Контакты

Крымско татарское население. Крымские татары: история, традиции и обычаи

Статья с www.nr2.ru

Допустимо ли использование термина "коренной народ" применительно к ТАТАРАМ в КРЫМУ в контексте Конвенции 169 Международной организации труда "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах" (принята Генеральной конференцией МОТ 26 июня 1989 г.)

Исторические источники донесли до нас точную дату прихода татар в Таврику. 27 января 1223 года (еще до битвы на реке Калке) на полях греческой рукописной книги религиозного содержания - синаксаря - в Судаке сделана заметка: "В этот день впервые пришли татары, в 6731 году" (6731 год от Сотворения Мира = 1223 год от Р.Х.). Подробности этого набега приводит арабский автор Ибн-ал-Асир: "Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море".

Разграбив города, татары "покинули (землю кипчаков) [т.е. команов-половцев, занимавших степи полуострова с середины XI века] и вернулись на свою землю". Во время похода в Юго-Восточную Европу в 1236 году они начали обосновываться в степной Таврике. В 1239 году Судак был взят вторично, затем последовали новые набеги. Половцы поголовно истреблялись. О безлюдности степей Крыма (название это со 2-й половины XIII века употребляется по отношению к городу, ныне именуемому Старым Крымом, значительно позже, не ранее чем век спустя, оно становится обозначением всего полуострова) и Северного Причерноморья сообщает Гильом де Рубрук, проезжавший но этим краям в 1253 г.: "А когда пришли Татары, Команы [т.е. половцы], которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю [т.е. побережье Крыма] в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы". Выехавши из Судака, Рубрук продвигался по безлюдной степи, наблюдая лишь многочисленные могилы половцев, и только на третий день пути встретил татар.

Утвердившись вначале в степных пространствах Крыма, татары со временем занимают значительную часть его территории, за исключением восточного и южного побережья, горной части (княжество Феодоро). Формируется крымский улус (провинция) Золотой Орды.

В первой половине XV века в результате центробежных процессов, протекавших в метрополии, создаётся (не без активного участия польско-литовской дипломатии) Крымское ханство во главе с династией Гиреев, считающих себя потомками Чингиз-Хана. В 1475 году на полуостров вторгается турецкая армия, захватившая владения итальянцев-генуэзцев и православного княжества Феодоро со столицей на горе Мангуп. С 1478 года Крымское ханство становится вассалом Турецкой империи, захваченные турками земли вошли в домен турецкого султана и ханам никогда не подчинялись.

Средневековые европейские путешественники и дипломаты вполне справедливо считают татар, проживающих в Крыму, пришельцами из глубины Азии. С этим согласны турок Эвлия Челеби, посетивший Крым в XVII в., и другие турецкие историки и путешественники, а также русские летописцы. Андрей Лызлов в своей "Скифской истории" (1692 г.) пишет, что, выйдя из Татарии, татары покорили многие земли, а после битвы на Калке "... и грады, и селения половецкие до основания разорили. И все страны около Дону, и моря Меотского [т.е. Азовского], и Таврики Херсонския [Крыма], еже до днесь от перекопания междумория называем Перекопом, и окрест Понта Евксинского [т.е. Чёрного моря] татарове обладаша и поседоша". Да и сами татары проживающие в Крыму до недавнего времени не отрицали своего азиатского происхождения.

Во время подъема национального движения в 1917 году в татарской печати подчеркивалась необходимость учитывать и использовать "государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю", с честью держать "эмблему татар - голубое знамя Чингиса" (так называемый "кок-байрак", с того времени и до настоящего дня национальный флаг татар проживающих в Крыму), созвать национальный съезд - курултай, ведь для монголо-татар "было немыслимо государство без Курултая и Курултай без государства [...] Сам Чингис перед восшествием на великий ханский престол созвал Курултай и спросил у него согласия" (газета "Голос татар", 11 октября 1917 г.).

В годы оккупации Крыма во время Великой Отечественной войны в издаваемой с согласия фашистской администрации газете на татарском языке "Азат Крым" ("Освобожденный Крым") 20 марта 1942 года вспоминались татарские войска Сабодай-богатыра, покорившие Крым, а в номере от 21 апреля 1942 года говорилось: "наши [татар] предки пришли с Востока, и мы ждали освобождения оттуда, сегодня же мы являемся свидетелями того, что освобождение идет к нам с Запада".

Лишь в последние годы, используя псевдонаучные рассуждения петербургского историка-скандинавоведа В.Возгрина, лидеры незаконной незарегестрированной организации "меджлиса" пытаются утвердить мнение об автохтонности татар в Крыму.

Однако и в наши дни, выступая 28 июля 1993 года на "курултае" в г.Симферополе, прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил: "Наша бывшая государственность была основана на трёх фундаментальными неизменных столпах, Которые определяют нас.
Первым и наиболее важным была наша наследственная преемственность Чингизидов. Коммунистическая пропаганда пыталась отделить татар от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче. Эта же пропаганда пыталась скрыть факт, что мы - сыновья Золотой Орды. Таким образом, крымские татары, как это утверждает нам коммунистическая пропаганда, никогда не разбивали Золотой Орды в нашей истории, потому что мы были и действительно есть Золотая Орда. Я с гордостью заявляю, что видный академик Лондонского университета, который провел всю жизнь, исследуя корни происхождения крымских татар, вкратце опубликовал результаты своих изысканий, которые опять возрождают нам наше законное богатое наследие.

Вторым большим столпом нашей государственности была Османская империя, которую теперь мы гордо сможем соотнести с нашей Тюркской преемственностью. Мы все - часть этой большой Тюркской нации, с которой нас связывают прочные и глубокие связи в сфере Языка, истории и культуры.

Третьим столпом был ислам. Это наша вера. [...]

Примеры нашего былого величия и нашего вклада в человеческую цивилизацию неисчислимы. Крымско-татарский народ был когда-то (и не так давно) сверхдержавой в регионе".

Среди татар проживающих в Крыму можно выделить такие основные этнографические группы:

Монголоидные "ногаи" - потомки кочевых племён, входивших в состав Золотой Орды. С образованием Крымского ханства часть ногайцев перешла в подданство крымских ханов. Ногайские орды кочевали в степях Северного Причерноморья от Молдавии (Буджак) до Северного Кавказа. В середине - конце XVII века крымские ханы переселяли (часто насильственно) ногаев в степной Крым.

Так называемые "южнобережные татары" - в основе своей выходцы из Малой Азии, говорят на средневековом турецко-анатолийском диалекте. Сформировались на основе нескольких миграционных волн из районов Центральной Анатолии Сивас, Кайсери, Токат с конца XVI по XVIII век.

