Контакты

Предмет экономической теории. Эволюция представлений о предмете экономической теории

В развитии экономической теории можно выделить три течения, среди которых основное (mainstream ) и его этапы (рис. 1.4).

I этап. Экономическая теория возникла еще в античном обществе как экономия - наука о домашнем хозяйстве. В этот период осуществлялись накопление и обобщение опыта хозяйственной деятельности и подготовительная работа к формированию экономической науки.

II этап (последняя треть XVII - конец XIX в.) связан с развитием европейской цивилизации и возникновением экономической науки, получившей название политической экономии, трактуемой как наука о ведении государственного хозяйства. Этот термин ввел в оборот в 1615 г. французский государственный деятель, писатель А Монкре- тьен (1576-1621) в работе «Трактат по политической экономии».

Предметом политической экономии являлась наука о поисках эффективной формы организации общественного хозяйства, наука о богатстве. Одна из первых школ этого этапа - меркантилисты. Они акцентировали внимание на исследовании сферы обращения и рассматривали политэкономию как науку о торговом балансе.

Рис. 1.4.

Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в переводе с греческого - власть природы), основателем которого явился Франсуа Кенэ (1694- 1774). Источник богатства физиократы видели в производстве, под которым понимали только сельское хозяйство.

На этом же этапе развивается классическая экономическая школа, связанная с именами У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо и других выдающихся экономистов. В 1776 г. вышла книга Адама Смита «Исследование о причинах и природе богатства народов».

Рецептом Смита для достижения экономической гармонии послужил девиз: laissez-faire, т.е. позволить экономике развиваться в соответствии с ее собственными законами, ограничить сковывающие регламентации и вмешательство государства в экономическую жизнь.

III этап (1890-1930-е гг.) характеризуется маржиналистской революцией и развитием неоклассической школы. Центр тяжести в теоретических изысканиях переносится с государственного уровня на уровень фирмы. Качественный экономический анализ эпохи политической экономии сменяется количественным анализом экономики {economics). Описательный метод исследования уходит на второй план. Широкое применение получает математический, графический, модельный аппарат. Во главе этого направления стоял английский экономист Альфред Маршалл , опубликовавший в 1890 г. свой труд Principles of economics, который открыл новую эру в развитии экономической теории. В конце XIX в. экономическая теория называлась также теорией цены, или теорией фирмы.

IV этап (начало 1930-х - начало 1970-х гг.) характерен тем, что предмет единой экономической теории был разделен на две составные части: микроэкономику и макроэкономику. Возникновение макроэкономики связывают с творчеством выдающегося английского экономиста Джона М. Кейнса и, прежде всего, с выходом в свет его знаменитого труда «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

V этап (начало 1970-х гг. - настоящее время) характеризуется переходом кмонетаризму, основателем которого считается американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридман. Монетаризм - это макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики.

Данные пять этапов проделала в своем развитии экономическая теория основного течения, или mainstream. Теория «основного течения» разрабатывалась и разрабатывается в высокоразвитых странах мира, т.е. она описывает в основном «экономику центра».

«Экономика периферии» далеко не всегда и во всем соответствует моделям, описываемым теориями mainstream. Именно поэтому стали возникать альтернативные теории, прежде всего, теории марксизма. Карл Маркс доказывал, что единственным фактором создания благ является труд, а значит - единственным создателем всего богатства является рабочая сила и ее конкретный носитель - пролетариат. Отсюда и основная идея марксизма - «экспроприация экспроприаторов», т.е. ликвидация класса предпринимателей и собственников капитала. Марксистская политическая экономия - это наука о системе объективных экономических отношений между классами людей, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. До 1991 г. марксистская политическая экономия являлась вторым по влиятельности экономическим учением в мире.

Наряду с основным течением и марксизмом существует и третье течение, которое представляет собой совокупность институциональных теорий, истоки которых связаны с немецкой исторической школой и именами выдающихся ученых-экономистов: Т. Веблена,

Дж. Коммонса и У. Митчелла. Институциональная экономика - это наука, изучающая экономическое поведение через призму стереотипов социальных агентов.

