Контакты

Наглядные пособия на уроках воскресной школы. Учебные и методические пособия для воскресных школ Христианская воскресная школа для детей материалы

Методические материалы для воскресной школы - почтой

Дорогие друзья! Мы предлагаем методические материалы для воскресной школы, которые можно заказать у нас и получить в своем почтовом отделении. Многие разработки отмечены дипломами Всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя" и имеют рекомендации к использованию Томского института повышения квалификации работников образования.

Книги и диски отправляются Почтой России наложенным платежом. По вопросам приобретения пишите на [email protected].

Каталог изданий

Электронный сборник методических материалов «Праздник Св. Пасхи для детей» . Проект-победитель в номинации «Лучший издательский проект года» Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2008 году. .

Электронный сборник «Праздник Св. Пасхи для детей» музыкальное приложение. Музыкальное приложение содержит ноты, тексты и «минусовые» фонограммы 40 пасхальных песен. На наиболее известные песни даны 2 варианта фонограмм. Также на диске содержатся специальные программы, с помощью которых можно самостоятельно записывать и редактировать фонограммы.

Электронный сборник методических материалов «Православные традиции отдыха».

Электронный сборник методических материалов «Рождество Христово». Проект-победитель в номинации «Лучший издательский проект года» Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2008 году.

Электронный сборник «Рождество Христово» музыкальное приложение. Музыкальное приложение содержит ноты, тексты и «минусовые» фонограммы 60 рождественских песен и колядок. На наиболее известные песни даны 2-3 варианта фонограмм.

Электронный сборник методических материалов «Учебные программы».

Электронный сборник методических материалов «Праздник славянской письменности». Проект-победитель в номинации «Лучшее педагогическое исследование года» Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2009 году.

Электронный сборник «Православная педагогика: история и современность». DVD-диск содержит произведения классиков и современников православной педагогики; электронные учебники и пособия; публицистические материалы; более 30 лекций о воспитании в православной традиции (mp3); 2 тематических фильма.

Серия «Детские праздники и спектакли»: Пасхальный выпуск. На 2-х DVD-дисках (DVD-video). Спектакли: «Пасхальная радость», «Никита Кожемяка» (кукольный), «Гуси-лебеди», «Живи по правде» (вместе с концертной программой). Общая продолжительность - 2 ч. 30 мин.

Серия «Детские праздники и спектакли»: Рождественский выпуск. На 2-х DVD-дисках (DVD-video). Спектакли: «Рождественское чудо», «Царь Ирод» (вертепный театр), «Рождественская история» (вертепный театр), «Самолетик для Николы» (вместе с концертной программой). Общая продолжительность - 2 ч. 20 мин.

Учебник «Культура моей Родины» 1 год обучения. Данный курс успешно преподается в гимназии №56 г. Томска на протяжении нескольких лет в начальной школе и является основной составляющей проекта «Духовно-нравственное воспитание в современной светской школе». Особенностью курса является его краеведческая направленность, т.к. треть материала посвящена истории Томска и его духовным и культурным традициям. Основные разделы: «Моя Родина Россия», «Красота русского края», «Умельцы русской земли», «Праздники русского народа», «Мудрость русского народа» «Азбука - к мудрости ступенька», «О святости». Рецензенты: профессора и доценты ТГУ, специалисты ТОИПКРО, священнослужители Томской епархии. 92 страницы, формат А4, переплет, полноцветная печать.

Методическое пособие для учителя «Духовная культура Отечества» (поурочные разработки для 1-го года обучения). Пособие содержит поурочные разработки и методические рекомендации к учебнику «Культура моей Родины». Пособие разработано в логике проблемного обучения. В создании поурочных разработок принимали участие педагоги гимназии № 56 г. Томска под руководством специалистов Томского научно-методического центра.

Рабочая тетрадь «Культура моей Родины» 1 год обучения. Рабочая тетрадь к учебнику «Культура моей Родины» для 1-го года обучения. В рабочей тетради содержатся задания для самостоятельной работы. В пособии два типа заданий: творческого характера и задания для проверки знаний. Удобная структура тетради (один лист - один урок) позволяет использовать пособие и на уроках по ОПК и в воскресной школе в качестве дополнительного материала.