Только в 1778 году, после переселения с территории ханства большинства христианского населения (греков, армян, грузин, молдаван),в Восточном и Юго-Западном Крыму мусульманское население стало преобладающим.

Самоназвание этого этноса в средние века было "татары". С первой половины XVI в. в сочинениях европейцев зафиксирован термин "крымские (перекопские, таврические) татары" (С.Герберштейн, М.Броневский). Его же использует Эвлия Челеби. Для русских летописей характерно слово "крымцы". Как видим, иностранцы, называя так этот народ, подчеркивали географический принцип.

Помимо татар в Крымском ханстве, занимавшем кроме территории Таврики значительные степные пространства Северного Причерноморья, проживали греки, армяне, евреи, турки, черкесы. Все немусульмане в ханстве обязаны были платить специальный налог.

Первоначально татары были кочевниками и скотоводами. На протяжении XVI - XVIII веков кочевое скотоводство у них постепенно сменялось земледелием. Но для степняков скотоводство еще долго оставалось основным занятием, а техника земледелия - примитивной и в XVIII в. Низкий уровень развития экономики стимулировал военные набеги на соседей, захват добычи и пленных, большая часть которых продавалась в Турцию. Работорговля была основной статьёй дохода Крымского ханства с XVI по XVIII век. Набеги часто совершались и по указанию турецкого султана.

С 1450 по 1586 год только на украинские земли осуществлено 84 набега, а с 1600 по 1647 год - свыше 70-ти. С начала XV до середины XVII века около 2 млн. пленников с территории, входящей в современную Украину, были угнаны в рабство.

Пленные, оставляемые в Крыму, использовались в хозяйстве. По словам польского дипломата М.Броневского, посетившего Крым в 1578 году, знатные татары "имеют свои поля, обрабатываемые пленными венгерцами, русскими, валахами или молдаванами, которых у них очень много и с которыми они обращаются как со скотом. [...] Греки христиане [местные жители], живущие в некоторых деревнях, работают и возделывают поля как невольники". Любопытно замечание Броневского о развитии ремесел и торговли в ханстве: "В городах не многие занимаются торговлею; еще реже рукодельями или ремеслами; и все почти купцы или ремесленники, там находящиеся, или христианские невольники, или турки, армяне, черкесы, пятигорцы, (которые также христиане), филистимяне, или цыгане, люди самые ничтожные и бедные".

Отношение к пленным поразило не только просвещенных европейцев, но и многое видевшего мусульманина Эвлия Челеби, с огромной симпатией относившегося к татарам проживающим в Крыму. Вот как он описывал рынок невольников в Карасубазаре (Белогорске):

"Удивителен этот злосчастный базар. К нему употребимы слова: "Кто продает человека, рубит дерево или разрушает запруду, тот проклят Богом на этом и том свете [...] Касается это продавцов ясыра [т.е. пленных], ибо люди эти сверх меры немилосердны. Кто не видел этого базара, тот не видел ничего на свете. Мать отрывают там от сына и дочери, сына от отца и брата и продают их среди стенаний, криков о помощи, рыданий и плача". В другом месте он говорит: "Народ татарский - народ безжалостный".

Для европейцев татары проживающие в Крыму - злобные, коварные, дикие варвары. Только, пожалуй, немец Тунманн, кстати, в Крыму никогда не бывавший, писал в 1777 году: "В настоящее время это уже не такой грубый, грязный, разбойный народ, какой когда-то описывали такими отвратительными красками".

В Крымском ханстве действовали формы государственного правления, характерные для феодальных образований, сложившихся на обломках империи Чингисхана. Однако имели место особенности, определяемые вассальной зависимостью от турецких султанов. Крымские ханы назначались и смещались по воле султанов. На их судьбу влияло и мнение крупнейших феодалов - беев. (Наиболее влиятельными беями - главами родов, владеющими полусамостоятельными бейликами (уделами), были Ширины, Мансуры, Барыны, Сиджиуты, Аргины, Яшлау. Часто они без ведома ханов сами организовывали набеги на соседей).

В 1774 году по Кучук-Кайпарджийскому договору между Россией и Турцией Крымское ханство объявлялось независимым. На его территории размещались русские войска. 19 апреля 1783 года Манифестом Екатерины Великой Крымское ханство ликвидировалось, а Крым присоединялся к России. 9 января 1792 года по Ясскому договору между Россией и Турцией признавалось присоединение Крыма к России.

В настоящее время, вопреки историческим источникам, имеют место попытки объявить традиционными органами самоуправления татар проживающих в Крыму "курултай" и "меджлис", придать "курултаю" статус "национальной ассамблеи".

Однако ни "курултай", ни "меджлис" не являются традиционными органами самоуправления татар проживающих в Крыму и, тем более, не являются национальной ассамблеей.

Фундаментальные труды по истории Золотой Орды констатируют:

"Специфические условия, в которых происходило становление и развитие Золотой Орды как государства, постепенно рождали новые формы общественной и государственной жизни, оттесняя традиционные кочевнические обычаи монголов. В связи с этим возникает вопрос о существовании курилтаев в Золотой Орде. Источники очень часто упоминают об этих своеобразных съездах правящего рода (здесь и далее выделено нами. - Ред.), происходивших при Чингисхане и продолжительное время после его смерти. Но с окончательным разделением империи монголов на самостоятельные во всех отношениях государства сведения о курилтаях встречаются всё реже и наконец совсем исчезают из источников. Необходимость в этом институте, носившем в значительной степени государственный военно-демократический характер, отпадает с появлением наследственной монархии. В Монголии, где были более сильные кочевнические традиции, курилтаи собирались вплоть до воцарения Хубилая, официально основавшего Юаньскую династию и утвердившего новую систему наследования престола - без предварительного обсуждения кандидатуры наследника на общем съезде правящей фамилии. В имеющихся источниках нет конкретных сведений о том, что в Золотой Орде проводились курилтаи. Правда, при описании отречения от престола Тудаменгу сообщается, что с этим согласились " жёны, братья, дяди, родственники и приближенные". Очевидно, для обсуждения данного экстраординарного случая было созвано специальное совещание, которое можно считать курилтаем. В другом источнике сообщается о предложении Ногая Токте собрать курилтаи для решения возникшего между ними спора. Однако предложение Ногая не было принято. Он в данном случае выступает как носитель отживающих традиций, которые не находят поддержки у хана нового, более молодого поколения. После этого случая источники по истории Золотой Орды больше не упоминают о курилтаях, так как изменения, произошедшие в административной и государственной структуре, свели на нет роль традиционного кочевнического института. Отпала необходимость созывать из разбросанных кочевий родовитых представителей аристократии, большинство которых занимали теперь высшие государственные посты. Имея в стационарной столице правительство, состоящее из представителей царствующего рода и крупнейших феодалов, хан больше не нуждался в курилтаях. Обсуждение важнейших государственных вопросов он мог проводить, собирая по мере надобности высших административных и военных чиновников государства. Что же касается такой важной прерогативы, как утверждение наследника, то теперь она стала исключительно компетенцией хана. Впрочем, куда большую роль, особенно со второй половины XIV в., играли в сменах на престоле дворцовые заговоры и всесильные временщики." (В.Л.Егоров "Историческая география Золотой Орды в XIII - XIV вв.", Академия наук СССР, Институт истории СССР. Ответственный редактор доктор исторических наук профессор В.И.Бугапов. - Москва, "Наука", 1985).

