Контакты

Методические рекомендации по применению умк сферы. Методические рекомендации по формированию учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной программе


УМК: общие положения Данные рекомендации разработаны на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», ГОСТ Издания. Основные виды. Термины и определения (далее ГОСТ), федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации, срокам обучения дополнительных пред профессиональных программ в области искусств, «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от /06-ГИ.


УМК: общие положения Рекомендации разработаны с целью создания условий для эффективного учебно-методического обеспечения реализации дополнительных пред профессиональных и общеразвивающих программ в области искусств. Задачи: определение места и роли УМК в эффективном обеспечении реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств; формирование понятийного словаря; систематизация основных требований к УМК, его структуре и содержанию; информационная и научно-методическая поддержка процессов сохранения, обобщения и передачи лучшего педагогического опыта.


УМК: общие положения Согласно пункту 3 Положения о лицензировании (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. 966): П.3 «Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению».


УМК: общие положения К лицензионным требованиям, в том числе, относится: - наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". - наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих федеральным государственным требованиям и в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"


УМК: общие положения Основной характеристикой образования в образовательной организации является образовательная программа - комплекс, который представлен, в том числе учебным планом, программами учебных предметов, оценочными и методическими материалами. Содержание образовательной программы раскрыто в учебном плане, включающем комплекс учебных предметов. Реализация дополнительных образовательных программ невозможна без учебно-методического обеспечения, а именно: наличия учебников и учебных пособий раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических учебных и методических пособий, специальной и методической литературы и т.п. Поэтому одним из важных направлений организации образовательной деятельности в детских школах искусств (далее - ДШИ) является создание учебно-методического комплекса по учебному предмету.


УМК: общие положения Учебно-методический комплекс (далее – УМК) - это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом. Разработка УМК учебного предмета является одним из элементов профессиональной деятельности преподавателя. УМК разрабатывается по всем учебным предметам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне определенных требований.


УМК: общие положения Целями разработки УМК является: обеспечение полноты и качества реализации программы учебного предмета, достижения планируемых результатов ее освоения в соответствии с федеральными государственными требованиями, рекомендациями по организации методической и образовательной деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, создание механизмов, технологий, методик оснащения педагогического процесса в детских школах искусств.


УМК: общие положения Задачи УМК: организационно-методическое обеспечение учебного процесса, направленного на эффективное освоение знаний, умений, навыков; создание условий для выявления и развития творческих способностей обучающихся, реализации индивидуального подхода в образовательном процессе; создание комфортной развивающей образовательной среды.


Образовательная программа как ключевой документ, на основе которого разрабатывается УМК. П.3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ 273) Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, данный комплекс представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов


Примерные программы учебных предметов Министерством культуры Российской Федерации разработаны примерные программы учебных предметов, на основании которых детские школы искусств могут разработать свои программы, являющиеся одним из основных элементов дополнительных пред профессиональных и общеразвивающих программ в области искусств.


Рецензия Учебные программы должны иметь экспертную оценку, которая осуществляется в форме рецензирования экспертом - специалистом в соответствующей области. При этом рекомендуется: две рецензии на пред профессиональную программу: внешняя – от эксперта из другой образовательной организации, внутренняя рецензия – от ведущего преподавателя ДШИ. Для дополнительных общеразвивающих программ достаточно внутренней рецензии.


Адаптированные программы Детские школы искусств также могут реализовывать дополнительные адаптированные (пред профессиональные и общеразвивающие) образовательные программы. ФЗ 273 (п.28 ст. 2): «адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».


Разработка программ в рамках осуществления экспериментальной и инновационной деятельности: Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно- методического, организационного, правового, финансово- экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ. При реализации инновационной программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральными государственными требованиями.


Общая характеристика УМК и принципы его формирования Учебно-методический комплекс (УМК) и его компоненты должны: предусматривать логически последовательное изложение учебного материала; предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике; соответствовать современным научным представлениям в предметной области; обеспечивать межпредметные связи; обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся.




Учебники, учебные пособия, сборники упражнений, репертуарные сборники, сборники контрольных работ, хрестоматии, рабочие тетради Учебные Учебно-методические пособия, «школы обучения» Учебно- методические Методические рекомендации, методические разработки, методические пособия Методические УМК: компоненты, виды






Учебная программа по предмету Примерная программа учебного предмета дополнительного образования детей в области искусства разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями (предпрофессиональная программа) и рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусства (общеразвивающие программы). Примерные программы разработаны и опубликованы на сайте Министерства культуры Российской Федерации и рекомендуются в качестве основы при создании учебных программ по предметам в детских школах искусств. Учебная программа по предмету в детской школе искусств разрабатывается преподавателем (или группой разработчиков) на основе соответствующих требований и рекомендаций, с учетом опыта и специфики данного учреждения, в рамках ресурсов и концепции развития школы.


Учебник и учебные пособия Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания (ГОСТ Издания. Основные виды. Термины и определения).



Учебник и учебные пособия Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (ГОСТ Р)







Учебно-наглядные пособия Наглядное пособие - учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (ГОСТ). Наглядное пособие учебное, практическое, справочное пособие, в котором основными средством передачи содержания являются изобразительные, наглядные средства.пособие


Учебно-наглядные пособия Учебно-наглядное издание - учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению или преподаванию определенного предмета, содержание которого выражено изобразительно- графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основными разновидностями учебно- наглядных изданий являются альбомы и атласы. Альбом - учебно-наглядное издание, книжное или комплектное листовое изоиздание, имеющее обычно пояснительный текст, служащее для учебных целей (ГОСТ). Атлас - учебно-практическое издание, альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащий для учебных целей (ГОСТ).


Учебно-наглядные пособия К средствам обучения относят печатные пособия – таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал – дидактические карточки, учебные модели, видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.




Учебно-методическое пособия Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета, его раздела, части или методике (ГОСТ). Учебно-методическое пособие может содержать систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебного предмета, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольных, итоговых работ), изложенных в форме, удобной для изучения и усвоения.




