Контакты

Конспект занятия с ш. Индивидуальное занятие по дифференциации звуков, — Путешествие за шишками

Дифференциация «С» – «Ш».

Закрепить слияние букв в один слог и в слова. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук».

Печатание данных слогов.

Учить выделять согласный звук из начала, конца слова.

Учить соотносить звук с символом.

Закрепление знаний о буквах Ш, Р, А,О,У, М, С, Х.

Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.

Воспитывать аккуратность, целеустремленность.

Оборудование: предметные картины, символы, буква Ш, Р, Х, М, А,О,У.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Игра «Скажи наоборот».

У маминой шляпы поля – широкие, а у папиной шляпы – узкие.

У девочки шапочка светлая, а у полицейского фуражка – темная.

У Кати берет новый, а у бабушки платок – старый.

И Вити кепка грязная, а у Коли – чистая.

Мамина шляпа большая, а танина – шляпа маленькая.

У повара колпак высокий, а у поваренка колпак низкий.

Летняя косынка тонкая, а зимний пуховой платок – толстая.

II. Знакомство с новой темой:

Артикуляционная гимнастика

Вкусное варенье;

Барабанчик.

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Приготовьте руку.

Наберите воздух и слегка подуйте. Выдох медленный, плавный.

Ветерок слабый!

Наберите воздух, подуем сильно – сильно! Ветер сильный и быстрый!

Повторение стихотворения:

Кыш – кыш – кыш – шумит камыш,

Притаилась мама – мышь.

«Не шумите, камыши!

Испугались малыши,

Разбежались кто куда,

Вот несчастье, вот беда!»

Игра «Угадай, чья песня».

«С» – это песня воды,

«Ш» – это песня змеи.

Угадайте, кто поет эту песню: «С», «Ш», «С», «С», «Ш», «С», «Ш», «С».

Игра «Дирижер»

Если я поднимаю кисть наверх, то вы поете песню змеи.

Если опускаю вниз – песню воды.

Прочитайте слоги:

СА СО СУ ША ШО ШУ;

ША ШО ШУ СА СО СУ;

АР ОР УР АР ОР УР;

АРШ ОРШ УРШ АРС ОРС УРС.

Прочитайте слова:

Саша. Что означает слово? Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй.

Сколько звуков? Назовите первый звук. Назовите первый звук второго слога и второй звук второго слога.

На какую букву начинаются слово МАРШ, на какой звук заканчиваются? Какая буква посередине?

Суша, Маша, хорошо (аналогично анализу слову Сашу).

ФИЗМИНУТКА «СОЛНЦЕ».

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у Снежной Бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает все кругом

Белоснежным серебром

Повторение чистоговорок:

Ша – ша – ша – маша моет малыша,

Шу – шу – шу – я письмо пишу,

Ши – ши – ши – наши каши хороши,

Шо – шо – шо – отвечаем хорошо,

Ши – ши – ши – зашумели камыши.

Прочитайте слоги:

РА РО РУ СМА СМО СМУ;

МРА МРО МРУ СХА ХМО ХМУ;

Выкладывание слогов под диктовку:

САШ СОШ СУШ;

ШУС ШОС ШАС;

Чтение предложений:

Марш хорош.

Саша хорош.

Маша хороша.

Шар хорош.

Паузы должны быть между буквами? Как мы соединяем буквы в один слог?

Тянем первую букву до тех пор, пока не дойдете пальчиком до второй буквы, паузы между звуками не должно быть!

Список литературы:

Баскакина И.В. Свистелочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «С». – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год.

Баскакина И.В. Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «С». – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год.

Волина В.В. Праздник Букваря / В.В. Волина. – М.: «АСТ – ПРЕСС», 1997 год.

Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков «Ш», «Ж»: пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007 год.

Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном – Пресс», 1999 год.

6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина – СПб.: «Дельта», 1997 год.

7. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста / А.Ф. Рыбина. – Волгоград: «Учитель», 2003 год.

8. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника. – М.: «Школьная Пресса», 2006 год.

9. Ткаченко Т.А. Правильно произносим звук «Ш»: логопедический альбом, Екатеринбург «Издательский дом Литур», 2007 год.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Дифференциация звуков С-Ш

Автор: Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
Место работы: МКС(К) ОУ школа-интернат V вида №13, г.Ижевск
Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков С-Ш"
Описание работы: занятие спланировано для ученика 1 класса с диагнозом ОНР 3 уровня у ребенка с дизартрией. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями, опирается на них и является подготовительным к следующей теме.

