Контакты

"Филькина грамота": значение фразеологизма, происхождение, ситуации употребления. Что означает выражение "филькина грамота" Что обозначает филькина грамота

Этимология и пояснения известных фразеологизмов, связанных со словом грамота.

Несмотря на то, что оба фразеологизма имеют в своей структуре общее слово «грамота», их семантика несколько отличается:

  • филькина грамота - документ, который не имеет никакой силы;
  • китайская грамота - нечто непонятное.

Примите во внимание тот факт, что в советское время слово «грамота» изменило значение под влиянием похвальных и почетных грамот, которые широко использовались в качестве поощрения.

До XX века, грамотами называли все письменные документы, в том числе указы, акты и письма (официальные или личные).

Филькина грамота, китайская грамота: значение и история происхождения, авторство фразеологизма

Выражение филькина грамота относится к XVI веку. Авторство приписывают Ивану Грозному.

Филькиными грамотами царь называл письма (грамоты) от Митрополита Московского Филиппа, который выступал против опричнины и опричников.

У китайской грамоты немного другая история. Такая грамота действительно существовала и была получена на имя русского царя в XVII ст. первой официальной дипломатической миссией, представителями России в Китае. Впоследствии миссия получила название миссия Петлина.

Китайская грамота порядка 50 лет оставалась без перевода и, соответственно, никто не знал, о чем в ней говорится.

Согласно весьма распространенному среди филологов мнению, выражение это, так сказать, царского происхождения.

Филькиной грамотой часто называют безграмотно составленный, не имеющий юридической силы документ. А само имя Филька является синонимом глупого, недалекого человека. Любопытно было бы узнать, кто такой Филька и почему его послания приобрели столь дурную славу.

Согласно весьма распространенному среди филологов мнению, выражение это, так сказать, царского происхождения. Время его возникновения относят к царствованию Ивана Грозного, который для усиления своей самодержавной власти ввел опричнину, наводившую ужас на все государство Российское.

Смелым обличителем опричнины выступил митрополит Московский Филипп. В своих многочисленных посланиях к Грозному он стремился убедить царя отказаться от проводимой им политики террора и распустить опричнину. Но Грозный не слушал увещеваний, презрительно называл строптивого митрополита Филькой, а его послания - филькиными грамотами.

Впоследствии за смелые обличения Грозного и его опричников митрополит Филипп был заточен в Тверской монастырь, где его задушил Малюта Скуратов. А выражение «филькина грамота» укоренилось в народе.

Однако все это не более чем гипотеза, причем малоубедительная. Во-первых, митрополит Филипп причислен к лику святых и маловероятно, чтобы народ так презрительно отзывался о его грамотах. А во-вторых, никаких посланий митрополита Филиппа к царю просто не существует, так как владыка обличал опричнину в своих устных проповедях, во время богослужений. Так что это толкование нашего фразеологизма следует признать филькиной грамотой и решительно от него отказаться.

Другая версия гласит, что в конце XIX- начале ХХ вв. слово филька было просторечно-шутливым названием филёра. Французское слово филёр означает «полицейский агент, сыщик». Фильками в старой России называли сыщиков, ведущих негласное наблюдение за лицами, которых подозревали в каких-либо неблаговидных деяниях. Эти фильки обязаны были представлять своему начальству донесения о результатах слежки. Многие такие донесения были безграмотно написаны. К тому же филеры, дабы подчеркнуть свое усердие и рвение к службе, часто расписывали в них свои несуществующие подвиги. Вот эти-то документы и стали называть филькиными грамотами. Правда, если раньше этот фразеологизм имел шутливый оттенок, то ныне о филькиных грамотах говорят в презрительном тоне.

Наконец, в словарях русского языка В. Даля и Ушакова, Филя означает – простачество, недоумство. На Руси это имя в XVII-XVIII веках считалось простецким и чаще всего принадлежало людям «подлого сословия»:

«Февраля 15 учился Филька оправлевать париков, дано 6 гульденов» (Куракин «Дневник и путевые заметки 1705-1710 г.»);
«У самого крыльца стояло человек до десяти исполинов, еще десять Антонов, которые, однако, назывались не Антонами, а Фильками, Фомками, Васьками, Федьками, Яшками и Дормидошками. Все они, впрочем, имели одно общее название малый» (Панаев «Актеон»)
«Я кликнул своего слугу; Филькой он у меня прозывается. Вошел слуга со свечкой. - Что это, - я говорю, - братец Филька, какие у тебя беспорядки! Ко мне собака под кровать затесалась» (Тургенев «Собака»).

В русском языке сохранились пословицы, относящиеся к этому нарицательному персонажу: «Обули Филю в чертовы лапти», «У Фили были, у Фили пили, да Филю же и побили», «Был Филя в силе – все други к нему валили, а пришла беда – все прочь со двора».

А выражение сохранилось в языке, скорее всего, благодаря нелепому и смешному контрасту между высоким уровнем официального документа, которым была грамота, и простецким положением его составителя.

