Контакты

Психоанализ м кляйн. Введение в теорию мелани кляйн

Хотя кляйнианская школа психоанализа традиционно рассматривается как развитие теории Фрейда, она имеет ряд существенных отличий. Причем эти отличия многочисленны и связаны преимущественно с особой системой взглядов Мелани Кляйн на ранний период детского развития и роль инстинктов. Например, Кляйн считала, что инстинкт смерти является врожденным, и именно с ним автор связывала амбивалентность, а негативную составляющую амбивалентности (деструктивность) интерпретировала как защитную реакцию (проекцию). Развитие Эго рассматривалась Кляйн как процесс интроекции и проекции объектов, а не как результат психосексуального развития (по Фрейду). При этом обосновывалось, что у младенца уже с рождения существует некое рудиментарное Эго, и, следовательно, ребенок исходно может иметь бессознательные фантазии, переживать тревогу, применять защитные механизмы и формировать объектные отношения, т.е. интроецировать объекты. В своих теоретических разработках Кляйн постепенно отходит от теории психосексуального развития и описывает последнее как результат изменения внешних и внутренних (иптрапсихических) объектных отношений (между интроециро- ванными объектами).

Кляйн постулировала идею того, что в течение первого года жизни ребенок проходит через две последовательных стадии развития (которые она обозначила как позиции): (1) параноидно-шизоидную позицию и (2) депрессивную позицию. Параноидно-шизоидная позиция , по мнению Кляйн, возникает как следствие расщепления образа матери или материнской груди (как частичного объекта) на «хорошую» (кормящую) и «плохую» (не дающую удовлетворения, когда ребенок в ней нуждается). Как отмечали позднее некоторые сторонники этого направления, ребенок воспринимает как опасность не только ситуацию отсутствия матери; тот значимый объект (мать), который физически присутствует, но не отзывается на его нужды, воспринимается как не менее опасный. Депрессивная позиция описывается автором как проявление интеграции чувств любви и ненависти к одному и тому же объекту - таким образом формируется его целостное восприятие. Достаточно сложной и одновременно интересной является идея Кляйн о постепенной интроекции внешних объектов, т.е. - их трансформации во внутренние объекты (несколько упрощая, можно сказать - «объекты представления»), которые могут взаимодействовать как между собой, так и с Я субъекта. Образно говоря, психологические особенности людей из ближайшего окружения субъекта (в первую очередь - в раннем детстве) не только отражаются на его развитии - они составляют (или формируют) определенную часть его личности. В некотором роде эта идея исходно признает «множественность» каждой личности. Эти идеи носят у Кляйн чрезвычайно сложный характер, поэтому попытаемся изложить их максимально упрощенно.

Младенец, несмотря на утрату физической связи с телом матери (после рассечения пуповины) еще не ощущает себя в качестве некой отдельной личности или даже отдельного тела. В представлении ребенка, они все еще единое целое (мать и ребенок). Поэтому, когда у матери (еще не идентифицированной ребенком как внешний объект) выявляется ее «плохая» часть, она воспринимается не как чья-то плохая часть, а как плохая часть себя. Именно для таких процессов Кляйн был предложен термин «проективная идентификация». Фактически речь идет о выработке механизмов приспособления к неудовлетворению собственных потребностей и одновременно к негативным чувствам или непредсказуемому поведению (нечуткости к нюансам твоего поведения) других людей.

Существует еще несколько определений проективной идентификации, которую характеризуют как бессознательную попытку одного человека влиять на другого таким образом, чтобы этот другой вел себя в соответствии с бессознательной фантазией первого о внутреннем мире второго. Это (вряд ли намного более ясное) определение, тем не менее, позволяет объяснить случаи непонимания запросов невротиков и психотиков, обращенных к другим людям, в частности, к их терапевтам. Часть современных авторов, признавая за Кляйн существенный вклад в развитие теории объектных отношений и особенно - определяющей роли ранних объектных отношений, достаточно скептически относятся к ее постулатам и представлениям о внутреннем мире младенцев. Теорию Кляйн нередко описывают как самую запутанную, однако не реже ее именуют как одну из самых продуктивных.

По мнению кляйнианской школы, одна из главных задач терапевтической практики состоит в том, чтобы помочь личности достигнуть интеграции, в том числе «вернуть себе» те части личности, которые ранее были недоступны вследствие расщепления и проекции.

