Контакты

Предназначение состав пограничных войск рф. Виды и рода войск вооруженных сил российской федерации, их состав и предназначение

2.4. Другие войска, их состав и предназначение

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» к другим войскам относятся:

Пограничные войска Российской Федерации;

Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации;

Железнодорожные войска Российской Федерации;

Войска гражданской обороны.

Пограничные войска предназначены для охраны государственной границы РФ на суше, морях, реках, озерах и иных водоемах. Руководство пограничными войсками осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Структурно эти войска состоят из пограничных округов, отдельных соединений, специальных частей (подразделений) и учебных заведений.

Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ предназначены для охраны государственных объектов и выполнения других служебно-боевых задач, возложенных на МВД РФ.

Исторически предшественниками внутренних войск были войска внутренней охраны Республики, войска внутренней службы и войска Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Термин «внутренние войска» появился в 1921 г. для обозначения частей ВЧК, несущих службу во внутренних районах страны, в отличие от пограничных войск. Во время Великой Отечественной войны они охраняли тылы фронтов и армий, несли гарнизонную службу в освобожденных районах, участвовали в обезвреживании агентуры противника.

Железнодорожные войска (в настоящее время входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации) предназначены для восстановления, строительства, эксплуатации и технического прикрытия железных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок. Организационно они состоят из соединений и различных специализированных частей. В мирные годы они выполняют работы по реконструкции существующих и сооружению новых железных дорог.

Войска гражданской обороны – воинские формирования, специально предназначенные для решения задач по ликвидации последствий ЧС. На вооружении войск гражданской обороны находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки.

Войска гражданской обороны в мирное время выполняют задачи по ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий, катастроф, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. В Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 г. изложены принципиальные положения политики России по развитию других войск, совершенствованию их оснащения и тактики действий.

В этом документе определена ответственность и задачи министерств и ведомств в области обороны и безопасности нашего государства. В соответствии с ним решение этих задач возложено:

На Министерство обороны (при сохранении его головной роли) – в части обеспечения обороны страны, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и надводной среде, а также ее защиты военными методами на суше и море;

На Министерство внутренних дел – в части пресечения, локализации и нейтрализации внутренних конфликтов на территории РФ;

На Федеральную службу безопасности – в части решения задач борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом, разведывательной деятельностью специальных служб и организаций иностранных государств и охраны государственной границы на суше, морях, реках, озерах и иных водоемах;

На Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – в части решения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

На Федеральную службу железнодорожных войск – в части обеспечения технического прикрытия и восстановления железнодорожных коммуникаций в целях обороны страны (техническое прикрытие путей сообщения – это комплекс мероприятий по обеспечению живучести путей сообщения и их восстановлению в случае разрушений).

Другие войска совместно с Вооруженными Силами должны быть готовы к отражению нападения агрессора, ведению активных наступательных и оборанительных действий при любом варианте развязывания и хода войны или вооруженного конфликта, в условиях применения современных и перспективных средств поражения.

Комплектование войск личным составом осуществляется на основе принципов и в порядке, которые установлены для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Тема урока: Другие войска, их состав и предназначения. 10 класс.

Урок традиционный.

Цель: развитие и углубление знаний учащихся о Вооруженных силах РФ, в частности о других войсках;

Задачи: изучить состав и предназначение других войск; сформировать у ребят понимание гражданской ответственности и желания защищать Родину в разных сферах деятельности;

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

ХОД УРОКА

I .Организационный момент. (1мин)

Приветствие, доклад старшего по классу, определение отсутствующих.

II .Закрепление предыдущей темы.(5-7мин)

1. Структура ВС РФ-учащиеся по очереди у доски рассказывают о структуре ВС РФ.

2.Виды и рода войск ВС РФ-работа учащихся у доски.

3.Военно-адмтративное деление ВС РФ-работа у доски.

