Контакты

Подвиг во имя. Донорство – это «тихий подвиг» во имя других

История Великой Отечественной войны состоит из миллионов подвигов, совершенных бесстрашными советскими людьми. Они на протяжении 4 лет круглосуточно ковали Победу, находясь на передовой и в тылу. Им не была свойственна в моменты, когда нужно было защищать Родину, идеалы, дом. В списке, содержащем имена героев ВОВ, находятся и данные о двух девушках из Казахстана - Маншук Маметовой и Алие Молдагуловой.

Некоторые факты из жизни Алии Молдагуловой

Чтобы полностью понять, насколько характерным для нее самой был подвиг Алии Молдагуловой, кратко нужно упомянуть ее биографию. Родиной девушки является аул Булак, находящийся в Хобдинском районе Актюбинской области. Именно здесь 15 июля 1925 года родилась девочка. Когда ей было 8 лет, умерла ее мать, и отец остался один с двумя детьми на руках. Те времена были чрезвычайно тяжелыми, и он был вынужден отдать дочку на воспитание бабушке. Таким образом, Алия оказалась в семье дяди, где и проходило ее детство вместе с ровесницей Сапурой.

В 1935 году семья Молдагуловых переезжает в Москву, а несколько позже, за некоторое время до начала войны, - в Санкт-Петербург. В связи с семейными обстоятельствами дядя устраивает девочку в городской детский дом №46. Во времена блокады Ленинграда вместе с подругами ходила в госпитали и Алия Молдагулова. Подвиг, совершенный ею, берет свои корни именно в те далекие годы.

Военная карьера Алии

1 октября 1942 года девушка становится студенткой Рыбинского авиатехникума. Она хотела как можно быстрее начать летать, но для этого нужно было слишком долго учиться. Поэтому нетерпеливость взяла верх, и Алия подала заявление в военкомат. В нем была просьба о приеме в Красную армию.

21 декабря 1942 года Алия стала ученицей снайперской школы, где 23 февраля 1943 года она приняла воинскую присягу. После окончания обучения было принято решение оставить девушку в школе для того, чтобы она обучала курсантов. Но она все-таки добилась своего и поехала на фронт.

14 января 1944 года Алия Молдагулова, подвиг которой остался в памяти миллионов, была убита во время обороны Насва. Несколько позже ее удостоили звания Героя Советского Союза.

Начало последнего боя девушки

В то время велись наступательные бои на территории, расположенной немного севернее Новосокольников. Алия Молдагулова, подвиг которой помнит весь мир, служила в 4-м особом стрелковом батальоне 54-й стрелковой бригады. Именно ему был отдан приказ о взятии деревни Казачки. Таким образом, солдаты должны были перерезать линию железной дороги, ведущую из Новосокольников в Дно.

Но, несмотря на приложенные огромные усилия, батальон так и не сумел полностью овладеть деревней. Его встретил ураганный огонь противника, заставивший советских бойцов отойти. Когда же батальон снова начал атаковать, девушка в числе первых бросилась вперед и увлекла за собой других союзников в немецкие траншеи.

Это сражение длилось два дня, на протяжении которых уничтожены приблизительно 20 гитлеровских солдат.

Алия в ночной разведке

С наступлением ночи отважной Алией было изъявлено желание пойти в разведку. Несмотря на очень усталый внешний вид девушки, командир не смог ей отказать. Упорство и настойчивость в очередной раз победили, и она вместе с несколькими бойцами направилась во вражеское расположение.

Во время этого броска разведки Алия заметила вражеский миномет, который обстреливал наши боевые порядки. Девушка ловко с помощью гранат ликвидировала расчет. Она также привела пленника - уцелевшего немецкого офицера.

Последний день отважной комсомолки

Утром, после удачного разведывательного похода, начался новый бой. Ротой были отражены девять атак противника. Алия беспрерывно вела обстрел врага, уничтожив при этом приблизительно 30 фашистских солдат. Не бросила она свое оружие и в тот момент, когда её рука была ранена осколком вражеской мины. винтовки был разрушен, но девушка продолжала.

Она самостоятельно сделала перевязку раны, заменила винтовку автоматом и продолжала стрелять по врагам. Поступил приказ о штурмовом захвате опорного пункта немцев. И под громкий голос молодой казашки, звавшей солдат вперед, бойцы вошли в опорный пункт. Алия находилась впереди всех и продолжала стремительно продвигаться вперед. Еще 8 гитлеровцев убил автомат, находящийся в ее руках.

Смерть все же догнала…

Но вдруг произошла фатальная неожиданность - вражеский офицер схватил ее за рукав фуфайки. Девушка успела только вырваться и направить в его грудь оружие. Но вражеская пуля оказалась в этот раз быстрее. Несмотря на смертельное ранение, она все же смогла выстрелить в своего последнего уничтоженного гитлеровца.

