Контакты

Научные основы разработки норм оценок учебных достижений учащихся. Шкала для оценки значимости научных работ «Общие проблемы истории и философии науки»

После запуска первого спутника Нобелевский комитет направит запрос: кому дать премию? Хрущев ответит, что спутник запустил народ и соцсистема. «Оправданием» стал гриф секретности, который накладывался практически на все разработки Королева, а вместе с ними – и на его личность. На самом деле это было не так – Королева прекрасно знали и в Европе, и в Америке. Так Нобелевская премия «прошла» мимо Королева. Вместо этого он незадолго до возможности получить Нобелевскую премию стал единственным человеком в советской истории, который, не будучи реабилитированным, был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

  • · Дважды Герой Социалистического Труда (20.04.1956; 17.06.1961).
  • · Награждён тремя орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.
  • · Лауреат Ленинской премии.
  • · Академик АН СССР.
  • · Почётный гражданин городов Королёв, Калуга и Байконур

Самооценка научных достижений

«Всё идёт прекрасно, даже лучше, чем я думал, и, кажется, первый раз в жизни чувствую колоссальное удовлетворение, и мне хочется крикнуть что-то навстречу ветру, обнимающему моё лицо и заставляющему вздрагивать мою красную птицу при порывах.

И как-то не верится, что такой тяжёлый кусок металла и дерева может летать. Но достаточно только оторваться от Земли, как чувствуешь, что машина словно оживает и летит со свистом, послушная каждому движению руля. Разве не наибольшее удовлетворение и награда самому летать на своей же машине?! Ради этого можно забыть всё: и целую вереницу бессонных ночей, дней, потраченных в упорной работе без отдыха, без передышки… »

«Критикуешь чужое, предлагай своё. Предлагая - делай .»

«Ракета под водой - это абсурд. Но именно поэтому я возьмусь сделать это .»

«Можно сделать быстро, но плохо, а можно - медленно, но хорошо. Через некоторое время все забудут, что было быстро, но будут помнить, что было плохо. И наоборот .»

"То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра - свершением!" С. П. Королёв

  • Каким был Сергей Королев [Электронный ресурс] //Русская Семерка Режим доступа: http://russian7.ru/post/7-glavnyx-faktov-o-sergee-koroleve/ (Дата обращения 24.10.2016)
1, 2 Сабденова У.О. 1, 2 Еримбетова А.А. 1, 2 Калбирова А.К. 1, 2

1 Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова

2 Южно-Казахстанский государственный педагогический институт

В статье рассматривается психолого-педагогические основы контроля и воздействия оценки на развитие учащегося.

система оценивания

количественное содержание критериев

самооценивание

уровень качественной оценки

1. Система критериального оценивания учебных достижений учащихся. Методическое пособие / Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 100 c.

2. Национальный отчет НЦОКО МОН РК «Результаты международного исследования PISA-2009» // Электронный ресурс. – Режим доступа: rgcnto.edu-kost.kz›ru/component.

3. Международные исследования PISA:Национальный отчет по итогам международного исследования PISA-2009 в Казахстане/ 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: naric.kz›index-49.php.htm.

4. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118.

5. Международная система оценивания знаний / on 28 September 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/w/.

6. Система_оценивания_знаний: качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wiki/ru.wikipedia.org›wiki.

Проблема оценивания как компонента учебной деятельности многоаспектна. В психолого-педагогической литературе особое место занимает понимание оценки как индивидуально-личностных качеств учащегося, так и результатов его учебной деятельности.

Оценка успешности учебной деятельности учащихся может выражаться в следующих формах:

Малые формы (проявляющиеся в мимике, жестах, модуляции голоса, кратких замечаниях по поводу успеваемости и др.);

Общей характеристики учащегося;

Отметки;

Оценочных высказываний (в индивидуальных беседах с учеником, на родительских собраниях);

В других формах, предусмотренных внутренним распорядком конкретной школы.

В психологических и педагогических исследованиях выделены различные стороны оценки: сущность, роль, функции оценки, структура оценочной деятельности учителя и другие. Но не нашли окончательного решения такие аспекты данной проблемы, как: выработка единой системы оценочных критериев учебных достижений учащихся, субъективность отметок, влияние личностных особенностей учителей и учащихся на выставление и получение отметки. Без их решения, полагаем, трудно успешно реализовать задачу развития личности.

