Движение от более совершенного к менее совершенному называется. Социальная эволюция — это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному
Проблема прогресса – одна из самых сложных в философии, на протяжении многих веков она привлекает внимание человеческой мысли. Прогресс – это развитие, которое сопровождается повышением уровня организации объекта или системы, переход от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему. Противоположное прогрессу понятие регресс – развитие, сопровождающиеся понижением уровня организации объекта или системы, переход от более совершенного к менее совершенному, от высшего к низшему.
Философские интерпретации идеи прогресса в значительной степени связаны с теми ценностями, на которые опираются философы, поэтому в истории философии обнаруживаются прямо противоположные мнения относительно содержания, характера и условий прогресса.
Идея прогресса появилась еще в античной философии. Греки говорили о возможности прогресса в интеллектуальной сфере и связывали его с увеличением знаний. Интеллектуальный прогресс должен был с неизбежностью сопровождаться прогрессом нравственным, поскольку в античном мировоззрении знание блага гарантирует следование ему. В то же время в Античности появились концепции, отрицающие прогресс в обществе. Так, например, историк Гесиод представлял историю, как движение по нисходящей. Золотой век, где царствовали благочестие и высокая мораль, но его мнению, увы, остался позади. Затем наступил серебряный век, в котором началось падение морали и благочестия. Сейчас время железного века – время полного развала нравственности. В античной философии не было идеи линейного развития общества, для греческих философов время космоса циклично, поэтому прогрессивное или регрессивное развитие истории мыслилось в решках замкнутого космического цикла, который должен был неизбежно смениться новым, а история должна была начаться вновь.
Идея линейного развития истории впервые ясно выражена в средневековой философии. Согласно христианскому мировоззрению, история представляет собой линию, начало которой – грехопадение первых людей, а конец – второе пришествие Христа, Страшный суд и наступление Царства Божьего на Земле . Идея прогресса во всей последующей западноевропейской философии основывается на христианском представлении о линейности исторического процесса.
Просвещение утверждало веру в прогресс сродни вере в Бога. Большинство философов этого времени позитивно оценивали прогресс и связывали его с развитием разума. В мировоззрении просветителей, так же как и в средневековом взгляде на историю, развитие общества имеет свой венец, только теперь это не Царство Божие, а царство Разума. Достижение Царства Божьего возможно благодаря праведной жизни, а царство Разума создается людьми с помощью просвещения.
Философия конца XIX в. критикует идеи просветителей, в том числе и идею прогресса. Все большее число философов склоняется к мысли об иллюзорности прогресса и бессмысленности этой идеи. Критика прогресса имеет под собой основания. В XVIII–XIX вв. в прогрессе техники и науки видели единственный путь к лучшему будущему. Но прогрессистские иллюзии быстро рассеялись, разочарование в прогрессе связано в первую очередь с разочарованием в возможностях науки и техники, с помощью которых не удалось решить гуманитарные проблемы человечества .
Разочарование в прогрессе подтолкнуло философов на создание нелинейных концепций общественного развития. Так, в конце XIX в. Фридрих Ницше настаивал на ложности самой идеи прогресса, утверждая, что прогресс – иллюзия, заблуждение разума, что история не может развиваться линейно, поскольку ее цель – не в конце, а в наилучших, самых совершенных образцах. По мнению Ницше, неверно считать, что последующие этапы культуры более ценны, чем предыдущие, и в мире культуры и духовных ценностей нет прогресса, этот мир завершен в каждый момент времени. Для объяснения того, как происходит история, Ницше предложил идею вечного возвращения.