Раненая девушка была вынесена с поля боя своими сослуживцами и доставлена в сарай, где размещали больных солдат. Но она не сумела уйти от смерти в этот раз - бомба, которая попала в крышу этого сооружения, убила Алию.

Глазами очевидцев

Сослуживцы девушки-солдата писали казахским трудящимся о том, что в их роте не было ни одного солдата, который не помнил бы, как и где совершила подвиг Алия Молдагулова. Все они до последнего мстили за ее смерть. Перед их глазами постоянно стоял ее облик: серьезный, нежный, бесстрашный в бою и заботливый в повседневном быту солдат.

Алия очень любила казахский народ и мечтала о его большом будущем. Главной ее целью было посвятить свою жизнь процветанию родного и любимого края. В своих письмах солдаты просили рассказать всем жителям Казахстана о том, какой была эта замечательная девушка, верная дочь своего народа, которая отдала свою жизнь за его счастье. Они хотели, чтобы люди знали все: как Алия Молдагулова родилась, училась, подвиг совершила, жила и умерла…

Бывший командир бригады гвардии полковник в отставке Н. Уральский, который был очевидцем всего происходящего, рассказывает, что точно указать число уничтоженных бойцом Молдагуловой врагов невозможно. Несмотря на то что в большинстве документов присутствует цифра 78, реальное их количество гораздо больше. Оно достигает приблизительно двухсот. Именно в последнем бою проявила невиданную храбрость Алия Молдагулова. Подвиг стал последним шагом к ее смерти.

Память об Алие Молдагуловой

На том месте в Новосокольниках, где погибла девушка, состоялось возведение Стелла в честь героев-артековцев, размещенная на территории международного детского лагеря «Артек», также содержит высеченное имя Алии.

Ей посвящен балет, имеющий аналогичное название, поэмы и множество разных песен. После смерти девушки, в 1944 году, поэт Яков Хелемский опубликовал сборник стихов, рассказывающих о том, какой подвиг совершила Алия Молдагулова.

Розой Рымбаевой была исполнена песня «Алия», которая довольно быстро стала очень популярной. Это очень редко происходило с музыкальными произведениями, написанными не на русском языке. Подвиг Алии Молдагуловой на русском языке был воссоздан в документальном фильме «Алия» и художественном фильме «Снайперы».

Подвиг казахских военных в Великой Отечественной войне

С самого начала боевых действий казахскими военными были проявлены патриотизм и мужество. Значительное их количество приняло на себя первые удары Второй мировой войны, которые пришлись на Брестскую крепость. Она держалась на протяжении месяца. У ее стен похоронено приблизительно 1500 фашистских солдат.

Навеки останется в памяти подвиг, который совершила генерала И.В. Панфилова. Ее формирование происходило на территории Казахстана и Киргизии. 16 ноября 1941 года 28 солдат на протяжении 4 часов отражали наступление 50 вражеских танков, не допустив их прорыва на территорию Москвы. Они все погибли и названы Героями Советского Союза посмертно.

Но имена двух славных представительниц казахского народа стали золотой летописью Великой Отечественной войны. Алия Молдагулова - первая девушка-казашка, ставшая Героем Советского Союза после смерти. Маншук Маметовая совершила свой подвиг в двадцать один год. Оставшись на поле бое наедине с тремя пулеметами, она на протяжении нескольких часов смогла сдерживать яростные атаки немецких солдат. Звание Героя она также получила посмертно. Подвиг Алии Молдагуловой и Маншук Маметовой - это то, что никогда не сотрется из памяти народа Казахстана, бесконечно благодарного своим защитникам за спасение мира от фашизма.

Тема Великой Отечественной войны - необычная тема... Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Эта трагедия началась двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года.

Эта война осталась в нашей памяти, как величайшая война в истории. Война… Как много значит это слово. Война - страдание матерей, сотни тысяч погибших солдат, тысячи сирот и семей без отцов… Мы - дети мирного времени, и нам трудно представить, как на войне могли воевать наши сверстники. Но они воевали, умея смотреть в глаза смертельной опасности. Они отдавали жизни за судьбу Родины, за свои семьи. Война - это страшное слово, потому что война - это кровь, боль, горечь утрат.

Люди, которые прошли войну, запомнили ее глаза, полные слез, горя и смерти. Война страшна не только тем, что уносит миллионы людей. Она калечит выживших, ломает их психику. Как залечить искалеченную душу, облегчить сердце, до краев наполненное ужасом, кровью, пропитанное чужой и своей нестерпимой болью? О Великой Отечественной войне много написано, много рассказано.

Мы, к счастью, о войне знаем только понаслышке: из фильмов, книг, воспоминаний ветеранов, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. Наши ветераны - это удивительное поколение. Они стояли насмерть и побеждали в жестоких боях даже тогда, когда горела земля, крошились камни, плавилось железо. И несмотря ни на что, они сохранили в себе умение сочувствовать чужой боли, сострадать, быть и оставаться человеком в любых, самых нечеловеческих условиях.

