Контакты

Древнетюркская эпоха. История ширвана и дагестана от древнейших времен до появления арабов на кавказе О каганах Руси и Хазарии

О власти царя, о его неограниченных правах много писали арабские авторы, пораженные фактом хазарского двоевластия. «У хакана власть номинальная, – отмечал Истахри, – его только почитают и преклоняются перед ним при представлении..., хотя хакан выше царя, но его самого назначает царь» . По словам Ибн-Русте, «царь не дает отчета никому, кто бы стоял выше его» (а значит, он не отчитывался и перед каганом), он «сам распоряжается получаемыми податями и в походы свои ходит со своими войсками». Царь же возлагал на богатых обязанность поставлять всадников, «сколько могут они по количеству имущества своего». Конное царское войско состояло из 10-12 тыс. всадников, находившихся на постоянной службе и на жалованье у него, а также из выставлявшихся аристократами в виде вассальной повинности .

Таким образом, царь был уже настоящим феодальным сюзереном. Войско его представляло собой регулярную наемную армию, соединенную с феодальным ополчением. Он собирал подати – для этого при нем существовали чиновники.

Важными лицами в Хазарском государстве были упомянутые Истахри «лица одного класса» с царем, имевшие наряду с ним право входа к кагану. Ибн-Фадлан рассказывал, что «царя замещает муж, называемый кундур-хакан, а этого также замещает муж, называемый джавшигыр» . Однако только сам царь, или, как его именует Ибн-Фадлан, хакан-бек, после ритуальных изъявления покорности и очищения огнем имел право садиться вместе с каганом на трон и вершить дела.

В городах, кроме тудунов, о которых уже упоминалось, правили еще и судьи. Причем судей было много, и судили они по разным законам: христиан – по-христианскому, мусульман и иудеев – по Корану и Торе, язычников – по «обычному» праву, т. е. по законам общины. Наличие судей предполагает и наличие какой-то полиции. Полицейские функции, возможно, выполняла наемная гвардия кагана, о которой неоднократно писали арабские авторы Х в. Состояла эта гвардия из мусульман, переселившихся из прилегающих к Хорезму земель. Масуди называет их лариссии, или ал-арсии. Очевидно, это остатки аорсов-алан, обитавших, по словам Бируни, в нижнем течении Амударьи.

Идол, изображающий мужчину в бурке. Мел. Государственный Эрмитаж

Как уже говорилось, каждую группу населения, объединенную одной верой, судил соответствующий судья. Мало того, в Итиле, Семендере и других городах строились и функционировали церкви, синагоги, мечети с медресе, а в окрестностях люди собирались на языческие камлания вокруг священных деревьев. Однако обстановка в государстве уже к концу VIII в. сложилась так, что появилась настоятельная потребность во всеобщей государственной религии. Хазарские правители прежде всего попытались внедрить культ единого бога неба – Тенгри-хана. Так же поступали князья и ханы других раннефеодальных государств: Дунайской Болгарии, где до принятия христианства был установлен культ вождя-хана, и Киевской Руси, в которой Владимир Святославич усиленно насаждал культ Перуна – бога грома и молнии. Очень быстро тем не менее культы перестали соответствовать тем общественным отношениям, которые установились в этих государствах. Они были заменены в Болгарии и на Руси классовой религией – христианством.

Христианство наступало и на Хазарию с запада, из Византии, и с юга, из закавказских государств. В конце VII в. в христианство был обращен влиятельнейший савирский хан Алп-Илитвер со свитой, а через сто лет в Крыму Византия уже учредила Готскую митрополию, в которую вошло семь епархий, находившихся на хазарской земле. Христиане в Хазарии получили единую церковную организацию, но полной победе этой религии мешало то обстоятельство, что народные массы в каганате были весьма привержены мировоззрению предков – язычеству, о чем свидетельствует абсолютное господство языческих погребальных обрядов, а также и то, что сами правители никак не могли, видимо, остановиться на какой-либо определенной религии: то они принимали иудейство, то поспешно обращались в мусульманство.