Методические рекомендации Методические рекомендации (указания) – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом) Методические рекомендации могут содержать изложение одной или нескольких методик, методических принципов, подходов, способов, сложившихся на основе положительного педагогического опыта. Их задача – предложить педагогическому сообществу наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, дидактических приемов применительно к определенному виду учебной, творческой деятельности


Методические рекомендации В методических рекомендациях обязательно наличие практических иллюстраций (примеров), взятых из конкретного педагогического опыта. Методические рекомендации должны иметь определенную направленность и точную адресность (указание, кому они адресованы: педагогам, концертмейстерам, методистам и т.д.), что регламентирует терминологию, стиль изложения, объем методических рекомендаций.


Методические разработки Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДШИ), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими указаниями по его организации. Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.


Методическое пособие Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе ДШИ и содержащий рекомендации по его использованию и развитию. Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты.


Учебно-библиографические издания Учебно- вспомогательное библиографическое пособие – рекомендательное библиографическое пособие, предназначенное для обеспечения учебной деятельности Учебно- вспомогательное библиографическое пособие – рекомендательное библиографическое пособие, предназначенное для обеспечения учебной деятельности Учебный библиографический справочник – учебно-библиографическое издание, справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы Учебный библиографический справочник – учебно-библиографическое издание, справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы


Электронные средства обучения Электронные средства обучения - компьютерные, педагогические программные средства, предназначенные для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащие, в том числе для индивидуального обучения, а также позволяющие тестировать полученные знания и умения обучаемого.


Электронные средства обучения По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения: электронный аналог печатного учебного издания - электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.); электронное приложение к печатному учебному изданию- электронное средство, являющееся дополнением к печатному изданию, содержащее интерактивные дидактические материалы, аудиовизуальные видеоиллюстрации самостоятельное электронное средство учебного назначения - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.


Электронные средства обучения электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку текстовое (символьное) электронное издание электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки изобразительное электронное издание электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения; звуковое электронное издание


Электронные средства обучения самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода программный продукт электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами. мультимедийное электронное издание Система средств научной организации труда педагога и обучающихся 1 этап: педагог анализирует конкретные задачи, характер и объём информации, подлежащей усвоению, исходный уровень подготовки обучающихся. 2 этап: педагог приступает к разработке и созданию методических рекомендаций, подборке материалов по индивидуальному сопровождению развития обучающихся, разработке анкет, памяток для обучающихся и родителей, разработке сценариев массовых мероприятий и дел, игровых методик. 3 этап совершенствования и развития УМК: педагог создаёт учебные и методические пособия, пакет материалов, обеспечивающих индивидуальную поддержку обучающемуся в освоении образовательной программы.


Заключение Каждый педагог вправе подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и их образовательных потребностей. УМК может быть разработан педагогом или коллективом педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения и вида дополнительной образовательной программы. УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса.

по формированию и оформлению учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Аннотация

Методические рекомендации содержат общие требования по формированию учебно-методического комплекса (УМК). В рекомендациях представлена структура, содержание, этапы разработки УМК, а также даны практические советы по его оформлению.

Составитель: Головачева О.В., методист отдела аналитико-мониторинговой деятельности КГБОУ ДО «Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества»

Содержание

Введение

В настоящее время в условиях модернизации и повышения качества системы образования в целом происходит развитие и совершенствование всех его составных частей. В этих условиях и сфера дополнительного образования неизбежно должна качественно и содержательно изменяться, быть мобильной, отвечать запросам детей и их родителей, образования и общества. Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Сегодня при активном насыщении рынка образовательных услуг большим количеством дополнительных общеобразовательных программ, разнообразных по направленности, виду деятельности, уровню освоения, существенно возрастает роль качественного методического обеспечения их реализации. С этой целью разрабатываются нормативные документы разных уровней по активному развитию, переосмыслению и обновлению принципов и подходов к организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Р азработка программн о-методического обеспечения образовательных организаций ДОД является важным направлением в реализации идеи управления качеством образования. Одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе ДОД может стать создание набора программно-методических материалов, который и может быть представлен в виде учебно-методического комплекса.

Создание УМК педагогом дополнительного образования является актуальным и перспективным средством повышения качества дополнительного образования. Именно в УМК каждый педагог может разработать технологию определения результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Акцентирование внимания на методической составляющей профессиональной деятельности, приобретение опыта методической работы, прежде всего, полезно самим педагогам, поскольку позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних видов деятельности к другим.

В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует проявлению творческой активности и профессиональному росту.

Актуальность разработки методических рекомендаций по формированию УМК заключается в анализе, систематизации, возможности практического применения и передаче педагогическим работникам информации о структуре, содержании и этапах создания учебно-методического комплекса.

Целью создания настоящих методических рекомендаций является выработка системного подхода к созданию учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

    Понятие учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс является информационной моделью определенной педагогической системы, где отражены стороны реального образовательного процесса. УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса. УМК должен учитывать все достижения современной педагогической науки и призван обеспечить повышение эффективности работы учащихся и педагогов за счет предоставления и реализации широкого спектра возможностей (информационных, обучающих, развивающих, воспитательных, координирующих, систематизирующих, стимулирующих и др.).

Учебно-методический комплекс - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с учебным планом.

Целью учебно-методического комплекса является обеспечение успешного освоения программы учащимися, оказание им педагогической помощи и поддержки в познавательной, творческой, исследовательской и коммуникативной деятельности. Документы и материалы, входящие в УМК, характеризуют методическое обоснование образовательного процесса по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (ДООП), а также конкретные, апробированные приемы, методы, технологии его организации.

УМК разрабатывается педагогом дополнительного образования (тренером-преподавателем) к дополнительной общеобразовательной программе. Каждый педагог вправе подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки учащихся и их образовательных потребностей.

    Структура УМК

Структура УМК предполагает совокупность дидактических единиц, отражающих логически законченный объем образовательного материала.

В самом общем виде учебно-методический комплекс ДООП может быть представлен следующими компонентами:

    Пояснительная записка к УМК;

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;

    Рабочая программа;

    Индивидуальный учебный план учащегося (при наличии);

    Учебно-методический компонент для педагога и учащихся;

    Воспитательный компонент;

    Компонент результативности.

3. Содержание УМК:

1. Пояснительная записка.

В пояснительной записке указывается актуальность данного УМК, его концептуальные основы, перечень представленных в УМК материалов (информационная карта УМК – Приложение 2 ), информации о возможных сферах применения УМК и его потенциальных пользователях).

