Контакты

Должностная инструкция преподавателя (Силко И.Г.). Должностные обязанности учителя Типовая должностная инструкция преподавателя техникума

Зачем нужна должностная инструкция преподавателя? Законодательство не предполагает обязательного наличия подобного документа, но многие руководители образовательных учреждений считают его весьма полезным.

Предназначение

По профстандарту содержит требования, которые предъявляются педагогу при устройстве на работу и в процессе трудовой деятельности. Составляется она не для отдельного лица, а для конкретной должности, поэтому невозможно вести речь о предвзятом отношении к отдельному человеку, если он нарушит установки. В должностной инструкции, к примеру, закрепляется требование об обязательном наличии среднего либо высшего образования по определенной специальности.

Что указывают в инструкции?

В должностной инструкции преподавателя перечислены его основные права и обязанности. Это удобно для сотрудника, так как он отчетливо знает, что именно от него могут потребовать. Наличие такого документа позволяет руководству контролировать работу подчиненных, поощрять либо наказывать их за несоблюдение норм и правил.

Также должностная инструкция может включать конкретизацию правил, связанных с аттестацией, премированием, дисциплинарным наказанием педагогов. Безусловно, такие нормы могут содержаться в локальных актах организации (приказе директора, уставе школы, в правилах внутреннего распорядка), но намного удобнее, когда все они собраны в одном документе.

Если на испытательном сроке находится новый педагог, должностная инструкция преподавателя школы позволяет объективно оценивать, насколько успешно им пройдено испытание. По результатам директор принимает решение о трудоустройстве работника на постоянной основе либо о прекращении с ним трудовых отношений.

Должностная инструкция преподавателя школы

В общеобразовательной школе должностная инструкция разрабатывается в соответствии с нормативно-правовыми документами. Что отражено в этом документе?

  1. Права преподавателя.
  2. Должностные обязанности.
  3. Режим рабочего времени.

  • Учитель назначается и снимается с должности по приказу директора ОУ.
  • В своей деятельности педагог руководствуется Конституцией РФ, законами РФ, локальными актами ОУ.
  • Учитель должен владеть методикой преподавания предмета, знать психологию детей. Строить рабочую программу, основываясь на ФГОС. Использовать на уроках современные средства и методики обучения.
  • Педагог отвечает за безопасность своих воспитанников, поэтому не должен оставлять детей в классе без присмотра.
  • Учитель не имеет права менять расписание уроков по своему усмотрению.

На какие документы опираются?

В настоящее время в законодательстве нет четких и обязательных требований к содержанию должностной инструкции педагога. В процессе ее создания учитывают ГОСТы, касающиеся оформления официальной документации. К примеру, ГОСТ Р 6.30-2003. Несмотря на то что он был разработан в 2003 году, его содержание актуально и в настоящее время.

Дополнительное образование: чем отличается инструкция?

Должностная инструкция преподавателя дополнительного образования строится по тем же принципам, что и документ, предназначенный для учителя общеобразовательных предметов.

Однако из-за специфики работы содержание документа включают пункты, регулирующие работу преподавателей:

  • Педагог дополнительного образования должен стремиться к выявлению, развитию и совершенствованию талантов ребенка.
  • Преподаватель должен строить программу занятий с учетом возрастных особенностей детей.
  • В обязанности учителя входит использование современных технологий и методов обучения.
  • Преподаватель должен владеть нормативной базой, касающейся вопросов воспитания и обучения подрастающего поколения.

ДШИ: особенности инструкции

Должностная инструкция преподавателя ДШИ состоит из трех основных частей:

  • вводной, в которой содержатся основные требования к педагогу (указываются нормативные акты, квалификационные требования, порядок назначения, увольнения);
  • перечня обязанностей с учетом квалификационных требований;
  • прав учителя (с учетом российского законодательства, устава образовательной организации).

