Контакты

Муниципальное право российской федерации как комплексная отрасль права. Понятие и предмет мп, его комплексная природа Понятие и предмет МП, его комплексная природа

Дмитриев Ю. А. Муниципальное право. М., 1999.

Тема № 1 Муниципальное право(МП) как отрасль права.

  1. Понятие и предмет МП, его комплексная природа.
  2. Правовое регулирование муниципальных отношений.
  3. Муниципально-правовые нормы и институты.
  4. Муниципально-правовые отношения и их субъекты.
  5. Система МП и его источники.
  6. Место МП в правовой системе РФ.

Основная литература:

Кутафин O.E., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Феде­рации. Учебник. - М., 2002.

Дополнительная литература:

Ковешников Е. М. Муниципальное право России. М.: НОРМА, 2001.

Прояснение вопроса о предмете регулирования той или иной отрасли права представляется важным постольку поскольку позволяет: во-первых, сформировать четкое представление об отрасли, во-вторых, отграничить её от иных отраслей права. Отношения, регулируемые нормами МП, возникают в специфической сфере жизни общества, а именно в сфере местного самоуправления (МС).

В чем его специфика?

Глава 8 Конституции РФ утверждает самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, владении, пользовании и распоряжении муниципальной собственностью. Статьей 131 Конституции РФ устанавливается в рамках каких территорий осуществляется МС. К числу таковых относятся городские и сельские поселения, а также иные территории с учетом исторических и иных местных традиций. Подобные территории в ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации МС в РФ» именуются муниципальными образованиями. Кроме того в данном нормативно-правовом акте закрепляются следующие важные для изучения МП термины:

Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с КРФ, ФЗ, законами субъектов РФ;

Органы МС – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти;

Должностное лицо МС – выборное либо работающее по контракту лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах МС и не относящиеся к категории государственных служащих.

Ч. 2 ст. 130 КРФ определяет формы осуществления населением МС: «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.»

Для решения вопросов местного значения муниципальное образование обладает собственным бюджетом. Для его пополнения органы МС устанавливают местные налоги и сборы.



Решение местных вопросов предполагает какую-либо д-ть, активность со стороны населения. Таким образом МС можно определить как гарантируемую КРФ деятельность населения муниципального образования по решению вопросов местного значения, осуществляемую им самостоятельно и под его ответственность, исходя из собственных интересов.

МС – особый, специфический уровень власти в государстве. Органы МС не входят в систему органов государственной власти, однако, могут наделяться отдельными властными полномочиями. Вместе МС и госвласть образуют формы единой публичной власти.

В Преамбуле Европейской хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.), ратифицированной РФ ФЗ от 11 апреля 1998 г. Государства-члены Совета Европы высказывают убеждение в том, что наличие облеченных реальной ответственностью органов МС может обеспечить эффективное и, одновременно, приближенное к гражданину управление. Кроме того здесь же утверждается, что право граждан участвовать в ведении государственных дел наиболее непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне.

Все вышеизложенное предполагает выделение следующих особенностей присущих предмету МП:

1) локально-территориальный характер отношений, относящихся к сфере муниципально-правового регулирования;

2) данные отношения носят комплексных характер, так как вопросы местного значения, относящиеся к ведению МС, охватывают все основные области жизнедеятельности (экономика, культура, финансы, охрана общественного порядка и т. д.). Хотя они и весьма разнообразны (организационные, управленческие, имущественные, финансовые и т. д.), но есть у них и один общий признак: их возникновение связано с решением населением муниципального образования вопросов местного значения;

3) субъект муниципально-правовых отношений – это население муниципального образования, органы МС и их должностные лица.

Исходя из субъекта муниципально-правового регулирования можно выделить следующие группы общественных отношений:

1) отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения путем непосредственного выражения гражданами своей воли;

2) отношения, связанные с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированием и исполнением местного бюджета, а также иной их деятельностью в различных сферах местной, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решения др. вопросов местного значения, включая и вопросы организации работы муниципальной службы;

3) отношения, возникающие в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с законодательством, а также в процессе организации и исполнения органами местного самоуправления законодательных и правовых актов федеральных органов государственной власти и органов госвласти субъектов.

Участие органов МС в осуществлении госполитики на местном уровне осуществляется в двух формах:

А) путем реализации отдельных государственных полномочий;

Б) в виде исполнения законодательных и иных правовых актов федеральных органов госвласти и органов госвласти субъектов.

Особенности предмета муниципально-правового регулирования обуславливают комплексный характер МП как отрасли права.

Многие нормы МП, регулирующие на местном уровне имущественные, финансовые, земельные и другие отношения, являются одновременно нормами гражданского, финансового, земельного и других отраслей права.

План:

