеили вазу, Таня и Ваня с мамой пошли в лес. В лесу Таня нашла 3 грибочка, а Ваня нашёл 2 грибочка. Перед тем как идти домой Таня и Ваня решили сложить грибы в мамин пакет .
Воспитатель складывает грибы в третий пакет и подводит итог : части (показывает на меленькие мешки) сложили , соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок) .
2-е задание :
Сколько грибочков нашла Таня?
Из 1 команды выходит ребёнок и прикрепляет 3 грибочка в маленький мешок.
Сколько грибочков нашёл Ваня?
Из второй команды выходит ребёнок и прикрепляет 2 грибочка в другой маленький мешок.
Что сделали Таня и Ваня потом? (сложили всё в мамин пакет )
Воспитатель уточняет : части находки сложили в одно целое .
Воспитатель рассказывает, что для того, чтобы показать сложение , не обязательно ссыпать части вместе - можно между частями поставить значок, который говорит о том, что части складывают.
Какой значок показывает, что части сложили (+)
3-ое задание :
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.
Вставайте из-за столов.
Нас ждет физминутка!
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели – встали
И на месте поскакали.
4-ое задание :
Таня съела 4 маленьких яблочка, а потом одно большое яблоко. Ваня съел одно большое яблоко, а патом 4 маленьких яблочка. Но Тане показалось, что Ваня съел больше яблок и они поссорились. Ребята давайте поможем Тане и Ване, и посчитаем сколько всего яблок съел каждый из них, для этого надо решить пример и прикрепить столько яблок, сколько они съели.
1. 4 яблока + 1 яблоко = 5 яблок,
2. 1 яблоко + 4 яблока = 5 яблок.
Итак, они съели по 5 яблок и им не из-за чего ссориться. Теперь они помирились и благодарят вас ребята за помощь.
Вывод : если при сложении поменять части местами, то целое не изменится.
5-ое задание :
На этот раз Таня и Ваня читали книгу и увидели, что автор книги сделал ошибку.
Ребята вы сможете исправить ошибку? (да)
Воспитатель приглашает по одному человеку с каждой команды и объясняет задание.
На плакате группа картинок определите кто или что лишнее?
1. цыплёнок
2. колокольчик
Молодцы, вы отлично справились.
6-ое задание :
И я читаю следующее задание :
Воспитатель приглашает по одному человеку с каждой команды и объясняет задание.
На плакате группа картинок надо дать общее название для этих картинок. Таня и Ваня, затрудняются помогите им ребята.
1. насекомые
2. деревья
Молодцы, справились с заданием.
7-ое задание :
Посмотрим, какое следующее задание нам приготовили Таня и Ваня?
Воспитатель приглашает по одному человеку с каждой команды и объясняет задание.
Следующее задание называется : «Дорисуй и раскрась» .
Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.
Ребята, вы выполнили все задания. Таня и Ваня вам очень благодарны за помощь. Ребята, а вам понравилось наше занятие ?
Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…
А Таня и Ваня в благодарность вам за помощь оставили вот этот сундучок. Заглянем в него?
Посмотрите, это сладкие гостинцы!
Айша Курбанова
Конспект занятия по математике в старшей группы «Сложение»
Цель : Формировать представление о сложении , как объединении групп предметов . Познакомить со знаком «+» ; Закрепить знание свойств предметов.
Задачи :
Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
Совершенствовать умение решать задачи на сложение ;
Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме цвете предметов;
Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве;
Развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки.
Интеграция образовательных областей : познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическая, социально – коммуникативная.
Материал к занятию :
Демонстрационный –картинки птиц, кошек, зайчат, белки, орехи, геометрические фигуры (два набора, в каждом – по 1прямоугольника желтого и по 3 круга -красного, по 3 треугольника-оранжевого, 2 овала-белого, 2 круга-коричного цвета). Модели «мешков» , карточки со знаком «+» и «=» .
Раздаточный – набор картинок, карточки со знаком «+ и =» , геометрические фигуры, модели трёх «мешков» , изготавливаются из альбомного листа.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, когда я шла в садик встретила куклу Машу. Она была очень грустная и попросилась к нам в гости. Вы знаете, какая она любознательная? Её сказочные друзья загадали ей загадку, но она не знает ответа и просить у вас помощи. Ну что поможете Маше?
Дети : Поможем.
Воспитатель : Сейчас я прочту вам загадку послушайте внимательно и ответьте .
Числа плюсом прибавляем
И ответ потом считаем.