(Слайды №1,2)

III .Изучение нового материала эмпирическим путём познания.(20-25мин)
К другим войскам относятся войска, которые не входят в состав
Российской Федерации, но наряду с ними участвуют в обороне государства. Ребята называют силовые органы, которые участвуют в обороне государства.

1. В помощь предлагается слайд №3 презентации:

Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации;(ФСБ)
- внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации;(ВВ МВД)
- железнодорожные войска Российской Федерации;(ЖДВ РФ)
- войска гражданской обороны.(ГО И МЧС)

2.ФСБ-ребята перечисляют задачи войск ФСБ и приводят свои примеры (слайд№4,5)

3.ВВ МВД-ребята перечисляют задачи войск МВД и приводят свои примеры (слайд №6)

4.ЖДВ РФ-ребята перечисляют задачи войск ЖДВ и приводят свои примеры (слайд №7)

Учитель узнаёт, знают ли ребята историю строительства железной дороги в России. Ведет диалог и рассказ о появлении этого транспорта в России. (слайд №8)

5.ГО и МЧС. Ребята рассказывают о задачах МЧС. Учитель напоминает о дополнитель-ной теме ГО, юбилейной дате - 55-летие Гражданской обороне.

В 2016 году Гражданской обороне России исполнится 55 лет. В далекие 30-е вопрос защиты мирного населения встал особо остро с появлением боевой авиации и химического оружия. В связи с этим, 4 октября 1932 года , Советом народных комиссаров СССР было принято «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым были впервые определены мероприятия и средства защиты населения и территории страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны (МПВО). Развитие МПВО шло по двум направлениям - военному и гражданскому. С одной стороны, в крупных городах создавались территориальные части ПВО. Стали формироваться кадровые отдельные батальоны, а затем и полки МПВО. С другой стороны, в городах - пунктах ПВО – организовываются участковые команды (в границах участков милиции), объектовые (на предприятиях), а в домохозяйствах - группы самозащиты.

В задачу МПВО входило тушение пожаров, оказание помощи раненым, оповещение о воздушных налетах. Во время обороны Москвы (1941-1942 гг.) бойцы МПВО обезвредили около 40 тысяч зажигательных бомб, ликвидировали свыше 2 тысяч пожаров и 3 тысячи крупных аварий, спасли большое количество людей из завалов. В 1961 году МПВО реорганизовано в Гражданскую оборону СССР .

IV . Закрепление нового материала:(10мин)

- методом сравнения (ГО и МЧС) (слайд №9)

-проверка полученных знаний по картинкам (слайд №10)

-письменный контроль: ответы на вопросы

Вопросы для контроля.(2-3 мин)

1).Какие войска выполняют следующие задачи: борьба с терроризмом, охрана государственных объектов, содействие пограничным органам ФСБ? (ответ: ВВ МВД)

с учетом концепции государственной политики Российской Федерации по военному строительству

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» кдру­гим войскам относятся:

Пограничные войска Российской Федерации;

Внутренние войска Министерства внутреннихдел Российской

федерации;

Железнодорожные войска Российской Федерации;

Войска Федерального агентства связи правительственной свя­зи и информации при Президенте Российской Федерации;

Войска гражданской обороны.

Пограничные войска предназначены для охраны Государствен­ной границы РФ на суше, море, реках, озерах и иных водоемах (вклейка, фото 23). Пограничные войска-составная часть Воо­руженных Сил РФ. Непосредственное руководство Пограничными войсками осуществляет Федеральная пограничная служба. Струк­турно Пограничные войска состоят из пограничных округов, от­дельных соединений, специальных частей (подразделений) и учеб­ных заведений.

Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ - со­ставная часть Вооруженных Сил России. Предназначаются для охраны государственных объектов и выполнения других служеб-

но-боевых задач, возложенных на МВД РФ.

Исторически предшественниками Внутренних войск были Вой­ска внутренней охраны Республики, Войска внутренней службы и Войска Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Термин «внутренние войска» появился в 1921 г. для обозначения частей ВЧК, несущих службу во внутренних районах страны, в отличие от пограничных войск. В Великую Отечественную войну они охраняли тылы фронтов и армий, несли гарнизонную службу в освобожденных районах, участвовали в обезвреживании агенту­ры противника.

