Общество сохраняет упорядочивает и воспроизводит себя. Социализация как средство достижения социальной стабильности
Функционирование общества – это его постоянное воспроизводство, устойчивый процесс воссоздания структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию извне. Функционировать – значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой.
Для обозначения процесса самовоспроизводства социальной системы используется термин «аутопойезис» (в переводе с греческого – самотворение, самопорождение), предложенный чилийским биологом У. Матураной.
Аутопойетические системы – это такие системы, которые обладают способностью воспроизводить свои основные компоненты, обеспечивать их связанность, упорядоченность, поддерживая тем самым собственную идентичность. Однако это не исключает изменений внутри системы, появления новых элементов, новых зависимостей, переструктурирования нормативного порядка и т.д.
Рассматривая общество как аутопойетическую систему, подчеркнем следующие его основные свойства:
Общество обладает способностью воспроизводить себя как целостность. Это объективное свойство системы, т.к. оно не определяется желанием и волей конкретного человека;
Воспроизводя себя, общество не только сохраняет свою целостность, но и изменяется;
Самовоспроизводство общества не воссоздает его в абсолютно неизменном виде, а лишь поддерживает самотождественность общества, т.е. сохранение общих принципов организации, отличной от всех других социальных систем;
Самовоспроизводство общества осуществляется только на основе развития метаболических процессов, т.е. постоянного взаимодействия общества и его окружающей среды.
Условно процесс самовоспроизводства общества можно представить в виде постоянной цепочки различных фаз, определяющих состояние системы.
ДИНАМИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ НОВОЕ
РАВНОВЕСИЕ РАВНОВЕСИЯ ДИНАМИЧЕСКОЕ
РАВНОВЕСИЕ
Фаза динамического равновесия – это воспроизводство индивидами всех основных структурных элементов и функциональных связей общества-системы. Взаимодействуя, люди ориентируются на статусно-ролевые предписания, благодаря этому обеспечивается бесперебойная работа социальных институтов, организаций, групп (воспроизводится институциональный уровень системы ), а также соблюдаются культурные, правовые нормы (воспроизводится социетальный уровень системы ). Равновесие системы всегда относительно, потому что поведение реальных людей всегда многообразнее ролевых предписаний, но возникающие отклонения либо не мешают целостности системы, либо быстро подавляются, например, институциональными механизмами санкций. Именно этим обусловлено динамическое равновесие системы.
Фаза нарушения равновесия – это появление рассогласований, сбоев в работе общества-системы: увеличение числа случаев несоответствия поведения ролевым предписаниям, снижение эффективности санкций, нарушение нормативного порядка. Рассогласование внутренних функциональных связей чревато серьезными последствиями для системы, поэтому она должна активизироваться с целью подавить дисфункциональные явления и тем самым обрести равновесие.
Фаза нового динамического равновесия – это восстановленное, относительно устойчивое состояние системы. Отличие его от предыдущего динамического равновесия может варьировать от практически незаметного до радикального. В первом случае говорят о собственно функционировании, воспроизводстве системы, во втором – об ее изменении, преобразовании.
Рассмотрим теперь непосредственно механизмы , с помощью которых осуществляется функционирование общества. Так как главным возмутителем спокойствия системы является человек, то и первым механизмом функционирования общества выступают механизмы социализации . Именно в ходе социализации индивиды учатся исполнять предписываемые обществом роли, узнают о значимых культурных образцах поведения, вырабатывают ценностные ориентации, что обеспечивает постоянное воспроизводство сложившихся социальных связей.
Однако в реальной жизни всегда есть девианты, т.е. люди, действующие не по правилам системы. При определенных обстоятельствах (возникновение новых ценностей, нарастание неудовлетворенности в обстановке экономического кризиса и т.п.) девиация может обрести угрожающие для системы масштабы. В этом случае главным стабилизирующим фактором общества-системы становятся механизмы второго уровня – механизмы институализации, которые проявляются в двух основных формах: самозащита , т.е. предохранение уже сложившегося института или общности от саморазрушения, способного произойти в результате ненормативного поведения индивидов, и создание новых институтов , новых групп, организаций, позволяющих упорядочить новые виды социальных взаимодействий.
