Контакты

Предпринимательские союзы. Ассоциации (союзы) предпринимательских организаций

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ткаченко Александр Ефимович. Предпринимательские союзы в системе рыночных отношений: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01: Москва, 2003 159 c. РГБ ОД, 61:03-8/2471-6

Введение

Глава 1. Институционализация предпринимательских союзов в XIX- начале XX вв.

1.1. Торгово-промышленные палаты как первая форма объединения предпринимателей: сущность и экономические функции.

1.2. Предпринимательские союзы Западной Европы и США: типы, организационная структура и приоритетные формы экономической деятельности

1.3. Предпринимательские объединения России: генезис, типы и основные направления деятельности.

Глава 2. Предпринимательские союзы в современную эпоху .

2.1. Торгово-промышленные палаты индустриальных стран как координационный центр предпринимателей.

2.2. Современные предпринимательские ассоциации Западной Европы, США и Японии: механизм функционирования и реализация целей.

2.3. Торгово-промышленная палата РФ как головная организация российских предпринимателей.

2.4. Предпринимательские союзы России: этапы формирования, виды, особенности и характер деятельности.

Заключение

Библиография

Введение к работе

Современная Россия переживает период системных социально-политических и экономических перемен. Создание гражданского общества, проведение рыночных преобразований со всей остротой ставят вопрос о формировании новых отношений между государством и обществом.

Рыночная экономика предполагает, прежде всего, приоритет частной собственности, господство строго определенных норм и правил поведения участников рыночных отношений. Как свидетельствует исторический опыт, рынок невозможен без предпринимателя, выступающего центральным элементом новой экономики. Предпринимательство обеспечивает интенсификацию экономических процессов, придает экономической системе необходимый динамизм и эффективность. Развитие рыночных начал в современной российской экономике способствует консолидации и институционализации предпринимательства, проявлением которых становятся его союзы и объединения. Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Союз страховых организаций, Лазерная ассоциация и другие организации в качестве своей главной цели ставят вопрос о совершенствовании рыночных отношений, развитии национального и отраслевых рынков. Реализация данных целей предполагает действенное сотрудничество предпринимательских структур с государственными органами всех уровней.

Переход экономики на рыночные начала осуществляется при активном участии государства. Рыночная экономика сегодня немыслима без создания эффективного механизма взаимодействия предпринимательства с органами законодательной и исполнительной власти государства. Он реализуется через создание экономической инфраструктуры, деятельность полуправительственных экспортно-импортных организаций с участием в них представителей деловых кругов, формирование и реализацию промышленной и внешнеэкономической политики, размещение государственных и муниципальных заказов, узаконение лоббистской деятельности предпринимательских структур, регулирование социально-экономических процессов.

В условиях масштабных преобразований выстраивание законодательно определенных отношений государства с новыми общественными структурами, бизнесом в целом приобретает особую значимость.

Исторический опыт показывает, что взаимодействие общества с государством осуществляется через специальные институты. С одной стороны в нем участвуют государственный аппарат и органы государственной власти, а с другой - институционализированные структуры, т.е. организации, союзы и иные объединения граждан. Последние распадаются на два принципиально различных образования - политические партии и общественные организации, которые контактируют с государством по своим каналам, используя свои методы. Партии делают это через выборы в парламент и местные представительные учреждения, а организованные граждане, входя в непосредственный контакт с государством и его органами, через так называемую систему функционального представительства. Взаимодействие предпринимателей и государства осуществляется как посредством массовых движений и акций, так и путем формализованных и неформальных связей с представителями властных структур. Такого рода деятельность в широком смысле слова можно считать лоббистской.

Вопрос о путях и способах влияния предпринимательства на процесс разработки и принятия государственных решений непосредственно связан с характером политической системы, особенностями политической культуры и историческими традициями. Сегодня в нашей стране все это находится пока еще в стадии формирования.

В современной России деятельность предпринимательских союзов разворачивается на поле, не определенном ни юридически, ни политиче ски. Не случайно, их деятельность пока еще осуществляется преимущественно вокруг вопросов, связанных с распределением и перераспределением экономических ресурсов, разделом и переделом собственности.

Поэтому изучение истории предпринимательских объединений представляет актуальную задачу, имеющую научную и практическую значимость. В современной отечественной историко-экономической науке отсутствуют комплексные исследования по проблемам взаимодействия союзов предпринимательства с государством. Этот опыт изучен фрагментарно и не учитывается в современных экономических и социально-политических процессах.

Корпоративные структуры предпринимательства обратили на себя внимание современников с первых дней появления, хотя закрытость и отсутствие конкретной информации препятствовали проведению их всестороннего анализа. Первыми российскими исследованиями в этой области стали работы В.Шнейдера и Л.Нисселовича.1 В них на основе архивных материалов и сведений, предоставленных руководителями государственных учреждений и предпринимательских обществ, авторы попытались охарактеризовать деятельность торгово-промышленных организаций с начала XVIII в., показать отношение к ним властей.

Развитие предпринимательского движения, оживленная полемика, развернувшаяся на съездах предпринимательских союзов, по проблемам организационного строительства, принципам, формам и методам работы, а также их возрастающая роль в хозяйственной жизни страны способствовали оживлению исследовательской работы. В начале XX в. были опубликованы труды А.О. Ерманского. В них было проанализировано состояние предпринимательского движения, определены перспек тивы и показана роль организованного капитала в экономической и политической жизни страны.2

Сделанные им выводы основывались на большом фактическом материале и сводились к тому, что представительные организации российского капитала превратились во влиятельнейшие лоббистские структуры, объединившие в своих рядах представителей крупного капитала различных отраслей хозяйства. А.О.Ерманский подчеркивал, что нужно пересмотреть сложившееся мнение о российской буржуазии как о классе, отделенном от власти. Хотя ее представители и не участвуют в формировании исполнительной власти, она, как показывала российская действительность, имела прочные связи с государственными органами, что позволяло ей решать достаточно оперативно и эффективно стоявшие перед ней проблемы. Этим обстоятельством он объяснял политическую индифферентность российского капитала.

В 1913 г. увидели свет две монографии Е.С. Лурье.3 Впервые в них была сделана попытка дать классификацию предпринимательских объединений. Взяв за основу два критерия, - отношение к власти и цели организаций - Е.С.Лурье разделил все союзы на четыре группы: официального представительства, «общественные» или «частные» для защиты общих интересов, союзы работодателей и синдикаты. Он доказывал, что при всех различиях представительные союзы решали задачу создания благоприятного предпринимательского климата, но разными средствами. Автор большое внимание уделял правовой стороне их деятельности, отметив при этом недостаточную разработку юридических норм их существования. Кроме того, он определил основной круг проблем, требовавших скорейшего разрешения. Правильно найденные решения

должны были обеспечить переход предпринимательских объединений на качественно новый уровень развития.

В эти же годы появились первые исследования о деятельности отдельных предпринимательских союзов.4 Авторами публикаций являлись лица, близко стоявшие или непосредственно связанные с ними. В этих работах достаточно подробно освещалась история становления конкретных представительных объединений, показывались основные формы и методы деятельности. Данные исследования основывались на обширном статистическом и аналитическом материале, требующем, однако, критического к себе отношения. Примечательно, что рассмотрение проблем российских предпринимательских союзов в них осуществлялось через призму зарубежного, в первую очередь немецкого, опыта.

В начале XX в. появилось довольно много публикаций по истории предпринимательских организаций западноевропейских стран.

Значительная часть этих публикаций была помещена в центральном печатном органе Съездов представителей промышленности и торговли - в журнале «Промышленность и торговля».5

Отдельные стороны деятельности корпоративных организаций нашли отражение в работах, посвященных экономическому развитию отдельных отраслей хозяйства страны.