Ветераны - необычные люди. Они являются для нас примером мужества и стойкости, выносливости и взаимопомощи, настойчивости и оптимизма. Они показали, какой должна быть настоящая дружба и товарищество. И нам даже трудно представить, что пожилые воины были такими же, как и мы: любили и хотели быть любимыми, смеялись, радовались, верили в счастливое будущее. Много пришлось пережить людям, прошедшим Великую Отечественную войну, но их, фронтовиков, нельзя считать поколением со сломанной душой. Их остались лишь единицы: тех, кто видел своими глазами, тех, кто ощутил на себе порох, кровь и страх, тех, кто выжил в Великой Отечественной Войне.

Об одном из таких людей, нашем земляке, я хочу написать.

Губарев Александр Тимофеевич - ветеран войны, проживавший в селе Беляевка. В селе все его любили и уважали, он всегда был добрым человеком. Александр Тимофеевич появился на свет 18 мая 1922 года. Родом из крепкой крестьянской семьи, в которой было пятеро детей. Отец Александра родом из Тамбовской области работал конюхом в с.Беляевка, но прокормить семью было очень трудно. В колхозе денег не платили, и он перевелся в совхоз «Студеновский», где платили зарплату. Когда он обменял колоду масла для смазки колес на хомут для лошади, Тимофея забрали НКВД и отправили этапом во Владивосток, где он и пропал без вести. Семья потеряла кормильца, наступили трудные дни. Младшую сестру Марию в девятилетнем возрасте пришлось отдать в няньки в р.п. Турки. Александру было одиннадцать лет. Он начал работать в колхозе, полноправно бороновал на быках.

Первым пошел защищать Родину брат Николай. Летом 1940-го пришла очередь и второго брата. Из Балашова, с берегов родного Хопра Александра Губарева в составе 47-го запасного полка отправили в Воронежскую область. Перед станцией Лиски эшелон разбомбили самолеты. Кто остался в живых сгруппировали, и пешим порядком направили в Сталинград. В основном шли ночью, так как нападение вражеских самолетов происходило днем. В Сталинграде Александр встретился со своим земляком Ивановом Е. Спали в окопах на снегу, приходилось спать даже на голой земле, проснувшись утром, замечали, что примерзла шинель. Александр на фронте был всегда сытым, так как свои фронтовые сто грамм он менял на сухари, а махорку на сахар. Однажды пришлось наблюдать такую картину: наш танк Т-34 по ложбине выезжал ближе к расположению немцев, вел разведку к бою, выйдя с лощины, обстрелял позиции и удалялся опять в лощину. В одном из таких маневров танк заглох ближе к позиции немцев. Немцы, прекратив обстрел, направили свой танк к нашему. Вражеский танк зацепил Т-34 и поволок на свои позиции. Наши бойцы с ужасом наблюдали эту картину. Водитель-механик нашего танка не растерялся и включил передачу, танк завелся с буксира, затем переключив скорость вперед, Т-34 поволок вражеский танк к себе на позиции под всеобщее ликование наших бойцов и великому сожалени ю немцев. Вражеский танк оказался у нас в плену.

Воинская профессия Александра Тимофеевича - сапер, прикомандированный к разведроте 79-го батальона 220-й стрелковой дивизии. При форсировании Днепра в 1943-м на одном из островов, на которых раньше жили запорожские казаки, получил тяжелое ранение. Долгое время лечился во фронтовых госпиталях. Демобилизовался из Румынии 27 декабря 1945 года, где охранял от нападений бандеровцев перевалочную железнодорожную станцию в городе Сегет. Имел боевые награды: медаль «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией».

В 1941 году был тяжело ранен брат Николай и бессознательном состоянии, умер в плену у немцев. Младшего брата Сергея во время войны забрали в ФЗО, он сбежал домой, трудился на благо своего села. Тимофеевич вернулся с фронта осенью 1946 года.

После фронта начались суровые колхозные будни. Из-за ранения Александра поставили на «легкий труд». Плотничал на ферме, работал объездчиком на полях, возил молоко, а заодно почту. В 1950-м году построил свой дом и нашел свою вторую половину. В 1954 году А.Т. Губарев раз и навсегда выбрал свою главную трудовую стезю - почтальон Рязанского отделения почтовой связи. Под его началом было три населенных пункта: Беляевка, Красные Солонцы и Пановка (двух последних уже давным-давно нет на карте Турковского района). Почты было много. Письма, газеты, посылки почти в каждый дом. Народ много выписывал. Почтовый стаж Александра Тимофеевича 28 лет. Имел трудовые награды: «Знак Почета», «Победитель соцсоревнований», «Ветеран труда». Ушел на заслуженный отдых в середине 80-х годов. Был человеком очень деятельным. Активно работал в своем огородике, плел корзинке, заготавливал дрова. Умер на …. году жизни.

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью до¬быта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины.
Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше, ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Я считаю, что наше поколение никогда не смогло повторить подвиг наших предков.
Хотя если подумать, ведь не так давно это было, и страшно то, что многие уже забывают это. А жаль...

