Контакты

Джозеф Пристли - естествоиспытатель, философ, химик. Биография, открытия

Ученый был весьма востребованным в те времена и всегда имел карьерные предложения, человек, имеющий множество талантов, был блестящ во всем. Служил Джозеф Пристли священником неортодоксальной церкви, но, помимо основной работы, у ученого было множество других хобби, которые в итоге стали все историческими достижениями. Например, газированные напитки, а также он открыл множество газов и самые известные из них – аммиак, углекислый газ, кислород . Ученый добился успехов в таких сферах науки, как педагогика, химия, политическая теория. Ко всему этому он был богословом, отличным мужем и отцом. Но и на этом Джозеф Пристли не остановился, его рукой было написано 150 блестящих работ на различные темы, начиная с английской грамматики и заканчивая электричеством.

Карьерные повороты Джозефа Пристли

В 1772 году этот замечательный человек столкнулся с весьма банальной, но в то же время самой актуальной проблемой – деньги. Он задумался, как и любой кормилец, о благосостоянии своей семьи, о чем, собственно, беспокоится каждый мужчина. Заработная плата священника составляла около 100 фунтов в год, чего особо не хватало, чтобы обеспечить будущее детей, а их у ученого было 8. Во время поисков вариантов большего заработка знакомые вывели его на графа Шелбурна. Граф недавно овдовел и искал человека, который оказывал бы помощь в обучении детей, а также являлся для его самого интересным собеседником для интеллектуальных бесед. Интересы Шелбурна и Пристли во многом совпадали.

Карьерное предложение состояло в том, что Джозеф Пристли должен был переехать к лорду Шелбурну в качестве домашнего учителя и консультанта. Оплата в год составляла 250 фунтов, что в 2 раза больше заработка богослова. Казалось, вполне прибыльное предложение, но Пристли был недоволен, особенно гонораром. Ученый был очень внимательным к тому, что он подписывает. Чтобы взвесить все «за» и «против», ученый написал нескольким друзьям с просьбой разобрать ситуацию детально и написать все «+» и «-» . В числе друзей, которым пришли письма, был сам Бенджамин Франклин.

Выбор решения

Письма сыграли важную роль в выборе, благодаря ответам его друзей ученый смог взвесить все и вынести правильное решение.

Плюсы:

  • Высокая оплата труда.
  • Безопасность семьи.

Минусы:

  • Требуется переезд.
  • Отношения с Шелбурном.
  • Отвлечение от основной работы.
  • Отсутствие времени на хобби.

Джозеф Пристли переживал, что работа может потребовать переезда и тем самым расставания с семьей, что ученый никак не мог допустить, он неоднократно высказывался, что «счастлив дома». Также его волновали межличностные отношения с Шелбурном, Пристли боялся надоесть лорду. И самый большой страх заключался в том, что у ученого не останется времени для научных работ, и он будет полностью занят обучением детей.

Поиск альтернатив

С учетом сравнения списков ответ должен быть не в сторону лорда, но Джозеф Пристли нашел альтернативу, как обойти все минусы и приблизить условия к максимальному комфорту. Ученый убрал ограниченность в выборе и перестал задаваться вопросом о том, стоит ли ему соглашаться на эту работу, проблема отпала сама собой. Вместо этого он начал искать альтернативные способы увеличить свое финансовое благополучие. Одним из вариантов такого дохода стало лекционное турне с научными работами. Пристли не испугался диктовать свои правила лорду (в то время не приветствовалось перечить аристократии, и обычно все соглашались на все предложения) и запросил, чтобы детям преподавал постоянный учитель, он же, в свою очередь, будет приезжать в Лондон только тогда, когда будет Шелбурну.

Одно из писем, которые отправил Пристли своим друзьям, вернулось с отрицательным ответом. Получатель утверждал, что это унизит ученого, и он заслуживает более благородной работы. Дворянин объяснил другу, что изначально сравнив все ответы, он хотел отказаться, но пришел к более продуктивному выходу из данной ситуации и решил собрать больше информации о лорде, поспрашивать людей, которые знали аристократа. Отзывы о Шелбурне были вполне приемлемые, многие советовали не отказывать лорду, а с гордостью принять его предложение. Люди, которые были незнакомы с ним, но имеющие жизненный опыт, советовали отказаться. Иными словами, люди, принадлежавшие к близкому окружению лорду, отнеслись к предложению благосклонно. Это поспособствовало тому, что ученый отнесся более серьезно к предложению.

Джозеф Пристли и Шелбурн

Мемориальная доска Джозефа Пристли, первооткрывателя кислорода, в городе Бирсталл, Западный Йоркшир

Ученый старался не поддаваться мимолетным эмоциям, поэтому, помимо друзей, он задавал вопрос о предложении еще и нейтральным знакомым. Что дало более информативное представление о ситуации. Весомую роль при окончательном выборе сыграли 2 важнейших фактора: благосостояние семьи и время на хобби. Он избежал самоуверенности. Это позволило быть более объективным и не размышлять на тему, может ли он надоесть аристократу, и что будет, если они не найдут общего языка. Но проблема с благосостоянием так и осталась, Пристли боялся потерять расположение Шелбурна и остаться без материальной основы. Дворянин смог получить для себя своеобразную гарантию, аристократ должен был платить ежегодно 150 фунтов до конца жизни (и даже после окончания деловых отношений).

Тандем Пристли и Шелбурна продлился 7 лет, это было самое плодотворное время в карьере ученого. За это время были написаны самые известные философские работы и был открыт кислород. Они расстались по неизвестным причинам, но со слов дворянина все было «по-дружески». Аристократ выполнял «страховку» и платил по 150 фунтов каждый год.

На примере Джозефа Пристли можно проследить, что не стоит делать поспешных выводов и что самое лучшее решение можно принять только после анализа ситуации и оценки полученной информации.