Электронный сборник «Духовно-нравственное воспитание в современной светской школе». Проект-победитель в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания» Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2008 году.

Электронный сборник «Истоки»: методические материалы к программе». DVD-диск. На диске представлена большая подборка методического материала для работы по УМК «Истоки», обобщен опыт работы педагогов Томска, Москвы, Вологодской области по данной программе: программы и тематическое планирование; разработки и материалы к урокам; активные (тренинговые) формы обучения; система работы с родителями; организация методического кабинета; видеозаписи и фото занятий. Всего более 700 страниц текста, более 500 репродукций картин и иллюстраций, дидактические фильмы к урокам, образцы детских работ и многое другое.

Учебно-методическое пособие «Введение в Ветхий Завет». Пособие «Введение в Ветхий Завет» (автор Назарова О.Ю.) предназначено для работы в воскресной школе с детьми 10-14 лет. Содержит программу курса, конспекты к каждому уроку, рабочую тетрадь для учащихся. В специальном приложении даны сценарии праздников Рождества Христова и Пасхи, в которых отражается содержание курса. 80 страниц, формат А4, переплет + ламинация обложки. Диплом I степени Областного этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2009 году.

Учебно-методическое пособие «Буквица». Учебно-методическое пособие представляет собой программу и конспекты развивающих занятий с детьми 5-8 лет. Программа построена на 3 содержательных линиях: знакомство со старославянской азбукой-кириллицей; знакомство с искусством книги, книжной миниатюры; практическое знакомство с различными способами и стилями оформления БУКВИЦЫ и с некоторыми стилями народной росписи (палех, гжель, городец, хохлома). В пособие «БУКВИЦА» входят программа курса, конспекты занятий, весь необходимый иллюстративный и текстовый материал к каждому уроку, раздаточный материал, презентации, дополнительный справочный материал для педагога.

Песенный сборник «Благовест». Сборник авторских детских песен композитора Л. А. Измайловой (г. Томск), посвященных православным праздникам. В пособие входят ноты и тексты 22 песен в версии для печати, а также 3 фонограммы «+» и «-» в формате mp3.


Дорогие друзья!

Представляем Вашему вниманию сайт методическо й поддержки начального богословского образования «Воскресная школа» !

За последние десятилетия в стране создано большое количество воскресных школ. Они решают задачу воцерковления человека и работают в этом направлении как с детьми, так и со взрослыми. Преподавателями, много лет работающими в этой области церковной жизни, накоплен большой опыт. Но, надо признать, далеко не всегда удается обеспечить преемство этого опыта внутри прихода и, тем более, между приходами. Часто новый преподаватель начинает работать с нуля, собирает "с мира по нитке" драгоценный опыт, ищет интересные программы и учебно-методичес кие материалы.

Цель сайта - помочь преподавателю воскресной школы в учебно-методичес ком сопровождении уроков, а также содействовать появлению творческого сообщества педагогов воскресных школ в нашей стране и за рубежом.

Также мы хотим помочь взрослым православным людям, стремящимся лучше узнать содержание православной веры и церковной жизни, и, в частности, родителям, стоящим перед необходимостью объяснить основы веры своим детям. Материалы нашего сайта помогут в достижении той и другой цели.

Над сайтом трудится небольшой коллектив преподавателей и выпускников Православного Свято-Тихоновско го Гуманитарного Университета , имеющих опыт работы в воскресных школах. Но подлинное развитие проекта зависит от вас, дорогие коллеги! Мы ждем вашей реакции, ваших вопросов и вашей поддержки.

Мы приглашаем к сотрудничеству о пытных и творческих педагогов. Предлагаем вам вместе потрудиться над созданием качественной системы начального духовного образования. Готовы разместить интересные разработки уроков, праздников, конкурсов, поездок, а также информацию о ваших школах и их истории, о вашем опыте преподавания. Все ваши сообщения можно опубликовать в разделе «Обратная связь » – на форуме сайта.