Это - исследования Н.А. Вигдорчика, И.М. Гольдштейна, В.П. Литвинова-Фалинского, М.Н. Соболева, П.Х. Спасского и других.6

В 20-40-х гг. XX в. проблема представительных союзов российского капитала не получила сколько-нибудь глубокого изучения, хотя отдельные ее аспекты освещались в трудах по истории конкретных отраслей промышленности и торговли, развития некоторых российских регионов. Эта тема затрагивалась исследователями также в связи с изучением рабочего движения.7

Лишь в 50-60-х гг. историки-экономисты приступили к разработке данной проблематики. В связи с изучением положения российского капитала в экономике страны они обратили внимание на предпринимательские организации. Центральным явился вопрос о развитии российских монополий. В связи с ним и рассматривался организованный капитал.

В работе В.Я. Лившина «Монополии в экономике России» впервые в советской историко-экономической науке была предпринята попытка охарактеризовать деятельность представительных объединений российского капитала.8

В эти же годы появились и статьи по данной проблеме. В публикациях В.Я. Лившина, Е.Бондаренко, Л.Н. Колосова рассматривались вопросы создания отдельных предпринимательских объединений, определялись направления их деятельности, выявлялись их основные участники.9 Но обобщающих исследований в эти годы сделано не было.

В 70-80-х гг. отечественной историко-экономической наукой велось достаточно интенсивное изучение экономической политики правительства, особенностей российского капитализма, различных предпринимательских групп. Отличительной чертой работ этого периода являлось привлечение значительного архивного материала, обращение к периодике, в том числе и к изданиям предпринимательских объединений, использование разнообразных статистических справочников. Однако проблемы предпринимательского движения не являлись темой этих монографий и затрагивались лишь в связи с анализом общих или конкретных хозяйственных проблем.

В эти же годы советскими социологами и экономистами были предприняты значительные усилия по изучению основных тенденций хозяйственного развития западных стран. Большое внимание уделялось рассмотрению проблем государственного регулирования экономики, предпринимательским союзам, занявшим в экономической и социально-политической жизни ведущих индустриальных стран весьма заметное место. Были изданы труды, в которых анализировалась деятельность предпринимательских организаций отдельных стран. Среди наиболее крупных работ следует отметить исследования И.М. Бунина, Н.П. Василькова, А.Г. Куликова и других."

В эти же годы был переведен на русский язык ряд зарубежных ис-следований по данной проблематике.

Отдельные стороны российского предпринимательского движения получили освещение в статьях Е.А. Воронцовой, Т.И. Грико, B.C. Дякина, В.В. Крутикова, И.Г. Мосиной, М.И. Шумилова.13 В них были рассмотрены некоторые стороны деятельности региональных, отраслевых и центральных предпринимательских союзов, отмечена их роль в развитии отдельных отраслей хозяйства.

Непосредственно проблемам становления и развития корпоративных союзов были посвящены исследования И.Н. Шапкина. В них на основе привлечения мало использованных в отечественной историко-экономической науке материалов проанализировано состояние организованного движения капитала, дана характеристика его этапов, показаны формы и методы, использовавшиеся предпринимательскими объедине ниями.

Таким образом, отечественными исследователями проделана определенная работа по изучению представительных организаций предпринимателей. Однако сделаны лишь первые шаги. Данная тема относится к числу малоизученных и неразработанных проблем.

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы исследовать развитие предпринимательских союзов, их место, роль и функции в системе рыночных отношений на материалах России и зарубежных стран.

Реализация данной цели предопределила решение следующих задач:

Выявить причины создания и национальную специфику предпринимательских союзов;

Определить типы предпринимательских объединений и их экономические функции;

Определить этапы формирования предпринимательских союзов, их отраслевую принадлежность и основные направления деятельности;

Выявить национальные особенности развития и деятельности представительных союзов предпринимателей на разных этапах исторического развития;

Показать значение предпринимательских ассоциаций в формировании и совершенствовании рыночной инфраструктуры, в разработке экономической политики государства;

Определить формы и методы осуществления своей деятельности предпринимательскими союзами различного типа;

Изучить влияние предпринимательских объединений на экономику различных стран.

Предметом исследования настоящей диссертации являются проблемы развития предпринимательства в условиях рыночных отношений.

Объектом исследования являются экономические и правовые отношения, складывающиеся в ходе становления, развития и функционирования представительных организаций предпринимательства.

Теоретической и методологической основой для написания диссертационной работы является диалектический метод познания, включающий исторический и логический способ познания, системный подход к процессам становления и развития рыночных отношений, современный науковедческий подход к анализу исследуемых проблем экономической истории. Методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых по обозначенной проблеме. При обработке и систематизации рассматриваемого в диссертации материала использованы методы исторического, сравнительного экономического анализа.

Информационную базу исследования составили научные труды российских экономистов, историков экономики, социологов, правоведов прошлого и настоящего, посвященные как общим проблемам экономического развития XIX - XX вв., так и различным аспектам деятельности предпринимательских союзов России и зарубежных стран.

При исследовании темы использованы разнообразные материалы: законодательные акты, документы предпринимательских союзов и т.д.

Важнейшим источником являются данные, содержащиеся в периодических изданиях государства и предпринимательских организаций.

Научная новизна работы определяется тем, что это первое комплексное историко-экономическое исследование по проблемам представительных союзов предпринимательства на протяжении XIX - XX вв. с

привлечением материалов России и зарубежных стран. Она заключается в следующем:

Показано, что процесс формирования предпринимательских организаций носит объективный характер. Он связан с совершенствованием рыночных отношений и постепенным формированием гражданского общества современного типа;

Выявлены основные факторы экономического и социально-политического характера, а также культурно-психологические и национальные особенности, способствовавшие развитию организационного предпринимательского движения и складыванию национальной специфики предпринимательских объединений;

Дан анализ деятельности торгово-промышленных палат различных стран и выявлены основные типы, направления, формы и методы осуществления стоящих перед ними задач;

Рассмотрена роль предпринимательских организаций в формировании и совершенствовании рыночной инфраструктуры, их участие в разработке экономической политики государства, при этом выявлены национальные различия, существовавшие и сохраняющиеся до настоящего времени;

Проанализирован процесс становления предпринимательских объединений России прошлого как сложное и противоречивое явление, показаны организационные отличия российских предпринимательских союзов от ряда европейских аналогов;

Рассмотрено влияние организационного движения российского капитала на экономическое развитие отдельных отраслей хозяйства и национальной экономики в целом;

Показаны приемы и методы реализации уставных задач предпринимательскими ассоциациями;

Проанализировано современное состояние организационного предпринимательского движения в нашей стране, намечены перспективы его развития и указаны факторы, сдерживающие их рост.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке планов по социально-экономическому преобразованию России на обозримую и долгосрочную перспективу, а также при чтении лекций по «Экономической теории», «Экономической истории», «Предпринимательству».

Обсуждение диссертационного исследования проводилось на кафедре экономической теории Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова. Основные положения и результаты диссертации представлены в статьях и докладах на ряде научных конференций - Международной научно-практической конференции ученых России и Украины. 27-28 июня 2000 г. в г. Луганске; Международной научно-практической конференции. 24-25 января 2001 г. в г. Москве.