Представленная классификация эволюции различных экономических школ достаточно упрощена, но, тем не менее, она дает представление о трех основных течениях в экономической теории и формировании предмета экономической теории.

Предмет экономической теории. Три ее фундаментальных вопроса.

Методы экономического анализа.

История развития экономической теории.

Экономическая наука прошла длительный исторический путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло еще в IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности. К настоящему времени экономическая наука представлена различными школами, направлениями, течениями, объединенными задачей изучения экономической жизни общества, но по разному представляющими предмет этого исследования. Схематичное изображение генезиса предмета экономической науки представлено в таблице 1.1.

Эволюция предмета экономической теории

Ведущие представители экономических школ и направлений Содержание предмета экономической теории и цель исследования
1) Ксенофонт, древнегреческий философ, 430-350 гг. до н.э., автор "Домостроя" Автор названия науки (от греческого словосочетания "ойкос"– дом, хозяйство, "номос"– правило, закон). Предметом изучения экономики было объявлено домашнее хозяйство, способы его увеличения и умение пользоваться
2) Аристотель, древнегреческий философ, 384-322 гг. до н.э. Противопоставление экономики хрематистике. Предметом хрематистики было объявлено умение наживать состояние, делать деньги
3) А. Монкретьен, французский дворянин (ок. 1575-1621 гг.) Автор "Трактата политической экономии" (1616 г.) и нового названия науки, предмет которой состоит в изучении государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами
4) Школа физиократов. Ф. Кенэ, Ж. Тюрго, Д. де Немур, середина XVIII в. Предмет изучения – непреложные и всеобщие абсолютные естественные законы, установленные Свыше. Государственная власть должна быть отражением естественных законов, познанием которых занимается политэкономия
5) А. Смит, шотландский ученый (1723-1790 гг.) Автор "Исследования о природе и причинах богатства народов". Предметом изучения является богатство нации, его структура и законы функционирования рынка совершенной конкуренции. Введение понятия нормативной и позитивной экономической теории
6) К. Маркс, немецкий ученый (1818-1883 гг.) Автор "Капитала". Под предметом политэкономии понимаются объективные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Данные отношения, названные производственными, реализуются, взаимодействуя с производительными силами общества, и проявляются как система объективных общественных законов. Изучение этих законов – задача политэкономии
7) Австрийская школа (субъективно-психологическое направление маржинализма) К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бём-Баверк Цель политэкономии – исследование социальных законов. Содержание этих законов составляют индивидуально-психологические мотивы деятельности хозяйствующих субъектов. Общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий изолированных членов общества
8) А. Маршалл, английский ученый (1842-1924 гг.), основоположник неоклассического направления Автор научного труда "Принципы экономической науки", в котором применил ее новое название "economics", определив как науку о богатстве, часть общественной науки о действиях человека в обществе, которая относится к предпринимаемым им усилиям для удовлетворения своих потребностей в тех пределах, в каких эти усилия и потребности поддаются измерению в единицах богатства или его всеобщего представителя, т.е. денег
9) Историческая школа (середина XIX в.), Ф. Лист, В. Рошер, Б. Гильдебрант, К. Книс Отрицание политической экономии как науки, изучающей законы общественного развития, присуще всем странам. Утверждение, что экономические законы различаются в зависимости от физической, социальной, политической и религиозной среды. Географическое положение страны, ее естественные богатства, научная и художественная культура жителей, их моральный и интеллектуальный уровень, правительственная среда создают своеобразную органическую среду для появления специфических законов развития каждой нации
10) Дж. М. Кейнс, основатель макроэкономического направления (1883-1946 гг.) Автор "Общей теории занятости, процента и денег". Расширил предмет исследования классической школы, включив в него экономику в состоянии депрессии. Принцип ограниченных ресурсов заменен недоиспользованием мощностей и безработицей в условиях депрессии
11) М. Фридмен, лидер монетаристского направления (1912 г. р.) Предмет экономической науки состоит в изучении законов движения денежной массы, которые объявлены первоосновой экономического развития


Таким образом, предметом экономической теории является си­стема производственных отношений в единстве с богатством и ог­раниченностью ресурсов, их эффективным использованием. Эта наука изучает поведение человека - и как производителя, и как потребителя.

