Фотоотчет «Просмотр методобъединения по развитию речи. Современные формы и методы по развитию речи в детском саду в работе с детьми по развитию речи
Районное методическое объединение педагогов ДОУ по направлению «Речевое развитие»
20.12.2016 г. на базе МКДОУ ЦРР – д/с № 501 состоялось районное методическое объединение педагогов ДОУ Октябрьского района по направлению «Речевое развитие» по теме: «Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности».
Руководителями этого методического объединения являются старший воспитатель МКДОУ ЦРР – д/с № 501 Вабищевич Светлана Геннадьевна и старший воспитатель МКДОУ д/с № 391 Рыжкова Елена Викторовна.
На методическом объединении присутствовало 35 педагогических работников: старшие воспитатели, учителя-логопеды, воспитатели детских садов Октябрьского района.
В ходе встречи выступающие познакомили присутствующих с опытом своей работы по развитию речи дошкольников в различных видах детской деятельности, сделав акцент на осуществление практической деятельности. Было отмечено, что ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Участниками встречи были представлены следующие выступления:
1. «Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности»
Зибницкая Ирина Владимировна, учитель-логопед МКДОУ ЦРР – д/с № 501
2. «Проектная деятельность как эффективный метод развития речи дошкольников»
Никишина Оксана Ивановна, воспитатель МКДОУ ЦРР – д/с № 501, Аксюкова Наталья Михайловна, воспитатель МКДОУ ЦРР– д/с № 501
3. «Театрализованная деятельность в ДОУ как средство развития речи детей с ТНР»
Арбузова Анастасия Александровна, воспитатель МКДОУ № 271
4. «Организация логочаса в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи»
Шабанова Алена Александровна, учитель-логопед, МКДОУ ЦРР – д/с № 501, Даулис Надежда Анатольевна, воспитатель МКДОУ ЦРР – д/с № 501
5. «Особенности развития речи у детей с нарушенным слухом в условиях игровой деятельности»
Алегина Татьяна Андреевна, учитель-логопед МКДОУ ЦРР – д/с № 501;
6. «Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой»
Халитова Лариса Викторовна, воспитатель МКДОУ ЦРР – д/с № 501.
Многие из педагогов в своих выступлениях представляли практическую часть своей образовательной деятельности: видеозарисовки непосредственно образовательной деятельности, фрагменты логочаса и различных видов детской деятельности.
Завершил встречу мастер-класс воспитателя МКДОУ ЦРР – д/с № 501 Шапиловой Маргариты Викторовны
Методическое объединение для воспитателей
«Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»
План работы:
1.Вступительное слово методиста ЦРО О.В.Охрименко.
2. «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» из опыта работы МБДОУ д/с № 39 ст. воспитатель Кузнецова Екатерина Николаевна.
3. «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности». Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 39 Бондаренко Татьяны Александровны.
4. Открытый показ сказки «Волк и семеро козлят» воспитатель МБДОУ д/с № 39 Сорочан Вера Николаевна.
5. «Интерактивная игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста» из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 39 Герасименко Елены Александровны.
6. «Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам ознакомления с красотой природы родного края» из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 39 Танага Ирины Анатольевны. Просмотр видеоролика «Экскурсии нашей группы»
7. Деловая игра для педагогов «Речевой этикет» воспитатель МБДОУ д/с № 39 Голикова Наталья Александровна.
8.Открытый просмотр по развитию речи с применением музыкальных упражнений «Петушок и его семья». Воспитатель МБДОУ д/с № 39 Боханова Светлана Ивановна.
9. Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 20 Свиридовой Светланы Алексеевны «Дифференцированный подход при организации образовательной деятельности с детьми в условиях современного ДОУ».
10. Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 20 Коротковой Галины Ивановны « Мнемотехнологии с использованием ИКТ ».
11. Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 1 Прокудиной Светланы Александровны « Роль технологии проблемного обучения в развитии связной речи дошкольников»
12. Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 38 Богуш Светланы Алексеевны «Роль компьютерной игры в развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы методического объединения учителей-логопедов ДОУ на 2015-2016 учебный год
План работы методического объединения учителей-логопедов ДОУ будет интересен всем методистам-логопедам. Тема методического объединения на год: «Игровые технологии в коррекционно-развивающ...