Мелани Кляйн (1882 - 1960) является одной из наиболее известных и ярких фигур психоаналитического движения. Ее смелые и оригинальные подходы к анализу детей, анализу взрослых пациентов, страдающих серьезными психическими расстройствами (психозами), ее теоретические идеи о нормальном и патологическом развитии личности и межличностных отношений человека снискали заслуженное уважение и широкое признание и, одновременно, возбудили и продолжают возбуждать многочисленные споры, критику, иногда весьма жесткую, а подчас и полное неприятие и отвержение в психоаналитических кругах.

Путь Мелани Кляйн в психоанализ был непрост. Она родилась и жила с родителями в Вене, где в юности входила в кружок интеллигентной молодежи, интересовавшейся философией, наукой, литературой, искусством. В течение двух лет она изучала гуманитарные науки в Венском университете. Она мечтала получить медицинское образование, однако замужество, последующая жизнь в небольших провинциальных городках и рождение детей воспрепятствовали этому.

Лишь поселившись в 1910г. в Будапеште, она вновь окунулась в интеллектуальную атмосферу большого города и вскоре заинтересовалась психоанализом, примкнув к психоаналитическому кружку Шандора Ференци и пройдя у него личный анализ. В 1917г. она познакомилась с Фрейдом, а в 1919г. вступила в Венгерское психоаналитическое общество, представив доклад «О развитии одного ребенка».

В 1920г. Мелани Кляйн познакомилась с Карлом Абрахамом, личность и идеи которого произвели на нее большое впечатление. В 1921г. она переехала в Берлин, где начала свою психоаналитическую практику с взрослыми и детьми. Там же она начала свой повторный анализ у Абрахама, который прервался в 1925 г. из-за его преждевременной смерти. В Берлине Мелани Кляйн сформулировала свои первые идеи, касающиеся отличия психоанализа детей от психоанализа взрослых, игровой техники и интерпретативного подхода в детском психоанализе.

В 1926 г. Мелани Кляйн по приглашению Эрнста Джонса переехала в Великобританию, где и обосновалась окончательно. Там ее клиническая и теоретическая работа достигла своего расцвета и получила широкое признание, появились многочисленные ученики, вышли в свет основные статьи и книги. Но в 40-е гг. она подверглась жесточайшей критике со стороны последователей ортодоксального психоанализа, в основном эмигрировавших в Англию с континента перед второй мировой войной, и вступила в непримиримое соперничество с Анной Фрейд, также поселившейся в Лондоне и разрабатывавшей свою технику детского анализа и теорию развития ребенка. Все это привело к сохраняющемуся до сих пор расколу Британского психоаналитического общества на группы последователей Мелани Кляйн и Анны Фрейд и нейтральную группу, занимающую промежуточное положение.

Наиболее важным достижением Кляйн в практике детского анализа было создание игровой техники. Она считала, что детский анализ не может проходить, как взрослый: когда пациент лежит на кушетке и предается вербальным свободным ассоциациям. Ребенок должен двигаться, играть, видеть своего аналитика. Поэтому вместо вербальных свободных ассоциаций в детском анализе Мелани Кляйн применила технику свободной игры, инициатором которой является ребенок, и которая, так же, как вербальные ассоциации взрослого человека, становится способом выражения его желаний, фантазий и жизненного опыта.

Мелани Кляйн также определила, каково должно быть расписание психоаналитических сеансов при работе с детьми и как должна быть устроена игровая комната. Каждый ребенок, в частности, имел свой отдельный ящик с игрушками, причем особый акцепт делался на том, чтобы игрушки были небольшими, что позволяло им выступать непосредственно в качестве символов внутреннего мира ребенка.

В отличие от Анны Фрейд, Мелани Кляйн считала, что у маленького ребенка также возникает перенос, и уделяла большое внимание его анализу, особенно анализу негативного переноса. Она также уделяла большое внимание анализу взаимоотношений ребенка с архаическими, частичными объектами его внутреннего мира, например расщепленными на хорошую и плохую части матерью и отцом.

