Контакты

Инженеры будущего. Детские технопарки «Кванториум Детские научные клубы открытий и изобретательства «Фабрика миров»

HR-ассоциация, выступая за качественно новый уровень образовательной системы в России, приняла участие в развитии и популяризации федерального проекта «Кванториум» . Это небольшие, но первые и самые главные шаги к успеху – в становлении сильного образованного государства и его отдельно взятой талантливой личности.

«Кванториум» - это стратегически важный проект в сфере образования, многоуровневая система внешкольной работы с детьми, базирующаяся на государственно-частном партнерстве и реализации современных программ дополнительного образования с целью выявления и развития таланта в каждом ребенке.

Марина Ракова, лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» : «Дети, которые участвуют в проекте, знакомятся с предприятиями своего региона будучи школьниками. Система формирует интерес и желание ребенка проявить свои таланты и способности в рамках увлекательного сотрудничества с предприятиями научно-технической направленности. В результате ребенок осознанно выбирает профессию и свое будущее место работы там, где родился и живет.
Схема государственно-частного партнерства реализуется в проекте через федеральное и региональное финансирование, а также посредством оснащения объектов будущих Кванториумов крупными промышленными предприятиями. Результат от такой синергии значителен. Для региона – это возможность получить квалифицированные кадры и более эффективное расходование бюджетных средств. Для предприятия – возможность формирования сильных кадров, которые повысят эффективность работы отдельно взятого предприятия.
Губернаторы знают специфику своих регионов и то, в каких кадрах они нуждаются. Их вовлеченность в инициативу высока. Более того, уровень вовлеченности губернатора, его желания и возможности для реализации инициативы являются важными критериями включения региона в проект новой модели развития дополнительного образования».

Задачи инициативы
1. Сохранение и развитие инфраструктуры дополнительного образования
2. Реализация нового поколения программ дополнительного образования и развития детей
3. Создание новой системы мотивации детей
4. Обеспечение свободного выбора ребенком и родителем организации дополнительного образования независимо от ее формы собственности
5. Участие крупных промышленных предприятий в определении профиля опорных ресурсных центров в регионах

В ходе совместных мероприятий «Кванториума» и HR-ассоциации Марина Ракова отметила особенности реализации проекта: «Более половины регионов хотят создать у себя Кванториумы. Потому что руководители понимают, что это не просто развлечение и занятость детей. Это еще и новая кузница кадров. И уже сегодня мы с петербургскими коллегами создаем те образовательные треки, по которым завтра будет учиться вся страна. В какой-то момент, еще в начале истории «Кванториум» мы поняли, что без сильных профессионалов в работе над методикой нам, явно, не обойтись. Тогда родилась синергия с HR-ассоциацией, штаб-квартира которой находится в Петербурге. Именно они создали ту самую матрицу, за счет которой мы уже сегодня можем плавно направлять детей и учить их так, чтобы они сами тянулись за новыми знаниями и получали новые компетенции. Более того, психологи и hr-специалисты создали еще несколько интересных программ по взаимодействию "учитель-ученик", "родитель-ребенок" и пр. Они разрабатывают методики по усилению и развитию компетенций не только для детей, но и для преподавателей "Кванториумов". Ведь то, как мы обучаем детей на этих площадках, в корне отличается от общеобразовательной системы нашей страны. Там загоняют в рамки - Мы дарим крылья».

Надежда Коротовских: "Кванториум» - это бренд сети детских технопарков, который мы поддерживали и будем поддерживать впредь. Это собственная сеть, на площадке которой мы помогаем в разработке новой методологии. Это, в принципе, стартап. И он успешен. Уже сегодня крупнейшие промышленные предприятия страны обеспечивают "Кванториумы" заказами на производство высокотехнологичных вещей. И происходит это не только из желания поддержать государственную инициативу, но и потому, что все они заинтересованы в том кадровом потенциале, который придет из наших центров к ним уже через несколько лет».