Железнодорожные войска - специальные войска Тыла Воору­женных Сил РФ. Железнодорожные войска предназначены для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и тех­нического прикрытия железных дорог, используемых для обеспе­чения воинских перевозок.

Организационно состоят из соединений и различных специали­зированных частей. Железнодорожные войска были созданы в пе­риод гражданской войны. В мирные годы выполняли работы по реконструкции существующих и сооружению новых железных дорог.

За годы Великой Отечественной войны совместно со специ­альными формированиями наркомата путей сообщения восстано­вили около 120 тыс. км железных дорог.

Войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ предназначены для обеспече­ния информационной безопасности.

Войска гражданской обороны- воинские формирования, специально предназначенные для решения задач по ликвидации последствий ЧС. На вооружении войск гражданской обороны находится специальная техника, а также боевое ручное стрелко­вое и холодное оружие. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки.



Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала во­енных действий или введения Президентом Российской Федера­ции военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях.

Войска гражданской обороны в мирное время осуществляют свою деятельность при стихийных бедствиях, эпидемиях, круп­ных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье насе­ления и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

1 августа 1998 г. Президентом РФ был подписан основопола­гающий документ «Основы (концепция) государственной полити­ки Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года», в котором изложены принципиальные положения политики России по военному строительству.

В «Основах...» дано определение положения военной органи­зации Российской Федерации, которая включает: Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач в области обороны стра­ны и безопасности государства военными методами,а также органы управления ими.

Решение этих задач будут осуществлять:

Министерство обороны (при сохранении его головной роли)- в части обеспечения обороны страны, защиты и охраны Государ­ственной границы РФ в воздушном пространстве и надводной среде, а также ее защиты военными методами на суше и море;

Министерство внутренних дел - в части пресечения, локализа­ции и нейтрализации внутренних конфликтов на территории РФ;

Федеральная служба безопасности - в части решения задач борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом, разведы­вательной деятельностью специальных служб и организаций ино­странных государств;

Федеральная пограничная служба - в части охраны Государ­ственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водоемах;

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)-в части решения задач гражданской обороны, предуп­реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Федеральная служба Железнодорожных войск -в части обес­печения технического прикрытия и восстановления железно­дорожных коммуникаций в целях обороны страны (техническое прикрытие путей сообщения - это комплекс мероприятий по обес­печению живучести путей сообщения и их восстановлению в

случае разрушений);

Федеральное агентство правительственной связи и информа­ции при Президенте РФ - в части обеспечения информационной

безопасности.

В «Основах...» определены хронологические рамкивоенного

строительства до 2005 г.

В рамках совершенствования оргструктуры Внутренних войск МВД предусмотрено преобразование их в Федеральную гвардию. С Внутренних войск будут сняты в мирное время функции по охране объектов на коммуникациях и конвоированию. Округа Внутренних войск будут упразднены. Вместо них будут созданы региональные командования (управления) Федеральной гвардии. Комплектование Федеральной гвардии предполагается осуществ­лять исключительно на контрактной основе.

Состав и структура Федеральной пограничной службы РФ будут приведены в соответствие с задачами охраны Государ­ственной границы и преобразованием пограничных округов в региональные управления, а Пограничных войск в пограничную охрану. Предусмотрено наращивание усилий по созданию орга­нов пограничной охраны на участках, где войсковая охрана Госу­дарственной границы РФ нецелесообразна.

Вопросы и задания

1. Подготовьтесообщение на тему «Другие войска и их

предназначение».

2. В чем заключается реорганизация Внутренних войск МВД РФ и реорганизация Пограничных войск феде­ральной пограничной службы РФ?