Торгово-промышленные палаты как первая форма объединения предпринимателей: сущность и экономические функции

Профессиональные объединения торговцев и ремесленников в форме цехов и купеческих гильдий существовали еще в феодальную эпоху. Наиболее успешно экономические интересы защищал торговый капитал, создавший для этого целый ряд организаций, оказывавших весьма заметное влияние на экономическое и политическое развитие Европы. Одним из таких примеров является существование на протяжении ряда столетий объединения северогерманских купцов - Ганзы. В Западной Европе первыми представительными организациями предпринимателей стали торговые палаты. Как совещательные органы по делам торговли при городском управлении они впервые появились во Франции. Из-за высокой прибыльности торговли и слабого развития промышленности в этот период эти организации создавались в форме торговых палат. Во Франции в конце XVII в. был учрежден целый ряд таких «палат». В 1700 г. они объединились в «Королевский совет торговли» - консультационный орган при правительстве, наделенный значительными полномочиями. В 1768 г. была образована первая торговая палата в Северной Америке, в Нью-Йорке.15 В XIX в. палаты появились в Англии. В XIX в. торговые палаты создавались в странах Западной Европы и Америки, а в начале XX в. в странах Латинской Америки, Азии и даже в африканских колониях. В это время они существовали в 43 странах мира - в европейских странах, Японии, Индии, Китае, Гонконге, Египте, Австралии, Мексике, Бразилии, Аргентине, Чили, Кубе, Уругвае, Эквадоре и других странах. К началу первой мировой войны в ведущих индустриальных странах за счет, в первую очередь, региональных палат их количество постоянно увеличивалось: во Франции насчитывалось 117 торговых палат, Германии - 147, Англии - 92, Австро-Венгрии - 86, Италии - 74, не считая подобных организаций в колони-ях.16

Учреждение торговых палат осуществлялось либо по решению правительства (Италия, Австро-Венгрия, Румыния, Болгария) или ходатайству представителей правительства и промышленности (Пруссия, Испания, Голландия), либо на основании законов об обществах и ассоциациях (Англия, США).

Сложившиеся к этому времени торговые палаты можно разделить на два вида - континентальные и англосаксонские.

К первому типу относились палаты, организованные в форме официального государственного института. Представители торгового капитала должны были входить в них в обязательном порядке. Эти палаты зародились и развились во Франции, откуда они в наполеоновскую эпоху были перенесены в европейские страны. Торговые палаты континентального типа были организованы в Германии, Голландии, Австро-Венгрии, Италии, Румынии, Болгарии, Японии и Китае.

Ко второму типу относились палаты, созданные на основании законов об ассоциациях в виде свободных союзов и корпораций с наделением их правами юридического лица. Вторая категория палат возникла в Англии, а затем распространились в США, Австралии, Швеции, Бельгии и Швейцарии.

Имелись также палаты смешанного типа, например в Испании. Здесь они создавались в виде свободных союзов, но по королевскому декрету 1901 г. могли получать официальный статус. В бывших ганзейских городах - Гамбурге, Бремене, Любеке, - торговые палаты представляли своеобразное сочетание английского и французского типов. Состав палат формировался за счет купечества, которое самостоятельно принимало решение о вхождении в нее. Правительство, наделяя их значительными полномочиями, придавало им статус официальных государственных учреждений.

Состав палат в разных странах варьировался. Во Франции и Австро-Венгрии они объединяли торговцев, промышленников, судовладельцев и ремесленников. Австро-венгерские торговые палаты, как писали современники, «являются органами государственной политики поддержания среднего класса, главным средством которой служат образование промышленных товариществ и контроль за ремеслом».18 Для представительства интересов промышленников в некоторых немецких землях, например в Гамбурге, Бремене, Саксонии, создавались промышленные палаты. В их ведение передавались также вопросы, связанные с развитием ремесла. С 1897 г. в тех немецких землях, где отсутствовало представительство ремесленников, образовывались особые ремесленные палаты.

В Италии, Испании, Австро-Венгрии, Голландии, Швеции, США, Англии и ряде других стран торговые палаты служили для представительства интересов торговли, судоходства и промышленности.

Торговые палаты делились на местные и центральные. Местные занимались хозяйственными вопросами и представительством интересов членов палаты на региональном уровне. Их юрисдикция распространялась на определенные округа, департаменты, провинции или крупные городские центры. Так, по законам Пруссии их основной задачей являлась «забота об общих интересах торговцев и промышленников своего округа, и в особенности содействие правительству в деле развития торговли и промышленности при помощи доставления фактических сведений, внесения докладов и дачи заключений».

Центральные органы решали хозяйственные вопросы на национальном уровне. Они выступали в роли официальных учреждений для обсуждения договоров и законов, имевших отношение к торговле, промышленности и земледелию. Палаты, создаваемые при министерствах, являлись не столько органами, объединявшими и согласовывавшими деятельность местных торговых палат, сколько своеобразными правительственными органами, образуемыми для решения определенных государственных задач. Содействие правительственным ведомствам являлось не только правом, но и их обязанностью. Они должны были давать подробные объяснения по запросам административных и судебных учреждений. В них власть видела компетентных советников для направления и согласования действий правительства по хозяйственным вопросам.

Центральные органы англосаксонского типа преследовали не только представительские цели. Они объединяли торгово-промышленный класс, согласовывали деятельность местных отделений для проведения и отстаивания собственных интересов, для приобретения большего влияния на законодательство.

Предпринимательские союзы Западной Европы и США: типы, организационная структура и приоритетные формы экономической деятельности

Первые предпринимательские союзы представительного типа как продукт капиталистических отношений стали создаваться в XVIII - XIX вв. Впервые они были образованы в Англии. Уже в 1799 г. в Лондоне была создана Британская ассоциация бумаги и картона, а первая общенациональная организация предпринимателей - Национальная ассоциация фабрикантов - была учреждена в 1854 г. Становление рыночных отношений в английских колониях Северной Америки привело к появлению первых предпринимательских союзов в XVIII в. В 1762 г. производители свечей Род-Айленда объединились в предпринимательский союз. Одним из первых предпринимательских объединений США стала созданная в 1792 г. Ассоциация маклеров биржи Нью-Йорка.44 Особенностью американских предпринимательских союзов являлось то, что они создавались предпринимательскими группами преимущественно с узко прагматическими целями. Так, в 1862 г. образовалась Ассоциации издателей Нью-Йорка с целью добиться большей стабильности на книжном рынке.

На европейском континенте первые ассоциации выросли из средневековых торговых гильдий и коммерческих союзов. В Бадене по закону 1862 г., уничтожившему цеховое устройство, были созданы представительные организации - промышленные товарищества, обладавшие правом юридического лица. Им передавалось имущество цехов и купеческих союзов. В начале XIX в. в Германии была предпринята попытка образовать национальную предпринимательскую организацию. При участии Фридриха Листа в 1819 г. был основан Германский торговый союз, но через два года он был распущен. Аналогичная судьба постигла основанный в 1829 г. Промышленный союз королевства Саксонии. Недолговечными оказались также созданный в 1821 г. в Берлине Союз содействия промысловой деятельности и основанное в 1836 г. Объединение владельцев саксонских прядилен.45 Из-за политической раздробленности Германии более чем на 350 княжеств и политически самостоятельных городов все попытки образовать выходящую за региональные рамки систему представительства интересов предпринимателей потерпели неудачи. К этому следует добавить, что незначительная численность немецкого рабочего класса, его слабость в идеологическом и организационном отношениях (существовали лишь немногочисленные тайные организации) не делали актуальной задачу создания такой организации.

На протяжении ряда лет в некоторых западноевропейских странах предпринимательские организации несли на себе в организационно-правовом отношении груз феодального прошлого. В Германии эти союзы назывались «торговыми корпорациями» или «торговыми депутациями». С 1665 г., например, в Гамбурге «Торговая депутация» объединяла морских торговцев, имела значительное влияние на городские власти. Именно ей было поручено управление биржей. С 1814 г. она получила право направлять своих представителей в местные органы власти, а чуть позже назначать судей в торговые суды. За депутацией признавалось право представлять интересы торгового класса Гамбурга. В XIX в. в нее входили владельцы крупных торговых и промышленных предприятий. Ее внутренняя жизнь регламентировалась законом. Согласно гамбургской конституции 1860 г. деятельность торговой депутации несколько видоизменилась. Ей давалось право иметь представителей в различных государственных учреждениях, а связанные с ее деятельностью издержки покрывались за счет казны.

