Контакты

Принцип детерминизма. Детерминизм - это закономерная зависимость психических явлений Детерминист — кто это

Понятие детерминации в психологии . Индивидуальная психика не может рассматриваться иначе, чем во взаимосвязях с многообразным другим, иным. Свойство психического - быть в отношении зависимости от других явлений - обозначается в современной психологии термином «детерминация» или «детерминируемость».

Исторически сложились различные понимания детерминации психики. Все они, как правило, акцентируют один или несколько аспектов данного свойства. Сохраняется психологическая традиция поиска «окончательных» ответов на отдельно поставленные вопросы: «в каком основном соотношении находятся психика и мир?»; «какая главная связь соединяет психическое и все другое?»; «что как главная причина порождает психику?»; «биологические или социоккультурные условия определяют психическое?»; «внешнее или внутреннее доминирует во влияниях на психику?» и т, д.

Однако, при любом узком подходе психолог не может, хотя бы неявно, не следовать интуитивным представлениям о сложной, многоплановой детерминации психического. В его умелом решении конкретной профессиональной задачи так или иначе обнаружатся разнообразные смыслы «детерминируемости психики»:

Порождение психики другим;

Ограничение психики другим;

Зависимость психики от другого;

Обусловленность психики другим;

Причинная связь психики с другим;

Развивающие влияния другого на психику;

Самодетерминация психики внутри единства с другим.

При углубленном и целостном теоретическом подходе все эти смыслы берутся в единой модели детерминации психических фено­менов, что позволяет психологу сознательно избегать односторонности в своих исследованиях и практической работе.

Сложность детерминирующих связей человеческой психики определяется ее особым местом в мире. Она развивается на основе четырех универсальных влияний: природы, человеческого мира, индивидуальной жизни, телесно-душевной организации индивида. Каждый более общий детерминант действует через другие, ближе относящиеся и непосредственно «предстоящие» индивидуальной психике. Как правило, в специфическую сферу психологических исследований попадает детерминация со стороны следующих явлений:

Человеческого мира или мира людей, вещей, знаков, общественного

идеального;

Телесно - психической организации индивида или организма, нервной

системы, возраста тела, конституции, психосоматики, структуры и типа психических свойств и функций.

Индивидуальной жизни или динамики психических процессов, действий,

поступков и деятельностей, а также их результатов и последствий, личной биографии, топологии и хронологии жизненного пути.

Особенно тонкой психологической проблемой являются возможности самодетерминации психики или ее самод­вижения, саморазвития, самопричинности, я – активности и глубинного самоопределения. Индивиды обладают различным потен­циалом самодетерминации в зависимости от характера детерми­нирующих влияний на их психику. Например, самодетерминация выливается во внутреннюю свободу, если социальный мир, обращенный к личности, устроен разумно и справедливо, если ее тело является здоровым и гармонично функционирующим, если ей доступно творчество и ее достижения широко транслированы в социум. Напротив, потенциал самодетерминации снижен, если социальные воздействия на личность агрессивны и разрушительны, если ее собственные действия возвращаются к ней дурными последствиями, если ее тело беспокоят многие недуги, если ее душевное «ядро» активно действует в жизни лишь силами влечений и привычек.



Виды детерминирующих связей психики. В динамике индивидуальной жизни каждое ее целостное психическое состояние, или «акт проживания» индивида, является сложным эффектом действия многих конкретных детерминантов, в том числе, я – детерминации. Если попытаться различить конкретные виды этих детерминантов, используя обозначения ПС (психическое состояние) и Д (другое), получится ряд жизненно реальных соотношений:

ПС порождается Д;

ПС вызывается Д;

ПС испытывает воздействия Д;

ПС активно взаимодействует с Д;

ПС принимает влияния Д;

ПС развивается в связи с Д;

ПС разрушается связью с Д;

ПС отрицается Д и т.д.

Речь идет об отношениях двух реальностей, где психические результаты могут быть быстрыми и отсроченными, обрати­мыми и необратимыми, прямыми и опосредован­ными, поддерживающими или погашающими взаимную активность.

В науке и литературе рациональное или интуитивное понимание полидетерминации индивидуальных душевных событий отличает психологически тонкие интерпретации человеческой жизни от огрубленных и упрощенных. К примеру, возьмем фрагмент из непревзойденных по психологизму «Поисков утраченного времени» Марселя Пруста.

Здесь представлены множественные внешние и внутренние моменты «другого», которые вызвали необычное душевное состояние героя - творческое воспоминание . Даны не только источ­ники воспоминания, но и те моменты, которые сохраняли, изменяли, усиливали это сос­тояние.

«Удрученный мрачным сегодняшним днем и ожиданием безотрадного завтрашнего, я машинально поднес ко рту ложечку чая с кусочком бисквита. Но как только чай с размоченными в нем крошками пирожного коснулся моего неба (Д) , я вздрогнул. Во мне произошло что-то нео­быкновенное. На менявнезапно нахлынул беспричинный восторг (Д) . Я, как влюбленный, сразу стал равнодушен к превратностям судьбы и безобидным ее ударам, к радужной быстролетности жизни... Откуда ко мне пришла всемогущая эта радость? Я ощущал связь меж нею и вкусом чая с пирожным (Д), но она была бесконечно выше этого удовольствия, она была иного происхождения. Откуда она ко мне пришла? Что она означает? Как ее удержать? ...Я пью еще одну ложку..., сила напитка уже не та. Ясно, что искомая мною истина не в нем, а во мне (Д) ... Я оставляю чашку и обращаюсь к своему разуму (Д)... Я требую от него, чтобы он сделал усилие и хотя бы на миг удержал ускользающее ощущение. ...Я убираю от него все лишнее, приближаю к нему еще не выдохшийся вкус первого глотка и чувствую, как во мне что-товздрагивает, сдвигается с места (Д) . хочет вынырнуть, хочет сняться с якоря на большой глубине; я ощущаю сопротивление и слышу гул преодолеваемых пространств...

И вдруг воспоминание ожило (ПС ) . То был вкус кусочка бисквита, которым в Комбре каждое воскресное утро угощала меня, размочив его в чае, тетя Леония... И, как в японской игре, все цветы в саду моего детства, все почтенные жители города, их домики, церковь - весь Комбре (ПС) , все, что имеет форму и обладает плотностью, - выплыло из чашки чаю».

Однако, такая полнота охвата детерминантов душевных событий (вещь, ощущение, переживание, действие, мысль. образ, сознание, бессознательное)) поныне является достоинством скорее художественно - литературных прозрений, чем психологичес­кого познания. В научной психологии сохраняются отголоски давней дискуссии по отдельным проблемам детерминации , когда психика берется то как в основном производное, зависимое, отражающее и реагирующее, то как подчеркнуто независимое, активное, регулирующее, генерирующее, творящее, самодовлеющее.

О происхождении и содержании психического. В трудах по психологии, где ставится методологический вопрос о том, «как» и «что» дано в психических явлениях, обнаруживается континуум ответов, контекстом которых являются различные теории детерминации психики . Согласно исторически сформировавшимся взглядам, психическое по своим корням и содержанию является:

Субъективным проявлением нейрофизиологического отражения внешнего мира, выступающим идеальной информацией, «данностью» мира;

Прямым извлечением информации, заключенной в предметных структурах окружающей среды, частью которой выступает движущееся, активное тело человека;

Актуализацией априорных идеальных структур индивида (врожденных «психоформ», архетипов), происходящей при встрече, совпадении с «подобными» структурами внешних вещей, ситуаций, событий;

Эмпирическим индивидуальным я - выражением абсолютного сознания, которое посредством своего множественного проявления в человеческом мире раскрывает сущность вещей;

Индивидуальной творческой трансценденцией в физи­ческий мир целостных моделей внутреннего духовного опыта;

Экзистенцией индивидуальной «самости» как прояв­лением и реализацией потаенного потенциала Бытия; и т.д.

