Контакты

Окуджава Булат: биография, личная жизнь, творчество, память. В помощь школьнику Поэтическая и певческая деятельность

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Не расставайтесь с надеждой, маэстро...

Песни Булата Окуджавы появились в конце 50-х годов XX ввека. Если говорить о корнях его творчества, то они, несомненно, лежат в традициях городского романса, в песнях Александра Вертинского, в культуре русской интеллигенции. Но песенная лирика Булата Окуджавы — явление совершенно самобытное, созвучное душевному состоянию его современников.

Поэзия Окуджавы неразрывно связана с музыкой. Его стихи, кажется, так и родились с мелодией: она живет внутри стихотворения, принадлежит ему изначально. Официальная критика не признала Окуджаву, он не вписывался в рамки помпезной советской культуры. Но, наверное, тот факт, что песни Окуджавы, его стихи знали практически в каждой семье, говорит об истинной цене его творчества. В чем же причина такой феноменальной популярности? Немаловажно понимать разницу между стихами Булата Окуджавы (а также и Владимира Высоцкого) и произведениями множества других авторов-исполнителей. Окуджава создает в своих стихотворениях собственный самобытный художественный мир, утверждает определенную нравственную позицию, а не только искусно передает житейские ситуации, интересные и забавные людские черты.

На протяжении всей своей творческой деятельности Окуджава не раз обращается к теме войны. Еще мальчишкой он ушел на фронт, и, может быть, именно поэтому в песнях о войне он часто говорит о своих ровесниках, так рано познавших ужасы войны, боль, страх. Это стихи человека, который сам прочувствовал, пережил состояние людей военного времени. В его стихах защитники страны йе монументальные, каменные изваяния, не серая масса безликих солдат, а знакомые лица вчерашних мальчишек, измученные изнурительным боем бойцы. Все эти стихи Окуджавы не столько о войне, сколько против нее, в них боль и самого поэта, потерявшего многих друзей, близких. Удивительно то, что некоторые песни Окуджавы, посвященные войне, воспринимаются теперь как песни военного времени, которые пели солдаты в землянках, в окопах во время затишья между боями. Например, «Песня о московских ополченцах». Стихи этой песни очень простые, но вместе с тем мужественные и проникновенные. Московские ополченцы уходят на фронт, не задумываясь о подвиге, который они совершают. Они прощаются с Москвой, со своим городом, понимая, что видят, быть может, его в последний раз.

Прощай, Москва, душа твоя всегда-всегда пребудет с нами...

Очень большую часть своего творчества Булат all soch 2005 Окуджава посвятил своему любимому городу Москве. Интересно, что цикл стихов о Москве складывался как бы в противовес такому значительному поэтическому и музыкальному явлению времен «развитого социализма», как парадно-бравурное воспевание Москвы советской. Это были в основном помпезные, тяжеловесные песни, стихи сталинской эпохи. Стихи же Окуджавы о своем городе глубоко личные, негромкие, домашние. Они органично переплетаются с музыкой и великолепно передают дух уютных московских улочек и переулков. Окуджава чувствует себя неразрывно связанным с Москвой. Это город его детства, юности, и самые теплые, нежные слова он посвящает ему. Поэт ощущает себя частью Москвы, этот город — дом его души.

Ах, этот город, он такой, похожий на меня: то грустен он, то весел он, но он всегда высок...

Вся Москва, даже, можно сказать, вся страна отразились в стихах поэта о московском Арбате.

Арбат для Окуджавы — это целый мир, мир одухотворенный. Эта улица создает свой неповторимый эстетический климат. Кривые переулки, незаметно переходящие один в другой, смещение стилей построек, особый воздух Арбата. Арбатские переулки окутаны тайной. Может быть, не случайно М. А. Булгаков поселил именно здесь Мастера и Маргариту? И, как мне кажется, арбатские переулки — одно из самых уютных мест в Москве, они как бы созданы для поэтов и влюбленных.

Ах, Арбат, мой Арбат,

ты — мое отечество,

никогда до конца не пройти тебя!

В последних стихах, посвященных Арбату, поэт делится своей грустью по поводу потери его облика. Поэтому больно видеть, как теряет душу Арбат, как разрушается старое и живое (стихи «Плач по Арбату», «Надпись на камне»). Может быть, мы ошибаемся, безжалостно уничтожая старые дома? Ведь даже новый, точно такой же дом — уже не то. Очень сложно объяснить, чего не хватает в нем, но уже нет былого уюта, уже не радует он глаз, кажется, не человек его строил. Наверное, мы разучились вкладывать душу в творения наших рук.

Как грустно, что люди постепенно забывают такие чувства, как любовь, дружба. Булат Окуджава в своем творчестве неоднократно обретается к этим темам. Мы долго не писали, не пели о любви, не пели о женщине. Окуджава один из первых после долгих лет пуританского ханжества вновь воспел любовь, воспел женщину как святыню, пал перед ней на колени:

Вы пропойте, вы пропойте славу женщине моей!

Окуджава открывал людям глаза на самих себя, его песни, стихи наводили на размышления о вечных ценностях, о сути бытия. Несомненно, большая заслуга Булата Окуджавы в том, что «Он был одним из тех людей, которые своим творчеством старались пробудить в человеке чувство собственного достоинства, самоценности. Это было весьма актуально в обществе, фактически превращенном в казарму. Творчество Окуджавы оказало большое влияние прежде всего на души молодых. Многие из них уже в годы застоя не могли примириться с существующим положением вещей. Наверное, именно песни Окуджавы и его последователей не дали окончательно оболванить людей.

Мир песен Булата Окуджавы необычайно разнообразен, он цветной и полусказочный.

Поэт не утратил детский взгляд на окружающий мир, и в то же время это человек, умудренный опытом, прошедший войну. В его творчестве удивительно сочетается и переплетается и то, и другое. От этого, наверное, рождаются такие необычные, яркие образы. В стихах Окуджавы умирает Новогодняя елка, Любовь дирижирует оркестром, Муравей создает себе богиню. Кажется, что это происходит не на Земле, а в какой-то полусказочной стране, похожей на нашу, но более доброй, милосердной. Но Окуджаву ни в коем случае нельзя назвать сентиментальным романтиком, мечтающим о заоблачных далях. В стихах Окуджавы заключен глубокий подтекст, им сопутствует иносказательность, метафоричность. И, внимательно вслушиваясь в его произведения, можно услышать и грусть, и тревогу, и боль. Особенно интересна в этом плане песня «Бумажный солдатик», напоминающая знакомую нам с детства сказку Андерсена о стойком оловянном солдатике. Окуджава удивительно просто выразил в этих стихах тоску по романтическому подвигу в мире ненавистных ему свиней-копилок, мечту многих из нас сделать мир счастливым.