* * *

Наш сайт имеет два основных раздела: Школа для детей и Школа для взрослых . Учебные материалы в каждой из этих школ представлены в двух видах: для преподавателей и для учащихся , а также разделены на возрастные группы (или года обучения ), предметы (Ветхий Завет, Новый Завет, Храм и богослужение и т.д.) и темы внутри предметов. Для каждой учебной темы прописываются цель, задачи, план занятия и ключевые слова и указывается учебная литература. Тексты всегда сопровождаются иллюстративными материалами.

Материалы с общими методическими указаниями по преподаванию размещены в разделе "Методика преподавания ".

Как и в реальной воскресной школе, сайт работает в учебном режиме с сентября по май – традиционный учебный год. В каникулярное время тематика материалов сайта меняется: делается акцент на подготовку к праздникам, обзоры интересных книжных новинок, подготовку и рассказы о паломничествах и путешествиях. Всё это можно посмотреть в разделе "Дополнительные материалы ". Интернет-ссылки на ресурсы, полезные для проведения занятий в воскресной школе, даны в разделе "Полезные ссылки ".

Принципы работы Воскресной школы для взрослых

Работа раздела «Школа для взрослых» направлена на содействие православному религиозному образованию взрослых людей.

Наш подход предполагает решение двух задач:

1) методическая помощь преподавателям воскресных школ;

2) помощь пользователям сайта в самообразовании.

В соответствии с этими задачами каждая конкретная тема делится на материалы для преподавателей и материалы для учащихся (ниже описана структура каждого из них). Учебно-тематический план при этом один как для педагогов, так и для учащихся.

Выбор предметов для нашей воскресной школы проводился на основе анализа учебных планов отдельных воскресных школ и рекомендаций Синодального отдела религиозного образования и катехизации относительно содержания обучения будущих учителей воскресных школ и приходских катехизаторов.

В течение трех лет, начиная с 2015 года планируется заполнить все выбранные дисциплины учебными материалами.

Продолжительность учебного года – с сентября по май, включительно, – примерно 36 учебных недель.

В 2015 – 2016 учебном году были размещены учебные материалы по предметам: «Ветхий Завет», «Катехизис» и «Богослужебная традиция».

В 2016 – 2017 учебном году планируется разместить материалы по предметам: «Новый Завет», «История Церкви» и «Церковнославянский язык».

В 2017 – 2018 учебном году – по «Истории Русской Православной Церкви», «Истории нехристианский религий» и «Сектоведению».

Последовательность преподавания/изучения предметов, представленная в нашей воскресной школе, носит рекомендательный характер.

Количество преподаваемых в воскресной школе или изучаемых самостоятельно в течение одного учебного года предметов не регламентируется, как и способ их преподавания/изучения – параллельно несколько предметов или последовательно один за другим. Также на собственное усмотрение преподаватель или учащийся может объединять или делить материалы наших уроков для одного своего занятия или дополнять материалы своими наработками. В этом плане нам хотелось бы надеяться на взаимодействие с пользователями нашего сайта с целью его развития и совершенствования.

Сообщение о появлении нового материала размещается в соответствующей рубрике в разделе «Новости» .

Дисциплина

Продолжительность

Первый год обучения

Ветхий Завет

2 семестра

Катехизис

2 семестра

Богослужебная традиция

2 семестра

Второй год обучения

Новый Завет

2 семестра

История Церкви

2 семестра

Церковнославянский язык

2 семестра

Третий год обучения

История Русской Православной Церкви

2 семестра

История нехристианских религий

2 семестра

Сектоведение

2 семестра

В течение года предусмотрены каникулы: летние (июнь – август), а также Рождественские и Пасхальные. Идеи проведения каникулярного времени размещаются в разделе «Дополнительные материалы» .

Структура одной темы для преподавателей

Каждая тема предполагает определенную структуру. Кратко охарактеризуем ее составляющие:

Цель и задачи занятия описывают что и посредством чего мы хотим достичь.