Мелани Кляйн была среди тех психоаналитиков, которые существенно расширили спектр клинического применения психоанализа, включив в него аналитическую работу с тяжело нарушенными психотическими или околопсихотическими пациентами. Для аналитической техники Мелани Кляйн характерны смелые и глубокие интерпретации с самого начала лечения, большое внимание к анализу негативных чувств вообще и негативного переноса в частности, использование при интерпретировании языка частичных объектов (груди, пениса, вагины, фекалий, хорошей и плохой матери и т. п.) и телесных функций (еды, выделения, сексуальности).

Главной теоретической заслугой Мелани Кляйн является разработка теории развития личности и межличностных отношений младенца и очень маленького ребенка.

Мелани Кляйн была первой из психоаналитиков, кто сосредоточился на отношениях младенца и маленького ребенка с матерью и другими людьми как на главном условии и источнике развития его личности и даже просто его физического выживания. Кляйн является первым и, возможно, наиболее влиятельным теоретиком объектных отношений в психоанализе. Отношения ребенка и, прежде всего, его отношения с матерью, отношения пациента и, прежде всего, его отношения с аналитиком всегда оставались в центре внимания не только психоаналитической теории Мелани Кляйн, но и ее лечебной техники.

В своей теории развития Мелани Кляйн исходила из того, что у ребенка с самого начала действуют два основных влечения: любовно-сексуальное и разрушительно-агрессивное. Возникающее Эго младенца решает задачи не только взаимодействия с внешним миром, но и овладения этими инстинктами, причем сам процесс развития проходит благодаря взаимоотношениям ребенка с его первыми объектами - грудью, а затем матерью. Интроецируя (поглощая, усваивая) их, идентифицируясь с первичными объектами и с возникающими с ними объектными отношениями, ребенок строит свой внутренний мир, овладевает своими влечениями.

Мелани Кляйн считает, что процесс интеграции Эго, развития его защитных механизмов, процесс становления и развития объектных отношений проходит через две стадии, которые, однако, не имеют четкой хронологической привязки и могут существовать в течение всей жизни человека в качестве позиций, отражающих его отношение к самому себе и окружающему миру. Мелани Кляйн описывает две позиции: параноидно-шизоидную и депрессивную. "Для параноидно-шизоидной позиции характерно отсутствие интеграции Эго и объектов, которые разделены на хорошую и плохую части. Это необходимо для того, чтобы сохранить хороший объект, хорошего себя и хорошие отношения между ними от атаки со стороны агрессивно-разрушительных частей своей личности, которые ребенок еще не в состоянии контролировать. Основными защитными механизмами являются расщепление себя и объекта и как следствие резкие и внешне не мотивированные изменения в чувствах и поведении по отношению к себе и другим людям на противоположные, и проективная идентификация, т. е. проекция на объект невыносимых в себе самом чувств, желаний, намерений, и одновременно идентификация с этим «обогащенным» своими проекциями объектом, что приводит к нарушению границ между собой и объектом, и ощущению внешнего объекта как плохой, преследующей части себя и наоборот. Фиксация на параноидно-шизоидной позиции, как следует из ее названия, присуща тяжело нарушенным пациентам, страдающим психозами или тяжелыми пограничными или нарциссическими расстройствами.

Хронологически более поздней, а клинически более зрелой и «нормальной» является депрессивная позиция, для которой характерна целостность себя и объекта, т. е. реалистическое признание в себе и в других людях как хороших, так и плохих сторон, способность испытывать вину за свои агрессивные и разрушительные чувства и желания, смягчать свою ненависть любовью и возмещать нанесенный своими поступками вред. Депрессивной позиции, соответствующей уровню невротических расстройств, присущи зрелые защитные механизмы (вытеснение, рационализация, реактивные образования и т. п.) и объектные отношения с целостными объектами, например с матерью, с отцом, сочетающими в себе как свои хорошие, так и плохие черты.

Обогатило психоаналитическую теорию развития также и выдвинутое Мелани Кляйн положение о том, что стадии психосексуального развития, по Фрейду,- оральная, анальная, фаллическая (генитальная) - не являются хронологически закрепленными, последовательно сменяющимися этапами развития, но присутствуют у каждого ребенка с самого рождения в качестве тенденций, а первые, ранние стадии Эдипова конфликта начинают проживаться младенцем еще при кормлении грудью. При этом ранняя «эдипизация», сексуализация ребенка говорит о его глубокой оральной неудовлетворенности в диадических отношениях с матерью.

