Контакты

Кто написал бесприданницу. Литературно-исторические заметки юного техника

Очень краткое содержание (в двух словах)

Богатые купцы Кнуров и Вожеватов сидят на берегу Волги в кофейне и обсуждают предстоящую свадьбу Ларисы Огудаловой с небогатым чиновником Карандышёвым. Они вспоминают, как Паратов ухаживал за ней, но потом внезапно исчез. Чтобы не было недомолвок, Лариса решила выйти замуж за Карандышёва. Он бы тихим и незаметным на всех приёмах, но сейчас начал важничать и вести себя на равных с Кнуровым и Вожеватовым, что им не нравится. Внезапно в город возвращается Паратов, который сообщает купцам, что женится на богатой вдове. Вскоре Карандышёв устраивает приём в честь будущей свадьбы, где гости сразу понимают, какой он бедный и жалкий человек. Они быстро его спаивают и уезжают на пикник вместе с Ларисой, которую уговорил поехать Паратов. Кнуров и Вожеватов, предполагая, что из-за этого поступка, свадьба Ларисы с Карандышёвым не состоится, а Паратов на ней не женится, разыгрывают, кто поедет с ней в Париж. Выигрывает Кнуров, а тем временем, Лариса узнаёт, что Паратов обручён. Она в шоке. Приезжает Карандышёв, который начинает выговаривать Ларисе все обиды. В ответ, она говорит, что не любит его, и не хочет его больше видеть. Он выхватывает пистолет и убивает её. Падая, Лариса хватает упавший пистолет, и говорит, всем сбежавшимся на шум, что она сама застрелилась.

Краткое содержание (подробно по действиям)

Действие первое

Действие происходит в вымышленном городе на берегу Волги – Бряхимове. На открытой площадке возле кофейной Гаврило и Иван обсуждают Мокия Кнурова , который каждое утро прогуливается по приволжскому бульвару, чтобы нагулять аппетит. По натуре он молчалив и предпочитает говорить только с людьми своего положения. Тем временем, сам Кнуров сидит за столиком. К нему присоединяется Вожеватов и заказывает шампанского в чайнике для чая. Он рассказывает, что намерен купить пароход под названием «Ласточка» у Паратова . Затем разговор плавно переходит к последней новости в городе: Огудалова решила выдать дочь Ларису замуж за небогатого чиновника Карандышева .

Вожеватов со знанием дела рассказывает, что Паратов вскружил голову молодой Ларисе Дмитриевне, отогнал от нее всех женихов, а потом внезапно исчез. После этого сильнейшего увлечения у девушки был еще один жених, которого арестовали прямо у них дома за растраты. Отчаявшись, она сказала, что пойдет за любого, кто посватается. Тут-то и появился Карандышев, который всегда скромно и неизменно сидел в уголке на всех вечерах, устраиваемых Харитой Игнатьевной. Лариса, в отличие, от матери была скромна и бесхитростна. Гостей в доме развлекала исключительно по настоянию мамаши.

Вскоре на площадке показались Огудаловы с Карандышевым. Они пригласили Кнурова с Вожеватовым на обед в честь Ларисы. Карандышев много важничал и обращался к Кнурову, как к себе равному, что последнему не понравилось. Тогда в разговор вмешалась Харита Игнатьевна. Лариса тем временем, о чем перешептывалась в уголке с Вожеватовым, за что Карандышев позже ее упрекнул. Когда речь заходит о Паратове Лариса не скрывает, что восхищалась им как мужчиной. Карандышеву это не нравится, так как сам он завидует этому барину. Лариса говорит ему, чтобы он даже не пытался сравнивать себя с Паратовым, а молча радовался своему везению. С пристани слышны пушечные выстрелы. Стреляют в честь приезда Сергея Сергеича. Лариса с Карандышевым удаляются.

Паратов приехал не один, а в сопровождении провинциального актера, которого он зовет Робинзоном и представляет как европейца. На вопрос, отчего он продает свою «Ласточку» и не жаль ли ему с ней прощаться, он отвечает, что ничего не жаль, так как во всем есть своя выгода. Затем он сообщает Вожеватову и Кнурову, что скоро женится на очень богатой невесте с золотыми приисками. Паратов приглашает всех на пикник за Волгой за его счет. Он заказывает у ресторатора все самой лучшее, а пока зовет друзей к себе на обед. Однако Кнуров с Вожеватовым вынуждены отказаться, так как уже приглашены на обед к жениху Ларисы.

Действие второе

Действие происходит в доме Хариты Игнатьевны. Главные предметы гостиной – это рояль и гитара. Кнуров упрекает Огудалову, что поторопилась та со свадьбой дочери, что не понравится Ларисе жалкая полумещанская жизнь с бедным человеком и она быстро вернется домой. При этом он предлагает свою дружбу и финансовую поддержку, если девушке в будущем понадобится богатый и солидный «друг». Он добавляет, что Харита Игнатьевна может смело присылать ему счета за приданое и подвенечный туалет Ларисы. После этого Кнуров удаляется, приходит Лариса. Она говорит, что хотела бы как можно скорее уехать в деревню и окунуться в мирную сельскую жизнь. Огудалова, в свою очередь, говорит дочери, чтобы та не тешила себя надеждами и описывает жизнь в деревне в мрачных красках.

