Контакты

Основные сферы деятельности преподавателя современного вуза. Современные наукоемкие технологии

Профессия преподавателя ВУЗа - одна из самых творческих и сложных профессий, в которых сочетаются наука и искусство. Эта профессия сродни труду писателя (творчество в подготовке материала), режиссера и постановщика (создание замысла и его реализация), актера (в педагогической деятельности инструментом является личность преподавателя), педагога, психолога и ученого.

Как известно, преподаватели ВУЗов относятся к основным социально-профессиональным группам, на которые общество положило чрезвычайно важные задачи: сохранение и приумножение культурного достояния общества и цивилизации в целом; социализацию личности на важном этапе ее формирования, связанном с профессиональной подготовкой.

Как отмечают большинство исследователей, любая педагогическая деятельность осуществляется в условиях как умственного, так и эмоционального напряжения. Условия такой деятельности в высшей школе имеют специфику, связанную с необходимостью чтения лекций для студентов, проведение практических занятий, руководства самостоятельной и научно-исследовательской деятельностью.

Как показал анализ научной литературы преподаватель ВУЗа выполняет следующие функции:

Организаторскую (руководитель, проводник в лабиринте знаний, умений, навыков);

Информационную (носитель новейшей информации);

Трансформационную (преобразование общественно значимого содержания знаний в акт индивидуального познания);

Ориентировочно-регулятивную (структура знаний педагога определяет структуру знаний студента);

Мобилизующую (перевод объекта воспитания в субъект самовоспитания, самодвижения, самоутверждения).

Для успешного выполнения своих функций преподаватель должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, высококомпетентным специалистом в своей области, эрудитом в других областях знаний. Также преподаватель должен иметь талант, природные способности. От него требуются большие умственные, физические, временные и эмоционально-волевые затраты. Преподаватель ВУЗа должен быть творческой личностью, поскольку подготовить будущего творческого специалиста может только творческая личность.

П. Ясвин, анализируя требования к преподавателю ВУЗа, подчеркивает важность сформированности у него готовности к профессиональной деятельности. Исследователь разделяет такую готовность на теоретическую, практическую и мотивационную.

Теоретическая готовность состоит из следующих умений:

Составлять рабочие учебные программы по предмету на базовом и профильном уровне;

Определять наиболее рациональные виды деятельности студентов по овладению учебным материалом и предусматривать сложности в его освоении студентами;

Определять наиболее эффективные методы и приемы ведения лекции или практического занятия;

Разрабатывать диагностический инструментарий;

Диагностировать и анализировать проблемы, определять причины и пути их преодоления;

Проектировать на основе результатов диагностики личности студентов образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения, развитие исследовательской и самостоятельной деятельности студентов;

Строить логику преподавания предмета, исходящую из потребностей и возможностей студентов конкретного профиля обучения;

Систематически пополнять свои знания путем самообразования;

Систематически расширять свои знания путем изучения опыта коллег;

Приобретать новые знания реального педагогического процесса.

Практическая готовность предполагает наличие умений:

Изучать личность студентов и студенческий коллектив с целью выявления уровня их развития и условий, влияющих на результаты обучения и воспитания;

Анализировать и практически оценивать учебный материал, учебные и методические пособия, программы курсов, средства обучения и творчески их использовать;

Не столько транслировать знания, изложенные в учебнике, сколько организовывать учебно-познавательную деятельность студентов;

Адекватно интерпретировать результаты диагностики личности студентов;

Вести мониторинг продвижения студентов по намеченному образовательном маршруту;

Стимулировать самостоятельную работу с различными источниками информации и базами данных, использовать в учебном процессе возможности информационных технологий для открытого образования;

Обеспечить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования для формирования у студентов, предметных, надпредметных и ключевых компетенций;

Организовывать совместную творческую деятельность, направленную на развитие социально значимых качеств личности;

Формировать у студентов опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации;

Изучать преимущества и недостатки собственной личности и деятельности и перестраивать свою деятельность в соответствии с целями и условиями ее протекания.

Мотивационная готовность выражается:

В наличии устойчивой мотивации профессионального роста;

В понимании необходимости обновлять профессиональные знания и совершенствовать педагогические умения;

В желании переносить полученные знания в новых условиях педагогической деятельности;

В стремлении творчески решать педагогические задачи;

В умении адекватно оценивать результаты своей профессиональной деятельности с учетом условий их получения;

В признании студента субъектом образовательного процесса и желании выстраивать с ним взаимодействие на паритетных основах.

Необходимо подчеркнуть, что в системе открытого и гибкого образования особое внимание уделяется подготовленности преподавателя к:

Организации обучения на базе практики из-за действий и анализ этих действий;

Формирование исследовательских и творческих умений;

Формирование у студентов веры в собственные возможности и реальность профессиональных достижений;

Выбору в зависимости от ситуации соответствующей роли, например, эксперта, консультанта, организатора, проектанта, советчика;

Организации студентов в рабочие группы, а также к распределению объемов учебного материала и формирования правил сотрудничества;

Поддержке социальной интеграции студенческого коллектива;

Применению эффективных методик предупреждения и разрешения межличностных и групповых конфликтов;

Организации индивидуализированного обучения (работа на "уровнях", в группах, выравнивающие занятия, коммуникация с обратной связью);

Организации самообучения студентов, в том числе подготовки их к самостоятельному пользованию текстовыми источниками информации;

Выработке умения индивидуального и группового принятия решений, а также решения различных проблем перед принятием решений;

Формированию умений самостоятельного планирования и адаптации к изменяющимся условиям труда; умственного конструирования из операций сравнения, анализа, выводов и верификации, а также предметно-манипуляционного конструирования согласно аналитическим, операционным и синтетическим стадиям поведения при решении проблем;

Практическому применению концепции разностороннего обучения и концепции индивидуализированного обучения с учетом потребностей студентов.

Таким образом, деятельность преподавателя высшей школы имеет высокую социальную значимость и занимает одно из центральных мест в государственном формировании национального сознания и духовной культуры общества.

Определяющим и самым большим по объему компонентом труда преподавателя является учебно-педагогическая деятельность. По своему содержанию учебная работа в высшем учебном заведении - это часть целенаправленной трудовой деятельности по подготовке специалистов высшей квалификации, включая виды конкретных работ, определенных структурой учебного плана специальности. Таких видов работ насчитывается более сорока.