Боевые традиции Вооруженных Сил России

Рассмотрим более подробно силы и средства, входящие в состав понятия «военная организация государства». Как уже говорилось вы­ше, Вооруженные Силы РФ являются ее ядром.

Правовой основой создания ВС РФ явились Указ Президента РФ от 7 мая 1992 года № 466 «О создании Вооруженных Сил Россий­ской Федерации» и распоряжение Президента РФ от 17 мая 1992 года № 219 «Об организационных мерах по созданию Министерства обо­роны Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Феде­рации».

Вооруженные Силы РФ - государственная военная организа­ция, составляющая основу обороны Российской Федерации (ФЗ «Об обороне»).

Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрес­сии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами РФ.

Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с исполь­зованием вооружения не по их предназначению производится Прези­дентом РФ в соответствии с федеральными законами.

Применение Вооруженных Сил РФ для выполнения задач в со­ответствии с международными договорами РФ осуществляется на ус­ловиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».

Часть состава ВС РФ может входить в объединенные воору­женные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами РФ.

Кратко раскроем задачи и функции некоторых других войск, входящих в состав военной организации государства.

В РФ перечень организаций и органов, которые входят в воен­ную организацию и в которых предусмотрена военная служба, опре­делен ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». К ним отнесе­ны:

а) войска - Вооруженные Силы Российской Федерации, Погра­ничные войска Федеральной службы безопасности Российской Феде­рации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны;

б) воинские формирования - инженерно-технические и дорож­но-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;

в) государственные органы - Служба внешней разведки Рос­сийской Федерации, органы федеральной службы безопасности Рос­сийской Федерации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки орга­нов государственной власти Российской Федерации;

г) создаваемые на военное время специальные формирования.

Внутренние войска Министерства внутренних дел Россий­ской Федерации подчинены министру внутренних дел РФ и предна­значены для обеспечения безопасности личности, общества и государ­ства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. Они состоят из соединений и воинских частей оперативного назначения и воинских частей специ­ального назначения.

На внутренние войска возлагаются следующие задачи: пре­сечение массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необхо­димости и в исправительных учреждениях; разоружение и ликвидация незаконных вооруженных формирований, организованных преступ­ных групп, пресечение массовых беспорядков, сопровождающихся вооруженным насилием, изъятие у населения незаконно хранящегося оружия; пресечение актов терроризма; участие в обезвреживании лиц, захвативших заложников, важные государственные объекты, специ­альные грузы, сооружения на коммуникациях, а также здания органов государственной власти; участие совместно с органами внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в террито­риальной обороне РФ; оказание содействия пограничным войскам в охране Государственной границы РФ и др.

Для решения возложенных на них задач военной безопасности внутренние войска имеют право применять оружие, боевую и специ­альную технику и как следствие применять военные методы. Основ­ное назначение внутренних войск заключается в устранении внутрен­них угроз военной безопасности РФ. Во внутренних вооруженных конфликтах они действуют в составе объединенных (разноведомст­венных) группировок войск и сил, участвуя в основном в противоди- версионных специальных действиях, задачами которых являются: ох­рана тыла действующей объединенной группировки, коммуникаций, противодействие диверсионным группам противника и их уничтоже­ние и др. При агрессии против РФ участвуют в территориальной обо­роне, а также оказывают содействие ВС РФ по ее отражению.

Пограничная служба решает следующие основные задачи: за­щита и охрана Г осударственной границы в целях недопущения проти­воправного изменения ее прохождения, обеспечение соблюдения фи­зическими и юридическими лицами режима Государственной грани­цы, пограничного режима в пункте пропуска через нее; охрана внут­ренних морских вод, территориального моря, исключительной эконо­мической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресур­сов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных закон­ных интересов РФ и др.

Пограничные войска совместно с ВС РФ участвуют в отраже­нии агрессии против РФ, а также привлекаются к выполнению иных задач в области обороны государства. Органы пограничной службы решают другие задачи, а также участвуют в выполнении возложенных на пограничные войска задач и обеспечивают деятельность указанных войск. Задачи и функции пограничной службы реализуются через раз­личные виды деятельности ее органов и войск: войсковую, разведыва­тельную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и др.

