Контакты

Личность и поведение. Что такое моральные знания и практическое поведение личности? Моральные знания и практическое поведение

Моральные знания и практическое поведение личности. Посмотрим на странице 57 учебного пособия два факта и попробуем сделать вывод: как поступать человеку? От чего это зависит.. В отличие от законов нарушение норм морали не несет наказания. Что же может обеспечить их выполнение: Может превратить нормы морали в законы.? Большинство всегда право. Может в этом выход? Нарушение норм морали связано с имущественным неравенством? Попробуйте сделать это сами…

Картинка 7 из презентации «Моральный выбор - это ответственность»

Размеры: 128 х 128 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока права щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Моральный выбор - это ответственность.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 1441 КБ.

Скачать презентацию

«Социализация личности» - Нередко феномен выученной беспомощности мы наблюдаем и в наши дни. Мы можем представить себе, что. 2. Сущность и особенности процесса социализации. Работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора. Ученики. Была еще одна причина несостоятельности выдвинутой тогда цели. Помочь в освоении нужных приемов деятельности и т.Д.

«Личность Чехова» - Антон Павлович Чехов. Семья Чеховых. родился в г. Таганроге 17 (29)января 1860г. Лавка отца Чехова в Таганроге. Дом в Москве. Мать - Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая. Отец - Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью. Дом, где родился Антон Чехов. Таганрог.

«Структура личности» - 4. Мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности. Р. Кэттел. К.Г. Юнг (1875-1961). «Биологическое и социальное в структуре личности». Блок направленности. Данная стратегия представлена прежде всего исследованиями Р. Кэттела, Г. Айзенка и Дж. 1. Конституционально-антропометрическая стратегия изучения строения личности.

«Личность учителя» - Учитель умеет передавать знания и формировать умения наилучшим образом. Личность педагога в современной школе. Позиции эффективного учителя. Эффективный учитель всегда начинает урок вовремя. Личностно ориентированный: на педагога, на ученика, на всех субъектов образовательного процесса. Учитель всегда настроен на успех своих учеников.

«Понятие личности» - Задание «Разбери по буквам». Личность человека более таинственна, чем мир. Работа по группам. Индивидуальность отстаивают». Личность и индивидуальность, образуют единство, но не тождество. Поэтому, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека. В «Кратком психологическом словаре» (1985, под ред.

«Личность Сталина» - Юность. В период жизни Сталина и впоследствии в энциклопедиях, справочниках и биографиях днём рождения И. В. Сталина была обозначена дата - 9 (21) декабря 1879. Иосиф Сталин родился в грузинской семье в городе Гори Тифлисской губернии. Детство. Сталин, Ленин и Калинин (1919). Ольга КУЧКИНА. Певицы Вера Давыдова (1) и Наталия Шпиллер (2), балерина Ольга Лепешинская (3).


План урока:

  • 1. Моральный выбор.
  • 2. Свобода – это ответственность.
  • 3. Моральные знания и практическое поведение личности.
  • 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

  • Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение?
  • Способен ли человек творить себя?

Поведение животных, как вам известно из уроков биологии, подчинено строгим естественным законам. И ничего-то они не ведают ни о добре, ни о зле, ни о моральной ответственности

Как природное существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств - тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д. Но, как существо социальное (общественное) и разумное , своё индивидуальное поведение человек всё-таки выбирает сам.


  • ЧТО ТАКОЕ НАШ ВЫБОР?
  • ЧТО ПРОИСХОДИТ..КОГДА МЫ ДЕЛАЕМ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР…?

Так почему же человек в одном случае поступает грешно, а в другом - морально, честно, по-доброму?


  • В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом - дьявол, и каждый нашёптывает своё.
  • Кого послушает человек, так и поведёт себя. Но выбирает он сам.
  • Однако это скорее образное объяснение.
  • Есть и другое.

Вместо программы, которая заложена природной эволюцией, человеку в его действиях дана свобода выбора - между добром и злом, моральным и аморальным. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы.

Свобода выбора между…

Злом

Злом

Добром

Злом

Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо


  • Вот простой пример.
  • У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже.
  • К тебе пришёл друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе?
  • Мораль - и ты это знаешь - учит: всегда поделись с ближним, лучший кусок отдай другу . Но есть и другая, эгоистичная мораль: своя рубашка ближе к телу.
  • Ты задумался, как поступить? Вот это и есть выбор поступка или, точнее, моральный выбор

Что такое моральный выбор?

