Контакты

Голографической модели вселенной дэвида бома. Иван люков голографическая вселенная

Гипотеза о том, что Вселенная являет собой колоссальную голограмму, принадлежит выдающемуся физику 20-го века Дэвиду Бому. В чём суть концепции Бома, мало кем понятой и принятой, более того, сильно навредившей его безупречной до этого репутации физика-теоретика?

Дело в том, что Дэвид Бом не мог согласиться с достаточно безумной, но общепринятой интерпретацией квантовой механики, принадлежащей Нильсу Бору, согласно которой реальность зависит от наличия (отсутствия) наблюдателя: есть наблюдатель – есть реальность, нет наблюдателя – ни о какой реальности речи не идёт.

Бом же, с полным на то основанием, полагал: реальность – объективна, то есть существует всегда, вне зависимости от того, видит ли ее кто-нибудь или нет. Но он пошёл ещё дальше: за пределами доступной измерению реальности Бора, существует более глубокая реальность. Понимал Бом и то, что эта новая реальность являет собой некое неделимое целое, то есть нечто нелокальное.

Следующее, что подводило Бома к мысли о голографичности Вселенной, это то, что скрытый («импликативный» - по Бому) порядок новой глубокой реальности аналогичен импликативному порядку голограммы, нуждающемуся в расшифровке, в развертывании в пространстве в виде объемного изображения с помощью луча света - дешифратора.

На этом стоило бы поставить точку: Вселенная - голографична, она (на «глубоких» уровнях реальности) – нелокальна, целостна, обладает скрытым, импликативным порядком. Реальность нашего уровня – это экспликативный, раскрытый порядок. Связь между двумя описанными уровнями реальности – это связь между голограммой и голографическим изображением: по Бому наш вещественный мир как раз и является объемным голографическим изображением.

На минуту отвлечёмся от голографической темы и отметим, что концепция Бома – это первая последовательная иерархическая картина мира… К сожалению, всего лишь двухуровневая, как и вся квантовая механика. Эта картина содержит в себе все основные моменты иерархического миропонимания:

Относительную независимость двух уровней (импликативного и экспликативного);

Динамическая связь между уровнями (порядками);

Неравноценность уровней.

Но «голографический» взгляд на Вселенную ещё богаче: он предполагает, кроме иерархических свойств, способность нашего уровня реальности «сворачиваться» в другой, более глубокий, и, наоборот, способность глубинного, импликативного уровня разворачиваться «в обратном направлении».

Единственное, с чем нельзя согласиться в концепции Бома (кроме ограничения иерархии всего двумя уровнями реальности), это то, что нашу реальность (вещественный мир – в терминологии данной книги) Бом считает всего лишь голографическим изображением. И здесь сразу же возникает вопрос: изображением чего? Голография – это всегда три объекта: два «вещественных» (первый – изображаемый объект, служит основой голограммы – с него «считывается» информация, второй – сама голографическая фотография – кристалл, пластинка) и один почти «идеальный»: объемное изображение объекта.

Поскольку в рассмотрении Бома присутствуют всего два уровня, возникает вопрос: где «третий лишний» - объект или его изображение? Представляется, что «лишним» является изображение – оно необязательно. Есть объект (вещественный мир), есть полная голографическая информация о нем (мир свободного ЭМП) – это первичное. Изображение – вторично, необязательно, хотя и всегда может быть получено из голограммы.

По "ящику"(вторая программа) смотрел сегодня интересный научно-популярный фильм о нашем мозге, памяти, делающей нас людьми. По мнению некоторых учёных, мозг голографичен- любая часть его содержит целое(поэтому до сих пор не удалось найти участков, отвечающих за память), его возможности- необьятны и мы используем лишь ничтожную часть запасов; всё виденное- запечатляется в нём и мы вспоминаем изображения, запахи далёеого детства (подсознательно может всплыть через годы-подобно сцене из ф-ма Гайдая- "Наваждение") и много др. интересных открытий и выводов учёных, в.ч. гепотеза физика Дэвида Бома, что и сама Вселенная голографична и есть общее с мозгом и памятью.

И вот открыл в интернете статью о Д. Боме- столь научную, что ничего не понял.Может кому покажется интересной и сможет более популярно прокомментироаать суть её, не понятную даже его коллегам- физикам...

Голографическая Вселенная Дэвида Бома
Владимир Бутков

Гипотеза о том, что Вселенная являет собой колоссальную голограмму, принадлежит выдающемуся физику 20-го века Дэвиду Бому. В чём суть концепции Бома, мало кем понятой и принятой, более того, сильно навредившей его безупречной до этого репутации физика-теоретика?

Дело в том, что Дэвид Бом не мог согласиться с достаточно безумной, но общепринятой интерпретацией квантовой механики, принадлежащей Нильсу Бору, согласно которой реальность зависит от наличия (отсутствия) наблюдателя: есть наблюдатель – есть реальность, нет наблюдателя – ни о какой реальности речи не идёт.

Бом же, с полным на то основанием, полагал: реальность – объективна, то есть существует всегда, вне зависимости от того, видит ли ее кто-нибудь или нет. Но он пошёл ещё дальше: за пределами доступной измерению реальности Бора, существует более глубокая реальность. Понимал Бом и то, что эта новая реальность являет собой некое неделимое целое, то есть нечто нелокальное.

Следующее, что подводило Бома к мысли о голографичности Вселенной, это то, что скрытый («импликативный» - по Бому) порядок новой глубокой реальности аналогичен импликативному порядку голограммы, нуждающемуся в расшифровке, в развертывании в пространстве в виде объемного изображения с помощью луча света - дешифратора.

На этом стоило бы поставить точку: Вселенная - голографична, она (на «глубоких» уровнях реальности) – нелокальна, целостна, обладает скрытым, импликативным порядком. Реальность нашего уровня – это экспликативный, раскрытый порядок. Связь между двумя описанными уровнями реальности – это связь между голограммой и голографическим изображением: по Бому наш вещественный мир как раз и является объемным голографическим изображением.

На минуту отвлечёмся от голографической темы и отметим, что концепция Бома – это первая последовательная иерархическая картина мира… К сожалению, всего лишь двухуровневая, как и вся квантовая механика. Эта картина содержит в себе все основные моменты иерархического миропонимания:

Относительную независимость двух уровней (импликативного и экспликативного);

Динамическая связь между уровнями (порядками);

Неравноценность уровней.