Люди! Вы должны помнить тех, кто совершил этот подвиг во имя нашей Родины.

Молодой аспирант спас старушку, которая, зазевавшись, едва не попала под электричку. Но, успев столкнуть с железнодорожных путей старушку, аспирант сам попал под поезд. И вот одно рассуждение: это не подвиг, а глупость. Старушка и так через два дня померла бы своей смертью, а аспирант, говорят, был талантлив.

· Как Вы думаете, оправдана ли такая жертва?

ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ

МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ

(П. Мериме)

"В 18... году я посетил Корсику, дом Маттео Фальконе, который находился в полумиле от маки (маки – густые заросли). Маттео Фальконе был довольно богатый человек по тамошним местам: он жил честно на доходы от своих многочисленных стад. Он был известен в тех краях высоким искусством владения оружием. Меткость, с которой он стрелял из ружья, была необычной даже для этого края, где столько хороших стрелков.

Его считали таким же хорошим другом, как и опасным врагом; когда-то он жестоко расправился с соперником в любви. Маттео был женат. Его жена Джузеппа родила ему сначала трех дочерей (что приводило его в ярость) и, наконец, сына, которому он дал имя Фортунато, – надежду семьи и продолжателя рода. Дочери были удачно выданы замуж: в случае чего отец мог рассчитывать на кинжалы и карабины зятьев. Сыну исполнилось только десять лет, но он подавал уже большие надежды.

Однажды ранним осенним утром Маттео с женой отправились в маки поглядеть на свои стада, которые паслись на прогалине. Маленький Фортунато хотел идти с ними, но пастбище было слишком далеко, кому-нибудь надо было остаться стеречь дом, и отец не взял его с собой. Из дальнейшего будет видно, как ему пришлось в том раскаяться.

Прошло уже несколько часов, как они ушли; маленький Фортунато спокойно лежал на самом солнцепеке, как вдруг его размышления были прерваны ружейным выстрелом. На тропинке, ведущей от равнины к дому Маттео, показался человек, покрытый лохмотьями, обросший бородой. Он с трудом передвигал ноги, опираясь на ружье. Его только что ранили в бедро.

Это был бандит по имени Джаннетто, который, отправившись ночью в город за порохом, попал в засаду корсиканских вольтижеров. Он яростно отстреливался и, в конце концов, сумел спастись от погони, прячась за уступы скал. Но он не намного опередил солдат: рана не позволила ему добежать до маки.

Он подошел к Фортунато и попросил спрятать его, объяснив, что за ним гонятся солдаты. Фортунато колебался, но когда бандит пошарил в кожаной сумке, висевшей у него на поясе, и вынул оттуда пятифранковую монету, которую он, вероятно, припрятал, чтобы купить пороху, Фортунато улыбнулся, схватил серебряную монету, сказал Джаннетто:


– Не бойся ничего.

Тотчас же он сделал большое углубление в копне сена, стоявшей возле дома. Джаннетто свернулся в нем клубком, и мальчик прикрыл его сеном так, чтобы воздух проникал туда, и ему было чем дышать. Никому бы и в голову не пришло, что в копне кто-то спрятан. Кроме того, с хитростью дикаря он придумал еще одну уловку. Он притащил кошку с котятами и положил ее на сено, чтобы казалось, будто его давно уже не ворошили. Потом, заметив следы крови на тропинке у дома, он тщательно засыпал их землей и снова, как ни в чем не бывало, растянулся на солнцепеке.

Несколько минут спустя шестеро стрелков в коричневой форме с желтыми воротниками под командой сержанта уже стояли перед домом Маттео. Этот сержант приходился дальним родственником Фальконе. Его звали Теодоро Гамба. Это был очень деятельный человек, гроза бандитов, которых он переловил немало.

– Здорово, племянничек! – сказал он, подходя к Фортунато. – Как ты вырос! Не проходил ли тут кто-нибудь сейчас?

– Почем я знаю?

– Почем ты знаешь? Черт бы тебя побрал, проклятое отродье! Я уверен, что ты видел Джаннетто. Может быть, даже спрятал его. Ребята! Входите в дом, поищите там нашего беглеца. Он ковылял на одной лапе, а у этого мерзавца слишком много здравого смысла, чтобы попытаться дойти до маки хромая. Да и следы крови кончаются здесь.

Солдаты начали внимательно осматривать двор и дом.

А Фортунато продолжал посмеиваться.

Один из солдат подошел к копне сена. Он увидел кошку и, небрежно ткнув штыком в сено, пожал плечами, как бы сознавая, что такая предосторожность нелепа. Ничто не пошевелилось, лицо мальчика не выразило ни малейшего волнения.

Сержант и его отряд теряли терпение; они уже поглядывали на равнину, как бы собираясь вернуться туда, откуда пришли, но тут их начальник, убедившись, что угрозы не производят никакого впечатления на сына Фальконе, решил сделать последнюю попытку и испытать силу ласки и подкупа.