Существование торговых палат и различных купеческих корпораций не помешало созданию предпринимательских союзов для защиты корпоративных интересов в экономической сфере. Рост численности и усиление их влияния совершались параллельно с промышленным подъемом Западной Европы. Нередко предпринимательские объединения оказывали гораздо большее влияние на деятельность правительства, чем торговые палаты, деятельность которых была втиснута в узкие рамки. Более того, по мере технического, промышленного и экономического развития палаты оказались не в состоянии выполнять стоявшие перед ними задачи по координированию интересов различных групп предпринимателей, например, купечества и промышленников. В условиях существования разнообразных хозяйственных интересов палатам с большим трудом удавалось осуществлять предписанную им законом гармонизацию предпринимательских интересов.

Необходимость объединения усилий бизнеса и власти в экономической и социальной областях государство все более полно начало осознавать во второй половине XIX в. - в эпоху динамичного развития капитализма. Особенно последовательно политика выстраивания конструктивных отношений с предпринимателями осуществлялась в новых европейских государствах, появившихся на политической карте после национально-освободительных движений (Италия), или в результате успешных войн (Германия).

В.Фишер в своем исследовании, посвященном анализу взаимоотношений государства и объединений немецких предпринимателей, замечает, что провозглашенная в 1871 г. Германская империя получила на «тарелочке» уже полностью сформировавшуюся систему организаций, представлявших интересы предпринимателей, с которыми правительства отдельных немецких государств давно уже научились сотрудничать. Именно в Германии эти союзы приобрели наиболее развитые формы, поскольку по определению В.И.Ленина, она представляла собой «образец передовой капиталистической страны, которая в смысле организованности капитализма, финансового капитализма, была выше Америки».

В этот период росла численность предпринимательских союзов и в других странах. В США - стране, исповедовавшей индивидуализм, свободу частной инициативы, невмешательство государства в хозяйственные отношения - их количество постоянно увеличивалось. К 1914 г. насчитывалось около 800 организаций.

Торгово-промышленные палаты индустриальных стран как координационный центр предпринимателей

Торгово-промышленные палаты в настоящее время, как показывает мировой опыт, являются наиболее представительными организациями капитала, объединяющими предпринимательские структуры различных секторов экономики. Независимо от формы организации, они обладают во всех странах мира рядом общих черт, которые отличают их от других предпринимательских союзов. К ним можно отнести следующее: - как правило, они являются некоммерческими организациями; - носят территориальный характер (организованы в административных границах города, округа, штата и т.п.); - функционируют на основе самоуправления, определяемого уставами; - оказывают различные виды услуг своим членам (состав этих услуг, хотя и весьма отличается в разных странах, в целом направлен на развитие предпринимательства); - используют свое влияние и авторитет в законодательных и исполнительных органах власти для создания благоприятного правового климата в целях развития предпринимательства и лоббирования его интересов; - выполняют функции посредников между правительственными предпринимательскими структурами в исполнении, толковании и совершенствовании нормативных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Процесс формирования торговых палат, как свидетельствуют материалы главы 1, интенсивно проходил во второй половине XIX в. В этот период сложились основные их виды. В настоящее время можно говорить о существовании трех типах торгово-промышленных палат.

Первая - это «континентальная» модель. Палаты этого типа создаются на основе специального национального законодательства, определяющего их задачи и роль в общественной жизни страны, в хозяйственной деятельности и выполнении ряда административных функций. На этих принципах организованы палаты во Франции, Германии, Италии, Австрии, Нидерландах, Словении и других странах.

При создании палат этого типа, как правило, в законодательном порядке предусматривается обязательное членство в них предпринимательских структур. Причем сегодня имеются примеры, когда в национальных палатах членство обязательно, а в местных - добровольное. Обычно предусматривается создание одной палаты в административной единице.

Помимо финансовых преимуществ, обязательное членство укрепляет позиции палат перед законодательными и исполнительными органами власти, поскольку выступают от имени всего делового содружества страны или определенного региона. Другим достоинством палат с обязательным членством является то, что они как на региональном, так и на местном уровне, солидарно выступают от имени различных секторов экономики, а не отдельных ее сегментов. Третьим важным преимуществом «континентальных» палат является передача им некоторых административных и управленческих функций в сфере хозяйственной и социальной деятельности, в том числе, например, в области образования, сертификации, аккредитации, выдаче торговых документов и т.п.

Позитивным фактором в деятельности этих палат является возможность сотрудничества с законодательными и исполнительными органами власти на основе создания при этих органах представительств палат. Более того, правительственные органы обязаны консультироваться с ними при решении правовых и экономических вопросов.

Наряду с достоинствами этот вид торговых палат имеет недостатки. К основным отрицательным моментам этой модели следует отнести высокую степень зависимости от государственной власти, которая в отдельных случаях оказывает на их деятельность ограничивающее влияние путем политического давления. Обязательность уплаты членских взносов, обеспечивающая стабильный доход, может ограничивать стремление администрации к диверсификации услуг, оказываемых своим членам.

Негативной стороной «континентальных» палат является и то, что во многих случаях обязательное членство в палатах не распространяется на сельское хозяйство, малый и семейный бизнес, а также профессиональную деятельность. Более того, этим палатам обычно запрещено представлять в законодательных и исполнительных органах власти интересы отдельных социальных групп, союзов предпринимателей, которые должны самостоятельно представлять и защищать свои корпоративные интересы. Палаты объединяют основные сектора экономики, представляя и защищая их общие интересы.

Вторая форма - «англосаксонская модель». Палаты, созданные по этому образцу, основываются на нормах гражданского и торгового права и не требуют специальных регулирующих их деятельность государственных актов. Они пользуются полной независимостью и самостоятельностью, а при учреждении регистрируются наравне с другими некоммерческими ассоциациями и организациями. Такие палаты характерны для США, Англии, Канады, Индии, стран Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.

Основными преимуществами «англосаксонской» модели при добровольном членстве предпринимательских структур являются: - более широкий спектр участников, включающий не только представителей отдельных секторов экономики, их ассоциаций и союзов, но и индивидуальных предпринимателей, в том числе независимых специалистов - адвокатов, консультантов, аудиторов; - возможность создания широкой региональной сети палат; - выполнение своих функций и организация управления на основе зарегистрированных уставов; - формирование национальной системы палат на неформальной добровольной основе; - возможность для предпринимателей вступать в те организации, которые представляют для них наибольший интерес.

Современные предпринимательские ассоциации Западной Европы, США и Японии: механизм функционирования и реализация целей

После второй мировой войны предпринимательские союзы заняли существенное место в мировом сообществе и в национальных хозяйствах отдельных стран. Сегодня они выполняют многообразные функции, весьма существенно влияющие на макро- и микроэкономические процессы национальных хозяйств.

Современные предпринимательские союзы - это самодеятельные, некоммерческие образования, состоящие из добровольно объединившихся физических и юридических лиц. Они создаются для содействия развитию бизнеса в сфере бухгалтерского учета и финансово-бюджетных вопросов, научно-технических исследований в области производства, стандартизации товаров, экономической статистики, консультаций по юридическим аспектам, изучения рынка спроса и усиления эффективности рекламы, организации учебно-образовательных программ по управлению производством и повышению квалификации рабочих и служащих, воздействия на экономическую политику государства, трудовых отношений и связи с общественностью.

