Контакты

Предопределение тютчев. Анализ Стихотворения Тютчева « Предопределение Тютчев предопределение читать

Любовь стара, как мирозданье;

Но кто пришел и кто придет на свет,

Приходит обновить ее завет...

Дж. Байрон

Стихи о любви - как страницы одной большой книги. Каждый, кто испытал это чувство, может дописать к ней новую главу. Как сказал Хафиз, «любовь - как море. Ширь ее не знает берегов». Читая стихи о любви, мы каждый раз открываем новые грани этого чувства. Но не многие возьмут на себя смелость дать точное и исчерпывающее определение его.

Ф. И. Тютчев оставил нам своеобразную «формулу любви» в пяти строчках:

Любовь, любовь - гласит преданье - Союз души с душой родной - Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И... поединок роковой...

«Союз души с душой родной», по мнению Тютчева, предполагает не только единенье и сочетанье любящих сердец, но и «поединок роковой». С судьбой ли или друг с дру­гом, но борьба неизбежна, и исход ее предопределен: «В борьбе неравной двух сердец» неизбежна гибель того, чье сердце нежнее. «Любя, страдая, грустно млея, оно изноет наконец...», растворившись в любви без остатка.

Это стихотворение Тютчева интересно еще и тем, что написано оно в самом начале романа поэта с Еленой Александровной Денисьевой, «между июлем 1850 и серединой 1851», как указал сам автор. Они познакомились в июле 1850 года. Елене Денисьевой было двадцать четыре года, Тютчеву - сорок семь. И в самом начале их отношений поэт почувствовал их «роковую неизбежность» и предвидел трагический исход этого «рокового поединка». Связь их длилась четырнадцать лет, вплоть до смерти Денисьевой.

Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла!

День смерти Денисьевой остался в памяти Тютчева как день невосполнимой утраты и скорби. С самого начала их отношений поэта не покидало предчувствие трагедии и чувство вины перед возлюбленной:

О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!..

Эти строки написаныв 1851 году, за тринадцать лет до смерти Денисьевой.

Стихи «денисьевского» цикла интересны тем, что поэт чаще пишет не о себе, не о своем чувстве. «Жизнь, обнаженная до дна», открывалась ему в глазах любимой жен­щины:

Я очи знал, - о эти очи! Как я любил их, - знает Бог! От их волшебной, страстной ночи Я душу оторвать не мог. В непостижимом этом взоре, Жизнь обнажающем до дна, Такое слышалося горе, Такая страсти глубина!

В своих стихах Тютчев не раз признавал «первенство» своей возлюбленной. Ее чувство глубже, полнее, богаче:

Не раз ты слышала признанье: «Не стою я любви твоей». Пускай мое она созданье, Но как я беден перед ней.

Строки тютчевской лирики рисуют любовь как подлинно «роковую» силу, которой невозможно противостоять. Ее следует принять со всеми восторгами и страданиями, как принял и понял ее сам поэт:

Перед любовию твоею Мне больно вспомнить о себе - Стою, молчу, благоговею И поклоняюся тебе.

Тютчев, не раз любивший в своей жизни, рассказал нам в своих стихах и о том, что с годами «не скудеет нежность»:

О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней... Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней!

Тютчевские строки о любви - это целая «энциклопедия». Любовь в его стихах - чувство сложное и противоречивое. В нем и восторг, и боль, и вечная борьба, и вечная вина, «блаженство и безнадежность», но это и «очарованье», с которым всегда жаль расставаться.

Комментарий:
Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 29. Л. 4.

Список - Муран. альбом с опиской в последней строке: «Она» вместо «Оно».

Первая публикация - Совр. 1854. Т. XLIV. С. 40. Вошло в Изд. 1854. С. 40; Изд. 1868. С. 150; Изд. СПб., 1886. С. 201. А. А. Флоридов, вероятно, видел автограф, ибо 5-я строка в Изд. 1900. С. 184 напечатана так, как в рукописи, т. е. с многоточием после союза «и», чем придается, разумеется, особая интонация выражению «поединок роковой». Однако Флоридов, подобно своим предшественникам по редактированию Тютчева, не разбил пьесу на строфы, а между тем в подлиннике стихотворение разделено на две строфы.

Печатается по автографу с учетом текстологических коррективов, внесенных Г. И. Чулковым, К. В. Пигаревым и А. А. Николаевым, но с сохранением авторского знака (тире) в конце первой строфы. Если все остальные замены (тире на запятые) все же оправданны, то здесь замена тире многоточием представляется неверной. Многоточие ведет стихотворение к интонационному спаду, а Тютчев своим тире как раз противодействовал этому. Кроме того, тире - это способ художественного скрепления строф.