Освальд Шпенглер также отрицает понятие исторического прогресса и предлагает циклическую концепцию истории. Идею исторической закономерности он заменяет идеей судьбы, а идею прогресса – идеей круговорота. История не развивается линейно, она представляет собой ряд независимых, неповторимых и замкнутых культур. Каждая культура – организм, имеющий индивидуальную судьбу и душу, переживающий периоды возникновения, расцвета и умирания. Душа культуры выражается в символах, благодаря которым эту культуру можно постичь. Например, античную культуру Шпенглер называет культурой Аполлона, главная идея этой культуры – форма, уравновешенность, гармония, а главный символ – статуя. Западноевропейскую культуру Шпенглер называет культурой Фауста, ее главная идея – бесконечность, главная архитектурная форма – готический собор, а главное научное достижение – математика. Все эти идеи, образы и формы выражают душу западного человека и суть фаустовской культуры. По мнению Шпенглера, в истории существовало восемь независимых культур". арабская, майи, вавилонская, индийская, египетская, античная, китайская, западноевропейская. Все они равноценны, ни одну из культур невозможно предпочесть другой.
Арнольд Тойнби в своей концепции исторического круговорота выделяет уже не восемь, а 21 культурно-историческую единицу. В современности, по его мнению, сосуществуют индийская, китайская, исламская, русская и западная цивилизации. Каждая цивилизация представляет собой целостную систему, все элементы которой связаны между собой. Цивилизация проходит этапы возникновения, надлома, разложения и гибели, а затем сменяется другой. Та же судьба ждет и все современные цивилизации. По мнению Тойнби, цивилизация – это вызов, брошенный божественным разумом разным народам, конкретный ответ на эти вызовы и определяет содержание исторического процесса.
Несмотря на критику идеи прогресса, в современной философии сохраняются теории, приверженные ей. Например, Карл Ясперс придерживался линейной концепции истории, которая развивается прогрессивно. Ясперс акцентировал единство человечества и следующую из этого общность исторического пути. Главным историческим вопросом является вопрос о том, возможна ли единая для всех народов вера. Такой объединяющей верой, по мнению немецкого философа, должна стать философская вера. Философская вера отличается от религиозной . Если религия объявляет веру откровением, то в философии вера существует в союзе со знанием, представляя собой особый акт воли. Философская вера нс может стать догмой, поскольку является осознанием бытия и его истоков, стремится понять саму себя. Именно философская вера, по мысли Карла Ясперса, может объединить человечество. Каждая историческая эпоха уникальна, но в разных культурах возможно формирование близких по духу ситуаций, которые становятся предпосылками сходных исторических процессов. Как полагает Ясперс, примерно в 800-х гг. до н.э. одновременно в Индии, Китае, Греции и Персии формируются духовные движения, определившие облик современного человечества. В это время возникает философия, а вместе с ней и феномен философской веры. Этот исторический момент Ясперс называет "осевой эпохой". После нее история человечества обретает единство, а локальные культуры вливаются в единый исторический процесс.
В концепциях, отстаивающих прогрессивный характер истории, одной из главных является тема критериев прогресса. Одно и то же общество в зависимости от выбранного критерия может рассматриваться как прогрессивное или как регрессивное. Жан Жак Руссо выдвинул тезис о том, что прогресс наук и искусств приносит непоправимый вред человеку, разрушает гармонию и целостность его природного существования, тем самым французский просветитель подчеркнул противоречивый характер прогресса. Общество – сложная система, поэтому для определения прогрессивности или регрессивности общественного развития используется комплексный критерий. Каждая из общественных подсистем требует собственного критерия. Так, в экономической сфере применяется критерий уровня развития производительных сил, в политической – степень свободы личности, в социальной – уровень гармонизации отношений человека и общества, степень согласованности их интересов, в духовной – возможности самореализации человека, степень духовности и гуманистичности общества. Но ни один из этих критериев не является достаточным, а прогресс в одних общественных подсистемах не приводит автоматически к прогрессу в других.
- См. параграф 6.5.
- См. параграфы 7.7 и 7.9.
- См. параграф 6.2.
Данное высказывание Л. Толстого, великого русского писателя, связано с пониманием одного из критериев прогресса - развития человеческого разума. По мнению Толстого, с течением времени, разум становится главным фактором прогресса. Я согласен с автором, ведь раньше человек развивался из-за необходимости выживания, делал оружие из палки и камня для защиты от диких животных, а сейчас человечество добивается прогресса в различных отраслях науки с помощью своих знаний, развитого ума.
