Контакты

Описание опыта работы учителя логопеда пкпп. Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ «Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда дошкольного логопункта

Использование логосказки в коррекционной работе с детьми логопедических групп

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Считается нормой, если первые слова у ребенка появляются в возрасте около года, а между тем, многие дети начинают говорить после 2,5 – 3 лет. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в современном детском саду. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям. Чтобы помочь им справиться с возникающими сложными задачами, нужно позаботиться о современном и полноценном формировании у них речи. Что следует делать, чтобы речь у ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос коммуникабельным, активным, деятельным, гармонично развитым человеком?
Проведя педагогические наблюдения за детьми общеобразовательных детских садов, выявляется большое количество детей с бедным словарным запасом, нарушенным звукопроизношением, не развитой связной речью.
С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменно художественная выразительность.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – логосказку.
Основная идея логосказки – всесторонне, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.
Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:
Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям) .
Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении) .
Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию) .
Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки) .
Произвольность (От переживания эмоциональных состояний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений в игре) .
Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету) .
Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.
К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные ученые: Б. Беттельхейм, Э. Фромм, Э. Берн, Р. Гарднер,
А. Менегетти, К. Юнг, В. Пропп, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова,
Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, был открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. По мнению Винарской Е.Н., эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитие всех сторон речи.
Детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и другими особенностями развития предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям. Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности и последовательности, учета возрастных особенностей, учета индивидуальных особенностей, учета структуры дефекта, поэтапности воспитания речи. А также учитываются: заинтересованность, радость, воображение, импровизация, эмоциональное внимание и память.

Методические приемы по логосказке :
Словесно-режиссерская игра.
Задачи:
1. Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений.
2. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.
3. Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов.
Психогимнастика.
Задачи:
1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслабления мышц тела.
2. Отображать эмоциональные образы в темпоритме.
Словесное комментирование.
Зада чи:
1. Довести до детей смысл сказки, вызвать соответствующий отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.
2. Подводить к совместному составлению словесных описаний, активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.
Совместная словесная импровизация.
Разгадывание отдельных эпизодов сказки.
Словесное фантазирование по музыкальной композиции.
Прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки.
Словесное рисование.
Обсуждая, как можно воссоздать образ героев сказки с помощью красок, дети проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний.
Логосказка может использоваться в разных видах деятельности :
Продуктивная деятельность.
Театральная деятельность.
Коммуникативная
Музыкальная деятельность
Познавательная деятельность
Виды логосказок:
Артикуляционные
Пальчиковые
Фонетические
Лексико-грамматические
Сказки, способствующие формированию связной речи
Сказки по обучению грамоте
Имитационная игра :
Песенки, потешки, загадки, поговорки, считалки считаю неизменным средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у детей радость. С помощью фольклора удается легко установить контакт с детьми. Именно чаще всего через элементы фольклора можно донести до ребенка свою нежность, заботу, любовь и веру в него. Особенно важным обращение к фольклору считаю в первые дни посещения детского сада. Особенно уговорушки способствуют скорейшей адаптации ребенка. Но и мы логопеды постоянно используем потешки, фольклорные стишки в своей работе

Артикуляционная и дыхательная гимнастика в игровой форме, с использованием логосказок, так же способствует повышению интереса детей к выполнению упражнений.

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики . Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи, мышлением ребенка. Влияние ручных действий на развитие головного мозга было известно с давних времен. Известно, что чем большее число систем задействовано в воспитании и обучении ребенка, тем эффективнее происходит его развитие. Использование пальчикового театра театров картонажного, перчаточного, с использованием плоскосных фигур - героев сказок - одна из форм развития мелкой моторики и одновременно формирования всех разделов речи детей.

Формирование грамматического строя речи. Один из основных раздело в работе учителя – логопеда. При обследовании детей старшей логопедической группы в начале года, выяснила, что только
2 –е из 15 человек пользуются предложениями из 3-4 слов, у остальных фраза из 2-3 слов и с грамматическими ошибками. . На основании этих данных основными задачами по развитию речи считаю:
расширять словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи, так же используя нетрадиционные виды работ, такие как логосказки.

