Контакты

Литературная композиция на экологическую тему "имеющий душу". Декада, посвященная году экологии в России

На состоявшейся еще в 1992 году международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро участники забили тревогу за будущее планеты и выразили в двух словах "Биосфера в опасности" От экологической катастрофы человечество отделяет 30-–40 лет. Осознание ужасающего состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы – потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать – в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм взаимодействия с окружающей средой, которые помогут изменить ситуацию к лучшему. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей, и им предстоит распутывать сложный клубок экологических проблем, от их действий будет зависеть жизнь Планеты. В этом процессе экологическое образование, воспитание и просвещение должны рассматриваться как наиболее приемлемая основа для формирования нового образа жизни, необходимого для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития страны.

Возраст детей: 10–12 лет.

Цели и задачи:

  1. Доставить детям радость, создать праздничную атмосферу.
  2. Показать Землю, как общий дом.
  3. Вызвать стремление беречь, как условие сохранения жизни человечества и всех обитателей.

Оборудование:

  1. Видеосюжеты “Загрязнении окружающей среды”.
  2. Видеосюжет “Красная Книга”.
  3. Творческие работы детей: рисунки, рефераты, кроссворды, визитки.
  4. Оформление кабинета, как уголка природы, музыкальные произведения, плакаты с высказываниями о Земле.

Продолжительность: 40 минут.

Планируемые результаты: ориентация материалов на изучение глобальных экологических проблем, развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Ход праздника

Учитель: В 70-х годах американский сенатор Нельсон предложил отмечать ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗЕМЛИ 22 апреля. С 1995 года этот день отмечается и у нас. В нашей школе отмечается традиционно уже 3 год. Поэтому сегодня праздник мне хочется начать словами французского писателя Антуана Сен Экзюпери “Все мы – пассажиры одного корабля по имени Земля”.

(Элементы инсценировки: трамвай с пассажирами)

Ведущий: Был, говорят, где-то случай такой:

Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг чудеса!
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:

Ученик 1: Где эта улица?

Ученик 2: Где этот дом?

Ученица: Все перепуталось, все изменилось,

Ученик 1: К счастью такое, лишь в сказке случилось.

Мы рассказали про это нарочно.
Чтобы проверить – знаешь ли точно,
Где ты живешь, где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Ты нам ответишь:

Живу я в квартире, номер ее – 24,
Дом на Петелина, рядом- кино,
Все что кругом, мне знакомо давно.

Ведушиий:

Дом на Петелина? Этого мало,
Город (село) назови для начала.

Ученик 1. Поселок Горноправдинск.

Расскажи, что кругом:
Все, что кругом, это тоже твой дом.

Поселок стоит на широкой реке,
А за рекой виден лес вдалеке.
Тянутся к лесу луга и поля,
Очень красивая наша Земля!

Верно, красива. Но где же она?
В России – это наша страна.

Ведущий: Ну, а страна где? Сумеешь ответить?

Ученица: Как и все страны – на нашей планете!

Ведущий обращается к классу: Как называется наша планета?

Ответы с места: Земля.

Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.

Ученица 1: Для моряка – она берег.

Ученик: Для геолога – твердь, хранящая руды и нефть, голубой газ.

Ученик: Для солдата – она образ Родины, ее просторов, та ценность, которую он защищает, та сила, которая питает его.

Ученица: Для хлебопашца земля – это то, во что он вкладывает пот и любовь, от которого ждет плодородного хлеба.

Звучит песня “Земля в иллюминаторе”.

Ведущий: Так что же она Земля? Земля всегда увлекала человека, ему хотелось заглянуть: что же там, за зарей, за соседним лугом. Человек всегда стремился к Земле, открывая ее, давая имена и названия, одушевляя ее, он бьется за нее, как за высшую святыню и ценность.

Ученик: “Мы рождены, чтоб сказку сделать былью! Какая красивая была мечта и как уродливо исказила ее жизнь.

Ведущий: Человек загнал себя в пороховую бочку, обрел все живое на гибель. “Отравлен хлеб и воздух выпит”. В отношении между природой и человеком наступил кризис. Озабочена вся планета. Интересны результаты социологического опроса, проведенного в Японии. Большинство опрошенных людей готовы пойти на снижение жизненного уровня, если стабильность поддерживается за счет ухудшения состояния экологической среды.