2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

Ключевым документом, на основе которого разрабатывается УМК, является дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. ДООП является основным документом, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях. Дополнительная образовательная программа оформляется в соответствии с федеральными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования.

3. Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, содержание и порядок реализации дополнительных общеобразовательных программ. Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования на текущий учебный год в соответствии с реализуемой им дополнительной общеобразовательной программой.

4. Индивидуальный учебный план ( ИУП) проектируется в соответствии с требованиями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, реализуемой педагогом. ИУП является приложением к основной утверждённой дополнительной общеобразовате льной общеразвивающей программе.

Индивидуальный учебный план составляется при необходимости и не является обязательным элементом в структуре УМК.

5. Учебно-методический компонент для педагога и учащихся . Это могут быть:

    Методические материалы по организации образовательной деятельности.

    Методические разработки отдельных тем и занятий.

    Учебные пособия материалы, обеспечивающие реализацию содержания ДООП. К ним относятся:

    справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);

    художественная литература;

    научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);

    периодические издания;

    видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);

    аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);

    электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.);

Содержание учебного пособия может быть:

    в целом по ДООП;

    по отдельным разделам;

    по отдельным темам ДООП.

    по формированию учебной мотивации у учащихся (использование игровых технологий, наличие традиций, атрибутики, системы поощрения и др.);

    по организации работы с учащимися, имеющими способности к научной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

    по проведению мониторинга удовлетворенности родителей и учащихся организацией образовательного процесса;

    по эффективному использованию имеющейся в наличии материально-технической базы.

    Наличие блока (модуля) для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (одарённые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным поведением и др.).

    Дидактические материалы должны соответствовать содержанию ДОП, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактический материал может быть представлен в следующем виде:

    раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.).

6. Воспитательный компонент ДООП может включать:

Сценарии праздников,

Летопись объединения,

Информационные материалы о коллективе (буклеты, реклама, статьи и т.п.),

Творческие отчеты,

Фотоальбомы,

Видеоматериалы,

Информация о работе объединения в сети Интернет,

Материалы по работе с родителями, планы проведения родительских собраний, и т.п.),

Памятки и т.п.

7. Компонент результативности включает в себя:

I . Наличие диагностического материала и критериев контроля за результатами освоения учащимися ДООП:

Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

Планируемые результаты формулируются с учетом цели и содержания ДООП и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы:

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций.

Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование.

Оценка образовательных результатов учащихся по ДООП должна носить вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также диагностировать мотивацию достижений личности.

В педагогической практике диагностика достижений предметных результатов , как правило, не вызывает затруднений у педагогов, так как эти результаты представляют собой специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета или предмета деятельности. Прогнозируемые результаты могут быть стандартизированы и подвергнуты изменениям.

Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов проводится в форме промежуточной и итоговой аттестации. Федеральным законом «Об образовании» № 273-ФЗ не предусматривается проведение итоговой аттестации по ДООП, но и не запрещается ее проведение с целью установления:

Соответствия результатов освоения ДООП заявленным целям и планируемым результатам обучения;

Соответствия процесса организации и осуществления ДООП установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ.

Аттестация (промежуточная и итоговая) по ДООП может проводиться в формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной программы, и в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.

Диагностика личностных и метапредметных результатов учащихся вызывает у педагогов наибольшие затруднения, так как в их основе лежит не стандарт, а социальный заказ. В данных методических рекомендациях в помощь педагогам, работающим в системе дополнительного образования, предлагаются диагностические методики, которые достаточно просты и могут быть использованы в практической деятельности (Приложение 4, 5, 6). Однако педагоги, имеющие богатый опыт работы в системе дополнительного образования детей, могут самостоятельно разрабатывать методики определения уровня развития учащихся по дополнительной общеобразовательной программе.

II . Наличие способов отслеживания динамики развития учащихся (рейтинговая система оценивания достижений, портфолио, зачётные книжки и др.).

Одним из самых востребованных способов является портфель достижений, с помощью которого можно проследить динамику личностного развития учащихся. Метод «Портфолио» является не только современной эффективной формой оценивания, но и представляет технологию работы учащихся, которая позволяет решить ряд педагогических задач:

Способствует формированию культуры мышления учащихся, развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности (умение планировать, организовывать, анализировать собственную деятельность);

Развивает такие качества учащихся как ответственность, активность, самостоятельность и самоконтроль.

4. Принципы проектирования УМК

Проектирование – сложный и длительный творческий процесс, интегрирующий в единое целое:

      • прогнозирование желаемых результатов на основе проблемного анализа;

        воплощение на практике задуманного с последующей корректировкой целей и задач, сравнением реальных и предполагаемых результатов. Итогом становится авторская (на уровне конкретного педагога или учреждения) педагогическая модель или система, обязательным признаком которой является новизна.

Педагогическая сущность проектирования УМК основывается на соответствующих принципах :

- принцип целенаправленного и оптимального отбора содержания учебного материала;

- принцип междисциплинарности - работа по формированию содержания должна иметь комплексный характер, охватывая все взаимосвязи конкретной дополнительной общеобразовательной программы с предметами соответствующей образовательной области;

- принцип научной актуальности - содержание ведущих тем должно в максимально возможной мере отвечать современным достижениям соответствующих областей науки;

- принцип приоритета прикладных задач - на занятиях, проводимых с целью овладения учащимися практическими навыками, в первую очередь должны привлекаться для решения прикладные задачи.

5. Функции УМК

УМК выполняет 3 основные функции:

Обучающая функция – обеспечение целей и задач освоения содержания образования.

Развивающая функция – обеспечение возможности использования материалов в целях развития личностных качеств, например восприятия и мышления, воображения и памяти, физического развития и т.п.

Воспитательная функция – обеспечение ориентации содержания учебных материалов на освоение общечеловеческих ценностей (любовь, свобода, красота и другие) в русле отечественных культурных традиций.