Цель: уточнить умение дифференцировать звуки С-Ш
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- закрепление навыков дифференциации звуков и букв С-Ш
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевой выдох, силу голоса
- развивать фонематические процессы
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься

Оборудование: компьютер; аудиозапись «Смешарики»; карточки с артикуляционной гимнастикой; таблицы-опоры для характеристики звуков; счетные палочки; зеркало; ИКТ тренажер «Научи Смешариков различать звуки С-Ш»; картина с паровозом, дудка; мяч, предметные картинки, паровоз с пронумерованными вагонами; карточка с заданием, тетрадь, цветные ручки; смайлики-рефлексия.

Ход занятия

I.Орг. момент
Звучит припев песни «Смешарики»

II. Определение темы и цели занятия
-Тебе понравилась песенка? Сегодня мы отправимся в гости к Смешарикам для того, чтобы научить их различать звуки С и Ш.
- Как ты думаешь, для чего мы должны научить различать их эти звуки?
Ученик
-Чтобы правильно произносить звуки С и Ш, чтобы не путать их в словах.

III. Артикуляционная гимнастика
-Чтобы красиво и четко произносить звуки, выполним артикуляционную гимнастику

ЛЯГУШКА
Чтоб понравится лягушкам,
Тянем губки прямо к ушкам.
Потяну и перестану
И нисколько не устану.

СЛОНИК
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю

ЛОПАТОЧКА
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!

НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК
(пя-пя-пя-пя….)

ЧАШЕЧКА
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка

IV. Сравнение звуков С-Ш по артикуляционным и акустическим признакам
-Произнеси звук С
-Расскажи с помощью опоры как работают органы артикуляции,когда мы произносим звук С.
-Чем отличаются звуки и буквы?
-Верно, звуки мы произносим, а буквы пишем и читаем.
- Выложи палочками букву С
-Произнеси звук Ш
-Расскажи с помощью опоры как работают органы артикуляции, когда произносим звук Ш.
-Выложи с помощью палочек букву Ш.
- Дай характеристику звукам Си Ш по опоре.
В чем сходство и различие звуков С и Ш?

V. Развитие фонематического восприятия.
- Давай поиграем в игру «Поймай звук». Если услышишь звук Ш, то хлопни в ладоши, если звук С – топни.
- Шапка, носки, шишка, сосна, кувшин, санки, Нюша, слон, сон, шутка, шалаш, коса
- Перечисли все слова, которые я называла
-Молодец!

VI. Дифференциация звуков С и Ш в словах. (Тренажер «Научи Смешариков различать звуки С и Ш)
- Помоги Смешарикам рассадить животных по вагонам
В один вагон надо рассадить всех животных в названии которых есть звук Ш, в другой вагон всех животных в названии которых есть звук С
- Молодец, правильно рассадил всех.

VII.Развитие просодической стороны речи (речевого выдоха, силы голоса)

Можно отправляться в путь – дорогу
- Возьми дудочку и очень громко прогуди несколько раз, оповещая всех, что паровоз отправляется (ребенок делает глубокий вдох через нос и выдох через рот в дудочку)

Погуди как паровоз, который отъехал очень далеко
(тихо произносит - ту-ту…)
-погуди как паровоз, который на середине пути
(произносит нормальной силой голоса - ту – ту…)
- Теперь, как паровоз, который подъезжает совсем близко.
(громко произносит – ту-ту…)

VIII.Развитие навыков звукобуквенного анализа.
- Пока наш паровоз едет, открой свою тетрадь. В ней – две картинки.
- Покажи где мишка?
-Где миска
-Назови первую; вторую картинки
-Скажи, похожи ли слова?
- Что обозначает первое, что второе слово?
- Обозначь звуки цветными кружками к этим словам.
- Можно ли путать звуки и буквы?
- Что произойдет если мы будем путать звуки и буквы?

IX.Динамическая пауза. Игра с мячом.

-Поиграем с мячом.
- Замени в словах звуки С-Ш (перекидывают мяч друг другу)
Усы-…, крыса-…, нос-…, сок-…,каска-…,маска-…, сутки-…,брось-…,солить-…, вас-….
(Уши, крыша, нож, шок, кашка, Машка, шутки, брошь, шалить, ваш).

X. Развитие навыков слогового анализа.

Отгадай название животного на карточке и посади картинку с названием этого животного в свой вагон. В первом вагоне едут животные в названии которых один слог, во втором-2 слога, в третьем вагоне едут животные в названиях которых 3 слога.

