Контакты

Народная культура. Хронологические рамки средневековья Хронологически период средневековья охватывает

Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.

Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода, это:

  • -- Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до Х -- XI веков);
  • -- Высокое (Классическое) Средневековье. От X-XI веков до примерно XIV века;
  • -- Позднее Средневековье, XIV и XV века.

Раннее Средневековье -- время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это -- вторжения так называемых варваров (от латинского barba -- борода), которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Эти вторжения закончилось падением Рима.

Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс после падения империи отнюдь не прекратился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.

Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». Многочисленные франкские, германские, готские и прочие племена были на деле не такими уж дикими. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т. д., постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим и как император всего европейского запада. Позднее (900 год) Святая Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители вели себя как вполне суверенные хозяева, не считая нужным подчиняться никаким императорам или королям. Однако процессы формирования государственных образований продолжались и в последующие периоды. Характерной особенностью жизни в раннее средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи. И эти грабежи и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С Х века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление. В 1024 году крестоносцы отняли у византийцев Восточную Римскую империю, а в 1099 году захватили у мусульман Святую землю. Правда, в 1291 году и то и другое были опять потеряны. Однако из Испании мавры были изгнаны навсегда. В конце концов западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры.

Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды -- театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья -- схоластика.

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV -- XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно бубонной чумы («Черная смерть»), тоже принесли неисчерпаемые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. Однако, в конце концов города возрождались, налаживалось ремесло, сельское хозяйство и торговля. Люди, уцелевшие от мора и войны, получали возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из «низких» сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

Согласно периодизации (неизбежно условной), принятой ми-ровой и отечественной наукой, у истоков средневековья в Запад-ной Европе стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи. Встреча двух миров — античного греко-рим-ского и варварского (германского, кельтского, славянского) — стала началом глубокого переворота, который открыл новый, средневе-ковый период в истории Западной Европы. Для истории Визан-тии началом средневековья считается IV век, когда Восточная Римская империя обрела самостоятельность.

Сложнее выглядит в науке решение вопроса о рубеже между средними веками и новым временем. В зарубежной историогра-фии их границей обычно считают середину или конец XV в., свя-зывая его с такими явлениями как изобретение книгопечатания, завоевание Константинополя турками, открытие Америки евро-пейцами, начало Великих географических открытий и колони-альных захватов. С точки зрения общественных изменений этот рубеж фиксирует начальные стадии смены систем — феодальной на капиталистическую. В недавнем прошлом отечественная наука отодвигала начало нового времени к концу XVIII в., относя его к французской буржуазной революции и беря в расчет вариант бо-лее длительного вызревания новой системы и более решительно-го разрыва со старым. В практике преподавания пока принято считать условным концом средневековья первую буржуазную ре-волюцию общеевропейского значения — английскую революцию 1640-1660-х годов, положившую начало господству капитализма в Западной Европе и совпавшую с окончанием первой общеевро-пейской Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. Эта периодизация принята в данном учебнике.

Необходимо отметить и новые тенденции в современной отече-ственной науке, которые вносят существенные коррективы в про-блему периодизации. Это прежде всего стремление исследователей развести понятия «средние века» и «феодализм». Их отождествле-ние в конце XVIII в., как отмечалось выше, явилось серьезным достижением исторического познания, сделавшего первый замет-ный шаг к признанию социальной истории. Новая тенденция привела к попыткам отнести верхнюю хронологическую границу «средневековья» к концу XV — началу XVI в. Подобные новации объясняются не формальным желанием унифицировать периоди-зацию средневековья с западной историографией, но новым уров-нем исторического познания. Историческая наука в конце XX столетия выработала более уравновешенный и гибкий синтез «структурной» и «человеческой» истории, который стал возмож-ным благодаря переоценке роли сознания и социально-психоло-гического фактора в общественном процессе, а также восстанов-лению в правах событийной истории. Все это позволяет иначе посмотреть на такие события рубежа XV-XVI вв. в Западной Ев-ропе, как гуманизм и Реформация, или Великие географические открытия. Получив импульс от глубинных и потому гораздо ме-нее подвижных изменений в общественной жизни, именно эти явления вызвали такие сдвиги в сознании и духовных ценностях, которые создали новый образ мира, означавший решительный разрыв со средневековьем.

В тесной связи с отмеченной новацией в среде отечественных медиевистов утверждается стремление выделить «переходные периоды» в качестве особых этапов, если и не самодостаточных, то имеющих собственные законы развития . Современные ученые приводят, в частности, убедительные аргументы в пользу само-ценности переходного периода XVI—XVIII вв., который получил название «раннего нового времени».

Историю средневековья для Западной Европы принято делить на три основных периода, отличавшихся разным уровнем соци-ально-экономического, политического и культурного развития.

I. Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья , когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в ко-торой смешивались и трансформировались общественные груп-пы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалиро-вали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохра-нить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых свя-зей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефео-дальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени.

В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бес-письменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решаю-щую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот пери-од оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.

II. Середина XI — конец XV в. — период расцвета феодальных от-ношений , массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодаль-ной раздробленности формируются централизованные государст-ва. Возникает новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усиле-нию центральной власти и активизации сословий, в первую оче-редь городского.

Культурная жизнь идет под знаком развития городской культу-ры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идео-логии раннего гуманизма.

III. XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени. Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства — абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, позд-ний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма.

Каждый из этапов открывался и сопровождался крупными пере-движениями народов по территории Европы и вне ее: в IV в., VI— VII вв. — движение гуннов, германских и славянских племен; экс-пансия скандинавских народов, арабов и венгров на рубеже пер-вого и второго этапов, крестовые походы западноевропейцев на Восток и в Восточную Европу в XI-XIII вв.; и, наконец, колони-альные захваты западноевропейцев на Востоке, в Африке и в Аме-рике в XV и XVI вв. Каждый период открывал перед народами Европы новые горизонты. Обращает на себя внимание все убы-стряющийся темп развития и сокращение временной протяжен-ности каждого последующего этапа.


Интерес к ним в нашей науке имеет давние традиции: А.И. Неусыхин в 60-е годы положил начало представлению о «дофеодальном периоде» как некоем особом феномене.

Согласно принятой в современной медиевистике периодизации выделяют:

1. Раннее средневековье (конец V – середина ХI вв). В V-VII вв. варварские племена образовали королевства, которые постоянно вели войны друг с другом. Культура этого периода еще сильно отстает от культур Византии и арабского Востока.

2. Зрелое (классическое, развитое, «высокое») средневековье (сер. ХI

– кон. ХV вв). Феодальный строй достиг наивысшего расцвета. Создаются основные европейские государства (Англия, Франция, Германия, Италия). Непрерывна череда войн, смут и восстаний. В XI-XIII вв. европейцы совершают ряд крестовых походов на Восток. В культуре этого периода большую роль играет взаимодействие, а иногда и борьба общеевропейского и национальных начал.

3. Позднее средневековье (ХVI – перв. пол. ХVП вв.). Создана высокая культура, творчески переосмыслившая античные традиции, византийские и исламские влияния. Это период разложения феодализма, в недрах которого сложились буржуазные отношения, характерные для Нового времени.