В перечень прав и обязанностей преподавателя ДШИ входят пункты, затрагивающие:

  • Соблюдение прав ребенка.
  • Знание основных нормативных документов.
  • Знание правил пожарной безопасности.
  • Обучение и воспитание с учетом индивидуальных особенностей ребенка, а также специфики преподаваемого предмета.
  • Привитие интереса к миру искусства.
  • Обеспечение образовательного процесса в полном соответствии со стандартами.
  • Воспитание школьников с учетом возрастных особенностей.
  • Составление рабочих программ согласно требованиям ФГОС.
  • Оценку достижений школьников.

Инструкция педагога СПО

Должностная инструкция преподавателя СПО отличается от аналогичного документа для педагога общеобразовательной школы объемом требований.

В основе лежат те же принципы:

  • Преподавание предмета по ФГОС СПО.
  • Подбор образовательных программ и методик обучения, которые обеспечивают максимальный результат при усвоении студентами определенного объема знаний.
  • Планирование учебного процесса и рабочих программ в соответствии с основами психологии труда и стадиями профессионального роста.
  • Предоставление студентам возможности демонстрировать уровень знаний посредством выполнения контрольных заданий с последующим разбором ошибок.
  • Ведение необходимой документации.

Инструкция педагога-организатора

  1. На должность назначается лицо, имеющее высшее или среднее педагогическое образование.
  2. Работник обязан соблюдать все нормативные акты, касающиеся прав детей.
  3. Педагог дополнительного образования не имеет права оказывать платные услуги в организации, если это может вызвать конфликт интересов.
  4. Сотрудник обязан соблюдать правила трудового распорядка, принятые в организации.
  5. Педагог-организатор должен владеть правилами пожарной безопасности.
  6. Учителю необходимо относиться к своим воспитанникам и их родителям доброжелательно.
  7. Преподаватель-организатор формирует различные кружки и привлекает детей к участию в их деятельности. А также организует исследовательскую работу обучающихся в интересующих их направлениях.
  8. Педагог-организатор отвечает за проведение культурных и развлекательных мероприятия. Кроме того, он занимается организацией посещения различных выставок, концертов, музеев в каникулярное время.

Требования к составлению инструкции

В процессе подготовки текста должностной инструкции учитывается следующее:

  • обязанности должны быть выполнимыми для работника;
  • формулировки указываются четко и конкретно;
  • все пункты инструкции должны соответствовать Трудовому кодексу и нормативным документам, регулирующим работу образовательных организаций.

Некоторые руководители учебных учреждений пытаются вписывать в инструкцию огромное количество пунктов, выполнять которые у работника не будет ни времени, ни сил, поэтому перед вступлением в должность нужно внимательно ее прочитать.

Ориентиры для инструкции

Для того чтобы инструкция соответствовала законодательным требованиям, при ее составлении опираются на:

  • ФГОС для образовательных учреждений разных уровней;
  • квалификационные требования, предъявляемые к педагогическим кадрам;
  • устав образовательной организации;
  • нормативные акты регионального уровня, связанные с деятельностью педагога.

Что еще входит в инструкцию?

В инструкцию включены те виды работ, выполнять которые сотрудник будет сразу после подписания трудового договора. Основной задачей учителя является обучение подрастающего поколения. Для этого важно тщательно готовиться к проведению уроков, выполнять добросовестно свои обязанности, четко следовать образовательным стандартам нового поколения.

Современный учитель должен обеспечивать:

  • мотивацию и поддержку учебной работы школьников;
  • уважение их чести и достоинства;
  • оценку учебной деятельности;
  • отображение посещаемости и уровня приобретенных знаний в классном журнале, дневниках, отчетах;
  • своевременное предоставление руководству отчетов о реализованных планах

В инструкции дополнительно отмечается обязанность педагога проходить ежегодные медицинские осмотры. При отказе работодатель имеет право отстранить учителя от выполнения должностных обязанностей. В инструкции указывается запрет на оскорбления, использование физического и психологического воздействия на детей. Учитель должен являться примером внимательного, воспитанного, вежливого человека.