1. Понятие отрасли муниципального права.
К концу 90-х годов в системе российского права обособилась новая отрасль - муниципальное право.
Согласно наиболее распространенному в теории права мнению ученых отрасли права должны обладать собственными, присущими только им предметом и методом правового регулирования, позволяющими разграничить конкретные отрасли.
В учебной литературе отрасль характеризуется в виде совокупности норм, регулирующих определенную группу общественных отношений. 1
Предпосылками обособления новой отрасли - муниципального права, явились по мнению И.В.Выдрина и А.Н.Кокотова:
1) сложившаяся устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления;
2) количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.
В названной новой отрасли употребляется термин "муниципальный". Слово это происходит от латинского "municipium". В республиканскую эпоху римской истории так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления.
Профессор Л.А.Велихов в работе "Основы городского хозяйства" (1928 г.) так объясняет значение термина "муниципалитет": "Munis" по латыни значит тяжесть, тягота, бремя, а "capio", "recipio" - беру, прилагаю. Соответственно, городское управление, как бы берущее на себя, по уполномочию города и с разрешения правительства, бремя общественной власти, выполнения общественных задач и распоряжения хозяйственными делами, называется муниципалитетом…"1.
В современном словаре иностранных слов муниципалитет - орган местного самоуправления, а также здание, занимаемое им. Второе значение этого термина: низшая административно-территориальная единица в Австралии, Венесуэле и ряде других государств.
В современном законодательстве термины "муниципальный", "местный" употребляются как равнозначные применительно к самоуправленческим отношениям. Таким образом, муниципальное право можно охарактеризовать как право местного самоуправления. Причем, термины "муниципальный", "муниципалитет" применимы в нашей стране как к городскому самоуправлению и его органам, так и к самоуправлению, осуществляемому в сельских поселениях и на других территориях.
Муниципальное право - комплексная отрасль права.
Муниципальное право не является профилирующей (основной) самостоятельной отраслью права, поскольку у него отсутствует собственный основной метод регулирования. Согласно утвердившейся в юридической литературе позиции, муниципальное право представляет собой комплексное правовое образование.1
По мнению И.В.Выдрина и А.Н.Кокотова комплексность муниципального права обусловлена во-первых, тем, что его предмет образуют комплексные общественные отношения различных сфер - финансов, налогов, землепользование и др., а во-вторых, двойственной природой муниципальных правовых норм 2. Своеобразие норм выражается в том, что они как бы распределены "по двум адресам". С одной стороны, они выступают как нормы основных отраслей права (например, конституционного, административного, финансового), а с другой - входят во вторичную правовую структуру - комплексную отрасль права.
Подводя итог сказанному, можно привести определение муниципального права, данное О.Е.Кутафиным и В.И.Фадеевым.
"Муниципальное право Российской Федерации - это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления".


2. Предмет и метод муниципального права.
В процессе структуризации системы права, деления его на отрасли, ведущим фактором выступает предмет правового регулирования, под которым понимается круг однородных общественных отношений.
Предметом муниципального права являются однородные отношения, возникающие в процессе реализации населением права на местное самоуправление. Ряд авторов выделяют четыре группы общественных отношений, составляющих предмет муниципального права.
Отношения, связанные:
а) со способностью местного населения непосредственно решать вопросы местного значения (выборы, местные референдумы и др.);
б) с организацией и деятельностью органов, выборных должностных лиц местного самоуправления;
в) с функционированием различных отраслей местного хозяйства через определение компетенции муниципальных образований и статуса различных объектов муниципального имущества;
г) с осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Более дробную классификацию отношений местного самоуправления, составляющих предмет отрасли муниципального
права, предлагает Е.С.Шугрина. Это отношения: 1) возникающие в процессе формирования органов местного самоуправления, связанные с разделением полномочий между представительными и исполнительными органами на местах; 2) складывающиеся в процессе деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, формированию и использованию местного бюджета, установлению и взиманию местных налогов и сборов, иные отношения, связанные с управленческой деятельностью; 3) возникающие в процессе осуществления принадлежащей народу власти (при использовании форм непосредственной демократии); 4) по поводу обязательств муниципальных органов перед органами государственной власти; 5) связанные с организацией и деятельностью особых муниципальных органов (органов территориального общественного самоуправления)1.
По нашему мнению, к перечню групп общественных отношений, составляющих предмет муниципального права, следует также добавить общественные отношения, возникающие в ходе взаимодействия, сотрудничества муниципальных образований, органов местного самоуправления друг с другом, а также с коммерческими организациями, не являющимися муниципальными.
Предмет правового регулирования не является единственным критерием подразделения отраслей права внутри правовой системы. В качестве дополнительного, производного от основного (предмета) применяется такой критерий, как метод правового регулирования. Как отмечает Д.А.Керимов, "метод правового регулирования определяется в основном его предметом, но зависит также от интересов и целей государства при выборе форм воздействия на соответствующие общественные отношения"1.
Муниципальное право, являясь комплексной отраслью, заимствует методы, используемые в различных отраслях. Поскольку местное самоуправление охватывает сферу публичного и частного права, правовое регулирование основано на сочетании императивного и диспозитивного методов. Местное самоуправление является преимущественно публично правовым институтом и поэтому чаще всего применяется императивный метод в сочетании с обязывающими и запрещающими способами регулирования. Помимо названных двух способов правового регулирования в теории права выделяется также и третий - дозволение, т.е. предоставление лицу права на определенное собственное поведение, совершение тех или иных действий2. Дозволение, определяющее диспозитивный характер правового регулирования, также широко используется в муниципальном праве. Так, в соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка.
Императивный и диспозитивный методы дополняются методом гарантий. В ст.133 Конституции РФ местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Императивный, диспозитивный и гарантирующий методы правового регулирования, свойственные прежде всего федеральному уровню нормативной регламентации местного самоуправления, предопределяют, по мнению И.В.Выдрина и А.И.Кокотова, метод саморегуляции, присущий автономному уровню, охватывающему отдельные муниципальные образования.