В пределах своих полномочий пограничные войска применяют оружие, специальные средства, боевую, специальную и другую техни­ку и иные средства, решают задачи военной безопасности, в том числе военными методами.

Железнодорожные войска Российской Федерации предна­значены для технического прикрытия, восстановления и заграждения железных дорог в целях обеспечения боевой и мобилизационной дея­тельности ВС РФ и других войск, для строительства как в военное, так и в мирное время новых и повышения живучести и пропускной спо­собности действующих железных дорог, для восстановления желез­ных дорог, разрушенных в результате стихийных бедствий, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ.

На Железнодорожные войска возлагаются следующие основ­ные задачи: в мирное время - организация и проведение подготови­тельных работ по техническому прикрытию и восстановлению пору­ченных Железнодорожным войскам наиболее важных объектов же­лезных дорог РФ; накопление, размещение, хранение и своевременная замена вооружения, военной и специальной техники, других матери­альных средств для развертывания войск на военное время, а также решение других возложенных на них задач; в военное время - техни­ческое прикрытие, восстановление и заграждение наиболее важных объектов железных дорог во фронтовой полосе и в глубине страны; разминирование и эксплуатация головных участков восстанавливае­мых железнодорожных направлений; наведение и эксплуатация на­плавных железнодорожных мостов и инвентарных эстакад; строитель­ство новых железнодорожных линий, обходов узлов и мостов на тер­риториях стратегических (оперативно-стратегических) объединений и другие задачи.

Железнодорожные войска являются составной частью сил, при­влекаемых к обороне, и состоят из федерального органа управления Железнодорожными войсками, соединений, воинских частей, научно­исследовательских учреждений, организаций и военных образователь­ных учреждений профессионального образования. Таким образом, Железнодорожные войска, выполняя обособленные от других войск функции, обеспечивают решение задач военной безопасности воен­ными методами другими войсками (ВС РФ, пограничными, внутрен­ними войсками и др.).

Войска гражданской обороны, входящие в состав сил граж­данской обороны, являются воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач в области гражданской оборо­ны. Под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культур­ных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Понятие «гражданская оборона» входит в содержание более широкого понятия «гражданская защита», под которой понимается совокупность всей гуманитарной деятельности, связанной с защитой населения, окру­жающей природной среды и собственности (имущества) в случае ава­рий, стихийных бедствий и воздействия оружия в мирное и военное время. Конкретным содержанием этой деятельности является спасение жизни, имущества и окружающей среды в экстремальных (чрезвычай­ных) ситуациях специальными гражданскими силами, средствами и мерами в мирное и военное время.

Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на тер­ритории РФ или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Основными задачами войск гражданской обороны являются:

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безо­пасные районы; проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных дейст­вий или вследствие этих действий; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обна­ружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, хи­мическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необхо­димых мероприятий; восстановление и поддержание порядка в рай­онах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий и др.

Таким образом, войска гражданской обороны решают задачи военной безопасности, в том числе военными методами, и соответст­венно этому включены в военную организацию РФ.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

является федеральным органом исполнительной власти. Она создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в вой­сках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, непосредственно реализует основные направления деятельности орга­нов федеральной службы безопасности, которыми являются контрраз­ведывательная деятельность и борьба с преступностью.

Задачами органов военной контрразведки являются: выявле­ние, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной дея­тельности иностранных спецслужб и организаций против РФ, ее Воо­руженных Сил и иных воинских формирований (частей); добывание разведывательной информации об угрозах безопасности РФ, ее Воо­руженных Сил и иных воинских формирований и частей; ограждение Вооруженных Сил и иных воинских формирований и частей от дивер­сионных и террористических актов и др.