Основными условиями культурного развития средневековой Западной Европы были:

1. феодальная форма собственности , основанная на личной и по-

земельной зависимости от землевладельцев, присваивающих себе труд земледельцев;

2. господство натурального хозяйства – самообеспечение, нераз-

витость товарно-денежных отношений, отсутствие массового производства;

3. жесткая сословно-иерархическая структура общества , прони-

занная сверху донизу сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сеньору;

4. частые войны (восемь только наиболее крупных крестовых похо-

дов в XI-XIII вв.);

5. инквизиция , действовавшая с XIII в. как регулярный церковный суд;

6. эпидемии инфекционных заболеваний ;

7. хроническое недоедание большинства населения (неурожаи не-

избежно приводили к голоду, повторявшемуся каждые три-четыре года).

Средняя продолжительность человеческой жизни составляла 4045 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Каждый третий ребенок не доживал до 15 лет – возраста совершеннолетия и вступления в брак, менее четверти людей (в основном знать и монахи) доживали до 50 лет. Войны, болезни, голод постоянно уменьшали численность населения и вызывали у средневекового человека ощущение трагизма жизни.

Источники формирования культуры европейского Средневековья

Принято различать внутренние и внешние источники формирования культуры европейского средневековья.

Собственно европейская культура родилась из слияния трех противоречивых внутренних начал:

наследия античности,

культуры варваров,

традиций христианства.

В период становления средневековой культуры выкристаллизовывается определенный тип духовной жизни западноевропейского общества, главная роль в которой начинает принадлежать христианской религии и церкви.

Внешним фактором формирования культуры средневековой Ев-

ропы является воздействие на нее византийской и арабской культур.

Средневековая культура формировалась в регионе, где еще недав-

но находился центр мощной римской цивилизации и где продолжали существовать социальные отношения и культура , порожденные ею.

В основу средневековой системы образования легла школьная рим-

ская традиция, система "семи свободных искусств".

Огромную роль в формировании, становлении и развитии европейской средневековой культуры сыграл среднелатинский язык - язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, образования.

Однако усвоение античного наследия осуществлялось не беспрепятственно и не в широких масштабах. Борьба шла за то, чтобы сберечь лишь незначительную часть культурных ценностей и знаний предшествующей эпохи. Но и это было чрезвычайно важно для становления средневековой культуры, ибо составляло важную часть ее фундамента и таило в себе возможности творческого развития, которые и были реализованы позднее.

Варварами древние греки и римляне называли чужеземцев (barbar - звукоподражание непонятному чужому языку; иное толкование: лат. barba - борода). На протяжении всей античности основное содержание этого термина заключалось в противопоставлении отсталых племен и

народностей "культурным" грекам и римлянам. Однако варвары имели свою самобытную культуру, оказавшую заметное влияние на культуру европейского средневековья.

У народов Западной и Северной Европы сложился героический эпос , заменивший им историю. Варвары обладали своеобразным видением мира , чувством неотделимости от природы, нерасчлененности мира людей и богов. Искусство варваров было, в основном, прикладным - различные орнаментальные украшения оружия, сбруи, утвари, одежды и т.п. с использованием драгоценных камней, перегородчатой эмали, филиграни, - выполненные в "зверином стиле".

Германцы принесли с собой и систему нравственных ценностей,

сформированных еще в недрах патриархально-родового строя, где особое значение придавалось идеалам верности, воинского мужества с сакральным отношением к военному предводителю, ритуалу. Все это наложило отпечаток на формирующуюся средневековую культуру.

7.2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Идеологическим стержнем духовной жизни средневековья, всей его культуры, стало христианство.

Христианство появилось в середине I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи. На рубеже поздней античности и раннего средневековья оно явилось той объединяющей оболочкой, в которую смогли вместиться самые разные взгляды, представления и настроения - от тонких теологических доктрин до языческих суеверий и варварских обрядов.

Христианство влияло на огромные массы людей:

наследуя и преобразуя идеи и образы различных религий;

сохраняя и наполняя новым содержанием наиболее распространенные и привычные обряды;

провозглашая братство равных перед Богом единоверцев, независимо от их этнической, языковой, социальной и политической принадлежности;

обещая посмертное воздаяние за добродетельную жизнь.

Во II-VIII вв. совокупность богословских, философских и полити-

ко-социологических доктрин «отцов церкви» (патристика) оформи-

лась в догматику и организацию христианской церкви.

На первых двух соборах – Никейском (325) и Константинопольском (381) – сложился христианский Символ веры , то есть краткое изложение основных догматов христианства.

Согласно Символу веры, состоящему из двенадцати членов (час-

тей), христиане верят:

в единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли;

в Духа Святого, который исходит от Бога-Отца и достоин такого же поклонения и славы, как Бог-Отец;

в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога-Отца (подобно лучу от солнца) и единосущного Отцу (то есть единой природы, единого существа с ним);

в то, что Иисус Христос воплотился (принял человеческое тело и облик) от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения всех людей;

в то, что Христос был распят при Понтийском Пилате, страдал и умер как человек и был погребен;

в то, что Иисус принял страдания за всех людей, за их грехи;

в то, что Иисус воскрес в третий день, а затем вознесся на небеса; Он имеет равное могущество и славу с Богом-Отцом;

в то, что Иисус придет на Землю во второй раз, чтобы судить живых и мертвых, которые воскреснут;

в Единую, Святую (освященную Христом и несущую его божественную благодать), Соборную (составленную из свободных личностей всех времен и народов, как живущих и будущих жить, так и умерших, т.е. перешедших в «жизнь вечную») и Апостольскую (сохраняющую преемственность от апостолов) Церковь;

в таинство крещения;

в будущее воскресение мертвых;

в вечную жизнь после второго пришествия Христа и Страшного Суда.

Христианское вероучение систематизирует теология (греч. theos –

бог, logos – учение), или богословие. Видными средневековыми теологами были Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Николай Кузанский.

Средневековая картина мира

Средневековая картина мира складывалась преимущественно из образов и толкований Библии. Исходным пунктом объяснения мира было полное и безусловное противопоставление Бога и природы, Неба

и Земли, души и тела.

В самом общем плане мир виделся тогда в соответствии с некоторой иерархической логикой, как симметричная схема , напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней, - Бог. Ниже идут ярусы, или уровни, священных персонажей: сначала апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые

постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню – архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней, ниже и простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле размещаются животные, потом растения и потом – сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет зеркальное отражение верхней, земной и небесной, иерархии, но в ином измерении и со знаком «минус», в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине этой второй пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком (отражающее подобно зеркалу) существо. Если Бог – олицетворение Добра и Любви, то Сатана – его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.

Христианский образ человека разорван на два начала : "тело" и "душу", - и в этом противопоставлении приоритет безоговорочно отдается началу духовному. Красота человека выражается в торжестве его духа над телом. На смену атлету как символу античной культуры пришел средневековый аскет, добровольно переносящий лишения.

Человек стал рассматриваться как объект и цель борьбы двух космических сил (божественной и сатанинской), которая реализуется в столкновении желаний человека жить "по плоти" или "по духу". Христианин может и должен проявить себя в этой вселенской битве добра со злом.

Начиная с X в. и вплоть до эпохи Просвещения (конец XVII – начало XVIII вв.), христианство стало религией, которая входила в жизнь каждого европейца с момента его рождения, сопровождала его на протяжении всего его земного существования и вводила в загробный мир.

