Контакты

Празднование дня русского языка в школе. Внеклассное мероприятие, посвященное дню русского языка

Оформление:

  • плакаты,
  • фонограммы с русскими народными песнями,
  • плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками”.

(И.Тургенев)

“Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

(А.Куприн)

1-й ведущий: (читает высказывание И.С.Тургенева о русском языке).

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.

2- ведущий:

Уважаемые любители русского языка!

На протяжении всего вечера вы будете решать задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение найти не просто. Это и понятно: совершенное знание родного языка – трудное дело.

ЗАДАНИЯ:

1. Решите шараду.

Вот вам условие мое,
На место Е поставьте Е,
Перемените ударенье.
Посуда словно в воду канет,
Погода ясная настанет.

(Ведро – ведро).

2. В каком слове, состоящем из трех букв, можно допустить четыре грамматические ошибки?

(Еше – исчо).

3. Какое слово из одиннадцати букв все ученики и даже учителя пишут неправильно?

(Неправильно).

Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься.

(Вопросительный знак).

5. Разместите буквы в правильном порядке.

Весна + рок = …(русский поэт),

Лик + пен = … (птица),

Том + вата = …(оружие),

Бар + соки = …(фрукт).

(Некрасов, пеликан, автомат, абрикос).

6. В сетку по горизонтали впишите шесть слов, содержащих “гол”.

(Голова, голубь, иголка, уголок, гоголь, щеголь).

7. В каком слове сорок гласных? (Сорок А).

8. Решите шараду.

С м меха я пожираю,
С б мучительна бываю,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна.

(Моль, боль, роль, соль).

9. Как можно превратить слово “мел” в мелкое место, “угол” - в топливо, “шест” - в число? (Надо смягчить конечные гласные. Получится: мель, уголь, шесть).

10. Решите двойную шараду.

Слова, составляющие ее, запишите сначала слева направо, а затем наоборот. В обоих случаях вы должны образовать одно и тоже слово.

1. 2.

Слева направо:

1. Сооружение для постройки и ремонта судов.

2. Геометрическое тело, которому приблизительно соответствует по форме спасательный круг.

Справа налево:

2. Часть лица.

1. Система условных обозначений. (Слева направо: 1. Док. 2. Тор.

Справа налево:

1. Код. - Доктор).

11. В каких словах по сто согласных?

(Стол, стог, стон).

12. О каком правиле правописания шла речь в детской передаче “Радио- няня”:

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.

(Здесь речь идет о правиле: “Буква и после ц пишется в корнях слов (исключение: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках) и в словах на

Ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах.

13. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

(Суббота).

14. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных палок с заостренными концами?

(Коля – колья).

15. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?

(В таких, как Аксинья, Анисья, Наталья, Федосья, Татьяна, Ульяна).

16. Что стоит посередине земли?

(Буква М).

17. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.

(Всплеск, взгляд, встреча).

18. Отгадайте метаграмму:

С к в полях меня найдете,
С г романсы запоете.
С в косички заплетете.

19. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

(Твое имя?).

20. Хитрые вопросы-шутки:

Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс уменьшительности –ик: домик).

Как топор превратить в рукоятку? (Добавить суффикс орудийности –ищ: топорище).

21. В одном из стихотворений В.Маяковский обращается к солнцу:

Чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы?

Сколько глаголов в этих строчках?

22. Решите анаграмму:

Фонарь с рефлектором
Для освещения пути
В ночное время вы
Сумеете найти.
Но буквы переставьте -
В один момент
Найдете музыкальный
Инструмент.

(Фара – арфа).

23. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова.

1) МЕ (…) ОЛАД (шок)

2) ПРИК (…) ЬЯ (лад)

3) УТКО (…) ОРОГ (нос)

4) КАБ (…) ОШКО (лук)

5) С (…) ОКНО (тол)

6) ГА(…) АРОНЫ (мак)

1-й ведущий.

Уважаемые знатоки русского языка!

Весь вечер нас сопровождала народная музыка. Вовсе века русский народ находил в песнях и свою радость, и свою печаль. Песня помогала ему строить, защищать страну, растить детей. Многие песни забываются. А вот народные – никогда! Я предлагаю спеть всем вместе несколько русских народных песен.

6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина, в России и в мире отмечается День русского языка. Так, работники библиотек Алатырского района для учащихся организовали и провели викторины, литературные игры, игровые программы, литературные часы.

В дни летних каникул в школьном лагере МБОУ «Алтышевская ООШ» библиотекарь модельной библиотеки МБУК «Алтышевский национально - культурный центр» Автаева Надежда Ивановна провела викторину «Уроки золотой рыбки» по сказкам А.С. Пушкина.