Особый интерес Мелани Кляйн на протяжении всей ее карьеры привлекали негативные, разрушительные чувства и желания человека: ненависть, зависть, жадность. Клиническому и теоретическому исследованию их источников и проявлений посвящены многие ее работы.

Наряду с этим, Мелани Кляйн в своих размышлениях о плохой и хорошей матери, ненависти и любви, зависти и благодарности постоянно подчеркивала важность любви, позволяющей не только смягчить и преодолеть негативные чувства, но и глядеть в будущее человечества с осторожным оптимизмом.

Мелани Кляйн была не просто выдающимся практиком и ученым, она была и создательницей своей аналитической школы. Ее учениками были такие известные психоаналитики, как Вильфред Бион, Паула Хайман, Герберт Розенфельд, Ханна Сегал. Идеи Кляйн нашли свое применение не только в клинической работе, но и в социальных и гуманитарных дисциплинах.

В истории психоанализа после Фрейда было совершено две революции. (Об этих революциях пишет известный исследователь В. П. Руднев.) Первую совершила английский психоаналитик Мелани Кляйн. Она постулировала две ранние "позиции" у младенцев: параноидно-шизодную (примерно до полугода) и депрессивную (после шести месяцев и до года). Для первой характерны расщепление материнской груди на "хорошую" и "плохую" и тревога преследования со стороны "плохой" груди, а также отсутствие осознания матери как целостного объекта. Для второй характерно осознание матери как целостного объекта и скорбь по поводу кажущейся утраты матери.

Но самым главным открытием Мелани Кляйн было открытие нового механизма защиты (помимо уже известных к тому времени проекции, интроекции, идентификации, отрицания и других) - проективной идентификации. Это когда ребенок бессознательно вкладывает плохие содержания своей психики, например обиду, в психику матери и заставляет ее вести себя так, как будто она на самом деле такая плохая, какой он ее хочет видеть, манипулируя ее бессознательным.

Вторую революцию совершил скромный госпитальный психиатр и психоаналитик, прошедший у Мелани Кляйн учебный анализ, - Уилфред Рупрехт Бион. Бион был человеком математического склада. Он построил психоаналитическую таблицу (решетку), сравнимую по значимости с таблицей Менделеева. Все мысли, от самых примитивных до сложных дедуктивных концепций, расположены по вертикали в этой таблице; все действия психоаналитика, от самых примитивных до самых утонченных, расположены по горизонтали. В результате психоаналитик может пользоваться каждой клеткой таблицы, чтобы понимать, что он делает в данный момент и что делает в данный момент его пациент. Это самое очевидное открытие Биона. Оно лежит на поверхности. Но что заставляет считать его мыслителем XXI в.? Ведь он умер в 1979 г.

В новом столетии мы можем задаться вопросом: кто из философов после смерти Делёза и Дерриды осуществил радикальный переворот в гуманитарной сфере? Подчеркнем, что этих известных ученых не было бы, если бы не начал свою деятельность Ж. Лакан. Ведь именно он подготовил почву для их концепций еще в 50-е и 60-е гг. минувшего столетия.

Лакан и в наши дни продолжает оказывать влияние на людей, способных к философской рефлексии (например, на Славоя Жижека).

Бион был вдохновлен идеями Мелани Кляйн, в особенности ее концепцией проективной идентификации и перехода от параноидно-шизоидной позиции, который он в свойственной его уму математической манере обозначил как Р5 - О (используются буквы английской транскрипции). Бион понял, что этот переход от одной позиции к другой и обратно к первой действует не только у детей, но и у взрослых.

Контейнирование

В 1959 г. У. Бион случайно услышал от одной из своих пациенток следующую фантазию: "С точки зрения младенца, она должна была бы принять в себя и тем самым пережить страх, что ребенок умирал. Такой страх, который ребенок не мог контейнировать. Он стремился отщепить его от себя вместе с той частью индивидуальности, в которой он находится, и спроецировать его на мать. Понимающая мать способна испытывать чувство страха, с которым этот ребенок пытается справиться с помощью проективной идентификации, и при этом продолжает выглядеть спокойной. У пациентки должна была быть такая мать, которая не могла выносить такие чувства и реагировала либо отрицанием их права на существование, либо, наоборот, становясь жертвой тревоги, возникшей после интроекции чувства младенца".