Курултай (как съезд представителей народа) нельзя назвать традиционной формой самоуправления татар проживающих в Крыму. Источники не подтверждают существования таких собраний в Крымском ханстве. В этом государстве татар при хане существовал Диван - собрание знати, организованное по персидскому образцу (сам термин персидского происхождения).

После февральской революции в России (1917), на общем собрании мусульман Крыма 25 марта / 7 апреля 1917 года был сформирован Мусисполком (Временный мусульманский исполнительный комитет), со временем взявший под свой контроль все вопросы общественной жизни татар проживающих в Крыму (от культурно-религиозных до военно-политических). На местах создавались местные мусисполкомы.

В конце августа 1917 года, в связи с получением от Центральной Рады приглашения прислать представителя татар на созываемый в Киеве Съезд народов, Мусисполком поставил вопрос о созыве Курултая (в качестве сейма, парламента татар) - высшего органа самоуправления. При этом в татарской прессе Крыма подчёркивалось, что такой орган был характерен для монголо-татар, которые решали на нём самые важные вопросы, что именно на нём был избран Чингисхан (1206 г.).

78 делегатов Курултая были избраны при участии более 70 процентов татарского населения Крыма. 26 ноября / 9 декабря 1917 года в г. Бахчисарае открылись заседания этого собрания, объявившего себя "национальным парламентом". Курултай избрал из своего состава Директорию (национальное правительство - по примеру Украины). Он был распущен большевиками 17/30 января 1918 года и возобновил свою работу в период немецкой оккупации с 10 мая 1918 года. В октябре 1918 года Курултай самораспустился из-за внутренних разногласий.

В 1919 году "национальный парламент" татар, проживающих в Крыму, именовался турецким термином "меджлис-мебусан" и состоял из 45 депутатов. Он заседал немногим более недели, заслушав доклад председателя Директории и проект реформы духовенства.

26 августа 1919 года Директория была распущена по приказу генерал-лейтенанта белой армии Н.И.Шиллинга.

Нынешний "курултай-меджлис" представляет собой нелегализованную политическую организацию, действующую как политическая партия: решения её органов обязательны только для её политических сторонников и вызывают резкую критику со стороны политических оппонентов из числа татар. "Курултай-меджлис" создан на базе нелегализованной организации - ОКНД ("Организации крымско-татарского национального движения").

Деятельность этих организаций признана антизаконной постановлениями Верховного Совета Крыма. Кроме них, создана промеджлисовская нелегальная партия "Адалет".

ОКНД и "курултаю-меджлису" противостоит легальное объединение татар - НДКТ ("Национальное движение крымских татар"). Политической борьбой этих двух татарских партий во многом определяется судьба национального движения.

В последнее время произошёл раскол в "курултае-меджлисе": частью его активистов создана собственная партия "Миллет" (также нелегализованная).

Процедура формирования и работы "курултая", "меджлиса" имеет характер не народного самоуправления, а съезда политической партии и избранного ею исполнительного органа. Выборы носят ступенчатый характер. На наш взгляд, возможна легализация "курултая-меджлиса" лишь в качестве политической партии либо общественной организации (в соответствии с законами Украины).

В соответствии с Конвенцией 169 МОТ "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах" (принята Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 года) татары проживающие в Крыму (крымские татары) не могут считаться группой, определяемой в правовом смысле как "коренная" на данной территории (Республика Крым), поскольку:

1. Они не являются первопоселенцами на данной территории (Крымский полуостров). Исторические и археологические источники четко фиксируют их первое появление здесь в 1223 году в качестве завоевателей, практически поголовно уничтоживших этнос, населявших до них степную часть Крыма - половцев (команов).

До первой половины XIV века они входили в состав более обширной общности, распространенной на значительном пространстве Восточной Европы за пределами Крымского полуострова, - государство татар Золотая Орда.

2. Татары, как этнос, никогда не занимали всей территории Крымского полуострова и никогда не составляли большинства населения во всех его регионах. На побережье от Кафы (Феодосии) до Чембало (Балаклава), на бывшей территории княжества Феодоро, в горной и предгорной частях Крыма население всегда было полиэтничным. По данным переписей, проводимых Турцией в конце XVI в. среди жителей Кафского вилаета (провинции Турции в Крыму), мусульмане составляли лишь от 3 до 5 процентов населения. Преобладали же греки (до 80%), армяне и другие.
С конца XVI но XVIII век идет интенсивный процесс заселения этих территорий турецкими колонистами (в основном из центральной Анатолии) и вытеснения греческого и армянского населения. После присоединения Крыма к России полиэтнический характер Крыма в еще большей степени усилился.

3. В этногенезе татар проживающих в Крыму главную роль играли общности, сложившиеся за пределами Северного Причерноморья и Крыма и пришедшие сюда в качестве завоевателей или колонистов и не являющиеся в этом регионе коренными. Это собственно татары, прибывшие в регион из глубин Азии в первой половине XIII века, ногаи - азиатский этнос, появившийся здесь в позднем средневековье и насильственно переселенный в Крым в конце XVII века, турецкие колонисты из Анатолии XVI - XVIII веков, так же не являющиеся в данном регионе коренными. С принятием в правление хана Узбека в 1412/13 г. ислама в качестве государственной религии Золотой Орды татары были приобщены к мусульманскому миру, что весьма заметно определило развитие их духовной культуры и этнического самосознания.

4. На татар проживающих в Крыму не распространяется главная особенность, которая отличает "коренной" (в правовом смысле) народ или группу, - сохранение традиционных систем жизнеобеспечения, прежде всего - особых форм хозяйственной деятельности (сухопутная, морская охота, рыболовство, собирательство, оленеводство).

Кочевое скотоводство, характерное для татар средневековья, не попадает в этот перечень. Тем более, что к концу XVIII - началу XIX века оно почти исчезло. Активно шел процесс урбанизации этноса. К концу XIX - началу XX века татары перешли на современные формы хозяйствования. По данным переписи 1989 года, татары на 70% - городские жители.

Татары - национальная группа с полной социальной структурой. Среди них есть интеллигенция, работники различных отраслей промышленности, сельского хозяйства. Татары активно участвуют в торговле, предпринимательстве и целиком утратили традиционные формы хозяйствования.