ПРИСТЛИ (Priestley), Джозеф

Английский химик, философ и общественный деятель Джозеф Пристли родился в Филдхеде (близ Лидса, графство Йоркшир) в семье ткача. В юности Пристли изучал теологию и даже читал проповеди в протестантской общине. В 1752 г. он поступил в Духовную академию в Девентри, где кроме теологии занимался философией, естествознанием, изучил языки – французский, итальянский, латинский, немецкий, древнегреческий, арабский, сирийский, халдейский, древнееврейский. В 1755 г. Пристли стал священником, однако в 1761 г. был обвинен в свободомыслии и стал преподавателем языков в Уоррингтонском университете. Здесь Пристли впервые прослушал курс химии и настолько увлёкся ею, что оставил прежние занятия и приступил к изучению естествознания и проведению химических экспериментов.

По предложению Бенджамина Франклина, американского учёного и государственного деятеля, Пристли в 1767 г. написал монографию «История учения об электричестве». За эту работу Пристли был избран почётным доктором Эдинбургского университета. Тогда же Пристли приступил к своим химическим экспериментам. Учёный заинтересовался прежде всего пневматической химией; он начал изучать «воздух», выделяющимся при брожении и не поддерживающим дыхания и горения. В 1771 г. Пристли сделал замечательное открытие: он подметил, что зелёные растения на свету продолжают жить в атмосфере этого газа и даже делают его пригодным для дыхания. Классический опыт Пристли с живыми мышами под колпаком, где воздух «освежается» зелеными ветками, вошёл во все элементарные учебники естествознания и лежит у истоков учения о фотосинтезе. Этот «связанный воздух» – углекислый газ – за 15 лет до Пристли открыл Джозеф Блэк , но более подробно изучил его и выделил в чистом виде именно Пристли. В 1772-1774 гг. Пристли детально исследовал полученный им при взаимодействии поваренной соли и серной кислоты «солянокислый воздух» – хлористый водород, который он собрал над ртутью. Действуя разбавленной азотной кислотой на медь, получил «селитряный воздух» – окись азота; на воздухе этот бесцветный газ бурел, превращаясь в диоксид азота. Пристли же открыл и закись азота. Следующим его открытием был «щелочной воздух» – аммиак.

Крупнейшим вкладом Пристли в химию газов стало открытие им кислорода, сделанное летом 1774 г. Учёный наблюдал выделение кислорода при нагревании без доступа воздуха оксида ртути, находящегося под стеклянным колпаком, с помощью линзы. Газ Пристли собирал в ртутную пневматическую ванну. В собранный газ Пристли из любопытства внес тлеющую свечу, которая вспыхнула необыкновенно ярко. Пристли счёл полученный им газ «дефлогистированным воздухом», который особенно хорошо поддерживает горение из-за своей большей по сравнению с обычным воздухом способности поглощать флогистон.

Через два месяца после открытия кислорода Пристли, приехав в Париж, познакомил с результатами своих опытов Лавуазье . Французский химик, активно занимавшийся исследованиями процессов горения, тотчас понял громадное значение открытия Пристли, и использовал его для создания своей кислородной теории . Пристли же, напротив, оставался убеждённым сторонником флогистонной теории и защищал свои представления даже после того, как кислородная теория Лавуазье , получила всеобщее признание.

Помимо занятий химией, Пристли принимал активное участие в политической жизни. Он выступал против английского колониального господства в период Войны за независимость в Северной Америке 1775–1783 гг., восторженно приветствовал Великую французскую революцию, был активным членом Общества друзей революции. 14 июля 1791 г., когда Пристли со своими единомышленниками собрались в его доме, чтобы отметить годовщину взятия Бастилии, толпа сожгла его дом, где находились лаборатория и библиотека. Пристли перебрался в Лондон, а в 1794 г. эмигрировал в США, в Нортамберленд, штат Пенсильвания, где провёл последние десять лет своей жизни.

Его называли королем интуиции. Джозеф Пристли остался в истории автором фундаментальных открытий в области химии газов и в теории электричества. Он был теософом и священником, которого называли «честным еретиком».

Пристли - величайший интеллектуал второй середины XVIII века, оставивший заметный след в философии и филологии, а еще - он изобретатель газированной воды и ластика для стирания с бумаги карандашных линий.

Ранние годы

Старший из шести детей консервативной семьи суконщика, Джозеф Пристли родился весной 1733 года в небольшом селении Филсхед близ Лидса. Непростые обстоятельства раннего детства заставили родителей отдать Джозефа в семью его тёти, которая решила подготовить племянника к карьере англиканского священника. Его ждало строгое воспитание и хорошее богословское и гуманитарное образование.

Рано проявленные способности и усердие позволили Пристли успешно закончить гимназию Бетли, где теперь существует факультет его имени, и духовную академию в Девентри. Он прослушал курс естествознания и химии в университете Уоррингтон, что побудило его организовать домашнюю лабораторию и приступить к самостоятельным научным экспериментам.

Ученый-священник

В 1755 году Джозеф Пристли стал помощником пастора, но официально был рукоположен в 1762 году. Это был необычный служитель церкви. Прекрасно образованный, знавший 9 живых и он в 1761 году написал книгу «Основы английской грамматики». Этот учебник был актуален в течение последующего полувека.

Обладая живым аналитическим умом, Джозеф Пристли формировал свои религиозные убеждения, знакомясь с трудами ведущих философов и теологов. В результате он отошел от тех догматов, что внушались ему в семье при рождении. Он прошел путь от кальвинизма к арианству, а затем к ещё более рационалистическому течению - унитарианству.

Несмотря на заикание, которое появилось у него после перенесенной в детстве болезни, Пристли много занимался проповеднической и преподавательской деятельностью, Знакомство с Бенджамином Франклином - выдающимся ученым того времени - активизировало занятия Джозефа Пристли наукой.