СПРАВКА
Образовательную программу «НОВАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» , проводит Федеральный оператор сети детских технопарков (ФГБНУ «Республиканский мультимедиа центр»).
Обучение прошли представители из 19 регионов: Алтайского края, Красноярского края, Хабаровского края, Белгородской, Владимирской, Вологодской, Калининградской, Липецкой, Московской, Томской, Тульской, Ульяновской областей, Кабардино-Балкарской республики, Республики Мордовии, Республики Татарстан, Чеченской Республики, Чувашской Республики, Республики Саха, ХМАО, Москвы.
Детские технопарки «Кванториум» - площадки, где дети в проектном формате решают реальные кейсы и задачи по перспективным естественно-научным и техническим направлениям. Уже открыты 5 технопарков - в Москве, Республике Татарстан, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, которые могут принять более чем 2500 человек. Дети осваивают перспективные инженерные направления, в том числе современные лазерные технологии, нейротехнологии, беспилотную авиацию, программирование, 3D-моделирование и другие. Воспитанники «Кванториумов» уже сегодня являются победителями российских и международных олимпиад. Так, например, юные кванторианцы разработали проект роботизированной станции техосмотра для грузовых автомобилей, с которым заняли первое место на международных юношеских соревнованиях по робототехнике в Южной Корее. Учащиеся технопарков также взяли золото на всероссийских соревнованиях JuniorSkills в компетенции «Нейропилотирование», получили призовое место в личном зачете по робо-сумо. Проект по созданию детских технопарков был представлен на всемирной конференции технопарков IASP 2016 Moscow. В 2017 году детские технопарки будут открыты еще в 17 субъектах Российской Федерации.

Что же такое детский технопарк?

Это пространство интеллектуальной смелости, платформа для создания нового российского образовательного формата для детей в области инженерных наук, основанного на проектной командной деятельности под руководством компетентных наставников и при деятельном участии родителей.

Это – площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием и нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование, внедрение инновационных технологий и идей.

Материал подготовлен методистом РНМЦ НО
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Сергеевой Натальей Николаевной

К 2020 году в каждом из 85 субъектов РФ будет создан региональный исследовательско-конструкторский центр. Каждый центр – это 5-15 перспективных научно-технических направлений (Квантумов):

  • Геоквантум: пространственные данные и геоинформационные инструменты: навигационные сервисы, космические снимки, данные об объектах на местности.
  • Лазерквантум: лазерные технологии, коммерческое промышленное применение газовых, гелий-неоновых и твердотельных лазеров.
  • Аэроквантум: проектирование, сборка, коммерческое применение беспилотных летательных аппаратов
  • Космоквантум: развитие космических технологий: освоение околоземной орбиты, космические аппараты и пилотируемые корабли, добыча полезных ископаемых на астероидах; лунная космическая база, отправка человека на Марс.
  • Биоквантум: конструирование искусственных организмов для внеземных миссий, современные материалы, альтернативные источники энергии, оптимальная окружающая среда.
  • IT квантум: интеллектуальные системы и технологии информационной безопасности, операционные системы, сети и программное обеспечение, уязвимости и защита.

+ ХАЙТЕК ЦЕХ (основные способы обработки материалов, промышленного производства, прототипирования: электроника, лазерная резка, металлообработка, деревообработка, 3D-печать, промышленное оборудование: станки с ЧПУ), направления (квантумы):

  • Автоквантум: разработка беспилотных транспортных средств
  • Нейроквантум: нейротехнологии и нейробиология, практические навыки нейрохирургии и нейроуправления
  • Роботоквантум: беспроводная связь, ср-ва программирования, технологии в области электроники и мехатроники, устройства автоматизиров. поиска и обработки информации
  • VR / AR : системы распознавания образов, визуализация решений в стереоформате – от создания игр до моделирования станции замкнутого цикла на Марсе
  • Промышленный дизайн: как предугадывать, опережать привычные потребности пользователей в своих областях, создавая удобные и красивые продукты
  • Энерджиквантум: изучение основных направлений альтернативной энергетики, на ее основе создание современных транспортных средств
  • Наноквантум: синтезирование, модифицирование и изучение материалов на микро- и нано уровнях.
  • Город под водой
  • Город на орбите
  • Город на Марсе.

Это разработка алгоритмов, позволяющих осваивать любые новые территории. Работая с конкретными проектами, дети получают универсальные навыки мышления, которые дают возможность создавать алгоритмы освоения любых новых территорий.