Но «голографический» взгляд на Вселенную ещё богаче: он предполагает, кроме иерархических свойств, способность нашего уровня реальности «сворачиваться» в другой, более глубокий, и, наоборот, способность глубинного, импликативного уровня разворачиваться «в обратном направлении».

Единственное, с чем нельзя согласиться в концепции Бома (кроме ограничения иерархии всего двумя уровнями реальности), это то, что нашу реальность (вещественный мир – в терминологии данной книги) Бом считает всего лишь голографическим изображением. И здесь сразу же возникает вопрос: изображением чего? Голография – это всегда три объекта: два «вещественных» (первый – изображаемый объект, служит основой голограммы – с него «считывается» информация, второй – сама голографическая фотография – кристалл, пластинка) и один почти «идеальный»: объемное изображение объекта.

Поскольку в рассмотрении Бома присутствуют всего два уровня, возникает вопрос: где «третий лишний» - объект или его изображение? Представляется, что «лишним» является изображение – оно необязательно. Есть объект (вещественный мир), есть полная голографическая информация о нем (мир свободного ЭМП) – это первичное. Изображение – вторично, необязательно, хотя и всегда может быть получено из голограммы.

2) Интересуищимся- предлагается путешествие далее...

Http://earth-chronicles.ru/news/2014-01-24-58444

Карл Прибрам. Мир - не совсем то, что мы воспринимаем.

Американский психолог Карл Прибрам, считает, что мозг - это вовсе не устройство для хранения информации, а система настройки, работающая по принципу голографии. Еще в 1960 году он предположил, что мозг может интерпретировать получаемую от органов чувств информацию, также как в голограммах формируется изображение. Тонкие волокна в нервных клетках оцифровывают поступающую информацию и хранят данные в этом формате. Мозг расшифровывает следы памяти, восстанавливая резкость исходного изображения, как в случае голограммы.

В 1971 году Прибрам задался вопросом: если мозг действительно воспринимает информацию, складывая голограммы (математически преобразовывая частоты, поступающие извне), кто в мозге их интерпретирует? И однажды, он, как и Дэвид Бом пришел к выводу что окружающая нас реальность сама имеет голографическую природу. Но пришли к этому выводу оба ученых с различных сторон. И это - неудивительно, поскольку один из них является физиком, а другой - психологом. Один изучает внешний мир, а другой - внутренний.

Вот как это объясняет Энтони Пик в своей книге "Путешествия души": "Дэвид Бом полагал, что вся Вселенная работает как совмещенное голографическое изображение. В своих размышлениях он шел от внешнего мира к внутреннему, а Прибрам мыслил от обратного, рассматривая голограммы прежде всего как ответ на проблемы внутреннего мира, человеческого разума.

Важной частью теории Бома была идея, что мы никогда не воспринимаем визуальную реальность непосредственно. Мы знакомимся с миром изображений посредством линз. Мы наблюдаем Вселенную через телескопы, изучаем внутренний мир частиц при помощи микроскопов, определяем состав вещества посредством спектрометрии, и в то же время мы видим все благодаря главной линзе - человеческому глазу".

И именно в пределах человеческого восприятия рассматривал свою идею Прибрам. Так, он предположил, что мозг сам выступает в качестве линзы, которая преобразовывает размытый потенциал голографической Вселенной в четкое изображение, звук, цвет и все остальные сенсоры, которые преобразуют внешние данные во внутреннее восприятие.

Точно так же как изображение на голографической пластинке представляет собой размытую картинку, то же самое происходит и с окружающей нас Вселенной. И, по мнению Прибрама, лишь после того как линза головного мозга, подобно лазеру, направленному на голографическую картинку, создаст трехмерное изображение, возникает Вселенная, знакомая нашему восприятию.

Вот, что он по этому поводу пишет: ."Возможно, реальность не такая, какой мы ее видим собственными глазами. Если бы у нас не было этой линзы - математики, выстраеваемой нашим мозгом, мы бы, возможно, знали другой мир, организованный в форме частот. Нет пространства, нет времени, только события. Можно ли в таком домене разглядеть реальность?"

Характерно, что позицию т.н. "здравого смысла", говорящую о том, что реальность воспринимается нами такой, какая она есть, Прибрам назвал "экологической моделью" и высказал мнение, что она неадекватно объясняет восприятие. Он чувствовал, что именно "голографическая модель Вселенной" успешно отвечает на многие вопросы, на которые наука в рамках старой парадигмы ответить не в состоянии.

Согласно этой модели, все образы, возникают после того, как данные, поступающие в височную область коры мозга, активируются и организуют голографическое хранилище. Затем эти изображения воспроизводятся, становясь не меньшим продуктом "информации, размещенной в организме", чем "информации, содержащейся в окружающей среде".

Иными слова, в соответствии с гипотезой Прибрама, внутренняя проекция внешнего мира смешивается с внутренне генерируемыми субъективными мыслями, чувствами и толкованиями. Воспринимая внешнюю реальность, мы преобразуем ее в свой личный субъективный внутренний мир, т.е. мы действительно создаем свою личную реальность.

По словам Прибрама, мир нашего восприятия, является внутренней голографической проекцией внешней реальности. А она не совсем такая, или вернее - совсем не такая, какой ее воспринимают наши органы чувств. При нормальном освещении на голографической пластинке виден хаотичный набор линий. Но если осветить ее лазером, то возникает трехмерное изображение. Та же самая ситуация происходит и с реальностью, которая представляет собой множество различных энергий. В данном случае именно сознание выступает в качестве лазера преобразуя этот "беспорядок" в трехмерную сенсорную "реальность". Эта версия реальности затем проецируется на "внутренний экран" и "просматривается" личностью.

Все это хорошо объясняет, почему каждый из нас воспринимает реальность, хоть немного, но по-своему, и почему существует так много мнений, объясняющих природу реальности. Не зря ведь народная мудрость гласит: "сколько людей - столько мнений"; "каждый смотрит на мир со своей колокольни" и т.п. Энтони Пик объясняет это следующим образом: "...мы все живем в личных реальностях. Хотя никогда не взаимодействуем непосредственно с окружающим миром, мы видим его из центра личного фанерона...

