Контакты

Как написать сочинение по тексту А. Гайдара «Фронтовая полоса…

Ответ: беспощаден.

Из предложений 18—22 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н».

Решение: Предложение 19

Ответ: задано

5Замените разговорное слово «угомонилась» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом.

Решение: Слово «угомонилась » можно заменить стилистически нейтральным

СИНОНИMOM п\"y"CПОКОИЛa Cb п7.

Ответ: успокоилась

№8

(1)Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно. (2)Из кабины вышел лётчик и сел рядом с мальчиком. (З)Мальчик оглянулся. (4)Теперь рядом с ним сидел интересный человек. (5)Ему хотелось с ним поговорить. (б)Лётчик это понял. (7)Eгo хмурое, усталое

ЛИЦО Ч TЬ—Ч"у"ТЬ ПОСВЈ? ТЛ Ј? ЛО, И ОН П[ЭИВЫЧНО CП[НОСИЛ "

    (8)Нравится?
    (9)Очень, — ответил мальчик.
    (10)Мечтаешь тоже, видно, в лётчики?
    (11)Я люблю рисовать, — ответил мальчик. — (12)Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. (13)У первого под хоботом клыки. (14)Это . (15)A вон облако—кит. (1б)Очень красивый хвост.

(17)Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. (18)Ему стало стыдно, что он рассказывает взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких—то облачных слонов и китов.


(19)Мальчик уткнулся в окно. (20)Лётчик тронул его за плечо:

    (21)Здорово у тебя работает фантазия. (22)Действительно, до чего эти облака походят на слонов! (2З)Ловко ты подметил.
    (24)Мне мама купит в Москве краски, и я буду рисовать, — сказал мальчик. — (25)Смотрите, а вон земля! (2б)Она похожа на мозаику — есть такая детская игра.

(27)Лётчик посмотрел на землю. (28)Сколько он летал, а ничего этого не видел. (29)Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. (З0)Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика.

(31)Небо для него всегда было только местом работы, и он привык его оценивать с точки зрения пригодности для полёта: низкая облачность — плохо для посадки, высокая облачность

    отлично для полёта, грозовая — опасно. (32)A земля для него была местом посадки, где можно было отдохнуть в ожидании следующих полётов.

(ЗЗ)Через несколько минут мальчик увидел, что им навстречу, полыхая молниями и грохоча, летит большая свинцовая туча.

(З4)Между тем в самолёте сразу стало темно. (З5)Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой. (Зб)Самолёт развернулся и пошёл вдоль тучи. (З7)При этом взгляд лётчика на секунду встретился со взглядом мальчика. (З8)Неожиданно и слишком легкомысленно для такого опасного момента лётчик подумал: «Интересно, на что похожа эта грозовая туча?»

(З9)Это продолжалось пять минут или даже меньше, и потом совсем рядом появилась земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной дорожке.

    (40)Вы сейчас куда? — cnросил лётчик у матери мальчика в зале прилёта.
    (41)Нам надо на симферопольский самолёт, он улетает через два часа.
    (42)Два часа? — переспросил мальчик. — (4З)Может быть, мы успеем купить краски.
    (44)Ты же видишь, какая погода? — сказала мать. — (45)Сейчас дождь, и, следовательно, ты можешь простудиться. (4б)Краски купим на обратном пути.

(47)Мальчик ничего не ответил.

    (48)Hy, будь здоров! — сказал лётчик мальчику. — (49)Рад был познакомиться.

(50)Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту— 104», когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед

НИМИ ПОЯВИЛСЯ ЛЁ"ТЧИ К.

(51)Они минуту помолчали. (52)Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.

—(5З)Вот тебе краски. (54)Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее. — (55)Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. — (5б)Бери, бери и рисуй!

(57)И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой. (58)Он ушёл, а мальчик, принимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому.

(По В. Железникову*)

* Железников Влодимир Харпович (1925—2015) — детский писатель, киносценорист, лоуреот лumepomypнь/x лремий.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему лётчик подарил мальчику краски?» Лётчик попросил мальчика нарисовать картину, где земля будет показана как-то no-

Лётчик подарил мальчику краски на память о совместном полёте. У мамы мальчика не было материальной возможности купить краски для сына. Лётчик оценил фантазию мальчика, которая так важна для будущего художника.