Лариса берет гитару и пытается наигрывать романс «Не искушай меня без нужды», но струны расстроены. Тогда она на помощь зовет цыгана Илью, который рассказывает ей о приезде Паратова. Огудалова начинает всерьез задумываться, не поторопилась ли она, не упустила ли какую более подходящую для дочери партию. Появляется Карандышев. Лариса просит его побыстрее увезти ее в деревню, но тот не спешит, так как хочет покрасоваться и похвастать своей невестой, потешить свое самолюбие. Карандышев недоволен тем, что город так радостно встречает промотавшегося кутилу. К Огудаловым приезжает Паратов. Лариса, испугавшись, убегает с Карандышевым в свои покои.

Хозяйка дружелюбно встречает гостя, интересуется, отчего он так быстро исчез из города. Паратов сообщает, что вынужден был уехать спасать свое имение, а теперь он намерен жениться на невесте с богатым приданым, чтобы исправить положение. Харита Игнатьевна зовет дочь и та долго разговаривает с неожиданным гостем. В ходе разговора Паратов упрекает девушку, что она слишком быстро его позабыла, на что Лариса отвечает, что не переставала его любить, но вынуждена выйти замуж, чтобы избежать всяческих кривотолков. Самолюбие мужчины удовлетворено. Познакомившись с Карандышевым, он вступает с ним в перепалку. В скандал вмешивается Харита Игнатьевна. Она заставляет Карандышева пригласить и Сергея Сергеича на обед. Приходит Вожеватов в сопровождении Робинзона. Он выдает актера, недавно еще бывшего в услужении у Паратова, за настоящего англичанина.

Действие третье

В безвкусно обставленном кабинете Карандышева его тетка жалуется на убытки от обеда. Она ругается, что слишком много разносолов приготовлено к обеду, в то время как Огудаловы в шоке от скудости приема. Оказывается, что Карандышев никогда не устраивал званых обедов поэтому и понятия не имеет, что нужно подавать по таким случаям. Огудалова замечает, что гости специально подпаивают Карандышева и посмеиваются над ним. Паратов, Кнуров и Вожеватов недовольны угощениями и дешевой выпивкой. Они просят Робинзона подпоить будущего жениха. Содержатель цыганского хора Илья сообщает, что все готово для поездки за реку. Мужчины не прочь взять с собой Ларису Дмитриевну, но Карандышев возражает.

Лариса поет романс «Не искушай». Все в восторге. Пока Карандышев уходит за шампанским, мужчины также удаляются, оставив Паратова наедине с Ларисой. Тот красиво говорит и уговаривает ее поехать с ними. Карандышев произносит тост за свою «разборчивую» невесту, которая выбрала именно его. Когда в очередной раз он уходит за выпивкой, Лариса уезжает с гостями. Вернувшись, он понимает, что его одурачили и решает отомстить. Карандышев хватает пистолет и убегает.

Действие четвертое

Действие снова переносится в кофейную на берегу Волги. Робинзон понимает, что его обманули и не возьмут с собой. От Ивана он узнает, что Карандышев на досуге выбежал из дома с пистолетом. Появляется Карандышев в гневном настроении. Он расспрашивает Робинзона, куда подевались его спутники. Тот отвечает, что ничего не знает, так как это было мимолетное знакомство. При этом он добавляет, что возможно они поехали кутить за Волгу, значит вернутся не раньше утра. Карандышев убегает в сторону пристани. В кофейной появляются Кнуров и Вожеватов. Они обеспокоены положением Ларисы Дмитриевны. Вожеватов уверен, что она и после этой поездки с Паратовым выйдет за Карандышева, а Кнуров думает, что она отменит свадьбу и искренне жалеет девушку. ­

Осознавая, что Паратов дал Ларисе обещания, которые не сможет выполнить, Кнуров предлагает подумать о ее дальнейшей судьбе, ведь предоставляется случай взять ее с собой в Париж. Они решают бросить жребий, чтобы разыграть, кому она достанется. Кнуров выигрывает, а Вожеватов и рад, так как расходов будет меньше. Тем временем Лариса беседует с Паратовым. В душе она надеется, что он предложит ей стать его женой, а он говорит, что уже связан обещанием с богатой невестой. Даже ради страсти к Ларисе он не может порвать с ней. Он просит Робинзона отвезти Ларису домой, но она отказывается ехать.

Появляются Кнуров с Вожеватовым. Лариса ищет сочувствия и понимания у Вожеватова, но молодой человек уклоняется и уходит. Она остается с Кнуровым. Он предлагает Ларисе поездку на выставку в Париж и пожизненное содержание, но просит сразу не отвечать, а подумать. В отчаянии она размышляет о самоубийстве или чтобы ее кто-нибудь убил. Появляется Карандышев. Он упрекает Ларису в том, что она вещь, которую разыграли в орлянку. Она потрясена, но отвечает, что если уж быть вещью, то очень дорогой. Взбешенный и униженный жених стреляет в нее, а Лариса с благодарностью принимает этот выстрел. На фоне играет цыганский хор. Сбежавшимся людям она сообщает, что сама выстрелила и никто не виноват. Перед смертью она говорит, что всех любит и прощает.