- ЭТО КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО ВЫБИРАЕТ НО И ДЕЙСТВУЕТ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМ ВЫБОРОМ.

Моральный выбор - это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людя


  • СИТУАЦИЯ
  • В фильме выдающегося режиссёра Алексея Германа «Проверка на дорогах» есть такой эпизод времён Великой Отечественной войны. Партизаны заминировали железнодорожный мост и ждут немецкий состав с оружием. Неожиданно из-за поворота реки выплывает огромная баржа, и партизанам открывается страшная картина: баржа забита нашими пленными, их охраняют фашистские автоматчики; очевидно, людей везут на смерть. И в тот самый момент, когда баржа оказывается под мостом, на него влетает немецкий состав с оружием...
  • Взрывать или не взрывать? Если взорвать, всё это обрушится на несчастных людей и погубит их. А если не взрывать - оружие пойдёт на фронт, да и приказ командования будет нарушен. Командир отряда категорически против взрыва. Он ясно видит его ужасные последствия. А заместитель командира по политической части, у которого фашисты расстреляли всю семью, требует немедленно выполнить приказ. Возникает тяжёлый нравственный конфликт...

Итак, ситуация очень сложного и ответственного морального выбора. Подумай о ней. Только не упускай из виду, во-первых, те цели, ради которых вёл наш народ освободительную борьбу,

во-вторых, гуманистические принципы морали.


СВОБОДА - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Самостоятельная работа с учебником. «Притча» с.55

Речь, очевидно, идёт о жизни человека вообще, о его деятельности и её общественных последствиях.

Костёр как раз и символизирует возможные опасности, подстерегающие человека в результате бездумных решений.

Главная мысль – ответственность каждого за результаты своей деятельности.

Вопросы классу по прочитанному: - Как вы поняли её образы: дровосек, хворост, костёр? - О чём действительно идёт речь в притче? - В чём главный смысл притчи?


В жизни каждый из нас подобен сказочному богатырю, стоящему перед камнем с надписью:

«Направо пойдёшь... Налево... Прямо...» Куда пойти? Думай, решай, выбирай. Ты свободен.

Быть человеком ответственным - это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них.

Есть разные виды ответственности, но самый главный -ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью.



СВОБОДА ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ..НО

Свобода – право выбора, ограниченное ответственностью.

Свобода и ответственность неразрывно должны быть связаны между собой. Например, семья - это свобода заключить брак и немалая ответственность. Или, например, договор. Мы его заключаем без принуждения с чьей-либо стороны, но мы ответственны за его выполнение.



  • «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один».
  • Ф. Искандер (р. 1929), российский писатель

СВОБОДА -ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ – ЭТО ПРЕДВИДИТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ НАШИХ ПОСТУПКОВ.

СУЩЕСТВУЕТ - МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД СОБСТВЕННОЙ СОВЕСТЬЮ.


  • ФАКТЫ
  • Случай под Рязанью. Легковой автомобиль врезался в пешую колонну курсантов Воздушно- десантного училища, несмотря на предупреждение дежурных с флажками. Убито шесть курсантов, двадцать ранено. Водитель был пьян.

Скажем прямо: свободный человек всегда находится в сложном положении. Готовых ответов на все случаи жизни нет и не будет никогда.

Приходится самим решать, как поступить, и самим же нести ответственность за свой выбор.

Как связан этот случай со свободой выбора и ответственностью человека?


МОРАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗАКОНОВ НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ НЕ НЕСЕТ НАКАЗАНИЯ

МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬ НОРМЫ МОРАЛИ В ЗАКОНЫ.?

ЧТО ЖЕ МОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ:

БОЛЬШИНСТВО ВСЕГДА ПРАВО. МОЖЕТ В ЭТОМ ВЫХОД?

НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ СВЯЗАНО С ИМУЩЕСТВЕННЫМ НЕРАВЕНСТВОМ?


Самостоятельная работа с учебником с.57 ДВА ФАКТА

СДЕЛАТЬ ВЫВОД: КАК ПОСТУПАТЬ ЧЕЛОВЕКУ?

ОТ ЧЕГО ЭТО ЗАВИСИТ..

А вывод таков.

Очевидно, нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Гарантия только одна - она в каждом конкретном человеке, в его умении поступать морально.


КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ ПОМЫСЛОВ И ПОСТУПКОВ.

Римский император Нерон, считая себя великим драматическим актёром, чуть ли не ежедневно устраивал театральные представления. А так как на самом деле актёр он был совсем никудышный, то придворные шли на них, проклиная про себя злую судьбу и императора.