Жизнь человеческого общества связана с непрерывным по­треблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким обра­зом человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потреб­ности людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся потребностей. Ресурсы всегда ограничены, т.е. они редки.

Редкость – это ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовле­творить желание всех и каждого. Поскольку редкость – ситуация постоян­ная, постольку изучению редкости и деятельности людей в условиях редко­сти и посвящает свои усилия наука под названием экономика.

Экономика – это наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя редкие ресурсы для удовлетворения своих по­требностей.

Экономика изучает, как общество, используя ограничен­ные ресурсы, необходимые для производства различных товаров и ус­луг в целях удовлетворения потребностей граждан, решает, три фундаментальных вопроса : 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить?

Вопрос Что производить? никогда не снимается с повестки дня потому, что на него нельзя ответить: “Мы будем производить в необходимых количествах, все блага, в которых есть потребность”. Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы, вынужденно делать выбор и от чего-то отказываться.

Проиллюстрируем способ решения этого вопроса при помощи кривой производственных возможностей , которая выражает максимальный потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне.

Разрешение проблемы Как производить? связано с выбором определенной технологии и необходимого набора ресурсов. Ведь один и тот же результат может быть достигнут разными средствами. Наглядно это можно видеть на графике производственной функции или изокванте.

Ответ на вопрос Как производить? не сводится только к технологическому выбору ресурсов, но предполагает и использование тех или иных организационно-правовых форм производства. Преобладающими могут быть частные или государственные предприятия, крупные или мелкие фирмы и т. д. В разных экономических системах этот вопрос решается по-разному.

Решение третьего фундаментального вопроса - Для кого производить? - связано с проблемой распределения созданного национального продукта между домохозяйствами. Это распределение может осуществляться (1) уравнительно, (2) на основе принципа “по труду”, или (3) в зависимости от вклада в производство всех ресурсов (факторов производства), скажем, пропорционально вложенному в дело труду и капиталу.

Проблема распределения общественного продукта является одной из самых острых проблем экономики, от способа ее решения зависит динамичность экономической системы и ее социальная стабильность. Измерить степень неравенства распределения доходов между домохозяйствами можно при помощи кривой Лоренца , названной так в честь американского экономиста, разработавшего эту методику (рис. 1.4).

В рамках этой модели за 100% принимается все население страны и изучается, какой процент общего дохода граждан данного государства приходится на ту или иную группу населения.

Представим себе, что все население страны ранжировано в порядке возрастания дохода: от самого бедного до самого богатого. Будем откладывать на оси абсцисс процентные группы населения от 0% до 100%, а на оси ординат - процент получаемого этими группами дохода. Линия ОЕ, являясь биссектрисой, показывает состояние абсолютного равенства в обществе. Действительно, если все получают поровну, то 20% населения получит 20% от общего дохода, 40% населения - точно 40% дохода и т. д. Все точки окажутся строго на биссектрисе. В жизни такого состояния не бывает, поскольку всегда существует определенная дифференциация в доходах.

Отклонение кривой О, А, В, С, D, Е от биссектрисы показывает неравенство в распределении доходов. Чем большее неравенство наблюдается в обществе, тем дальше от биссектрисы отклоняется кривая. Если, скажем, на долю беднейших 20% населения придется только 18% всех доходов, то кривая Лоренца почти совпадет с биссектрисой - неравенство невелико. Но если их доля в доходе всего лишь 3%, то кривая пройдет много ниже биссектрисы, показывая этим, что имущественное неравенство огромно.