Однако средневековая христианская культура не была цельной, она существовала как единство культур различных социальных сословий. Три главных сословия феодального общества - духовенство, рыцарство и народ. Каждое из них не только выполняло полезную для общества функцию, но и священную обязанность.

Был ли христианский образец человека - человек глубоко религиозный, а потому нравственный, - реализован в жизнедеятельности представителей этих сословий?

7.3. СОСЛОВНЫЕ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Монастырская культура

Первым, высшим сословием, считалось духовенство , сословие «молящихся». На нем лежали все заботы о духовной жизни общества

(«дела небесные»). Ближе всего к христианскому идеалу человека был образец, складывающийся в среде духовенства и особенно монашества, которое уходило от мирской жизни, посвящая себя аскетическим "подвигам" во имя Бога.

Первоначально монахи не имели каких-либо уставных правил и руководствовались в своем служении собственными фантазиями. Позже возникли монастыри (от греч. monasterion - келья отшельников) - общины монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни. Обоснование правил монастырской жизни впервые было дано Василием Великим (IV в., Византия). У истоков монашества на Западе стоял Бенедикт Нурсийский (VI в.), основавший бенедиктинский орден, централизованное объединение монастырей с единым уставом.

Согласно "Правилам" Бенедикта, монастырской братии предписывалась строгая дисциплина по воинскому образцу, а их служение Богу было более обращено в мир, являя собой пример практического христианского милосердия.

В VI в. по образцу бенедиктинского ордена была создана обитель Флавия Кассиодора , считавшего образованность одной из важнейших христианских добродетелей. В его Виварии впервые сложилась та трехчастная структура монастыря как просветительского центра, которая стала традиционной для средневековья: библиотека (книгохранилище), книжная мастерская и школа. Именно благодаря монастырям античная культура не была утеряна безвозвратно. Она была частично переработана в соответствии с потребностями христианского богословия, а частично сохранена и спасена от исчезновения, хотя и признавалась "богопротивной". В условиях раннего средневековья, когда монополия на образование принадлежала церкви, монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела, художественного ремесла.

В VII-X вв., благодаря монахам-миссионерам, христианство широко распространяется в Северной и Восточной Европе. Всплеск «деятельного христианства» приходится на XI-XII вв. Священник и монах того времени – это проповедник, школьный учитель, врач, экономист, адвокат, учитель, политик, крестоносец и т.д.

С развитием феодализма монастыри превращаются в крупных землевладельцев, втягиваются в товарно-денежные отношения, включаются в светскую жизнь, в результате чего "обмирщаются". Жизнь монахов утрачивает аскетический характер первоначальных общин: процветают разврат, обжорство, тунеядство. Все это рождало критику «продажной» церкви как внутри духовенства, монашества, так и в народных антифеодальных движениях. Руководство католической церковью объявило эти движения ересью.

Фанатичному и жестокому испанскому монаху Доминику папа Римский предоставил чрезвычайные полномочия в борьбе с еретиками. Сама эта борьба была объявлена высшим подвигом христианским, где допустимы самые жестокие средства. Так рождалась «святая католическая инквизиция» (ХП-ХШ вв.). Доминиканцы – уже не «воины», а «псы Господни».

За укрепление монастырей выступают сторонники реформ, требующие восстановления сурового устава Бенедикта Нурсийского. На базе католических монастырей возникают духовно-рыцарские и нищенствующие ордена (францисканцев, доминиканцев, августинцев и др.).

Наиболее ярко «светлый» христианский идеал воплотился в жизни Франциска Ассизского, проповедовавшего святую бедность, поскольку жизнь христианина должна быть подражанием земной жизни Иисуса. Однако уже в XIV-XV вв. францисканский орден изменяет своим идеалам.

Таким образом, христианский образ человека не был реализован даже у монахов. Главная причина этого - сама жизнь, включение монашества в реальные отношения феодального общества с его войнами, крестовыми походами, борьбой за светскую и церковную власть.

Рыцарская культура

Рыцарство (от нем. Ritter - всадник) – это военноаристократическое сословие феодального общества, призванное выполнять высшие государственные задачи: поддержание церкви, защиту веры, упрочение мира, защиту народа от насилия и т.д. Это сословие «воюющих». Удел рыцарства – «дела земные».

Рыцарство зародилось еще в раннем средневековье, достигло расцвета в XI-XIV вв. и претерпело упадок в ХV в. От своих сеньоров, с которыми рыцари (светские феодалы) были связаны отношениями вассалитета, они получали земельные владения - при условии несения в их войске конной военной службы.

Идеология рыцарства своими корнями уходит, с одной стороны, в культурные традиции древней общины германских племен с ее стереотипами мышления и языческими верованиями, а с другой – в развитую христианством концепцию служения.

В основе рыцарского кодекса чести лежат восемь основных добродетелей: древнее происхождение, безусловная верность своим обязательствам по отношению к сеньору и равным себе, большая физическая сила, мужество, благородное поведение в бою, бережное отношение к своему коню и оружию, постоянная забота о славе, щедрость, внешняя привлекательность, учтивость, умение сочинять или хотя бы читать

стихи и играть на каком-либо музыкальном инструменте и, наконец, влюбленность в прекрасную даму.

Добродетели истинного рыцаря воспитывались в сыновьях светских феодалов с детства. До 7 лет они находились на попечении женщин в семье, до 14 лет были пажами при дворе сеньора и до 21 года оставались оруженосцами. Система их воспитания включала в себя обучение религии, придворному этикету, верховой езде, фехтованию, владению копьем, плаванию, охоте, игре в шашки, сочинению стихов и пению в честь дамы сердца.

Особой страницей рыцарской культуры были турниры. Турнир (от старофр. tournei) - военное состязание, целью которого является показ боевых качеств рыцарей, составлявших основу феодальных ополчений. Турниры обычно устраивались королем или другим знатным сеньором по какому-либо торжественному случаю и происходили публично. Рыцари на конях и в полном вооружении выступали друг против друга в одиночку, попарно или отрядом; бывали также и пешие поединки. Ход турниров регламентировался особыми правилами. Победитель добивался славы, получал денежную награду. Иногда турниры, являвшиеся в известной мере узаконенным видом феодальной войны, сопровождались тяжелыми ранениями и даже гибелью участников.

Выдающимся явлением средневековой культуры стала куртуазная (от фр. courtois - учтивый, рыцарский) литература - придворнорыцарское течение в европейской литературе XII - XIV вв. Она была не только средством выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала.

Куртуазная литература представлена лирикой трубадуров (Прованс), труверов (север Франции), миннезингеров в Германии, а также

рыцарским романом.

Рыцарь постоянно стремился к первенству, к славе. О его подвигах и любви должен был знать весь христианский мир. Отсюда - внешний блеск рыцарской культуры, ее особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, к этикету.

При более внимательном рассмотрении жизнедеятельности рыцарства оболочка христианства и благородства становится все тоньше. Вместо смирения – гордость, вместо прощения – месть, полное неуважение к чужой жизни. Современники постоянно обвиняли рыцарей в жадности, нападениях на путешественников, ограблении церквей, нарушении клятв, разврате, битье жен, невежестве, несоблюдении правил поединка, превращении турниров в доходный промысел – охоту за доспехами, оружием, лошадью побежденного.