Здесь перед нами встают сразу две проблемы:


2 проблемы моральных поступков

проблема оценки и

самооценки.

проблема: быть или казаться.

для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем он не является на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе

Человек таков, каким он проявляется в своих поступках. И что бы он сам о себе ни говорил, мир будет его оценивать только по его поступкам

Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.


ПРОЦЕСС МОРАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ БЕСКОНЕЧНЫМ

МОРАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕЛИКОМ ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ, ОТ КОЛИЧЕСТВА ДОБРА КОТОРОЕ ТЫ НЕСЕШЬ ЛЮДЯМ


Учимся поступать морально

  • Первое и главное: проверяй свои поступки с точки зрения золотого правила морали. Прежде чем совершить поступок, спроси себя: а стоит ли так поступать? Хотел бы я, чтобы другие так поступили со мной?
  • Второе : стремись к тому, чтобы не увеличивать зло на Земле. Руководствуйся моральными заповедями. Они тебе известны (загляни в учебник).
  • Третье : старайся делать добро. О добре ты знаешь много. Опираясь на свои знания, учись определять, что есть в жизни добро, а что зло. И делай добро.

Домашнее задание:

ЧТО ТАКОЕ НАШ ВЫБОР?

ПОЧЕМУ МЫ ВЫБИРАЕМ ИМЕННО ТАК..?

ЧТО ПРОИСХОДИТ..КОГДА МЫ ДЕЛАЕМ

НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР…?

«Личность учителя» - Подходы к пониманию сути понятия Нормативно-официальный. «Эффективный учитель». Учитель должен быть великодушным. Личностно ориентированный: на педагога, на ученика, на всех субъектов образовательного процесса. Модель личности учителя современной школы (проект). Учитель всегда настроен на успех своих учеников.

«Творческая личность» - Правило 3. Не давайте загнать себя в угол! "Творческая личность представляет собой прогрессивный элемент, дающий все новое“ П.К.Энгельмейер. Пятая стадия (характеризуется высокой, устойчивой творческой продуктивностью личности). Четвертая стадия - стадия первых значительных творческих достижений личности.

«Правила поведения» - Спасибо – выражение благодарности. Посажу обратно в гнездо. Да, мальчик поможет дереву избавиться от лишней воды. До свидания – приветствие при прощании. Тихо и спокойно вести себя в школе. Остановлюсь и понаблюдаю. Твои действия. Убирайте за собой мусор! Птенец прыгает по дорожке. Вы увидели красивого жука на дороге.

«Правила поведения» - Учебные предметы: предметы гуманитарного цикла, психология. Что такое «этикет»? ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ: Связаны ли межличностные отношения и правила поведения? Учебная тема: Межличностные отношения. Этикет. Этапы и сроки проведения проекта. Дидактические цели проекта: ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС: Нужны и важны ли правила хорошего тона в повседневной жизни?

«Моральный долг» - Аннотация. Вы узнаете, что такое -моральный долг -моральная обязанность. Береги платье снову, товарища выручай. Посоветуйся с родителями и составь рассказ о моральном поступке. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся об ответственном поведении человека (из литературы). Словарный диктант. Ход урока.

«Понятие личности» - Личностью становятся. Б.Г. Ананьев (1907-1972). «Психология личности». Личность человека более таинственна, чем мир. Семинар. В «Большом психологическом словаре» (2003, под ред. Поэтому, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека. Работа по группам. Сознание. Задание «Разбери по буквам».

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.


ПЛАН УРОКА

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР

СВОБОДА ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

МОРАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ-


ПРОБЛЕМА….?

ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ ПОДЧИНЯЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ ЗАКОНОМ ОНИ ДЕЙСТВУЮТ ПО ПРОГРАММЕ И НЕ ВЕДАЮТ О ДОБРЕ И ЗЛЕ.

ЧТО ТАКОЕ НАШ ВЫБОР?

НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР…?

ЧЕЛОВЕК КАК СУЩЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ И РАЗУМНОЕ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВЫБИРАЕТ САМ…


ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР, СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. ПОМЫСЛЫ И ПОСТУПКИ, СВОБОДА ВЫБОРА.


МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ ДАЮТ НАМ ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ..НО ВСЕГДА ЛИ ИХ ЧЕЛОВЕК ВЫПОЛНЯЕТ..?