Опыты в области электричества

Главной наукой для Франклина была физика. Электричество вызывало огромный интерес и у Пристли, и по совету одного из будущих отцов-основателей США он в 1767 году публикует работу «История и современное состояние электричества». В ней были обнародованы несколько фундаментальных открытий, принесших автору заслуженную известность в кругах английских и европейских ученых.

Электропроводимость графита, обнаруженная Пристли, впоследствии приобрела огромное практическое значение. Чистый углерод стал компонентом многих электротехнических устройств. Пристли описал опыт по электростатике, в результате которого он сделал вывод о сходстве величины электрических воздействий и ньютоновских Высказанное им предположение о законе «обратных квадратов» потом нашло отражение в основополагающем законе теории электричества - законе Кулона.

Углекислый газ

Проводимость, взаимодействия зарядов - не единственная сфера научных интересов Пристли. Он находил темы для исследования в самых неожиданных местах. Работа, которая привела к открытию углекислого газа, была начата им во время наблюдения за пивоваренным производством.

В 1772 году Пристли обратил внимание на свойства газа, который образовывался при брожении сусла. Это была Пристли разработал способ получения газа в лаборатории, открыл что он тяжелее воздуха, затрудняет горение и хорошо растворяется в воде, придавая ей необычный, освежающий вкус.

Фотосинтез

Продолжая опыты с двуокисью углерода, Пристли поставил опыт, с которого началась история открытия основополагающего для существования жизни на планете явления - фотосинтеза. Поместив под стеклянный контейнер побег зеленого растения, он зажег свечу и заполнил емкость углекислым газом. Через некоторое время он поместил туда живых мышей и пробовал зажечь огонь. Животные продолжали жить, а горение продолжалось.

Пристли стал первым человеком, наблюдавшим фотосинтез. Объяснить появление под закрытой емкостью газа, способного поддерживать дыхание и горение, можно было только способностью растений поглощать углекислый газ и выделять другое, животворное вещество. Результаты эксперимента стали основой для рождения в будущем глобальных физических теорий, в том числе закона сохранения энергии. Но первые выводы ученого были в русле тогдашней науки.

Джозеф Пристли фотосинтез объяснял с точки зрения флогистонной теории. Её автор - Георг Эрнст Шталь - предполагал наличие в горючих веществах особой субстанции - невесомых флюидов - флогистонов, а процесс горения заключается в распаде вещества на составляющие его компоненты и поглощении флогистонов воздухом. Пристли остался сторонником этой теории даже после того, как сделал своё важнейшее открытие - выделил кислород.

Главное открытие

Многие опыты Джозефа Пристли привели к результатам, которые были правильно объяснены другими учеными. Он сконструировал устройство, где получаемые газы отделялись от воздуха не водой, а другой, более плотной жидкостью - ртутью. В результате, он смог выделить летучие вещества, которые раньше растворялись в воде.

Первым новым газом, полученным Пристли, была закись азота. Он обнаружил необычное воздействие его на людей, отчего появилось необычное название - веселящий газ. Впоследствии он стал использоваться как хирургический наркоз.

В 1774 году из вещества, позднее определенного как оксид ртути, ученому удалось выделить газ, в котором свеча начинала гореть удивительно ярко. Он назвал его дефлогистированным воздухом. Пристли сохранял убеждение в этой природе горения, даже когда Антуан Лавуазье доказал, что открытие Джозефа Пристли - вещество, обладающее важнейшими для всего процесса жизни свойствами. Новый газ был назван кислородом.

Химия и жизнь

Закись азота, кислород - исследование этих газов обеспечило Пристли место в Определение состава газов, участвующих в процессе фотосинтеза - вклад ученого в биологию. Опыты с электрическими зарядами, методы разложения аммиака с помощью электричества, работы по оптике снискали ученому авторитет у физиков.

Открытие, сделанное Пристли 15 апреля 1770 года, имеет не такое фундаментальное значение. Оно облегчило жизнь многим поколениям школьников и офисных работников. История открытия началась с того, что Пристли обнаружил, как кусочек каучука из Индии прекрасно стирает с бумаги карандашные линии. Так появился rubber - то, что у нас называется ластик.

Философские и религиозные убеждения Пристли отличались независимостью, что снискало ему славу мятежного мыслителя. Книга Пристли «История коррупции христианства» (1782) и высказанная им поддержка революций во Франции и в Америке вызвали гнев у самых ярых английских консерваторов.

Когда он праздновал в 1791 году с единомышленниками годовщину подогреваемая проповедниками толпа разрушила дом и лабораторию Пристли в Бирмингеме. Через три года он был вынужден эмигрировать в США, где в 1804 году и окончились его дни.

Великий дилетант

Религиозная, общественная и политическая деятельность Пристли - огромный вклад в интеллектуальное развитие Европы, Америки и всего мира. Материалист и убежденный противник тирании он активно общался с самыми независимыми умами той эпохи.

Этот человек многими считался дилетантом, его называли ученым, не получившим регулярного и полного естественнонаучного образования, Пристли ставили в вину то, что он не мог до конца осознать важность сделанных им открытий.

Но в веках остался другой Джозеф Пристли. Биография его - яркая страница мировой истории. Это жизнь выдающегося эрудита, убежденного проповедника самых прогрессивных идей, почетного члена всех ведущих научных академий Европы и мира - Ученого, внесшего весомый вклад в становление основополагающих теорий естествознания.

Джон Бойнтон Пристли (John Boynton Priestley) - английский романист, эссеист, литературный критик, сценарист, драматург и театральный режиссёр; биограф и автор путевых заметок, политик и посол ЮНЕСКО; представитель последнего поколения британских вольнодуцев-мудрецов, рассматривавших и науку, и философию в своих литературных произведениях.