Высокий христианский идеал не нашел своего воплощения и в этом сословии средневекового общества.

1) Раннее средневековье

2) Классическое ,

3) Позднее средневековье

Кризис позднеё Римской империи и попытки его преодоления.

Романисты настаивают на роли Римского начала. Германисты на том, что варварство стало решающим элементом в становлении Средних веков.

Рим достиг своего могущества к 2 веку до н.э. С конца 3 века начинается системный кризис.

Рабовладельческие виллы, Латифундии, мелкие хозяйства посессоров.

Использование труда рабов. Существование за счет притока дешёвой рабочей силы. Внешняя политика Рима ведёт к неудачам, происходит увеличение цен на рабов.

Латифундии – огромные хозяйства, основанные на труде рабов. Расход средств на надсмотрщиков.

Посессоры - мелкие собственники. Они были основой римской армии. Происходит их массовое разорение.

Кризис в сельском хозяйстве.

Кризис в городе. Аграризация экономики. Перемещение в деревню, переход к натуральному хозяйству. Утрата единства внутри Империи.

Кризис в финансовой сфере. Порча монеты и её обесценивание.

Кризис в социальной сфере. Постепенное повышение статуса раба и понижение статуса свободного человека. Раб получает право на создание семьи и пикулий(имущество). Статус раба приближается к статусу арендатора. Появляются штрафы и наказания за убийство раба. Меняется положение свободных(невозможность эксплуатации свободного человека)

Колоны – поселенцы на чужой земле, с некоторыми правами на неё, это могли быть рабы, вольноотпущенники и свободные, посажённые на землю с целью уплаты налогов. В конце 4 века колоны окончательно прикрепились к земле.

Нарастание обстановки нестабильности в обществе. Многочисленные восстания, бегства рабов.

Кризис в политической системе управления. Период принципата с 1вдо н.э -3 в. н.э. Правление домината с 3 в. -5в. Падение роли сената и возрастание роли императорского совета. Опора –союз всадников. Монархические основы государственности. На Западе негативное отношение к титулу «Rex», а на Востоке титул «Василевс» - возрастает роль Востока.

Упадок полисного управления. Декурион исполняет обязанности безвозмездно, их доходы снижаются. Развал полиса и полисного самоуправления. Гражданство мог получить каждый гражданин Римской империи. Рим выводит гарнизоны из далёких провинций. Центральная власть не может повлиять на децентрализацию. Христианство даёт людям надежду. Идёт варваризация империи.

Диоклетиан 284-305. конец периода солдатских императоров.

Денежная реформа – ввод новой денежной единицы «номисма/солид» из золота.

Налоговая реформа- взимание налога с самого прибыльного участка. Возможность неуплаты налогов в случае чрезвычайной ситуации(30 лет), после этого отрезка времени участок передавался общине.

Административная реформа. Признание частной власти магнатов. Установление жесткого контроля. Принцип выборности сменился принципом назначения.

Константин 313

Миланский эдикт –прекращение гонений на Христиан. 325 год – первый Никейский собор.

Военная проблема – активное привлечение варваров, для военных действий, это способствовало проникновению огромный масс варварского населения на территории имеприи.

Рабы не получили гарантированных прав на пикулий. Виллы оказались в 2 раза выгоднее латифундий.

Империя Карла Великого.

Правили с кон.VIIв.(майордомы),с 751г.-короли.Сложились осн.феод.строя.Ускор.рост круп.зем.собст-ти за счёт соц.расслоен-я внутри общины,разорения своб.крест.2 вражд.соц.слоя:круп.землев-цы и уже завис.крест-не(эксплуат.землевлад.)

Карл Мартелл (715-741). Усмирил внутр.смуты в кор-ве.732г-сраж.при Пуатье.Нанёс пораж-е арабам,вторгш.в Юж.Галлию(конное войско).Бенефициальная реформа: вместа дарения земли в полную собственность (аллод), пожалование земли в условную собственность на срок службы (земли отобрал у церкви в Нейстрии). Бенефиций – пожизненное держание при условии военной службы. Укрепл-е слоя мелк.и сред.феодалов,ставших осн.войска.Крест-во утратило знач-е глав.воен.силы.Укреп-е феод.зем.соб-ти и крест.завис-ти(земля давалась с людьми).Бенефициальные пожалования создавали поземельную связь между жалователем и получателем и устанавливали отношения личной верности => начало складывания вассально-сеньориальных отношений.Реформа усилила центр.власть.

Пипин Короткий .(741-768).Все розданные в бенефиции церк.земли признавались собст-ю церкви(платежи с владельцев церкви).Без разреш-я короля церк.не имела права отнять земли.Союз Каролингов и церкви(папы).Пипин принудил лангобардов отдать папе захвач.города Рим.обл.(с 756г.-Папское гос-во)=>получил титул короля от папы.

Карл Великий (768-814). Расцвет государства. 774 г. – покорение лангобардов. Борьба против арабов: 778 г. – неудачный поход (смерть маркгр. Роланда). 801 г. – захват Барселоны и создание погран.Испанской марки. Войны с саксами (772-802 гг.). 788 г. – присоединение Баварии.Саксы платят десятину церкви. 778-803 гг. – войны с аварами. 800 г. – поход в Рим для защиты папы от римской знати => коронация в храме Св. Петра (Византия признала его титул в 812 г.). Рубежи укреп-ся марками.Территория франкской державы была разделена примерно на 200 графств. Каждый из графов обладал высшей военной, судебной и фискальной властью. Для контроля за деятельностью графов была создана своеобразная инспекция: королевские «посланцы».Феодалам нужна была нужна была сильн.центр.власть,чтобы держать в повиновении крест-во. «Майские поля»-съезд бенефициариев.Воен.реформа:служат только зажит. Своб.землевл-цы,бедные объед-ся в группы и выставляют 1 вооруж.воина.Крест-во отстранялось от воен.службы.

11.Военно-колонизационные движения эпохи средневековья (причины, общая характеристика, примеры по выбору экзаменуемого – кроме Крестовых походов).

Причины: рост численности населения; необходимость в новых землях для заселения и сельского хозяйства.

Общая характеристика и примеры: первые очаги колонизации появились в Северной Европе, т.е. в скандинавских странах. У скандинавов было мало плодородной или пригодной для земледелия и скотоводста земли, и это приводит к периоду нашествий викингов(кон. 8 - кон. 11 вв.) В поисках новой земли они открыли и заселили Исландию, в кон. 10 в. основывают первое поселение в Гренландии, так же ок. 1000 г. викинги достигают берегов Америки(Лейв Счастливый). Образование Герцогства Нормандия на севере Франиции(по договору между конунгом Рольфом и французским королем Карлом Простоватым, 912 г.). Нормандцы, в свою очередь, захватили Англию(Вильгельм Завоеватель), и смогли укрепится на юге Италии(сицилийские норманны). Следующие очаги возникают в Центральной Европе, например, в Германии, где при Фридрихе Барбароссе начинается экспансия на восток, в земли славян(захват правого берега Эльбы, уже в 1221 г. основывается Берлин. Проводились попытки завоевать север Италии. Для Франции военно-колонизационное движение обозначилось завоеванием Англии норманнами, Альбигойскими войнами на юге и основанием Анжуйской династии в Неаполе. Одним из важнейших направлений было завоевание Фландрии, и подчинение ее Франции. Значительным событием в этот период стала Реконкиста, т.е. отвоевание земель на Перинейском полуострове у мусульман, которое началось с королевства Астурия в 718(или 721) году, и закончилось только к концу 15 века. Короли Испании и Португалии щедро спонсировали Атлантические экспедиции в поисках более короткого пути в Индию, и здесь можно выделить Марко Полло, Колумба и Америго Веспуччи, главных лиц эпохи Великих Географических Открытий.