В разных концепциях детерминации психическое выступает «предметным», «идеальным», «субъективным», «феноменальным», «трансцендентным», «бытийным» и т.д.

Перечисленные подходы в различных модификациях находим в работах современных психофизиологов, психофи­зиков, холистов, структуралистов, феноменологов, экзистен­циалистов. Все чаще, однако, в поисках существенной детерминации психики конкретный ученый прибегает к объяснениям и интерпретациям разных типов и уровней, осуществляя естественный для постклассической науки синтез методологи­ческих подходов.

Проблема социальной детерминации психики . Для психологии гуманитарного направления особенно важен вопрос о зависимости психического от взаимодействия и взаимовлияния индивида с другими людьми. Эта закономерность получила обозначения «коллективности», «социальности», «общественности» психики.

При ее раскрытии обычно подчеркивается детерминирующее значение для психической жизни следующих взаимосвязей: индивид и конкретный другой человек; индивид и общность; личность и культура; я и ты; я и мы.

Выводы, сделанные при изучении социальной детерминации психики, могут быть сведены к ряду положений.

1.Социальность - это вечно длящееся событие, непре­рывно воссоздаваемое отношение между двумя, нескольки­ми, многими людьми, так, что каждый становится другим - в - себе, а все вместе - коллективным Я; личность выступает концентрированным обществом, а общество - расширенной личностью.

2. Индивидуальное психическое становится тем, что оно есть, только в условиях социальной жизни.

3. Психика в своих феноменах воссоздает субъективную модель (образ, концепцию, символ) социального мира.

5. Психическая жизнь в своей динамике есть непрерыв­ный диалог с другим: личность внутренне удерживает перед собой другого как адресата своей активности; она прибегает к общест­венно заданным и транслированным способам поступков и действий; лучшим результатом своей деятельности она считает свой высокий статус в человеческом мире, признание себя другими.

6. Собирая, персонифицируя, осознавая и творчески формируя в себе социальное содержание и социальные способы жизни, индивид развивается как активное «я»; последнее обладает, по старинной терминологии, «двуединым ликом»: в одном оно обращено к социуму, в другом - к социальному - в- себе.

Социальное, относящееся к индивидуальной психичес­кой жизни, имеет многоуровневый характер. Можно говорить о встроенных друг в друга событиях постоянных влияний на индивида разных форм общественного опыта: опыта бытия человечества; опыта людей определенной эпохи; опыта людей определенной культуры или цивилизации; опыта жизни людей данной нации и данного этноса; опыта жизни социальной и профессиональной групп, с которыми идентифицирует себя индивид; опыта жизни семьи и конкретных значимых других; опыта собственной жизнедеятельности в обществе.

Индивидуальное психическое преломляет в себе нормы, обычаи, ритуалы, запреты, вкусы, нравы, манеры, стили, мифы, научные идеи, художественные образцы и идеалы дальних и близких времен, людей, пространств. В определенный момент времени, в определенных культурных и личностных условиях это преломление происходит особым путем, сочетающим типичность и индивидуальность.

К примеру, в человечестве извечна тема девичьего целомудрия. В каких психических и практических формах она может осуществляться в жизни конкретных девушек?

Для современной европейской девушки сохранение чистоты - глубинный, сугубо личный вопрос, в решении которого она относительно свободна в связи с мягкостью нынешних нравов. При этом она не может не чувствовать сильную напряженность, древний, тайный и противоречивый смысл своего и чужого отношения к целомудрию. Наверное, в переживаемой напряженности, в смутной интуиции или отчетливом убеждении ей передаются инварианты тысяче­летнего опыта целомудренной юности.

Лукреция, героиня античной трагедии, без колебаний лишает себя жизни, потому что враг обесчестил ее.

Героиня пьесы Бомарше, дорожа своей чистотой, должна полагаться в ее сохранении на доброту хозяина-сеньора, которому властью дано «право первой ночи».

Мари - персонаж Достоевского - переживает как смертный грех свой побег из дома с любимым и ищет жестокого наказания у односельчан в надежде иску­пить утрату чистоты.

Девушки из пьес Бергмана стремятся освободиться от экзистенциальной силы проблемы целомудрия, видя в ней ограничение своих отношений с ровесниками, причину внутренней скованности. Однако, «освобождение» в случай­ных связях вызывает к жизни тоску об утраченном завораживающем пред­чувствии любви.

Ныне индивидуальный опыт проживания данной темы своеобразно воссоздает какие-то из социально закрепленных инвариант Но психологически главным будет неповторимость переживаний, стремлений, намерений, надежд, воображения, мечты, размышлений, поступков и жизненных ситуаций - всего, что сплетается в «сюжете» отдельно взятой жизни.

Социальность как внешнее по отношению к инди­виду, действует на его душевный мир с разной степенью подчинения себе. Психологов поражает нередко встречаемая безальтернативность внутренней связи человека с другими, когда последние искусно доминируют, заполняя и подменяя собой его мыслящее, действующее и переживающее «я». У Ж-П. Сартра есть впечатляющее описание жесткого родительского детерминизма: «Анн-Мари, младшая дочь, все свое детство просидела на стуле. Ее научили скучать, держаться прямо и шить. У Анн-Мари были способности - из приличия их оставили втуне; она была хороша собой - от нее постарались это скрыть. Скромные и гордые родители-буржуа считали, что красота им не по карману и не к лицу... Пятьдесят лет спустя, рассматривая семейный альбом, Анн-Мари обнаружила, что была красавицей».

Социальные условия, определяя источники и содержание индивидуальной психики, перестают быть сверхсильным фактором, когда приобретают я-опосредованный характер. Осознанное отноше­ние к социальным влияниям, понимание их сути, найденная в себе возможность выбора этих влияний и ответственность за этот выбор освобождают человека от объектного положения в социуме, превращая в субъекта социальной жизни.

Проблема субъектной детерминации психики. Важным событием в истории учений о детерминации психики стала постановка вопроса об определении психической жизни личностью индивида и ее я – центром. Этот детерминирующий фактор был обозначен как «самодетерминация». В качестве активной, жизнеутвер­ждающей и влияющей на деятельность, она выступила «субъектной детермина­цией».

Неоценимым вкладом в ее изучение стала концепция субъекта, созданная С. Л. Рубинштейном и его школой. Наряду со многими глубокими философами и философствующими психологами, он видел великие возможности людей, живущих самостоя­тельно, рефлексивно и творчески, влиять на свой внутренний мир. Самовлияния происходят у этих людей как следствие развития способностей к созидательной мотивации, регуляции совершенствующейся деятельности, высокой осознанности действий, а также развивающим отношениям с окружением и к себе. Внутренние изменения, вызванные усилиями человека сознательно создавать свою действительную жизнь, являются по Рубинштейну основными критериями субъект­ной детерминации психики.

В продолжение рубинштейновской темы отметим, что су­бъектом своей психической жизни человек становится в опы­те частого проживания я - интенций к жиз­ненным переменам, свободного течения деятельности, свободного выбора стратегий активности и освобождения в индивидуальных достижениях. Чтобы эти моменты индивидуальной свободы возобновлялись, необходимо единое действие многих устойчивых субъектообразующих условий. К ним, в частности, можно отнести:

1. Соответствие внешних условий жизни мысленной модели их использования и изменения.

2. Планирование деятельности как континуума эффек­тивных жизненных действий в создаваемых выигрышных жизненных ситуациях.