3. Система муниципального права.
Муниципальное право как отрасль права обладает всеми признаками системного правового образования. Внутри отрасли происходит дифференциация права, выражающаяся в делении ее на ряд правовых институтов. Как отмечает Д.А.Керимов, "отдельная правовая норма, как правило, не в состоянии урегулировать с требуемой полнотой и всесторонностью то или иное общественное отношение без сочетания, взаимодействия с другими правовыми нормами, направленными на регулирование того же отношения. Совокупность этих правовых норм, соединенных между собой в определенное системное целое, и образует правовой институт"2.
В.И.Фадеев определяет систему муниципального права как "объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений3.
При характеристике системы муниципального права нами выделялась общая и особенная части.
К общей части относятся следующие муниципально-правовые институты.
1. Правовые основы местного самоуправления.
2. Территориальные основы местного самоуправления.
3. Организационные основы местного самоуправления.
4. Финансово-экономические основы местного самоуправления.
5. Гарантии местного самоуправления.
6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц.
Наряду с перечисленными институтами, в систему муниципального права, по нашему мнению, входит и такой самостоятельный институт как территориальное общественное самоуправление населения.
Муниципально-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с формированием и деятельностью территориальных общин, органов территориального общественного самоуправления населения, развитием национальных форм общественного самоуправления, несомненно, имеют свои особенности, обладают относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования, т.е. всеми признаками, присущими правовому институту.
К особенной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц. К ним, в частности, относятся:
а) полномочия органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития;
б) полномочия органов местного самоуправления в сфере социально-культурного развития;
в) полномочия органов местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности и правопорядка.
На наш взгляд, оправдано выделение в системе муниципального права специальной части, включающей нормы, которые регулируют организацию местного самоуправления в отдельном регионе1.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1.Какие основные признаки вторичного правового образования - комплексной отрасли муниципального права?
2. В чем своеобразие муниципальных правовых норм?
3. Какие группы общественных отношений составляют предмет муниципального права?
4. Назовите способы правового регулирования муниципального права.
5. Какие правовые институты входят в систему муниципального права.

ТЕМА 2. Источники муниципального права, муниципально-правовые нормы и отношения.
План:

1. Понятие источника муниципального права.
В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения. В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, в которых объективируются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают в Российской Федерации соответствующие нормативно-правовые акты, действующие в настоящее время и муниципально-правовые договоры. Таким образом, источниками муниципального права являются действующие правовые акты, содержащие нормы муниципального права и муниципально-правовые договоры.
ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
Международные нормы
Европейская Хартия о местном самоуправлении

Федеральные нормы
КОНСТИТУЦИЯ РФ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
Муниципальные отраслевые Иных отраслей права, используемые
муниципальным правом
"Об общих принципах ГК РФ, КоАП РСФСР,
организации местного Земельный Кодекс РСФСР
самоуправления в РФ"
Подзаконные акты
УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА, ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Нормативные акты субъектов Федерации
Закон Тюменской области "О местном самоуправлении"

Локальные нормативные акты
Устав г. Тюмени

2. Система источников муниципального права.
Выделяют четыре группы нормативно-правовых актов с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений.
К нормативно - правовым актам первого уровня относятся международные нормы, например Европейская Хартия местного самоуправления от 15.10.85 г., ратифицированная Федеральным Законом от 11.04.98 г. № 55-ФЗ. Значение Хартии как источника муниципального права состоит в следующем:
- устанавливает и закрепляет общепризнанные принципы существования местного самоуправления в политико-правовой системе государств;
- определяет минимальные гарантии местного самоуправления, требуемые от органов государственной власти;
- имеет приоритет перед национальным правом.
Второй уровень представлен федеральным законодательством, содержащим муниципальные нормы права. Среди данных актов первостепенное значение имеет действующая Конституция РФ, выделяемая в первый подуровень.
В Конституции РФ 1993 г. местному самоуправлению посвящена гл. 8. Принципиальные положения, касающиеся местного самоуправления, содержатся также в ст. ст. 3 и 12. Значение Конституции как источника муниципального права состоит в том, что она:
- придает институту местного самоуправления статус одной из основ конституционного строя, закрепляя постулат о том, что органы местного самоуправления являются формой осуществления народом своей власти, формой реализации его суверенитета. Таким образом определена природа и "естественный" характер местного самоуправления в нашем государстве;
- выделяет два основополагающих принципа местного самоуправления: самостоятельность в пределах своих полномочий и "невключенность" в систему органов государственной власти;
- очерчивает рамки компетенции местного самоуправления, закрепляя перечень основных вопросов местного значения;
- определяет основные гарантии местного самоуправления.
К следующему подуровню относят федеральные законы, содержащие нормы муниципального права. Среди них:
а) специальные муниципальные законы, например ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Закон РФ "О местном самоуправлении в РФ", ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления";
б) отраслевые законы, например ГК РФ, Бюджетный Кодекс РФ, ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".
Значение этого подуровня состоит в следующем:
- детализирует, конкретизирует положения, содержащиеся в Конституции РФ;
- определяет понятие и принципы местного самоуправления в РФ, предметы ведения РФ, субъектов федерации и органов местного самоуправления в сфере организации и осуществления местного самоуправления в РФ, территориальные и финансово-экономические основы местного самоуправления, гарантии осуществления местного самоуправления и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, регулирует прочие вопросы;
- создает возможность для дальнейшего правового регулирования указанных отношений на региональном уровне.
К третьему подуровню относятся иные федеральные нормативно-правовые акты.
К источникам третьего уровня относятся законы и другие нормативно-правовые акты субъектов федерации, например, Закон Тюменской области "О местном самоуправлении", Закон Тюменской области "О порядке отзыва выборного лица местного самоуправления в Тюменской области". Данные источники:
- применительно к специфике конкретного региона развивают и дополняют соответствующие положения Конституции и федерального законодательства;
- создают возможность для дальнейшего правового регулирования отношений местного самоуправления на локальном уровне.
Источниками четвертого уровня выступают так называемые локальные нормативные акты. Речь идет о нормативных установлениях, регулирующих общественные отношения в сфере местного самоуправления и исходящих от самого населения муниципальных образований и органов местного самоуправления. Среди локальных нормативных актов, являющихся источниками муниципального права, на первом месте стоит Устав муниципального образования.
Устав - это документ комплексного характера, наиболее полно отражающий правовой статус муниципальных образований. Устав имеет сложную юридическую природу. С одной стороны, он носит локальный характер:
- создается на основе федерального и регионального законодательства;
- не должен противоречить федеральному и региональному законодательству;
- действует только на территории соответствующего муниципального образования.
С другой стороны, это:
- документ высшей юридической силы на данной территории;
- все другие муниципальные нормативно-правовые акты принимаются на его основе и во его исполнение;
- все другие акты не могут ему противоречить под страхом признания недействительными.
Устав муниципального образования принимается на референдуме непосредственно населением или выборным представительным органом местного самоуправления. Устав проходит государственную регистрацию либо в органах юстиции, либо в высшем законодательном органе субъекта федерации. Порядок регистрации Уставов муниципальных образований в Тюменской области регулируется Законом Тюменской области "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в Тюменской области".
Второй формой муниципального права являются муниципально-правовые договоры - двусторонние или многосторонние соглашения, регулирующие отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления.
Муниципально-правовые договоры могут заключаться между органами местного самоуправления, между государственными органами и органами местного самоуправления, а также между органами местного самоуправления и другими субъектами права.
3. Муниципально-правовые нормы.
Муниципально-правовые нормы - это правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
По характеру предписаний делятся на:
- управомочивающие (например, органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью - ст. 29 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ");
- обязывающие (например, наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальном образовании является обязательным - ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ");
- запрещающие (например, запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленный ст.133 Конституции Российской Федерации).
По степени определенности содержащихся в них предписаний:
- императивные (например, обязательность рассмотрения органами государственной власти обращений органов местного самоуправления - ст. 45 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ");
- диспозитивные (например, установление возможности осуществления полномочий главой муниципального образования - ст. 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
4. Муниципально-правовые отношения.
Муниципально-правовые отношения - это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в муниципальных образованиях.
Субъектами муниципально-правовых отношений выступают: муниципальные образования, население муниципальных образований, органы местного самоуправления, граждане, члены выборных представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления и муниципальные служащие, органы территориального общественного самоуправления, ассоциации и союзы муниципальных образований, государственные органы, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации различных форм собственности.

СУБЪЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

По содержанию муниципально-правовые отношения можно подразделить на следующие группы:
- связанные с местом и ролью местного самоуправления в конституционно-правовом механизме государства;
- связанные с созданием муниципальных образований;
- связанные с организацией и деятельностью органов местного самоуправления;
- связанные с непосредственным осуществлением населением местного самоуправления;
- связанные с определением и разграничением компетенции как по "вертикали" (между органами местного самоуправления и государством), так и по "горизонтали" (между различными органами местного самоуправления и органами ТОС);
- отраслевые отношения, связанные с муниципальным хозяйством.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Определите понятие и укажите виды источников муниципального права.
2. Дайте характеристику Конституции Российской Федерации как источника муниципального права.
3. Дайте характеристику законодательства субъектов Российской Федерации в системе источников муниципального права.
4. Дайте характеристику Устава муниципального образования как источника муниципального права.
5. Определите понятие муниципально-правовых норм.
6. Дайте классификацию муниципально-правовых норм.
7. Определите понятие муниципально-правовых отношений.
8. Назовите субъектов муниципально-правовых отношений.
9. Дайте классификацию муниципально-правовых отношений.

ТЕМА 3. Муниципальное право как отрасль правовой науки и учебная дисциплина.
План:
1. Понятие и предмет муниципального права как отрасли юридической науки.

