Контакты

Князь Серебряный (роман). Князь Серебряный (роман) Князь серебряный автор толстой алексей

Исторический роман «Князь Серебряный» Толстого был написан в 1862 году и опубликован год спустя в литературном журнале «Русский вестник». В основе произведения лежит важный период русской истории – централизация власти московского князя и ее противостояние боярам.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Князь Серебряный» по главам. Проверить свои знания можно при помощи специального теста на нашем сайте.

Главные герои

Никита Романович Серебряный – князь, царский воевода, отважный, честный и прямолинейный молодой мужчина.

Иван IV Грозный – московский царь, деспотичный правитель.

Елена Дмитриевна – возлюбленная князя Серебряного, супруга боярина Морозова.

Дружина Андреевич Морозов – московский боярин, пожилой муж Елены Дмитриевны.

Другие персонажи

Малюта Скуратов – любимый опричник и помощник Ивана Грозного.

Максим Скуратов – 17-летний сын Малюты, противник опричнины.

Федор Басманов – опричник, фаворит Ивана Грозного.

Борис Федорович Годунов – боярин, доверенное лицо Ивана Грозного.

Афанасий Иванович Вяземский – глава опричников, любимец царя.

Перстень – отважный атаман разбойников.

Коршун – старый разбойничий атаман.

Михеич – стремянный князя Серебряного и его воспитатель.

Мельник – местный знахарь и колдун.

Онуфревна – старая мамка Ивана Грозного.

Предисловие

Глава 1. Опричники

Летом 1565 года « молодой боярин князь Никита Романович Серебряный » возвращается в родную деревню Медведевку после пятилетнего пребывания в Литве, где он тщетно пытался « подписать мир на многие лета » с королем Жигимонтом.

Неожиданно на деревню нападают опричники, которых князь принимает за разбойников. Ему удается отбить нападение, и от местных жителей он узнает, что опричники – это « люди царские », которым сам царь разрешил « грабить да обдирать » простой народ.

Глава 2. Новые товарищи

Князь дает распоряжение своим воинам везти пленных опричников к губному старосте, а сам вместе со стременным Михеечем держит путь дальше. В лесу на них нападают уже настоящие разбойники, но князя и его спутника спасают от верной гибели Ванюха Перстень и Коршун – пленники опричников, которых князь отпустил на волю.

Глава 3. Колдовство

Князь Серебряный останавливается на ночлег у мельника. Ночью к хозяину приходит глава опричников – князь Афанасий Вяземский, который требует у «колдуна» приворотное зелье для своей зазнобушки.

Глава 4. Дружина Андреевич и его жена

Женой боярина Дружины Андреевича Мороза была первая московская красавица – « двадцатилетняя Елена Дмитриевна ». Девушка была вынуждена выйти замуж за старого, но доброго боярина, поскольку опасалась настойчивого в своей страсти князя Вяземского. Сама же Елена любила князя Серебряного, и даже пообещала стать его женой, но тот надолго задержался в Литве.

Глава 5. Встреча

Елена сидит в саду с девушками. Неожиданно за частоколом появляется лихой всадник – князь Серебряный. Заметив « на голове Елены жемчужный кокошник » Никита Романович бледнеет – его возлюбленная замужем.

Глава 6. Прием

Князь Серебряный заходит в покои Морозова. Тот « знал князя еще ребенком, но они давно потеряли друг друга из виду ». Тем временем входит Елена Дмитриевна, но при виде возлюбленного она не в силах совладать с собой, и ее волнение замечает супруг.

Боярин рассказывает гостью о доносах, опричнине и страшных казнях. Узнав, что Серебряный направляется в Александровскую слободу к царю, Морозов отговаривает его от этой поездки, которая сулит молодому князю смерть. Однако Никита Романович отправляется в путь.

Глава 7. Александрова слобода

По дороге в Слободу князь наблюдает картину страшных перемен. На месте церквей и роскошных хором теперь повсюду виселицы и плахи, процветает нищета да разбой, а от опричников честному люду житья совсем нет.

На царском дворе Никита становится жертвой медведя, которого ради потехи натравил на него фаворит Ивана IV – молодой Федор Басманов. От верной смерти спасает князя юный Максим Скуратов, сын Малюты.

Перед встречей с царем Серебряный « приготовился ко всему и мысленно прочитал молитву ».

Глава 8. Пир

Никита Романович ожидает царского гнева за то, что повязал его опричников в родном селе. Однако тот проявляет свою милость к князю, поскольку еще не знает о его бесчинстве.

За столом Иван Грозный рассказывает Вяземскому сказку, тем самым намекая на свое разрешение отобрать силой у Морозова Елену.

Глава 9. Суд

Тем временем царю докладывают о событиях в Медведевке. Узнав о самоуправстве Серебряного, разгневанный Иван IVсобирается немедля казнить его. И только один опричник – Максим Скуратов – заступается за князя. Царь успокаивается и, вспомнив, что Никита всегда проявлял себя как « добрый слуга », отменяет казнь.

Глава 10. Отец и сын

Впечатленный поступком Серебряного, который царских опричников « за душегубство разбил и не заперся перед царем в своем правом деле », Максим Скуратов решает оставить отца и отправиться « куда глаза глядят ».

Глава 11. Ночное шествие

У царя еще жива была его мамка – Онуфревна, которой шел « чуть ли не десятый десяток ». В силу своего возраста и особого положения она без страха укоряет царя в совершенных им грехах. Иван Грозный видит перед глазами « картину будущего возмездия » и пугается своей участи. Подняв с постели всю свою челядь, он отправляется в церковь служить заутреню.

Глава 12. Клевета

На следующее утро царь стыдится своих ночных страхов, и решает « карать по-прежнему изменников и предавать смерти злодеев своих, хотя были б их тысячи ».

Меж тем Малюта, который уже не в силах терпеть бесконечные издевательства со стороны жестокого царевича Иоанна, решает ему отомстить за все обиды. Он клевещет Ивану Грозному на сына, и тот приказывает убить его во время охоты.

Глава 13. Ванюха Перстень и его товарищи

В лесу собирается шайка разбойников, среди которых – Коршун и Перстень. Они принимают в свои ряды мужчину, чью семью вырезали опричники, да молодого неповоротливого силача Митьку, у которого опричники « нявесту взяли ».

Глава 14. Оплеуха

В разговоре с Годуновым Серебряный не понимает, как тот, видя всю несправедливость правления царя, не скажет ему об этом. На что Годунов отвечает, что « хорошо стоять за правду, да один в поле не воевода ».

Прибегает Михеич, и рассказывает, что Малюта с опричниками куда-то везут плененного царевича. Серебряный немедля бросается в погоню. Догнав Малюту, он дает ему оплеуху и вступает в бой. Вскоре ему на подмогу приходят разбойники. Вместе им удается одолеть опричников и спасти от смерти царевича, однако Малюте удается сбежать.