План занятия предполагает алгоритм действий педагога, для достижения поставленной цели и решения поставленных задач. Эта часть традиционно включает переход от пройденного материала к новому (в виде повторения, проверки домашнего задания), раскрытия содержания занятия и его закрепления, а также формулировки домашнего задания. Кроме этих пунктов он может включать разбор творений святых отцов, тестирование и пр. План занятия может изменяться также в соответствии с личными предпочтениями и возможностями педагога. Например, при наличии мультимедийных средств педагог может включать в план занятия просмотр иллюстраций , видеоматериалов (фрагментов видеоматериалов), прослушивание аудиоматериалов , которые прилагаются к занятию.

Ключевые понятия – понятия, которые должны быть усвоены слушателями.

Источники – творения святых отцов, рекомендуемые для ознакомления при изучении данной темы.

Основная литература – литература, которая была использована при составлении содержания занятия.

Дополнительная литература – литература, которая также может быть интересна и полезна при изучении данной темы.

Содержание занятия открывается в новом окне и представляет собой файл в формате pdf. Оно включает веб-оглавление и текст, раскрывающий тему занятия. Этот текст составлен с использованием основной литературы достаточно полно для проведения занятия, однако при подготовке педагогу рекомендуется ознакомиться также со всеми источниками, с дополнительной литературой, иллюстрациями, видео- и аудиоматериалами.

Структура одной темы для учащихся

Материалы для учащихся начинаются с Содержания занятия , которое включает веб-оглавление и текст, раскрывающий тему занятия. Далее - Проверочные вопросы, составленные на основе содержания занятия. Их рекомендуется использовать для закрепления материала.

После вопросов размещен список основной литературы (использованной для составления содержания занятия), источников (творения святых отцов, рекомендуемых для ознакомления при изучении данной темы) и дополнительной литературы (т.е. той, которую авторы посчитали интересной и полезной). Самостоятельно обучающемуся желательно, кроме выложенного содержания занятия, обратиться также к творениям святых отцов и, по возможности, ко всей предлагаемой литературе.

В заключение материала выкладываются предлагаемые к этой теме видео- и аудиоматериалы (иллюстрации в материалах для учащихся располагаются непосредственно в тексте).

В разделе «Дополнительные материалы» можно найти материалы для воскресной школы по направлениям: «Праздники» ; «Задания для викторин» ; «Материалы для пения» ; «Рукоделие, поделки» ; «Внеклассное чтение» ; «Экскурсии» ; «Прочее» . Призываем к сотрудничеству пользователей нашего сайта в плане пополнения банка таких материалов.

Поскольку нам хотелось бы работать с максимальной пользой для посетителей сайта, будем рады оставленным отзывам, вопросам и пожеланием в разделе «Обратная связь» .

Принципы работы Воскресной школы для детей

Раздел «Воскресная школа для детей» создан как для преподавателей Воскресных школ, так и для непосредственного использования детьми при помощи родителей.

9 марта 2017 года введен в действие документ «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) РПЦ на территории РФ», который пришел на смену «Стандарту», действовавшему с декабря 2012 года. Цель «Стандарта» – помочь педагогам сориентироваться в обширном материале по православной вере, религии и культуре, чтобы систематизировать его изучение в Воскресных школах. Родители, заинтересованные в воспитании детей в соответствии с православными традициями и стремящиеся к правильному духовно-нравственному развитию своих детей, также могут найти в этом документе много полезного. Поскольку Учебно-методический комплект к курсу «Закон Божий», над которым работает Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, пока еще не разработан, мы стремимся представить своё видение содержания такого курса для детей в соответствии со «Стандартом».

В прошедшие несколько лет мы создали материалы, достаточные для изучения основных дисциплин курса «Закон Божий» детьми до 13 лет, опираясь на предшествовавший «Стандарт». В настоящее время ведется разработка материалов по новым дисциплинам и вносятся необходимые изменения в уже разработанные материалы. В соответствии со «Стандартом», предлагаемые к изучению дисциплины сгруппированы по возрастам в три категории: 5 - 7 лет, от 8 до 10 лет, от 11 до 13 лет. Количество предметов, изучаемых одновременно в каждой возрастной категории, нами не регламентировано. В 2015-2017 годах нами были созданы материалы для изучения одной дисциплины в первой, четырех дисциплин во второй и трех дисциплин в третьей возрастной категории. В 2017-2018 учебном году нами планируется создание материалов для изучения оставшихся дисциплин во второй и третьей возрастной категории.