Развитие связной речи важный этап в работе учителя – логопеда логопедических групп. Каждое индивидуальное занятие в период автоматизации звуков обычно заканчиваю заучиванием стихотворения, пересказом рассказа, сказки. И если это проводить в игровой форме с использованием мимики, масок, с использованием музыкального сопровождения, диалогического пересказа, интерес детей повышается, улучшается запоминание текста. Как завершающий этап по звкопроизношению, развитию грамматики, связной речи провожу фронтальные занятия в виде путешествий в сказочные страны или с использованием сказочных персонажей.

В подготовительной группе , когда мы начинаем проводить занятия по обучению грамоте, если эти занятия проводить в игровой, сказочной форме, дети быстрей запоминают буквы, осваивают по-слоговое чтение.

Итогом своей работы считаю , что уже давно мои дети, даже с тяжелыми речевыми диагнозами, редко попадают в речевую школу, идут в общеобразовательную.

Связь логопедии и русского языка очевидна и не нуждается в особых доказательствах. Работа в специальной коррекционной школе седьмого вида для детей с задержкой психического развития (сейчас ГБСКОУ для детей с ОВЗ) более 15 лет учителем-логопедом и учителем русского языка ещё раз подтверждает это.

Речь – основное понятие, связывающее две науки. Нарушения речи – общая проблема для учителей и логопедов специальных коррекционных школ. Развитие речи (в широком понимании) является общей задачей.

Одинаково важны и часты в употреблении десятки слов, понятий, терминов. Например: язык, норма, речь устная и письменная, диалогическая и монологическая, развитие речи, коррекция речи, формирование, воспитание, речевые умения и навыки, звуки, буквы, слова, предложения, лексика, грамматика, текст, пересказ, чтение, письмо, общение, речевые игры, ребусы, правильность, красота речи, культура, овладение, понимание, языковое чутьё, словарь и т. д.

Перекликаются и направления работы. Логопедия и русский язык (как школьный предмет) – педагогические науки, призванные воспитывать, развивать личность посредством развития речи (в широком смысле). На тех и других занятиях учителя ставят задачи обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи, развития логического мышления, различных видов анализа и синтеза, орфографической зоркости, коммуникативных навыков, формирования чувства любви к родному языку, понятия красоты речи. Большое значение придается развитию умения слушать, развитию слухового внимания, обучению связному высказыванию.

Учитель русского языка и учитель-логопед требуют правильной, четкой, в меру громкой и медленной речи, полного ответа на вопросы, и сами должны являться образцом для речевого подражания.

Логопедическое воздействие (как и воздействие уроками русского языка) осуществляется словесными, наглядными и практическими методами. В процессе формирования правильной речи специалисты коррекционного учреждения учитывают общедидактические и методические принципы обучения (связь умственного и речевого развития, коммуникативно-деятельностный подход, стимуляция речевой активности, формирование элементарного осознания языковых явлений) и опираются на принципы коррекции речи.



И тем, и другим специалистам необходимо знание и понимание практического значения основных принципов русской орфографии (фонетического, традиционного, морфологического).

Общими для логопедических занятий и уроков русского языка являются и многие темы: «Ударение», «Гласные и согласные», «Звуки и буквы», «Точка и большая буква в предложении», «Ь» и т.д. Логопеды работают на своих занятиях с сочетаниями «ши-жи», «чу-щу», с безударными гласными, предлогами и приставками. При планировании занятий логопед определяет не только логопедическую, но и грамматическую тему (сочетая материал с определенной лексикой).

Логопедическая работа ведется с учетом программного материала по русскому языку. В средних классах коррекционных школ при коррекции дизорфографии в планирование включаются все основные (имеющие практическую значимость) темы соответствующего класса. Учителя русского языка могут использовать на своих уроках логопедические упражнения для закрепления определенных умений, для развития различных сторон речи.

Учителя – логопеды и учителя русского языка часто используют одни и те же игры, упражнения, задания, одинаковую литературу с речевыми развивающими играми, занимательным материалом по русскому языку (например, всем известные книги В. Волиной). Ребусы, кроссворды, загадки, занимательные рассказы о явлениях и тайнах языка являются богатейшим материалом для уроков русского языка и логопедических занятий.