Появление новых организаций или институтов может вызвать неадекватную реакцию системы как целого – ведь могут возникнуть структуры-«монстры», не соответствующие логике социетальногоуровня общества-системы. Так, например, Первая Государственная дума (1905 г.) не вписывалась в логику нормативного порядка абсолютной монархии в России. Ее появление требовало изменений и перераспределения функций между государственными институтами; император должен был отдать часть своих полномочий новому государственному образованию, претендовавшему на роль парламента.
Структуры – «монстры», возникающие стихийно или создающиеся государством, требуют переструктурирования нормативного пространства, что может быть очень болезненным для общества: изменение норм всегда затрагивает интересы определенных групп, неизбежно происходит столкновение сил, расширяющих зоны своего влияния. Борьба между ними может спровоцировать резкое нарастание вненормативного, девиантного поведения.
Общество-система не может позволить правящей элите или другим группам, опираясь на насилие, по своему усмотрению переустраивать социальные взаимодействия. Благодаря третьему виду механизмов функционирования общества – легитимации результаты социализации и институализации постоянно сравниваются с общепринятыми ценностными образцами культуры данного общества, нормами права. В результате происходит «выбраковка» тех новообразований, которые не соответствуют доминирующей системе ценностей, устоявшимся правовым нормам.
Механизмы легитимации обусловлены культурой, которая является своеобразным генетическим кодом общества, влияющим на поведение множества индивидов. Любым изменениям в обществе практически всегда предшествуют сдвиги в ценностных ориентациях значительной части населения . Ценностный раскол населения, религиозный или идеологический, делает общество крайне уязвимым, механизмы легитимации в нем перестают выполнять интегрирующую функцию.
Единственным «страхующим механизмом» , способным преодолеть распад общества, может быть государство , которое берет на себя задачу подавления отклоняющегося поведения, используя для этого находящиеся в его арсенале средства, включая применение прямого насилия. Однако эти средства могут дать правящей элите лишь кратковременный шанс на осуществление своего господства – власть сама должна обладать легитимностью, пользоваться доверием населения, в противном случае она обречена. Механизмы легитимации универсальны, поскольку регулируют все институты, в том числе и институты политической власти.
Механизмы функционирования общества представляют собой аутопойетические процессы , при помощи которых система воспроизводит себя в постоянном развитии: социализация обеспечивает воспроизводство ранее сложившихся структурных элементов и взаимосвязей, институализация – появление в системе новых структурных образований, легитимация – интеграцию новообразований в единый ценностно-нормативный порядок, поддерживая целостность системы.
Указанные механизмы объективны, они развиваются в любой социальной системе, обеспечивая ее воспроизводство. Но они проявляются только в конкретных действиях людей, социальных Акторов.
Механизмы функционирования общества – это процессы, состоящие из множества событий или практик, в которых в той или иной мере и форме участвует все население страны и главным итогом которых является воспроизводство общества.
Материалы для учащихся по теме «Социализация индивида»
из открытого банка заданий ЕГЭ по обществознанию
2. В ходе социологического опроса, проводившегося в 2005 году, предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «В каком возрасте начинается старость?» Полученные данные представлены в таблице:
Старость начинается в возрасте |
Число выбравших это мнение (в %) |
|
25 – 39 лет |
||
Затрудняюсь ответить |
||
Среднее значение возраста старости |
Какой вывод можно сделать на основании приведенных в таблице данных?
1) Четвертая часть опрошенных женщин считает, что старость наступает в возрасте от 25 до 54 лет.
2) Средние оценки возраста наступления старости у мужчин и женщин существенно расходятся.
3) Менее 1/3 опрошенных мужчин считают, что старость наступает в диапазоне 40 – 59 лет.
4) Большинство опрошенных (независимо от пола) оценивают наступление старости в диапазоне 65 – 90 лет.
3. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты (отдельно по ответам разных социальных групп) представлены в таблице. Сделайте три вывода о том, как принадлежность респондентов к разным социальным группам влияет на их представления о приоритетах молодого возраста.
Вариант ответа |
Пожить в свое удовольствие (% от числа опрошенных) |
Сделать карьеру, получить хорошую работу (% от числа опрошенных) |
Создать семью и родить детей (% от числа опрошенных) |
ПОЛ РЕСПОНДЕНТА |
|||
55 и старше |
4. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?».
Полученные результаты представлены в виде диаграммы.
