Контакты

Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства. Роль финансов в расширенном воспроизводстве Финансы возникают в воспроизводственном процессе

Роль финансов в экономике многообразна, но тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

1) финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;

2) финансовоерегулирование экономических и социальныхпроцессов;

3) финансовое стимулирование эффективного использова­ния всех видов экономических ресурсов.

1) Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспро­изводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресур­сов. Различаютследующие основные источники финансовыхресурсов:

Собственные средства (уставный капитал, прибыль и др.);

Заемные средства - это долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы;

Привлеченные средства - это денежные средства, которые не принадлежат предприятию, но используются в его обороте (задолженность перед бюджетом, работниками предприятия, поставщиками и т. п.).

2) Финансовое регулирование экономических и социальных про­цессов - второе направление воздействия финансов на разви­тие экономики. Регулирование экономики - это изменение темпов роста отдельных структурных подразделений для пере­стройки производства в соответствии с изменившимися потреб­ностями общества. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются, и наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство. Различают три вида регулирования экономики.

Саморегулирование;

Государственное регулирование экономики;

Регулирование экономики через финансы самого предприятия.

1) Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов , которое осуществляется через:

2) эффективное вложение финансовых ресурсов;

3) создание поощрительных фондов;

4) использование бюджетных стимулов и финансовых санкций.

3. Сущность и структура финансовой системы РФ

Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.

Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:

Государственные финансы;

Местные финансы;

Финансы юридических и физических лиц.

Государственные финансы отражают экономические отноше­ния по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные фи­нансы включают в себя государственный бюджет и государст­венные внебюджетные фонды.

Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты по­селков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты - в городах.

Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенно­го воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно вы­делить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридического лица, и финансы других физических лиц.

Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев, а система, которая представля­ет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономичес­ких связей и отношений.

Функции финансов

1. Контрольная: эта функция является инструментом формирования и использования денежных средств.

Финансы объективно отражают распределительный процесс. Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием этих фондов по целевому назначения.

В настоящее время финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, экономическое стимулирование и на рациональное и бережное использование финансовых ресурсов.

Еще одна задача финансового контроля - проверка соблюдения законодательства, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств.

Контрольная функция осуществляется через деятельность органов финансового контроля и налоговых служб.

2. Распределительная: распределение национального дохода заключается в создании основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются путем распределения национального дохода среди участников материального производства, они подразделяются на две группы:

1) заработная плата рабочих, служащих; доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий в сфере материального производства.

Первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности, удовлетворения культурных потребностей населения, следовательно, происходит дальнейшее перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода осуществляется между сферами производства, отраслями, территориями, слоями населения. В результате такого перераспределения образуются вторичные доходы, которые служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

3. Регулирующая: эта функция проявляется посредством вмешательства государства через финансы в процесс производства.

В целях регулирования экономики и социальных отношений используется финансовое и бюджетное финансирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм - совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве; порядок формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов; методы финансового планирования; форма управления финансами и финансовой системой страны и финансовое законодательство.

Роль финансов в расширенном воспроизводстве

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП, рост НД, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений.

Государственные финансы и, в первую очередь, бюджетная система путем направления средств в ту или иную отрасль должны обеспечить структурную перестройку экономики. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, осуществляется отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов, выравнивается развитие регионов.

Расходы из федерального бюджета на финансирование народного хозяйства в реальном выражении значительно сократились и составляют от потребности порядка 15-20 %.

Инвестиционная деятельность особенно сократилась в производственной сфере, снизились объемы капитального строительства. Однако, расширенное воспроизводство, несмотря на снижение бюджетных финансовых ресурсов, осуществляется за счет возросшей доли прибыли, остающейся на предприятиях, переоценки основных средств и заемных ресурсов на финансовом рынке.

Финансовый рынок включает в себя рынок среднесрочных, краткосрочных и долгосрочных капиталов, фондовых ценностей (ценных бумаг).

Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

1. Средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2. Средства внебюджетных целевых фондов (в первую очередь, внебюджетных социальных фондов);

3. Ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль и амортизационный фонд).

Финансовые ресурсы - это совокупность всех денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство, все хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход. С помощью его распределения и перераспределения создаются централизованные фонды денежных средств.

Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, то есть создаются децентрализованные фонды денежных средств на микроуровне, которые расходуются на развитие предприятия.

