Контакты

Какие нравственные и социальные пороки. Социальные нравственные пороки

Иван Андреевич Крылов был чрезвычайно талантливым человеком: увлекался математикой и иностранными языками, поэзией и музыкой, писал пьесы и издавал журналы.

Однако наибольшее признание и славу принесли ему басни. Славу великого русского баснописца Крылов заслужил еще

При жизни. Когда Ивана Андреевича спрашивали, почему он пишет басни, он отвечал: “Басни понятны каждому”. Так, басни Крылова известны всем и понятны каждому. Кто из нас не читал его прекрасных басен, не удивлялся его сообразительным, остроумным, умным высказываниям, многие из которых стали афоризмами?

В каждой его басне разыгрывается будто живая сцена из жизни. В своих баснях поэт высмеивал всевозможные человеческие пороки: лень, зависть, глупость, пустомельство, хвастливость, жестокость, скупость. Вот, например, басня “Тришкина свита”, в которой автор подвергает сокрушительной критике человека, что, не имея

Таланта, берется за дело, которое ей не под силу, вследствие чего из свиты остались одни рукава.

Каждый человек должен выполнять работу согласно своих способностей и призвания, доказывает И. А. Крылов в своей басне “Квартет”. Сюжет ее довольно несложен: одержав музыкальные инструменты и ноты, Мартышка, Осел, Козел и косолапых Медвежонок решили затмить весь мир своим искусством, но ничего из этого хорошего не вышло. И тогда обезьяна заявила, что якобы они все не так сидят, поэтому и музыка плохая. Пересаживались они несколько раз, однако квартет не шло на лад. И тут случилось Соловью пролетать мимо этих “музыкантов”, он и объяснил им, что для того, чтобы стать музыкантом, необходимо иметь соответствующие способности, талант, без которых, как бы они не садились, ничего у них не выйдет.

– Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, –

Им отвечает Соловей: –

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

Крылов хорошо знал нищенскую жизнь тружеников, видел несправедливость тогдашних законов, действовавших в угоду господствующим классам, и реалистично описывал тогдашнюю жизнь в своих байках.

В басне “Волк и Ягненок” он ставит важную проблему всесильности и хищнических нравов власть имущих, а также бесправие трудящихся.

Малое Ягненок, резвясь, вбежали к реке напиться воды, где его и увидел голодный Волк и, чтобы как-то оправдать свою жестокость, стал приводить всякие нелепые аргументы, но в конце концов, устав, заявил, что Ягненок виновато уже в том, что Волку кушать хочется. Сказав это, Волк утащил Ягненка в темный лес. Вот вся правда, справедливость и законность правителя.

Сколько вреда приносят обществу невежды, люди никчемные, необразованные, некультурные? Нетрудно представить. Сами ничего не разбираясь в науке, они еще и осуждают ученых. Эту тему разрабатывает поэт в своей басне “Свинья под дубом”. Свинья, вволю наевшись под дубом желудей, умостилася спать, а когда проснулась, стала подрывать под дубом корни. Когда же ворон объяснил ей, что это для дерева вредно, что оно может засохнуть, свинья ответила, что, мол, для нее совершенно не важно, засохнет дерево или нет, чтобы были желуди, от которых она жиреет. Так и люди-невежды отрицают науку, забывая, что пользуются ее плодами.

Байки Крилова. их множество. И каждая важна, интересна и ценна по-своему. В них целый мир. Они отличаются яркостью, остроумием, выразительностью языка. Великий писатель-баснописец разоблачает в них недостатки, которые мешают людям жить, критикует не только отдельные недостатки людей, но и определенные исторические события и общественные явления.

Давно уже нет на свете. А. Крылова, но творение великого русского баснописца остаются нетленными и представляют собой большую ценность и сегодня.

Сочинения по темам:

  1. Басня – это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория...
  2. Будучи детьми мы могли слышать или читать Басни Крылова. В памяти остались образы из его басен, которые неоднократно так или...