Ученик на карточке вставляет пропущенные буквы в словах, выбирает соответствующую предметную картинку и рассаживает по вагонам.
В 1 вагон-слон, еж, мышь.
Во 2 вагон - лиса, мишка, сова.
В 3 – барашек, петушок, лошадка.

Молодец. Ты справился с заданием.

XI.Подбор признаков и действий на звуки С-Ш к предмету.
-Расскажи о каждом животном из тех, которых ты рассадил по вагонам как я.
Слон (какой?) большой, статный, шикарный, добродушный, сильный.
(что делает?) стоит, ест, дышит, наступает, спит
-Мышь какая?
Ученик:
- Шустрая, смелая, слабая, серая, смешная, маленькая…
Логопед:
-Что делает?
Ученик:
- Шуршит, скребет, смешит, крошит, прячется…
Логопед спрашивает о признаках и действиях всех животных, задает стимулирующие вопросы при затруднениях.

XII.Итог занятия
- Как ты думаешь, Смешарики научились различать звуки С и Ш?
- Как ты им в этом помог?
- Для чего нужно различать эти звуки?
- А что тебе понравилось больше всего на занятии?
-А что было труднее всего?
-Покажи, каким символом ты оценишь свои знания, которыми ты поделился со Смешариками?
- Молодец, ты очень старался!

Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1-го класса c ОНР III уровня речевого р

Цель : Развить умение дифференцировать звуки С и Ш.

Задачи :

1. Пробуждение интереса к познанию звуков С;Ш.

3. Уточнение артикуляционно-акустических признаков звуков С;Ш.

4.Совершенствование умения составлять схему слова и делать сравнительный анализ.

5. Развитие умения внимательно слушать логопеда.

6. Развитие мышления, усидчивости, слухового внимания и зрительной памяти.

7. Совершенствовать навыки правильного произношения звуков С;Ш в словах и словосочетаниях, предложениях, довести произношение звуков С;Ш до автоматизма.

8 Активизация накопленного словаря.

9. Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи

Центр психолого-медико-социального сопровождения Фрунзенского района Санкт-Петербурга

План-конспект индивидуального занятия

Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.

Составитель: учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС

Степанова Елена Ивановна

Санкт-Петербург, 2013

Цель : Развить умение дифференцировать звуки С и Ш.

Задачи :

1. Пробуждение интереса к познанию звуков С;Ш.

3. Уточнение артикуляционно-акустических признаков звуков С;Ш.

4.Совершенствование умения составлять схему слова и делать сравнительный анализ.

5. Развитие умения внимательно слушать логопеда.

6. Развитие мышления, усидчивости, слухового внимания и зрительной памяти.

7. Совершенствовать навыки правильного произношения звуков С;Ш в словах и словосочетаниях, предложениях, довести произношение звуков С;Ш до автоматизма.

8 Активизация накопленного словаря.

9. Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения.

Оборудование : Мяч, настольная игра логопедическое лото-мозаика «Мишка в берлоге», символы звуков, слогов.

Ход занятия.

Логопед: Представь себе, что мы сейчас в лесу. Покажи, какие там большие деревья.

Подул теплый ветерок, зашелестели листья: ШШШ-пошевелить пальчиками.

Подул холодный ветерок:ССС-покачиваться и махать руками.

Ветер затих, не шевелятся ни листочки, ни ветки- расслабиться.

Вспомним, как шумели листочки? ШШШ

Как подул холодный ветер? ССС

Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш. (уточнение артикуляции звуков, нахождение сходства и различия)

Давай поиграем. Я буду называть предметы, а ты будешь произносить соответствующий звук.

Свисток__________ССС

Сердитый гусь____ ШШШ

Насос____________ССС

Шум леса_________ШШШ

Свист ветра_______ ССС

Змея шипит_______ ШШШ

А теперь добавь слог СА или ША, чтобы получилось слово. Назови его. (игра с мячом)

Афи… ли…. ка… о…

Добавь слог СЫ или ШИ камы… бу…. мы… фоку….

Четко повтори: Язык кверху - ша-ша-ша- Маша моет малыша
Язык книзу - са-са-са- укуксила в нос оса

Язык кверху - ши-ши-ши- Миша с Машей малыши

Язык книзу - сы-сы-сы- у осы усы, усы

Язык кверху - шу-шу-шу- шубу новую ношу

Язык книзу - су-су-су- видел я в лесу лису

Физминутка

Игра: Прогулка на велосипеде.