Объемы фондовых ресурсов, как правило, больше, чем национальный доход, так как кроме стоимости прибавочного продукта они включают амортизационные отчисления.

Централизованные финансовые ресурсы - это результат перераспределения чистого дохода через налоговые платежи и обязательные отчисления.

Кроме указанных источников важными источниками формирования финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, имущественного и личного страхования и другие внебюджетные фонды.

Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовлеченного в оборот, то есть средства от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступления от внешнеэкономической деятельности, а также за счет средств от продажи ценных бумаг.

Централизованные финансовые ресурсы сосредотачиваются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, государственном фонде страхования.

Целесообразно включать в финансовые ресурсы кредитные ресурсы ЦентроБанка как государственный денежный резерв.

1. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

Государственные и местные финансы – это денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих потребности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.

Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит финансам предприятий и государственным финансам.

Финансы предприятий - главный инструмент регулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне, т.е. на уровне отдельного предприятия. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производственного продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства. Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, системы страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий.

Функционируя в сфере материального производства, финансы предприятий обслуживают кругооборот производственных фондов.

Однако нормальное функционирование экономики возможно при условии органичной связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими отраслями. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает его сбалансированное развитие как единого целого. В рыночной экономике с уменьшением вмешательства государства в регулирование экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования.

Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование, которое характеризуется формированием финансового потенциала в разных звеньях сферы материального производства. В условиях финансовой самостоятельности каждый субъект хозяйствования может осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов, а также привлечения на акционерной основе или паевых началах денежных средств других предприятий, использования банковских кредитов, получения на определенных условиях бюджетных ассигнований. Формируемые из различных источников финансовые ресурсы позволяют инвестировать средства в новое производство, расширять действующие предприятия, финансировать прикладную науку и внедрять ее результаты в производство и т.д.

Однако рыночный механизм регулирования экономики не всегда эффективен, поскольку не всегда способен обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями государства. Вместе с саморегулированием большое влияние на структурную перестройку экономики оказывает государственное вмешательство в экономику. Такое вмешательство необходимо в связи с финансовой поддержкой приоритетных направлений экономики, развитием объектов производственной и социальной инфраструктуры, территориальным распределением ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов и т.п. Вмешательство государства в экономику происходит с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций, финансирования социальных мероприятий, а также страхования и кредитования. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, т.е. на уровне всего народного хозяйства.

С помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает предприятия осуществлять варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют интересы и потребности всего общества. Вместе с тем вмешательство государства в экономику имеет свои границы: излишнее вмешательство государства в форме предоставления необоснованных льгот и бюджетных дотаций может привести к ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования всего рыночного механизма.

Формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные средства в форме выпуска ценных бумаг.

Кредитование – это способ финансирования воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится в основном на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат применяются одновременно.

Финансовые стимулы

Одним из важных инструментов регулирования экономики являются финансовые стимулы. В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить: приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов; бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции.

Инвестирование

Различают следующие основные направления инвестирования финансовых ресурсов:

а) финансирование структурной перестройки экономики с целью развития наиболее приоритетных направлений;

б) финансирование и финансовая поддержка наукоемких технологий и производств, основанных на национальных сырьевых ресурсах;

в) финансирование новых перспективных конкурентоспособных отраслей, направлений и отдельных производств;

г) финансирование затрат, связанных с развитием непроизводственной инфраструктуры, воспроизводства рабочей силы, повышением ее квалификации, развитием науки, профессиональной подготовкой кадров и ориентацией на новые технологии.

Бюджетные стимулы

Повышение эффективности экономики и ее отдельных отраслей может обеспечиваться через систему бюджетных стимулов, выступающих в форме льгот по налогам, полного или частичного освобождения от отдельных налогов. Стимулирующий характер системы бюджетного финансирования состоит в поддержке высокоэффективных или социально значимых проектов.

Финансовые льготы и санкции

Стимулирующее значение имеет и система финансовых льгот и санкций. Льготы могут предоставляться для финансирования мероприятий по развитию новых высокотехнологичных производств, развития научно-технического прогресса, проведения природоохранительных мероприятий. В качестве льготы может выступать полное или частичное освобождение от налогов прибыли предприятий. Система санкций может применяться за нарушение договорных условий, расчетной и финансовой дисциплины.

Экономический рост возможен только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, снижения налогового бремени на предприятиях.