Функционирование этих союзов подчиняется определенным принципам. Законы регламентируют лишь общие правила организации союза, права общего собрания членов, устанавливают правила избрания правления (численность и период деятельности), его ответственность и представительные функции. Решения принимаются на общем собрании членов союза. На них же избирается орган исполнительной власти - правление (директорат и т.д.), назначаемое на определенный срок в соответствии с уставом союза. К основным правам общего собрания принадлежит право устанавливать размер членских взносов, за счет которых финансируется деятельность союза.

Организационно-административная структура каждого союза устанавливается уставами, в которых зафиксированы следующие положения: название, год образования, местонахождение штаб-квартиры и филиалов и т.д. Членами предпринимательской организации могут быть как индивидуальные, так и юридические лица. В ряде союзов допускается членство иностранных компаний. Например, в состав Американского института сталелитейной промышленности входят канадские и латино-американские фирмы.

Государственным учреждениям предоставляется право проверять устав и практическую деятельность союза на предмет соответствия закону (так называемый надзор за законностью). Их права и обязанности определяются законами. Государственные органы не имеют права давать союзам указания относительно их деятельности. Они осуществляют так называемый контроль за целесообразностью. Среди принципов деятельности союзов предпринимателей можно выделить следующие: - добровольность образования или создание в обязательном соответствии с законом; - функциональная принадлежность (по отраслевому, территориальному признакам, по количеству членов); - территориальное разграничение уровней влияния (местный, региональный, национальный, международный).

Услуги, которые предоставляют союзы, можно разделить на две основные категории. Во-первых, члены стремятся направить деятельность союза непосредственно на укрепление своего хозяйственного положения (например, за счет предоставления информации, рекламы, консультационной деятельности) или косвенно на формирование благоприятной государственной экономической политики (лоббирование). Во-вторых, союзы стремятся формировать определенную экономическую политику, которая выражает цели и интересы их членов.

Союзы разделяются по степени организованности, численности, экономической и социально-политической роли в обществе. Наиболее распространенный вид предпринимательской ассоциации - отраслевые союзы, которые подразделяются на «вертикальные» и «горизонтальные». «Вертикальные» объединяют компании, занятые во всех сферах той или иной отрасли. Например, в США в крупнейшую организацию предпринимателей, занятых в нефтяном бизнесе, - Институт нефтяной промышленности - кроме нефтедобывающих входят также транспортные фирмы, компании по переработке нефти. «Горизонтальные» предпринимательские объединения включают в себя компании, которые специализируются только на одной сфере производственного процесса данной отрасли, например, Американская ассоциация компаний, добывающих нефть. Но существуют также ассоциации «смешанного», «межотраслевого» типа, объединяющие предпринимателей различных отраслей производства, например, Ассоциация аэрокосмической промышленности в США, Национальная ассоциация оборонной промышленности, Национальная ассоциация бизнесменов, специализирующихся по эксплуатации морских ресурсов.

Ассоциации (союзы) – это объединения по договору между собой коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности , а также представления и защиты общих имущественных интересов. Ассоциации (союзы) коммерческих организаций являются некоммерческими организациями , но если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется вхозяйственноеобщество илитоварищество в порядке, предусмотренном ГК РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе .

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, последние несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации. Член ассоциации(союза) может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами.

Учредительными документами ассоциации (союза) являются подписанный ее членами учредительный договор и утвержденный ими устав. Учредительные документы должны содержать следующие сведения: наименование ассоциации (союза) как юридического лица ; место его нахождения; порядок управления деятельностью ассоциации (союза); обязательства членов по созданию ассоциации (союза); порядок совместной деятельности по ее созданию; условия передачи ассоциации (союзу) имущества и участия в ее деятельности; условия состава и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядка принятия ими решения, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством членов ассоциации (союза); порядок и условия выхода членов из ассоциации (союза); порядок исключения членов из ассоциации (союза); порядок распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), и другие сведения.

Ассоциация (союз) должна иметь наименование, содержащее указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз».

Высшим органом управления ассоциацией (союзом) является общее собрание ее членов. Исполнительным органом управления может быть коллегиальный и(или)единоличный орган управления.

Ликвидируется ассоциация (союз) на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

БЕЛОРУССКИЙ СОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (ОО «БСП») – республиканское общественное объединение представителей крупного, среднего и малого частного бизнеса. В состав БСП входит около 1000 действительных членов, среди которых более 20 лидеров республиканских организаций, более 300 руководителей корпораций, индивидуальные предприниматели, а также в качестве экспертов экономисты, юристы, журналисты, активно участвующие в программах поддержки предпринимательства. В системе Союза более 17 000 ассоциированных членов. Представители (координаторы) Союза осуществляют свою деятельность в городе Минске и всех областях Беларуси, всего в более чем 60-ти регионах.

При ОО «БСП» действует ряд специализированных Советов.

СОЮЗ – старейшее объединение частных предпринимателей страны, образован 15 июня 1991 г., зарегистрирован Министерством юстиции Республики Беларусь 18 сентября 1991 г., последние изменения зарегистрированы в Устав Министерством Юстиции Республики Беларусь 15 мая 2009 г. Свидетельство о регистрации № 01443.

Председатель ОО «БСП» – Калинин Александр Федотович.

ОО «БСП» является членом:

Европейской конфедерации Ассоциаций малых и средних предприятий;

Европейского Совета по малому бизнесу;

Координационного Совета товаропроизводителей России и Беларуси;

Белорусской конфедерации промышленников и предпринимателей (нанимателей);

Белорусской торгово-промышленной палаты.

Представители Союза входят в:

Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь (Указ Президента РБ № 228 от 5 июня 2003 г.);

Межведомственную комиссию по поддержке и развитию малого предпринимательства (постановление Совмина № 466 от 8.04.2003 г.);



Межведомственный Совет по упорядочению работы рынков и повышению эффективности их деятельности (постановление Совмина РБ № 1641 от 25.11.2002 г.);

Консультативный Совет, созданный по Проекту ПРООН и Минэкономики РБ;

Национальный Совет по социальным и трудовым вопросам;

Республиканский трудовой Арбитраж;

Советы и комиссии по развитию предпринимательства при всех облисполкомах и Мингорисполкоме;

Межведомственную рабочую группу для подготовки предложений о совершенствовании законодательства в сфере контрольной и надзорной деятельности в Республики Беларусь;

Консультативно-координационное совещание деловых сообществ Республики Беларусь;

Рабочую группу для подготовки предложений по упрощению налоговой системы при СМ РБ;

Консультативный Совет при Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь;

Рабочую группу по упрощению административных процедур;

Рабочую группу по подготовке предложений о совершенствовании подходов определения размеров штрафных санкций за нарушение при осуществлении предпринимательской деятельности;

Рабочую группу по внесению изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;

Постоянно действующую рабочую группу по разрешению проблемных вопросов деятельности ИП при Департаменте по предпринимательству Минэкономики Республики Беларусь;

Советы и комиссии по развитию предпринимательства при всех облисполкомах и Мингорисполкоме.

В качестве экспертов активно сотрудничают с рядом министерств и ведомств, Национальным собранием Республики Беларусь.

ОО «БСП» активно участвует в проектах:

Правительства РБ и ПРООН «Активизация предпринимательской деятельности через развитие партнерства государства и частного сектора»;

Международной финансовой корпорации «Развитие объединений малого и среднего бизнеса»;

Программах содействия развитию женского бизнеса и многих других.

Белорусский союз предпринимателей открыт для новых идей и предложений, приветствует конструктивное сотрудничество в интересах развития предпринимательства.

28. Внутрифирменное предпринимательство

В теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Появление интрапренерства прежде всего связано с переходом многих крупных производственных структур на предпринимательскую форму организации производства.

Под интрапренерством понимается развитие духа предпринимательства и его осуществление внутри существующего предприятия. Интрапренерство заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (работу или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей: выделяются ресурсы – интракапитал – для их реализации; оказывается всесторонняя помощь для реализации идеи и ее практического использования.

