Контакты

Критерии оценки качества экскурсии. Материалы для подготовки к конкурсу «Юный экскурсовод

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №91»

Рабочая программа

коррекционно-реабилитационного курса

«Школа экскурсоводов»:

«Знай! Люби! Гордись!»

Срок реализации программы: 1 год

Объем программы: 34 часа.

Разработчик:

Анейчик Маргарита Владимировна.

Ульяновск-2015

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основании Закона « Об образовании», Типовом положении «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (утверждено Постановлением правительства РФ от 12. 03.1997г. № 288), Уставе школы, Письма Министерства Образования и науки РФ «О специфике деятельности в специальных (коррекционных) учреждениях 1-8 видов».

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона. Именно школьное краеведение, как одна из форм внеурочной деятельности учащихся, выдвигает на первое место приоритет воспитательных задач; возможности реализации принципов адаптивной педагогики; интегрированный характер содержания, применение общеучебных навыков познания и способов деятельности, реализацию личностного, деятельного исследовательского подхода в процессе деятельности; ее внешнюю привлекательность для учащихся, вызывающей непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся.

Внеклассная, внеурочная работа позволяет углубить знания учащихся, полученные на уроках, расширить представления об их практическом использовании, совершенствовать умения детей проявлять себя в активной деятельности, развивать личностные качества индивида, которые позволяют ему повышать уровень общей культуры, грамотности речи, владение техническими средствами обучения. Кроме того, она способствует решению проблемы организации досуга воспитанников во внеурочное время, решению задач школы полного дня.

Одной из форм внеклассной работы является «Школа экскурсовода». Новизна данной программы в том, что она носит интеграционный характер и отражает многообразие содержательной стороны подготовки экскурсоводов. Программа содержит перечень практических работ и экскурсий, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы.

Данная программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (12-14 лет).

Принципы функционирования программы:

    Принцип продуктивности-дети и взрослые производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.

    Принцип культуросообразности-ориентация воспитанников на культурные, духовные, нравственные ценности.

    Принципы творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона.

    Принцип коллективности - воспитание у детей социально-значимых качеств, развитие их как членов общества.

    Принцип коррекционно-развивающей работы: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, деятельный принцип, комплексность всех видов деятельности, единство задач (развивающей, профилактической, коррекционной).

Самодеятельные экскурсии, позволяют включить в процесс подготовки и проведения экскурсии каждого ученика, использовать возможности социокультурного пространства региона, особенности и традиции школы- интерната 3-4 видов, что обеспечивает комплексное решение задач курса.

Целью курса «Школа экскурсоводов « Знай! Люби! Гордись!» для обучающихся, воспитанников является развитие активной общественной деятельности учащихся через вовлечение их в деятельность по собиранию, накоплению и оформлению материалов о событиях минувших дней, связанных с историей образования детей с глубоким нарушением зрения и историей г. Ульяновска, подготовка экскурсоводов.

Задачи:

1.Систематизировать знания учащихся об истории создания школ для незрячих и слабовидящих детей.

2.Развивать умения находить, перерабатывать, применять и сохранять информацию.

3.Повышать уровень интеллекта и общей культуры обучающихся, воспитанников.

4.Углублять знания об образовании детей с дефектами зрения.

5. Повышать у учащихся интерес к изучению истории своей школы и города.

6. Познакомить на практике с деятельностью экскурсовода.

7. Упражнять в оформлении экскурсионных материалов.

8. Расширять представления у детей об истории г. Ульяновска.

9.Развивать общественную активность.

10. Совершенствовать целеустремленность, настойчивость и стремление к достижению цели.

11. Развивать умения работать с источником информации.

12. Развивать качества личности активных членов гражданского общества.

13. Совершенствовать умения по рациональному использованию остаточного или слабого зрения.

Условия реализации программы:

Реализация программы рассчитана на использование традиционных и нетрадиционных форм воспитания, нестандартных технологий, коррекционно-развивающих методов и приемов. В соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей с ОВЗ, отклонениями в поведении необходимо использовать коррекционно-развивающие приемы:

Создание эмоционально-доброжелательного комфорта;

Ситуации успеха;

Занимательность и новизна;

Алгоритм действий;

Динамизм;

Чередование труда и отдыха;

Посильные задания;

Авансирование успеха;

Индивидуальная помощь;

Наличие у учащихся интереса к предмету, мотивации, источников информации;

Общественно полезная значимость собранного материала,

Возможность применения результатов работы в рамках школы-интерната.

Коррекционно развивающую работу будет необходимо осуществлять по направлениям:

Коррекция отношений ребенка к самому себе - изменение внутренних установок, системы нравственных ценностей;

Коррекция отношений к другим людям - развитие эмпатии, приобретение

навыков речевого общения и коммуникативности;

Коррекция отношений к жизни – формирование способностей к нравственному и достойному месту в жизни.

Методы:

Практический:

    Работа с источником информации.

    Упражнение в сборе, переработке и изложении информации.

    Упражнение в проведении экскурсий.

    Беседа по изученным материалам.

    Исследование изучаемых материалов.