Учебно-тематические планы по всем дисциплинам разработаны в соответствии со «Стандартом» и рекомендованы к изучению по 1 теме в неделю, что составляет 28 тем в учебном году с учетом каникул, а также праздничных (не учебных) дней. Для проведения праздничных и других внеклассных мероприятий нами размещаются тематические статьи в разделе «Дополнительные материалы». Как видно из приведенной таблицы, некоторые дисциплины рассчитаны на полгода обучения, а другие на 1,5 или 2 года обучения.

Дисциплина

Объем, в часах

Количество лет обучения

Стадия создания

5 - 7 лет

Закон Божий

8 - 10 лет

Храм и богослужение

Ветхий Завет

Новый Завет

Церковнославянский язык

Основы Закона Божия

в разработке

Святые Церкви (факультативно)

11 - 13 лет

Ветхий Завет

Новый Завет

Вероучение

Богослужение Церкви

История Церкви (факультативно)

На стадии заполнения раздела учебными материалами предполагается еженедельное (каждую субботу) выкладывание материалов очередной темы по трём дисциплинам. При входе на сайте в раздел «Школа для детей» и выборе дисциплины в основном окне будет отображен текущий урок. В дальнейшем, когда материалы по всем дисциплинам будут заполнены, этот принцип отображения текущего по календарю урока будет сохранен.

Каждая тема разрабатывается в двух видах: преподавателям и учащимся. Материал для учащихся включает в себя содержание урока, снабженное веб-оглавлением и иллюстрациями прямо в тексте, а также проверочные вопросы. Этим материалом могут пользоваться как родители, так и самостоятельно дети. Материал для преподавателей имеет более сложную структуру. Он включает в себя цели и задачи урока, список использованной и дополнительной литературы. Дополнительная литература либо помогает педагогу подобрать большее количество материала, либо предоставляет ему возможность альтернативной подачи материала. Содержание урока для преподавателя открывается в новом окне и представляет собой файл в формате pdf. Также к материалам для преподавателей относятся иллюстрации, видеоматериалы, аудиоматериалы и проверочные вопросы по теме урока. Планируется также публикация тематических тестов, кроссвордов, презентаций и других дидактических материалов, база которых, надеемся, будет пополняться ежегодно. Каждая тема снабжена для преподавателя примерным ходом урока в одном или более вариантах. Самостоятельный выбор преподавателем варианта осуществляется в соответствии с его личными предпочтениями и призван как помочь ему обеспечить разнообразие на уроках, так и подстроиться под особенности конкретной детской аудитории.

Мы надеемся на обратную связь с преподавателями Воскресных школ и предлагаем им в разделе «Обратная связь» делиться впечатлениями о выложенных нами материалах, задавать вопросы и высказывать пожелания к нашей работе, чтобы она приносила больше практической пользы.

Наши редакторы

Латышева Татьяна Викторовна

Окончила Донецкий государственный университет. По первому образованию физик-инженер, по второму – социальный педагог. В 2013 году окончила факультет дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета по программе «Теология». Замужем, имеет троих детей. Во время трудовой деятельности в ПрАО «Донецксталь» проводила просветительские беседы в рабочих коллективах, осуществляла приходское консультирование при домовом Свято-Николаевском храме, руководила проектом «Духовно-образовательные курсы для сотрудников предприятий». На протяжении пяти лет преподавала курс «Основы толкования Ветхого Завета» в Донецком национальном университете на факультете дополнительных и смежных профессий в рамках подготовки учителей христианской этики. В настоящее время – медицинский психолог в Государственном бюджетном учреждении Ростовской области «Наркологический диспансер».

