Контакты

Наши обильные разговоры о нравственности. Почему милосердие уходит из нашей жизни? (сочинение C1 по русскому языку в формате ЕГЭ по тексту Д.Гранина)

Инструкция

Выясняем проблему текста. Пример предложения: «В поле зрения писателя Д.А. Гранина находится проблема проявления милосердия».

Комментируем проблему.
Пример: «Вначале автор рассуждает об истории слова «милосердие» и о том, как в ходе истории нашей страны это чувство «убывало». Затем писатель напоминает нам, как в русской литературе развивалась тема милосердия».

Обозначаем позицию автора.
Пример: «Д.А. Гранин считает, что проблема проявления милосердия всегда должна быть жизненной. Это чувство надо сохранить. Он призывает общество задуматься над этим вопросом. А каждый человек должен подумать над тем, тревожит ли его совесть, если он не помог нуждающемуся, отдает ли что-нибудь взамен, жертвует ли чем-нибудь ради другого».

Обозначаем свою позицию.
Пример: «Я согласна с автором в том, что эта проблема всегда останется животрепещущей, и хочу добавить, что чувство милосердия надо развивать. В этом вопросе помогают писатели. Должны быть заинтересованы и все, кто связан с воспитанием молодого поколения. Я считаю, что быть милосердным нетрудно, так как проявление этого чувства связано с заботой, помощью».

Приводим первый аргумент.
Пример: "Милосердными могут быть люди разного возраста. Например, в рассказе Ю. Яковлева «Мальчик с коньками» говорится о том, как подросток заметил на улице старого человека, которому было плохо. Он помог ему добраться до дома, сходил за лекарствами, вызвал скорую помощь. Когда приехала скорая помощь, мальчик переживал, что санитары неосторожно несут человека, они его сильно трясут и ему больно. Человеку сделали операцию на сердце, вынули из груди осколок военного времени. Мальчик не мог остаться равнодушным к болезни старого солдата. Он сходил в больницу, узнал о его самочувствии. Доктор, который делал операцию, отдал мальчику осколок, вынутый из груди Бахтюкова. Мальчик нес осколок в руке и представлял, как больно было человеку ходить с таким осколком в груди. Так подросток помог старому человеку избавиться от боли и был рад тому, что мужчина будет жить".

Приводим второй аргумент.
Пример: «Проблема проявления милосердия поставлена и в рассказе Н. Телешова «Елка Митрича», в котором говорится о том, как сторож барака Семен Дмитриевич пожалел детей-сирот и решил устроить праздник. Митрич понимал, что судьба детей-сирот печальна. Они не видят радости в жизни. Он вырубил елку, насобирал огарков свечей, на последние деньги купил конфет и колбасы и повесил все это на елку. Дети съели по конфетке и по кусочку колбасы и радостно водили хоровод. Митрич сделал доброе дело по доброте душевной. Он искренне хотел, чтобы дети-сироты знали, что есть на свете праздник и есть добрые люди, которые могут проявить милосердие».

Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста, поднимаемой проблеме, позиции автора;

Обучать умению выражать собственное мнение по проблематике текста и аргументировано доказывать его;

Показать способы подбора аргументов.

Развивающие цели: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся;

Умение выражать свое отношение к каким – либо фактам, правильно подбирая аргументы;

Развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему.

Воспитывающие цели: способствовать духовному становлению личности, совершенному владению речи.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Оборудование к уроку:

Текст Д. Гранина;

Памятка « Опорные слова и выражения для задания С» (у каждого распечатка)

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 11 классе

Подготовка к написанию части С (ЕГЭ по русскому языку) по тексту Д. Гранина

Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста, поднимаемой проблеме, позиции автора;

Обучать умению выражать собственное мнение по проблематике текста и аргументировано доказывать его;

Показать способы подбора аргументов.

Развивающие цели: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся;

Умение выражать свое отношение к каким – либо фактам, правильно подбирая аргументы;

Развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему.

Воспитывающие цели: способствовать духовному становлению личности, совершенному владению речи.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Оборудование к уроку:

Текст Д. Гранина;

Памятка « Опорные слова и выражения для задания С» (у каждого распечатка)

Фразы- клише части задания С: (распечатка у каждого ученика)

Мне было интересно познакомиться с содержанием текста…, в котором поднимается очень важная, на мой взгляд, проблема…

Данный текст Д. Гранин посвящает проблеме…(чего?)