Учебно-педагогическая деятельность направлена на организацию процесса обучения в высшей школе в соответствии с требованиями общества. Для учебного процесса в высшей школе характерно органическое сочетание учебного и научно-исследовательского аспектов, повышение активности и самостоятельной работы студента (научившись, студент учится сам). В педагогической деятельности сочетается теоретическая составляющая, связанная с раскрытием новых закономерностей, сущности науки, а также практическая, направленная на преобразование конкретных ситуаций, на решение системы педагогических задач. Преподаватель определяет цели и задачи обучения по конкретному предмету во взаимосвязи с другими учебными предметами; обдумывает содержание обучения, современные формы и методы, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студента, формы контроля; формирует творческие коллективы учебных групп; осуществляет воспитание студента и воспитывает потребность в самовоспитании. Основными видами этой деятельности является чтение лекций, проведение лабораторных, практических, семинарских, расчетно-графических работ, консультаций, зачетов, экзаменов, рецензирование и прием защиты курсовых работ, проектов, руководство практикой и учебно-исследовательской работой студентов, руководство дипломными работами и прочее.

С учебной работой тесно связана учебно-методическая деятельность по подготовке учебного процесса, его обеспечения и совершенствования. В университете предполагается 29 конкретных видов учебно-методической деятельности. В их числе: подготовка к лекционным, практическим, семинарским занятиям, учебная практика; разработка, переработка и подготовка к изданию конспектов лекций, сборников упражнений и задач, лабораторных практикумов и других учебно-методических материалов, методических материалов по курсовым и дипломным работам; текущая работа по повышению педагогической квалификации (чтение методической и учебной, научно-методической литературы); изучение передового опыта с представлением отчетности и рецензирования конспектов лекций, сборников задач и лабораторных практикумов; составление методических разработок, заданий, экзаменационных билетов, тематики курсовых работ; разработка графиков самостоятельной работы студентов; взаимопосещения и пр. Рабочий день преподавателя делится на две части: проведение всех вышеназванных видов работ и подготовка к их проведению. Таким образом, содержание учебно-методической работы находится в непосредственной связи с учебной работой, ее объемом и структурой. Введение компьютеров помогает в разработке методики использования программированного обучения, создание карт для программированного контроля, разработки методики использования ТСО и др.

Работа преподавателя ВУЗа обязательно предполагает организационно-методическую работу, основными видами которой является работа в подготовительном отделении, работа по профориентации, организация педагогических практик, работа в приемной комиссии, подготовка материалов на заседание кафедры, совета факультета, совета ВУЗа, методическая работа в помощь учителям, работа по подготовке научно-методических семинаров и т.д.

Органической частью преподавательской деятельности является работа по воспитанию студентов. Она содержит следующие виды работ: контроль за самостоятельной работой студентов по изучению первоисточников, проверку конспектов, коллоквиумы, собеседования, работу куратора, руководителя клубов, воспитательную работу в общежитиях, проведение вечеров, экскурсий и тому подобное. За все виды работы преподаватель отчитывается на заседании кафедры, ректорате.

Обязательным элементом в работе преподавателя ВУЗа является научно-исследовательская работа. Научная работа включает следующие виды: выполнение плановых научно-исследовательских работ, коллективных договоров; написание и издание учебников, пособий, монографий, научных статей и тезисов, докладов на конференциях; редактирование учебников, их рецензирование, написание отзывов на диссертации; работа в редколлегиях научных журналов; руководство научно-исследовательской работой студентов; участие в научных советах и тому подобное.

Итак, профессиональная деятельность преподавателя высшей школы включает учебно-педагогическую деятельность, учебно-методическую и организационно-методическую деятельность, научно-исследовательскую работу.

Всех вузовских преподавателей можно условно разделить на три группы:

С преобладанием педагогической направленности (примерно 2/5 от общего количества);

С преобладанием исследовательской направленности (примерно 1/5 от общего количества);

С одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской направленности (чуть более 1/3 от общего количества).

Согласно определенных видов деятельности можно определить непосредственные функциональные обязанности преподавателя высшей школы, которые заключаются в следующем.

1. Подготовка учебных курсов, их методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной (аудио, видео, компьютерной, телекоммуникационной и др.) поддержки.

2. Создание учебных, тренинговых и контролирующих программ, в том числе компьютерных.

4. Чтение лекций, проведение лабораторных, семинарских и других практических занятий, конференций, ролевых, ситуационных и деловых игр и тому подобное.

5. Организационно-методическое обеспечение практики студентов и участие в ее проведении.

6. Поиск и разработка новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности.

7. Консалтинг и другая индивидуальная работа со студентами.

8. Поиск источников финансирования научных исследований и потребителей научных разработок.

9. Планирование, организация и выполнение научных исследований и конкретных практических разработок.

10. Подготовка научных, научно-популярных и других материалов.

11. Подготовка разработок, которые патентуются.

12. Реализация воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной работы со студентами, во время неформального общения с ними.

13. Непрерывный личностный и профессиональный рост, повышение научной и педагогической компетентности и квалификации.

14. Владение различными профессионально необходимыми практическими навыками.

Для того, чтобы выполнять на высоком уровне свои функциональные обязанности преподаватель высшей школы должен соответствовать следующим требованиям:

Высокая профессиональная компетентность - глубокие знания и широкая эрудиция в научно-предметной области, нестандартное мышление, креативность, владение инновационной тактикой и стратегией, методами решения творческих задач;

Сформированность педагогических умений и способностей (дидактических, академических, перцептивных, речевых, организаторских, коммуникативных, прогностических, рефлексивных и др.);

Педагогическая компетентность - основательные знания педагогики и психологии, в частности андрагогики, медико-биологических аспектов интеллектуальной деятельности, владения современными формами, методами, средствами и технологиями обучения;

Социально-экономическая компетентность - знание глобальных процессов развития цивилизации и функционирования современного общества, а также основ социологии, экономики, менеджмента и права;

Коммуникативная компетентность - культура устной и письменной форм литературной речи, владение иностранными языками, современными информационными технологиями, эффективными методами и приемами межличностного общения.

К этому следует добавить высокий уровень общей культуры - сформированное научное мировоззрение, устойчивая система национальных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Конкретное содержание труда, права и обязанности профессора, доцента, преподавателя высшего учебного заведения определяет устав соответствующего учебного заведения.

Сотрудники университета и других учебных заведений имеют право на:

Свободный выбор форм, методов, средств обучения или научной деятельности, проявление педагогической и научной инициативы;

Индивидуальную педагогическую и научную деятельность;

Получение всех информационных, учебно-методических и других материалов, разрабатываемых в университете (институте), а также информацию о решении Ученого совета, ректора университета (института) и мероприятиях, которые планируются;

Пользование всеми видами услуг, которые может оказывать университет (институт) своим работникам, а также всеми другими возможностями университета (института) в получении материальной помощи; содействие в расширении и совершенствовании своей деятельности, оперативного и эффективного решения учебно-методических, научно-исследовательских и производственных проблем;

Пользование удлиненным оплачиваемым отпуском;

Участие в обсуждении и решении важнейших вопросов учебной, научной и производственной деятельности университета (института) и его подразделений, представление предложений по улучшению их работы;

Выполнение работы на условиях штатного совместительства, или почасовой оплаты, на получение заработной платы за замену временно отсутствующих сотрудников, на оплату труда за хозрасчетную деятельность, работу в совместных предприятиях, фирмах, кооперативных органах и т.д.;

Повышение квалификации, переподготовку, свободный выбор содержания, программ, форм обучения и научной деятельности, организации и учреждений, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку;

Защиту профессиональной чести, достоинства;

Избрание средств и методов обучения, научной деятельности.