Глава 15. Поцелуйный обряд

В доме Морозовых под благовидным предлогом появляется Вяземский со свитой. Морозов устраивает пир. Он подозревает Елену в измене, но не знает точно, кто его соперник. Чтобы подтвердить свою догадку, Морозов затевает « поцелуйный обряд ». Когда князь поцеловал Елену, « она задрожала как в лихорадке, ноги под ней подкосились ».

Глава 16. Похищение

По окончанию пира Морозов упрекает Елену в измене и напоминает « о наказании за прелюбодейство ». Неожиданно в опочивальню врывается Вяземский с верными опричниками и похищает Елену, а после поджигает все « крыши людских служб ». Однако Серебряный успевает сильно ранить Вяземского, но сам оказывается в плену у его опричников.

Глава 17. Заговор на кровь

Вяземский без устали скачет всю ночь, чтобы успеть « перевезть Елену в свою рязанскую вотчину ». От нанесенных ран он теряет сознание и падает на землю, а перепуганную Елену конь относит к мельнику.

Тот быстро « смекнул, в чем дело »: узнав коня Вяземского, он понял, кем является и девушка. Он едва успевает спрятать Елену, как возле его дома появляются всадники с раненным Вяземским. Мельнику удается остановить кровь из страшных ран князя, и направить незваных гостей на постоялый двор.

Глава 18. Старый знакомый

На следующее утро у мельника появляется Михеич и просит у него совета – как освободить Серебряного, постоявшего за правду. Мельник показывает ему дорогу к разбойничьему логову, и намекает на некую жар-птицу, за которую « выручку пополам » нужно будет разделить.

Глава 19. Русский человек добро помнит

Отыскав пристанище разбойников, Михеич просит о помощи Перстня и Коршуна. К ним присоединяется и Митька, и вместе они отправляются в Слободу – вызволять Серебряного из темницы.

Глава 20. Веселые люди

Во время соколиной охоты царь натыкается на слепых сказочников, которым удается развеселить царя. Он приказывает им отправляться в царские палаты и ждать его возвращения, а сам продолжает охоту.

Глава 21. Сказка

При встрече с царем Онуфревна говорит, что присланные им сказочники весьма подозрительны. Ей кажется, « что они недоброе затеяли », и царю следует быть с ними очень осторожным.

Слушая сказки слепцов, Иван Грозный притворяется спящим. Коршун решается воспользоваться этим и забрать тюремные ключи, лежавшие возле царя.

В этот момент царь открывает глаза и зовет стражу. Опричники хватают Коршуна, но Перстню удается сбежать. Он спешит к тюрьме и силой увозит князя.

Глава 22. Монастырь

Максим Скуратов, покинув отчий дом, приезжает в монастырь. Он исповедуется, и просит у Господа прощения за свою нелюбовь к царю и непочтение к родному отцу.

Глава 23. Дорога

Недолго погостив в монастыре у доброго игумена, Максим пускается в путь. Дорога его лежит через лес, где вскоре на него нападают разбойники.

Глава 24. Бунт станичников

Разбойники, узнав о том, что их любимец Коршун оказался в царской неволе, поднимают бунт. Они требуют, чтобы Перстень передал свое атаманство князю Серебряному, и тот повел их в Слободу для разбоя.

Увидев связанного Максима, князь убеждает разбойников отпустить юношу, поскольку он « такой же враг опричнине », как и все они. Вместо похода на Слободу он убеждает станичников идти на татар – уничтожать « басурманское племя ».

Глава 25. Приготовление к битве

Перстень делится с Серебряным своим хитрым планом, как перерезать татар. Зная находчивость разбойничьего вожака, князь « дал ему действовать по его мысли ».

Глава 26. Побратимство

Максим благодарит князя Никиту за спасение и признается ему в искренней симпатии к нему. Перед боем с татарами он просит князя побрататься « по древнему христианскому обычаю », и побратимы обмениваются нательными крестами.

Благодаря хитрой выдумке Перстня разбойникам поначалу удается уложить немало татар, но силы слишком неравны. Лишь благодаря вовремя подошедшему на помощь войску Федора Басманова удается победить врага. На поле брани погибает Максим.

Глава 27. Басманов

В честь победы над татарами Басманов устраивает пир. Сам же он представляет собой « странную смесь лукавства, надменности, неизнеженного разврата и беспечной удали ». Он удивляется, узнав, что Серебряный решает вернуться к царю и отдать себя в его милость.

Глава 28. Расставание

С Серебряным отправляется в Слободу и часть разбойников, остальные же, во главе с Перстнем и Митькой, решают примкнуть к Ермаку.

Глава 29. Очная ставка

« С неделю после поражения татар » царь принимает Басманова, который хочет присвоить только себе все лавры победителя. Желая оклеветать царского любимца – князя Вяземского, Басманов обвиняет того в колдовстве.

К царю приходит Морозов и просит вызвать Вяземского, и тот соглашается на очную ставку. Иван Грозный решает – пусть противники судятся « судятся судом божиим » и бьются на Слободе при свидетелях. Тот, кто проиграет, будет казнен.

Глава 30. Заговор на железо

Опасаясь, что победа будет за сильным и крепким еще Морозовым, Вяземский едет к мельнику, чтобы сделать « чрез колдовство удары свои неотразимыми ».

Подъезжая к мельнице, он, никем не замеченный, застает Басманова. Тот просит у мельника травы, чтобы войти « опять в царскую милость ».

Заговорив саблю, по просьбе Вяземского мельник начинает ворожить и видит картины страшных казней.

Глава 31. Божий суд

В день поединка на площади встречаются два противника – Вяземский и Морозов. Ослабленный недавними ранами, Вяземский падает с коня, и просит заменить его другим воином. Это против правил, но Иван Грозный разрешает ему выставить вместо себя Матвея Хомяка. Морозов отказывается от битвы с наймитом. Из толпы выходит Митька, чтобы « за правду постоять ». Он отказывается биться на саблях и оглоблей убивает Хомяка.

Глава 32. Ладанка Вяземского

Царь обвиняет Вяземского в колдовстве против себя. Он приказывает бросить бывшего любимца в темницу и привести для дачи показаний мельника.

Глава 33. Ладанка Басманова

На страшном допросе Вяземский не произносит ни слова « из гордости, из презрения или потому, что жизнь ему опротивела ». Басманов рад, что его главный соперник оказался в опале. Он еще не знает, что пойманный мельник под пытками рассказал о желании Басманова « государское здоровье испортить ».

Глава 34. Шутовской кафтан

Морозов получает приглашение прибыть к царскому столу, где Иван Грозный предлагает ему сесть ниже Годунова. Морозов с гневом отказывается. Присутствующие ожидают, « как проявится царский гнев ».

Царь приказывает надеть на Морозова шутовской кафтан и тем самым принародно унизить его. На законных права шута высказывает ему в лицо все, что думает о нем и методах его правления.