Его можно рассматривать как деятельность по производству и реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и предприятия.

Интрапренер – это человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия.

Целью интрапренерства является повышение эффективности предприятия за счет: активизации и использования творческого потенциала сотрудников; повышения эффективности использования ресурсов предприятия; быстрой реакции на изменения потребностей рынка; быстрой реализации всевозможных нововведений (технических, организационных и т. п.); создание основы для дальнейшего развития производства.

Стадии жизнедеятельности взаимоотношения предприятия – учредителя и предпринимательской структуры

1. Зарождение предпринимательской идеи

Предпринимательская идея зарождается внутри предприятия и подхватывается им с учетом своего потенциала

2. Реализация предпринимательской идеи, создание предпринимательских хозяйственных структур

3. Устойчивая работа, прибыльность

Предприятие-учредитель сохраняет контроль над предпринимательской структурой и получает определенные дивиденды

4. Затухание

Предприятие-учредитель участвует либо в диверсификации бизнеса, либо в его ликвидации

Рисунок – Особенности интрапренерства на различных стадиях жизнедеятельности предприятия предпринимательского типа

Возникновение интрапренерства обусловлено объективными тенденциями социально-экономического развития общества, когда доминирующими для многих становятся социальные аспекты мотивации деятельности человека, когда люди стремятся к самостоятельности, самовыражению. Они хотят реализовать эти потребности, получить больше самостоятельности на своем предприятии в рамках его организационной структуры. Недооценка этих желаний может привести к снижению интереса к выполняемой работе и уходу с предприятия наиболее способных и перспективных работников в поисках возможности для самореализации и творчества. В большинстве случаев эти специалисты уходят в малые предприятия.

Другой причиной интереса к интрапренерству стала тенденция появления новых технологий, которые необходимо внедрять как можно быстрее, иначе потеря конкурентных преимуществ неизбежна. Реализация возможностей интрапренерства на действующих предприятиях позволяет им решать указанные выше проблемы и обеспечивает их конкурентоспособность.

На крупных предприятиях, работающих достаточно стабильно и успешно, сдерживается новаторство, блокируются нововведения, могут игнорироваться инициативы, особенно, если они не связаны непосредственно с основной деятельностью предприятия, т. е. наблюдается консерватизм. Предприятия с традиционной структурой управления, как правило, действуют на основе четкого иерархического соподчинения и набора инструкций, всесторонне регламентирующих их жизнедеятельность. На предприятиях создается атмосфера поиска, поощряются выдвигаемые идеи, предложения и новые решения, имеется возможность превращения человека, выдвинувшего предпринимательскую идею, в совладельца предприятия, партнера, существуют и другие виды заинтересованности. Развитие духа интрапренерства обеспечивает эффективное развитие предприятия и позволяет преодолеть барьеры на пути его гибкого роста.

С социально-психологических позиций предпринимательская деятельность – это средство реализации потребностей личности в независимости, богатстве, престижной работе, положении в обществе. Индивидуальный предприниматель может реализовать эти потребности полностью. В партнерском бизнесе они несколько ограничены, поэтому на действующем предприятии для интрапренера должны быть созданы определенные условия, обеспечивающие реализацию его новаторских идей.

Как и любое другое явление, интрапренерство имеет положительные и отрицательные качества. Для обеспечения его успеха необходимо знать возможности интрапренерства в решении актуальных задач, стоящих перед предприятием, и создавать комплекс условий по реализации этих возможностей.

Итак: интарпренерство является одним из путей развития предпринимательства, расширяющих сферу его возможностей. Под интрапренерством следует понимать деятельность предприятия по достижению своих целей на основе использования возможностей предпринимательства.

В основе интрапренерства лежат: создание условий для предпринимательской деятельности, стимулирование и реализация предпринимательских возможностей сотрудников на основе использования ресурсов и организационно-производственных возможностей предприятия интрапренера.

Целью интрапренерства является обеспечение интересов предприятия и на этой же основе обеспечение интересов интрапренера, выдвинувшего и реализовавшего предпринимательскую идею.

СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА

29. Общие условия, принципы и этапы создания собственного дела.

Индивидуальным предпринимателем (далее – ИП) может стать любой гражданин в дееспособном возрасте. Он самостоятельно (единолично) принимает решение о ведении предпринимательской деятельности и ее прекращении. ИП осуществляет бизнес лично от своего имени и несет личную ответственность за его результаты. Является единоличным собственником имущества, используемого в процессе предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация ИП производится по месту его нахождения, то есть месту, где он постоянно или преимущественно проживает.

Для государственной регистрации в качестве ИП в регистрирующий орган представляется:

■ заявление о государственной регистрации;

■ личная фотография;

■ оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины (0,5 базовой величины).

Заявление составляется по утвержденной и в нем подтверждается, что гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве ИП:

^ не имеет непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

^ не имеется неисполненного судебного решения об обращении взыскания на имущество данного гражданина;

^ на момент госрегистрации данный гражданин не является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, находившегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства);

^ на дату государственной регистрации не являлся индивидуальным предпринимателем, признанным экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее года;

^ на дату государственной регистрации не являлся собственником имущества (учредителем, участником) юридического лица, индивидуальным предпринимателем, задолженность которого была признана безнадежным долгом и списана в соответствии с законодательными актами, с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее трех лет.

Документы на государственную регистрацию ИП подаются путем личного обращения, т.е. гражданином, который регистрируется в качестве ИП.

При подаче документом при себе необходимо иметь паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Вместе с тем, Положением о государственной регистрации допускается подача документов для регистрации ИП не самим заявителем. В этом случае подпись лица, подписавшего заявление о государственной регистрации ИП, должна быть нотариально удостоверена, а представитель гражданина должен иметь доверенность, удостоверенную нотариусом.

Следует отметить, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011г. №1164 в г.Минске осуществляется электронная государственная регистрация индивидуальных предпринимателей (веб-портал Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей http://egr.gov.by ).

Форма заявления о государственной регистрации индивидуального предпринимателя в электронном виде приведена в Приложении 2.

Индивидуальный предприниматель считается зарегистрированным со дня подачи документов, представленных для госрегистрации и внесения записи в Единый государственный регистр (ЕГР).

Свидетельство о госрегистрации выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.

Регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня внесения записи в ЕГР, выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах статистики, в фонде социальной защиты населения, регистрацию в страховом предприятии «Белгосстрах».

Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя осуществляемых ими видов деятельности.

В случае изменения фамилии, собственного имени, отчества индивидуального предпринимателя, его местожительства индивидуальный предприниматель в месячный срок обязан обратиться в регистрирующий орган для внесения соответствующих изменений в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию ИП в случае:

Непредставления всех необходимых для госрегистрации документов;

Оформления заявления с нарушением законодательства;

Представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

В этом случае на заявлении ставится соответствующий штамп и указывается основание, по которому не осуществлена госрегистрация.

Не допускается повторная государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя в случае, если индивидуальный предприниматель не исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальный предприниматель несет ответственность за достоверность сведений в документах, представленных для государственной регистрации, в т.ч. в заявлении.

При утере или порче свидетельства о государственной регистрации дубликат этого свидетельства выдается в день обращения в регистрирующий орган с взиманием государственной пошлины в размере 50 процентов ставки, установленной за государственную регистрацию индивидуального предпринимателя.

Деятельность ИП, зарегистрированного на основании заведомо ложных сведений, является незаконной и запрещается. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в доход местных бюджетов в судебном порядке.

Гражданин, государственная регистрация которого в качестве индивидуального предпринимателя аннулирована, вправе обратиться за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении трех лет со дня принятия такого решения.