Сотрудники университета (института) обязаны:

Соблюдать Устав университета (института), действующего законодательства и международных соглашений;

Обеспечивать условия для усвоения студентами, слушателями, стажерами, аспирантами, докторантами учебных программ на уровне обязательных требований государственных стандартов, содействовать развитию способностей у последних;

Активно участвовать в решении задач, стоящих перед университетом (институтом), обеспечивать высокий уровень подготовки специалистов и научно-исследовательских работ;

Наставничеством и личным примером утверждать уважение к принципам общечеловеческой морали;

Регулярно, не реже одного раза в пять лет проходить различные формы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы и выплатой затрат на повышение квалификации за счет высшего учебного заведения;

Воспитывать уважение к людям, национально-культурне, духовные и исторические ценности, бережное отношение к окружающей среде;

Воспитывать молодежь в духе взаимопонимания, мира, согласия между всеми народами, этническими, национальными, религиозными группами;

Соблюдать требования педагогической и научной этики, морали, уважать достоинство студентов и сотрудников университета (института), защищать их от любых форм физического или психического насилия, предотвращать употребление алкоголя, наркотиков и пр.

Таким образом, профессия преподавателя ВУЗа одна из самых творческих и сложных профессий. Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы имеет сложную структуру и включает учебно-педагогическую деятельность, учебно-методическую и организационно-методическую деятельность, научно-исследовательскую работу. При этом преподаватель ВУЗа выполняет следующие функции: организаторскую, информационную, трансформационную, ориентировочно регулятивную, мобилизующую. Чтобы эффективно выполнять свои профессиональные обязанности, преподаватель высшей школы как субъект педагогической деятельности должен иметь профессионально-педагогическую направленность, обладать педагогическими умениями, развитыми общими и педагогическими способностями, профессиональной и педагогической компетентностю; обеспечивать эффективное субъект-субъектное взаимодействие, продуктивность деятельности, решение учебных, воспитательных и развивающих задач.

  • II.3.11. Критерии и показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по обеспечению воспитания и социализации обучающихся
  • II.3.7. Описание методов и форм профессиональной ориентации в организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • III четверть Тема: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

  • К непосредственным функциональным обязанностям научно-педагогических работников высшей школы относятся:

    ■ подготовка учебных курсов, их методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной (аудио, видео * компьютерной, телекоммуникационной и др.) Поддержки;

    ■ создание учебных, тренинговых и контролирующих программ, в частности компьютерных;

    ■ чтения лекций, проведения лабораторных, семинарских и других практических занятий, конференций, ролевых, ситуационных и деловых игр и тому подобное;

    ■ организационно-методическое обеспечение практики студентов и участие в ее проведении;

    ■ поиск и разработка новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности;

    ■ консультационная и другая индивидуальная работа со студентами;

    ■ поиск источников финансирования научных исследований и потребителей научных разработок;

    ■ планирование, организация и выполнение научных исследований и конкретных практических разработок;

    ■ подготовка научных, научно-популярных и других материалов;

    ■ подготовка разработок, которые патентуют;

    ■ реализация воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной рбботы со студентами, во время неформального общения с ними

    ■ непрерывный личностных и развитие, повышение научной и педагогической компетентности и квалификации;

    ■ владения различными профессионально необходимыми практическими навыками.

    В системе открытого и гибкой образования особое внимание уделяется подготовленности педагогов до

    ■ организации обучения на базе практики из-за действий и анализ этих действий;

    ■ формирование исследовательских и творческих умений;

    ■ формирование у студентов веры в собственные возможности и в реальность профессиональных достижений;

    ■ выбора в зависимости от ситуации соответствующей роли, например, эксперта, консультанта, организатора, проектанта, советчика;

    ■ организации студентов в рабочие группы, а также к распределению объемов учебного материала и формирования правил сотрудничества;

    ■ поддержки социальной интеграции студенческого коллектива; применение эффективных методик предотвращения и разрешения межличностных и групповых конфликтов;

    ■ организации индивидуализированного обучения в группах, коммуникация с обратной связью)

    ■ организации самообучения студентов, в том числе подготовки их к самостоятельной пользования текстовыми и вне текстовыми источниками информации;

    ■ выработка умения индивидуального и группового принятия решений, а также решения различных проблем перед принятием решений;

    ■ формирование умений самостоятельного планирования и адаптации к изменяющимся условиям труда; умственного конструирования через операции сравнения, анализа, выводов и верификации, а также предметно-манипуляционный конструирования согласно аналитическим, операционными и синтетическими стадиями поведения при решении проблем;

    ■ практического применения концепции разностороннего обучения и концепции индивидуализированного обучения с учетом потребностей студентов.

    Для успешного выполнения своих обязанностей научно-педагогический работник должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, высококомпетентных специалистом в своей области, эрудитом в других областях знаний. Также научно-педагогический работник должен иметь талант, природные способности. От него требуют значительных умственных, физических, временных и эмоционально-волевых затрат. Научно-педагогический работник ВУЗа должно быть творческой личностью, поскольку подготовить будущего творческого специалиста может только творческая личность.

    Научно-педагогический работник высшего учебного заведения свою педагогическую деятельность осуществляет в направлениях: учебной, методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности.

    Определяющей задачей научно-педагогического работника является учебная деятельность, направленная на организацию процесса обучения в соответствии с нормативными документами. Она сочетает теоретическую составляющую, связанную с раскрытием сущности науки, новых закономерностей, и практическую, которая направлена на решение педагогических задач. Научно-педагогический работник определяет цели и задачи обучения по конкретному предмету во взаимосвязи с другими дисциплинами; обдумывает содержание обучения, современные формы и методы, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студента, формы контроля.

    Основные виды этой деятельности - лекции, лабораторные, практические, семинарские занятия, консультации, зачеты, экзамены, рецензирование, организация защиты курсовых работ и проектов, руководство практикой и учебно-исследовательской работой студентов, руководство дипломными работами и тому подобное.

    С учебной работой тесно связана методическая деятельность по подготовке учебного процесса, его обеспечения и совершенствования. К ней относятся: подготовка к лекционным, лабораторных, практических, семинарских занятий, учебной практики; разработка и подготовка к изданию конспектов лекций, сборников упражнений и задач, лабораторных практикумов, методических материалов по курсовых и дипломных работ; текущая работа по повышению педагогической квалификации (чтение методической и учебной, научно-методической литературы); изучение передового опыта с предоставлением отчетности и рецензирование конспектов лекций, сборников задач и лабораторных практикумов; составление методических разработок, заданий, экзаменационных билетов, тематики курсовых работ; разработка графиков самостоятельной работы студентов и тому подобное.