Возможно, что временами, отдавая своих дочерей и сестер замуж за византийских императоров, роднясь с христианнейшим государем, они и сами начинали склоняться к христианству. Однако стоило хазарскому правительству проявить малейшую слабость по отношению к империи, как византийцы старались закрепить свое положение в каганате, а главное – отторгнуть от Хазарии Крым и Боспор. Так, основание Готской митрополии с разветвлениями почти по всем хазарским городам произошло после известного восстания готского населения Крыма против хазар, возглавленного епископом Готской епископии Иоанном. Хазары послали в Крым карательный отряд, заняли с помощью местной знати столицу Крымской Готии Дорос и, захватив всех народных главарей, казнили их. Помиловали они только по просьбе Византии самого Иоанна. Добившись первой уступки (помилования епископа), византийцы начали просить и требовать расширения прав христианской церкви в Хазарии, а затем перешли уже к интригам, ставившим целью занятие византийскими войсками христианского Крыма, т. е. превращения его в имперское владение. Постоянные споры с Византией о влиянии в западных провинциях, естественно, не способствовали расположению кагана и царя к религии византийцев.

Мы уже говорили о тех трагических событиях, при которых униженный каган принял мусульманство. Религия основного врага и обидчика – халифата – вряд ли имела шансы стать популярной в каганате, хотя в городах жили мусульманские купцы, ремесленники и воины (гвардейцы-лариссии).

Итак, несоответствие общественно-экономического строя и языческого культа Тенгри-хана, враждебные отношения с христианскими и мусульманскими соседями и, наконец, знакомство правящей верхушки каганата с иудейством, в которое обращались Булан и его окружение еще в первой половине VIII в., привели хазарское правительство в начале IX в. к серьезному политическому шагу – официальному принятию, иудейской религии.

Глава 6

Смута

Гибель каганата

Принятие иудейства в государственном масштабе произошло в Хазарии при кагане Обадии.

По данным арабских источников, в частности Масуди, иудейская религия стала господствующей в каганате во времена халифа Харун-ар-Рашида, следовательно, Обадия начал свою реформаторскую деятельность где-то на рубеже VIII и IX вв. – через несколько лет после воцарения на троне. Отец его, последний языческий каган Хазарии, умер примерно в 790 г., о чем сохранилось известие в «Житии Иоанна Готского».

После принятия иудаизма Обадией и его окружением «стали стекаться к нему иудеи из разных мусульманских стран и из Рума» , – отметил Масуди. Следует сказать, что уже при Булане, предпринявшем попытку внедрить иудаизм в Хазарии, много евреев переселилось в Восточное Предкавказье из Ирана под давлением мусульман. Вновь прибывающие евреи, гонимые в христианских и в мусульманских странах, быстро заселили целые кварталы хазарских городов, особенно крымских. Большое количество их осело и в Итиле. Они плотным кольцом окружили трон Обадии. Иосиф писал, что после многочисленных войн, которые вели, очевидно, дети и внуки Булана, «воцарился из сыновей его сыновей царь по имени Обадья. Он поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания (синагоги.– С. П .) и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили ему 24 книги священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв» .

Вполне допустимо, что каган Обадия, обращаясь в иудаизм, стремился не только к противопоставлению своего государства двум великим державам (империи и халифату), но и к ослаблению языческих пут сакрализации, что дало бы ему реальную возможность бороться за власть в собственном государстве.

Столицей этой многоликой империи сперва была, видимо, крепость

Беленджер в северных предгорьях Кавказа; после арабских рейдов в VIII веке

столица была перенесена на западный берег Каспийского моря, в Семендер, и,

наконец, в Итиль в дельте Волги.

Существует несколько описаний Итиля, дополняющих друг друга. Город

лежал на обеих берегах реки. Восточная часть называлась "Хазаран", западная

"Итиль"*; между собой они соединялись наплавным мостом. Западная половина

была окружена кирпичной крепостной стеной; там размещались дворцы и дворы

кагана и бека, жилища их слуг** и "чистокровных хазар". В стене было четверо

ворот, одни из которых выходили на реку . На противоположном, восточном

берегу жили "мусульмане и идолопоклонники" (55); здесь находились также

мечети, базары, бани и другие общественные службы. Несколько арабских

мечетей в арабском квартале и высота главного минарета. Они также дружно

подчеркивают автономию мусульманских судов и духовенства. Вот что пишет об

этом ал-Масуди, которого иногда называют "арабским Геродотом", в своем

сочинении "Промывальни золота и россыпи драгоценных камней": "В хазарской

столице по правилу семь судей; два из них для мусульман; два - для хазар,

которые судят в соответствии с Торой (по Закону Моисея); два - для христиан,

которые судят в соответствии с Евангелием, и один для саклабов (славян),

русов и других язычников, которых судят согласно языческому [обычаю], т.е.