Методы определения результативности:

    Проверка знаний.

    Контроль усвоения материала.

    Самостоятельное проведение экскурсий.

    Контроль использования соответствующей терминологии.

    Проверка грамотности и точности изложения материал.

Ожидаемые результаты:

Должны уметь: находить, получать, перерабатывать и сохранять информацию с использованием различных источников.

Систематизировать по теме и оформлять материал экскурсии; проводить экскурсии по избранным темам; излагать материал в соответствии с требованиями культуры и речи и нормами русского языка; рационально использовать остаточное или слабое зрение, выполнять требования по имиджу экскурсовода.

Должны знать:

Историю образования незрячих и слабовидящих в Ульяновской области.

Историю, традиции и принципы деятельности школы-интерната 3-4 видов Ульяновске.

Интересные факты из истории г. Симбирска (Ульяновска) и информацию о некоторых памятных местах.

Результатом всей работы по данной программе станет то, что практически каждый ребенок сможет выступить в роли экскурсовода и рассказать много интерес

Алгоритм проведения самодеятельной экскурсии:

а) определение целей и задач экскурсии, ее места в структуре учебного курса. Учитель знакомит учащихся с процессом подготовки и проведения экскурсии (выбор объектов – распределение класса по объектам – самостоятельный подбор экскурсионного материала в учебных группах – каждая группа во время экскурсии знакомит остальных учащихся с одним из объектов – подведение итогов – использование материалов экскурсии), формами контроля;

б) определение целей и задач экскурсии, ее места в структуре учебного курса;

в) выбор экскурсионных объектов. (Беседа, работа с картой, литературными материалами и другими источниками информации);

г) составление маршрута экскурсии;

д) определение путей и способов подъезда к месту начала экскурсионного маршрута и выезда от его конечной точки. Определение мер безопасного продвижения конечной точки. Определение мер безопасного продвижения по маршруту, запасных вариантов маршрута (возможностей его сокращения), аварийных выездов. Определение протяженности, ходового времени и времени проведения (от школы до школы). Определение мест укрытия от дождя, перекуса, расположения туалетов. Выбор остановочных точек с учетом оптимального обзора экскурсионных объектов и соблюдения мер безопасности;

ж) сбор информации по каждому из экскурсионных объектов. Отбор содержания в соответствии с темой и задачами экскурсии. Подбор иллюстративного, литературного материала.

Ожидаемые результаты

    Должны уметь : находить, получать, перерабатывать и сохранять информацию с использованием различных источников

Систематизировать по теме и оформлять материал экскурсии; проводить экскурсии по избранным темам; излагать материал в соответствии с требованиями культуры речи и нормами русского языка; рационально использовать остаточное или слабое зрение, выполнять требования по имиджу экскурсовода.

    Должны знать :

Историю образования школ для детей с глубоким нарушением зрения;

Историю образования незрячих и слабовидящих в Ульяновской области;

Историю, традиции и принципы деятельности школы- интерната III -IV видов в Ульяновске;

Историю г. Ульяновска и информацию об его основных исторических памятниках, отражающих этапы развития города.

Результатом всей программы станет то, что все дети смогут практически ознакомиться с профессией экскурсовода, провести самостоятельно экскурсию и рассказать много интересного.

Критерии оценки мастерства экскурсовода :

Владение темой.

Экскурсанты хотят видеть в экскурсоводе компетентную личность, знатока. Любые неточности и ошибки сразу подрывают доверие. Поэтому при подготовке экскурсии существенное внимание нужно уделять полноте раскрытия темы, четкости структуры, логическим переходам от фрагмента к фрагменту. Немаловажно и то, каким экскурсовод преподносит материал, учитывает особенности группы, с которой работает. Экскурсовод должен не просто рассказывать заученный текст, а чтобы текст был обращен к слушателям. Экскурсовод должен уметь установить с группой контакт, который начинается со вступительной беседы: представиться, изложить план экскурсии, продемонстрировать готовность учитывать пожелания аудитории. Степень контактности проявится и в заключительной части экскурсии. Заключение - повод сконцентрировать восприятие на главном в содержании экскурсии, выделить доминанту, обобщить увиденное, наконец, настроить экскурсанта на то эмоциональное состояние, с которым он покинет экскурсию.

Показателем расположенности экскурсовода к общению является владением им вопросно- ответным методом который позволяет поддерживать диалог. Вопросы могут прямыми и косвенными. Экскурсовод старается при этом поддерживать тон доверительной беседы.

При этом важно, чтобы он продемонстрировал готовность признать эрудицию собеседников, формулируя вопросы, например, следующим образом: «вы, конечно, помните…», «вы, скорее всего, знаете…», «вы, вероятно, уже догадались…». Главная цель вопросов - заострить проблему, иногда озадачить слушателей тем самым добиться предельного внимания, соучастия в размышлениях.

Экспонат - основа общения, вокруг которого и строится диалог. От экскурсовода требуется умение ВЛАДЕТЬ ПРИЕМАМИ ПОКАЗА, всячески подчеркивая приоритет предмета: выбор точки обзора, способность расположить группу так, чтобы всем было видно и слышно, стоять к экспонату не спиной, а вполоборота и при первом упоминании посмотреть на него, так как это движение непременно повторят экскурсанты.

