Контакты

Основные вопросы экономики. Три фундаментальных вопроса экономики и возможные системы ее организации Три главных вопроса экономики примеры

«Что?», «Как?», «Для кого?»

Для того чтобы решить главную проблему экономики - распределение редких ресурсов, каждая экономическая система по-своему отвечает на три следующих вопроса (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Основные вопросы экономической системы

Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуга производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в некоторых так называемых слаборазвитых странах, куда технический прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить, определяют рынок, цены, прибыль и убытки хозяйствующих субъектов.

Производитель стремится производить («что») ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависит, то на вопрос «как?» производить хозяйственник отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем чтобы продать больше и по низкой цене. На решение этой задачи направлена технология и организация производства, использование технического прогресса, различные методы управления.

Вопрос «для кого?» решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного) планирования. Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что, в каком объеме производить; выделяются определенные ресурсы, техника, рабочая сила, материалы и др., что определяет решение вопроса, какпроиз-

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или другой степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Современный мир характеризуется широким разнообразием смешанных моделей. Например, известна шведская система, в которой сердцевиной является социальная политика. Японская модель экономики характеризуется развитым индикативным (рекомендательным) планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора.

В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической деятельности, регулировании бизнеса, развитии образования и науки. Но большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.

Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, для классификации которых используют различные критерии. Сегодня наиболее известны формационный и цивилизационный подходы.

Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов материального производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический) на основе утверждения о том, что решающая роль принадлежит непосредственному процессу производства, или способу производства.

Интересно отметить, что К. Маркс в письме к Вере Засулич выделял всего три большие формации:

1) первичную (архаичную), куда он относил первобытнообщинный и азиатский способы производства;

2) вторичную, основанную на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);

3) коммунистическую. По Марксу, коммунизм есть не «идеальный способ производства», как многие представляли, а историческая эпоха, включающая целый ряд способов производства, основным содержанием которой является уничтожение частной собственности. Коммунистический идеал, по Марксу, - «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» - воплотился в жизнь лишь после завершения эпохи коммунизма в новой эпохе «положительного гуманизма». Согласно представлениям К. Маркса, Ф. Энгельса, а затем и В.И. Ленина, коммунизм состоит из двух фаз, низшая из которых - социализм.

В связи с происходящими в нашей стране и странах Восточной Европы событиями встали вопросы: верно ли учение марксизма о социалистическом преобразовании общества и не утопия ли сама коммунистическая идея? На эти вопросы сегодня все отвечают по-разному. Одни считают, что социализма в бывших социалистических странах, по сути, не было, скорее, социализм был в западных развитых странах, поэтому говорят, например, о модели «шведского социализма». Другие утверждают, что социализм был, была и мировая социалистическая система, но социалистическая система хозяйствования была существенно деформирована. В настоящее время в мировой практике, журналистике и экономической литературе все чаще можно встретиться с термином «посткоммунистические» или «постсоциалистические» страны, что свидетельствует о признании существования социализма в этих странах до недавнего прошлого.

Сегодня классическое выделение пяти способов производства вызывает сомнение по ряду причин, в том числе и потому, что оно применимо лишь к Западной Европе и не имеет всеобщего значения. Сюда не вписывается азиатский способ производства, цивилизация Китая и Индии, с большой натяжкой можно сюда вписать и Россию. Поэтому рассмотрение процессов мирового развития на уровне формации, способа материального производства при всей теоретической и исторической значимости не может охватить всю сложную гамму происходящих в мире событий. Очевидна определенная ограниченность такого подхода. Поэтому в экономической литературе предпринимаются попытки использовать другие критерии для анализа явлений и процессов общественной жизни.

Несомненный интерес для объяснения различных форм экономических систем вызывает теория циклического развития общества, смены цивилизации.