Существуют веские доказательства, что реальность, которую мы с вами воспринимаем - не совсем точная копия того, что существует "где-то там", феноменального мира, находящегося за пределами наших чувств. Также ясно то, что мозг показывает нам внутренне созданную и полностью субъективную копию внешнего мира. Если это так, то все, что мы воспринимаем, - это иллюзия, существующая вне пространства и времени".

К подобному же выводу на основании синтеза теорий Бома и Прибрама приходит и Майл Талбот. В своей книге "Голографическая Вселенная" он пишет: "Если соединить теории Бома и Прибрама, мы получим радикально новый взгляд на мир: наш мозг математически конструирует объективную реальность путем обработки частот, пришедших из другого измерения - более глубокого порядка существования, находящегося за пределами пространства и времени. Мозг - это голограмма, свернутая в голографической вселенной.

Для Прибрама данный синтез означал, что объективный мир не существует - по крайней мере в том виде, к которому мы привыкли. За пределами привычного мира находится огромный океан волн и частот, в то время как реальность выглядит вполне конкретной только благодаря тому, что наш мозг преобразует голографические пятна в палки, камни и другие знакомые объекты, составляющие наш мир... Другими словами, гладкая поверхность фарфоровой чашки и ощущение песка на берегу под ногами на самом деле всего лишь утонченная версия синдрома фантомных болей.

Согласно Прибраму, это не означает, что не существует фарфоровых чашек или песка на берегу. Это просто означает, что фарфоровая чашка имеет два совершенно различных аспекта своей реальности. Когда она пропускается через линзы вашего мозга, она проявляет себя как чашка. Но если снять эти линзы, мы ощутим ее как интерференционный паттерн...

Ситуация, конечно, не сводится к фарфоровым чашкам. Мы тоже обладаем двумя совершенно различными аспектами нашей реальности. Мы можем рассматривать себя как физические тела, движущиеся сквозь пространство. Или мы можем рассматривать себя как пятна интерференционных паттернов, свернутых в космической голограмме. Бом считает, что вторая точка зрения может быть даже более верной..."

Иными словами картина нашего восприятия не является точной копией реальности, а следовательно любая картина описания мира, является отражением нашего субъективного восприятия. Так стоит ли кому бы то ни было "задирать нос", претендуя на знание истины в последней инстанции?

Например, мы не видим радиоволн, но догадываемся, что через любую точку окружающего нас пространства проходит немыслимое количество информации - радиопередачи, телепередачи, телефонные разговоры - хотя раньше подобная информация носила вполне осязаемый характер и переносилась в форме книг, газет, журналов и писем.

02 Alexei2012 (24.01.2014 14:50)
Несколько раньше, чем в 1960 г. н.э. голографический принцип (ГП), по сути, сформулировал еще Платон (5 в. До н.э.). У него был «мысленный» эксперимент, когда объект находился в одном измерении, но реальность воспринимал только в другом. Развивая этот т.н. пещерный» принцип он впервые и заговорил, что объект (информации) может быть в одном Мире, а субъективное восприятие т.н. реальности в другом. В сочетании с практически фактом многомерности нашего Мира ГП стал любимой темой в модной нынче квантовой космологии.
My WebPage

23 vitkon (24.01.2014 16:25)
хм...одно верно - СОЗНАНИЕ стоит голограмму картинки мира,Но не на уровне мозга (передатчик) а на уровне ментального Тела.
Много инфо в книгах М РАДУГА...внетелесные путешествия. Вредно, опасно,но интересно.
"путешественник " обладает ВИДЕНИЕМ реальности,при этом ГЛАЗА лежат на кровати (вместе с телом,естественно...).
Клиническая смерть - тысячи фактов..,но этого похоже мало...

05 Wandorg (24.01.2014 16:47)
Сами пробовали выйти из тела?

У меня пока было 5 попыток. Не могу отделиться до конца. Хотя уже взлетал, двигал "частями тела" не двигаясь физически.

04 Wandorg (24.01.2014 16:43)
МАТРИЦА

06 Fabius (24.01.2014 17:29)
Весь мир - иллюзия. Программа, частью которой мы являемся. Набор переменных, взаимодействующих в жестко фиксированных рамках.
Даже фундаментальные физические законы - это лишь заданные при создании базовые директивы.

07 AG (24.01.2014 21:42)
Вполне допустимо. Вот только возникает один вопрос. Эмоции. Мы любим,ненавидим, грустим и радуемся, т.е. нормальный эмоциональный спектр человека. Физические чувства - голод, боль и т.д. можно списать примерно на недостаток или избыток энергии конкретной замкнутой системы. Может ли передатчик или линза обладать эмоциональным фоном? На мой взгляд, это серьёзный камешек в ботинке...

08 kalliopa (25.01.2014 01:18)
Если принять тот факт, что эмоции вредны, о чем говорят все на все лады. Т.е. они стремятся к 0. то и мозг, как линза, не должен быть окрашен эмоциями для принятия правильной картины.

Дэвид Джозеф Бом ($1917 - 1992$) - учёный-физик, известный своими работами по квантовой физике, философии и нейропсихологии.

Биография

Замечание 1

Дэвид Бом родился $20$ декабря $1917$ года в Уилкс-Барре, штат Пенсильвания в еврейской семье.

Он и его младший брат Роберт, были воспитаны в основном их отцом, Сэмюэлем Бомом, венгерским иммигрантом, который владел мебельным магазином. Мать Бома, Фрида Бом, была литовской-еврейской, которая страдала от психических заболеваний. Несмотря на то, что он вырос в еврейской семье, он стал агностиком в подростковом возрасте.

Бом окончил Пенсильванский государственный колледж в $1939$ году. После обучения в Калифорнийском технологическом институте в $1940$ году, он получил докторскую степень в области теоретической физики в Университете Калифорнии, Беркли.

В $1946$ году он был принят на работу в качестве помощника профессора в "Принстонском университете", где он очень тесно работал с Альбертом Эйнштейном.

После войны Бом стал ассистентом профессора в Принстонском университете, где он работал в тесном сотрудничестве с Альбертом Эйнштейном. В мае $1949$ года Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности призвала Бома для дачи показаний из-за его предыдущих связей с людьми, которые подозревались в коммунизме. Бом использует пятую поправку на право отказываться от дачи показаний, и отказался давать показания против своих коллег.