Решение: Лётчик оценил qантазию мальчика, которая так важна для будущего

художника.

Скажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
Его хмурое, усталое лицо чуть—чуть посветлело... Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой. Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее.

Решение: 2) Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов.

Из предложений 32—35 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.

Решение: Предложение 35

Ответ: беспокойно

Из предложений 51—56 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).

Решение: Предложение 55

Ответ:деревянную

5Замените разговорное слово «неспроста» в предложении 52 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Решение: Разговорное слово «неспроста» в предложении 52 заменяем стилистически нейтральным синонимом «не случайно»

Ответ: не случайно

Действующая армия, «hомсомольская правда», фронтовой очерк, 1941, .

(1)Дети! (2)Ha десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу. (З)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки мальчуганы, девочки переживают события Великой Отечественной войны. (4)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (5)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

(6)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (7)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(8)Фронтовая полоса. (9)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, к перекрёстку села, машина останавливается. (10)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати. (11)Он что—то просит. (12)Что мальчишке надо? (1З)Нам непонятно. (14)Хлеба? (15)Потом вдруг оказывается:

    (1б)Дяденька, дайте два патрона.
    (17)Ha что тебе патроны?
    (18)A так... на память.
    (19)Ha память патронов не дают.

(20)Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу. (21)Губы мальчишки презрительно кривятся.

    (22)Hy вот! (2З)Что с них толку?
    (24)Ax, дорогой! (25)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (2б)Может быть, тебе дать вот эту чёрную, яйцом, гранату? (27)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (28)Лезь в машину, не ври и говори всё прямо. (29)И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.

(З0)Сурово сомкнулся вокруг густой лес, легли поперёк дороги глубокие овраги, распластались по берегам реки топкие камышовые болота. (З1)Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (32)A он ещё молод, но ловок, смел. (ЗЗ)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе. (34) Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (35)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.

(36)Я смотрю ему в глаза. (37)Я кладу ему в горячую руку обойму. (З8)Это обойма от моей . (З9)Она записана на мне. (40)Я беру на себя ответственность за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.

    (41)Как тебя зовут?

И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, уверток, хотя в общем нам уже все давно ясно.

Сурово сомкнулся вокруг густой лес, легли поперек дороги глубокие овраги, распластались по берегам реки топкие камышовые болота. Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. А он еще молод, но ловок, смел. Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.

Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завернутый в клеенку комсомольский билет. И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запыленные губы, он ждет жадно и нетерпеливо.

Я смотрю ему в глаза. Я кладу ему в горячую руку обойму. Это – обойма от моей винтовки. Она записана на мне.

Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, куда надо, сторону.

– Как тебя зовут?

– Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

Грузовик трогается. Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. Он смеется и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

Ой, нет! Этот паренек заложит обойму не в пустую крынку.

Дети! На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки – мальчуганы, девочки – переживают события Великой Отечественной войны.

Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии.

(1)Фронтовая полоса. (2)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. (3)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.

- (4)Дяденька, дайте два патрона.

- (5)На что тебе патроны?

- (6)А так... на память.

- (7)На память патронов не дают.

(8)Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

(9)Губы мальчишки презрительно кривятся:

Ну вот! (10)Что с них толку?

- (11)Ах, дорогой! (12)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (13)Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную гранату? (14)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (15)Лезь в машину, не ври и говори прямо.

(16)И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.

(17)Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (18)А он ещё молод, но ловок, смел. (19)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.

(20)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (21)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.

(22)Я смотрю ему в глаза. (23)Я кладу ему в горячую руку обойму. (24)Это - обойма от моей винтовки. (25)Она записана на мне. (26)Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.

- (27)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (28)Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

(29)Грузовик трогается. (30)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (31)Он смеётся и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. (32)Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

(33)Дети! (34)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

(35)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки - мальчуганы, девочки - переживают события Великой Отечественной войны. (36)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (37)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

(38)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (39)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(40)Пройдут годы. (41)Вы станете взрослыми. (42)И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом.