Надежда Ивановна познакомила школьников с историей и особенностями праздника. Затем учащиеся разделились на две команды «Цари» и «Королевичи» и приняли активное участие в следующих заданиях: отвечали на вопросы теста по произведениям А.С. Пушкина, из предложенных слов библиотекаря сочиняли сказку, капитаны доказывали кто из них лучший знаток героев сказок Александра Сергеевича. Учащиеся показали отличные знания по творчеству писателя. По итогам викторины победила дружба. Все участники получили сладкие призы.

В модельной библиотеке МБУК «Ахматовский информационно - культурный центр» прошёл тематический час «Образ бережно хранимый».

В ходе мероприятия состоялась беседа о жизни и творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Современное поколение по - новому оценило многогранную поэзию классика. Затем были проведены громкие чтения по сказкам Александра Сергеевича.

Завершилось мероприятие просмотром видеофильма «Барышня-крестьянка».

«Незаходящее солнце русской поэзии», под таким названием в модельной библиотеке МБУК «Иваньково - Ленинский информационно - культурный центр» состоялась литературная гостиная.

В ходе мероприятия ребята познакомились с историей и особенностями праздника, с биографией и творчеством основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина. Школьники приняли участие в викторинах по произведениям писателя, отгадывали названия сказок, вспоминали и рассказывали стихи.

В завершение состоялся просмотр фильма «Сказка о царе Салтане».

Работники модельной библиотеки МБУК «Кирский информационно - культурный центр» пригласили в этот день детей на литературную игру по сказкам великого поэта «Что за прелесть эти сказки».

На крыльях «Синей Птицы» школьники отправились в страну Пушкиниану, где жил и творил Александр Сергеевич Пушкин. Ребята вспоминали сказки поэта, а затем отвечали на вопросы викторин «Продолжи строчку сказки» и «Сказки водят хоровод», разгадывали литературный кроссворд «Сказки Пушкина». Победителем литературной игры стала учащаяся 4 класса МБОУ «Кирская СОШ» Шаренкова Таня. Завершился пушкинский день просмотром фрагментов из видеофильма «Пушкин»

В информационном зале модельной библиотеки оформлена книжная выставка - портрет «Читаем Пушкина», где каждый желающий может еще и еще раз почитать сказки Пушкина, роман «Евгений Онегин», познакомиться с романом Ю.Н. Тынянова «Пушкин» и другими произведениями поэта.

В модельной библиотеке МБУК «Восходский информационно - культурный центр» дети пришкольного лагеря МБОУ «Восходская СОШ» совершили увлекательное путешествие в сказочный мир Пушкина. С помощью электронной презентации «Что за прелесть эти сказки» ребята приняли участие в литературной викторине, где отгадывали героев сказок Пушкина, находили ключ-кроссворд к замку от ворот «града дивного», вспоминали любимые строки стихотворений поэта. Особый интерес у детей вызвал мультипликационный фильм «Сказка о попе и работнике его Балде». Самые активные знатоки сказок получили в подарок призы, а все остальные сладости.

ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

«ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА »

«Приветственная песня» на мелодию песни «Учат в школе»

Все, кто любят наш язык,

Слово уважать привык,

Знания новые искать,

Мир словесный постигать

Мы друг другу в этот день

Пообещали

На вопросы отвечать

И в значенья слов вникать

Будем вместе, будем вместе

Будем вместе.

С русским языком дружить,

Добрым словом дорожить

Лучше вместе, потому что

Интересней.

УЧИТЕЛЬ : Дорогие ребята! Уважаемые гости! Школьная страна вновь приветствует Вас на своих дорогах. Сегодня у нас в школе – День русского языка, праздник русского языка.

УЧЕНИК: Какой праздник может быть у русского языка. Мы его изучаем каждый день, диктанты пишем. Оценки не всегда хорошие получаем. Не может быть никакого интересного праздника с русским языком!

УЧИТЕЛЬ: А вот и нет! Этот праздник особый, ведь мы с вами окажемся в сказочном мире, мире слов и произведений А.С.Пушкина.

Тогда наш праздник начинается!

1. Пролегли от городов пути-дороженьки по всему белому свету.

Как по этим путям-дороженькам идёт славушка великая

Про язык наш могучий.

2. Ты думаешь, что сидя в этом зале, много о русском языке

сказать можно?

3. Всё – не всё! Мало ли много!

На празднике всё можно.

Слушайте, выступайте,

И знания получайте!

Звучит песня Георгия Гладкова «Говорим на русском языке»

ПРАЗДНИК «РУССКОГО ЯЗЫКА»

(НА СЦЕНЕ СТОИТ СТОЛ ЗА НИМ СИДЯТ УЧЕНИЦЫ, РАССМАТРИВАЮТ: АЗБУКУ, РУССКИЙ ЯЗЫК, СЛОВАРЬ, КНИГУ А.С.ПУШКИНА)

1 учен .: (в руках держит Азбуку)

Вот Азбука – начало всех начал.

Открыл букварь – и детство так и дунуло!

А Константин – философ по ночам.

Не спал, наверное, буковки выдумывал.