3. Включение в деятельность с намерением за­вершить ее в таком результате, который по своим качествам превосходил бы все, совершенное индивидом ранее.

4. Удержание требовательного контроля над действиями с целью сохранения поступательнос­ти в развертке деятельности.

5. Извлечение и конструктивное разрешение противо­речий деятельности, благодаря чему сохраняется чувство я - власти над действиями.

6. Реализация деятельности на том уровне напряжения сил, когда переживание полноты самореализации не погаша­ется утомлением или истощением.

7. Активная рефлексия, определяющая нерастворение «я» в жизни и ее внешних условиях, занятие позиции «над» текущими событиями через осознание себя источником и точкой возвращения многого из того, что происходит и совершается.

8. Приход к объективному и субъективному завершению деятельности, который внешне представлен как социально принятый авторский продукт, а внутренне - как новое личное достижение.

9. Усмотрение в осуществленной деятельности ее будущего, интуитивное понимание ее перспектив и длительности социаль­ного внимания к ней.

При психологическом моделировании субъектных влия­ний на психику данный ряд условий может быть расширен и детализирован. Все зависит от степени конкрет­ности решаемой психологом профессиональной задачи.

Особенно важной является детализация положений о самопознании и самоопределении субъекта жизни. Знаме­нитые тезисы гуманистической психологии об осознании человеком себя -живущего, проектировании себя -в- будущее, о детерминации своего жизненного становления могут быть развернуты в следующие психологические формулировки.

- «Я», открытое и обобщенное индивидом как существенная причина многих событий его внешней и внутренней жизни, выступает содержательной и силовой основой его субъектности.

- «Я» как качество зрелого субъекта значительно отли­чается от того «я», которым обладает человек, не отделивший себя от внешней жизни.

Субъекту в его «я» представлены соотнесенные друг с другом образы я - внешнего, я – внутреннего, я - продуктивного, концепции я - идеаль­ного, я - реального, я - возможного, а также обобщенные самопереживание, самооценка, самоотношение. Эти образования являются живы­ми, динамичными, открытыми для изменений.

Посредством умелого самопознания достигается самое значительное усиление субъектных влияний на собственную жизнь; этой я - субъектностью человек дорожит более всего.

В самопознании человек может создавать себя в ка­честве активного начала жизни и таким образом проти­востоять проникающим в я - мир негативным воздействиям окружения, обстановки жизни, собственного телесного состояния, желаний и чувств. Противоречия даны субъекту в форме «моих жизненных проблем».

Разрешение познанных противоречий - проблем в пользу жизненного развития зависит от умения улавливать их в период зарождения, понимать их с рацио­нальной отчетливостью и иррациональной тонкостью, находить такие пути выхода из них, которые обращают огра­ничения в новые возможности для всего, что сплелось в про­тиворечии.

Новые возможности, найденные субъектом в самопознании и проблемном самоопределении, отвечают вечным ценностям жизни: добру, любви, совести, разуму, здоровью, чувству прекрасного, достоинству и ответственности.

Приведенные формулировки являются реконструкцией тех идей Рубинштейна, в которых его концепция близка лучшим мировым традициям философской антропологии. Например, в работе «Человек и мир» он связывает начала учения о субъекте с именем Спинозы. Одновременно каждая мысль в трудах Рубинштейна несет влияния классической немецкой философии и литературы. Очевидна перекличка идей Рубинштейна о противоречиях субъекта с рассуждениями Гете («Из моей жизни») о трагическом видении Спинозой истории человеческого «я»: «Наша физическая, равно как и общественная жизнь, наши обычаи, привычки, житейская мудрость, философия, религия, даже многие случайные события - все призывает нас к самоотречению. Многое из того, что внутренне от нас неотъемлемо, возбраняется обнаруживать вовне; то же, в чем мы нуждаемся для пополнения своей внутренней сущности, у нас отнимается... У нас крадут то, что было добыто с великим трудом, и то, что было благосклонно нам даровано…»

Проблема причинной детерминации психического Далее коснемся давней, всегда требующей особо тонких решений и всегда трудно разрешимой проблемы причинной детерминации психического. В современном понимании причина - это прямой источник, толчок, стимул для возникновения или изменения определенного явления. В психологии вопрос о причинности интересен в его жизненно конкретных постановках: «какое дейст­вительное событие вызвало данный психический феномен?»; «какой именно жизненный факт предшествовал данному психическому явлению как первое звено в цепи причинно-следственных связей?»; «от чего производен данный психический факт?»; «чем непосредственно было инициировано это психическое явление?» и т.д. Отвечая на эти вопросы, психолог не присваивает своим выводам статуса «истин в последней инстанции»; к этим выводам ведет научно добросовестный поиск фактора, с наибольшей вероятностью запустившего в индивидуальной жизни причинную последовательность событий, приведших к изучаемому феномену.

«Причина» в психологии - то, что изме­няет наличное состояние психики индивида, что иниции­рует движение этого состояния, поддерживая, развивая или разрушая психическую жизнь.

В процессе конкретного психологического анализа необходимо оперировать упорядоченным теоретическим знанием о многообразии причин того или иного психического явления. Здесь могут по­мочь типологии причинности в психической сфере.

1. Причины различаются по признаку «дистанции» от след­ствия.:

а) причины, отдаленные во времени и пространстве от психических следствий;

б) причины, близкие психическому следствию во временном и пространственном отношении.

2. Причины имеют различия по признаку общности:

а) причины-основания, являющиеся универсаль­ными, коренными в индивидуальной жизни;

б) общие причины, длительно действующие в индиви­дуальной жизни, существенно влияющие на нее;

в) причины частные или единичные, кратковременно действующие в индивидуальной жизни.

3. Причины в их связи с законами предметного мира, социу­ма и индивида различаются по признаку необходимости:

а) объективно необходимые причины;

б) субъективно закономерные причины;

в) случайные причины.

4. Причины могут быть различены по своим внешним и внутренним носите­лям, сферам, среде зарождения:

а) причины, исходящие от вещной обстановки жизни индивида;

б) причины, исходящие от действий других людей;

в) причины, исходящие от состояний тела индивида;

г) причины, исходящие от действий индивида;

д) причины, исходящие от его побуждений, переживаний, представлений, мышления, ценностных отношений;

е) причины, исходящие от самоотношения и рефлексии индивида.

5. Причины имеют определенную меру исчерпаемости, завершенности своего действия в индивидуальной жизни:

а) причины, угасающие в следствиях;

б) причины, поддерживаемые следствиями;

в) причины, усиливающиеся следствиями.

6. Причины обладают разной степенью осознанности индивидом:

а) причины, ясно осознанные индивидом;

б) причины, неотчетливо осознанные индивидом;

в) причины, действующие бессознательно.

7. Причины могут быть в разной степени инициируемы и контролируемы индивидом:

а) причины, создаваемые индивидом;

б) причины с направленными влияниями индивида;

в) причины, не доступные влияниям индивида.

Приведенные типологии в их одновременном применении служат тонкой психологической оценке причинности исследуемого феномена. Но понять, как действует причина - еще не все. Главным в психологии причинности является знание качественной сущности причины, то есть, что именно действует в качестве причины психических изменений.

Качественные определения причин особенно сложны в случае их внутренней локализации. Изучая их, психолог может оперировать лишь гипотезами. В конкретных исследовательских или практических ситуациях он ставит перед собой вопросы о характере внутренних причин и, отвечая на них, приходит к осторожным предположениям.

Следует ли конкретные внутренние причины анализируемых психических фактов рассматривать как про­явления одного универсального душевного свойства: Мысли, Мотива, Намерения или Воли? Иными словами, следовать ли классической традиции Декарта - Канта - Фихте - Шопенгауэра?