Еще одним критерием является СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА. Последний имеет подчиненное значение, создает установку на восприятие, и потому экскурсия ни в коем случае не должна превращаться в лекцию. Это дается с трудом даже опытным мастерам. Чтобы сосредоточить внимание группы, экскурсоводы используют ПАУЗУ, помогающую сосредоточиться на рассматривании.

Важнейшим критерием оценки мастерства экскурсовода является его РЕЧЬ. Речь экскурсовода - речь собеседника, а не информатора, и от нее помимо грамотности требуется естественность интонации. Начинающий экскурсовод не должен копировать искусственную «экскурсионную» манеру произнесения, необходимо внимательно следить за темпом речи, громкостью голоса. Наконец, важна эмоциональная насыщенность речи. Одинаково плохое впечатление производят и быстро утомляют и сухая, лишенная личностного отношения, и излишне взволнованная, с заметными «пережимами» и эмоциональными всплесками речь.

Конечно, главной задачей будущего экскурсовода должна стать подготовка текста экскурсии, состоящего, как правило, из вступительной беседы, основной и заключительной частей. Во вступительной беседе рекомендуется познакомиться с группой, назвать тему, основные вопросы, огласить порядок проведения экскурсии.

В короткой заключительной беседе подводится итог экскурсии и выясняется, как слушатели усвоили главные вопросы темы. Будущему экскурсоводу необходимо знать, что продолжительность экскурсии определяется не только содержанием темы, но и особенностями слушателей. Учащиеся начальной школы могут активно воспринимать рассказ 15-20 минут, средних классов- 30-40 минут, старших- 45-60 минут.

Учебно-тематический план образовательной области

п/п

Разделы и темы

Теоретическая часть

Практическая часть

1.1.

Раздел 1. Введение. Подготовка экскурсоводов.

Сообщение о профессии экскурсовода.

1час

1.2.

Экскурсия в музей истории: »Это короткое слово – УАЗ».

2 часа

1.3.

Основные принципы подготовки и проведения экскурсии

1 час

1.4.

Техника и методика проведения экскурсии.

3часа

1.5.

Этапы подготовки экскурсии.

1час

1.6.

Методика показа объектов экскурсии.

1 час

1.7

Самодеятельная экскурсия.

1 час

1.8

Работа над содержанием экскурсии

1 час

2.1

Раздел 2. «История создания школ слепых»

«Дитя ночи» (О создании современной системы рельефно-точечной письменности для слепых Гаюи и Луи Брайля) Ключ Брайля.

2 часа

2.3

Оформление стенда « История образования слепых в Ульяновской области»

2часа

2.2

Школы для слепых в Ульяновской области

2 часа

2.4

Школа-интернат III -IV видов г. Ульяновска

а) Возникновение школы в г. Ульяновске

б) Зарождение и сохранение традиций

в) Дружный рабочий коллектив

г) Ученическое самоуправление

д) Творческая деятельность воспитанников

5 часов

2.6

Индивидуальная отработка экскурсий. Пробные экскурсии.

2часа

2.5

Запись текстов индивидуальных экскурсий.

2 часа

3.1

Раздел 3. «Исторический и современный Ульяновск»

«История двух мостов». Прогулка на катере. Практика экскурсовода.

1час

3.2

«Венец-жизнь моя!» Краеведческий вечер. Практика экскурсоводов.

1 час

3.3

«Как все начиналось» Презентация.

1час

3.4

«Еще идут старинные часы». Практика экскурсовода.

1 час

3.5

История Памятника букве « Ё»

Практика экскурсовода.

1 час

3.6

«Нам здесь жить» (Ульяновская область на взлет!») Презентация.

1 час

3.7

Итоговое.

1час

Итого:

10часов

24 часа

Содержание программы

Раздел 1. Введение. Ознакомление учащихся с задачами курса. Принятие плана работы.

1.1 Сообщение о профессии экскурсовода . Ознакомление с критериями оценки мастерства экскурсовода.

    1. Экскурсия в музей истории Ульяновского автомобильного завода: «Это короткое слово УАЗ».

      Основные принципы подготовки экскурсоводов . Принципы: целенаправленность, логическая последовательность, наглядность, конкретность. Виды экскурсий.

1.4 Техника проведения экскурсии . Свободное изложение темы. Требования к речи экскурсовода. Эмоциональность изложения и приподнятое настроение во время проведения экскурсии. Использование пауз. Установление контакта с группой. Внешний вид экскурсовода.

1.5 Этапы подготовки экскурсии. Цель, задачи, выбор темы, отбор литературы и экскурсионных объектов, подготовка текста, комплектование «портфеля экскурсовода», составление методической разработки, проведение.

    1. Методика показа объектов . Предварительны осмотр. Экскурсионный анализ. Прием реконструкции событий. Прием зрительного сравнения. Показ наглядности. Показ мемориальных досок.