1) Респонденты в возрасте 18-24 лет считают, что в молодости жизнь в свое удовольствие предпочтительнее, чем создание семьи.
2) Респонденты в возрасте 25-39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в свое удовольствие, и сделать карьеру.
3) Респонденты в возрасте 40-54 лет считают, что в молодости создание семьи предпочтительнее, чем карьера.
4) Респонденты в возрасте старше 55 лет считают, что в молодости самое важное – сделать карьеру.
6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальный контроль корректирует __________(1) индивидов, тем самым создавая условия для сохранения социальной стабильности. Методы контроля зависят от применяемых __________(2) и подразделяются на жесткие и мягкие, прямые и косвенные.
__________(3) или самоконтроль индивид осуществляет сам, самостоятельно регулируя свое поведение, согласовывая его с общепринятыми __________(4). В процессе __________(5) они усваиваются настолько прочно, что, нарушая их, человек испытывает чувство вины. Некоторые поступки человек совершает, исходя не из личных эмоций или представлений, а на основе чувства __________(6). Индивид как бы заставляет себя действовать согласно предписанным нормам, зачастую поступая вопреки своим желаниям, интересам и целям».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
|
7. В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.
8. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Социализация – это процесс усвоения общественных норм и ценностей.
Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Учёные опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?». Результаты опроса представлены в гистограмме. Проанализируйте данные гистограммы и выберите верное утверждение. |
||||||||||||
|
10. Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.
11 . В 2009 году ВЦИОМ провел исследование, в ходе которого выяснялось владение россиянами различными навыками и умениями. Результаты опроса представлены в таблице.
Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы? |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
12. Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Какую роль семья играет в жизни человека?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Какой вывод можно сделать на основании приведённых данных? |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
13. Верны ли следующие суждения о социализации? |
|||||||||||||||
14. Социализацией личности называется |
|||||||||||||||
Начало формы Конец формы |
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт . (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
17. «Юность-весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни». (Я. Княжнин)
18.«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. Гельвеций).
19. «Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок». (А.Н. Толстой)
20.«Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными»
Тема 4: МАЛАЯ ГРУППА. СОЦИАЛИЗАЦИЯ. СОЦ.ЦЕННОСТИ И НОРМЫ.
Часть 1
Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности , к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫСОЦИАЛЬНОЙМОБИЛЬНОСТИ
А) Алексей перевёлся с биологического факультета университета на химический факультет.
Б) Инженер Семён был назначен начальником отдела.
В) Студентка Ольга вышла замуж за своего однокурсника, принадлежащего
к той же социальной страте, что и она.
Г) Предприниматель Иван разорился.
Д) Екатерина вступила в общество охраны природы.
ВИДЫСОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
1. горизонтальная
2. вертикальная
Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите циф ры , под которыми они указаны.
1) Социализация индивида всегда происходитстихийно.
2) Социализация представляет собой усвоение индивидом социальных ценностей, норми образцовповедения.
3) Агентами первичной социализации индивида выступает его ближайшееокружение: семья, друзья,ровесники.
4) Агенты социализации всегда несут ответственность за усвоение индивидом норми ценностей, выработанных коллективнымсознанием.
5) В результате социализации люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретномобществе.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Демографическая группа; 2) профессиональная группа; 3) малая группа; 4) большая группа; 5) социальнаягруппа.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовнаякультура .
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социологи подчёркивают,что социальный(А) может быть эффективнымлишь в томслучае,когдаонпридерживается«золотойсередины»междусвободойвыбораи
(Б) за него. Действенность социального контроляобеспечиваетсяглавным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей,истабильности(В).
Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимаетсясовокупностьсоциальных(Г),которыерегулируют деятельностьлюдей.
Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратитьинициативуи(Д)припринятии решений. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутреннийконтроль,или(Е)».
Cписок те рминов:
1) ответственность 2) общество 3) контроль 4) властность 5) гражданин 6) механизм 7) самостоятельность 8) самоконтроль 9) статус
Часть 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «малая группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, и одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Назовите любые три агента социализации и проиллюстрируйте примером действие каждого из них.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕЕННЫЕ СВЯЗИ, АРГУМЕНТАЦИЯ
В принятом в 1903 г. уставе РСДРП указывалось: «Членом Российской социал-демократической рабочей партии считается всякий, принимающий её программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из её организаций… Каждый член партии и всякое лицо, имеющее какое-либо дело с партией, вправе требовать, чтобы его заявление в подлинном виде было доставлено в ЦК или в редакцию Центрального Органа, или партийному съезду».
Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в данном документе?
К какому типу социальных норм относятся положения документа?
Используя обществоведческие знания, укажите другие любые три типа социальных норм.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПЛАН
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социального контроля в развитии общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
ЭССЕ
«Процесс социализации - вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития» (Б. Д. Парыгин).
«Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково» (И. Робертсон).
«Ценности каждой группы складываются на основании выработки определённого отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений». (Г. М. Андреева)
В принятом в 1903 г. уставе РСДРП указывалось: «Членом Российской социал-демократической рабочей партии считается всякий, принимающий её программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из её организаций… Каждый член партии и всякое лицо, имеющее какое-либо дело с партией, вправе требовать, чтобы его заявление в подлинном виде было доставлено в ЦК или в редакцию Центрального Органа, или партийному съезду».
Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в данном документе?
К какому типу социальных норм относятся положения документа?
Используя обществоведческие знания, укажите другие любые три типа социальных норм.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) сфера общественной жизни – политическая;
2) тип социальных норм – корпоративные нормы;
3) типы социальных норм:
– моральные;
– обычаи;
– правовые;
– религиозные;
– политические.
Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать три суждения-объяснения.
1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей.
2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя "вторую природу" - культуру, но создание и познание культуры невозможно без участия других людей.
В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.
Смысл данного утверждения заключается в том, что в процессе социализации происходит усвоение человеком основных ценностей и социально значимых норм, он усваивает существующие культурные нормы и эстетические представления, тем самым он усваивает культуру общества.
Под социализацией понимают процесс приобщения индивида к культуре, освоения социальных норм и ролей, необходимых для жизнедеятельности в обществе
аргументы, например, в процессе социализации:
− индивид включается в определенные общественные отношения, то есть в культурную среду, превращается из существа биологического в существо социальное;
− у индивида формируются знания о мире, представление о самом себе, тип отношений с другими людьми, потребности и способы их удовлетворения, цели и идеалы;
− индивид осваивает культурные нормы поведения (обычаи, традиции, мораль, законы, ценности) в процессе совместной жизнедеятельности в социуме;
− индивид осваивает социальные роли в разнообразных отношениях, реализуя тип поведения в соответствии с социальным положением, правами и обязанностями личности.
ПЛАН
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
2. Функции социального контроля:
а) регламентация и консолидация общества;
6) обеспечение стабильности общества;
в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.
3. Самоконтроль как один из механизмов социального контроля.
4. Внешний контроль как совокупность социальных санкций. Виды социальных санкций:
а) формальные и неформальные;
б) позитивные и негативные.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Право в системе социальных норм ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие права.
2. Признаки права:
а) устанавливается государством;
б) письменная форма;
в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.
3. Отличия права от других видов социальных норм.
4. Система права:
а) отрасли права;
6) институты права;
в) нормативные правовые акты.
5. Источники права:
а) правовой обычай;
б) юридический прецедент;
в) нормативный правовой акт и др.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие социальной группы / Социальные группы - устойчивые совокупности людей, имеющие отличные, только им присущие признаки.
2. Основания для классификации социальных групп:
а) численность (малая и большая);
б) по характеру взаимодействия (первичная и вторичная);
в) по факту существования (номинальная и реальная);
г) по способу организации и регулирования взаимодействий (формальная и неформальная);
3. Признаки малой социальной группы;
а) наличие устойчивых, продолжительных эмоционально насыщенных связей
б) наличие общей цели или интереса;
в) наличие общих внутригрупповых норм и правил;
г) наличие внутригрупповой статусно-ролевой структуры;
4. Воздействие малой группы на человека:
а) негативное
б) позитивное
5. Многочисленность социальных групп.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1. Социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
2. Этапы социализации по Д. Смелзеру:
а) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
б) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
в) стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
3. Этапы социализации по теории ролей (Дж. Г. Мид):
а) имитация (дети копируют поведение взрослых);
б) игровая стадия (дети понимают поведение как исполнение определенных ролей);
в) коллективная игра (дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы).
