Контакты

Предложение с пятью видами связи. Союзная и бессоюзная подчинительная связь в сложном предложении

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Бывает трудно отличить простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми, и сложное предложение, особенно если одна из частей сложноподчинённого предложения представляет собой неполное предложение.

Например: Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Следует помнить, что однородные члены предложения могут соединяться только сочинительными союзами.

Не следует путать сочинительный союз, связывающий части сложного предложения, и сочинительный союз, связывающий однородные члены предложения:

Я устал и прилёг отдохнуть.- союз связывает однородные сказуемые;

Я устал, и мне захотелось отдохнуть.- союз связывает части сложносочинённого предложения.

Если в сомнительном предложении имеется подчинительный союз, то перед вами сложноподчинённое предложение, вторая часть которого представляет собой неполное предложение:

Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Я очень торопилась, но всё равно опоздала.

С частью сложного предложения можно спутать обособленный член предложения, уточняющий член предложения, вводную конструкцию, сравнительный оборот.

Например: Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.

Многие газы, например водород, легче воздуха.

Кажется, его зовут Иваном.

Убедитесь в том, что перед вами часть сложного предложения с самостоятельной грамматической основой, а не какая-либо из перечисленных конструкций.

Особо следует отметить, что целевой оборот с союзом чтобы - это придаточная часть сложноподчинённого предложения, грамматическая основа которой состоит из сказуемого, выраженного инфинитивом:

Чтобы запомнить стихотворение, она прочитала его вслух шесть раз.

Если придаточное предложение оказывается внутри главного, можно допустить ошибку в подсчёте количества частей сложного предложения (в вариантах ответов на задание такого рода иногда указывается количество частей сложного предложения).

Найдите грамматические основы предложений, входящих в состав сложного.

В предложении ровно столько частей, сколько грамматических основ. Например:

Он быстро изучил то, что тогда было известно в области математики, и даже занялся собственными исследованиями.

Основа первой части: он изучил и занялся.

Основа второй части: что было известно.

Следовательно, в сложном предложении две части.

Бывает непросто определить виды связи между частями сложного предложения с разными видам связи.

Например: Останавливаться было нельзя: как только я переставал двигаться, ноги засасывало, а следы наливались водой.

Тип связи определяется по союзу. Найдите союзы, с помощью которых связаны части сложного предложения. Если союза между какими-то частями нет, то связь между ними бессоюзная, если союз сочинительный или подчинительный, то связь соответственно сочинительная или подчинительная.

В приведённом примере предложение состоит из четырех частей. Первая (останавливаться было нельзя) и третья (ноги засасывало) связаны бессоюзной связью, вторая (как только я переставал двигаться) и третья (ноги засасывало) связаны подчинительной связью с помощью подчинительного союза как только, третья и четвертая (следы наливались водой) - сочинительной связью с помощью сочинительного союза а.

Сложное предложение. Типы сложных предложений

Кроме простых предложений, в речи часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем мысли более развернуто, связывая их между собой.

Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, не имеют собственной цели высказывания и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое.

Шторм уже утих, ветер ослаб.

Как аукнется, так и откликнется.

Мороз был страшный, но яблони выжили.

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами. В союзных сложных предложениях части объединяются при помощи интонации и союзов (или союзных слов - относительных местоимений и наречий). В бессоюзных сложных предложениях части объединяются только при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов (союзное).

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые.

Сложносочинённые предложения - это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.

Шубу-то моль побила, но рукавицы как новые.

Сложноподчинённые предложения - это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а зависимое, подчинённое главному по смыслу и грамматически, - придаточным.

Если в Мышкине будешь (придаточное), зайди к Ефимкиным (главное).

Камешек хочу найти (главное), каких у вас не бывает (придаточное).

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Если сложное предложение состоит из трёх и более частей, то одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие - при помощи подчинительных союзов, третьи - без союзов. Такое предложение называется сложным предложением с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильного порока, который бы высунулся видней всех моих прочих пороков, не было во мне никакой картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность, но зато вместо того во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. (Н.В. Гоголь).