Видеоролик “Экологические проблемы Земли”.

Звучит метроном.

Океан седой гремит набатно. Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна на крутой, разгневанной волне,
Стали люди сильными, как боги.
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках
Мы давно освоили планету, широко шагает этот век.
На Земле уж белых пятен нету, черные сотрешь ли человек?

Отрывок из песни “Расскажите, птицы”

Ведущий: Печальную эстафету принимает от нас грядущее поколение. Набатным колоколом сегодня звучит слово экология. Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов.

  1. Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом.
  2. Подсчитано, что за день исчезает 100 видов растений и животных.
  3. Сокращается площадь леса на 15 млн. га
  4. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы
  5. За пять лет температура воздуха увеличилась на 2,9 градуса.
  6. сокращается количество пресной воды.
  7. 60% болезней – это производные от состояния экологического напряжения.
  8. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные “удобрениями” овощи и фрукты.

Видеоролик “Красная Книга”.

Ученица: У меня в Руках Красная Книга. Все знают, что в нее заносятся редкие исчезающие виды растений и животных. Некоторые из них остались в единичных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

Отрывок из песни “Беловежская пуща”.

Ученик читает стихотворение “Царь”.

Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей.
Без журавлей над хвойной чащей.
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь, ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы
О, человек, венец природы,
Что без природы твой конец.

Ученик: Земля умирает, если ее убивать, Земля оживает, если ее возрождать. Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы давать ей посильные нагрузки, беря от нее, давать ей, нанося раны, лечить. Видеть в ней не временный, а постоянный плацдарм жизнедеятельности.

Ученица читает стих “Заклинание с полюса”.

Ученик: Помните: каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая сорванная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если эту рану нанесешь ты, другую – твой товарищ, третью, четвертую, пятую – кто-то еще, то что же станет с природой. Природе трудно залечить даже самые маленькие раны. Нельзя забывать, что на Земле все взаимосвязано, охраняя растения и животных, помните о борьбе с загрязнением воздуха.

Мы заявляем – наше нет:

  1. Любым войнам с природой. Под какими бы лозунгами благого преобразования они не скрывались.
  2. Безграмотному технократизму в природопользовании.
  3. Всему, что грозит биосфере Земли, угрожает людям, каждому человеку.

Ученица: Врачи утверждают – оптимисты реже болеют, а если и болеют, то быстрей выздоравливают. Секрета тут нет. Вспомните сами: как бывалое неприятное болезненное воспоминание с годами куда-то уходит, а светлое, радостное помнится долго и так отчетливо.

Ученик 1: Протрите глаза! И вы увидите очи любимых, милые личики детей, мозоли отцов, светлые озера, ленты рек, ширину полей и дали водных просторов.

Ученик 2: Прислушайтесь: и сквозь рев транзисторов и моторов вы услышите шелест травы, журчанье ручьев, пение птиц, неповторимую звенящую тишину. Сама природа подталкивает человека к тому, чтобы мы сказали “Нет” – унынию и принимали жизнь ту, которая есть сегодня, как подарок.

Ведущий: Мы надеемся. Что наша встреча и прозвучавшие на ней стихи и песни подарили Вам частицу человечности и надежды на то, что мы будем счастливы с вами в нашем общем доме по имени Земля. И чтобы наша встреча запомнилась вам, мы приготовили вам открытки – сувениры.

Сценарий литературно-музыкальной композиции «День Земли»

1 ведущий: По традиции весной отмечается День земли, когда земля пробуждается от зимней спячки. В день весеннего равноденствия.

2 ведущий: Этот праздник, как гимн жизни, надежды на исцеление планеты, его отмечают во всех странах мира.

1 ведущий: Впервые акция празднования Дня Земли прошла 21 марта 1970 года в США. В нашей стране акция «Колокол Мира в День Земли" проводится с 1998 года.

2 ведущий: А начинается все со звучания Колокола Мира, смысл этой церемонии состоит в том, чтобы в течение минуты, пока звонит колокол, люди подумали о том, что они должны сделать, чтобы спасти нашу планету, осознать себя гражданами и улучшить жизнь всего живого на земле.