Шептал. Перо в чернила окунал.

Он понимал, что буковки основа

Грядущего неписаного слова,

Великого, как Тихий океан.

2 учен: Щедрое народное наследство –

Я люблю красивый наш язык,

Ведь на русском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

3 учен: Известные мастера русского слова Ломоносов, Тургенев, Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

4 учен: В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» Иван Сергеевич Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: (открывает книгу И.С.Тургенева и читает).

«Ещё один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!..»

4 учен: Да, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются, но вы помните случай, когда от запятой зависела жизнь человека. Помните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!»

(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги.У королевы Орфографии в руках письмо и оно же на экране)

Королева Пунктуация:

Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?

Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило.

("Грустные вести" А. Шибаев)

Пришло письмишко мне,

Из лагеря, от Мишки…

"Здесь чудный лук, и я лижу", -

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

"Здесь – лиса, красивый длинный прут".

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…

На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Королева Пунктуация:

Твой друг серьезно болен.

Вернется – надо подлечить:

Заставь - ка правила учить…

Королева Орфография: Да-да, пойду его лечить.

Заставлю правила учить!

(разыгрывается сцена «В Королевстве Пунктуации»)

ПРИДВОРНЫЙ: Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришёл чужестранец! Нечёсаный, лохматый! И главное, нас. Знаки препинания, не признаёт. Вперёд идёт напролом.

КОРОЛЕВА: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(вход ФЕЯ).

ФЕДЯ: Какие деревья странные. А там, кажется, кто-то сидит. Вот чудо гороховое! (обращается к Королеве). Эй ты, каракатица. Что у тебя на голове?

КОРОЛЕВА : (поправляет корону) Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простой королевой, а с королевой Пунктуации! За что ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

ФЕДЯ: Федя.

КОРОЛЕВА: Так вот, Федя, если ты дерзкий, то может и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь – жив будешь, неправильно – умрёшь.

ФЕДЯ: Давайте ваше предложение и запятую вот так: Казнить, нельзя помиловать!

КОРОЛЕВА: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

ФЕДЯ: Ой, подождите, подумать – то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

КОРОЛЕВА: Ладно, думай. Но смотри, ошибёшься, домой не попадёшь.

ФЕДЯ: Ну, куда же ляпнуть-то её. Думай, Федя, думай. О! Догадался:

Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

КОРОЛЕВА: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

ФЕДЯ: Не надо. Мне домой, если можно.

КОРОЛЕВА: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: Не надо мне домой если можно?

ФЕДЯ: (ставит запятые) Не надо, мне домой, если можно.

КОРОЛЕВА: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. (Федя уходит)

КОРОЛЕВА: А знаете ли вы, ребята, что 6 июня весь мир отмечает День русского языка. А мы собрались здесь с вами, чтобы тоже отметить этот день. На правах Королевы Пунктуации разрешите наш праздник считать открытым.

(на сцену выходит ученица)

1 чтец : Великий русский писатель Максим Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку.

Ученица:

А многие наши современники настолько обленились, что для выражения своих чувств употребляют только два слова «У, блин» или «У, клево». Еще совсем недавно люди по своей наивности думали, что блины- это сорт выпечки, употребляемый в пищу.

Ученик:

Любой здравомыслящий человек употребит слово «клево», когда у людей хороший клев на рыбалке, ему радостно. Самое главное в нашей жизни это быть «крутым». Были крутыми берега, спуски, склоны, но «крутые» люди до 90-х годов ХХ века не попадались.

Ученица:

Особенно «крутизна» занимает умы нашей молодежи. Их деятельность жизни может позавидовать любой наш предок. Они постоянно «тащатся», «прикалываются», «наезжают», «обламываются», «вырубаются».

Ученик:

Так вот, если наша речь будет развиваться в таком же стиле, то через 200-300 лет наши потомки вряд ли сумеют понять произведения великих классиков: А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого и др..

Послушайте «Новый русский» перевод стихотворения Некрасова

Мужичок с ноготок

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел: был сильный мороз.

Вижу: вдруг прет ко мне по наклонной

Пацан, правда, « не крутой;

Блиновый на вид и прикидик не клевый.

«Здорово, чувак!» - я ему говорю.

«А где родаки?» - «Да шнурки-то в стакане,

А от тебя я, в натуре, тащусь».

Я –то сперва не врубился, не въехал.

«Что обломался? – он мне говорит.

«бывалый, наезжать на тебя я не стану.

Ужо прикольнулся. Бывай и прощай».

«Ну, трогай!» - воскликнул малюточка басом,

Схватил за уздцы и быстрей пошагал.

Ученица:

Горько и обидно становится от того, что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво, а слова любят нежность.

Ученик:

«не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им» -писал М.Горький.

2-й : Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

4-й : Русский язык – это язык национальной гордости и достоинства!