5.Татары, давно прошли этапы традиционной формы социальной организации - родоплеменной (бесклассовой) структуры общества - и живут по традициям и законам современного общества. Более того, татары подчеркивают, что в прошлом имели собственное феодальное государство (Крымское ханство в составе Османской империи), которое являлось "сверхдержавой региона", осуществляли захватнические походы против своих соседей и собирали с них дань.

Эти факты полностью опровергают необходимость относить татар к "коренным народам" с традиционными формами социальной организации общества (например саамы, чукчи, папуасы Новой Гвинеи, аборигены Австралии, индейцы Канады и т.д.), защиту которых предусматривает Конвенция 169 МОТ.

6. Татары проживающие в Крыму, находясь в составе Золотой Орды, Крымского ханства, Османской империи, Российской империи, Советского Союза, не имели своих традиционных органов самоуправления ("курултай", "меджлис" и т.п.), которые бы принимали решения по вопросам, наиболее важным для всех татар проживающих в Крыму. Они не зафиксированы историческими документами, отсутствовала реальная традиция подобных форм самоуправления. Для татар, в отличие от народов Северной Европы, Америки, Австралии, были характерны структуры власти феодальных государств, а затем - административного управления Российской империи, СССР. Органы власти с данными названиями были сконструированы политическим лидерами татар в 1918 году и существовали менее года. Образцом для них стала не собственная историческая традиция, а скорее - политический опыт сопредельных государств, возникших на месте Османской империи, в частности, Турции, на которую была ориентирована политическая элита татар.

Особо следует подчеркнуть, что необоснованное определение "курултая" и "меджлиса" нынешними политическими лидерами татар проживающих в Крыму, как традиционной формы самоуправления коренного народа, входит в противоречие с их же утверждением об исконности татар проживающих в Крыму на земле Тавриды. Как единодушно утверждают все исследователи и свидетельствуют источники, курултай - это форма самоуправления, характерная лишь для народов Центральной Азии, в частности для Монголии. В созданных на обломках империи Чингисхана государствах она была заменена феодальными формами правления (о чём свидетельствует пример Золотой Орды, Крымского ханства). Тем более она не может быть характерной и традиционной для Тавриды, поскольку нет исторических источников, подтверждающих проведение здесь хотя бы одного курултая, не говоря уже о традиции. Заявления лидеров татар о традиционности курултаев для их народа лишний раз подтверждают, что татары появились в Восточной Европе как завоеватели, пришельцы, принеся сюда и внедрив силой культуру и традиции Центральной Азии. Татары, проживающие в Крыму - потомки золотоордынских татар-завоевателей и не могут считаться здешними первопоселенцами, исконными жителями, коренным народом.

7. Татары не исповедуют древние формы религии (шаманизм и т.п.). Верующие татары - мусульмане суннитского толка. Многие из них - атеисты.

8. Татары в 1944 году подверглись советской властью насильственному переселению. Сегодня большая (подавляющая) часть татар вернулась в Крым. Процесс их интеграции в крымский социум осуществляется достаточно интенсивно. Трудности, сопровождающие этот процесс, вызваны не особенностями татар, как народа "ведущего традиционный образ жизни", а социальными и экономическими проблемами современных людей, меняющих место жительства в условиях экономического кризиса. Перед ними не стоит проблема сохранения пастбищ для оленей, традиционных мест охоты, собирательства и т.п., которые обеспечивали бы традиционный уклад жизни.

Татары хотят работать в соответствии с полученным образованием и профессией: инженерами, учителями, юристами, врачами, преподавателями ВУЗов. Они желают заниматься бизнесом, торговлей и т.д., как это они делали в республиках Средней Азии. Они не строят жилища, характерные для "коренных народов", ведущих традиционный образ жизни, а получают или строят на выделенных участках 2-х - 3-х этажные коттеджи. Поэтому оказание им помощи не должно предполагать мер, предусмотренных Конвенцией 169 МОТ.

9. Нет ни исторических, ни правовых оснований для внесения дополнений в действующее законодательство Украины и Республики Крым с целью законодательного закрепления за татарами Крыма статуса "коренной этнической общности Украины", поскольку они таковой не являются.

10. Необоснованно и требование о гарантированном представительстве татар, проживающих в Крыму, в Верховном Совете, органах местного самоуправления и исполнительной власти Крыма по национальному признаку (национальные квоты), поскольку они не являются коренной национальной группой, ведущей традиционный образ жизни и, в силу этого, требующей особой защиты законом.

Как показывает практика, проживающий в Крыму этнос численностью в 244 тыс. 637 человек (по данным Главного управления внутренних дел в Крыму МВД Украины на 1 февраля 1997 года), составляющий около 10% от всего населения, на основе общедемократических норм избрания вполне может направить своих представителей в органы власти всех уровней. Татары за короткий срок создали свои мощные политические структуры, политическую элиту. Значительно укрепили свои позиции в экономике. Они обладают средствами массовой информации в значительно большем масштабе, чем другие политические силы Крыма. Они активно влияют на политические процессы в Крыму и на Украине.

Якобы для лучшей интеграции татар в крымское общество, им были предоставлены места в парламенте Крыма первого созыва (1994) на основе национальных квот для "депортированных народов", на один срок избрания. Практика показала, что эта мера ничем не оправдана.

Предоставленные квоты были значительно завышены и не соответствовали доле татарского электората в избирательном корпусе Крыма. Места в парламенте использовались их обладателями для политических интриг, а некоторыми - для самообогащения, но не для защиты интересов так называемых "коренных граждан".

Как отмечают исследователи, в позиции лидеров национального движения татар, проживающих в Крыму, по вопросу о политических правах татар с 1993 года наметились противоречивые тенденции.

Основываясь на программе "Пути самоопределения крымско-татарского народа", разработанной Московским центром этнополитических и региональных исследований, возглавляемым советником Президента Российской Федерации Э.Паиным, руководство татарского национального движения в 1993 году выдвинуло идею признания за татарами Крыма статуса "коренного народа" и распространения на него принципов, вытекающих из специальных международных документов и, прежде всего, Конвенции МОТ No 169 (1989 г.) "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах".

Это привело к достаточно интересной ситуации, при которой сегодня национальное движение руководствуется двумя фактически взаимоисключающими подходами к проблеме реализации политических нрав татар.

Один из них основан на рассмотрении всего этноса как титульного и содержит требование восстановления его "национальной государственности" (при этом введённая на 3-м "курултае" новая формулировка, в соответствии с которой национальное движение намерено добиваться "самоопределения по национально-территориальному принципу", принципиально ничего не меняет, поскольку также, как и требование "национальной государственности" предполагает установление политического приоритета татар над другими этносами). Второй исходит из фактического признания за татарами статуса этнического меньшинства, одной из разновидностей которого являются "коренные народы".