(По А. П. Гайдару)

Показать текст целиком

В предложенном для анализа тексте советский писатель Аркадий Петрович Гайдар ставит проблему переживания детьми военных событий.

Раскрывая проблему, автор приводит в пример мальчика Якова, который оказался на фронтовой полосе. Он просит у солдат два патрона «на память», однако выясняется, что нужны они совсем для другой цели. Герой кладёт ему «в горячую руку обойму» и берёт на себя ответ, что «каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону».

В годы войны дети понимали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, шли на любые уступки, лишь бы помочь . В этом, на мой взгляд, заключается позиция А.П. Гайдара.

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Сочинение — рассуждение ЕГЭ на тему Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит

Задание к сочинению ЕГЭ. Вариант 10:

Вопросы к сочинению 15.1, 15.2, 15.3: Как вы понимаете значение фразы: Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента и ответы, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём Эссе или сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образец и пример краткого сочинения № 1 на тему: Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит. Как написать мини сочинение с планом

В центре внимания писателя А.П. Гайдара проблема отношения детей к происходящим в стране событиям.

Автор рассказывает о встрече с подростком, которому нужны были патроны. После описания этой встречи А.П. Гайдар размышляет о поведении повзрослевших в годы войны детей. Они внимательно вслушиваются в каждое слово сводок Информбюро, хотят знать все случаи героизма, радуются, когда видят военную технику, отправляющуюся на фронт по железной дороге, ухаживают за ранеными наравне со взрослыми. В глубоком тылу дети стояли у станков и перевыполняли норму взрослого в несколько раз, воевали в партизанских отрядах, как разведчики доставали бесценные сведения. Все делать для победы – этот девиз был и для них обязательным, потому что они, вопреки запретам взрослых, которые берегли их, хотели совершать подвиги, хотели мстить фашистам.

Автор доносит до нас, потомков, свое признание героизма детей. Чувство патриотизма проявляли не только взрослые, но и подростки. Он убежден, что эти дети, став взрослыми, будут гордиться своими делами, тем, что вносили вклад в дело победы.

Сведения автора об участии детей в войне, об их жажде подвига вызывают у меня уважение к этим людям. Радостно от того, что писатели оставили мысли об этом поколении детей. Жаль только, что время выбрало их и что судьба не наградила их счастливым детством.

Главный герой повести Богомолова «Иван» прошёл суровую школу жизни: стал сиротой, был в лагере смерти, попал в партизанский отряд, стал разведчиком. Он умел проходить через немецкие патрули, переплывал осенью через реку. Так, рискуя здоровьем, жизнью, он доставал такие сведения, которые не могли раздобыть взрослые разведчики. Когда он попал в другую военную часть и его там не знали, Иван разговаривал с военными как настоящий разведчик. Он настойчиво требовал только то, чтобы позвонили в другую часть о том, что он на этом берегу реки. Перед тем как писать на листке данные о разведке, он достал грязный носовой платок и высыпал из него зернышки ржи и пшеницы, семечки подсолнуха и хвою, а потом разложил их на кучки.

Все он делал четко, размеренно, сосредоточенно. Он писал долго, все время прикрывал написанное рукавом. Потом заклеил сведения сначала в один конверт, затем уже в большой. Его хотели усыновить, но он говорил, что учиться будет после войны, и даже убегал из части. Потом старший лейтенант Гальцев потерял его след и узнал о нем только в конце войны из случайно оставшихся немецких архивных материалов. Мальчик попал в плен и был расстрелян. Так юное поколение во время войны не оставалось равнодушным к тому, что происходило тогда в стране. Желая отомстить врагам, они наравне со взрослыми выполняли такие задания, которые приводили их к смерти.

Вчерашние школьники, герои романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия»: Иван Туркенич, Олег Кошевой, Любка Шевцова, Сергей Тюленин и многие другие - настойчиво искали связи с коммунистами-подпольщиками, затем под их руководством создали комсомольскую организацию «Молодая гвардия». Они расклеивали листовки, так необходимые для поднятия силы духа людей, наказывали предателей, устраивали диверсии в мастерских города. Чтобы люди почувствовали, что страна не сдается, что великие праздники не забыты, молодогвардейцы в праздничные даты вывесили на зданиях красные флаги, подожгли немецкую биржу труда.