1-й: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

2-й: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

1 ведущий:

Согласитесь, друзья, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки Александра Сергеевича Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Ведь и в самом деле, человеческая речь напоминает журчание речки. Недаром, «речь» и «речка» - слова, возникшие из одного корня.

2 ведущий:

Сегодня мы с вами тоже, как и все мировое сообщество, празднуем День русского языка.

Слово предоставляется учителю русского языка и литературы МБОУ «Байгильдинская СОШ» Зайцевой Ираиде Вениаминовне.

Наш праздник продолжается и мы приглашаем в нашу студию Дипломанта конкурса фильма на тему «Русский язык в моей жизни»……_______________________________________________________________________

Ему слово.

1 ведущий

Сегодня День Русского языка мы отмечаем

И в Байгильдино всех вас дружно встречаем,

Целый день мы Пушкина читаем,

И его стихи мы распеваем.

В студию приглашается Дипломанты конкурса чтецов…_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________….

В номинации «Для вдохновенных песнопений избрать возвышенный предмет» (исполнение музыкальных произведений на слова А.С.Пушкина) лучше всего проявили себя ….

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 ведущий.

Свет наш зеркальце скажи

Да всю правду доложи.

Кто сценку лучшую представил

И Пушкина творения прославил.

В номинации «Игра сменяется игрою..» (театрализованная композиция по творчеству А.С.Пушкина) победили.. Им слово._______________________________________________________________________________

1 ведущий.

Мы пишем к вам, чего же боле,

Что можем мы еще сказать.

В своих эссе о Пушкине и русском языке,

Старались чувства, мысли описать.

Что получилось у ребят,

Жюри должно теперь сказать.

Для подведения результатов конкурса сочинения – эссе на тему «Мой Пушкин» и «Почему я изучаю русский язык?» слово предоставляется ……._______________________________________________________________________________

2 ведущий.

Усердней с каждым днём смотрю в словарь

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

А.С.Пушкин и Владимир Иванович Даль –этих великих людей сближает не только историческая эпоха. Объединяют их любовь к русскому языку и словесности, многогранный талант, одарённость, трудолюбие. Их имена – гордость и слава культуры России, и её науки.

Слово предоставляется ветерану педагогического труда Николаеву Петру Николаевичу.

___________________________________________________________________________________

1. Благодарим мы прежние эпохи,

Учёных, и поэтов, и народ,

Они язык, что подарили Боги

Хранили даже в самый трудный год.

2. Благодарю я мать, что мне читала

И раскрывая каждой сказки смысл,

Она ошибки с детства исправляла

И пробуждала к жизни мою мысль.

3. Благодарю я Куприна и, Толстого

Тургенева и Чехова всегда.

Что берегли родной язык, и снова

Он нужен нам, как воздух и вода.

4. Родная речь, родной язык любимый,

Мы силу черпаем в тебе во все века.

Вместе : ТЫ – НАША ДРАГОЦЕННОСТЬ, НАША СИЛА,

И РОЛЬ ИГРАЕШЬ В ЖИЗНИ МАЯКА!

2 ведущий:

Дорогие ребята, на этом наша передача, посвященная Дню Русского языка, подходит к концу. Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Если ты ищешь отрады цветник,

Выучи, выучи русский язык.

Он переводчик, он проводник.

Выучи, выучи русский язык.

Выучи, выучи русский язык!

Выучи, выучи русский язык!

Все, кто любят наш язык,

Слово уважать привык,

Собрались сегодня в нашем зале,

Знания новые искать,

Мир словесный постигать

Мы друг другу в этот день

Пообещали

На вопросы отвечать

И в значенья слов вникать

Будем вместе, будем вместе

Будем вместе.

С русским языком дружить,

Добрым словом дорожить

Лучше вместе, потому что

Интересней.

исполняют «Приветственную песню» на мелодию песни «Учат в школе»)

Все, кто любят наш язык,

Слово уважать привык,

Собрались сегодня в нашем зале,

Знания новые искать,

Мир словесный постигать

Мы друг другу в этот день

Пообещали

На вопросы отвечать

И в значенья слов вникать

Будем вместе, будем вместе

Будем вместе.

С русским языком дружить,

Добрым словом дорожить

Лучше вместе, потому что

Интересней.

исполняют «Приветственную песню» на мелодию песни «Учат в школе»)

Все, кто любят наш язык,

Слово уважать привык,

Собрались сегодня в нашем зале,

Знания новые искать,

Мир словесный постигать

Мы друг другу в этот день

Пообещали

На вопросы отвечать

И в значенья слов вникать

Будем вместе, будем вместе

Будем вместе.

С русским языком дружить,

Добрым словом дорожить

Лучше вместе, потому что

Интересней.

Звучит песня "Выучи русский язык".

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи, выучи русский язык.

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи, выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи, выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи, выучи русский язык!

Звучит песня "Выучи русский язык".

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи, выучи русский язык.

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи, выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи, выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи, выучи русский язык!

