Предназначение состав пограничных войск рф. Виды и рода войск вооруженных сил российской федерации, их состав и предназначение
2.4. Другие войска, их состав и предназначение
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» к другим войскам относятся:
Пограничные войска Российской Федерации;
Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации;
Железнодорожные войска Российской Федерации;
Войска гражданской обороны.
Пограничные войска предназначены для охраны государственной границы РФ на суше, морях, реках, озерах и иных водоемах. Руководство пограничными войсками осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Структурно эти войска состоят из пограничных округов, отдельных соединений, специальных частей (подразделений) и учебных заведений.
Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ предназначены для охраны государственных объектов и выполнения других служебно-боевых задач, возложенных на МВД РФ.
Исторически предшественниками внутренних войск были войска внутренней охраны Республики, войска внутренней службы и войска Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Термин «внутренние войска» появился в 1921 г. для обозначения частей ВЧК, несущих службу во внутренних районах страны, в отличие от пограничных войск. Во время Великой Отечественной войны они охраняли тылы фронтов и армий, несли гарнизонную службу в освобожденных районах, участвовали в обезвреживании агентуры противника.
Железнодорожные войска (в настоящее время входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации) предназначены для восстановления, строительства, эксплуатации и технического прикрытия железных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок. Организационно они состоят из соединений и различных специализированных частей. В мирные годы они выполняют работы по реконструкции существующих и сооружению новых железных дорог.
Войска гражданской обороны – воинские формирования, специально предназначенные для решения задач по ликвидации последствий ЧС. На вооружении войск гражданской обороны находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки.
Войска гражданской обороны в мирное время выполняют задачи по ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий, катастроф, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. В Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 г. изложены принципиальные положения политики России по развитию других войск, совершенствованию их оснащения и тактики действий.
В этом документе определена ответственность и задачи министерств и ведомств в области обороны и безопасности нашего государства. В соответствии с ним решение этих задач возложено:
На Министерство обороны (при сохранении его головной роли) – в части обеспечения обороны страны, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и надводной среде, а также ее защиты военными методами на суше и море;
На Министерство внутренних дел – в части пресечения, локализации и нейтрализации внутренних конфликтов на территории РФ;
На Федеральную службу безопасности – в части решения задач борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом, разведывательной деятельностью специальных служб и организаций иностранных государств и охраны государственной границы на суше, морях, реках, озерах и иных водоемах;
На Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – в части решения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
На Федеральную службу железнодорожных войск – в части обеспечения технического прикрытия и восстановления железнодорожных коммуникаций в целях обороны страны (техническое прикрытие путей сообщения – это комплекс мероприятий по обеспечению живучести путей сообщения и их восстановлению в случае разрушений).
Другие войска совместно с Вооруженными Силами должны быть готовы к отражению нападения агрессора, ведению активных наступательных и оборанительных действий при любом варианте развязывания и хода войны или вооруженного конфликта, в условиях применения современных и перспективных средств поражения.
Комплектование войск личным составом осуществляется на основе принципов и в порядке, которые установлены для Вооруженных Сил Российской Федерации.
Тема урока: Другие войска, их состав и предназначения. 10 класс.
Урок традиционный.
Цель: развитие и углубление знаний учащихся о Вооруженных силах РФ, в частности о других войсках;
Задачи: изучить состав и предназначение других войск; сформировать у ребят понимание гражданской ответственности и желания защищать Родину в разных сферах деятельности;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
ХОД УРОКА
I .Организационный момент. (1мин)
Приветствие, доклад старшего по классу, определение отсутствующих.
II .Закрепление предыдущей темы.(5-7мин)
1. Структура ВС РФ-учащиеся по очереди у доски рассказывают о структуре ВС РФ.
2.Виды и рода войск ВС РФ-работа учащихся у доски.
3.Военно-адмтративное деление ВС РФ-работа у доски.
(Слайды №1,2)
III
.Изучение нового материала эмпирическим путём познания.(20-25мин)
К другим войскам относятся войска, которые не входят в состав
Российской Федерации, но наряду с ними участвуют в обороне государства. Ребята называют силовые органы, которые участвуют в обороне государства.