Итак, дети наравне со взрослыми в суровые времена чувствовали ответственность за то, что происходило в стране. Они не просто мечтали о победе, но и фактически, помогая стране, приближали ее.

Образец и пример краткого сочинения № 2 на тему: Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит. Аргументы из литературы. Проблема текста

Детский писатель ХХ века А.П.Гайдар поднимает проблему отношения детей к событиям в стране. Рассказав о встрече с пятнадцатилетним подростком Яковом, который просил у автора патроны, А.Гайдар приходит к выводу о том, что на детей «война обрушилась точно так же, как и на взрослых». Писатель считает, что события войны дети воспринимали «чаще острее, чем взрослые».

Всё происходившее на фронте и в тылу: сообщения Информационного бюро СССР, героические поступки людей, проводы эшелонов на фронт, прибытие раненых, — подростки ощущали всем сердцем. Где бы их ни встречал А.Гайдар, повсюду замечал в них громадное желание приблизить победу, желание совершить героический поступок.

В истории нашей страны есть много страниц, отражающих неравнодушие подростков к судьбе родных. О том, как четверо подростков воевали с бандитами во время гражданской войны, поставлен фильм. Называется он «Неуловимые мстители». Впоследствии они становятся красноармейцами. В книге В.Катаева «Сын полка» рассказывается о Ване Солнцеве, который во время войны остался сиротой. Его пытались отправить в тыл, но он несколько раз сбегал.

Мальчик непременно хотел быть участником военных событий. Потом он стал сыном полка, участвовал в боевых заданиях. Затем его определили в суворовское училище. Для шестнадцатилетнего Пети Ростова, одного из молодых героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир», основное в жизни — сильное и постоянное желание быть, как взрослому, в самом важном месте. Поэтому во время партизанской войны с французами Петя решил остаться в отряде Денисова.

Он старался «не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства…» Л.Н.Толстой показал подростка, который не мог быть в стороне от военных событий и погиб в бою. Итак, поколения детей во все времена желали принять активное участие в судьбе страны, не жалели жизни в трудные для Родины времена, наравне со взрослыми преодолевали суровые испытания. События, происходившие в стране, были для подростков серьёзной школой жизни.

Образец и пример краткого сочинения № 3 на тему: Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами

Война – это то событие, которое не оставило равнодушным никого. Одни сражались с врагом на поле боя, другие поддерживали жизнь в тылу и своей верой вдохновляли солдат. Но как переживали военные события дети? И в чем заключалось их участие в борьбе с врагом? Вот над какими вопросами предлагает нам порассуждать в своем тексте А.П. Гайдар.

Герой данного мне текста – Яков, маленький мальчик, пытающийся выпросить патроны «на память» у фронтового водителя. Автор акцентирует внимание на то, что истинная потребность ребенка заключается совсем не в том, что тот хотел показать. Мальчик «жадно и нетерпеливо», со свойственным ему героизмом, подобно своему отцу и деду, ждет патроны, чтобы в будущем использовать каждый из них по назначению. Писатель обращает внимание читателя на тот факт, что и Яков не находится в отстранении и всех событий – он переполнен жаждой действий. А.П. Гайдар считает, что в годы войны дети чувствовали свою сопричастность ко всему происходящему, ощущали жажду дела, и, подобно Якову, шли на любые уловки, чтобы помочь стране в борьбе с врагом. Мысль автора мне понятна.

Действительно, дети, чье личностное становление выпало на период войны, главной своей жизненной целью считали именно помощь своему Отечеству. Их предметами для подражания были самоотверженные солдаты и их жены, из чего, конечно, и вытекал тот энтузиазм и огонь в глазах, с каким дети того времени относить ко всему происходящему. Таким же взглядом на войну обладал Петя Ростов, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и Мир». Автор в своем произведении противопоставлял детей и войну, и на этом контрасте строил сюжет и раскрывал одну из основных идей романа-эпопеи.