по велениям разума. "А когда представится случай большой важности, для

которого у них нет знания, они собираются у мусульманских кади (судей),

судятся перед ними и следуют тому, что надлежит по шариату. [...] Русы и

саклабы, которые, как мы уже говорили, язычники, [также] служат в войске

царя и являются его слугами". В его стране находится много мусульманских

купцов и ремесленников, которые наехали в страну хазарского царя ввиду

справедливости и безопасности, [господствующих] там. У них есть соборная

мечеть с минаретом, который возвышается над царским домом, а также и другие

мечети со школами, в которых дети обучаются Корану. "Если бы мусульмане и

христиане вошли бы в соглашение, царь не имел бы средств [противостоять

* В разные периоды город был известен под разными названиями:

аль-Баяда, Белый Город.

** Масуди помещает эти сооружения на острове вблизи западного берега

или на полуострове.

По прочтении этих строк выдающегося арабского историка, написанных в

первой половине Х века (предположительно между 943 и 974 гг.), создается

слишком идиллическая картина жизни в хазарском царстве. Вот и в статье

"Хазары" "Еврейской Энциклопедии" мы читаем: "Во времена, когда в Западной

Европе неистовствовали фанатизм, невежество и анархия, царство хазар могло

гордиться справедливым и терпимым правлением"*.

* Так сказано в энциклопедии, изданной в 1901-1906 гг. В "Encyclopaedia

Judaica" 1971 г. статья о хазарах, написанная Данлопом, образцово

объективна.

Это, как мы видели, верно лишь отчасти. Не существует свидетельств о

практике религиозных преследований в Хазарии ни до, ни после перехода в

иудаизм. В этом отношении хазарское государство можно считать более терпимым

и просвещенным, чем Восточно-Римскую империю или ислам на ранних стадиях. С

другой стороны, у них, судя по всему, сохранялись от племенного прошлого

варварские обряды. Напомним сведения Ибн Фадлана об умерщвлении людей,

принимавших участие в сооружении могилы и погребении кагана. Он же упоминает

другой архаический обычай: "Продолжительность [правления] их царя - сорок

лет. Если он переживет их [хотя бы] на один день, то подданные и его

приближенные уволят его или убьют и скажут: "У этого ум уже уменьшился и его

суждение [стало] путаным [неясным]"" .

Истахри предлагает иную версию:

"Что касается управления ими и правителя, то глава их называется

"хакан-хазар". Он выше царя хазарского, но его самого назначает царь. Когда

они желают поставить кого-нибудь этим хаканом, то приводят его и начинают

душить шелковым шнурком. Когда он уже близок к тому, чтобы испустить дух,

говорят ему: "Как долго желаешь царствовать?" - он отвечает: "Столько-то и

столько-то лет". Если он раньше умрет [то его счастье], а если нет, то его

убивают по достижении назначенного числа лет царствования" .

Дж. Б. Бьюри (21; 405) с сомнением отнесся к этому сообщению, и от

него, действительно, стоило бы отмахнуться, если бы ритуальное цареубийство

не было таким распространенным явлением в архаических и традиционных

обществах. Дж. Фрезер особо подчеркивал связь между представлением о

божественном статусе царя и сакральной необходимостью убивать его по

прошествии определенного срока, или в случае, когда его жизненные силы

иссякнут, чтобы божественная энергия могла найти новое воплощение*.

* Фрезер посвятил этой теме специальную статью " Убийствохазарских

царей" (Frazer J. The Killing of the Khazar Kings // (Folklore. XXVIII.

В пользу правдивости Истахри говорит то обстоятельство, что об

аналогичной экзотической церемонии "удушения" будущего царя у другого народа

Кок-тюрок - говорится в независимом китайском источнике. 3. В. Тоган (28;

269) ссылается на французского антрополога Сен-Жюльена, писавшего в 1864 г.:

"При возведении государя на престол ближайшие важные сановники сажают его на

войлок, и по солнцу кругом обносят девять раз. При каждом разе чиновники

делают поклонение пред ним. По окончании поклонения сажают его на верховую

лошадь, туго стягивают ему горло шелковою тканью, потом, ослабив ткань,

немедленно спрашивают: сколько лет он может быть ханом?" .

Мы не знаем, отказались ли хазары от ритуала умерщвления царей (если он

вообще существовал) с переходом в иудаизм; если да, то, значит, арабские

так поступали постоянно, переписывая информацию предшественников и выдавая

ее за новую. Как бы то ни было, не приходится сомневаться в обожествлении

кагана, независимо от того, приносили ли его в конце концов в жертву. Как

уже говорилось, ему поклонялись, но держали почти что в заточении,

отрезанным от своего народа, а потом устраивали ему пышную церемонию

похорон. Государственными делами, в том числе военными, занимался бек

(именуемый иногда каган-беком), обладавший реальной властью. В этом сходятся

и арабские источники, и современные историки; последние обычно характеризуют

хазарскую систему правления как "двойное царствование", где каган

представлял небесную, а бек - светскую власть.

