Контакты

Рассуждение объяснение. Доказательства в рассуждении


Имеются две части:

ТЕЗИС , то есть утверждение, которое нужно доказать

Обоснование и тезисы обычно связываются союзами потому что, так как ; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.



АРГУМЕНТЫ,

ПРИМЕРЫ

ВЫВОД

Почему? Что из этого следует?
    РАССУЖДЕНИЕ-ОБЪЯСНЕНИЕ.

Тексты (обычно в научной литературе), в которых ОБЪЯСНЯЮТСЯ какие-то явления, РАСКРЫВАЮТСЯ те или иные понятия.

Такие тексты отвечают на вопрос что это такое?

Обычно такой текст начинается с ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ , в котором раскрываются его основные признаки – один или два.

Остальные признаки, тоже существенные, хотя и не всегда обязательные, сообщаются в тексте, который следует за логическим определением. Эта часть текста по своему строению несколько напоминает описание предмета, НО:

Описание отвечает на вопрос какой предмет?

Его цель – воссоздать видимый, воспринимаемый зрением образ конкретного предмета.

    РАССУЖДЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ.

Ситуация, когда нужно принять какое-то решение, ответить на вопросы КАК БЫТЬ? и ЧТО ДЕЛАТЬ?

Продумывая ответ, каждый из нас как бы беседует сам с собой: задаёт себе вопросы и сам же на них отвечает, перебирает разные варианты ответов – одни принимает, другие отвергает.

Активно используются вопросительные предложения. Это может быть вопросно-ответная форма построения текста, или цепь вопросов раздумий, или так называемые альтернативные вопросы, то есть вопросы с разделительным союзом или , из которых нужно выбрать только один.

Часто встречаются слова со значением следствия, вывода (значит, таким образом, следовательно ), а также противительные союзы (а, но, однако ), слова да и нет.

Рассуждение имеет своей целью выяснить какое-либо понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-либо мысль. С логической точки зрения рассуждение - это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в последовательной форме. Рассуждением называется и ряд суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые следуют одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают другие, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос.

Классический вид умозаключения представляет собой следующие логические операции:

Все гориллы - приматы.
Все приматы - позвоночные.
_______________________________
Все гориллы - позвоночные.

В риторике речь-рассуждение получила название «хрия» . Структура классической (строгой) хрии состоит из восьми последовательных частей:

  1. Приступ, в котором, как писал М.В. Ломоносов, «похвален или описан должен быть тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темой хрии».
  2. Парафразис, или экспозиция, то есть, по словам М.В. Ломоносова, «изъяснение темы через распространение».
  3. Причина, достаточная для доказательства тезиса. Причин может указываться несколько.
  4. Противное, то есть указание на контраргументы (если это не так, то... ).
  5. Подобие, которым изъясняется и подтверждается тема.
  6. Пример.
  7. Свидетельство, в котором обычно используется ссылка на авторитет.
  8. Заключение, в котором приводится цитата, афоризм или даётся собственный вывод.

Схема хрии может быть более свободной: слегка меняться последовательность частей, некоторые из них могут быть вообще опущены.

Примером почти строгой хрии (с пропуском примера и свидетельства) может служить одна из «Тускуланских бесед» Цицерона на тему: «Не стоит бояться смерти (Сократ)».