Автограф беловой. Поправок в тексте нет. Это характерно для психологии тютчевского творчества: пережитое и выстраданное в глубинах творческого духа через импровизацию тут же воплощается в художественный текст. Заглавие стихотворения сверху и снизу выделено подчеркиванием («завиток», переходящий в прямую линию).

Датируется началом 1850-х гг.

Входит в состав «денисьевского» цикла, образуя его смысловое ядро. В его психологическом сюжете выразился весь драматизм любовного «поединка» Тютчева и Е. А. Денисьевой, о котором впоследствии расскажет сам Тютчев в письме А. И. Георгиевскому от 13/25 декабря 1864 г.: «За этим последовала одна из тех сцен, слишком вам известных, которые все более и более подтачивали ее жизнь и довели нас - ее до Волкова поля, а меня - до чего-то такого, чему и имени нет ни на каком человеческом языке... О, как она была права в своих крайних требованиях, как она верно предчувствовала, что должно было неизбежно случиться при моем тупом непонимании того, что составляло жизненное для нее условие». Из письма ясно и то, что вторая строфа оказалась пророческой: «сердце» Денисьевой «изныло» раньше, чем это случилось с Тютчевым. «И в стихах Тютчева вместе с этою любовью возникло что-то новое, открылась новая глубина, - писал Чулков, - какая-то исступленная стыдливость чувства и какая-то новая суеверная страсть, похожая на страдание и предчувствие смерти».

Тем не менее Тютчев смог вырваться из стихии личных переживаний, превратив стихотворение в философскую манифестацию на тему любви. В истоках ее - шеллинговская концепция «борьбы» противоположностей, которой пронизано человеческое «самосознание». Ф. В. И. Шеллинг особо подчеркивал, что в «самосознании разыграется бесконечная распря». По Тютчеву, даже любовь оказывается захваченной этой «распрей». Отсюда его философское видение любви как «поединка рокового», а это предопределяет появление трагического гротеска («союз» - «поединок») в тютчевской художественной философии любви. В виде именно философской аллюзии этот гротеск отразится во фрагменте трактата В. С. Соловьева «Смысл любви»: «Чувство требует такой полноты соединения, внутреннего и окончательного, но дальше этого субъективного требования и стремления дело обыкновенно не идет, да и то оказывается лишь преходящим. На деле вместо поэзии вечного и центрального соединения происходит лишь более или менее продолжительное, но все-таки временное, более или менее тесное, но все-таки внешнее, поверхностное сближение двух ограниченных существ в узких рамках житейской прозы».

Ю. Айхенвальд, раскрывая содержание тютчевского гротескного образа любви в «Предопределении», отметил: «В самой любви таится уже будущая вражда, разлука или измена, смерть или утомление» (А. А.).

Исследователи включают это стихотворение в «Денисьевский цикл» произведений. Елена Денисьева была возлюбленной поэта. Федор Тютчев полюбил молодую воспитанницу Смольного института, где обучались девушки из дворянских семей, буквально после первой встречи. Молодая особа, обладавшая незаурядным умом и, по воспоминаниям современников, замечательными внешними данными, произвела сильное впечатление на поэта. Драматичная история их отношений, осуждаемых обществом, длилась пятнадцать лет. У них родилось трое детей. Связь оборвалась лишь с ранним уходом из жизни Елены Александровны, умершей от туберкулеза. Тютчев размышляет о любви с присущей ему философской глубиной, когда мысли и лирика созвучны и рождают поэтичные строки, отразившие пережитые чувства, боль и грусть, минуты счастливых мгновений, когда происходит объединение двух душ. По мнению поэта любовь - это рок, предопределенный свыше, необъяснимое чувство, захватывающее, подавляющее и испепеляющее всплеском эмоций того, у кого нежнее душа и сердце.

Текст стихотворения Тютчева “Предопределение” можно скачать полностью или учить онлайн на уроке литературы в классе.

«Предопределение» Федор Тютчев

Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их соединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье.
И… поединок роковой…

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…

Анализ стихотворения Тютчева «Предопределение»

Федор Тютчев был дважды женат, и оба его брака оказались весьма удачными как с финансовой точки зрения, так и в плане взаимной привязанности. Тем не менее, прожив в счастливом браке со второй супругой Эрнестиной более 10 лет, поэт неожиданно увлекается юной воспитанницей Смольного института благородных девиц Еленой Денисьевой, которые многие библиографы называют последней любовью Тютчева. Эта внебрачная связь, принесшая обоим любовникам не только множество волнительных моментов, но и общественное осуждение, длилась почти 15 лет. Фактически поэт жил на две семьи, так как Елена Денисьева, подарила ему троих детей, о существовании которых законная супруга была прекрасно осведомлена.

