Контакты

Классный час тему культура общения. Общение и культура поведения

Цель — учить детей употреблять различные словесные формы обращения с просьбой; закреплять навыки употребления вежливых слов в речи.

Ход занятия

  1. Ребята, вспомните, о каких вежливых словах вы говорили на прошлых занятиях.

(О словах приветствия и прощания).

Игра «Ромашка».

(На лепестках различные формы приветствия и прощания, дети показывают варианты их

употребления).

  1. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня мы с вами отправимся в необычный сказочный волшебный город.

Всех чудес в сказочном городе не перечесть…

Жить-поживать в этом городе одно

удовольствие…

Все жители здесь сказочно вежливы…

А вы когда-нибудь бывали

В городе Спасибоград,

Где на Вежливом бульваре

Вежливо благодарят?

(Н. Юсупов)

Итак, мы отправляемся в сказочный город Вежливости.

III. Послушайте стихотворение Л. Татьяничевой и назовите вежливые слова, которые вы

услышали.

Сколько просьб начинается «Прочтите, — глаза у меня стары…»

с «будьте добры!» «Придите, беда у нас!»

«Скажите, который час?» Будьте добры,

Очень прошу!

(Дети называют: будьте добры, скажите, пожалуйста, который час и т.д.)

Что мы выражаем этими словами? (Или с чем обращаемся? Просьбу)

У нас звонит телефон…

  1. Инсценировка отрывка из стихотворения Чуковского «Телефон».

У меня зазвонил телефон

— Кто говорит? Крокодил

— Слон. И со слезами просил:

— Откуда? — Мой милый, хороший,

— От верблюда. Пришли мне калоши,

— Что вам надо? И мне, и жене, и Тотоше.

— Шоколада.

— Для кого? К нашему ужину

— Для сына моего. Дюжину

— А много ли надо прислать? Новых и сладких калош!

— Да пудов этак пять

Или шесть: — Постой, не тебе ли

Больше ему не съесть, На прошлой неделе

Он у меня еще маленький. Я выслал две пары

Отличных калош!

А потом позвонил

— Ах, те, что ты выслал А потом позвонили зайчатки:

На прошлой неделе, — Нельзя ли прислать перчатки?

Мы давно уже съели А потом позвонили мартышки:

И ждём не дождёмся, — Пришлите, пожалуйста, книжки.

Когда же ты снова пришлёшь.

Вы, конечно, очень хорошо знаете это стихотворение Корнея Ивановича Чуковского.

Помните, кто ему звонил? (слон, крокодил, зайчата, мартышки, медведь, цапли свинья, газели, кенгуру, носорог). Как звери обращались с просьбой?

Подумайте, чья просьба вежливее? Почему? Какие еще вежливые слова вы знаете? Какое из них можно использовать при обращении с просьбой?

В общении, а особенно при выражении просьбы, с другими людьми, очень важно

обратиться к человеку.

  1. Как вас называют дома (в семье, школе, ребята во дворе)? А зачем, как вы думаете, обращаясь к человеку, нужно называть его Леша, Алексей, друг и т.д. ? (Называя человека, мы привлекаем его внимание, заставляем внимательнее слушать при этом говорящий передает и свое отношение к нему.)

В каких случаях, обращаясь к мальчику, его можно назвать Ваня, а когда — Ванечка,

  1. Выборочное чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Найдите в тексте и прочитайте выразительно строки, содержащие обращение старика к

золотой рыбке и к старухе. Попробуйте объяснить, почему на протяжении всей сказки старик по-разному обращается к ним.

  1. Самостоятельная работа.

— Вы. конечно, помните мальчика Федора- героя истории Э.Успенского «Трое из Простоквашино» . Федор поместил в газете объявление о том. что он решил стать фермером и ищет спонсоров. На его объявление откликнулись: коммерческий банк, пожилой любитель природы, дальний родственник, друг, живущий в городе. Как вы думаете, какие обращения и приветствия мог прочитать Федор в их письмах?

  1. Разыгрывание ситуаций

(можно задание написать на карточки и работать творческими группами, а затем просмотр и анализ).

а) Как обратиться к пожилому киоскеру и узнать, поступил ли новый номер журнала?

б) Школьный буфет. Спросите, есть ли в продаже пирожки с повидлом.

в) Обратитесь к прохожему и узнайте, как удобнее проехать к центру поселка.

г) Как обратиться к незнакомому прохожему и узнать у него время?

д) Обратитесь к маме с просьбой купить понравившуюся игрушку.

е) Вы едете в автобусе. Попросите кого-либо из пассажиров прокомпостировать ваш билет.

ж) Вы пришли в булочную. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб.

з) Обратитесь к соседу по парте с просьбой дать ручку или карандаш.

Когда вы обращались с просьбой, как вы называли своего соседа?

Обратить внимание на то, что товарища вежливо просят: «Дай, пожалуйста», а взрослого

или малознакомого человека: «Дайте, пожалуйста».

Анализ ситуаций.

VII. Ребята, мы с вами заблудились в нашем городе Вежливости и попали в какой-то

странный район, а вежливые ли жители здесь проживают, вы сейчас определите

  1. Вежлив Витя или нет?

Малыша обидел Витя. -Тихомиров!

Перед школою в строю Покажите

Витя просит: Нам на карте город Псков.

Извините, -Извините, —

Я ошибку признаю, шепчет Витя, —

На урок пришел учитель, Я к уроку не готов.