Некогда Сократ, обвинённый в смертном преступлении, и от защитника отказался, и перед судьями не угодничал, а держался вольного упорства (порождённого высокостью души, а отнюдь не гордынею!) ...Наконец, уже почти со смертоносной чашею в руке, разговаривал он так, словно ему угрожала не бездна смерти, а восхождение в небеса .
Рассуждал и говорил он об этом так. Два есть пути. Два есть пути, две дороги для душ, отходящих от тел .
Кто пятнает себя людскими пороками, впадает в ослепляющие похоти и оттого или оскверняет пороком или нечестием свой дом, или затевает неискупимые коварства и насилия против своего государства, у тех дорога кривая, уводящая их прочь от сонма богов. А кто сохранил себя чистым и незапятнанным, меньше всех занимался делами телесными и всегда был от них отрешён, тот и в людском теле вёл жизнь, подобную богам, и такие люди находят возвратный путь туда, откуда пришли .
При том вспоминает он лебедей, которые недаром посвящены Аполлону, потому что, видимо, получили от него дар предвиденья: как они, предчувствуя, что в смерти - благо, умирают с наслаждением и песнею, - так пристало умирать всем, кто добр и учён .
В этом не приходится сомневаться - лишь бы не случилось с нами в наших рассуждениях о душе то, что часто бывает, когда смотришь на заходящее солнце и на этом совсем теряешь зрение; так и острота ума, обращённая на самое себя, порой притупляется, и поэтому мы утрачиваем зоркость наблюдения .
Так носится наш разум, как ладья в бескрайнем море, среди сомнений, подозрений, многих колебаний и страхов .

Рассуждение (хрия) - один из приёмов риторики. Но этот тип речи встречается не только там. Тексты-рассуждения можно обнаружить во всех функциональных стилях, причём они весьма разнообразны по конкретным проявлениям. Так, разновидностями рассуждений являются всякого рода определения, в которых определяемое понятие соотносится с ближайшим родом, к которому оно принадлежит, и указывается на характерные признаки, отличающие данное понятие от других, принадлежащих к этому же роду (видовые отличия):

Фигуры речи - это особые формы синтаксических конструкций [родовая принадлежность], с помощью которых усиливается выразительность речи, усиливается её воздействие на адресата [видовые отличия от других синтаксических конструкций].

Определение раскрывается, развивается в объяснении. И нередко определение сопровождается объяснением. Продемонстрируем это на примере объяснения термина «риторический вопрос», следующего за его определением:

Риторический вопрос есть риторическая фигура выделения смысловых центров речи [определение]. Риторический вопрос в строгом смысле слова должен содержать в себе утверждение или отрицание и не требовать от адресата ответа, а, точнее, подразумевать однозначный ответ, подсказывать его слушателю [объяснение].

Безусловно, основная сфера использования текстов-рассуждений - научный стиль (например, теорема и её доказательство). И это вполне естественно, поскольку именно там приходится чаще всего доказывать, развивать, утверждать или опровергать какую-либо мысль.

Но весьма распространены рассуждения и в художественной речи, например, в философской, психологической прозе. Достаточно вспомнить знаменитые философские размышления Л.Н. Толстого о причинах исторического развития в эпопее «Война и мир»:

Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждый отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, - исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, всё равно, понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это свершилось, потому что должно было свершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твёрдо и планеты движутся вокруг неё, и теми, которые говорили, что они не знают, на чём держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и её, и других планет. Причин исторического события - нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утверждённости земли.

Рассуждение может быть развёрнутым - с использованием большого количества доводов, риторических приёмов сопоставления, противопоставления и т.д. (как приведённый выше отрывок из эпопеи Л.Н. Толстого), а может быть кратким , лаконичным. Но в любом случае текст-рассуждение должен содержать разъяснение, доказательство или опровержение какой-либо мысли с помощью определённой системы доказательств.

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме.

Рассуждением называется ряд суждений, относящийся к какому-либо вопросу. При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос. Одно из суждений содержит общее правило (большая посылка), другое – частный случай (меньшая посылка).

Итак, в основе рассуждения лежит умозаключение, например:

«Все граждане Казахстана имеет право на образование.

Ахметов – гражданин Казахстана. Следовательно, Ахметов имеет право на образование». Однако умозаключение редко встречается в чистом виде в речи. Чаще выступает в форме рассуждения.

Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле, например: «Термин (лат. терминус – граница, предел) – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение». (С.И.Ожегов).