Пристли родился 3 сентября 1894 на севере Англии, в пригороде промышленного города Брадфорда (графство Йоркшир) в семье учителя. Его дед по отцовской линии был мельником, а дед по материнской – рабочим. Мальчика при рождении назвали Джеком. Мать его, ирландка, умерла, когда Джеку не было и трёх лет, и воспитанием Пристли занимался в основном отец, человек с чётко выраженными религиозными, нравственными и социальными убеждениями, веривший, что общество можно исправить с помощью реформ.

Пристли получил образование в Belle Vue Grammar School, которую покинул в шестнадцать лет. Работал младшим клерком в фирму «Helm & Co», занимающуюся шерстью. В годы работы в «Helm & Co» (1910-1914) он начал писать по ночам статьи, которые публиковал в местных и лондонских газетах. Позже он часто опирался на воспоминания о Брадфорде во многих своих произведениях, написанных после того как он переехал на юг. Питая амбициозные планы стать писателем, Пристли обзавелся псевдонимом Джон Бойнтон .

В 19 лет он начал вести колонку «Вокруг здоровья» в журнале лейбористов «Bradford Pioneer», но все планы изменила начавшаяся Первая мировая война 1914-18 гг. Пристли ушёл на фронт добровольцем. Служил в пехоте, в 10-м батальоне полка герцога Веллингтона (the Duke of Wellington"s Regiment). Почти четыре года провёл он в окопах. Пристли испытал на себе все тяготы военного времени - был ранен при миномётном обстреле, контужен, затем попал под газовую атаку противника. Несколько месяцев он вынужден был провести в госпиталях. В это время вышла его первая книга - томик стихов «The Chapman of Rhymes» (1918), поэзия юных лет. Джон Бойнтон издал её за свой счет, думая, что он должен «оставить кое-что», в том случае, если будет убит, как многие из его товарищей, на войне. Вскоре по состоянию здоровья Пристли демобилизовался из армии (1919), был произведён в офицеры. Позже в автобиографии он яростно критиковал британскую армию и, в частности, старшее офицерство.

После войны Пристли поступил в Тринити Холл Кембриджского университета, где изучал английскую литературу. В университете он обрёл ценный писательский опыт, интенсивно работая для «Cambridge Review». После получения степени бакалавра по современной истории и политической науке Пристли нашёл работу в качестве театрального рецензента в газете «Дэйли Ньюс». Систематическое рецензирование для крупнейшего английского издательства «Bodley Head» расширило кругозор начинающего литератора.

В 1921 году Пристли женился на Эмили Темпест (Emily «Pat» Tempest), музыканте-любительнице, библиотекаре из Брадфорда. Спустя год Пристли опубликовал первую книгу эссе «Brief Diversions», писал обзоры и эссе для многих периодических изданий (в т. ч. для «New Statesman») на литературные темы. У него родились две дочери, но счастью помешала смерть отца (1924) и скоропостижная кончина жены Пэт от рака (1925). Несмотря на трагические события, Джон Бойнтон продолжил творческий путь как писатель-юморист и литературный критик, в частности опубликовал книгу «Фигуры в современной литературе» («Figures in modern literature», 1924), позже - «Английские комические характеры» («The English Comic Characters», 1925). Затем последовало ещё несколько эссе и литературно-исторических трудов.

В 1926 году Пристли вторично женился. У его избранницы, Джейн Уиндэм-Льюис (Jane Wyndham-Lewis), уже была дочь. Впоследствии у пары родились две дочери (в том числе Мэри Пристли - музыкальный терапевт, развившая теорию аналитической музыкальной терапии, синтеза психоаналитической теории и музыкальной терапии. Опираясь на теории Карла Юнга , Зигмунда Фрейда и Мелани Кляйн, аналитическая музыкотерапия предполагает использование музыкальных импровизаций для интерпретации бессознательных процессов) и сын.

Написание эссе Пристли считал любимым занятием и наилучшим литературным упражнением и за свою жизнь выпустил не один десяток книг в этом жанре. Если в 1920-х годах Пристли привлекал читателей светлым юмором, хорошим настроением, ненавязчивой эрудицией и непретенциозной персоной рассказчика, то в более поздних эссе перед нами автор, затевающий нередко острую полемику и затрагивающий социальные и философские аспекты бытия.

Во второй половине 1920-х годов Пристли начал писать романы: «Adam in Moonshine» и «Benighted» (1927). По второму Джеймс Уэйл (James Whale) снял фильм «Старый страшный дом» («The Old Dark House», 1932). Первый большой успех Пристли принёс роман «The Good Companions» («Добрые товарищи», 1929), получивший Мемориальную премию Джеймса Тейта Блэка . В книге пессимизму и скепсису писателей «потерянного поколения» автор противопоставил оптимистическую веру в преодоление трудностей послевоенного времени. Роман «The Good Companions» (экранизирован в 1933) сразу выдвинул автора в разряд наиболее читаемых писателей Англии. Тем не менее, некоторые критики не были такого высокого мнения о его работе, Пристли даже начал судебный процесс против Грэма Грина за то, что тот вывел его в неприглядном виде в романе «Стамбульский экспресс» («Stamboul Train», 1932).

К началу 1930-х годов Пристли был уже автором полутора десятков книг, однако широкая известность к нему пришла с выходом в свет романов «Улица Ангела» (1930, рус. пер. 1960), «They Walk in the City» (1936), а также ряда пьес. Среди романов Пристли критики выделяют антинацистское произведение «Затемнение в Грэтли» (1942, рус. пер. 1944), посвящённое трудностям возвращения к мирной жизни; роман «Трое в новых костюмах» (1945, рус. пер. 1946), романы о жизни Великобритании - «Festival at Farbridge» (1951), «Сэр Майкл и сэр Джордж» (1964, рус, пер. 1965) и дилогию «Image Men» (1968-69).