Положил на стол журнал. Мы поспорили с Наташей:

Следом Витя: Вежлив Витя или нет?

Извините, Разберитесь в споре нашем

Я немного опоздал, и пришлите нам ответ!

(И.Антонов)

Как мы ответим на вопрос девочки?

Всегда ли было уместным извинение мальчика?

  1. Объясните, почему стихотворение названо «Вежливый слон» Помогла ли вежливость слона муравью?

«Вежливый слон»

Вышел слон на лесную дорожку. Сказал муравью:

Наступил муравью на ножку. — Можешь и ты

И вежливо наступить на мою!

Очень (В.Лунин)

  1. Скажите серьезный или шуточный совет дает поэт Г. Остер?

Если ты пришел к кому-то. Отвернись и на вопросы

Не здоровайся ни с кем. Ни на чьи не отвечай.

Слов «пожалуйста «, «спасибо » И тогда никто не скажет.

Никому не говори. Про тебя, что ты болтун.

Какого человека вы считаете вежливым? Всегда ли человека, который знает все-все вежливые слова, можно назвать воспитанным? Объясните, почему вы так думаете.

Вывод: В этом странном районе города Вежливости нам встретились герои, которые только выучили вежливые слова, но они не стали частицей их души и сердца, формально сказанные, они не найдут отклика в сердцах других людей.

Мы будем стремиться быть по-настоящему вежливыми, поэтому мы прощаемся с жителями этого чудесного города до следующей встречи.

Итог занятия.

С какими вежливыми словами мы сегодня познакомились? (выражение просьбы)

Нет на земле большей роскоши,
чем роскошь общения.

1. В процессе совместной деятельности людей возникает особая форма их взаимодействия - общение. Общаясь, мы можем соглашаться и сопереживать, противостоять собеседнику и противодействовать. При этом происходит положительное или отрицательное восприятие друг друга. Итак, сегодня мы с вами поговорим о том, что такое общение, как нужно общаться между собой, так как у нас с вами бывают разные ситуации относительно этой темы.

А какой смысл вы, ребята, вкладываете в понятие "Общение"? (ответы учащихся).

Потребность в общении испытывает каждый человек. В вашем возрасте особо велика потребность в общении со сверстниками. А что для вас значит это общение? (со сверстниками). - Ответы учащихся.

Да, мы с вами видим, что человек - существо общественное. И он постоянно находится в многочисленных и разнообразных отношениях с другими людьми, а значит, вступает с ними в общение. При этом общение бывает разным:

  • Деловое - (учитель-ученик, директор-учитель, мастер-рабочий)
  • Личностное - (друзья, враги, знакомые)

А что же является главным средством общения в человеческом обществе? (Это наш язык и наша речь).

Далеко не каждый из нас умеет правильно реализовать, использовать язык в своей речи. Иногда мы не можем и не знаем, как правильно сказать о чем-либо. Как вы думаете "Почему"? - ответы учащихся.

Правильно, мы должны обладать богатым словарным запасом и иметь представление о культуре речи. Если мы будем иметь представление о культуре речи, то мы будем людьми, с которыми приятно общаться, т.е. мы будем культурными людьми. Давайте подумаем, что означают понятия "культурная речь" и "культурный человек"? - мнения учащихся.

(Составляем домики)

Культурная речь - это правильная речь, с соблюдением ударения, произношения и правильного употребления слов.

Ребята, если вы будете обладать всеми этими качествами, то с вами будет легко и приятно общаться. Предлагаю вам выполнить тест "Приятно ли с вами общаться?"

Тест

  1. Вы любите больше слушать, чем говорить?
  2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
  3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
  4. Любите ли вы давать советы?
  5. Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы показывать это собеседнику?
  6. Вы раздражаетесь, когда вас не слушают?
  7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?
  8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли вы её развивать?
  9. Вы любите быть центром внимания?
  10. Есть хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?
  11. Вы хороший оратор?

Если вы ответили положительно на 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11 вопросы, можете засчитать себе по одному баллу за каждый из них. А теперь посчитаем.

1-3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли вы настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, а порой - даже тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.

4-9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне.

9-11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам иногда играть, как на сцене?

Итак, мы с вами выяснили, что в основном вы люди общительные. У вас богатый словарный запас. Как вы можете его пополнить? Правильно, богатство нашего лексикона увеличивается за счет сленга. Что это такое? Как вы относитесь к этому понятию? (мнения учащихся).

Часто вы слышите от родителей такие фразы: "Я тебя прошу, не употребляй эти слова" или "Да расскажи, наконец, нормальным языком. Я не могу понять ни слова из того, что ты сказал".

Например, слово "круто" вы употребляете когда:. (что-то имеет право быть в нашей жизни, к этому стоит стремиться, этого стоит добиваться). Необходимо заметить, что в наши дни слово "круто" приобретает положительный оттенок. "Крутой" - это уже не прожигатель жизни, а чаще хороший специалист в какой-то области (компьютеры, дизайн, иностр. языки и т.д.)

С давних времен люди придавали огромное значение слову и тому, как оно сказано. Давайте посмотрим, что об этом говорит народная мудрость.

Конкурс "Пословицы"

Вы работаете в парах. У каждой пары набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение.

  • В добрый час молвить, в худой - промолчать.
  • Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.
  • Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.
  • Доброе слово железные ворота отопрет.
  • Долго думал, да хорошо сказал.
  • Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
  • Красно поле пшеном, а беседа умом.
  • Кстати промолчать, что большое слово сказать.
  • Лишнее говорить, себе вредить.
  • Складно бает, да дела не знает.
  • На великое дело - великое слово.
  • Выпустил словечко - не догонишь и на крылечке.