В историю русской литературы Иван Андреевич Крылов вошел как великий баснописец. На протяжении многих поко­лений русские читатели знакомятся с крыловскими баснями с детских лет. Их персонажи вошли в наш повседневный обиход, а крылатые фразы из них - в нашу обыденную речь. Главными достоинствами басен Крылова являются их на­родность и гибкий стихотворный язык. Написанные так назы­ваемым «вольным ямбом», они с удивительной точностью пере­дают разговорную интонацию русской речи. Открытием Крыло­ва в его баснях стал образ рассказчика, который за маской простодушия скрывает ум и иронию, направленную на обличе­ние социальных пороков. Николай Васильевич Гоголь назвал басенное творчество Крылова «книгой мудрости самого народа». Нравственное значение большинства басен Крылова за­ключается в том, что автор обличает в них различные челове­ческие и общественные пороки. Рассмотрим, например, басню «Волк и Ягненок». Ее темой является социальное неравенство людей в крепостническом обществе. Мораль этой басни заявлена в первой же строчке: «У сильного всегда бессильный виноват». Беспомощный Ягне­нок ни в чем не провинился перед всесильным Волком. Но ни­какие оправдания, неопровержимые доводы, которые несчаст­ный приводит в подтверждение своей невиновности, не при­нимаются Волком во внимание. Когда ему надоедает слушать жалкий лепет Ягненка, он заявляет прямо: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». И это предопределяет трагическую развязку произведения. В басне «Свинья под Дубом» Крылов изображает Свинью, ко­торая, «наевшись желудей досыта, до отвала», стала затем подры­вать корни у дерева, давшего ей пищу. Здесь баснописец ведет речь о невежде, который, как сказано в заключительной морали, «в ослепленье бранит науки и ученье, и все ученые труды, не чув­ствуя, что он вкушает их плоды». Но можно понимать басню еще и как обличение человеческой неблагодарности. А в наши дни давняя сатира Крылова приобретает еще и новые оттенки значе­ния. Сегодня мы видим, что неумеренное потребление природ­ных богатств приводит к истощению земли, к оскудению ресур­сов природы. Таким образом, данная басня не только не утрати­ла своего значения, но и наполнилась новым смыслом. Если в двух рассмотренных баснях обличение Крылова несет ясно выраженный социальный характер, то в некоторых других его произведениях усмешка баснописца более добро­душна, и вызывают ее отдельные человеческие недостатки. Так, доверчивых людей, падких на неприкрытую лесть, выво­дит поэт в басне «Ворона и Лисица». Казалось бы, Ворона дол­жна понимать, что ее голос никак не может сравниться с соло­вьиным. Однако - Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, - И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал - с ним была плутовка такова. И Ворона лишилась лакомого кусочка из-за того, что пове­рила в несуществующие собственные таланты. Таким же добродушным юмором наполнена басня «Квар­тет». Ее персонажи: «Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» - полагают, что их умение играть на му­зыкальных инструментах зависит от того, кто на каком месте сидит. Но как бы они ни расселись, «Квартет нейдет на лад». Объясняет незадачливым музыкантам, в чем их ошибка, Соло­вей - словами, которые стали крылатыми: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, - Им отвечает Соловей, - А вы, друзья, как ни садитесь; Всё в музыканты не годитесь. Ушли в прошлое события, непосредственным откликом на которые служили крыловские басни, но остались неизменны­ми взаимоотношения людей и типы человеческих характеров. Поэтому, несмотря на некоторую архаичность лексики и быто­вых деталей, большинство басен Крылова остаются понятны­ми и злободневными в наши дни.

Сочинение

Написанная в 1836 году комедия "Ревизор" нанесла сокрушительный удар по всей административно-бюрократической системе царской России 30-х годов XIX века. Автор выставил на всеобщее осмеяние не отдельные единичные случаи, а типичные проявления государственного аппарата. Казалось бы, какое отношение к централизованной чиновничьей системе имеет сонная патриархальная жизнь захолустного уездного городка, который городничий искренне считает своим домом и распоряжается в нем как хозяин? Здесь почтмейстер распечатывает и читает чужие письма вместо романов, не видя в этом ничего предосудительного. Из спешных замечаний городничего своим подчиненным о наведении порядка в подведомственных им учреждениях мы легко можем сделать вывод о том, как обстоят дела в больнице, суде, школах, на почте. Больные очень смахивают на кузнецов и курят крепкий табак; их лечением никто не занимается. В суде запутаны все дела, под ногами посетителей свободно разгуливают гуси. Везде царят беззаконие и произвол.