Воздействие оценки на развитие учащегося многосторонне, она может обладать многими функциями. Оценка может быть:

а) ориентирующей - воздействует на умственную работу учащегося, которая содействует осознанию процесса конкретной работы и пониманию им собственных знаний;

б) стимулирующей - воздействует на аффективно-волевую сферу учащегося, посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

в) воспитывающей, где происходит «ускорение или замедление» темпов умственной работы, качественные сдвиги, изменение в структуре влияния на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида, т.е. преобразование интеллектуальных механизмов. Оценка воздействует на личность школьника в целом. Педагогическая оценка воздействует на изменение отношений и мнений, существующих в школе между классом и учеником .

При организации процесса критериального оценивания учебных достижений обучающихся должны учитываться ряд психолого-педагогических особенностей учебно-познавательной деятельности учащегося: самостоятельность, проявляющаяся в собственном желании быть готовым и способным расширять свои знания, умения, находить пути решения личностно-значимых учебных задач, адекватно оценить свои учебные достижения. Также стремление учащегося к выбору индивидуальной образовательной траектории и поиску способов ее построения; развитие учебно-познавательной активности в процессе учебной деятельности и самостоятельных занятий; стремление к общению с одноклассниками, его заинтересованность в оценке сверстников, т.е. осуществление взаимооценивания; формирование теоретического и критического мышления; избирательность, становление устойчивого внимания - повышение концентрации внимания, целенаправленность восприятия.

Психолого-педагогические основы контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию, как об усвоении учеником знаний, так и о том, каким путем они добыты. Проверка знаний есть форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизации знаний учащихся. Слушая отвечающего товарища, учащиеся вместе с тем как бы вновь повторяют то, что они выучили сами накануне. И чем лучше организована проверка, тем больше условий для такого закрепления. Если учесть, что главная учебная задача учителя заключается в том, чтобы весь программный объем знаний был усвоен детьми, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не обойтись. Ёе надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее. Современные тенденции в развитии системы оценивания в целом заключаются в сравнении индивидуальных достижений учащегося с определенными критериями, основанными на компетентностном подходе и новой образовательной парадигме. На основе данных подходов составляются образовательные стандарты, выдвигающие требования к введению в педагогическую практику образовательных организаций новой критериальной системы оценивания.

Критериальное оценивание трактуется как процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующие целям и содержанию образования, способствующий формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Критериальное оценивание осуществляется в соответствии с содержанием учебных программ, формами контрольных мероприятий, индивидуальными психолого-педагогическими особенностями учащихся; на основе единства формирующего и констатирующего оценивания, заключающегося в целостном использовании промежуточного и итогового контроля учебных достижений учащихся; осознанности, служащей действенной характеристикой процесса контроля учебных достижений учащихся; диагностической основы, осуществляющейся в проведении педагогической диагностики эффективности использования данной технологии.

Критериальное оценивание определяет цель создания условий и возможностей для формирования и развития учебно-познавательной активности учащихся, их творческой и исследовательской сферы, учебной самостоятельности и ориентации в потоке научной информации путем приобщения учащихся к систематической рефлексии, к поиску смысла этой деятельности.

Библиографическая ссылка

Ермаханов М.Н., Асылбекова Г.Т., Куандыкова Э.Т., Диканбаева А.К., Кадирова Р.Б., Сабденова У.О., Еримбетова А.А., Калбирова А.К. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НОРМ ОЦЕНОК УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8-1. – С. 74-75;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9928 (дата обращения: 26.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Тип КОПМЕТЕНЦИИ:

основные методы научно-исследовательской деятельности.

выделять и систематизировать основные идеи в научных текстах; критически оценивать любую поступающую информацию, вне зависимости от источника; избегать автоматического применения стандартных формул и приемов при решении задач.

навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; навыками выбора методов и средств решения задач исследования.