Лупишко Наталья Николаевна

В 1995 году окончила Волгоградский государственный университет по специальности «Математика». В 2012 году окончила факультет дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета по программе «Теология». Замужем, имеет четверых детей. Является заведующей Воскресной школы для детей при Иоанно-Предтеченском мужском монастыре г. Астрахани, педагогом дополнительного образования Центра культуры и просвещения «БоголепЪ», педагогом дополнительного образования Православной гимназии, преподавателем Института дистанционного образования ПСТГУ.

Пронина Анна Сергеевна

Окончила Ростовский техникум железнодорожного транспорта по специальности «Бухгалтер» и Ростовский базовый медицинский колледж по специальности «Медицинская сестра». Первое высшее образование получила в Ростовском государственном университете путей сообщения по специальности «Экономист-менеджер». Окончила боголовский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В настоящее время является аспирантом богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. С 2017 года преподает в воскресной школе храма мц. Татианы при Донском государственном техническом университете, г. Ростов-на-Дону.

Серебряков Николай Станиславович

В 1996 году окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности "геолог-геохимик". Кандидат геолого-минералогических наук. В 2002 году окончил миссионерский факультет Православного Свято-Тихоновского богословского института. Женат. Является доцентом факультета дополнительного образования и старшим преподавателем богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, а также директором воскресной школы при храме свт. Николая Мирликийского в Кузнецкой слободе, г. Москва.

Серебрякова Юлия Владимировна

Старший преподаватель Богословского факультета ПСТГУ и Института дистанционного образования им. свт. Феофана Затворника при ПСТГУ. Окончила миссионерский и исторический факультеты ПСТГУ. С 2009 года - старший методист Олимпиады по Основам православной культуры. Опыт преподавания в воскресных школах с 1996 года. Методист и педагог Воскресной школы храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецкой слободе, г. Москва.

Чуркин Виктор Борисович

В 1997 году окончил Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена по специальности "учитель физики и информатики". В 2010 году окончил факультет дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета по программе «Теология». Женат, имеет четверых детей. Сотрудничает с Центром истории богословия и богословского образования ПСТГУ.

Собо́р Свято́го Ма́рка. Basilica di San Marco - «базилика Сан-Марко» - кафедральный собор Венеции (до 1807 года - придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей.Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов. Нартекс был пристроен к собору в конце XII-XIII веках и украшен мозаикой работы венецианских мастеров-мозаичистов. Мозаичный цикл посвящён ветхозаветным сюжетам; образцом для ряда ветхозаветных композиций послужили миниатюры находившейся в Венеции ранневизантийской рукописи Книги Бытия, впоследствии известной как Коттоновский Генезис (VI век). Мозаикой покрыты малые купола, своды и люнеты нартекса. Мозаики купола посвящены библейской теме Сотворения мира. Купол разделён на три круговые полосы, расположенные вокруг центральной композиции из золотых чешуек. Содержит 26 сцен, посвящённых первым главам книги Бытия, и сопровождается текстом на латыни: «В начале сотворил Бог небо и землю. Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:1-2). Каждому из шести дней сотворения посвящена отдельная сцена, на которой, согласно восточной иконографии, фигура Создателя изображена в образе юноши-Христа с крестчатым нимбом и высоким крестом в руке. На всех сценах Создателя сопровождает фигура ангела, символизирующего каждый день творения. Интересна сцена благословения седьмого дня, в которой Бог, восседающий на престоле в окружении небесной свиты, благословляет ангела, символизирующего субботу. Следующие сцены купола посвящены истории создания Адама и Евы, их грехопадению и изгнанию из рая. На сцене изгнания из рая, на заднем плане среди райских кущей изображён крест, как символ предстоящего спасения.