Поэт в своих стихах нередко обращается и к нашей истории. В ней его прежде всего привлекают люди, а не исторические факты. Большая часть его стихов посвящена первой половине девятнадцатого века. Можно предполагать, что Окуджава чувствует связь между своим временем (оттепель 50—60-х годов) и радикальным временем правления Александра I. Его привлекают люди девятнадцатого столетия, их высокие нравственные поиски, болезненные искания общественной мысли. Кажется, что Окуджава пишет о себе, о своих друзьях, ставя их на место исторических героев.

Песни Булата Окуджавы звучат для нас уже много лет. Может быть, потому, что они не сиюминутные, слушает и поет их уже не одно поколение, пытаясь найти в них ответы на вечные вопросы нашей жизни? Поэзия Окуджавы несет в себе огромный заряд доброты, она напоминает нам о милосердии, любви к ближнему, к Родине, к нашей истории, помогает нам верить в лучшее и светлое начало. В его стихах для нас будет всегда звучать «надежды маленький оркестрик...»

Таких людей по праву называют совестью нации, настоящими интеллигентами духа. Их уход всегда воспринимается особенно остро - как завершение целой эпохи. Так было с академиком Д.С.Лихачевым, с . Так многие восприняли кончину в июне 1997 года Булата Окуджавы.

Биография Булата Окуджавы (9.05.1924-12.06.1997)

Родился на Арбате в семье армянки и грузина 9.05.1924 года. Отец и мать впоследствии были репрессированы. Позднее поэт обессмертил и без того известную московскую улицу в нескольких песнях. Памятью он возвращался на Арбат часто, хотя никогда не вернулся туда на постоянное место жительства. Воевал на Кавказе, под Моздоком, был ранен. Вспоминал о голоде и холоде, о постоянном страхе смерти.

Тоже не раз «аукнулась» в его песенном и прозаическом творчестве. По возвращении с фронта учился в Тбилисском педагогическом университете. По распределению работал несколько лет учителем русского языка и литературы под Калугой. К песням обратился во второй половине 50-х гг., на волне хрущевской «оттепели». Быстро стал «широко известен в узком кругу».

Песни записывались на магнитофоны и разлетались повсюду. Вскоре начал выступать публично. Подвергался уничижительной и несправедливой критике в печати, однако без очевидных последствий. Основные песни написаны в 60-е гг. Позднее почти на целое десятилетие оставил поэзию, обратился к беллетристике, к исторической прозе. Много писал для кино. Некоторые из этих песен давно оторвались от автора и зажили самостоятельной жизнью: «Мы за ценой не постоим» - из кинофильма «Белорусский вокзал», «Кавалергарды, век не долог» - из кинофильма «Звезда пленительного счастья», песни из фильма для детей «Приключения Буратино» и др.

На волне «перестройки» Окуджава возобновил выступления с песнями, активно занимался общественной деятельностью, подписал ряд открытых писем. В 1993 году публично поддержал действия президента в борьбе с оппозиционным парламентом, о чем потом очень сожалел. В 1992 году перенес операцию на сердце. С выступлениями посетил многие страны мира и Европы. Скончался в парижском военном госпитале от острого воспаления легких. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Творчество Булата Окуджавы

Сам Окуджава скромно и непретенциозно называл многие свои произведения «песенками». Неоднократно оговаривался, что работает исключительно по слуху, что музыкально необразован, что знает лишь несколько гитарных аккордов. Неслучайно в последние годы ему на рояле аккомпанировал сын Антон, возникали новые аранжировки старых песен. Простота его «песенок» обманчива. Окуджава философичен и глубок. Он мыслил масштабно и широко. За внешней камерностью и «тихостью» исполнения - эпичность повествования, дыхание эпохи, свободно выбираемая и свободно отстаиваемая позиция.

Выражаясь по-пушкински, Окуджава отстаивал «самостояние человека». В условиях тоталитарного режима его песни воспринимались как глоток свежей воды и чистого воздуха. Окуджава профессионально работал со словом. Стихи и песни в его творчестве гармонически сосуществуют. Некоторые песни Окуджавы уже при жизни автора воспринимались как своеобразные гимны интеллигенции - особенно «Молитва Франсуа Вийона», «Давайте восклицать», «Возьмемся за руки, друзья».

  • Первая полноценная биография Окуджавы написана несколько лет назад поэтом и публицистом Дмитрием Быковым и вышла в популярной серии ЖЗЛ. Она небесспорна, однако проникнута искренней любовью к герою и стремлением как можно глубже погрузиться в художественную ткань его произведений.
  • Сердечной привязанностью Окуджавы в 80-е гг. была актриса и певица Наталья Горленко. Ею навеяны такие стихи как «После дождичка небеса просторны» (известно даже совместное исполнение в одном из фильмов) и «Прощание с новогодней елкой».
  • В Париже, в 1968 году вышла его первая пластинка с авторскими песнями.
  • Незадолго до смерти, Булат Окуджава принял таинство крещения с именем Иоанн.

Творчество Булата Окуджавы кратко охарактеризовано в этой статье.

Творчество Булата Окуджавы

Окуджава Булат Шалвович (годы жизни 1924-1997) –поэт, сценарист и прозаик, композитор и бард. Является одним из основоположников жанра бардовской песни. Он был самым ярким представителем авторской песни в Советском Союзе. На основе собственных стихов он сочинил больше 200 эстрадных и авторских песен.

В 1956 году вышел первый сборник стихов Булата Шалвовича под названием «Лирика». Стихи регулярно печатали в газетах и отдельными сборниками. В 1962 году он стал членом Союза писателей СССР. Параллельно он писал музыку к своим стихам. А исполнителем авторской песни и основателем этого жанра стал случайно. Однажды Окуджава напел друзьям свое стихотворение и благодаря им стал развиваться в этом направлении. Первые неофициальные выступления барда никто не анонсировал, однако зрителей было много всегда. Они записывали тексты песен Булата Шалвовича и передавали своим друзьям. К выходу его официальных пластинок, тексты песен знала и напевала вся страна. А вот первый официальный концерт поэта песенника состоялся в Харькове в 1961 году. Отметим, что Булат Окуджава выступал не только в СССР, но и в Канаде, США и Европе.

Его песни звучат более чем в 80 советских картинах: в фильме «Покровские ворота» — «Песенка об Арбате», в «Белом солнце пустыни» — «Ваше благородие, госпожа Удача», в фильме «Белорусский вокзал» — «Нам нужна одна победа».