Какие ценностные диспозиции и в каких соотношениях друг с другом движут индивидом в его конкретных душевных состояниях: зло, скука, равнодушие, агрессия, интенция к регрессу или добро, забота, порывы к истине, красоте, развитию?

Насколько верно, правдиво, объективно толкует и объяс­няет индивид внутренние причины происходящего с ним, в частности, свои мотивы, стремления, и как эта рефлексивная «каузальная атрибуция» влияет на сами эти причины?

Каковы качественные параметры отношения индивида к жизненной ситуации, где возник изучаемый психический феномен, и могло ли это отношение стать активно действующей причиной душевных изменений к лучшему?

Ответ на последний вопрос Э. Фромм рекомендует искать в полном и истинном осознании индивидом принимаемого в ситуации решения о действии, или свободе ситуативного выбора. Ясное осоз­нание ситуации является, с его точки зрения, решающим фактором при принятии решения в пользу лучшего, а не худшего. При этом речь идет (1) об осознании того, что хорошо и что плохо; (2) об осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели; (3) об осознании сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, то есть об осознании собственных неосознанных желаний; (4) об осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор; (5) об осознании последствий, которые повлечет за собою решение в том или другом случае; (6) об осознании того, что осознание не поможет, если не идет рука об руку с желанием действовать, готовностью взять на себя боль и лишения, неизбежные, если действовать наперекор своим страстям.

От ситуации к ситуации индивидом может быть удержана единая осознанная линия жизни. На линии реализуются дальние цели; им служит последовательность поступков и действий, самостоятельно инициированных и осуществлен­ных индивидом. Каждая цель здесь - долгая причина возобновляющейся готовности поступать и действовать, а дейст­вия, поступки выступают причинами стойкого присутствия цели в душе.

У цели должна быть прочная ценностная основа, например, у мужчины - любовь к женщине. М. Пруст назвал многолетнее действенное стремление своего героя исполнять все желания любимой женщины «работой по установлению причинно-следственных связей». Только в ней для героя было возможно поддержание непрерывной внутренней связи с дорогим существом, обновление мыслей и чувств, адресо­ванных ей. Сама невероятная сложность этой работы, ее принципиальная незавершимость и противоречивость усиливали ее причинный потенциал и в жизни мужчины, и в жизни женщины.

Удержание вдохновляющей цели-причины состоит в создании благоприятствующих условий и обстоятельств, в выстраивании тех жизненных ситуаций, которые сойдутся в последнем толчке к исполнению желания. Проживание этого исполнения соединяет в себе несколько моментов: сознание реализованных сил и возможностей; удовлетворенность собственной деятельностью; удовольствие от разделенности того, что достигнуто, с другими людьми; понимание насту­пивших жизненных изменений в их способности быть причи­нами будущей я - активности.

В человеческой жизни могут действовать постоянные внутренние причины, вызывающие стремления снова и снова обращаться к творчеству, к испытанию потрясающих переживаний, проникать мыслью и страстью в каждый момент собственного существования, жить с предель­ной интенсивностью и полнотой.

К этим причинам в первую очередь принадлежат «чувство времени своей жизни» и парадоксально действующая из будущего смерть, являющаяся человеку в «переживании конечности жизни». Рефлексия: я так живу, потому что каждый день отвоевы­ваю у смерти, - причинно детерминирует многие лучшие индивидуальные свершения.

В.А. ТАТЕНКО. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ:

СУБЪЕКТННАЯ ПАРАДИГМ А

Из недавней истории вопроса о предмете психологии. Погружаясь в глубины психики, человеческий разум нередко терял терпение надежду постичь ее тайны, отступал, отпуская душу отдохнуть от роли «испытуемой», либо соглашался признать ее божественное происхождение, как и всего того, что не мог объяснить, что пугало и привораживало. Впрочем, и в этом случае, он продолжал с интересом созерцать проявления психической жизни как чего-то внутреннего в себе, противостоящего внешнему миру и в то же время связанного с ним тесными узами. Человек, находим у С.Л.Франка, в своем непосредственном самосознании - вне всякой философской рефлексии - обладает все же чувством или опытом непосредственно переживаемого внутреннего бытия как чего-то, принадлежащего к какой-то совсем иной области, чем вся совокупная объективная, предметная действительность. Это есть область внутренней душевной жизни. - не так как она предстоит извне холодному наблюдению и истолкованию, а как она непосредственно изнутри открывается в самом ее переживании.

Если нет психической действительности, отмечал А.Пфендер, то отсутствует сам предмет психологии. Если такая действительность хотя и существует, но не может быть научно познана человеком, то психо­логия как наука невозможна. Поскольку протяженные (материальные) процессы не могут детерминировать непротяженные (психические), постольку последние обладают собственной детерминацией, полагал Г.И. Челпанов. Потому предметом психологии, по его мнению, должны стать субъективные состояния сознания человека вне их связи с физиологией головного мозга..

Определение предмета науки всегда сопровождалось дискуссией по поводу его чистоты. Пример такой «очищающей» работы в отношении предмета психологии обнаруживаем у Э.Гуссерля. В феноменологическом исследовании, отмечал он, в качестве ближайшего и первого выступает сама чистая жизнь Я, многообразная жизнь сознания как протекающее «я воспринимаю», «я вспоминаю», короче говоря, «я опытно постигаю», «я воспроизвожу в модусе несозерцательности» или «я живу в свободном фантазировании», «я присутствую при этом». Представление о духе как предмете психологии, рождается через отвлечение, с одной стороны, от предмета наук физических, т.е. материи или тела, с которым он находится в связи, - с другой, от предмета наук социальных или политических, т.е. от фактов общественности. Дух - не общество и не тело: дух есть вся сумма психических фактов, отличающих индивидуальное существование живых произведений природы, утверждал М.М. Троицкий. Для А. Пфендера психологическая наука также есть очищенное и восполненное практическое знание людей о психической действительности. Чтобы быть самостоятельной опытной наукой, психология должна, по его мнению, отвергать в качестве последних основ своей работы всякие метафизические, теоретико-познавательные и физические воззрения. Воспринимает ли человек субъективную копию мира в себе или непосредственно самый внешний мир – не имеет значения для определения предмета психологии. Ее подлинный предмет – действительный психический мир, безотносительно к тому, как он возникает и как относится к материальной действительности.

­­­­­­­­­­­­Последняя версия предмета психологии особенно подкупает своей «чистотой». Однако, вызывает сомнение и даже некоторое опасение суждение о том, что психический мир можно исследовать «безотносительно к тому как он возникает и как относится к материальной действительности». Ведь, не зная как возникла психика, трудно, например, предугадать как, когда и куда она может исчезнуть. Если, скажем Бог ее дал, то он также может и забрать данное им.

Безусловно, психология должна постоянно заботиться о чистоте своих «предметных рядов». Однако, лишь установив онтологическую связь психического с другими фор­мами бытия, она сможет отстоять право на свой собственный предмет исследования. Так, например, В. Джемс придерживался определения психологии как науки, занимающейся описанием и истолкованием состояний сознания. При этом он отмечал, что в состав истолкования явлений сознания должно входить изучение как тех причин и условий, при которых они возникают, так и действий, непосредственно ими вызываемых, поскольку те и другие могут быть констатированы.