Жен. девушка, которую берут замуж, не требуя приданого, за красоту и достоинства ее. Бесприданником зовут, шуточно, бедного жениха или обманутого приданым. Бесприданная невеста, бедная, у которой ничего нет. Беспридаточная мена, при которой не… … Толковый словарь Даля

Невеста, славенка Словарь русских синонимов. бесприданница сущ., кол во синонимов: 3 безприданница (1) … Словарь синонимов

БЕСПРИДАННИЦА, бесприданницы, жен. В буржуазно дворянском обществе не обеспеченная приданым девушка или девушка, которую охотно возьмут замуж за ее достоинства без приданого. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БЕСПРИДАННИЦА, ы, жен. В старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- «БЕСПРИДАННИЦА», СССР, Рот фронт, 1936, ч/б, 85 мин. Драма. По одноименной пьесе А. Н. Островского. Фильм вошел в фонд советской киноклассики благодаря социальной трактовке драмы, яркой образности в изображении нравов русского купечества и… … Энциклопедия кино

- (иноск.) красивая девушка (которую возьмут в жены и без приданого) Бесприданница безобманница, что есть, то и есть. Ср. Ну, Авдотья Власьевна, сказал я: у тебя растет внука бесприданница; гляди какая красоточка будет! Даль. Новые картины русского … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Безприданница (иноск.), красивая дѣвушка (которую возьмутъ въ жены и безъ приданаго). Безприданница безобманница, что̀ есть, то и есть. Ср. Ну, Авдотья Власьевна сказалъ я: у тебя растетъ внука безприданница; гляди какая красоточка будетъ! Даль.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Девушка невеста, родители к рой не имеют возможности дать за ней приданое. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия

Ж. Девушка невеста, не имеющая приданого. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Бесприданница, бесприданницы, бесприданницы, бесприданниц, бесприданнице, бесприданницам, бесприданницу, бесприданниц, бесприданницей, бесприданницею, бесприданницами, бесприданнице, бесприданницах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по … Формы слов

Книги

  • Бесприданница , Островский Александр Николаевич. Вечная история об обманутой любви, несбывшихся надеждах, справедливо названная в кино "жестоким романсом", -такова пьеса А. Н. Островского" Бесприданница" . Написанная в XIX веке, она ничуть…
  • Бесприданница , Островский Александр Николаевич. В книге представлена драма Александра Островского "Бесприданница" . Для среднего школьного возраста…

Александр Николаевич Островский — гениальный русский драматург. Его знаменитая пьеса бесприданница была написана в 1878 году. Автор долго и упорно работал над произведением в течение четырёх лет. «Бесприданница» вызвала много вопросов и противоречий у критиков и зрителей, которые самыми первыми увидели постановку пьесы на сцене.

Как это часто бывает, признание людей к «Бесприданнице» пришло лишь через несколько лет после смерти самого автора. Первые поставленные спектакли в петербургском и московском театрах, к сожалению, были весьма провальными, критики давали плохие оценки и писали противоречивые отзывы. Однако пьеса быстро и легко прошла цензуру и сразу была напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1879 году.
Есть мнение, что Островский написал драму, основываясь на реальных событиях, которые ему пришлось наблюдать за свою жизнь, будучи мировым судьей в Кинешемском уезде.

Замысел этого произведения был задуман автором осенью 1874 года, но работа над ним шла долго и кропотливо. За время её написания автор выпускает ещё несколько произведений, а «Бесприданницу» заканчивает лишь в январе 1879 года. Пьеса, которая не была принята и признана в своё время, сейчас стала классикой и обрела настоящее уважение и бессмертие.

Суть произведения

Для начала стоит определиться, кто же такая бесприданница? Так в старину называли девушек бедных и не имеющих приданого, которое должно было войти в капитал ее будущей семьи. Женщина в те времена не работала, следовательно, мужчина брал ее на иждивение, и, кроме денег, полученных от родителей, ему было не на что надеяться, супруга никак не могла помочь ему в финансовых делах, да и дети ее автоматически оставались без наследства с одной из сторон. Как правило, такие девушки усердно пытались завоевывать внимание женихов своей красотой, родословной и внутренними достоинствами.

Александр Николаевич Островский в своей пьесе описывает реальное внутреннее состояние обычной бесприданницы, которая упорно ищет настоящую, искреннюю любовь на земле, но осознаёт, что её не существует. Никто так и не решился заглянуть в её душу и проявить к ней искренний интерес, поэтому девушка становится обычной вещью для богача, у неё просто нет другого выхода и даже шанса получить достойное отношение. Еще один вариант устроить свою жизнь – выйти замуж за жалкого, эгоистичного и непритязательного Карандышева, мелкого клерка, который опять же женится на Ларисе ради самоутверждения. Но и этот вариант она отвергает. Автор демонстрирует все жизненные противоречия, которые окружают нас, на примере судеб героев. Суть пьесы «Бесприданница» заключается в том, чтобы показать читателю, как беспощадно и подло люди меняют настоящую любовь и дружбу на обычную сделку, из которой можно будет лишь черпать собственную выгоду.