В $1950$ году Бом был арестован из-за отказа отвечать на вопросы комиссии. Он был оправдан в мае $1951$ года, но Принстонский университет уже отстранил его. После оправдания, коллеги Бома стремились к тому, чтобы его восстановили в университете, и Эйнштейн по сообщениям, хотел, чтобы Бом работал в качестве его помощника, но президент университета решил не продлевать контракт Бома. Затем Бом уехал в Бразилию, и занял должность профессора физики в «Университете Сан-Паулу» в $1951$ году, в том же году он опубликовал свою первую книгу.

После прибытия Бома в Бразилию $10$ октября $1951$ года консул США в Сан - Паулу конфисковали его паспорт, сообщив ему, что он может получить его только, чтобы вернуться в свою страну. Как сообщается, это напугало Бома, и значительно снизило его настроение, так как он надеялся поехать в Европу. Он подал заявление и получил бразильское гражданство, но по закону должен был отказаться от своего американского гражданства и он смог вернуть его лишь десятилетия спустя, в 1986 году.

В $1957$ году Бом переехал в Соединенное Королевство в качестве научного сотрудника в Университете Бристоля.

Замечание 2

В $1959$ году Бом и Ааронов обнаружили эффект Ааронова-Бома .

В $1961$ году Бом был назначен профессором теоретической физики в Университете Лондона.

Ближе к концу своей жизни, у Бома начали появляться рецидивы в депрессионном состоянии, которым он страдал ранее. Его отвезли в больницу Модсли в Южном Лондоне 10 мая 1991 года, но его состояние ухудшалось, и было решено, что единственное лечение, которое могло бы помочь ему, была электросудорожная терапия. Жена Бома консультировалась у психиатра Дэвида Шейнберга, давнего друга и соратника, который согласился, что электрошоковое лечение, вероятно, было его единственным вариантом. У Бома от лечения улучшилось состояние, и его отправили домой $29$ августа. Но его депрессия вернулась, и было принято лечить ее с помощью лекарств.

Замечание 3

Бом умер после перенесенного сердечного приступа в Хендоне, Лондоне, $27$ октября $1992$ года, в возрасте $74$ лет.

Научные достижения

Дэвид Джозеф Бом считается одним из самых выдающихся физиков-теоретиков в мире и самым влиятельным среди новых мыслителей. Он был убежденным исследователем, который был сильно поглощен задачами основ физики, изучал теорию относительности и разработал альтернативную интерпретацию квантовой механики с целью устранения философских парадоксов, которые, казалось бы, распространены в квантовой механике.

Замечание 4

Наиболее противоречивой теорией является то, что Бом назвал «подразумеваемым порядком». Эта теория предполагает, что материя и жизнь существует как единое целое, в когерентной области. Он считал, что природа реальности не может быть сведена к сегментам. Мы, с помощью наших собственных мыслей, создаем обособленность, которая существует между всеми вещами.

Голографическая модель Вселенной и мозг человека

В настоящее время имеется немало данных, позволяющих
предположить, что и наша вселенная и наше мышление работают на одном и
том же голографическом принципе. Ученые, наблюдающие за нашей вселенной,
всё чаще приходят к мысли о том, что внешний мир построен по
голографическому принципу, и точно так же нейрологи и психологи приходят
к выводу о голографической организации нервной системы.

Рассмотрим некоторые аспекты голографической реальности.

Самой
этой идее – голографии – уже больше полувека. Основные положения
голографического принципа были сформулированы еще Дэвидом Бомом в
середине XX века. Дэвид Бом был профессором Лондонского университета,
любимым учеником Эйнштейна и одним из наиболее выдающихся специалистов в
области квантовой физики. Согласно теории Бома, весь мир устроен
примерно так же, как голограмма. Как любой, сколь угодно малый участок
голограммы содержит в себе всё изображение трехмерного объекта, так и
каждый существующий объект «вкладывается» в каждую из своих составных
частей.

Основой для рассуждений ученого стал
парадокс Эйнштейна – Подольского – Розена (ЭПР), когда «сцепленные»
частицы ведут себя строго взаимосвязанно, так что изменение состояния
одной приводит к мгновенной перемене в состоянии другой. И самое главное
– расстояние тут не играет абсолютно никакой роли.

Существование
этого феномена – подтвержденный научный факт, который тем не менее
противоречит и здравому смыслу, и теории относительности Эйнштейна.
Размышляя над этим вопросом, Бом пришел к выводу, что элементарные
частицы взаимодействуют между собой не потому, что существует какой-то
исключительный механизм обмена информацией со скоростью, превышающей
скорость света, а потому, что на более глубоком уровне реальности они
представляют собой один объект.

Раздельными мы
видим эти частицы только потому, что способны наблюдать только один
аспект реально существующего мира. Бом пошел даже дальше, предположив,
что порождающей наблюдаемый мир матрицей служит некий «скрытый» порядок,
проекцией которого является не только материя, но и сознание.

И
вот наконец в 2008 году физик Крейг Хоган из Национальной лаборатории
им. Ферми (США) сформулировал концепцию, согласно которой наша
физическая реальность является результатом проекции границ Вселенной. Он
назвал это голографическим принципом. Информация, которая сосредоточена
на границах Вселенной, не распределена по ней непрерывно, но состоит из
«битов», размеры которых соответствуют так называемым квантам
пространства. Хоган даже попытался предсказать, как его теория может
быть подтверждена экспериментом: детекторы гравитационных волн должны
зафиксировать «шум» пространства-времени. И какой-то шум в самом деле
был зафиксирован.

А теперь по поводу гипотезы
голографического принципа работы мозга. Возможно, кому-то эта гипотеза
покажется спорной и фантастической, но результаты квантовой физики
просто заставляют пересмотреть многие уже устоявшиеся научные концепции.

Итак, Дэвид Бом тщательно проанализировал
современные парадоксы и проблемы, связанные с теорией относительности и
квантовой физикой, и высказал мысль, что эти противоречия возникли от
того, что наши представления об организации наблюдаемых явлений в
значительной мере зависят от тех аппаратов, с помощью которых
осуществляется наше восприятие.

Однако тогда еще не были раскрыты те законы, которые дают возможность как психологу, так и физику обеспечить описание единой структуры мира.

Еще
один выдающийся мыслитель нашего времени внес огромный вклад в развитие
теории голографического принципа – Карл Прибрам, нейрофизиолог при
Стэнфордском университете, автор книги «Языки мозга», которая
является классическим трудом по нейропсихологии.