Ограничивая свой предмет описанием и истолкованием состояний сознания, самого процесса сознавания и т.д., научная психология не могла не испытывать трудности при объяснении тех феноменов психической жизни, которые не поддавались интроспектированию, а если и обнаруживались сознанием, то требовали расшифровки и специальной интерпретации. Такого рода проблематизации, постоянно подпитываемые свидетельствами клинической практики, привели, как известно, к гипотезам, а скоро и научным утверждениям, о важной роли в жизни человека бессознательного, которому представителями глубинной психологии (З.Фрейд, А.Адлер, Г.Юнг и др.) была предписана роль системообразующего фактора в интерпретации психической жизни, а также значение базовой категории в определении предметного поля психологии.

Однако, всякого рода крайности не остаются без внимания и обязательно находят своих оппонентов. Понятной реакцией на абсолютизированную, гипертрофированную оценку роли внутреннего, субъективного, сознания, бессознательного и т.п. стало развитие научных направлений, определявших предметом психологии внешне наблюдаемые поведенческие акты, реакции, которые можно исследовать «объективными» методами. Но и здесь не обходилось без крайностей, когда, например, из предмета психологии исключалось самое психическое. Дж. Уотсон, открыто заявлял, что в его книге «Психология как наука о поведении» читатель не обнаружит ни разбора вопроса о сознании, ни таких понятий, как ощущение, восприятие, внимание, воля, воображение и т.п., потому, что он просто не знает, что они обозначают, и не верит, чтобы кто-либо мог пользоваться ими с полным пониманием. Потому, для бихевиориста психология является тем отделом естественных наук, который предметом своего изучения берет поведение человека, т.е., все его поступки и слова как приобретенные в течение жизни, так и врожденные.

Рассмотрение истории вопроса о предмете психологии вряд ли может иметь свое логическое завершение. Потому разумно обратится к тем обобщениям, которые уже сделаны исследователями этой проблемы.

В разное время внутри различных направлений, школ, отраслей психологии - находим у Е.Б.Старовойтенко - были сформулированы различные взгляды по поводу предмета этой науки, а именно: психология является наукой о психике как специфическом проявлении функций мозга (рефлексология, современная психофизиология); психология – наука о сознании (интроспективная психология, феноменологическая психология); психология изучает поведение (бихевиоризм, необихевиоризм); психология служит раскрытию, истолкованию бессознательного (психоанализ, аналитическая психология, индивидуальная психоло­гия); психология исследует индивидуальный интеллект (когнитивная психология); психология исследует единство сознания и деятельности человека (школа С.Л.Рубинштейна); ­психология – наука о личности (персоналистическая психология) и т.д.

Как отнестись к такому изобилию разнообразных определений, список которых можно продолжать? С одной стороны, хорошо, когда предмет психологии формулируется на демократических началах (мол, сколько направлений – столько и определений предмета) или когда он настолько полимодален и обобщен, что может служить путеводной звездой для любого из существующих в психологии направлений. Однако, с другой стороны, важно видеть грань и, по возможности, выдерживать дистанцию между предметом психологии как отдельной самостоятельной науки и предметами тех направлений, которые существуют и развиваются внутри нее. Что уж говорить о соотношении предмета науки психологии и предмета конкретного научно-психологического исследования, которые в принципе могут совпасть лишь при условии, что целью последнего выступает ни что иное, как сам предмет психологической науки.

В психологии выделяют особый подход, именуемый принципом детерминизма.

Данная научная позиция позволила развиться целому комплексу учений.

Определения

Что гласит принцип детерминизма в психологии? Научный принцип основывается на ряде понятий, которыми оперируют ученые.

Детерминизм в психологии

Выделяют три ключевых методологических принципа психологии: детерминизм, системность и развитие.

Принципы системности и развития однозначны для понимания.

Под системностью понимается наличие связей между различными проявлениями психики, а под развитием — смена стадий, видов происходящих процессов.

Понятие детерминизма не так однозначно. Это признание прямой зависимости между явлениями и факторами, их порождающими.

То есть, при изучении любого психического явления необходимо анализировать условия его возникновения. Только в этом случае можно говорить о создании полноценной картины настоящего. Не все ученые согласны с подобным мнением.

Детерминистский подход

Это научный подход, согласно которому все происходящие процессы не случайны, а имеют какую-то конкретную причину.

Детерминизм рассматривает причинность, как определяющую все процессы совокупность обстоятельств. При этом признается тот факт, что одной только причинностью объяснять все явления невозможно.

Другие формы детерминизма, которые имеют ключевое значение:


Детерминация поведения

Что предполагает детерминация поведения? Поведение человека определяется не только его индивидуальными чертами характера и сложившейся ситуацией , в которой он функционирует, но и спецификой окружающей его социальной среды.

Ближайшее окружение (семья, друзья, знакомые) влияют на формирование и жизненных установок.

Именно в ребенка в семье и в обществе он усваивает нравственные и этические нормы, постигает принципы поведения. Его личные качества дополняются информацией, поступающей извне.

Помимо ближайшего окружения (микросреда), на человека оказывает влияние и общество в целом (макросреда). Политические, экономические, социокультурные и исторические процессы формируют , правила поведения, типичные процессы и явления.

Это приводит к тому, что в конкретном обществе вырабатываются определенные стереотипы поведения, привычные взгляды и мнения.

Чтобы стать полноправным гражданином и добиться социального благополучия необходимо соблюдать эти стереотипы и правила.

Культурный детерминизм исходит из того, что все человеческое поведение объясняется исключительно социально-культурными причинами . Именно уровень культуры человека определяет его эмоциональные реакции, манеру поведения и т.д.

Таким образом, внутренне «Я» под влиянием жизни в обществе дополняется и преобразуется в «Я-образ» . Под внутренним «Я» понимается вся совокупность индивидуальных черт личности — , представления о себе и о мире.

Но нередко человек в процессе своей общественной жизни сталкивается с явлениями, которые вступают в противоречие с его внутренней личностью.

В этом случае на первое место выходит «Я-образ» — это то , которое человек демонстрирует с целью эффективного взаимодействия с окружающими .

То есть он говорит и делает именно то, что от него ожидают члены его . Даже если это идет в разрез с его внутренней позицией.

Детерминизм и свобода поведения возможны только в том случае, если человек умеет подстраиваться под требования среды и принимать все существующие правила без внутреннего дискомфорта.

Детерминанты психического развития

Изучение проблемы психического развития индивида подразумевает анализ трех основных факторов:

Детерминист — кто это?

Детерминисты — это приверженцы соответствующего учения.

Сторонники данного научного подхода говорят об отсутствии у человека свободы выбора.

Все наши поступки определяются мотивами, которые лежат в основе причинности явлений .

Данные мотивы могут быть обусловлены внешними обстоятельствами или внутренними особенностями конкретного индивида.

Любой поступок человека зависит не от его конкретного выбора, а от того, какой мотив преимущественно оказывает на него влияние в текущий момент времени.

Как правило, детерминисты в практической жизни не руководствуются своей теорией в чистом виде. В современных общественных условиях не возможно полноценно функционировать, проявляя полную апатичность и безынициативность.

Но люди успешно применяют принципы подхода, когда возникает необходимость оправдать собственное поведение. В этом случае негативные поступки объясняются влиянием окружения, биологическими особенностями психики, негативным воздействием среды и т.д.

Теория — кратко

Основа психологического подхода лежит в философской теории, согласно которой существует универсальная взаимосвязь и взаимообусловленность между явлениями окружающей действительности.

Первые аспекты детерминизма были сформулированы еще древнегреческими материалистами-атомистами.

Затем принцип рассматривался представителями классической школы философии.

В 17 веке определяется наличие причинности всех явлений в обществе. С развитием науки приходит понимание того, что любое событие или явление является закономерностью каких-либо причин .

В настоящее время теория активно используется для объяснения развития, функционирования различных явлений.