    В процессе методической работы повышается уровень мастерства научно-педагогического работника, поскольку он усваивает содержание новых учебных программ, технологий и реализует их; постоянно знакомится с достижениями психолого-педагогических наук и методики преподавания учебных дисциплин; изучает и внедряет передовой педагогический опыт; совершенствует собственные навыки самообразования и т.

    Педагогическая деятельность научно-педагогического работника обязательно сопряжена с научно-исследовательской деятельностью, которая обогащает внутренний мир, развивает творческий потенциал, повышает научный уровень знаний. А педагогическая деятельность побуждает к глубоким обобщениям и систематизации материала, к более совершенному формулировки идей, выводов и новых гипотез.

    Педагогическая наука может развиваться только при условии обогащения Ее новыми фактами, добытыми в процессе научно-исследовательской работы. Научно-педагогический работник, чтобы лучше и глубже овладеть учебным предметом, знакомится с новой научной литературой, следит за развитием этой науки за рубежом, анализирует основную методическую литературу, внимательно прорабатывает научно-методические журналы по своему предмету, изучает опыт учебно-воспитательной работы коллег по специальности, экспериментально проверяет целесообразность введения в собственную практику педагогических новаций.

    Работая над научным материалом, научно-педагогическому пращивнику следует его переосмыслить, выявить то, что целесообразно применить в своей учебно-воспитательной деятельности.

    Воспитательную деятельность научно-педагогический работник осуществляет прежде всего в процессе обучения, используя потенциальные возможности учебных дисциплин, а также во время общения в позалекцийний время. Каждый научно-педагогический работник должен осознать важность своего воспитательного воздействия на будущих специалистов и реализовать эту функцию не только из собеседования, кураторскую работу, руководителя клубов, работу в общежитиях, проведение вечеров, экскурсий и т.п., но и на собственном примере.

    Контрольные вопросы и задания:

    Опишите непосредственные функциональные обязанности научно-педагогического работника.

    По каким направлениям осуществляет свою педагогическую деятельность научно-педагогический работник?

    Охарактеризуйте учебную деятельность научно-педагогического работника.

    В чем проявляется методическая деятельность научно * педагога?

    Почему научно-педагогическому работнику необходимо заниматься научно-исследовательской деятельностью? Опишите характер воспитательной деятельности научно-педагогического работника.

      Структура профессиональной деятельности преподавателя психологии

      Педагогические умения.

      Профессиограмма преподавателя психологии

      Структура педагогической направленности.

      Индивидуальный стиль деятельности.

    1. Структура профессиональной деятельности преподавателя психологии

    Понятие «деятельность» говорит о всякой деятельности вообще, но у каждой деятельности есть своя специфика. Специфика педагогической деятельности состоит в особенностях объекта приложения сил и «орудий труда» учителя. Объектом труда учителя является личность развивающегося человека. Он развивается в зависимости от педагогических воздействий, но и по законам психики свойственной человеку (особенности восприятия, памяти, мышления). Эти изменения ребенка, изменения его знаний, умений и навыков, воли, характера и есть «продукты труда» учителя.

    Н.В. Кузьмина выделяет в структуре педагогической деятельности следующие компоненты:

      гностический,

      конструктивный,

      проектировочный,

      организаторский

      коммуникативный

    Гностический компонент - это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. К последним относятся умения строить и проверять гипотезы, быть чувствительным кпротиворечиям, критически оценивать полученные результаты.

    Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.

    Мировоззренческие знания тесно связаны с общей направленностью личности педагога, проявляющейся в устойчивой системе отношений к миру, труду, другим людям и к самому себе, а также в активности его жизненной позиции. Иногда для студентов важнее отношение преподавателя к рассматриваемому вопросу, чем сама его суть.

    К общекулътурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах; наличие содержательных увлечений и хобби. Низкий уровень их развития ведет к односторонности личности и ограничивает возможности воспитания студентов. Значение общекультурного компонента в наибольшей степени недооценивается современными преподавателями, что приводит к его существенному недоразвитию.

    Специальные знания включают знания предмета, а также знания по педагогике, психологии и методике преподавания. Предметные знания высоко ценятся самими преподавателями, их коллегами и, как правило, находятся на высоком уровне. Что касается знаний по педагогике, психологии и методике преподавания в высшей школе, то они представляют собой самое слабое звено в системе. И хотя большинство преподавателей отмечают недостаток у себя этих знаний, тем не менее только незначительное меньшинство занимается психолого-педагогическим образованием. Глубоким знаниям о средствах и закономерностях педагогического общения, психологических особенностях учащихся, слабых и сильных сторонах собственной деятельности, профессионально важных чертах своей личности только предстоит занять подобающее место в развитии профессионально важных качеств преподавателя.

    Важной составляющей гностического компонента педагогических способностейявляются знания и умения, представляющие собой основу собственно познавательной деятельности, т.е. деятельности по приобретению новых знаний. Именно они составляют ядро гностического компонента педагогических способностей в том собственно психологическом смысле термина «способности»,

    Конструктивный компонент

    Конструктивный компонет обеспечивает реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т.п. Решать проблемы конструирования воспитательно- образовательного процесса в вузе приходится ежедневно каждому педагогу-практику, а исследовать их - каждому педагогу-ученому.

    Проектировочный компонент

    Проектировочный компонент обеспечивает стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляется в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планировании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами и т. п. Такие спо­собности развиваются лишь с возрастом и стажем, поэтому высокий уровень их сформированности наблюдается обычно у профессоров и доцентов, а низкий, как правило, - у начинающих преподавателей.

    Организаторский компонент служит не только упорядочению собственно процесса обучения студентов, но и самоорганизации деятельности преподавателя в вузе. Долгое время им приписывалась подчиненная роль; условия подготовки специалистов в вузах традиционно оставались неизменными, а в организации учебной деятельности студентов предпочтение отдавалось проверенным временем и хорошо освоенным формам и методам.

    Организаторская деятельность учителя тесно свя­зана с конструктивной и без нее немыслима. В деятель­ности учителя каждое педагогическое действие носит организаторский характер. Вместе с тем качество про­ектировочной деятельности может быть более высоким, чем организаторской. Ведь иногда на педагогической практике студенту ставят «пять» за конспект урока и «два» за его реализацию.

    Организаторская деятельность учителя имеет три аспекта:

      организация своего изложения (рассказ, беседа);

      организация своего поведения, действий в условиях деятельности:

      организация деятельности обучающихся (коллективной, групповой и индивидуальной).