Звучит песня "Выучи русский язык".

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи, выучи русский язык.

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи, выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи, выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи, выучи русский язык!

1. Цели и задачи конкурса.

выявить знатоков русского языка, раскрыть творческий потенциал обучающихся;

расширить и обобщить знания обучающихся по лексике и фразеологии, грамматике и риторике, орфографии и орфоэпии;

обогатить лексический запас обучающихся, расширить кругозор школьников.

Развивающий аспект:

развивать надпредметные умения и навыки (анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать);

развивать умения слушать, вести диалог, монолог, делать умозаключения, красиво и точно выражать свои мысли;

развивать мотивацию к обучению;

развивать интеллектуальные способности.

Воспитательный аспект:

воспитывать интерес к предмету, к родному языку;

формировать бережное, уважительное отношение к русскому языку.

Ведущий I . Семь чудес света… Такое название во времена античности получили поражающие своим великолепием, размерами, красотой, техникой исполнения творения человеческого гения. Это египетские пирамиды, храм Артемиды в Эфесе, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Фаросский маяк в Александрии, статуя Зевса в Олимпии, Гелиоса в Родосе.

Ведущий II . А самое удивительное и неповторимое чудо – человеческий язык, позволяющий нам выразить свои мысли, чувства, настроения, передать увиденное и услышанное.

Ведущий I . Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Ведущий II . Он язык Луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Ведущий I . Так писал о своём родном русском языке известный поэт А.Яшин в стихотворении «Русский язык».

Ведущий I . Сегодня, дорогие друзья, мы проводим конкурс «Знатоки русского языка», где каждый может проявить свой интеллект, свои знания в области русского языка, эрудицию, мышление, находчивость.

Ведущий II . Наше сегодняшнее соревнование начинается, и мы проводим «Блиц-турнир».

2. С кем сразился Илья Муромец в начале своего боевого пути? (с Соловьем Разбойником).

4. Как зовут благородного английского разбойника? (Робин Гуд).

5. С кем в пути встретился Вольга? (с Микулой Селянинов.)

6. Как греки назвали свои сказки? (мифы).

7. Как называется произведение, которое считается энциклопедией русской жизни?

8. Кто подковал блоху? (Левша).

9. Знаменитый русский баснописец. (Крылов).

10. Назовите имена друзей д’Артаньяна. (Атос, Портос, Арамис).

11. Друг и помощник Шерлока Холмса. (доктор Ватсон).

13. . Как называется произведение, которое считается энциклопедией дореформенной и послереформенной жизни крестьян?

14. Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (Пушкин).

15. Имя подлого труса (Леопольд).

16. Синоним преувеличения. (гипербола).

17. Возраст Тараса Бульбы (60).

18. В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя)

19. Город, в котором родился Пушкин. (Москва).

20. Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух).

21. Образное определение (эпитет).

22. Единоначатие

23. Дробление одного предложения на несколько (парцелляция)

24. Кто воспитывал Лермонтова в детские годы? (Бабушка Елизавета Арсеньева).

II . Конкурс Тема «Лексика»

    Какими русскими словами можно заменить иноязычные слова:

Трасса

Дискуссия

Авеню

Маэстро

Атеист

Триумф

2.Подберите имена прилагательные – определения к каждому из данных ниже слов:

Тюль м.р.

Картофель м.р.

Фасоль ж.р.

колибри м. ж.р.

кофе м.р.

шампунь м.р.

Сочи м.р.

Рояль м.р.

Мозоль ж.р.

Конкурс «скульптурных групп»

Ведущий: - Ваша задача- изобразить скульптуру, воплотив в неё следующие афоризмы: (краткое выразительное изречение)

Я волком бы выгрыз бюрократизм.

Красота требует жертв.

Есть женщины в русских селеньях.

Морфологический конкурс.

Определите часть речи. Как называются такие слова? (Омонимы)

Простой

Пила

Стекло

Гнет

Поцелуй

Три

Конкурс « Числительные».

Ведущий: - Вспомните названия литературных произведений, в состав которых входят числительные. (Три толстяка, Три мушкетера, Три медведя, 17 мгновений весны, 12 стульев, Тысяча и одна ночь, 20 тыс. лье под водой, Петр 1, 2 капитана, 4 танкиста и собака, Сказка о мертвой царице и 7 богатырях). Выигрывает та команда, которая в течение 5 минут приведут наибольшее количество литературных произведений.

Конкурс «Знаем ли мы алфавит?»

Ведущий: - За 1 мин. записать в алфавитном порядке имена всех участников турнира.

Конкурс «Автобиография».

Ведущий: - Когда человек устраивается на работу, он пишет автобиографию. Напишите автобиографию от имени знаменитых личностей.

1 команда: DeadPool ;(дэдпул)

2 команда: Человек Паук;

3 команда: Шрэк.

Конкурс «Крылатые слова».

Ведущий I . Крылатые слова: пословицы, поговорки…

Их у русского сотни, тысячи.