Вышеперечисленные функции включают в себя:

- информационную - обеспечение системного представления о явлениях, предметах, событиях в науке, искусстве, производстве, спорте и т.п. в целях достижения образовательного эффекта;

- интегрирующую - обеспечение представлений учащихся о дополнительных источниках информации по рассматриваемым проблемам;

- координирующую - обеспечение согласования действий учащегося в использовании других учебных средств: энциклопедических словарей и справочников, аннотированных указателей литературы, атласов, альбомов, популярных периодических изданий, натуральных объектов, средств компьютерной поддержки и др.;

- трансформационную - связанную с преобразованием содержания с учетом возрастных, социальных, на циональных особенностей учащихся;

Систематизирующую - обеспечение логической и дидактической последовательности подачи учебного материала;

- функцию рационализации, обеспечивающую сокращение затрат ресурсов и времени учащихся и педагогов при высоком качестве результатов образования;

- функцию стимулирования познавательной деятельности учащихся за счет занимательности и проблемной по дачи учебного материала;

- функцию управления развитием образовательного процесса за счет дозированной и последовательной организации подачи учебного материала;

- функцию закрепления и самоконтроля результатов деятельности учащихся за счет постановки заданий и контрольных вопросов.

6. Этапы проектирования УМК

Начиная работу по созданию учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной программе, педагогу необходимо знать все этапы его разработки.

    Разработка дополнительной общеобразовательной программы.

    Определение цели и задач разработки учебно-методического комплекса.

    Подбор и анализ информационного и методического материала:

Методического;

Литературного;

Наглядного;

Электронные образовательные ресурсы.

    Отбор материала.

    Систематизация материала в соответствии с учебно-методическим планом и формами проведения занятий.

    Создание тематических папок (печатных и электронных).

    Систематизация учебно-методического комплекса.

    Внедрение учебно-методического комплекса в практику.

    Анализ учебно-методического комплекса:

Корректировка учебно-методического комплекса.

    представление материалов УМК на методических объединениях, выступление на семинарах-практикумах, презентациях педагогического опыта, конференциях, публикации через издательства и интернет-сайты, участие в методических выставках и профессиональных конкурсах разного уровня.

Поскольку разработка учебно-методического комплекса является творческим процессом, каждый педагог вправе сам определять этапы разработки УМК в зависимости от опыта работы, профессиональных знаний и умений.

7. Требования к созданию УМК

Учебно-методический комплекс и его компоненты должны:

    предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной общеобразовательной программы;

    предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;

    соответствовать современным научным представлениям в предметной области;

    обеспечивать межпредметные связи;

    обеспечивать простоту использования для педагогов и учащихся.

В заключение можно обозначить ряд объективных факторов, определяющих достоинства учебно-методического комплекса («плюсов» УМК), позволяющих педагогу дополнительного образования более результативно решать многие вопросы организации своей деятельности.

Первый «плюс» - УМК позволяет идти в ногу со временем. Использование УМК придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более высокий уровень организацию педагогического процесса, подготовку и проведение занятий.

Второй «плюс» - УМК является важным средством более совершенной организации педагогического труда. УМК как органическая часть деятельности педагога позволяет ему осуществлять свою деятельность в системе, чувствуя слагаемые этой деятельности и направляя их в органически единый процесс развития личности ребенка. При этом УМК обладает большими позитивными возможностями и резервами, обеспечивающими сокращение затрат ресурсов и времени учащихся и педагога при высоком качестве образовательных результатов.

Третий «плюс» - УМК позволяет педагогу принципиальным образом повысить свое мастерство. Мобилизуя имеющиеся знания и опыт на решение тех или иных педагогических задач, осуществляя в ходе работы над УМК анализ и самоанализ педагогической деятельности, педагог принципиальным образом повышает свою профессиональную компетентность.

Четвертый «плюс» - УМК способствует творческой самореализации педагога. В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует проявлению творческой активности и осознанному профессиональному развитию.

Пятый «плюс» - создание благоприятных условий для самореализации учащихся на занятиях, стимулирование индивидуального выбора. Включение в УМК системы разноуровневых заданий, учитывающих наличие у обучающихся разных темпераментов, типов мышления, видов памяти, позволяет идти в обучении от возможностей и потребностей ребенка, содействуя тем самым интеллектуальному и личностному развитию каждого учащегося.

Шестой «плюс» - обеспечение интенсивности освоения детьми различных видов деятельности. Внедрение в образовательный процесс УМК является условием многогранной деятельности учащихся в избранном ими направлении. Приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность (коммуникативную, игровую, познавательную, учебно-исследовательскую и др.), педагог дополнительного образования обеспечивает ему условия реализации собственных интересов и развития его индивидуальных способностей. Подбор педагогом вариативных материалов по уровням и темпам их освоения позволяет всем участникам образовательного процесса заниматься выбранным делом в удовольствие и с максимальной пользой для себя.

Заключение

Использование УМК придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более высокий уровень организацию педагогического процесса, подготовку и проведение занятий. УМК является важным средством более совершенной организации педагогического труда.

Мобилизуя имеющиеся знания и опыт работы на решение тех или иных педагогических задач, осуществляя в ходе работы над УМК анализ и самоанализ педагогической деятельности, педагог принципиальным образом повышает свою профессиональную компетентность.

Несомненно, создание учебно-методического комплекса требует значительных временных затрат со стороны педагога, но его использование повлечет за собой осознанное профессиональное развитие, получение большего удовлетворения от работы.

Таким образом, творческий процесс работы над УМК, в котором функциональная роль каждого из составляющих его компонентов может меняться под воздействием многих факторов, можно рассматривать как средство повышения качества дополнительного образования.

Список литературы:

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.

3. Будаева Н.А. Учебно-методический комплекс в системе дополнительного образования. Методическое пособие. - Издательство МОУ ДОД ДЮЦ УКМО 2015.

4. Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке и оформлению ДООП.– Москва, 2015.

5. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 272 с.

6. Горский В.А. Учебно-методический комплект как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей, его функции и основные этапы разработки //Дополнительное образование. – 2009. – № 1. – С. 29-33.

7. Добрецова Н.В., Инц И.Г.: Учебно-методический комплекс – необходимая часть профессиональной деятельности педагога: учебно-методическое пособие: ГОУ “Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных” РГПУ им. А.И. Герцена кафедра педагогики: г. Санкт-Петербург, 2004.

8. Скуратовская Н.А. Учебно-методический комплекс как средство повышения качества дополнительного образования // Современная педагогика. – 2014. - № 12 (электронный ресурс ).