Если «плюс» , то, без сомнения,
Это действие … (дети - «сложение » ) – слайд 1
Сегодня тема нашего занятия «сложение » . Если отгадаете загадку, то вы узнаете каким знаком выражается сложение .
А этот «крестик» каждый знает :
Сложить он цифры помогает .
Ответит каждый карапуз,
Что этот знак зовётся. (дети : плюс) - слайд 2
Воспитатель : Ребята, Маша вместе с вами хочет узнать, что такое сложение .
А хотите я вам расскажу историю?
Жил-был во дворе воробей. – слайд 3.
Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети вынесут ему крошки. – слайд 4.
Однажды утром он прилетел на рябину и видит : сидят там вот такие гости. –слайд 5. - трех снегирей
Кто это?
Дети : Снегири.
Они прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей : ««Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят : «Не гони нас воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем.» Не стал воробей жадничать. «ладно, ешьте-говорит,- а мне дети из садика хлебных крошек принесут» . Так и остались они вместе на рябине.
Сколько на рябине снегирей? (дети - три)
Сколько воробьев? (дети один)
Как можно назвать воробья и снегирей одним словом? (дети – птицы) .
Сколько всего птиц на дереве? (ответы детей - 4)
Как вы узнали (сложили )
Молодцы, правильно! Сложение обозначается знаком плюс (показ) .
Посмотрите, сколько птиц сидят на ветке. Что получилось в результате сложения ? (1воробей и 3 снегиря – всего 4 птицы)
Работа с раздаточным материалом .
Воспитатель : У вас на столах модели мешков и геометрические фигуры (2 набора в каждом по 1 прямоугольнику и по 3 круга, карточки со знаками «+» и «=» . Положите в 1-ый мешок 1 прямоугольник, а во второй 3 кружка. На доске все действия дублируются.
Проверьте, что лежит в 1-ом мешке? (1 прямоугольник)
Что лежит во втором мешке? (3 кружка)
- Сложите все эти фигуры в общий большой мешок. Что получилось? (1 прямоугольник и 3 кружка)
Что мы сделали с фигурками?
Дети : Собрали, сложили , объединили их в общий большой мешок.
Воспитатель : Верно, обе части первый и второй мешок мы объединили в одно целое, сложили .
Давайте еще раз вспомним все сначала.
Что было в первом мешке? (один прямоугольник) – это первая часть.
Что было во втором мешке? (три кружка) – это вторая часть.
Что было потом? (все фигуры объединили, сложили ) . Мы сложили две части и получили целое. Чтобы показать сложение , не обязательно ссыпать все фигуры вместе, можно поставить между частями знак «+» .
На доске на столах у детей появляется картина
Мы получили две суммы. Равны ли они? (слева 1 прямоугольник и 3 кружка, и справа 1 прямоугольник и 3 кружка. Суммы равны).
Какой знак мы можем поставить между ними? (знак «=» ).
А теперь ребята вы устали давайте сделаем физкультминутку :
Физкультминутка :
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом гулять пойдем.
А теперь давай поиграем и решим веселые задачки.
Первая задача : Три игривых рыжих кошки
Сели рядом у окошка
Тут две кошки подбежали
Сколько кошек вместе стало? (дети – пять) .
Воспитатель : Как вы узнали (дети сложили )
Молодцы, правильно! Сложение обозначается каким знаком (дети плюс) .
Слайд -6. - Посмотрите, сколько кошек сели рядом у окошка. Что получилось в результате сложения ? (дети было 3 кошки и 2 подбежали – всего стало 5 кошек) . Правильно молодцы.
А теперь решаем остальные задачи самостоятельно. У вас на столах лежат геометрические фигуры и модели мешков. Я сейчас вам прочитаю задачку, а вы внимательно слушайте и выполняйте. Какими геометрическими фигурами мы можем заменит орехи? (дети - желтыми кружочками, а белочек (оранжевыми треугольниками, зайчат (белыми овалами, медвежат (коричневыми кругами) .
Вторая задача : Я нашел в дупле у белки
Пять лесных орехов мелких
Вот еще лежит один
Ну и белка! Вот хозяйка
Ты орешки сосчитай – ка!
Воспитатель : Ну, что у вас получилось.
Дети : Мы сложили две части и получили одно целое – шесть орешек. – слайд 7
Воспитатель : Правильно теперь вы знаете как можно получить одно целое.
Третья задача : Вот задумал еж друзей
Пригласить на юбилей.
Пригласил двух медвежат
Двух зайчат и трех бельчат
Посчитайте поскорей
Сколько у ежа гостей?