2. Финансовые ресурсы и источники их формирования

Материально - вещественным воплощением объективной экономической категории «финансы» и носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

При широком использовании термина «финансовые ресурсы» толкование его различно. В России он впервые был применен при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов и при составлении плана ГОЭЛРО.

Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, постольку под финансовыми ресурсами следует понимать только такие ресурсы, которые имеют денежную форму в отличии от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом можно сделать первый и важный вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.

Однако финансовые ресурсы – это только часть денежных ресурсов, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами, населением. Помимо финансовых ресурсов денежные ресурсы включают кредитные ресурсы, денежные доходы населения, оборотные средства предприятий.

Финансовые ресурсы всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных ресурсов, которая находится в собственности или распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и обслуживает процесс общественного воспроизводства (расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, социальные нужды и других общественных потребностей) относится к финансовым ресурсам.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы – это часть денежных ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используемых ими на цели расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей населения и для выполнения государством и органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач

В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, местных органов самоуправления, предприятий.

Финансовые ресурсы общества складываются из финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, финансовых ресурсов федерации и субъектов федерации, финансовых ресурсов муниципальных органов управления и финансовых ресурсов страховых компаний.

Финансовые ресурсы создаются в процессе распределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Источники формирования финансовых ресурсов общества

Национальный доход (на основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств; часть национального дохода, которая формируется и остается в распоряжении предприятий, создает децентрализованные фонды денежных средств);

Часть национального богатства (ранее накопленных средств: от продажи золотого запаса, продажи энергоносителей, валютных резервов, страховых резервов; и др.);

Денежные доходы организаций и предприятий производственной сферы. Прежде всего, к ним относится прибыль, выступающая в качестве одной из форм стоимости прибавочного продукта.

Амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов;

Отчисления предприятий в государственные внебюджетные социальные фонды, имущественного и личного страхования;

PAGE_BREAK--

Заемные и привлеченные средства (в виде кредитов банков, коммерческих кредитов, кредиторской задолженности; средств, получаемых от эмиссии ценных бумаг, и др.);

Поступления от населения (налоги, сборы, поступления от займов и лотерей);

Доходы от внешнеторговых операций, внешних государственных кредитов и заимствований, доходов по ценным бумагам, приобретенным на внешнем финансовом рынке, иностранных инвестиций и гуманитарной помощи.

Основным источником финансовых ресурсов общества являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления выступает валовой внутренний продукт (его части: сумма косвенных налогов, национальный доход), а также часть стоимости национального богатства в виде ранее накопленных средств и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязывать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство. В условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и государственные внебюджетные социальные фонды.

Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов

Состав финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов складывается под воздействием влияния следующих факторов:

Сферы деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера);

Способа ведения хозяйства (на коммерческой или некоммерческой основе);

Организационно-правовой формы;

Отраслевых особенностей.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов относятся:

Собственные средства;

Привлеченные средства.

Источники формирования финансовых ресурсов коммерческой организации

К собственным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций относятся:

Акционерный капитал (в акционерных обществах), паевые взносы (в потребительских обществах, производственных кооперативах), уставные взносы (в момент учреждения предприятия);

Выручка-нетто от основной деятельности (это выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг; выручка от инвестиционной деятельности; выручка от финансовой деятельности);

Внереализационные доходы (полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно; поступления в возмещение причиненных предприятию убытков и др.);

Операционные доходы (доходы от предоставления за плату во временное владение и пользование активов организации; поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, включая проценты и иные доходы по ценным бумагам и др.);

Чрезвычайные доходы (поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п), страховое возмещение, а также стоимость материальных ценностей, остающихся после списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов).

К привлеченным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

Заемные средства (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков и организаций);

Кредиторская задолженность;

Бюджетные субсидии;

Иностранные инвестиции.

Основным источником формирования финансовых ресурсов действующей коммерческой организации выступает выручка-нетто от основной деятельности, прежде всего, выручка-нетто от реализации продукции (работ, услуг), за счет которой образуются валовой доход и прибыль, а также амортизационные отчисления.