4. Агенты (институты) социализации:
а) агенты первичной социализации - это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида (родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.);
б) агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и.т.д.
5. Отличия содержания процесса социализации взрослых от процесса социализации детей.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социального контроля в развитии общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1. Понятие «социальный контроль».
2. Элементы социального контроля:
а) социальные нормы;
б) формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции.
3. Социальный контроль как условие социальной стабильности:
а) социализация индивидов - основная цель и функция социального контроля;
б) социальный контроль как способ обеспечения взаимодействия людей.
4. Гибкость социального контроля - необходимое условие изменений в социальной системе.
5. Девиантное и делинквентное поведение.
ЭССЕ
«Процесс социализации - вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития» (Б. Д. Парыгин).
«Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково» (И. Робертсон).
«Ценности каждой группы складываются на основании выработки определённого отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений». (Г. М. Андреева)
Кузнецова Е.М.
Изменение социальной реальности (практики) порождает интерес социальной теории к актуализировавшимся социальным процессам, явлениям. Повышение интереса к проблеме экстремизма в современном мире вызвано вполне объективными причинами. Это не столько увеличение случаев проявления экстремизма, сколько изменение методов, средств и масштабов его последствий, а также уровнем его организации.
На сегодняшний день понятие «экстремизм» не является философской, социологической или юридической категорией. Определение данного термина можно найти лишь в словаре иностранных слов или толковом словаре, где оно трактуется как «приверженность к крайним взглядам и методам» . Вместе с тем осмысление и всесторонняя теоретическая разработка этого понятия необходима для исследования, анализа и прогнозирования социальных изменений.
В основе социальных изменений лежит противоречие интересов и потребностей участников (субъектов и объектов) социальных отношений. Сущность экстремизма заключается в том, что экстремист – это объект социальных отношений, стремящиеся стать субъектом, но использующий в качестве средства достижения этого статуса меры не эволюционного, а революционного характера. Экстремисты ориентированы на изменение социального порядка, а не занятие легитимными способами доминирующей позиции в существующей системе социальных отношений.
Современные социальные системы стремятся к сохранению социальной стабильности, но зачастую имеют дело с последствиями проявления экстремизма. Однако, как известно, легче предупредить болезнь, чем бороться с ее последствиями. На сегодняшний день наиболее эффективным способом осуществления превентивных мер по достижению социальной стабильности и нейтрализации экстремистских настроений в обществе является социализация как один из методов социального управления. Социализация представляет собой управляющее воздействие на общество с целью формирования у его членов желаемых моделей поведения, мировосприятия и нравственных ориентиров, осуществляемое в рамках социальных отношений.
Методы осуществления социализации являют собой способы социального управления и регулирования, используемые субъектами социальных отношений для достижения поставленных целей. Все методы социализации подразумевают вмешательство извне в деятельность объекта социализации с целью ее коррекции в нужном направлении. Следует выделить три группы факторов, определяющих параметры условий, необходимых для осуществления социализации:
1. Ресурсы – наличие ресурсных возможностей для обеспечения реализации социализующего воздействия в процессе социального управления.
2. Организация – оптимальное распределение функциональных обязанностей во внутренней среде социального института и его организационное строение, позволяющее адекватно и эффективно взаимодействовать с окружающей средой.
3. Информация – наличие информации о процессах, определяющих потребности, поведение и возможности участников социальных отношений.
Существует прямая зависимость между видами социализации и сущностью применяемых методов. Объясняется эта зависимость использованием субъектами социализации наиболее доступных возможностей в процессе социальных отношений, что ведет к унификации методов социализации. Все виды социализации можно разделить на три группы: ресурсная, организационная и информационная.
I . Ресурсная социализация – основана на использовании ресурсных возможностей и потребностей участников социальных отношений в качестве инструмента социализующего воздействия. Методы ресурсной социализации в равной мере эффективны по отношению ко всем видам объектов социализации.
Основными методами ресурсной социализации общества являются изъятие и присвоение субъектами социальных отношений общественных ресурсов с последующим перераспределением части изъятого в виде социальных выплат. В свою очередь административный аппарат как объект социализации социализируется методами регулирования размера оплаты труда, предоставления специальных льгот, премий и социального обеспечения в старости, а элитарные сообщества – методами элитарной ассимиляции с таким включением в структуру социальных институтов, которое гарантирует членам элитарных сообществ достаточный уровень реализации их индивидуальных интересов. Что касается социальных институтов, то их социализация осуществляется методами бюджетирования деятельности, казначейского контроля и четкого определения субъектом социализации круга ресурсных полномочий.