Последний концерт Булат Окуджава дал в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО 23 июня 1995 года. Последние годы провел в Париже, где его и не стало 12 мая 1997 года в Париже. В этом году указом президента России утвердили премию им. Булата Окуджавы. Ею награждаются исполнители авторских песен и поэты.

Булат Окуджава произведения : повести «Свидание с Бонапартом», «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов»; поэтические сборники «Острова», « «Март великодушный», Веселый барабанщик», «Арбат, мой Арбат»; роман «Фотограф Жора», сказка «Прелестные приключения», песни «На Тверском бульваре», «Сентиментальный марш», «Виноградная косточка», «Возьмемся за руки, друзья…», «Молитва Франсуа Вийона» и другие.

Булат Окуджава известен в нашей стране как поэт и композитор, а также сценарист, прозаик и просто очень талантливый и интересный человек. Он утверждал, что создание песен - великая тайна, непостижимая, как любовь. О судьбе этого великого барда мы и поговорим в нашей статье.

Происхождение

Окуджава Булат, биография которого интересует многих, появился на свет в 1924 году, 9 мая. Он рос в семье убежденных большевиков. Его родители приехали в Москву из Тифлиса, чтобы учиться в Коммунистической академии. Папа будущей знаменитости - Шалва Степанович - грузин по национальности. Он был видным партийным деятелем. Мама - Ашхен Степановна - армянка по происхождению. Она являлась родственницей известного армянского поэта Ваана Терьяна. Со стороны матери у знаменитости были родственники с боевым и неоднозначным прошлым. Его дядя, Владимир Окуджава, будучи террористом, совершил покушение на губернатора Кутаиси. Позже ему довелось фигурировать в списках пассажиров загадочного пломбированного вагона, который доставлял ведущих революционных лидеров из Швейцарии в Россию в 2017 году.

Далекие предки

О судьбе своих предков был осведомлен с детских лет Окуджава Булат Шалвович. Его прадед по отцу Павел Перемушев поселился в солнечной Грузии в середине 19 века. Перед этим он 25 лет отслужил в российской армии. По национальности он был не то русским, не то молдаванином, не то евреем. Известно только, что Павел был портным, женился на грузинке по имени Саломея и произвел на свет трех дочерей. Старшая из них впоследствии вышла замуж за Степана Окуджаву. Тот служил писарем. В браке с ним родилось восемь детей. Среди них был и будущий отец нашего героя - Шалва Степанович.

Детство и юность

С детства терпел различные испытания Окуджава Булат. Биография будущего поэта была связана с постоянными переездами. Дело в том, что его отец был партийным деятелем. Сразу после рождения сына его направили на Кавказ командовать грузинской дивизией. Мама Булата между тем осталась в Москве. Она занимала должность в партийном аппарате. Учиться мальчик был направлен в Тифлис. Он посещал русскоязычный класс. Его отец вскоре получил повышение. Он стал секретарем Тифлисского горкома. Однако задержаться на этой должности ему не удалось из-за конфликтов с Берией. При содействии Орджоникидзе Шалву Степановича перевели на работу в Нижний Тагил. Он перевез на Урал всю свою семью. Булат учился в школе № 32. Привыкнуть к суровым сибирским условиям после жизни в дружелюбном и солнечном крае ему было нелегко.

Аресты

В 1937 году случилась трагедия. Отец мальчика был арестован. Его обвинили в связи с троцкистами, а также в покушении на жизнь Орджоникидзе. 4 августа того же года он был расстрелян. После этого Булат вместе с мамой и бабушкой переехал в Москву. Семья поселилась в коммунальной квартире на Арбате. Но на этом неприятности не закончились. В 1938 году под стражу взяли Ашхен Степановну. Ее сослали в Карлаг. Оттуда она вернулась только в 1947 году. Тетя Булата была расстреляна в 1941 году. В 1940 году наш герой переехал в Тбилиси. Здесь он окончил школу и устроился работать на завод учеником токаря.

Военные годы

Булат Окуджава, стихи которого известны каждому, в апреле 1942 года добивался призыва в армию. Однако был призван в ряды советских войск только по достижении совершеннолетия. В августе того же года он был направлен в десятый запасной миномётный дивизион. Через два месяца его отправили на Закавказский фронт минометчиком. Он служил в кавалерийском полку пятого гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса. В конце 1942 года будущий поэт был ранен в битве под Моздоком. После лечения на передовую Булат Шалвович не вернулся. В 1943 году он поступил на службу в стрелковый запасной полк Батуми, позже был задействован в качестве радиста в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде, которая прикрывала в то время границу с Ираном и Турцией. Весной 1944 года наш герой был демобилизован. За добросовестную службу ему вручили две медали - «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией». В 1985 году он был удостоен ордена Отечественной войны первой степени.

Первые творческие опыты

После демобилизации вернулся в Тбилиси Окуджава Булат. Биография поэта была опалена войной. Однако он твердо решил вернуться к привычной жизни и заниматься любимым делом. Сначала молодой человек получил аттестат о среднем образовании. Затем, в 1945 году, он поступил на филологический факультет в Тбилисский университет. Успешно окончил его в 1950 году и два с половиной года проработал преподавателем в Калужской области. Все это время наш герой писал талантливые стихи. Его первой песней считается композиция «Нам в холодных теплушках не спа́лось». Она была создана в период службы поэта в артиллерийской бригаде. Текст произведения не сохранился. А вот второе творение дошло до наших дней. Это «Старинная студенческая песня», написанная в 1946 году. Сочинения автора были впервые опубликованы в гарнизонной газете под названием «Боец РККА». Он печатался под псевдонимом А. Долженов.

Становление карьеры

В Калужской области сотрудничал с изданием «Молодой ленинец» Булат Окуджава. Стихи поэта впервые вышли большим тиражом в 1956 году в сборнике «Лирика». В том же году были реабилитированы отец и мать поэта. После XX съезда КПСС он вступил в коммунистическую партию. Через три года перебрался в Москву и начал давать концерты авторской песни. Как бард он стал быстро завоевывать популярность. В период с 1956 по 1967 годы были написаны самые известные песни Булата Шалвовича - «На Тверском бульваре», «Песенка о комсомольской богине», «Песенка о голубом шарике» и прочие.