1. Понятие и предмет муниципального права как отрасли
юридической науки.
Понятие "Муниципальное право" используется не только
для наименования отрасли российского права, но и для обозначения научной дисциплины. Муниципальное право как научная дисциплина является самостоятельной отраслью юридической науки. Как и любая наука, муниципальное право имеет свой собственный предмет исследования. Быстрое развитие науки государственного (конституционного) права в 90-х годах и одновременное резкое сужение науки советского государственного строительства предопределила отпочкование от этих наук муниципального права. Этот этап развития государствоведческих наук вполне вписывается в объективную потребность уточнения время от времени их предмета.
Как отмечает Д.А.Керимов, необходимость периодического возвращения к рассмотрению предмета науки - "это вполне закономерный процесс, поскольку само развитие не только влечет за собой количественное расширение и качественное изменение тех явлений, которые неизбежно включатся в орбиту исследования, но и представляет собой все более всестороннее и углубленное проникновение в эти явления, в их взаимосвязи и взаимоотношения"1.
Формирование на практике института местного самоуправления, необходимость углубленного изучения форм самоорганизации населения, раскрытие сущности местной власти, определения направлений сотрудничества органов местного самоуправления с органами государственной власти, научного прогнозирования перспектив развития этой формы народовластия, обусловили вычленение из предметов таких отраслевых юридических наук как конституционное право, административное право самостоятельного предмета муниципального права. При этом невозможно провести между предметами этих и иных юридических наук абсолютную разграничительную линию, поскольку сами общественные и правовые явления и процессы, в том числе и в сфере местного самоуправления, органически между собой связаны, взаимодействуют и взаимопроникают в ходе своего развития. Однако это утверждение не исключает возможность и необходимость определения специфического предмета науки муниципального права.
Предметом научной дисциплины "муниципальное право", по мнению Е.С.Шугриной, является организация и функционирование местного самоуправления, проблемы правового регулирования местного самоуправления1. Данное определение, на наш взгляд, непонятно и нуждается в уточнении. Предмет научной дисциплины муниципального права составляют не только проблемы правового регулирования местного самоуправления, нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, существующие в данное время, но, как считает В.И.Фадеев, и практика правового регулирования организации и деятельности местной власти на предыдущих этапах развития российской государственности, а также изучение зарубежного опыта местного самоуправления2
Определение понятия предмета науки муниципального права предполагает выяснение соотношения и взаимодействия ее с другими отраслевыми юридическими науками. Как отмечает Д.А.Керимов, "взаимодействие наук вообще является необходимой и актуальной потребностью развития самой науки, повышения качества, эффективности и результативности научных исследований"1. Современная практика местного самоуправления ставит перед юридической наукой в целом такие комплексные задачи, которые не в состоянии решать порознь ни конституционное право, ни административное право, ни другая отраслевая наука. Решение многих проблем местного самоуправления возможно лишь при сотрудничестве и взаимодействии отраслевых юридических наук. Взаимодействуя с науками конституционного права, гражданского, административного, финансового, земельного, экологического права, муниципальное право интегрирует теоретические знания этих наук, касающиеся проблем местного самоуправления, в целостную систему научных знаний о муниципальном праве.
Подводя итог рассуждениям о научной дисциплине муниципального права, приведем ее определение, данное В.И.Фадеевым. "Научная дисциплина муниципального права - это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о формах и практике его осуществления и правового регулирования"2.
Наука муниципального права использует как общенаучные методы исследования (диалектический, системный, социологический), так и специальные (сравнительно-правовой, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический).
2. Источники научной дисциплины муниципального права.
Теоретической основой муниципального права являются общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, которые нашли свое отражение, в частности, в Европейской Хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г., согласно которой:
местное самоуправление составляет одну из основ любого демократического строя;
право граждан на участие в управлении государством может быть непосредственно осуществлено именно на местном уровне;
существование обеспеченной реальной властью органов местного самоуправления обеспечивает эффективное и одновременно приближенное к гражданину управление;
органы местного самоуправления, созданные демократическим путем, должны иметь широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка ее осуществления и необходимые для этого средства.
Теоретическими источниками муниципального права являются фундаментальные научные труды ученых и видных деятелей движения дореволюционной России В.Н.Лешкова, А.И.Васильчикова, В.П.Безобразова, Б.Б.Веселовского, А.Д.Градовского, Н.И.Лазаревского, Н.М.Коркунова, М.И.Свешникова.
К числу источников научной дисциплины муниципального права относятся научные работы, посвященные проблемам местного самоуправления, С.А.Авакьяна, Г.В.Барабашева, Д.Н.Бахраха, А.А.Безуглова, Н.С.Бондаря, В.И.Васильева, И.В.Выдрина, М.А.Краснова, А.Н..Кокотова, В.А.Крекова, О.Е.Кутафина, В.А.Пертцика, Н.В.Постового, А.Я.Сливы, Ю.А.Тихомирова, В.И.Фадеева, К.Ф.Шеремета, Е.С.Шугриной и др.
Наряду с теоретическими источниками научной дисциплины муниципального права ее научную базу составляют юридические источники: Конституция РФ, федеральные законы, иные федеральные нормативно-правовые акты, конституции и уставы субъектов РФ, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ по вопросам местного самоуправления, а также уставы муниципальных образований, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Источником муниципального права как научной дисциплины является также практика муниципальной деятельности в нашей стране.
3. Муниципальное право как учебная дисциплина.
В соответствии с Государственными стандартами высшего профессионального образования по специальностям "юриспруденция", "государственное и муниципальное управление" предусмотрено обязательное преподавание в вузах учебной дисциплины "муниципальное право РФ".
Задачами муниципального права как учебной дисциплины являются: оказание помощи будущим юристам в изучении основ местного самоуправления, организационно-правовых форм и гарантий его осуществления, полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления1.
Одной из важнейших задач муниципального права как учебной дисциплины является также изучение особенностей организации и деятельности местного самоуправления в отдельных регионах, приобретение в ходе учебных занятий и учебной практики конкретных навыков участия в деятельности различных органов местного самоуправления. В этих целях полезно использовать в ходе учебного процесса организационно-деятельностные игры, круглые столы с участием практических работников, прецедентные методы обучения, моделирование конкретных проблемных ситуаций, привлечение студентов к нормотворческой деятельности, разработке проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления и другие интерактивные способы усвоения муниципальных знаний.
Система учебной дисциплины муниципального права, в основном, соответствует системе муниципального права как отрасли права и включает в себя общую часть, особенную и специальную части. Общая часть курса охватывает важнейшие направления деятельности российского государства по установлению принципов и организационно-правовых основ деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления, разграничению их компетенции, осуществлению экономической, финансовой, кадровой политики на местах и др. В общей части рассматриваются различные концепции, модели местного самоуправления, учтен опыт функционирования муниципальных органов зарубежных стран.
Особенная часть курса предусматривает изучение деятельности органов местного самоуправления по реализации полномочий в основных сферах жизнедеятельности муниципальных образований.
Специальная часть посвящена особенностям организации и деятельности органов местного самоуправления Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Назовите основные проблемы, которые изучает наука муниципального права.
2. В чем отличие предмета науки муниципального права от предмета конституционного права?
3. Какие теоретические источники научной дисциплины муниципального права Вы знаете?
4. Какие учебники и учебные пособия по муниципальному праву имеются в библиотеке университета?

Министерство образования и науки ГОУ ВПО

Южно-Уральский Государственный Университет

Кафедра: «Конституционного и административного права »

Курсовая работа

По курсу: «Муниципальное управление»

Тема: «Муниципальное право»

Проверил: Сушков

Сергей Юрьевич

Выполнил: Хлыбова Наталья

группа Ю-409

г. Челябинск. 2011

Аннотация

Целью курсовой работы является изучение и раскрытие муниципального права как отрасли, как науки и учебной дисциплины.

Задачи работы:

1. Раскрыть понятие муниципального права как отрасли. Определить предмет и методы исследования.

2. Рассмотреть систему и источники муниципального права как отрасли, как науки и учебной дисциплины.

3. Проанализировать место отрасли муниципального права в правовой системе РФ

4. Рассмотреть эволюцию научной дисциплины в РФ

5. Раскрыть цели и задачи учебной дисциплины муниципальное право.

Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В результате работы были сделаны выводы.