1. В помощь предлагается слайд №3 презентации:
Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации;(ФСБ)
- внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации;(ВВ МВД)
- железнодорожные войска Российской Федерации;(ЖДВ РФ)
- войска гражданской обороны.(ГО И МЧС)
2.ФСБ-ребята перечисляют задачи войск ФСБ и приводят свои примеры (слайд№4,5)
3.ВВ МВД-ребята перечисляют задачи войск МВД и приводят свои примеры (слайд №6)
4.ЖДВ РФ-ребята перечисляют задачи войск ЖДВ и приводят свои примеры (слайд №7)
Учитель узнаёт, знают ли ребята историю строительства железной дороги в России. Ведет диалог и рассказ о появлении этого транспорта в России. (слайд №8)
5.ГО и МЧС. Ребята рассказывают о задачах МЧС. Учитель напоминает о дополнитель-ной теме ГО, юбилейной дате - 55-летие Гражданской обороне.
В 2016 году Гражданской обороне России исполнится 55 лет. В далекие 30-е вопрос защиты мирного населения встал особо остро с появлением боевой авиации и химического оружия. В связи с этим, 4 октября 1932 года , Советом народных комиссаров СССР было принято «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым были впервые определены мероприятия и средства защиты населения и территории страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны (МПВО). Развитие МПВО шло по двум направлениям - военному и гражданскому. С одной стороны, в крупных городах создавались территориальные части ПВО. Стали формироваться кадровые отдельные батальоны, а затем и полки МПВО. С другой стороны, в городах - пунктах ПВО – организовываются участковые команды (в границах участков милиции), объектовые (на предприятиях), а в домохозяйствах - группы самозащиты.
В задачу МПВО входило тушение пожаров, оказание помощи раненым, оповещение о воздушных налетах. Во время обороны Москвы (1941-1942 гг.) бойцы МПВО обезвредили около 40 тысяч зажигательных бомб, ликвидировали свыше 2 тысяч пожаров и 3 тысячи крупных аварий, спасли большое количество людей из завалов. В 1961 году МПВО реорганизовано в Гражданскую оборону СССР .
IV . Закрепление нового материала:(10мин)
- методом сравнения (ГО и МЧС) (слайд №9)
-проверка полученных знаний по картинкам (слайд №10)
-письменный контроль: ответы на вопросы
Вопросы для контроля.(2-3 мин)
1).Какие войска выполняют следующие задачи: борьба с терроризмом, охрана государственных объектов, содействие пограничным органам ФСБ? (ответ: ВВ МВД)
с учетом концепции государственной политики Российской Федерации по военному строительству
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» кдругим войскам относятся:
Пограничные войска Российской Федерации;
Внутренние войска Министерства внутреннихдел Российской
федерации;
Железнодорожные войска Российской Федерации;
Войска Федерального агентства связи правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;
Войска гражданской обороны.
Пограничные войска предназначены для охраны Государственной границы РФ на суше, море, реках, озерах и иных водоемах (вклейка, фото 23). Пограничные войска-составная часть Вооруженных Сил РФ. Непосредственное руководство Пограничными войсками осуществляет Федеральная пограничная служба. Структурно Пограничные войска состоят из пограничных округов, отдельных соединений, специальных частей (подразделений) и учебных заведений.
Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ - составная часть Вооруженных Сил России. Предназначаются для охраны государственных объектов и выполнения других служеб-
но-боевых задач, возложенных на МВД РФ.
Исторически предшественниками Внутренних войск были Войска внутренней охраны Республики, Войска внутренней службы и Войска Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Термин «внутренние войска» появился в 1921 г. для обозначения частей ВЧК, несущих службу во внутренних районах страны, в отличие от пограничных войск. В Великую Отечественную войну они охраняли тылы фронтов и армий, несли гарнизонную службу в освобожденных районах, участвовали в обезвреживании агентуры противника.
Железнодорожные войска - специальные войска Тыла Вооруженных Сил РФ. Железнодорожные войска предназначены для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок.