12.Крестовые походы (причины, общая характеристика, примеры по выбору экзаменуемого).

Причины: если рассматривать крестовые походы как часть военно-колонизационных движений, то это демографический подъем и нехватка свободной земли. С другой стороны, это Священный поход к Иерусалиму, направленный против неверных мусульман, подготовка к которому тщательно готовилась в Ватикане.

Общая характеристика: на подготовленной почве(после Реконкисты), католическая церковь постепенно подводила народ к походу против мусульман, и папству нужен был лишь повод. Его предоставил император Алексей 1 Комнин, обратившийся за помощбю против турок-сильджуков. Папа Урбан 1 среагировал мгновенно, прочитав на Клермондском соборе 1095 года проповедь о первом крестовом походе, но речь шла не о походе в помощь Византии. Первыми откликнулись нижние слои общества, образовавшие Крестовый поход бедноты, но он быстро распался, т.к. участники в основном опустошали земли, через которые, по их мнению, шел путь в Священный город. Настоящий первый Крестовый поход собрался в 1096 году, и в итоге оказался самым успешным: ордена рыцарей пересекли Средиземное море, взяли Иерусалим и основали государство крестоносцев(в него входили Графство Эдесское(первое основанное), Княжество Антиохии, Графство Триполи и - самое крупное - Иерусалимское королевство, просуществовавшее вплоть до падения Акры в 1291 году). Этот поход был окончен в 1099 году. Инициатива начать второй поход была проявлена французским королем Людовиком 7, и вскоре поддержанная германским императором Конрадом 3. Изначально Людовик 7 планировал перебраться по морю, поскольку находился в дружеских отношениях с сицилийским королем Роджером 2, но Конрад 3 убедил его идти по пути первого Крестового похода:через Восточную Европу и Византию. Это привело к заключению двух христиано-мусульманских союзов: между Роджером 2 и египетскими мусульманами, и между императором Мануилом 1 Комнином и иконийским султаном. Германская и французская армия двигались медленно, опустошая земли, через которые они проходили, и это изрядно напугало византийского императора, быстро переправившего армию Конрада 3 через Босфор(и уже в первом сражении в Каппадокии, германская армия была разбита), и германцы принялись ждать французов. Мануил 1 заверил подошедшую к этому времени французскую армию, что их союзник одерживает блистательные победы, что разбудило дух соперничества, и вскоре эта армия так же перешла Босфор, и только там узнала о поражении германцев. В долгом и трудном походе до Дорилеи две армии быстро уменьшались под напором мусульман, жары и недостатка продовольствия, и в итоге Конрад 3 из Эфеса по морю в Константинополь, а Людовик 7 остановился в Антиохии. Из-за возникшего напряжения между византийским и германским императорами, армия Конрада 3, не дожидаясь французов, двинулась прямиком в Иерусалим, где был заключен союз с королем Балдуином 3, но провал в покорении Дамаска окончательно отворотил германского императора от Крестового похода. Французский король долгое время сомневался, стоит ли продолжать поход, но был убежден своими приближенными, что не стоит рисковать. Итогом этого похода стала только возросшая уверенность мусульман в собственных силах. Третий Крестовый поход был организован в 1189 году при поддержке Фридриха 1 Барбароссы, французского короля Филиппа 2 Августа, австрийского герцога Леопольда и Ричарда 1 Львиное Сердце, ему предшествовал захват Саладином(Салах ад-дин) Иерусалима. Этот поход можно разделить на три этапа: англо-французское движение, германское движение и осада Акры. Ричард 1 Львиное Сердце в ходе своего продвижения из Англии через Францию и Италию, остановился на Сицилии, где произошел конфликт не только между ним и французским, но и с германским правителями, в виду притязаний английского короля на норманнскую корону. Корона, через брак наследницы норманнского короля с сыном Фридриха 1 Барбароссы, принадлежала германскому императору; Ричарду 1 пришлось задержаться на Сицилии, а французский король двинулся дальше, в Сирию. Еще раз английской армии пришлось задержаться на Кипре, где Исаак Комнин захватил в заложники невесту короля, и тем самым спровоцировал войну, закончившуюся триумфом Ричарда 1. Кипр был подарен королю(титулярному) Иерусалима, а англичане начали осаду Акры. Перед тем как выступить в поход, Фридрих 1 Барбаросса заключил ряд союзов, в том числе с византийским императором и иконийским султаном, и начал движение по суше, к Константинополю. К германскому императору прибыли послы от болгарского и сербского правителя, предлагающих союз против Византии, но Фридрих 1, имея целью Крестовый поход, уклонился от ответа, пытаясь избежать нежелательных и сложных отношений. Однако, чем глубже в Византийскую империю продвигался Фридрих 1 Барбаросса, тем меньше становилась его армия из-за вражеских набегов в опасных местах, и в итоге это привело к открытому конфликту с Византией. Германский император способствовал образованию союза между сербами и болгарами, выступивших с большой армией против Константинополя, а Фридриху 1 удалось переправиться через Босфор, но, вскоре после крупной победы в Иконии, император утонул. Акра была взята только истощением, т.к. личные разногласия между английским и французским королями не давала возможности объединить силы и разгромить мусульман, но в 1191 году город был взят, а Филипп 2 Август, окончательно разругавшись с Ричардом 1, вернулся во Францию. После того, как оставшийся один английский король попытался выторговать или захватить Иерусалим, и потерпел неудачу, Ричард 1 Львиное Сердце начал свое долгое возвращение домой, тем самым обозначив конец Крестового похода в 1192 году. Последний, четвертый Крестовый поход был начат в 1202 году и был, по сути, направлен не столько против мусульман, сколько против Византийской империи. Изначально, однако, армия крестоносцев двинулась в Константинополь по просьбе Алексея Ангела, чей отец, законный император, был брошен в темницу. Ангел просил помочь вернуть ему престол в обмен на щедрое вознаграждение, и крестоносцы согласились, но обещанного вознаграждения не было, и город был захвачен. Таким образом, была основана Латинская империя, просуществовавшая до 1261 года. Французы, учавствовавшие в походе, получили феодальные уделы в Греции и Фракии, а византийцы контролировали Константинопольский порт. До Святой Земли крестоносцы не добрались.

Итог: в ходе Крестовых походов были окончательно обострены отношения между католической и православной Церковью, расцвели антисемистские движения, и нарастающая мощь Османской империи теперь была неоспорима. Но были и плюсы: этот период ослабил внутриполитические конфликты в Европе, было заимствовано множество достижений арабов и сохранившихся на востоке трудов античности, произошел синтез культур и стабилизировалась торговая система.

Развитие культуры Византии.