Главные герои

  1. Действующими лицами в пьесе стали:
    Лариса Огудалова — молодая красивая девушка, не имеющая приданного. Она чувствует себя крайне унизительно в этом мире из-за своего непростого положения в обществе. Такие девушки, к сожалению, мало кого интересовали во времена жизни писателя. Героиня очень любит мечтать, поэтому влюбляется в богатого дворянина и надеется на счастье рядом с ним. С Карандышевым, девушка чувствует себя вещью, её личность становится ничтожной, она прямо говорит ему, что не сможет полюбить его, так, как любит другого. Она одарена музыкальными и хореографическими талантами. Ее нрав кроток и спокоен, но в глубине души она – страстная натура, желающая взаимной любви. Потаенная сила воли проявлялась в ее характере, когда она бежит с помолвки навстречу риску быть опозоренной и непонятой своим окружением. Но ради искреннего чувства она готова пожертвовать жизнью, выкрикивая матери прощальный ультиматум: либо она станет женой Паратова, либо искать ее следует в Волге. Как видно, отчаянная женщина не лишена азарта, на кон она ставит и честь, и саму себя. мы разобрали в сочинении.
  2. Харита Игнатьевна — госпожа Огудалова, мать Ларисы Огудаловой, небогатая дворянка, вдова, которая отличалась особой ловкостью в хозяйственных делах, но не смогла выдать трем дочерям приданое, так как её состояние не было велико. Она сама еле сводит концы с концами, но умудряется закатывать обеды и вечера, чтобы найти партию для своей последней барышни на выданье.
  3. Юрий Карандышев — небогатый чиновник, жених Ларисы Огудаловой, отличался чрезмерной самовлюбленностью и навязчивостью. Эгоистичный чудак, который часто завидовал и выглядел глуповато. Лариса была для него игрушкой, которой он мог бы похвастаться перед другими. Он чувствует на себе все презрение окружения Огудаловых, но, тем не менее, не отказывается от мысли доказать им, что он всем ровня. Его показное высокомерие, попытки нравиться и снискать почет раздражают общество и саму героиню, в сравнении с достоинством и силой Паратова этот маленький человек безнадежно проигрывает. Он окончательно опускается в глазах невесты, когда напивается на званом обеде в честь помолвки. Тогда она понимает, что лучше в Волгу, чем к нему в жены.
  4. Сергей Паратов — уважаемый дворянин, богатый человек, который часто выбрасывал деньги на ветер в свое удовольствие. Он жил, кутил и ухаживал за женщинами красиво, поэтому ему после постепенного разорения удалось завладеть сердцем богатой наследницы. Очевидно, что он – такой же бездушный эгоист, как Карандышев, просто живет на широкую ногу и умеет производить впечатление. Душа компании и балагур, превыше всего любит веселиться и бросать пыль в глаза, потому и выбирает брак по расчету, а не искренние чувства.
  5. Василий Вожеватов — друг Ларисы Огудаловой, очень богатый, но безнравственный и подлый человек. Герой никогда не был влюблён и не знает, что это такое. Отличался остроумием и хитростью. Василий не собирается жениться на девушке, хоть и претендует на то, чтобы взять ее на содержание. Он проигрывает ее в жребии, но утешает себя в том, что сэкономил, что делает его безнравственным и пустым человеком. Он – купец, выходец из крепостных крестьян, который всего добился сам. Для него важнее всего не потерять достигнутого положения, поэтому он отказывается помочь молодой жещине, не желая нарушать купеческое слово, данное Кнурову.
  6. Мокий Кнуров — богатый человек преклонного возраста. Он проявляет симпатию к Ларисе, хоть и женат. Очень конкретный и обстоятельный человек, вместо всего и сразу обещает девушке, которую хочет сделать своей содержанкой, материальные блага, оговариваясь: «Для меня невозможного мало».
  7. Аркадий Счастливцев (Робинзон) — знакомый Паратова, неудавшийся актёр, который часто любил выпить, но не умел контролировать своё состояние.
  8. Гаврило — буфетчик, содержит кофейню на бульваре.
  9. Иван — прислуга в кофейне.
  10. Основная тема

    Драма человеческой души в безнравственном обществе — это и есть основная суть главной трагической темы в пьесе Островского «Бесприданница», которую автор широко раскрывает через героиню Ларису Огудалову. Она не получила приданое от своей матери, поэтому ей придётся страдать в этом нечеловечном мире. Женихи, которые ведут борьбу за девушку, не воспринимают её всерьез, она становится для них либо предметом для хвастовства, либо просто игрушкой и вещью.

    Тема разочарования в мире, также присутствует в произведении. Главную героиню ждёт страшный конец: опустошение, отчаяние, бесчестье и смерть. Девушка верила в лучшую и новую жизнь, верила в любовь и доброту, но всё, что ее окружало, смогло доказать ей, что ни любви, ни намёка на просветление просто нет. Все сюжетные линии в произведении затрагивают социальную тематику. Лариса живет в мире, где все можно обрести за деньги, даже любовь.

    Проблематика

    Конечно же, в трагедии не обойтись без неоднозначных и сложных вопросов. Проблематика в пьесе Александра Николаевича Островского достаточно обширная и многогранная.

    1. Главными в произведении являются проблемы нравственности: Лариса совершает бесчестный поступок в глазах общества, но предыстория ее полностью оправдывает. Настоящий аморальный поступок – это обмануть Карандышева и выйти замуж без любви. Не лучше поступить в содержанки к купцам. Поэтому Лариса и благодарить ревнивого жениха за свою смерть.
    2. Автор поднимает проблемы долга и чести, покупки человеческой души. Нравственность в обществе показная, для него достаточно просто сохранять видимость приличий, а вот бесчестный торг его избранных членов остается без осуждения и без внимания.
    3. Так же мы видит в произведении проблему поиска смысла жизни. Девушка отчаялась и потеряла смысл во всем, Вожеватов и Кнуров пользуются ей, как яркой игрушкой, которую не страшно даже проспорить. Паратов сообщает, что вскоре женится на другой девушке из-за материальных благ, он предаёт её и меняет любовь на комфорт. Лариса не может понять и перенести полное отсутствие души и безразличие тех, кто её окружает всю жизнь. Все мужчины, которые были рядом с ней, разочаровали героиню, она не чувствовала уважения и отношения, которого она была достойна. Для нее смыслом жизни была любовь, а когда ее не стало, как и уважения, Лариса предпочла смерть.