Согласно этой теории выделяются семь цивилизаций: неолитическая, продолжительность которой 30-35 веков, а в России 20-30 столетий; восточно-рабовладельческая (бронзовый век) - с продолжительностью в мире 20-23 столетия, в России - 15-16; античная (железный век) - 12-13 веков в мире и 11-12 веков в России; раннефеодальная - соответственно 7 и 7 столетий; предындустриаль- ная - 4,5 и 2,5 столетия; индустриальная - 2,3 и 1,5 столетия; постиндустриальная - 1,3 и 1,4. Смену цивилизаций можно представить графически (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Смена цивилизаций в мире

Эта теория позволяет нам по-новому взглянуть на процессы, происходящие сегодня в мире в целом и в России в частности. Она позволяет сделать следующие выводы.

1. Поскольку рынок имел место во всех цивилизациях (правда, роль его была различной), то сущность современного переходного периода сводится не к переходу к рынку (от рынка к рынку перейти нельзя), а к смене одной цивилизации другой. Утверждение же о современном переходе России крынку свидетельствует о том, что мы находимся в плену примитивных стереотипов, штампов, согласно которым считалось, что социализм (в том числе и построенный в России) несовместим с рынком, план и рынок - антиподы и т.д.

2. Продолжительность переходной экономики, если ее понимать как этап кризиса и вытеснения уходящей и рождения новой цивилизации, по расчетам ленинградских экономистов В.И. Кузьмина и А.В. Жирмунского, составляет 1/4 общей длительности цикла, следовательно, Россия в новую цивилизацию войдет приблизительно в 2010 г.

3. В связи с тем что Россия позднее вступала в ту или иную цивилизацию, но проходила их гораздо быстрее, можно считать, что народы России быстрее воспринимают прогресс, чем принято думать. Неправильно представлять народы России как ленивых, никчемных и инертных людей. Эволюция цивилизаций показывает обратное.

В экономической литературе взгляды на тенденции развития хозяйственных (экономических) систем различны. Одни считают, что определяющей тенденцией развития систем является тенденция к единообразию, унификации всех структурных элементов. Так, Е. Преображенский писал, что различные системы хозяйствования могут существовать в рамках национального хозяйства на основе полного экономического равновесия между ними, но такое равновесие длительно существовать не может, потому что одна система должна пожирать другую.

Другие экономисты считают, что сосуществование различных экономических систем взаимно обогащает эти системы, а это ведет к экономическому росту и возникновению качественно новой хозяйственной системы. Так, Н. Бухарин находил самый глубокий смысл нэпа в том, что была впервые открыта возможность взаимного оплодотворения разных хозяйственных сил, на основе чего и обеспечивался рост. Современная теория конвергенции строится на тезисе о том, что разные экономические системы в процессе собственного развития и совершенствования в конечном счете сольются и создадут новую хозяйственную систему.

Такая противоречивость взглядов отражает противоречивость развития экономических систем, когда одна тенденция приходит на смену другой. Современное развитие многих стран подтверждает этот теоретический вывод: всеобщее огосударствление сменяется разгосударствлением; всеобщее планирование - отказом от него; централизация - децентрализацией и т.д. Чем сильнее колебания, тем больше трудности в развитии экономики страны.

Представителей институционализма интересуют две основные проблемы: экономической власти и контроля над экономикой, в связи с чем они используют концепцию «институты».

Под экономическими институтами обычно понимаются правила игры в обществе или более формально созданные людьми ограничения, формирующие взаимодействие людей.

Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создавались людьми с целью обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, определяли набор альтернатив и таким образом определяли издержки производства и обращения и соответственно прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности. Джек Найт считает, что институты - набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны обладать все члены данного сообщества.

Формальные институты часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в рыночной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект у других.

Общественные институты, реализующие идеологические и духовные потребности, часто влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами, допустим, нормами, в своих целях часто оказывались безуспешными. Примером может служить воспитание советских людей в духе морального кодекса строителя коммунизма.