Перспективный план работы методического объединения воспитателей средних групп на 2015-2016 учебный год
Перспективный план работы методического объединения воспитателей средних групп на 2015-2016 учебный годЦель МО: Обеспечение роста педагогического мастерства, повышение творческого потенциала педагогов...
Годовой план работы методического объединения воспитателей детского сада на 2015 - 2016 учебный год
Годовой план работы методического объединения воспитателей детского сада на 2015 - 2016 учебный годТема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»...
Эффективные приемы формирования связной речи дошкольников.
Выступление на методическом объединении воспитателей.
Решение проблемы формирования связной речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описанием речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.
Итак, какие трудности и почему испытывает ребёнок при построении связного рассказа?
Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития связной речи у детей. Расскажу вам о синквейне и мнемотаблицах. Я работала с ними. И на своих занятиях видела положительный результат их действия.
Известный русский педагог, писатель К. Д. Ушинский писал :
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи , позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем , помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания» . Это система методов и приемов , обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи .
Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение ) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.
Вся работа строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам ., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы : елочка - зеленая, ягодка - красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например : лиса - состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь - большой коричневый круг и т. д.) Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Где можно использовать карточки - схемы?
для обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
в работе с чистоговорками и скороговорками;
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Как вы думаете, из каких этапов состоит работа по использованию мнемотаблиц ?
1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап : Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап : После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
В младших группах с помощью воспитателя, в старших - дети должны уметь это выполнять самостоятельно.
Результаты
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники , тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Предлагаю поработать в подгруппах - составить мнемотаблицу по теме «Зима» для детей среднего возраста, старшей и подготовительной группы. Задание выполнить в течение 3 минут, по окончании работы каждая подгруппа представляет свою таблицу всем коллегам.
Все поработали творчески, грамотно составили таблицы, я думаю, что вы согласитесь со мной мнемотехника - один из эффективных способов развития связной речи дошкольников.
Перейдем к следующему.
Что такое синквейн? Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе.
Что же значит это необычное слово?
Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.
Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Правила составления синквейна:
Первая строка синквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка - два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Пример синквейна «Наша группа».
Наша группа
Весёлая, дружная
Учимся, играем, танцуем
Наш любимый край
Мы — дружные!
В каких случаях можно использовать синквейн?
Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?
А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Синквейн - один из эффективных методов развития речи дошкольника
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Давайте попробуем вместе составить синквейн «Дети»
Какие они? (прекрасные, озорные)
Что они делают? (играют, шалят, радуют)
Предложение о детях, афоризм или пословица. (Цветы нашей жизни.)
Ассоциации, которые вызывают слово «дети»? (счастье).
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.
Выводы о синквейне:
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Составить синквейн получается у всех.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Совет: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…
Проблема формирования связной речи в дошкольном возрасте - это сложная задача, но применяя эффективные методы и приемы, о которых сегодня с вами говорили, мы сможем научить детей связно, последовательно, грамматически правильно, творчески излагать свои мысли.
Спасибо за внимание. Всем успехов в работе!
Литература
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод.
пособие.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд.
Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс,
2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. —
М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
5. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал
«Логопед», №5 (2005).
Электронные ресурсы:
1. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок».
2. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных
технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
3. Государственное бюджетное образовательное учреждение города
Москвы центр психолого-медико-социального сопровождения "Поддержка"
http://festival.1september.ru/articles/518752 / http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl ?i=2293 (http://poddergka.pc.mskobr.ru/poleznayainformatsiya/spetsialistam.html ?task=show&id=363)
Протокол
Районного методического объединения воспитателей в СП ГБОУ НШ
С. Красноармейское д/с «Огонёк»
Присутствовало 32 педагога.
«Применение современных педагогических технологий на занятиях по ФЭМП»
Повестка дня
1. НОД во второй младшей группе № 1 «Поиграем с поросятами» (воспитатель Никитина Е.В.)