Сержант вытащил из кармана серебряные часы, которые стоили добрых десять экю, и, заметив, что глаза маленького Фортунато загорелись при виде их, сказал ему, держа часы на весу за конец стальной цепочки:

– Плутишка! Тебе бы, наверно, хотелось носить на груди такие часы, ты прогуливался бы по улицам Порто-Веккьо гордо, как павлин, и когда прохожие спрашивали бы у тебя: "Который час?" – ты отвечал бы: "Поглядите на мои часы".

– Когда я вырасту, мой дядя капрал подарит мне часы.

– Да, но у сына твоего дяди уже есть часы... правда, не такие красивые, как эти... а ведь он моложе тебя. Мальчик вздохнул.

– Ну что ж, хочешь ты получить эти часы, племянничек? Фортунато не протянул руки за ними, но сказал ему с горькой усмешкой:

– Зачем вы смеетесь надо мной?

– Ей-богу, не смеюсь. Скажи только, где Джаннетто, и часы твои.

Говоря так, он все ближе и ближе подносил часы к Фортунато, почти касаясь ими бледной щеки мальчика. Лицо Фортунато явно отражало вспыхнувшую в его душе борьбу между страстным желанием получить часы и долгом гостеприимства. А часы покачивались перед ним, вертелись, то и дело задевая кончик его носа. Искушение было слишком велико.

Фортунато поднял левую руку и указал большим пальцем через плечо на копну сена, к которой он прислонился. Сержант сразу понял его. Он отпустил конец цепочки, и Фортунато почувствовал себя единственным обладателем часов. Он вскочил стремительнее лани и отбежал на десять шагов от копны, которую вольтижеры принялись тотчас же раскидывать.

Сено зашевелилось, и окровавленный человек с кинжалом в руке вылез из копны: он попытался стать на ноги, но запекшаяся рана не позволила ему этого. Он упал. Сержант бросился на него и вырвал кинжал. Его сейчас же связали по рукам и ногам, несмотря на сопротивление.

Лежа на земле, скрученный, как вязанка хвороста, Джаннетто повернул голову к Фортунато, который подошел к нему.

– Предатель! – сказал он скорее презрительно, чем гневно.

Мальчик бросил ему серебряную монету, которую получил от него, – он сознавал, что уже не имеет на нее права, – но преступник, казалось, не обратил на это никакого внимания. С полным хладнокровием он сказал сержанту:

– Дорогой Гамба! Я не могу идти: вам придется нести меня до города.

Пока вольтижеры были заняты – кто приготовлением носилок из ветвей каштана, кто перевязкой раны Джаннетто, – на повороте тропинки, ведшей в маки, вдруг появились Маттео Фальконе и его жена.

При виде солдат Маттео прежде всего подумал, что они пришли его арестовать. Откуда такая мысль? Совесть Маттео была чище, чем у кого-либо, ибо вот уже десять лет, как он не направлял дула своего ружья на человека, но все же он был настороже и приготовился стойко защищаться, если это понадобится.

Сержанту стало как-то не по себе, когда он увидел медленно приближавшегося Маттео с ружьем наготове и пальцем на курке, но он принял смелое решение – пойти ему навстречу и, как старому знакомому, рассказать ему обо всем случившемся:

– Я зашел мимоходом поздороваться с тобой и сестрицей Пеппой. Сегодня мы сделали изрядный конец, но у нас слишком знатная добыча, и мы не можем жаловаться на усталость. Мы только что накрыли Джаннетто Санпьеро.

– Этот негодяй защищался, как лев, – продолжал сержант, слегка раздосадованный. – Он убил одного моего стрелка и раздробил руку капралу Шардону; ну да это беда невелика: ведь Шардон – француз... А потом он так хорошо спрятался, что сам дьявол не сыскал бы его. Если бы не мой племянник Фортунато, я никогда бы его не нашел.

– Фортунато? – вскричал Маттео.

– Да! Джаннетто спрятался вон в той копне сена, но племянник раскрыл его хитрость. Я расскажу об этом его дяде капралу, и тот пришлет ему в награду хороший подарок. А я упомяну и его, и тебя в донесении на имя прокурора.

– Проклятье! – чуть слышно произнес Маттео.

Они подошли к отряду. Джаннетто лежал на носилках, его собирались унести. Увидев Маттео рядом с Гамбой, он как-то странно усмехнулся, а потом, повернувшись лицом к дому, плюнул на порог и сказал:

– Дом предателя!

Только человек, обреченный на смерть, мог осмелиться назвать Фальконе предателем. Удар кинжала немедленно отплатил бы за оскорбление, и такой удар не пришлось бы повторять.

Однако Маттео поднес только руку ко лбу, как человек, убитый горем.

Фортунато, увидев отца, ушел в дом. Вскоре он снова появился с миской молока в руках и, опустив глаза, протянул ее Джаннетто.