Плодотворен вклад Пристли в современную английскую драматургию. Острое чувство драматизма жизни сочетается в его пьесах с постановкой социальных и нравственных вопросов. В традиционной реалистической манере написаны «Ракитовая аллея» (1934, экранизирована в 1936), «Eden End» (1934) и др. Популярная комедия «Опасный поворот» (1932, рус. пер. 1939, экранизирована в 1934), пьесы «Music at Night» (1938), «Визит инспектора» (1947) отличаются смелым применением театральных условностей. Позднее появились пьесы «Сокровища» (1953, рус. пер. 1957); «Мистер Кетл и миссис Мун» (1955, рус. пер. 1958); «Стеклянная клетка» (1958). Глубокий интерес к современности и её проблемам сообщает многим произведениям Пристли публицистичность. С 1930-х по 40-е годы включительно именно его произведения определяли собой основу репертуара английского театра, по числу же спектаклей, поставленных за рубежом, Пристли превзошёл любого английского драматурга первой половины XX века. Объем театрального творчества Пристли велик: он создал более сорока пьес (некоторые в соавторстве с другими драматургами), много писал о различных театральных проблемах, начиная с художественных и заканчивая финансовыми, показал деловую хватку, выступая в качестве театрального предпринимателя. Руководя двумя лондонскими театрами, Пристли в качестве режиссёра поставил 16 своих пьес.

В возрасте сорока четырёх лет Пристли попробовал себя в качестве театрального актёра, сыграв роль пьяного фотографа Генри Ормонройда в своей пьесе «Когда мы женаты», поставленной в 1938 году на сцене Театра св. Мартина. Был благосклонно принят и публикой, и критиками. Эта же комедия оказалась первой пьесой, переданной по английскому телевидению. Впоследствии Пристли написал несколько телевизионных пьес. Он оказался одним из первых английских драматургов, овладевших техникой этого жанра.

Всю жизнь Пристли придерживался левых, просоциалистических взглядов. Во время Второй мировой войны с июня 1940 г. полгода вёл по воскресеньям радиопередачу «Постскриптум» на BBC Radio вслед за девятичасовыми вечерними новостями (опубликовано позднее как «Britain Speaks»), нередко критикуя в них правительство, за что и был позже закрыт этот цикл передач. По популярности в Британии Пристли был вторым после Черчилля, его называли «голосом простых людей». В 1941 году он создал Комитет, а в 1942 году с единомышленниками организовал социалистическую партию общей (коллективной) собственности. Сама партия не победила на выборах, но помогла прийти к власти лейбористам в 1945 г. Сразу после войны Пристли вступил в ряды борцов Движения за ядерное разоружение.

После Второй мировой войны Пристли принимал активное участие в жизни международного культурного сообщества, был представителем Великобритании на конференциях ЮНЕСКО в 1946 и 1947 годах, также был руководителем театральных конференций в Париже в 1947 году и в Праге в 1948. В 1949 году работал ректором Международного Театрального Института. По возвращении домой его избрали руководителем Британской Театральной Конференции (1948), а также членом Британского Театрального Комитета (1966-1967). В 1973 году, в возрасте 80 лет, Пристли стал почётным гражданином родного города Брадфорда. Он также питал любовь к классической музыке и в 1941 году сыграл важную роль в организации и поддержке кампании по сбору средств для Лондонского филармонического оркестра. В 1949 году состоялась премьера оперы «The Olympians» на либретто Пристли.

К его кинозаслугам, помимо экранизаций романов, относятся сценарии к фильмам «Бригадир уехал во Францию» (1942) и «Последний праздник» (1956). После возвращения в мир театра он помогал писательнице Айрис Мёрдок переделать её известный роман «Отрубленная голова» в успешную пьесу (1963).

Широкий кругозор и эрудиция в сочетании с трудолюбием позволяли Пристли преподносить читателям самую разнообразную пищу для ума – достаточно вспомнить путевые заметки «Про Англию» (1933), где он взывает к социальной совести нации, объёмистый труд «Literature and Western Man» (1960) с обзором западной литературы за последние 500 лет, философское эссе «Man and Time» (1964), где автор не только исследует различные теории и взгляды на природу времени, но и преподносит собственные рассуждения о феномене времени.

В 1953 году Пристли развёлся со второй женой и женился на археологе и писательнице Жакетте Хоукс , образовав знаменитый литературный тандем. Жакетта также работала в ЮНЕСКО и на киноиндустрии. Вместе они написали пьесы «Пасть дракона» (1952) и «Путешествие по радуге» (1955). Пребывание в Новой Зеландии вдохновило Пристли на написание «Путешествия в Новую Зеландию» (1974). Через три года появилась автобиография «Instead of the Trees».

Пристли с пренебрежением отнесся к предложению стать лордом в 1965 году и к вручению Ордена Кавалеров Почёта (Companion of Honour, который является младшим собратом Ордена Заслуг) в 1969 году. Но стал членом Ордена Заслуг (Order of Merit) в 1977 году. Он также был делегатом от Британии на конференциях ЮНЕСКО.

Джон Бойтон Пристли умер 14 августа 1984 года в городе Стратфорд-на-Эйвоне в своей постели. Университет Брадфорда присвоил Пристли звание почетного доктора литературы в 1970 году, он был награжден the Freedom of the City of Bradford в 1973 году за заслуги перед городом, которые были также отмечены присвоением имени Пристли библиотеке университета Брадфорда, который был официально открыт в 1975 году, а также установкой памятника по заказу брадфордского городского совета после его смерти.

В своих произведениям Пристли прославлял духовное начало в человеке, осуждая корысть, материальные интересы. Его творчество во многом перекликается с произведениями Ч. Диккенса и Дж. М. Барри .