Логопед : Мы поедем кататься на велосипеде.

Проверим хорошо ли надуты шины. Слабо. Давай накачаем шины насосом.

Ребенок : сссссссссссссс- имитация работы насосом.

Логопед : Поехали (имитация езды на велосипеде) Наехали на шишку. Лопнула шина.

Ребенок : шшшшшшшшшш

Логопед : Заклеим шину и еще раз накачаем шины.

Повторение игры.

Развитие фонематических представлений, произношение звуков С, Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.

Игра . Логопедическое лото-мозаика. «Мишутка в берлоге.»

Игровое поле, карточки 6 штук: шапка, мышка, карандаш, собака, лиса, автобус.

Карточки в волшебном мешочке. Ребенок достает по одной карточке, называет предмет и определяет какой звук(С или Ш) слышит и его место в слове, подбирает слово-признак предмета. Ребенок проговаривает: « Я достал из волшебного мешочка ШАПКУ. Слышу звук Ш в начале слова. Это шерстяная шапка». Достает все картинки и выкладывает их на стол.

Логопед загадывает загадки, ребенок отгадывает их, с каждым словом составляет предложение (при затруднении логопед помогает вопросом) и кладет карточку на соответствующее место на игровом поле, проговаривая: « Я кладу шапку на шапку.»

На игровом поле собирается сюжетная картина «Мишутка в берлоге».

  1. Сижу верхом, не ведаю на ком. Знакомца встречу- соскочу, привечу.

2. Я хитра и плутовата. Я в курятник вечерком часто бегаю тайком.

3. На дворе сидит, дом сторожит. Кто к хозяину идет, она знать дает.

4. Дом по улице бежит, дом подошвами шуршит. Подбегает к остановке, всех желающих берет и опять бежит вперед.

5. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом проведет, там заметку кладет.

  1. Хвост длинен, сама крошка, боится очень кошки.

Логопед : Вспомни слова-отгадки, не переворачивая карточек, и назови их.

А теперь найди на составленной сюжетной картине слова со звуком С, затем со звуком Ш.

Ответь на мои вопросы: Что Мишутка будет делать зимой?

В какое время года проснется Мишутка?

Из чего Мишутка ест кашу?

Сравнение слов: МИШКА,МИСКА.

Назови звуки слова МИШКА по порядку. Сколько звуков в слове? На каком месте звук Ш? Назови гласные. Сколько слогов? Почему 2 слога? Составление схемы слова. (так же сделать анализ слова МИСКА)

Чем отличаются эти слова?

Мишка хочет с тобой поиграть. Игра «4 лишний».

Найди лишнее слово: шапка, сок, шар, шалун;

Сын, сом, шкаф, сад;

Итог занятия :

Логопед : Ты меня сегодня порадовал своими ответами! Жаль, что занятие закончилось! Мне было приятно работать с тобой!

Логопед отмечает удачи ребенка, узнает у него, что ему понравилось, какое задание было самым трудным.


Тема: «Дифференциация [С] - [Ш] в словах, предложениях» Рассказ по серии картин

«Разбитая чашка».

Цель: Дифференциация звуков [С] - [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Уточнение артикуляции звуков [С] --- [Ш];

Закрепление правильного произношения звуков [С] - [Ш];

Совершенствование грамматического стоя речи, формирование навыка

словоизменения и словообразования;

Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательно, излагая

события.

Коррекционно-развивающие :

- совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового

анализа слов;

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;

- улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок.

Коррекционно-воспитательные :

- воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания

помогать другим

Планируемые результаты: дети различают звуки [С] - [Ш] в слогах, словах и

предложениях. Могут использовать речь для выражения своих мыслей и построения

речевого высказывания в ситуации общения, проявляют шпщиагиву и самостоятшносгь в

общении, активно взаимодействуют оо сверсгншсами и взрослыми, участвуют в совместных

играх.

Оборудование : проектор, компьютер, презентация, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

1. Приветствие. «Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте вспомним

правила, которые помогут нам на занятии!»

Проговаривание хором:

Я спокоен всегда, говорю всегца красиво, смело и неторопливо! (і ‹ „‚ "Ёж!

- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, a

выдохните через ротик все обиды, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

Дети делают вдох и выдох три раза.

Логопед : А теперь, посмотрите, кго пришёл к нам B гости?