От такого определения материнской функции, выраженной здесь как фантазия младенца, и развилась перенесшая проверку временем теория аналитической функции. От аналитика требуется принимать в себя некоторые переживания пациента. Как выразился психоаналитик Г. Розенфельд, необходимо войти в достаточный контакт с чувствами и мыслями пациента, чтобы почувствовать и пережить самому, что происходит в пациенте. Что-то из психического состояния пациента, которое было выражено, должно быть принято и интернализировано аналитиком.

Р. Хиншелвуд подчеркивает, что в наших обычных отношениях с другом или с семьей проекция не сопровождается расщеплением. Но психоаналитическое лечение стремится воспроизводить такие психические состояния, которые пациент действительно хочет отцепить. Он или она делает это из-за невыносимости - подобно примеру У. Биона о младенце, который паникует, потому что боится, что умирает. Сама природа психоанализа состоит в том, что аналитик будет испытывать как раз те чувства, которые не сможет испытывать пациент. Аналитик должен что-то с ними сделать. Простое проецирование их назад будет злить пациента и продолжать панику. Он почувствует, что аналитик тоже не может их выдержать. Они становятся еще более невыносимыми и бессмысленными для него. В терминах У. Биона состояние пациента переходит из паники в безотчетный ужас.

С другой стороны, аналитик, как мать, может интернализовать переживание, чтобы сделать его более терпимым. Такая перемена и называется контейнированием. В отличие от матери младенца аналитик использует слова. Работа состоит в назывании того состояния, которое пациент не может ясно сформулировать для себя. В случае успеха конечным результатом становится осмысленная, выраженная в словах экспрессия, конвертированная из сырой проективной невербальной эвакуации.

У. Бион назвал такой процесс создания сознательного смысла из чего-то непереносимого и невозможного для мысли альфа-функцией. Именно эту функцию и привносит аналитик; он делает из неосмысленных переживаний что-то значащее и передаваемое. Данная функция формулирует это запоминающимся высказыванием: "Нападение на альфа-функцию, вызываемое ненавистью или завистью, уничтожает возможность сознательного контакта пациента с самим собой или другими как с живыми объектами. Соответственно, мы слышим о неодушевленных объектах и даже о местах, когда обычно ожидали бы услышать о людях. Они, хотя и описывающиеся устно, ощущаются пациентом как присутствующие материально, а не просто как представленные своими названиями. Такое состояние противоположно анимизму, потому что живые объекты наделяются характеристиками смерти".

Бион относит это к тонким видам нападения, когда из коммуникации изымается жизнь и она выглядит унылой и мертвой. Именно качество разумной жизненности и атакуется в самом пациенте, во взаимодействии, в психике аналитика. Это связано с идеей М. Кляйн о развитии как основанном на интернализации и идентификации с хорошим объектом. Теперь можно сказать, что данный хороший объект имеет определенную характеристику. Он хороший, потому что он из невыносимых и неосмысливаемых переживаний делает смысл. Таким образом, психика аналитика - это реципиент проекций пациентов, которые иногда ненавидят аналитика за то, что тот способен извлекать значение. Итак, завистливый пациент пытается лишить и уничтожить у сепарированного аналитика его силы делать смысл, который пациент не может сделать сам для себя.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ Тайсон Роберт

МЕЛАНИ КЛЯЙН

МЕЛАНИ КЛЯЙН

Мелани Кляйн была одной из тех, кто стоял у истоков теории объектных отношений. Ее теория во многом возникла из наблюдений за ее собственными детьми и из анализа других детей, многие из которых были, по ее мнению, психотиками. В своих работах она демонстрировала важность ранних доэдиповых отношений в развитии и манифестации психопатологии, тем самым бросая вызов фрейдовскому акценту на Эдиповом комплексе. Ее теория в основном базируется на травматической и топографической моделях Фрейда, то есть, она придерживается расширенного толкования теории инстинкта смерти и развивает свою собственную комплексную терминологию. Одним из базовых положений ее теории является конфликт, исходящий из изначальной борьбы между инстинктами жизни и смерти (1948). Этот конфликт является врожденным и проявляется с момента рождения. Действительно, рождение само по себе - это сокрушающая травма, которая дает начало постоянно сопутствующей тревожности в отношениях с окружающим миром. Первым объектом ребенка, изначально присутствующим в его уме отделено от «я», согласно Кляйн, является материнская грудь, которая, в силу сопровождающей ее тревоги, воспринимается как враждебный объект. Кляйн в своих работах подчеркивает первостепенную важность влечений, которые представляют собой объектные взаимоотношения (Greenberg & Mitchell, 1983, стр. 146).