Голографическая
модель вселенной открыла природу и механику многих явлений, ранее
ускользавших от объяснения, – таких, например, как телепатия,
предсказания, мистическое чувство единства со вселенной и даже
психокинез, то есть способность психики перемещать физические объекты на
расстоянии.

Всё больше ученых убеждается в том,
что с помощью голографической модели можно объяснить практически все
паранормальные явления и любой мистический опыт.

Как происходило становление гипотезы голографической модели.

В
начале 1940-х годов Прибрам, исследовал природу памяти, а в частности,
ее местонахождение. В то время считалось, что память о каждом явлении
или вещи запечатлена в определенных клетках мозга. Такие следы памяти
получили наименование энграмы, и хотя никто не мог толком
сказать, что они такое – нейроны или, возможно, молекулы особого рода, –
большинство ученых было уверено, что со временем эти самые энграмы
непременно обнаружат.

Основанием этой
уверенности были исследования, проведенные в 1920-е годы канадским
нейрохирургом Уайлдером Пенфилдом, которые показали, что у специфической
памяти действительно имеется конкретная локализация в головном мозге.
Благодаря нечувствительности к боли можно проводить эксперименты над
мозгом человека под местной анестезии кожи головы и костных тканей,
причем при полном сознании оперируемого. Пенфилд использовал этот факт
при проведении ряда экспериментов на мозге людей, у которых имелись
показания к лечению эпилепсии оперативным путем.

Пенфилд
стимулировал электрическим током те или иные участки мозга и к своему
изумлению обнаружил, что стимулирование височных долей мозга приводит к
тому, что оперируемый начинает вспоминать прошлые события во всех
мельчайших подробностях. Один человек вдруг услышал давнюю свою беседу с
друзьями из Южной Африки; один мальчик вспомнил свой разговор с матерью
по телефону и после нескольких прикосновений электрода был в состоянии
повторить слово в слово каждую реплику; одна женщина вдруг обнаружила,
что она у себя в кухне и слышит все, что делает ее ребенок в другой
комнате. Интересно, что когда Пенфилд делал вид, что стимулирует совсем
другую область мозга, обмануть пациентов все же не удавалось: касание к
одной и той же точке неизменно вызывало одни и те же воспоминания.

В
книге «Загадка сознания», опубликованной незадолго до смерти в 1975
году, Пенфилд написал: «Это не фантазии на манер сновидений. Я вызывал
электрическую активацию записей прошлого опыта пациентов. Пациенты
заново переживали свой опыт, словно он был заснят на кинопленке».

На
основании своих исследований Пенфилд заключил, что все, что мы
когда-либо испытывали в жизни, записывается мозгом. Наша память содержит
полную запись всех, даже самых незначительных, ежедневных событий.

Вначале
Прибрам принял на веру теорию энграм. Но затем его взгляды изменились. В
1946 г. он начал работать с другим выдающимся нейропсихологом Карлом
Лэшли из Йеркешской лаборатории высших приматов в Ориндж-Парк (штат
Флорида). В распоряжении Прибрама оказался огромный опыт, накопленный
Лэшли в течение тридцати лет исследований загадочного механизма памяти, и
оказалось, что эксперименты Лэшли ставят под сомнение не только само
существование энграм, но и все выводы Пенфилда.

Лэшли
занимался тем, что обучал крыс выискивать наперегонки кратчайший путь в
лабиринте. Затем он удалял различные участки мозга крыс и заново
подвергал их испытанию. Его целью было локализовать и удалить тот
участок мозга, в котором хранилась память о способности бежать по
лабиринту. К своему удивлению он обнаружил, что вне зависимости от того,
какие участки мозга были удалены, память в целом нельзя было устранить.
При любых удалениях частей мозга была лишь нарушена моторика крыс, так
что они еле передвигались по лабиринту, и даже при удалении значительной
части мозга их память оставалась нетронутой.

Для
Прибрама это были исключительно важные открытия. Если бы память
хранилась в определенных участках мозга, подобно тому как книги
располагаются в определенных местах на полках, то почему хирургическое
вмешательство не влияло на память? В понимании Прибрама единственным
ответом могло быть то, что конкретная память не локализуется в
определенных участках мозга, а каким-то образом распределена по
всему мозгу, как единое целое. А надо отметить, что Прибрам тогда
совсем не знал, какой механизм или процесс может дать удовлетворительное
обоснование этой гипотезе, ибо он был далек от квантовой физики. Да и
Лэшли тоже не мог найти никакого объяснения.

В
1948 году Прибраму предложили должность в Йейльском университете, и
перед тем, как туда перебраться, он помог Лэшли описать его
монументальные тридцатилетние эксперименты. А в Йейльском университете
Прибрам обдумал всё как следует и выдвинул свою гипотезу о том, что
память скорее всего распределена в мозговой ткани. Все пациенты, у
которых мозг был частично удален по медицинским показаниям, никогда не
жаловались на потерю конкретной памяти. Удаление значительной части
мозга может привести к тому, что память пациента станет расплывчатой, но
никто еще не терял после операции избирательную, так называемую
селективную память. Например, люди, получившие травму головы в
автомобильных катастрофах, всегда помнили всех членов своей семьи или
прочитанный ранее роман. Даже удаление височных долей – той области
мозга, которую Пенфилд подверг особенно пристальному изучению, – не
приводило к каким-либо провалам в памяти пациента. Идеи Прибрама были
подтверждены в экспериментах, проведенных впоследствии как им самим,
так и другими исследователями на пациентах, не относящихся к
эпилептикам.

Итак, не удалось подтвердить выводы
Пенфилда об избирательной стимуляции памяти. Сам Пенфилд не смог
повторить свои результаты на пациентах, не страдающих эпилепсией.

Прибрам
еще долго не мог понять, как мозгу удается сохранять память при
удалении значительных кусков мозга. И только к середине 1960-х годов
Прибрам прочел в журнале "Scientific American" статью, где описывались
первые опыты построения голограммы. Как только Прибрам понял принцип
голограммы, он сразу же понял, что нашел разгадку. Открытие принципа
голограммы для Прибрама привело к полноценному решению той головоломки, с
которой Прибрам столько лет безуспешно боролся. Всё вставало на свои
места.