Звучит колокол

1 ведущий. Сегодня мы отмечаем день рождения Земли – нашего общего дома.

2 ведущий. Скажи, всё что кругом – это тоже наш дом?

1 ведущий. Село наше стоит на реке.

А за рекой виден лес вдалеке.

Тянутся к лесу сады и поля,

Очень красива наша Земля!

2 ведущий. Верно, красива, но где же она?

1 ведущий. В России – это наша страна.

2. ведущий. Ну, а страна где?

1 ведущий. Как и все страны – на нашей планете!

2 ведущий. Как называется наша планета?

1 ведущий. Земля!

2 ведущий. Мы речь свою ведем о том, что вся Земля наш общий дом!

«Земля не спит» Музыка: Вячеслава Добрынина Слова: Роберта Рождественский

Исполняет 6 класс.

(Песня «Земля не спит»)

1 ведущий. Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

2 ведущий. Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.

1 ведущий. Куда б дороги ни вели, всегда ты будешь в нём.

Природою родной Земли зовётся этот дом.

2 ведущий. Посмотри, как он хорош, дом, в котором ты живёшь!

Край, который с детства дорог, Родиной зовётся.

Посмотри, как он хорош, край, в котором ты живёшь!

Наш край Музыка: Д. Кабалевского, слова: А.Пришелец

(Песня «Наш край»)

1 ведущий «Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:»

2 ведущий «Ты береги нас, береги….!»

1 ведущий «В тревоги рощи и леса

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники….»

1 ведущий «Грустит глубокая река,

2 ведущий «Ты береги нас береги…!»

1 ведущий «Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек

В тебя мы верим - не солги…»

2 ведущий «Ты береги нас, береги…!»

1 ведущий «Смотрю на глобус – шар земной, такой прекрасный и родной.»

Вместе: «И шепчут губы; «Не солгу, я сберегу вас, сберегу….»

Песня «Прости Земля»

Люблю мой край… Как странно это слышать:

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее, солнце выше и в цвет сирени здесь окрашен май!

Дождём и сеном пахнет лето, зовёт прохладою река.

А осень золотом одета. Плывут клочками облака.

Лыжнёю манит вдаль зима, морозным утром снег хрустит…

И выйдет с берегов река – в апреле. Лес весной шумит…

Люблю мой край

Я много мест видала, и можно хоть пол-мира обойти,

Но ближе и родней родного края, я думаю, мне больше не найти!

Песня «Родная Земля»

1 ведущий. У меня на ладони дышит влажный комок земли. Земля… Это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель человечества. Земля дает нам духовные и физические силы.
2 ведущий. Предки русского народа, древние славяне называли землю ласково «Земля-матушка», «мать сыра земля», т.к. земля наряду с воздухом, водой и огнем является одной из основных стихий мироздания. Это она, земля, кормит, поит, одевает, нежит. Голубит в свое время цветами, обвевает прохладой, осушая с нас пот усталости. Это она провожает космонавтов в далекое космическое путешествие.

Песня «Гимн Земле»

1 ведущий. Ну и конечно же космонавты улетая в космические дали всегда с нетерпением ждут возвращения на Землю.

Песня «Трава у дома»

Земля моя! Изрезана, Изрыта.
И грудь твоя истерзана бронёй...
Но ты стояла насмерть, как солдаты.
Которых укрывала с головой.

И шли они, Отчизну защищая.


И цель у них единая была
Очистить землю от фашистской стаи.
В победу вера их вперёд вела!

Цветёт земля теперь и хорошеет,


Бои жестокие остались позади,
Но раны до сих пор ещё чернеют
Местами на земли моей груди.

Песня «Родимая Земля»

Звучит над миром колокол беды,
Тревожа память, поминая горе,
Жесток и страшен лик седой войны,
Как в шторм разбушевавшееся море.

Япония скорбит уж много лет,


Известны людям Хиросима, Нагасаки,
Но не наложен на трагедии запрет,
Стоят повсюду ядерные плахи.

Не хочет человечество понять,


Что жизнь на свете самое святое,
Ее мгновенно можно оборвать
В горниле взрыва или гуще боя.

Всех жертв и испытаний нам не счесть,


Но целы арсеналы, полигоны,
Чернобыля убийственная весть
Предупрежденье поколеньям новым.