СУДИ ЧЕЛОВЕКА НЕ ПО СЛОВАМ A ПО ЕГО ……………………

ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ ДОБРЫМ И ЗЛЫМ..ПОДЛЫМ И ЖЕСТКИМ .. ЛЮДИ ВЕРУЮЩИЕ ЗНАЮТ СЛОВО «ГРЕХ» ЭТО ЛЮБОЕ ЗЛО ПРОТИВ МОРАЛИ

СВОБОДА ВЫБОРА

ТАК ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК В ОДНИХ СЛУЧАЯХ ПОСТУПАЕТ ГРЕШНО, А В ДРУГИХ МОРАЛЬНО?

СВОБОДА- ЭТО СОСТОЯНИЕ ДУХА.

СОСТОЯНИЕ ВЫБОРА – ТВОРЕНИЕ САМОГО СЕБЯ

ДЕЛАМ

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР - ЭТО КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО ВЫБИРАЕТ НО И ДЕЙСТВУЕТ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМ ВЫБОРОМ.

[email protected]


СВОБОДА ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ВСЕ ПОСТУПКИ ИМЕЮТ ПОСЛЕДСТВИЯ.

ПРИТЧА О ДРОВОСЕКЕ.

БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ – ЭТО ПРЕДВИДИТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ НАШИХ ПОСТУПКОВ. СУЩЕСТВУЕТ - МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД СОБСТВЕННОЙ СОВЕСТЬЮ.

СВОБОДА ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ..НО

НО ПОЧЕМУ В НАРОДЕ ГОВОРЯТ ТАК:

ПОСТУПКИ

ДАЙ СЕРДЦУ ВОЛЮ - ЗАВЕДЕТ В НЕВОЛЮ


МОРАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗАКОНОВ НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ НЕ НЕСЕТ НАКАЗАНИЯ. ЧТО ЖЕ МОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ:

ПОСМОТРИМ НА СТРАНИЦЕ 57 УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДВА ФАКТА И ПОПРОБУЕМ СДЕЛАТЬ ВЫВОД: КАК ПОСТУПАТЬ ЧЕЛОВЕКУ? ОТ ЧЕГО ЭТО ЗАВИСИТ..

МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬ НОРМЫ МОРАЛИ В ЗАКОНЫ.?

ПОПРОБУЙТЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМИ…

БОЛЬШИНСТВО ВСЕГДА ПРАВО. МОЖЕТ В ЭТОМ ВЫХОД?

НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ СВЯЗАНО С ИМУЩЕСТВЕННЫМ НЕРАВЕНСТВОМ?


КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ ПОМЫСЛОВ И ПОСТУПКОВ.

ИТАК МОЖЕМ ЛИ МЫ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПОСТАВЛЕННЫЕ В НАЧАЛЕ УРОКА.

ВЫ ПОСМОТРИТЕ СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПРИДУМАЛО СПОСОБОВ СОБЛЮДЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ: ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, СТРАХ ПЕРЕД БОГОМ

ПРОЦЕСС МОРАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ БЕСКОНЕЧНЫМ

ПРОБЛЕМА САМООЦЕНКИ И ОЦЕНКИ.

ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ТО, ЧТО ОН САМ ИЗ СЕБЯ ДЕЛАЕТ

МОРАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕЛИКОМ ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ, ОТ КОЛИЧЕСТВА ДОБРА КОТОРОЕ ТЫ НЕСЕШЬ ЛЮДЯМ

ГАРАНТИИ СОБЛЮДЕНИЯ МОРАЛИ В САМОМ ЧЕЛОВЕКЕ:

В СВОБОДЕ ЕГО ВЫБОРА

ЧТО ТАКОЕ НАШ ВЫБОР?

ПОЧЕМУ МЫ ВЫБИРАЕМ ИМЕННО ТАК..?

ЧТО ПРОИСХОДИТ..КОГДА МЫ ДЕЛАЕМ

НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР…?

БЫТЬ ИЛИ КАЗАТЬСЯ.

ОТНОШЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ ЗАВИСИТ ОТ НАШИХ ПОСТУПКОВ.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СЛОВА ХРИСТА О ТОМ, ЧТО НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК

«ДАЖЕ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ Я НИЧЕГО НЕ ВЫБИ РАЮ, Я ТЕМ САМЫМ ВСЕ- ТАКИ ВЫБИРАЮ

МОРАЛЬ НАЧИНАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ КОНЧАЮТСЯ РАЗГОВОРЫ

ВОПРОСЫ « В КЛАССЕ И ДОМА» НА СТР 59 МОЖНО ОТВЕЧАТЬ В ОН ЛАЙН РЕЖИМЕ В БЛОГЕ «МИР И МЫ» , ГДЕ БУДЕТ РАЗМЕЩЕНА ФЛЕШ- ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА..