Похожи и некоторые виды заданий:

Найти, подчеркнуть (буквы, слова и т.д.)

Вставить пропущенные буквы, слова

Подобрать или образовать пару

Проговорить про себя, вслух по одному, хором

Распределить по группам

Составить слово (из букв, слогов), предложение

Найти ошибку

Выписать

и многие другие.

Личный опыт позволяет говорить о большей эффективности, более высокой результативности у учащихся при такой организации работы, когда уроки русского языка в средней школе ведёт учитель, занимающийся с этими же детьми логопедией в начальной школе (по необходимости – и в средней). Конечно, такой вариант является исключением из правил. Тогда учителям-логопедам и учителям русского языка очень важно работать в тесном сотрудничестве.

Учителя-логопеды и учителя, преподающие русский язык, могут организовать различные формы взаимодействия:

Создание логопедами «логопедических минуток» для использования на уроках русского языка.

Включение материала русского языка в логопедические занятия.

Проведение интегрированных коррекционных занятий

Проведение совместных заседаний МО.

Взаимопосещение уроков.

Ведение тетрадей взаимосвязи.

Создание стендов и папок с полезной друг для друга информацией

Совместная проверка письменных работ и техники чтения.

Индивидуальные беседы и консультации.

В данной статье мы не касались принципиальных отличий в подходах к воздействию на учащихся на уроках русского языка и логопедических занятиях, в программах, в требованиях, в оценивании деятельности учащихся, в формах проведения. В кратком изложении основы работы указанных выше учителей мы попытались показать то общее, что связывает эти две науки, - формирование правильной речи как общую задачу работы специалистов по логопедии и русскому языку.

Одним из главных условий успешного обучения ребёнка с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе является тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с ним: логопеда, учителя, психолога. Подход к работе по устранению речевых нарушений должен быть комплексным.

В настоящее время в школу приходит много детей с низким уровнем речевого развития. Анализ устной речи первоклассников, показывает, что только у 30 % учащихся накоплен достаточный речевой опыт, необходимый для овладения грамотой. У многих начинающих обучение школьников наблюдается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, недостаточно сформированный грамматический строй, бедный и недифференцированный словарный запас, неумение составить связное высказывание. Они оказываются недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям, обобщениям и испытывают трудности в освоении грамоты. Такие дети требуют к себе особого внимания учителя и нуждаются в помощи учителя – логопеда. К сожалению, учитель-логопед не имеет возможности оказать помощь каждому ученику. В этих условиях он может использовать в своей работе технологию консультативного сопровождения. Технология применяется для организации тесного сотрудничества с учителем. От этого сотрудничества во многом зависит, смогут ли учащиеся с речевым недоразвитием преодолеть трудности в обучении.

Условия эффективного сотрудничества:

· установление партнёрских отношений в процессе сопровождения ребёнка;

· учитель принимает помощь и поддержку логопеда, доверяет ему, а логопед помогает учителю занять активную позицию в решении учебной проблемы ребёнка;

· учитель-логопед должен хорошо знать содержание учебных программ, по которым обучаются школьники, чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требований;

· учитель осваивает логопедические приёмы, чтобы его работа становилась более квалифицированной и эффективной;

· в процессе взаимодействия происходит обмен опытом, взаимное обогащение.

Формы сотрудничества:

· консультации, которые посвящаются анализу учебных проблем, разработке программ и выбору средств реализации программ комплексного индивидуального сопровождения каждого ученика, имеющего речевые нарушения;

· индивидуальные беседы и консультации, проводимые в рабочем порядке;

· тематические консультации;

· круглые столы и семинары для педагогов;

· взаимное посещение занятий и уроков.

Провожая ребенка в первый класс, родители надеются, что он будет учиться охотно и успешно. Если же надежды не оправдываются, то причины неудач они начинают искать прежде всего в школе, системе обучения, предвзятом или безразличном отношении учителя. Но чаще всего причиной школьных проблем ребенка является его недостаточное речевое развитие.