(Это сложное предложение, состоящее из шести простых, части которого связаны подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью.)

Связь в предложении - это способ придания предложению осмысленности, законченности мысли, а также логической, лексической и синтаксической полноценности. Существует два вида связи в предложении - сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь в предложении - это соединение не зависящих друг от друга элементов в предложении: однородных членов в простом или простых предложений в составе сложносочинённого.

Подчинительная связь в предложении - это соединение зависящих друг от друга элементов: слов в словосочетании, предложении или простых предложений в составе сложноподчинённого.

Как определить вид связи в предложении?

Прежде всего, необходимо отбросить грамматическую основу, так как подлежащее всегда связано со сказуемым, также стоит исключить вводные слова.

Пример. Мне хотелось выйти наружу, но дверь была заперта.

Сложное предложение с двумя независимыми частями, сложносочиненное. Исходя из этого, в данном предложении используется сочинительный вид связи .

Мне хотелось выйти наружу, потому что в комнате был очень спёртый воздух.

Сложное предложение, в котором наблюдается подчинительная связь - одно предложение указывает на причину того, о чём говорится в другом. Предложение сложноподчинённое.

Виды подчинительной связи.

Существует три вида подчинительной связи :

Согласование - это такой вид связи, когда зависимое и главное слово (существительное или другая часть речи в роли существительного) уподобляются друг другу в роде, числе и падеже. Самые простые примеры согласования - в словосочетаниях: мерзкий дождь, весёлая я, невидимый кто-то, случайный прохожий, гулкое «зй».

В качестве зависимых слов при согласовании могут выступать любые изменяемые части речи: прилагательные , местоимения (притяжательные, определительные, указательные, отрицательные, неопределённые) и порядковые числительные.

Никаких денег, веселому рассказчику, вашей сестры, первому встречному.

Управление - вид связи, при котором главное слово требует особой формы падежа зависимого слова. Падежная форма при этом обусловлена определенными морфологическими нормами в русском языке . Главным признаком наличия управления в словосочетании или предложении является использование предлога , хотя бывает и беспредложная форма управления. При наличии управления зависимое слово всегда будет отвечать на вопросы косвенных падежей.

Смотреть на луну, любоваться луной, расписаться в получении, подписать документы, забыть о проблемах, забыть формулу.

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Усманский промышленно-технологический колледж»

Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии социальных и гуманитарных дисциплин

Протокол № ___ от «__»_____ 20__ г. Председатель: ________ Воронина Т.А.

Заместитель директора

по учебной работе

Н.А. Фитисова

урока по учебной дисциплине «Русский язык»

на тему: «Сложные предложения с разными видами связи»

Преподаватель русского языка и литературы

Белова Татьяна Алексеевна

Усмань

2016

Содержание

Введение

1. Основная часть

2. Заключение.

3. Список используемой литературы

4. Приложение

Введение

Еще в 1860г. академик И.И. Срезневский говорил: «Знание родного языка необходимо предполагает приложение сил ума, внимательности, сообразительности, отчетливости и вместе с ними той силы, которая называется исследовательностью, проникающей в тайны законов существования предмета знания по частям и в целостности. Иначе дитя и затвердит многое, но только затвердит, не более - и скоро забудет».

Поэтому перед педагогом-русистом стоит нелегкая задача: как заинтересовать учащихся, как заставить их загореться идеей лучше, изучить свой родной язык, желанием проникнуть в сущность его системы, как убедить их, что грамматика - это не сухая, скучная наука, а живой организм, приспособленный для выполнения языком своей самой главной функции - функции общения?

В общей языковой системе синтаксис занимает особое место - это явление высшего порядка, ибо для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо еще правильное и четкое установление связи между словами, группами слов.

Цель каждого урока русского языка - создание ситуаций, которые ставят и преподавателя и студента в позицию творчества.