Выражение "филькина грамота" активно употреблялось на Руси в ХVIII веке в качестве обозначения неловкого, неуклюжего, бестолкового, непредусмотрительного человека. В литературном сатирическом журнале «Почта духов», издаваемом И. А. Крыловым с 1789 по 1790 годы, звучит: «…вообрази себе, какое счастие иметь мужем такого фалю, которого в день можно по сту раз обманывать».

В конце девятнадцатого, начале двадцатого веков понятие «филя» из словарей исчезло, но лет через сорок возродилось в литературе в несколько ином произношении: фатюй, фетюк, фалалей, фофан. «Переехавши границу, русский культурный человек становится необыкновенно деятельным. Всю жизнь он слыл фатюем, фетюком, фалалеем; теперь он во что бы то ни стало хочет доказать, что по природе он совсем не фатюй, и ежели являлся таковым в своем отечестве, то или потому только, что «заела», или потому, что это было согласно с видами начальства» (Салтыков-Щедрин «За рубежом», глава 2)

Собственное имя Филя вошло и в состав слова простофиля. Слово простофиля со значением «простак» внесено в «Словарь Академии Российской» 1822 года издания. опубликовано

Существует единственная, четкая, подкрепленная историческими источниками версия происхождения этого фразеологизма "филькина грамота".

История эта началась во времена царствования Ивана Грозного, когда он всеми силами стремился добыть для государства выход к Балтийскому морю, что значительно укрепило бы влияние Руси в этом регионе как на военном, так и на торговом поприще. Но великим помыслам царя мешали постоянные войны в разных регионах. Особенно в этом преуспели татары, шведы и поляки, отвлекая Ивана Грозного от основной задачи. К тому же против продолжения войны активно выступали бояре, со стороны которых порой встречалось открытое предательство с переходом на сторону неприятеля.

Устав от постоянных противодействий и заговоров бояр, царь отрекся от престола, обосновавшись в Александровской слободе. Уговаривать вернуться на свое законное место Ивана Грозного, приезжала не одна делегация. В конце концов, на определенных условиях царь согласился вернуться. Одним из условий Ивана Грозного было создание опричнины — владений, подконтрольных лично ему. В опричнину попали северо-восточные земли государства, с наиболее развитой экономикой. Столицей опричнины была выбрана Александровская слобода — новая резиденция царя. С помощью, созданного им войска — опричников, Иван Грозный конфисковывал княжеские и боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Всем несогласным приходилось переселяться в другие области государства, например, Поволжье. Так как опричники были освобождены от судебной ответственности, они безнаказанно проводили жесткие репрессии в отношении неугодных царю людей, практически это был узаконенный террор.

Единственным, кто посмел выступить против Ивана Грозного, был митрополит Московский и всея Руси Филипп II, а до принятия сана Колычев Федор. Филипп посылал Ивану Грозному послания, в которых осуждал действия опричников и призывал царя распустить опричнину. Разгневанный Иван Грозный презрительно называл митрополита "Филькой", а его письма — "Филькиными грамотами" — ничего не значащими бумажками, показывая свое пренебрежение.

В дальнейшем Филиппа II по ложному обвинению лишили сана и сослали в Тверской монастырь, где 23 декабря 1569 года он был удушен Малютой Скуратовым. Стоит добавить, что церковь почитает Филиппа II как святого и мученика, а в Мещанской слободе был построен храм святого Филиппа.

Несмотря на это, в русском языке слово "Филька" стало ассоциироваться с неким простачком, а выражение "Филькина грамота" подразумевает собой документ, не имеющий никакой юридической силы, да и вообще, ничего не значащий.

История Филькиной грамоты.

22 марта 1568 года царь Иван IV Грозный приехал в Москву и сразу же отправился в Успенский собор на богослужение. После окончания службы он подошел к митрополиту Филиппу за благословлением, но тот его не дал. После того инцидента царь вновь встретился с митрополитом Филиппом 29 июля, в Новодевичьем монастыре. В том момент там велась служба в честь храмового праздника. Видимо, зная это, царь надел шапочку, которая давно осуждалась церковью в ношение. Но митрополит Филипп, как разумный человек, сделал ему замечание и попросил снять. На что царь, «великий защитник», отреагировал с бурными эмоциями и воспринял это как личный вызов. Те слова стали последними. Филиппу пришлось оставить чин митрополита и перейти к жизни при монастыре.
Царь не оставил это дело так просто. Он велел собрать комиссию, которая занялась сбором сбором материалов о «порочной жизни» Митрополита Филиппа. Во главе комиссии стоял князь Тёмкин. Но все выдвинутые комиссией улики оказались ложью. Даже один из участников комиссии, епископ Пафнутий, не стал подписывать следственное заключение.
Митрополит Филипп посылал много писем Ивану Грозному с прошением о том, чтобы царь одумался и распустил свою опричнину. Иван Грозный презрительно называл Филиппа Филькой, а его грамоты – «филькиными грамотами», потому что письма были именно от Фильки. Так как царь не обращал на эти письма никакого внимания, то постепенно под филькиными грамотами стали пониматься ничего не значащие бумажки.
Позже стали придаваться и другие смысловые значения этому словосочетанию. Сейчас же этот фразеологизм используется не так уж и редко и чаще в смысле неграмотного послания, не имеющего юридической силы.
Есть и ещё один вариант возникновения этого фразеологизма. Филька, по мнению учёного Н. М. Шанского, - это «дурак, глупый, недалёкий человек», что можно сравнить со словом "простофиля". Простофиля образовано от слов "просто" и "Филя", Филипп то бишь. "Просто" означает простак, а простачки всегда глупые. Значит, глупый Филипп. А его грамоты – это «глупо составленный, плохо написанный документ».
Судя по истории, это исторический фразеологизм.