    Успех организаторской деятельности зависит от то­го, как учитель умеет сочетать эти аспекты. На практике у учителей преобладает один из них. Или учитель дает интересные уроки, очень много любопытной информа­ции, а ученики его не любят. Учитель увлечен собствен­ным рассказом и не замечает реакции детей на происхо­дящее. А ведь главное в педагогической деятельности - добиться, чтобы дети хорошо знали, говорили, доказы­вали, рассуждали и находили истину, без этого невоз­можно обучение. Поэтому в учебной деятельности важ­но организовать не только свою, но и деятельность де­тей.

    Кстати, установлено, что организаторские способности, в отличие от гностических и конструктивных, снижаются с возрастом. В условиях глубокой перестройки всей системы высшего образования от организаторских умений педагога зависит очень многое, поэтому важно привлечь к этой работе молодые кадры преподавателей.

    Коммуникативный компонент важный фактор успеха педагога, от того, как сложатся его отношения с детьми, зависит успех его работы. Представления о том, как учителя должны отно­ситься к учащимся, формируется гораздо раньше пред­ставлений о том, каким должно быть преподавание. Ребенок представляет себе внешний облик и характер учителя, внешние атрибуты деятельности и оценивает учителя на основании этого.

    Учащиеся средних классов, как правило, требуют точного, конкретного объяснения материала, доступно­сти и понятности изложения, ярких, запоминающихся примеров. Они воспринимают предмет через учителя, а качество преподавания - через отношение к классу.

    В старших классах дети имеют представления о том, каким должен быть процесс обучения. Учитель, в их понимании, должен любить свой предмет, знать его и уметь преподнести. Они думают, что учителю даже важнее любить свой предмет, чем уметь преподавать, так как знание приходит с опытом, а без любви к пред­мету опыта не будет.

    В младших классах сам учитель как бы окружен ореолом романтики, а в старших классах дети оценива­ют эффективность работы педагога, эффективность ре­зультатов коммуникативной деятельности. Учащиеся особенно чувствительны к тому, как учитель их слуша­ет, сколько внимания и терпения уделяет отвечающему. Они любят и ценят внимательных, выдержанных учителей.

    Лучшие учителя, как правило, следят за собой, кон­тролируют свое отношение к детям, не выделяют нико­го. Они особенно пристально ищут хорошее в знаниях и поведении, за что можно похвалить ученика, и это явля­ется принципом их работы. Но при этом отношения ученик-учитель не только не постоянны, но и ситуационны.

    Один и тот же учитель может по-разному оцени­ваться учениками разных классов. У учителя может быть конфликт с одним классом, а другим он будет вос­приниматься очень хорошо. Но по отношению к кон­фликтному классу учитель создал себе установку и не может от нее отойти. Стереотип складывается и у учащихся, так как конфликт трудноразрешим.

    Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю собственные установки в большинстве случаев представляются абсолютно правильными, и поэтому они чрезвычайно устойчивы и с трудом поддаются изменению через внешние воздействия. Консерватизм и ригидность установок усиливаются с возрастом.

    Исследователи выделяют два типа доминирующих установок преподавателей по отношению к студентам: позитивная и негативная.

    Признаки наличия негативной установки на студента

      преподаватель дает «плохому» студенту меньше времени на ответ, чем «хорошему»;

      не использует наводящие вопросы и подсказки;

      при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому студенту или отвечает сам;

      чаще порицает и меньше поощряет;

      не реагирует на удачное действие студента и не замечает его успехов;

      иногда вообще не работает с ним на занятии.

    Признаки позитивной установки

      дольше ждет ответа на вопрос;

      при затруднении задает наводящие вопросы,

      поощряет улыбкой, взглядом;

      при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его;

      чаще обращается к студенту взглядом в ходе занятия и т. п.

    Реализуя свою установку по отношению к «хорошими и «плохим»студентам, педагог без специального намерения оказывает тем не менее сильное влияние на студентов, как бы. определяя программу их дальнейшего развития. Влияние установок педагогов на оценку учащихся хорошо иллюстрируется экспериментами, результаты которых уже стали хрестоматийными.

    Эксперимент первый. Преподавателям предлагается описать незнакомого студента по фотографии. Первой группе преподавателей экспериментаторы охарактеризовали юношу как отличника, второй - как троечника. Соответственно, первая группа увидела у юноши, изображенного на фотографии, широкий и ясный лоб, открытый, умный взгляд, волевую складку губ, гладкую скромную прическу. По мнению второй группы преподавателей, бессмысленный- взгляд юноши свидетельствовал о бедном мышлении, они отметили также слишком высокий лоб, капризно сложенные губы, современную, но не украшающую его прическу.

    Эксперимент второй. Преподавателям предлагали оценить студентов по их «личным делам», к которым были приложены фотографии. Всем давалось одно и то же дело, но разные фотографии - на одной был привлекательный юноша, а на другой - малосимпатичный. Оказалось, что более привлекательному молодому человеку при прочих равных условиях приписывался более высокий интеллект, лучший статус в группе сверстников, более высокий уровень воспитанности, а также давался более оптимистический прогноз дальнейшего развития.

    Эксперимент третий. Его результаты наиболее впечатляющи. После измерения теста умственного развития у группы учащихся экспериментатор объявляет имена тех, чей коэффициент умственного развития оказался наиболее высоким. Но в число самых умных умышленно были включены несколько человек, чьи результаты в действительности были средними или даже низкими. Эти же результаты были сообщены преподавателям. Спустя год выяснилось, что те, кто были названы способными, действительно стали лучшими в группе.

    Как свидетельствуют результаты экспериментов, представления преподавателей о студентах формируются под влиянием субъективной установки и поэтому отнюдь не всегда являются адекватными. Более того, преподаватель не только сам находится под влиянием установок, но и активно «навязывает их действительности», т.е. ведет себя так, чтобы они оправдывались.

    Т.О. От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость установления контактов преподавателя со студентами и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполня­ет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т. п.

    Всех вузовских преподавателей можно условно разделить на три группы: (по Барабанщиковому А. В.)

    1. преподаватели с преобладанием педагогической направленности (примерно 2/5 от общего числа);

      С преобладанием исследовательской направленности (примерно 1/5) и

      С одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской направ ленности (немного более трети)

    Большинство исследователей обсуждаемой проблемы считают педагогическую деятельность ведущей в определении профессионального мастерства преподавателя, хотя, не будучи подкрепленным научной работой, этот профессионализм быстро угасает. Именно влиянием исследовательской составляющей объясняется, по-видимому, более ранний срок достижения высших уровней профессионального мастерства преподавателями вузов (16-20 лет) по сравнению с учителями средних школ (21-25 лет)

    Профессионализм преподавателя вуза в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать все многообразие ситуаций, решаемых педагогом в ходе работы со студентами, невозможно. Принимать решения приходится каждый раз в новой ситуации, своеобразной и быстро меняющейся. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер (Ю. Н. Кулюткин, Н. Д. Никандров, В. А. Кан-Калик).