Наиболее эффективным способом организации работы студентов является групповая работа, когда студенты приобретают навыки совместной работы, учатся сотрудничеству и взаимопониманию, преодолевают речевой барьер при выступлении, учатся владеть свободной и спонтанной речью. Поэтому для студентов очень важно изначально особая атмосфера доверия. В этом случае в единстве осуществляются деятельность - взаимодействие - общение - контакт.

Цели данной методической разработки: показать, как:

    формируется языковая компетенция, т.е. практическое овладение языком;

    создается положительная мотивация в обучении родному языку.

Уроки русского языка и в частности, тема «Сложное предложение с разными видами связи» способствуют повышению общей грамотности и культуры человека, т.к. они формируют умения анализа текстов, самостоятельно работать с учебным материалом, проявлять творческую инициативу, высказывать собственную точку зрения, и слышать и принимать чужую.

В этом отношении урок комбинированный играет немаловажную роль, т.к. он дает возможность актуализации уже имеющихся знаний и вызывает интерес к изучению русского языка.

Комбинированный урок позволяет использовать различные методы и формы обучения: метод критического мышления, репродуктивно-деятельностный, повторение и актуализация опорных знаний, самостоятельная работа и с учебным материалом учебника; выполнение дифференцированных практических заданий, выполнение тестовых заданий, презентация.

Именно при наличии указанных компонентов уроки данного типа создают условия для формирования информационной, коммуникативной компетенции на различных уровнях языковой системы и, в частности в разделе «Синтаксис».

Тема урока: Сложные предложения с разными видами связи.

Цели:

образовательная: совершенствовать умение учащихся различать виды сложных предложений, правильно расставлять пунктуационные знаки и составлять схемы сложных предложений;

развивающая: расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;

воспитательная: воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности,

Оборудование: мультимедийный комплекс (проектор, компьютер), презентация «Сложные предложения с различными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях», раздаточный материал (карточки для индивидуальной и групповой работы) .

Тип урока: комбинированный урок.

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают сложные предложения разных видов; знают о правилах постановки знаков препинания в изученных синтаксических конструкциях; применяют полученные теоретические знания на практике.

Методы, используемые на уроке : объяснительно-иллюстративные (упражнение, , анализ предложения, анализ схемы), репродуктивные (выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму), проблемно-обобщающие (объяснение причин различия в фактах, объяснение с опорой на наглядность, доказательство путём сравнения подобий предложений), частично-поисковые (беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое), исследовательские методы (самоанализ предложения и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (метод графической систематизации материала), дифференцированный подход в выборе заданий.

Формы работы : индивидуальная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, тестирование, творческие упражнения, устные и письменные упражнения, самоконтроль, контроль учителем.

Межпредметные связи:

    Литература

    Философия

    Русский язык и культура речи.

Конспект урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний

    Проверка домашнего задания.

Упражнение 259.

Задание. Подберите (или составьте) в форме сложных бессоюзных предложений: 1) две пословицы с тире между их частями (в первой пословице опущен союз если , во второй – когда ); 2) два афоризма с двоеточием между их частями (в одном пропущен союз потому что , во втором – что ); 3) два примера с двоеточием между их частями (вместо слов и увидел, что; и услышал, что )

Учащиеся читают выполненные задания.

1) Баба с возу – кобыле легче. Без денег в город – сам себе ворог.

2) Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. (М.Горький) Признайся: ставя на красное и чёрное, ты всё же не теряешь надежды выиграть на зелёное! (Станислав Ежи Лец)

3) Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинациях, стоял настоящий действительный Штольц. (И. Гончаров). Я прислушался: в доме не было ни звука.

    Синтаксическая разминка «Закончи высказывание».

Задание на повторение теоретического материала по теме «Сложное предложение» (слайд)

    Предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называют... (сложноподчинёнными ).

    Предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связаны сочинительными союзами, называют... (сложносочинёнными ).

    Сложные предложения без союзов и союзных слов называют... ( бессоюзными ).