Иван Грозный приказывает бросить Морозова в темницу и « не пытать, чтобы не издох до времени ».

Глава 35. Казнь

В день общей казни « на большой торговой площади, внутри Китай-города » собирается народ, строятся страшные пыточные орудия. Царь представляет на обозрение публике Морозова, Вяземского, Басманова, мельника, Коршуна – страшных преступников, « которые хотели предать врагам государство ». Всех осужденных пытают и казнят.

Глава 36. Возвращение в Слободу

Ужаснув Москву жестокими казнями, « царь захотел явиться милостивым и великодушным » и выпустил на волю всех осужденных.

Тем временем у Годунова появляется Серебряный – « опальник государев, осужденный на смерть ». Ему не остается ничего другого, как объявить царю о возвращении опального князя.

Глава 37. Прощение

Никита Романович поясняет царю, что был уведен из тюрьмы мимо воли. Также он рассказывает о победе над татарами и просит милости для разбойников, которые теперь хотят служить царю, но только не в рядах опричников.

Серебряный, невзирая на заманчивое предложение царя, также отказывается служить ему среди опричников. Тогда Иван Грозный назначает его воеводой сторожевого полка, в который определены все его разбойники.

Глава 38. Выезд из Слободы

Верный Михеич рассказывает князю, как на мельнице нашел Елену Дмитриевну. Девушка отказалась ехать на вотчину Морозова, и Михеич по ее просьбе « оставил на руках у игуменьи » женского монастыря.

Узнав об этом, Серебряный просит слугу скакать во весь опор в монастырь и умолять Елену не совершать пострига до встречи с ним.

Глава 39. Последнее свидание

Князь уже предвкушает счастливую жизнь рядом с любимой, но вернувшийся Михеич сообщает, что нет более Елены Дмитриевны, а « есть только сестра Евдокия » – Елена успела постричься в монахини.

В глубокой печали князь отправляется в монастырь, чтобы проститься с Еленой. Его единственным утешением становится « сознание, что он в жизни исполнил долг свой », и не совершил ни одной подлости.

Глава 40. Посольство Ермака

По прошествии многих лет Иван Грозный по-прежнему продолжает казнить « самых лучших, самых знаменитых граждан ». Однако власть его ослабевает: на границах царь все чаще терпит поражения, и только на востоке его владения расширяются благодаря стараниям Ермака и Ивана Кольца, бывшего разбойничьего атамана по прозвищу Перстень.

Годунов, ставший « шурином царевича Федора », с каждым годом набирает силу при дворе. Но невиданная царская милость не придала Годунову « ни надменности, ни высокомерия ».

Князь Серебряный семнадцать лет тому назад был « убит татарами, и вся его дружина вместе с ним полегла ».

Заключение

В произведении Алексея Толстого удивительно точно и ярко показана психология русского человека в период Средневековья. Писатель уверен, что никакой уклад или закон не создадут справедливое общество, если люди не будут готовы чем-то жертвовать ради этой справедливости.

После ознакомления с кратким пересказом «Князь Серебряный» рекомендуем прочесть роман полностью.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 657.

Алексей Константинович Толстой

«Князь Серебряный»

Начиная повествование, автор объявляет, что главная его цель — показать общий характер эпохи, её нравов, понятий, верований, и потому он допустил отступления от истории в подробностях, — и заключает, что важнейшим чувством его было негодование: не так на Иоанна, как на общество, на него не негодующее.

Летом 1565 г. молодой боярин князь Никита Романович Серебряный, возвращаясь из Литвы, где провёл пять лет в тщании подписать мир на многие годы и не преуспевший в том из-за увёртливости литовских дипломатов и собственного прямодушия, подъезжает к деревеньке Медведевке и застаёт там праздничные веселья. Вдруг наезжают опричники, рубят мужиков, ловят девок и жгут деревню. Князь принимает их за разбойников, повязывает и сечёт, несмотря на угрозы главного их, Матвея Хомяка. Велев своим воинам везти разбойников к губному старосте, он отправляется дальше с стремянным Михеичем, два отбитых им у опричников пленника берутся сопровождать его. В лесу, оказавшись разбойниками, они оберегают князя с Михеичем от собственных товарищей, приводят на ночлег к мельнику и, сказавшись один Ванюхой Перстнем, другой Коршуном, уходят. На мельницу приезжает князь Афанасий Вяземский и, сочтя Мельниковых постояльцев спящими, клянёт свою безответную любовь, требует приворотных трав, угрожая мельнику, принуждает его вызнать, нет ли у него счастливого соперника, и, получив слишком определённый ответ, в отчаянье уезжает. Его зазноба Елена Дмитриевна, дочь окольничего Плещеева-Очина, осиротев, чтоб избежать домогательств Вяземского, нашла спасение в замужестве за старым боярином Дружиной Адреевичем Морозовым, хоть и не имела к нему расположения, любя Серебряного и даже дав ему слово, — но Серебряный был в Литве. Иоанн, покровительствуя Вяземскому, гневясь на Морозова, бесчестит его, предлагая на пиру сесть ниже Годунова, и, получив отказ, объявляет его опальным. Меж тем в Москве вернувшийся Серебряный видит множество опричников, дерзких, пьяных и разбойных, упрямо именующих себя «царскими слугами». Встреченный блаженный Вася называет его братом, тоже юродивым, и предрекает недоброе у боярина Морозова. К нему, давнему своему и родительскому другу, отправляется князь. Он видит в саду Елену в замужнем кокошнике. Морозов рассказывает об опричнине, доносах, казнях и переезде царя в Александровскую слободу, куда, по убеждению Морозова на верную смерть, собирается Серебряный. Но, не желая прятаться от царя своего, князь уезжает, объяснившись с Еленою в саду и мучась душевно.