Мы их слышим с детства, с их помощью

Нам легче выражать свои мысли, чувства

И переживание, проще общаться с окружающими.

Ведущий II . Благодаря им наш язык становится образнее, красочнее, ярче.

А сами мы немножко мудрее.

Задание 1.

Задание: объяснить смысл выражений, значение пословиц.

Большому кораблю – большое плавание.

(Напутствие человеку, стремящемуся к достижению высокой цели. Положение одаренному, талантливому человеку проявить себя на каком-либо благодарном поприще).

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

(Пояснить в новую компанию, общество, дом, надо приспосабливаться к их обычаям, а не отстаивать свои).

Дыма без огня не бывает.

(У каждого следствия есть причина, у каждой сплетни – достоверный источник).

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

(Друзья – это иная ценность, выходящая за рамки «купли-продажи». Друзья дороже денег и нужнее человеку. Это становится ощутимым в трудную минуту).

Чья бы корова мычала, а твоя молчала.

(Не осуждай других, когда самим водятся грехи. Сначала посмотри на себя, а потом делай замечания другим. Выражение чаще всего используется в отношении человека, нагрешившего гораздо больше тех, кого он упрекает).

Воздушные замки.

(Фантастические, невыполнимые планы, замыслы, несбыточные мечтания).

Камень преткновения.

(Выражение употребляется в значении: затруднения, на которое наталкивается кто-нибудь в каком-нибудь деле).

Красной нитью проходит.

(Так говорится о какой-либо отчетливо выделяющейся, господствующей мысли, идее, тенденции).

Медвежья услуга.

(Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность).

Ведущий I . Русский язык богат фразеологизмами.

Я уверена, что вы узнаете много устойчивых выражений.

Задание 2. Выпишите фразеологизмы из текста. (Вторая половина конкурса болельщиков)

Глупые сороки.

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра, об этом ещё дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня сыр из-под носа.

Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать. (10)

Задание 4

Продолжите пословицу

1) Кто старое помянет (тому глаз вон).

2) Взялся за гуж (не говори, что не дюж).

3) Что написано пером (то не вырубишь топором).

4) Лучше синица в руках (чем журавль в небе).

5) Не зная броду (не суйся в воду).

6) Что посеешь (то и пожнешь).

Конкурс «Лингвистические задачи»

Задачи по семантике.

Задача 1

Какое слово может означать и гриб, и сладкое?

Ответ: трюфель.

Задача 2

Какое слово может означать и дорожную разметку, и животное?

Ответ: зебра. Зеброй называется разметка, обозначающая пешеходный переход.

Задача 3

Какое слово может означать и часть одежды, и водный поток?

Ответ: рукав. Ср.: рукав пальто и рукав реки.

Задача 4

Какой глагол может означать и издание звука, и сообщение негативной информации?

Ответ: стучать. Второе значение (стучать на кого-либо) отмечают не все словари, но оно, безусловно, есть у этого глагола. Обычно оно описывается как «доносить на кого-либо» и помечается как «разговорное».

Задача 5

Какое слово может означать и множество людей, и часть тела животного?

Ответ: хвост. Ср.: встать в хвост очереди и рыбий хвост.

Задача 6

Какое слово может означать и часть здания, и орган животного?

Ответ: крыло. Ср.: Столовая находится в левом крыле и крыло птицы.

Задача 7

Какое слово может означать и часть растения, и часть тела?

Ответ: лапа. Ср.: медвежья лапа и лапа ели.

Задача 8

Какое слово может означать и образец изделия, и профессию?

Ответ: модель. Ср.: модель самолета и Лена хочет стать моделью.

Задача 9

Какое слово может означать и часть одежды, и природное явление?

Ответ: молния. Ср.: застегнуть молнию и В небе сверкнула молния.

Конкурс болельщиков.

Ведущий I . А теперь для вас награда,

Вот загадка, вот шарада!

Ведущий II . Знаете ли вы, что такое шарада?

Шарада – это загадка, в которой

Задуманное слово делится на

Несколько частей, каждая из

Которых представляет собой

Отдельное слово. Шарады нам

Нужны не только для

Развлечения, но и для учебы…

Вам предстоит отгадать

Предложенные шарады.

Шарады

1. Предлоги эти – просто чудо!

Один – туда, другой – оттуда,

А целое – у наших ног,

Пушистый, ласковый зверек

(кот)

2. Раз – союз и два союз.

Заключили мы союз.

К нам пришел еще предлог,

Получился порошок

Если этот порошок молочком разбавим

Удовольствие большое всем друзьям доставим.

(какао)

3. Первое - предлог,

Второе - летний дом,

А целое порой

Решается с трудом.

(За-дача)

4. Слог первый - вид арбуза,

Второй и третий – два союза,

А целое - скажу я кратко -

Своеобразная загадка.