Это может сказаться в дефектах звукопроизношения, скудности словарного запаса, неумении грамматически правильно согласовывать слова в предложении и др. Подобные проявления в дошкольный период обычно не настораживают родителей, потому что ребенок, по их мнению, достаточно свободно пользуется языком. Однако в школе к языку ставят высокие требования, и ребенок с недостаточным речевым развитием попадает в сложное положение.

Возникают трудности в процессе овладения навыками чтения и письма, появляются стойкие специфические ошибки (пропуски или замена букв и слогов, недописывание либо недочитывание слов, перестановка частей слова и др.) Если в самом начале обучения не помочь ребенку преодолеть эти трудности, со временем они усиливаются и, чтобы их решить, необходимо затрачивать много времени и усилий логопедов, родителей и учителей.

При обследовании учащихся в школах ежегодно оказывается очень много детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи, поэтому охватить специализированной логопедической помощью всех детей невозможно. Кроме того, в большинстве случаев правильно направленная ​​ работа учителя начальных классов позволяет на самых первых стадиях обучения исправить эти недостатки. Поэтому, чтобы избежать и не допустить серьезных недоработок в процессе развития чтения, письма и речи учащихся, учителю начальных классов надо овладеть новейшими методами такой работы, знать методы и приемы работы над устранением у учащихся недостатков произношения и речи.

Рекомендуем на уроках при изучении букв проводить c детьми логопедические минутки . Применение учителями начальных классов логопедических мероприятий в своей работе дает двойную пользу: не только устраняет недостатки произношения и речи у учащихся, но и способствует совершенствованию методики обучения, правильному формированию речи и мышления учащихся. Кроме того, положительно влияет на настроение детей с определенными речевыми нарушениями, лишает их неуверенности в себе, разочарования, а также значительно поднимает авторитет учителя перед детьми и их родителями. Работа над устранением таких недостатков должна проводиться не стихийно, а планово, постепенно и последовательно.

Начинать ее следует с первых дней обучения и осуществлять на всех уроках. К примеру, на уроке ознакомления со звуком и буквой «С» провести логопедическую минуту.


Показать детям правильную артикуляцию звука «С»: губы растянуты, зубы приближенные на расстоянии около 1 мм, кончик языка прижимается к нижних резцов, спинка языка выгнута и посередине ее образуется желобок, по которому выдыхается струю воздуха. Боковые края языка прижаты к внутренней поверхности верхних коренных зубов, мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки и направляет струю. Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют. То есть: улыбка как у клоуна, язык упирается в нижние зубы, будто кошка на солнышке прогибается и выдуваем воздух. Детям нужно предложить подуть на руку и они должны почувствовать холодный воздух. На уроке ознакомления со звуком и буквой «З» - артикуляция аналогичная. Предложить детям поставить руку на горло и произнести сначала звук «З», где голосовые связки будут в состоянии покоя, а на «З» они работают (дрожит горло). Чаще всего встречаются недостатки звукопроизношения шипящих звуков («Ш», «Ж») Для правильного произношения звуков «Ш» и «Ж» необходимо следить за правильным положением органов артикуляции.

А) губы округлены и слегка выдвинуты вперед.

Б) зубы сближены.

В) широкий кончик языка поднят к переднему краю неба, но не прижат.

Г) теплая струя воздуха.

То есть: губы вытянуть вперед, язык поднять вверх и сделать чашечку.

Для закрепления звука «Ш» можно использовать такую ​​ игру: «Лопнул шарик». Дети поднимают руки и делают круг, будто надувают шарик. По сигналу учителя «шарик лопнул» - дети опускают руки и произносят звук «Ш».

Для звука «Ж» используем игру «Жуки». Дети изображают жуков. Жуки сидят в своих домиках (за партами) и говорят:

Я жук, я жук,

Я здесь живу.

Жужжу, жужжу.

По сигналу учителя - «Жуки полетели» - дети встают, машут руками, будто летают и жужжат: «жжжж». По сигналу - «Дождь» - садятся на места.

Недостатки произношения звуков «Л» встречаются часто. 1. звук «Л» совсем не произносится: «лопата - опата». 2. звук «Л» произносится как английское «Л». 3. звук «Л» произносится мягко, как «ЛЬ» - «лавка - лявка». 4. звук «Л» произносится гнусавом, как «НГ». 5. замена звука «Л» звуком «Р», «молоко-мороко».