Так, смерть Пети Ростова, одаренного, доброго, еще не раскрывшегося мальчика, со своими мечтами и любовью к людям, показала, что нет ничего беспощаднее войны. И хоть писатель и раскрывает образ Пети Ростова как юного героя, движимого достойной целью помочь своему Отечеству, основной целью автора служит именно показать всем, что дети и война – это неуместное сочетание, потому как, будучи совсем еще юными, они не до конца осознают суть своего героизма. В повести В. Быкова «Обелиск» так же ярко раскрывается тема детей и войны. Автор, подобно Л.Н. Толстому, показывает огонь в глазах детей, но при этом раскрывает недоосмысленность детского героизма. Гибель ребят в повести так же «героична», как гибель Пети Ростова.

Да, учитель Мороз вложил много сил в их патриотическое воспитание, однако позже его разрывает чувство вины оттого, что ему не удалось спасти этих самых юных героев. И даже несмотря на то, что на могиле у этих детей в последствие установили обелиски, у читателя на долгое время остается четкое послевкусие напрасных жертв и несправедливо оборвавшихся судеб. В заключение хотелось бы еще раз отметить, что, конечно, дети в военное время всегда были переполнены героизмом и жаждой помочь своим солдатам.

Возможно, в то время нельзя было существовать иначе, однако мне кажется, что даже при том уровне патриотизма, который нужно было поддерживать, этим детям стоило так же говорить про то, насколько важна и ценна жизнь каждого из них. Быть может, в этом случае было бы меньше столь напрасных жертв.

Исходный текст в полной версии для сочинения ЕГЭ

(1)Фронтовая полоса. (2)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. (3)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.

- (4)Дяденька, дайте два патрона.

- (5)На что тебе патроны?

- (6)А так… на память.

- (7)На память патронов не дают.

(8) Сую ему решетчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

(9) Губы мальчишки презрительно кривятся:

Ну вот! (10)Что с них толку?

- (11)Ах, дорогой! (12)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (13)Может быть, ты хочешь вот эту зеленую бутылку или эту черную гранату? (14)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (15)Лезь в машину, не ври и говори прямо.

(16) И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, уверток, хотя в общем нам уже все давно ясно.

(17) Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (18)А он еще молод, но ловок, смел. (19)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.

(20)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завернутый в клеенку комсомольский билет. (21)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запыленные губы, он ждет жадно и нетерпеливо.

(22)Я смотрю ему в глаза. (23)Я кладу ему в горячую руку обойму. (24)Это - обойма от моей винтовки. (25)Она записана на мне.

(26)Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.

- (27)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (28)Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

(29)Грузовик трогается. (30)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (31)Он смеется и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. (32)Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

(33)Дети! (34)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

(35)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки - мальчуганы, девочки - переживают события Великой Отечественной войны. (36)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (37)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

(38)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (39)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(40)Пройдут годы. (41)Вы станете взрослыми. (42)И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в ее тяжелой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом.

Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия - Голиков, 1904-1941) - русский советский детский писатель, киносценарист, участник гражданской и Великой Отечественной войн.

Репетиционная работа по русскому языку в форме ОГЭ

Вариант 108

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения .

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Выдолжны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2–14.

Действующая армия, «Комсомольская правда»,

(1)Дети! (2)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу. (3)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки мальчуганы, девочки переживают события Великой Отечественной войны. (4)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (5)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

(6)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (7)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(8)Фронтовая полоса. (9)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, к перекрёстку села, машина останавливается. (10)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати. (11)Он что-то просит. (12)Что мальчишке надо? (13)Нам непонятно. (14)Хлеба? (15)Потом вдруг оказывается:

— (16)Дяденька, дайте два патрона.

— (17)На что тебе патроны?

— (18)А так... на память.

— (19)На память патронов не дают.

(20)Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу. (21)Губы мальчишки презрительно кривятся.

— (22)Ну вот! (23)Что с них толку?

— (24)Ах, дорогой! (25)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (26)Может быть, тебе дать вот эту чёрную, яйцом, гранату? (27)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (28)Лезь в машину, не ври и говори всё прямо. (29)И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.

(30)Сурово сомкнулся вокруг густой лес, легли поперёк дороги глубокие овраги, распластались по берегам реки топкие камышовые болота. (31)Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (32)А он ещё молод, но ловок, смел. (33)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе. (34)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (35)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.