Организационно состоят из соединений и различных специализированных частей. Железнодорожные войска были созданы в период гражданской войны. В мирные годы выполняли работы по реконструкции существующих и сооружению новых железных дорог.
За годы Великой Отечественной войны совместно со специальными формированиями наркомата путей сообщения восстановили около 120 тыс. км железных дорог.
Войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ предназначены для обеспечения информационной безопасности.
Войска гражданской обороны- воинские формирования, специально предназначенные для решения задач по ликвидации последствий ЧС. На вооружении войск гражданской обороны находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки.
Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях.
Войска гражданской обороны в мирное время осуществляют свою деятельность при стихийных бедствиях, эпидемиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
1 августа 1998 г. Президентом РФ был подписан основополагающий документ «Основы (концепция) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года», в котором изложены принципиальные положения политики России по военному строительству.
В «Основах...» дано определение положения военной организации Российской Федерации, которая включает: Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач в области обороны страны и безопасности государства военными методами,а также органы управления ими.
Решение этих задач будут осуществлять:
Министерство обороны (при сохранении его головной роли)- в части обеспечения обороны страны, защиты и охраны Государственной границы РФ в воздушном пространстве и надводной среде, а также ее защиты военными методами на суше и море;
Министерство внутренних дел - в части пресечения, локализации и нейтрализации внутренних конфликтов на территории РФ;
Федеральная служба безопасности - в части решения задач борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом, разведывательной деятельностью специальных служб и организаций иностранных государств;
Федеральная пограничная служба - в части охраны Государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водоемах;
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)-в части решения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Федеральная служба Железнодорожных войск -в части обеспечения технического прикрытия и восстановления железнодорожных коммуникаций в целях обороны страны (техническое прикрытие путей сообщения - это комплекс мероприятий по обеспечению живучести путей сообщения и их восстановлению в
случае разрушений);
Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ - в части обеспечения информационной
безопасности.
В «Основах...» определены хронологические рамкивоенного
строительства до 2005 г.
В рамках совершенствования оргструктуры Внутренних войск МВД предусмотрено преобразование их в Федеральную гвардию. С Внутренних войск будут сняты в мирное время функции по охране объектов на коммуникациях и конвоированию. Округа Внутренних войск будут упразднены. Вместо них будут созданы региональные командования (управления) Федеральной гвардии. Комплектование Федеральной гвардии предполагается осуществлять исключительно на контрактной основе.
Состав и структура Федеральной пограничной службы РФ будут приведены в соответствие с задачами охраны Государственной границы и преобразованием пограничных округов в региональные управления, а Пограничных войск в пограничную охрану. Предусмотрено наращивание усилий по созданию органов пограничной охраны на участках, где войсковая охрана Государственной границы РФ нецелесообразна.
Вопросы и задания
1. Подготовьтесообщение на тему «Другие войска и их
предназначение».
2. В чем заключается реорганизация Внутренних войск МВД РФ и реорганизация Пограничных войск федеральной пограничной службы РФ?
Боевые традиции Вооруженных Сил России
Рассмотрим более подробно силы и средства, входящие в состав понятия «военная организация государства». Как уже говорилось выше, Вооруженные Силы РФ являются ее ядром.
Правовой основой создания ВС РФ явились Указ Президента РФ от 7 мая 1992 года № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» и распоряжение Президента РФ от 17 мая 1992 года № 219 «Об организационных мерах по созданию Министерства обороны Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации».
Вооруженные Силы РФ - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации (ФЗ «Об обороне»).
Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами РФ.
Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.
Применение Вооруженных Сил РФ для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».
Часть состава ВС РФ может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами РФ.
Кратко раскроем задачи и функции некоторых других войск, входящих в состав военной организации государства.
В РФ перечень организаций и органов, которые входят в военную организацию и в которых предусмотрена военная служба, определен ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». К ним отнесены:
а) войска - Вооруженные Силы Российской Федерации, Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны;
б) воинские формирования - инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;
в) государственные органы - Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации;
г) создаваемые на военное время специальные формирования.
Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации подчинены министру внутренних дел РФ и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. Они состоят из соединений и воинских частей оперативного назначения и воинских частей специального назначения.
На внутренние войска возлагаются следующие задачи: пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях; разоружение и ликвидация незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп, пресечение массовых беспорядков, сопровождающихся вооруженным насилием, изъятие у населения незаконно хранящегося оружия; пресечение актов терроризма; участие в обезвреживании лиц, захвативших заложников, важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, а также здания органов государственной власти; участие совместно с органами внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в территориальной обороне РФ; оказание содействия пограничным войскам в охране Государственной границы РФ и др.
Для решения возложенных на них задач военной безопасности внутренние войска имеют право применять оружие, боевую и специальную технику и как следствие применять военные методы. Основное назначение внутренних войск заключается в устранении внутренних угроз военной безопасности РФ. Во внутренних вооруженных конфликтах они действуют в составе объединенных (разноведомственных) группировок войск и сил, участвуя в основном в противоди- версионных специальных действиях, задачами которых являются: охрана тыла действующей объединенной группировки, коммуникаций, противодействие диверсионным группам противника и их уничтожение и др. При агрессии против РФ участвуют в территориальной обороне, а также оказывают содействие ВС РФ по ее отражению.
Пограничная служба решает следующие основные задачи: защита и охрана Г осударственной границы в целях недопущения противоправного изменения ее прохождения, обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима в пункте пропуска через нее; охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов РФ и др.
Пограничные войска совместно с ВС РФ участвуют в отражении агрессии против РФ, а также привлекаются к выполнению иных задач в области обороны государства. Органы пограничной службы решают другие задачи, а также участвуют в выполнении возложенных на пограничные войска задач и обеспечивают деятельность указанных войск. Задачи и функции пограничной службы реализуются через различные виды деятельности ее органов и войск: войсковую, разведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и др.
В пределах своих полномочий пограничные войска применяют оружие, специальные средства, боевую, специальную и другую технику и иные средства, решают задачи военной безопасности, в том числе военными методами.
Железнодорожные войска Российской Федерации предназначены для технического прикрытия, восстановления и заграждения железных дорог в целях обеспечения боевой и мобилизационной деятельности ВС РФ и других войск, для строительства как в военное, так и в мирное время новых и повышения живучести и пропускной способности действующих железных дорог, для восстановления железных дорог, разрушенных в результате стихийных бедствий, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ.
На Железнодорожные войска возлагаются следующие основные задачи: в мирное время - организация и проведение подготовительных работ по техническому прикрытию и восстановлению порученных Железнодорожным войскам наиболее важных объектов железных дорог РФ; накопление, размещение, хранение и своевременная замена вооружения, военной и специальной техники, других материальных средств для развертывания войск на военное время, а также решение других возложенных на них задач; в военное время - техническое прикрытие, восстановление и заграждение наиболее важных объектов железных дорог во фронтовой полосе и в глубине страны; разминирование и эксплуатация головных участков восстанавливаемых железнодорожных направлений; наведение и эксплуатация наплавных железнодорожных мостов и инвентарных эстакад; строительство новых железнодорожных линий, обходов узлов и мостов на территориях стратегических (оперативно-стратегических) объединений и другие задачи.
Железнодорожные войска являются составной частью сил, привлекаемых к обороне, и состоят из федерального органа управления Железнодорожными войсками, соединений, воинских частей, научноисследовательских учреждений, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования. Таким образом, Железнодорожные войска, выполняя обособленные от других войск функции, обеспечивают решение задач военной безопасности военными методами другими войсками (ВС РФ, пограничными, внутренними войсками и др.).
Войска гражданской обороны, входящие в состав сил гражданской обороны, являются воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач в области гражданской обороны. Под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Понятие «гражданская оборона» входит в содержание более широкого понятия «гражданская защита», под которой понимается совокупность всей гуманитарной деятельности, связанной с защитой населения, окружающей природной среды и собственности (имущества) в случае аварий, стихийных бедствий и воздействия оружия в мирное и военное время. Конкретным содержанием этой деятельности является спасение жизни, имущества и окружающей среды в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях специальными гражданскими силами, средствами и мерами в мирное и военное время.
Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Основными задачами войск гражданской обороны являются:
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий и др.
Таким образом, войска гражданской обороны решают задачи военной безопасности, в том числе военными методами, и соответственно этому включены в военную организацию РФ.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации
является федеральным органом исполнительной власти. Она создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, которыми являются контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью.
Задачами органов военной контрразведки являются: выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против РФ, ее Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей); добывание разведывательной информации об угрозах безопасности РФ, ее Вооруженных Сил и иных воинских формирований и частей; ограждение Вооруженных Сил и иных воинских формирований и частей от диверсионных и террористических актов и др.
Функциональное предназначение Федеральной службы безопасности состоит в осуществлении контрразведывательной деятельности и противодействии терроризму в целях национальной безопасности РФ. Указанная деятельность осуществляется в интересах не только военной, но и всех других видов национальной безопасности. Следовательно, ФСБ России в сфере военной безопасности играет обеспечивающую роль по отношению к другим организациям, непосредственно решающим задачи военной безопасности.
Служба внешней разведки. Часть личного состава Службы внешней разведки является военнослужащими и проходит военную службу по общим правилам военной службы с учетом специфики своей деятельности. Внешняя разведка обеспечивает национальную безопасность от внешних угроз. В Концепции национальной безопасности РФ отмечено особое значение для обеспечения национальной безопасности разведки и контрразведки, поскольку эффективное использование и всестороннее развитие их возможностей решают задачи своевременного обнаружения угроз национальной безопасности и определения их источников.
Органы государственной охраны. Органы государственной охраны комплектуются, в частности, военнослужащими. Под государственной охраной понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Федеральным органом охраны является Федеральная служба охраны РФ (ФСО России).
Анализ Концепции национальной безопасности и Военной доктрины РФ позволяет сделать вывод, что Федеральная служба охраны РФ также участвует в решении задач военной безопасности, поскольку, реализуя функции охраны высших должностных лиц государства, обеспечивает поддержание внутриполитической стабильности, защиту конституционного строя и решение других задач.
Инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования, в которых также предусматривается прохождение военной службы, в настоящее время реформируются в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по реформированию специального строительства в Российской Федерации». Указанные воинские формирования занимаются специальным строительством в интересах обороны и безопасности государства.
Служба специальных объектов при Президенте РФ, являющаяся федеральным органом обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, также входит в военную организацию государства.
Основными задачами службы являются: разработка предложений по нормативному правовому и научному обеспечению мероприятий по мобилизационной подготовке федеральных органов государственной власти и их аппаратов, а также Администрации Президента РФ, в том числе по условиям их функционирования при размещении на пунктах управления государством и ВС РФ и на иных специальных объектах мобилизационного назначения при проведении мобилизации, в военное время и в чрезвычайных условиях мирного времени; реализация в пределах своей компетенции мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки федеральных органов государственной власти и их аппаратов, а также Администрации Президента РФ; разработка и реализация мобилизационных планов обеспечения функционирования специальных объектов по предназначению, согласованных с мобилизационными планами федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обеспечении мобилизационной, оперативно-технической готовности, и функционирования специальных объектов в военное время и в чрезвычайных условиях мирного времени и др.
В структуру военной организации включены создаваемые на военное время специальные формирования, правовое положение которых до настоящего времени не определено.
На сегодняшний день стоит вопрос о выводе из военной организации РФ органов, участвующих в обеспечении военной безопасности государства невоенными методами (Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главного управления специальных программ Президента РФ (Службы специальных объектов)).
Рассмотрим более подробно состав Вооруженных Сил РФ и его законодательное закрепление.
Другие войска, их состав и предназначение. Другие войска не входят в состав Вооруженных Сил РФ, но вместе с ними выполняют задачи по обороне страны и обеспечению безопасности личности, общества и государства от ЧС мирного и военного времени. К этим войскам относятся: пограничные войска ФСБ России, внутренние войска МВД России, железнодорожные войска, войска гражданской обороны МЧС России.