Писатель доказывает на примере …

Для писателя важно, что…

Мне кажется, особенно значимым для понимания авторского замысла является мысль…

Д. Гранин взывает нас к …., и в этом нельзя не согласиться с ним. (Тезис, выражающий позицию, к доводам..) с помощью фраз…

Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов. Попытаюсь доказать это…

Существует немало произведений художественной литературы, поднимающих проблему…

Я не раз сталкивался…

Не раз приходилось видеть…

(Приводим собственные аргументы и подкрепляем их конкретными примерами)

Методы: объяснение, диалог, беседа, работа в группах.

Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет.

(С.Я. Маршак)

Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто- нибудь и постоянно напоминал, что есть несчастные…Делайте добро! (А.П.Чехов)

Ход урока:

  1. Объявление темы, цели урока.

Звучит музыка.

2) Композиция сочинения

Назовите обязательные части вашей работы.

(Работа с черновиками по вариантам)

1.Общая характеристика темы и проблематики текста.

2. Комментарий к одной из проблем.

4. Выражение собственной позиции, ее аргументация.

5. Вывод.

3) А Чтение текста (у каждого распечатка текста). О чем текст Д. Гранина?

1 Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. 2 А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.

3 Одно из таких чувств - чувство милосердия. 4 Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня…5 Нечто свойственное лишь прежним временам. 6 »Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как »устар.», то есть устаревшие понятия.

7 В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия.8 Сочли это название отжившим для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков.

9 Слова стареют неслучайно. 10 Милосердие. 11 Что оно- не модно?12 Не нужно?

13 Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.14 Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим.15 Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?

16Милосердие убывало неслучайно.17 Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших.18 Не давали приютить детей арестованных, сосланных. 19 Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. 20 Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. 21 Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое. В эпоху борьбы мешает…22 Оно стало не положенным в искусстве. 23 Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. 24 В 30-40е годы это понятие исчезло из нашего лексикона.25 Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.

26 В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

27 И долго тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

28 Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию 29 Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему.30 От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела»- милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием.31 В течение 19 века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. 32. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. 33Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным…34 Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание.

35 Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей.36 Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.

37 Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы.38 Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях.39 Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди порой терпели от власть имущих- обиды, лишения, хамство, изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось.

40 Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. 41 И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. 42 К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя.

(По Д. Гранину)

Б Вопросы по тексту:

В тексте назовите ключевые слова, которые помогут сформулировать тему текста

(используй клише).

Мы говорим о милосердии. Объясним состав слова. Это милость сердца. Это человек, любящий людей, это тот, кто чувствует боль других.

Клише – фразы для вступления.

Тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как …

Д. Гранин, настоящий мастер слова, заставил меня задуматься над темой …

Какая из перечисленных проблем основная?

1 проблема утраты милосердия

2 проблема воспитания милосердия с помощью литературы

3 проблема социальных преобразований в стране

Вселенская милость –замечательно, но писателя тревожит отсутствие постоянной готовности помочь другу, соседу, просто незнакомому человеку…

  1. - Как вы относитесь к позиции (мнению) автора?

Звучит музыка. Каждая группа выполняет задание.

4) Найдите орфографические и пунктуационные ошибки в следующих фрагментах. Определите, к какой композиционной части может относиться каждый из фрагментов. (по группам). Определите другие виды ошибок.

а)- 1группа

Безусловно, литература должна воспитывать милосердие. Но сегодня на мой взгляд, телевидение, радио, и кино могли бы сделать это доходчивее. А что происходит? Назовите, пожалуйста, два- три проекта Первого канала, пропогандирующее милосердие? Пожалуй, « Жди меня» - и все. Раз в неделю. А боеви ки. в которых и жизнь – то человеческая гроша ломанного не стоит, по нескольку фильмов в день…Вот такая грусная арифметика.

б) -2группа (Из воспоминаний Т. Г. Шевченко о том, что милосердие – это действие, помощь.)

Шел он в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай говорит алтын. Шевченко поленился рас тегивать свитку. Бог, отвечает, подаст. Идет дальше, слышит – плеск воды. Возвращается. Оказывается, нищий в проруби утопился.