1.7 Самодеятельная экскурсия . Выбор темы. Алгоритм проведения. Структура экскурсии. Составление плана экскурсии.

1.8 Практическое занятие: Работа над содержанием экскурсии . Заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсии. Хронометраж.

Раздел 2. «История создания школ слепых».

2.1 Практическое занятие. Отработка плана экскурсии о Луи Брайле и Гаюи . «Дитя ночи». (О создании современной системы рельефно-точечной письменности для слепых. Ключ Брайля). Отработка метода рассказа и его приемов. Владение экскурсоводом невербальными средствами общения.

2.2 Практическое занятие: « Школы для слепых в Ульяновской области». Сбор и обработка информации. 1906г.- с. Ховрино Карсунский уезд;1934-36гг.- Ульяновск, К.Либнехта, бывшая Лесинная; 1948г.с. Зимницы Старокулатнинского р-на; 1949г с. Новоспасское; 1954г. с.Канадей; 1968г. с. Цильна; 1998г. Ульяновск.

2.3 Практическое занятие. Оформление стенда «История образования слепых в Ульяновской области» . Отработка навыков оформления стендов.(Отработка методики показа и приемов демонстрации).

2.4 «Возникновение школы-интерната для слепых и слабовидящих детей в Ульяновске». Зарождение и сохранение традиций. Дружный рабочий коллектив. Творческая деятельность воспитанников. (Работа по владению содержанием и методикой проведения экскурсии. Определение методов и приемов для каждой экскурсии).

2.5 Практическое занятие. Запись текстов индивидуальных экскурсий с использованием электронных носителей.

2.6 Практическое занятие. Индивидуальная отработка экскурсии . Проведение пробных экскурсий по школе-интернату (для каждого по одному объекту).

Раздел 3. « Исторический и современный Ульяновск».

3.1 Практическое занятие. Прогулка на катере по Волге для членов кружка.

«История двух мостов». Практика экскурсовода. Отработка умений контактировать с группой и навыков показа.

3.2 Краеведческий вечер : «Венец-жизнь моя!». Отработка навыков работы с мультимедийными комплексами. Отработка умений сочетать показ и рассказ. Отработка навыков выразительного преподнесения материала и речевого этикета.

3.3Практическое занятие : Презентация о становлении Ульяновского телевидения. Встреча с интересными людьми: «Как все начиналось».

3.4Практическое занятие: Практика экскурсовода. « Еще идут старинные часы» . История создания и современность. Отработка техники ведения экскурсии.

3.5Практическое занятие: Практика экскурсовода. «История создания памятника букве «Е». Отработка техники ведения экскурсии.

3.6 Практическое занятие: Практика экскурсовода. Презентация «Ульяновская область, на взлет!». Отработка навыков работы с мультимедийным комплексом, умений налаживать контакт с группой и выразительного преподнесения материала.

3.7 Итоговое. Подведение итогов работы школы экскурсоводов «Знай! Люби! Гордись!». Рефлексия.

Критерии оценивания ЗУН экскурсоводов.

п/п

Ф.И. ученика

Умение находить и перерабатывать информацию по заданной теме.

Умение систематизировать и оформлять материал экскурсии.

Умение самостоятельно провести экскурсию в соответствии с алгоритмом.

Умение связать рассказ с показом.

Культура речи.

Артистизм и эмоциональность.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Критерии оценивания:

1 балл - отсутствие сформированных ЗУНов;

2 балла - слабо сформированы;

3 балла – не устойчиво сформированы;

4 балла – сформированы ЗУНы;

5 баллов – самостоятельно используют ЗУНы.

Учебно-методический комплекс

1.Дьякова Р. А., Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения, М., Просвещение, 1998

2.Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу-М., Профиздат, 1976г.

3.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., ЦРИБ « Турист», 1992г.

4.Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения. Учебное пособие.- М., ЦРИБ «Турист», 1981г.

5.Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода. Учебное пособие - М., ЦРИБ « Турист», 1986г.

6.Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс., Методические рекомендации-М., 1983г.

7.Илюхин М.М. Особенности и средства показа в экскурсии. Методические рекомендации-М., 1980г.

8.Краеведение, М., Просвещение, 1987г.

9. Колдаков А.И., Антонов Н.К. История образования слепых в Ульяновской области, Ульяновск, 2008г.

10.Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М., 1964г.

11.Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. Учебное пособие-М., Политиздат, 1978г.

12. Подготовка и проведение экскурсий. Методические рекомендации-М., 1974г.

13.Савина Н.В, Горбылева З.М. Экскурсоведение. - Минск,2004г.

14.Требования к методической разработке экскурсии, М., 1979г.

15. Типовое положение о специальном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.- Вестник образования-1997г.№6.

16. Трифонова В.А., Степанова О.А. Попытка организации координированной системы помощи детям с отклонениями в развитии. - ж. «Дефектология»-1996г.,№1.

17. Журнал «Мономах». Областная типография «Печатный двор»1998г, 2000г.2002г., 2005г.

18.Маргерет Дэвидсон. Дитя ночи. -ООО « ИПТК «Логос» ВОС»., М.,-2007г.