От того, как мы общаемся - зависят наши взаимоотношения друг с другом, насколько хорошо мы понимаем себя и окружающих.

Игра "Общение"

Мои помощницы раздали вам листочки, на которых вы видите слово:ОБЩЕНИЕ. Вам нужно на каждую букву этого слова написать прилагательное, которое характеризует человека с той или иной стороны. (Ребята выполняют задание)

Спасибо, итак мои помощницы проанализируют ваши ответы, и в конце урока мы узнаем результат.

Существует поговорка "Слово - серебро, молчание - золото". Сейчас мы проверим, насколько у вас получится не разговаривать, молчать и при этом совершать определенные действия.

Игра "Шеренга"

  • надо расположиться в шеренге так, чтобы около меня стоял самый высокий из вас, а в конце шеренги - самый невысокий.
  • около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, а в конце шеренги - с самыми светлыми.
  • около меня должен стоять человек с самым большим размером обуви, а в конце - с самым маленьким.
  • вы должны расположиться по датам рождения: после меня - тот, кто родился после 1 января, на противоположном конце - тот, день рождение которого ближе всего к 31 декабря.

Игра "Шаг на встречу"

К доске прошу выйти двух друзей и встать лицами друг к другу с разных сторон класса. Ваша задача: сделать шаг навстречу друг другу с разных сторон класса и сказать другу что-либо приятное.

(участвуют несколько пар). А теперь в парах пожмите друг другу руку и скажите приятные слова.

Давайте подведем итоги нашего классного часа.

Разбираем слово ОБЩЕНИЕ. Выбираем положительные и отрицательные качества.

Рефлексия.

У вас у каждого на столе листочек. Вы должны на нем поставить определенный знак:

Не вижу значимости классного часа для себя. Почему?

Здорово, мне нравится.

: - Еще хотел бы поговорить на эту тему.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49

имени Ю.А. ГАГАРИНА»

Разработка учителя физики и математики

Малушко Ларисы Ивановны.

Воспитательное мероприятие

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»

Цель: на примере конкретных ситуаций проверить знания ребят о культуре поведения, учить их видеть се-бя со стороны и анализировать свое поведение.

Домашнее задание:

Изучить правила поведения в школе, общественных местах и т.д.

Проанализировать, всегда ли вы выполняете эти правила.

Подготовить сценки соперникам с ошибками в поведении

Формируются де команды по 5-6 человек.

Проведение конкурса.

Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать…»

Первое: Воспитанность — это знание общепринятых норм и правил поведения.

Второе: Обязательно нужно тренироваться, упраж-няться в правильном поведении.

Третье: Нужно выработать прочные и устойчивые привычки культур-ного поведения.

Вот и мы сейчас поупражняемся в правильном пове-дении. Давайте поиграем и подумаем.

Учителя представляют жюри и команды.

Вместе Конкурс 1. «Приветствие»

1 ведущий. «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостной сделалась жизнь?

2 ведущий. Приветствие играет немаловажную роль при встрече с другими людьми. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов вчи-талось верхом невоспитанности и неуважения к окру-жающим. Ведь в поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень большое и важное содержание: " «Я тебя вижу, Человек. Ты мне приятен. Знай, что тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья мира, веселья, счастья».Вот что означает простое, обыкновенное «ЗДРАВСТВУЙТЕ».

1 ведущий. Куда бы ни пришел человек и кем бы он ни был, он должен поздороваться. Приветливая улыбка и небольшой вежливый наклон головы подчеркивает ваше расположение к людям.

2 ведущий. Владимир Солоухин пишет:

«Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза — смотреть, рот — по-глощать пищу, все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда даже бы не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, легко и радостно. Это ужасно, если за несколько дней тебе ни-кто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зяб-нет и каменеет».

Улыбнитесь человеку, если вы встретили сегодня его второй раз, и не делайте вид, что вы его не заметили.

1 ведущий. А еще нужно помнить, что есть опре-деленные нормы приветствия. Давайте вспомним эти нормы:

Блиц-турнир по правилам приветствия.

(проводит учитель)

Кто кого первым приветствует:

1. Молодая девушка спешит навстречу юноше;

2. Женщина 30 лет встречается с пожилым челове-ком;

3. Стоящий человек прохожего или прохожий стоя-щего;

4 Вы пришли в гости. С кем первым вы должны по-здороваться..., а потом?;

5. Вам встретилась супружеская пара, как вы поприветствуете супругов;

6. Как быть, если вас ошибочно поприветствовали?

7. Нужно ли здороваться с жильцами своего дома, если вы незнакомы?

8. Можно ли вместо «ЗДРАВСТВУЙТЕ» говорить ПРИВЕТ?

9. Вошли в автобус. На задней площадке друзья, как с ними поздороваться?

10. Может ли женщина подавать руку в перчатке, а мужчина?

Учитель делает вывод:

Все эти правила необходимо не только знать, но и стараться их придерживаться. Ведь слово, жест, внеш-ний вид не только средство связи с другими людьми. Это наша визитная карточка.

Подведение итогов

Конкурс 2

1 ведущий.Чтобы люди, живущие рядом, не могли упрекнуть нас в невоспитанности, мы решили открыть школу хороших манер. Древний восточный мудрец, когда его спро-сили, у кого он учился благовоспитанности ответил: — ««У невоспи-танных. Я избегал делать то, что делают они».