С того дня Шевченко стал подавать любому нищему боясь, что несчастный захочет измерить на нем придел человеческой жестокости.

в)- 3группа

Кому ни жаль чиновника А. А. Башмачкина героя поэмы

Н.В. Гоголя « Шинель»!

г)- 4группа

Когда –то я читала о том, что раньше во многих семьях ребятишки складывали денежки не на игрушки и сладости, а для того, чтобы в Рождество или Пасху роздать собраное нищим. Так творилось двойное добро - маленький человек учился быть не только добрым, но и радоваться возможности делать других чуточку счастливее. Простой и гениальный рецепт воспитания милосердия. – Какое настроение передает музыкальное произведение?

О чем рассказывает музыка? (разрывается душа, щемит сердце, рассказывает о

Жизни, о людях с добрым и жалостливым сердцем, с горячим сердцем). Эпиграф.

5) Какие аргументы приведете вы в доказательство своей позиции?

1 Литературный материал – 1, 4 группы

2 Жизненные впечатления – 2 группа

3 Высказывания великих людей - 3 группа

К каким аргументам можно отнести прослушанный эпизод из музыкального произведения?

Задание: используя клише, дайте связный ответ по плану сочинения.

1 группа- 1 пункт плана;

2 группа -2 пункт;

4 группа – 4 пункт.

6- Сопоставить по данной проблеме ответ группы с готовым сочинением по тексту.

(Тема, о которой идет речь в тексте Д. Гранина, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как милосердие стало редким явлением в нашей жизни. Казалось бы, все так понятно: будь сострадательным, люби людей, старайся бескорыстно прийти на помощь, умей прощать. Автор толкует значение: «…милость к поверженным и пострадавшим». Почему же это слово »милосердие», милость стало сегодня понятием устаревшим? Ведь милосердие – одно из «проявлений нравственности».

«Как же получилось, что это в нас убыло, заглохло…». Так Д. Гранин обратился

к проблеме утраты милосердия в нашем обществе.

Убедительным доказательством правоты писателя являются его размышления о причинах утраты милосердия. Гранин приводит примеры из истории нашей страны, когда это чувство мешало «беззаконию, жестокости», когда это чувство

«расценивались как подозрительные, а то и преступные…» Во времена раскулачивания, в годы репрессий даже сочувствие «невинно арестованным запрещалось»: «…милость падшим» оказывали таясь и рискуя.» «В 30-40 годы это понятие ушло из нашего лексикона». Социальные преобразования нового строя не

защитили рядовых людей от лишений и несправедливости. Автор подробно и аргументированно рассказывает печальную историю страны, в которой человека лишали закона и права.

На мой взгляд, особенно значимой для понимания позиции автора является мысль о необходимости возвращения этого понятия: « К теме милосердия надо призывать…, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать…жизнь, ничего не отдавая взамен…»

Я полностью разделяю позицию автора. Проблема утраты милосердия напрямую связана с трагическими событиями нашей страны. Но ведь это чувство свойственно «всему животному сообществу»! А оно оказалось «запущенным». Значит, оно (милосердие) зависит не только от справедливых законов, но и от состояния души,

человек сегодня, к сожалению, привык брать, ничего не отдавая взамен. По мнению

Л. Бернса, « Большое сердце, как океан, никогда не замерзает». Милосердие воспитывается. Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера…

Однажды я оказался свидетелем такой ситуации: на обочине тротуара сидел пушистый котенок с перебитой лапкой. Мяуканье привлекло внимание малыша лет четырех- пяти, шедшего с матерью. Ребенок тянет к котенку ручонку, жалеет его, но мать убыстряет шаги со словами: « Заразу подцепишь…» Ребенок пытается уговорить маму быть доброй, плачет… Но не может быть добрым тот, кто равнодушен. Существует немало и художественных произведений, поднимающих эту проблему. Например, роман Ф. М. Достоевского »Преступление и наказание». Сонечка Мармеладова- душевный, милосердный человек. Она жертвует собой, спасая семью от голодной смерти.

Что полезного дал вам сегодняшний урок? Какие вопросы у вас появились в процессе работы? (эпиграф)

Оценивание работы групп. (В каждой группе – практик).

Домашнее задание: написать сочинение или отредактировать;

составить задания части В по тексту:

В1,В2,В3,В4,В5 по образцу тестов ЕГЭ.