Пограничные войска ФСБ РФ предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа страны, а также природных ресурсов. Основными задачами пограничных войск являются: защита и охрана государственной границы РФ и обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима границы; охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ и их природных ресурсов с целью их сохранения и рационального использования, а также для защиты морской среды, экономических и иных законных интересов России.
Внутренние войска МВД РФ обеспечивают безопасность личности, общества и государства а также защиту прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств. К основным задачам этих войск относятся: предотвращение и пресечение вооруженных конфликтов и действий, направленных против целостности государства; разоружение незаконных формирований; соблюдение режима чрезвычайного положения; усиление охраны общественного порядка там, где это необходимо; обеспечение нормального функционирования всех государственных структур и органов власти; охрана важных государственных объектов, специальных грузов и т. д. Одна из важнейших задач внутренних войск состоит в том, чтобы совместно с Вооруженными Силами по единому замыслу и плану участвовать в территориальной обороне страны.
Железнодорожные войска предназначены для строительства в мирное и военное время новых железных дорог и для повышения живучести, пропускной способности действующих железных дорог, восстановления железных дорог, разрушенных в результате стихийных бедствий, а также для выполнения задач, предусмотренных международными договорами РФ. На железнодорожные войска возложено решение следующих задач: строительство железных дорог на стратегических направлениях, а также восстановление, техническое прикрытие и заграждение этих дорог; проведение капитального и среднего ремонта железнодорожных путей; организация взаимодействия различных сил и средств в части технического прикрытия и восстановления железнодорожных коммуникаций при решении задач обороны страны; подготовка кадров для ведения восстановительных работ; обеспечение накопления и хранения мобилизационного резерва восстановительных материалов и конструкций; организация и проведение испытаний парков наплавных железнодорожных мостов.
Войска гражданской обороны выполняют задачи, связанные с гражданской обороной населения и территорий, предупреждением ЧС. В мирное время такими задачами являются: участие в мероприятиях, направленных на предупреждение ЧС, обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ЧС и в результате военных действий; проведение работ по локализации и ликвидации угроз уже возникших ЧС, эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы; доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны ЧС в качестве гуманитарной помощи; оказание медицинской помощи пострадавшему населению, обеспечение его продуктами питания, водой и средствами первой необходимости; борьба с пожарами, в том числе с крупными лесными, торфяными и др.
Войска гражданской обороны В военное время эти войска решают задачи, связанные с выполнением мероприятий по защите и выживанию гражданского населения: строительство укрытий; проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения и катастрофического затопления; борьба с пожарами, возникающими при ведении боевых действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому и иному заражению; поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении боевых действий или вследствие этих действий; участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных объектов и других элементов системы жизнеобеспечения населения и инфраструктуры тыла аэродромов, дорог, переправ и т. д
Войска гражданской обороны состоят из: отдельных спасательных бригад, отдельных механизированных полков и батальонов, отдельных батальонов, вертолетных отрядов рот специальной защиты. В них также входят аварийно-спасательные, инженерные, механизированные пожарные, медицинские, водопроводные, пиротехнические подразделения, подразделения радиационной и химической защиты и др. Соединения и части гражданской обороны расположены в тех регионах и местах, где высока вероятность возникновения ЧС природного и техногенного характера. Особенности регионов учтены в структуре и составе этих соединений и частей. В сейсмоопасных регионах больше механизированных подразделений, в районах, подверженных наводнениям, преобладают понтонно -переправочные силы и средства. В местах с большим количеством радиационно или химически опасных производственных объектов находится больше частей и подразделений, специально подготовленных для выполнения задач в условиях аварий на этих объектах.