Наблюдая в пути картины страшных перемен, князь приезжает в Слободу, где среди роскошных палат и церквей видит плахи и виселицы. Пока Серебряный ожидает на дворе дозволения войти, молодой Федор Басманов травит его, потехи ради, медведем. Безоружного князя спасает Максим Скуратов, сын Малюты. Во время пира приглашённый князь гадает, известно ли царю о Медведевке, как он явит гнев свой, и дивится страшному окружению Иоанна. Одного из соседей князя царь жалует чашею вина, и тот умирает, отравленный. Жалуют и князя, и он бесстрашно выпивает доброе, по счастью, вино. Посередь роскошного пира царь рассказывает Вяземскому сказку, в иносказаниях коей тот видит свою любовную историю и угадывает разрешение царя увезти Елену. Является помятый Хомяк, рассказывает случай в Медведевке и указывает на Серебряного, коего волокут казнить, но за него заступается Максим Скуратов, и возвращённый князь, рассказав о бесчинствах Хомяка в деревне, прощён — до следующей, впрочем, вины и клянётся не прятаться от царя в случае его гнева, а кротко ждать себе наказания. Ночью Максим Скуратов, объясняясь с отцом и не найдя понимания, тайно бежит, а царя, устрашённого рассказами мамки Онуфревны об адовом пекле и начавшейся грозой, посещают образы им убиенных. Подняв благовестом опричников, облачившись в иноческую рясу, он служит заутреню. Царевич Иоанн, взявший от отца худшие его черты, постоянными насмешками над Малютою вызывает его мщение: Малюта представляет его царю заговорщиком, и тот велит, исхитив царевича на охоте, убить и бросить для отвода глаз в лесу у Поганой Лужи. Сбирающаяся там об эту пору шайка разбойников, среди коих Перстень и Коршун, принимает пополнение: парня из-под Москвы и второго, Митьку, неповоротливого дурня с подлинно богатырскою силой, из-под Коломны. Перстень рассказывает о знакомце своём, волжском разбойнике Ермаке Тимофеевиче. Дозорные сообщают о приближении опричников. Князь Серебряный в Слободе толкует с Годуновым, не умея взять в толк тонкости его поведения: как же, видя ошибки царя, ему об том не сказывать? Прибегает Михеич, видевший царевича, пленённого Малютой с Хомяком, и Серебряный бросается в погоню.

Далее в повествование вплетается старинная песня, трактующая то же событие. Нагнав Малюту, Серебряный даёт ему оплеуху и вступает в бой с опричниками, а на подмогу являются разбойники. Опричники побиты, царевич цел, но Малюта с Хомяком бежали. Вскоре к Морозову приезжает с опричниками Вяземский, якобы объявить, что опала с него снята, а на деле увезти Елену. Приходит и приглашённый ради такой радости Серебряный. Морозов, слышавший в саду любовные речи жены, но не разглядевший собеседника, полагает, что это Вяземский или Серебряный, и затевает «поцелуйный обряд», полагая, что смущение Елены выдаст её. Серебряный проникает в его замысел, но не волен избежать обряда. Целуя Серебряного, Елена лишается чувств. К вечеру у Елены в опочивальне Морозов попрекает её изменой, но врывается с подручными Вяземский и увозит её, сильно, впрочем, израненный Серебряным. В лесу, ослабев от ран, Вяземский теряет сознание, а Елену обезумевший конь приносит к мельнику, и тот, догадавшись, кто она, скрывает её, ведомый не так сердцем, как расчётом. Вскоре опричники приносят окровавленного Вяземского, мельник заговаривает ему кровь, но, устрашив опричников всякою чертовщиной, от ночлега их отвращает. Назавтра приезжает Михеич, ища у Ванюхи Перстня зашиты для князя, брошенного в узилище опричниками. Мельник указывает дорогу к Перстню, суля Михеичу по возвращении некую жар-птицу. Выслушав Михеича, Перстень с дядюшкой Коршуном да Митькою отправляются в Слободу.

В тюрьму же к Серебряному приходят Малюта с Годуновым вести допрос. Малюта, вкрадчивый да ласковый, натешившись отвращением князя, хочет вернуть ему пощёчину, но Годунов удерживает его. Царь, пытаясь отвлечься от мыслей о Серебряном, едет на охоту. Там его кречет Адраган, поначалу отличившийся, впадает в ярость, крушит самих соколов и улетает; на поиски снаряжён Тришка с приличествующими случаю угрозами. На дороге царь встречает слепых песенников и, предвкушая потеху и наскуча прежними сказочниками, велит им явиться в свои покои. Это Перстень с Коршуном. На пути в Слободу Коршун рассказывает историю своего злодейства, что уж двадцать лет лишает его сна, и предвещает скорую свою гибель. Вечером Онуфревна предупреждает царя, что новые сказочники подозрительны, и, поставив охрану у дверей, тот их-призывает. Перстень, часто прерываемый Иоанном, затевает новые песни и сказки и, приступив к рассказу о Голубиной книге, примечает, что царь заснул. В изголовье лежат тюремные ключи. Однако мнимо спящий царь призывает стражу, коя, схватив Коршуна, упускает Перстня. Тот, убегая, натыкается на Митьку, открывшего тюрьму безо всяких ключей. Князь же, чья казнь назначена на утро, бежать отказывается, поминая клятву свою царю. Его уводят насильно.

Об эту пору Максим Скуратов, блуждая, приезжает в монастырь, просит исповедаться, винится в нелюбви к государю, непочитании отца своего и получает прощение. Вскоре он уезжает, предполагая отражать набеги татар, и встречает Трифона с пойманным Адраганом. Его он просит поклониться матушке и не сказывать никому об их встрече. В лесу Максима хватают разбойники. Добрая их половина бунтует, недовольная потерей Коршуна и приобретением Серебряного, и требует похода в Слободу для разбоя, — к тому подбивают князя. Князь освобождает Максима, берет на себя начальство над станичниками и убеждает их идти не на Слободу, а на татар. Пленённый татарин ведёт их к стану. Хитрой выдумкой Перстня им удаётся смять поначалу врага, но силы слишком неравны, и только появление Федора Басманова с разношёрстным войском спасает Серебряному жизнь. Максим, с коим они побратались, погибает.

На пиру в шатре Басманова Серебряному открывается вся двуличность Федора, отважного воина, лукавого клеветника, наглого и низкого царёва приспешника. После разгрома татар разбойничья шайка делится надвое: часть уходит в леса, часть, вместе с Серебряным, отправляется в Слободу за царским прощением, а Перстень с Митькою, чрез ту же Слободу, на Волгу, к Ермаку. В Слободе ревнивый Басманов клевещет на Вяземского и обвиняет его в колдовстве. Является Морозов, жалуясь на Вяземского. На очной ставке тот заявляет, что Морозов сам на него напал, а Елена уехала по доброй воле. Царь, желая гибели Морозову, назначает им «суд Божий»: биться в Слободе с условием, что побеждённый будет казнён. Вяземский, опасаясь, что Бог даст победу старому Морозову, едет к мельнику заговорить саблю и застаёт, оставшись незаметным, там Басманова, приехавшего за травою тирличом, чтоб войти в царскую милость. Заговорив саблю, мельник ворожит, дабы узнать, по просьбе Вяземского, его судьбу, и видит картины страшных казней и свою грядущую кончину. Наступает день поединка. Среди толпы являются Перстень с Митькою. Выехав против Морозова, Вяземский падает с лошади, его прежние раны открываются, и он срывает с себя Мельникову ладанку, должную обеспечить победу над Морозовым. Он выставляет вместо себя Матвея Хомяка. Морозов отказывается биться с наймитом и выискивает замену. Вызывается Митька, узнавший в Хомяке похитителя невесты. Он отказывается от сабли и данною ему для смеха оглоблей убивает Хомяка

Призвав Вяземского, царь показывает ему ладанку и обвиняет его в колдовстве против себя. В тюрьме Вяземский говорит, что видел её у колдуна Басманова, замышлявшего гибель Иоанну. Не ждущего дурного Басманова, открыв на груди его ладанку, царь ввергает в узилище. Морозову, приглашённому к царскому столу, Иоанн предлагает вновь место после Годунова, а выслушав отповедь его, жалует Морозову шутовской кафтан. Кафтан надет силою, и боярин, на правах шута, говорит царю все, что о нем думает, и предупреждает, каким уроном для государства, по его мнению, обернётся Иоанново правление. Приходит день казни, на Красной площади вырастают страшные орудия и сбирается народ. Казнены Морозов, Вяземский, Басманов, отец, на которого показал он на пытке, мельник, Коршун и многие другие. Явившийся меж толпы юродивый Вася прочит казнить и его и навлекает на себя царский гнев. Народ не даёт убить блаженного.