Но этот безвестный провинциальный городишко предстает в комедии как государство в миниатюре, в котором, как в капле воды, отражаются все злоупотребления и пороки чиновно-бюрократической России. Черты, характеризующие городских чиновников, типичны и для представителей других сословий. Всех их отличают нечестность, пошлость, убожество умственных интересов, крайне низкий культурный уровень. Ведь в комедии нет ни одного честного героя ни из одного сословия. Здесь налицо социальное расслоение людей, одни из которых занимают важные государственные посты и используют свою власть для улучшения собственного благополучия. На верхушке этой социальной пирамиды находится чиновничество. Воровство, взяточничество, казнокрадство — эти типичные пороки чиновничества бичует Гоголь своим беспощадным смехом. Городская верхушка отвратительна. Но и подвластные им люди не вызывают симпатий. Притесняемые городничим купцы, ненавидя его, пытаются задобрить его подарками, а при первом же удобном случае пишут на него жалобу Хлестакову, которого все принимают за важного петербургского сановника. Провинциальные помещики Бобчинский и Добчинский — бездельники и сплетники, ничтожные и пошлые люди. На первый взгляд, вызывает сочувствие безвинно высеченная унтер-офицерша. Но то, что она желает получить лишь денежную компенсацию за понесенное оскорбление, делает ее смешной и жалкой.

В таких обиженных бесправных людях, как слесарша и крепостной слуга Осип, трактирный половой, полностью отсутствует чувство собственного достоинства, способность возмутиться своим рабским положением. Эти персонажи выведены в пьесе для того, чтобы заметнее оттенить последствия неблаговидных поступков правящих чиновников, показать, как страдает от их произвола низшее сословие. Пороки чиновничества не выдуманы автором. Они взята Гоголем из самой жизни. Известно, что в роли гоголевской почтмейстера выступал сам император Николай I, который прочитывал письма Пушкина к жене. Скандальная история с проворовавшейся комиссией по построению храма Христа Спасителя очень напоминает поступок городничего, присвоившего казенные деньги, выделенные на строительство церкви. Эти факты, взятые из реальной жизни, подчеркивают типичность негативных явлений, которые обличает сатирик в своей комедии. Пьеса Гоголя высветила все типичные пороки чиновничества России, которые воплотились в индивидуальных образах городничего и его окружения.

Главное лицо города предстает в комедии как первый среди мошенников, который даже, по его собственным словам, "трех губернаторов обманул". Занимая самый значительный пост в городе, он полностью лишен чувства долга, а ведь именно оно должно быть самым необходимым качеством у чиновника такого ранга. Но городничий не думает о благе родины и народа, а печется о собственном материальном благополучии, обирая купцов, вымогая взятки, творя произвол и беззакония над подвластными ему людьми. В финале пьесы этот хитрый и ловкий пройдоха оказывается в глупой и непривычной роли обманутого, становясь жалким и смешным. Гоголь использует здесь блестящий художественный прием, вкладывая в уста городничего реплику, адресованную зрительному залу: "Чему смеетесь? Над собой смеетесь!.." Это подчеркивает распространенность подобного типа в царской России. Значит, в образе городничего драматург сконцентрировал самые отвратительные черты государственного управителя, от произвола которого зависели судьбы многих людей. Городничий дан в комедии в своем типическом окружении. В каждом из чиновников автор особенно выделяет какую-то одну определяющую черту, что помогает воссоздать многообразную картину чиновничьего мира. Например, судью Ляпкина-Тяпкина автор с иронией называет "вольнодумцем", объясняя это тем, что он прочитал 5׬ книг. Эта мелкая деталь характеризует общий низкий уровень чиновничества, убожество его умственных интересов. В попечителе богоугодных заведений Землянике выведен подхалим, ябедник и доносчик. Это тоже весьма типичные, распространенные в чиновничьей среде явления.

Таким образом, писатель в своей комедии обличает все основные пороки правящего чиновничества России: нечестность, недобросовестное отношение к службе, взяточничество, казнокрадство, произвол, беззаконие, подхалимство, бескультурье. Но сатирик осудил и такие отрицательные черты угнетенных сословий, как корыстолюбие, отсутствие чувства собственного достоинства, пошлость, невежество. Гоголевская комедия сохраняет свою актуальность и в наши дни, заставляя задуматься о причинах многих негативных явлений современной жизни.

В поэме Н. В. Гоголя соединены два начала - сатирическое обличение современной писателю социально-политической реальности и утверждение добра, красоты и творчества как основ бытия. Первое из них связано с событийным рядом, а второе представлено в первую очередь в лирических отступлениях.

Автор даст в поэме развернутое описание социального быта России, показывает на примере шести помещиков и десятка чиновников удручающее нравственное состояние привилегированной части русского общества, по в то же время в своих отступлениях говорит о изначальной красоте человеческой души, прославляет творческие силы русского парода, высказывает веру в великое будущее России.