Фантастика в творчестве автора. В творчестве Пристли неоднократно обращался к жанру фантастики: романы «The Doomsday Men» (1938), «Дженни Вильерс» (1947), с ожившими экспонатами и персонажами минувших лет, «The Magicians» (1954) с психологическими вывертами в стиле Карла Юнга и игрой со временем, «31 июня» (1962) - хроноопера с описанием встречи легендарных персонажей из окружения короля Артура с англичанами второй половины XX века, а также ряд рассказов (сборник «Другое место», 1953).

Стремление, с одной стороны, к наиболее возможной концентрации действия, с другой - к наиболее широкому охвату действительности привлекали внимание Пристли к теориям, которые позволили бы совместить в настоящем различные временные отрезки. Конструкцию пьесы «Опасный поворот» определило не раз использованное в фантастике представление о «двух возможных реальностях», каждая из которых коренится в настоящем. Это прямо подводило Пристли к проблеме времени. На творчество Пристли как драматурга повлияли теории времени и повторения процессов Джона В. Данна, который доказывал одномоментность настоящего, прошлого и будущего, а также работы П. Успенски о новой модели Вселенной. Идеи Дж. Данна были поставлены на сцене в глубокомысленных «пьесах о времени» («time plays»), почти сверхъестественных пьесах Пристли о природе времени - «Время и семья Конвей» (1937), «I Have Been There Before» (1938) и «Johnson Over Jordan» (1939). Согласно теории Данна, параллельные слои времени скрыты от наших чувств и открываются только в сновидениях и в те редкие мгновения, когда человеку кажется, что он уже пережил когда-то то, что сейчас с ним происходит.

13 сентября 2014 года — 120 лет со дня рождения
14 августа 2014 года — 30 лет со дня смерти
Джона Бойнтона Пристли (13 сентября 1894 - 14 августа 1984)
- английского писателя, драматурга, театрального режиссера

J.B. Priestley

Джон Бойнтон Пристли (англ. John Boynton Priestley; 13 сентября 1894, Брадфорд — 14 августа 1984, Стратфорд-на-Эйвоне) родился 13 сентября 1894 года в доме 34 по Mannheim Road в Manningham, который он описал как "крайне-респектабельный" пригород Брэдфорда (графство Йоркшир, Великобритания). Его отец был директором (headmaster). Его мать умерла, когда ему было всего два года, отец снова женился спустя четыре года. Пристли получил образование в Belle Vue Grammar School, которую он покинул в шестнадцать лет, чтобы пойти работать младшим клерком в фирму Helm & Co, занимающуюся шерстью, в Swan Arcade. В годы работы в Helm & Co (1910-1914) он начал писать по ночам статьи, которые публиковал в местных и лондонских газетах. Позже он часто опирался на воспоминания о Брэдфорде во многих своих произведениях, написанных после того как он переехал на юг, в том числе Bright Day (При блеске дня) и When We Are Married (Когда мы женаты). В старости он выражал сожаление по поводу разрушения викторианских зданий в Брэдфорде, таких как Swan Arcade, в котором он начал свою трудовую деятельность.

Но Пристли не собирался делать коммерческую карьеру, а тем более оставаться в сонном Бредфорде, и если он не кинулся сразу завоевывать мир, то прежде всего потому, что обладал способностями во многих видах искусства и никак не мог решить, кем будет - писателем, актером или музыкантом. Перед войной 1914 года он поступил в Кембриджский университет, но после начала военных действий добровольцем ушел на фронт.

Пристли служил во время Первой мировой войны в пехоте, в 10-м батальоне полка герцога Веллингтона (the Duke of Wellington"s Regiment). Почти четыре года провел он в окопах. Был ранен в 1916 году при минометном обстреле, произведен в офицеры.

В своей автобиографии он яростно критикует британскую армию и, в частности, старшее офицерство.


J.B. Priestley during the First World War (1914-1918)

На студенческую скамью он вернулся уже сложившимся, взрослым человеком университет окончил поздно, но зато с отличием по литературе" современной истории и политическим наукам.

В 1921 году он женился на Emily "Pat" Tempest, музыкантше-любительнице, библиотекарше из Брэдфорда. У них родились две дочери, в 1923 и в 1924 году, но в 1925 году его жена умерла от рака.

В сентябре 1926 года он женился на Jane Wyndham-Lewis (бывшей жене биографа и сатирика, оригинала "Beachcomber" (бродяги, бездельника) D. B. Wyndham-Lewis, никакого отношения к художнику Wyndham Lewis не имеющего); у них было две дочери (в том числе Мэри Пристли - музыкальный терапевт, развившая теорию аналитической музыкальной терапии, синтеза психоаналитической теории и музыкальной терапии. Опираясь на теории Карла Юнга, Зигмунда Фрейда и Мелани Кляйн, аналитическая музыкотерапия предполагает использование музыкальных импровизаций для интерпретации бессознательныз процессов) и один сын.


Tom Priestley; Winifred Mary Jane Priestley (née Holland) by Madame Yevonde (1932,
Thomas ("Tom") Holland Priestley (1932-), Film maker and editor; son of John Boynton ("J.B.") Priestley.
Winifred Mary Jane Priestley (née Holland) (1894-1984), Second wife of John Boynton ("J.B.") Priestley
.


Mary Wyndham Lewis; J.B. Priestley by Howard Coster (1934)

Успехи на литературном поприще не заставили себя долго ждать. К тридцати годам Пристли уже составил себе имя как критик, литературовед, очеркист. По его роману Benighted (1927) Джеймс Уэйл James Whale снял фильм Старый темный дом (1932) (The Old Dark House). Роман был издан под этим названием в США. В тридцать пять лет он издал роман "Добрые товарищи" (1929), сразу же занявший заметное место в литературе. Этот ранний роман о приключениях странствующей труппы актеров в первый же год прочла "вся Англия". Потом он переиздавался так долго и такими тиражами, что превзошел в этом отношении любой роман, написанный в Англии между двумя воинами.