Лидеры и идеологи "меджлиса" как бы не замечают того, что признание татар "коренным народом" в международно-правовом смысле автоматически исключает признание за ними права на "государственность".

Последнее свидетельствует, по-видимому, о том, что смягчение позиций движения является тактическим ходом для более успешной реализации целей, намеченных в "Декларацию о национальном суверенитете крымских татар". То, что новая формулировка требования государственности является не более чем уточнением прежней позиции, а не её существенным изменением, не скрывают и сами лидеры движения: "очень удачным было уточнение программных целей движения.,. - заявил летом 1996 года первый заместитель председателя "меджлиса" Р.Чубаров. - Я думаю, что с принятием такого уточнения теперь уже не могут появляться какие-либо спекуляции на крымско-татарскую тему". К сожалению, поле для спекуляций ничуть не уменьшилось, поскольку документы 3-го "курултая" ни в коей мере не подвергают ревизии ключевые моменты "Декларации о национальном суверенитете крымских татар", которая продолжает оставаться главным определяющим документом движения.

Данное обстоятельство существенно затрудняет поиск приемлемых подходов к учёту политических нрав татар проживающих в Крыму в процессе современного государственного строительства на Украине. Имеющиеся концепции, выдвинутые лидерами национального движения, во-первых, во многом не учитывают политические, этнические и правовые реалии и, во-вторых, противоречат друг другу.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, использование термина "коренной народ" применительно к татарам проживающим в Крыму недопустимо .

19 марта на круглом столе в Симферополе (Акмесджиде) Росстатом были представлены предварительные итоги переписи населения Крымского федерального округа по национальному составу, родному языку и гражданству. Проведенная в октябре 2014 г. перепись стала первой на полуострове с 2001 года, и новые сведения о национальном составе населения Крыма представляли значительный интерес для крымской общественности. Основываясь на новых данных, мы теперь можем свежим взглядом осмотреть национальную палитру Крыма.

Подводя итоги

Согласно обнародованным результатам, постоянное население Крымского федерального округа, в состав которого входят Республика Крым и город Севастополь, составило 2284,8 тыс. человек. Из них 96,2% указали свою национальность. Порядка 87,2 тысяч крымчан либо отказались участвовать в переписи, либо не дали ответа на вопрос о своей национальной принадлежности. Для сравнения, во время Всеукраинской переписи населения 2001 г. не указали свою национальность 10,9 тысяч жителей полуострова.

Всего переписчики обнаружили на полуострове представителей 175 национальностей (по данным Всеукраинской переписи 2001 г., в Крыму проживали представители 125 народов). Наиболее многочисленной национальной группой являются русские, которых в Крыму насчитывается 1,49 млн. чел. (65,31% от всего населения федерального округа), в том числе в Республике Крым - 1,19 млн. чел. (62,86%) и г. Севастополе - 303,1 тыс. чел. (77%).

Второе место по численности заняли украинцы – 344,5 тыс. чел. (15,08% населения Крыма). Из них в Республике Крым проживает 291,6 тыс. чел (15,42%), а в Севастополе - 52,9 тысяч (13,45%).

Численность крымских татар по итогам переписи насчитывает 232340 человек, что составляет 10,17% от населения полуострова. 229526 крымских татар проживают в Республике Крым (12,13% от всего населения республики), а 2814 - в Севастополе (0,72%). В то же время почти 45 тысяч человек (2% населения) были записаны татарами (под татарами обычно понимаются казанские, астраханские и сибирские татары).

Трехкратный рост численности татар (в 2001 г. в Крыму было переписано 13,6 тысяч татар) смутил самих организаторов переписи. Как сообщает агентство «Крыминформ», в ходе круглого стола начальник управления статистики населения и здравоохранения Росстата Светлана Никитина заявила следующее: «В связи с резким увеличением численности татар и сокращением численности крымских татар на 5% нами была проведена выборочная проверка правильности сбора сведений в местах компактного проживания. Результаты проверок показали, что часть крымских татар при переписи назвали себя просто татарами. Люди считали, что они и так живут в Крыму, и указывали сокращенное название – татарин, татарка». В итоге, по словам Никитиной, принято решение учитывать крымскотатарское и татарское население суммарно, а при следующей переписи населения провести разъяснительную работу о важности точного указания национальности.

Таким образом, подавляющее большинство жителей Крыма принадлежит к трем основным национальным группам – русским, украинцам и крымским татарам. Среди остальных народов наиболее многочисленны белорусы – 21,7 тысяч (почти 1% населения) и армяне – 11 тысяч (0,5%). Численность болгар составила 1868, греков – 2877, немцев – 1844, караимов - 535, крымчаков – 228 человек.

Кто в плюсе, а кто в минусе

За тринадцать лет, прошедших между переписями 2001 г. и 2014 г., численность представителей основных национальностей изменялась разнонаправленно. Как видно из таблицы, население Крыма за межпереписной период сократилось на 116,4 тыс. человек вследствие превышения уровня смертности над рождаемостью. При этом численность русских выросла на 41,6 тысяч человек. Основная часть прироста (33 тыс.) пришлась на Севастополь, в то время как в Республике Крым увеличение числа русских было чисто символическим – 8,5 тыс.

Увеличение численности русского населения, по всей видимости, во многом произошло из-за сокращения украинцев. В целом украинцы потеряли 232 тыс. чел. Причем сокращение было значительным как в Республике Крым, так и в Севастополе. Столь значительные изменения, возможно, были связаны с тем, что часть украинцев сменила свою национальную идентичность на русскую.

Крымскотатарское население, согласно данным из данных Росстата, в свою очередь сократилось почти на 13 тысяч человек. Очевидно, что значительная часть крымских татар была по ошибке записана переписчиками татарами. Заметим, что в 1989 г., по данным последней советской переписи населении, в Крыму проживало 10,7 тыс. татар. К 2001 году их численность возросла до 13,6 тыс. Уже тогда этот факт вызывал вопросы, поскольку на территории Крыма татары проживают рассеянно, и заметных миграционных потоков из Татарстана на полуостров не наблюдалось. В других регионах, где татары представлены переселенцами советского времени, их численность в постсоветский период, как правило, сокращалась. Вполне возможно, что уже во время переписи 2001 г. несколько тысяч крымских татар были записаны татарами. По крайней мере, 6,4% татарского населения Крыма тогда назвали родным языком крымскотатарский. Очевидно, что за последние десятилетие никаких предпосылок для резкого роста численности татар на территории Крыма не наблюдалось. Конечно, в прошлом году в Крыму появилось некоторое число представителей татарского народа, приехавших сюда в качестве чиновников и сотрудников силовых ведомств. Однако вряд ли это могло увеличить численность представителей этого этноса в три раза.