Сержант подал знак к выступлению, простился с Маттео и, не получив ответа, быстрым шагом двинулся к равнине.

Прошло около десяти минут, а Маттео все молчал. Мальчик тревожно поглядывал то на мать, то на отца, который, опираясь на ружье, смотрел на сына с выражением сдержанного гнева. – Хорошо начинаешь! – сказал наконец Маттео голосом спокойным, но страшным для тех, кто знал этого человека.

– Отец! – вскричал мальчик; глаза его наполнились слезами, он сделал шаг вперед, как бы собираясь упасть перед ним на колени. Но Маттео закричал:

И мальчик, рыдая, остановился неподвижно в нескольких шагах от отца.

Подошла Джузеппа. Ей бросилась в глаза цепочка от часов, конец которой торчал из-под рубашки Фортунато.

– Кто дал тебе эти часы? – спросила она строго.

– Дядя сержант.

Фальконе выхватил часы и, с силой швырнув о камень, разбил их вдребезги.

– Жена! – сказал он. – Мой ли это ребенок? Смуглые щеки Джузеппы стали краснее кирпича.

– Опомнись, Маттео! Подумай, кому ты это говоришь!

– Значит, этот ребенок первый в нашем роду стал предателем. Джузеппа бросилась к Маттео и схватила его за руку.

– Ведь это твой сын! – вскрикнула она дрожащим голосом, впиваясь черными глазами в глаза мужа и словно пытаясь прочесть то, что творилось в его душе.

– Оставь меня, – сказал Маттео. – Я его отец! Джузеппа поцеловала сына и, плача, вернулась в дом. Она бросилась на колени перед образом богоматери и стала горячо молиться. Между тем Фальконе, пройдя шагов двести по тропинке, спустился в небольшой овраг. Место показалось ему пригодным для исполнения своего замысла.

– Фортунато! Стань у того большого камня. Исполнив его приказание, Фортунато упал на колени.

– Молись!

– Отец! Отец! Не убивай меня!

– Молись! – повторил Маттео грозно. Запинаясь и плача, мальчик прочитал "Отче наш" и "Верую".

– Ты кончил?

– Отец, пощади! Прости меня! Я никогда больше не буду! Я попрошу дядю капрала, чтобы Джаннетто помиловали!

Он лепетал еще что-то. Маттео вскинул ружье и, прицелившись, сказал:

– Да простит тебя бог!

Фортунато сделал отчаянное усилие, чтобы встать и припасть к ногам отца, но не успел. Маттео выстрелил, и мальчик упал мертвый.

Даже не взглянув на труп, Маттео пошел по тропинке к дому за лопатой, чтобы закопать сына. Не успел он пройти и несколько шагов, как увидел Джузеппу: она бежала, встревоженная выстрелом.

– Что ты сделал? – воскликнула она.

– Свершил правосудие.

– Где он?

– В овраге. Я сейчас похороню его. Он умер христианином. Я закажу по нему панихиду. Надо сказать зятю, Теодору Бьянки, чтобы он переехал к нам жить".

· Какие качества личности проявились у Фортунатто?

УМЕНИЕ ДЕРЖАТЬ СЛОВО

В семье Эшби росло два сына. Мальчишки выросли, пришло время ехать учиться в колледж, но родители, небогатые люди, могли оплатить учебу только одного сына. Братья решили, что сначала учиться поедет Флин – старший брат, а когда он закончит обучение, то поможет получить образование и младшему брату.

Флин учился. Младший брат помогал родителям по хозяйству, а родители оплачивали учебу Флина. Прошли годы, Флин закончил учиться, женился, а о своем обещании помочь младшему брату и не вспоминал. Так и не выучился младший брат, остался без образования.

· Дайте оценку поступка старшего брата.

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

В 8 "б" классе было два друга. Они вместе ходили в походы, играли в разные игры, гуляли.

Однажды с компанией они пошли играть в футбол на задний двор школы. Дима, один из друзей, нечаянно пнул мяч в окно и разбил стекло.

Директор, конечно, вызвал мальчиков. Дима сознался во всем. Сережа, друг Димы, ничего не сказал, промолчал, испугался, хотя он мог бы сказать слово в защиту товарища. Друг, когда случилось несчастье, бросил своего друга.

· Как можно оценить поступок Сергея?

· Есть ли у него совесть?

Классный час

Подвиг во имя Родины .

Цель: воспитание патриотических качеств личности обучающихся, развитие умения активно отстаивать свою точку зрения, раскрытие понятий «героизм», «герой».

Ход занятия

Отечество, Отчизна, Родина-мать. Ни в одном языке мира нет таких слов .

Отчизне кубок сей, друзья!

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит,

О, родина святая?