На уроке с темой звук и буква «Л» желательно сосредоточить внимание ребенка на основных элементах артикуляции: соединение кончика языка и верхних зубов и образование щели между боковыми краями языка и верхними зубами.

Недостатки произношения звука «Р» очень распространены. Характер недостатков разнообразен: пропуски, искаженное произношение (картавое и др.) и замена звуков.

Эффективными методами исправления произношения на уроках является изучение скороговорок и чистоговорок, которые помогают формировать речевой аппарат ребенка, приучают к сложным сочетаний звуков. Чтение и изучение чистоговорок с отработанными составляющими структурами помогает не только правильно произносить звук, но и учит сознательному чтению. Их можно использовать в начале урока как речевую гимнастику. Чтобы речь ребенка была выразительной, доходчивой, надо его научить владеть артикуляционным аппаратом, говорить энергично, четко, легко и весело, чтобы вместо одного звука ребенок не пытался сказать другой.

1. Учитель проговаривает чистоговорки четко артикулируя.

2. Учащиеся хором повторяют, пытаясь воспроизвести то, что услышали.

3. 2-3 ученика самостоятельно говорят приведенный текст. Например: Са-са-са - вот летит оса. Со-со-со - у Сони колесо. Су-су-су - яблоко несу.

Косарь скосил весь овес.

Коси коса, пока роса.

Дети дополняют чистоговорки: «Жа-жа-жа, мы увидели у... (жа)».

Эффективным средством обучения учащихся правильному звукопроизношению является языковая зарядка. Она направлена ​​ на четкость произношения изолированных звуков. Ее проводит учитель по мере того, как ученики учатся читать. Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение составляющих структур и слов. Она устанавливает четкую связь между зрительными и культурно-движущими образами слогов и слов, дифференциация подобных единиц чтения, сочетание в единый процесс восприятия и осознания слова.

К примеру.

1. Дифференциация похожих слогов и слов: са - за, ливень - слива, сказка - каска.

2. Чтение слогов по сходству звучания: ас - са, ос - со, со - что, ус - су.

3. Чтение слов по сходству сом, лом, ром, лапка, папка, тяпка.

В младших классах нарушения письма составляет значительный процент среди других нарушений речи. Нарушение письма и чтения являются серьезной преградой для овладения учащимися школьной программой. Они часто связаны с различными нарушениями речи: дислалия, нарушения чтения - дислексия и письма - дисграфия. Видами дислексий и дисграфий являются оптические, фонематические, семантические.

Для предупреждения речевых расстройств, а также дисграфий, дислексий, предлагается использовать на уроках физкультминутки с элементами пальчиковой гимнастики. Это прежде всего необходимо потому, что в кончиках пальцев сконцентрированы рецепторы, импульсы от которых поступают в языковые моторные зоны коры головного мозга. Если при выполнении таких элементарных упражнений: нанизывание бусинок, застегивание пуговиц, шнуровка, выполнения аппликаций, рисования, ребенок испытывает трудности, это может быть свидетельством того, что у него могут возникнуть логопедические проблемы.

Среди учащихся, имеющих нарушения речи, есть особая группа детей, которые заикаются. Это довольно распространенный недостаток, при котором нарушается темп и плавность речи. В большинстве случаев оно возникает в дошкольном возрасте у ранимых, возбудимых детей. Возникновению заикания способствует ряд факторов: неправильное воспитание в семье, сильный стресс, конфликтные ситуации, физические наказания. С поступлением в школу речь таких детей ухудшается, а так как дети с заиканием осознают свой ​​ недостаток, то это приводит к еще большему ухудшению их речи. Негативно влияют на нервную систему этих детей и негативные замечания учителя или одноклассников. Постепенно у заикающихся учащихся возникает неуверенность в собственной речи, они пытаются молчать, избегают поручений, связанных с необходимостью говорить, избегают общения, становятся застенчивыми.

Заикание поддается только комплексному воздействию, поэтому логопедические занятия должны проводиться параллельно с работой психолога , психотерапевта, учителя.