9. Филатова М.Н. Индивидуализация и персонификация – актуальные проблемы современного образования. Научно-методический сборник «Библиотечка». – 2016. - № 1. – С. 44-80.

10. Филиппова Н. В. Оценка результативности дополнительной общеобразовательной программы (на примере работы студии «Молодежная мода» МОУ ДОД «Автограф» г.Нерехта Костромской области) // Молодой ученый. - 2012. - №5.

Приложение 1

Образец титульного листа УМК к ДООП

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества»

____________________________________________________

(структурное подразделение)

Учебно-методической комплекс

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе __________________________

(название ДООП)

Направленность ДООП _________________________

Возраст учащихся по ДООП _____________________

Педагог дополнительного образования (тренер-преподаватель)

Ф.И.О.

Хабаровск

20__г.

Приложение 2

Информационная карта учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной программе

Наименование ДООП: ______________________________________________

Срок реализации ДООП: ____________________________________________

Возраст учащихся: ________________________________________________

Автор,

составитель

Год разработки, составления

Учебные пособия

Методические материалы

Дидактические материалы

Электронные ресурсы

Диагностические материалы

Другое (сценарии праздников, фотоальбомы, пакмятки и пр.)

Приложение 3

Оценочный лист (примерный)

учебно-методического комплекса

к дополнительной общеобразовательной программе

(для проведения внутренней и внешней экспертизы УМК)

Название ДООП ___________________________________________________

Ф.И.О. педагога___________________________________________________

Оценивание каждого показателя осуществляется по четырех балльной системе:

0 – отсутствие материалов для оценивания;

1 – материалы частично соответствуют предъявляемым требованиям;

2 – материалы в большей степени соответствуют предъявляемым требованиям;

3 – материалы на 90% соответствуют предъявляемым требованиям;

4 – материалы полностью соответствуют предъявляемым требованиям.

Максимальное количество баллов – 20 баллов.

Учебные пособия:

Справочная литература

Художественная литература

Научная и научно-популярная литература

Периодические издания

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

3

Дидактические материалы:

Раздаточный материал для обучающихся

Наглядные пособия

4

Методические материалы:

Планы занятий

Контрольные задания

Методические разработки

5

Диагностические материалы и критерии контроля за результатами освоения учащимися ДООП

Общее количество баллов: _____________

Члены комиссии:

1._______________________

2._______________________

3._______________________

Дата заполнения ______________________

Приложение 4

Индивидуальный лист

педагогических наблюдений за деятельностью учащихся

Одним из средств диагностики является метод наблюдения. Наблюдения необходимо проводить на обязательных занятиях и в неформальной обстановке, а также при проведении массовых мероприятий в течение всего учебного года. Для педагогического наблюдения и анализа необходимо выбрать поведенческие проявления учащихся, которые характеризуют отношение ребенка к окружающим, сверстникам, к деятельности.

Формой накопления педагогической информации является «Индивидуальный лист педагогических наблюдений за деятельностью учащихся», который заполняется педагогом. Обобщенная информация отражается в сводной карте наблюдений за учащимися (Приложение 5).

Фамилия, имя учащегося________________________________________

Гражданская ответственность (добросовестность, организованность, исполнительность, требовательность к себе и другим)

Владение знаниями о событиях, происходящих в стране и в мире, умение самостоятельно выделять важные государственные и общественные проблемы

Позитивное отношение к окружающим, проявление нетерпимости к любым видам насилия (бережное отношение к природе, животным, растениям)

Проявление собственной нравственной и гражданской позиции в соотнесении с интересами развития государства и общества

Ответственное отношение к выполнению общественных поручений

Участие в проведении мероприятий, имеющих гражданскую направленность

Социальная активность (целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость)

Самовыражение, стремление показать свои знания и умения при проведении различных мероприятий

Четкие личные цели и их выполнение

Самоорганизация совей образовательной деятельности

Способность самостоятельно выполнять задания

Нравственная культура (честность, сдержанность, справедливость, гуманность)

Владение знаниями о культурно-историческом наследии страны

Позитивное отношение к общекультурным, духовно-нравственным ценностям

Признание ценности культурных форм поведения (культура поведения со сверстниками, культура речи, культура поведения с педагогами, культура поведения во время выездных образовательных мероприятий)

Участие в проведении культурно-массовых мероприятий

Коммуникабельность (общительность, выдержка, социальная мобильность)

Развитие навыков общения, сотрудничества в процессе осуществления различных видов деятельности

Участие в учебной и социально-значимой деятельности, активность в процессе организации и проведении мероприятий

Способность работать в команде, коллективе

Мотивация и отношение учащихся к процессу познания

Мотив получения высокой оценки

Стремление занять новое положение в отношениях с окружающими, завоевать уважение среди сверстников, желание самоутвердиться

Потребность в получении новых знаний и умений

Умение подчинить свои желания сознательно поставленным целям в обучении

Максимальное количество баллов:

Приложение 5

Сводная карта педагогических наблюдений

за деятельностью учащихся в детском объединении

Итоговое значение

Стремление к познанию

Самостоятельный поиск информации

Умение планировать УП деятельность

ср. арифметическое

Самовыражение

Самоорганизация

Самоопределение

Самостоятельность

ср. арифметическое

Знания

Нравственные установки

Позитивное отношение к окружающим

Ответственность перед коллективом

Участие в мероприятиях

ср. арифметическое

Знание

Отношение

Формы поведения

Участие в мероприятиях

ср. арифметическое

Коммуникативные навыки

Организаторские навыки

Способность работать в команде

ср. арифметическое

Внутренние мотивы

Внешние положительные

Внешние отрицательные

Целеустремленность

ср. арифметическое

Среднее арифметическое

1

2

3

Данная методика позволяет определить уровень личностного развития учащегося на протяжении всего периода обучения по дополнительной общеобразовательной программе:

0-1 балл – низкий уровень личностного развития учащихся

2-3 балла – средний уровень развития

4-5 – высокий уровень развития

Приложение 6

Анкета

«Определение уровня социокультурного развития учащихся»

Инструкция к проведению теста. Прочитайте приведенные ниже суждения. Оцените каждое суждение применительно к Вам по следующей шкале:

А – совершенно верно, постоянно;

Б – относительно верно, не всегда;

В – неверно, никогда.

Ответы (А, Б или В) занесите в опросный лист рядом с номером суждения.