В общественных науках подход позволяет анализировать закономерности общественного развития, степень воздействия социальных норм и принципов на поведение человека.

В специальных науках принцип применяется для обозначения постоянных связей в различных процессах, механизмах, уравнениях и т.д. То есть процессы или механизмы, которые поддаются строго однозначному описанию и прогнозированию, являются детерминированными.

Присутствие же аспекта вероятности, изменчивости, нестабильности свидетельствует о действии противоположного принципа — индетерминизма (отсутствие закономерностей и зависимостей в природе, в обществе).

Принцип

Проблема детерминизма занимает важное место в психологической науке, поскольку затрагивает напрямую вопросы воли, свободы выбора, ответственности за свою судьбу.

Самодетерминация — это способность человека выбирать и иметь собственное мнение. Именно это умение отличает людей от других живых существ.

Сложность и парадоксальность вопроса часто приводит к тому, что многие ученые уходят в сторону индетерминизма.

Среди российских и зарубежных ученых, тем не менее, есть представители строго детерминистического подхода, которые обосновывают актуальность данного учения.

Авторы

Выдающийся психолог и философ С.Л. Рубинштейн разработал деятельностный подход в психологии, основанный на общефилософском принципе: внешние причины оказывают воздействие через внутренние условия.

Так, по мнению ученого, мозговая деятельность индивида развивается под влиянием внешних условий окружающей среды. В результате взаимоотношений человека с внешним миром происходит формирование нервной системы.

Л.С. Выготский утверждал, что существует определенность психических процессов, основанная на причинности. Ничто не может происходить случайным образом, без наличия какой-либо причины. Так, проявление воли человека основывается на принципах закономерности и необходимости.

По мнению К. Хёфера , любое событие возникает на основе предшествующих явлений и условий, законов природы.

Детерминизм проявляется не только в нашем понимании наук и объективных явлений, но и в формировании преставлений о жизни: свободе выбора, проявлении воли.

Примеры

Лучший пример детерминизма с научной точки зрения — это сочетание законов механики и всемирного тяготения , разработанных Ньютоном. Можно применять эти законы к планете Земля.

Если нашу планету запустить с заданного места с определенной скоростью, то можно предсказать место ее нахождения в каждый момент времени в будущем.

Другой пример действия психологического принципа можно часто наблюдать в повседневной жизни. Ребенок, который уделяет много времени занятиям и постоянно совершенствует свой уровень знаний, всегда учится на хорошие оценки.

Лентяй, не желающий заниматься саморазвитием, оказывается двоечником. На лицо явная причинность явлений: освоил знания — получил хорошую оценку, не освоил знания — получил плохую оценку.

Явное взаимодействие детерминирующих факторов можно наблюдать на примере воспитания детей в приемных семьях и в государственных учреждениях.

Нередко дети из одной семьи, которые изначально имеют одинаковые биологические аспекты развития (гены родителей, условия беременности и т.д.), попадают под влияние различных социальных факторов.

Один ребенок воспитывается в детском доме, а второго с раннего возраста берет на воспитание семья.

В результате условия социализации могут привести к формированию двух личностей с абсолютно различными социальными установками, жизненными ценностями и особенностями психики.

Таким образом, принцип детерминизма является важным философским и психологическим понятием. Причинные закономерности можно обнаружить во всех аспектах общественной жизни и науки.

Свобода воли и детерминизм:

лат. determinare - определять). Философская концепция об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех процессов и явлений природы. Д. противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности. В психологии и психиатрии причинно-следственные отношения нередко оказываются сложными, опосредованными. Принцип Д. неотделим от деятельностного подхода к изучению психики. В советской психологии разработаны трактовки Д. как следствия "действия внешних причин через внутренние условия" [Рубинштейн С.Л.] и "внутреннего через внешнее" [Леонтьев А.Н.].

ДЕТЕРМИНИЗМ

лат. determinare - определять) - философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире (в психологии - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов).

ДЕТЕРМИНИЗМ

концепция, согласно коей действия людей детерминируются - определяются и ограничиваются наследственностью и предшествующими событиями их жизни. В психологии - закономерная и необходимая зависимость явлений психических от порождающих их факторов. Включает причинность как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его; однако объяснительным принципом причинности не исчерпывается, поскольку существуют и другие формы детерминизма:

1) детерминизм системный - зависимость отдельных компонент системы от свойств целого;

2) детерминизм типа связи обратной - следствие воздействует на вызвавшую его причину;

3) детерминизм статистический - при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности;

4) детерминизм целевой - предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения, и пр. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм детерминизма. Длительное время оно ориентировалось на детерминизм механический, который представлял обусловленность явлений психических материальными факторами по образцу взаимодействия объектов в механике, либо работы технических устройств. Несмотря на ограниченность этого воззрения, оно дало психологии важнейшие учения о рефлексах, ассоциациях, аффектах и пр. В середине XIX в. возник детерминизм биологический, открывший своеобразие поведения живых систем (учение Ч. Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для выживания функцию. Если детерминизм механический представлял психику побочным явлением - эпифеноменом, то теперь она выступила как неотъемлемая компонента жизнедеятельности. Позднее, когда было установлено, что эта компонента имеет самостоятельное причинное значение, возник детерминизм психологический; однако он получил неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной. Иное понимание детерминизма психологического сложилось в трудах естествоиспытателей, показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и пр.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного детерминизма психологического привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные особым закономерностям. В отечественной психологии была выдвинута трактовка детерминизма как действия внешних причин через внутренние условия, и как действия внутреннего через внешнее. Но обе эти формулы односторонни. Основной принцип объяснения психики человека с позиций материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и "внешнее" - продукты материальной и духовной культуры, в коих воплощаются сущностные силы человека, и "внутреннее" - сущностные силы человека, формируемые в процессе их объективации в этих продуктах.

ДЕТЕРМИНИЗМ

Очень свободно: доктрина, которая утверждает, что каждое событие имеет причины. В классической механике было принято, что если знать положение и импульс каждой частицы вещества в один момент времени, то можно в принципе узнать их положение и импульс в любой другой точке времени в будущем. Такая позиция характерна для "жесткого" (или номоло-гического) детерминизма. Эта специфическая точка зрения была несколько "смягчена" с развитием квантовой механики, в которой самые глубокие познаваемые уровни причины и воздействия рассматривались как вероятностные по своему характеру, то есть произошло смещение от понятия совершенного предсказания к понятию вероятностного предсказания. В психологи! дебаты несколько менее глобальные и значительно менее определенные. Вообще это связано с настоятельными попытками экзистенциалистов и гуманистов измерить "свободу воли", с которой человек может оставаться вне досягаемости "щупальцев" бихевиоральной и когнитивной наук. Однако эти дебаты, возможно, и пустые. Если кто-то хочет научно исследовать поведение и мышление, он должен признать, что то, что кто-то делает, имеет причины, и что они в конечном счете познаваемы. В действительности вопрос заключается в том, имеется ли какая-то вещь, называемая "свободой воли", которая находится за пределами научного анализа причин и воздействий, или это просто (?) специфическое мысленное/эмоциональное состояние, которое само играет роль в этиологии поведения. Современные социальные ученые, если они рассматривают этот вопрос вообще, придерживаются позиции, которую лучше всего можно описать как "неудобный прагматизм". То есть в своей повседневной работе они рассматривают своих субъектов как вероятностно детерминированных, отмечая при этом, что они не могут предсказывать точно, поскольку пока еще неизвестны факторы этиологии (и, возможно, принципы вариации неопределенности), и предпочитают думать о себе, как о фактически действующих согласно своему собственному свободному выбору, независимо от грубого детерминизма, который уменьшает ощущение их собственного гуманизма.