Двойное царствование у хазар иногда сравнивают - скорее всего, ошибочно

С диархией в Спарте, а также с внешне тождественным ей двойным правлением

у различных тюркских племен. Два спартанских царя происходили из двух

главных родов и обладали одинаковой властью; что же касается кочевых племен

с двумя вождями*, то нет указаний на разделение их функций, как у хазар.

Правильнее сравнить хазарский вариант с системой правления, существовавшей в

Японии со средних веков до 1867 г.: светская власть была сосредоточена в

руках сегуна, а микадо являлся объектом поклонения как воплощение божества.

* Алфолди предполагал, что они возглавляли два крыла орды; об этом

писал и Данлоп (37; 159).

Кассель (26; 52) предложил занятную аналогию: он сравнил хазарскую

систему управления с шахматами. На шахматной доске двойное царствование

олицетворяется королем (каган) и ферзем (бек). Король находится в изоляции,

охраняемый слугами, имеет мало власти и может совершать только одношаговые

ходы. Ферзь, в противоположность ему, выступает самой могущественной

фигурой, доминирующей на доске. Тем не менее утрата ферзя не означает конец

игры, тогда как падение короля символизирует окончательный разгром,

завершение партии.

Таким образом, двойное царствование отражает резкое разграничение между

священным и мирским в хазарской психологии. Божественные черты кагана

явственно проступают в следующем отрывке из Ибн Хаукаля*:

"Хаканство является исключительною принадлежностью известных семей. У

хакана власть среди хазар только номинальная, и его только величают, когда

входят к нему. Приходят к нему только по необходимости. При входе к нему

входящий падает перед ним ничком на землю, поклоняется ему и становится

вдали, пока хакан не разрешит ему приблизиться. Когда постигает их тяжелое

событие или война, то они выводят хакана, и не взглянет на него ни один из

тюрков или других соседних с ними кяфиров (неверных) без того, чтобы не

поклонился и не удалился. И никто не воюет с ним из-за великого почтения к

нему. Когда он умрет, и его похоронят, то не проедет ни один мимо могилы его

без того, чтобы не спешиться перед нею и не поклониться праху его; и путник

сядет верхом не прежде, чем скроется из виду его могила.

* Ибн Хаукаль, арабский путешественник, географ и историк, написал свою

"Книгу путей и стран" примерно в 977 г. Цитируемый ниже отрывок почти

дословно повторяет текст Истахри, написанный на сорок лет раньше, однако

более понятен, поэтому я остановил выбор на переводе из Ибн Хаукаля,

выполненном Оусли в 1800 г.

Повиновение их своему царю доходит до того, что, когда иной раз бывает

необходимо убиение одного из них, а он бывает наиболее уважаем из них перед

царем и занимает весьма значительное место при нем, и в то же время царь не

желает его открытой казни, то приказывает ему самому убить себя, а тот

удаляется в свой дом и кончает с собой.

Я уже упоминал, что хаканство есть принадлежность известных семей, не

имеющих владений и богатств, но иногда бывают среди них богатые. Когда

достается кому-нибудь хаканство, то ему присягают, не обращая внимания на

его имущественное положение. Мне сообщил человек, которому я доверяю, что он

видел на одном из их рынков юношу, продававшего хлеб; и они говорили, что

если хакан их погибнет, то никого нет более достойного хаканства, чем он,

разве только, что он мусульманин, а назначаются на хаканство только иудеи.

У хазар трон под золотым навесом изготовляется только для хакана; шатры

хакана, когда разобьют их в случае необходимости в дороге, выше шатров царя,

а жилище его в городах выше царского жилища. (58; 189-90) .