Особенности регулирования деятельности гражданина в качестве ИП установлены Указом Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» (далее - Указ №285).

Так, согласно пункту 2 Указа №285 для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе:

Привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в том числе заключаемым с юридическими лицами;

Использовать для производства и (или) реализации товаров, а также выполнения работ, оказания услуг одновременно в совокупности не более четырех торговых объектов (торговых мест на торговых объектах, торговых мест на рынках, объектов, в которых ИП оказывают услуги (выполняют работы) потребителям, включая транспортные средства, применяемые для перевозок пассажиров и грузов на основании специального разрешения (лицензии)).

Предпринимательская деятельность, осуществляемая с нарушением вышеперечисленных условий, - запрещена.

Следует также обратить внимание, что после получения свидетельства о государственной регистрации ИП, несмотря на то, что наличие печати не является обязательным, может обратиться в соответствующие организации за ее изготовлением. Получение каких-либо дополнительных разрешений или согласований эскизов печати с регистрирующим органом не требуется.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 22.02.2000г. №82 «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь» индивидуальные предприниматели обязаны открывать в банках текущие (расчетные)

■ ежемесячный размер выручки от реализации товаров (работ, услуг), кроме выручки, полученной от осуществления видов деятельности, по которым эти предприниматели уплачивают единый налог в соответствии с законодательными актами, превышает сумму, эквивалентную 1000 базовых величин, на первое число месяца, в котором производилась реализация товаров (работ, услуг);

■ прием наличных денежных средств осуществляется ими с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем.

2.4 Предпринимательские ассоциации и союзы

В целях координации деятельности, защиты общих ком-мерческих интересов и повышения эффективности капитала предприятия могут создавать объединения в форме ассоциа-ций и союзов.
Основой для создания союзов обычно становится сходный характер технологических процессов, взаимозависимое развитие хозяйства, синхронный рост технико-экономического уровня связанных производств, необходимость комплексно-го использования сырья и других ресурсов, диверсифика-ция.
На стыках отраслей часто возникают сложные экономи-ческие процессы. Для их эффективного развития и управле-ния ими необходимы концентрация ресурсов и объединение усилий предприятий различной отраслевой принадлежности. Вследствие этого возникает необходимость создания специ-альных организационных форм управления межотраслевого характера. По юридическому статусу эти хозяйственные об-разования могут быть двух видов: действующие на постоян-ной правовой и хозяйственной основе и ассоциативные, или предпринимательские, - с правом свободного присоедине-ния и свободного выхода, а также свободного предпринима-тельства в рамках ассоциации. Наиболее широкое распрост-ранение получили такие хозяйственные структуры, как финансово-промышленные группы, ассоциации, концерны, консорциумы.
Ассоциация - добровольное объединение юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении само-стоятельности и независимости, входящих в объединение субъектов. В состав ассоциации входят, как правило, организации,спе-циализированные в одной области, расположен-ные на определенной территории. Цель создания ассоциации - совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач.
Концерн - крупное объединение предприятий, которые имеют общие интересы, и связаны договорами, капиталом и участием в совместной деятельности. Это объединение часто происходит вокруг сильного головного предприятия, являющегося держателем акций участников. Каждый из участников концерна сохраняет свое положение юридического лица,являясь дочерней компанией головного предприятия.Консорциум представляет собой временное объединение организаций, банков с целью осуществления совместно ка-питалоемкого проекта. Такое объединение позволяет вложить средства в крупный проект, значительно уменьшая риск, так как ответственность раскладывается на многих участников. Консорциумы в настоящее время возникают в новых науко-емких отраслях, на стыке разных отраслей и предусматри-вают проведение совместных научных исследований.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, расши-рение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффектив-ности производства, создание новых рабочих мест.
Финансово-промышленные группы в большинстве случа-ев представляют собой объединение промышленного, банков-ского, страхового и торгового капиталов. Они имеют возмож-ности создавать высокоэффективные производственные сис-темы с вертикальной интеграцией, снижать издержки, создавать эффективный механизм финансирования всей про-изводственной цепочки, привлекать крупные инвестиции под гарантии совокупных активов. Развитие ФПГ в России по-зволяет эффективно решать многие проблемы, создает воз-можности для маневрирования финансовыми и материаль-ными ресурсами и их концентрации в целях повышения кон-курентоспособности продукции.

  • 8. Инфраструктура рынка
  • 9. Производственное предприятие как основа экономики
  • Лекция № 2. Предприятие, его сущность, виды, функции
  • 1. Классификация предприятий
  • 2. Структура и инфраструктура предприятий
  • 3. Внутренняя и внешняя среда предприятия
  • 4. Организация производственного процесса на предприятии
  • 5. Предпринимательские права и обязанности предприятия
  • 6. Классификация участников предпринимательской деятельности в соответствии с гк рф
  • 7. Коммерческие и некоммерческие организации
  • 8. Малые и крупные предприятия, их взаимодействие
  • 9. Предпринимательские ассоциации и союзы
  • Лекция № 3. Основные фонды предприятия
  • 1. Основные производственные и непроизводственные фонды. Основной капитал предприятия
  • 2. Виды учета и методы оценки основного капитала, показатели его использования
  • 3. Износ и воспроизводство основных производственных фондов. Амортизация
  • 4. Эффективность использования основного капитала
  • Лекция № 4. Оборотные средства предприятия
  • 1. Сущность и структура оборотного капитала
  • 3. Кругооборот и показатели оборачиваемости оборотных средств
  • 4. Расчет норм и нормативов оборотных средств по основным элементам
  • 5. Использование отходов производства
  • Лекция № 5. Персонал предприятия
  • 1. Трудовые ресурсы
  • 2. «Рабочая сила» в производстве. Структура рабочей силы
  • 3. Рынок труда
  • 4. Государственное регулирование рынка труда
  • 5. Наем рабочей силы
  • 6. Производительность труда
  • 7. Организация, нормирование и оплата труда
  • 8. Мотивация труда
  • Лекция № 6. Калькулирование себестоимости
  • 1. Сущность себестоимости и ее экономическое значение
  • 2. Классификация затрат, образующих себестоимость продукции, и методы их расчета
  • 3. Постоянные, переменные и общие издержки производства
  • 4. Определение предельных издержек производства
  • 5. Смета затрат и калькулирование себестоимости отдельных видов продукции
  • Лекция № 7. Товар, деньги и ценообразование на предприятии
  • 1. Товар. Товарная политика
  • 2. Деньги и их функции
  • 3. Методы ценообразования
  • 4. Виды цен
  • Лекция 8. Имущество и прибыль предприятия
  • 1. Уставный капитал и имущество предприятий
  • 2. Финансовые ресурсы предприятия
  • 3. Доходы и расходы предприятия
  • 4. Выручка от продажи продукции (работ, услуг)
  • 5. Сущность прибыли, ее структура
  • Лекция № 9. Инвестиции и инновации
  • 1. Понятие инвестиций
  • 2. Воспроизводственная структура инвестиций
  • 4. Кредитное обеспечение инвестиций
  • 5. Расчет эффективности инвестиций
  • 6. Понятие и классификация инноваций
  • 7. Субъекты инновационной деятельности
  • Лекция № 10. Стратегия и риск на предприятии
  • 1. Сущность стратегии, ресурсы и возможности предприятия
  • 2. Риск в деятельности предприятия
  • 3. Установление сильных и слабых сторон деятельности предприятия
  • Лекция № 11. Планирование деятельности предприятия
  • 1. Сущность планирования
  • 2. Виды планов
  • 3. Нормативная база планирования
  • 4. Теория оптимального объема выпуска продукции
  • 5. Содержание плана производства предприятия
  • 6. Методика и порядок планирования
  • 7. Основные показатели плана производства
  • 8. Разработка производственной программы предприятия. Этапы разработки производственной программы
  • 9. Планирование производственной мощности предприятия
  • 10. Подготовка нового производства
  • 11. Цели разработки и структура бизнес-плана предприятия
  • Лекция № 12. Конкурентоспособность предприятия
  • 1. Понятие конкуренции
  • 2. Методы оценки конкурентоспособности
  • 3. Понятие факторов, влияющих на конкурентоспособность, и их классификация. Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия
  • Лекция № 13. Логистика на предприятии
  • 1. Определение, понятие, задачи и функции логистики
  • 2. Факторы и уровни развития логистики
  • Лекция № 14. Результативность деятельности предприятия и его экономический рост
  • 1. Результативность деятельности предприятия и критерии ее оценки
  • 2. Важнейшие факторы экономического роста предприятия (внешние и внутренние), организационно-экономические факторы
  • 3. Качество, стандарты качества
  • Лекция № 15. Эффективность и ее оценка
  • 1. Показатели эффективности деятельности предприятия и методика их расчета
  • 2. Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса
  • 3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия
  • Форма 1 «Баланс»
  • Форма 2 «Отчет о прибылях и убытках»
  • Практикум Примеры решения задач Тема. Основной капитал и основные фонды
  • Тема. Оборотные средства
  • Тема. Трудовые ресурсы
  • Тема. Конечные результаты деятельности предприятия
  • Перечень тем курсовой работы
  • 9. Предпринимательские ассоциации и союзы