Идею учитывать представителей двух народов вместе в нынешней ситуации можно воспринимать с пониманием. Иной подход ведет к неоправданному занижению численности крымских татар. В целом же это напоминает довоенную советскую практику, когда крымских татар и казанских татар учитывали вместе. Стоит заметить, что проживавшие тогда в Крыму казанские татары были тесно связаны с крымскотатарским народом, активно участвовали в его культурной жизни и во время сталинской депортации были выселены вместе с крымскими татарами.

Совокупная численность крымских татар и татар составляет 277 тысяч человек или 12,14% от всего населения Крыма. Доля обоих народов в населении Республики Крым составила 14,36%.

Родной язык

Что же касается родного языка, то русский язык назвали родным 84% жителей Крыма, ответивших во время переписи на вопрос о языке. Крымскотатарский считают родным 7,9% населения, татарский - 3,7%. Это еще раз говорит о качестве переписи, поскольку переписчики явно записали татарский язык родным и у части тех, кого записали как крымских татар.

Статистики отмечают, что родным языком русский назвали 79,7% украинцев, 24,8% татар и 5,6% крымских татар. Украинский язык родной для 3,3% населения полуострова. Для сравнения, в 2001 г. русский родным языком считали 79,11% жителей Крыма, крымскотатарский – 9,63%, украинский – 9,55%, татарский - 0,37%.

Планируется, что более подробные результаты переписи 2014 г. по национальности и родному языку будут обнародованы в мае этого года. Тогда мы и вернемся вновь к этой теме.

Нашествие

На полях найденной в Судаке греческой рукописной книги религиозного содержания (синаксаря) сделана следующая пометка:

«В этот день (27 января) впервые пришли татары, в 6731 году» (6731 год от Сотворения Мира соответствует 1223 году от Р.Х.). Подробности татарского набега можно прочесть у арабского писателя Ибн-аль-Асира: «Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море».

Побывавший в 1253 году в южной Таврике фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук оставил нам жуткие подробности этого нашествия:

«А когда пришли Татары, Команы (половцы), которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы».

Опустошительное нашествие золотоордынских кочевников, без сомнения, кардинально обновило этнический состав населения полуострова. Однако преждевременно утверждать, что тюрки стали основными предками современного крымскотатарского этноса. Таврику издревле заселяли десятки племен и народов, которые благодаря изолированности полуострова, активно смешиваясь, соткали пестрый многонациональный узор. Крым недаром называют «концентрированным Средиземноморьем».

Крымские аборигены

Крымский полуостров никогда не пустел. Во время войн, нашествий, эпидемий или великих исходов его население не исчезало полностью. Вплоть до татарского нашествия земли Крыма обживали греки, римляне, армяне, готы, сарматы, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. Одна волна переселенцев сменяла другую, в разной степени передавая в наследство полиэтнический код, который в конечном итоге и нашел выражение в генотипе современных «крымчан».


С VI века до н. э. по I век н. э. полноправными хозяевами юго-восточного побережья Крымского полуострова были тавры . Христианский апологет Климент Александрийский отмечал: «Живут тавры разбоем и войной ». Еще раньше древнегреческий историк Геродот описывал обычай тавров, в котором они «приносили в жертву Деве потерпевших кораблекрушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Как тут не вспомнить, что спустя многие века разбой и война станут постоянными спутниками «крымцев» (как называли крымских татар в Российской империи), а языческие жертвы, согласно духу времени, превратятся в торговлю рабами.

В XIX веке исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий богатых находками дольменов» течет кровь тавров. Его гипотеза заключалась в том, что «тавры, будучи в средние века сильно перенаселены татарами, остались жить на старых местах, но уже под иным именем и перейдя постепенно на татарский язык, заимствовав мусульманскую веру». При этом Кеппен обратил внимание, что татары Южного берега имеют греческий тип, в то время как горные татары близки к индоевропейскому типу.

В начале нашей эры тавры были ассимилированы подчинившими почти весь полуостров ираноязычными племенами скифов. Последние хоть и сошли в скором времени с исторической сцены, однако вполне могли оставить свой генетический след в более позднем крымском этносе. Безымянный автор XVI века, хорошо знавший население Крыма своего времени, сообщает: «Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержанностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения».


Современные ученые допускают мысль, что тавры и скифы не были полностью уничтожены вторгшимися на Крымский полуостров гуннами, а сконцентрировавшись в горах, оказали на позднейших переселенцев заметное влияние.

Из последующих обитателей Крыма особое место отведено готам, которые в III веке пройдясь сокрушительным валом по северо-западному Крыму остались там на долгие века. Русский ученый Станислав Сестреневич-Богуш отмечал, что и на рубеже XVIII-XIX веков живущие близ Мангупа готы по-прежнему сохраняли свой генотип, а их татарский язык был похож на южно-немецкий. Ученый добавил, что «все они мусульмане и татаризованы».

Лингвисты отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка. Они также уверенно заявляют и о готском вкладе, пусть относительно небольшом, в крымскотатарский генофонд. «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации» , – отмечал русский этнограф Алексей Харузин.

Пришельцы из Азии

В 1233г золотоордынцы установили в освобожденном от сельджуков Судаке свое наместничество. Этот год и стал общепризнанной точкой отсчета этнической истории крымских татар. Во второй половине XIII века татары стали хозяевами генуэзского торгового пункта Солхата-Солката (сейчас Старый Крым) и в короткий срок подчинили себе практически весь полуостров. Однако это не помешало ордынцам породниться с местным, в первую очередь итальянско-греческим населением, и даже перенять их язык и культуру.

Вопрос, насколько современные крымские татары могут считаться наследниками ордынских завоевателей, а в какой степени иметь автохтонное либо другое происхождение, по-прежнему актуален. Так, петербургский историк Валерий Возгрин, а также некоторые представители «меджлиса» (парламент крымских татар) пытаются утвердить мнение о преимущественной автохтонности татар в Крыму, однако большинство ученых с этим не согласно.

Еще в средние века путешественники и дипломаты считали татар «пришельцами из глубин Азии». В частности, русский стольник Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» (1692 г.) писал, что татары, которые «все страны около Дону, и моря Меотского (Азовского), и Таврики Херсонския (Крыма) окрест Понта Евксинского (Чёрного моря) обладаша и поседоша» были людьми пришлыми.

Во время подъема национально-освободительного движения в 1917 году в татарской печати призывали опираться на «государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю», а также с честью держать «эмблему татар - голубое знамя Чингиса» («кок-байрак» – национальный флаг татар, проживающих в Крыму).