Функциональное предназначение Федеральной службы безо­пасности состоит в осуществлении контрразведывательной деятельно­сти и противодействии терроризму в целях национальной безопасно­сти РФ. Указанная деятельность осуществляется в интересах не только военной, но и всех других видов национальной безопасности. Следо­вательно, ФСБ России в сфере военной безопасности играет обеспечи­вающую роль по отношению к другим организациям, непосредственно решающим задачи военной безопасности.

Служба внешней разведки. Часть личного состава Службы внешней разведки является военнослужащими и проходит военную службу по общим правилам военной службы с учетом специфики сво­ей деятельности. Внешняя разведка обеспечивает национальную безо­пасность от внешних угроз. В Концепции национальной безопасности РФ отмечено особое значение для обеспечения национальной безо­пасности разведки и контрразведки, поскольку эффективное исполь­зование и всестороннее развитие их возможностей решают задачи своевременного обнаружения угроз национальной безопасности и оп­ределения их источников.

Органы государственной охраны. Органы государственной охраны комплектуются, в частности, военнослужащими. Под государ­ственной охраной понимается функция федеральных органов госу­дарственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов госу­дарственной охраны, осуществляемая на основе совокупности право­вых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Федеральным органом охраны является Фе­деральная служба охраны РФ (ФСО России).

Анализ Концепции национальной безопасности и Военной док­трины РФ позволяет сделать вывод, что Федеральная служба охраны РФ также участвует в решении задач военной безопасности, посколь­ку, реализуя функции охраны высших должностных лиц государства, обеспечивает поддержание внутриполитической стабильности, защиту конституционного строя и решение других задач.

Инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования, в которых также предусматривается прохождение военной службы, в настоящее время реформируются в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по реформированию специального строительства в Российской Федерации». Указанные воинские форми­рования занимаются специальным строительством в интересах оборо­ны и безопасности государства.

Служба специальных объектов при Президенте РФ, являю­щаяся федеральным органом обеспечения мобилизационной подго­товки органов государственной власти РФ, также входит в военную организацию государства.

Основными задачами службы являются: разработка предло­жений по нормативному правовому и научному обеспечению меро­приятий по мобилизационной подготовке федеральных органов госу­дарственной власти и их аппаратов, а также Администрации Прези­дента РФ, в том числе по условиям их функционирования при разме­щении на пунктах управления государством и ВС РФ и на иных спе­циальных объектах мобилизационного назначения при проведении мобилизации, в военное время и в чрезвычайных условиях мирного времени; реализация в пределах своей компетенции мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки федеральных органов го­сударственной власти и их аппаратов, а также Администрации Прези­дента РФ; разработка и реализация мобилизационных планов обеспе­чения функционирования специальных объектов по предназначению, согласованных с мобилизационными планами федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обеспечении мобилизацион­ной, оперативно-технической готовности, и функционирования специ­альных объектов в военное время и в чрезвычайных условиях мирного времени и др.

В структуру военной организации включены создаваемые на военное время специальные формирования, правовое положение кото­рых до настоящего времени не определено.

На сегодняшний день стоит вопрос о выводе из военной орга­низации РФ органов, участвующих в обеспечении военной безопасно­сти государства невоенными методами (Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы ох­раны РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвы­чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главного управления специальных программ Президента РФ (Службы специальных объектов)).

Рассмотрим более подробно состав Вооруженных Сил РФ и его законодательное закрепление.

Другие войска, их состав и предназначение. Другие войска не входят в состав Вооруженных Сил РФ, но вместе с ними выполняют задачи по обороне страны и обеспечению безопасности личности, общества и государства от ЧС мирного и военного времени. К этим войскам относятся: пограничные войска ФСБ России, внутренние войска МВД России, железнодорожные войска, войска гражданской обороны МЧС России.

Пограничные войска ФСБ РФ предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа страны, а также природных ресурсов. Основными задачами пограничных войск являются: защита и охрана государственной границы РФ и обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима границы; охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ и их природных ресурсов с целью их сохранения и рационального использования, а также для защиты морской среды, экономических и иных законных интересов России.