Кляйн утверждает, что функции Эго, бессознательная фантазия, способность формировать объектные отношения, переживание тревожности, применение защитных механизмов, - все это доступно ребенку с самого рождения. Она рассматривает фантазию как ментальную репрезентацию инстинкта. Таким образом, получается, что любой инстинктивный импульс имеет соответствующую ему фантазию. Это значит, что любые инстинктивные импульсы переживаются только через фантазию, и функция фантазии заключается в обслуживании инстинктивных импульсов.

Поскольку ребенок постоянно воспринимает мать с новой позиции или другим способом, Кляйн использует слово позиция для описания того, что аналитики, не разделяющие ее взглядов, называют стадией развития (1935). Первая позиция, от рождения до трех месяцев, обозначается как параноидно-шизоидная позиция (1946, 1952а, 1952b). Параноидна она в силу того, что у ребенка существует устойчивый страх преследования со стороны внешнего плохого объекта, груди, которая интернализована или интроецирована ребенком, пытающимся уничтожить ее как объект. Внутренний и внешний плохой объект возникает из влечения к смерти. Идея шизоидности исходит из склонности ребенка к расщеплению «хорошего» и «плохого». Она вводит термин проективная идентификация в контексте действий ребенка по отношению к самому себе и по отношению к своей матери (1946). В фантазиях ненавистная и угрожающая часть себя расщепляется (в добавлении к более раннему расщеплению объектов) и проецируется на мать, для того чтобы повредить объект и завладеть им. Ненависть, ранее направляемая на часть себя, теперь направляется на мать. «Этот процесс ведет к частичной идентификации, которая устанавливает прототип агрессивных объектных отношений. Для описания этих процессов я предлагаю термин «проективная идентификация»» (стр. 8).

Вот что пишет Спиллиус: «Кляйн определила термин... почти случайно, в паре параграфов и, согласно Ханне Сегал, сразу же пожалела об этом» (1983, стр. 521). Этот термин стал повсеместно использоваться в расширенном значении и часто равнозначен проекции (стр. 322; Meissener, 1980; Sandier, 1987).

Так же как и влечение к смерти, влечение к жизни или либидо связанно с грудью, с первым внешним объектом. Эта хорошая грудь также интернализуется и сохранятся с помощью интроекции. Так борьба между влечением к смерти и влечением к жизни представляется как борьба между питающей и пожирающей грудью. С двух сторон «формируется сердцевина Суперэго в его хорошем и плохом аспектах» (1948, стр. 118). Страх в первые три месяца характеризуется угрозой вторжения плохого преследующего объекта внутрь Эго, разрушением внутренней идеальной груди и уничтожением собственного «я». С этим связана и роль зависти, которая также существует у ребенка от рождения. Так как идеальная грудь принимается теперь как источник любви и доброты, Эго старается соответствовать этому. Если это не представляется возможным, Эго стремиться атаковать и разрушить хорошую грудь, чтобы избавиться от источника зависти. Ребенок пытается расщепить болезненный аффект, и, если эта защита оказывается удачной, благодарность, интроецированная в идеальную грудь, обогащает и усиливает Эго (Klein, 1957).