Опросный лист.

Ф.И.О. учащегося___________________________________

Год обучения, возраст _______________________________

Часть I . Диагностика познавательной потребности

1. У меня не пропадает желание добиваться цели, если даже что-нибудь этому препятствует.

2. Я стремлюсь к приобретению новых знаний, неизвестных мне ранее.

3. Только имея хорошие знания, можно добиться успеха в жизни.

4. Человек не может всего знать, поэтому я не стесняюсь задавать педагогу непонятные мне вопросы.

6. Познание нового для меня создает ощущение успеха.

7. Я могу самостоятельно находить, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников, в том числе с помощью компьютерных средств.

8. Я могу адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в обучении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

9. Я считаю, что образование играет первостепенную роль в развитии человека и всего общества.

10. Я вижу взаимосвязь между получением знаний и будущей профессиональной деятельностью.

Часть II . Диагностика социальной активности

1. Я могу подчинить свои действия поставленным целям и не поддаваться влияниям различных факторов, препятствующим достижению цели.

2. Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.

3. Я стремлюсь самостоятельно справляться с различными трудностями.

4. Я разумно планирую и организую свою деятельность, свободное время.

5. Могу работать творчески, действуя по собственной инициативе.

6. Мне нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.

7. Часто предлагаю свой подход к делу, стремлюсь, чтобы любая работа была интересной для себя и других.

8. Если я берусь за дело, то обязательно довожу его до конца.

9. Принимаю активное участие в подготовке и проведении различных мероприятий школы, класса, учреждения дополнительного образования.

10. Когда необходимо принимать важные решения, я действую решительно.

Часть III . Диагностика гражданской ответственности

1. Я готов поставить общественные интересы выше своих собственных.

2. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.

3. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.

4. Добросовестно отношусь к выполнению любого дела, поручения.

5. Я готов защищать свою Родину, интересы государства в случае серьезной опасности.

6. Я знаю историю, традиции, культуру своего государства.

7. Я испытываю волнение, когда слышу песни о своей Родине.

8. Я умею сдержать свое слово, если что-то пообещал, то обязательно выполню.

9. Мне интересно принимать участие в дискуссиях по актуальным проблемам жизнедеятельности гражданского общества и государства.

10. Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям и т.д.

Часть IV . Диагностика нравственных качеств

1. Уважительно отношусь к взрослым.

2. Мне важно помочь другу, если он попал в беду, не ожидая взамен похвалы и награды.

3. Мне совестно, если я поступаю несправедливо по отношению к другим.

4. У меня есть недостатки, с которыми я стараюсь справиться.

5. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.

6. Я думаю, что нельзя позволять себе выругаться на несправедливое замечание в свой адрес.

7. Я считаю, что существуют правила поведения в общественных местах, которые должен соблюдать каждый человек.

8. Я всегда говорю правду.

9. Внешний вид является показателем уважения не только к себе, но и к окружающим.

10. В свободное время я с удовольствием иду в театр, музей, на выставку.

Часть V . Диагностика коммуникативных качеств

1. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтных ситуациях, принимаю проблему спокойно, пытаюсь найти компромиссное решение.

2. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

3. В незнакомой компании я не чувствую неудобства.

4. Я не испытываю чувство неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком, установить с ним контакт, дружеские отношения.

5. Я легко адаптируюсь в новом коллективе.

6. У меня много друзей, с которыми я постоянно общаюсь.

7. Мне несложно выступить с докладом, сообщением, информацией перед аудиторией.

8. В решении важных дел принимаю инициативу на себя.

9. Я с удовольствием принимаю участие в проведении коллективных мероприятий, организации общественных дел, беру на себя ответственность за общий результат.

10. В коллективе мне нравится быть в центре внимания, я ощущаю себя значимым членом «команды».

Часть VI . Диагностика мотивации учащихся к познавательной деятельности

Меня привлекает:

1. Возможность приобрести новые знания, умения, расширить кругозор.

2. Желание самоутвердиться, завоевать уважение среди сверстников.

3. Потребность в получении знаний, необходимых в будущем для выбора профессии, возможность получить первоначальную профильную подготовку.

4. Потребность в общении со сверстниками.

5. Возможность развивать творческие способности.

6. Возможность участвовать в коллективных делах.

7. Возможность добиться успехов в определенной деятельности, желание принести пользу обществу.

8. Возможность выработать у себя определенные черты характера: самостоятельность, активность, инициативу.

9. От этого зависит будущее: поступление в учебное заведение, зарплата, карьера.

10. Награда, поощрения родителей.

Обработка результатов.

Для оценки используется трехбалльная шкала:

Вариант «А» - 2 балла – учащийся полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения.

Вариант «Б» - 1 балл – владеет им отчасти, проявляет время от времени, непостоянно.

Вариант «В» - 0 баллов – не владеет.

За каждый ответ (вариант А) начисляется 2 балла, за ответ (вариант Б) начисляется 1 балл, за ответ (вариант В) баллы не начисляются.

Переведите свои ответы на вопросы теста в баллы. Запишите полученные цифры в опросный лист (таблица 1) в свободной клетке рядом с ответом на вопросы. Подсчитайте результаты каждой части теста в опросном листе (таблица 1), просуммировав записанные в столбцах баллы. Полученные суммы запишите в итоговых клетках.

Впишите в таблицу 2 «Сводная таблица результатов учащихся группы» результаты теста, полученные результаты с 1-й по 6-ую части из итоговых клеток таблицы 1. Подсчитывается, какое количество учащихся группы имеют минимальный, высокий, средний уровень социокультурного развития. Результаты могут быть переведены в проценты.

Сводная таблица результатов опроса учащихся группы

Минимальный уровень

(менее 8 баллов)

Средний уровень

(8-15 баллов)

Высокий уровень

(15-20 баллов)

Часть 1

Познавательная активность

Часть 2

Социальная активность

Часть 3

Гражданская ответственность

Часть 4

Нравственность

Часть 5

Коммуникабельность

Часть 6

Мотивация к познавательной деятельности

Данная методика позволяет раскрыть сильные и слабые стороны личности учащихся, выявить уровень их социокультурного развития.

Использование методики на протяжении всего периода обучения по дополнительной общеобразовательной программе позволит фиксировать происходящие изменения в личности учащихся и выявлять тенденции развития личности.