Отрывок о достойном юноше-хлеботорговце, или чем бы он ни торговал,

больше похож на сказку о Гарун-аль-Рашиде. Если он был наследником золотого

трона, предназначенного для одних иудеев, то почему рос бедным

мусульманином? Если попытаться извлечь из этой истории хоть какой-то смысл,

то придется заключить, что кагана выбирали в зависимости от достоинств

кандидата, но только среди членов "императорского" или "знатного" рода. Так,

кстати, полагают и Артамонов, и Зеки Валиди. Артамонов считает, что у хазар

и других тюрков правили выходцы из тюркютской династии, некогда царившие в

угасшей тюркской империи (см. выше, раздел 3). Зеки Валиди предполагает, что

"императорская раса" или "знатный род", к которому должен принадлежать

каган, - это династия Ашина, упоминающаяся в китайских источниках, - подобие

аристократов пустыни, происхождением от которых традиционно гордились

тюркские и монгольские правители. Это предположение вызывает доверие и

помогает как-то примирить противоречивые ценности, провозглашаемые в

рассматриваемом отрывке: благородный юноша без гроша за душой - и величие,

окружающее золотой трон. Перед нами наложение двух традиций, подобное

оптической интерференции двух волновых картин на экране: аскетизма племени

кочевников пустыни и блеска царского двора, процветающего благодаря торговле

и ремеслам подданных и стремящегося затмить соперников в Багдаде и

Константинополе. Ведь у истоков религий, исповедуемых в обеих пышных

столицах, тоже стояли некогда пророки, вышедшие из пустыни.

Все это не объясняет поразительного разделения божественной и светской

властей, уникального для этого периода и региона. Как писал Бьюри (21; 405),

"мы не знаем, когда реальное правление кагана сменилось божественным

бездействием и зачем ему было возвышение до положения, похожего на положение

японского императора, когда для процветания государства важно его

существование, но не правление".

Вариант ответа на этот вопрос был недавно предложен Артамоновым. Он

предположил, что провозглашение иудаизма государственной религией было

результатом переворота, превратившего кагана, представителя языческой

династии, чьей преданности закону Моисея нельзя было полностью доверять, в

подставное лицо. Гипотеза ничем не хуже других - и так же, как другие, мало

подкрепленная фактами. Тем не менее вполне вероятно, что эти два события -

переход в иудаизм и начало двоецарствия - были каким-то образом связаны

между собой*.

* До перехода в иудаизм каган еще играл активную роль - взять хотя бы

историю с Юстинианом. Ситуацию затемняет то обстоятельство, что арабские

историки часто говорят о "кагане", определенно подразумевая "бека"

(поскольку "каганом" у многих племен именовался правитель), а бека именуют

по-разному. как явствует из таблицы (по Минорски, ):

Константин Багрянородный: хакан, бек

Ибн Русте: хазар хакан, айша

Масуди: хакан, Малик

Истахри: Малик Хазар, хакан хазар**

Ибн Хаукаль: хакан хазар, Малик Хазар или бек

Гардези: хазар хакан, Абшад

** Возможна неверная последовательность правителей.


В пределах, где существовало Вавилонское царство, по общему показанию историков.находилось место, где в первый раз появился род человеческий, там же случился и потоп Ноев.

Мухаммад ибн Джарир ат-Табари в своей «Истории» говорит, что маги не признают всемирного потопа; некоторые мусульманские историки допускают, что потоп был только в Вавилонии, Ираке, Сирии до Йемена. Ахмад ибн Хамдаллах Казвини в Тарих-и гузида говорит, что потоп был только на Аравийском полуострове; китайцы и некоторые из тюрок также не признают общего потопа; в одном Табакат, или родословной турецких султанов, род их ведется до тюркских ханов и от них восходит до Ноя и до Адама. Как бы то ни было, но род человеческий распространился на поверхности земли. Страны восточные и северные принадлежали роду Иафета, жарские поясы Африки и Индии – потомству Хама, а земли аравийские, персидские и южная часть Европы – потомству Сима. По свидетельству автора книги Раузат ас-сафа (конец IX в. х.) со 14° ю. ш. в океане есть острова, где живут народы племени Сима 1.

Упомянутые три родоначальника [народов] были сыновья Ноя, но некоторые историки принимают их только за предводителей племен, иначе они не могли бы так далеко отойти от места своего рождения. Другие же считали Иафета первым государем тюрок, современником Каюмарса, первого царя Персии или всего рода Сима. По словам авторов Гузида и Хуласат ал-Ахбар, Иафет имел восемь, а по автору Раузат ас-сафа – одиннадцать сыновей 2:

1. Тюрк, старший сын и наследник отца, был царем правосудным и человеколюбивым.

По его имени все племена рода Иафета называются тюрками. После смерти отца он избрал в Туркестане для своего жительства место, изобилующее горячими и холодными родниками. Вначале он строил шалаши из камыша и травы, а потом шатры из звериной кожи. Место это называется Сулук, а в Зафар-наме – Сулугай 3. По Карамзину и другим историкам, тюрки, жившие на берегах Иртыша и Яика, были могущественны и предпринимали набеги на Китай и Персию. В 580 г. они завладели северо-восточными берегами Черного моря, но в том же году в сражении, с аварами лишились их. Послу римского императора Тиберия тюркский хан говорил: «Не те ли Вы римляне, которые говорят на десяти языках и на всех одинаково обманывают? Мы тюрки, не знаем ни лжи, ни обмана и ведайте, что я найду случай отомстить вашему государю, который уверял меня в своей дружбе, покровительствует аварам, беглым рабам нашим» 4.