Планируемые результаты обучения*(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
ВЛАДЕТЬ: навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях Отсутствие навыков Фрагментарное применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач В целом успешное, но не систематическое применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач Успешное и систематическое применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
ВЛАДЕТЬ: навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях Отсутствие навыков Фрагментарное применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач. В целом успешное, но не систематическое применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач. В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач. Успешное и систематическое применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач.
a-УМЕТЬ: анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов Отсутствие умений Частично освоенное умение анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов В целом успешно, но не систематически осуществляемые анализ альтернативных вариантов решения исследовательских и практических задач и оценка потенциальных выигрышей/проигрышей реализации этих вариантов В целом успешные, но содержащие отдельные пробелы анализ альтернативных вариантов решения исследовательских задач и оценка потенциальных выигрышей/проигрышей реализации этих вариантов Сформированное умение анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов
b-УМЕТЬ: при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений Отсутствие умений Частично освоенное умение при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений В целом успешное, но не систематически осуществляемое умение при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений Сформированное умение при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений
ЗНАТЬ: методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях Отсутствие знаний Фрагментарные знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач Общие, но не структурированные знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания основных методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных Сформированные систематические знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных

УК-2: Способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ

Тип КОПМЕТЕНЦИИ:

Универсальная компетенция выпускника программы аспирантуры.

ПОРОГОВЫЙ (ВХОДНОЙ) УРОВНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРЕБУЕМЫЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ

Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы аспирантуры должен:

основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Планируемые результаты обучения* (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций), Критерии оценивания результатов обучения
ВЛАДЕТЬ: навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в.т.ч. междисциплинарного характера, возникающих в науке на современном этапе ее развития Отсутствие навыков Фрагментарное применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития В целом успешное, но не систематическое применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития Успешное и систематическое применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития
ВЛАДЕТЬ: технологиями планирования в профессиональной деятельности в сфере научных исследований Отсутствие навыков Фрагментарное применение технологий планирования в профессиональной деятельности В целом успешное, но не систематическое применение технологий планирования в профессиональной деятельности В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение технологий планирования в профессиональной деятельности Успешное и систематическое применение технологий планирования в профессиональной деятельности
ЗНАТЬ: методы научно-исследовательской деятельности Отсутствие знаний Фрагментарные представления о методах научно-исследовательской деятельности Неполные представления о методах научно-исследовательской деятельности Сформированные, но содержащие отдельные пробелы представления о методах научно-исследовательской деятельности Сформированные систематические представления о методах научно-исследовательской деятельности
ЗНАТЬ: Основные концепции современной философии науки, основные стадии эволюции науки, функции и основания научной картины мира Отсутствие знаний Фрагментарные представления об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира Неполные представления об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира Сформированные, но содержащие отдельные пробелы представления об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира Сформированные систематические представления об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира

УК-5(6) Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ

Тип КОПМЕТЕНЦИИ:

Универсальная компетенция выпускника программы аспирантуры.

ПОРОГОВЫЙ (ВХОДНОЙ) УРОВНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРЕБУЕМЫЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ

Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы аспирантуры, должен:

возможные сферы и направления профессиональной самореализации; приемы и технологии целеполагания и целереализации;пути достижения более высоких уровней профессионального и личного развития.

выявлять и формулировать проблемы собственного развития, исходя из этапов профессионального роста и требований рынка труда к специалисту; формулировать цели профессионального и личностного развития, оценивать свои возможности, реалистичность и адекватность намеченных способов и путей достижения планируемых целей.

приемами целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности, оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач; приемами выявления и осознания своих возможностей, личностных и профессионально-значимых качеств с целью их совершенствования.

Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) Критерии оценивания результатов обучения
ВЛАДЕТЬ: приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач. Не владеет приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач. Владеет отдельными приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению стандартных профессиональных задач, допуская ошибки при выборе приемов и технологий и их реализации. Владеет отдельными приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению стандартных профессиональных задач, давая не полностью аргументированное обоснование предлагаемого варианта решения. Владеет приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению стандартных профессиональных задач, полностью аргументируя предлагаемые варианты решения. Демонстрирует владение системой приемов и технологий целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению нестандартных профессиональных задач, полностью аргументируя выбор предлагаемого варианта решения.
ВЛАДЕТЬ: способами выявления и оценки индивидуально-личностных, профессионально-значимых качеств и путями достижения более высокого уровня их развития. Не владеет способами выявления и оценки индивидуально-личностных, профессионально-значимых качеств и путями достижения более высокого уровня их развития. Владеет информацией о способах выявления и оценки индивидуально-личностных, профессионально-значимых качеств и путях достижения более высокого уровня их развития, допуская существенные ошибки при применении данных знаний. Владеет некоторыми способами выявления и оценки индивидуально-личностных и профессионально-значимых качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, при этом не демонстрирует способность оценки этих качеств и выделения конкретных путей их совершенствования. Владеет отдельными способами выявления и оценки индивидуально-личностных и профессионально-значимых качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, и выделяет конкретные пути самосовершенствования. Владеет системой способов выявления и оценки индивидуально-личностных и профессионально-значимых качеств, необходимых для профессиональной самореализации, и определяет адекватные пути самосовершенствования.
УМЕТЬ: формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей. Не умеет и не готов формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей. Имея базовые представления о тенденциях развития профессиональной деятельности и этапах профессионального роста, не способен сформулировать цели профессионального и личностного развития. При формулировке целей профессионального и личностного развития не учитывает тенденции развития сферы профессиональной деятельности и индивидуально-личностные особенности. Формулирует цели личностного и профессионального развития, исходя из тенденций развития сферы профессиональной деятельности и индивидуально-личностных особенностей, но не полностью учитывает возможные этапы профессиональной социализации. Готов и умеет формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей.
УМЕТЬ: осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом. Не готов и не умеет осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом. Готов осуществлять личностный выбор в конкретных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, но не умеет оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом. Осуществляет личностный выбор в конкретных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивает некоторые последствия принятого решения, но не готов нести за него ответственность перед собой и обществом. Осуществляет личностный выбор в стандартных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивает некоторые последствия принятого решения и готов нести за него ответственность перед собой и обществом. Умеет осуществлять личностный выбор в различных нестандартных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом.
ЗНАТЬ: содержание процесса целеполагания профессионального и личностного развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда. Не имеет базовых знаний о сущности процесса целеполагания, его особенностях и способах реализации. Допускает существенные ошибки при раскрытии содержания процесса целеполагания, его особенностей и способов реализации. Демонстрирует частичные знания содержания процесса целеполагания, некоторых особенностей профессионального развития и самореализации личности, указывает способы реализации, но не может обосновать возможность их использования в конкретных ситуациях. Демонстрирует знания сущности процесса целеполагания, отдельных особенностей процесса и способов его реализации, характеристик профессионального развития личности, но не выделяет критерии выбора способов целереализации при решении профессио-нальных задач. Раскрывает полное содержание процесса целеполагания, всех его особенностей, аргументированно обосновывает критерии выбора способов профессиональной и личностной целереализации при решении профессиональных задач.

Приложение 3

«Общие проблемы истории и философии науки»

1.Взаимоотношение философии и науки: основные концепции.

2. Проблема статуса науки. Три аспекта бытия науки: наука как система знания, наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт.

3. Основные подходы к анализу науки. Философия науки. Социология науки. Науковедение.

4. Наука в системе современной цивилизации. Интернализм и экстернализм.

5. Проблема возникновения наук.

6. Проблема классификации наук.

7. Проблема рациональности научного знания.

8. Проблема оснований науки.

9. Научная картина мира, её роль в современной философии науки.

10. Индуктивно-эмпирическая модель построения научного знания: её возникновения и развития, основные достоинства и недостатки.

11.Гипотетико-дедуктивная модель построения научного знания: её философские основания и современное значение.

12. Основные концепции роста научного знания: классический позитивизм и эмпириокритицизм.

13.Логико-философские предпосылки логического позитивизма. Венский кружок.

14.Основные идеи позднего логического позитивизма (Р. Карнап). Основные причины развала логического позитивизма.

15.Фальсификационизм К.Поппера.

16.Концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса.

17.Теория парадигм Т.Куна.

18. Гносеологический анархизм П.Фейерабенда.

19.Эволюционная эпистемология: основные принципы и подходы к развитию.

Экзаменационные вопросы по разделу

«Философские вопросы социально-гуманитарных наук»

(для аспирантов социо-гуманитарных направленностей)

1. Становление социально-гуманитарного знания в рамках философии.

2. Взаимодействие философского, естественнонаучного и гуманитарного знания.

3. Связь науки с обществом. Формы социальных влияний на развитие социально-гуманитарных наук.

4. Социальный контекст развития социально-гуманитарных наук в ХХ веке. Общетеоретические подходы.

5. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

6. Место социально-гуманитарного знания в структуре современного научного знания. Тождество и различие социальных и гуманитарных наук.

7. Научное познание: специфика субъект-объектных отношений в познании человека и общества.

8. Научная рациональность, особенности её проявления в социально-гуманитарных науках.