На различных этапах культурного развития Византии в этом синтезе получали преобладание то восточные, то западные элементы. Не меньшее воздействие на культуру Византии оказало и своеобразие государственного строя империи. Сохранение в Византии централизованной империи и сильной императорской власти оказало большое влияние на идеологию и культуру Византии. Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни общества. В Византии при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало и светское художественное творчество. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии. Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировоззрения. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи. В IV-V вв. в империи развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические - о природе Христа и тринитарные – о месте его в Троице. В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием. В христианской философии этой эпохи возвышается фигура выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо-Дионисия Ареопагита. Его религиозно-философская система соединяет неоплатонизм с христианством. VI век был богат выдающимися историческими сочинениями (Прокопий Кесарийский, «Тайная история»). В VI – VII в. византийские художники сумели создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в православный художественный центр средневекового мира. Бурное строительство в городах ранней Византии стало мощным стимулом развития архитектуры (храм св. Софии в Константинополе, 532-537). Мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла и прикладного искусства Византии.

В середине VII в. завершается первый этап развития византийской культуры и идеологии. К этому времени окончательно складывается христианская догматика. С 1 ¼ VIII в. богословские и идейные споры вспыхивают с новой силой, приняв на этот раз форму иконоборчества (тезис о неописуемости и непознаваемости божества).

В VIII - 1 пол. IX в. усиливается влияние религиозной идеологии на византийскую литературу, особую популярность приобретают такие литературные жанры, как жития святых и литургическая поэзия. С Х в. наступает новый этап истории культуры Византии. С этого времени начинается известная стабилизация общественного сознания, завершается систематизация христианского богословия. Происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре Х в. был связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Становление и развитие ее приходятся на IX-XII вв. В IX-Х вв. большое распространение в империи получают так называемые «акритские песни» и воинские повести, прославляющие подвиги органичных воинов-акритов. В XI-XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. В XI-XII вв. в Византии вновь возрождается жанр «историй».

Наряду с религиозными гимнами развиваются светская любовная лирика и обличительная сатирическая поэзия. Изменяются этические воззрения. Заметно меняется творческая позиция художников. На смену пассивному преклонению перед церковно-догматическим отображением мира постепенно приходит осознанное восприятие художником реальной действительности. В XII в. в Византии возрождается старый литературный жанр позднеантичного романа. Почти одновременно появляется ряд романов, прозаических, поэтических, основанных на античном сюжете. От своего античного прообраза византийский роман отличается замедленным развитием событии, углублением символизма и обилием аллегорий, дублированием эпизодов, наличием натуралистических подробностей. Мотивы отрицания, критики общественного строя с его унификацией и канонизацией культурных ценностей. Расцвет переживает народная литература разных жанров В XIV – 1 пол. XV в. византийская живопись переживает кратковременный, но яркий расцвет («Палеологовское Возрождение»). Он характеризуется стремлением художников выйти за рамки установленных канонов церковного искусства, обратиться к изображению не отвлеченного, а живого человека. Упадок Византийского государства в XV в. отрицательно сказался на развитии византийской культуры

23. Германия 10-15вв. Особенности: отсутствие наследственности власти, выборность, династии есть,лишь если сильный правитель заставляет князей признать своего сына следующим правителем, влияние личности короля на внутр. процессы, отсутствие постоянного королевского домена → невозможность централизированного объединения после раздробленности, объединения осуществляются князьями, стремившимися не допустить усиления императорской власти. Номинально есть император, но нет реальной власти → раздрай, разбой на дорогах и прочая + двухуровневость полит жизни: местный с князьями и имперский – номинальный император и отождествление всех земель с наследием Рима (Германию и называли тогда Священной Римской Империей). Нидерланды – одно из самых развитых мест средневековья. Нет единой системы мер и весов, очень много таможень.

9-11вв: 9 в – образование восточно-франкского королевства. Архаичное, слабо дифференцированное общество (только на юге чуть лучше – римское наследство). Слабое, но более пестрое положение дел с подчинением вотчины ее владельцу. Оттон 1 – германский король в 10 веке – становится королем италии, затем и императором римской империи с 962 года. Любил церковь – это средство власти, наделял землей, привелегиями, но влиял сильно на нее и сам – высшие должности под его контролем – имперская церковь . Подъем культуры при Оттонах – оттоновское возрождение – контакты с италией и византией, женитьба оттона 2 на византийской принцессе, слабое возрождение но все же.

11 век. Начался процесс феодализации. Быстрый темп. Борьба за инвеституру между папой и королем (передача властных полномочий посредством символического вручения знамени (светские полномочия) и кольца и посоха (церковные). Из-за инвеституры епископов. Генрих 4 и папа григорий7. Окончание борьбы за инвеституру - 1122 – Вормский конкордат: император уступает инвеституру, но процедура в присутствии короля – условность полномочий короля в этом вопросе.Это «удар по имперской церкви». Далее усиливается роль местных князей из-за ослабления короля.

12 век. Династия Штауфенов – 1138-1254 Характерная черта их политики – стремление подчинить всю Италию, сделать ее своей опорой – столкновения с папами и Сицилийским королевством (1176 – поражение при Леньяно, отказывается от ряда претензий в северной Италии, после еще при др.императорах борьба, но с тем же успехом). Крестовые походы. Сер 12 века - развитая городская община на западе. Становление цехов. На рубеже 13 века – появление городского совета – члены совета – это консулы. Советы образовывались с согласия синьоров , чтобы облегчить тем обязанности по управлению (в отличие от Франции, но с 13 века тоже выступления против синьоров). Церковь и знать основывают новые города, т.к. свой город – это выгодно (мюнхен, лейпциг). Купцы северных городов назывались гАнза – братство, гильдия. 3 торговые области – северная, южная и средняя, как связь между первыми двумя → только посредническая функция + внутренняя торговля.

13 век. 1254 – умирает последний штауфен. Междуцарствие – ок.30 лет. раздробленность. южная германия – развивается горный промысел – серебро для торговли. Глубокие шахты уже умели делать с 12 века. Железная руда . Использование энергии падающей водя для раздувания мехов. Колонизация на восток в это время – ливония, пруссия.

14 век. Расцвет ремесел, торговли. Нет четких и устойчивых границ ни внутри империи, ни внешних (до 2/2 15 века так). 1291 - образование швейцарского союза на территории империи. (3 свободные общины объединились против попыток габсбургов захватить торговый путь в италию, начало века – победили габсбургскую конницу. Признание полит независимости швейцарии лишь в 1648 году.). ГАнза становится союзом, подобным государству, ведет войны – победа над данией – городской патрициат представлял в ней власть, а каждый город – автономия. Возникают и другие союзы городов – Швабский, Рейнский. 1356 – золотая булла – закрепление правовое политической раздробленности – подтверждала выборный порядок избрания императоров коллегией из 7 князей-курфюрстов. Габсбурги с 1438г. после люксембургской династии.

15 век. «замыкание цеха» - появление вечных подмастерьев. Середина века – книгопечатание . К концу века – около 50 центров книгопечатания. Потери территорий (Шлезвиг и гольштайн – дании, прованс –франции, верхняя и нижняя австрия – венгрии. Формировавшееся с 14 века сословно-представительная власть получает название Рейхстага в конце 15 в – совещательный орган. Также сформированы ландтаги (органы территориального управления в отд.княжествах, нерегулярный характер.).