Отбор и изучение экскурсионных объектов, которые имеют непосредственное отношение к тема, объекты д.б. расположены на маршруте т. о., чтобы обеспечивалось непрерывное воздействие зкек-го маршрута на участников. Д.б. оптимальное количество объектов. Зч - 15-20 объектов, из них 10 основных 8 тематических экскурсиях 6-10 объектов (Зч.)

В качестве экскурсионных объектов могут выступать:

Памятники архитектуры и градостроительства - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архи­тектуры, народного зодчества, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни); архитектурные сооружения, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей;

Памятники археологии - городища, курганы, земляные валы, ос­татки древних поселений, дорог, горных выработок, каналов, курганы с захоронениями, каменные изваяния, наскальные изображения;

Памятники искусства - произведения монументального, изобра­зительного, декоративно-прикладного, садово-паркового и других ви­дов искусства;

Памятники природы - леса, рощи, сады, парки, реки, озера, пру­ды, заповедники и заказники, отдельные деревья, реликтовые расте­ния и т. п.;

Экспозиции государственных и народных музеев, картинных га­лерей, постоянных и временных выставок;

Памятные места - места, связанные с важнейшими событиями в жизни страны, развитием общества и государства.

Статус памятника присваивается наиболее ценным с эстетиче­ской или исторической стороны объектам, после чего их охраной за­нимаются государственные или местные инспекции по охране памят­ников. В конце XX века на государственном учете находилось более 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а в музеях страны хранилось около 40 млн экспонатов.

Экскурсионные объекты классифицируются по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности.

По содержанию выделяют одноплановые (произведения живопи­си, растения, здания) и многоплановые (архитектурные сооружения, одновременно являющиеся историческими памятниками) памятники. По функциональному назначению - основные, на базе которых рас­крываются подтемы, и дополнительные, показываемые во время пе­реездов (переходов) между основными объектами и в ходе логиче­ских переходов в рассказе. По степени сохранности экскурсионные объекты бывают полностью сохранившимися, сохранившимися со значительными изменениями (перестроенные и реконструированные), частично сохранившимися и утраченными.

При подготовке экскурсии перед экскурсионными работниками стоит задача - из множества памятников, соответствующих теме экс­курсии, отобрать самые интересные по внешнему облику и по той информации, которую они несут, поскольку правильный отбор объ­ектов, их количества, последовательность показа влияют на качество и эффективность экскурсии.


В практике подготовки экскурсии используется методика отбора экскурсионных объектов на основе определения ценности и значимо­сти данного объекта для раскрытия темы. Ее применение особенно важно, когда на маршруте разложено несколько объектов, сходных по содержанию, и необходимо выбрать те из них, которые наиболее ак­туальны для данной темы.

Для оценки объектов, которые потенциально могут быть включе­ны в экскурсию, рекомендуется применить следующие критерии.

Познавательная ценность, то есть связь объекта с конкретными историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающейся личности, а также художественные достоинства памятника.

Известность, то есть популярность памятника среди населения.

Необычность (экзотичность) объекта, то есть особенность, не­повторимость памятника. Необычность может быть архитектурного характера, связанная с особенностями конкуренции содержания, при­родного характера, например сталактито-сталагмитовые кастовые пещеры. Наконец, экзотичность объекта может быть связана с исто­рическим событием, которое произошло в данном здании или на мес­те установки данного памятника.

Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность памятника, его взаимодействие с окружающей средой - другими зда­ниями, сооружениями, природой. Предпочтение отдается тому объек­ту, который оптимальным образом вписывается в местность, гармо­нирует с другими объектами.

Сохранность объекта, то есть состояние памятника в данный момент, его подготовленность к показу экскурсантам и способность своим внешним видом вызвать у них положительные эмоции.

Месторасположение объекта оценивается с точки зрения рас­стояния до памятника, удобства подъезда (подхода) к нему, пригод­ности дороги для автотранспорта или пешеходов, наличие наблюда­тельной площадки.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, меся­цам, сезонам) имеет место, когда посещение и осмотр объекта невоз­можны по причине плохой видимости, плохой погоды, сезонности и других преходящих явлений.

Правильный отбор памятников как экскурсионных объектов обеспечивает зрительную основу восприятия экскурсии и глубокое раскрытие ее темы.

Необходимо следить за тем, чтобы объекты одной экскурсии не дублировались другой. При невозможности этого избежать при показе таких объектов и в рассказе о них каждый раз рекомендуется ис­пользовать иной фактический материал, применять другие методиче­ские приемы показа и рассказа, одним словом, должен иметь место новый поворот в подаче материала в соответствии с темой экскурсии и экскурсионной аудиторией.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, поскольку это увеличивает ее длительность, повышает утомляемость экскурсантов, приводит к поверхностному освещению темы, так как о большинстве объектов даются лишь справки. Для городской обзорной экскурсии, рассчитанной на 4 - 5 академических часов, рекомендуется отбирать 15-20 объектов. В те­матических экскурсиях их число значительно меньше и составляет 8-10. Число объектов в экскурсии зависит от ее цели, темы и экскур­сионной аудитории.