(Шар-а-да)

5. Три предлога соединя,

Можешь ими покрыть коня.

(По-по-на)

6. Начало слова - лес,

Конец - стихотворение,

А целое - растет, хотя и не растение.

(Бор-ода)

7. Мой первый слог найдешь

В линейках нотных,

Два остальных - защита у животных.

(До-рога)

8. Между союзом и предлогом

Проставь небесное явление,

И три составленные слога

Дадут забор иль заграждение.

(О-град-а)

9. Художник русский - первый слог,

Второй - пчелиная семья.

А целым назовем того,

Кто славу заслужил в боях.

(Ге-рой)

Задание 1. Вспомните фразеологизмы со словами:

взять - быка за рога, верх, в оборот, волю, в руки, всем, в толк, в шоры, голыми руками, горлом, грех на душу, за бока, за горло, задушу, измором, на абордаж, на арапа, на буксир, на карандаш, на мушку, на пушку, на себя, на себя труд, на себя вид, под обстрел, под крылышко, под стражу, пример, с бою, свое, слова обратно, в ум, себя в руки, силой, слово, с места, сторону, много на себя, не взять капли в рот; ни дать ни взять.

Играть - в бирюльки, в загадки, в кошки-мышки, в молчанку, в прятки, вторую скрипку, глазами, жизнью и смертью, комедию, на нервах, на руку, первую скрипку, роль, словами, с огнем.

Победителем считается тот, кто последним назовет фразеологизм, а с другой стороны продолжения не последует.

Ведущий I . Дорогие друзья! Вот и подходит наша встреча к концу. Многие из вас показали блистательные знания, умения владеть удивительными законами русского языка, проявили любовь к нему. Более того, вы, наверное, испытывали радость от того, что узнали что - то новое, интересное.

Ведущий II . Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки –

Вперёд! В добрый час!

Подведение итогов, вручение грамот и призов.

К празднику подключились 23 библиотеки, в том числе ГПНТБ СО РАН, Новосибирская государственная областная научная библиотека, Новосибирская областная юношеская библиотека, Областная детская библиотека им. А. М. Горького и 19 городских библиотек Новосибирска.

В ГПНТБ СО РАН весь май проходит выставка «Комическое и трагическое в творчестве М. Булгакова». В Новосибирской областной научной библиотеке 19 мая прошла открытая лекция по русскому языку доцента НГУ Владимира Николаевича Алексеева на тему «Духовное наследие Кирилла и Мефодия в Сибири». 24 мая в 16:00 пройдет творческий вечер к 75-летию со дня рождения писателя «Множественность миров Геннадия Прашкевича». 31 мая в 18:30 состоится «Час чтения» с театром «Красный факел», Виктория Левченко прочтет повесть «Гадюка» Алексея Толстого. В Областной детской библиотеке в июне пройдет декада «Похвальная грамотность» – комплекс мероприятий, включающих беседы и игры, посвященные грамотности, истории письменности и речевому этикету. В городских библиотеках Новосибирска запланированы литературные беседы, интеллектуальные игры, кинолекции, открытые уроки. Центральные библиотечные системы Ленинского и Первомайского района примут участие в проекте «Парки Пушкина», организовав 6 июня праздник в своих районах Новосибирска.

Также среди областных учреждений, которые проводят мероприятия ко Дню русского языка, – музыкальный колледж им. А. Ф. Мурова, Дом национальных культур им. Г. Д. Заволокина, «Театр-студия «Первый театр», «Театр кукол», Краеведческий музей и Художественный музей. Среди событий – детские чтения с «Первым театром» – актриса Татьяна Тарасова прочитает в гостиной книжного магазина «Перемен» детские книги современных российских авторов. Новосибирский государственный художественный музей проведет 6 июня «Пушкинский пленэр» на темы сказок А. С. Пушкина во внутреннем дворе музея (с участием воспитанников изостудии «Зазеркалье» и летних пришкольных площадок).

О своих мероприятиях заявили 13 высших и средне специальных учебных заведений, среди которых Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный театральный институт, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский государственный университет, Новосибирский художественный университет, Колледж культур и искусств.

С 19 по 21 мая в Новосибирском государственном педагогическом университете пройдет крупное мероприятие – Международная студенческая научная конференция «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы, русского и иностранных языков». В программу конференции включены доклады по лингвистике, литературоведению, методике преподавания филологических дисциплин, подготовленные студентами, изучающими иностранные языки и русский язык как родной и как иностранный.

26 мая в 15:00 в Новосибирском государственном театральном институте пройдет Открытое заседание кафедры истории театра, литературы и музыки на тему «Русский язык от древности до наших дней». 17 мая в 18:30 в институте пройдет «Литературная пятница» – программа чтецов, состоящая из произведений русской поэзии и прозы (в исполнении студентов и преподавателей НГТИ).

В Новосибирском государственном техническом университете 24 мая в 11:00 состоится ХV Городской конкурс для иностранных учащихся «Я говорю по-русски».