Институты можно рассмазривать как общественный капитал, который может меняться через обесценение и новые инвестиции. Формальные законы могут меняться быстро, но принуждение и неформальные правила меняются медленно. И здесь примером может служить Россия, приспосабливающая для рыночной модели подходящие экономические институты капитализма. Неформальные правила, нормы, обычаи не создаются властями, часто они развиваются стихийно.

Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, становятся неэффективными и остаются таковыми продолжительное время, так как трудно повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.

Между институтами и организациями существует разница. В то время как институты являются набором правил и законов, определяющих взаимодействие, действия отдельных лиц, организации являются корпоративными действующими лицами, которые сами могут быть объектами институциональных ограничений. Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, определяющие _ взаимодействие индивидов, составляющих организации. Некоторые коллективные объединения, таким образом, могут быть как институтами, так и организациями, например фирма, правительственная бюрократия, церковь или учебное заведение.

Для понимания связи между институтами и эффективностью производства существенна концепция трансакционных издержек. Термин трансакционные издержки введен в научный оборот лауреатом Нобелевской премии Р. Коузом (р. 1910). Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиском информации о ценах, контрагентами хозяйственных сделок, издержками заключения хозяйственных договоров, контролем за их исполнением и т.д.

В современных западных обществах уже сложились системы договорного права, взаимных обязательств, гарантий, торговых марок, сложные системы мониторинга и эффективные механизмы введения законов в жизнь. В результате всего этого обслуживание сделок поглощает огромные ресурсы (хотя в расчете на одну сделку эти издержки невелики), но производительность, связанная с выигрышем от торговли, возрастает еще больше, благодаря чему западные общества получили возможность быстро расти и развиваться.

Возрастающая специализация и разделение труда вызывают необходимость развития институциональных структур, которые позволяют людям предпринимать действия, построенные на сложных отношениях с другими людьми - сложные как с точки зрения индивидуальных знаний, так и с точки зрения временно"й протяженности. Развитие сложной сети социальных взаимосвязей было бы невозможным, если бы подобные институциональные структуры не снижали неопределенность, связанную с такими ситуациями. Институциональная надежность имеет принципиальное значение, поскольку она означает, что, несмотря на постоянное расширение сети взаимозависимости, обусловленное ростом специализации, мы можем быть уверены в результатах, которые неизбежно становятся все более и более удаленными от круга наших индивидуальных знаний.

Высокие трансакционные издержки очень часто ассоциируются со слабыми институтами (слабое общественное принуждение в выполнении законов), но высокие трансакционные издержки также могут быть связаны и с сильными институтами, которые оставляют агентам мало прав. Главная цель при выборе институтов состоит в минимизации трансакционных издержек. Добровольный обмен будет базироваться на большем доверии, если правительство минимизирует трансакционные издержки путем создания и прояснения прав собственности.

Эффективность способов координации необходимо рассматривать не с точки зрения нормативных оценок (плохо или хорошо), а с точки зрения экономии трансакционных издержек. Конечно, это не единственный критерий, но он помогает понять, почему попытка построить все общественное производство по типу фирмы или «единой фабрики», как писал В. И. Ленин, оказалась несостоятельной. Ибо регулирование из центра (Госплана) сопровождается огромными трансакционными издержками, обусловленными невозможностью сосредоточить всю рассеянную в обществе информацию о ресурсах, предпочтениях потребителей и т.д. в едином центре.

1. Особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг составляет экономическую систему. Одновременно экономическая система представляет собой совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений в хозяйственной деятельности.

2. Важнейшими элементами экономической системы является хозяйственная деятельность, производительные силы, производственные отношения, экономические ресурсы, производственные возможности, результаты и эффективность.

3. В силу ограниченности экономических ресурсов важнейшая проблема экономической системы - это проблема выбора. Суть этой проблемы в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов. То, от чего мы отказываемся, называется вмененными издержками выраженного результата.

4. Производственные возможности экономической системы, ограниченные редкостью применяемых ресурсов, по мере развития общества не

IOiibKU не сохраняются, но могут и возрастать. Производственные возможности экономической системы характеризует кривая производственных возможностей.