Форма реализации проектов будет сетевая. Для этого кванторианцы будут работать в своих регионах и посещать сезонные проектные школы, где будет осуществляться пересборка проектов, а также формирование задач для работы в региональных технопарках.

Выделено 5 ключевых продуктов для выполнения задач профориентации и развития талантливых школьников.

ПРОДУКТ № 1. Федеральная сеть детских технопарков «Кванториум».

В каждом «Кванториуме» будут открыты Центры компетенций JuniorSkills , чтобы подростки имели возможность попробовать себя в разных профессиях и сферах, в том числе профессиях будущего, а также углубленно освоить навыки профессий по следующим профессиям (компетентностям):

  • фрезерные и токарные работы на станках с ЧПУ,
  • мобильная робототехника,
  • электроника,
  • инженерная графика,
  • аэрокосмическая инженерия,
  • лазерные технологии,
  • нейропилотирование,
  • геномная инженерия и т.д.

« Кванториумы» станут специализированными центрами подготовки школьников к олимпиаде НТИ (Всероссийская инженерная олимпиада) по следующим трекам:

  • автономные транспортные системы
  • системы связи и ДЗЗ (Космические системы)
  • интеллектуальные энергетические системы
  • нейротехнологии
  • инженерные биологические системы
  • интеллектуальные робототехнические системы
  • технологии беспроводной связи
  • электронная инженерия: Умный дом
  • современные структуры и материалы
  • беспилотные авиационные системы

«Кванториум» + «Лифт в будущее» = инженерно-конструкторские школы. Сезонные инженерно-конструкторские школы будут организованы для детей и преподавателей «Кванториумов» в разных регионах страны. В школе участники (которые собираются связать свою профессиональную жизнь с наукой и новыми технологиями) будут вести проектную деятельность и работать в научно-технических творческих мастерских по уникальным развивающим программам. Ученикам представится возможность объединяться в проектные группы под руководством опытных кураторов и проработать собственные идеи.

ПРОДУКТ № 2. Контентное ядро «Я – изобретатель»

  • Базовые компетенции по перечню перспективных научно-технических направлений
  • Креативное, критическое, продуктовое, командное мышление.

Знакомясь с актуальными научно-техническими направлениями, приобретая технические умения и навыки, получая уникальный опыт и софт-компетенции, кванторианец становится универсальным решателем, эффективно справляющимся с любой научно-технической задачей

ПРОДУКТ № 3. Контентное ядро «Я – наставник». Практика эффективного решения базовых кейсов и открытых задач вместе с детьми. Все умения и навыки приобретаются только через опыт. Поэтому в «Кванториуме» большое значение уделяют практике. Хорошие кейсы побуждают детей на практике доказывать, изобретать, воплощать, действовать.

ЧЕМ ХОРОШИ КЕЙСЫ:

  • Направлены на исследовательскую или инженерно-проектировочную деятельность
  • Для решения проблемы требуется коллективная работа
  • Интегрируют в себе технологию развивающего и проектного обучения
  • Выступают в обучении как синергетическая технология («погружение» в ситуацию, «умножение» знание, «озарение», «открытие»)
  • Позволяют создать ситуацию успеха.

ПРОДУКТ № 4. Контентное ядро «Отцы и дети». Воспитание без насилия над личностью и развитие талантов с помощью кейс-технологии совместно с родителями.

ПРОДУКТ № 5. Контентное ядро – «Новые олимпионики»

  • Преодоление страха выхода из зоны комфорта
  • Эффективная деятельность в условиях стресса
  • Умение восстанавливаться
  • Гармоничное развитие интеллекта

МОДЕЛЬ ТЕХНОПАРКА КАТЕГОРИИ «МАКСИМУМ » (есть категории «Стандарт» и «Мини»)

  • Размещение на обособленной площади > 800 кв. метров.
  • Реализация более 5 направлений естественнонаучной и технической направленности, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития РФ
  • Охват детей: свыше 1000 человек
  • Структура финансирования: Федерация + Регион + Партнер
  • Обязательные дополнительные зоны: интерактивный музей науки, коворкинг для технологических стартапов, лаунж-зона, 3D кинотеатр.