    В чем смысл пьесы?

    Островский написал очень эмоциональную драму, которая не разочарует своим идейно-тематическим содержанием даже опытного и привередливого читателя. Главная идея драмы Островского «Бесприданница» заключается в осуждении слишком высокого значения богатства и денег в обществе. Материальные блага в жизни играют самую важную роль, человек, который не имеет их, может быть лишь игрушкой в руках богача, не имеющей право на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которые чахли над своим состоянием. Вокруг Ларисы Огудаловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, которые губят её чистую, светлую душу. Эти качества и определили цену жизни женщины, перепродавая её между собой как безликую и бездушную вещь. И цена эта невелика.

    На примере образа героини писатель показывает, как страдает сердце бесприданницы, которая виновата только в том, что не имеет за плечами состояния. Так нечестна и несправедлива бывает судьба по отношению к нищим, но очень светлым и умным людям. Девушка теряет веру в человечество, в свои идеалы, переживая многочисленные предательства и унижения. В чем причина трагедии бесприданницы? Она не смогла смириться с крушением своей мечты, с разрушением своих убеждений и решила добиться от реальности того, чтобы она расположилась так, как надо ей, как должно было произойти в естественных условиях. Героиня с самого начала знает, что идет на смертельный риск, об этом говорит ее прощальная реплика в адрес матери. Она поставила всему свету условия: либо ее мечта сбывается, либо она уходит из жизни, не унижаясь до брака и сожительства по расчету. Даже если бы Карандышев ее не убил, она бы выполнила свое же предостережение и утопилась в Волге. Таким образом, молодая женщина стала жертвой своих иллюзий, своей гордости и непримиримости с пошлостью окружающей среды.

    Перед нами классическое столкновение романтических мечтаний и суровой, пошлой реальности. В этом сражении всегда побеждает последняя, но автор не теряет надежды на то, что хотя бы какие-то люди образумятся и перестанут создавать и поддерживать несправедливые условия общественных взаимоотношений. Он делает акцент на истинной добродетели и подлинных ценностях, которые надо научиться отличать от суетных дрязг пустых и мелочных подлецов. Бунт героини вселяет мужество бороться за свои убеждения до конца.

    Жанр

    Драма, как жанр, представляет читателю судьбу героя в противоречивом и жестоком мире, острый конфликт души человека с обществом, в котором он живет. Целью психологической драмы является показать драматическое положение личности во враждебно настроенной среде. Как правило, персонажей драмы ожидает трагичная судьба, духовные страдания, внутренние противоречия. В произведении такого типа можно встретить много живых эмоций и переживаний, которые присущи многим из нас.

    Так, в пьесе Островского ярко описывается внутренне состояние Ларисы Огудаловой, которая бунтует против бесчеловечных порядков в обществе, жертвует собой ради того, чтобы не жертвовать своими принципами. Героиня с трудом принимает обстоятельства, которые настигают её, она с ужасом терпит все испытания, приготовленные для неё судьбой. Это личная трагедия Ларисы, которую она не может пережить. Психологическая драма заканчивается ее смертью, что свойственно произведению в этом жанре.

    Быт и нравы провинции

    В пьесе Островского освещены быт и нравы русской провинции, дворян и купцов. Все они и очень похожи, и, в то же время, отличаются друг от друга. Герои ведут себя достаточно раскрепощено и совсем не боятся показать окружающим своё истинное лицо, им становится неважно, что порой они выглядят довольно глупо. Не боятся они не в силу смелости или открытости характера. Они просто не понимают, что выглядят невежественными, скупыми, мнительными или ничтожными.

    Мужчины не обходят стороной открытое общение с женщинами, для них измена не считается постыдной. Для них это элемент статуса: любовница становится отражением достатка. Один из героев произведения Господин Кнуров предложил Ларисе стать его содержанкой, хотя сам давно уже был женат, его не волновало то, что чувствует героиня, на первом месте стояла лишь собственная выгода и похоть.

    Девушка в провинции того времени, как мы уже выяснили, должна иметь хорошее состояние, чтобы успешно выйти замуж и хорошо жить. В таком мире очень сложно найти настоящую любовь и уважение, в мире, где все пропитано властью денег и скверными обычаями жадных людей, честная и умная женщина просто не смогла найти себе подобающего места. Ларису буквально погубили жестокие и бесчестные нравы её современников.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Пьесы «Бесприданница» краткое содержание пригодится тем читателям, которые хотят поверхностно ознакомиться с произведением. В данной статье можно найти основной пересказ событий во всех четырех действиях. Материал поможет составить общее впечатление от работы автора Николая Островского и понять главную мысль.

Начало повествования

Начинается краткое содержание «Бесприданницы» с того, что показывается приволжский городок под названием Бряхимов. На более высоком берегу расположена кофейня, где Гаврило со слугой пытаются подготовить заведение. Два купца по имени Мокий Кнуров и Василий Вожеватов каждый день гуляют в этой местности и любят заходить на бокал шампанского. Они называют его своим особенным чаем, а Гаврило должен наливать его из специальной посуды. Так они скрывают от людей свою привычку. Вскоре они приходят и начинают обсуждение всех новостей. Василий сообщает о покупке парохода «Ласточка» у Сергея Паратова. Следующей темой стала женитьба третьей дочери вдовы Хариты Огудаловой по имени Лариса. Купцы считают, что ее постигнет такая же плохая судьба.