В 581 г. царство тюркское разделилось на Восточное и Западное и оба в битвах с различными народами надолго ослабели, но через несколько веков они явились с новой силой и наполнили ужасом отдаленные страны света.

2. Хазар, который после нескольких переселений с места на место остановился с племенем своим на берегу реки Итил, где основал город и занимался рыбной ловлей и первый открыл пчелиный мед. Говорят, что Хазар останки своего умершего сына при стечении народа, с музыкой предал огню как противника воды. Этим Хазар Хотел отомстить воде за то, что его отец Иафет утонул.

Племя хазар тюркского происхождения и с III столетия упоминается уже в Армянской истории, как кочующее по берегам Волги, а европейские историки видят здесь хазар в IV веке. Д,Анвиль говорит 5, что в начале. V столетия один из татарских владетелей по имени Тудун или Турун первый принял звание хакана хазарского.

В 626 г. император Ираклий вовлек хазаров в войну с персами; в том же году он назвал хакана своим сыном и надел на него диадему. Хаканы неоднократно входили в родство с императорами. Овладев землями между Каспийским и Черным морями, они подчинили своей власти многие славянские племена и, переходя через Кавказ, вели частые войны с персами и арабами. Хазары сперва были идолопоклонниками, а в VIII веке приняли, по словам ал-Мас"уди, еврейскую веру, а с 858 года – христианскую.

Абу-л-Фида говорит, что хакан должен быть из царской фамилии. Перед хаканом должны падать ниц и подниматься только с его разрешения, подходить близко и разговаривать с ним строго воспрещалось.Проезжая мимо могил хаканов, надо было спешиться и кланяться могилам. Кому хакан предлагал смерть, тот уходил к себе и кончал самоубийством.

Бедные члены этой династии также имели возможность достичь престола. Абу-л-Фида передает рассказ про одного молодого мелкого торговца, который был наследником престола. Обыкновенно хаканом должен быть иудей, а этот торговец был мусульманином 6.

Хакан. вместе с десятью приближенными чинил суд над народом. Между членами этого суда обязательно должны были быть мусульманин, иудей, христианин и язычник.

Жители этого города (Атил) были, главным образом, мусульманами и иудеями, но последних было очень мало. Почитаемыми в городе считались мусульмане. Купцы эти питались, главным образом, рыбой и рисом.

Вокруг города на 10 фарсахов простирались плодородные поля. В реку, которая протекает через город, заходили суда и торговые корабли с хорезмскими товарами.

Другие корабли из пределов Буртаса везли ценные шкуры чернобурых лис. Цари степных народов покупали их за большие деньги для шапок. Из других стран также получали лисьи шкуры красного, бурого и алого цветов. Эти шкуры назывались араби.

Эти товары доходили не только до Хорасана, Дербенда, Барды, но достигали даже Франции и Испании.

Дома этого города строились из камышей и ветвей. Дворец хакана находился на западе от реки и был построен из кирпичей. У хазар есть город, который назывался Исмид. Он славился многочисленными хорошими садами. Можно предположить, что в слове Исмид – буква «и» – перепутана с буквой «н» и в конце опущено «р»; тогда получается Семендер или Исмендер.

От Дербенда до Серира простирались сады. Здесь также произрастал виноград.

По Карамзину, столица хакана- город Итил была построена Ануширваном. Хазары в противоположность гуннам и тюркам стремились возводить укрепления. Крепость Саркел в краю казаков (Шехригах) была стоянкой хакана 7.

3. Рус. История изображает его человеком беспокойным и предприимчивым, кочующим с ордою с места на место. Он послал к Хазару просить у него земли для обитания.

Хазар отдал ему некоторые острова из своих владений, имеющие хороший климат и почву. У русов есть обычай отдавать все имущество дочерям, сыну же отдавали один только меч и говорили ему: «Вот твое наследство!».

По показанию Карамзина и других русских историков, в 862 г. по приглашению северных славян, угнетаемых. беспорядками, из-за Балтийского моря пришли три брата Руса и водворились в землях славянских. С того времени начинается Русское государство 8, которое, принимая в состав свой многочисленные племена славян, тюрок, гуннов, аваров, монголов и татар, сделалось впоследствии могущественной державой на севере и востоке.