(36)Я смотрю ему в глаза. (37)Я кладу ему в горячую руку обойму. (38)Это обойма от моей винтовки. (39)Она записана на мне. (40)Я беру на себя ответственность за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.

— (41)Как тебя зовут?

— (42)Яков.

— (43)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (44)Что же ты, из пустой глиняной крынки* стрелять будешь?

(45)Грузовик трогается. (46)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (47)Он смеётся, загадочно грозит мне вдогонку пальцем и исчезает в клубах пыли.

(48)Ой, нет! (49)Этот паренек заложит обойму не в пустую крынку.

(50)Ещё один случай. (51)Перед боем на берегу одной речки встретил я парнишку. (52)Разыскивая пропавшую корову, чтобы сократить путь, он переплыл реку и неожиданно очутился в расположении немцев. (53)Спрятавшись в кустах, он сидел в трёх шагах от фашистских командиров, которые долго разговаривали о чём-то, держа перед собой карту. (54)Он вернулся к нам и рассказал о том, что видел. (55)Я у него спросил:

— Погоди! (56)Но ведь ты слышал, что говорили их начальники, и понимал, что это для нас очень важно.

(57)Паренёк удивился:

— Так они же, товарищ командир, говорили по-немецки!

— (58)Знаю, что не по-турецки. (59)Ты сколько окончил классов? (60)Девять? (61)Так ты же должен был хоть что-нибудь понять из их разговора?

(62)Он уныло и огорчённо развёл руками:

— (63)Эх, товарищ командир! (64)Кабы я про эту встречу знал раньше...

_______________

*Крынка – кувшин, горшок для молока.

(По А.П. Гайдару*)

* Гайдар Аркадий Петрович (настоящая фамилия – Голиков, 1904–1941) – детский писатель, киносценарист, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему парнишка, подслушав разговор немецких командиров, не смог передать его содержание советским солдатам?»

1) Немецкие командиры говорили очень тихо.

2) Парнишка не понял содержание этого разговора, потому что плохо учил немецкий язык в школе.

3) Парнишка был невнимателен, торопился, он искал свою корову.

4) Парнишка не расслышал многое, потому что рисовал карту военных действий.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

фразеологизм.

1) Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки мальчуганы, девочки переживают события Великой Отечественной войны.

2) Может быть, тебе дать вот эту чёрную, яйцом, гранату?

3) Я кладу ему в горячую руку обойму.

4) Он уныло и огорчённо развёл руками.

4. Из предложений 5–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением – близость к чему-либо.

5. Из предложений 2–4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».

6. Замените просторечное слово «кабы» в предложении 64 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «глиняная крынка» (предложение 44), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 19.

9. Среди предложений 27–34 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Так тебе нужна такая память,(1) с которой можно взять толку? Может быть,(2) тебе дать вот эту чёрную,(3) яйцом,(4) гранату? Может быть,(5) тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? Лезь в машину,(6) не ври и говори всё прямо.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 34. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я видел наших детей в глубоком тылу,(1) в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. И повсюду я видел у них огромную жажду дела,(2) работы и даже подвига. Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота,(3) который уходит к спокойным пастбищам на восток,(4) к перекрёстку села,(5) машина останавливается.

13. Среди предложений 52–57 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 15. 1. Напишите сочинение-рассуждение, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния известного лингвиста Рубена Александровича Будагова: «Синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 (два) при­ме­ра из про­чи­тан­но­го текста. Приводя примеры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те цитирование. Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском материале. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми Р. А. Будагова. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Работа, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тексту), не оценивается. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов. Сочинение пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы по­ни­ма­е­те смысл предложений текста: «Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из про­чи­тан­но­го текста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рассуждения. Приводя примеры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те цитирование. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов. Сочинение пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.

3. Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние словосочетания СИЛА ДУХА? Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами определение. На­пи­ши­те сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами определение. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 (два) примера-аргумента, под­твер­жда­ю­щих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из про­чи­тан­но­го текста, а второй — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов. Сочинение пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.



Понравилась статья? Поделитесь ей