После казней в Слободу приезжает князь Серебряный с отрядом станичников и поначалу приходит к Годунову. Тот, отчасти робея сношений своих с царским опальником, но примечая, что после казни царь помягчал, объявляет о добровольном возвращении князя и приводит его. Князь говорит, что уведён из тюрьмы против воли, рассказывает о битве с татарами и просит о милости для станичников, выговаривая им право служить, где укажут, но не в опричнине, среди «кромешников». Сам он также отказывается вписаться в опричнину, царь назначает его воеводой при сторожевом полку, в который определяет его же разбойников, и теряет к нему интерес. Князь посылает Михеича в монастырь, куда удалилась Елена, чтобы удержать её от пострига, сообщив о скором его прибытии. Покуда князь со станичниками присягают царю, Михеич скачет в монастырь, куда он доставил Елену от мельника. Думая о грядущем счастии, Серебряный едет вослед, но Михеич при встрече сообщает, что Елена постриглась. Князь едет в монастырь проститься, и Елена, ставшая сестрой Евдокией, объяеняет, что между ними кровь Морозова и они не могли бы быть счастливы. Простившись, Серебряный со своим отрядом отправляется нести дозор, и только сознание выполняемого долга и ничем не омрачённой совести сохраняет для него какой-то свет в жизни.

Проходят годы, и многие пророчества Морозова сбываются, на границах своих терпит Иоанн поражения, и только на востоке расширяются его владения усилиями дружины Ермака и Ивана Кольца. Получив от купцов Строгановых дары и грамоту, они доходят до Оби. К Иоанну прибывает Ермаково посольство. Приведший его Иван Кольцо оказывается Перстнем, и по спутнику его Митьке царь признает его и дарует ему прощение. Словно желая ублажить Перстня, царь призывает былого товарища его, Серебряного. Но воеводы ответствуют, что тот погиб ещё семнадцать лет назад. На пиру у Годунова, вошедшего в большую силу, Перстень рассказывает много дивного о покорённой Сибири, возвращаясь опечаленным сердцем к погибшему князю, пьёт в его память. Завершая повествование, автор призывает простить царю Иоанну его злодеяния, ибо не один он несёт за них ответственность, и замечает, что люди, подобные Морозову и Серебряному, являлись тоже нередко и умели среди окружавшего их зла устоять в добре и идти прямою дорогой.

Боярин князь Никита Романович Серебряный летом 1565 года возвращался из Литвы (там он пробыл 5 лет, надеясь подписать мир) и попал на празднества в деревеньке Медведевке. Он стает свидетелем, как наехали опричники, порубили мужиков, выловили девок и сожгли деревню. Приняв их за разбойников, князь повязал их и высек. Воины князя повезли злодеев к губному старосте, а князя защищали разбойники. Во время ночлега у мельника видит, как приехал князь Афанасий Вяземский за приворотными зельями для зазнобы Елены Дмитриевны, которая специально вышла замуж за старика Морозова, чтобы Вяземский не домогался. Она любит князя Серебряного. В Москве князь увидел опричников, которые называют себя царскими слугами. У своего друга боярина Морозова он увидел Елену и узнал о доносах, казнях и других бесчинствах в стране. Князь не желает прятаться от царя.

Князь страшится плах и виселиц в слободах, дивится разбойному окружению царя. Прямо во время пира царь Иоанн дает вино одному приглашенному и тот умирает от отравы. При Серебрянном царь разрешает Вяземскому увезти Елену. Хомяк припомнил князю Медведевку и того собрались казнить да заступился Максим Скуратов. Ночью они убегают, а Иоанну во время грозы видятся им убитые души.

Из-за насмешек Малюта отомстил царевичу Иоанну и тот оказался у опричников. Князь Серебряный отбил царевича и поехал вызволять Елену, которую похитил Вяземский. Из-за ран вяземский потерял сознание, конь привез Елену к мельнику. Серебряного из тюрьмы вытаскивают Перстень и Коршун, после чего князь направляет гнев разбойников на бой с татарами. Решая долю Морозова и Вяземского, царь приказывает биться. Тот, кто будет побежден, умрет. Вяземский поехал к мельнику узнать долю и видит казни и свою смерть. Царь увидел на Вяземском ладанку и обвинил того в колдовстве, а Морозова делает шутом, после чего оскорбленный боярин высказывает все, что он думает.

Казнены Морозов, Вяземский, Басманов, мельник, Коршун и многие другие. Князь Серебряный пришел сам и покаялся, что его увели силою, и рассказал о битве с татарами. Царь назначил его воеводой и потерял интерес. Елена, понимая, что между ними с князем кровь Морозова, постриглась в монахини.

101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда Белов Николай Владимирович

Князь Серебряный

Князь Серебряный

Василий Семенович Серебряный - русский князь, боярин, воевода. Князь участвовал во многих войнах во время правления Ивана IV Грозного. Отличился при взятии Казани (1552), Полоцка (1563), руководил взятием города Юрьева (1558), возглавлял ряд удачных походов во время Ливонской войны. Алексей Константинович Толстой (1817–1875) - граф, русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1873), написал роман «Князь Серебряный», посвященный историческому значению личности князя. Но наиболее популярным этот образ стал после того, как композитор Г. А. Казаченко сочинил одноименную оперу.

Царствование Ивана Грозного - это время славы, роскоши и жестокости, время, когда все понятия извращались, низость называлась добродетелью, а предательство входило в закон. Но даже тогда среди мрака русской ночи были люди, подобные князю Серебряному или Морозову. «Они шли прямой дорогой, не боясь ни опалы, ни смерти; и жизнь их не прошла даром, ибо ничего на свете не пропадет, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает как дерево».

В 1860-1870-х годах писатель пытался привлечь опыт истории для ответа на острые вопросы, поставленные сегодняшним днем, разрабатывая исторический жанр в прозе, в драматургии, в поэзии.