Дислалия, дислексия, дисграфия, заикание, - это не просто логопедический диагноз, а болезнь, которая корректируется специальными логопедическими методами, упражнениями и приемами, и не в каждом случае эти недостатки можно полностью скорректировать. Но при условии систематической последовательной организованной работы мы добьемся определенных результатов и наши дети будут успешно учиться в школе.

В статье изложен мой опыт внедрения инновационных технологий в собственной практической деятельности дошкольного логопункта в свете реализации ФГОС ДО с приоритетными направлениями: укрепление физического и психического здоровья детй, их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями; коррекции речевых нарушений дошкольников; формирования предпосылок к учебной деятельности; формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Хороший учитель-логопед учиться должен постоянно!

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопункте нашего ДОУ, особые образовательные потребности.

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Актуальность

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.

Значимость

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Инновационные технологиив современной логопедической практике дошкольного логопункта с введением ФГОС ДО

«Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом» — отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне, как представителю молодого поколения Современной Логопедии, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на:

  • укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
  • коррекции речевых нарушений дошкольников;
  • формирования предпосылок к учебной деятельности;
  • формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:

  • Пальминг;
  • Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);
  • «Су — Джок» — терапия;
  • Телесно-ориентированные технологии.
  • Игровые технологии;
  • Технология наглядного моделирования;
  • Мнемотехника;
  • Информационные технологии.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

Здоровьесберегающие технологии:

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц — Пальминг. Это упражнение древнее, оно принадлежит йогам. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су — Джок» — терапия, расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Игровые технологии:

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией». Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева и др.) разнообразные игровые поделки. В своей логопедической работе я с успехом применяю игру-головоломку «Танграм». Игра способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики.

Технология наглядного моделирования:

Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.

Мнемотехника:

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Информационные технологии:

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.

3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».

6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.

Учиться, чтобы учить!

Прошел выпускной вечер в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи, закончился еще один учебный год. Родители, заведующая, воспитатели и коллеги детского сада сказали много добрых и теплых слов, вручили грамоту и благодарственные письма. Двое выпускников будут учиться в гимназиях, одна девочка зачислена в школу с углублённым изучением испанского языка, один мальчик успешно прошел тестирование в школу с математическим уклоном.

Гордилась ли я в этот момент своей профессией? Да! Логопеды – элита педагогического сообщества. Возможно, это звучит не скромно. Но представьте, какой путь нужно пройти, чтобы оказывать действенную помощь детям с системными речевыми нарушениями. Необходимо знать причины возникновения того или иного нарушения, систему коррекционного воздействия при различных отклонениях в развитии – значит нужно получить высшее образование. Дошкольникам с дизартрией необходим логопедический массаж, специальные дыхательные упражнения, следовательно, необходимо пройти дополнительные курсы у авторов новейших методик. Мы учимся постоянно, чтобы оказывать логопедическую помощь своим маленьким ученикам.

Хочу сказать слова благодарности тем, кто помогал мне овладеть секретами профессии: это преподаватели Московского государственного заочного педагогического института, ныне Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А. Шолохова Т.Б. Филичева, В.К. Воробьёва, Н.Ю. Борякова, В.П. Глухов, А.П. Егидес. Безмерно признательна Е. А. Дьяковой, научившей меня логопедическому массажу и М.Н. Щетинину, энтузиасту и преданному ученику А.Н. Стрельниковой – автора уникальной дыхательной гимнастики.

За время работы в детских садах, школах, детской поликлинике мне приходилось работать со многими руководителями. Не все относятся с пониманием к проблемам логопеда. Людмила Васильевна Самедова, заведующая детским садом компенсирующего вида № 2249, много лет работающая в коррекционной педагогике, как никто другой знает, что раннее начало логопедической и коррекционно-воспитательной работы дает возможность наиболее эффективным образом исправить отклонения в речевом и общем развитии ребенка, предупредить трудности обучения в школе и в социальной адаптации. Поэтому мои нынешние выпускники пришли в детский сад в три года. У всех было общее недоразвитие речи, первый уровень речевого развития отмечался у шестерых малышей, второй уровень – у восьмерых, один мальчик имел третий доречевой уровень развития речи. Тогда мне казалось, что научить их говорить, не говоря уже о подготовке к обучению чтению, просто невозможно.