Внутренние войска МВД РФ обеспечивают безопасность личности, общества и государства а также защиту прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств. К основным задачам этих войск относятся: предотвращение и пресечение вооруженных конфликтов и действий, направленных против целостности государства; разоружение незаконных формирований; соблюдение режима чрезвычайного положения; усиление охраны общественного порядка там, где это необходимо; обеспечение нормального функционирования всех государственных структур и органов власти; охрана важных государственных объектов, специальных грузов и т. д. Одна из важнейших задач внутренних войск состоит в том, чтобы совместно с Вооруженными Силами по единому замыслу и плану участвовать в территориальной обороне страны.

Железнодорожные войска предназначены для строительства в мирное и военное время новых железных дорог и для повышения живучести, пропускной способности действующих железных дорог, восстановления железных дорог, разрушенных в результате стихийных бедствий, а также для выполнения задач, предусмотренных международными договорами РФ. На железнодорожные войска возложено решение следующих задач: строительство железных дорог на стратегических направлениях, а также восстановление, техническое прикрытие и заграждение этих дорог; проведение капитального и среднего ремонта железнодорожных путей; организация взаимодействия различных сил и средств в части технического прикрытия и восстановления железнодорожных коммуникаций при решении задач обороны страны; подготовка кадров для ведения восстановительных работ; обеспечение накопления и хранения мобилизационного резерва восстановительных материалов и конструкций; организация и проведение испытаний парков наплавных железнодорожных мостов.

Войска гражданской обороны выполняют задачи, связанные с гражданской обороной населения и территорий, предупреждением ЧС. В мирное время такими задачами являются: участие в мероприятиях, направленных на предупреждение ЧС, обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ЧС и в результате военных действий; проведение работ по локализации и ликвидации угроз уже возникших ЧС, эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы; доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны ЧС в качестве гуманитарной помощи; оказание медицинской помощи пострадавшему населению, обеспечение его продуктами питания, водой и средствами первой необходимости; борьба с пожарами, в том числе с крупными лесными, торфяными и др.

Войска гражданской обороны В военное время эти войска решают задачи, связанные с выполнением мероприятий по защите и выживанию гражданского населения: строительство укрытий; проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения и катастрофического затопления; борьба с пожарами, возникающими при ведении боевых действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому и иному заражению; поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении боевых действий или вследствие этих действий; участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных объектов и других элементов системы жизнеобеспечения населения и инфраструктуры тыла аэродромов, дорог, переправ и т. д

Войска гражданской обороны состоят из: отдельных спасательных бригад, отдельных механизированных полков и батальонов, отдельных батальонов, вертолетных отрядов рот специальной защиты. В них также входят аварийно-спасательные, инженерные, механизированные пожарные, медицинские, водопроводные, пиротехнические подразделения, подразделения радиационной и химической защиты и др. Соединения и части гражданской обороны расположены в тех регионах и местах, где высока вероятность возникновения ЧС природного и техногенного характера. Особенности регионов учтены в структуре и составе этих соединений и частей. В сейсмоопасных регионах больше механизированных подразделений, в районах, подверженных наводнениям, преобладают понтонно -переправочные силы и средства. В местах с большим количеством радиационно или химически опасных производственных объектов находится больше частей и подразделений, специально подготовленных для выполнения задач в условиях аварий на этих объектах.