Это девочка, она говорит, что её зовут Фафа. Фафа тоже хочет с вами заниматься.

Девочка не умеет красиво говорить, потому что не может произносить некоторые звуки.

Скажите, какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?

- Как зовут нашу гостью? Саша.

Значит какие звуки девочка не выговаривает? (Ответы детей).

С и Ш.

- Сегодня на занятии мы с вами будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки С и Ш и научим говорить Сашу.

Вы сегодня делали утреннюю зарядку?

-Все ребята по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш тоже хочет

На детишек быть похожим

-Угадай гласные по артикуляции и пропой их.

Иголочка, Лопатка, Чашечка, Орешек, Лошадка, Грибок, Гармошка.

II. Сообщение темы занятия.

Сейчас мы c вами отправимся в путешествие в страну Логландию. Посмотрите на каком транспорте мы поедем?

Мы поедем на автобусе. Ho прежде надо шины подкачать

Насосы быстро в руки взяли

И шины туго накачали: с - с -- с.

Сели в автобус. Садитесь на стульчики.

Мы в автобусе сидим

И на деревья глядим.

Тихо дует ветерок,

Он нам с вами говорит: ш-ш-ш.

1. Артикуляция звуков.

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С и Ш.

Пока будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше как нужно произносить звуки.

Логопед Произнесите звук С.

Где находится язычок? (внизу). (Использование жеста, дети показывают положение языка). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).

Звук С - согласный, твёрдый, глухой

Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху) Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук Ш - согласный, твёрдый, глухой.

2. Характеристика звуков. Дадим характеристику этим звукам.

Звук Ш тоже согласный, твёрдый, глухой.

Чем похожи эти звуки? (Они оба согласные, Твёрдые.)

Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Произношением)

Какая разница в произношении звуков С и Ш?

3. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:

Первая остановка «Чистоговоркино».

Повторяйте за мной.

со-шо--со ша-са-ша

ус-уш-ус аш-ос-уш

Са-са-са ~ вот коса.

Шу-шу-шу - Мише я пишу.

Иш-ис-ыш - беги сюда малыш

Шу-шу-су -- сушки Саше я несу.

4. Дифференциация звуков С - Ш в словах.

называть сначала слоги, а затем слова, если вы услышите звук [с] - поднимите карточку

со стрелкой, которая показывает вниз. Если услышите звук [ш] - поднимите карточку со

стрелкой, которая показывает вверх».

Слоги: ша, ca , ус, ш y , co , a ш.

Слова: лиса, мешок, бусы, нос, мышь, усы, уши, груша.

Дети выполняют задание.

5. Дидактическая игра «Измени слово»:

Следующая остановка «Заменяй-ка».

Замените звук С на звук Ш.

Саша уже научилась правильно произносить звук С и произносит его во всех словах где

есть звук Ш. Исправьте Сашу.

са -- ша сы - ши сма - шма

со - шо ста _ шта сла - шла

су - my cna ~- Inna

сутки -шутки

миска _- мишка

каска _ кашка

касса - каша

маска - Машка

плюс - плюш

6. Физкультминутка. (Видео)

7. Звуковой анализ слова Саша.

Остановка «Схемкино».

Саша: А что это за остановка?

Мы можем выложить схемой твоё имя.

А как это?

Сейчас увидишь. Дети, составьте схему слова «Саша».

- Сколько слогов в слове Саша? Назовите их.

Какой первый звук в слоге СА? Второй?

Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

Какие звуки во втором слоге?

Покажите у себя на столе гласные звуки. Назовите их. Покажите согласные. Назовите их.

8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.

Остановка « Угадай-ка» ?

- Угадайте, каким словом нужно закончить предложение. Вам помогут картинки.

шут сук мыш-ка мас-ка

Клоун ~- это.. Кошка съела бедную..

У сосны большой… . Снегурочка подарила Маше… .

Сравнение их буквенного состава

Для чего нужна кашка? - каска? Кому нужна каска?

каш-ка кас-ка

Малыш ест вкусную. У солдата большая.

КА. КА К А _ КА

Скажите, где нарисована каска справа или слева?

Закрыть слова между картинками, а также подписи под ними.

Какой звук _- [ш] или [с] - есть в слове КАШКА? Где находится этот звук: в начале, в

конце или в середине слова?

Назови все звуки по порядку в слове КАШКА, КАСКА.

Какую букву нужно написать вместо кружка? (См. подписи под картинками.)