2 ведущий. Наш следующий конкурс «Найди ошибку». Команды подготовили друг другу сценки. Ваша задача: внимательно посмотреть их и определить, какие ошибки допущены героями этих историй. Каждая найденная ошибка 1 балл.

(команды показывают сценки, озвучивают ошибки, жюри подводит итоги)

Конкурс 3

1 ведущий. А теперь наш следующий конкурс «Проверь себя. Закрепление пройденного».

(учитель рассказывает суть конкурса, ведущие задают вопросы командам, подведение итогов)

Ассистенты задают вопросы по очереди:

1) В дверях столкнулись два мальчика, один из седьмого, другой из восьмого класса. Кто кого должен пропус-тить?

2) Должен ли мальчик пропускать вперед одноклас-сницу, если они одновременно подошли к двери класса?

3 Должен ли мальчик пропускать вперед одноклас-сницу, если они одновременно подошли к лестнице и поднимаются вверх? Опускаются вниз по лестнице?

4) Кто должен первым заканчивать разговор по те-лефону: кто позвонил или кому позвонили?

5) Если тебе принесли завернутый подарок на день рождения, как поступить? Можно ли его развернуть и посмотреть?

6) Вам подарили вещь, которая у вас уже есть или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто ее подарил?

Жюри подводит итоги конкурса

Конкурс 4

2 ведущий. А теперь видеоурок. Командам по-очереди предлагаем посмотреть видеофрагмент и определить, какие ошибки были допущены героями этих фильмов. Соперники тоже внимательно смотрят и дополняют ответ.

(фрагменты фильмов, ответы, подведение итогов)

Конкурс 5

"Шаг на встречу"

1 ведущий. К доске прошу выйти по одному участнику от каждой команды и встать лицами друг к другу с разных сторон класса. Ваша задача: сделать шаг навстречу друг другу с разных сторон класса и сказать другу что-либо приятное. Кто раньше дойдёт до середины класса, тот и победил. При встрече нужно пожать друг другу руки.

(участвуют несколько пар, подведение итогов).

«Как построить дружбу?»

2 ведущий. Мы повторили правила поведения. А теперь поговорим о дружбе.

Товарищество и дружба — удивительные отношения, которые возникают между людьми. Настоящий друг лучше другого человека поймет ваше переживание, настроение, разделит вашу радость, посочувствует в горе, утешит в трудную минуту и поможет.

1 ведущий.Вот как мудрые люди разных времен говорят о дружбе: «Дружба» — самое необхо-димое для жизни, т. к. никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

Аристотель.

«В жизни есть только одно несомненное счастье жить для других».

А. Н. Толстой.

Много пословиц создано народом о дружбе и товариществе. Какие вы знаете?

Зрительский конкурс.

2 ведущий. Зрители могут выручить свою команду. Вспомните пословицы, поговорки, песни о дружбе. Каждый правильный ответ принесёт один балл команде.

(ответы, подведение итогов)

Конкурс 6.

«Хороший ли это друг? Узнай себя.»

1 ведущий. Наши добровольные помощники подготовили вам небольшую инсценировку реальных событий, часто происходящих в нашей школьной жизни. Команды запоминают, а потом записывают на листочках ошибки поведения друзей. Победитель тот, кто запишет больше ошибок.

(сценка, записывают ошибки команды)

Сценка 1 (3 девочки) (1 с грамотой, нарядная; 2-ое её обсуждают, грамота, моб телефон)

Ты знаешь, твоя подружка Юлька заняла первое место в школьном конкурсе красоты? Ты её поздравила?

Ещё чего? Подумаешь, красавица! Ой, что это у тебя? (подружка достала новый айфон)

Родители на день рождения подарили новый айфон.

Фу, барахло какое!

Сценка 2 (2 мальчика+ 1 девочка) (девочка - ведущая; учебник, часы)

Вася! Ты мне друг? Выручи! Дай мне учебник, я сделаю домашнюю работу и через час верну!

Девочка: Прошло 2 часа (2-ой ждёт) прошло 4 часа; прошло 2 дня; прошёл месяц

Где мой учебник?

Какой учебник?

Сценка 3 (все участники, беседуют 2-е подружки, остальные стоят в сторонке)

Я тебе хочу рассказать свою тайну! Это очень важно для меня! Мне нужен совет подруги, но я не хочу, чтобы об этом ещё кто-то узнал. Поклянись, что никому не скажешь!

Клянусь! Рассказывай! (шепчутся)

Смотри, ты обещала! Никому! (уходит)

Ребята, идите сюда! Я вам такое расскажу!....

Сценка 4 (3 девочки)

2-ое беседуют. Таня мне нужен твой совет, я хочу рассказать тебе по секрету…. (уходят)

3-ий проходит мимо и слышит слово секрет, подслушивает, кричит ребята, ребята, у меня такая новость..

Сценка 5 (девочка и 2 мальчика, письмо в конверте, книга, стол)

Девочка распечатывает письмо, читает, убирает в книгу, оставляет на столе и уходит, за ней подглядывает брат, достаёт письмо, читает и бежит к другу

Витька, вчера моя сеструха получила письмо от жениха, а я прочёл! Вот смехота! Он её там пишет… смеются и уходят.

Сценка 6 (все участники: учитель и ученики)

Учитель: ребята, нужно выпустить газету к празднику! Кто это сделает?