Введение

Глава 1. Муниципальное право как отрасль права

1. Понятие муниципального права. Предмет и метод муниципального права

2. Система отрасли муниципального права

3. Источники отрасли муниципального права

4. Место муниципального права в правовой системе РФ

Глава 2. Муниципальное право как наука

1. Понятие муниципального права как науки. Методы науки

2. Система муниципального права как науки

3. Источники науки муниципальное право

4. Эволюция научной дисциплины

Глава 3. Муниципальное право как научная дисциплина

1. Цели и задачи дисциплины

Заключение

Комплексная отрасль – отрасль, предмет которой формируется отношениями различной отраслевой принадлежности.

Непривычное для нас понятие «муниципальное право», давно ставшее обычным в развитых странах, уже дает все основания для его определения не как отрасли российского права, а как отрасли российского законодательства, юридически обеспечивающей системное функционирование всех структурных подразделений местной власти и тем самым решающей все вопросы социально-экономического, культурно-бытового и иного характера, возникающие на территории муниципального образования.

Как форма публичной власти местное самоуправление (и местное население, и формируемый им аппарат, и соответствующие должностные лица) реализует нормы многих отраслей права: конституционного, административного, финансового, гражданского и др., поэтому местное самоуправление нельзя назвать отраслью права и даже именовать его комплексной (или вторичной) отраслью права, поскольку они всего лишь юридический образ, который совершенно недостаточен для научного юридического анализа такого сложного юридического понятия, как муниципальное право. Например, положение ч. 2 ст. 3 Конституции РФ, закрепляющее осуществление народовластия через органы государственной власти и местного самоуправления, нельзя представить как норму муниципального права в качестве отрасли. Эта норма-принцип – важнейшая норма конституционного (государственного) права Российского государства как основной отрасли системы права. Она справедливо нашла свое место в гл. 1 «Основы конституционного строя» раздела первого Конституции РФ.

В практике муниципального самоуправления часто применяются нормы как административного, так и иных отраслей права. Конечно, они входят в состав муниципального права, но не формируют ее как отрасль, а наполняют право содержанием. В составе муниципального права важное место принадлежит нормам, регулирующим отношения, возникающие по поводу владения, пользования, распоряжения и управления муниципальной собственностью. Этот институт имеет конституционный статус (ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ), урегулированный Законом об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 1, 4, 5, 30–32 и др.), составляет один из основных институтов гражданского права (см., например, ст. 215 ГК).



Конечно, невозможно даже примерно перечислить совокупность юридических норм различных отраслей системы российского права, входящих в состав сложного юридического комплекса, получившего название «муниципальное право». Однако тщательный их анализ и обобщение позволяют дать определение муниципальному праву на данном этапе его становления и развития. Муниципальное право – это отрасль системы российского законодательства, которая включает нормы многих отраслей права, юридически обеспечивающих функционирование всех институтов местного самоуправления и решение на местах отдельных государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления.

Комплексная отрасль –

Место муниципального права в правовой системе РФ.

В различных странах муниципальное право является либо комплексной отраслью права, либо подотраслью конституционного права или административного права.

При определении места муниципального права в правовой системе Российской Федерации необходимо учитывать ряд обстоятельств. Прежде всего, как уже отмечалось, это комплексный характер отрасли муниципального права. Поэтому муниципальное право связано с целым рядом других отраслей права.

Наиболее тесно муниципальное право связано с конституционным правом и административным правом. Муниципальное право организационно оформилось и выделилось из конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права.

Для муниципального права характерны определенные признаки конституционно-правовых отношений. Прежде всего, права и обязанности субъектов этих отношений прямо или опосредованно связаны с закреплением основных устоев и принципов российского общества и государства, с системой форм и порядком осуществления народовластия. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правоотношений, а муниципально-правовые отношения являются основными там, где осуществляется местное самоуправление.

Муниципальное право тесно связано с административным правом. Административно-правовые нормы устанавливают статус органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, и их полномочия. Тесная взаимосвязь муниципального права и административного права проявляется также и при регулировании института муниципальной службы.

Существует тесная связь муниципального права и с другими отраслями права. Например, формирование и исполнение местных бюджетов, образование внебюджетных фондов основано на нормах финансового права; право органов местного самоуправления создавать коммерческие и некоммерческие организации, осуществлять свою деятельность в качестве юридических лиц базируется на нормах гражданского права; осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования регламентируется земельным правом; участие органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды относится к экологическому праву и т.д.

Метод муниципального права как отрасли права.

У комплексных отраслей собственный метод отсутствует. Они используют методы характерные для отношений составляющие их предметы.

Метод здесь предполагается, как совокупность способ правового регулирования.

Способы правового регулирования:

1. Дозволение

2. Обязывание (преобладает)

Муниципальные правовые отношения.

Муниципальные правоотношения (муниципально-правовые отношения) - это отношения, урегулированные нормами муниципального права и складывающиеся между субъектами муниципального права в сфере местного самоуправления. Как и любые правоотношения, муниципальные правоотношения складываются из следующих структурных элементов: субъекты, объекты и содержание правоотношений.

Объекты правоотношений - то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий. К числу объектов муниципальных отношений относятся территория муниципальных образований, муниципальное имущество, муниципальные правовые акты.

Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности их субъектов (участников). Эти полномочия, права, обязанности возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. Они включают, к примеру, право жителей поселений на создание муниципальных образований и корреспондирующую ему обязанность органов власти обеспечить соответствующее волеизъявление людей и принять меры к учреждению нового муниципального образования, если решение об этом принято жителями.

По своей природе рассматриваемые правоотношения могут быть основаны на нормах как материального, так и процессуального права. Так, избиратели на муниципальных выборах осуществляют свое избирательное право, имеющее материальную природу. В то же время порядок реализации этого права определяется нормами процессуальными.

Исполнительные органы местного самоуправления (формирование и организация работы).