Официальное признание

Окуджава Булат Шалвович впервые выступил на своем официальном вечере в 1961 году. Бенефис прошел в Харькове. В 1962 году состоялся дебют поэта в качестве актера. Он сыграл в картине «Цепная реакция». Здесь ему довелось исполнить одну из самых известных своих песен - «Полночный троллейбус». В 1970 году советские зрители увидели фильм «Белорусский вокзал». В нем актеры спели негласный гимн советских граждан, преодолевших чудовищные испытания Великой Отечественной войны, - «Нам нужна одна победа». Окуджава стал автором и других всеми любимых песен из кинокартин «Соломенная шляпка» и «Женя, Женечка и «катюша». Автор написал музыкальные композиции к восьмидесяти картинам.

Пластинки

В 1967 году совершил поездку в Париж Булат Окуджава. Песни поэта стали известны не только в России, но и за рубежом. Во Франции он записал двадцать своих песен на студии «Le Chant du Monde». Через год на основе этих треков была выпущена первая пластинка барда. В этот же период увидел свет еще один альбом Окуджавы. В него вошли песни в исполнении польских певцов. Композиция «Прощание с Польшей» была записана в авторской интерпретации.

Творчество Булата Окуджавы набирало все большую популярность. В середине 1970-х годов его пластинки выпустили и в Советском Союзе. В 1976 и 1978 годах в продаже появились советские диски-гиганты с записями певца и поэта. Середина 1980-х годов также была очень плодотворной для Булата Шалвовича. Он создал еще два альбома - «Песни и стихи о войне» и «Автор исполняет новые песни».

Поэт Булат Окуджава сочинил несколько песен на тексты польского автора - Агнешки Осецкой. Он сам перевел на русский язык понравившиеся ему стихи. В соавторстве с композитором Шварцем наш герой создал тридцать две песни. Среди них - «Ваше благородие, госпожа Удача», «Кавалергарда век недолог…», «Любовь и разлука».

Культурное наследие

Стал одним из ярчайших представителей жанра авторской песни в России Окуджава Булат. Биография поэта сделалась предметом пристального изучения. Его творчеством восхищались, ему пытались подражать. С появлением магнитофонов проникновенные авторские композиции стали известны широкой аудитории. Владимир Высоцкий называл Булата Шалвовича своим учителем. А.А. Галич и Ю. Визбор стали его последователями. Автору и исполнителю удалось создать уникальное направление в российской песенной культуре.

Среди интеллигенции завоевал прочный авторитет Булат Окуджава. Песни знаменитости распространялись в магнитофонных записях. Сначала они стали известными в СССР, потом сделались популярными за рубежом среди русских эмигрантов. Некоторые композиции - «Возьмёмся за руки, друзья…», «Молитва Франсуа Вийона» - стали знаковыми. Их использовали в качестве гимнов на слетах и фестивалях.

Личная жизнь

Был женат дважды Булат Окуджава. Личная жизнь поэта складывалась непросто. Впервые он сочетался браком с Галиной Смоляниновой. Однако совместная жизнь супругов с самого начала не задалась. Их дочь скончалась еще будучи младенцем, а сын сделался наркоманом и в конце концов попал в тюрьму.

Вторая попытка была более удачной. Поэт женился на физике Ольге Арцимович. Сын Булата Окуджавы от второго брака - Антон - пошел по стопам отца, стал довольно известным композитором.

В жизни барда была еще одна любимая женщина. Его гражданской женой долгое время была Наталья Горленко. Она сама очень тонко чувствовала музыку, исполняла песни. С ней был счастлив Булат Окуджава. Личная жизнь этого замечательного человека в тот период связана с самыми приятными впечатлениями.

Общественная деятельность

Перестройка в Советском Союзе захватила Булата Шалвовича. Он стал принимать активное участие в политической жизни страны. Выказывал негативное отношений к Ленину и Сталину, отрицательно относился к тоталитарному режиму. В 1990 году бард вышел из КПСС. С 1992 года работал в комиссиях при президенте России. Занимался вопросами помилования и присвоения Государственных премий РФ. Был членом «Мемориала». Остро переряживал военные действия в Чечне.

Завершение жизни

В 1990-е годы поэт поселился на собственной даче в Переделкине. В этот период он активно гастролировал. Ездил с концертами в Москву, Санкт-Петербург, Канаду, Германию и Израиль. В 1995 году он вышел на сцену в последний раз. Выступление состоялось в Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО.

В 1997 году поэт умер. Он скончался в 74 года в военном госпитале в пригороде Парижа. Перед смертью он принял крещение по именем Иоанн в честь святого мученика Иоанна Воина. Это случилось после благословения одного из духовных лидеров Псково-Печерского монастыря.

Наш герой похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. Его могила оформлена просто и незатейливо - каменная глыба с именем барда, написанным рукописным шрифтом.

Памятники

Первый памятник Булату Окуджаве был открыт в 2002 году в столице. Он стоит на пересечении Арбата и Плотникова переулка. Его автор - Георгий Франгулян. Создание монумента было приурочено к двум памятным датам - Дню Победы и дню рождения поэта. Творцы воссоздали кусочек старого арбатского двора: подворотню, две скамейки, живое дерево… В центре композиции - фигура барда. Этот скульптурный комплекс напоминает о творчестве барда и его ностальгических воспоминаниях.

Второй памятник водружен на улице Бакулева. Монумент представляет молодого поэта. Он бесстрашно смотрит в будущее. На его плечах - залихватски накинутый пиджак. Из-под полов виднеется верная спутница - гитара. Композиция находится на возвышении. Постаментом служит холм-клумба. К его подножию ведут два пути. Это связано с незабываемыми строками барда о двух дорогах, одна из которых «прекрасна, но напрасна», а другая - «видимо, всерьёз».

Заключение

Теперь вы знаете о том, какую жизнь прожил Булат Окуджава. Семья поэта сохранила о нем самые лучшие воспоминания. Этот человек жил и творил по велению сердца. И его проникновенные стихи - о нас с вами. О любви, соблазнах, долге, личном участии, об умении сопереживать, преодолевать трудности, не бояться грядущих испытаний. О трепетной мечте, бесшабашной молодости и трогательной, овеянной воспоминаниями, зрелости. Наследие барда навсегда вошло в фонд российской и мировой культуры.

Жизнь и творчество Булата Окуджавы

Доклад по литературе Данилова Павла

Я думаю, что все слышали имя Булат Окуджава. Я спрошу: «Кто он был?». Кто-то мне ответит: «поэт». Кто-то: «прозаик». Еще кто-нибудь: «киносценарист». Даже тот, кто скажет: «автор и исполнитель песен, основоположник направления авторской песни», - все равно не ошибется.