Ученики: 1 Я могу с Сашей и Серёжей (смотрят на него удивлённо) завтра принесём

Что ты за нас расписываешься

Ничего, нарисуете без меня, а мне сегодня некогда, у меня тренировка!

Учитель: ребята, прошла неделя, а где же ваша газета?

Да некогда было, не успели! Что здесь такого!

Сценка 7 (все участники, идут, один спотыкается и падает)

Так ему и надо, он мне надоел, может в школу ходить не будет?

Громко смеётся. Смотрите, у него всё лицо в грязи

Хм, подумаешь, упал, сам поднимется?

Быстро уходит. Я тороплюсь, некогда мне с тобой возится.

Зрительский конкурс.

2 ведущий. Пока команды готовятся, приглашаем по 4 зрителя из каждой команды.

Вы получаете по одному набору слов из которых нужно сложить пословицу. Если справитесь с заданием, то принесёте 1 балл своей команде.

Вы работаете в парах. У каждой пары набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение.

Доброе слово железные ворота отопрет.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Выпустил словечко - не догонишь и на крылечке.

(итог зрительского конкурса и конкурса 6)

1 ведущий. У каждого человека должен быть друг, иначе жизнь пуста и одинока. Ведь друга, в отличие от родственников, мы выбираем сами. Настоящих друзей не так уж много, поэтому их надо беречь. Иногда быть снисходительными к их слабостям, уметь прощать их.

2 ведущий.Все мы мечтаем о настоящих друзьях. Чтобы мечты стали реальностью, предлагаем несколько советов, как сделать дружбу крепкой.

СЛАЙДЫ ведущие читают по-очереди:

1. Выбирайте друзей мудро. Вы не должны дружить со всеми. Выбирайте друзей с которыми вам комфортно, которые вдохновляют вас и относятся к вам уважительно.

Мы не выбираем семью, но мы можем выбрать друзей.

2. Будьте честными. Не пытайтесь обмануть своих друзей, иначе они больше не захотят иметь с вами дела.

3. Будьте искренни. Никогда не притворяйтесь кем-то другим и не отказывайтесь от своих взглядов, чтобы понравится. Будьте собой.

4. Общайтесь открыто и честно. Предлагайте свою помощь и не бойтесь попросить поддержку у друзей. Решайте проблемы вместе.

5. Принимайте друзей такими, какие они есть.

6. Будьте чуткими, хвалите, выражайте благодарность. Дайте понять, что вы цените вашу дружбу.

7. Умейте признать вину и извинится. Умейте прощать.

8. Держите свои обещания. Лучше честно сказать: «Я не могу это сделать», чем отказать в последний момент.

9. Не болтай, не сплетничай. Храни, доверенные тебе личные тайны и секреты. Не предавайте друга.

10. Если нужно, отпустите дуга без скандалов и ссор. Если нет общих интересов, не пытайтесь держаться за то, чего нет

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ.

1 ведущий. Хоти ещё раз напомнить о тех чертах, которые мешают каждому из нас стать по-настоящему воспитанным, вежливым и культурным человеком.

2 ведущий. Это неумение держать соё слово, безответственность, непунктуальность, нескромность, неумение хранить чужую тайну и другие. С ними мы должны бороться.

1 ведущий. Поэтому наш последний конкурс для всех называется

«Посмотрим в зеркало. Портрет в лучах солнца.»

(рассказывает учитель)

У каждого учащегося зеркальце, перед каждым чис-тый лист бумаги и вопросы анкеты.

Учитель. Помните, в сказке А. С. Пушкина о мерт-вой царевне: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю прав-ду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и бе-лее», — так спрашивала злая царица волшебное зер-кальце, имея в виду красоту внешнюю, данную ей при-родой. Но есть еще красота внутренняя, духовная.

Представьте, что у вас у всех зеркальца волшебные, посмотрите в них внимательно и задайте зеркальцу во-просы, которые лежат перед вами. А те ответы, которые вы «получите» от зеркальца, запишите на лучиках солнца. Пусть на этих лучах будут ваши хорошие качества, а на тучке, те что мешают вам быть совершенными.

Я - это я. Мне принадлежит всё, что я имею: моё тело, мои фантазии, мои мечты, надежды и страхи, мои победы и поражения. Я принадлежу себе и потому могу себя совершенствовать.

В лучах солнца напиши свои лучшие черты характера, а в туче - всё, что мешает твоему совершенству. Если необходимо, добавь новые лучи или увеличь тучу.

Желаем, чтобы туча не затмила солнце

Рефлексия.

У вас у каждого на столе листочек. Впишите свои качества и поставьте на нем определенный знак:

Не вижу значимости классного часа для себя. Почему?

Здорово, мне нравится.

: - Еще хотел бы поговорить на эту тему.

Классный час о культуре общения

Методическая разработка конспекта классного часа

Тема: «Умей общаться со всеми и всегда» (ситуативный практикум по культуре общения)

Цели:

развитие культуры общения коммуникативных навыков школьников;

привитие этических норм бесконфликтного общения с младшими, ровесниками и со взрослыми.

Оборудование : если есть возможность, то подготовить для каждого ученика тексты извлечений из книг и текст «Конфликт без насилия», листы бумаги и ручки.

Ход классного часа

Ситуация 1. «Умеешь ли ты управлять конфликтом?»

Из книги В. В. Любимцева «Знаешь ли ты?»