Если развитие проходит благоприятно и, в частности, происходит идентификация с хорошей грудью, ребенок становится более терпимым к инстинкту смерти и все реже прибегает к расщеплению и проекции, одновременно уменьшая параноидальные чувства и двигаясь к дальнейшей эго-интеграции. Хорошие и плохие аспекты объектов начинают интегрироваться, и ребенок воспринимает мать одновременно как источник и получатель плохих и хороших чувств. В возрасте приблизительно трех месяцев ребенок минует депрессивную позицию (Klein 1935, 1946, 1952а, 1932b). Теперь основная его тревожность связана со страхом, что он разрушит или повредит объект своей любви. В результате, он начинает искать возможность интроецировать мать орально, то есть интернализировать, как бы защищая ее от своей деструктивности. Оральное всемогущество, однако, ведет к страху, что хороший внешний и внутренний объект каким-либо способом могут быть поглощены и уничтожены и, таким образом, даже попытки сохранить объект переживаются как деструктивные. В фантазиях куски мертвой поглощенной матери лежат внутри ребенка. Для этой фазы характерны депрессивные чувства страха и безнадежности. Развитие и мобилизация Суперэго и Эдипов комплекс углубляют депрессию. На пике орально садистической фазы (в возрасте около восьми-девяти месяцев) под влиянием преследования и депрессивных страхов и мальчики и девочки отворачиваются от матери и ее груди к пенису отца, как к новому объекту орального желания (Klein, 1928). В начале эдиповы желания фокусируются на фантазиях лишения матери пениса, телесности и детей. Очевидно, что это происходит под влиянием мощных тенденций, таких, например, как консолидация структур Суперэго, стремление скомпенсировать депрессивную позицию, чтобы, таким образом в фантазиях, восстановить мать (Klein, 1940).

Приведенное выше краткое изложение теории Кляйн не вполне адекватно, но зато оно иллюстрирует основные разногласия между теорий Кляйн и нашими взглядами. Теория Кляйн скорее топографическая, чем структурная (то есть базируется на поздней теории Фрейда), поэтому ее понятия не связаны с эго-функционированием, как мы его себе представляем. К примеру, Эго в понимании Кляйн ближе к «я», в котором отсутствуют саморегулирующие функции, обозначенные Фрейдом в его структурной модели. Далее, фантазия, а ее понимании, «это прямое выражение влечения, а не компромисс между импульсами и защитными механизмами, которые следуют из эго-функционирования, соответствующего с реальности». Ее убежденность, что фантазия доступна ребенку от рождения, не соответствует данным когнитивной психологии и нейродисциплин. Тревожность для нее - это постоянно угрожающее травматическое влияние, сокрушающее Эго и не несущее сигнальной функции, как предполагал Фрейд в своей структурной теории тревожности (1926). Хотя Кляйн и описала широкий набор защитных механизмов, преобладание «хорошего» опыта над «плохим» более важно в ее теории для поддержания внутренней гармонии, чем использование эффективных защитных механизмов, как это понимается в структурной теории.

Согласно Кляйн, основной конфликт, присущий от рождения, происходит между двумя врожденными влечениями, а не между разными психическими структурами, и это не связанно с эго-функционированием. Соответственно, интерпретация бессознательных агрессивных и сексуальных импульсов vis-a-vis с объектом является центральным моментом в практике Кляйн. Более того, согласно ее взглядам, конфликт существует между двумя определенными врожденными влечениями, и, кроме как по своей форме, он вряд ли зависит от условий последующего развития. То есть, влияние среды и индивидуального опыта имеют небольшое значение для развития; ее взгляд на развитие сильно отличается от принятого нами. Как это выразил Сьюзерленд: «Большинству аналитиков кажется, что она минимизирует роль внешних объектов, почти что утверждая, что фантазия продуцируются изнутри с помощью активности импульсов. Таким образом, она скорее пришла к теории биологического солипсизма, чем к четко оформленной теории эволюции структур, основанных на опыте объектных отношений» (1980, стр. 831). В конце концов, хотя теорию Кляйн обычно называют теорией объектных отношений, для нее значимость объекта вторична по сравнению со значимостью влечений. Очень мало места в ее теории уделено проявлению реальных качеств объекта и его роли в развитии ребенка.

Эти замечания позволяют понять, почему существует так мало сходных моментов между теорией Кляйн и современным фрейдистким психоаналитическим взглядом, опирающимся на структурную теорию, даже несмотря на то, что они используют примерно одинаковую терминологию. (Изложение и критика теории Кляйн в: Waelder, 1936; Glover, 1945; Bibring, 1947; Joffe, 1969; Kernberg, 1969; York, 971; Segal, 1979; Greenberg & Mitchell, 1983; Hayman, 1989).