На основе демонстрации сцен мозаик купола Собора Сан-Марко в Венеции можно провести необычную презентацию на тему «Сотворение мира»

Собо́р Свято́го Ма́рка. Basilica... На основе демонстрации сцен мозаик купола Собора Сан-Марко в Венеции можно провести необычную презентацию на тему «Сотворение мира»

Собо́р Свято́го Ма́рка. Basilica di San Marco - «базилика Сан-Марко» - кафедральный собор Венеции (до 1807 года - придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей.Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов.
Нартекс был пристроен к собору в конце XII-XIII веках и украшен мозаикой работы венецианских мастеров-мозаичистов. Мозаичный цикл посвящён ветхозаветным сюжетам; образцом для ряда ветхозаветных композиций послужили миниатюры находившейся в Венеции ранневизантийской рукописи Книги Бытия, впоследствии известной как Коттоновский Генезис (VI век). Мозаикой покрыты малые купола, своды и люнеты нартекса. Мозаики купола посвящены библейской теме Сотворения мира. Купол разделён на три круговые полосы, расположенные вокруг центральной композиции из золотых чешуек. Содержит 26 сцен, посвящённых первым главам книги Бытия, и сопровождается текстом на латыни: «В начале сотворил Бог небо и землю. Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:1-2).
Каждому из шести дней сотворения посвящена отдельная сцена, на которой, согласно восточной иконографии, фигура Создателя изображена в образе юноши-Христа с крестчатым нимбом и высоким крестом в руке. На всех сценах Создателя сопровождает фигура ангела, символизирующего каждый день творения. Интересна сцена благословения седьмого дня, в которой Бог, восседающий на престоле в окружении небесной свиты, благословляет ангела, символизирующего субботу. Следующие сцены купола посвящены истории создания Адама и Евы, их грехопадению и изгнанию из рая. На сцене изгнания из рая, на заднем плане среди райских кущей изображён крест, как символ предстоящего спасения.

Надо отметить, что «линейка» учебников, по которым можно было бы последовательно, не «изобретая велосипеда» работать педагогу на православном приходе с детьми от младенчества до юности пока не создана. В настоящее время разрабатывается Единый учебно-методический комплект (далее - УМК) для воскресных школ, но, к сожалению, этот процесс затягивается на неопределенное время.

Интернет говорит о том, что созданы учебники для 11 лет обучения в школе, но реально есть в наличии комплекты только для 1-4 классов, включающие в себя учебник, рабочую тетрадь и методическое пособие для учителя.

1-ый класс - Бог Творец. Дни творения. Грехопадение. Обетование Спасителя, Краткая история Нового Завета.

2-ой класс - Церковный календарь. Праздники. Жития чтимых святых.

3-ий класс - Ветхий Завет. Внешнее и внутреннее устройство храма. Богослужение. Церковно-славянская азбука.

4 класс - Новый Завет.

Учебные пособия сделаны добротно, красочно. Высоко оцениваются педагогами и учащимися. Приобрести пособия можно в различных интернет-магазина. Огорчает сравнительно высокая цена при мягком переплете и небольшом количестве страниц.

(Рис. 5) Добрый мир. Православная культура для малышей. Автор:Шевченко Людмила Леонидовна. Методический комплект. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отчества. М. 2004-2011

«Добрый мир» - это методический комплект для развития духовно-нравственной культуры в дошкольных учреждениях. Комплект содержит: методическое пособие для педагога, наглядные материалы и CD-диск с музыкальными материалами. Материалы предназначены для педагогов дошкольных образовательных учреждений всех типов, а также для воспитания духовно-нравственной культуры детей в семье.

В этом году хотим приобрести этот комплект для работы с малышами. По отзывам в интернете и найденным материалам можно судить о том, что это интересное и полезное пособие для детей дошкольного возраста.

(Рис.6) Учебно-методические пособия «Православная культура» для 1-11 классов общеобразовательных школ с методическими пособиями. Автор Шевченко Людмила Леонидовна.

Темы, рассматриваемые в средней и старшей школе:

4 класс. Тема 1. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Святые. Тема 2. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Герои.

5 класс. Книга 1 - «Введение. Основы православной культуры»; книга 2 - «История христианской Церкви в житиях ее святых».

6 класс. Святая Русь (10-17 века).

7 класс. Святая Русь (18-20 века).