В художественной литературе писатель (нередко устами своих героев) говорит о тех вечных истинах: любви, ненависти, жизни, смерти. Вот один из текстов- рассуждений, принадлежащий классику казахской литературы Абаю Кунанбаеву:

« Есть ли у человека что-либо дороже сердца? Но у нас, казахов, среди всех качеств сердца признается лишь воинственность или доблесть. Иных свойств этого благородного органа мы не различаем. А между тем и сострадание, и доброта, и радушие к людям, пусть даже чужим и незнакомым, и справедливость к ним, когда не желаешь им ничего, чего не желаешь себе, все это находится в ведении сердца. Когда язык покорствует сердцу, попирается ложь».

Включая в художественный текст рассуждение, писатель непосредственно высказывает свои мысли, взгляды, пытаясь не только художественно, но и философски осмыслить действительность.

Виды рассуждений

Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.

Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос - ответ на вопрос (тезис) - доказательство тезиса - выводы.

Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста- рассуждения.

Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.

При построении текстов- рассуждений следует опираться на следующие правила:

1. Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция -вопрос-ответ на вопрос (тезис)-доказательство тезиса- выводы.

2. После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему?, после тезиса в объяснении вопроспочему? кажется искусственным и неуместным.

3. После тезиса в объяснении используется, как правило, слова и выражения типа: оказалось…,дело в том…, что…,вот почему…,вот…,например…, об этом свидетельствует такие факты, как…, как выяснилось…

4. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

Приведем пример текста- рассуждения (рассуждение-доказательство):

«Сложное синтаксическое целое – это речевая единица, отрезок речи, состоящий из нескольких предложений, объединенных по смыслу. Такой ряд предложений имеет и другое название - «сверхфразовое единство». Почему сверхфразовое? Потому что это единство выходит за пределы одного предложения. Чаще всего оно совпадает с абзацем. Абзац характеризуются единством темы. Переход к новой теме должен быть обозначен в письменной речи новым абзацем. Но бывает и не так… »

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме.

Рассуждением называется ряд суждений, относящийся к какому-либо вопросу. При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос. Одно из суждений содержит общее правило (большая посылка), другое – частный случай (меньшая посылка).

Итак, в основе рассуждения лежит умозаключение, например:

«Все граждане Казахстана имеют право на образование.

Ахметов – гражданин Казахстана. Следовательно, Ахметов имеет право на образование ». Однако умозаключение редко встречается в чистом виде в речи. Чаще выступает в форме рассуждения.

Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле, например: «Термин (лат. terminus – граница, предел) – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение » (С.И.Ожегов).

В художественной литературе писатель (нередко устами своих героев) говорит о вечных истинах: любви, ненависти, жизни, смерти. Вот один из текстов-рассуждений, принадлежащий классику казахской литературы Абаю Кунанбаеву:

«Есть ли у человека что-либо дороже сердца? Но у нас среди всех качеств сердца признается лишь воинственность или доблесть. А между тем и сострадание, и доброта, и радушие к людям, пусть даже чужим и незнакомым, и справедливость к ним, когда не желаешь им ничего, чего не желаешь себе, все это находится в ведении сердца. Когда язык покорствует сердцу, попирается ложь ».

Включая в художественный текст рассуждение, писатель непосредственно высказывает свои мысли, взгляды, пытаясь не только художественно, но и философски осмыслить действительность.

Виды рассуждения

Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.

1. Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) → вопрос → ответ на вопрос (тезис) → доказательство тезиса → выводы.

Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста-рассуждения.

Рассуждение-доказательство (почему?)

Зададимся вопросом: «Может ли V быть самообусловленным, то есть V ®V?» Доказывая от противного, предположим, что может, то есть пусть V ®V. Тогда по принципу потенциальности имеем V ® А, где А некоторый произвольный компонент V. Но это противоречит принципу ограничения, который утверждает, что никакой составной феномен не может быть причиной никакого из своих компонентов. Но откуда мы знаем, что V действительно имеет компоненты, то есть является составным? Давайте теперь предположим, что у V нет компонентов. Но тогда не будут существовать объекты и поэтому не будет непустых систем, поскольку все компоненты систем, по определению, являются объектами. Но из прямого наблюдения мы знаем, что непустые системы действительно существуют (примером такой системы может служить лист бумаги, который вы имеете сейчас перед собой). Таким образом, V не самообусловлен.

2. Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.

При построении текстов-рассуждений следует опираться на следующие правила:

1. Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция → вопрос → ответ → ответ на вопрос (тезис) → доказательство тезиса → выводы.

2. После тезиса используются, как правило, слова и выражения типа: оказалось…, дело в том…, что…, вот почему… вот, например…, об этом свидетельствуют такие факты, как…, как выяснилось…

3. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательства. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

Есть ли Дед Мороз? (рассуждение-доказательство)

Для текста рассуждения-доказательства характерно следующее:

1. Экспозиция (тезис):

Ни один из известных видов северных оленей не может летать. Однако существует около 300 000 еще не классифицированных видов живых организмов, и, хотя большинство из них являются микроорганизмами или насекомыми, нельзя полностью исключить существование летающих северных оленей, которых видел только сам Дед Мороз.

2. Доказательство тезиса: для доказательства тезиса можно использовать: 1) безлично-предикативные слова в сочетании с инфинитивом; 2) вводные конструкции; 3) условные придаточные конструкции.

В мире живет около 2 миллиардов детей (до 18 лет). Так как Дед Мороз не приходит ни к индусским, ни к буддистским детям, остается всего 15% от этой цифры, что составляет около 378 миллионов. Если учесть , что в каждой семье в среднем по 3,5 ребенка, то Деду Морозу нужно объехать 91,8 миллиона мест.

Можно предположить , что в каждой семье есть хотя бы один хороший ребенок. У Деда Мороза 31 рабочий час, благодаря вращению Земли и существованию часовых поясов, при этом он движется с востока на запад. Выходит , ему нужно сделать 822,6 визита за секунду. Это значит , для посещения одной семьи, в которой есть хотя бы один хороший ребенок, Деду Морозу требуется 1/1000 секунды, чтобы найти стоянку (ему это легко, так как он паркуется на крыше, и стоянка ему нигде не запрещена), спрыгнуть с саней на землю, наполнить свой мешок подарками, разложить их под елкой, съесть то, что, в свою очередь, положили ему дети, выйти из дома, вскочить в сани и отправиться в следующее место. Если предположить , что все места находятся на одинаковом расстоянии друг от друга (конечно, это не точно, но так проще считать), то это расстояние составит 1,248 км., а весь путь – 120 000 000 км. Из этого следует , что Дед Мороз движется со скоростью 1040 км/с, что в 3 000 раз превышает скорость звука. Для сравнения , космический зонд «Одиссей» (самое быстродвижущееся изобретение человека) движется со скоростью 43,84 км/с, а средний северный олень – 30 км/ч.

Загруженность саней добавляет еще одну интересную деталь. Если допустить , что каждый ребенок получает подарок, который весит в среднем 1 кг, вес груза в санях составит 378 000 тонн, не считая Деда Мороза (явная перегрузка). По земле северный олень может тянуть около 150 кг веса. Даже, если предположить , что «летающий северный олень» тянет вес в 10 раз больше, 8 или 9 оленей не потянут такой груз, здесь потребуется около 214 000 оленей, из-за чего вес увеличивается до 575 620 тонн. Для сравнения , это в четыре раза тяжелее корабля «Королева Елизавета II».

Разумеется , 575 620 тонн, движущиеся со скоростью 1040 км/с, встретят огромное сопротивление воздуха, от которого олени нагреются по тем же законам, что и космический корабль, возвращающийся в атмосферу. Первая пара оленей получит 14,3 квинтильона джоулей за секунду. Эти олени почти моментально испарятся, открывая следующую пару и создавая звуковые волны. Вся упряжка испарится за 0,00426 с.