Правила, которых следует придерживаться в разговоре:

- необходимо вести разговор вежливо и ровным голосом;

- должно быть желание разговаривать;

- следует смотреть в глаза собеседнику;

- не надо перебивать или прерывать собеседника;

- не следует излишне увлекаться жестикуляцией;

- не следует излишне усложнять свою речь, используя иностранные слова или научные термины;

- старайтесь говорить четко, не торопясь, не бормотать и не глотать окончаний слов;

- интонация не должна быть оскорбительной или обидной для человека.

1. Надо знать, как развивается конфликт:

- возникновение разногласий; возрастание напряженности в отношениях;

- осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников;

- собственно конфликтное взаимодействие, использование различных межличностных стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности;

- исход (разрешение) конфликта. Разрешением конфликта является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию, и восстановление нормальных отношений между людьми.

2. Выяснение скрытых и явных причин конфликта, определение, что действительно является предметом разногласий, претензий. Порой сами участники не могут или не решаются четко сформулировать главную причину конфликта.

3. Определение проблемы в категориях целей, а не решений. Нужно проанализировать не только различные позиции, но и стоящие за ними интересы.

4. Сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Наша позиция - это то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Наши интересы - это то, что побудило нас принять данное решение. Интересы - это наши желания и заботы. Именно в них ключ к решению проблемы.

5. Делайте разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами. Поставьте себя на место оппонента. Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.

6. Справедливо и непредвзято относитесь к инициатору конфликта. Не забывайте, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит проблема, которая тяготит человека, доставляет ему беспокойство и неудобство.

7. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.

8. Придерживайтесь правила эмоциональной выдержки. Осознавайте и контролируйте свои чувства. Учитывайте состояние и индивидуальные особенности участников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистических конфликтов в нереалистические. При обсуждении конфликта важно избежать следующих серьезных ошибок:

- партнер выдвигает в качестве ошибки другого собственный промах;

- поведение партнера диктуется исключительно тактическими соображениями;

- партнер укрывается за «производственной необходимостью»;

- партнер настаивает на признании его власти;

- используются самые уязвимые места партнера;

- припоминаются старые обиды;

- в конце концов выявляются победитель и побежденный.

Возможные и другие ошибки, допускаемые собеседниками:

- отключение внимания: отвлечь внимание может все, что действует необычно или раздражает. Например, наружность говорящего, его голос или произношение;

- высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому когда кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего;

- антипатия к чужим мыслям. Мы больше ценим свои мысли, для нас приятнее и легче следовать этим мыслям, нежели заставить себя следить за тем, что говорит другой;

- избирательность внимания. С детских лет мы привыкли слушать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все была бы непосильным занятием. В порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что представляет интерес сейчас. Эта привычка переключаться затрудняет фиксирование внимания на чем-то одном;

- потребность реплики. Слова другого могут вызвать у нас потребность ответить. Если это происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Мысли заняты формулированием «разгромных» аргументов и комментариев.

Задание 1. Со всеми ли «правилами» вы согласны?

Задание 2 . Приходилось ли вам в какой либо жизненной ситуации применять некоторые из приведенных в тексте «правил»?

Ситуация 2. «Что такое такт?»

(Из книги В.В. Любимцева «Знаешь ли ты?»)

Под тактом прежде всего понимается чувство меры, умение ориентироваться в тех или иных обстоятельствах. Как поступить в данный момент? Что следует сказать, а о чем лучше промолчать? Остаться в комнате или выйти? Сделать вид, что не заметил неудачной реплики, или обратить ее в шутку?

Такт - это чуткость, скромность в поведении, результат воспитания, в основе его - уважение к окружающим, уважение чужого мнения, бережность в отношении к близким, друзьям, коллегам.

Бестактным считается:

- своим поведением обращать на себя внимание в общественных местах (в музее, театре, библиотеке и т. п.);

- говорить в публичном месте о личных делах своих или близких (друзей, родственников и др.);

- навязывать свои вкусы и представления.

Задание: Дополните своими предложениями понятие «бестактным считается...».

Ситуация 3. «Как заставить человека принять вашу точку зрения?»

Убеждать человека в чем-либо не значит спорить с ним: единственный способ победить в споре - это избегать его. Недоразумения нельзя устранить спором, их можно устранить лишь с помощью такта, стремления к примирению и искреннего желания понять точку зрения другого.

Уважайте мнение других людей, никогда не говорите человеку резко, что он не прав, особенно при людях. В таких условиях человеку трудно согласиться с вами.

Если человек высказывает какую-то мысль, а вы уверены в ее ошибочности, лучше обратиться к нему со словами: «Я могу ошибаться. Давайте разберемся в фактах». Это заставит собеседника быть столь же справедливым, заставит его признать, что он также может ошибаться.

Если вы не правы, признавайте это быстро и решительно. Гораздо легче самому признать свои ошибки или недостатки, чем выслушивать осуждение со стороны другого человека. Если вы знаете, что другой человек думает или хочет сказать о вас что-то отрицательное, скажите это сами, раньше, этим вы его обезоружите.

Не начинайте важных разговоров с требования сказать «да» или «нет». Если человек сказал «нет», его принципы требуют оставаться до конца последовательным. Позднее он может почувствовать, что «нет» было неверным, но вы сами отрезали ему пути к отступлению. Поэтому очень важно повести разговор так, чтобы собеседнику не было необходимости и возможности сказать «нет».