Необходимо знать хотя бы приблизительно,
что такое голограмма, чтобы понять почему голограмма подходит как
разгадка работы памяти. Одно из явлений, лежащих в основе голограммы, –
это интерференция, то есть паттерн (узор), возникающий в результате
наложения двух или более волн (например, на поверхности воды). Если,
например, бросить в пруд камешек, это произведет серию концентрических,
расходящихся волн. Если же бросить два камешка, мы увидим соответственно
два ряда волн, которые, расходясь, налагаются друг на друга.
Возникающая при этом сложная конфигурация из пересекающихся вершин и
впадин известна как интерференционная картина.

Такую
картину может создавать любое волновое явление, включая свет и
радиоволны. Особенно эффективен в данном случае лазерный луч, поскольку
он является исключительно чистым источником света. Лазерный луч создает,
так сказать, совершенный камешек и совершенный пруд. Поэтому лишь с
изобретением лазера открылась возможность получать искусственные
голограммы.

Голограмма создается, когда
одиночный луч лазера расщепляется на два отдельных луча. Первый луч
отражается от фотографируемого объекта, после чего второй луч
сталкивается с отраженным светом первого. При этом они создают
интерференционное изображение, которое затем записывается на пленку.

Для
невооруженного глаза картинка, получаемая на пленке, совершенно не
похожа на фотографируемый объект. Отдаленно она напоминает
концентрические круги, получаемые после броска в воду целой горсти
камешков. Но как только луч другого лазера (или, в некоторых случаях,
просто направленный яркий свет) попадает на пленку, возникает трехмерное
изображение первоначального объекта. Трехмерность изображения таких
объектов удивительно реальна. Можно обойти голографическую картинку и
увидеть ее под разными углами, как будто это реальный объект. Однако при
попытке потрогать голограмму рука просто пройдет через воздух и вы
ничего не обнаружите.

Трехмерность – не
единственное замечательное свойство голограммы. Если часть
голографической пленки, содержащей, например, изображение розы,
разрезать на две половинки и затем осветить лазером, каждая половинка
будет содержать целое изображение розы! Даже если каждую из половинок
снова и снова делить пополам, целая роза по-прежнему будет появляться на
каждом маленьком кусочке пленки (хотя изображения будут ухудшаться по
мере уменьшения кусочков). В отличие от обычных фотографий, каждая
небольшая частичка голографической пленки содержит всю информацию
целого.

А теперь об экстрасенсах

Стефан
Оссовецкий, поляк, родившийся в России, был одним из самых одаренных
ясновидящих XX века. Способность видеть прошлое пробудилась в нем, когда
он держал в руке кусочек окаменелой человеческой ступни (1935 год).

Оссовецким
заинтересовался Станислав Понятовский, профессор Варшавского
университета и самый известный польский этнолог того времени.
Понятовский проверил способности Оссовецкого, показав ему различные
осколки каменных инструментов, собранных с археологических раскопок по
всему миру. Большинство этих окаменелостей напоминало обычные камни, и
только взгляд специалиста мог угадать в них продукты человеческого
труда. Но Оссовецкий неизменно угадывал предметы, описывая их возраст,
происхождение и место, где они были найдены. Несколько раз места
обнаружения, указываемые Оссовецким, не совпадали с записями
Понятовского, и каждый раз Понятовский обнаруживал ошибку в своих
записях.

Оссовецкий во всех случаях использовал
один и тот же метод:брал объект в руки и концентрировался на нем, пока
комната и даже его собственное тело не растворялись и не исчезали из
поля зрения. После этого перед ним возникало трехмерное изображение
прошлого, где он мог перейти к любому месту по желанию и увидеть то, что
хотел. Во время этих экспериментов Оссовецкий представил около сотни
такого рода деталей прошлого, казавшихся вначале ошибочными, однако
подтвердившихся впоследствии. Он сказал, что люди каменного века
использовали масляные лампы – что и подтвердили раскопки в городе
Дордонь (Франция). В ходе этих раскопок были обнаружены масляные лампы
точно таких размеров и вида, которые он описал. Он сделал подробные
рисунки животных, на которых в то время охотились, обрисовал хижины и
ритуалы похорон – все было впоследствии подтверждено археологическими
находками.

Ретрокогнитивность, или
способность некоторых индивидуумов сдвигать фокус своего внимания и
буквально вглядываться в прошлое, многократно подтверждалась
исследователями. В серии экспериментов, проведенных в 1960-е годы с
участием выдающегося голландского экстрасенса Жерара Круазе, инициаторы
экспериментов В. X. К. Тенхаефф, директор Института парапсихологии при
Утрехтском государственном университете, и Мариус Волкофф, декан
факультета искусств Университета Витвотерсранд (Йоханнесбург, Южная
Африка), обнаружили, что Круазе может проводить психометрию мельчайших
фрагментов костей и точно описывать их прошлое. Д-р Лоренс Лешан,
психолог нью-йоркской городской больницы и еще один бывший скептик,
провел подобные эксперименты с известным американским экстрасенсом Эйлин
Гарретт. На ежегодной конференции Американской антропологической
ассоциации в 1961 году археолог Кларенс В. Вейянт признался, что не смог
бы сделать сенсационного открытия Трез Запотес, если бы не помощь
экстрасенса. Стивен А. Шварц, бывший редактор журнала «National
Geographic» и член секретариата Дискуссионной Группы по вопросам
обороны, связанной с инновациями, технологиями и социальными проблемами
при Массачусетском технологическом институте, считает, что
ретрокогнитивность не только вполне достоверна и надежна, но и вызовет в
будущем переворот в научном мышлении, наподобие тех, которые произошли
после открытий Коперника и Дарвина. Шварц настолько уверен в своих
открытиях, что посвятил истории сотрудничества между ясновидящими и
археологами фундаментальный труд, озаглавленный «Тайны в складках
времени». «Вот уже три четверти века как экстрасенсорная археология
стала реальностью, – говорит Шварц. – Этот новый подход показал с
большой убедительностью, что пространственно-временные рамки, принятые
большинством ученых в качестве основного инструмента материалистического
понимания вселенной, не являются абсолютными».

Наличие
у экстрасенсов описанных выше способностей указывает на то, что прошлое
не теряется, но продолжает существовать в некоторой форме, доступной
для человеческого восприятия. Общепринятая теория вселенной не допускает
такого положения вещей, другое дело – голографическая модель. Из идеи
Бома о том, что поток времени – это продукт постоянного свертывания и
развертывания вселенной, вытекает, что настоящее свертывается и
становится частью прошлого, оно не перестает существовать, а просто
возвращается в космическое хранилище импликативного порядка. Бом так и
говорил: «Прошлое действует в настоящем в виде импликативного порядка».