Несчастье сестер

Краткое содержание «Бесприданницы» в первом действии продолжается с того, что дочерей вдовы Хариты Огудаловой преследуют несчастья в браке. Старшая девушка вышла замуж за кавказского князя - очень ревнивого мужчину. По этой причине он зарезал ее еще до того, как они доехали до будущего места жительства. Средняя сестра увлеклась иностранцем, под личиной которого скрывался шулер. Осталась только Лариса Дмитриевна в семье, но ее не хотят брать молодые мужчины из-за отсутствия приданого. Героиня прекрасно поет, играет на гитаре и этим привлекает внимание. Вдова Харита сама хороша собой и желает устроить свою личную жизнь заново. Только вот прежде всего нужно устроить дочь, а вариант с Сергеем Паратовым провалился. Богатый судовладелец сумел влюбить в себя Ларису, но до свадьбы не дошло. Он сказал, что не видит для себя выгоды в таком браке. Девушка страдала из-за неразделенной любви, хоть позже были и другие претенденты. Мать сказала свое слово, и дочь вышла замуж за первого, кто позвал. Таким мужчиной оказался Юлий Карандышев.

Разговор в кофейне

Краткое содержание «Бесприданницы» в окончании первого действия возвращает читателя к кофейне, куда приходят Огудаловы и Юлий Карандышев. Всех присутствующих бедный чиновник приглашает к себе на обед в честь будущей жены. Купцы решили не соглашаться, но мать Харита объяснила, что это только в честь дня рождения Ларисы. Начинается беседа между молодоженами, в которой Юлий упрекает девушку в ее способе жизни. Поводом послужило фамильярное обращение с купцом Василием Вожеватовым. В этот момент на пристани звучат пушки, а Лариса вспоминает о судовладельце Паратове, которого принято встречать таким сигналом. Она понимает, что любит его даже сейчас. Оказывается, что выстрелы звучали именно в честь этого богатого мужчины. Позже Сергей заходит в кофейню и знакомит всех с новым другом Аркадием Счастливцевым. Его он подобрал на пустынном острове, куда парня высадил капитан корабля из-за пьянства. Паратов также уведомляет всех в том, что женится на богатой девушке, а в приданое к нему отходят золотые прииски. По этой причине он продал свой лучший пароход «Ласточку» и другие судна.

Начало празднования

В кратком содержании «Бесприданницы» Островского во втором действии события начинаются со дня рождения Ларисы. Вожеватов дарит дорогую брошь, а мать сразу продает ее за семь сотен рублей. Кнуров начинает разговор с Харитой о том, что свадьба младшей дочери ошибочна. Она не должна выходить замуж за бедного чиновника, ведь ее внешность и таланты должны быть оценены намного выше. Купец утверждает, что Лариса в любом случае сбежит, и для налаживания ситуации Харите пригодится могущественный друг. В качестве такого Кнуров предлагает самого себя. Из-за своего интереса женатый герой предлагает оплатить все необходимые предметы для венчания. Вскоре появляется сама Лариса с гитарой, поет романсы и делится мечтаниями о жизни в деревне с матерью. Вдова Огудалова сразу остепеняет дочь тем, что Заболотье - далеко не лучшее место и там ей может не понравиться. Лариса из окна зовет товарища Илью, который настраивает гитару по просьбе героини. Он сообщает, что к ним приехал важный мужчина.

День рождения

В кратком содержании «Бесприданницы» по действиям продолжается история на дне рождения Ларисы. Появляется ее жених, и она просит его уехать скорее в деревню. Тот отказывается проводить венчание у себя на родине. Он не позволит распространиться слухам о том, что Юлий Карандышев для нее - не пара. Этот обед - первый шаг к свадьбе, и на нем он оглашает тост за Ларису. При этом мужчина упоминает, что девушка отнеслась к его особе крайне отзывчиво, в отличие от других людей. Вскоре появляется сам Паратов, который обещал заехать к Харите Огудаловой. Он называете ее «тетенькой», рассказывает об удачной помолвке и упрекает Ларису из-за того, что так быстро забыла о нем. Бывший судовладелец в разговоре с главной героиней узнает, что она все еще имеет чувства к нему. После этого мужчина специально ссорится с Карандышевым и обещает наказать бедного чиновника за дерзость. Приходят другие гости, а Юлий под давлением приглашает Паратова. Барин соглашается, но только из-за возможности отомстить жениху Ларисы.

Обед от жениха

Краткое содержание в пьесе «Бесприданница» в третьем действии начинается с оскорбления гостей. На обеде было поставлено дешевое вино в дорогих бутылках, сигареты с низшими сортами табака и минимум пищи. Высокопоставленным купцам не понравился еще и тот факт, что Карандышев уже успел напиться. Паратов утешается подобным обстоятельством дел, а потому рассказывает, что послал своего друга Аркадия к жениху Ларисы. Именно из-за этого он находится в таком состоянии. После этого все гости и цыгане решают, что следует отправиться на прогулку по Волге. Вожеватов расщедрился и пообещал оплатить гребцов. Он же соврал Аркадию о будущей в поездке Париж и необходимости отдыха перед трудным путем. Все прибывшие на обед люди, в том числе Паратов, соглашаются с тем, что нужно с собой брать Ларису для полного веселья. Остается только уговорить девушку и окончательно напоить Карандышева. Эта затея была успешно реализована.