«Князь Серебряный» был в этом плане «пробным камнем». В далекую и сложную эпоху Ивана Грозного и в личности царя писатель стремился разглядеть зерно многих явлений, определявших современную ему русскую действительность. Прежде всего, писатель ставит проблему происхождения тирании, рассматривает ее политические и нравственные последствия. В романе представлена гнетущая атмосфера всеобщей подавленности, неуверенности и безгласия перед тиранией, царившей в эпоху Грозного.

Середина XVI века, время Ивана Грозного, - один из тех узловых моментов национальной судьбы, когда давно назревавшие конфликты прорываются наружу и вспенивают море социальных страстей. И обычно такие эпохи выдвигают на первый план крупных деятелей, которые становятся иногда компасом времени, иногда его жертвой, а иногда - тем и другим одновременно. В каждой такой личности сказываются, повторяются, иногда в великой, а иногда в уродливой, зловещей форме, те коллизии эпохи, которые эту личность породили.

Личность царя оценивается неоднозначно. В дальнейшем одни авторы, касаясь Ивана Грозного, захлебывались в апологетическом восторге, а другие говорили, что он всего лишь «ничтожество, кровавый и жестокий тиран», «истеричный самодур». Правитель, крепко держащий железную руку на кормиле государства, просвещенный монарх, талантливый публицист - и одновременно одинокий, не по годам дряхлый, болезненно подозрительный и глубоко несчастный человек…

Князь Серебряный - полный антипод царя.

Толстой любит своего героя. Он наделяет Серебряного честностью, прямодушием, неподкупностью, доверчивостью, благородством, отзывчивостью. И хотя эти черты подкупают, их наивная искусственность препятствует образу князя властно подчинить читателя своему обаянию.

Б 1655 году Толстой писал, что Серебряный бледен, лишен определенного характера. «Я часто думал о характере, который надо было бы ему дать, - пишет Толстой, - Я думал сделать его глупым и храбрым… Нельзя ли было бы его сделать очень наивным… то есть сделать человека очень благородного, не понимающего зла, но который не видит дальше своего носа… и никогда не видит отношения между двумя вещами…».

Князь Никита Романович Серебряный - образ вымышленный, отождествить его с каким-то конкретным историческим лицом очень сложно, несмотря на некоторые соблазнительные биографические аналогии. Истинный прообраз главного героя не исторический персонаж, а легендарный князь Никита Романович, популярнейший образ идеального боярина, отважного заступника за правду, широко распространенный в русском былинном и песенном эпосе. Князь Серебряный менее активен и, хотя он и не очень много размышляет, действует тоже не всегда; в ряде случаев препятствием к действию, источником пассивности оказывается для него слепая покорность царю. Но неправомерно полагать, что недостаточная цельность и убедительность образа князя Серебряного есть результат лишь каких-то художественных просчетов автора - Толстой просто не видел реальных сил, противостоявших злу - Серебряный и не был им задуман как боец и победитель. Подобно князю Шуйскому, он «не создан осуществлять перевороты в истории», и это своего рода вечный «герой нашего времени», стоящий в одном ряду с Обломовым, Базаровым, Печориным.

Роман «Князь Серебряный», несомненно, очень интересен как веха в становлении некоторых художественных принципов жанра исторической беллетристики в русской литературе.

Вообще в творчестве А. К. Толстого есть большое количество родственных князю Серебряному персонажей: князь Михайло Репнин (баллада «Михаил Репнин»), боярин Дружина Морозов («Князь Серебряный»), боярин Захарьин-Юрьев (трагедия «Смерть Иоанна Грозного»), князь Иван Петрович Шуйский (трагедия «Царь Федор Иоаннович»). Все они - видные представители боярской аристократии, честные и неподкупные, основные атрибуты его славы: бриг, меч, что «у бедра колышется», и плащ, что «свисает с плеч», - сопровождающие его на протяжении всей поэмы. В образе князя Серебряного ярко выражены бунтарское начало и пессимизм его натуры. Окаменевшая душа князя - результат его негативного социального опыта:

Он для добра был сотворен, но зло

К себе, его коверкая, влекло.

По мотивам повести А. К. Толстого «Князь Серебряный» был снят исторический фильм «Царь Иван Грозный».

Из книги Князь Феликс Юсупов. Мемуары автора Юсупов Феликс

Из книги Корней Чуковский автора Лукьянова Ирина

«Серебряный герб» Сестра Маруся училась в Епархиальном училище, Колю мама отдала во Вторую одесскую прогимназию. С годами гимназической учебы Чуковского возникает много путаницы, не в последней степени благодаря усилиям самого Корнея Ивановича. Одни его воспоминания

Из книги Андрей Белый автора Демин Валерий Никитич

Глава 4 СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК Крылатое словосочетание «Серебряный век» обычно приписывают крупнейшему русскому философу, в молодости одному из друзей Андрея Белого – Н. А. Бердяеву, хотя ни в одном из его напечатанных произведений оно не встречается. Но это ничего не значит:

Из книги Воспоминание о России автора Сабанеев Леонид Л

Серебряный век русской литературы БАЛТРУШАЙТИС Я вовсе не имею намерения писать литературную критику и «расценивать» так или иначе художественные достижения (для меня лично очень значительные) Серебряного века русской литературы. Моя цель: написать мои воспоминания и

Из книги Белый коридор. Воспоминания. автора Ходасевич Владислав

Книги издательства «Серебряный век» Алексей РЕМИЗОВ. Кукха. Розановы письмаКонстантин ВАТИНОВ. Козлиная песнь.Константин ВАТИНОВ. Труды и дни СвистоноваВасилий АКСЕНОВ. Затоваренная бочкотара. Рандеву.Александр ЧАЯНОВ. Путешествие моего брата Алексея в

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Из книги Алексей Константинович Толстой автора Новиков Владимир Иванович

«КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ» Славянофилы, казалось бы, с полным основанием видели в Алексее Константиновиче Толстом своего союзника. Сам же он отнюдь не всегда разделял их историософию; она представлялась ему сухой, умозрительной и даже в какой-то мере оторванной от жизни. Алексей

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Серебряный Бор В памяти также всплыло лето 1939 года, мы отдыхали на даче в Серебряном Бору. Серебряный Бор это небольшой полуостров, омываемый Москва-рекой. Но когда строили канал Москва - Волга и выравнивали русло реки, тогда из этого полуострова образовался островок,

Из книги Гении и злодейство. Новое мнение о нашей литературе автора Щербаков Алексей Юрьевич

Серебряный упадок И ни церковь, ни кабак, Ничего не свято. Эх, ребята, все не так, Все не так, ребята! Владимир Высоцкий Первые годы ХХ века, точнее, период с 1905 по 1917 год часто называют серебряным веком. Это словосочетание настолько вошло в обиход, что не все уже помнят,

Из книги Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения автора Злобин Владимир Ананьевич

«Серебряный век» Я очень жалею, что мне не удалось быть на чтении Б.К. Зайцева. Я уверен, что многое из его воспоминаний о Серебряном веке русской литературы, напечатанных теперь в «Русской мысли», звучало в его устах иначе, более убедительно, а кое-что, может быть, и