Использование финансовых ресурсов коммерческой организации

Финансовые ресурсы коммерческой организации используются по следующим направлениям:

Выплату налогов и сборов в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды федерального и территориального уровней);

Уплата процентов за пользование кредитом;

Погашение ссуд;

Страховые платежи;

Финансирование капитальных вложений;

Увеличение оборотных средств;

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов);

Материальное поощрение работников организации;

Финансирование социальных нужд работников организации;

Благотворительные цели;

Спонсорство;

Форма использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов в настоящее время в меньшей степени регламентируется государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического и материального стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными социальными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации

Для осуществления уставной деятельности некоммерческой организации и ее расширения формируются ее финансовые ресурсы. Состав источников финансовых ресурсов некоммерческой организации, а также механизм их формирования и использования зависит от ее организационно-правовой формы и вида деятельности.

Источники финансовых ресурсов некоммерческой организации

Взносы учредителей и членские взносы;

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Бюджетные средства;

Безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

Прочие источники.

Использование финансовых ресурсов некоммерческой организации

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания:

Расходы на оплату труда служащих;

Расходы на эксплуатацию помещения;

Расходы на приобретение оборудования;

Платежи в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды);

Капитальные вложения;

Капитальный ремонт зданий и сооружений;

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей

У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, также как и у юридических лиц формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают:

Личные сбережения;

Доходы, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности;

Заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на:

Расширение дела;

Платежи в бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды;

Расходы по оплате труда наемных работников;

Благотворительные взносы и пожертвования;

Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя.

Литература

Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я.В. Соколов. –М.: Финансы и статистика, 1999.

Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

Вознесенский Э.А. Финансы, как стоимостная категория. – М.: Финансы и статистика, 1985.

Гусев С.И., Швецов Ю.Г. Развитие федерального казначейства в системе управления государственными финансами. – М.: Финансы и статистика, 2006.

По обыкновению речь идет о целевых фондах хозяйствующих субъектов и государства.

Зарубежная научная мысль не рассматривает финансы так широко. В зарубежной литературе финансы обычно делят на:

  • публичные;
  • личные;
  • корпоративные.

Итак, рассматривая финансы в широком смысле, в российской научной среде сформировалось следующее их понимание: Финансы — система отношений в обществе на фоне образования и использования фондов денежных средств в соответствии с функциями и ролью категории каждого элемента системы.

Категории

Публичные (государственные):

  • бюджет;
  • налоги;
  • кредит;
  • внебюджетные фонды;
  • финансы предприятий;
  • имущественное и личное страхование.

Кредитная система:

  • операции Центробанка РФ и других госбанков;
  • операции коммерческих банков;
  • эмиссия денег;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды, ломбарды;
  • негосударственная страховая система.

Финансы отраслей воспроизводственного процесса:

  • финансы предприятий и организаций (производственной и непроизводственной сферы);
  • финансы прочих субъектов воспроизводственного процесса.

Вторичный финансовый рынок:

  • операции с векселями;
  • операции с акциями;
  • операции с недвижимостью;
  • операции с драгоценными камнями и металлами;
  • биржевые товарные операции.

Международные финансы:

  • финансовые организации;
  • кредитные организации;
  • инвестиционные операции;
  • валютные операции.

Функции

Функции финансов понимаются в различных экономических школах по-своему в зависимости от трактовки и концепций им присущих. В российской научной литературе выделяются московская и петербургская концепции. Согласно московской финансы выполняют следующие функции:

  • распределительная (распределение и перераспределение внутреннего валового дохода);
  • контрольная (отслеживание хода распределения на предмет законности);
  • регулирующая (воздействие государства через налоги, госкредиты, финансирование некоторых предприятий, реализацию налоговой политики);
  • стабилизирующая.

Петербургская концепция рассматривает функции в другом ключе:

  • формирование бюджетных доходов;
  • осуществление бюджетных расходов;
  • контроль за исполнением бюджета.

Система финансов России

Система финансов это комплекс различных сфер финансовых отношений, взаимодействующих друг с другом. Российская финансовая система состоит из двух подсистем:

  • государственные и муниципальные финансы;
  • финансы предприятий и организаций.

Для наглядности представим систему финансов РФ графически (рисунок 1)

Финансы всегда подчинены целям и задачам субъектов их организующим. С этой точки зрения интересна трактовка С.Ю.Витте, который был министром финансов до революции 1917 года. Он называл финансы «совокупностью государственного имущества», а науку о финансах — «способами наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства».

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - это покры­тие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумули­руемых субъектами хозяйствования и государством. Финансовые ресурсы это денежные средства, формирующихся в распоряжение государства, субъ­ектов федерации, муниципалитета, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости внп.