3. Вывод:

Дед Мороз был, но он умер.

Приведем пример текста рассуждения-доказательства с пропущенными компонентами:

4. Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте, а могут не получать.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д.

Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга: экспозиция (подведение к проблемному вопросу) → система проблемных вопросов и ответы на них → выводы.

При необходимости построить высказывание типа размышления надо начать с осмысления темы и отбора материала для ее раскрытия в системе вопросов. Естественно, что не все вопросы, возникшие на предтекстовом этапе, получают потом отражение в тексте, – более того, они вообще могут быть опущены, т.к. они выполнили свою роль. Но они могут и остаться в тексте, выполняя роль скрепов между отдельными частями текста-размышления. При создании рассуждения-размышления следует акцентировать внимание на решении проблемных вопросов и ответов на них.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Что такое рассуждение?

2. Какие виды рассуждения вы знаете?

3. По какой схеме строится рассуждение-доказательство?

4. Что такое рассуждение-размышление?

5. Что такое рассуждение-объяснение?

6. Найдите тексты-рассуждения различных жанровых форм: сравните их. Чем они отличаются? Сделайте вывод.

7. Составьте текст-рассуждение на тему, волнующую вас в настоящее время. Является ли ваше сочинение текстом? Назовите признаки текста и найдите их в вашем сочинении. Получилось ли у вас рассуждение? Проанализируйте текст.

Предтекстовые задания:

Задание 1 . Прочитайте текст. Сформулируйте его тему и дайте заглавие.

Задание 2 . Найдите в тексте новые для вас слова и выясните по словарю их значения.

Задание 3 . На основе какого функционально-смыслового типа (и его видов) построен текст?

На вопрос: «Какова ваша специальность?» – врач ответит, что он врач, учитель – что он учитель, или педагог, инженер – что он инженер. Человек, занимающийся наукой, даже тогда, когда эти занятия являются профессиональными, редко назовет себя ученым. Вероятнее всего, профессии «ученый» вообще не существует. Можно сказать, что есть профессия научного работника. Научные работники в большинстве своем работают в научно-исследовательских институтах, на заводах, работают над задачами не только теоретического характера, но и над задачами, непосредственно выдвинутыми практикой.

Мотивом и побуждением к написанию научной работы должно быть или стремление принести непосредственную пользу, или же бескорыстный интерес к познанию, если хотите, страстное любопытство, которое не дает человеку покоя до тех пор, пока он его не удовлетворит. Приходится повторить слова Льва Толстого, что писать надо не тогда, когда можно писать, а когда нельзя не писать. Конечно, оба приведенных мотива – и стремление к практической пользе от решения конкретной задачи, и то, что я называю научным любопытством, – прекрасно могут сосуществовать, как показывают примеры Эйлера и Гаусса, а в новое и новейшее время – примеры Чебышева, Пуанкаре, Жуковского, Чаплыгина и многих, многих других.

Но вернемся к содержанию понятия «ученый». Один из существенных моментов психологии ученого состоит в том, что он чувствует себя участником духовной жизни всего человечества, чувствует и свою долю ответственности. В сознании этой ответственности – одна из основ стремления к передаче знаний своим ученикам, стремления, имеющего, конечно, и непосредственный эмоциональный источник – непосредственную радость оттого, что эти ученые существуют.

Наука в своем бурном развитии все сильнее и глубже воздействует на нашу жизнь своими материальными последствиями и идейными влияниями. Она все в большей степени становится важнейшим элементом общей культуры, расширяя и углубляя наше видение мира и самих себя. Широкий интерес вызывают не только результаты и выводы науки, но сама наука в ее сущности и путях развития, в ее отношении к этике, к искусству. Понимание всего этого нужно нам, чтобы лучше осознать тот процесс растущего влияния науки, который мы переживаем, тем более, если мы в нем участвуем.