Методические рекомендации по разработке
и оформлению учебно­методического комплекса дисциплины

в ГБПОУ СПО «Бугульминский профессионально – педагогический
колледж»

модуля) представляет собой совокупность различных учебных и методических материалов,
способствующих эффективному усвоению студентами содержания дисциплины (междисциплинарного
курса, профессионального модуля) в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по
специальности/профессии.
Учебно­методический комплекс дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального
модуля) является составной частью основной профессиональной образовательной программы по
специальности/профессии и составляется на каждую дисциплину (междисциплинарный курс,
профессиональный модуль), входящую(ий) в учебный план по специальности/профессии.
Основными задачами составления учебно­методического комплекса дисциплины
(междисциплинарного курса, профессионального модуля) являются:
оснащение учебного процесса учебно­программными, учебно­методическими, справочными и
другими материалами, обеспечивающими необходимый уровень подготовки специалистов;
повышение качества подготовки специалистов путем создания системного методического
обеспечения учебного процесса.
Требования к структуре учебно­методического комплекса
дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля)
Учебно­методический комплекс дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального
модуля) включает в себя следующие составляющие:
Нормативно­программный блок.
Учебно­программный блок.
Учебно­методический блок.
Нормативно­программный блок должен быть представлен следующими документами:
− выписка из Федерального государственного образовательного стандарта –
требования к знаниям, умениям, практическому опыту и результатам освоения (перечень
общих и профессиональных компетенций) соответствующей дисциплины (междисциплинарного курса,
профессионального модуля) инвариантной части ФГОС СПО;
– выписка из требований ГБОУ СПО «Бугульминский профессионально­педагогический
колледж» к знаниям, умениям, практическому опыту и результатам освоения (перечень общих и
профессиональных компетенций) соответствующей дисциплины (междисциплинарного курса,
профессионального модуля) вариативной части ФГОС СПО.
Учебно­программный блок должен быть представлен следующими документами:
− рабочая программа учебной дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального
модуля);
− распределение часов по формам занятий;
− рабочая программа учебной и (или) производственной практики (при их наличии);
− контрольно­оценочные материалы промежуточной аттестации (зачет, дифференцированный
зачет, экзамен по отдельной дисциплине, комплексный экзамен по двум и более дисциплинам
(междисциплинарным курсам);
− комплект контрольно­оценочных средств для проведения квалификационного экзамена по
профессиональному модулю;
– примерные темы курсовых и выпускных квалификационных работ.

Рабочие программы учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных
модулей, учебной практики, производственной практики составляются и оформляются согласно
положениям, рассмотренным на методическом совете и утвержденным директором колледжа.
Контрольно­оценочные материалы промежуточной аттестации и комплекты контрольно­
оценочных средств для проведения квалификационных экзаменов по профессиональным модулям
составляются и оформляются согласно методическим рекомендациям, рассмотренным на
методическом совете и утвержденным директором колледжа.
Учебно­методический блок должен быть представлен следующими документами:
− комплект контрольно­оценочных средств (текущий контроль, промежуточная аттестация);
– сборник лекций (блок теоретической информации);
– сборники методических разработок для преподавателя для проведения занятий (в том числе
и технологические карты занятий);
− учебно­методические пособия для студентов по организации внеаудиторной
самостоятельной работы (информационного, контролирующего или управляющего типа, рабочие
тетради и другие учебно­методические пособия);
− различного рода методические рекомендации для студентов (по проведению лабораторных
работ, по организации самостоятельной работы, по написанию курсовых работ по дисциплине, по
прохождению производственной практики, по подготовке к текущему контролю и промежуточной
аттестации и т. п.);
− различные сборники (задач, заданий в тестовой форме, текстов, алгоритмов выполнения
манипуляций и т.п.) для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов;
− электронные мультимедийные презентации занятий с описанием;
− электронные учебные пособия.
Порядок разработки и утверждения
учебно­методического комплекса дисциплины
(междисциплинарного курса, профессионального модуля)
Организация работы по созданию учебно­методического комплекса дисциплины
(междисциплинарного курса, профессионального модуля) осуществляется в соответствии с планом
работы предметной (цикловой) комиссии и индивидуальными планами работы преподавателей.
Непосредственной разработкой учебно­методического комплекса
дисциплины
(междисциплинарного курса, профессионального модуля) занимаются преподаватели, ведущие
данную дисциплину (междисциплинарный курс, профессиональный модуль).
Создание учебно­методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса,
профессионального модуля) осуществляется поэтапно:
первый этап: создание учебно­программного блока – разработка рабочей программы (в том
числе учебной и производственной практик), программы промежуточной аттестации и комплекта
контрольно­оценочных средств для проведения квалификационного экзамена по профессиональному
модулю;

второй этап: создание учебно­методического блока – разработка методических
материалов для организации проведения аудиторных занятий, для проведения контроля знаний и
умений и для организации внеаудиторной самостоятельной работы.
Преподаватели­разработчики несут ответственность за содержание учебно­методического
комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля).
Материалы, входящие в состав учебно­методического комплекса, обсуждаются на заседании
предметной (цикловой) комиссии. Рабочие программы, контрольно­оценочные материалы для
промежуточной аттестации утверждаются заместителем директора по учебной работе, программы
промежуточной аттестации (в форме экзамена или комплексного экзамена) и комплекты контрольно­
оценочных средств для проведения квалификационных экзаменов по профессиональному модулю
утверждаются заместителем директора по учебно­производственной работе.
Рабочие программы учебной и производственной практик, комплекты контрольно­оценочных
средств для проведения квалификационных экзаменов по профессиональному модулю
согласовываются с представителями работодателя.

Обучение курса осуществляется на основе Учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД), целью которого является повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ФГОС ВПО.

Содержание и наполнение предлагаемого комплекса обусловлено специальным характером курса и его местом в системе дисциплин учебного плана. Предлагаемая программа ориентируется на принцип преемственности и последовательности усвоения базового материала. Используемая терминология и категориальный аппарат требуют заметного переосмысления понятий, переоценки их значимости, что помогает осознанию основных методологических положений курса в целом.