Как и другие стороны проблемы выбора, вопрос Для кого производить? ставит перед обществом дилемму. Чем ближе кривая Лоренца к биссектрисе, тем равномерней распределены доходы и выше социальная стабильность. Но одновременно, тем ниже мотивация труда и иной социально-полезной активности (предпринимательской деятельности, изобретательства и т.п.). Напротив, при высокой дифференциации доходов мотивация в обществе очень сильна: движение вверх по социальной лестнице резко повышает материальное благополучие. Но есть и оборотная сторона высокой дифференциации. В таком обществе много обиженных, несправедливость распределения порождает социальную и классовую вражду.

Слово экономика происходит от двух слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон, ведение, однако, в современном языке слово экономика имеет множество значений.

1) Экономика -это совокупность общественных отношений, связанных с производством и со всей деятельностью людей.

2) Экономика -это производственная система или определённого региона (район, город, страна).

3) Экономика -это научная и учебная дисциплина, изучающая какую-либо определённую область хозяйственной жизни общества.

Экономические науки экономическая теория

Отдельные экономические науки


отраслевые функциональные на стыке с другими

(экономика машино - (бух. учет, статистика, (эконом. статистика,

строительной, лёгкой менеджмент, финансы география, история,

промышленности и др.) и др.) эконом. учения и др.)

2. Функции и структура экономической теории.

Экономическая теория выполняет ряд функций, которые харак­теризуют ее общественное назначение и роль. Выделяют следующие функции экономической теории:

1. Познавательная функция . Она вытекает из основной задачи эко­номической науки - познания сущности экономических явлений, объективных законов экономического развития. Данная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, поведения хозяйствующих субъектов. В экономике все это обозначают как "описательная наука", занимающаяся сбором и накоплением соответствующих фактических материалов.

2. Методологическая функция . Дж. Кейнс считал, что экономичес­кая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых не­посредственно в хозяйственной практике. Она является скорее методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. Экономичес­кая теория выступает в качестве теоретического фундамента комплек­са экономических наук - отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. д.) И функциональных (финансы и кре­дит, бухгалтерский учет, аудит, денежное обращение и др.).

З. Практическая функция . Ее содержанием является обеспечение экономической политики. Результаты развития экономической теории непосредственно используются на практике. Экономическая те­ория не является точной наукой, но она может использовать статис­тические методы анализа для исследования многих конкретных про­блем. Конечно же, для того, чтобы теория имела практическое применение, она не должна подтверждаться в каждом конкретном случае. Однако общие положения этой науки успешно используются при обосновании экономической политики государства и разработке национальных моделей экономики.

4. Прогностическая (гр. prognosis - предвидение, предсказание) функция теории заключается в формировании научных основ предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Эта функция во многих случаях связана с разработкой соответствующих плановых критериев и Показателей. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.

В последние десятилетия значительно повысился уровень мировой экономической науки, что связано с широким применением математических методов и статистики для изучения усложнившихся хозяйственных процессов и разработки практических проблем. Начиная с 1969 г., Шведская академия наук ежегодно стала присуждать Нобелевские премии по экономике за лучшие научно-практические разработки. Эту премию, в частности, получили:

в 1970 г. Пол Самуэльсон (США) - за вклад в повышение уровня научного анализа в экономических науках;

в 1973 г. Василий Леонтьев (США) - за разработку метода «затраты – выпуск»;

в 1974 г. Фридрих фон Хайек (Великобритания) и Гуннар Мюрдаль (Швеция) - за работы в области теории денег, конъюнктурных колебаний и анализ взаимозависимости экономических, социальных и структурных явлений;

в 1975 г. Тьяллинг (США) и Леонид Канторович (Советский Союз) - за разработку теории оптимального использования ресурсов;

в 1988 г. Морис Аллэ (Франция) - за разработку теории взаимосвязей экономического роста, инвестиций, процентах ставок.

Всего насчитывается свыше тридцати лауреатов Нобелевской премии, внесших вклад в практическую разработку экономических проблем.

Экономика - сложная многоуровневая система. Поэтому эконо­мическая теория изучает проблемы эффективного использования ог­раниченных ресурсов на микро- и макроуровне, которые тесно взаи­мосвязаны и взаимозависимы.