5. Экономическая эффективность-это соотношение результатов и затрат и хозяйственной деятельности. Результатом выступает экономический продукт, а затратами - израсходованные экономические ресурсы. Экономическую эффективность характеризует оптимум Парето - это такое состояние, при котором никто не может улучшить свое состояние, не ухудшая положения хотя бы одного из участников рынка.

1. Прочитай текст и выполни задания.

Телеграф, как известно, появился задолго до телефона и быстро стал популярным средством передачи информации. Но мало кто знает, что в XIX в. была попытка сделать бизнес на торговле телеграфными аппаратами, продвигая их на рынок как устройства для личного бытового использования. Подобный бизнес не состоялся, поскольку каждому покупателю аппарата приходилось изучать азбуку Морзе и приобретать навыки общения на этом «нечеловеческом языке». Инженер А. Белл, увидев, что общество нуждается в средствах коммуникации, вскоре изобрёл телефон, обеспечив простой и естественный для людей способ общения. С использованием телефона коммуникационный бизнес стал быстро расширяться.

(По материалам «Энциклопедии для школьников»)

Как в этой конкретной ситуации решались основные вопросы экономики:

1) Что и в каком количестве производить?

В большом количестве, то что нужно народу и удобно.

2) Как производить?

Экономично, с выгодой для себя и покупателей.

3) Для кого производить?

Для людей.


2. Объясни значение понятий.

Экономическая эффективность - это соотношение между полученными результатами производителя и затратами труда.

Экономическая система- совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики.


3. Назови несколько способов повышения эффективности производства.

Оптимизация технологии повышение уровня персонала и др.


4. Заполни таблицу используя текст учебника.


5. Проанализируй ситуации и определи тип экономической системы.

1) В стране W основным богатством считается земля, которая находится в собственности общины. Процесс производства осуществляется в соответствии с обычаями предков. Всё необходимое для жизни семьи производят в своих собственных хозяйствах. Товарно-денежные отношения не развиты.

Традиционная экономика.

2) В стране N все природные и экономические ресурсы находятся в собственности государства. Вопросы планирования и ценообразования решаются централизованно.

Командная экономика.


6. Сравни рыночную и командную экономику. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт их сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия рыночной экономики от командной.

1) господство государственной формы собственности
2) разрешение проблемы ограниченности ресурсов
3) производство товаров и услуг
4) конкуренция товаропроизводителей


7. В разделе «Говорят мудрые» приведено высказывание американского экономиста В. Леонтьева (см. с. 160 учебника). Проанализируй слова автора.

1) Как ты понимаешь смысл этого высказывания?

Человек по своей инициативе делает и сам решает куда его занесет. Частная инициатива определяющая.

2) Запиши два-три обществоведческих термина, с помощью которых можно объяснить смысл этого высказывания.

Самостоятельный выбор, спрос, предложение.

3) Приведи несколько примеров, иллюстрирующих это высказывание.

Человек открыл магазин и сам им управляет.

Основная проблема экономики может быть представлена и как проблема выбора. Действительно, если каждый используемый для удовлетворения разнообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства, то есть проблема выбора. Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

Три основных вопроса экономики:

    Что? проблема целеобразования . – Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?

    Как? проблема производства. – При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг?

    Для кого? проблема распределения. – Кто будет покупать выбранные товары и оплачивать, извлекая из них пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

Четвертый вопрос, который также неизбежно встает перед каждым обществом – вопрос: Каким образом? Каким образом избавиться от отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности, каким образом, не снижая уровня потребления, сохранить экологический баланс в природе. Это проблема утилизации.

5. Производственные возможности в экономической системе и проблема выбора.