Вот что рассказал о своей жизни корреспонденту «Огонька» Олегу Терентьеву сам Булат Шалвович:

Ну что я могу рассказать вам. Я родился в Москве, на Арбате в 24-м году. По происхождению я грузин. Но, как говорят мои московские друзья, грузин московского разлива. Родной язык мой - русский. Я - русский писатель. Жизнь моя была обычной, такая же, как жизнь моих сверстников. Ну, если не считать того, что в 37-м году мой отец - партийный работник - был уничтожен здесь, в вашем замечательном городе (Свердловске). Три года я прожил в Нижнем Тагиле. Затем вернулся в Москву. Учился в школе. После девятого класса в семнадцать лет ушел добровольно на фронт. Воевал. Был рядовым. Минометчиком. Был ранен. Остался жив. Учился в университете на филологическом факультете. Окончил. Уехал в деревенскую школу Калужской области. Работал учителем. Преподавал русский язык и литературу. Ну, как большинство, писал стихи. Относился к этому, конечно, несерьезно. Но постепенно, постепенно это все во мне усиливалось. Стал публиковаться в "Калужской газете" областной. Затем, когда умер Сталин, и начали налаживаться нормы демократические нормальной жизни в нашей стране, мне предложили работать в "Комсомольской газете" областной. Я заведовал отделом пропаганды. И там же, в Калуге, у меня вышла первая маленькая книжечка стихов. Но так как в Калуге других поэтов не было, я считался самым лучшим. У меня очень кружилась голова. Я был очень самонадеян. Мне казалось, что я достиг уже самых больших высот. Хотя стихи эти были очень слабые, подражательные. Посвящались в основном праздникам, временам года. Затем я переехал в Москву. Там попал в одно литературное объединение. Там были очень сильные молодые поэты, которые меня крепко побили. Сначала, в первые минуты, я подумал, что это они от зависти. Потом понял, что я сам в этом виноват. Год приблизительно ничего не писал в отчаянии. Но потом природа взяла свое. Стал писать. Хорошо или плохо - не мне судить. Но так, как я пишу до сегодняшнего дня. В конце 56-го года, то есть ровно тридцать лет тому назад, осенью 56-го года, я впервые взял в руки гитару и спел свое шуточное стихотворение под аккомпанемент. Так начались так называемые песни. Потом их становилось больше, и, наконец, когда их стало уже шесть или семь, начали раздаваться... А в то время появились первые магнитофоны. И вот на работе - я работал в издательстве "Молодая гвардия" - стали раздаваться звонки, и люди меня приглашали домой попеть свои песни. Я с радостью брал гитару и ехал по неизвестному адресу. Там собирались человек тридцать тихих интеллигентов. Я пел эти пять песен своих. Потом я их повторял снова. И уезжал. А на следующий вечер я ехал в другой дом. И так это тянулось полтора года. Ну и постепенно - магнитофоны работали - это все распространялось очень стремительно, быстро. Ну и появились люди, которые сочли необходимым со мной бороться. Теперь я понимаю, что эти песни были очень непривычные после того, что мы пели обычно. Кому-то показалось это опасным. Ну и, как всегда, комсомол был застрельщиком. Первый фельетон обо мне был опубликован в ленинградской газете "Смена" по заданию из Москвы. Но так как он был наспех сделан, в нем было много смешного. Ну, например, там была такая фраза: "На эстраду вышел подозрительный человек. Он запел под гитару пошлые песенки. Но за таким поэтом девушки не пойдут. Девушки пойдут за Твардовским и Исаковским". Такой способ определять качество литературы - за кем пойдут девушки. Сейчас это все смешно звучит, но мне тогда, поверьте, было очень не смешно. Было очень сложно. Значит, было много казусов, нелепостей. Я метался. Я чувствовал, что я делаю что-то интересное, но встречал противодействие. Однажды меня пригласили в очень высокую инстанцию. А у меня была такая одна из первых песен - "Песня про Леньку Королева". Может быть, приходилось слышать вам. Ну и мне сказали в высокой инстанции, человек, который был обременен большими знаниями о культуре, он сказал, что эту песню петь не надо, потому что она неправильно ориентирует молодежь. "Чем же она неправильно ориентирует?" - спросил я. - "А вот у вас там есть такие строчки: "он ушел воевать и погиб, и некому оплакать его жизнь". Как, то есть, некому? Остался ведь народ, всякие организации..."

Но я не поверил вкусу этого человека и продолжал петь эту песню. Года через три у меня появилась песня "О дураках". Меня снова пригласил этот человек и сказал мне: "Послушайте! У вас же была замечательная песня про Леньку Королева. Зачем вам петь про дураков?" Ну и я понял, что время делает свое дело. Это лучший судья. Слабые вещи оно убирает, удачные вещи оставляет. Поэтому нам не нужно суетиться, судить, решать. Все решится само собой. Искусство - такая вещь. Долготерпивое. Ну, затем, после того как стали появляться эти фельетоны и всякий шум, мои друзья в Союзе писателей решили меня обсудить. Очень было бурное обсуждение. И меня приняли в Союз писателей. Но после этого мне стало немножко легче, стали выходить книги стихов. Мои песни стали петь некоторые певцы. Хотя очень небольшое количество, потому что песни были непривычные, а им нужно было проходить через художественный совет. И художественные советы боялись этих песен и отвергали их. Но кое-кто пел. Потом эти песни зазвучали в фильмах, в некоторых, в спектаклях. Потом к ним стали больше привыкать. Я стал ездить по стране выступать. Потом меня послали за рубежи. Я выступал за границей. У меня стали выходить пластинки. Потом я стал писать прозу... И ко мне настолько привыкли, что даже однажды в один летний день, когда по традиции десятиклассники выходят ночью на набережные Москвы, чтобы проститься со школой, был такой случай. Телевизионная машина примчалась на набережную, чтобы записать песни вот этих молодых людей. Подъехали к одной группе. Там - рок-н-ролл. Подъехали к другой группе - там тоже что-то этого типа. Стали метаться. И наконец увидели - около собора Василия Блаженного стоит такая маленькая кучка с гитарой, и поют мою песню. Они так обрадовались, услышав свое, что записали и передали в эфир. И так я был узаконен. Ну вот. А потом наступила нормальная полоса литературной жизни. И теперь у меня уже за плечами пять романов и несколько книг стихов и пластинок. И вот сейчас должна выйти пластинка с новыми песнями. Так что я в своей литературной жизни человек счастливый, потому что я прошел через огонь, и воду, и медные трубы. И устоял. И остался самим собой, насколько это позволил мне характер. И продолжаю работать. Жив и здоров.