    Этот знак препинания присутствует там, где повествуется о перечислении предметов, каких-либо фактов, явлений, событий, и помогает читающему легко ориентироваться в тексте, подсказывая, где границы между однородными членами, частями предложений. ( Запятая )

    Этот знак препинания ставят в сложном предложении тогда, когда внутри частей предложения (или в одной из них) уже имеются запятые. ( Точка с запятой )

    Этот знак препинания предупреждает читающего, что после наступившей в высказывании многозначительной паузы последует необходимое разъяснение того, о чём было сказано прежде. ( Тире )

III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя. Ещё великий М. В. Ломоносов в своей «Российской грамматике» указывал, что у русской пунктуации «двуединое основание». Чтобы поставить тот или иной знак препинания, необходимо прежде определить смысловую сторону предложения и затем его структуру, то есть действовать по формуле: смысл + структура = знак препинания . Пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе, почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя предложения. В центре нашего внимания - сложные предложения, без которых не обходится практически ни один связной текст.

А у К.Г.Паустовского эта мысль звучит так: « Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание» .

1. Выполни задание на соответствие (карточки - работа в паре)

Проверка: 1 – Б, 2 – В 3 – Г 4 – А 5 – Е 6 – Д 7 – Ж

Ι V .Объяснение нового материала 1. Беседа

    Почему нет названия к последнему предложению? (Это предложение сложное, т.к. в нём мы видим не одну а несколько видов связи: бессоюзная, подчинение и сочинение ). Правильно.

    Запишите это предложение в тетрадь. Найдем грамматические основы. Построим схему.

(Когда он проснулся), уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом. (А. Чехов)

I ч. II ч.

( когда ), ; , а .

(Сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединённых бессоюзной связью; первая часть - сложноподчинённое предложение с придаточным времени (с союзом когда ), вторая часть - сложносочинённое предложение с противительным союзом а.)

    Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений. (Сложные предложения с разными видами связи или предложения сложной конструкции ). Правильно.

Такова тема нашего урока. Запись темы урока в тетрадь. Вывод (делают учащиеся).

2. Сложные предложения с разными видами связи (презентация)

1. - это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. (данное определение формулируют сами студенты )

2. Слово учителя . Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое. (презентация)

Например:

1) [Печален я]: [со мною друга нет], ( с кем долгую запил бы я разлуку), ( кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], ( так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и , отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что .

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (М. Лермонтов).

( И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин).

( Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

( Когда подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

( И – сочинительный союз, так что подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но , когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

( Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем] , и [так продолжалось часа два] , [потом иней исчез] , [солнце закрылось] , и [день прошел тихо, задумчиво , с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой . Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце] ; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая , тире и двоеточие , которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце] , но [еще лес не успел стихнуть] : [горлинки журчали вблизи] , [кукушка куковала в отдаленье] . (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния] : [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

3. Образец разбора сложного предложения с разными видами связи. Совместная работа преподавателя и студента.

[Вдруг навалился густой туман ], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и , ( чтобы не заблудиться), [ я решил вернуться на тропинку], ( которая , по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) (В. Арсеньев).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзно (I и IIчасти) и сочинительным соединительным союзом и (II и III части); I часть - простое предложение, II часть - простое предложение, III часть - сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью? , присоединяется союзом чтобы . Придаточное определительное зависит от существительного тропинку , отвечает на вопрос какую? , присоединяется союзным словом которая .

V . Закрепление материала.

1. Творческая работа.

Задание 1. Сконструировать предложения по соответствующим схемам. 1. Французская Ассоциация защиты животных установила. Присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу. Ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.

[ - = ].

[ - = ], (что…), а [ = ук.сл.], (кто…)

2. Здоровье – бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Необходимо вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Необходимо разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.

[ - = ].

[ - = ], (так как…).

3. Существует мнение. Курящие подростки - это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.

[ - = ], (что…).

[ - = ], (чем…), а [ - = ].

Ответы:

(1. Французская Ассоциация защиты животных установила: присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление, если человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу, что ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы, а это очень важно для тех, кто испытывает значительные нервные нагрузки на работе и в школе.

2. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Ведя здоровый образ жизни, мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки, и доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, если мы его разумно сохраняем и укрепляем.

3. Существует мнение: курящие подростки - это возбудимые дети, которые используют табак, чтобы успокоиться. Исследования показывают, что регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше, чем проявятся физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца, а проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники. )

2. Работа в группах постоянного состава : задание дифференцированное. Списать предложение, расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор, начертить схему . Защита своих схем у доски.

Следующие предложения разберите синтаксически, а в качестве дополнительного задания вам предлагается самостоятельно расставить необходимые пунктуационные знаки.

Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой.

Повествовательное; невосклицательное; сложное - сложной конструкции с союзной сочинительной и подчинительной связью.

    я и 2-я части - равноправные предл., соединены сочинительным соединительным союзом и.

    я часть -главная, имеет две придаточные, связанные параллельным подчинением.

    я часть -обстоятельственное придаточное времени, относится к обстоятельству иногда во 2-й части, присоединяется союзным словом - относительным местоимением-наречием когда.

    я часть -обстоятельственное придаточное цели, относится к сказуемому делалась энтузиасткой во 2-й части, присоединяется союзом чтобы.

, и

когда? зачем?

(когда ) (чтобы )

Характеристика частей.

    я часть - двусоставное предл., СИС, распространенное, полное, ничем не осложнено.

    я часть - односоставное предл., безличное, ПГС, полное, ничем не осложнено.

4- я часть - односоставное предл., безличное, ПГС, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом,

Общая характеристика предложения.

В квартире в это время вспыхнул паркет под ногами пришедших, и в огне, на том месте, где валялся с притворной раной кот, показался все более густея, труп бывшего барона Майгеля с задранным кверху подбородком, со стеклянными глазами.

Повествовательное; невосклицательное; сложное - сложной конструкции с сочинительной и подчинительной связью.

    я и 2-я части - равноправные предл., соединены сочинительным соединительным союзом и.

    я часть - главное предл., имеет одно придаточное.

3-я часть - придаточное определительное, относится к обстоятельству места на том месте , присоединено союзным словом - местоимением-наречием где.

, и

каком?

(где )

Характеристика частей.

    я часть -двусоставное предл., ПГС, распространенное, полное, осложнено, во-первых, уточняющим обстоятельством места, относящимся к обстоятельству в огне\ во-вторых, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом и относящимся к сказуемому; в-третьих, однородными определениями, относящимися к подлежащему.

    я часть - двусоставное предл., ПГС, распространенное, полное, ничем не осложнено.

Общая характеристика предложения.

Там есть и добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного, другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне.

Повествовательное; невосклицательное; сложное - сложной конструкции с сочинительной и подчинительной связью; подчинение придаточных - последовательное.

    я часть -главное предл., имеет два придаточных, кроме того, связано сочинительной связью с 4~й частью.

    я часть - определительное придаточное, относится к подлежащему волшебница в 1-й части, присоединено союзным словом - относительным местоимением которая.

    я часть - определительное придаточное, относится к дополнению лентяя во 2-й части, присоединено союзным словом - относительным местоимением которого.

    я часть - равноправное с 1 -м предл., связано с ним противительным союзом а.

, а

какая?

(которая ) 1-я степень

какого?

(которого ) 2-я степень

Характеристика частей.

    я часть - двусоставное предл., ПГС, распространенное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

    я часть -двусоставное предл., ПГС и ПГС, распространенное, полное, осложнено, во-первых, однородными сказуемыми; во-вторых, двумя однородными обособленными определениями, выраженными одиночными прилагательными; в-третьих, однородными дополнениями, зависящими от 1-го сказуемого; в-четвертых, вводным словосочетанием.

    я часть - двусоставное предл., ПГС, распространенное, полное, ничем не осложнено.

4- я часть -двусоставное предл., ПГС, ПГС и ПГС, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным приложением, выраженным именем собственным.