    1

    В статье представлены основные подходы к актуализации педагогической деятельности преподавателя в современных социокультурных условиях. Выделены новые функции профессионально-педагогической деятельности преподавателя. Анализируется образовательная практика и теоретические исследования профессионально-педагогической деятельности преподавателя, рассматриваются функции педагогической деятельности в зависимости от их направленности, а именно: функции, направленные на себя; функции проведения самоидентификации со стандартными представлениями о профессии; функции формирования готовности к коллегиальной, партнерской деятельности; функции, направленные «вовне», за пределы собственно педагогической деятельности. Представлено новое понимание функций профессионально-педагогической деятельности, в основе которого лежат не только соответствующие принципы классической дидактики, но и принципы интерактивности, рефлексии, нелинейности информационных структур и процессов, комбинированного использования различных форм и методов обучения, комплексного использования ресурсов образовательной среды. Авторы статьи размышляют о путях оперативного реагирования преподавателя на изменяющиеся «вызовы времени».

    педагогическая деятельность

    функции профессионально-педагогической деятельности

    социокультурные условия

    1. Александрова Е.С. Влияние личностных качеств на способность к включению в субъект-совместные взаимодействия. В сборнике материалов VII Международной научно-практической конференции: Системогенез учебной и профессиональной деятельности. – 2015. – С. 164–166.

    2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М.: Наука, 1980.

    3. Галеева Н.Л.Система дополнительного профессионального образования как ресурс исследования образовательных систем: праксеологический подход // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 5. – С. 72–77.

    4. Глоссарий Prime (http://www.unesco.org/education).

    5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.

    6. Компетентностное образование (по материалам профессора Иллинойского университета Дж. Стретча) // Введение в современные социальные проблемы. (http://psy.1september.ru/2001/47/4_5.htm).

    7. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 256 с.

    Современный постиндустриальный этап развития общества вносит кардинальные изменения в профессиональную подготовку в высшем учебном заведении. Для достижения оптимального уровня профессиональной компетентности преподавателя, а именно это является основополагающим условием развития вуза, необходимо непрерывное стремление к активной профессиональной деятельности, к самосовершенствованию.

    Преподаватель вуза приходит к переосмыслению своей деятельности, обновлению своих профессиональных функций . Современная педагогическая деятельность претерпела значительные изменения, поскольку система отношений, возникающих в образовании, расширилась в связи с новым пониманием качества образования и способов его достижения. Реализация в практике ФГОС предполагает, что в деятельности преподавателя вуза наряду с традиционными (условно назовем их «линейными») функциями будут проявляться и новые (интегративные) функции, отражающие изменения деятельности преподавателя, ориентированные на обеспечение нового качества высшего образования в контексте социокультурных факторов, характеризующих развитие современного общества и оказывающих наиболее значимое влияние на образование.

    Цель исследования

    Проанализировать функции преподавателя вуза и их адаптацию к современным социокультурным условиям.

    Материалы и методы исследования

    Как в теоретических исследованиях, так и в практике, профессионально-педагогическая деятельность преподавателя вуза рассматривается как система. С функциональной точки зрения система есть многомерное образование, дифференцируемое как по формам проявления, так и по конкретным задачам, а также по предназначенности . Предвидеть все многообразие педагогических ситуаций, возникающих в ходе работы со студентами, невозможно. Профессиональная компетентность преподавателя вуза в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Ситуации в педагогической деятельности меняются достаточно быстро и повторяются крайне редко, принимать решения приходится каждый раз в новой ситуации, своеобразной и уникальной. Одним из главных факторов развития человека является взаимодействие между людьми наряду с предметно-практической деятельностью. Человеческие взаимоотношения, в том числе и в учебном процессе, строятся на основе общения обеих сторон на равных, как личностей, как равноправных участников процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт «преподаватель - студент», а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения.

    В современных условиях ценностно-целевое назначение деятельности преподавателя меняется настолько значимо, что это требует иного выделения ее функций. Функцию профессионально-педагогической деятельности правомерно определить как взаимозависимость между профессионально-педагогической деятельностью преподавателя и современными социокультурными факторами, характеристики которой обусловливают ценностно-целевое предназначение данного вида деятельности, определяющее ее характер и отражающееся в новых обязанностях преподавателя вуза. Стандарты нового поколения потребовали от всех участников образовательного процесса изменить свое отношение к внеаудиторной деятельности .

    Результаты исследования и их обсуждение

    Функции профессионально-педагогической деятельности отражают изменившиеся социокультурные условия через осуществление целостных изменений профессионально-педагогической деятельности. В силу этого данные функции проявляются как механизмы трансформации социокультурных требований в ценности профессиональной деятельности преподавателя вуза. Ряд авторов утверждают необходимость наличия социально-образовательной среды. Рассматривая позиции преподавателя, авторы выделяют позицию, которую называют «куратор, тьютор» (в широком смысле этого слова), реализуемую главным образом в форме пропаганды системно-деятельностного подхода в получении знаний во внеаудиторном формате, а также организации межличностного взаимодействия с участниками образовательного процесса.

    Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня развития его психолого-педагогической и коммуникативной компетентности. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель может проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса. Те преподаватели, которые акцентируют собственное «я», проявляют формализм в отношении к обучающимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией «на другом» проявляется неосознанное подлаживание к обучающимся, доходящее до крайне пассивного инициирования их активности.

    В своих исследованиях Д.Г. Левитес в системе целей предметного образования рассматривает две составляющие: развитие личностного потенциала и расширение границ социокультурного опыта, одним из условий которого может стать и расширение образовательного пространства, а, следовательно, требует от преподавателя вуза умений построения расширенной образовательной среды.

    Анализируя современную образовательную практику и теоретические исследования профессионально-педагогической деятельности преподавателя можно говорить о возможности выделения новых функций в его деятельности. Если традиционно рассматривалась направленность функций на содержание учебной дисциплины в вузе, то сегодня возможно выделение иных групп функций педагогической деятельности в зависимости от их направленности: функции, направленные на себя, а именно - обозначение смысла и мотивации своей профессиональной деятельности, в том числе инновационных изменений в ней; проведение самоидентификации со стандартными представлениями о профессии; формирование готовности к коллегиальной, партнерской деятельности; функции, направленные «вовне», за пределы собственно педагогической деятельности - непосредственная связь с представителями различных социальных структур, институтов власти, средств массовой информации; поиск действенных связей с участниками образовательного процесса, работодателями; активная позиция в управленческих процессах образовательной организации .