Если, как полагает Бом, сознание также имеет
свой источник в импликативном, то это означает, что человеческая психика
и голографическая запись прошлого существуют в одной области и являются
соседями. Поэтому для доступа к прошлому может понадобиться всего лишь
особая концентрация внимания. Возможно, именно врожденной способностью к
ней обладают ясновидящие, такие, как Макмюллен и Оссовецкий; однако,
если вспомнить все необычные способности человека, можно прийти к
выводу, что, согласно голографической теории, этот талант в скрытой
форме имеется у каждого из нас.

В голограмме
можно обнаружить способ, с помощью которого прошлое записывается в
импликативном. Если каждый момент некого события, например выдувания
мыльных шариков, записывается как ряд последовательных картинок на
голограмме, каждая картинка становится подобной кинокадру. Если эта
голограмма «белого света», то есть представляет собой аналог
голографической пленки, изображения на которой можно видеть
невооруженным глазом без дополнительного света лазера, то человек,
проходящий мимо «пленки» под разными углами, увидит трехмерную
движущуюся картинку выдувания мыльного шарика. Другими словами, по мере
развертывания и свертывания различных изображений будет создаваться
иллюзия движения.

Можно предположить, что
различные моменты выдувания шариков преходящи и невоспроизводимы, но это
не так. На голограмме записывается все действие полностью, и только
смена угла зрения создает иллюзию того, что данное действие
развертывается во времени. В голографической теории предполагается, что
нечто подобное происходит и с прошлым. Вместо того чтобы кануть в
небытие, прошлое записывается в космической голограмме и может стать
вновь доступным.

Еще одно свойство
ретрокогнитивного опыта, доказывающее реальность голограммы, –
трехмерность воспринимаемых сцен. Например, экстрасенс Рич, которая
может выполнять психометрию предметов, согласна с Оссовецким в том, что
видение может обладать большей реальностью, чем фактическое окружение.
«Такое впечатление, что сцена, развертывающаяся перед глазами, вытесняет
все остальное, – говорит Рич. – Как только она начинает развертываться,
я становлюсь ее частью. Я словно нахожусь одновременно в двух местах.
Сознавая свое присутствие в комнате, я в то же время нахожусь внутри
своего видения». Такую же нелокальность проявляет и голография.
Экстрасенсы способны входить в конкретное прошлое, находясь как на самом
месте археологических раскопок, так и за много миль от них. Другими
словами, запись прошлого, судя по всему, не привязана к конкретному
месту соответствующих прошлых событий, а, подобно информации в
голограмме, имеет нелокальный характер. Доступ к ней возможен из любой
точки пространственно-временного континуума. Нелокальный аспект данного
явления подтверждается еще и тем фактом, что многим экстрасенсам даже не
нужна психометрия для подключения к прошлому. Знаменитый ясновидящий из
штата Кентукки Эдгар Кейси мог подключаться к прошлому, лежа в
состоянии дремоты на диване у себя дома. Он надиктовывал целые тома об
истории человеческой расы и был поразительно точен в деталях. Например,
он указал на местоположение и историческую роль общины ессеев в Кумране
за одиннадцать лет до обнаружения свитков Мертвого моря, подтвердивших
его прозрения.

Интересно заметить, что многие
ретрокогнитивные личности способны видеть энергетическое поле человека.
Когда Оссовецкий был еще ребенком, мать давала ему глазные капли для
того, чтобы он перестал видеть цветной ореол вокруг людей. Макмюллен
также может ставить диагноз по состоянию энергетического поля. Это дает
нам основание предположить, что ретрокогнитивные личности могут
подключаться к более тонким и вибрирующим аспектам реальности. Другими
словами, прошлое может быть закодировано в частотной области Прибрама,
являясь частью космических интерференционных картин. На эту часть
голограммы, которую большинство из нас вычеркнули из памяти, только
немногие способны настраиваться и преобразовывать воспринимаемое в
видимые образы. Как говорит Прибрам: «Возможно, в голографической форме,
в частотной области, прошлое, имевшее место четыре тысячи лет назад,
соседствует с завтрашним днем».

Голографическая
теория все еще находится на стадии разработки и представляет собой
мозаику различных взглядов и фактов. Некоторые ученые считают, что она
не может называться теорией или моделью, так как эти разрозненные факты
не объединены в единое целое.

Голографическая
теория открывает нам существование паранормального. Это немаловажный
аргумент, если учесть, что за последние десятилетия накопилось большое
количество фактов, свидетельствующих о неадекватном нынешнем понимании
реальности.

Дэвид Бом и Карл Прибрам пришли к
выводу, что вся наша вселенная представляет собой гигантскую голограмму,
где даже самая крошечная часть изображения несет информацию об общей
картине бытия и где всё взаимосвязано и взаимозависимо, а наш мозг
вполне способен настраиваться на определенные частоты и извлекать нужные
нам голограммы из космических интерференционных картин вселенной.


В своей новой книге «Великий план» известный ученый Стивен Хокинг заявил, что Бог не создавал Вселенную. Правда, до конца, как же она устроена, мы видимо, узнаем ещё не скоро. Один из вариантов - концепция голографической Вселенной, косвенно подтверждающаяся недавними экспериментами немецких физиков.

Научные открытия и до сих пор могут делаться случайно. Исследователи гигантских гравитационных волн на детекторе GEO600 долгое время не могли избавиться от мешающего их работе шума. Однако его наличие предсказывает современная теория голографической Вселенной.

Одна из последних новостей научного мира, ставшая главным материалом одного из последних выпусков журнала New Scientist , может стать первым практическим шагом на пути создания новой картины мира. Речь идет о теории голографической Вселенной.

Астрономия остается одной из немногих (если вообще не последней) областей познания, где даже дилетант способен сделать открытие и оставить свой след в науке. Об этом нелишне напомнить хотя бы потому, что нынешний, 2009 год объявлен Международным годом астрономии.

Самой идее уже больше полувека. Основные положения голографического принципа были сформулированы еще Дэвидом Бомом, соратником Роберта Оппенгеймера и Альберта Эйнштейна, в середине XX века. Согласно теории Бома, весь мир устроен примерно так же, как голограмма. Как любой, сколь угодно малый участок голограммы содержит в себе всё изображение трехмерного объекта, так и каждый существующий объект «вкладывается» в каждую из своих составных частей.