Если хотите убедить людей в чем-либо, старайтесь смотреть на вещи глазами этих людей. Вы сэкономите много времени и сохраните свои нервы.

Задание 1. Согласны ли вы с приведенными правилами?

Задание 2. По вашему мнению, эти правила всегда «срабатывают»?

Ситуация 4. «Помогут ли вам приведенные рекомендации по ускорению процесса разрешения конфликта?»

Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов.

Стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.

Стороны должны демонстрировать взаимное уважение.

Участники переговоров должны стремиться превратить скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного, равноправного обмена мнениями.

Все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу. Особое значение имеет заключительная, послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба.

Задание : Согласны ли вы с данными рекомендациями?

Ситуация 5. «Как надо приветствовать встретившегося знакомого человека?»

Задание:

1. Какие способы приветствия вы знаете?

2. Отличается ли приветствие в среде молодежи от приветствия взрослых?

3. Вы выбираете данный способ приветствия со знакомыми только по возрастным признакам или по личностным качествам этого человека?

4. Примите к сведению приведенную ниже информацию.

«Почему люди здороваются за руку?»

(Из книги В.И. Малова «Загадки и тайны»)

Существуют и многие другие способы приветствовать друг друга. В кинофильмах вы, вероятно, видели, как придворные отвешивают поклоны, благовоспитанные девицы и дамы делают реверансы, а джентльмены приподнимают при встрече шляпу.

Известны и более экзотические формы приветствия: у некоторых народов, например, при встрече было принято... тереться носами или даже исполнять особый танец. Однако одно только рукопожатие пережило все времена и получило широкое распространение. Случилось так потому, что это самый миролюбивый, самый дружеский жест, понятный каждому.

Протягивая открытую ладонь, человек как бы показывал другому, что у него нет оружия, что намерения его чисты. И если эти намерения не отвергались, следовал точно такой же ответный жест. А обмениваясь рукопожатием, люди убеждались в том, что в руке другого действительно не спрятано оружие. Поэтому и принято снимать перед рукопожатием перчатку - ладонь должна быть открытой.

Из очень древних времен дошло до нас и стойкое предубеждение: нельзя здороваться за руку через порог. Смысл же его таков - у себя дома человек надежно защищен стенами, а за порогом таятся опасности, неизвестность. Так что если кто-то приходит в дом, пусть сначала войдет внутрь, на свет, где можно хорошо рассмотреть пришедшего и вовремя распознать угрозу, если она есть. А если нет - обменяться крепким рукопожатием.

Ситуация 6. «Поможет ли тебе при общении тест?»

Тест «Конфликт без насилия»

Выберите, на ваш взгляд, правильные ответы:

1. Являются ли постоянные споры с друзьями проявлением свободы вашего выбора?

A. да, являются;

Б. нет, не являются;

B. все зависит от культуры человека, страны, где он

живет, и законодательства.

2. Дети имеют право свободно делать свой выбор:

A. во всех сферах жизни и деятельности;

Б. только в среде своих друзей;

B. только в семье.

3. Почему человек должен следовать общепринятым правилам?

A. потому что так принято в обществе;

Б. потому что это совпадает с его желаниями;

B. потому что так получается.

4. Когда люди договариваются друг с другом, то они:

A. ссорятся;

Б. отстаивают свои позиции;

B. вырабатывают правила.

5. Почему человек не соблюдает правил?

A. жить по правилам не интересно;

Б. он плохо воспитан, у него низкий уровень культуры;

B. считает, что соблюдение правил - это проявление слабости.

6. Каковы причины конфликтов?

A. грубость;

Б. слабохарактерность;

B. эгоизм;

Г. доброта;

Д. ответственность;

Е. различие взглядов.

7. Может ли быть конфликт без насилия?

A. да;

Б. нет;

B. всегда.

8. К какому понятию относятся определения «состояние взаимной вражды, серьезная размолвка»:

A. конфликт;

Б. ссора;

B. противоречие.

По мнению психологов и педагогов, правильными ответами являются: 1. б; 2. а; 3. а; 4. в; 5. в; 6. а, в, е; 7. б; 8. б.

Мини-итоги классного часа.

Классный час по теме:

Культура общения

Класса «Особый ребёнок»

Подготовила:

учитель класса

«Особый ребёнок»

Олейник Л.Г.

п. Горный

2014 год

Цели:

1.Формирование внутренней культуры детей.

2.Развивать умение правильно оценивать себя и других.

3.Формировать навыки культурного поведения в

Повседневной жизни и опыт нравственных

Взаимоотношений в коллективе.

Оборудование: иллюстративный материал, карточки со словами.

Словарная работа: неотёсанный, общение.

Ход мероприятия:

    Приветствие.

Здравствуйте дети, поприветствуйте наших гостей и тихонечко садитесь.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок

Постарайтесь всё понять

И отлично отвечать.

    Сообщение темы классного часа.

Сегодня мы поговорим о культуре общения. А что же такое общение? Общение- это передача информации от человека к человеку. У общения есть положительные и отрицательные качества

3. Качества общения.

Давайте с вами назовём положительные и отрицательные

качества.

( Вывесить на доску ромашку ).

4.Беседа.

Ребята, а вы знаете чем отличаются культурные растения от диких? Например дикая груша от культурной?

Примерные ответы детей:

-Дикая растёт где попало, а культурная в саду.

-За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную удобряют, поливают, прививают.

-Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной- хорошие.

Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерные ответы детей:

- Дикие, некультурные не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.