2. НОД в средней группе «В поисках сказки» (воспитатель
Цыкина Г.А., музыкальный руководитель Татаринцева Л.Н.)
3.НОД в старшей группе «Сказка «Гуси-Лебеди» на математический лад» (учитель-логопед Пичужкина М.С., воспитатель Головкина М.В.)
4. Консультация для педагогов «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками» (методист Власкина В.В.)
5. Анализ занятий
1. Непосредственная образовательная деятельность с дошкольниками в во второй младшей группе № 1 «Поиграем с поросятами».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
«Познавательное развитие»
- упражнять в умении сравнивать предметы по длине, используя знакомые способы сравнения (наложения и приложения) и результат сравнения обозначать словами: длинный - короткий;
- упражнять в умении отвечать на вопрос «сколько» и определять совокупности словами: один, много, мало, ни одного, по одному;
- закреплять представления о свойствах предметов: цвет, форма;
- упражнять в умении ориентироваться в пространстве, используя предлоги: В, НА, ПОД;
- показать умение детей сравнивать две равные и неравные группы предметов способом приложения; пользоваться выражениями: « поровну – не поровну»; « больше – меньше»; «столько же – сколько»;
- совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
«Речевое развитие»
- активизировать словарный запас детей по теме;
- развивать умение детей давать ответ на поставленный вопрос.
«Социально – коммуникативное развитие»
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми;
- формирование позитивных установок к выполнению поставленной задачи.
«Физическое развитие»
- воспитывать у детей стремление участвовать в подвижных играх с простым содержанием.
Методы и приемы: наглядные (рассматривание декораций, плоскостные элементы сказки - герои сказки, раздаточный материал); словесные (беседа, вопросы к детям, словесная инструкция к практическим заданиям, объяснение правил подвижной игры, решение проблемной ситуации «Почему поросята быстро убежали от волка?»); практические (игровая ситуация «Поможем героям сказки», практическое упражнение «Сколько яблок и листочков», подвижная игра «Найди свой домик»).
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность | Форма работы |
Коммуникативная | Беседа, ответы на вопросы воспитателя. |
Игровая | Игровая ситуация «Поможем героям сказки». |
Двигательная | Подвижная игра «Найди свой домик» |
Познавательно- исследовательская | Решение проблемной ситуации «Почему поросята быстро убежали от волка?», практическое упражнение «Сколько яблок и листочков». |
Музыкальная | Слушание музыкального сопровождения к подвижной игре. |
2. Интегрированное занятие – квест по формированию элементарных математических представлений в средней группе «В поисках сказок».
Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Закреплять знания о величине и форме: продолжать формировать умение располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по высоте и обозначать результат словами «самый высокий, пониже, еще ниже, самый низкий»; а также - умение различать плоскостные и объемные геометрические фигуры (круг и шар), находить их сходство с окружающими объектами; учить выкладывать изображение из геометрических фигур по схеме;
Упражнять в счёте до 5 на слух, умении соотносить количество услышанных звуков с соответствующей цифрой;
Развивать навыки пространственной ориентировки, понимание предлогов «за», «перед», «около», «между», упражнять в их правильном употреблении;
Закреплять представления о сезонных изменениях в природе, способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи природных явлений;
Развивать логическое мышление, доказательную речь через игру «Кто лишний?»;
Учить строить сложноподчиненное предложение по образцу;
Формировать элементарные представления о назначении, чтении и применении карты - схемы для выполнения заданий;
Стимулировать желание двигаться под музыку различного характера, меняя движения в соответствии с музыкальными фразами;
Развивать ритмический и звуковысотный слух;
Поддерживать интерес к русским народным сказкам и их инсценировке.
Материал и оборудование: куклы - персонажи русских народных сказок, маски-шапочки козлят и волка, музыкальные инструменты, карта - схема «Как попасть в сказку», образец - схема «Теремок из геометрических фигур», клубочек, папка - передвижка, картинки с изображением сказок, предметы круглой формы, картинки с изображением птиц, бубен, декорация избушки, проектор, ноутбук, пианино, экран.