Краткая биография

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве в семье партийных работников (отец - грузин, мать - армянка). Жил на Арбате до 1940. В 1934 г. переехал вместе с родителями в Hижний Тагил. Там отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать - секретарем райкома. В 1937 родители арестованы; отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. О. возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси.

В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны - токарем на оборонном заводе. В 1942 после окончания девятого класса средней школы добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под г. Моздок. В 1945 г. демобилизовался.

Окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический факультет Тбилисского университета, где учился с 1945 по 1950. После окончания университета, с 1950 по 1955 по распределению учительствовал в деревне Шамордино и районном центре Высокиничи Калужской области, затем - в одной из средних школ г. Калуги. Там же, в Калуге, был корреспондентом и литературным сотрудником областных газет "Знамя" и "Молодой ленинец".

В 1955 реабилитированы родители. В 1956 возвратился в Москву. Участвовал в работе литературного объединения "Магистраль". Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", затем - заведующим отделом поэзии в "Литературной газете". В 1961 уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творческому труду.

Жил в Москве. Жена - Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын - Булат Булатович Окуджава, музыкант, композитор.

Последнее интервью

Последнее интервью, данное Окуджавой студенту факультета журналистики МГУ Денису Левшинову весной 1997 года и напечатанное в Известиях 14 июня того же года.

Булат Шалвович, как вы относитесь к своей популярности?

Вы знаете, я человек не тщеславный, а честолюбивый. Тщеславный человек старается слыть, а честолюбивый - быть. Меня никогда не интересовал шум вокруг моего имени. Но как автору мне, конечно, приятно знать, что ко мне хорошо относятся.

Многие вас считают чуть ли не народным героем.

Если бы я жил на необитаемом острове, я делал бы то же самое - это моя профессия, мое призвание. Я иначе жить не могу, и потом, настоящие почитатели моей работы, люди мыслящие и серьезные, они не всплескивают руками при виде меня. Некоторые, особенно раньше, когда я начинал выступать с гитарой, меня воспринимали как эстрадного исполнителя - шумели, верещали, но быстро успокоились и ушли в другие залы, а со мной осталось не очень много, но очень верных и мыслящих людей.

Вы что-нибудь сейчас пишете, я смотрю, у вас всюду разбросаны черновики стихов?

Я все время пишу и все время работаю.

А музыку пишете?

Музыку, в полном смысле слова, я никогда не писал: я не знаю нот. А сейчас я вообще потерял к этому интерес.

Не знаю, может потому, что исполнение своих стихов было не главной профессией, а хобби - мне нравилось, друзьям моим нравилось, ну я и пел. Потом играть на гитаре я так и не научился, может с этим связано отсутствие профессионального интереса, а может быть, с возрастом. Во всяком случае, последнюю песню я придумал года два назад. Я не могу сказать, что и раньше в этой области я работал очень активно - из ста стихотворений, которые я писал, в песни превращались максимум пять.

Значит, вы прежде всего поэт?

Прежде всего я человек, который пишет стихи, а поэт я или нет - не знаю.

У вас есть какое-нибудь специальное образование, музыкальное или литературное?

Нет-нет, я филолог, русист, закончил филологический факультет. Когда-то ребенком меня отдали в музыкальную школу, но на этом все и закончилось.

Каковы сейчас ваши отношения с кино?

Так сложились обстоятельства, что я был вовлечен в кино, у меня были прекрасные друзья-режиссеры, меня подключали к написанию сценариев, я писал сценарии в основном неумеючи, мучаясь, прибегая к помощи друзей. Кое-что получалось удачно. Но потом я возвращался домой, оставался один и писал свои романы и стихи, и это было главное.

Сейчас я из этого круга выбыл. Было время - мне предлагали, я отказывался, кончилось это время. Я свое предназначение выполнил, то, что мог, сделал. Потом перестали в кино употреблять песни этого жанра, этого стиля. Вообще искусство стало меняться. Везде уровень ресторана, но ресторанная песня - это ресторанная песня, и дай ей Бог здоровья, в ресторане ты не будешь слушать арию Каварадосси. Но когда эта музыка становится ведущей, это ужасно. Последнее время появились какие-то бездарные, безголосые, кривляющиеся исполнители, их называют звездами, они это всерьез в отношении себя воспринимают, вот эта пошлятина ресторанная - это плохо. Но думаю, пройдет.

Булат Шалвович, вам нравятся Юрий Шевчук или Борис Гребенщиков?

В рок-музыке я ничего не смыслю. Я не хочу сказать, что это плохо, но я ничего в этом не понимаю, я человек старомодный. Что касается Гребенщикова, я его давно знаю, и он мне интересен прежде всего как поэт, у него есть несколько вещей, которые меня просто очаровали. То же самое и Юрий Шевчук. Человек одаренный, яркий, своеобразный, но я воспринимаю только его стихи.

Вас не раздражает, когда актеры или музыканты вдруг становятся коммерсантами или политиками?

Нет, мне это совершенно безразлично и никак меня это не трогает, просто иногда мне их бывает жалко. Актеру быть политиком не следует. Участвовать в общественной жизни можно, но только на уровне гражданина. А куда-то избираться, переизбираться, лезть в депутаты - это все смешно и многие это уже поняли.

Что такое, на ваш взгляд, интеллигентный человек?

Интеллигентный человек - это прежде всего тот, кто стремится к образованию. Это человек, который против насилия. Бывает, что академик - жлоб, а рабочий - интеллигент. Вот говорят, Ленин интеллигентный человек. Никогда он не был интеллигентом, потому что интеллигент - противник насилия.

Какой смысл вы вкладываете в понятие "свобода"?

Свобода это, прежде всего, то, что в России неизвестно. Когда в России говорят свобода, подразумевают воля. Что значит воля? Делай, что хочешь, а свобода - это воля в рамках закона. У нас или воля, или полное холопство, поэтому мы сейчас и мучаемся. Свобода это прежде всего уважение к личности. Я живу в рамках собственного предназначения, но я никогда не позволю себе нарушать покой соседа или образ жизни другого человека ради себя - вот это и есть свобода. У нас сейчас кричат - демократия, свобода, да никакой у нас демократии нет, демократия - это состояние крови, это вырабатывается даже не десятилетиями, а поколениями, это должно быть внутри у человека.

Вы религиозный человек?

Я православный по своим предкам. Но в душе я абсолютный атеист и сегодня лукавить не стану. И я должен сказать, что у меня не вызывает трепета наша православная церковь, потому что она находится на том же уровне, на котором находится и наше общество, она мне не симпатична. Хотя против церкви я ничего не имею, я знаю священников - блистательных людей. Вот моя жена истинно верующий человек, я искренне уважаю ее пристрастие к вере.