1)Указать способ образования слова (по выбору)

2) Из предложений (по выбору) выписать части речи.

3) Из предложения (по выбору) выписать подчинительное сс со связью …

4) Среди предложений (по выбору) найти ОП (по выбору)

5) Среди предложений (по выбору) найдите предложение с обособленным (указать) членом.

Аргументы к нравственной проблеме:

- « Сосуд добра не исчерпать до дна «(Окуджава)

- « Все прекрасное на земле – от солнца, все хорошее – от человека» (М. Пришвина)

--« Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж

тогда рассеет мрак!» (Н. Хикмет)

Рассказ Чехова «Беда». Доказательством позиции автора может служить финал рассказа. Жена Потохина, героя рассказа, нашла нужные слова, по- настоящему посочувствовала мужу. Ее слова, сострадание. которые выразились в них, поддержали его в трудный час. И он, только что вынашивавший мысли о самоубийстве, на следующий день уже чувствовал себя бодрым и веселым, нашел новую должность, а главное- изменился духовно: он стал протягивать руку помощи

Достоевский «Преступление и..» Лучший аргумент вкладывает в уста Мармеладова.

--« Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда- нибудь можно было пойти…»

Драма М. Горького «На дне». Слова Луки о ворах, которых он приютил на зиму.

«…Добро и жалость, помощь иногда полезнее, чем осуждение и наказание..»

А.П. Чехов рассказ »Крыжовник». Звучит призыв «не успокаивать себя» и «делать добро» «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь и постоянно напоминал, что есть несчастные… Дела


(1)К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность... (3)Она состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, свойств, понятий.

(4)Одно из таких чувств - чувство милосердия. (5)Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (б)Нечто свойственное лишь прежним временам. (7)«Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

(8)В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия.

(9)Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей.

(10)Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. (11)Это древнее необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. (12)Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? (13)Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (14)Примеры такие есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. (15)Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства...

(16)Милосердие изничтожалось неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. (18)Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. (19)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (20)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные. (21)Из года в год чувство это осуждали, вытравливали: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает... (22)Его сделали запретным и для искусства. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало оговаривать, нарушать законность, сажать, избивать, уничтожать. (24)Тридцатые годы, сороковые - понятие это исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, ушло как бы в подполье. (26)"Жалость к падшим" оказывали таясь и рискуя...

(27)Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (28)Уверен, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (29)Но если это чувство не используется, не упражняется, оно слабеет. (30)И исчезает.

(31)Упражняется ли милосердие в нашей жизни?.. (32)Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (33)Толчок, призыв к нему?

(34)Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда мы проходили мимо нищих - а нищих было много в моём детстве: слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, - отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. (35)И я, преодолевая страх, - нищенство нередко выглядело довольно страшновато, - подавал. (36)Иногда преодолевал и свою жадность - хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. (37)Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом деле они калеки или нет. (38)В это он не вникал: раз нищий - надо подать.

(39)И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.

(По Д. А. Гранину*)

* Даниил Александрович Гранин (1919-2017) - советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.


Примерный круг проблем:

1. Проблема утраты милосердия. (В чём состоит опасность утраты милосердия? Почему милосердие намеренно уничтожалось в сложные периоды истории нашей страны? Почему в наши дни происходит утрата милосердия?)

Авторская позиция: Милосердие - это одно из важнейших действенных проявлений нравственности человека, поэтому утрата милосердия опасна. Милосердие намеренно вытравляли и уничтожали в сложные периоды истории нашей страны, потому что оно могло помешать проявлению беззакония и жестокости по отношению к тем, кто по каким-то причинам оказывался неугоден существующему режиму. Ещё одной причиной утраты милосердия является то, что милосердие не находит практики.

2. Проблема сохранения милосердия. (Почему необходимо сохранить милосердие? Как можно сохранить милосердие?)

Авторская позиция: Милосердие необходимо сохранить в сердцах людей, поскольку это органичное для человека чувство, с которым он рождается, это одно из важнейших действенных проявлений нравственности, которое препятствует совершению жестокости и несправедливости. Милосердие нуждается в постоянной практике, ведь если это чувство не используется, то оно слабеет и исчезает.

3. Проблема определения истоков милосердия. (Каковы истоки милосердия?)