Они вращались каждый по своей орбите, как маленькие планеты, а когда сталкивались друг с другом, начинали отнимать друг у друга игрушки. Опыт подсказывал – надо понаблюдать за тем как они играют, как общаются. Привычка быть наблюдательной — качество необходимое для логопеда. Цель наблюдения — определить зоны развития малыша, которым мы должны уделять особое внимание в работе. Это позволит концентрировать усилия на тех образовательных областях, где больше всего заметно отставание.

Результаты наблюдений, информация о том, на что наш маленький ученик способен в настоящее время, позволяют лучше спланировать мою работу. Если коррекционная программа подготовлена в соответствии с уровнем способностей ребенка, занятия ему будут интересны, и он побежит в кабинет впереди меня.

Родители – самые заинтересованные участники этой работы, поэтому специалисты нашего детского сада информируют и обсуждают с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Мы считаем, что мамы и папы, дедушки и бабушки должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы реабилитации ребенка. Может быть, им тяжело осознавать отставание их сына или дочери в развитии речи, но лучше идти по жизни с открытыми глазами, и, помогать своему ребёнку в преодолении трудностей, чем прятать голову под крыло. Горжусь родителями многих воспитанников нашей группы, которые были моими первыми помощниками и в подготовке детей к утренникам, и к конкурсу чтецов на фестивале «Открытая книга», и в оформлении детских портфолио.

Думаю, сейчас уже не осталось логопедов, которые бы не знали, что такое портфолио дошкольника. Это своеобразная копилка личных достижений ребенка в разных видах деятельности. В нашей группе родители отозвались на наше предложение – создать такие папки не сразу. Но потом я стала на занятиях по развитию речи практиковать рассказы детей по материалам портфолио и дети сами просили родителей: «Мама, давай напишем о том, как мы ходили в Музей космонавтики». Умение правильно произносить звуки и употреблять их в самостоятельной речи – маленькая победа «речевого ребенка».

Оформление логопедической странички в портфолио помогает ему критичнее относиться к своей речи. Многие дети пишут о том, что им нравится выполнять задания, требующие выполнения звуко-буквенного анализа, разгадывать кроссворды, ребусы. В конечном итоге у дошкольника повышается контроль над самостоятельными высказываниями.

Портфолио играет важную роль в создании позитивных взаимоотношений в триаде «логопед – ребёнок – родитель». Помогая ребенку сочинять рассказы и сказки с нужным звуком, родители открывали творческие способности в себе и удивлялись фантазии своих «маленьких сказочников». Все это укрепляет связь между родителями и детьми, делая её более прочной. А моя роль сводилась к тому, чтобы создать , дать советы в создании красочного и запоминающегося портфолио.

Конкурсы чтецов внутри группы мы проводили для того, чтобы дать возможность раскрыться всем детям с речевыми нарушениями, и тем, кому трудно выступать на публике, и тем, кто уверен в себе. Дети читали стихи Э. Асадова, Ф. Глинки, А. Ветрова.

В конкурсе чтецов на фестивале «Открытая книга» в 2012 году принимали участие лучшие чтецы. Они сумели передать смысл стихотворений о Родине наиболее эмоционально и выразительно. Жюри фестиваля по достоинству оценило работу всех ребят, они получили грамоты и дипломы.

О многом говорит тот факт, что девочки из нашей группы в своих интервью «Кем ты хочешь стать?» говорили о своём намерении выбрать профессию учителя-логопеда. В наше время купить можно всё, а вот любовь детей – нет.

Позволю себе привести отрывки из некоторых родительских отзывов: «Я впервые за долгие годы столкнулась со специалистом с большой буквы. Галина Владимировна своей добротой, строгостью и уверенностью в положительном результате заставила работать всю нашу семью», «Выражаю искреннюю благодарность учителю – логопеду Балашовой Галине Владимировне. Благодаря её высокому профессионализму, вниманию, терпению и чуткому отношению к детям, моя дочь наконец-то начала говорить и продолжает делать значительные успехи!», «Галина Владимировна очень внимательный педагог: всегда старается найти особый подход к каждому ребенку, уделяет много внимания индивидуальным занятиям с детьми. Учитель – логопед проводит совместные занятия детей с родителями, а также консультации по всем волнующим нас вопросам».