Какое сердце не дрожит,

Тебя благославляя? (В.Жуковский)

Нельзя перевести ни на какой другой язык и слово- подвиг. Подвиг во имя Отчизны, подвиг во имя Отечества, подвиг во имя Родины. Подвиг, по-двигнуть. В этих словах есть движение. Это - движение души, движение сердца. Движимый любовью к Родине, человек отдаёт ради неё жизнь. На это способны только сильные духом!

Война 1941-1945 года была самой жестокой, самой кровопролитной войной, которую знало человечество.

Звучит песня «Маленький трубач» Музыка С. Никитина Слова С. Крылова

Кругом война, а этот маленький

Над ним смеялись все врачи:

«Куда такой годится маленький?

Ну разве только в трубачи».

А что ему? Всё нипочём!

Ну, трубачом, так трубачом!

Как хорошо, не надо кланяться

Свистят все пули над тобой

Везде пройдёт, - но не расстанется

С своей начищенной трубой.

А почему? Да потому

Что так положено ему.

Но как - то раз в дожди осенние

В чужой степи, в чужом неведомом краю

Полк оказался в окружении.

И командир погиб в бою.

Ну, как же быть, ах, как же быть,

Ну, что, трубач, тебе трубить?

И встал трубач в дыму и пламени,

К губам трубу свою прижал,

И за трубой весь полк израненный

Запел «Интернационал».

И полк пошёл за трубачом,

Обыкновенным трубачом…

Солдат, солдат, нам не положено,

И верно, что там, плачь, не плачь, -

В чужой степи, в траве не скошенной

Остался маленький трубач…

Внимательно послушайте.

(Прослушивание песни. Обсуждение текста песни)

На фронтах, с оружием в руках, в партизанских отрядах с гранатами и зажигательной смесью, в тылу врага, на заводах, на полях, у станков, взрослые и дети ковали победу. Кто сколько мог и как мог.

Показ фрагментов фильма «Дети войны»

До войны это обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья.

Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к врагам.

Мальчишки. Девчонки. Маленькие герои большой войны. Сражались повсюду. (На море – Боря Кулешин, в партизанском отряде –Лёня Голиков, в Брестской крепости – Валя Зенкин)

Разве погибнуть ты им завещала Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Пламя ударило в небо – ты помнишь Родина.

Тихо сказала «вставай на помощь..»- Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Самое лучшее и дорогое – Родина.

Горе твоё – это наше горе, Родина.

Правда твоя – это наша правда, Родина.

Слава твоя – это наша слава Родины.

Их повзрослевшее детство было наполнен такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель – трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её маленьких граждан. И назвали их люди героями!

Минутой молчания почтим память юных героев, погибших за счастье и свободу нашей Родины.

Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины. И среди них те, кому бы было столько лет, сколько сегодня нам.

И пусть каждый задаёт себе вопрос: «А я смог бы поступить так?»

– и ответив самому себе искренне и честно, подумает, как сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих ровесников.

Вопросы:

    Можно ли совершить подвиг в мирное время?

    Ради чего люди готовы совершить подвиг?

    Какие подвиги можно совершить в нашей

повседневной жизни?

Учитель: Мы равняемся на подвиги прошлых лет, но жизнь не стоит на месте. И в наши дни есть место подвигу, мужеству.

Учитель: Герой – это не только солдат, врач или пожарный: настоящие подвиги может совершить и ребенок. Как часто в повседневной жизни мы слышим выражение: "Ты мой герой!". Так любящая мама называет малыша, который делает первые в жизни шаги.

Мужество не отступать от намеченной цели, мужество вставать на защиту правды, на защиту слабого, совершать подвиги, преодолевая себя.

По теме:

Старуха Изергиль").

Цели:

1) обучающие:

· расширить знания учащихся о литературных направлениях;

· показать особенности романтизма на примере легенды о Данко;

· проанализировать легенду о Данко с точки зрения её идейного своеобразия;

2) развивающие:

· развивать логическое мышление и связную речь учащихся;

· совершенствовать навыки работы учащихся с художественным текстом;

3) воспитывающие:

· через анализ легенды воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию , гордости, добру, способности к самопожертвованию.

Оборудование: медиапроектор, презентация к уроку, портрет М. Горького, иллюстрации к произведению.

Ход урока.

1.Создание психологической атмосферы урока.

Придумано кем-то просто и мудро

С улыбкой здороваться: “Доброе утро!”

Доброе утро! – солнцу и птицам.

Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым...

Доброе утро пусть длится до вечера!

С предвкушения доброго дня, приятного общения друг с другом, успехов в совместной работе начнем наш трудовой день.

2. Актуализация знаний учащихся.

Ю. Левитанский в одном из стихотворений сказал:

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.


О чём это стихотворение?

Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде

чудесного факела, который попал человеку

в руки на мгновение, и его нужно заставить

пылать как можно ярче, прежде чем передать

грядущим поколениям.

Как вы понимаете слова Бернарда Шоу о жизни?

(Жизнь человека должна быть яркой, интересной и

принести пользу другим поколениям).