Для того, чтобы технопарки были эффективными необходимо:

  • Создать систему научно-технического просвещения через привлечение детей и молодежи к изучению и практическому применению наукоёмких технологий
  • Выстроить социальный лифт для молодежи, проявившей таланты в научно-техническом творчестве
  • Обеспечить подготовку кадрового резерва для наукоёмких и высокотехнологичных отраслей экономики
  • Обеспечить системное выявление и дальнейшее сопровождение одаренных в инженерных науках детей.

СТРУКТУРА УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ

  1. Фонд развития новых форм образования:
  • Методология обучения
  • Стандарты деятельности, брендбук
  • Подготовка преподавателей и тьюторов
  1. Федерация – закупка оборудования для технопарка (субсидия)
  2. Партнер
  • Закупка оборудования для профильной лаборатории
  • Закупка оборудования для дополнительных развлекательных зон
  • Закупка сертификатов для детей сотрудников
  1. Регион/муниципалитет – площадь 1000 кв. м, ремонт по стандартам и брендбуку.

На федеральном уровне для координации работы сети технопарков был создан Федеральный центр («Республиканский государственный центр многокомпонентных информационных компьютерных сред», который возглавляет Марина Николаевна Ракова ). Она отмечает: « Образовательные программы, которые будут реализованы в рамках технопарков, создаются в тесной связи с запросами конкретных корпораций, крупных промышленных предприятий, а также научными школами, имеющимися в регионе. Фактически мы будем получать запрос от таких предприятий на подготовку будущего специалиста с соответствующими компетенциями».

Министерством образования и науки России совместно с Минпромторгом России,
Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив
по продвижению новых проектов», Федеральным государственным автономным учреждением
«Федеральный институт развития образования» разработаны «РЕКОМЕНДАЦИИ по совершенствованию дополнительных образовательных программ, созданию детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества и внедрению иных форм подготовки детей и молодежи по программам инженерной направленности», ознакомиться с которыми можно по ссылке: https://asi.ru/social/education/Recomended.pdf

Первый в России детский технопарк был открыт в Ханты-Мансийске в ноябре 2015 года. На сегодняшний день появилась сеть из 24 «Кванториумов» в 19 регионах.

До конца 2017 года заработают около 40 детских технопарков «Кванториум».

Помощник президента РФ Андрей Белоусов сообщил, что это уникальная форма будущего, которой пока нет у других стран.

С появлением технопарков дополнительное образование будет больше ориентировано на технические направления. Такая система поможет развиваться молодым талантам и обеспечит предприятия квалифицированными сотрудниками.

Школьники и абитуриенты освоят передовые технологии, научатся работать в команде и применять полученные навыки при разработке собственных проектов. Ребята смогут представлять страну на международных инженерных соревнованиях по созданию энергосберегающих технологий, беспилотного наземного или воздушного транспорта.

ИСТОЧНИКИ:

  1. Начало. Логика и перспективы развития федеральной сети детских технопарков : Презентация Федерального центра сети детских технопарков.
  2. Кванториум: Федеральная сеть детских технопарков. Ресурсно-методический центр. Новая модель дополнительного образования . http://www.roskvantorium.ru/
  3. Кванториум – новая модель дополнительного образования. Детские технопарки. Рекомендации по совершенствованию дополнительных образовательных программ и созданию детских технопарков

18 июня 2015 г. на площадке Петербургского международного экономического форума состоялась презентация стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей».

Министерством образования и науки Российской Федерации и Агентством стратегических инициатив (АСИ), а также между АСИ и пилотными регионами реализации: республикой Татарстан, Ханты-Мансийским автономным округом и Алтайским краем подписано соглашение о реализации стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей».

В презентации приняли участие: помощник Президента Российской Федерации Андрей Белоусов, министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова, губернатор Алтайского края Александр Карлин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин, лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» Марина Ракова.

К сожалению, сегодня организации системы дополнительного образования не подготавливают детей и подростков к участию в будущем технологическом прорыве, но систему дополнительного образования детей необходимо сохранить и развить ее инфраструктуру.

По замыслу авторов, решит проблему создание новых опорных ресурсных центров - современных аналогов всем известных дворцов пионеров, которые будут созданы на основе государственно-частного партнерства, а организованы они будут по принципу индустриальных парков для малого и среднего бизнеса, где каждый кружок может быть создан отдельным предпринимателем.