3. Проверка выполненной работы

Студенты представляют работу своей группы.

4. Реши самостоятельно задания ЕГЭ. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.

1) 1, 2, 3, 4, 5,

2) 1, 4, 5,

3) 1, 2, 4, 5

4) 1, 3, 4, 5

2.

1) 1, 2, 3
2) 1, 3
3) 1, 4
4) 2, 3

1) 1, 2, 5

2) 1, 3, 4, 5

3) 1, 3, 4

4) 1, 5

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

2) 2, 3, 4, 6

3) 1, 2, 4, 5, 6

4) 1, 2, 4, 6

1) 1, 3, 4

2) 2, 3, 4

3) 1, 2, 3

4) 1, 2, 4

1) 1,3, 4, 5

2) 2,3

3) 1, 2

4) 1,2,3

1) 1, 2, 3

2) 2, 4, 5

3) 1, 3, 4

4) 1, 2, 3, 4, 5

1) 2, 3, 4

2) 1, 2, 4, 5

3) 1, 2, 3, 4, 5

4) 2, 3, 4, 5

Ключи-ответы

зад.

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

2

2

3

3

1

1

1

3

V I. Рефлексия

Чему научились? …

V II. Домашнее задание:

Список используемой литературы

    Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. - М., 2014.

    Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

    Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2006.

    Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2009.

    Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011.

    Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10-11 классы: в 2 ч. - М., 2014.

    Греков В.Ф, Крючков С.Е, Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразов. Учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

    Дмитриева И.А. Русский язык. Все виды разбора: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический. –СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.

    Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 11 класс/сост. Н.В. Егорова. – 2-е изд., прераб. – М.: ВАКО, 2015.

    Симакова Е.С. Русский язык: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ/Е.С. Симакова. – Москва: АСТ: Астрель, 2016.

Интернет-ресурсы

www. metodiki. ru (Методики).

www. posobie. ru ( Пособия ).

www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей . Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).

www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).

Приложение

Технологическая карта занятия

Организационный этап

Проверка готовности студентов к занятию, отсутствующих:

2 мин

II

Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания упражнение 259. (фронтальный опрос)

2. Синтаксическая разминка «Закончи высказывание»

13 мин

III

Мотивация учебной деятельности

1. Вступительное слово

2. Выполни задание на соответствие (карточки - работа в паре)

3. Проверка выполнения

4. Разбор 7 предложения, с целью выявления его вида (работа у доски)

5. Вывод. Сообщение темы и целей занятия

20 мин

IV

Объяснение нового материала (Презентация)

План:

1. Сложные предложения с разными видами связи

2. Предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

3. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

4. Образец разбора сложного предложения с разными видами связи. (совместная работа преподавателя и студента у доски)

20 мин

V

Закрепление изученного материала

1. Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам. (работа в группах с РМ).

2. Проверка выполненного задания

3. Списать предложение, расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор, начертить схему . Защита своих схем у доски. (работа в группах с РМ)

4. Самостоятельная работа (РМ)

28 мин

VI

Рефлексия

Подведение итогов урока: что узнали? …

Чему научились? …

Где мы можем встретить такого вида предложения?

4 мин

VII

Домашнее задание:

1. Найти и выписать из предложенных произведений (одно на выбор): «Война и мир» Л.Толстого, «Преступления и наказания» Ф. Достоевского, «Олеся» А. Куприна три сложные синтаксические конструкции, обозначить в них грамматические основы и объяснить знаки препинания.

3 мин

Преподаватель: Белова Т.А.

Задание 1 .

Определите соответствие данных предложений с видом предложений. (Работа с таблицей)

Задание 2. Сконструировать предложения по соответствующим схемам

1. Французская Ассоциация защиты животных установила, что присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу: ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.

[ - = ] : [ - = и = ], (если).

[ - = ].

[ - = ], (что…), а [ = ук. сл.], (кто…).

2. Здоровье – бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Необходимо вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Необходимо разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.

[ - = ].

[ - = ], (так как…).

[ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если…).