Как же решается вопрос о соотношении науки и этики, науки и нравственности? И, прежде всего, – что мы должны понимать под наукой? Например, в Большой советской энциклопедии дается такое определение: «Наука – исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся на основе общественной практики система знаний о природе, обществе и мышлении, об объективных законах их развития… Исходя из фактов действительности, наука дает правильное объяснение их происхождения и развития, раскрывает существенные связи явлений…»

Научное знание касается не отдельных фактов, а какой-либо их совокупности, когда факты берутся в их взаимной связи, как, скажем, в научном описании исторических событий или, с известной степенью обобщения, в физике, химии или социологии. От систематического, обобщенного описания фактов наука восходит к открытию их законов, выяснению их причин, к их объяснению посредством тех или иных теоретических представлений.

Внутренняя закономерность развития науки состоит в том, что ученые решают те проблемы, до которых дошла наука. Перепрыгнуть через необходимые этапы она не может. Материальные условия жизни, экономические интересы побуждают или, наоборот, замедляют развитие науки, выдвигают перед ней те или иные задачи. Но решение их становится возможным лишь тогда, когда наука достигает соответствующего уровня развития. Более того, наиболее важные достижения современной техники выросли из научных исследований, преследовавших чисто познавательные, а не практические цели.

Ученый ищет ближайшее – то, к чему подошла наука. Крупный ученый из ближайшего ищет фундаментальное. Такими фундаментальными были законы электромагнетизма, строение атома, основания математики. Но опыт истории учит, что рано или поздно фундаментальные открытия ведут к фундаментальным практическим результатам, как уравнения Максвелла привели к радиотехнике, открытия Резерфорда – к ядерной энергетике, математическая логика – к вычислительным машинам.

Каково же отношение науки к нравственности и, прежде всего, что такое этика науки? Принципы науки, научной этики складывались как сумма всей практики и познания человечества. Верность фактам, стремление считаться с фактами, а не с предвзятыми мнениями составляет первое требование и науки, и подлинной нравственности. Точно так же второе требование научной этики – доказательность – важно не только в науке. Принимать доказанное и не извращать его, а отстаивать – следующее требование в науке. В нем заключается простое нравственное требование уважать правду и не лгать. Наконец, научная этика предупреждает против фанатизма, требует от человека критичности и готовности пересмотреть свои убеждения, если к тому побуждают аргументы фактов и логики. Это требование очень важно в социальном плане. Стало быть, наука с ее нормами этики имеет к нравственности прямое отношение. Наука и нравственность едины в своем уважении к факту и правде, в требовании объективности. Они так же едины в своем назначении и в своей цели, так как их назначение и цель – благо человека.

И велик долг, и велика ответственность деятелей науки перед человечеством, перед обществом. Велико их стремление поставить результаты научных исследований на службу человеку и предотвратить все, что может нанести ущерб человеку и живой природе. Именно такое понимание науки и нравственного долга ученого объединяет людей всего мира в их борьбе за мир, против катастрофы мировой войны (По А.П.Александрову).

Послетекстовые задания:

Задание 1 . Объясните, какое понимание науки и нравственного долга объединяет передовых ученых всего мира. Сформулируйте, в чем вы видите задачу ученого.

Задание 2 . Аргументируйте тезис: Принципы науки, научной этики складывались как сумма всей практики и познания человечества. Составьте конспект текста.

Задание 3 . О каком функционально-смысловом типе речи свидетельствует система вопросов и ответов? Какие еще языковые средства, характерные для построения этого типа речи, использованы автором?

Предтекстовые задания:

Задание 1 . Прочитайте некоторые высказывания из учения Конфуция. (Конфуций (551-479 гг. до н.э.) – древне­китайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды изложены в книге «Беседы и суждения»). На основе этих разрозненных высказываний составьте связный текст, в котором излагались бы основы его учения. Вы можете менять порядок их в зависимости от смысла.

1. Если любовью будут воспламенены сердца смертных, то весь свет будет наподобие одного семейства.