Прочитай слово КАШКА, КАСКА. (слова между картинками), скажите какая картинка

к нему подходит. Справа или слева. Прочитай оба слова.

- Прочитайте первый слог.

Какие буквы одинаковые, какие разные в первых слогах?

Что можно сказать о вторых слогах.

Вывод: Все буквы в словах одинаковые, кроме букв С и Ш.

Логопед Мы изменили одну букву в слове, и поручилось новое слово.

9. Чтение слов с пропущенными буквами.

А сейчас! Доставай карандаши - букву нужную пиши.

- У вас на столах лежат листочки со словами. Саша-шутница, стёрла буквы в словах.

Какие буквы стёрла Саша? Впишите их в слова.

Апка …анки...утки

Ипы...ина...ова

ква... …уба...ода

насо. .. шила. .. …умка

Прочитайте слова с буквой С (Ш).

10. Произнесение скороговорок.

Остановка «Скороговоркино».

Шашки на столе, шишки на сосне.

Саша шапкой шишку сшиб.

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Ha голове -- каска, a в миске -- кашки

Молодцы, вы научили Сашу правильно говорить звуки С и Ш и тоже может сказать

скороговорку: Саша шустро сушит сушки.

- Дети, повторите скороговорку.

11. Составление рассказа по серии картин «Разбитая чашка».

Логопед: Ребята - Саше задали задание составить рассказ по картинкам, но у неё ничего

не получается и она просит помощи у вас.

(Логопед выставляет карточки на наборное полотно не по порядку.)

Логопед: Внимательно посмотрите на картинки. Связанны ли они общим содержанием?

Дети: Да

Логопед: Почему вы так думаете?

Дети: На всех картинках одни и те же герои.

Логопед: Давайте расставим картинки правильно, подумайте, какая картинка должна

быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой, шестой. Молодцы,

ребята. Давайте мальчику дадим имя, a собаке кличку. Мальчика назовем Мишей, a

собаку Тузиком.

(От наборного полотна переходим к интерактивной доске, на которой появляется первая

картинка)

Первая картинка

Беседа по картинкам:

Логопед: Что изображено на первой картинке

Деги: собака лежит на коврике, мальчик уронил чашку

Логопед: Какое выражение лица у мальчика?

Дети: Испуганное

Логопед: Почему испугался мальчик?

Дети: Мама будет ругаться

Появляется вторая картинка

Логопед: Что случилось с чашкой

Дети: Чашка разбилась

Логопед: Что спросила мама?

Дети: Кто разбил чашку

Логопед: Что ответил мальчик?

Дети: Чашку разбила собака

Логопед: Хорошо ли поступил мальчик?

Дети: Плохо, он обманул маму

Появляется третья картинка

Логопед: Что сделала мама?

Дети: Мама выгнала собаку на улицу

Появляется четвертая картинка

Логопед: Какое время года?

Дети: Зима

Логопед: Что делает собака?

Дети: Просится в дом

Логопед: Почему?

Дети: На улице холодно

Появляется пятая картинка

Логопед: Что делает собака?

Дети: Сидит под окном

Логопед: Какое у нее настроение?

Дети: Грустное

Логопед: Что делает мальчик?

Дети: Сидит у окна и смотрит на собаку

Логопед: Какое настроение у мальчика?

Дети: Грустное, ему стало жалко собаку

Появляется шестая картинка

Логопед: Что сделал мальчик?

Дети: Признался во всем маме

Логопед: Что теперь можно сказать о его поступке?

дети: Он поступил хорошо, потому что во всем признался.

Логопед: Ребята, сейчас мы с вами все вместе попробуем составить весь рассказ.

Совместный рассказ:

«Тузик лежал на коврике. Миша нес чашку, нечаянно уронил ее и она разбилась. Он очень

испугался, что мама будет ругать. Когда мама пришла в комнату и спросила, кто разбил

чашку Миша струсил и обвинил Тузика Маме ничего не оставалось делать, как прогнать

Тузика на улицу. Была зима. Тузику было холодно на улице, он просилоя, чтобы его

пустили в дом. Грустный Тузик сидел под окном на снегу и не понимал, за что его

прогнали. Миша смотрел в окно на Тузика и ему стало жалко, и стыдно за свой поступок.