Формирование финансовых ресурсов, их рациональное использование имеют огромное значение, поскольку финансовые ресурсы являются важ­нейшим денежным источником расширения производства. Снижение объема финансовых ресурсов может ограничить возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, решение актуальных эконо­мических и социальных задач. Оно ведет к сокращению масштабов инвести­ций в производственную и социальную сферы, уменьшению фонда потреб­ления в составе используемого национального дохода. Нехватка финансовых ресурсов приводит к несбалансированности натурально - вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорциям и «расстыковкам».

Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства, его эффективностью. Чем крупнее масшта­бы производства и выше его эффективность, тем больше при прочих равных условиях размеры мобилизуемых и используемых финансовых средств. - В свою очередь величина финансовых ресурсов, инвестируемая в производст­во, создает предпосылки для его роста и совершенствования. В зависимости от того, куда и в каких объемах направляются финансовые ресурсы, форми­руются возможности обеспечения производства дополнительными мощно­стями. А это приводит к повышению технического уровня производства, соз­данию предпосылок для роста производительности труда в соответствующих отраслях экономики.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стои­мости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая пред­ставлена чистым доходом. Именно рост чистого дохода и основной его фи­нансовой формы - прибыли обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов. Кроме стоимости валового внутреннего продукта важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешне­экономической деятельности, при условии достаточно эффективной ее орга­низации. Финансовые ресурсы формируются также за счет части националь­ного богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (переходящие остатки бюджетных средств, обращаемые на покрытие расходов текущего года; ре­зервные фонды страховых организаций; средства от продажи золотого запаса страны; выручка от реализации излишнего имущества и др.). Для формиро­вания финансовых ресурсов могут использоваться заемные и привлеченные средства (кредиты банка; кредиторская задолженность; средства, полученные от выпуска акций и облигаций и др.).

Разнообразие финансовых отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения, обуславливает наличие разных видов финансовых ресурсов. Основными среди них являются: прибыль, различные вида налогов и сборов, страховые платежи, амортизационные отчисления. Возможности их роста определяется не только общими размерами валового внутреннего про­дукта, но и его структурой, динамикой составляющих его элементов.

Финансовые ресурсы необходимы, прежде всего, субъектам хозяйство­вания. У них формируются децентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства (оказанию услуг) и удовлетворению социально - культурных запросов работающих. Образуемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на содержание и приобретение основных и оборотных средств, оплату труда, выплату налогов и сборов, амортизационных отчислений, фи­нансирование научно - технических достижений, проведение природоохра­нительных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера, благотворительные нужды; возврат долгов и выплату процентов по ним, об­разование резервов и т.п. Осуществление названных затрат за счет использо­вания финансовых ресурсов позволяет обеспечивать денежными средствами воспроизводственный процесс на микроуровне.

Потребности общественного производства на макроуровне обеспечи­ваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их ис­пользования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства кото­рых направляются на развитие экономики, финансирование социально - культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления.

В последние годы состояние финансовых ресурсов страны характери­зовалось не только высокой степенью их централизации, но и острой нехват­кой как на макро-, так и микроуровне. В связи с этим необычайную остроту приобрела проблема изыскания реальных резервов роста финансовых ресур­сов. Систематически возраставшие потребности предприятий (организаций) и государства требовали все большей их величины, между тем их мобилиза­ция становилась все более проблематичной из - за нараставших кризисных явлений в экономике, низкой эффективности производства, ухудшения фи­нансовых результатов внешнеэкономической деятельности и других причин.

Для обеспечения бесперебойного финансирования воспроизводствен­ных затрат большое значение имеют финансовые резервы. Финансовые ре­зервы способны обеспечивать непрерывный кругооборот средств в общест­венном воспроизводстве даже при возникновении огромных потерь или на­ступлении непредвиденных событий. Финансовые резервы могут создаваться самими субъектами хозяйствования за счет собственных финансовых ресур­сов (самострахования), их управленческими структурами (на основе норма­тивных отчислений), специализированными страховыми организациями (методом страхования) и государством (резервные фонды в бюджетах разных уровней). Формирование крупных финансовых резервов в руках субъектов хозяйствования малоэффективно с экономической точки зрения. Более целе­сообразным является формирование резервов бюджетным методом и мето­дом страхования, так как здесь достигается более высокая оборачиваемость резервируемых средств.

Понравилась статья? Поделитесь ей