ДЕТЕРМИНИЗМ

в психологии) (от лат. determinare – определять) – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Д. включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и др. формы Д.: системный Д. (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), Д. типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), Д. статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой Д. (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др. Д. – один из ключевых принципов понимания природы конфликта, конфликтного поведения человека.

Детерминизм

от лат. determino - определяю), философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

Детерминизм

лат. determinare - определять) - способ мышления, руководствующийся следующим положением: каждое явление, событие имеет определенную причину. Существуют разные варианты детерминизма. 1. Номологический детерминизм (греч. nomos - закон, logos - слово, понятие, учение) основан на открытиях классической механики, предписывающей жесткую каузальную связь между силой, массой и движением тел. Данный тип детерминизма присущ некоторым направлениям психологии, отрицающим всякую случайность в том, что происходит во внутреннем мире человека и его поведении: психоанализу, бихевиоризму, некоторым направлениям социальной психологии. Например, в отечественной психологии укрепилось представление о поведении человека как неизбежного и в принципе предсказуемого следствия “действия внешних причин через внутренние условия”. С указанной позиции поведение человека принциально предрешено, его можно расчитать по математическим формулам, ныне для этого пока что не хватает знания. Другими словами, утверждается, что человек суть механизм, машина, проблема состоит лишь в том, чтобы узнать, как она работает, и научиться ею управлять. Таково, например, убеждение известного хирурга Н.М.Амосова. В свое время Ф.М.Достоевский противопоставил себя сторонникам идеи номологического детерминизма, указав на то, что человек является внутренне свободным человеком. Квантовая физика между тем показала, что даже в микромире ньютоновы законы не имеют силы и что все события, там происходящие, являются причинно обусловленными, и тем не менее вероятностными, однозначно не предсказуемыми – 2. вероятностный детерминизм. Аналогичной позиции относительно человека придерживаются последователи некоторых направлений психологии, например, экзистенциальнойпсихологии, в которой постулируется существование у человека свободной воли, находящейся за пределами возможности прямолинейного научного анализа причин и следствий. Если непредсказуем полет электрона, то тем более невозможно определить, о чем, например, подумает человек в той или иной ситуации или как он себя в ней поведет. Иначе говоря, утверждается, что человек является уникальным, совершенно необычным, во многом или в основном загадочным и пока не имеющим известного природного прецедента самодетерминированным существом. Наука, очевидно, способна установить все факторы поведения человека вплоть до единого, математически точно описать влияние каждого из них по отдельности и в их совокупности, но только сам этот человек окончательно решает, какой фактор для него важнее в тот или иной момент, что именно имеет для него смысл и что - нет, и не суть важно, касается ли этот фактор его личных проблем или его представлений об основах мироздания. В классической психопатологии господствует принцип жесткого детерминизма, который гласит: любой психопатологический феномен имеет определенную причину и эта причина известна или принципиально может быть установлена, поскольку, с позиции биологической психиатрии, форма болезненного явления (навязчивость, бред, обман восприятия и т.п.) детерминирована исключительно характером нарушения нейрофизиологических процессов. Содержание болезненных переживаний, в свою очередь, характеризует личностные качества человека, оно не поддается нейрофизиологической трактовке и потому лишается существенного значения для понимания природы симптома и болезни в целом. Психиатры, воспитанные в традициях биологической психиатрии («бездушной психиатрии», как иронически иногда ее называют), основное внимание уделяют в своей деятельности изучению симптоматики расстройства, его диагностике, выявлению степени готовности к суициду, показаний к лекарственной терапии и профилактике рецидивов болезни и т.п., другие, психологические аспекты работы интересуют их в меньшей степени. Содержательные, личностные аспекты психического расстройства иногда относятся при этом к компетенции клинической психологии, хотя разделить это двуединство проще в нашем сознании, чем это делать на практике, так как болезненные феномены, как некие заранее заготовленные формы, всегда заполняются психологическим содержанием, также немаловажным в клиническом плане. Значение содержательных аспектов существенно возрастает в так называемой пограничной психиатрии, например, при изучении расстройств личности и поведения.

Психология как одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений научной мысли основывается на общенаучных и специализированных принципах. Одним из важнейших общенаучных принципов выступает принцип детерминизма.

Определение 1

В современной научной литературе детерминизм рассматривается как один из основных объяснительных принципов научного познания, требующий объяснения изучаемых феноменов с позиций закономерного взаимодействия факторов, доступных эмпирическому контролю.

Формы детерминизма

Детерминизм проявляется, прежде всего, в форме каузальности, причинности как совокупности факторов, обстоятельств, предшествующих во времени определенному событию и обусловивших его формирование.

Наряду с формой казуальности детерминизм может проявляться в следующих формах:

  • системный детерминизм – положение, отстаивающее понимание зависимости отдельных системных компонентов от свойств самой системы;
  • детерминизм типа обратной связи – следствие оказывает влияние на причину, его вызвавшую;
  • статистический детерминизм – возникновение при сходных причинах различных в определенных пределах эффектов, подчиненных статистическим закономерностям;
  • целевой детерминизм – цель определяет процесс, направленный на ее достижение.

Выступая общенаучным, в различных науках принцип детерминизма организует различное построение знания.

Принцип детерминизма в психологии

Длительное время развитие научного знания о психике ориентировалось на механический детерминизм, который представлял обусловленность появления определенных психических феноменов, явлений, процессов материальными факторами по аналогии с работой механических устройств. Несмотря на ограниченность данного воззрения, оно дало психологии ряд важнейших учений (о рефлексах, ассоциациях, аффектах и др.).

В середине XIX столетия возникает биологический детерминизм. Если механический рассматривал психику как явление, формирование которого обусловлено исключительно внешними факторами, в рамках биологического детерминизма психика рассматривается как неотъемлемая составляющая жизнедеятельности человека.

С пониманием того, что психика имеет самостоятельное причинное значение, осуществляется становление психологического детерминизма.

Определение 2

В психологии принцип детерминизма находит свое отражение в признании необходимости изучения психических феноменов, явлений, процессов в закономерной зависимости от порождающих их факторов.

Психологический детерминизм исходит из понимания того факта, что обусловленные воздействием внешних факторов психические феномены, явления и процессы формируются по законам, отличным от биологических и физических.

Становление психологического детерминизма приводит к отказу от понимания психики как замкнутого в себе образования, что позволило раскрыть сферу психического развития для реализации объективных исследований.

Практическая реализация принципа детерминизма в культурно-исторической концепции

Важным этапом практической реализации принципа детерминизма стало создание культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. В рамках указанной концепции внимание психологов впервые было обращено на исследование специфики высших психических функций личности. Впервые была сформулирована мысль о том, что природные механизмы высших психических функций преобразуются в процессе онтогенетического развития личности под влиянием социально-исторических факторов в результате социализации человека, усвоения личностью продуктов человеческой культуры, в процессе взаимодействия с другими людьми.

Таким образом, принцип детерминизма выступает одним из фундаментальных психологических принципов, обуславливая необходимость всестороннего исследования психологических феноменов, явлений и процессов.

Детерминизм – один из способов научного познания мира, применяемый во многих науках. Он берет свое начало в философском учении, разработанном Демокритом, которое в дальнейшем развивал великий Аристотель. Принцип детерминизма в психологии предполагает, что события, происходящие вокруг нас, не случайны, а являются следствием какой-либо одной причины или их совокупности.

Определение понятия и содержание теории

Значение слова детерминизм в переводе с латинского determinare – дословно «определять». Теория детерминизма говорит том, что ничего случайного нет, все предопределено внешними или внутренними логическими связями, а следовательно, не может быть изменено усилиями человека. Крайний вариант детерминизма – это фатализм или слепая вера в судьбу, злой рок, предопределенность судьбы высшими силами.