Тысячелетье начало отсчет,


Век двадцать первый по земле шагает,
Пусть его детям больше повезет
И солнца луч их каждый день встречает.

Песня «Пока не поздно»

2 ведущий: Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных.

1 ведущий: Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.

2 ведущий: В минуту вырубаются 20 гектаров лесов.

1 ведущий: 5 миллионов тонн ежегодно выбрасываются в атмосферу земли.

2 ведущий: В воды мирового океана ежегодно попадает около 10 миллиардов тонн нефти.

1 ведущий: Экологическая катастрофа нависла над каждым человеком!

2 ведущий: Как часто, в повседневной суете, в стремлении к сиюминутному успеху, мы порой забываем о вечных ценностях, которые являются фундаментом нашей жизни. Такая непереходящая ценность – окружающая природа.

1 ведущий: Прости, Земля, прости, прости, прости….

Мы, люди, так тебя обидели,

Груз совести за это нам нести:

На многое смотрели … и не видели.

Видеоклип Майкла Джексона

Мы не дадим стать пеплом и золой

Тому, что красотой земной зовется.

Пусть будет мирным небо над землей,

Пусть вечно детство звонкое смеется!

.: - Наша планета Земля очень щедра и богата:

Горы, леса и поля – дом наш родимый ребята!

Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи и дым, в обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами

Такая планета нужна нам с вами.

Ночь прошла, будто прошла боль,
Спит земля, пусть отдохнет, пусть.
У Земли, как и у нас с тобой
Там, впереди, долгий, как жизнь, путь.

Я возьму этот большой мир,


Каждый день, каждый его час,
Если что-то я забуду,
Вряд ли звезды примут нас.
Если что-то я забуду,
Вряд ли звезды примут нас.

Я возьму щебет земных птиц,


Я возьму добрых ручьев плеск,
Я возьму свет грозовых зарниц,
Шепот ветров, зимний пустой лес...

Я возьму память земных верст,


Буду плыть в спелом, густом льне.
Там вдали, там, возле синих звезд
Солнце Земли будет светить мне.

Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произведениях, так и в "Дневниках", которые сам писатель считал главной книгой своей жизни. Свои "Дневники" Пришвин вёл на протяжении почти полувека, с 1905 по 1954 год. Последняя запись датируется за несколько дней до смерти писателя, наступившей 16 января 1954 года. В дневниковых записях - наблюдения и размышления думающего русского интеллигента, в них - наблюдения над природой, человеком, самим собой, над временем. Творчество Михаила Пришвина проникнуто глубоким экологическим смыслом. "Для иных природа, - считает писатель, - это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа - это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты". Эти мысли остаются актуальными и по сей день. Так же внимательно, как к природе, Пришвин относился к человеку и обществу. Уже после смерти появилось такое понятие, как "экология души", хотя многие страницы пришвинской прозы посвящены именно экологии человеческих душ. Процесс формирования личности в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на произведения литературы. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.

Скачать:


Подписи к слайдам:

«
Я нашел для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека.»
Глаза Пришвина были, скорее, глазами его души, а зоркость их и способность видеть
непривычное –свойством настоящего художника и философа.
Литературно-музыкальная композиция «Экология души
и экология
природы», посвященная 140-
летию
со дня рождения М.М. Пришвина
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю.
Давайте наши души вместе сохраним
Тогда и на Земле мы сами сохранимся!
«Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно …»

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция «Экология души и экология природы»

Цель: способствовать развитию экологического мышления обучающихся;

Повышение познавательного интереса к предметам естественнонаучного и гуманитарного цикла; реализация межпредметных связей.

Все выступление сопровождается презентацией (приложение 1)

Чтец 1:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря.

Это русские картины,

Это родина моя!

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.

Это русская сторонка,

Это родина моя!

Чтец 2:

«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», так писал Л.Н. Толстой более ста лет тому назад. Оглянитесь, посмотрите, какая неповторимая красота нас окружает! Огромные величественные реки, спокойно несущие свою прозрачную воду в моря и океаны; леса, дремучие и непроходимые, такие, что в их ветвях запутывались сказки. Представьте себе необъятное голубое небо, в котором раздаются птичьи песни на различные лады и голоса. А как радуют своей бархатистой зеленью летние поляны, сколько восторгов вызывают цветы, чарующие нас своей неповторимостью.