Авторская позиция: Милосердие - это чувство, которое даётся человеку с рождения вместе с инстинктами, с душой; способность человека откликаться на чужую боль является врождённой.

4. Проблема воспитания милосердия. (Как воспитывается милосердие?)

Авторская позиция: Милосердие воспитывается практикой, реальными поступками.

(1)Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий. (З)Одно из таких чувств - чувство милосердия. (4)Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5)Нечто свойственное лишь прежним временам. (6)«Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия. (7)В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия. (8)Сочли это название отжившим даже для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков. (9)Слова стареют неслучайно. (10)Милосердие. (11)Что оно - не модно? (12)Не нужно? (13)Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (14)Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (15)Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (16)Милосердие убывало неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. (18)Не давали приютить детей арестованных, сосланных. (19)Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. (20)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (21)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает... (22)Оно стало не положенным в искусстве. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. (24)В тридцатые-сороковые годы это понятие исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя. (2б)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой: (27)И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. (28) Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (29)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (30)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» - милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя.(31)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (32)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. (33)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. (34) Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет. (36)Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. (36}Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов. (37)Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы. (38)Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях. (39)Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди терпели порой от власть имущих - обиды, лишения, хамство, - изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось. (40)Милость к падшим призывать - воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему - необходимость настоятельная, труднооценимая. (41) И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. (42)К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя. (По Д. Гранину)

Показать текст целиком

Милосердие и сострадание... Что означают эти слова для человека? Заслуживает ли падший человек прощения и помощи?
Над этими вопросами задумывались многие философы и писатели. Один из них - Д.Гранин. Именно проблему милосердия и милости к падшим он поднимает в одной из своих статей.
Безусловно, данная проблема была и остаётся "вечной" на протяжении всей истории человечества. Поэтому автор хочет привлечь к ней разум и душу читателя.
Д.Гранин сильно взволнован "отказом" общества от такого фундаментального нравственного понятия, как милосердие. По его мнению, люди считают это понятие устаревшим, что проявляется во многом: от пометок в словарях до запрета соответствующих тем в литературе. Причина этому - тяжелые периоды раскулачивания и репрессий, заставившие многих забыть о милосердии. Чтобы показать насколько этот "отказ" ощибочен , автор вспоминает произведения величайших русских писателей, чьи произведения во многом пронизаны милосердием и милостью к падшим.
Д.Гранин считает, что милосердие - это то, в чём общество нуждается больше всего, а главная роль литературы - пробудить в людях сострадание и милость к падшим. "К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ни


На этом история не заканчивается. После операции мать умерла. Врач сказал моему знакомому: «Я проверил, мать ваша умерла не в результате операции, у нее не выдержало сердце, поэтому деньги я оставлю себе». То есть он повел себя как бы порядочно: вот если бы женщина умерла в результате операции, деньги бы он вернул.

С полным сознанием своей правоты говорил это врач государственной клиники, представитель профессии гуманной, человеколюбивой - так, во всяком случае, мы привыкли думать о врачах.

Рассказываю об этом случае не потому, что он особый, а потому, что он не особый.

Женщина развелась с мужем и через суд потребовала алименты. Присудили. А ребенок находится у родителей мужа, и мать эта даже думать не думает взять ребенка и заботиться о нем. Но алименты исправно получает. К сожалению, все больше случаев я знаю, когда матери отказываются от своих детей. Прежде это были единичные случаи, поражавшие людей. Сейчас они не поражают.

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность… она состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий.

Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали улицу в улицу Текстилей.

Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным. Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства…

Милосердие изничтожалось не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные. Из года в год чувство это осуждали, вытравливали: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает… Его сделали запретным и для искусства. Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. Тридцатые годы, сороковые - понятие это исчезло из нашего лексикона. Исчезло оно и из обихода, ушло как бы в подполье. «Милость падшим» оказывали таясь и рискуя…

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Упражняется ли милосердие в нашей жизни?.. Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Толчок, призыв к нему?

Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих - а нищих было много в моем детстве: слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, - отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. И я, преодолевая страх, - нищенство нередко выглядело довольно страшновато, - подавал. Иногда преодолевал и свою жадность - хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом ли деле они калеки или нет. В это он не вникал: раз нищий - надо подать.

И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.

Понравилась статья? Поделитесь ей