Мальчик Дима сейчас учится в пятом классе, но случай был трудным и запомнился на всю жизнь. Его бабушка была не только равноправным участником педагогического процесса, самым внимательным и заботливым, но и самым отзывчивым. «Мой внук страдает сахарным диабетом в инсулинозависимой форме (сахарный диабет 1 типа – это постоянный контроль уровня сахара в крови и инсулиновые инъекции). У мальчика большие логопедические проблемы, осложненные его заболеванием. Галина Владимировна делала специальный логопедический массаж и дыхательную гимнастику с ребенком, развивала фонематический слух и вырабатывала направленную воздушную струю. Всё это делалось с учётом самочувствия моего внука. К окончанию детского садика Дима хорошо произносил все звуки, умел читать достаточно хорошо. И ещё, я хочу отметить, что Галина Владимировна давала нам советы и рекомендации по исправлению речи детей. И ни один вопрос не оставался без ответа».

Находясь на церемонии награждения участников конкурса «Методическая копилка», проходившего в рамках Фестиваля Северо-Восточного окружного управления образования «Открытая книга», я испытывала гордость за свою профессию, была удивлена, как много молодых логопедов принимало в нем участие, какие прекрасные пособия они придумали и используют в своей работе. Интерес у коллег вызвали пособия и игры предложенные мной. По окончании показа учителя-логопеды спрашивали как, из чего изготовлены пособия. Это была настольная игра «Серебряный ручей», тренажер для развития дыхания «Парящий шарик», подвижные и вместе с тем обучающие игры «Кегельбан для дошколят», « Мы шаги считаем — буквы изучаем», которые я использую в работе много лет.

Очень надеюсь, что дети сумеют сохранить теплоту общения, которая царила в нашей логопедической группе. Созданию такой атмосферы способствовало чтение сказок, сочинение собственных историй. На протяжении всего учебного года в подготовительной группе мы учились анализировать известные авторские и русские народные сказки, разбираться в поступках героев, их чувствах, делать выводы. Все тексты, созданные детьми на основе метода каталога, были добрыми. Их герои помогали друг другу, выручали из беды. Радость и гордость за своих «маленьких сказочников» испытывала я, когда держала в руках «Калейдоскоп сказок» — сборник, составленный из их произведений и иллюстраций.

Вот некоторые из них.

В комнате на столе стояла корзина с фруктами. Надоело им лежать в корзине, решили груши, яблоки, лимон, ананас и клубничка отправиться в путешествие, в сладкую страну Фруктозию. Однажды ночью, когда все в доме крепко спали, фрукты убежали. Шли они, шли и попали в волшебную страну фруктов. Когда они узнали, что всю страну захватили злые насекомые. Они поедали листочки фруктовых деревьев, портили плоды. Городские фрукты решили спасти своих друзей. Они знали рецепт чудесного средства, которого боялись все вредные насекомые. Фрукты приготовили волшебный порошок и посыпали его на насекомых. Конечно, маленьким вредителям не понравился запах и они ушли в лес.

Так фрукты спасли своих друзей. Все жители волшебной страны сказали им спасибо и устроили карнавал».

В лесу, в самой чаще, где стояли вековые дубы, жила — была девочка Женя. Дятлы продолбили большие дупла в старых деревьях. В них можно было спать и играть. К Жене иногда приходили мальчишки, приносили ей еду, чтобы она не умерла с голода. А девочка делала для них игрушки из дерева и бересты. Однажды, друзья пришли навестить Женю, а её дома не оказалось. Тут раздался голос: «Ну, что! Не можете найти свою подругу. Вот вам клубок, он вас приведет к Жене». Это говорила старая мудрая сова, сидевшая на ветке дуба. Пошли мальчики за клубком и оказались у болота. Их подруга там застряла и не могла выбраться. Петя взял палку, бросил девочке и вытащил её из болота. Настоящие друзья познаются в беде!

Понравилась статья? Поделитесь ей