Прогресс-это направление развития, для которого характерен переход от менее совершенного к более совершенному. Для прогресса разум очень важен. Если человечество будет следовать животным законам, то может произойти явление, обратное прогрессу-регресс.
За последнее время человечество совершило большой шаг в области прогресса. Еще 1,5 века назад люди не могли представить себя летящими в небе, а сейчас уже активно ведётся освоение космического пространства.
Раньше люди не могли воспользоваться своим разумом в полной мере, сейчас же человек сам придумывает искусственный интеллект, на основе своих знаний.Эти открытия напрямую связаны с прогрессом, совершённым за счёт разума - высшей ступени познавательной деятельности человека.
За свою жизнь человек совершает свой индивидуальный прогресс. Например, в школе мы учим различные дисциплины - совершенствуем свой разум.
Таким образом, можно сказать, что прогресс уже не может осуществляться без разума, иначе он превратится в регресс. Разум необходимо постоянно развивать, если будет существовать развитый разум, то будет существовать и прогресс.
Обновлено: 2019-02-27
Внимание!
Спасибо за внимание.
Полезный материал по теме
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Ключевые слова: прогресс, регресс, экстенсивное и интенсивное развитие, революция, эволюция, противоречивость прогресса.
Общество никогда не стоит на месте. В мире нельзя выделить ни одного объекта, который бы находился в абсолютном покое. Сказанное касается и социальных субъектов , всего общества. Древнегреческий философ Гераклит по поводу развития сказал: "Всё течет, всё изменяется. В одну реку нельзя войти дважды - воды текут не те, да и человек уже другой".
Некоторые люди проводят большую часть своей жизни, делая вид, что нет. Далеко не принимая, он прилагает тысячи усилий, чтобы изменить это и это, для осуществления многолетней карьеры в поисках того идеала, который он имеет в виду, и который почти никогда не приспосабливается к реальности, к тому, что есть.
Немногие женщины могут иметь идеальное тело всю свою жизнь; на самом деле, даже сами модели. И даже больше: есть те, кто вместо того, чтобы сосредоточиться на своей одержимости на получении идеального тела, жаждут идеальной жизни: идеального дома, идеального мужа и некоторых мечтательных.
Изменяется и общество. По направленности изменений можно выделить:
Прогресс - развитие от менее совершенного к более совершенному, усложнение, улучшение;
Регресс - переход от более совершенного к менее совершенному, упрощение, ухудшение.
Общественный прогресс противоречив. Так, прогресс в одной сфере может оборачиваться регрессом в другой. Например, прогресс ядерной физики привёл к созданию ядерного оружия. Повысилась степень обороноспособности государств. Но мир стал более уязвимым - ядерное оружие может оказаться в руках террористов и т.п. Общественный прогресс приводит к улучшениям не во всех сферах жизни, он не всегда выгоден всем. Прогресс осуществляется нелинейно. В отдельные периоды общественного развития возможны застойные явления, кризисы. Общественное развитие осуществляется по спирали - за прогрессом следуют периоды регресса, но в общем прогресс опережает и стирает негативный эффект от застойных этапов.
На самом деле абсолютного совершенства тоже не существует. Жизнь - это мгновения, моменты, чтобы наслаждаться максимальным счастьем, когда принятие самого себя - это первый шаг, который мы должны преодолеть. Те, кто понимают, что наибольшая привлекательность иногда бывает в несовершенстве. Если вы задаетесь вопросом, почему, ответ прост: любое маленькое несовершенство делает нас уникальными и неповторимыми, и именно там магия.
Приняв себя в каждом из наших нюансов, с нашими недостатками и нашими совершенствами, прежде всего, обретете баланс с самим собой. Впоследствии баланс будет приходить с самим миром и с окружающими. Кто не принимает себя, развивает чувство неуверенности в отношении своей личности. На самом деле, есть много людей, которые, получив его на основе упражнений, ограничивающих диет и даже проходящих через операционную, обнаруживают, что это все еще не принято. Следует также отметить, что иногда эта потребность в «самосовершенствовании» была внедрена с детства. Наличие строгой матери или серьезного отца заставляет нас в конечном итоге показать, что неуверенность в себе, где мы считаем, что совершенство может быть нашим единственным ответом.