Как вы считаете, человеку приятнее общаться с культурным человеком или диким? Конечно приятней и интересней с культурным человеком. Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно это сделать? Что можно сделать чтобы он стал культурным? Можно сделать прививку?

Примерные ответы детей

-Можно сделать прививку от гриппа

-Можно привить правила культурного поведения, хорошие

манеры, навыки, привычки.

Если мы это всё привьём, то каким он станет? Правильно

культурным. Что значит быть культурным?

Примерные ответы детей: -Это значит соблюдать правила культурного поведения.

-Значит вести себя так, чтобы не опозориться.

- А как вы думаете, какого человека называют «неотёсанным»?

Примерные ответы детей

- Человека невоспитанного, необразованного, некультурного. - Того, который ничему не учился.

Действительно, обтесать бревно или камень- это значит сделать их гладкими, блестящими. Неотёсанный- это значит необработанный, а в переносном значении значит - невоспитанный, невежественный человек.

5.Правила общения.

Ребята, а вы знаете, что самое главное в культуре общения? Это обращение. На «ты» следует обращаться только к близким друзьям и детям, младше 18 лет. Ко всем прочим даже к незнакомым людям одного с вами возраста, следует обращаться только на «вы». При этом правила хорошего тона предписывают при посторонних переходить на «вы» и называть по имени-отчеству друга или родственника. Споткнувшись в произнесении или перепутав имя, следует извиниться. Анекдоты и забавные истории хороши только к месту. Неприлично пристально разглядывать и долго наблюдать за человеком, особенно когда он ест.

6. Работа со стихотворением и его анализ.

А сейчас ребята прочитают нам стихотворение «Ежели вы вежливы».

Ученики читают стихотворение:

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе .

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы - то есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

И целом переплете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Молодцы, хорошо прочитали, а теперь ответьте:

О чём говорится в этом стихотворении? Что вы для себя взяли на заметку?

7. Сказка «Вежливый кролик»

Послушайте сказку:

«Вежливый кролик» Жил-был кролик. Он был очень воспитанный, вежливый. Однажды он шел из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, надвинулись тучи, закрывая солнце, полил дождь. На пути была огромная пещера. Кролик решил там переждать дождь. Но он не знал, что там живёт старая ядовитая змея. Она редко выползала из пещеры, потому что не любила солнце, свет, зелень и вообще всю красоту вокруг. Кролик не вошёл сразу в пещеру, он вежливо спросил:

-Уважаемая пещера, разрешите войти мне и переждать дождь?

-Заходи, кролик!

-Простите, я не знал, что здесь ещё кто-то живёт. Всего доброго, до свидания, не смею вас больше беспокоить.

Он со всех ног бросился бежать домой. Змея, разозлившись, зашипела:

-Ох уж мне эти вежливые кролики!

Понравилась ли вам сказка? О чём эта сказка? Вот что значит культура общения. Будьте всегда вежливы и культурны.

8. Физминутка:

Дышим носом глубоко- поднимаемся легко.

Наклоняемся вперёд, прогибаемся назад,

Как деревья ветер гнёт,

Так качаемся мы в лад (наклоны вперёд- назад)

Головой теперь покружим

Так мы лучше думать будем

Поворот и поворот,

А теперь наоборот (вращение головой в стороны)

Станем дети на носочки

На зарядке ставим точку.

9. Сценки:

Ребята, давайте с вами разыграем несколько сценок:

    Эй, Саша - Чего тебе, Игорь?
    - Я сегодня ручку забыл. У тебя есть запасная ручка?
    - Есть.

    - Дай мне.
    - На бери.

Дети как вы думаете, культурно ли ребята обращались? А как надо правильно?

    - Здравствуй, Саша - Здравствуй, Игорь - Я сегодня ручку забыл. Скажи, пожалуйста, у тебя есть запасная ручка?
    - Есть.
    - Дай мне, пожалуйста.
    - Возьми.
    - Спасибо!
    Ребята, скажите, о чём говорится в этой сценке? В ней говорится, что надо вести себя вежливо.

10. Игра "Шаг на встречу"

- Ребята давайте с вами поиграем в игру.

К доске прошу выйти двух друзей и встать лицами друг к другу с разных сторон класса. Ваша задача: сделать шаг навстречу друг другу с разных сторон класса и сказать другу что-либо приятное.

А теперь пожмите друг другу руку и скажите приятные слова.

МОЛОДЦЫ

11. Стихотворение

- А сейчас прослушайте стихотворение:

В музее, кинотеатре и трамвае

О том, о сем друг с другом говорим,

Но часто одного не замечаем,

Что, как в лесу дремучем, мы кричим.

О том, что мы вчера ходили в гости,

Что папа подарил велосипед,

У дедушки к дождю разнылись кости,

А, между прочим, дождика все нет.

Пожалуйста, потише!

Тсс... Тсс! Ч-ч-ч!

В какое бы общественное место

Судьба сегодня вас ни привела,

Учтите, никому не интересно

Все знать про ваши личные дела.

Про то, что к вам приехал дядя Коля,

Что кошка утащила пять котлет,

Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста, потише!

Совсем необязательно кричать!

Ведь вас и так услышат,

Попробуйте все тихо рассказать!

11. Вывод:

Культура общения нужна, так как без неё люди не будут уважать друг друга и дети должны брать пример у взрослых. На этом классный час мы заканчиваем. Спасибо нашим гостям.

Понравилась статья? Поделитесь ей