Микроэкономика - разделэкономической теории, изучающий законы поведения отдельных экономических субъектов и их взаимодействие на отдельных рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары и услуги и факторы производства. Она изучает деятельность самых простых экономических единиц, принимающих самостоятельные решения – производителей и потребителей, владельцев первичных факторов производства, инвесторов и др. Она исследует механизм согласования целей различных экономических субъектов, а также законы, на основе которых делают свой выбор потребители или принимаются предпринимательские решения.

Составными частями микроэкономики являются:

Þ теория и рыночного спроса и потребительского поведения;

Þ теория производства и затрат (издержек), теория фирмы;

Þ теория монополии и типы рыночных структур;

Þ проблемы ценообразования на рынках факторов производства и связанное с ним распределение национального дохода.

Макроэкономика - раздел экономической теории, связанный с деятельностью всех экономических субъектов - домашних хо­зяйств и фирм, а также конкретных рынков и отраслей. Она изучает поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной за­нятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса.

В отличие от микроэкономики макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие дви­жение экономики как единого целого: ВВП (а не выпуск отдель­ной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные това­ры), рыночную ставку процента (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д. Основными макроэкономическими показателями являются темп роста реального ВВП, темп инфляции и уровень безработицы.

Микро- и макроэкономика не являются разными дисциплинами - ­это два подхода к рассмотрению экономических явлений и процес­сов: на уровне хозяйствующих субъектов и на уровне национальной экономики в целом. Одни и те же методы анализа, концепции и ос­новные идеи используются как в той, так и в другой областях.

Раздел 1. Основы экономической теории

Тема 1. Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы

1.1.1. Эволюция предмета экономической науки

В становлении и развитии экономической науки прослеживается несколько направлений: политическая экономия, экономикс, экономическая теория. Исторически первой научной школой стала с 1615 политическая экономия. Она возникла как научное понимание и обоснование экономики капитализма. Представители – У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо. А.Маршалл, представитель неоклассической школы, определил «экономикс» - как науку, исследующую богатство, стимулы к действию и мотивы противодействия.

Экономикс – наука теории и практики рыночной организации производства.

Экономическая теория – как учебная дисциплина, является интегральным курсом, включающим политэкономию и экономикс.

Объектом изучения являются особенности постиндустриальной экономики (смешанной социально – ориентированной экономики).

Экономическая теория – общественная наука, которя изучает поведение личностей и отдельных групп людей в процессе производственной деятельности, распределения, обмена и потребления.

Экономическая теория является фундаментом, теоретической основой всех отраслевых наук (экономика с/х, экономика строительства и т.д.) и специальных научных дисциплин (финансы, статистика, менеджмент, меркетинг, бухгалтерский учет). Они изучают экономические законы.

Экономический закон – это повторяющиеся устойчивые причинно – следственные связи и отношения между экономическими явлениями. Э.з. объективны, существуют независимо от сознания и воли людей, но выявляются людьми в процессе формирования рыночных отношений.

Особенности экономических законов:

Они носят исторический характер;

Отражают развитие общественной жизни, хозяйственной деятельности людей.

Экономика (с греческого - наука о ведении домашнего хозяйства)

1подход: Экономика – совокупность отраслей и видов производства, в которых создаются товары и услуги, определенное хозяйство.

2подход: Экономика – совокупность экономических отношений, складывающихся в системах производства, распределения, потребления и обмена, образующих определенную экономическую систему.

3подход: Экономика – наука, которая изучает функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

Экономическая теория изучает экономические законы на разных хозяйственных уровнях.

Микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, мегаэкономика представляют собой основные части экономической теории.

Микроэкономика – изучает поведение отдельных экономических объектов и их взаимодействие на отдельных рынках, в результате которого формируется цена на производимые блага, услуги и факторы производства. Она изучает действие самых простых экономических единиц, принимающих самостоятельные решения.

Макроэкономика – изучает закономерности функционирования национальной экономики в целом. Она анализирует взаимодействие, взаимовлияние важнейших сегментов национальной экономики: рынков труда, денег, капиталов, товаров и услуг, наиболее важные и острые проблемы национальной экономики, безработицу, инфляция, экономический рост.