Во многих нормандских преданиях сохранились сообщения о чудесных делах древних русов и о дружелюбном письме к ним Александра Македонского, но как бы ни были баснословны эти сказания, они все же намекают на глубокую древность русов.

В книге Иезекииля (глава 38) и в книге Иеремии (глава 25) имя Рос встречается между восточными племенами.

4. Гарре, человек лукавый, поселился со своим народом в окрестностях Булгарии, он воевал с Тюрком и в одном из сражений был убит сын его Бейгур. В Роузат ас-сафа говорится, что в то время вражда между ними существовала 9. Имя народа булгар за столетие до н. э. упоминается в «Истории» Моисея Хоренского 10.

5. Камари, которого называют также Кемак, был звероловом, человеком веселого нрава. Он поселился на том месте, которое впоследствии назвал именем старшего сына своего Болгара, его младшего сына звали Партас. Они оба стали родоначальниками разных племен. Народ Кумук вероятно произошел от Кемака, ибо Птолемей кумуков называет кам и камак.

6. Саклаб имел многочисленное племя. Во время перехода племени с места на место у него родился сын, который после смерти матери питался собачьим молоком и, повзрослев, бросался на людей подобно собаке. Он был женат на девице из своего племени. Сын его Саклаб, став впоследствии главой племени, отправил послов к Русу и Хазару и просил у них места для жительства, но они из-за многочисленности его племени не могли удовлетворить требования Са.клаба. Дело дошло до брани и он, разбитый, удалился с племенем своим на север, под 64° широты, где его люди по причине сильной стужи делали для себя подземные жилища. 7. Чин остался жить в городе, построенном Иафетом названным его же именем. Ему приписывают многие ремесла – изобретение шелка, ткачество, составление красок, живопись, добывание мускуса и многие другие изобретения.

8. Баридж, от которого произошли франки и некоторые другие южноевропейские народы.

9. Масак, от него произошли монголы и Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог). О других сыновьях Иафета ничего не известно.

По Библии Иафет имел восемь сыновей: Гомер, Магог, Мадий, Яван, Елиса, Фувал, Мосок и Фирас 11. Можно предполагать, что Магог, Гомер и Масак являются упоминаемыми арабами Маджуджом, Камари и Масеком. Сходство санскритского и главных европейских языков во многих глаголах и коренных именах показывает родство южных народов с северными. Во всяком случае, люди вначале были дики и наги и жили только в странах южных, потому что без тёплой одежды, жилищ и необходимых жизненных потребностей они не могли существовать на севере. Когда же были изобретены некоторые удобства для жизни и по мере роста населения увеличилась необходимость в жизненных потребностях, звероловстве и обширных пастбищах для стад, то люди стали расселяться и в странах менее удобных для жизни и между прочим и на севере. Переход людей на север по большей части должен был совершаться через Кавказ и в особенности через Ширван и Дагестан, ибо в те времена из-за отсутствия кораблей они не могли переходить другим способом и путем с множеством своих стад на запад, ограждаемый морями. С восточной же стороны им было весьма трудно проходить безводные и голые степи Кипчакские; между тем луговые долины Кавказа, обильные ручьями и родниками, теплые ущелья, покрытые лесами и фруктовыми деревьями, представляли им много удобств как для жительства, так и для перехода через этот край.

По словам других авторов, в незапамятные времена цари персидские и других стран приходили на Кавказ как для завоевания и любопытства, так и для спасения себя от преследования неприятелей. Ширван всегда подвергался набегам и грабежам северных и южных народов. В древних преданиях вавилонских и ассирийских ясных сведений о Кавказе не имеется, но в персидских и арабских летописях говорится, что Фаридун сын Фарруха 12 из Пишдадиевой династии и Кей-Кубад, родоначальник Кеянидских царей 13, в молодости скрывались от врагов на Эльбрусе 14. На персидский престол Фаридуна посадил Гавех-Ахангар, а Кей-Кубада – Рустам Забули

-> Средние века -> Кумеков Б.Е. -> ->

Государство кимаков 9-11 вв. по арабским источникам - Кумеков Б.Е.

- Алма-Ата, 1972. - 158 c.
Скачать (прямая ссылка): gosudarstvokimakov1972.djvu Предыдущая 1 .. 38 > .. >> Следующая

1 " Столица хакана - огромный город, окруженный укрепленной стеной с железными воротами. У царя в городе имеется многочисленное войско. От столицы хакана до Маншанах 4 дня пути по суше в северном направлении, а вниз по реке (Гамаш. - Б. К.) меньше, чем по суше. От города Хакана царя до г. Фаварег 4 перехода в направлении на юго-запад» .