Идея о изначально чистой и благой природе человека - один из ведущих мотивов в мировоззрении писателя. Боль о человеке, полностью утратившем духовность, с особой эмоциональной силой звучит в авторском комментарии, посвященном Плюшкину (шестая глава) : "И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все, может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы ему показали его же портрет в старости".

Далее автор указывает тот единственный путь, который может сохранить душу от тлена, не позволит человеку стать живым мертвецом наподобие Плюшкина: "Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!" Эпизод, связанный с Плюшкиным, автор предваряет элегическими воспоминаниями о собственной юности, о годах "невозвратно мелькнувшего детства". Писатель сетует па то, что и его душа не избежала мертвящего воздействия времени - ведь прежде всякое повое впечатление поражало его, "ничто не ускользало от свежего тонкого внимания". С темой юности связано и мимолетное размышление о значении мечты и "блистающей радости", озаряющей жизнь, в связи с описанием случайной дорожной встречи Чичикова с юной блондинкой.

Гоголь был убежден, что только через отрицание безобразного и уродливого может быть проложен путь к осознанию истинных основ жизни. Эта позиция автора отражена в лирическом отступлении вначале седьмой главы. Если цель писателя - создавать прекрасные характеры, скрывая "печальное в жизни", срывать рукоплескания, парить над миром ("Нет равного ему в силе - он бог!") , то "не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу... всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных,

повседневных характеров... "

Некоторые отступления посвящены осмеянию "типы мелочей". Так, писатель делит всех

чиновников на "толстых" и "топких", признавая большую приспособленность "толстых" к жизни: "Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие... виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят". Противопоставляются, конечно, не физические, а психологические свойства людей. Автор рисует на примере "толстых" и "топких" два типа социального поведения. "Толстые" - приобретатели и накопители, для них важны не наружный блеск и минутные забавы, а серьезная служебная карьера, существенные, крупные приобретения - дома, угодья (варианты этого типа представлены в образах Коробочки, Собакевича, Чичикова); "топкие" же - транжиры, прожигатели жизни, спускающие, "по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро" (Ноздрев) . Мимоходом отмеченная деталь - "по

русскому обычаю" - свидетельствует о несколько более добродушном и снисходительном отношении автора к "тоненьким" (транжирам) , чем к "толстым" (накопителям) . Это подтверждается и общим смыслом обличения Чичикова, в котором соединились самые отвратительные черты современной русской жизни: служение "копейке", безудержная тяга к приобретательству.

Миру продажных и ленивых чиновников, тупых и жадных, духовно омертвевших помещиков, "типе мелочей" противопоставлен в поэме романтический образ созидающего, нравственно и духовно здорового, одаренного русского народа, величественный образ самой Руси.

Всяким народ, "полный творящих способностей души", отличается "каждый своим словом", но, по Гоголю, "пет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово".

Через всю поэму проходит образ дороги, который наполняется у Гоголя многообразием смыслов. "Дорога Чичикова" - это чередование удач и катастроф, движение по замкнутому кругу, путь в никуда. "Дорога автора" - это дорога творческого постижения жизни. В завершающем поэму лирическом отступлении образ-символ дороги раскрывает главное свое содержание: автор пишет об историческом движении России в неведомое будущее.

Все люди разные - это ни для кого не секрет. В одной личности могут уживаться как позитивные стороны характера, так и негативные. Сейчас хочется рассказать о том, какие существуют человеческие пороки.

Что есть порок?

В первую очередь нужно определиться с понятиями. Итак, что же такое пороки и добродетели человека? Их надо рассматривать вместе, ведь они являются отражением друг друга, разными сторонами одной медали. Это отрицательные и положительные стороны которые проявляются в его делах и поступках. Данные черты характера формируют не только жизнь одного человека, но и оказывают влияние на окружающих, поэтому могут в значительной мере изменять жизнь близких людей как в позитивную сторону - добродетели, так и негативную - пороки.

О скульптурах

Если хочется рассмотреть вблизи все пороки человечества, стоит съездить в Москву и побывать на Именно там, в 2001 году, была открыта серия памятников, посвященных негативным сторонам характера человека. Называется данная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых». Двое детей играют в прятки, а их окружают 13 скульптур трехметрового роста с головами рыб или животных. Как рассказал автор Михаил Шемякин, это сделано нарочно, потому что пороки человека принято изображать в гипертрофированных образах. Памятники расположены в строгом порядке. Среди них можно найти воровство, проституцию, наркоманию, невежество, алкоголизм, лжеученость, садизм, равнодушие, пропаганду насилия, войну и нищету. Один памятник - для беспамятных.