J.B. Priestley by Howard Coster (1926)

Его следующий роман Улица Ангела (Angel Pavement) (1930), подтвердил его репутацию успешного романиста. Тем не менее, некоторые критики не были такого высокого мнения о его работе, Пристли даже начал судебный процесс против Грэма Грина за то, что тот вывел его в неприглядном виде в романе Стамбульский экспресс (Stamboul Train) (1932).


J.B. Priestley with pipe, reading, circa 1930

Инсценировка романа "Добрые товарищи", предпринятая в 1931 году совместно с Эдвардом Ноблоком, проложила Пристли путь на Спектакль, поставленный Эдвардом Ноблоком и Джулианом Уаили (в нем был занят Джон Гилгуд), вызвал единодушное одобрение публики; особых похвал удостоились массовые сцены. В 1932 году появилось и первое произведение Пристли, с самого начала предназначенное для театра,- пьеса "Опасный поворот". Пьеса имела феноменальный успех и скоро пошла во многих странах мира.

Стремление, с одной стороны, к наивозможной концентрации действия, с другой - к наиболее широкому охвату действительности привлекает внимание Пристли к теориям, которые позволили бы совместить в настоящем различные временные отрезки. Конструкцию "Опасного поворота" определило не раз использованное в фантастике представление о "двух возможных реальностях", каждая из которых коренится в настоящем. Это прямо подводило Пристли к проблеме времени. Следующие свои несколько пьес он так и назвал: "пьесы о времени".

Одна из теорий принадлежала английскому авиаконструктору и философу Джону Уильяму Данну, автору книги "Эксперимент со временем" (1927), которую Пристли назвал "одной из самых впечатляющих, интересных и, возможно, наиболее важных книг нашего века". Данн доказывает одномоментность настоящего, прошлого и будущего. Эти параллельные слои времени скрыты от наших чувств и открываются только в сновидениях и в те редкие мгновения, когда человеку кажется, что он уже пережил когда-то то, что сейчас с ним происходит. Эта теория непосредственно определила построение пьесы "Время и семья Конвей" (1937).


J.B. Priestley; Mae BaconMae Bacon (1897-1981), Actress by Keystone Press Agency Ltd (circa 1938)

Последовательность жанров, с которыми Пристли входил в литературу и театр, не была случайной. Как заявил он в 1938 году, он с самого начала мечтал писать пьесы, но откладывал осуществление этого плана до тех пор, когда приобретет прочное материальное положение и не будет зависеть от вкусов, театральных предпринимателей. Больше всего он боялся очевидно, разделить судьбу - попасть в разряд "коммерческих драматургов"

Пристли поставил свою первую пьесу в год, когда Моэм заявил о своем предстоящем уходе из театра, и его творчество довольно четко обозначает следующий этап в развитии английской драматургии..


Пристли, Джон Бойнтон

Тем не менее он завоевал в театре огромный успех. С 30-х по 40-е годы включительно именно его произведения определяли собой основу репертуара английского театра, по числу же спектаклей, поставленных за рубежом, Пристли превзошел любого английского драматурга первой половины XX века. Объем театрального творчества Пристли необычайно велик. Он создал более сорока пьес (некоторые в соавторстве с другими драматургами), много писал о различных театральных проблемах, начиная с художественных и кончая финансовыми, пробовал себя в качестве режиссера - правда, неудачно - и показал превосходную деловую хватку, выступая в качестве театрального предпринимателя.

Он руководил двумя лондонскими театрами, где с успехом шли «Ракитовая аллея», «Райский уголок», «Когда мы женаты» и другие пьесы драматурга

Сорока четырех лет Пристли осуществил свою давнюю мечту - выступил в качестве актера. Он совершенно профессионально, завоевав симпатии и публики и критики, сыграл роль в своей пьесе "Когда мы женаты", поставленной в 1938 году на сцене Театра св. Мартина. Безусловно, ему очень помог в этом отношении опыт, Приобретенный в юности на любительской сцене. Опыт этот понадобился ему тем более, что о возможности сыграть эту роль (пьяного фотографа Генри Ормонройда) он узнал только за сутки до спектакля. Эта же комедия оказалась первой пьесой, переданной по английскому телевидению. Впоследствии Пристли написал несколько телевизионных пьес. Он оказался одним из первых английских драматургов, овладевших техникой этого жанра.


J.B. Priestley by Powys Evans (early 1930s?)

Пристли питал глубокую любовь к классической музыке, и в 1941 году он сыграл важную роль в организации и поддержке кампании по сбору средств для Лондонского филармонического оркестра, который боролся, чтобы утвердить себя в качестве органа самоуправления после ухода Sir Thomas Beecham. В 1949 году состоялась премьера оперы The Olympians by Arthur Bliss на либретто Пристли.


A photograph of writer J B Priestley (1894-1984) at work in the study at his home in Highgate, London. (1940).

Во время Второй мировой войны он вел программу Постскриптум на BBC. Его эфиры собирали аудиторию до 16000000 человек; только Черчилль был более популярен среди слушателей. .

Выступления по радио принесли писателю общенациональную славу. Они были одной из вершин антифашистской публицистики времен второй мировой войны. Пристли слушали в воинских частях, на заводах, в домах и бомбоубежищах. Аплодисментами, долго не смолкавшими после каждого спектакля "Они пришли к городу", англичане чествовали не только драматурга, но и публициста, уже несколько лет говорившего с ними от их собственного, казалось, имени

Но его передачи были отменены. Считалось, что это было сделано по указанию Черчилля, так как они были слишком левые

Во время Второй мировой войны постоянно выходили злободневные публикации Пристли. В послевоенный период увидели свет романы «Дженни Вильерс», «Фестиваль в Фарбридже», «Доктор Солт уезжает», сборник рассказов «Другое место» и другие произведения.