Насколько я знаю, ваша жена - коллекционер кукол.

Нет, она не коллекционер, она создала Московский музей кукол и ее окружают нищие талантливые кукольщики.

Булат Шалвович, кто сейчас ваши друзья?

Вы знаете, я никогда не был широкообщительным человеком. Те, кто были моими друзьями, те и остались. Правда, теперь видимся мы очень редко. Это возрастное.

Скажите, Булат Шалвович, что такое любовь?

Я не смогу объяснить, я могу любовь увидеть и сказать - о, это любовь, а классифицировать я не могу.

Вы любите людей?

Хороших - да, плохих - нет. Нельзя любить всех людей, бывают субъекты, которых не грех и ненавидеть. У меня есть такие строки в стихотворении: "Я люблю не народ, а отдельных его представителей".

Библиография

Поэзия и песни

Стихи начал писать в детстве. Впервые стихотворение Окуджавы было опубликовано в 1945 в газете Закавказского военного округа "Боец РККА" (позднее "Ленинское знамя"), где в течение 1946 печатались и другие его стихи. В 1953-1955 стихи Окуджава регулярно появлялись на страницах калужских газет. В Калуге же в 1956 был издан и первый сборник его стихов "Лирика". В 1959 в Москве вышел второй поэтический сборник Окуджавы - "Острова". В последующие годы стихи Окуджавы печатаются во многих периодических изданиях и сборниках, книги его стихов издаются в Москве и других городах.

Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождаются вместе с музыкой, песен уже насчитывается около 200.

Впервые пробует себя в жанре песни во время войны. В 1946 студентом Тбилисского университета создает "Студенческую песню" ("Неистов и упрям, гори, огонь, гори..."). С 1956 одним из первых начинает выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнитель. Песни Окуджавы обратили на себя внимание. Появились магнитофонные записи его выступлений, принесшие ему широкую популярность. Записи его песен разошлись по стране в тысячах экземпляров. Его песни звучали в кинофильмах и спектаклях, в концертных программах, в теле- и радиопередачах. Первый диск вышел в Париже в 1968, несмотря на сопротивление советских властей. Заметно позже вышли диски в СССР.

В настоящее время в Государственном литературном музее в Москве создан фонд магнитофонных записей Окуджавы, насчитывающий свыше 280 единиц хранения.

На стихи Окуджавы пишут музыку профессиональные композиторы. Пример удачи - песня В.Левашова на стихи Окуджавы "Бери шинель, пошли домой". Но самым плодотворным оказалось содружество Окуджавы с Исааком Шварцем ("Капли Датского короля", "Ваше благородие", "Песня кавалергарда", "Дорожная песня", песни к телефильму "Соломенная шляпка" и другие).

Книги (сборники стихов и песен): "Лирика" (Калуга, 1956), "Острова" (М., 1959), "Веселый барабанщик" (М., 1964), "По дороге к Тинатин" (Тбилиси, 1964), "Март великодушный" (М., 1967), "Арбат, мой Арбат" (М., 1976), "Стихотворения" (М., 1984, 1985), "Посвящается вам" (М., 1988), "Избранное" (М., 1989), "Песни" (М., 1989), "Песни и стихи" (М., 1989), "Капли Датского короля" (М., 1991), "Милости судьбы" (М., 1993), "Песенка о моей жизни" (М., 1995), "Чаепитие на Арбате" (М., 1996), "Зал ожидания" (H.Новгород, 1996).

Начиная с 1960-х гг. Окуджава много работает в жанре прозы. В 1961 в альманахе "Тарусские страницы" опубликована его автобиографическая повесть "Будь здоров, школяр" (отдельным изданием вышла в 1987), посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма. Повесть получила отрицательную оценку сторонников официозной критики, обвинившей Окуджаву в пацифизме.

В последующие годы Окуджава постоянно пишет автобиографическую прозу, составившую сборники "Девушка моей мечты" и "Заезжий музыкант" (14 рассказов и повестей), а также роман "Упраздненный театр"(1993), получивший в 1994 Международную премию Букера как лучший роман года на русском языке.

В конце 1960-х гг. Окуджава обращается к исторической прозе. В 1970-80 гг. отдельными изданиями вышли повести "Бедный Авросимов" ("Глоток свободы") (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы "Путешествие дилетантов" (Ч. 1. 1976; Ч. 2. 1978) и "Свидание с Бонапартом" (1983).

Книги (проза): "Фронт приходит к нам" (М.,1967), "Глоток свободы" (М., 1971), "Прелестные приключения" (Тбилиси, 1971; М., 1993), "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" (М., 1975, 1992), "Избранная проза" (М., 1979), "Путешествие дилетантов" (М., 1979, 1980, 1986, 1990; Таллинн, 1987, 1988), "Свидание с Бонапартом" (М., 1985, 1988), "Будь здоров, школяр" (М., 1987), "Девушка моей мечты" (М., 1988), "Избранные произведения" в 2 тт. (М., 1989), "Приключения секретного баптиста" (М., 1991), "Повести и рассказы" (М., 1992),

"Заезжий музыкант" (М., 1993), "Упраздненный театр" (М., 1995).

За рубежом

Выступления Окуджавы проходили в Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Польше, США, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции, Югославии, Японии.

Произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.

Книги поэзии и прозы, изданные за рубежом (на русском языке): "Песенка о дураках" (Лондон, 1964), "Будь здоров, школяр" (Франкфурт-на-Майне, 1964, 1966), "Веселый барабанщик" (Лондон, 1966), "Проза и поэзия" (Франкфурт-на-Майне, 1968, 1977, 1982, 1984), "Два романа" (Франкфурт-на-Майне, 1970), "Бедный Авросимов" (Чикаго, 1970; Париж, 1972), "Прелестные приключения" (Тель-Авив, 1975), "Песни" в 2 т. (ARDIS, т.1, 1980; т.2, 1986 (1988).

Звания и награды

Член КПСС (1955-1990).

Член Союза писателей СССР (1962).

Член учредительного совета газеты "Московские новости".

Член учредительного совета "Общей газеты".

Член редколлегии газеты "Вечерний клуб".

Член Совета общества "Мемориал".

Член-учредитель русского ПЕН - центра (1989).

Член комиссии по помилованиям при президенте РФ (1992).

Член комиссии по Государственным премиям РФ (1994).

Медаль "За оборону Кавказа". ...

Орден Дружбы народов (1984).

Почетная медаль Советского фонда мира.

Государственная премия СССР (1991).