Мезоэкономика – изучает законы и поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, экономика науки и т.д.)

Мегаэкономика – изучает законы и поведение мировой экономики в целом.

На современном этапе в обществе существуют самые различные представления об экономике. Прежде всего, экономика – слово древнегреческого происхождения, дословно означающее "домоводство" (oikos – дом, хозяйство; nomos – учение, закон). Впервые оно встречается у греческих мыслителей Ксенофонта и Аристотеля, которые так обозначали учение о ведении домашнего хозяйства.

Сегодня термин "экономика" используется в трех значениях. Так называют:

Все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).

совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, соответствующих данному уровню развития производительных сил.

Научную дисциплину, которая изучает систему хозяйственной деятельности людей, принципов и законов ее организации (экономическая теория), а также ее отдельных составных элементов (например, экономика труда, экономика управления, экономика отраслей). В этом смысле экономика есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира. В центре внимания – проблема использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

Экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

Экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин "экономия".

Разложение феодализма и становление капитализма обусловило возникновение самостоятельной науки – политической экономии. Это произошло, когда появилась первая школа в экономической науке – меркантилизм (середина XV – середина XVIII вв.). Один из видных представителей меркантилизма А. Монкретьен в 1615 г. опубликовал "Трактат политической экономии", давший название будущей науке.

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона и К. Макконнелла и С. Брю.

"Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества". См.: Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992. – С. 7.

"Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей". См.: Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – С.18.

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

2. Основные этапы развития экономической теории

3. Экономические системы и их сущность.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Элементы экономической системы. Основными элементами экономической системы являются:

Социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

организационные формы хозяйственной деятельности;

хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

Конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

Рыночная экономика со свободной конкуренцией (чистый капитализм). Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX - в первых десятилетиях XX в. (в разных странах по-разному), однако очень многие ее элементы вошли в современную рыночную систему.

Отличительными чертами рыночной экономики со свободной конкуренцией являлись:

Частная собственность на инвестиционные ресурсы;

рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции;

Наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара.

Одной из главных предпосылок к возникновению чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности - не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития человеческого фактора - главной производительной силы общества. Наемный работник и капиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, т.е. свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора направления развития стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения.

Фундаментальные задачи экономического развития в рассматриваемой экономической системе решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебания цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.

Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационный (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

4. Методология экономической теории.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА (ДЛЯ БАКАЛАВРОВ МЕНЕДЖМЕНТА)

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ДЕНЬГИ

1. Введение в экономическую теорию

2. Базовые экономические понятия

3. Экономические системы

4. Деньги и их функции

Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Именно на это направлен процесс производства, неразрывно связанный с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их производства.

С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах. Первая аксиома – потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутомимы. Вторая аксиома – ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены. Отсюда цель экономической теории как науки заключается в обосновании механизма оптимального использования производственных ресурсов, позволяющих произвести максимум товаров и услуг при минимуме затрат ограниченных ресурсов общества.

Экономика – это общественная наука, которая обосновывает оптимальный вариант использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей общества.

Потребность – это необходимость общества и индивида в товарах и услугах, без которых их дальнейшее развитие не представляется возможным и за производство которых они готовы расплачиваться своими ограниченными ресурсами. В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности, их структура изменяется, приоритеты смещаются, развивается взаимозаменяемость.

В современной экономической теории принято выделять три раздела:



1) микроэкономика – часть экономической науки, которая рассматривает вопросы функционирования фирм, домашнего хозяйства или сферы частного бизнеса

2) макроэкономика – часть экономической теории, которая рассматривает экономические проблемы в масштабе страны

3) мировая экономика (интерэкономика) – изучает экономические отношения в мировом сообществе

Эволюция экономической теории

История развития науки показывает: предмет каждой научной дисциплины постепенно меняется, эволюционирует. Это связано с постепенным накоплением, расширением объема знаний с различиями в позициях экономистов. Степень изменений может варьироваться от незначительных отличий до радикальных перемен. Предмет экономической теории осуществил заметную модификацию. Основные этапы эволюции предмета экономической теории отражены в таблице 1.