Пришвин:

Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Ивана-да-Марьи.

По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листиков, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиками и тычинками только желтая Марья. Это от Марьи упали на осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями. Дело Марьи много труднее, вот, верно, потому она и опала раньше Ивана.

Природа для меня, огонь, вода, ветер, камни, растения, животные - все это части разбитого единого существа. А человек в природе - это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство.

Мои записи о природе часто наводят меня на мысль, что поезд нашей человеческой жизни движется много быстрее, чем природа, и вот почему получилось у меня, что, записывая мои наблюдения в природе, я записываю о жизни самого человека.

Вот как пишу теперь, что является высокое желание отдать душу за других людей и самому стать добром истории! Так вот и вы, любители природы, когда в лесу рассеянно берете в руки кусочек смолы и наслаждаетесь ароматом целебного бальзама, то помните, этим бальзамом лечатся деревья, вся жизнь у которых есть постоянное стремление к свету, а у человека есть свой бальзам: поэзия.

Чтец 2: Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящие лицо», - скажет М. Пришвин. В это зеркало надо учиться смотреть, научиться видеть в нем и себя, и других. Отношение к природе разделяет людей на два лагеря. На тех, кто понимает и любит ее, и других: жестоких, жадных, кто бездумно губит окружающий мир. Сколько ужаса безысходности в словах Рождественского: «Все меньше – окружающей природы, все больше окружающей среды».

Чтец 1: Безнравственное отношение к природе ведет к разрушению самого человека. «Самый опасный браконьер в душе каждого из нас», - писал В. Астафьев. Поэтому внутренняя красота человека должна включать в себя и чувства любви к родной природе.

Песня на мотив песни «Мгновения» (слайд 16)

Не думай о природе с высока,

Наступит день, и сам поймешь, наверное

Как нам природа – матушка близка,

И каждый миг, и каждое мгновение.

Как тяжело нам жить без птичьих стай

И без дождя во время зноя летнего,

Быть может, мы спасем родимый край,

Наверное, наверное, наверное

У каждого мнгновенья свой резон,
Свои колокола, своя отметина.
Мнгновенья раздают кому позор,
Кому бесславие, а кому бессмертие!

Чтец 2:

Мы хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать».

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса и горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

Чтец 1:

Слово Пришвина необыкновенно современно, писал он о природе и известен как певец природы, но думать так, то же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он только для отдыха и предназначен.

Пришвин «…Почему я пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? Да потому, что нашёл для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл… Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку…

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

Читают реп . (Слайд19)

1 куплет.

Пусть всегда светит солнце,

Зеленеют поляны,

Пусть всегда будет чистой река,

Пусть цветы расцветают,

Распускаются листья,

А по небу плывут облака

Припев.

Этот мир был подарен

Миллионы лет назад

Просим всех ребят

2 куплет.

На красивой планете

Будет радостно детям

Любоваться на лес на зеленые поля.

Сбережем для себя мы,

Для друзей и для мамы

Дом, что мы называем Земля.

Припев.

Чтец 2:

А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.

Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше.

Пришвин

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

Все участники исполняют песню «Давайте сохраним». (Слайд 22)

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра.

Касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда и на Земле

Мы сами сохранимся!


ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ»

Разработали:

Преподаватель химии Преподаватель химии

«Все меньше – окружающей природы,

все больше – окружающей среды»

Р. Рождественский

Говорить сегодня об экологии – это

значит, говорить не об изменении жизни

как прежде, а о ее спасении

В. Распутин

Цель: - подвести учащихся к размышлению о том, что отношение к природе каждого из нас является мерилом человеческой ценности;

Заставить задуматься о том, что безнравственное отношение к природе ведет не только к потере здоровья, но и к моральному разрушению человека.

Задачи: - показать общие проблемы темы: «Человек и земля, человек и природа»; звучание этой темы в жизни, в литературе, в публицистике, в музыке;

- ответить на вопрос: «Воспринимает ли человечество проблему взаимоотношений человека и природы, как главную проблему современного мира?»;

- формировать у учащихся ответственность за будущее страны по принципу: я – человек, ты – человек, мы – люди;

- осветить экологические проблемы нашего региона;

- развивать чувство патриотизма, духовность;

- воспитывать умение сострадать, быть неравнодушным к тому, что происходит вокруг нас.