II . Организационная социализация – основана на использовании организационных возможностей субъектов социальных отношений и агентов социализации. В отличие от ресурсных отношений организационные отношения представляют собой более многоаспектное явление социальной реальности. Организационная социализация предполагает наличие нескольких сфер социального регулирования и контроля, представленных различными разновидностями социализации с присущими им специфическими методами:
1. Управленческая социализация – основана на использовании имеющихся в распоряжении субъектов социализации возможностей социального управления, регулирования и контроля. Методы управленческой социализации в равной мере эффективны по отношению к тем видам объектов социализации, на деятельность которых распространяются социальные полномочия субъектов социализации.
Управленческая социализация в отношении общества осуществляется методами нормативного регулирования субъектами социализации процесса социальных отношений. Основным методом управленческой социализации административного аппарата является нормативное регулирование процесса выполнения функциональных обязанностей.
Объектом управленческой социализации являются и элитарные сообщества, социализируемые методами интеграции в структуру институционализированных социальных элит с выделением им сфер реализации элитарных интересов, подкрепленных организационными возможностями.
В рамках управленческой социализации социализируются социальные институты регионального и муниципального управления методами нормативного закрепления организационной зависимости, ограничения управленческой самостоятельности и делегирования полномочий. Тогда как к экономическим институтам применимы методы экономического регулирования (концессии, аренда, налоги и т.д.), а также методы прямого управленческого воздействия (контрольные проверки, сертификация продукции, договорные отношения и т.д.).
2. Правовая социализация – основана на использовании общеобязательных норм социального права, обеспеченных механизмом социального принуждения. Методы правовой социализации эффективны для всех видов социальных отношений, за исключением социализации элитарных сообществ, деятельность которых выходит за рамки правового регулирования.
Методами правового регулирования (нормативные акты) и методами социального принуждения (пенитенциарная система, суды и т.д.) социализируется общество; методами внутреннего нормотворчества в рамках деятельности социальных институтов – административный аппарат; методами правового регулирования основ и направлений социальной деятельности социализируются социальные институты.
Характерной особенностью правовой социализации является постепенное ослабление правового «давления» на объекты социализации по мере повышения их социальной роли и значимости. Максимальное воздействие испытывает на себе общество, как наименее организованный объект правовой социализации. Минимальное воздействие испытывают социальные институты, включая их элиты и административный аппарат.
3. Политическая социализация – формально основана на регламентации участия в политической деятельности, как объектов политической социализации, так и ее субъектов. Вместе с тем, неформальная социализация осуществляется через создание (финансирование и организационную поддержку) марионеточных политических формирований (партий и движений). Применение методов политической социализации ограничено сферой политических отношений. В рамках политической социализации общество социализируется методами, основанными на предложении социально востребованных программ политических партий. В свою очередь социализация элитарных сообществ осуществляется методами предоставления возможности политической самореализации и включения в сложившуюся систему социальных отношений.
Различают два вида субъектов социализации: собственно субъекты социализации, реализующие свои интересы, и агенты социализации, реализующие в процессе социализации интересы основных субъектов социализации. Особенностью политической социализации является ее ориентированность не на достижение декларируемых целей политических агентов социализации (партий и движений), а на обеспечение социальной стабильности или на мобилизацию общественных настроений. В любом случае общество и различные общественные формирования выступают в качестве неорганизованной среды, на которую направлено организующее воздействие субъекта (агента) политической социализации.
4. Выполнение социальных функций – основано на обеспечении легитимности социальных отношений через удовлетворение минимальных стандартов жизнедеятельности общества. Методы, присущие этому виду социализации, применимы как по отношению к обществу, так и по отношению к социализированным общностям (например, к административному аппарату или к льготным категориям граждан).
В рамках этого вида социализации к обществу применимы методами регламентации порядка присвоения социального статуса субъектом социализации. Административный аппарат в свою очередь социализируется методами предоставления дополнительных льгот и привилегий, а также упрощенным порядком присвоения привилегированного социального статуса.