Дети : Мы сложили три части и получили одно целое – семь гостей. –
Молодцы ребята справились вы с заданием.
Итог :
Чем мы с вами сегодня занимались?
Вам понравилось? (да)
Нашей гостье тоже очень понравилось. Она говорит вам большое спасибо!
Какое действие мы выполнили с геометрическими фигурами? (сложение ) Какой знак показывает, что мы разные части объединили в целое? (знак +) . Спасибо, ребята, вы все молодцы!
Публикации по теме:
Конспект комплексной НОД по математике для старшей группы ДОУ. Тема «В сказку с тетушкой Козой» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростов-на-Дону «Школа №30» (дошкольный уровень) КОНСПЕКТ.
Конспект кружкового занятия в подготовительной группе «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание». Цель: формирование умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Задачи: - Закреплять навыки количественного.
Конспект занятия по математике для детей старшей группы по сказке «Теремок» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Закрепить количественный и порядковый счёт,порядковые числительные. 2. Сравнить предметы по величине. 3. Закрепить.
Конспект занятия по математике для старшей группы «Знакомство с числом 10» Цель. -познакомить детей с цифрой 10, учить ее записывать; -закреплять знания цифр в пределах 10? -продолжать учить ориентироваться по плану.
Тема занятия:
Задачи на сложение и вычитание.
Цели:
Учить детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия;
Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10, закрепить представление о последовательности чисел;
Учить детей решать задачи на смекалку (построение фигур, составленных из палочек)
;
Развивать умение планировать полный или частичный ход решения;
Представлять изменения, которые произойдут в результате перемещения палочек.
Задачи:
Закрепить представление о геометрических фигурах, знаках «больше», «меньше», учить детей пользоваться ими, закреплять представление о порядковом и обратном счете, использовании цифр, об отношении смежных чисел, о составе числа из двух меньших.
Воспитывать у детей навыки учебной деятельности, стремление помочь товарищу, участвовать в осуществлении общей цели.
Демонстративный материал: таблица с изображением цифр от 1 до 10 в разных размерах, таблица с изображением тарелки, на которой сделаны разрезы, 7 цветных изображений конфет; доска, мел.
Раздаточный материал: счетные палочки.
Предварительная работа: игры «Назови и покажи», «Проделки Шапокляк».
Методы и приемы: сюрпризный момент, игровые приемы, уточнения, опросы.
Ход занятия
«Назови и покажи»
Назовите и покажите числа от 1 до 10 и в обратном порядке от 10 до 1.
— Какое число идет до 5? (4? 3? 2?)
— Какое число идет после 7 (8? 9?)
— Почему 7 идет после 6? (3 после 2?)
— Почему 8 идет до 9? (6 до 7?)
Звучит песня Чебурашки из мультфильма «Чебурашка и Гена».
— Ребята, вы слышите, кто-то поет. Кто это?
Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, а там Чебурашка Гена.
— Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел? Узнаете их?
Чебурашка рассказывает детям, что с ними случилось.
«Проделки Шапокляк»
Гена и Чебурашка путешествовали поездом. На одной из станции Шапокляк решила сорвать путешествие и отцепила некоторые из вагончиков. Какие это вагончики? Назовите их номера.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.
Подтянись на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у вас!
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять.
Прибавляю, отнимаю,
Математику я знаю.
И поэтому с утра
Я кричу: «Ура! Ура!»
— Ребята, сегодня мы будем не только составлять задачи, но и учиться рассказывать, что нужно сделать, чтобы ее решить. А наши гости Гена и Чебурашка будут следить и тоже учиться решать задачи.
— Посмотрите, сколько конфет в тарелке. («В тарелке 6 конфет»)
— Я положу в тарелку еще 1 конфетку. Составьте задачу про то, что я сделала.
Вызванный ребенок рассказывает задачу.
— Что мы знаем? Сколько было конфет? Сколько конфет я положила?
— Да, это мы знаем, это условие задачи. Чего мы не знаем? Верно, мы не знаем, сколько конфет стало в тарелке — это вопрос задачи. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
— Мы знаем, сколько было конфет, а раз мы знаем, зачем же их пересчитывать.
Больше или меньше стало конфет после того, как я положила в тарелку еще 1 конфетку?
— Правильно, конфет стало больше. Чтобы решить задачу, надо к 6 прибавить 1, получится 7. Можно теперь ответить на вопрос задачи? Кто ответит на вопрос задачи? Так что же мы сделали, чтобы решить задачу? Воспитатель просит 2 детей повторить решение задачи. Ребята, мы теперь будем не только отвечать на вопрос задачи, но и рассказывать о том, что нужно сделать, чтобы ее решить. Решим еще 1 задачу. В тарелке было 7 конфет, 1 конфетку я дала Сереже. Придумайте задачу.