Сибирский государственный университет геосистем и технологий 12 мая в 15:00 устраивает на III Международную интернет-олимпиаду по русскому языку и культуре речи.

Около 100 средних учебных заведений станут участниками мероприятий, посвященным Дню русского языка. В школах, гимназиях и лицеях пройдут интеллектуальные игры, диктанты, викторины, конкурсы, просмотры фильмов, мультимедийный выставки и многое другое.

Кроме того, мероприятия пройдут в домах творчества, художественных и музыкальных школах, домах культуры и парках отдыха.

22 мая в Центральном парке с 12:00 будет идти программа «Родной язык – есть исповедь народа». 6 июня в 11:00 в Доме культуры «Прогресс» пройдет Концертно-развлекательная программа «родной Наш, великий и могучий...» для детей летних школьных лагерей. Также 6 июня в парке «Бугринская роща» пройдет квест-игра «К сокровищам родного языка».

29 мая детская киностудия «Поиск» в 16:00 проведет конкурс чтецов «Родное слово» для детей от 6 до 10 лет.

10 июня в Центральном парке в 17:00 начнется танцевально-развлекательная программа «Пушкинский бал» – открытие танцевальных вечеров «Вальс в Центральном парке» с проведением викторины по знанию русского языка.

20 районов Новосибирской области участвуют в праздновании Дня русского языка. В Баганском, Барабинском, Болотнинском, Венгеровском, Здвинском, Искитимском, Каргатском, Коченевском, Кочковском, Красноозерском, Куйбышевском, Мошковском, Новосибирском, Ордынском, Северном, Татарском, Тогучинском, Чановском, Черепановском, Чулымском районах в библиотеках планируется проведение фестивалей, викторин, литературно-музыкальных праздников, исторических часов, литературных бесед.

Кульминацией празднования Дня русского языка станет крупный городской праздник «Парк Пушкина» в Первомайском сквере, который пройдет 6 июня с 10:00. Организатор праздника – фонд «Родное слово». В программе планируется проведение акции «Читаем Пушкина в метро», городской конкурс чтецов стихотворений А. С. Пушкина, торжественная церемония награждения победителей конкурсов, посвященных Дню русского языка в России и многое другое.

Программа ключевых мероприятий Дня русского языка в России в Новосибирской области:

19–21 мая – Международная студенческая научная конференция «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы, русского и иностранных языков». В программу конференции включены доклады по лингвистике, литературоведению, методике преподавания филологических дисциплин, подготовленные студентами, изучающими иностранные языки и русский язык как родной и как иностранный. Государственный университет Новосибирский педагогический (ул. Вилюйская, 28, корп. 3, Институт филологии, массовой информации и психологии).

24 мая в 15:00 – п оказ фильма режиссера Ю. Ратомской и писателя А. Олеара об Иосифе Бродском «Упражнение на сложность». ГПНТБ СО РАН (ул. Восход, 15, конференц-зал).

24 мая в 13:00 – интерактивная познавательная программа «От славянского к русскому». Новосибирская областная юношеская библиотека.

31 мая в 18:30 – «Час чтения» с театром «Красный факел»: Виктория Левченко читает повесть А. Толстого «Гадюка». Новосибирская государственная областная научная библиотека (ул. Советская, 6, театральный зал).

4 июня в 11:00 – Литературно-сказочное путешествие для школьников «Сказки Лукоморья». ПКиО «Бугринская роща» (ул. Саввы Кожевникова, 39).

4 июня в 13:00 – Игра-викторина «По страницам любимых сказок». ПКиО «Первомайский» (ул. Маяковского, 5).

6 июня в 10:00 – п раздник «Парки Пушкина». Первомайский сквер, все районы г. Новосибирска.

6 июня в 11:00 – р айонный детский пушкинский праздник «В тридевятом царстве, в пушкинском государстве». Коллективное чтение, путешествие по станциям, посадка дубовой аллеи, экскурсия по Пушкинскому музею, обзор у выставки, спектакль «Сказка о царе Салтане». Новосибирский городской педагогический лицей имени А. С. Пушкина (ул. Добролюбова, 100).

6 июня в 11:00 – «Пушкинский пленэр». Пленэр на темы сказок А. С. Пушкина во внутреннем дворе Новосибирского государственного художественного музея для воспитанников изостудии «Зазеркалье» и летних пришкольных площадок. Новосибирский государственный художественный музей (Пушкинский дворик, ул. Свердлова, 10).

8–10 июня – «Новониколаевск – Новосибирск: школьные истории». Тематическая лекция о первых школах и учителях Новониколаевска, об изучении русского языка в Новосибирске; представление материалов из фондов музея: школьные тетради, учебники, прописи. Мастер-класс по письму чернилами. Новосибирский государственный краеведческий музей (Красный проспект, 23, экспозиционные залы).

Понравилась статья? Поделитесь ей