С другой стороны, Шарфман (Scharfman, 1988) указывает на то, что усилия Кляйн обратили внимание психоаналитиков на важность доэдиповой стадии в развитии ребенка, и, в частности, на доэдиповы объектные отношения. Понятия о проекции и интроекции вошли в психоаналитический лексикон. Понимание этих терминов более ортодоксальными фрейдистскими аналитиками могут отличаться от понимания Кляйн, но именно Кляйн была первой, использующей эти понятия, которые сейчас занимают центральное место в теории объектных отношений.

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

МЕЛАНИ КЛЯЙН Мелани Кляйн была одной из тех, кто стоял у истоков теории объектных отношений. Ее теория во многом возникла из наблюдений за ее собственными детьми и из анализа других детей, многие из которых были, по ее мнению, психотиками. В своих работах она

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Глава 3. Анна Фрейд и постфрейдисты: Мелани Клейн, Доналд Уинникотт, Хайнц Кохут и гештальт-терапия Фрица и Лауры Перлс Хотя Зигмунд Фрейд и многие другие полагали, что с помощью теории психоанализа можно понять любого человека, большинство практикующих врачей, включая и

Из книги Психоаналитические теории личности автора Блюм Джералд

Дальнейшее развитие психоаналитической теории: Мелани Клейн, Доналд Уинникотт и Хайнц Кохут Начиная со своего революционного появления в первой четверти XX в. психоаналитическая традиция развивалась в нескольких направлениях. Это развитие успешно распространило

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Теоретические представления Мелани Кляйн Ортодоксальная психоаналитическая теория характеризует первый год жизни в качестве периода начального формирования эго. Супер-эго в это время полностью отсутствует. Мелани Кляйн (50, 51, 52), лидер Британской школы психоанализа,

Из книги Пациент и психоаналитик [Основы психоаналитического процесса] автора Сандлер Джозеф

Позиция Кляйн Мелани Кляйн (50, 53) считает, что психосексуальное развитие разворачивается до первого года жизни, в отличцр от ортодоксальных аналитиков, приписывающих его всему периоду раннего детства. С середины первого года жизни оральная фрустрация вместе с

Из книги Как преодолеть личную трагедию автора Бадрак Валентин Владимирович

Теория Кляйн В соответствии со своей позицией по формированию эго и психосексуальному развитию Кляйн постулирует раннее становление взаимоотношений ребенка с окружением. Она утверждает (53):«Гипотеза о том, что начало кормления младенца и присутствие матери инициирует

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

Из книги автора

ТЕОРИЯ ПЕРЕНОСА МЕЛАНИ КЛЕЙН С самого момента появления аналитического метода, разработанного Мелани Клейн, центральное место в нем занимала интерпретация переноса. Здесь перенос рассматривался как отражение бессознательных фантазий пациента, и в связи с этим Сигал

Из книги автора

Мелани Саш. Опыт противостояния утрате Я посвятила жизнь тому, чтобы научиться понимать, любить и чувствовать свою связь со всеми живыми существами. Мелани Саш История следующей героини – Мелани Саш – представляется необычайно поучительной для многих современников. И

Из книги автора

5.1. Актуальность теории Мелани Кляйн Кляйн (Klein, 1962) создавала свою теорию на основе наблюдений, сделанных ею в ходе психоаналитических сеансов, том числе и с психотически больными детьми. Ее теория развивает идеи К. Абрахама и представляет собой первую (среди предложенных

Из книги автора

5.3. Дональд Винникотт: третья группа психоаналитиков наряду с Зигмундом Фрейдом и группой Кляйн – Бион Винникотт (Winnicott, 1933, 1953, 1967) не создал какого-либо сравнимого с теориями Малер и Якобсон учения об этапах и периодизации психического развития ребенка. Он скорее пытался

Из книги автора

5.4. Хайнц Кохут и психология самости – четвертый путь наряду с подходами Зигмунда Фрейда, Кляйн и Биона, а также Винникотта Кохут, который, как и все вышеупомянутые последователи Зигмунда Фрейда, был вынужден эмигрировать, особенно интересовался бессознательными

Из книги автора

2.2. Школа Мелани Кляйн Сигал (Segal, 1957) исследовала особенности формы и содержания мышления, которые характеризуют отдельные ступени психического развития. В параноидно-шизоидной позиции мышление зависит от способствующих развитию отношений контейнер – контейнируемое

Понравилась статья? Поделитесь ей