ЛИТЕРАТУРА.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ 8 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ \ Л.Н. БОГОЛЮБОВ И ДР. М. ПРОСВЕЩЕНИЕ, 20 10 .

Целостность личности и ее поведение

Личность развивается и проявляется всегда целостно, а не по частям. В ее психике нет сфер и функций, которые бы существовали сами по себе, самостийно, независимо от других. Они всегда элементы сознательно действующей личности, включенные в общий поток ее поведения, регулируемого мотивацией и другими свойствами личности. Они всегда личностно окрашенные, личностно определяемые, личностно санкционированные проявления. Отношения, решения, выборы, поступки, действия - продукт не отдельных качеств, а целостной психологии личности, где проявления тех или иных качеств - фрагмент целого. Ответственность, добросовестность, внимательность, человечность, законопослушность и другие качества - не изолированные, расположенные рядышком, а личность - не простая сумма какого-то перечня их. Поэтому:

Нельзя понять психологию личности, лишь определив у нее некоторое количество особенностей, не проникнув в ее целостный внутренний мир;

Изучая и оценивая личность, следует обязательно изучать и оценивать все сферы личности и их взаимодействие. Недопустимо делать заключения и давать оценки (например, о профессиональной пригодности, уровне развития, причинах учебной успеваемости) на основе изучения только (или преимущественно) одной сферы или некоторого бессистемного количества качеств;

Интегрально оценивая совокупность выявленных особенностей личности, следует отдавать предпочтение оценке сфер направленности и операциональной, особенно первой;

Занимаясь вопросами развития (саморазвития) личности, подготовки к жизни и профессиональной деятельности, преодоления отставания в развитии и имеющихся недостатков, необходимо совершенствовать все сферы личности, отдавая приоритет первой и второй. Стоит помнить, что с возрастом свойства и качества личности, уже как-то развитые предшествующими годами жизни, меняются медленнее, труднее. Наиболее податливы качества операциональной сферы, труднее - относящиеся к сфере направленности, очень трудно - относящиеся к психофизиологической;

Оценивая какую-то психологическую особенность личности или стремясь ее изменить (например, безволие, отсутствие интереса к овладению профессией, невыдержанность), следует обязательно понять, к какой из сфер она относится, что доминирует над ней, с чем она взаимодействует, и системно решать проблему. Невозможно развивать личность по частям, например, сначала сформировав дисциплинированность, потом память, потом человечность и т.п. Никакого успеха не достигнуть, если пытаться изолированно развивать какое-то качество, например, добросовестность. Сколько бы ни придумывать мер, прицельно рассчитанных на это, ничего не получится, если не затронуть и не изменить одновременно переплетенные с этим стремление к повышению своего профессионализма, понимание значимости глубокого и прочного усвоения содержания образования для будущих успехов в жизни, проявление самокритичности и требовательности к себе, упорства и трудолюбия и др. Личность поднимается на новый, более высокий уровень своего развития как бы «общим внутренним фронтом». Изучая и оценивая личность, важно определять динамику: что, в каком направлении и как в ней меняется, каковы перспективы и возможности дальнейших изменений.



Личность, поведение и внешние условия

Значение свойств и качеств личности в ее поведении огромно, однако нельзя понимать имеющиеся тут зависимости механистически, однозначно. Мнение, что поступки и действия всегда и однозначно определяются ими, такая же крайность, как и противоположное: «поведение целиком определяется обстоятельствами». В действительности, свойства и качества обусловливают определенный, типичный для данной личности характер поведения и действий в разных ситуациях, которые вместе с тем в большей или меньшей степени имеют и элемент ситуативности. Теория деятельности А.Н. Леонтьева* положила начало преодолению одностороннего представления о деятельности, как детерминированной только личностно, и о личности, как закрытой системе, психология которой детерминирована только изнутри. Б.Ф. Ломовым была справедливо отмечена недопустимость психологического понимания личности и ее деятельности вне движения в системе социально-психологических влияний**. А.В. Петровским была показана созерцательная односторонность рассмотрения окружения только как поля приложения ее сил, не оказывающего, якобы, на нее обратного влияния***.

* Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

** Ломов Б.Ф. О путях развития психологии// Вопросы психологии. - 1978. - № 5. - С. 31 - 43; Личность в системе общественных отношений// Психологический журнал. - 1981. - №1. - С. 3-17.