Основой для рассуждений ученого стал парадокс Эйнштейна - Подольского - Розена (ЭПР), когда «сцепленные» частицы ведут себя строго взаимосвязанно, так что изменение состояния одной приводит к мгновенной перемене в состоянии другой. И самое главное - расстояние тут не играет абсолютно никакой роли.

Существование этого феномена - подтвержденный научный факт, который тем не менее противоречит и здравому смыслу, и эйнштейновской теории относительности. Размышляя над этим вопросом, Бом пришел к выводу, что элементарные частицы взаимодействуют между собой не потому, что существует какой-то исключительный механизм обмена информацией со скоростью, превышающей скорость света, а потому, что на более глубоком уровне реальности они представляют собой один объект.

Раздельными мы видим эти частицы только потому, что способны наблюдать только один аспект реально существующего мира. Бом пошел даже дальше, предположив, что порождающей наблюдаемый мир матрицей служит некий «скрытый» порядок, проекцией которого является не только материя, но и сознание.

Внимание исследователей, как и в XIX веке, снова привлечено к планетам Солнечной системы. Почему не к далеким звездам и окраинам нашей Галактики? Для того чтобы искать разумную жизнь, надо сперва убедиться в том, что жизнь вообще возникает во Вселенной. Когда удастся доказать, что жизнь смогла дважды независимо возникнуть на планетах одной системы, это станет лучшим свидетельством возможности ее возникновения. Если жизнь и вправду возникает при каждом удобном случае, то что ее удержит от эволюции до разумной стадии?

Свою теорию Бом изложил в ряде статей и книге «Целостность и скрытый порядок», но он не стал углубляться в данные исследования. Широкую известность голографический принцип получил благодаря работам Герарда т"Хоофта, лауреата Нобелевской премии по физике за 1999 год. Его внимание привлекли проблемы, связанные с исследованиями свойств черных дыр. В 1970-х годах Якоб Бекенштейн, ныне профессор Иерусалимского университета, выдвинул тезис о том, что энтропия черной дыры пропорциональна площади ее горизонта. Десятилетием позже, исследуя энтропию уже как меру информационной емкости, Бекенштейн пришел к выводу, что информация, необходимая для описания любого объекта, ограничена его внешней поверхностью.

Значимость этого открытия объясняется тем, что оно устраняет одно из кажущихся противоречий, порожденных работами Хокинга. Постепенное испарение черных дыр с ходом времени приводило к парадоксу - вся содержащаяся информация в таком случае исчезла бы. Но работы Бекенштейна доказали, что вся информация, заключенная в трехмерном объекте, может быть сохранена в двумерных границах, остающихся после его аннигиляции, - точно так же, как изображение трехмерного объекта можно поместить в двумерную голограмму.

В 1993-1994 годах Герард т"Хоофт, основываясь на работах Бекенштейна, сформулировал голографический принцип, из которого следовало, что пространство-время не является непрерывным континуумом, но на размерах, описываемых постоянной Планка, должно представлять собой совокупность микрозон, гранул, своего рода квантов пространства-времени.

Чтобы приблизительно понять, что это такое, представьте обычную иллюстрацию из газеты. Она выглядит как непрерывное изображение, но, начиная с определенного уровня увеличения, рассыпается на точки, составляющие единое целое. Наш мир, таким образом, можно рассматривать как проекцию системы с большей размерностью, причем вся информация о ней может быть доступна и нам.

Поначалу идеи т"Хоофта разделялись немногими единомышленниками, которые искали альтернативные методы изучения черных дыр. Но по мере развития физики элементарных частиц стало очевидно, что голографический принцип удобен как теоретический инструмент и применим к пространству-времени любой размерности.

Вселенная в рамках этой теории является трехмерным объектом, представляющим собой внешнюю границу четырехмерного пространства. Более того, теоретические исследования коллектива Хуана Малдасена из Принстонского университета дали результат, прекрасно вписывающийся в голографический принцип: физические законы гипотетической вселенной с пятью измерениями и ее четырехмерной проекцией совпадают.

Крейг Хоган, директор Центра астрофизических исследований в лаборатории имени Ферми, продолжая разработку голографического принципа, пришел к выводу, что, для того чтобы количество информации, заключенной в границах Вселенной, равнялось информационной емкости ее двумерной границы, размеры кванта пространства должны быть равными 10 -16 м. Этот блур на поверхности пространства-времени современная техника уже способна засечь. И кажется, это удалось сделать совершенно случайно.

Уже семь лет в Германии на GEO600 - детекторе длиной 600 м - ведутся исследования по обнаружению гравитационных волн, колебаний пространства-времени, создаваемых сверхмассивными космическими объектами. Ни одной волны за эти семь лет, впрочем, найти не удалось, в том числе и потому, что на протяжении длительного времени детектор фиксирует необъяснимые шумы в диапазоне от 300 до 1500 Гц, мешающие его работе. Долгое время исследователи не могли найти причину этого шума, пока с ними случайно не связался Хоган, предложивший теоретическое объяснение происходящему.

Согласно точке зрения Крейга Хогана, точность аппаратуры GEO600 достаточна для того, чтобы зафиксировать флуктуации вакуума, происходящие на границах квантов пространства, тех самых гранул, из которых, если голографический принцип верен, состоит Вселенная.

Крейг Хоган не останавливается на этом: «Если результаты GEO600 соответствуют моим ожиданиям, то все мы живем в огромной голограмме вселенских масштабов». Показания приборов GEO600 в точности соответствуют его вычислениям, и, кажется, научный мир стоит на пороге грандиозного открытия.

Впрочем, говорить о том, что это предположение доказано, еще рано. Чувствительность детекторов такого типа настолько велика, что интерпретация сигналов и отсеивание постороннего шума займет еще около года. Однако пока других объяснений шума в детекторе GEO600 не найдено.

Однажды посторонние шумы, выводившие из себя исследователей в Bell Laboratory в ходе экспериментов 1964 года, уже стали предвестником глобальной перемены научной парадигмы: так было обнаружено реликтовое излучение, доказавшее гипотезу о Большом взрыве. Кто знает, возможно, та же история повторяется годы спустя…


Понравилась статья? Поделитесь ей