Следует отметить, что важнейшим фактором любой разновидности организационной социализации является ее общественная легитимность. Объект социализации должен воспринимать социальные отношения как единственно возможные, естественные отношения в обществе. Поэтому говорить об организационной социализации можно лишь тогда, когда объекты социализации не имеют и не видят более привлекательных альтернативных способов социального поведения.
III . Информационная социализация – основана на использовании информационных возможностей субъектов социальных отношений и агентов социализации. В отличие от организационной социализации информационная социализация призвана воздействовать не столько на внешние проявления поведения объектов социализации, сколько на внутренние психологические мотивы, определяющие это поведение. При этом критерием для оценки эффективности информационной социализации служит сознательное поведение ее объектов. Методы информационной социализации варьируются в зависимости от ее разновидностей:
1. Религиозная социализация – основана на использовании религиозных догматов и верований для формирования желаемых моделей поведения объектов социализации. Методы религиозной социализации особенно эффективны в обществах, в которых сильны религиозные традиции.
В качестве объектов религиозной социализации выступают общество, социализируемое методами освящения сложившихся социальных отношений и формирования образа богоизбранной (богоугодной) социальной элиты; элитарные (этнические) сообщества, социализируемые методами, подразумевающими наряду с приобретением социальной легитимности приобретение религиозной легитимности; религиозные институты, социализируемые методами организационной и ресурсной социализации с целью использования их в роли агентов социализации.
2. Культурная социализация – основана на использовании общественных традиций и материальных ценностей для отождествления социальных и этнических отношений. Методы культурной социализации особенно эффективны по отношению к обществам с прочными этно-культурными традициями.
Культурная социализация в отношении общества осуществляется методами распространения социальных отношений на сферу культурной деятельности, в отношении административного аппарата – методами формирования внутриинституциональной (корпоративной) культуры, тогда как в отношении элитарных сообществ культурная социализация производится методами институционализации и делегирования социальных полномочий по выполнению функций агента социализации.
3. Образовательная социализация – основана на унификации образовательных стандартов с обязательным включением в них социализирующего компонента. Методы образовательной социализации наиболее эффективны по отношению к объектам социализации, мировоззренческая и социальная позиции которых находятся в стадии становления.
Образовательная социализация общества производится методами обучения навыкам социальной деятельности и воспитания лояльности к субъекту социализации и олицетворяемым им социальным отношениям, административный аппарат социализируется методами специального обучения навыкам административной деятельности и воспитания корпоративных стереотипов сознания. Что касается элитарных сообществ, то основные применяемые методы здесь – социальное признание индивидуального статуса образовательных элит и делегирование социальных полномочий в сфере образовательной социализации.
4. Идеологическая социализация – основана на внедрении в общественное сознание взглядов и идей, выражающих интересы субъекта социализации. Термин «идеология», введенный в начале XIX века французским философом А.Дестют де Траси, изначально обозначал ложное сознание, иллюзорное социальное мышление. Методы идеологической социализации особенно эффективны в случаях, когда вышеперечисленные методы информационной социализации не работают (в период становления социальных отношений).
В рамках идеологической социализации общество социализируется методами, основанными на мифологизации социальной реальности и формировании иллюзорного мировосприятия. Тогда как элитарные сообщества социализируются методами институционализации и делегирования социальных полномочий по выполнению функций агента социализации.
Социальный статус и возможности агентов социализации определяются в зависимости от эффективности их социальной деятельности в качестве проводника идеологической социализации. В результате институционализированные агенты идеологической социализации являются исполнителями социального заказа, инициированного субъектом социализации. Следует отметить, что важнейшим фактором любой разновидности информационной социализации является ее востребованность обществом.
Как видно, все методы социализации направлены на социальное регулирование деятельности и(или) поведения объектов социальных отношений. Субъекты социальных отношений, использующие более эффективные методы и формы социального воздействия, исторически добиваются более значительных результатов. Степень эффективности социализации напрямую отражается на социальной стабильности общества. Социализация экстремистски настроенных участников социальных отношений позволяет нейтрализовать их активность либо направить ее на осуществление социально полезной деятельности.
Список литературы
1. Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1997.
Электронная версия статьи : [Скачать, PDF, 1.28 MБ ].
Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.