9. Идеалы и нормы социально-гуманитарного знания эпохи модерна.

10. Коммуникативная рациональность и коммуникативное действие. Коммуникативность в науках об обществе и человеке.

11. Методология постмодерна: её влияние на современное состояние социально-гуманитарных наук.

12. Язык науки: тождество и различие языка социально-гуманитарных наук и обыденного языка.

13. Общенаучные методы познания и их специфика в социально-гуманитарных науках.

14. Методы познания социально-гуманитарных наук.

15. Научные теории в науках об обществе и человека.

16. Философско-методологический анализ текста. Концепт пространства и времени в социально-гуманитарном знании.

17. Проблема истины. Соотношение истины и правды. Идеологический контекст истины: истина и справедливость.

18. Постнеклассическая наука. Новые методологии в социально-гуманитарных науках.

19. Информационная революция и её влияние на развитие социально-гуманитарных наук. Компьютерное моделирование и его возможности в изучении когнитивных процессов

20. .Информационное общество как средство построения «общества знания». Место и роль науки в обществах знания.

Экзаменационные вопросы по разделу

«Философские вопросы математических и естественных наук»

(для аспирантов естественно-математических направленностей)

1.Социокультурные концепции развития математики.

2. Тождество и различие фундаменталисткого и нефундаменталиского направлений в математике.

3. Проблема обоснования математики.

4. Эмпиризм и априоризм в истолковании математических понятий.

5. Особенности современной математизации знаний.

6. Место физики в системе естественно-научного знания.

7. Философский анализ оппозиции редукционизма и холизма.

8. Проблема описания элементарных объектов в современной физике.

9. Философский анализ концепций пространства и времени.

10.Компьютерные науки и физика.

11.Соотношение физики и химии: редукция или интеграция?

12.Основные этапы физикализации химии.

13. Строение современной химической теории.

14.Соотношение истории и философии химии.

15. Место биологии в системе научного знания: исторический аспект.

16. Проблема системной организации и системный подход в биологии.

17. Роль биологического знания в формировании современной эволюционной картины мира.

18. Информатика как междисциплинарная наука.

19. Эпистемологическое содержание компьютерной революции.


В связи с субъективной природой научных знаний, научные исследования и инновационные разработки трудно поддаются количественному измерению.

В самом широком смысле эффект научной деятельности проявляется в изменении структуры производства в пользу наукоемких отраслей, повышении производительности труда и эффективности производства.

Разнообразие «выходов» научных исследований и разработок, форм их воздействия на экономику, а также сложности их непосредственной оценки обусловили необходимость применения в оценке результатов научной деятельности эвристических и эмпирических методов и показателей, зачастую лишь косвенно характеризующих эффект научной деятельности и базирующихся на дополнительных источниках информации, прежде всего экспертного характера.

Например, для оценки результатов фундаментальных научных исследований используются такие показатели, как количество научных публикаций, их цитируемость, и соавторство (для научных связей между странами). Эти оценки применяются для анализа выполнения исследовательских программ и принятия решений о целесообразности их финансирования.

Количественному измерению технологических результатов научных исследований и разработок служит патентная форма сбора информации. Однако и здесь возникают проблема оценки уровня новизны изобретения.

Патенты – уникальный источник технологической информации, поскольку содержащиеся в них сведения обычно не представлены нигде более и, кроме того, патентование, как правило, на 2-3 года опережает внедрение научно-технических достижений в производство. Поэтому показатели патентной формы отчетности служат для анализа состояния и перспектив развития отдельных областей науки и техники, технологических направлений, оценки рынка технологий в стране. К наиболее важным показателям относятся: число патентных заявок, поданных (полученных) в стране и за рубежом; общее число действующих патентов, зарегистрированных в стране.

Для характеристики уровня изобретательской активности, интенсивности распространения национальных научно-технических достижений, степени технологической зависимости страны применяются следующие коэффициенты:

· изобретательской активности (число заявок на изобретения отечественных заявителей в патентном ведомстве страны, в расчете на 10 тыс. человек);

· самообеспеченности (отношение числа патентных заявок, поданных отечественными заявителями внутри страны, к общему числу патентных заявок, поданных в патентное ведомство страны);

· технологической зависимости (отношение числа патентных заявок, поданных зарубежными заявителями в патентное ведомство страны, к числу внутренних патентных заявок, поданных отечественными заявителями);

· распространения (отношение числа внешних патентных заявок, поданных отечественными заявителями за рубежом, к числу внутренних заявок на изобретения, поданных ими в национальное патентное ведомство).