Реализация заданного программой принципа предполагает и использование различных методов преподавания и форм работы со студентами. Содержание предлагаемой программы, ее объем, и характер обусловливают, в свою очередь, необходимость оптимизации учебного процесса не только в плане отбора материала обучения, но и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы. Одновременно возрастает удельный вес и изменяется статус самостоятельной работы студентов, которая видится полноценным и обязательным видом их учебно-познавательной деятельности.

Все материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Экономическая теория» доступны для студентов и расположены на электронной платформе LMS Blacckboard, а также в печатном виде хранятся на кафедре экономической теории.

Приступая к изучению курса, студенту необходимо будет ознакомиться с данными изданиями.

1) рабочая учебная программа дает общее представление о предмете изучения, цели и включает основные темы, разделенные на разделов, список основной и дополнительной литературы.

2) краткий конспект лекций содержащий тексты лекций, проблемные вопросы, словарь основных терминов и понятий, поможет в подготовке к практическим занятиям, к опросам и контрольным работам, а также экзамену.

4) методические рекомендации по самостоятельной работе студентов позволяют иметь представление о содержании самостоятельной работы, включая подготовку к семинарским (практическим занятиям), планы занятий. В методическом пособии указаны сроки сдачи внеаудиторных работ, выполняемых самостоятельно; приводятся критерии оценки, примерные нормы времени на выполнение работ, приводятся требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы, дается характеристика и описание заданий, рекомендуемая литература (основная и дополнительная) и т.д.

Учебно-методический комплекс призван помочь студенту понять специфику изучаемого материала, а в конечном итоге – максимально полно и качественно его освоить. Студент внимательно читает и осмысливает тот раздел, задания которого ему необходимо выполнить. Выполнение всех заданий, определяемых содержанием курса, также предполагает работу с дополнительными источниками. Прежде чем осуществить этот шаг, студенту следует обратиться к основной учебной литературе, ознакомление с материалом которой позволит ему сформировать общее представление о существе интересующего вопроса. Для этого студент должен осознать предназначение комплекса: его структуру, цели и задачи, что облегчит студенту изучение курса дисциплины «Экономическая теория» и поможет успешно сдать экзамен.

по организации обучения детей татарскому и русскому языкам в дошкольных образовательных организациях

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 03.03.2012г.

«О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» и приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан 463 от 29.06.2001 г. «О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языков в ДОУ», разъясняем следующее.

Обучение родному (татарском}) языку начинается с первой младшей группы (с 2-х лет) и проводится воспитателем но обучению детей татарскому языку 3 раза в неделю в форме игры в рамках режима дня.

Начиная со средней группы, вводится обучение детей татарскому, русскому языкам 3 раза в неделю в первую половину дня. Из них 2 раза в неделю непосредственно образовательная деятельность (далее ИОД) проводится по подгруппам 10-15 детей Третья НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам проводится па закрепление пройденного материала со всей группой.

Вместе с тем в больших дошкольных образовательных организациях, где работают два воспитателя по обучению татарскому л русскому языкам возможно проведение третьей НОД во второй половине дня. При этом дополнительные образовательные услуги должны проводиться без ущерба НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам.

Для организации обучения детей татарскому и русскому языкам 3 раза в неделю в режимные моменты переносятся следующие НОД: всредней lpynne

НОД «Ленка/Аппликация» («Художественное творчество»)

НОД «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

НОД «Рисование» («Художественное творчество»); в старшей и подготовительной группах:

НОД «Познавательно-исследовательская и продуктивная

НОД «Рисование» («Художественное творчесгво»

НОД «Формирование целостной картины мира» («Познание»).

Для организации под! группового обучения детей рекомендуется чередовать НОД но обучению детей татарскому и русскому языкам со следующими НОД:

ft средней группе:

Коммуникация.

к старшей группе:

НОД «Формирование элементарных математических представлений» (образовательная область «Познание»);

НОД «Лепка/Аппликация» («Художественное творчество»),

в подготовительной группе:

НОД «Формирование элементарных математических представлений» (образовательная область «Познание»);

НОД «Рисование» («Художественное творчество»).

Расписание НОД необходимо составлять в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 - 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» от 15 мая 2013 года

Кроме НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам воспитатель по обучению языкам ведет индивидуальную работу с детьми п свободное от непосредственной образовательной деятельности время, а также работу с педагогами и родителями.

Воспитатели групп создают языковую среду в общении с детьми в течение дня с целью закрепления изученного материала НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам.

При проведении НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам воспитателю рекомендуется использовать литературу:

Региональная программа дошкольного образования. Тебэкиси мэктэпкэчэ белем биру программасы / Р.К. Шаехова - Казань. РКЦ. 2012;

. «Балалар бакчасында рус Ьэм башка мил лот балаларына татар теле вйрэту программасы»/ З.М. Зарипова, Р.Г. Кидрэчева. Р.С. Исаева Ь.б. -

Школа РИЦ, 2013;

Программа «Изучаем русский язык» / С.М. Гафароза. Г.З. Гарафиева. Казань, Школа РИЦ, 2013;

. «Туган телдэ сойлэшэбез». М его дик кулланма. 2-3 яшь / Хэзрзгоза Ф.В., Шзрзфетдинова З.Г.. Хэбибуллина И.Ж. - Казан. ТКН, 2012;

. «Туган телдэ сейлошэбез». Методик кулланма 5-7 яшь / З.М. Зарипова, Л.Н. Вэжиева Ь.б. . Казан, Фолиант, 2012;

Татарча сейлэтэбез». Методик кулланмалар: 4-5, 5-6 яшь / З.М. Зарипова, Р.Г. Кидрэчсва, Р.С. Исаева Ь.б. - Казан. Хэтср, 2011, 2012; 6-7 яшь. Казан, ТКИ. 2012;

. «Изучаем русский язык». Методическое пособие / С.М. Гаффарова, Г.З. Гарафиева - Казань, ХЭТЕР. 2011;

. «На поляне детства». Хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений н родителей. /Сост. К В. Закирова - Казань. Школа РИД, 2011;

. «Балачак аланы». Балалар бакчасы тзрбиячелэре Ьэм эти-энилэр очен хрестоматия. "Тез. К.В. Закирова - Казань, Школа РИЦ. 2011.

Первый заместитель министра Д.М.Мустафин



Понравилась статья? Поделитесь ей