Оборудование, наглядность:

1. Книжная выставка «Раненая земля».

2. Стенд «Растения и животные, занесенные в Красную книгу».

3. Альбом с репродукциями картин о природе.

4. Демонстрация слайдов о загрязнении зон отдыха в нашем городе.

5. Музыкальные сюжеты из произведения «Времена года», песни о Земле.

6. Рисунки учащихся на тему: «Спасите планету Земля».

Ведущий 1: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», так писал более ста лет тому назад. Оглянитесь, посмотрите, какая неповторимая красота нас окружает! Огромные величественные реки, спокойно несущие свою прозрачную воду в моря и океаны; леса, дремучие и непроходимые, такие, что в их ветвях запутывались сказки. Представьте себе необъятное голубое небо, в котором раздаются птичьи песни на различные лады и голоса. А как радуют своей бархатистой зеленью летние поляны, сколько восторгов вызывают цветы, чарующие нас своей неповторимостью. В. Солоухин когда-то написал: «… имеющий в руках цветы – плохого совершить не может». Для каждого человека, природа была не только пейзажем, формирующим эстетический вкус, воспитывающим представление о прекрасном, но и с мыслями о природе связаны представления об естественности человеческого существования.

Гармония социального и природного в жизни – это гармония ума и сердца, разума и чувства.

Звучит музыка.

1 чтец: Летит – Земля

С восхода до восхода,

Из года в год

Со скоростью мгновений

Великая –

В ногах у пешехода,

И капельная точка –

Во Вселенной.

2 чтец: Единая!

С пятью материками

И с выводками разных островков

Спеленатая мягко облаками

Овеянная тысячью ветров.

Исполняется песня «Земля в иллюминаторе», группа «Земляне»

3 чтец: Я – Земля

Вращаясь в Космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет

Я так устала… плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек.

4 чтец: Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем

Я против сил бездумных восстаю,

И, сотрясая Тверь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулкану

Выплескивают славой боль Земли …

Очнитесь, люди!

Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!

Ведущий 2: Как много чарующих строк создано писателями и поэтами о природе. «Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящие лицо», - скажет М. Пришвин. В это зеркало надо учиться смотреть, научиться видеть в нем и себя, и других. Отношение к природе разделяет людей на два лагеря. На тех, кто понимает и любит ее, и других: жестоких, жадных, кто бездумно губит окружающий мир. Сколько ужаса безысходности в словах Рождественского: «Все меньше – окружающей природы, все больше окружающей среды».

Чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных полей, зверей и птиц становится все меньше и меньше. Поэтому ученые, писатели, работники заповедников – все, кто постоянно связан с природой, бьют во все колокола, чтобы задумались, забеспокоились все люди на земле. «Нет человека, который бы, как остров, сам по себе; каждый человек есть часть суши, часть материка, и если волной снесет в море береговой утес, меньше станет Европа…А потому, не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звенит по тебе», - писал Дж. Джонн.

Сегодня мы понимаем, что природа не безгранична, потому что в отношениях с ней человек переступил нравственный рубеж. Загрязнение окружающей природной среды самая большая катастрофа в жизни не только человека, но и всего живого. Эта трагедия порождена человеком и направлена против человека.

Ведущий 1: экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и окружающей среды. В середине 20 века в связи усиливающимся воздействием человека на природу, экология приобрела особое значение.

Ведущий 2: Безнравственное отношение к природе ведет к разрушению самого человека. «Самый опасный браконьер в душе каждого из нас», - писал В. Астафьев. Поэтому внутренняя красота человека должна включать в себя и чувства любви к родной природе.

Песня на мотив песни «Мгновения»

Не думай о природе с высока,

Наступит день, и сам поймешь, наверное

Как нам природа – матушка близка,

И каждый миг, и каждое мгновение.

Как тяжело нам жить без птичьих стай

И без дождя во время зноя летнего,

Быть может, мы спасем родимый край,

Наверное, наверное, наверное…

1 чтец: Я люблю тебя, большое время

Но прошу – прислушайся ко мне

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болота

Загнанного волка пощади

Чтобы на Земле осталось что-то

От чего щемит в моей груди.