Премия "За мужество в литературе" им. А.Д.Сахарова независимой писательской ассоциации "Апрель" (1991).

Первая премия и приз "Золотой венец" на поэтическом конкурсе "Стружские вечера" в Югославии (1967).

Приз "Золотая гитара" на фестивале в г.Сан-Ремо в Италии (1985).

Почетная степень Доктора гуманитарных наук Норвичского университета в США (1990).

Премия "Пеньо Пенев" в Болгарии (1990).

Букеровская премия (1994).

Имя Окуджавы присвоено малой планете (1988).

Имя Окуджавы присвоено Клубу болгарско-российской дружбы в г.Ямбол в Болгарии (1989-90).

Почетный гражданин г.Калуга (1996).

По пьесе Окуджавы "Глоток свободы" (1966), а также по его прозе, стихам и песням поставлены драматические спектакли.

Постановки:

"Глоток свободы" (Л., ТЮЗ, 1967; Красноярск, ТЮЗ имени Ленинского комсомола, 1967; Чита, Театр драмы, 1971; М., МХАТ, 1980; Ташкент, русский драм. театр им. М.Горького, 1986);

"Мерси, или старинный водевиль" (Л., театр муз.комедии, 1974);

"Будь здоров, школяр" (Л., ТЮЗ, 1980);

"Музыка арбатского двора" (М., Камерный муз. театр, 1988).

Фильмы: кино и телевидение

С середины 1960-х гг. Окуджава выступает как кинодраматург. Еще раньше в фильмах начинают звучать его песни: более чем в 50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Окуджавы, из них более 40 песен на его музыку. Порой Окуджава снимается сам.

Киносценарии:

"Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе" (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен);

Песни в фильмах (наиболее известные работы):

на собственную музыку:

"Сентиментальный марш" ("Застава Ильича", 1963)

"Мы за ценой не постоим" ("Белорусский вокзал", 1971)

"Пожелание друзьям" ("Ключ без права передачи", 1977)

"Песня московских ополченцев" ("Великая Отечественная", 1979)

"Счастливый жребий" ("Законный брак", 1985)

на музыку И.Шварца:

"Капли Датского короля" ("Женя, Женечка и "катюша"", 1967)

"Ваше благородие" ("Белое солнце пустыни", 1970)

"Песня кавалергарда" ("Звезда пленительного счастья", 1975)

песни к фильму "Соломенная шляпка", 1975

"Дорожная песня" ("Нас венчали не в церкви", 1982)

на музыку Л.Шварца:

"Веселый барабанщик" ("Друг мой, Колька", 1961)

на музыку В.Гевиксмана:

"Старый причал" ("Цепная реакция", 1963)

на музыку В.Левашова:

"Бери шинель, пошли домой" ("От зари до зари", 1975; "Аты-баты, шли солдаты...", 1976).

"Женя, Женечка и "катюша"..." (М., 1968)

"Капли Датского короля". Киносценарии и песни из кинофильмов (М.: Киноцентр, 1991).

Работы в кадре:

Художественные (игровые) фильмы:

"Застава Ильича" ("Мне двадцать лет"), Киностудия им. М.Горького, 1963

"Ключ без права передачи", Ленфильм, 1977

"Законный брак", Мосфильм, 1985

"Храни меня, мой талисман", Киностудия им. А.П. Довженко, 1986

Документальные фильмы:

"Я помню чудное мгновенье" (Ленфильм)

"Мои современники", Ленфильм, 1984

"Два часа с бардами" ("Барды"), Мосфильм, 1988

"И не забудь про меня", Российское телевидение, 1992

Нотные издания песен

Первое нотное издание песен Б. Окуджавы вышло в Кракове в 1970 (повторные выпуски были и в более поздние годы). Музыковед В.Фрумкин не смог "пробить" выпуск сборника в СССР, и, уехав в США, выпустил ее там. В тот же год вышел большой сборник песен и у нас. Отдельные песни публиковались многократно в массовых сборниках песен.

Булат Окуджава. Песни / Музыкальная запись, редакция, составление В.Фрумкин.- Ann Arbor, Michigan: Ardis, 1989.- 120 c.

Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты / Составитель и автор вступительной статьи Л.Шилов.- М.: Музыка, 1989.- 224 с.; 100000 экз. (Музыкальный материал записан А.Колмановским с участием автора)

Грампластинки

В список не вошли зарубежные диски (самый известный из них выпустила в Париже фирма "Le Chant du Mond" в 1968). В 70-х годах очень понравившуюся Булату запись его песен сделали польские драматические актеры с очень бережной аранжировкой. Вместе с книгой о наших бардах "Поэты с гитарой" вышел диск песен в Болгарии ("Балкантон", Болгария, 1985. ВТК 3804).

Песни Булата Окуджавы. "Мелодия", 1966. Д 00016717-8

Булат Окуджава. "Песни". "Мелодия", 1973. 33Д-00034883-84

Булат Окуджава. Песни (стихи и музыка). Исполняет автор. "Мелодия", 1976. М40 38867

"Песни на стихи Булата Окуджавы". "Мелодия", 1978. М40 41235

Булат Окуджава. "Песни". "Мелодия", 1978. Г62 07097

Булат Окуджава. "Песни". Исполняет Булат Окуджава. "Мелодия", 1981. С60 13331

Булат Окуджава. Песни и стихи о войне. Исполняет автор. Запись всесоюзной студии грамзаписи и фонограммы кинофильмов 1969-1984 годов. "Мелодия", 1985. М40 46401 003

Булат Окуджава. "Новые песни". Запись 1986 г. "Мелодия", 1986. С60 25001 009

Булат Окуджава. "Песенка, короткая, как жизнь сама..." Исполняет автор. Запись 1986 г. "Мелодия", 1987. С62 25041 006

Компакт - диски

Булат Окуджава. "Пока земля еще вертится". Записи М.Крыжановского 1969-1970 гг. SoLyd Records, 1994. SLR 0008

Булат Окуджава. "А как первая любовь..." По лицензии Le Chant du Mond, запись 1968. SoLyd Records, 1997. SLR 0079

Компакт - кассеты

Булат Окуджава. "Пока земля еще вертится". Записи М.Крыжановского 1969-1970 гг. По лицензии SoLyd Records. ТОО "Московские окна", 1994. МО 005

Источники

http://koi8.deol.ru/culture/pesnya/okudj.htm

http://www.isc.rit.edu/~syr6220/okudzhavawin.html

http://www.bards.ru/Okoudjava/memory/books.htm

http://litera.ru/stixiya/authors/okudzhava.html

Понравилась статья? Поделитесь ей