Несовместимость депутатского мандата или должности с деятельностью иного рода. Депутаты, работающие на постоянной основе, выборные должностные лица не могут занимать иные оплачиваемые должности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Федеральные, региональные депутаты не могут быть депутатами представительных органов местного самоуправления, замещать выборные муниципальные должности, муниципальные должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов местного самоуправления не могут замещать муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами представительных органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться только федеральным законом.

Собрания (сходы) граждан.

Статья 25. Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 25.1. Сход граждан

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сход граждан может проводиться:

1) в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района);

2) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения;

3) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий;

4) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан;

5) в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления;

6) в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения.

Сход граждан, предусмотренный настоящей статьей, правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Статья 29. Собрание граждан

Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 30. Конференция граждан (собрание делегатов)

В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).

Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

(гл. 5, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")

Ст.14.1 -15.1-16.1

Согласно этим нормам муниципальные образования вправе решать вопросы местного значения, которые прямо не отнесены к ведению органов государства или др. муниципального образования, за свой собственный счет.

Комплексная природа муниципального права.

Комплексная отрасль – отрасль, предмет которой формируется отношениями различной отраслевой принадлежности.

Непривычное для нас понятие «муниципальное право», давно ставшее обычным в развитых странах, уже дает все основания для его определения не как отрасли российского права, а как отрасли российского законодательства, юридически обеспечивающей системное функционирование всех структурных подразделений местной власти и тем самым решающей все вопросы социально-экономического, культурно-бытового и иного характера, возникающие на территории муниципального образования.

Как форма публичной власти местное самоуправление (и местное население, и формируемый им аппарат, и соответствующие должностные лица) реализует нормы многих отраслей права: конституционного, административного, финансового, гражданского и др., поэтому местное самоуправление нельзя назвать отраслью права и даже именовать его комплексной (или вторичной) отраслью права, поскольку они всего лишь юридический образ, который совершенно недостаточен для научного юридического анализа такого сложного юридического понятия, как муниципальное право. Например, положение ч. 2 ст. 3 Конституции РФ, закрепляющее осуществление народовластия через органы государственной власти и местного самоуправления, нельзя представить как норму муниципального права в качестве отрасли. Эта норма-принцип – важнейшая норма конституционного (государственного) права Российского государства как основной отрасли системы права. Она справедливо нашла свое место в гл. 1 «Основы конституционного строя» раздела первого Конституции РФ.

В практике муниципального самоуправления часто применяются нормы как административного, так и иных отраслей права. Конечно, они входят в состав муниципального права, но не формируют ее как отрасль, а наполняют право содержанием. В составе муниципального права важное место принадлежит нормам, регулирующим отношения, возникающие по поводу владения, пользования, распоряжения и управления муниципальной собственностью. Этот институт имеет конституционный статус (ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ), урегулированный Законом об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 1, 4, 5, 30–32 и др.), составляет один из основных институтов гражданского права (см., например, ст. 215 ГК).

Конечно, невозможно даже примерно перечислить совокупность юридических норм различных отраслей системы российского права, входящих в состав сложного юридического комплекса, получившего название «муниципальное право». Однако тщательный их анализ и обобщение позволяют дать определение муниципальному праву на данном этапе его становления и развития. Муниципальное право – это отрасль системы российского законодательства, которая включает нормы многих отраслей права, юридически обеспечивающих функционирование всех институтов местного самоуправления и решение на местах отдельных государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления.

Модуль №1. «Историко-теоретические, правовые и территориальные основы местного самоуправления» 6

Раздел 1. «Муниципальное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина» 6 Лекция № 1. Муниципальное право как отрасль права 6 1. Предмет муниципального права. Комплексная природа предмета муниципального права. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации 6 2. Особенности метода муниципального права. Муниципально-правовой режим 10 3. Муниципально-правовые нормы и отношения. Субъекты муниципально-правовых отношений 11 4. Система муниципального права 15 5. Муниципальное право как наука: понятие и предмет науки муниципального права. Источники науки муниципального права. Муниципальное право как учебная дисциплина 16Раздел 2. «Понятие, юридическая природа, принципы и функции местного самоуправления» 18 Лекция № 2. Понятие, юридическая природа и принципы местного самоуправления 18 1. Понятие и юридическая природа местного самоуправления 18 2. Основные модели взаимодействия государства и местного самоуправления: основные зарубежные модели и российский опыт 24

Муниципальной доктрине известны и другие подходы к классификации способов организации местного самоуправления, точнее, взаимодействия государства и местного самоуправления». Так, В.И. Фадеев предложил все известные типы организации местного самоуправления поделить на модели «автономного местного самоуправления» и «наблюдаемого местного самоуправления». 26