Продолжение рассказа

В кратком содержании «Бесприданницы» Островского по действиям продолжается рассказ с обеда в доме Карандышева. Харита Огудалова начинает с ним ссору из-за его состояния. Бедный чиновник парирует это тем, что в своем доме может быть каким угодно. После этого вдова приходит к Паратову, чтобы тот не продолжал издеваться над будущим женихом Ларисы. Сергей соглашается выпить с ним ради примирения, но только коньяка. Карандышев окончательно пьянеет, а бывший судовладелец идет к Ларисе Дмитриевне. Он просит спеть что-то, но девушка слишком удручена поведением Юлия. Вмешивается жених в нетрезвом состоянии с запретом на пение для будущей жены. Это задевает Ларису, которая тут же начинает исполнять романс. Цыган Илья на радости подхватывает песню и вторым голосом дополняет представление. Когда героиня заканчивает петь, все гости расхваливают ее талант. После этого они уходят, а Лариса остается вместе с Сергеем Паратовым наедине.

Разговор влюбленных людей

Если начать читать краткое содержание «Бесприданницы» Островского, то в третьем действии можно узнать о признании Сергея Паратова Ларисе. Он говорит о том, что пение девушки заставило его пожалеть об отказе когда-то от свадьбы. Барин упомянул, что едва сумел сдержаться, чтобы не бросить свой договорной брак и вернуться к этой красавице. Мужчина зовет героиню с другими гостями на прогулку по Волге. Лариса долго не могла решиться, а тогда вспомнила о мстительном тосте Карандышева. Она смогла откинуть сомнения и согласиться. Возвращаются гости, и Паратов говорит тост за жениха Юлия, которому так сильно повезло с невестой. Все гости улучают момент, когда жених пошел за бутылкой вина, и убегают через заднюю калитку. Лариса сказала матери Харите, что ей стоит либо радоваться, либо искать девушку после этого дня в Волге. Карандышев возвращается и понимает поступок гостей. Эту огромную обиду мужчина не собирается прощать, а потому берет пистолет и выходит из дома.

Начало четвертого действия

В кратком содержании «Бесприданницы» по главам Юлий Карандышев в последнем действии отправляется в кофейню. Помощник Иван видит у него пистолет. Тем временем будущий жених расспрашивает друга Паратова Аркадия о том, куда пропали гости. Тот обижен из-за поведения Вожеватова и рассказывает об их прогулке по Волге. В кофейню вскоре возвращаются цыгане, а с ними купцы Вожеватов и Кнуров. По дороге богатые мужчины говорят, что Лариса Дмитриевна снова поверила хитрому Паратову. Этот барин никогда не променяет на нее свою богатую невесту. Они разговаривают о брошенном Юлии и о том, кто возьмет девушку на содержание из них двоих. Купцы желают поехать с прекрасной дамой на выставку в Париж.

Окончание произведения

Краткое содержание пьесы Островского «Бесприданница» в конце произведения поведает о ситуации между Ларисой и Паратовым. Сергей говорит ей идти домой, а она требует ответа о том, кем является для него. Барин ошарашивает героиню тем, что уже обручен с другой девушкой. Он винит во всем минутную страсть, которая заставила его отвлечься. Лариса прогоняет его, а сама желает покончить жизнь самоубийством, хоть не может решиться. Появляется Кнуров и предлагает ей стать содержанкой у этого женатого купца. Он сыграл в «орлянку» с Вожеватовым на нее и выиграл. Возвращается Карандышев и умоляет Ларису вернуться к нему, ведь он сумеет все простить. Девушка отвечает, что чувствует себя уже простой вещью. Она зовет Кнурова, но Юлий стреляет в нее. Смерть главная героиня воспринимает в качестве спасения. Цыгане начинают напевать разные мелодии, прибежавшим людям Лариса говорит, что выстрелила в себя самостоятельно.

«Бесприданницу» Александр Николаевич Островский обдумывал и писал несколько лет. Работу он начал в ноябре 1874 года, и завершил ровно четыре года спустя. 26 октября пьеса была отправлена из Москвы в Петербург. Там без каких-либо задержек и трудностей, 28 числа того же месяца она прошла через цензуру. Малый театр, не мешкая, показал ее зрителю уже 10 ноября.

Первая постановка пьесы Александра Николаевича Островского «Бесприданница» была осуществлена в Москве, в Малом театре 10 ноября 1878 года. По мнению большинства рецензентов, пьеса потерпела полнейший провал. Постановка была осуществлена всего за десять дней. Для той поры это было обыкновенным явлением. Например, в 1896 году в Александринском театре в Петербурге, чеховскую «Чайку» поставили за девять дней, и эта постановка также закончилась провалом.

Актриса Гликерия Николаевна Федотова была первой исполнительницей роли Ларисы Огудаловой на московской сцене и особого успеха в этой роли не достигла. Всего Федотова сыграла 29 ролей в пьесах Островского. Роли Снегурочки и Василисы Мелентьевой драматург предназначал специально для нее. В течение 35 лет она играла роль Катерины в «Грозе».

Садовский Михаил Провович сыграл Карандышева. Вообще у него в театре было амплуа «бытового простака» и «комика». В пьесах Островского он сыграл свыше 60 ролей.