В экскурсию могут входить как объекты одной группы, например памятники архитектуры, так и объекты разных групп: памятники ар­хитектуры, истории, природы, памятные места. Набор объектов зави­сит все от тех же факторов: темы экскурсии, ее цели, состава экскур­сионной группы. Следует избегать однообразия в построении зри­тельного ряда, особенно в обзорных городских экскурсиях.

В ходе подготовки экскурсии изучать объекты рекомендуется не­посредственно на месте расположения, в их естественной среде. Это позволяет экскурсоводу свободно ориентироваться у памятника, ква­лифицированно вести его показ, давать более четкую словесную ха­рактеристику.

Отбор экскурсионных объектов заканчивается составлением кар­точки, или паспорта, на каждый из них. В карточку вносят сведения, разносторонне характеризующие данный объект:

1) наименование объекта (первоначальное и современное, а также то, под которым памятник известен у населения);

2) историческое событие, с которым связан памятник, его дата;

3) местонахождение объекта, его почтовый адрес;

5) источник сведений о памятнике (литература, архивные дан­ные, устные предания и др.);

6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

7) охрана памятника (на кого возложена, каким решением)

8) экскурсии, в которых памятник используется в качестве объек­та показа;

9) дата составление карточки.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежний виды.

Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположен­ные на территории данного города (области), ускоряет разработку но­вых экскурсий, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более многогранным и эффективным. Во многих регионах России проведена паспортизация и составлены своды памятников. В 70-е годы НИИ культуры Мини­стерства культуры РСФСР и местными управлениями культуры были подготовлены своды памятников истории и культуры России по тер­риториям. Материалы свода включают в себя только одну группу не­движимых памятников: мемориальные дома, усадьбы, могилы, па­мятные места.

Таким образом, при разработке новой экскурсии решающее зна­чение имеют объекты, составляющие зрительную основу в раскрытии темы. Окончание работы по отбору объектов для будущей экскурсии и их характеристик позволяет перейти к составлению маршрута экс­курсии.

Экскурсовод является представителем туристской организации. Он проводит беседы с иностранными туристами, сопровождает их в течение всего времени пребывания в стране, если предусмотрено экскурсионное обслуживание. Качество экскурсионного обслуживания могут характеризовать определенные показатели. При этом важно учитывать следующее:

1) точность, внимательность, учтивость, любезность и заботливость по отношению к туристам, проявляемые экскурсоводом во время работы с группой;

2) политически правильную ориентацию экскурсовода и его преданность делу социализма;

3) экскурсовод должен не допускать нарушений правил обслуживания туристов со стороны работников основных секторов туристской деятельности;

4) экскурсовод должен использовать новые формы и способы совершенствования экскурсионной деятельности;

5) экскурсовод осуществляет контроль за качеством услуг, оказываемых туристам, борется за то, чтобы они были на мировом уровне, а если это невозможно, за то, чтобы они соответствовали принятым стандартам и нормативам;

6) экскурсовод согласовывает свое рабочее время с режимом ночлегов, культурных занятий и путешествий туристов, не отказывает им в услугах, которые могут быть выполнены и во время отдыха.
Показатели качества других услуг, которые могут оказываться в рамках многосторонней деятельности туристских комплексов, должны определяться конкретно, в соответствии со своим местом в туристском обслуживании данного туристского комплекса.

Качество обслуживания в туристском комплексе, объекте (гостиница, ресторан, магазин и т.д.) в значительной степени зависит от состояния их материально-технической базы, снабжения сырьем, материалами и ряда других предпосылок. Практика, однако, показывает, что при одинаковых объективных условиях инициативный и опытный руководитель туристского объекта может с помощью активного и сознательного трудового коллектива достичь высокого качества туристского обслуживания.

Показатель качества туристской/экскурсионной услуги (туристского продукта) - количественная или качественная характеристика одного или нескольких свойств предоставляемых туристских или экскурсионных услуг(туристского продукта), определяющих ее способность удовлетворять требования туриста/экскурсанта.

Оценка качества туристской/экскурсионной услуги (процесса ее оказания) - количественное или качественное определение степени соответствия показателя качества туристской/экскурсионной услуги (процесса ее оказания) установленным требованиям.

Уровень качества туристско-экскурсионного обслуживания - относительная характеристика качества, основанная на сравнении фактических значений показателей качества с показателями, установленными в нормативных документах (например, в стандартах).

Классификация наглядных пособиий

В основу познавательной деятельности экскурсантов по­ложен принцип наглядности, который реализуется: в показе объектов - памятников истории и культуры (зрительная наглядность); в использовании экспонатов «портфеля экс­курсовода»; в демонстрации производственных процессов (звуковая наглядность) и т. д.

Благодаря зрительному восприятию предметов и процес­сов у людей возникают представления в виде конкретных образов, правильно отображающих объективную действи­тельность. На основе полученных экскурсантом представле­ний происходит формирование понятий.

Предметные, подлинные средства (натурная наглядность) - натуральные предметы, все те реальные объекты, которые доступны чувственному восприятию с помощью одного или нескольких органов чувств.