Особенности: Номинальная власть династии га

Хронологические рамки и периодизация истории средних веков.

1) Раннее средневековье - время формирования феодального способа производства, V-XI вв.

2) Классическое , или развитое средневековье - период развитого феодализма, конец XI-XV вв.

3) Позднее средневековье - период разложения феодальных отношений и зарождение капиталистического способа производства, XVI - середина XVII вв.

2. Происхождение и содержание терминов «Средние века» и «Феодализм».

Термин средние века был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо в 1483 году. До Бьондо доминирующим термином для обозначения СВ было понятие «тёмные века», введенное Петраркой. В современной историографии «Тёмные века» означает 6-8 века в современной историографии.

В 15-17 веках этот период media tempestas c 1469, media antiquas c 1494, medium tempus c 1531…

В 17 веке термин “Средние века» был введён Кристофером Келлером – деление истории на античность, средние века и новое время. Он считает, что средние века длились с 395г(раздел Империи) и до 1453г.(падение Византии). Термин «Средние века» применяется по отношению к Западному средневековью. Особенности: феодальная система землепользования, система вассалитета, доминирование церкви, идеалы монашества и рыцарства

Феодализм –тип общества, характеризующий наличие социальных классов – феодалов и простолюдинов.

При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (сеньора). Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала - не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы).

Производителем материальных благ при феодализме был крестьянин, который в отличие от раба и наёмного рабочего, сам вёл хозяйство, причём во многом вполне самостоятельно, то есть был хозяином. Крестьянин был собственником двора, основных средств производства. Он выступал и собственником земли, но был подчинённым собственником, тогда как феодал - верховным собственником. Верховный собственник земли - всегда одновременно верховный собственник личностей подчинённых собственников земли, а тем самым и их рабочей силы. Здесь, как и в случае с рабством, существует внеэкономическая зависимость эксплуатируемого от эксплуататора, но только не полная, а верховная. Поэтому крестьянин в отличие от раба - собственник своей личности и рабочей силы, но не полный, а подчинённый. Таким образом, расщеплённой была не только собственность на землю, но и на личность работников.

Феодализм в западной Европе, по ряду концепций, стал устанавливаться ещё в V веке нашей эры в поздней Римской империи. Отличительными чертами феодализма в Западной Европе были высокая степень политической децентрализации, дуализм светской и духовной властей, специфика европейского города как центра ремесла и торговли, раннее развитие горизонтальных общественных структур, публичного частного права. Затем, в Средние века, он стал господствовать в Европе вплоть до буржуазных революций. На смену феодальному строю пришел капиталистический.

Двойственность ценностных ориентаций еще ярче проявлялась в жизни простых людей, прежде всего крестьянства , сословия «трудящихся».

Крестьяне находились в разной степени зависимости от феодала. Лично зависимые крестьяне (сервы) не могли распоряжаться собой, своей землей и имуществом, работали на барщине, несли ряд повинностей, могли быть проданы с землей другому феодалу. Значительную часть населения составляли лично свободные крестьяне . Они сами распоряжались своим движимым имуществом, но платили феодалу высокие налоги и должны были подчиняться суду сеньора. Существовал и небольшой слой крестьян – собственников земли , зависимость которых от сеньора носила судебный и политический характер.

Быт крестьян нес на себе отпечаток крайней бедности: простейшие орудия труда, убогая деревянная утварь, маленькие жилища, где в одной комнатке ютилась вся семья, хранились запасы и содержался скот. Почти вся жизнь крестьян была наполнена тяжелым трудом.

Дух и плоть, добро и зло, устремленность к Богу и чувственные радости, боязнь греха и грех в их повседневности тесно переплетались. Христианский принцип двумирности с трудом воспринимался народным сознанием. В деревне по-прежнему верили в духов, домовых, эльфов, русалок, драконов, поклонялись языческим богам, иногда – под видом католических святых.

Высшим проявлением духа язычества были народные праздники, в том числе карнавалы, где естественная потребность в психологической разгрузке, в беззаботном веселье после тяжких трудов выливалось в пародийное осмеяние всего высокого и серьезного в христианской культуре.

В рутинной, медленно развивающейся цивилизации средневековья

временные ориентиры были расплывчаты. Точное измерение вре-

мени распространяется лишь в позднем средневековье. Личное, бытовое время средневекового человека двигалось как бы по замкнутому кругу: утро – день – вечер - ночь; зима – весна – лето - осень. Понимание же исторического времени было иным. Время оказывалось линейно направленным, движущимся от сотворения мира к Страшному суду и завершению земной истории.

Восприятие человеческих возрастов отличалось от привычного для современного человека. Сорокалетний человек считался стариком. Средневековье не знало глубокой эмоциональности по отношению к детям. А вот отношение к юности было очень ярким, эмоциональным. Она мыслилась как пора цветения, с нею связывались представления о жизненной магической силе.

Городская культура

Развитие средневековой цивилизации связано с ростом городов. В начале средних веков города в Европе – это небольшие группы людей (1-5 тыс. человек), живших вокруг крепостей или резиденций епископов и мало чем отличавшихся от крестьян. Для защиты от врагов город окружался мощными стенами, их кольцо со временем расширялось, охватывая и пригороды.

Большинство зданий было деревянными и очень часто подвергалось пожарам. Улицы - узкие, кривые, с тупиками, и необычайно грязные, такие что германский император Фридрих II дважды чуть ни утонул в грязи вместе со своей лошадью в двух немецких городах. Дома примыкали друг к другу, верхние этажи навесали над нижними. Не существовало водопровода, канализации, уличного освещения; мусор выбрасывали прямо на улицы, где бродили домашний скот и птица.

К X-XI вв. ремесло отделяется от сельского хозяйства и происходит быстрый рост городов как центров ремесла и торговли. Теперь в крупных городах живет 20-30 тыс. человек и более, растет число малых городов.

Средневековый город строился вокруг рыночной площади, рядом с которой помещались городской собор и здание городского совета (ратуша). Горожане достаточно быстро освобождаются от власти окрестных феодалов, налаживают самоуправление (коммуны).

Состав городского населения был очень пестрым. Здесь прожи-

вают короли и герцоги со своими придворными и слугами, епископы, монахи, священники, люди свободных профессий – юристы, врачи, архитекторы, преподаватели и ученики школ и университетов; крестьяне ищут в городе заработков и освобождения от крепостной неволи, нищие и преступники – легкой поживы.

Постепенно складывается сословие горожан – бюргеров . Его основу составили ремесленники и купцы, объединенные по профессиям в особые союзы – цехи, гильдии, братства, «торговые дома». Мастера и торговцы нуждались в защите своего предприятия и доходов от феодалов и конкуренции, в регуляции своих отношений с подмастерьями и учениками. Цех строго регламентировал производство и сбыт товаров, технологию их изготовления, число помощников и др. В XIII-XV вв. сословие бюргеров расслаивается. Выделяется правящая элита из богатых купцов, руководителей цехов – патриции. Им противостоят массы живущих в бедности подмастерьев, учеников, неквалифицированных рабочих, которым теперь уже закрыт путь наверх, в цеховую организацию.