Наделенная природной красотой и острым умом, Елена Денисьева с первой встречи произвела на Тютчева настолько неизгладимое впечатление, что он, предчувствуя начало бурного романа, в 1850 году посвятил ей стихотворение «Предопределение», в котором фактически предсказал, как будут развиваться его взаимоотношения с этой женщиной. Любовь в понятии поэта представляет собой «союз души с душой родной». Однако это не только мир и гармония, но и «поединок роковой», который неизбежен, когда речь идет о чувствах . Кто-то в таком союзе всегда является лидером, а кто-то подчиняется, иначе отношениям не суждено стать долгими и счастливыми.

В этом романе, как ни странно, лидером оказалась Елена Денисьева, которая первой сделала шаг навстречу своему избраннику, а после настояла на том, чтобы Тютчев не расторгал свой брак, что могло помещать его успешной карьере дипломата. Именно эта женщина, обладающая потрясающим самообладанием и силой воли, ради возлюбленного отказалась от собственной семьи, наследства и статуса в общества, предпочтя семейному счастью жизнь в затворничестве. Однако «в борьбе неравной двух сердец» поэт увидел и обратную сторону, лишенную романтики и идеализма. Это – душевная боль, которая является неизбежным спутником любви, и из-за которой сердце «изноет наконец». Тютчев был убежден, что эта участь неизбежно постигает того, кто в любовном союзе подчиняется своему избраннику . Но поэт ошибся, так как страдать от порочной связи пришлось не столько ему, сколько Елене Денисьевой, имя которой оказалось запятнанным на всю жизнь. Она не давала своему возлюбленному поводов для ревности и не требовала ничего взамен. Но, став любовницей женатого мужчины, обрекла себя на одиночество, с чем Тютчев так и не смог смириться.

Будучи уже в солидном возрасте, Ф.И. Тютчев встретил Елену Денисьеву. Поэт был поражен красотой и умом этой женщины. Он понимал, что не устоит перед ее чарами, хоть и жил тогда в браке со второй женой Эрнестиной. Предчувствуя развитие отношений с Денисьевой, в 1850 г. поэт написал стихотворение «Предопределение», которое, подобно зеркалу, отобразило его смешанные чувства.

Тема анализируемого произведения – любовь. Автор утверждает, что любовь может связывать только родные души. Он считает, что их союз – не только соединение, но и борьба.

Система образов «Предопределения» оригинальная. В центре произведения лирический герой, а во втором катрене появляются образы сердец. Учитывая биографию Ф.И. Тютчева, можно утверждать, что лирическое «я» произведения – отражение внутреннего состояния автора. Лирический герой размышляет над вечным вопросом любви. К раздумьям его подтолкнуло предание, согласно которому любовь – союз родных душ. Герой соглашается, что любовь – соединение душ, но в конце первой строфы добавляет, что это роковой поединок. Последний тезис развивается во втором катрене.

Лирический герой уверен, что любовь – борьба двух сердец. То, которое нежнее, неизбежно страдает и млеет от грусти. Вскоре оно вовсе изнывается, любя. О сердце менее нежном автор не говорит ничего, не открывая тайну, триумфирует оно или сокрушается. Заканчивается произведение оборванной синтаксической конструкцией, которая подталкивает читателя обдумать все, что было сказано в «Предопределении».

Стихотворение Ф.И. Тютчева состоит из двух смысловых частей: рассказ о любви, основанный на предании и рассказ о борьбе двух сердец, ее последствий. Формальная организация соответствует смысловой. Произведение поделено на два катрена с перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Чтобы передать чувства и эмоции лирического героя и показать свой взгляд на любовь, Ф.И. Тютчев использует художественные средства. Главную роль играет метафора: «союз души с душой», «роковое их слиянье» (о душах), «борьба двух сердец». Метафора – основа создания образов любви и двух сердец. Монолог-рассуждение лирического героя дополняется эпитетами: «поединок роковой», «борьба неравная», страдает «неизбежней».

В анализируемом стихотворении заметную роль играет интонация. Ф.И. Тютчев в обоих катренах использует оборванные предложения. При помощи них передается задумчивое состояние лирического героя и автора. Кроме того, этот прием помогает поэту расставить смысловые и эмоциональные акценты.

Мысли, выраженные в «Предопределении» Ф.И. Тютчева подчеркиваются при помощи аллитерации. Например, в описании поединка сердец преобладает согласный «р»: «в борьбе неравной двух сердец». В рассказе о страдании побежденного сердца используются слова с согласными «с», «з».

Проанализированное произведение Ф.И. Тютчева выражает восприятие проблемы любви зрелым мужчиной, который не раз испытывал это чувство.

Понравилась статья? Поделитесь ей