Планируется в этих центрах предоставлять детям программы отраслевой профориентации, образовательные программы, прививающие компетенции «завтрашнего дня», обучение на симуляционном промышленном оборудовании и другие инновационные программы. Таким образом, будет решена вторая задача - создание среды ускоренного развития талантливых детей и их дальнейшего сопровождения. Каждый ребенок сможет почувствовать себя немного авиаконструктором, нефтяником, биотехнологом.

Ядром центров станут интерактивные музеи, где дети смогут «потрогать науку руками». Все у кого есть дети и внуки, наверняка знают о подобных музеях «Немо» в Амстердаме, Центре имени Коперника в Варшаве и других подобных мировых центрах. Планируем сделать такие и в России для наших детей.

Партнерами детских ресурсных центров, которые будут определять профили и содержание образовательных программ, выступят Росатом, Объединенная ракетно-космическая корпорация, Газпром, Лукойл, Эвалар и другие российские промышленные компании.

Третья задача - это обеспечение реального выбора ребенком и родителем организации дополнительного образования независимо от формы ее собственности. Механизмом реализации данной задачи станет система сертификатов, работающих по принципу «деньги идут за ребенком». При этом сохранится бесплатность базового дополнительного образования для юных потребителей, что крайне важно, потому что работа сети опорных ресурсных центров ориентирована на максимальный охват детей. Система сертификатов уже отработана и успешно действует в регионах реализации Модельной программы АСИ по развитию системы детского отдыха.

Реализация инициативы также позволит сформировать дополнительную систему мотивации детей. На основе результатов личных достижений учащиеся опорных ресурсных центров будут получать право на гранты, направления на отдых в федеральные детские центры «Артек», «Орленок», «Океан», «Смена» и другие поощрения мотивационного характера.

В первый год инициативу планируется реализовать в пилотных регионах. Уже есть интерес со стороны 4-х субъектов: Республика Татарстан, Алтайский край, Московская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Руководством этих регионов отобраны объекты, на которых будет реализована модель опорных ресурсных центров, есть инвесторы.

Андрей Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив, выступая на церемонии, заявил: «Сегодня все, без исключения, понимают важность ранней профориентации детей, чтобы они могли как можно раньше решить, что им нравится, и определиться, куда они хотят двигаться в своей жизни. Очень важно, чтобы все объединилось в цельную систему: и Министерство образования, и региональные управления, которые финансируют целевые кружки с тем, чтобы создать связную синхронную систему дополнительного образования, ориентированную на те профессии, которые в будущем станут основой российской экономики, основой нашей технологической и экономической безопасности».

Помощник Президента России Андрей Белоусов подчеркнул в своем выступлении: «Этот проект - «Новая модель системы дополнительного образования детей» - не случайно поддержан Президентом, ведь мы прекрасно понимаем, что есть целый ряд творческих видов деятельности, таких как конструирование, изобретательство, спорт высших достижений, которые поздно начинать в 17-18 лет, когда поступают в вуз. Для того, чтобы ребенок мог себя проявить, необходимо сделать две очень простые вещи: нужно заинтересовать его, дать ему возможность проявить себя еще в школьном возрасте, и во-вторых, вся система дополнительного образования, которая этим занимается, должна быть нацелена на интересы ребенка. В некоторых регионах это уже сделано… Результаты творческих конкурсов, показывают, что дети зачастую обгоняют взрослых специалистов именно в таких творческих сферах, как например, конструирование. Проект, который сегодня стартует, позволяет объединить усилия федерального центра, госкорпораций, Министерства образования в создании системы, в которой ребенок будет главным действующим лицом».

ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ» – это. . . среда ускоренного развития технических способностей детей; пространство интеллектуальной смелости; условия для формирования изобретательского мышления; опережающие технологии развития детей; платформа создания нового российского образовательного формата для детей в области инженерных наук, основанного на проектной командной деятельности. 2