*** Петровский А.В. Деятельностный подход в социально-психологическом исследовании// Вестник Московского университета. (Психология. Серия XIV). - 1978. - №4. - С. 3-9; Личность в психологии с позиций системного похода// Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 57-66.

Фундаментальная психологическая закономерность такова: внутренние причины действуют через внешние условия (рис. 4.4).

Один и тот же человек в разных ситуациях может действовать не совсем так, как можно было бы ожидать, исходя из знания его свойств и качеств. В поступках и действиях человека интегрируются одновременно действующие силы: его свойств и качеств, активности, с которой он «вошел» в ситуацию (осуществляемой деятельности, психического состояния), и реакции на ее особенности (понимания, изменения психического состояния, сделанного ситуативного выбора: продолжать действия, скорректировать их, прекратить, действовать ситуативно). Такая сложная детерминация нередко объясняет неадекватные поступки и реакции, по содержанию и силе выглядящие не характерными для данной личности и неожиданными. Таким образом, верна не простая и, казалось бы, очевидная формула «личность - поведение», а более сложная«личность - деятельность - ситуация (условия) - поведение».

И об условиях. Нельзя психологически понимать их как независимые от активности личности, как некую ширму, которая окружает ее. Во-первых, человек сам выбирает условия. Он, например, может войти в компанию любителей выпивать спиртное, а может избрать иную, может расхаживать ночью один по улицам, а может сидеть дома. Во-вторых, своим поведением он сам создает себе условия. Скажем, два студента, обучающиеся в одной и той же учебной группе, вроде бы, находятся в одинаковых условиях, но это не так. Для добросовестного, хорошо успевающего студента эти условия психологически комфортны (он доволен, его хвалят, поощряют, ставят в пример, к нему обращаются товарищи за консультациями и помощью и т.п.), а для двоечника, нарушителя учебной и бытовой дисциплины они, напротив, дискомфортны (ему внушают, его критикуют, предупреждают, обсуждают, он не пользуется авторитетом и пр.). В-третьих, личность может не мириться с условиями, а создавать для себя более благоприятные.

Таким образом, актуальная психология личности в конкретных ситуациях, ее цели, мотивы, мысли, отношения, действия и прочее не абсолютно статичны. Она - продукт не только 1) прошлого, но и 2) актуального настоящего и даже 3) предвосхищаемого будущего (ожидаемые личностью изменения ее жизнедеятельности). Оставаясь в основном сама собой, психология человека вместе с тем и не совсем та в каждый данный отрезок времени. Это надо знать при анализе поступков человека, а также при выработке воздействий на него, используя влияние фактора условий.

Вопросы и задания для самопроверки и размышлений

Что имеют в виду, когда говорят о конкретном человеке как о личности?

Назовите основные психологические сферы личности и дайте их системную характеристику.

Нарисуйте на листе бумаги схему основных (базовых) свойств личности, а также компонентов каждого их них.

В чем психологические различия индивидуальности личности и индивидуализма?

Каково соотношение врожденного и приобретенного в человеке? Какие доводы можно привести в обоснование решающей роли приобретенного, носящего социальный характер, и какие для обоснования противоположного?

Дайте психологическую характеристику влияния внешних условий и собственной активности человека в его психологическом становлении как личности.

Каковы возможности развития и саморазвития личности в любом возрасте?

Прокомментируйте формулу одной из важнейших психологических закономерностей: внутренние причины действуют через внешние условия.

Литература

Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.

Бодалев А.А. Психология личности. - М., 1988.

Введение в психологию/ Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М., 1996.

Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение. - М., 2000.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1979.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1987.

Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - М., 1964.

Мерлин B.C. Психология индивидуальности - М., Воронеж, 1996.

Мухина B.C. Детская психология. 2-е изд. - М., 1999.

Организация и эффективность правового воспитания. - М., 1983.

Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. Л.В. Куликов. - СПб., 2000.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. - М., 1995.

Собчик Л.Н. Характер и судьба. - М., 1997.

Столяренко Л Д. Основы психологии. Изд. 3-е. - Ростов н/Д., 1999.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982.

Хрестоматия по психологии личности. В 2 т. /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 1999.

Шадриков В.Д. Способности человека. - Воронеж, 1997.

Шадриков В.Д. Духовные способности. - СПб., 1997.

Глава 5. Проблема личности в педагогике

Понравилась статья? Поделитесь ей