Выступая в 1993г в Симферополе на «курултае» прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил, что «мы - сыновья Золотой Орды» , всячески подчеркивая преемственность татар «от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче».

Впрочем, подобные заявления не совсем вписываются в этническую картину Крыма, наблюдавшуюся до присоединения полуострова к Российской империи в 1782 году. В то время среди «крымцев» довольно четко различали два субэтноса: узкоглазых татар - ярко выраженного монголоидного типа жителей степных деревень и горных татар - характерных европеоидным строением тела и чертами лица: высоких, нередко светловолосых и голубоглазых людей, говоривших на ином, чем степной, языке.

Что говорит этнография

До депортации крымских татар в 1944 году этнографы обращали внимание, что этот народ, пусть и в разной степени, несёт на себе печать многих генотипов, когда-либо живших на территории Крымского полуострова. Ученые выделяли 3 основные этнографические группы.

«Степняки» («ногаи», «ногайцы») - потомки кочевых племен, входивших в состав Золотой Орды. Еще в XVIIв ногайцы бороздили степи Северного Причерноморья от Молдавии до Северного Кавказа, но позднее, большей частью насильственно, были переселены крымскими ханами в степные районы полуострова. Немалую роль в этногенезе ногаев сыграли западные кыпчаки (половцы). Расовая принадлежность ногаев европеоидная с примесью монголоидности.

«Южнобережные татары» («ялыбойлу») – в большинстве своем выходцы из Малой Азии, сформировались на основе нескольких миграционных волн из Центральной Анатолии. Этногенез этой группы в значительной степени обеспечили греки, готы, малоазийские турки и черкесы; в жителях восточной части Южного берега прослеживалась итальянская (генуэзская) кровь. Хотя большая часть ялыбойлу – мусульмане, некоторые из них долгое время сохраняли элементы христианских обрядов.

«Горцы» («таты») – жили в горах и предгорьях средней полосы Крыма (между степняками и южнобережцами). Этногенез татов сложный, до конца не изученный. По предположению ученых в формировании этого субэтноса поучаствовало большинство населявших Крым народностей.

Все три крымскотатарских субэтноса различались своей культурой, хозяйством, диалектами, антропологией, но, тем не менее, всегда ощущали себя частью единого народа.

Слово генетикам

Совсем недавно ученые решили прояснить непростой вопрос: Где искать генетические корни крымскотатарского народа? Изучение генофонда крымских татар было проведено под эгидой крупнейшего международного проекта «Genographic».

Одной из задач генетиков было обнаружение доказательств существования «экстерриториальной» группы населения, которая могла бы определить общность происхождения крымских, поволжских и сибирских татар. Инструментом исследования стала Y-хромосома , удобная тем, что передается только по одной линии – от отца к сыну, и не «перемешивается» с генетическими вариантами , пришедшими от других предков.

Генетические портреты трех групп оказались не похожи друг на друга, другими словами поиск общих предков для всех татар не увенчался успехом. Так, у поволжских татар преобладают гаплогруппы, распространенные в Восточной Европе и Приуралье, для сибирских татар характерны «паневразийские» гаплогруппы.

Анализ ДНК крымских татар показывает высокую долю южных - «средиземноморских» гаплогрупп и лишь небольшую примесь (около 10%) «переднеазиатских» линий. Это значит, генофонд крымских татар в первую очередь пополнялся выходцами из Малой Азии и Балкан, и в значительно меньшей степени кочевниками степной полосы Евразии.

При этом выявлено неравномерное распределение основных маркёров в генофондах разных субэтносов крымских татар: максимальный вклад «восточного» компонента отмечен у самой северной степной группы, а у двух других (горной и южнобережной) доминирует «южный» генетический компонент.

Любопытно, что ученые не обнаружили сходства генофонда народов Крыма с их географическими соседями – русскими и украинцами.

Тем, кто интересуется обстановкой и тенденциями развития новых российских регионов, известно, что на ситуацию на этой территории традиционно влияют Вернее одно из них, а именно - крымско-татарское население. Давайте разберемся в нюансах вопроса. Предлагается посмотреть, сколько в а также все ли они влияют на политические тенденции полуострова.

Строгая статистика

Необходимо сказать, что исследования, касающиеся населения, давно не проводились на территории Украины (к которой ранее относился полуостров). Более-менее точно на вопрос о том, сколько татар проживает в Крыму, можно ответить в цифрах тринадцатилетней давности. Перепись проводилась в 2001 году. По ее данным, на полуострове проживало 2 033 700 человек, 24,32% составляли крымские татары. Тенденции дальнейшей динамики можно только предсказать, основываясь на различных показателях рождаемости и смертности в этнических группах. Точных данных нет, но можно с большой вероятностью считать, что процентное соотношение в настоящее время изменилось в пользу рассматриваемого народа. Известно, что прирост оценочно составляет чуть меньше одного процента в год.

Немного истории

Некоторые источники утверждают, что ранее этот народ был основным на полуострове. Если задаться целью выяснить, сколько в Крыму татар жило в различные периоды, то получим следующие данные. Они стали заселять территорию в тринадцатом веке. Приблизительно за два столетия их численность значительно возросла. Наука считает, что на тот момент треть населения Крыма относилась к данному этносу. Изменению уровня соотношения способствовало то, что сами татары промышляли не только земледелием и скотоводством, но еще и работорговлей.

Они вылавливали инородцев и отправляли их на рынки. Вопрос о том, сколько в Крыму татар, волновал окрестных жителей. Так как они опасались набегов этого племени. К слову сказать, большие походы предпринимались не часто.

Все ли татары крымские?

Есть еще небольшой нюанс, касающийся современности и влияющий на процессы. Изучая, сколько в Крыму татар, вы неизменно наткнетесь на неоднородность народа. Так, часть их соплеменников относится к иной, так сказать, ветви. На полуострове около половины процента населения относит себя к казанским татарам. А это совсем другая национальность. В среде же крымских татар тоже существует расслоение. Они делятся на три большие группы, обусловленные местами расселения предков: побережье, степи или горы. На политическую сплоченность народа данное обстоятельство влияет мало, в основном - на бытовые отношения.

Крымские татары (крымскотат. qırımtatarlar, къырымтатарлар, ед. ч. qırımtatar, къырымтатар) или крымцы (крымскотат. qırımlar, къырымлар, ед. ч. qırım, къырым) - народ, исторически сформировавшийся в Крыму. Говорят на крымскотатарском языке, который относится к тюркской группе алтайской семьи языков.

Подавляющее большинство крымских татар - мусульмане-сунниты, принадлежат к ханафитскому мазхабу.

Досье

Самоназвание: (крымскотат.) qırımtatarlar, qırımlar

Численность и ареал: Всего 500 000 человек

Украина: 248 193 (перепись 2001)

  • Республика Крым: 243 433 (2001 г.)
  • Херсонская область: 2 072 (2001 г.)
  • Севастополь: 1 858 (2001 г.)