8 класс. Книга 1. Христианская семья. Книги 2-3. Путь святых праздников.

9 класс. Творчество. Православные мастера и их творения.

10 класс. Духовное краеведение.

11 класс. Цель жизни. Азбука духовная. Наследие. Диалог культур и поколений.

Комплект издан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Это качественный, интересный комплект, выделяется тем, что содержит учебники для старших классов, которые с успехом можно использовать на уроках для подростков в воскресной школе.

(Рис. 7) Большая проблема с пособиями для занятий в воскресной школе для старшеклассников.

Здесь можно предложить пособие: Основы нравственности. Авторы: Р. В. Янушкявичюс, О. Л. Янушкявичене.

В Методических указаниях к пособию его предлагается использовать как основу для курса «Православная этика» для старшеклассников с двумя вариантами поурочного планирования - трехгодичный (9-11 класс) и двухгодичный (10-11 класс).

В пособии проблемы этики, культуры, подростковой психологии сконцентрированы вокруг центрального вопроса - смысла жизни, ее цели и основных ценностей. Тем самым активно включается и формируется мировоззрение подростка, его правильное отношение к себе, семье, коллективу. Родине и миру в целом. Достоинством учебника является органическое сочетание текстов Священного Писания, отрывков из художественных, философских работ и обоснованность суждений.

В нашей воскресной школе пособие получило очень высокую оценку педагогов, работающих с подростками. Приобрети можно в интернет-магазинах. В сети доступна электронная версия.

(Рис. 8) Отдельно есть смысл отметить пособие Открытый урок.

Бакалавр богословия, член Союза писателей России, педагог Людмила Васильевна Сурова предлагает интересный подход к занятиям, заключающийся в проведении т.н. «длинных уроков» - т.е. все время, выделенное на занятие, используется для изучение одной темы - весь материал строится вокруг нее.

Для изучения темы активно используются шедевры древнерусского искусства - зодчества, иконописи, живописи, литературы, лучшие произведения мировой художественной культуры. Для работы выбираются высокохудожественные образцы, которые являются актуальными для внутреннего мира ребенка, деятельностного участия в жизни.

Грамотное, пластичное сопряжение всех учебных действий, основных, дополнительных и дополняющих является ключом методики данного урока. Будучи правильно выстроенным такой урок дает ребенку возможность не прерывать своего личного переживания, а, наоборот углубить его, сделать частью своего осмысленного опыта.

Опыт работы по программе «Лето Господне» изложен в книге Людмилы Васильевны для педагогов и родителей «Открытый урок». Также можно порекомендовать ее книгу «Мироведение», где описываются различные приемы, методики и программы преподавания в воскресных школах.

В нашей воскресной школе эту методику не используем, но отдельные уроки и обсуждения, изложенные в книгах, а также осмысление самого авторского подхода к изложению материала -окажутся полезными вдумчивому и ищущему педагогу.

Дополнительно хотелось бы обратить внимание педагогов на книги, раскрывающие опыт организации детских объединений на приходе, формирования традиций, организации праздников, совместных дел без которых невозможно по-настоящему сдружить детей, сделать их со- участниками важного процесса созидания приходской общины.

(Рис. 9) Малыши на приходе: Опыт создания детского объединения. Автор-составитель: Евгений Мороз . Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры .

В издании представлены принципы составления комплексных программ работы с детьми младшего школьного возраста (6-10 лет) и конкретные рекомендации, которые помогут организовать систему занятий с детьми в церковной общине. Пособие полезно широкому кругу читателей: родителей, священников, студентов, православных педагогов.

. Автор-составитель: Евгений Мороз . Издательство Московской Патриархии

Книга обобщает опыт нескольких поколений православных педагогов, которые посвятили свою работу созданию детских, подростковых и молодёжных объединений. Предлагаемые ими программы, принципы составления методик работы с подростками и конкретные рекомендации помогут организовать полезные и интересные занятия для детей в семье и в церковной общине.

Ксения Балакина,

воскресная школа храма Святаго Духа,

с. Майма, Республика Алтай

Понравилась статья? Поделитесь ей