В психологии концепция детерминизма говорит о необходимости установить причинно-следственную связь между психическим явлением и движущими факторами, вызвавшими его. Эта теория одинаково справедлива по отношению как к людям, так и к животным.

Многочисленные опыты, проведенные биологами на крысах, позволили выяснить, что существует прямая зависимость между уровнем развития психики и способностью к . Чем активнее была крыса, тем успешнее она выживала, оставляла больше потомства по сравнению с другим подопытными.

Также серия экспериментов была проведена британскими учеными на группе студентов. Основополагающий закон психологии утверждает, что у людей психика может изменяться, развиваться, а особенности поведения обусловливаются влиянием биологических, социальных и природных факторов.

По результатам исследования был сделан вывод, что самыми «везучими» среди испытуемых оказывались те подопытные, которые быстро и адекватно реагировали на изменяющуюся ситуацию, внешние обстоятельства для них как бы сами собой складывались благоприятно.

Эволюция принципа

Современное назначение детерминизма заключается в организации знаний в разных науках. В развитии этого принципа применительно к психологии выделяют несколько этапов. Один из них связан с гилозоизмом – учением, пришедшим к нам из античных времен. Его смысл заключался в том, что природа представляет собой единое материальное целое, наделенное жизнью, при этом отсутствовало разделение всего сущего на живое и неживое.

Следующий этап эволюции детерминизма был обусловлен развитием биологии и выразился в делении всей материи на живую и неживую. Была выдвинута революционная гипотеза о существовании неразрывной связи между душой и телом, а также биологическими и психическими элементами.

Так возник пробиологический детерминизм, предполагающий, что движущим фактором служат не столько внешние обстоятельства, сколько ориентация на конечную цель. Позднее именно его использовали как основу для теологической концепции, но впоследствии он был отвергнут как несостоятельный.

Дальнейшее развитие детерминизма связано с именем древнего философа Августина, утверждавшего, что душа – источник неисчерпаемых знаний, которые извлекаются из нее , направленной на реализацию определенной цели. Огромное внимание ученый уделил так называемому внутреннему опыту как единственно правильному средству познания психики человека. Все эти теории можно отнести к так называемому предмеханическому детерминизму.

Теория детерминизма приобрела новую форму в эпоху развития мануфактурного производства. Так называемый механический детерминизм объяснял все происходящие процессы с точки зрения причинно-механических связей. В своем развитии он прошел несколько ступеней:

  • Декарт рассматривал тело человека как механизм, действующий сообразно принципам рациональности. Вместо души ученый предположил существование сознания как независимой сущности. Так возникла дуалистическая, то есть двойственная картина, разделявшая человека на две половины.
  • Спиноза, напротив, развивал учение о единстве субстанции. Он выделял явление аффекта, который мог проявляться в радости или печали. Спиноза полностью отрицал случайность, тем самым давая повод считать его подход фаталистическим.
  • В XVIII веке французские и английские ученые рассматривали человека как телесную машину, организованную по принципу иерархической системы с выделением психических свойств по степени сложности.
  • В прошлом веке ученые стали придавать огромное значение биологической составляющей. Детерминизм стал применяться при разработке концепций, объясняющих корреляцию между происходящими явлениями и особенностями строения живого организма.

Биологический принцип детерминизма был разработан в XIX веке, после того как получили широкую известность теории физиологии Бернара, естественного отбора Дарвина. Принцип устанавливал взаимосвязь между отбором и сохранением наиболее успешно приспособленных к внешней среде жизненных форм, а также их способностью заблаговременно активировать механизмы, обеспечивающие стабильность биологических процессов. Иными словами, детерминация стала рассматриваться не как жесткая последовательность между причиной и событием, а как вероятностная величина.

Такой подход натолкнул ученых на мысль о возможности использовать в психологии статистические методы, что дало науке новый виток развития. Известная работа бельгийца Адольфа Кетле позволила детерминировать подчиненность поведения группы людей определенным закономерностям.

Это касалось актов, носивших социальный характер, как, например, вступление в брак, развод и прочее. При этом ученый рассматривал некоего среднего человека, от которого остальные индивиды отклоняются в ту или иную сторону.

Детерминизм позволил психологии подняться на новый качественный уровень. Предположение о постоянстве среднего числа, то есть набора характеристик среднего индивида, позволило доказать существование реальности, сопоставимой с физической. Иными словами, психология с помощью математического аппарата может:

  • Предсказывать вероятность того или иного явления, например социальных волнений, революций.
  • Анализировать с помощью методов вариационной статистики поведение больших групп людей.
  • Предсказывать вероятность рождения людей, обладающих способностями.

Применение принципа в психологии

Новый виток в развитии психологии как отдельной отрасли знаний связан с выделением психических детерминант. Считается, что действие детерминант объективно, направлено на регулирование отношений между организмом и средой, в которую он помещен.

Так возник психический детерминизм, развитию которого способствовали многие известные ученые: Дарвин объяснил причины возникновения инстинктивного поведения, а также роль эмоциональной составляющей в адаптации; Сеченов ввел понятие чувствований и их сигнальной роли; Гельмгольц разработал систему построения образа.

Современный детерминизм в психологии привел к возникновению течений, отрицающих главенствующую роль сознания в устремлении к достижению цели. Например, психоанализ выстраивает зависимость сознания от особенностей трансформации психической энергии индивида.

Сторонники теории полей утверждают, что существуют неуравновешенные «системы напряжений», которые являются движущими силами, влияющими на психику. Фрейдисты настаивают на том, что психическая энергия стремится к разрядке тем или иным способом, то есть не может безгранично накапливаться и должна быть истрачена.

Психологический детерминизм основывается на том, что внешняя среда включает не только природную зону обитания человека, а еще и социально-культурную, под влиянием которой и происходит развитие и становление личности. Это важный фактор осознания человеком себя как индивидуума, владеющего присущими только ему ценностями, духовными качествами, а также причастного к общности людей.

Отличительная особенность этого подхода в том, что человек может тратить свои духовные силы не только на адаптацию к окружающей среде, но и на противостояние. Например, в Средние века некоторые ученые были изгнаны или казнены инквизицией за отказ признать свои революционные открытия ересью.

Особое место в психологии занимает изучение влияния принципа детерминизма на микро- и макросоциум. В частности, изучение истории, этнографии, филологии различных народов позволило психологам выдвинуть гипотезу о социальной сущности человека.

Макросоциум способен подчинять человека детерминантам высшего порядка, отличным от примитивных физических и нервных раздражителей. Эти детерминанты порождаются не природой, а самими взаимодействующими людьми и определяют формы их бытия, уровня развития культуры и уровень развития общества в целом.

Микросоциум рассматривается психологией с точки зрения межличностных отношений и выявления детерминант, регулирующих эти процессы. Психологи сосредоточиваются на анализе малых групп, например, семей, ведь эти взаимоотношения всегда оказывают решающее влияние на формирование и развитие личности. Многие известные ученые, например Фрейд, утверждали, что изучение этого уровня взаимодействий позволяет выявить и снять многие психические травмы, полученные человеком в детстве.

Влияние детерминизма на развитие психологии сложно переоценить. Благодаря возникновению, а также развитию этой теории психология выделилась в отдельную науку, обрела математический инструментарий. Изучение общества и отдельного индивидуума позволило выявить законы развития социума и личности, разработать концепции, объясняющие логические взаимосвязи между событиями и причинами, их вызвавшими. Автор: Екатерина Волкова

Понравилась статья? Поделитесь ей