Таблица 1

Эволюция предмета экономической теории

Представители экономических школ и направлений Предмет (или сопряженные с ним понятия и категории)
Экономическая мысль периода античного рабства Ксенофонт, древнегреческий философ (430-350 гг. до н.э.) – автор понятия «экономика» (от греч. «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - правило, закон) Аристотель, древнегреческий философ (384-322 гг. до н.э.) -домашнее хозяйство; - способы его увеличения; - умение его разумного использования Разделение хозяйственной сферы на два направления: - экономика (позитивно оцениваемая деятельность людей в земледелии, ремесле и мелкой торговле); - хрематистика (негативно оцениваемая деятельность людей в сфере крупных торговых сделок с целью спекуляции и ростовщичества).
Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах (IV-XIV вв.) Итальянский монах Фома Аквинский (1225-1274) - религиозно-этический подход к экономическим проблемам и категориям (богатство, обмен, «справедливые цены», деньги, торговая прибыль и ростовщический процент) - крупная торговля, ссудные операции осуждались как явления грешные
Меркантилизм – экономическое течение периода зарождения рыночных экономических отношений (XIV-XVIII вв.) Томас Мэн (1571-1641), член совета директоров Ост-индской компании, автор книги «Богатство Англии – во внешней торговле»; А.Монкретьен (Франция), автор книги «Трактат политической экономии» (1616 г.). Ввел в научный оборот термин «политическая экономия» и новое название науки, остававшееся безальтернативным вплоть до начала XX в. - государственное хозяйство, координирующее и регулирующее хозяйственную жизнь (прежде всего – в области торговли) - протекционисткая экономическая политика, нацеленная на усиление роли торгового капитала в экономике - деньги в форме капитала как источник богатства
Школа физиократов(XVIII в.) Франсуа Кенэ (Франция, 1694-1774), автор экономической таблицы. Ввел в научный оборот табличное (наглядное) изображения взаимосвязей продуктовых потоков в обществе. Предпринял первую попытку макроанализа. А.Тюрго (Франция, 1727-1781), генеральный контролер финансов, реформатор. Стремился к либерализации экономики страны - происхождение богатства, закономерности его роста и распределения - анализ экономики на основе естественного (т.е. близкого принципам природной системы) порядка - труд земледельца как единственный источник всякого богатства - кругооборот в хозяйственной жизни
Классическая политическая экономия (XVIII-XIX вв.) Адам Смит (Англия, 1723-1790), «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776. Смит ввел понятие нормативной и позитивной экономической теории. Давид Риккардо (Англия, 1772-1823), «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) Жан-Батист Сэй (Франция, 1767-1832), один из авторов трехфакторной концепции Джон Стюарт Милль (Англия, 1806-1873), «Основы политической экономии» (1848). Синтезатор идей классической школы - наука о происхождении богатства и его распределении между трудящимися, землевладельцами и капиталистами - политическая экономия – наука об экономических законах (Дж. Милль) - Проблема экономического развития общества и повышение его благосостояния - приоритетное исследование проблем сферы производства - понятие «экономический человек» и «невидимая рука рынка» - теория разделения труда - теория стоимости товара - теория производительности труда - теория денег - теория доходов - теория капитала - теория воспроизводства
Историческая школа (XIX в.) Фридрих Лист (Германия, 1789-1846), «Национальная система политической экономии» (1841); Вильгельм Рошер (1817-1894); Бруно Гильдебрант (1812-1878); Карл Книс (1821-1898); Густав Шмоллер (1838-1917); Адольф Вагнер (1835-1917); Карл Бюхер (1847-1930) - наука о развитии производительных сил с учетом социально-экономических особенностей каждой страны; - отрицание ортодоксальной, «космополитической» теории А.Смита-Д.Рикардо. Универсальная и схоластическая концепция классиков непригодна для практического использования. Дельная экономическая система должна опираться на достоверные исторические факты. «Бунт против формализма» (оценка «историков» американским экономистом Б.Селигменом) - разработка теории производительных сил - концепции стадийного экономического развития - положение об активной экономической политике государства (первые основы теории экономической политики) - «экономическое воспитание нации важнее непосредственного производства материальных ценностей» (Лист)