Равнодушие

Если человека попросить выделить главные пороки человека, например, пять, он призадумается. И стоит сказать о том, что единого ответа не будет ни у кого. Ведь выбор - дело индивидуальное. Для кого-то один порок будет самым страшным, а кто-то отнесется к нему снисходительно. Однако огромное количество людей сходятся на том, что первым и самым главным пороком все же является равнодушие. Это отсутствие сопереживания себе подобным, т. е. людям и всем иным представителям живого мира. Именно эта черта присуща большинству убийц и насильников, она порождает беспорядки, вседозволенность и безнаказанность.

Лживость

Следующий порок человека - лживость. Который, сегодня, к слову, часто считается чуть ли не достоинством. Ведь заработать, например, огромные деньги в современном мире можно только обманом. Однако стоит сказать о том, что лживый человек никогда не заботится о чувствах окружающих, ему присуще наплевательское отношение. «Солгав однажды - обманет и во второй раз» - всем стоит помнить данную поговорку.

Продажность

Это отлично замаскированный порок человека, который распознать не так уж и легко. Часто он проявляется в особых жизненных ситуациях, когда нужно обеспечивать защиту и тыл. Согласитесь, он наиболее страшен в военное время?

Животность

Данный порок характеризует людей, которые живут исключительно для себя, удовлетворяя все свои «животные», первичные потребности. Часто они глупы и невежественны.

Жадность

Еще один весьма страшный порок человека - жадность. Это может быть как просто скряжничество, так и жажда накопления богатства, желание владеть как можно большим количеством ценностей и материальных благ. Такие люди никогда ничем не делятся, а чувство щедрости им просто чуждо.

Лицемерие

Следующий порок человека, который, к слову, иногда бывает весьма трудно распознать. в каждой ситуации выбирают удобную для себя позицию, дабы извлечь максимальную выгоду. Подобные персоны надевают «маску», чтобы выглядеть в глазах «нужных» людей лучше, чем есть на самом деле.

Зависть

Следующий порок человека - зависть. Часто проявляется во враждебности и неприязни к некому человеку, достигшему больших высот. Чужое благополучие затмевает разум завистнику и вводит в постоянное состояние недовольства собой и своим достатком.

Жестокость

Страшный порок, который присущ насильникам, убийцам и иным криминальным личностям. Выражается он в желании или потребности причинять боль всем живым существам (не только людям, но и животным). Они причиняют боль не только с физической стороны, например, побои, но и с психологической - иногда моральное давление перенести гораздо сложнее... Если объекту жестокости плохо, мучитель испытывает удовлетворение и некое подобие радости.

Злоба

Рассматривая человеческие пороки, не стоит обходить вниманием злобу. Некоторые люди озлоблены на всех и вся, они раздражительны, часто сквернословят и грубят.

Хитрость

Следующий порок - хитрость (сегодня он также рассматривается некоторыми людьми в позитивном смысле). Это значит, что человек может так изловчиться и исхитриться, что получает для себя максимальную выгоду часто в ущерб окружающим.

Эгоизм

Некое завышение значимости собственной персоны в сравнении с окружающими. Может выражаться в пренебрежительном отношении к остальным людям, к их интересам.

Наглость

Еще один порок человека, который проявляется в неуважении, презрении к собеседнику. Может сопровождаться грубыми жестами, бранной речью. Такое поведение свойственно типам, которые чувствуют свою безнаказанность и превосходство.

Тщеславие

Это желание человека любым способом обратить на себя внимание, пусть даже и негативным поведением. Подобные персонажи любят слышать хвалебные речи в свой адрес, желают уже при жизни взобраться на пьедестал. Часто так себя ведут пустые хвастунишки.

Противоположности

Стоит сказать о том, что все это - приобретенные пороки. Человек рождается tabula rasa - чистой доской, на которую ближайшее окружение (родители и общество) пишут свои, как сегодня принято говорить, отзывы. В зрелом возрасте человек может избавиться от всех своих пороков и превратить их в добродетели. Так, равнодушию отвечает сочувствие, лживости - честность, продажности - верность, жадности - щедрость, лицемерию - искренность, зависти - радость, жестокости - нежность, злобе - доброта, хитрости - прямолинейность, эгоизму - самоотдача, наглости - уступчивость, а тщеславию - скромность. Но работа над собой - одна из самых сложных...

Понравилась статья? Поделитесь ей