Мчс России Департаменты Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны Гражданской защиты Территориальной политики Инвестиций и капитального строительства Надзорной деятельности Тыла и вооружения Организационно-мобилизационный Финансово-экономический Международной деятельности Административный Кадровой политики

Мчс России Управления Научно-техническое Государственная инспекция по маломерным судам Организации программно-целевого планирования Медико-психологического обеспечения Авиации и авиационно-спасательных технологий Федеральной поддержки территорий Информации Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ Контрольно-ревизионное Правовое Военизированных горноспасательных частей

Мчс России Территориальные органы Региональные центры: Северо-Западный Центральный Южный Северо-Кавказский Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный *83 Главных управления МЧС России по субъектам Российской Федерации (отдельно - Главное управление МЧС России по г. Москве)

Реформа войск гражданской обороны МЧС России В России на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны (ГО) будут созданы спасательные воинские формирования МЧС России. Президент РФ подписал Указ от 30 сентября 2011 г. N 1265, которым утверждены положение об указанных формированиях, их структура и состав. Согласно указу формирования являются составной частью сил ГО. Они предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие последних, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера (в том числе за пределами России). В мирное время формирования применяются главой МЧС России, в военное время - на основании распоряжения Президента РФ. Штатная численность военнослужащих формирований составит 7 230 человек, гражданского персонала - 17 220 человек.

Спасательные воинские формирования МЧС РФ 3225 -я Центральная база материально-технического снабжения МЧС России, г. Москва 294 -й Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» (войсковая часть 35489), п. Мосрентген Ленинского района Московской области Центр обеспечения пунктов управления (войсковая часть 73407), Рузского района Московской области 149 -й Телекоммуникационный центр Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Москва 179 Спасательный центр, г. Ногинск, Московской области Специальный центр специальной связи и информационной безопасности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Москва Вертолётная база (войсковая часть 42663), п. Сокол Суздальского района Владимирской области Авиационно-спасательный центр (войсковая часть 57272), г. Жуковский ул. Наркомвод д. 8, Московской области 346 -й Краснознамённый спасательный центр МЧС России (войсковая часть 01630), г. Колпино (г. Санкт-Петербург) 996 -й Спасательный центр (войсковая часть 11349), п. Кураково Ленинского района Тульской области 495 -й Спасательный центр (войсковая часть 11350), п. Ковалёвка Аксайского района Ростовской области 1001 -й Спасательный центр (войсковая часть 73403), 443065, г. Самара, Долотный переулок, д. 19 653 -й Спасательный Центр (войсковая часть 52987), р. п. Коченёво Новосибирской области 1043 -й Спасательный центр (войсковая часть 44138), п. Раздольный Елизовского р-на Камчатского края 1042 -й Спасательный центр (войсковая часть 52985), с. Анастасьевка Хабаровского района Хабаровского края

Силы и средства МЧС России Поисково-спасательная служба МЧС России – ФГУ Госакваспас МЧС России – ФГУ Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» (ФГБУ НЦУКС) Центры управления в кризисных ситуациях МЧС России субъектов РФ (ЦУКСы) Федеральная противопожарная служба – Государственный пожарный надзор МЧС России Спасательные воинские формирования МЧС России (бывшие войска гражданской обороны МЧС России) Государственная инспекция по маломерным судам Центр экстренной психологической помощи МЧС России ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности» МЧС России Военизированные горноспасательные части Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)

Авиация МЧС России была образована 10 мая 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 457 «О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России» . За время своего существования, авиация МЧС России приняла участие почти в 400 спасательных операциях как в России, так и за рубежом. Авиация МЧС имеет в своем составе базу аэродромно-технического и материального обеспечения на аэродроме «Раменское» и региональные подразделения. На 2011 г. авиация Министерства насчитывает 53 воздушных судна - 18 самолетов и 35 вертолетов. Самолетный парк состоит из воздушных пунктов управления на базе самолетов Ил-62 М и Як-42 Д, транспортно-десантных Ил-76 ТД, транспортных самолетов короткого взлета и посадки Ан-74 П, многоцелевых самолетов Ан-3 Т и противопожарных Бе-200 ЧС. Вертолетный парк включает вертолеты Ми-8 и Ка-32, легкие аварийно-спасательные вертолеты Бо 105 и БК-117, а также тяжелые многоцелевые вертолеты Ми-26 Т.

Высшие учебные заведения МЧС России Академия гражданской защиты МЧС России Академия Государственной противопожарной службы МЧС России Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России

Понравилась статья? Поделитесь ей