    За счет реализации этой группы функций преподавателя вуза становится субъектом государственной политики в области высшего профессионального образования. Внешний круг функций можно рассматривать как ответ на требования новой социальной ситуации образования в профессиональной школе, которая становится открытой социуму. Изменение условий жизни, изменение целей образования изменяют представление о традиционных функциях профессионально-педагогической деятельности преподавателя, в частности, обучающей функции. В рамках гуманистической парадигмы эта функция наполняется обновленным концептуальным и технологическим содержанием, так как в современных социокультурных условиях процесс обучения «замещается» процессом образования, которое рассматривается как процесс индивидуально-личностного становления, на основе со-бытийности, педагогического взаимодействия, рефлексии и т.д. .

    Профессиональный стандарт предъявляет к российскому преподавателю требования, сформулированные в научной школе Шамовой Т.И.: «Мы должны, наконец, понять, что обучение есть деятельность управленческая. Управлять учением - значит создавать такие условия, при соблюдении которых деятельность учения достигала бы поставленных целей...» Происходит приращение профессионального багажа преподавателя управленческими умениями и смыслами, а это требует не только изменения уже привычных функций, но и присвоение новых .

    Исследователи современного процесса обучения в вузе доказывают, что этот процесс трансформируется в образовательный процесс, утверждая тем самым самостоятельность, активность и ответственность студента в процессе получения профессии. Очевидно, преподаватель вуза сегодня работает в режиме диалога, консультирования, совместной познавательной деятельности. В этих условиях его внимание акцентируется на индивидуальных особенностях обучающегося, его образовательных потребностях и проблемах, его душевных качествах.

    В современных условиях становятся востребованными такие характеристики профессиональной деятельности преподавателя, как умение работать в команде, быть консультантом, экспертом, организатором, уметь налаживать международные связи, быть способным и готовым к совместным действиям с коллегами, работодателями, общественными организациями, владеть современными педагогическими технологиями и методами (проектное обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, рефлексивное обучение, исследовательское обучение и т.д.).

    В современной профессионально-педагогической деятельности произошли существенные изменения. Определение современных функций позволяет уточнить содержание деятельности преподавателя, целевой установкой которой является достижение нового качества образования.

    Сложившееся понимание функций профессионально-педагогической деятельности затрудняет построение современного образовательного процесса в высшей школе, всё больше приобретающего в современных условиях нелинейный характер, в основе которого лежат не только соответствующие принципы классической дидактики, но и принципы интерактивности, рефлексии, нелинейности информационных структур и процессов, комбинированного использования различных форм и методов обучения, комплексного использования ресурсов образовательной среды. Адаптация к новым требованиям идет сложно, пути оперативного реагирования преподавателя на изменяющиеся «вызовы времени» не достаточно «проторены», так как образование все еще ориентировано на линейное построение профессионально-педагогической деятельности, оно не отражает необходимый сегодня метадеятельный характер педагогического труда.

    Современное же образование предполагает расширение образовательной среды обучающегося не только за счет резервов вуза как образовательной организации, но и за счет использования резервов его окружения. А значит, преподавателя вступает во взаимоотношения с разнообразными субъектами социальной среды вуза, проектируя широкую, открытую образовательную среду для обучающихся.

    Наше исследование подтвердило предположение о необходимости рассмотрения отношения преподавателя к самому себе, возникающее в процессе обучения, т.к. для обеспечения системности обновлений каждый преподаватель должен быть адаптирован к изменениям в профессиональной деятельности, обладать сформированной способностью понимания самого себя и окружающей среды, быть готовым к постоянному самообразованию. В этой связи можно предположить, что важнейшим и необходимым компонентом в структуре педагогической деятельности является рефлексия как познание и анализ преподавателем явлений собственного сознания и деятельности, иначе говоря, взгляд на собственную мысль и действия со стороны.

    Библиографическая ссылка

    Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Котенко В.В. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-4. – С. 678-681;
    URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9900 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Министерство науки и высшего образования РФ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Иркутский национальный исследовательский технический университет»

    Кафедра машиностроительных технологий и материалов

    ОТЧЁТ

    По педагогической практике

    на кафедре машиностроительных технологий и материалов ИРНИТУ

    (наименование предприятия)

    Студента гр. СПм-16-1

    Терпугова А.В.

    (Ф.И.О., группа, подпись)

    Руководитель практики

    Тютрин Н.О., доцент каф. МТМ

    (Ф.И.О., должность, подпись)

    Допущен к защите

    Тютрин Н.О.

    (Ф.И.О., подпись, дата)

    Оценка по практике _____________________________________________

    (зачтено, не зачтено)

    Тютрин Н.О.

    (Ф.И.О., подпись, дата)

    Иркутск 2018 г.

    ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИКУ

    Вид практики: производственная

    Тип практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая практика)

    студенту ________________________

    группы _____________ курса 2

    направление подготовки ________________________________________ программа ________________________________________________________

    1.1. Изучить основные тенденции развития высшего образования, Ознакомиться с основными направлениями педагогической деятельности в ВУЗе. Дать понятие ФГОС, отразить его цели и структуру. Изучить основные нормативные документы, используемые для организации учебного процесса (ООП, учебный план, РПД, ФОС, паспорт компетенций). Дать понятие о современных обучающих технологиях.

    1.2. Дать краткую характеристику рассматриваемой дисциплины. Подготовить учебно-методические материалы. Составить план занятия. Провести аудиторное занятие совместно с преподавателем. Подготовить выводы по результатам самоанализа проведённого занятия.

    Краткие указания к выполнению задания

    2.1. Подготовить Отчёт о выполненном задании с учётом требований, предъявляемых к текстам профессионального назначения и в соответствии с внутренними нормативными документами ИРНИТУ.

    2.3. В Отчёт включить иллюстративные материалы – эскизы, фотографии, схемы, графики и прочие материалы, необходимые для полного представления выполненного задания.