2 чтец: Наши ученые определили, что в атмосферу уже выброшено более 200 млрд. СО2, более 700 млн. т пылевых газообразных соединений. Выбросы серы составили 231 млн. т, в результате чего пролились кислотные дожди, отравившие воду во многих водоемах . Погибли леса – «легкие планеты» а Азии, Африке, Латинской Америке, Средиземноморье.

Усиленное применение минеральных удобрений и пестицидов привело к эрозии почв. Ежегодно теряется 7 млн. га пахотных земель. Засушливые районы Земли подвержены опустошиванию. Ежегодно опустошиваются в среднем 6 млн. га обрабатываемых земель в Африке, в районе Аральского моря.

Ведущий 1: «Вот, например, земля и люди. Взаимная зависимость несомненная человек отдает земле свой труд, а он плоды. Это везде на земном шаре. Я же хочу понять свою землю не в общем плане, а конкретно, дает ли она особый характер человеку? Может быть это не заслонение ни горами, ни лесами широкое небо, светлые просторные дали, которые видит человек то колыбели до погоста, дают ему особую открытость души и щедрость натуры. Может быть, это спокойно величавые реки, принизанные солнцем леса рождают в нем особую доброту незлобивость. Может быть, мое утверждение покается спорным, но долгие годы наблюдения привели меня к выводу: человек скорее всего срывается с нравственных якорей, когда уходит с источника, питающего его.» После проблем мира и войны, проблема человека и земли, человек природа – самая важная в нашей современности.

2 чтец: Океан седой гудит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивая пятна

На крутой, разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно «освоили» планету,

Широко шагает новый век

На Земле уж белых пятен нету

Черные сотрешь ли, человек?

Ведущий 1: Каковы же проблемы экологии нашего края?

Иногда Нижневартовский район называют раненной землей? Почему? А вот ответ:

В 100 граммах грунта Обской губы – 10 граммов нефти

В самой Оби нефть превышает допустимый предел в сотни раз

Вот уже более десятка лет мертвое озеро Самотлор, ничего, кроме нефти, в нем нет.

На восстановление нормальной экологии нашего края потребуется не иене 500 лет.

Ведущий 2: Юрий Вэлла,- потомственный оленевод, охотник, замечательный писатель, коренной житель нашего края живет по законам природы. Он старается сохранить те крохи культуры, что еще остались в памяти северных народов. Юрием Вэллой создана целая серия произведений, посвященным экологическим беседам родины, поэт назвал их «лесными болями», и точнее, наверное, не сказать.

1 чтец: по Варьегану плывет нефть, нефть, нефть.

Лодку, сети и весло пропитала нефть.

Щуку вспорешь,

Нож в нефти.

За водой для чайника некуда идти.

От соседей прибежали с бедственной вестью:

Даже у вороны брюхо пожирнело,

Облако на небе тоже почернело.

На подоле черном масленые кляксы,

Лес мой перечеркнут черной полосой.

Олененок детства, что ты горько плачешь?

Я твой нос чумазый вымою росой.

3 чтец: Обращаюсь ко всем живущим

Разных стран и наречий разных,

Ради жизни веков грядущих

Объявить повсеместный праздник:

«Экологически чистый день на Земле».

4 чтец: Если праздник удачным будет

Можно силы свои устроить

Сговориться надежно людям

И на радость людей устроить

Год без выстрела, дней спокойных,

Год без пыток ночей осторожных

Вот тогда, позабыв о войнах,

«Экологически чистый год на Земле».

1 чтец: И Земля зацветет отменно

Из кровавого выйдет круга

Вы разучитесь постепенно

На земле убивать друг друга.

Люди! Дело только за Вами!

Звучит песня «Прости, Земля»

Алевтина Смородинова
Экологическая литературно-музыкальная композиция «Давайте сохраним»

Давайте сохраним

(Слайды с красивой природой и пением птиц)

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

Иди к земле хорошим другом,

Ее защитником иди,

Чтоб только – пенье птиц над лугом,

Чтоб мы и солнце - впереди!