Производственные возможности экономической системы лимитированы редкостью применяемых ресурсов. Причем, ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением невосполнимых природных ресурсов, но и тем, что потребление постоянно дает импульс развитию производства, то есть, создаются новые товары и услуги, меняются их качественные характеристики, что вызывает возрастание потребностей в потребительских и инвестиционных товарах. И каждый раз общество вынуждено решать, какие из этих благ производить при наличных ресурсах и в каком масштабе.

Проблема выбора в любой экономической системе (будь то семья, фирма, государство) может быть проиллюстрирована с помощью экономической модели «Граница производственных возможностей» . А также, эта модель позволяет наглядно продемонстрировать такие фундаментальные экономические понятия как, ограниченность ресурсов, альтернативные затраты.

Для построения модели, по оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (Х), по оси ординат – количество средств производства (Y) (см. рис.).

Средства производства (Y)

Предметы потребления (Х)

О Х В Х С

Кривая АВСD, называемая границей производственных возможностей , характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию товаров этих двух видов (например, точка В представляет комбинацию Х В единиц предметов потребления и Y В единиц средств производства.

График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что экономика, полностью использующая производственные ресурсы, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономики на границе своих производственных возможностей свидетельствует об ее эффективности.

Исходя из этого, выбор сочетания, соответствующего точке F, расценивается как неудачный для данного общества, поскольку он не позволяет ему эффективно использовать производственные ресурсы. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользуемых ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе рабочего времени). Производство же на основе выбора точки Е вообще неосуществимо, так как, эта точка лежит за границей производственных возможностей данной экономической системы.

Сравним точки В и С. выбрав точку В, мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (Х В) и большего количества средств производства (Y В), чем выбрав точку С (Х С, Y С). Точнее, при переходе из точки В к точке С мы получим дополнительно Δ Х = ОХ С – ОХ В единиц предметов потребления, пожертвовав для этого ΔY=ОY В – ОY С единиц средств производства. Количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу, называется альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.

Кривая АВСD выпукла. Это связано с тем, что один ресурс могут использовать более производительно при производстве предметов потребления, другие – средств производства.

Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то граница производственных возможностей АD сдвинется в положение пунктирной линии А 1 D 1 , возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени (см. рис.).

Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, увеличение области производственных возможностей будет скошено вправо (см. рис.).


Больше уроков для ЕГЭ на YouTube канале

Лекция:

Главные экономические вопросы


Экономическая наука, руководствуясь принципом рационального использования ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей, ищет ответы на вопросы: что, как и для кого производить?

    Что производить? Значит решить какие, в каком количестве и какого качества экономические блага (товары и услуги) нужно создать.

    Как производить? Значит решить какие ресурсы, технологии будут использованы в производстве определённых экономических благ.

    Для кого производить? Значит определить для каких категорий людей (сегмента рынка) будут предназначены произведённые блага, например, игрушки для детей, косметика для женщин.

Ответы на эти вопросы зависят от экономической системы, функционирующей в конкретном обществе.

Экономическая система – это комплекс принципов и правил экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Ученые выделяют традиционную, плановую (командную), рыночную и смешанную экономические системы. Рассмотрим их характерные особенности.


Традиционная экономическая система


Самым древним типом является традиционная экономическая система. Характерна для первобытного общества, но существует и в современных странах южной Америки, Азии и Африки, где ресурсы очень ограничены.

Признаки:

  • решение вопросов что, как и для кого производить базируется на традициях (преемственности);
  • основой экономики является сельское хозяйство;
  • общинная форма собственности;
  • универсальный ручной труд и примитивные технологии производства, сдерживающие рост производительности труда;
  • натуральное хозяйство, производство направлено на удовлетворение собственных нужд, а не для продажи;
  • низкий товарооборот, соответственно низкий уровень товарно-денежных отношений;
  • закрытость общества, существование кастового или сословного деления, не позволяющего людям перемещаться из одной социальной группы в другую, вследствие чего сдерживается социально-экономический прогресс.

Традиционная экономическая система имеет свои преимущества и недостатки. Преимуществами являются преемственность, простота организации производства, незначительное загрязнение окружающей среды. Недостатками выступают низкий уровень доходов, дефицит товаров широкого потребления, ограничение экономического роста.