Последние большие успехи выпали на долю Пристли-драматурга в первые послевоенные годы. Нельзя сказать, что он сделал в это время какие-либо художественные открытия. Однако в двух своих послевоенных пьесах - "Визит инспектора "* и "Семейство Линденов" - он довел до совершенства и социально обогатил тип драмы, найденный в предвоенное десятилетие. Особенный успех завоевала пьеса "Инспектор пришел". Написанная за одну неделю зимой 1944/45 года, она впервые увидела свет рампы в СССР, затем была поставлена еще в нескольких странах мира, в 1954 г. по ней был снят фильм с Alastair Sim в главной роли. В лондонской премьере 1946 года (Олд Вик) были заняты Алек Гиннес, Ральф Ричардсон и другие знаменитые артисты.

Многие из его работ носят социалистическую направленность. Например, Визит инспектора (An Inspector Calls) содержит много отсылок к социалистическим идеям -. инспектор был, возможно, его альтер-эго, через него Пристли смог выразить свои взгляды

Пристли возглавлял Комитет 1941, и в 1942 году он был одним из основателей социалистической Common Wealth Party. Политическое содержание его передач и его надежды на новую, другую Англию оказали влияние на политику послевоенного периода и помогли Лейбористской партии получить уверенную победу на выборах 1945 г..

Писатель и публицист, чья общественная биография знала не только моменты подъема, но и серьезные срывы, Пристли вместе с тем всегда утверждал, что понятие индивидуальной свободы, приложимое к личной и культурной стороне жизни, ни в коем случае не должно касаться экономики. Ею призвано управлять общество. При этом Пристли видел свой долг в том, чтобы добиваться смены устаревших социальных концепций, бороться с помощью искусства за общество справедливое и гуманное.


J.B. Priestley; Maurice Lambert by P.A. Reuter Photos Ltd (August 1948)

Имя Пристли было в списке Оруэлла, который Джордж Оруэлл разработал в марте 1949 года для Департамента информационных исследований. Оруэлл записал имена личностей, которых он подозревал в симпатиях к коммунизму (и, таким образом, непригодных быть авторами для Департамента). Работа над списком велась обстоятельно, так, против фамилии Дж. Б.Пристли была сначала проставлена красная звездочка, позднее перечеркнутая крест-накрест штриховкой черным цветом, затем это было обведено синим кружочком, и потом добавлен вопросительный знак.

Пристли, Дж.Б. Писатель, радиовещатель. Отборщик Книжного Клуба. По-видимому, недавно изменился (1949). Твердый сочувствующий, вероятно, состоит в какой-либо организационной связи. Очень антиамериканский. Развитие в последние 10 лет или меньше. Может поменяться. Делает огромные деньги в СССР. ??


J.B. Priestley by John Gay (1949)


J.B. Priestley by Sir David Low (1952 or before)

В 1953 году он развелся со своей второй женой и женился на археологе и писательнице Jacquetta Hawkes, его сотруднице по пьесе Пасть дракона (Dragon"s Mouth), с которой он поселился в Kissing Tree House, расоложенном рядом с домом Шекспира на Stratford-upon-Avon,


Jacquetta Hawkes by Mary Potter (1967, University of Bradford Permanent Art Collection)


Jacquetta Hawkes; J.B. Priestley by Howard Coster (1953)


Jacquetta Hawkes and J.B. Priestley on boat while visiting Japan, 1952

Попробовал себя Джон Пристли и на поприще киносценариста, написав сценарий к фильму «Последний праздник».

В своих произведениям Пристли прославлял духовное начало в человеке, осуждая корысть, материальные интересы. Его творчество во многом перекликается с произведениями Ч. Диккенса и Дж. М. Барри.

Он был одним из основателей Кампании за ядерное разоружение в 1958 г.

В 1960 году Пристли опубликовал Literature and Western Man, 500-страничный обзор западной литературы во всех ее жанрах, в том числе России и США, но исключая Азию, со второй половины 15-го века по 50-е годы (последний обсуждаемый автор - Томас Вулф).


J. B. Priestley by Michael Noakes (1970, National Portrait Gallery, London)

Пристли с пренебрежением отнесся к предложению стать лордом в 1965 году и к вручению Ордена Кавалеров Почёта (Companion of Honour, который является младшим собратом Ордена Заслуг) в 1969 году. Но стал членом Ордена Заслуг (Order of Merit) в 1977 году. Он также был делегатом от Британии на конференциях ЮНЕСКО.


J.B. Priestley by Dmitri Kasterine (1975)


J.B. Priestley by Cecil Beaton (1970s?)

За свою долгую и плодотворную карьеру Пристли опубликовал более 120 книг, как правило, легкие и оптимистичные по тону. Самым плодовитым был период до 60 лет. В возрасте от 70 до 84 лет Пристли опубликовал 21 книгу


J.B. Priestley by David Reed (1978)


Jacquetta Hawkes; J.B. Priestley by Lord Snowdon (29 May 1980)

Университет Брэдфорда присвоил Пристли звание почетного доктора литературы в 1970 году, он был награжден the Freedom of the City of Bradford в 1973 году за его заслуги перед городом, которые были также отмечены присвоением имени Пристли библиотеке университета Брэдфорда, который был официально открыт в 1975 году, а также установкой памятника по заказу брэдфордского городского совета после его смерти.


Statue of John Boynton (J.B.) Priestley This statue is situated at the side of the National Media Museum, near the Public Library

Джон Пристли скончался 14 августа 1984 года в Стратфорде-на-Эйвоне (графство Уорикшир, Англия).

Понравилась статья? Поделитесь ей