Мелодия песни убывает

Нашу Землю называют Зеленой Планетой. Деревья и травы, цветы и кустарники - они всюду на земном шаре. На крайнем севере и в жаркой пустыне, высоко в горах и у самой воды. Леса, поля, луга, горы, моря, реки, океаны, солнце, растения, животные. Весь мир вокруг нас называется природой. Она нас кормит, поит, одевает, дает стимул для жизни. Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зеленой травы, солнечных лучей, даже без общения со зверьками и птицами. Люди живут в единстве с этой необычайно красивой природой. Она от нас требует лишь одного – уважительного отношения к себе.

Тревожная мелодия постепенно нарастает, слайды о свалках, о пустырях,

А мы часто ее не бережем. Весной собираем большие букеты голубых перелесок, которые завянут до того, как мы их донесем домой. Мы ломаем целые веники вербы, огромные охапки черемухи. И вот уже вокруг городов их остается все меньше и меньше. Живописные в прошлом места зарастают сорняками, крапивой, ольхой.

Мы сами себя обделяем, обедняем, опустошаем. Устраиваем свалки, выкидываем мусор прямо на улице. Рубим леса, не думая о последствиях. Убиваем животных. Загрязняем воздух, воду, почву.

Тревожная музыка медленно стихает

Так мы уничтожаем вокруг себя первозданную красоту. А ведь никакие произведения искусства не заменят картин дикой Природы! А там, где взрослые и ребята относятся к природе с любовью и уважением, Природа платит им сторицей. Она поит целебной водой, овевает целебным воздухом, радует глаз чудесными красками и прекрасными звуками.

Какими добрыми делами и поступками мы сможем сберечь, сохранить нашу Землю , наш родной край, родные просторы?

А вот мы в нашей Лажъяльской школе совершаем много добрых дел с целью охраны природы :

1. Зимой развешиваем кормушки, подкармливаем зимующих птиц, сохраняя им жизнь в суровые для них времена;

2. Весной для наших пернатых друзей мастерим скворечники;

3. Каждой весной и осенью проводим акции «Мы за чистоту» , «Чистый берег» , «Мы против мусора» , очищаем территории вокруг школы, стадиона и улиц деревни Лажъял от мусора;

4. Каждым летом чистим и облагораживаем родник около реки Лаж;

5. Активно ведем пропагандистскую работу : выпускаем листовки и плакаты об охране природы;

6. Выступаем агитбригадой перед родителями и детьми.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба нашей планеты, кто хочет, чтобы она была чистой и зеленой, присоединиться к нам. Приумножайте наши добрые дела!

Заявляйте «нет!» всему, что грозит биосфере Земли, угрожает людям, каждому человеку. Тихая мелодия

Заявляйте «да!» миру и спокойствию, любви и уважению к природе, осторожности и мудрости, экологической культуре . Давайте не будем равнодушными, давайте бить во все колокола. Кто, если не мы!

Учитесь видеть красоту в природе, беречь и защищать ее.

Тихая мелодия

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О как Природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб её

Лихая участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра,

Касатку – в морских просторах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним, давайте же мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души сохраним -

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся…

Публикации по теме:

Литературно-музыкальная композиция «Аткарские розы» Литературно-музыкальная композиция «Аткарские розы» Звучит музыка. Выходят девочки-розы. Выполняют движения. Фея цветов: (говорит слова.

Литературно-музыкальная композиция к 9 Мая «Письмо, вложенное в посылку» (старший дошкольный возраст) Цель: воспитание уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих.

Литературно-музыкальная композиция «Мама - прекрасное слово» Вступительная музыка Учитель: Мама! Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на.

Литературно-музыкальная композиция «Небо выбрало нас» Сценарий литературно-музыкальной композиции «Небо выбрало нас» танец «Вальс» звук сирен, танец с чёрной тканью. За кулисами: Великая.

Литературно-музыкальная композиция «Победа в сердце каждого» Литературно-музыкальная композиция «ПОБЕДА В СЕРДЦЕ КАЖДОГО» Цель: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Задачи: Способствовать.

Литературно-музыкальная композиция. Посвящение защитникам Отечества. Подготовительная к школе группа Цель: расширять знания детей о празднике День защитника Отечества. Задачи: формировать патриотические чувства, воспитывать чувство гордости.

Понравилась статья? Поделитесь ей