Узбекистан: от 10 046 (перепись 2000) и 90 000 (оценка, 2000 г.) до 150 000 чел.

Турция: от 100 000 до 150 000

Румыния: 24 137 (перепись 2002)

  • жудец Констанца: 23 230 (перепись 2002)

Россия: 2 449 (перепись 2010 г.)

  • Краснодарский край: 1 407 (2010 г.)
  • Москва: 129 (2010 г.)

Болгария: 1 803 (перепись 2001)

Казахстан: 1 532 (перепись 2009)

Язык: крымскотатарский

Религия: Ислам

Входит: в Тюркоязычные народы

Родственные народы: крымчаки, караимы, кумыки, азербайджанцы, туркмены, гагаузы, карачаевцы, балкарцы, татары, узбеки, турки

Расселение Крымских татар

Крымские татары проживают в основном в Крыму (около 260 тыс.) и прилегающих районах континентальной Украины, а также в Турции, Румынии (24 тыс.), Узбекистане (90 тыс., оценки от 10 тыс. до 150 тыс.), России (4 тыс., в основном в Краснодарском крае), Болгарии (3 тыс.). По данным местных крымскотатарских организаций, диаспора в Турции насчитывает сотни тысяч человек, однако точные данные о её численности отсутствуют, так как в Турции не публикуются данные о национальном составе населения страны. Общее число жителей, чьи предки в разное время иммигрировали в страну из Крыма, оценивается в Турции в 5-6 млн человек, однако большая часть этих людей ассимилировалась и считает себя не крымскими татарами, а турками крымского происхождения.

Этногенез Крымских татар

Крымские татары сформировались как народ в Крыму в XIII-XVII веках. Историческим ядром крымскотатарского этноса являются тюркские племена, осевшие в Крыму, особое место в этногенезе крымских татар у кипчакских племён, которые смешались с местными потомками гуннов, хазар, печенегов, а также представителями дотюркского населения Крыма - составили вместе с ними этническую основу крымских татар, караимов, крымчаков.

Исторические предпосылки

Основные этносы, населявшие Крым в древности и средневековье - тавры, скифы, сарматы, аланы, булгары, греки, готы, хазары, печенеги, половцы, итальянцы, адыги (черкесы), малоазийские турки. На протяжении веков вновь приходившие в Крым народы ассимилировали живших здесь до их прихода или сами ассимилировались в их среде.

К середине XIII века Крым был завоёван монголами под предводительством хана Бату и включён в состав основанного ими государства - Золотой Орды.

Ключевым событием, наложившим отпечаток на дальнейшую историю Крыма, стало произошедшее в 1475 году завоевание Османской империей принадлежавших до того Генуэзской республике и княжеству Феодоро южного берега полуострова и прилегающей части Крымских гор, последующее превращение Крымского ханства в вассальное по отношению к османам государство и вхождение полуострова в Pax Ottomana - «культурное пространство» Османской империи.

Значительное влияние на этническую историю Крыма оказало распространение на полуострове ислама. Согласно местным преданиям, ислам в Крым принесли еще в VII веке сподвижники пророка Мухаммеда Малик Аштер и Газы Мансур.

История Крымских татар

Крымское ханство

Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства.

Государство крымских татар - Крымское ханство существовало с 1441 по 1783 годы. На протяжении большей части своей истории оно находилось в зависимости от Османской империи и было её союзником. Правящей династией в Крыму был род Гераев (Гиреев), основателем которого был первый хан Хаджи I Герай. Эпоха Крымского ханства - это период расцвета крымскотатарской культуры, искусства и литературы.

С начала XVI века Крымское ханство вело постоянные войны с Московским государством и Речью Посполитой (до XVIII века преимущественно наступательные), что сопровождалось захватом большого количества пленников из числа мирного русского, украинского и польского населения.

В составе Российской империи

В 1736 году российские войска во главе с фельдмаршалом Христофором (Кристофом) Минихом сожгли Бахчисарай и опустошили предгорный Крым. В 1783 году в результате победы России над Османской империей Крым был сначала оккупирован, а затем аннексирован Россией.

В то же время политика российской имперской администрации характеризовалась определенной гибкостью. Российское правительство сделало своей опорой правящие круги Крыма: всё крымско-татарское духовенство и местная феодальная аристократия была приравнена к российской аристократии с сохранением всех прав.

Притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымскотатарских крестьян вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую империю. Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы.

Революция 1917 года

Крымские татарки на открытке 1905 года

Период с 1905-го по 1917-й годы являл собой непрерывный нарастающий процесс борьбы, переходящей от гуманитарной к политической. В революцию 1905 года в Крыму были выдвинуты проблемы, касающиеся наделения крымских татар землей, завоевания политических прав, создания современных учебных заведений.

В феврале 1917 года крымскотатарские революционеры с большой подготовленностью наблюдали за политической обстановкой. Как только стало известно о серьёзных волнениях в Петрограде, уже вечером 27 февраля, то есть в день роспуска Государственной Думы, по инициативе Али Боданинского был создан Крымский Мусульманский Ревком.

В 1921 году была создана Крымская АССР в составе РСФСР. Государственными языками в ней были русский и крымскотатарский. В основу административного деления автономной республики был положен национальный принцип.

Крым под немецкой оккупацией

Депортация

Обвинение в сотрудничестве крымских татар, а также других народов, с оккупантами стало поводом для выселения этих народов из Крыма в соответствии с Постановлением ГКО СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944 года. Утром 18 мая 1944 года началась операция по депортации народов, обвиненных в сотрудничестве с немецкими оккупантами, в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана. Небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР, на Урал, в Костромскую область.

Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них - крымские татары (более 47 тыс. семей). С каждого третьего взрослого крымского татарина взяли подписку о том, что он ознакомился с постановлением, и что за побег с места спецпоселения грозил срок 20 лет каторжных работ, как за уголовное преступление.

Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупации, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 % по оценкам различных советских официальных органов до 46 % по оценкам активистов крымскотатарского движения, в 1960-е годы собиравших сведения о погибших.

Возвращение в Крым

В отличие от других депортированных в 1944 году народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году, в «оттепель», крымские татары были лишены этого права до 1989 года («перестройка»).

Массовое возвращение началось в 1989 году, и сегодня в Крыму проживает около 250 тыс. крымских татар (243 433 чел. по всеукраинской переписи 2001 года).

Основными проблемами крымских татар после возвращения стали массовая безработица, проблемы с выделением земли и развитием инфраструктуры возникших за последние 15 лет крымскотатарских посёлков.

Понравилась статья? Поделитесь ей