Изобразительные средства (живопись, графика, фотогра­фия) - дополнительный иллюстративный материал, кото­рый включен в «портфель экскурсовода». Макеты, фотогра­фии, рисунки, открытки, схемы, диаграммы и другие посо­бия выступают в роли аналогов подлинных объектов.

Словесно-образная наглядность: примеры и факты; отрыв­ки из литературных произведений; стихи, воссоздающие картины событий, жизни людей.

Технические средства наглядности (кинофильмы, диа­фильмы, диапозитивы, слайды, магнитофонные записи).

Предметная наглядность подразделяется на зрительную наглядность (показываемые объекты) и звуковую (шум леса, журчание ручья, шум морского прибоя, голос певца в звуко­записи, голоса птиц и животных в лесу, звук камня, упав­шего с высоты, шумы в производственных цехах

Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта Мишина Лариса Александровна

10.3. Качество экскурсий

Любая экскурсия должна соответствовать определенному уровню качества. На качество экскурсии может влиять:

1) правильно (не правильно) выбранные цели и задачи экскурсии;

2) доходчивость излагаемого материала;

Для того, чтобы обозначить границы экскурсии, необходимо правильно подобрать тему экскурсии, чтобы люди могли по одному названию определить, интересует их данная экскурсия или нет. В качестве темы могут быть выбраны:

1) жизнь и творчество известного человека;

2) экологическое состояние какой-либо местности;

3) культурные достопримечательности города, села и т. д.

Тема, заявленная в названии, при проведении экскурсии должна полностью раскрываться, чтобы у слушателей не осталось впечатления недосказанности.

Следующим критерием качества экскурсии является соответствие экскурсии ее цели. При определении цели нужно четко представлять себе, чего нужно добиться при проведении экскурсии, какие эмоции она должна вызвать у слушателей. Если по окончании экскурсии у слушателей не осталось никаких эмоций, значит цель экскурсии не была достигнута и ее качество не соответствует требованиям.

Для того чтобы экскурсия была более доходчивой для слушателей, нужно совместить в ней три средства наглядности:

1) подлинные экскурсионные объекты по маршруту экскурсии (памятники культуры, растения и деревья, о которых ведется рассказ экскурсовода);

2) словесная наглядность, достигаемая ярким интересным рассказом экскурсовода;

3) материал из «портфеля экскурсовода».

Портфелем экскурсовода принято называть комплекс пособий для туристов с целью восстановления звеньев зрительного ряда. Это могут быть старые фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, географические схемы, карты, чертежи, открытки, рисунки, письма. Если тема экскурсии связана с природой, то в качестве материалов «портфеля экскурсовода» могут выступать гербарии, различные геологические образцы, фотографии прошлого состояния природного объекта, которое не сохранилось в настоящее время.

Однако следует помнить, что перенасыщение экскурсии наглядными материалами может вызвать не интерес, а усталость от чрезмерного количества ненужных сведений. Поэтому при выборе наглядных материалов необходимо руководствоваться следующим критериями:

1) необходимость их использования;

2) их необычность (если показывать туристам то, что они видели уже не раз, экскурсия может показаться им скучной);

3) выразительность. Нужно определить, насколько конкретный материал отвечает цели экскурсии, и может ли он полностью передать идею представляемой информации;

4) познавательная ценность. Нужно чтобы продемонстрированное средство наглядно максимально обогащало экскурсию, добавляло ей яркость.

Перечень пособий, входящих в состав «Портфеля экскурсовода» должен меняться со временем, учитывая все изменения и дополнения в теме экскурсии.

Экскурсия должна строиться в зависимости от того, какие люди будут ее слушателями.

Соблюдение правильной техники ведения экскурсии также влияет на качество экскурсии. От техники ведения зависит и уровень удовлетворенности экскурсантов, и наличие необходимых условий для восприятия материала.

К технике ведения экскурсии можно отнести :

1) знакомство экскурсовода с группой слушателей. Если до места показа нужно ехать на автобусе, экскурсовод при входе в автобус знакомится с группой, представляется им сам и называет туроператора, который организовал экскурсию. Затем экскурсовод зачитывает правила безопасности при проведении экскурсии. Если вся экскурсия проходит на автобусе, то экскурсовод читает текст экскурсии, стоя в передней части автобуса лицом к слушателям;

2) проверка наличия всех слушателей производится перед тем, как начать рассказ, после того, как группа приехала на место экскурсии и покинула транспорт;

3) расстановка группы у объекта экскурсии должна соответствовать требованиям безопасности во избежание травм, давки и т. д.;

4) проведение экскурсии (включает ответы на вопросы слушателей, работу с «портфелем экскурсовода», работу с микрофоном).