Мчс России Департаменты Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны Гражданской защиты Территориальной политики Инвестиций и капитального строительства Надзорной деятельности Тыла и вооружения Организационно-мобилизационный Финансово-экономический Международной деятельности Административный Кадровой политики
Мчс России Управления Научно-техническое Государственная инспекция по маломерным судам Организации программно-целевого планирования Медико-психологического обеспечения Авиации и авиационно-спасательных технологий Федеральной поддержки территорий Информации Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ Контрольно-ревизионное Правовое Военизированных горноспасательных частей
Мчс России Территориальные органы Региональные центры: Северо-Западный Центральный Южный Северо-Кавказский Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный *83 Главных управления МЧС России по субъектам Российской Федерации (отдельно - Главное управление МЧС России по г. Москве)
Реформа войск гражданской обороны МЧС России В России на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны (ГО) будут созданы спасательные воинские формирования МЧС России. Президент РФ подписал Указ от 30 сентября 2011 г. N 1265, которым утверждены положение об указанных формированиях, их структура и состав. Согласно указу формирования являются составной частью сил ГО. Они предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие последних, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера (в том числе за пределами России). В мирное время формирования применяются главой МЧС России, в военное время - на основании распоряжения Президента РФ. Штатная численность военнослужащих формирований составит 7 230 человек, гражданского персонала - 17 220 человек.
Спасательные воинские формирования МЧС РФ 3225 -я Центральная база материально-технического снабжения МЧС России, г. Москва 294 -й Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» (войсковая часть 35489), п. Мосрентген Ленинского района Московской области Центр обеспечения пунктов управления (войсковая часть 73407), Рузского района Московской области 149 -й Телекоммуникационный центр Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Москва 179 Спасательный центр, г. Ногинск, Московской области Специальный центр специальной связи и информационной безопасности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Москва Вертолётная база (войсковая часть 42663), п. Сокол Суздальского района Владимирской области Авиационно-спасательный центр (войсковая часть 57272), г. Жуковский ул. Наркомвод д. 8, Московской области 346 -й Краснознамённый спасательный центр МЧС России (войсковая часть 01630), г. Колпино (г. Санкт-Петербург) 996 -й Спасательный центр (войсковая часть 11349), п. Кураково Ленинского района Тульской области 495 -й Спасательный центр (войсковая часть 11350), п. Ковалёвка Аксайского района Ростовской области 1001 -й Спасательный центр (войсковая часть 73403), 443065, г. Самара, Долотный переулок, д. 19 653 -й Спасательный Центр (войсковая часть 52987), р. п. Коченёво Новосибирской области 1043 -й Спасательный центр (войсковая часть 44138), п. Раздольный Елизовского р-на Камчатского края 1042 -й Спасательный центр (войсковая часть 52985), с. Анастасьевка Хабаровского района Хабаровского края
Силы и средства МЧС России Поисково-спасательная служба МЧС России – ФГУ Госакваспас МЧС России – ФГУ Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» (ФГБУ НЦУКС) Центры управления в кризисных ситуациях МЧС России субъектов РФ (ЦУКСы) Федеральная противопожарная служба – Государственный пожарный надзор МЧС России Спасательные воинские формирования МЧС России (бывшие войска гражданской обороны МЧС России) Государственная инспекция по маломерным судам Центр экстренной психологической помощи МЧС России ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности» МЧС России Военизированные горноспасательные части Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)
Авиация МЧС России была образована 10 мая 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 457 «О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России» . За время своего существования, авиация МЧС России приняла участие почти в 400 спасательных операциях как в России, так и за рубежом. Авиация МЧС имеет в своем составе базу аэродромно-технического и материального обеспечения на аэродроме «Раменское» и региональные подразделения. На 2011 г. авиация Министерства насчитывает 53 воздушных судна - 18 самолетов и 35 вертолетов. Самолетный парк состоит из воздушных пунктов управления на базе самолетов Ил-62 М и Як-42 Д, транспортно-десантных Ил-76 ТД, транспортных самолетов короткого взлета и посадки Ан-74 П, многоцелевых самолетов Ан-3 Т и противопожарных Бе-200 ЧС. Вертолетный парк включает вертолеты Ми-8 и Ка-32, легкие аварийно-спасательные вертолеты Бо 105 и БК-117, а также тяжелые многоцелевые вертолеты Ми-26 Т.
Высшие учебные заведения МЧС России Академия гражданской защиты МЧС России Академия Государственной противопожарной службы МЧС России Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России