С XI в. города становятся центрами культурной жизни Западной Европы. Именно здесь начинается «техническая революция» зрелого

средневековья, создаются новые научные и образовательные центры, возникает вольнолюбивая литература на народных наречиях, даются театральные представления.

7.4. МАТЕРИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ

Средневековая Европа была страной лесов и болот , тянувшихся через весь континент и еще в XIII в. занимавших 2/3 ее территории. Люди селились на лесных прогалинах и вели свое хозяйство, вырубая или сжигая деревья и осушая топи.

Развитие западноевропейских регионов в Средние века отличалось разными темпами и различной степенью приобщения к тем или иным видам деятельности. Так в раннем Средневековье кочевые народы, осевшие на ранее освоенных другими народами землях, впервые приобщались к земледелию. Процесс переселения из разрушенных городов в сельские местности означал для городских жителей переход к новым видам труда. Качество и результаты их деятельности были намного ниже, чем у коренных жителей.

Основой экономического уклада средних веков был феодализм . Он скреплял общество сложной системой связей, основанной на владении землей, насилии и идеологическом принуждении. Феодал, рыцарь, сеньор – это вооруженный член класса владельцев земли, чьи права освящены церковью, подкреплены законом и обычаем, чье могущество зиждется на всеобщей зависимости от земледелия. Лишь постепенно другие социальные группы, особенно горожане, а отчасти и крестьяне, смогли ослабить власть землевладельца над собой.

Средневековье – период господства натурального хозяйства , ориентированного на самообеспечение в рамках поместья или крестьянского двора, на независимость от ввоза и вывоза. Это время не знало и массового производства. Почти каждый предмет был неповторим, служил долго, стоил дорого. Оружие, орудия труда, одежду передавали по наследству, бережно хранили; многие вещи (чаще всего мечи) имели имена, их окружали легенды. Натуральное хозяйство удовлетворяло общество, в котором каждый должен был иметь ровно столько, сколько требовало его общественное положение, его ранг.

Материальные излишки изымались у народа высшими сословиями

– феодальной знатью и служителями церкви – и растрачивались на придворную роскошь, украшение храмов и замков, войны, подаяние и т.д. Создавался замкнутый цикл, который вместе с консерватизмом общественной системы и мировоззрения очень замедлил, хотя и не остановил, развитие экономики.

Товарное хозяйство, нацеленное на расширение сферы производства и обмена, могло играть тогда лишь второстепенную роль. Торговые отношения затруднялись высокими пошлинами и разбоем на дорогах. Доход приносила в основном продажа предметов роскоши. Однако к концу средневековья спрос на товары и потребность в деньгах сильно возросли, а крупные торговые и банковские объединения стали влиять и на экономику, и на политику.

Период раннего и зрелого средневековья (до XV в.) в Западной Европе отмечен распространением орудий труда и технических приспособлений, известных с античности: новых изобретений тогда было крайне мало. Техника была рутинной (особенно в сельском хозяйстве).

Земледелие было основным занятием, поэтому подавляющее большинство населения жило в деревне и число горожан, особенно до XII в., было совершенно незначительным.

Практически повсеместно пахали, либо впрягаясь в плуг, либо впрягая быков или даже коров, закрепляя лямки от плуга на рогах животных. С IX-X вв. впервые стали применять хомут, благодаря чему возможно стало запрягать лошадь. Но лошадей в крестьянских хозяйствах было ничтожно мало. Деревянная лопата, соха и другой инструмент сопровождают крестьян некоторых земель вплоть до XVIII в. Водяные мельницы были редкостью, ветряные же появились лишь в XII в.

Помимо обработки земли сельские жители разводили скот, охотились на диких животных, ловили рыбу, собирали в лесу ягоды и мед диких пчел. Дерево служило материалом для изготовления орудий труда, жилищ, домашней утвари, оно же вывозилось на Восток как экспортный товар.

С XI в. повсеместно внедряется обожженный кирпич, облицовочный кафель, черепица. К XII в. были освоены такие методы обработки металла, как сварка, термическая обработка, горячая и холодная ковка, штамповка, вытяжение, изгибание, протягивание, шлифовка, чеканка.

В XIV в. появились доменные печи, позволившие выплавлять чугун.

В XIII в. уже известны строгание, сверление, обточка и полировка. Развивается производство стекла, витражей, зеркал. В XII в. появляются ручные и педальные станки (ткацкие и токарные), в XIV-XV вв. – кривошипные механизмы, зубчатые передачи, сверлильный станок, подъемный кран, землеройная машина. Был сконструирован и первый автомат – механические часы, башенные, а затем комнатные и карманные. В последней трети XV в. изобретено книгопечатание.

В эпоху средневековья развивалось гончарное производство . В Италии, в г. Фаэнцы, в XIII в. началось производство посуды из фаянса, который был изобретен еще в древности. Получила распространение оловянная посуда, хотя простолюдины пользовались обычно деревянной. Знать, как и прежде, ела на серебре и золоте.

Средства транспорта в течение всего средневековья оставались традиционными. До XII в. преобладала вьючная транспортировка грузов, что объяснялось бездорожьем. Использовались также повозки с оглоблями и поворотным передком с колесами меньшего размера. Повозки были как грузовые, так и пассажирские; последние представляли собой крытые колымаги, иногда с окнами.

Морские перевозки осуществлялись на кораблях различных типов. На севере Европы преобладали когти – высокобортные, одномачтовые (позже двух- и трехмачтовые) суда длиной 20-30 м и водоизмещением до 200 тонн. Средиземное море бороздили нефы – парусные суда с высоким носом и кормой, длиной до 40 м; для перевозки грузов использовались также гребные галеры. Высокими мореходными качествами и вместительностью отличались знаменитые каравеллы, имевшие прямой и треугольные (латинские) паруса. Очень крупными торговыми судами были каракки – обычно трехмачтовые корабли водоизмещением более 500 т.

Средневековье было временем частых войн, поэтому военному делу и оружию уделялось тогда огромное внимание. Символом эпохи стал тяжеловооруженный всадник – рыцарь. Сначала рыцарь защищал свое тело кольчужной броней и щитом, а в качестве наступательного оружия использовал копье и меч. В конце XIV – начале XV вв. сформировались сплошные доспехи из стальных кованых деталей. Подобную защиту иногда имели и рыцарские кони. Однако с наступлением эры огнестрельного оружия рыцари стали бесполезны и ушли с исторической арены, оставшись лишь на страницах романов.

Изобретение пороха и огнестрельного оружия произвело подлинный переворот в военном деле. Рецепт изготовления пороха можно встретить в рукописях еще середины XIII в. В следующем столетии появились металлические пушки, сначала, по-видимому, в Италии, потом в других странах. Вначале стволы укрепляли на простых деревянных колодах, позже появились колесные лафеты. В это же время было изобретено и ручное огнестрельное оружие.

В XVI в. европейские армии имели артиллерию, достаточно эффективную при осаде и обороне крепостей, а также полевом бою. Пехота получила фитильные ружья – аркебузы, а кавалеристы – пистолеты с колесцовым замком. Развитие огнестрельного оружия привело к коренным изменениям в военно-морском флоте, а также фортификационных укреплениях – вместо высоких и прямых крепостных стен стали строить низкие наклонные земляные укрепления, лишь в некоторых местах облицованные камнем, с многоугольными бастионами.

Понравилась статья? Поделитесь ей