2. Мы должны любить других, как самих себя, следовательно, должны желать им всего того, чего себе желаем.

3. Лицемерие есть порок ненавистнейший.

4. Тот, кто прикрывается одной внешностью добродетели, походит на злодея, который днем показывается честным человеком, а ночью занимается похищением имущества ближнего.

5. Опасайся тех, которые учиняются скорей хвалителями добродетели, нежели ее последователями.

6. Воздержание, простота в одеянии, приличество, изучение наук и искусств, отвращение к ласкателям, любовь к низшим, бескорыстие, благоразумие, постоянство, доброта – суть обязанности предписанные.

7. Учись наукам и изящным искусствам, пользуйся наставлениями мудрости.

8. Скупой, будучи сам в беспокойстве, делается для других предметом страшным и отвратительным.

9. Не давай чувствовать высокого твоего положения низшим, не покажи преимущества твоих заслуг равным. Задание 2

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даст себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура.

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!

Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?

Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью.

Послетекстовые задания:

Задание 1 . Найдите в тексте побудительные, восклицательные, вопросительные предложения. Какую роль они играют в данной статье? Назовите цель, с которой автор употребляет лексические повторы. К какому стилю речи можно отнести данную статью?

Задание 2 . Найдите в статье Д.С. Лихачева противопоставления. Что противопоставляет автор? Какую роль играет противопоставление в текстах-рассуждениях.

Задание 3 . Найдите в данном тексте сложноподчиненные предложения, определите виды сложноподчиненных предложений. Какую роль, с вашей точки зрения, играют сложноподчиненные предложения в аргументации.

Страницы: 7

Во всех школах в рамках программы по русской литературе и языку учащимся задают написать сочинение-рассуждение. Примеры, которые показывают, что представляет собой данная работа, многочисленны. Что ж, стоит изучить эту тему и рассказать о том, каким принципам действительно стоит следовать, чтобы написать хорошее

“Состав” сочинения

Итак, каждое эссе имеет трехчастную форму. Об этом известно каждому с раннего детства. Вступление, основная часть, заключение. Помимо этого, в каждом эссе обязательно должны быть аргументы, выводы и утверждения.

И первым делом стоит сказать про вступление, которым должно начинаться сочинение-рассуждение. Примеры существуют, их немало. Но для начала стоит дать обобщенную характеристику. Цель вступления - подготовить читателя к восприятию дальнейшего текста. Первым делом нужно отметить вниманием актуальность данной темы и задать несколько вопросов. Это может выглядеть так: “Является ли сейчас актуальной проблема отцов и детей? Однозначно можно ответить утвердительно. Время идет, одно поколение приходит на смену другому. И в этом заключается вся суть. Ведь проблема отцов и детей - это конфликт поколений”. В принципе, в этом введении есть всё - вопрос, настраивающий читателя на собственные размышления и поиск ответа, обозначенная тема и даже фраза, похожая на цитату. Кстати, яркие выражения можно использовать в качестве зачина. Это называется эпиграфом. Вставив в начало текста подходящую по теме цитату, можно сделать сочинение интереснее и оригинальнее.

Виды рассуждений

Итак, выше было показано, как должно начинаться сочинение-рассуждение. Примеры также можно было увидеть. А теперь - о том, какие есть виды рассуждений. Первое - доказательство. И назначение эссе, написанного в таком духе - доказать то, что высказанный тезис - это истина. Важно использовать (таким образом, итак, следовательно и т. д.), союзы (если, т. к., так что) и речевые обороты (допустим, можно судить, предположим). За счет использования перечисленных средств получится соблюсти соответствующий стиль.

Рассуждение-объяснение - здесь задача заключается в том, чтобы пояснить читателю суть и содержание текста. Нужды доказывать его нет. Всё, что нужно использовать в процессе написания - слова-организаторы и фразы, резюмирующие высказывание. “Поэтому”, “таким образом”, “выходит, что”, “это - следствие того, что…” - и в таком духе. В общем, те слова и выражения, при помощи которых обычно и формируются выводы.