Из книги 50 знаменитых убийств автора Фомин Александр Владимирович

БОРИС, КНЯЗЬ ЯРОСЛАВСКИЙ, И ГЛЕБ, КНЯЗЬ МУРОМСКИЙ (около 988-1015, 984-1015) Сыновья князя Владимира I Святославовича. Согласно русским летописям, убиты братом Святополком после смерти Владимира.В этой главе будут рассматриваться обстоятельства не одного, а нескольких

Из книги Любовь поэтов Серебряного века автора Щербак Нина

Серебряный век: истории любви Поэты Серебряного века… Кто были эти люди, большинству из которых пришлось покинуть Россию после революции? В России у них было все, а в эмиграции часто приходилось жить в бедности, страдая от внутренних метаний и реальных болезней. Несмотря

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

Князь Ростовский, Суздальский, Переяславский и Великий князь Киевский Юрий Владимирович Долгорукий 1090–1157 Сын великого князя Киевского Владимира Всеволодовича Мономаха. При жизни отца княжил в Ростовской и Суздальской земле. В 1120 году ходил походом в Волжскую

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Океан времени автора Оцуп Николай Авдеевич

Из книги Неизвестный Кропоткин автора Маркин Вячеслав Алексеевич

«Серебряный князь революции» И в Европе, и в России Кропоткина относят к числу старейших русских революционеров (следующей после декабристов волны). Еще в Англии в одном из интервью он сказал: «В совершившемся у нас перевороте нет ничего случайного. Его первыми

КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ

КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ - герой исторического романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» (1840-1861). Образ К.С. имеет легендарные корни. Его прообразом является князь Никита Романович - отважный заступник за правду, герой, часто встречающийся в русском былинном и песенном эпосе. Наиболее известная русская народная песня, прославляющая честность и героизм Никиты Романовича (о том, как Никита Романович спасает от Малю-ты старшего сына Ивана Грозного и дает Ма-люте пощечину), включена Толстым в роман (гл. 14). Сходство с Никитой Романовичем подчеркивается еще и тем, что К.С. имеет то же имя и отчество. Сохранив внешние признаки эпического героя, К.С. утратил в романе его активность - препятствием в ряде случаев оказывается для него покорность царской воле.

В творчестве А.К.Толстого есть большое количество сродных К.С. персонажей: кн. Ми-хайло Репнин (баллада «Михаиле Репнин»), боярин Дружина Морозов («Князь Серебряный»), боярин Захарьин-Юрьев (трагедия «Смерть Иоанна Грозного»), кн. Иван Петрович Шуйский (трагедия «Царь Федор Иоанно-вич»). Все они - видные представители боярской аристократии, честные и неподкупные, основные атрибуты его славы: бриг, меч, что «у бедра колышется», и плащ, что «свисает с плеч», - сопровождающие его на протяжении всей поэмы, сюжетную канву которой составляют налет корсаров на дворец Сеид-паши, пленение К. и бегство остатков его войска, освобождение К. Лольнар - наложницей Сеид-паши, его возвращение в свой лагерь, смерть не дождавшейся возлюбленного Медоры и исчезновение корсара.

Как и в других лирических героях Байрона, в К. ярко выражено бунтарское начало и пессимизм его натуры. Окаменевшая душа К. - результат его негативного социального опыта: «Он для добра был сотворен, но зло

//К себе, его коверкая, влекло».

Е.Г.Хайченко


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ" в других словарях:

    О княжеском роде Серебряных см. Серебряные Оболенские Князь Серебряный Жанр: приключения

    - «Князь Серебряный» роман, написанный русским писателем второй половины XIX века Алексеем Константиновичем Толстым. Первая публикация состоялась в 1863 году. Главные герои: Никита Романович Серебряный русский князь Иван IV Грозный русский царь… … Википедия

    Фармакологическая группа: БАДы — макро и микроэлементы Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› A04.9 Бактериальная кишечная инфекция неуточненная ›› D84.9 Иммунодефицит неуточненный ›› J00 J06 Острые респираторные инфекции верхних… … Словарь медицинских препаратов

    - «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ», Россия, АТЕЛЬЕ А.ДРАНКОВА, 1907, ч/б. Историческая драма. По одноименному роману А.К.Толстого. Первая попытка экранизации театральной инсценировки одноименного романа А.К.Толстого в исполнении труппы Петербургского народного… … Энциклопедия кино

    - «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ», Россия, «А.ХАНЖОНКОВЪ И Ко», 1911, ч/б. Историческая драма. По одноименному роману А.К.Толстого. Фильм сохранился без надписей. В ролях: Андрей Громов (см. ГРОМОВ Андрей), Георгиевский, Василий Степанов (см. СТЕПАНОВ Василий) … Энциклопедия кино

    - «Князь Ростислав» симфоническая поэма Сергея Рахманинова. Она была написана, когда он учился в Московской консерватории и является одним из его самых ранних сохранившихся произведений для оркестра. Длительность исполнения поэмы обычно… … Википедия

    - (? около 1568), князь, боярин, воевода. Отличился при взятии Казани (1552) и Полоцка (1563). Руководил взятием г. Юрьев (1558) и возглавлял ряд удачных походов в Ливонии. * * * СЕРЕБРЯНЫЙ Василий Семенович СЕРЕБРЯНЫЙ Василий Семенович (умер… … Энциклопедический словарь

    Серебряные Оболенские русский княжеский род, отрасль князей Оболенских. Серебряный Оболенский, Борис Васильевич русский военный деятель XVI века, дедиловский, брянский и тульский вовода. Серебряный Оболенский, Василий Семёнович … … Википедия

    Серебряный прилагательное от названия металла серебро. В Викисловаре есть статья «серебряный» Серебряный … Википедия

    КНЯЗЬ - В IX–XVI вв. на Руси* предводитель войска и правитель какой либо области; затем глава феодального государственного образования княжества. Позднее почетный наследственный дворянский (см. дворянин*) титул (звание). Слово князь общеславянское… … Лингвострановедческий словарь

Книги

  • Князь Серебряный , А. К. Толстой. Диапазон жанров, в которых работал классик русской литературы Алексей Константинович Толстой, необычайно широк: от яркой сатиры ("Козьма Прутков") до глубокой трагедии (" Смерть Иоанна…

Алексей Константинович Толстой

Князь Серебряный

© B. Akunin, 2016

© ООО «Издательство АСТ», 2016

At nunc patientia servilis tantumque sanguinis domi perditum fatigant animum et moestitia restringunt, neque aliam defensionem ab iis, quibus ista noscentur, exegerium, quam ne oderim tam segniter pereuntes.

Предисловие

Представляемый здесь рассказ имеет целию не столько описание каких-либо событий, сколько изображение общего характера целой эпохи и воспроизведение понятий, верований, нравов и степени образованности русского общества во вторую половину XVI столетия.