В экономике, основанной на знаниях, важную роль играет кооперация в сфере исследований и разработок, передача технологий и передового опыта, которая стала объектом межгосударственных соглашений, инновационных и инвестиционных проектов, коммерческих сделок вне национальных границ.

С выходом украинских НИИ на зарубежные рынки и привлечением иностранных инвестиций в отечественную науку и экономику встает задача анализа информации об экспорте-импорте технологий. Для этого используются нематериальные сделки, связанные с обменом (торговлей) знаниями, информацией и услугами технологического содержания с зарубежными странами. Учету подлежат сделки, имеющие международную направленность (т.е. включающие партнеров из разных стран), носящие коммерческий характер (при наличии платежей либо поступлений от их совершения) и относящиеся к торговле технологиями или оказанию связанных с этим услуг. В их числе:

· передача технологий (прав на патенты, патентных лицензий, ноу-хау);

· передача товарных знаков, соглашения по промышленным образцам;

· оказание услуг по подготовке и проектированию производства;

· соглашения по научным исследованиям, выполняемым специалистами Украины за рубежом и финансируемым из иностранных источников (экспорт технологий) либо осуществляемым зарубежными специалистами в Украине и финансируемым из отечественных источников (импорт технологий).

Собирается информация о числе подобных соглашений (по видам), суммах поступлений и выплат по ним. На этой основе в составе платежного баланса страны формируется баланс платежей за технологии как совокупность перечислений денежных средств по всем нематериальным сделкам, связанным с экспортом и импортом технологий. Данные баланса рассматриваются в разрезе видов экономической деятельности и стран-партнеров с выделением операций между материнскими и дочерними предприятиями разных государств. Баланс платежей за технологии требует тщательной интерпретации. В отличие от внешнеторгового баланса, отрицательное сальдо баланса платежей за технологии, может иметь позитивное значение для экономики страны как признак интенсивного освоения зарубежных научно-технических достижений в целях повышения технологического уровня и конкурентоспособности производства. И наоборот, положительное сальдо может свидетельствовать о низкой способности национальной экономики к адаптации новых технологий.

Поиск критерия эффективности развития науки и выражающих ее показателей упирается в сложность, а иногда и невозможность количественного измерения результатов новых научных знаний, последствий их практической реализации в экономике. Научные исследования как таковые обладают лишь потенциальным эффектом, поэтому выделение их доли в совокупном эффекте научно-технического прогресса является сложной задачей. Приходится оперировать специальными методами, позволяющими оценить сдвиги в экономике, связанных с внедрением и распространением научно-технических достижений.

Одним из показателей прогрессивных изменений в технологической базепроизводства на микроуровне является степень применения передовых производственных технологий, которые базируются на применении современных информационных технологий, используемых при проектировании и производстве. Типичными их примеры – технологические процессы, включающие системы автоматизированного конструирования и проектирования, гибкие производственные центры, транспортные роботы, системы управления базами данных и знаний. Они могут быть объединены системами связи (локальными вычислительными сетями) в единую производственную систему. Передовые производственные технологии, автоматизируют весь цикл разработки, освоения и выпуска продукции (и управление этим процессом), обеспечивают снижение себестоимости продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности.

В качестве интегральной характеристики результативности науки используется отношение затрат на научные исследования к результатам производства - наукоемкость производства. Расчеты наукоемкости проводятся на уровне видов продукции, товарных групп, предприятий, отраслей и экономики в целом.

На макроуровне показатель наукоемкости - это отношение внутренних затрат на научные исследования и разработки к ВВП. Он отражает достижения страны в сфере науки и технологий.

На уровне отраслей, предприятий, видов продукции показатели наукоемкости - это отношения внутренних затрат на исследования и разработки к объему производства продукции (работ, услуг). Наряду с прямой наукоемкостью проводится оценка показателей полной наукоемкости с учетом промежуточного потребления в отраслях, т.е. затрат на научные исследования и разработки, воплощенных в стоимости сырья, материалов, энергии, обору­дования, комплектующих и т.п. На этой основе отрасли их продукция делится на высоко-, средне- и низкотехнологичную, в зависимости от уровня полной наукоемкости в сравнении со средним по рассматриваемой совокупности.

Понравилась статья? Поделитесь ей