- Неуверенность создает неудовлетворенность по очереди.
- Никто не счастливее иметь совершенное тело.
Трудными для научного осмысления являются критерии прогресса. Так, в политике ими могут быть развитие демократии, повышение прозрачности политических процессов (выборов, принятия решений властью), развитие гражданского общества и правового государства. В экономике критериями прогресса можно признать развитие производства, покупательской способности населения, увеличение благосостояния человека. К критериям прогресса в социальной сфере можно отнести увеличение средней продолжительности жизни, состояние здоровья населения, повышение общего уровня образования членов общества и т.п. Сложнее с критериями в духовной сфере. Культуры разных народов попросту несравнимы. Разве можно сказать, что европейская культура более развита, чем восточная (или наоборот)? Нет, конечно. Культуры разные. И тем не менее, уровень развития науки, образования оценить можно. Очевидно, что, например, в древности, где курс школы составлял 1-3 года и предполагал изучение элементарных математических действий и грамотности, образование было менее развито, нежели сегодня. В настоящее время образование, по сути, длится всю жизнь человека - даже после окончания вуза он продолжает заниматься самообразованием, повышает свою квалификацию.
Отсюда великое приключение в нашей жизни. Там, где только самые благоприятные в эмоциональных вопросах, в и в самооценке, будут продвигать свой жизненный путь с большой честностью, открытыми для всего, что предлагает их жизнь, потому что, в свою очередь, они могут многое дать своей жизни.
Что значит быть более человечным? Понятно, что мы все люди, что мы все рождаемся, мы развиваемся, и мы стараемся учиться из всех аспектов, которые нас окружают. Чтобы достичь этого важного уровня, с которым нужно связаться со всеми окружающими, необходимо, в первую очередь, связаться с нами: принять нас.
По скорости развитие бывает:
Эволюционное - медленные, плавные, постепенные изменения;
Революционное - быстрое, скачкообразное развитие.
Эволюционное развитие более предпочтительно, поскольку оно не приводит к нестабильности в обществе, не ломает быстро сложившиеся формы общественных отношений. "Тише едешь - дальше будешь" - выражение, справедливое и в отношении общественного прогресса.
Принятие не ограничивается только тем, что мы счастливы с нашим телом, с нашим внешним видом. Таким образом, принятие каждого из аспектов нашей жизни, нашего и нашего настоящего уступает.
- Принятие также принимает наше прошлое, наши триумфы, но и наши ошибки.
- Необходимо принимать отказы, интегрируя их для получения обучения.
По критерию основания развития (причин, сущности) можно выделить:
Экстенсивное - развитие количественное, вширь, за счёт увеличения чего-либо. Например, экстенсивным развитием будет улучшение знаний учащихся в школе за счёт увеличения количества уроков;
Интенсивное - развитие за счёт качественных изменений, улучшений. Пример: развитие успеваемости учащихся за счёт применения более совершенных технологий преподавания предметов.
Итак, один из двух: либо профессор Мартинес является абсолютным гением в этой области, либо попал в ту же ловушку, что и многие до них. Уже есть открытые дебаты о превосходной сети Криптополиса, но даже не вдаваясь в технические подробности, патентная экспертиза показывает, по крайней мере, на мой взгляд, что есть много шума и немного орехов.
Есть недостатки, ошибки и неверные интерпретации только в предыдущем описании, которое делает криптографию в целом. Например, он утверждает, что асимметричное шифрование может быть разбито грубой силой. «Грубая сила» - это то, как криптологи должны сказать «давайте попробуем все ключи». В случае систем с открытым ключом способ атаковать их обычно состоит в том, чтобы попытаться решить математическую проблему, на которой они основывают свою безопасность. Но никто не пытается разрушить систему , пытаясь использовать все возможные ключи.