    В целях координации деятельности, защиты общих коммерческих интересов и повышения эффективности капитала предприятия могут на основании договора создавать объединения в форме ассоциаций (корпораций), консорциумов, синдикатов и прочих союзов.

    Основой для создания союзов становится сходный характер технологических процессов; взаимозависимое развитие хозяйства; синхронный рост технико-экономического уровня связанных производств; необходимость комплексного использования сырья и других ресурсов; диверсификация.

    Главные принципы образования хозяйственных союзов:

    1) добровольность объединений;

    2) равноправие партнеров;

    3) свобода выбора организационных форм;

    4) самостоятельность участников;

    5) ответственность только по обязательствам, взятым каждым предприятием при вступлении в объединение.

    По юридическому статусу указанные хозяйственные образования могут быть разделены на две группы: действующие на постоянной правовой и хозяйственной основе и ассоциативные или предпринимательские – с правом свободного присоединения и свободного выхода, а также свободного предпринимательства в рамках ассоциации.

    Наиболее широкое распространение получили такие структуры, как финансово-промышленные ассоциации, холдинги, синдикаты и консорциумы.

    Холдинговые компании образуются, когда одно акционерное общество овладевает контрольными пакетами акций других акционерных фирм с целью финансового контроля над их работой и получения дохода на вложенный в акции капитал. Различают два типа холдингов:

    1) чистый холдинг , т. е. получение компанией доходов посредством участия в акционерном капитале других фирм. Возглавляется крупными банками;

    2) смешанный , когда холдинговая компания занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью и одновременно с целью расширения сферы влияния организует новые зависимые фирмы и филиалы. Его возглавляет любое крупное объединение, преимущественно связанное с производством.

    Гигантские холдинги могут контролировать финансовую деятельность сотен акционерных обществ, включая крупные концерны и банки.

    Их собственный капитал и активы при этом бывают в несколько раз меньше суммарного капитала дочерних фирм. Некоторые компании создаются с участием большой доли государственного капитала, что позволяет правительству контролировать и регулировать развитие отдельных важнейших отраслей экономики страны.

    По структуре участников финансово-промышленные группы (ФПГ) напоминают холдинг. В их состав наряду с предприятиями материального производства (промышленности, строительства, транспорта) входят финансовые организации, прежде всего банки.

    При их формировании в качестве главной ставится задача объединения банковского капитала и производственного потенциала. При этом основным доходом деятельности банка, входящего в ФПГ, должны быть дивиденды от повышения эффективности работы производственных предприятий, а не процент по кредитам.

    Наряду с бессрочными организационными объединениями, такими как холдинги, ФПГ, возникают временные объединения предприятий для решения конкретных задач в течение определенного периода времени – «консорциумы» . Они объединяют предприятия и организации независимо от их подчиненности и формы собственности. Участники консорциума сохраняют хозяйственную самостоятельность и могут быть одновременно членами других объединений. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование.

    Охарактеризуем кратко другие виды хозяйственных объединений (интеграции) . Наиболее часто упоминающимися комплексными формами метакорпораций являются конгломераты, картели, синдикаты, тресты, консорциумы, концерны, союзы, хозяйствен­ные ассоциации, корнеры, пулы, франчайзы, холдинги, виртуальные компании, стра­тегические альянсы, ФПГ, комплексы, транснациональные корпорации и транснаци­ональные банки (ТНК и ТНБ), промышленные узлы, контрактные группы, компа­нии с дивизиональной структурой, предпринимательские сети.

    Картель , или картельное соглашение заключается между предприятиями одной отрасли по поводу взаимных обязательств на установление нижнего предела цен на производимые продукты или добываемые ресурсы, разграничения рынков сбыта, выдачи квот на добычу природных ресурсов (например, нефти), условий найма рабочей силы и пр. Современная форма картеля обеспечивает максимизацию прибыли его участникам при минимизации затрат. Нарушение картельного соглашения ведет к штрафу, который виновный участник должен заплатить в кассу картеля.

    Синдикат – организационная форма объединения предприятий одной отрасли для заключения соглашения по контролю над сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли. Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но теряют коммерческую самостоятельность. Сбыт продукции всеми участниками синдиката осуществляется через единый орган – сбытовую контору. Этим достигается продажа всей продукции по монопольно высоким ценам. Сбытовая контора принимает продукцию предприятий по ценам, которые устанавливает синдикат. Синдикат всегда сильнее отдельных предприятий и фирм-аутсайдеров, производящих аналогичную продукцию, поэтому в последнее время эта форма, как противоречащая антимонопольному законодательству, утрачивает свое значение. На долю, например, известного международного синдиката ОПЕК, занимающегося добычей и реализацией нефти на мировых рынках, приходится около 2/3 мирового экспорта нефти.

    Промышленные узлы – группа предприятий и организаций, которые размещаются на смежных территориях и совместно используют производственную и социально-бытовую инфраструктуру, природные и другие ресурсы, создают общие производства межотраслевого и регионального значения, сохраняя при этом свою самостоятельность.

    Ассоциации – добровольное объединение (союз ) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организацийдля координации предпринимательской деятельности и представления и защиты общих имущественных интересов.

    Корпорации – это договорные объединения на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий и центральным регулированием деятельности каждого из участников;

    Трест – объединение собственности и управления предприятий одной или нескольких отраслей полностью утрачивающих производственную и коммерческую самостоятельность. Тресты обычно создаются в форме акционерных компаний. Предприниматели – владельцы предприятий, вступая в трест, становятся его акционерами. Во главе треста стоит правление, руководящее производством, сбытом продукции и финансовыми операциями всех предприятий, входящих в него. В настоящее время на смену трестам (как противоречащим антитрестовскому законодательству) пришли концерны, конгломераты и другие, более развитые формы интеграции;

    Концерны – это уставные объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т. д. на основе полной зависимости от одного или группы предпринимателей;

    Конгломерат – организация, возникшая в результате слияния различных фирм, не имеющих производственной общности. При конгломератных слияниях происходит поглощение перспективных фирм, которые обменивают свои акции на акции конгломерата на выгодных для себя условиях. Иногда конгломерат покупает акции поглощаемых фирм в кредит, что особенно оправдано в периоды экономического подъема.

    Понравилась статья? Поделитесь ей