Раздаточный материал: наборы геометрических фигур, карточки с цифрами от единицы до пяти.
Методы и приемы.
Словесный: беседа, загадки, инструкции. инсценировка сказки «Волк и семеро козлят», загадки, исполнение песни волка, .
Наглядный: схема выкладывания теремка из геометрических фигур, схема способов передвижения по сказочной стране работа со схемами, настольный кукольный театр, плоскостные изображения героев сказки "Репка", показ обучающего мультфильма.
Практический: музыкальная разминка «За клубочком на носочках», ходьба "змейкой", прыжки через кружки, с квадрата на квадрат, разучивание танцевальной зарисовки «Танец козлят», ритмическая игра «Сколько бубен нам сыграл», дидактические игры «Теремок из геометрических фигур», «Низкий - высокий», «Какая птица лишняя», «Что бывает круглое», "Кто за кем", музыкальная инсценировка - пантомима сказки "Волк и семеро козлят на новый лад".
Формы организации совместной деятельности.
Вид детской деятельности | Форма организации совместной деятельности |
Отгадывание загадок Чтение схем Дидактические игры Просмотр м/фильма "Времена года" |
|
Познавательно-игровая | Дидактические игры: "Сколько бубен нам сыграл" «Низкий - высокий» «Какая птица лишняя» « Что бывает круглое » "Кто за кем" |
Продуктивная | Выкладывание из геометрических фигур изображения теремка |
Коммуникативная | Вступительное слово, создание проблемной ситуации Беседа, загадки Комментарии выполнения своих действий |
Двигательно-игровая | Разные виды ходьбы согласно схеме квеста Инсценировка - пантомима музыкальной сказки |
3. Непосредственная образовательная деятельность с дошкольниками в старшей группе «Сказка «Гуси-Лебеди» на математический лад».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
1. Познавательное развитие: развивать умение детей составлять, записывать и читать математическую задачу; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение видеть их в символических изображениях; закрепить знания детей о днях недели; развивать умение детей работать со счетными палочками, развивать внимание, воображение, логическое мышление, умение обобщать.
2. Речевое развитие: активизировать словарь прилагательных, развивать умение согласовывать существительные с числительными, развивать умение употреблять существительные в творительном падеже. Обогащать словарь детей математическими терминами. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
3. Социально-коммуникативное развитие: формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; развивать умение выполнять правила в подвижной игре; воспитывать дружеские взаимоотношения.
4. Физическое развитие: развивать общую и мелкую моторику; координацию движений и умение ориентироваться в пространстве; развивать диафрагмальное дыхание; воспитывать любовь к русским народным подвижным играм, желание в них играть.
Методы и приёмы:
практические – подвижная игра «Заря-зарница», игры «Смотри, считай, записывай»; «Число, цифра, предмет»; задание со счетными палочками, решение задачи, «Не ошибись»; дыхательная гимнастика.
наглядные – демонстрационный материал к русской народной сказке «Гуси-Лебеди» (Яблоня, печка, речка, видеосюжеты).
словесные – вопросы, речевка, игры: «Сосчитай пирожки», «Назови начинку», «Назови одним словом» (ТРИЗ).
Материалы и оборудование: демонстрационный материал к русской народной сказке «Гуси-Лебеди» (Яблоня, печка, речка, видеосюжеты);
проектор, ноутбук, ручки, счетные палочки, ленточка, пирожки, корзинка, клубок, русские народные костюмы, карточки-яблоки.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | подвижная игра «Заря-зарница»; |
Познавательно-исследовательская | решение проблемных ситуаций: «Как помочь Аленушке»; «Как перебраться через реку»; «Куда пойти дальше»; |
Коммуникативная | беседа, вопросы, речевка, игры: «Сосчитай пирожки», «Назови начинку»; |
Чтение художественной литературы | Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»; |
Игровая | Дидактические игры: «Смотри, считай, записывай»; «Число, цифра, предмет»; задание со счетными палочками, решение задачи, «Не ошибись»; «Назови одним словом». |
Трудовая | уборка рабочего места. |
4. Консультация для педагогов «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками» (материал прилагается).