3. Принципы организации местного самоуправления 27Раздел 3. «Возникновение и развитие местного самоуправления в России и зарубежных странах» 31 Лекция № 3 Возникновение и развитие местного самоуправления в России 31 1. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России 31 2 Организация власти на местах в советский период 33 3. Реформы местного самоуправления в СССР в конце 80-х – начале 90-х годов 34 4. Становление местного самоуправления в Российской Федерации после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года 36Раздел 4. «Правовые основы местного самоуправления» 37 Лекция № 4 Международный, федеральный и региональный компоненты регулирования местного самоуправления 37 1. Общая характеристика системы источников муниципального права Российской Федерации 37 2. Европейская хартия местного самоуправления (общая характеристика) 39 3. Федеральный компонент правового регулирования местного самоуправления 40 4. Регулирование местного самоуправления субъектами Российской Федерации. Соотношение федерального и регионального регулирования местного самоуправления 43Раздел 5. «Территориальная организация местного самоуправления» 44 Лекция № 5. Муниципально-территориальное устройство 44 1. Понятие муниципально-территориального и административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, их соотношение 45 2. Основные модели муниципально-территориального устройства: зарубежный и российский опыт 48 3. Принципы муниципально-территориального устройства субъекта Российской Федерации. Общая характеристика двухуровневой организации местного самоуправления 51 4.Критерии определения границ муниципальных образований 52 5. Виды муниципальных образований 54 5.1. Сельское поселение. Критерии и принципы образования сельского поселения 54 5.2. Городское поселение. Критерии и принципы образования городского поселения 55 5.3. Муниципальный район. Критерии и принципы образования муниципальных районов. Межселенные территории 55 5.4. Городской округ. Критерии и принципы образования городского округа 56 5.5. Внутригородская территория города федерального значения. Особенности осуществления местного самоуправления в городах федерального значения 57 6. Принципы взаимодействия муниципального района и поселений, находящихся на его территории 58Раздел 6. «Компетенция муниципальных образований» 59 Лекция № 6. Собственная компетенция муниципальных образований 59 1. Общая характеристика компетенции муниципальных образований: понятие, правовое регулирование 59 2. Структура компетенции муниципальных образований 61 3. Разграничение полномочий между муниципальным районом и находящимися на его территории поселениями 64 Лекция № 7 Полномочия местного самоуправления в отдельных сферах жизнедеятельности муниципального образования 67 1. Полномочия органов местного самоуправления в области планирования и обеспечения комплексного развития территории 68 2. Полномочия органов местного самоуправления в отношениях с немуниципальными организациями. Муниципальный коммерческий и социальный заказ. Содействие развитию предпринимательской деятельности. Контроль за деятельностью коммерческих организаций и его пределы. Меры воздействия и порядок их применения 69 3. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства и транспорта 71 4. Полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения 84 5. Полномочия органов местного самоуправления в области образования и культуры 87 6. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка, защиты прав и свобод граждан 88

Модуль 2. «Организационные, финансово - экономические основы местного самоуправления, гарантии и ответственность местного самоуправления» 90

Раздел 7. «Формы непосредственной демократии на уровне местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление» 91 Лекция № 8. Формы непосредственной демократии на уровне местного самоуправления 91 1. Общая характеристика форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления, их виды 91 2. Местный референдум: правовое регулирование, принципы проведения, стадии 93 3. Муниципальные выборы: правовое регулирование, реализация принципов избирательного права при проведении муниципальных выборов, муниципальные избирательные системы, стадии муниципальных выборов 96 4. Отзыв депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления: понятие отзыва, принципы проведения отзыва, стадии 100 5. Голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования 102 6. Сход граждан. Собрание граждан 107 7. Обращения граждан в органы местного самоуправления. Правотворческая инициатива граждан 113 8. Публичные слушания 117 9. Опрос граждан 119 10. Митинги, собрания, шествия и пикетирования граждан 121Раздел 8. «Органы и должностные лица муниципального образования» 124 Лекция № 9. Органы и должностные лица муниципального образования 125 1. Понятие системы органов муниципального образования 125 2. Принципы построения системы органов муниципального образования 128 3. Понятие и признаки органа муниципального образования 131 4. Виды муниципальных органов 131 Лекция № 10. Представительные органы муниципального образования 132 1. Представительный орган муниципального образования: принципы организации и деятельности, компетенция 132 2. Порядок формирования представительного органа муниципального образования, прекращения полномочий представительного органа муниципального образования 135 3. Полномочия представительного органа муниципального образования 145 4. Порядок принятия правовых актов представительным органом муниципального образования 150 Лекция № 11. Глава муниципального образования. Местная администрация 157 1. Должность главы муниципального образования: понятие, наименование главы муниципального образования, функции 157 2. Способы замещения должности главы муниципального образования, срок полномочий, досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования 159 3. Компетенция и полномочия главы муниципального образования. Виды правовых актов: порядок их принятия и вступления в силу 161 4. Администрация муниципального образования: понятие, наименование, принципы деятельности 162 5. Порядок замещения должности главы местной администрации 163 6. Структура администрации муниципального образования 166 Лекция № 12. Контрольный орган муниципального образования 168 1. Функции контрольного органа муниципального образования, его правовая природа 168 2. Принципы организации контрольного органа муниципального образования и порядок его формирования 170Раздел 9. «Экономическая основа местного самоуправления» 172 Лекции № 13. Понятие и структура муниципальной собственности 172 1. Муниципальное образование как субъект гражданско-правовых отношений 172 2. Источники формирования муниципальной собственности 174 3. Структура муниципальной собственности. Виды объекты муниципальной собственности и их учет 176 4. Муниципальная казна 185 Лекция № 14. Муниципальные финансы 186 1. Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования 186 2. Доходная часть местного бюджета. Местные налоги и сборы 189 3. Расходная часть муниципального бюджета 193 4. Отношения местных бюджетов с вышестоящими бюджетами. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности 195 5. Муниципальные заимствования. Порядок привлечения заемных средств. Выпуск муниципальных ценных бумаг 198Раздел 10. «Государственный контроль за местным самоуправлением. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления» 199 Лекция № 15. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления 199 1. Общая характеристика ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: понятие, признаки, виды 200 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением 203 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами 204 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством 206 5. Внутрикорпоративная муниципально-правовая ответственность 212Раздел 11. «Гарантии местного самоуправления и межмуниципальное сотрудничество» 215 Лекция № 16. Гарантии местного самоуправления и межмуниципальное сотрудничество 215 1. Понятие и система гарантий местного самоуправления 215 2. Общие гарантии местного самоуправления. Функции Российской Федерации и ее субъектов в отношении местного самоуправления. Формы государственной поддержки местного самоуправления 217 3. Гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления 219 4. Гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления 220 5. Судебная защита прав местного самоуправления 222 6. Межмуниципальное сотрудничество 225

Понравилась статья? Поделитесь ей