Оставаясь верным истории в общих ее чертах, автор позволил себе некоторые отступления в подробностях, не имеющих исторической важности. Так, между прочим, казнь Вяземского и обоих Басмановых, случившаяся на деле в 1570 году, помещена, для сжатости рассказа, в 1565 год. Этот умышленный анахронизм едва ли навлечет на себя строгое порицание, если принять в соображение, что бесчисленные казни, последовавшие за низвержением Сильвестра и Адашева, хотя много служат к личной характеристике Иоанна, но не имеют влияния на общий ход событий.

В отношении к ужасам того времени автор оставался постоянно ниже истории. Из уважения к искусству и к нравственному чувству читателя он набросил на них тень и показал их, по возможности, в отдалении. Тем не менее он сознается, что при чтении источников книга не раз выпадала у него из рук и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования. Это тяжелое чувство постоянно мешало необходимой в эпическом сочинении объективности и было отчасти причиной, что роман, начатый более десяти лет тому назад, окончен только в настоящем году. Последнее обстоятельство послужит, быть может, некоторым извинением для тех неровностей слога, которые, вероятно, не ускользнут от читателя.

В заключение автор полагает нелишним сказать, что чем вольнее он обращался со второстепенными историческими происшествиями, тем строже он старался соблюдать истину и точность в описании характеров и всего, что касается до народного быта и до археологии.

Если удалось ему воскресить наглядно физиономию очерченной им эпохи, он не будет сожалеть о своем труде и почтет себя достигшим желанной цели.

1862 г.

Опричники

Лета от сотворения мира семь тысяч семьдесят третьего, или, по нынешнему счислению, 1565 года, в жаркий летний день, 23 июня, молодой боярин князь Никита Романович Серебряный подъехал верхом к деревне Медведевке, верст за тридцать от Москвы.

За ним ехала толпа ратников и холопей.

Князь провел целых пять лет в Литве. Его посылал царь Иван Васильевич к королю Жигимонту подписать мир на многие лета после бывшей тогда войны. Но на этот раз царский выбор вышел неудачен. Правда, Никита Романович упорно отстаивал выгоды своей земли и, казалось бы, нельзя и желать лучшего посредника, но Серебряный не был рожден для переговоров. Отвергая тонкости посольской науки, он хотел вести дело начистоту и, к крайней досаде сопровождавших его дьяков, не позволял им никаких изворотов. Королевские советники, уже готовые на уступки, скоро воспользовались простодушием князя, выведали от него наши слабые стороны и увеличили свои требования. Тогда он не вытерпел: среди полного сейма ударил кулаком по столу и разорвал докончальную грамоту, приготовленную к подписанию. «Вы-де и с королем вашим вьюны да оглядчики! Я с вами говорю по совести; а вы всё норовите, как бы меня лукавством обойти! Так-де чинить неповадно!» Этот горячий поступок разрушил в один миг успех прежних переговоров, и не миновать бы Серебряному опалы, если бы, к счастью его, не пришло в тот же день от Москвы повеление не заключать мира, а возобновить войну. С радостью выехал Серебряный из Вильно, сменил бархатную одежду на блестящие бахтерцы и давай бить литовцев, где только бог посылал. Показал он свою службу в ратном деле лучше, чем в думном, и прошла про него великая хвала от русских и литовских людей.

Наружность князя соответствовала его нраву. Отличительными чертами более приятного, чем красивого лица его были простосердечие и откровенность. В его темно-серых глазах, осененных черными ресницами, наблюдатель прочел бы необыкновенную, бессознательную и как бы невольную решительность, не позволявшую ему ни на миг задуматься в минуту действия. Неровные взъерошенные брови и косая между ними складка указывали на некоторую беспорядочность и непоследовательность в мыслях. Но мягко и определительно изогнутый рот выражал честную, ничем не поколебимую твердость, а улыбка – беспритязательное, почти детское добродушие, так что иной, пожалуй, почел бы его ограниченным, если бы благородство, дышащее в каждой черте его, не ручалось, что он всегда постигнет сердцем, чего, может быть, и не сумеет объяснить себе умом. Общее впечатление было в его пользу и рождало убеждение, что можно смело ему довериться во всех случаях, требующих решимости и самоотвержения, но что обдумывать свои поступки не его дело и что соображения ему не даются.

Серебряному было лет двадцать пять. Роста он был среднего, широк в плечах, тонок в поясе. Густые русые волосы его были светлее загорелого лица и составляли противоположность с темными бровями и черными ресницами. Короткая борода, немного темнее волос, слегка отеняла губы и подбородок.

Весело было теперь князю и легко на сердце возвращаться на родину. День был светлый, солнечный, один из тех дней, когда вся природа дышит чем-то праздничным, цветы кажутся ярче, небо голубее, вдали прозрачными струями зыблется воздух, и человеку делается так легко, как будто бы душа его сама перешла в природу, и трепещет на каждом листе, и качается на каждой былинке.

Светел был июньский день, но князю, после пятилетнего пребывания в Литве, он казался еще светлее. От полей и лесов так и веяло Русью.

Без лести и кривды радел Никита Романович к юному Иоанну. Твердо держал он свое крестное целование, и ничто не пошатнуло бы его крепкого стоятельства за государя. Хотя сердце и мысль его давно просились на родину, но если бы теперь же пришло ему повеление вернуться на Литву, не увидя ни Москвы, ни родных, он без ропота поворотил бы коня и с прежним жаром кинулся бы в новые битвы. Впрочем, не он один так мыслил. Все русские люди любили Иоанна всею землею. Казалось, с его праведным царствием настал на Руси новый золотой век, и монахи, перечитывая летописи, не находили в них государя, равного Иоанну.

Еще не доезжая деревни, князь и люди его услышали веселые песни, а когда подъехали к околице, то увидели, что в деревне праздник. На обоих концах улицы парни и девки составили по хороводу, и оба хоровода несли по березке, украшенной пестрыми лоскутьями. На головах у парней и девок были зеленые венки. Хороводы пели то оба вместе, то очередуясь, разговаривали один с другим и перекидывались шуточною бранью. Звонко раздавался между песнями девичий хохот, и весело пестрели в толпе цветные рубахи парней. Стаи голубей перелетали с крыши на крышу. Все двигалось и кипело; веселился православный народ.

У околицы старый стремянный князя с ним поравнялся.

– Эхва! – сказал он весело, – вишь, как они, батюшка, тетка их подкурятина, справляют Аграфену Купальницу-то! Уж не поотдохнуть ли нам здесь? Кони-то заморились, да и нам-то, поемши, веселее будет ехать. По сытому брюху, батюшка, сам знаешь, хоть обухом бей!

– Да, я чай, уже недалеко до Москвы! – сказал князь, очевидно не желавший остановиться.

Понравилась статья? Поделитесь ей