3. Существует мнение. Курящие подростки - это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.

[ - = ] : [ - = ], (которые…), (чтобы…).

[ - = ], (что…).

[ - = ], (чем…), а [ - = ].

Задание 3. Спишите предложение, расставьте знаки препинания, произведите синтаксический разбор, начертите схему .

    Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением и иногда когда ей даже того не хотелось она чтобы не обмануть ожиданий людей знавших ее делалась энтузиасткой (Л. Толстой).

    В квартире в это время вспыхнул паркет под ногами пришедших и в огне на том месте где валялся с притворной раной кот показался все более густея труп бывшего барона Майгеля с задранным кверху подбородком со стеклянными глазами (Булгаков).

    Там есть и добрая волшебница являющаяся у нас иногда в виде щуки которая изберет себе какого-нибудь любимца тихого безобидного другими словами какого-нибудь лентяя которого все обижают да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне (Гончаров).

Задание 4. Реши самостоятельно задания ЕГЭ.

1. Укажите правильный вариант расстановки запятых.

Впереди показалась широкая река (1) и (2) когда всадники подъехали (3) и спешились (4) то увидели (5) что мост снесло наводнением.

1) 1, 2, 3, 4, 5,

2) 1, 4, 5,

3) 1, 2, 4, 5

4) 1, 3, 4, 5

2. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.
1) 1, 2, 3
2) 1, 3
3) 1, 4
4) 2, 3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Иногда кажется (1) что (2) если разбежаться с высокой горы (3) раскинув руки (4) то можно легко взлететь.

1) 1, 2

2) 1, 2, 3, 4

3) 1, 3, 4

4) 1, 3

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мне нравились ее глаза (1) голубые и кроткие (2) и (3) хотя около этих глаз уже виднелись морщинки (4) но взгляд их был так простодушен (5) так весел и добр (6) что как-то особенно приятно было встречаться с ними.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

2) 2, 3, 4, 6

3) 1, 2, 4, 5, 6

4) 1, 2, 4, 6

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я думаю (1) что (2) когда заключенные увидят лестницу (3) ведущую на свободу (4) то многие захотят бежать.

1) 1, 3, 4

2) 2, 3, 4

3) 1, 2, 3

4) 1, 2, 4

6. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

На войне бойцы знали (1) что (2) если у фашистов будет отвоеван очередной город (3) то это (4) конечно (5) прибавит сил труженикам тыла.

1) 1,3, 4, 5

2) 2,3

3) 1, 2

4) 1,2,3

7. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Об удивительной доброте Ильи Петровича можно судить только по тому (1) что (2) когда случилось землетрясение в Спитаке (3) он взял на воспитание троих искалеченных детей (4) и всех их буквально вернул с того света своей заботой (5) и любовью.

1) 1, 2, 3

2) 2, 4, 5

3) 1, 3, 4

4) 1, 2, 3, 4, 5

8. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении?

Женщина достала фотографию (1) на которой (2) если приглядеться (3) можно было увидеть её (4) молодую и красивую (5) стоящую рядом с высоким военным.

1) 2, 3, 4

2) 1, 2, 4, 5

3) 1, 2, 3, 4, 5

4) 2, 3, 4, 5

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое. Например:

1) {Печален я}: [со мною друга нет ], кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

: [ сущ.], (с кем), (кому).

Это : бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах ], и [у заборов росли липы , бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

[ 1. и , (с. так что).

Это сложное предложение с разными видами связи : сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

Образец разбора сложного предложения с разными видами связи

[Вдруг навалился густой туман ], [как будто стеной отделил он_ меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться ), [я решил вернуться на тропинку], (которая , по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) (В. Арсеньев).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзно (I и II части) и сочинительным соединительным союзом и (II и III части); I часть - простое предложение, II часть - простое предложение, III часть - сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью?, присоединяется союзом чтобы. Придаточное определительное зависит от существительного тропинку, отвечает на вопрос какую?, присоединяется союзным словом которая.

Понравилась статья? Поделитесь ей