Ведь так не поступают со своим друзьями. Миша пришел к маме и честно признался, что

это он разбил чашку и Тузик не виноват. Мама очень обрадовалась этому и простила его»

Логопед: Вы молодцы, составили интересный рассказ.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов. С какими звуками мы сегодня путешествовали? Сегодня мы с

вами учились четко и правильно произносить и различать на слух согласные

звуки. Кто приходил к нам в гости? Вы научили Сашу красиво говорить, помогли

составить рассказ.

2. Релаксация.

«Волшебный сон» - Дети сидят в позе покоя. Логопед предлагает им закрыть глаза,

объясняет правила игры «Волшебный сон». С закрытыми глазами вы внимательно

слушаете и про себя повторяете мои слова. Шептать не надо. Нельзя закрывать глаза и

двигаться, пока я вам не разрешу. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон»

закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!»

Реснички опускаются. ..

Глазки закрываются. ..

Мы спокойно отдыхаем. . .(два раза)

Сном волшебным засыпаем. ‚.

Дышится легко. . .ровно. . ‚глубоко

Наши руки отдыхают. ..

Ноги тоже отдыхают.. .

Отдыхают. . ‚засыпают. . ‚(два раза)

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на. ..

Губы чуть приоткрываются. ..

Всё чудесно расслабляется. (два раза)

(Длительная пауза. Дети выводятся из «Волшебного сна».)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали. ..

Громче, быстрее, энергичнее:

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем. ..

Потянуться! Улыбнуться! ..

Всем открытьглазаи встать!

Конспект индивидуального логопедического занятия для 2 класса

Тема: Дифференциация звуков [С]-[Ш].

Цель : научить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные : закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш];дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах, предложениях; определение их при проведении звуко-слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие : развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и слухового внимания, совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса учащихся и стимулирование детей к полным речевым высказываниям посредством различных тренировочных упражнений и обучающих игр.

Коррекционно-воспитательные :воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда; формирование контроля за собственной речью, воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование : тематические картинки, карточки с заданиями, зеркало, тетрадь и ручка.

План занятия:

I. Организационный момент

    Приветствие

II. Основной этап

    Артикуляционная гимнастика

    Дыхательная гимнастика

    Объявление темы урока

    Тренировочные упражнения

III. Подведение итогов занятия

IV. Домашнее задание

ХОД ЗАНЯТИЯ :

Деятельность ребенка

Оборудование

I. Орг.момент

Пишет школьник Паша

Шапка, шайба, каша

Мышка, мошка, шутка,

Шахматы, мишутка.

А теперь в другом стихотворении:

Самолет построим сам,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Здоровается, определяет звуки Ш, С.

II. Основной этап

Артикуляционная гимнастика

Давай вспомним, что нужно делать для того, чтобы правильно произносить эти звуки.

Начинаем нашу зарядку для языка и губ:

    «Улыбочка»,

    «Заборчик»,

    «Блинчик» счет до 5/ остудили,

    «Чистим зубки» (с внутренней стороны вверху/внизу; с внешней стороны), прижали язык к нижним зубам,

    «Чашечка» (счет до 10),

    «Вкусное варенье» (5 раз),

    «Маляр» (5 раз),

    «Лошадка»

Ребенок делает артикуляционную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

А что нужно еще, чтобы звуки нашей речи правильно звучали и были понятны окружающим? Правильно дышать:

1. «Кучер»: логопед и ребенок по очереди исполняют роль лошадки (цокают) и кучера (при сомкнутых губах говорят «тпру-у-у») - развиваем силу выдоха.

2.“Греем руки”: дуем на ладошки, меняя силу выдоха.

Ребенок делает дыхательную гимнастику.

Объявление темы занятия.

Сегодня будем различать звуки С и Ш.

Ребенок дает утвердительный ответ.

Анализ артикуляции звуков

Характеристика звуков

    Давай вспомним, как получаются эти звуки и дадим им характеристику:

Произнеси звук [с]

«Песенку змеи» - ШШШ.

Теперь давай дадим характеристику этим звукам: (общее – согласные, глухие, парные; различие – звук С – бывает твёрдый и мягкий, а звук Ш – всегда твёрдый).

А какими буквами обозначаются эти звуки? Давай их назовем и напишем: буква [эс] и буква [ша].

Ребенок слушает, произносит звуки.

Звук «С»- губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы, по середине языка идет холодная струя воздуха. Голосовые складки не работают.

Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают. Покажем

Ребенок дает характеристику звука [С] – согласный, звонкий, твердый.

Ребенок дает характеристику звука [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый.

Ребенок называет и прописывает звуки.