Рассмотрим это выражение с точки зрения понятия "словосочетание".

Филькина грамота. (Что?) грамота, грамота (чья?) Филькина. Отсюда очевидно, что главным словом является Грамота, а зависимым – Филькина. Пробежавшись по братьям падежам, становится понятно, что это словосочетание, в котором слова связаны между собой магией согласования.

И.п. (что?) филькина грамота
Р.п. (чего?) филькиной грамоты
Д.п. (чему?) филькиной грамоте
В.п. (что) филькину грамоту
Т.п. (чем?) филькиной грамотой
П.п. (о чём?) о филькиной грамоте

Так как вместе с главным словом "грамота" изменяется и зависимое, причём согласуется с главным в роде, числе, падеже, то это магия согласования.

Употребление фразеологизма "филькина грамота" .

1) Пожалуй, это нынешнее правительство. Маггловское. Часто филькиной грамотой, именно таким девизом, так сказать, пользуются всевозможные высшие чины. Честный и, по праву, верный документ, чаще всего игнорируется, чем подтверждается значимость Филькиной грамоты и то, что она и по сей день существует. Не соглашусь только с тем, что такая грамота не всегда бывает Филькиной. Просто высшие чины сами приписывают документы к Филькиной грамоте, и ничего тут не поделаешь.
2) Есть ещё один пример. Когда в дом приходит сомнительное письмо (такие письма очень любят слать разные маггловские сомнительные организации), часто старшие, особенно знакомые с юриспруденцией, отзываются о таких письмах как-то так:
- Оо, да мы ж получим миллион, поехали!
- Да всё это филькина грамота, чистый развод, так что никуда не поедем.
Согласитесь, и вот тут такое выражение как нельзя кстати. Оно, действительно, указывает на сомнительные письма.
3) Ну и последнее. Иногда такое происходит на олимпиадах, конкурсах, когда кто-то списывает конкурсную работу или ему открыто помогают её написать, или, что ещё хуже, просто делатся подлог работ уже при оценивании. И тогда выигрывает не тот, кто больше, на самом деле знает, а тот, кто вовремя подсуетился с помощью со стороны. Его награждают грамотой и призами. Потом же, довольно-таки частно, учителя таким ученикам говорят следующее:
- Ну что?! Получил Филькину грамоту?
- Как тебе Филькина грамота?!
- И ты Филькину грамоту отхватил?!

Этот фразеологизм чаще употребляется в разговорной речи.

Тиинс Маклаген, ученик 2 курса школы Аргемоны, дом Кранног

Лучшей иллюстрацией к выражению "Филькина грамота" может служить фильм режиссера Павла Лунгина "Царь". В нем речь идет о временах правления Ивана Грозного. Правлению этого царя и по сегодняшний день нет однозначной оценки историков. Несомненно одно - это была очень непредсказуемая, подозрительная и поэтому очень жестокая натура.

С одной стороны, Иван Грозный проводил необходимые для государства реформы.

С другой стороны, он выбрал для этого необычные и жестокие методы.

Поэтому он как бы искал оправдание своим действиям, хотел, чтобы его поддержало в том числе и духовенство. Не нужно забывать, что в те времена религия была неотъемлемой частью жизни каждого человека.

И вот Иван Грозный назначает митрополитом Московским игумена Филиппа. Он очень хочет, чтобы тот поддержал его. Но священник не может смириться с неоправданной жаждой царя к кровопролитию. Он пытается его уразуметь, но безуспешно. Постепенно их отношения портятся. Последней каплей становится нежелание Филиппа благословлять Грозного во время службы. Это было серьезным вызовом духовной власти в адрес свецкой.

Филипп был сослан в монастырь. Там он обретает особые способности исцеления и ясновидения. А еще - пишет письма, так называемые грамоты, в которых пытается образумить царя . Тот называет их презрительно - филькиными грамотами. Сарказм: фильками, маньками, петьками и т. п. называли людей низкого социального происхождения, которые были безграмотными.

Митрополит Филипп в итоге был задушен по поручению Ивана Грозного. Позже, он был причислен к лику святых.

А выражение "филькина грамота" стало очень популярным среди населения и означает:


Понравилась статья? Поделитесь ей