Марксизм как теоретическая школа (XIX в) Карл Маркс (Гремания, 1818-1883, «Капитал» (1867); Фридрих Энгельс (Германия, 1820-1895), «Анти-Дюринг» (1878) Роза Люксембург (Германия, 1871-1919, «Накопление капитала» (1913) В.И. Ленин (Россия, СССР, 1870-1924), «Империализм как новейший этап капитализма» (1917); Н.И. Бухарин (Россия, СССР, 1888-1938), «Мировое хозяйство и империализм» (1918), «Политическая экономия рантье» (1919), «Экономика переходного периода» (1920) - предметом политэкономии являются производственные (т.е. экономические) отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ - данные отношения проявляются как система объективных экономических законов. Их изучение – задача политической экономии - приоритетное исследование проблем сферы производства
Австрийская школа (субективно-психологическое направление маржинализма, XIX в) Карл Менгер (Австрия, 1840-1921), «Основы учения о народном хозяйстве» (1871); Фридрих фон Визер (1851-1926); Ойген фон Беем-Баверк (1851-1914) - теория стоимости, или ценности (ценность как выражение предельной полезности) - теория ожидания - приоритетной в экономике является не сфера производства, а сфера потребления
Неоклассическое направление экономической мысли как второй этап «маржинальной революции» (XIX -XX вв) Альфред Маршалл (Англия, 1842-1924), основоположник неоклассической экономической теории, лидер «кембриджской школы», маржинализма. «Принципы экономикс» (1890). По инициативе маршала с 1902г. введено новое изложение экономической теории под названием «экономикс». Тем самым было вытеснено построение курса по учебникам политической экономии «классической школы» Дж.С.Милля; Джон Бейтс Кларк (США, 1847-1938), основатель «американской школы» маржинализма; Вильфредо Праето (Италия, 1848-1923). Представитель «лозаннской школы» маржинализма. «Курс политической экономии» (1898), «Учение политэкономии» (1906) - наука об изучении принципов, в соответствии с которыми происходит оптимальное размещение редких ресурсов для удовлетворения потребностей - теория стоимости и ценообразования на рынке. «Цена равновесия» в точке пересечения спроса и предложения - концепция эластичности спроса - учение о статике и динамике - макроэкономическое равновесие - разложение всего дохода общества на различные виды дохода (заработная плата, процент и прибыль) - общественная максимальная полезность. «Оптимум Парето» - приоритетное исследование проблем сферы обращения, а не производства
Теории социального контроля общества над экономикой. Институциональное направление экономической мысли (XX в) Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории Торстейн Веблен (США, 1857-1929). «Теория праздного класса» (1899); Джон Р.Коммонс (США, 1862-1945); Уэсли К.Митчелл (США, 1874 – 1948) - институты (как первичный элемент движущей силы общества в экономике и вне ее) - предметом анализа являются как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития - государственное вмешательство в экономику
Кейнсианство (XX в) Джон М.Кейнс (Англия, 1883-1946 гг.), основатель макроэкономического направления в экономической теории. «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) - анализ экономики в состоянии депрессии - замена принципа ограниченных ресурсов условием недоиспользования мощностей и безработицей в условиях депрессии - экономическая политика государства
Монетаризм (XX в) Милтон Фридмен (США, 1912г.р.), «Количественная теория денег»; Ирвинг Фишер (США, 1867-1947) «Покупатльная сила денег: ее определение и отношение к кредиту, проценту и кризису» - законы движения денежной массы, являющиеся «первоосновой экономического развития»; - деньги как экономическая субстанция, «играющая определяющую роль в колебательном движении экономики» - взаимосвязи между объемом денежной массы и объемом производства
Понравилась статья? Поделитесь ей