МИССИЯ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ МИССИЯ Внедрение новой эффективной модели дополнительного образования детей доступной для тиражирования во всех регионах страны, обеспечивающей объединение усилий науки, бизнеса и государства на основе принципов государственно-частного партнерства (ГЧП) для формирования системы ускоренного развития технических способностей детей с целью выращивания инженеров и ученых нового типа. ЦЕЛЬ Возрождение престижа инженерных и научных профессий, подготовка кадрового резерва для глобального технологического лидерства России. ЗАДАЧИ Обеспечить социальный лифт молодежи, проявившей ярко выраженные таланты в научно-техническом творчестве; Обеспечить реализацию научно-технического потенциала российской молодежи; Обеспечить подготовку национально-ориентированного кадрового резерва для наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики РФ; Создать новый российский формат дополнительного образования детей в сфере инженерных наук; Обеспечить системное выявление и дальнейшее сопровождение одаренных в инженерных науках детей. 3

ОРГАНИЗАТОРЫ И ПАРТНЁРЫ ОРГАНИЗАТОРЫ ИНИЦИАТИВЫ Министерство образования и науки РФ АСИ ПАРТНЁРЫ ИНИЦИАТИВЫ РОСАТОМ ОРКК МИИГАи. К ОАО «Росатом» Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере МАМИ Фонд развития промышленности Нанотехнологическое общество России Газпром КАМАЗ Lego Education Чемпионат рабочих специальностей Программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников 4

ИНФРАСТРУКТУРА ДЕТСКОГО ТЕХНОПАРКА Концепт инфраструктуры Детского технопарка основан на максимально открытых пространствах с множеством современных инновационных решений. Специализированные цеха общего пользования (Цех обработки материалов, Цех сборки, ИТ-Цех, Цех высокотехнологичного оборудования) проектируются с учетом оптимизации используемого оборудования всеми технологическими направлениями образовательного процесса. Лаборатории и цеха, оснащенные лучшим высокоточным оборудованием, от станков механо и термообработки до операционных микроскопов для нейрохирургии с апохроматической конструкцией, а также уникальным программным обеспечением для проведения экспериментов и демонстрации опытов, призваны создать среду для ускоренного развития технических способностей у детей. 7 15

8

ИНФРАСТРУКТУРА ДЕТСКОГО ТЕХНОПАРКА Детский технопарк Технозона Медиатека Интерактивный Квантомузей Цеха Конференц -зал Город профессий Дополнительные услуги 9 18

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ Образовательные программы Кванториумов проектируют лучшие методологи российских университетов в сотрудничестве с ведущими российскими высокотехнологичными предприятиями и научными институтами. Образовательная система «Кванториум» основывается на реальных технологических кейсах, с привитием участникам навыков прохождения процесса полного жизненного цикла создания инженерного продукта, сквозных изобретательских компетенций, таких как дата скаутинг и способы изменения объектов и их свойств. В основе образовательного процесса Кванториумов лежит итерактивность, проектный подход и командная работа юных «специалистов» из разных областей инженерных наук. В работе над проектом ученики Кванториумов получают не только новые знания, но также надпредметные компетенции: умение работать в команде, способность анализировать информацию и принимать решения, что предоставит возможность в будущем стать успешными специалистами в любой области технологических разработок. 16 24

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТНЫЕ ТРЕКИ ПРОЕКТНАЯ ТРАЕКТОРИЯ - сценарий участия школьника в проектной деятельности АВТОМОДЕЛИРОВАНИЕ Создание беспилотной модели автомобиля Конструирование модели автомобиля Школа Гонки (НАМИ) КОНСТРУИРОВАНИЕ СПУТНИКА Моделирование спутника в компьютерном симуляторе Гонки беспилотников Создание модели спутника в 3 D Турнир Орбита Моделирование спутника с применением конструктора Выставка проектов Состязание моделей в железе ГЕОИНФОРМАЦИОНН ЫЕ СИСТЕМЫ Полноценный геоинформационный ITпроект Геопорталы, снимки из космоса, ГИС Живая карта Выставка решений 17

В павильоне Агентства стратегических инициатив (АСИ) на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2015) состоялась презентация стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей».