Роль Паратова исполнил Александр Павлович Ленский. Его жизненной и тонкой игрой был впечатлен молодой Константин Сергеевич Станиславский, театральный режиссёр, актёр и реформатор театра. В 1890 году Станиславский сыграет роль Паратова на любительской сцене и будет иметь успех у зрителей.

Ленский показал Паратова как человека страстного, лиричного и меланхоличного. Вероятно, он создавал более благородный образ своего героя, чтобы этим объяснить силу увлеченности Ларисы Паратовым. У Станиславского же Паратов получился противоречивым — актер передавал главным образом противоречие между его внешним изяществом и красотой (которая вызвала всеобщий восторг зрителей) и его внутренней бесчеловечностью.

На премьеру спектакля «Бесприданница» собралась вся Москва, это был бенефис артиста Николая Музиля, который играл роль Робинзона. В зале присутствовал и Фёдор Михайлович Достоевский, все ожидали хорошей пьесы, но не дождались. Через день после премьеры, в газете «Русские ведомости» вышла рецензия, в которой говорилось, что «драматург утомил всю публику». Такого провала на первых представлениях пьес Островского рецензент ни разу не видел за минувшие двадцать лет, хотя провалы случались и ранее.

Через несколько дней после первого представления роль Ларисы в Малом театре перешла к одной из талантливейших актрис в истории этого театра, Марии Ермоловой. Помимо Ларисы, за свою жизнь она успела сыграть целую галерею образов Островского: Василису Мелентьеву, Парашу, Сашу Негину, лучшей ее ролью признается именно Саша Негина. Однако актриса также очень любила и свою Ларису. В том образе Ларисы, который она создала, не было «цыганского» элемента, не было и налета мелодраматизма. Ермолова исполнила свою роль с искренностью и благородством.

Г. Н. Федотова; М. Н. Ермолова (Лариса Огудалова)
А. П. Ленский (Паратов)
М. П. Садовский (Карандышев)
Н. М. Медведева (Харита Огудалова)
И. В. Самарин (Кнуров)
Н. Музиль (Робинзон)

В Петербурге «Бесприданница» в первый раз была поставлена на сцене Александринского театра 22 ноября 1878 года с участием Марии Гавриловны Савиной, исполнявшей роль Ларисы. Пьеса имела больший успех, нежели в Москве.

М. Г. Савина (Лариса Огудалова)
А. А. Нильский (Паратов)
А. С. Полонский (Карандышев)
А. М. Читау (Харита Огудалова)
Ф. А. Бурдин (Кнуров)
Н. Ф. Сазонов (Вожеватов)

17 сентября 1896 в Александринском театре роль Ларисы впервые исполнила В. Ф. Комиссаржевская.

Именно Вера Фёдоровна Комиссаржевская по-настоящему открыла роль Ларисы, благодаря своей игре она вернула «Бесприданницу» на подмостки не только Александринского театра, но и в целом на столичную и провинциальную сцену. Сама эпоха вдохнула новую жизнь в этого персонажа. С момента создания пьесы прошло уже 18 лет, это был 1896 год, рубеж веков, происходила ломка мировоззрений, переоценка ценностей, новые веяния в литературе и искусстве.

По словам самой актрисы, в ее героине нет типических цыганских черт, нет отпечатка старой провинции, хотя другие исполнительницы этой роли именно эти черты считали основными в Ларисе. Комиссаржевская играла Ларису по-своему, и признавала, что ее Лариса отличается от той, какую создал Островский. Критика была благосклонна к игре Комиссаржевской. Один из критиков, Юрий Беляев, отмечал, что своим исполнением Комиссаржевская «поднимает престиж» Ларисы — девушки, упавшей до положения «драгоценной безделушки, на которую бросают жребий».

Критик восторгался актрисой, но считал, что она создала образ, разительно отличающийся от героини Островского. Он считал, что Вера Фёдоровна показала Ларису какой-то «белой чайкой», а вовсе не девушкой с кипучей цыганской кровью. Другой критик, Федор Степун, оценил в игре Комиссаржевской то, что с первой же своей фразы («Я сейчас все на Волгу смотрела, как там хорошо на той стороне») она подымает внутренний мир Ларисы на огромную духовную высоту.

Еще один критик, А. Кугель, считал игру Веры Фёдоровны обаятельной, но неправильной. По его мнению, Лариса вышла слишком грустной и элегической. Возможно, это действительно так, что исполнение Комиссаржевской было слишком «надбытовым».

Ведь драма пьесы и состоит в том, что Лариса — сложное существо, и как бы пребывает в двух мирах — своем воображении и в обстоятельствах, в которые ее вовлекают самолюбивые, хищные поклонники, да и ее мать — Харита Игнатьевна.

Экранизации

1912 год. «Бесприданница». Режиссер Кай Ганзен. В ролях: Вера Пашенная, Николай Васильев

1936 год. «Бесприданница». Режиссер Яков Протазанов.

Нина Алисова (Лариса Огудалова)
Анатолий Кторов (Паратов)
Михаил Климов (Кнуров)
Владимир Балихин (Карандышев)

1974 год. «Бесприданница». Режиссер Константин Худяков. В ролях: Татьяна Доронина, Армен Джигарханян

1984 год. «Жестокий романс». Режиссер Эльдар Рязанов

Лариса Гузеева (Лариса Огудалова)
Андрей Мягков (Карандышев)
Алиса Фрейндлих (Харита Огудалова)
Никита Михалков (Паратов)
Виктор Проскурин (Вожеватов)

Сценическая жизнь пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»

Понравилась статья? Поделитесь ей