Приведенный отрывок может быть признан целиком заимствованным из неизвестного нам источника. Таким источником мы считаем того самого Джанаха ибн Хакана ал-Кимаки, который назван в предисловии к «Нузхат ал-муштак».

Было бы, конечно, неоправданно наивным исключать возможность авторских домыслов - апологетических преувеличений, преследующих политические цели. Так, непомерная величина описываемых городов явно свидетельствует о желании автора не унизить культуру и богатство собственной страны в глазах жителей Багдада или Дамаска. Вызывает некоторые сомнения само число «шестнадцать городов». В широко известном в арабской научной литературе труде Ибн Хордадбеха (IX в.) «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» и книге Ибн ал-Факиха «Китаб ахбар ал-булдан» тоже говорится о «шестнадцати городах тюрков» . Однако «шестнадцать городов», упоминаемые Ибн Хордадбехом и Ибн ал-Факихом, располагают
лнсь главным образом на современной территории Ташкентской, Чимкентской и Джамбулской областей и никакого отношения не имели к кимакским городам, описываемым ал-Идриси и в основном локализуемым по бассейну р. Иртыша и в Северо-Восточном Семиречье.

Стоит также упомянуть, что кимакский город Дахлан назван в другом месте «городом гузов». Быть может, преувеличены некоторые расстояния и застроенная городами часть страны показана более обширной. Очевидной апологетикой отдают сообщения о «непрерывных пашнях и возделываемых землях» между ки-макскими городами: автор явно вдохновлялся видами Хорезма, Мавераннахра или Южной Месопотамии, Подобные неточности возможны и в описании некоторых других деталей.

Учитывая несогласие сведений ал-Идриси (resp. Джанаха ал-Кимаки) с одновременными, т. е. восходящими к X-XI вв., сообщениями других источников, не следует ли поставить под сомнение само наличие городской или оседлоземледельческой культуры у кимаков?

Описание кимаков как кочевников, не знающих других занятий, кроме скотоводства и охоты, стало в мусульманской географической литературе обязательным трафаретом едва ли не с IX в. Ho сквозь жесткие рамки трафарета прорываются отдельные сообщения, резко контрастирующие с теми представлениями, которые так навязчиво декларируются. «Это народ, у которого нет ни селений, ни домов; они владеют толыш чащами и лесами, водами и пастбищами», - пишет о кимаках Тахир ал-Марвази (XII в.), но тут же отмечает, что «зимние жилища у кимаков - землянки или полуземлянки, зимой кимаки занимаются промысловой охотой в тайге на соболя и горностая, передвигаясь на лкжгх* !435, с. 201 4. Естественно, что такого рода быт и занятия мало связаны с кочевым скотоводством и свидетельствуют скорее о полуоседлости, по крайней мере, части кимакских племен.

Совсем другие сведения сообщает «Худуд ал-алам» (X в.). В главе «Рассуждение о стране кимаков и их

¦ О землянках у кимаков упоминает так".ке Ис\ак нбн ал-Ху-сліін . Тамим ибн Бахр (I пол. IX в.) посещает царя кимаков в его ставке близ «селений и возделанных земель», а также отмечает город царя кимаков, соединяющийся дорогой с Ta-разом . О наличии городской культуры у кимаков сообщают также ИСн Саид, Пбн ал-Варди, Ибн Ийас .

Как уже говорилось, археологические изыскания, проведенные А. X. Маргуланом в Центральном Казахстане, показывают, что оседлые поселения существовали в прошлом и в более северных областях Казахстана, остатки которых прослеживаются, хотя » спорадически, на значительном материале. Здесь открыто много древних архитектурных памятников, остатков поселений, оросительных каналов, говорящих о наличии в прошлом целого ряда культурно-экономических очагов . Именно в этом районе, точнее з долине p. Ca-рысу, А. X. Маргулан локализует кн:макс?:ое поселение Жубин по данным «Худуд ал-алам», отождествляя ст., с поздним Жубан-Ана русских источников (204, с. 22; 207, с. 97; 284, I, с. 206].

Естественно, что страна кимаков, простиравшаяся, согласно «Худуд ал-алам», от Иртыша ^o Птиля (Волги), а по ал-Мукаддаси (X в.) - и до границ мусульманского мира на Сырдарье }

Понравилась статья? Поделитесь ей