Из книги Квинтэссенция, или менеджмент для менеджеров автора Холден Филип

6 Тотальное качество Определение Приведение клиента в состояние восхищения благодаря полной преданности каждого служащего делу компании. Качество начинается и заканчивается

Из книги Прорыв в бизнесе! 14 лучших мастер-классов для руководителей автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Свой бизнес. Все, что нужно знать начинающим предпринимателям автора Малитиков Павел Николаевич

Ассортимент, качество и количество Сразу же позаботьтесь о широком ассортименте. Вы должны предлагать выпечку на любой вкус, чтобы каждый покупатель смог приобрести то, что ему нравится. Идеальный вариант – не менее десяти видов выпечки. Одна тележка в среднем

Из книги 100 способов избавиться от комплексов автора Черниговцев Глеб Иванович

Любовники (их количество и качество) Если говорить о количестве любовников, причину для переживаний и, как следствие этого, комплекса отыскать можно практически всегда: любовников было слишком мало – «Я никому не нужен (не нужна), я никому не нравлюсь!»; любовников было

Из книги Руководство по закупкам автора Димитри Никола

Из книги Мудрость лидера автора Жалевич Андрей

21 обязательное качество лидера Джон Максвелл, ведущий эксперт по вопросам лидерства, в своей книге «21 обязательное качество лидера. Как стать человеком, за которым последуют другие» рассказывает о том, какими чертами нужно обладать, чтобы люди пошли завами .1.

Из книги Кто куда, а я вперед! Стратегия успеха в бизнесе и в жизни автора Командина Надежда

Тотальное качество «Первая цель – качество, а прибыль сама придет». Принцип японского менеджмента.В 1993 году была учреждена премия Ишикавы за лидерство в достижении качества. Она присваивалась человеку или команде, которые благодаря своему лидерству вносили вклад в

Из книги Коммерческий договор. От идеи до исполнения обязательств автора Толкачев Андрей Николаевич

Из книги Клиентология. Чего на самом деле хотят ваши покупатели автора Грейвс Филип

Из книги Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта автора Мишина Лариса Александровна

Глава 10. Проведение экскурсий 10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий Экскурсия – это интеллектуальная деятельность человека в свободное время, направленная на получение новой информации.Можно выделить несколько основных признаков

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий Экскурсия – это интеллектуальная деятельность человека в свободное время, направленная на получение новой информации.Можно выделить несколько основных признаков экскурсии:1) наличие экскурсионной

Из книги 90 шагов к счастливой семейной жизни. От Золушки до Принцессы автора Свияш Александр Григорьевич

10.2. Правила безопасности при проведении экскурсий При проведении экскурсий следует строго соблюдать правила безопасности.Рассмотрим некоторые из первоочередных мер, обеспечивающих безопасность туристов при проведении экскурсий:1) проведение перед экскурсиями

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

Познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

Известность объекта , его популярность среди населения (например, такие объекты, как Красная площадь, Останкинская телевизионная башня, памятник "Тысячелетие России" в Новгороде, и др.).

Необычность (экзотичность) объекта . Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения (например, цельносварной мост имени Е.О. Патона через Днепр в Киеве). Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, церковь царевича Дмитрия в Угличе, храм "Спас-на Крови" в Санкт-Петербурге на месте гибели царя Александра II). Экзотичность может быть природного характера (например, сталактито-сталагмитовые карстовые пещеры в Новом Афоне, в Абхазии).

Выразительность объекта , т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом (например, здание Московского университета на Ленинских Горах, храм Покрова на Нерли (г. Владимир), мосты в Санкт-Петербурге).

Сохранность объекта . Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

Местонахождение объекта . При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) - это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2-4 академ. часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.

В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.

В ходе подготовки новой экскурсии больше внимания следует уделить изучению объектов на месте, в их естественной обстановке. Необходимые исходные данные дает изучение объектов по источникам - книгам, альбомам, фотографиям. Встреча с экскурсионным объектом непосредственно на месте его расположения, изучение различных его сторон позволяют экскурсоводу в будущем при работе с группой свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ.

32. Карточка (паспорт) экскурсионных объектов. Комплектование "портфеля экскурсовода"

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.

В карточку объектов вносятся следующие данные:

1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;
3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);
4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);
7) охрана памятника (на кого возложена);
8) в каких экскурсиях памятник используется;
9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.

В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, стенописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции здания, техническом состоянии его (степени сохранности). Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным. Во многих регионах России проведена паспортизация и составлены своды памятников. В 70-е годы Научно-исследовательским институтом культуры Министерства культуры РСФСР и управлениями культуры были подготовлены своды памятников истории и культуры России по территориям. Материалы свода включают в себя лишь одну группу недвижимых памятников - мемориальные дома, усадьбы, могилы, памятные места, связанные с именами выдающихся деятелей культуры и значительными событиями в жизни территории (края, области, автономной республики).

"Портфель экскурсовода " - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

В "портфель экскурсовода" включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие "портфели" создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание "портфеля" диктуется темой экскурсии .

Наглядные пособия "портфеля экскурсовода" должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь экскурсоводу в освещении темы. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте. Затем рекомендации по использованию материалов "портфеля" включают в методическую разработку.

К каждому экспонату, включенному в "портфель", прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.

Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в "портфель экскурсовода", должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.

Большую помощь в подборе наглядных материалов для "портфеля" экскурсионным организациям оказывают музеи, выставки, архивы.

Понравилась статья? Поделитесь ей