Зеркало, тетрадь, ручка

Дифференциация С-Ш в слогах

1. Игра ”Старый и молодой попугай”: повторяй за мной как попугай:

Из тебя получился замечательный молодой попугайчик!

2. Теперь читаем слоги по

таблице слева направо:

3. Постарайся повторить за мной чистоговорки:

СА-СА-СА – под сосной живет лиса.

ША-ША-ША – мы шагаем неспеша.

СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.

ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.

СО-СО-СО – у машины колесо.

ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо.

СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы осы.

Ты отлично справилась!

Ребенок повторяет.

Ребенок читает.

Ребенок повторяет.

Таблица со слогами

Дифференциация С-Ш в словах

4. Если я скажу слово со звуком [c], ты должна опустить ручки вниз, а если я скажу слово со звуком [ш], ты поднимаешь ручки вверх:

СОК, ШУМ, КОСА, ПУШОК, ШАГ, СОМ, СУП, ШИНА.

Ты очень внимательная! Умница!

5. Сравним пары слов по звучанию и по смыслу:

Карточка №1

КАШКА-КАСКА;

МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА;

КРЫСА – КРЫША;

СУТКИ – ШУТКИ;

УСЫ – УШИ;

БАСНЯ- БАШНЯ.

6. Теперь впиши, пожалуйста, недостающие буквы и назови лишнее слово:

Карточка № 2

…ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.

Воспроизведи этот

ряд слов по памяти (в прямом и обратном порядке).

Это было сложное задание и ты с ним неплохо справилась!

7.Закончи слово, добавив слог СА или ША:

Карточка № 3

ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….

Отлично справилась!

8.Дети выбирают картинки, в названии которых есть звуки [С, Ш], раскладывают их на две группы и определяют место звука в слове (ребенку предъявляются картинки).

Хорошо получилось!

9. Нужно ответить на все вопросы полным ответом:

Кто поднимает штангу? (штангист)

Кто играет в шахматы? (шахматист)

А кто играет в хоккей? (хоккеист)

Кто водит поезда? (машинист)

А кто водит такси? (таксист)

Кто играет на пианино? (пианист)

Кто играет на гитаре? (гитарист).

Какие у нас получились слова (такси – таксист, гитара - гитарист)? – однокоренные.

10. Рифмовки-путаницы:

Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно.

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Саша ела «каску».

Танцует Миша в «машке»

Конфету дали «маске».

У тебя все получилось!

Ребенок поднимает/опускает руки.

Ребенок объясняет смысл слов.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок раскладывает картинки в две стопки.

Ребенок отвечает.

Ребенок восстанавливает правильный порядок звуков и слов.

Карточка с заданием

Карточка с заданием, тетрадь, ручка

Карточка с заданием

Предметные картинки

Дифференциация С-Ш в предложениях

11.Измени словосочетания по образцу:

Карточка №4

Ты носишь – я ношу

Ты спешишь –

Ты спишь –

Ты рисуешь –

Ты сыплешь –

Ты сеешь –

Я ношу – ты носишь

Я прошу –

Я спешу –

Я рисую –

Я сыплю –

12.Составь словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика:

Карточка №5

Веселый шоссе

Ясное пастушок

Сухое солнышко

Интересное кошка

Серая путешествие

Ты все правильно подобрала!

13.Придумай предложения с данными словосочетаниями:

Карточка №6

Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.

У тебя получились замечательные полные предложения!

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Карточки с заданиями

III. Итог занятия

Какие звуки мы сегодня различали?

Повторим правило.

Что вам понравилось на занятии?

Как ты оцениваешь свою работу (если все получилось – подними правую руку вверх, если не все – правую руку на уровень груди, ничего не получилось – правую руку опусти вниз).

Язык кверху…шш.

Язык книзу…ссс.

Ребенок отвечает.

Ребенок оценивает себя.

IV. Домашнее задание

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:

Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.

Таблица со слогами

Карточка №1

КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ;)

Карточка № 2

…ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.

Карточка № 3

ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….

Карточка №4

Ты носишь – я ношу

Ты спешишь –

Ты спишь –

Ты рисуешь –

Ты сыплешь –

Ты сеешь –

Я ношу – ты носишь

Я прошу –

Я спешу –

Я рисую –

Я сыплю –

Карточка №5

Веселый шоссе

Ясное пастушок

Сухое солнышко

Интересное кошка

Серая путешествие

Карточка №6

Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:

Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.

Понравилась статья? Поделитесь ей