5. Анализ занятий:
Ренева Е.Е. – занятие по математике прошли в игровой форме с использованием наглядных пособий. Была проведена большая подготовительная работа. Дети в игре и с помощью сказки развивали умение составлять, записывать математическую задачу, устанавливали соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети хорошо знают геометрические фигуры, умеют видеть в символических изображениях, хорошо работают со счетными палочками, умеют логически мыслить и обобщать. Педагог и учитель-логопед активизировали словарь детей прилагательными, развивали умение согласовывать существительные с числительными, употреблять существительные в творительном падеже. Дети выражают мысли математическими терминами. Занятие в старшей группе прошло содержательно и интересно. Дети работали с увлечением.
Цыкина Г.А. – занятие по математике во второй младшей группе № 1 Екатерина Вячеславовна провела в игровой форме. Задачи поставленные на занятии выполнила, использовала следующие методы и приемы: наглядный, словесный, практический. Дети умеют сравнивать предметы по длине и обозначать словами длинный и короткий, отвечают на вопрос «Сколько?», знают цвета, умеют ориентироваться в пространстве, используя предлоги: в, на, под. Сравнивают равные и неравные группы предметов способом приложения. Хорошие знания у детей геометрических фигур.
Махова С.В. – интересно и содержательно прошло интегрированное занятие-квест по ФЭМП в средней группе, воспитатель Цыкина Г.А. и музыкальный руководитель Татаринцева Л.Н. На занятии дети закрепляли знания о величине и форме, упражнялись в счете до 5 на слух. Дети хорошо ориентируются в понимании предлогов «за», «перед», «около», «между». Педагоги учили детей устанавливать причинно-следственные связи природных явлений, развивали логическое мышление, доказательную речь через игру «Кто лишний?». Дети хорошо владеют картами-схемами для выполнения заданий, двигаются под музыку различного характера, меняя движения в соответствии с музыкальными фразами. Педагоги поддерживали интерес детей к русским народным сказкам и их инсценировке.
Губарева С.В. – воспитатели показали интересные и содержательные занятия по ФЭМП в соответствии с ФГОС ДО. Использовали современные педагогические технологии. Развивали речь и знание детей. Между детьми были дружеские взаимоотношения во всех видах деятельности. Работа в детском саду по проведению НОД проходит на высоком уровне. Большое спасибо всем педагогам.
Наименование учреждения: ГБДОУ детский сад №114 Фрунзенского района г.Санкт-Петербург
Использование
разнообразных форм и методов
в работе с детьми по развитию речи
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста - имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.
И только небольшая часть детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь .
На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как: речевой слух, речевое внимание, речевое дыхание, голосовой и речевой аппарат.
Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Педагог должен строить свою работу и применять формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.
Формы работы с детьми могут быть различны. (образовательная ситуация, ситуация общения, проектная деятельность, игра)
Основной формой моей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация . Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 7-8 детей, количество зависит от желания детей и от самой образовательной ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций, но с одним и тем же дидактическим материалом, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать их. В качестве дидактического материала можно использовать любое пособие (книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.)
Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка» (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) и т. д.
В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).
Так же в своей работе, как одну из форм, применяю проектную деятельность . В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.
В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.
Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО.
И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. В методической литературе много представлено игр со словами:
Театрализованные игры - (цель: развивать диалогическую и интонационную речь приобрести коммуникативные умения и навыки).
Сюжетно-ролевые игры - Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.
Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.
«При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:
- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло - детской и детской совместности,
- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей» Поздеева С. И.
Таким образом, различные формы работы актуальны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:
Дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
Педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).
Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
-НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ .
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.
Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
-СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ . В детском саду используются в основном те словесные методы , которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстрации, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей(чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т. д.)
-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД . Цель этих методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра - универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи .
Литература
- Ельцова О.М.,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
- Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. дляруководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, ; М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.
- Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
- Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб пособие для студ высш и сред, пед учеб заведений. 3-е изд (