И, наконец, рассуждение-размышление. Оно строится по схеме: объяснение-доказательство. В нем приводятся различного рода примеры, указываются причинно-следственные связи. Можно писать как от первого лица, так и в публицистическом стиле - безлично. Первый вариант: “Я думаю, я считаю, на мой взгляд, я полагаю…” и т. д. Второй: “Можно с уверенностью заявить, следует разобраться, вполне вероятно…” и т. д.

Схема

Что стоит дальше рассказать про особенности такой работы, как сочинение-рассуждение? Примеры разных их видов были приведены выше, но теперь - о схеме построения изречений. Любое рассуждение строится по такому принципу: подведение к вопросу - утверждение (тезис) - его доказательство - вывод.

На деле все выглядит проще. Подведение к вопросу - то же вступление, тема. Тезис - утверждение, которое автор делает по ходу текста. Его он впоследствии и доказывает. А вывод - в конце. Хотя нередко и по тексту он встречается. Зависит от того, как пишет автор.

Пример

Итак, выше было сказано, что вывод может быть не только в конце текста. Что имеется в виду? Для того чтобы понять это, можно привести примеры сочинений-рассуждений ГИА 2014. Итак, вот как это выглядит: “Современные технологии развиваются. А значит, наша жизнь становится проще. Все люди сейчас пользуются техникой и осваивают различные “новинки”. Но вот если взрослые приспособлены к обычной, не обустроенной различными новыми современными вещами жизни, то дети и подростки - нет. Почему? Они родились в 21 веке. С детства они в Интернете, в телефонах, ноутбуках, мультиварках и микроволновках. Если вдруг отключится интернет, а им нужно делать уроки и искать определения, решения, то мало кто додумается поискать в доме старый толковый словарь. Да и вообще, зачем делать уроки, когда любое решение можно найти в Сети? В общем, казалось бы, современные технологии упростили жизнь, но на деле польза есть от этого не всегда”.

Вот, в принципе, наглядный пример того, как по тексту может встречаться несколько доказательств и выводов.

Аргументы

Это то, без чего не обойдется ни одно сочинение-рассуждение. Примеры ГИА могут стать тому неплохим доказательством. И это понятно - ведь в любом эссе нужно делать утверждения и высказывания. Но слово - не пустой звук, и его надо доказывать. А чем? Аргументами! Доводами, объяснениями, обоснованиями - всё это необходимо указывать в качестве поддержки текста. Чтобы аргумент хорошо “вписался” в текст, рекомендуется каждую фразу, в которую планируется вставить объяснение, начинать так: “Доказательством тому является”. Или можно использовать другую фразу: “Это доказывает то, что…”. В общем, ничего сложного.

Заключение

Выше было рассказано о том, что представляет собой сочинение-рассуждение. Как писать - пример тоже есть. Теперь осталось последнее. Рассказать про то, как необходимо составлять концовку.

У многих возникают с этим проблемы. По сути, заключительная часть - это то, что ставит точку всему вышесказанному. Соответственно, нужно как можно более ёмко и логично закончить сочинение-рассуждение. Примеры ЕГЭ являются наглядной рекомендацией. Например, эссе про родной дом можно завершить так: “Родительский дом - это место, которое всегда встретит нас особенным уютом и теплом. Тут всё знакомо, здесь всё - родное. Именно в этом месте каждый из нас проводит свои беззаботные детские годы. И у всех людей, попадающих обратно в родительский дом, возникают приятные воспоминания. В такие моменты каждый может вновь почувствовать себя ребёнком”.

Вот, в принципе, как можно завершить сочинение-рассуждение. Как писать - пример есть, а чтобы придумать что-то на иную тематику, можно просто руководствоваться структурой и обращать внимание на стиль. Следует помнить: если нет ощущения незавершённости текста - значит, заключение написано правильно.

Понравилась статья? Поделитесь ей