— Что мы знаем? Что мы не знаем? Больше или меньше стало конфет в тарелке после того, как я дала 1 яблоко Сереже?
— Верно, конфет стало меньше. Чтобы решить задачу, надо из 7 вычесть 1, получится 6. Сколько конфет осталось в тарелке? Что же мы сделали, чтобы решить задачу?
«Назови фигуры»
— Ребята, назовите эти геометрические фигуры.
— А теперь, скажите, сколько на картинке кружочков? (9)
— Сколько овалов? (7)
— Сколько треугольников? (8)
— Сколько квадратов? (8)
— Каких фигур больше? Больше, чем какие фигуры?
— Каких фигур меньше? Меньше, чем какие фигуры?
— А каких фигур поровну?
«Задание с палочками»
— Ребята, отсчитайте 4 палочки и сложите из них квадрат.
— А теперь, подумайте, какую палочку надо переложить на другое место, чтобы получить стульчик?
— Отсчитайте 6 палочек и сложите из них домик. Подумайте, какие 2 палочки надо переложить, чтобы получился флажок. Когда вы решите, как переложите палочки, и представите, что флажок получится, выполняйте задание.
— Ребята, скажите флажок, который получился у вас, похож с этими флажками.
— Из каких цветов состоит флаг России, Татарстана? Молодцы!
— А давайте, мы наши флажки подарим нашим друзьям – Чебурашке и Гене.
— Скажите, ребята, понравилось вам сегодняшнее занятие? Что понравилось?
Если ваш ребенок уже знаком с цифрами, может называть их, видя на картинках, и умеет их писать, то самое время научить его считать. Умение считать необходимо любому человеку, и чем ранее ребенок освоит счет, тем лучше. Красочные картинки помогут вам в обучении. Но если приступить к обучению с помощью цифр, то это может вызвать некоторые затруднения у малыша.
Дело в том, что цифра для взрослого человека – это нечто абстрактное. Взрослый не ассоциирует конкретное число с каким-либо предметом, он воспринимает его обособленно. Маленький ребенок так не умеет. Для его проще всего воспринимать цифры, связывая их с каким-либо конкретным предметом.
Перед вами шесть карточек, которые помогут вашему ребенку в обучении счету. Три из них посвящены сложению, три – вычитанию. В качестве объектов для сложения и вычитания там использованы изображения предметов, животных, героев мультфильмов, цветов и т.д. Такие занятия будут гораздо более интересными, чем занятия с обычными цифрами. С помощью этих несложных карточек ребенок быстро освоит счет от 1 до 10. Для занятий можно использовать игровую форму. К примеру, вы говорите ребенку, что на столе лежало 5 конфет, но ежик одной угостил зайчика. Сколько конфет осталось у ежика?
Одни родители озадачивают детей развивающими заданиями «чтобы не бездельничали», другие – обучают основам арифметики для подготовки к школе или просто, чтобы выявить интерес и способности к математике.
Решения от образовательной платформы ЛогикЛайк
Начать можно с заданий и упражнений для подготовки к школе – занимательные активности на развитие внимания, памяти и мышления. Это доступный для всех формат занятий «дома с мамой» и бесплатно.
Также вам понравятся наши развивающие игры на логику, внимание, память и мышление.
- знакомство с математикой и арифметикой, основными математическими понятиями;
- развитие математических способностей, развитие логического мышления и формирование основ математического мышления.
Для первого случая кому-то будет достаточно и детских журналов, можно найти арифметический тренажёр, чтобы ребёнок «набивал руку» в решении простейших примеров на сложение и вычитание.
Для второго блока нужен комплесный подход. Мы создали Базу знаний, в которой публикуем полезные материалы для занятий детей с родителями. Начните с этих материалов:
- Игры и задания, которые помогут научить ребёнка устному счёту.
- Как развить внимание у ребёнка? Игры и упражнения.
На ЛогикЛайк более 3500 увлекательных заданий в простой и понятной детям форме – с картинками, ответами и пояснениями.
Приучаем выполнять задания самостоятельно
В дошкольном возрасте важно не «перегибать палку». Если у ребенка нет интереса к решению примеров и задач, не мучайте его. «Натаскивание» на решение определенных типов задач оставим школьной математике.
Есть и другой подход к детям – заинтересовать, увлечь и позволить развивать способности с удовольствием!