«Сегодня в системе дополнительного образования детей наблюдается определенная разобщенность. С одной стороны, этим занимается Министерство образования. С другой стороны, регионы финансируют дополнительное образование - например, целевые кружки. Как правило, детей обучают либо музыке, либо спорту. И очень мало кружков и секций, связанных с инженерными профессиями и ориентирующих детей на те специальности, которые в будущем будут создавать основу российской экономики, основу нашей технологической и экономической безопасности. Задача Агентства в рамках данной инициативы - сбалансировать этот процесс, создать сеть детских технопарков, где дети могли бы выбирать профессии, связанные с информатикой, механикой и другими инженерными специальностями, - отметил в своем выступлении генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин . - Очень важна в реализации данной инициативы поддержка крупных производственных предприятий, таких как Объединенная ракетно-космическая корпорация , Росатом . Чтобы способы профессионального ориентирования, необходимые для работы в этих компаниях, изначально прививались детям в кружках и секциях на базе этих же предприятий».


Глава АСИ уверен в том, что все получится: «Агентство уже поддержало несколько проектов, направленных на внешкольное развитие, выявление талантов и творческих способностей детей. Это , научно-познавательный интерактивный музей , «Медиашкола» Арины Шараповой . Мы видим, что у малого и среднего бизнеса есть интерес открывать такие комплексы и мастерские. И сегодня настало время все это объединить в единую связанную концепцию».

По мнению лидера инициативы Марины Раковой , на сегодняшний день система дополнительного образования не является инструментом подготовки детей и подростков к участию в будущем технологическом прорыве. Например, доля программ научно-технической направленности составляет всего 4%. В связи с этим главной задачей инициативы является сохранение и развитие инфраструктуры дополнительного образования.


Авторы инициативы предлагают создать современные аналоги хорошо известных всем дворцов пионеров. По замыслу авторов, это будут новые опорные ресурсные центры, созданные на основе государственно-частного партнерства, целью которых будет развитие таланта в каждом ребенке. Организованы они будут по принципу индустриальных парков для малого и среднего бизнеса, где каждый кружок может быть создан, в том числе, отдельным предпринимателем.

Планируется, что в центрах для детей будут представлены программы отраслевой профориентации, образовательные программы, прививающие компетенции «завтрашнего дня», обучение на симуляционном промышленном оборудовании и другие инновационные программы. Каждый ребенок сможет почувствовать себя немного авиаконструктором, нефтяником, биотехнологом.

Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов сообщил о том, что уже в этом году будут приняты необходимые законодательные решения, которые обеспечат равенство негосударственного сектора дополнительного образования с государственным в доступе к бюджетным ресурсам. «Нам предстоит обеспечить «дружелюбную среду» по отношению к негосударственному сектору в том, что касается лицензирования программ дополнительного образования, а также создать действенный механизм поддержки конкретных крупных проектов развития негосударственного дополнительного образований в регионах России», - подчеркнул Дмитрий Ливанов.


Помощник Президента Российской Федерации Андрей Белоусов в своем выступлении отметил, что данный проект поддержан лично Президентом России: «Мы прекрасно понимаем, что есть целый ряд творческих видов деятельности, таких как конструирование, изобретательство, спорт высших достижений, которые поздно начинать в 17-18 лет, когда ребенок поступает в ВУЗ. Для того, чтобы ребенок мог себя проявить, необходимо сделать две очень простые вещи: во-первых, нужно заинтересовать его, дать возможность проявить себя еще в школьном возрасте, и во-вторых, вся система допобразования, которая этим занимается, должна быть нацелена на интересы ребенка. В некоторых регионах это уже сделано. Результаты творческих конкурсов показывают, что дети зачастую обгоняют взрослых специалистов именно в таких творческих сферах, как, например, конструирование. Проект, которые сегодня стартует, позволяет объединить усилия федерального центра, госкорпораций, Министерства образования в создании системы, в которой ребенок будет главным действующим лицом».

В рамках мероприятия были подписаны соглашения о реализации инициативы с Министром образования и науки Российской Федерации Дмитрием Ливановым , временно исполняющим обязанности генерального директора Объединенной ракетно-космической корпорации Юрием Власовым , а также с главами 3 пилотных регионов - Президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым , губернатором Ханты-Мансийского автономного округа Натальей Комаровой и губернатором Алтайского края Александром Карлиным .

В этих регионах уже отобраны объекты, на которых будет реализована модель опорных ресурсных центров, и определены якорные инвесторы. Пилотная апробация инициативы позволит выявить нормативные ограничения и разработать системные решения для дальнейшего тиражирования этой модели по всей стране.

Текст: Редакция сайта АСИ

Понравилась статья? Поделитесь ей