Плановая экономическая система

Плановая (командная) экономическая система – один из признаков тоталитарного политического режима. Данный тип господствовал во времена СССР, но функционирует и в современных государствах, например, в Северной Корее, на Кубе.

Признаки:

  • решение главных экономических вопросов принадлежит централизованному государственному органу, который осуществляет директивное планирование производства;
  • основой экономики является сельское хозяйство и внешняя торговля;
  • средства производства находятся в собственности государства, а в частной собственности может быть только имущество, предназначенное для ведения домашнего хозяйства;
  • появление общественного разделения труда;
  • административное регулирование цен;
  • монополизация рынка.
Преимуществами плановой экономики являются полная занятость населения, отсутствие инфляции, бесплатное здравоохранение и образование, меньшее социальное расслоение на бедных и богатых. Среди недостатков дефицит товаров и услуг, уравнительная система оплаты труда, ввиду отсутствия конкуренции у производителей (государственных монополистов) нет стимула эффективно использовать ресурсы и внедрять в производство новые технологии, гонка за выполнением плана в срок.

Рыночная экономическая система

Рыночная экономика предполагает свободу предпринимательской деятельности, которая гарантируется государством. Основой отношений между производителями и потребителями выступает индивидуальный интерес и собственная выгода.

Признаки:

  • решение вопросов что, как и для кого производить принадлежит собственнику, производителю, потребителю;
  • основой экономики является сфера услуг;
  • признается многообразие форм собственности, но преобладает частная;
  • углубление общественного разделения труда;
  • широко развиваются торговые отношения;
  • ценообразование свободное и регулируется законами рынка;
  • конкуренция;
  • в производство широко внедряются достижения НТР.

Главным преимуществом рыночной экономики является конкуренция, необходимая для того, чтобы производители стремились создавать качественную продукцию, а у потребителей был широкий выбор определенного товара или услуги (ассортимент). Другим преимуществом является заинтересованность производителей в том, чтобы использовать ресурсы эффективно и удовлетворять максимальные потребности людей при минимальных затратах. Есть у данной системы и недостатки. Это неравенство доходов населения, существенный социальный разрыв между бедными и богатыми, безработица, периодические экономические кризисы. Остро стоит проблема отрицательных внешних (побочных) эффектов. Например, деятельность целлюлозно-бумажного завода вызывает загрязнение воды (выброс отходов в воду); увеличение пользования людьми автомобилей ведёт к загрязнению воздуха. Государство вынуждено вмешиваться в решение подобных проблем, устраняя несовершенство рынка.


Смешанная экономическая система

Данный тип экономической системы сочетает в себе признаки командной и рыночной систем с преобладанием последней. Поэтому одним из важных признаков смешанной экономики является многосекторность, когда в производстве значима роль как государства, так и частных лиц. Но могут быть в этой системе и черты традиционной экономики. К примеру, производство парфюма во Франции является традиционным. Роль государства в смешанной экономике велика и заключается в:

  • недопущении монополии на производство экономических благ (за исключением стратегически важных товаров, к примеру, военной техники и оружия, космического оборудования);
  • недопущении дефицита товаров и услуг;
  • стабилизации цен;
  • обеспечении занятости трудоспособного населения и оказании помощи нетрудоспособным гражданам (например, инвалидам, пенсионерам);
  • производстве общественных благ (например, здравоохранения и образования);
  • защите от недобросовестных участников рынка;
  • в борьбе с отрицательными внешними эффектами производства.
Наряду с вышеперечисленными преимуществами имеются и недостатки смешанной рыночной экономики. В отличие от командной системы смешанная не может полностью преодолеть безработицу, инфляцию и существенный разрыв между бедными и богатыми. Этот тип экономической системы характерен для России, Китая, США, Японии и других развитых стран.
Понравилась статья? Поделитесь ей