    2.4. При подготовке отчёта использовать литературные и электронные источники

    Руководитель практики от кафедры

    ______________________ / Тютрин Н.О. /

    Согласовано:

    Заведующий кафедрой ________________

    _____________________ / Зайдес С.А. /


    Введение 4
    1. Основы педагогической работы в высшем учебном заведении....... 5
    1.1 Определение и назначение педагогической деятельности ……....... 5
    1.2 Особенности педагогической деятельности в вузе ……………… 5
    1.3 Требования к профессиональным качествам преподавателя ……... 8
    2. Нормативное обеспечение обучения в высшем учебном заведении 11
    2.1 Высшее образование в Российской Федерации. Краткие сведения 11
    2.2 Федеральные государственные образовательные стандарты …... 13
    2.3 Реализация ФГОС в образовательном процессе вуза. Рабочая документация ……………………………………………………… 14
    3. Основные виды учебных занятий (формы учебного процесса), самостоятельная работа студентов ……………………….……...... 15
    3.1. Понятие учебного занятия………………………………………....... 15
    3.2 Лекция ……………………………………………………………........ 15
    3.3 Семинар ……………………………………………………………….. 16
    3.4 Коллоквиум ………………………………………………………….... 17
    3.5 Практическое занятие ………………………………….…………….. 17
    3.6 Лабораторное занятие ……………………………….……………….. 18
    3.7 Практика …………………………………………………………......... 19
    3.8 Консультация ………………………………………………….......….. 19
    3.9 Самостоятельная работа студентов ………………………...……….. 19
    4. Краткая характеристика дисциплины «Основы проектирования сварных конструкций» …………………………………………..….. 20
    4.1 Цель и задачи изучения дисциплины……………………….……….. 20
    4.2 Место дисциплины в учебном плане…………………….………….. 21
    4.3 Содержание и структура учебного предмета ………………………. 21
    5. Разработка материалов к проведению аудиторного занятия ……… 22
    5.1 План проведения занятия ……………………………………………. 22
    5.2 Конспект лекции по теме «Проработка вопросов технологичности на стадии проектирования конструкции» …………………………. 22
    5.3 Контрольные вопросы и задания ……………………….………….... 33
    5.4 Задание для самостоятельной работы студентов …………………… 34
    5.5 Самоанализ проведённого занятия …………………….………..….... 35
    Заключение…………………….……………………………………...... 37
    Список использованных источников …………………….…………. 38
    Приложение 1. Дидактический материал ……………….…………. 40
    Приложение 2. Дневник практики ……………………….………….
    Приложение 3. Характеристика ……………………….....………….

    Введение

    Актуальность педагогической практики состоит в том, что студенты-магистранты знакомятся с логикой и содержанием образовательного процесса в высшем учебном заведении, научно- и учебно-методической работой в вузе, с особенностями педагогической деятельности преподавателя, с инновационными технологиями обучения, изучают специфику воспитательной работы со студентами, особенности развития своих профессиональных качеств.

    На кафедре машиностроительных технологий и материалов (МТМ) Иркутского государственного университета в соответствии с ФГОС ВО (Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования) по направлению подготовки 15.04.01 машиностроиение (уровень магистратуры) производится подготовка студентов-магистрантов к видам деятельности научно-исследовательской и педагогической. Следовательно, педагогическая практика занимает важное место в учебном процессе подготовки магистров машиностроения.

    Продолжительность проводимой практики – шесть недель. Педпрактика проводится на втором курсе магистратуры в четвёртом семестре. Практика проводится стационарно (т.е. не является выездной). Место проведения - кафедра МТМ.

    В ходе практики осуществляеся закрепление компетенций осваиваемых при изучении дисциплин магистерского курса, таких как «Психология и педагогика», «Менеджмент и маркетинг», «Развитие творческих способностей».

    Цель педагогической практики - формирование практических навыков, связанных с педагогической деятельностью, отработка на практике теоретических знаний, полученных в этой области.

    Задачи педагогической практики состоят в следующем:

    Формирование представлений о содержании и документах планирования учебного процесса в высшем учебном заведении (теретическая часть);

    Получение навыков разработки методического обеспечения учебных дисциплин (методическая работа);

    Отработка практических навыков педагогической деятельности (учебная [аудиторная] работа).

    Для студента высшего учебного заведения педагогическая практика является самым эффективным средством получения навыков поиска, анализа, систематизации информации, а также ее дальнейшего предоставления группе. Так она воспитывает навыки эффективного общения, ораторские, организаторские способности. Это особенно важно для управленцев, которые должны уметь активизировать силы своей команды, создать комфортную атмосферу для работы и выполнения производственных задач.

    Педагогическая деятельность в вузе

    1.1 Обязанности научно-педагогических работников высшей школы

    К непосредственным функциональным обязанностям научно-педагогических работников высшей школы относятся:

    Подготовка учебных курсов, их методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной (аудио, видео, компьютерной, телекоммуникационной и др.) поддержки;

    Создание учебных, тренинговых и контролирующих программ, в частности компьютерных;

    Чтение лекций, проведение лабораторных, семинарских и других практических занятий, конференций, ролевых, ситуационных и деловых игр и т.п.;

    Организационно-методическое обеспечение практики студентов и участие в ее проведении;

    Поиск и разработка новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности;

    Консультационная и другая индивидуальная работа со студентами;

    Поиск источников финансирования научных исследований и потребителей научных разработок;

    Планирование, организация и выполнение научных исследований и конкретных практических разработок;

    Подготовка научных, научно-популярных и других материалов;

    Подготовка патентуемых разработок;

    Реализация воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной рбботы со студентами, во время неформального общения с ними;

    Непрерывное профессиональное развитие, повышение научной и педагогической компетентности и квалификации;

    Владение различными профессионально необходимыми навыками.

    1.2. Педагог вуза - организатор творческой научно-исследовательской работы студентов

    В системе открытого и гибкого образования особое внимание уделяется подготовленности педагогов к следующим видам деятельности:

    Организации обучения на базе практики через действия и анализ этих действий;

    Формированию исследовательских и творческих умений;

    Формированию у студентов веры в собственные возможности и в реальность профессиональных достижений;

    Выбора в зависимости от ситуации соответствующей роли, например, эксперта, консультанта, организатора, проектанта, советчика;

    Организации студентов в рабочие группы, а также к распределению объемов учебного материала и формирования правил сотрудничества;

    Поддержки социальной интеграции студенческого коллектива, применение эффективных методик предотвращения и разрешения межличностных и групповых конфликтов;

    Организации индивидуализированного обучения в группах, коммуникация с обратной связью;

    Организации самообучения студентов, в частности подготовки их к самостоятельной пользования текстовыми и за текстовыми источниками информации;

    Выработка умения индивидуального и группового принятия решений, а также решения различных проблем перед принятием решений;

    Формирование умений самостоятельного планирования и адаптации к меняющимся условиям труда;

    Практического применения концепции разностороннего обучения и концепции индивидуализированного обучения с учетом потребностей студентов.

    Для успешного выполнения своих обязанностей научно-педагогический работник должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, высококомпетентных специалистом в своей области, эрудитом в других отраслях с знаний. Также научно-педагогический работник должен иметь талант, природные способности. От него требуют значительных умственных, физических, временных и эмоционально-волевых затрат. Научно-педагогический работник должен быть творческой личностью, поскольку подготовить будущего творческого специалиста может только творческая личность.

    Педагог должен владеть знаниями и навыками по реализации нижеприведённых видов профессиональной деятельности (Рис.1). Качественно осуществлять педагогическую деятельность может лишь тот работник высшей школы который владеет всеми указанными видами работы в профессиональной сфере.

    Рис. 1 Виды профессиональной деятельности педагога

    Понравилась статья? Поделитесь ей