II. Целеполагание

Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве Максима Горького, который в своих произведениях создал немало образов сильных смелых людей. Мы продолжим знакомство с «Легендой о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль», рассказом о его короткой, но яркой жизни.

Главная героиня этого рассказа произнесла очень важные слова:

«…… когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни…

Попытайтесь определить тему, цели и задачи урока.

Тема урока «Подвиг во имя людей»

ž Выявить основную идею «Легенды о Данко».

ž Дать характеристику образу Данко.

ž Доказать, что в жизни всегда есть место подвигу.

Вспомните, что такое подвиг.

(Подвиг – это героический поступок, совершённый в опасных условиях,

связанный с риском).

В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?

(Когда человек понимает, что другим людям грозит смертельная опасность и без помощи им не выжить).

3.Проверка домашней работы.

Проблема: какие события легли в основу героического образа Данко?

Эссе по ключевым словам.
Данко.
1. Болото и тьма.
2. Две дороги.
3. Страх сковал людей.
4. В очах Данко – сила и свет.
5. Трудный путь.
6. Факел великой любви к людям.

Самостоятельная работа, обсуждение в группах, презентация – 3-5 минут.

Да - Нет
1. Помог людям, спас им жизни. 1. Лишил себя жизни.
2. Совершил героический поступок. 2. Никто не оценил его поступка.
3. Растоптали сердце.
Дебаты.

III. Защита проектов

Рассказ «Старуха Изергиль» написан в 1895году. Тема рассказа – о смысле человеческой жизни, о том, что такое человеческое счастье.

Старуха-молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. В основе этой легенды – библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта.

1. Сопоставление Легенды о Данко с библейской легендой о Моисее.

Старуха-молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. В основе этой легенды – библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта.

Чтение Библейского сюжета в презентации.

Сопоставительный анализ.

1) В чём сходство сюжетов библейской истории и легенды о Данко?

Моисей и Данко действуют в сходных обстоятельствах - выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. В том и в другом случае путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются с потерей веры людей в своё спасение.


2) Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

2. «Легенда о Данко» – романтическое произведение?

Работа с литературными терминами.

Рассказ «Старуха Изергиль» написан в духе романтизма.

Чтение материала по учебнику (с. 89). Запись основных пунктов.

Работа по таблице (презентации)

Как можно охарактеризовать романтического героя?

Данко сильный, гордый, свободолюбивый. Но такие люди одиноки, они разрушители обыденности, пошлости, сонного прозябания большинства.

В основе композиции произведения – антитеза.

!!!Физминутка

Почему Горький выбирает романтический тип героя?

1) Время начала творчества М. Горького приходится на рубеж веков, период, который в истории принято называть сложным временем.

2) Это период, когда происходит разрушение прежнего и появление нового.

3) Это обновление происходит во всех сферах жизни, в том числе меняется взгляд и представление об общечеловеческих ценностях.

4) Это момент, когда привычное кажется ненужным, устаревшим, возникает необходимость найти «нравственный идеал».

5) Таким идеалом для писателя Горького становится герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: красивый, сильный, бесстрашный, признающий лишь личную свободу и ищущий применение своим силам в трудных ситуациях.

3. Сопоставительный анализ «Легенды о Ларре» и «Легенды о Данко».

2 легенды – 2 жизненные позиции.

4. Миф о Прометее. Что общего в подвиге Данко и Прометея?

Рефлексия.

v Я считаю, что урок был полезен для меня, потому что…

v Я думаю, мне удалось…

Выберите 1 фразу для соседа по парте:

v Ты молодец.

v Я доволен твоей работой на уроке.

v Ты мог бы поработать лучше.

· Какие цели и задачи мы определили в начале урока? Все ли из них мы достигли?

· Выявить основную идею «Легенды о Данко».

· Дать характеристику образу Данко.

· Доказать, что в жизни всегда есть место подвигу.

Оценивание.

А. де Сент - Экзюпери говорил: «Суди себя сам. Это самое трудное. Если ты сможешь правильно судить себя, значит, мы поистине мудр». Поэтому я предлагаю оценить каждому из вас свою работу на уроке.

Домашнее задание (по выбору)

1. Написать сочинение-рассуждение, выбрав одну из тем

2). «Ради чего стоит жить и бороться?»

3). «Подвиг во имя…»

2. Рассказ «Герои сегодняшнего дня».

Почему эти люди так поступили? Была ли необходимость в их героизме?

Чем они похожи на Данко.

3.Легенды и наше время. Напишите рассуждение (5 - 6 предложений по одному из вопросов)

Можете ли вы привести факты, свидетельствующие о том, что такие индивидуалисты, как Ларра, были во все времена?

Уверены ли вы, что в нашем обществе оценили бы подвиг Данко?

Кого сегодня можно назвать героем?

Литература.

1. , Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005, 368 с. - (В помощь школьному учителю).

2. Груздев и его время. 1868- 1896: 3-е изд. М., 1962.

Понравилась статья? Поделитесь ей