В любой должностной инструкции для педагога отмечают следующие пункты:

  • уровень образования;
  • опыт профессиональной деятельности;
  • владение современными методиками обучения;
  • знание Конвенции о правах ребенка и Федерального закона «Об образовании», гражданского, семейного, трудового законодательства, разнообразных муниципальных законов.

I. Общие положения

1. Преподаватель относится к категории специалистов; назначается на должность

2. На должность преподавателя назначается лицо, имеющее среднее

На должность преподавателя музыкальных дисциплин назначается лицо, имеющее

3. Назначение на должность преподавателя и освобождение от нее производится

4. Преподаватель должен знать:

4.1. Конституцию Российской Федерации.

4.2. Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.

4.3. Конвенцию о правах ребенка.

4.5. Основные технологические процессы и приемы работы по профилю специальности.

4.6. Основы экономики, организации производства и управления.

4.7. Педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения.

4.8. Современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся.

4.9. Основы трудового законодательства.

4.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

6. На время отсутствия преподавателя (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Преподаватель:

1. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

2. Организует и контролирует их самостоятельную работу.

3. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии.

4. Формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности.

5. Участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество подготовки выпускников.

6. Соблюдает права и свободы обучающихся.

7. Поддерживает учебную дисциплину, контролирует режим посещения занятий.

8. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ, соблюдение требований безопасности труда в учебном процессе.

9. Проводит воспитательную работу.

10. Повышает свою профессиональную квалификацию.

III. Права

Преподаватель имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).

5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Преподаватель несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции преподавателя, образец 2019 года. должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности преподавателя, права преподавателя, ответственность преподавателя.

Должностная инструкция преподавателя относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования ".

В должностной инструкции преподавателя должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности преподавателя

1) Должностные обязанности. Организует и проводит учебную и учебно-методическую работу по всем видам учебных занятий, за исключением чтения лекций. Участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательного учреждения. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ. Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя разрабатывает или принимает участие в разработке методических пособий по видам проводимых занятий и учебной работы, организует и планирует методическое и техническое обеспечение учебных занятий. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Принимает участие в воспитательной работе с обучающимися (студентами, слушателями), в организации их научно-исследовательской работы, в профессиональной ориентации школьников, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, обеспечению учебных подразделений и лабораторий оборудованием. Контролирует и проверяет выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий. Контролирует соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях образовательного учреждения.

Преподаватель должен знать

2) Преподаватель при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; образовательные стандарты по соответствующим программам высшего образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; основы экологии, права, социологии; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации преподавателя

3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы.

Должностная инструкция преподавателя - образец 2019 года. Должностные обязанности преподавателя, права преподавателя, ответственность преподавателя.

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Томский лесотехнический техникум»

Должностная инструкция преподавателя

1. Общие положения

1.1. Преподаватель относится к категории специалистов.

1.2. На должность преподавателя принимается лицо:

– имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы;

– не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);

– не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);

– не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);

– не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);

– не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ).

1.3. Преподаватель должен знать:

– приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

–законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Конвенцию о правах ребенка;

– основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Томский лесотехнический техникум», а также основы экономики, организации производства и управления;

– педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения;

– современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;

– теорию и методы управления образовательными системами;

– современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

– основы экологии, экономики, социологии;

– основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

– основы трудового законодательства;

– Правила внутреннего трудового распорядка областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Томский лесотехнический техникум»;

– правила по охране труда и пожарной безопасности;

1.4. Преподаватель в своей деятельности руководствуется:

– Уставом областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Томский лесотехнический техникум»;

– настоящей должностной инструкцией;

– иными актами и документами, непосредственно связанными с трудовой функцией преподавателя.

1.5. Преподаватель подчиняется непосредственно директору областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Томский лесотехнический техникум».

1.6. В период отсутствия преподавателя (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.7. Преподаватель относится к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников четвертого квалификационного уровня (Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н).

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ преподаватель (наименование должности)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Преподавателя Краевого государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Ачинский педагогический колледж», именуемое в дальнейшем «Колледж».
1.2. Преподаватель назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора Колледжа.
1.3. Руководитель физвоспитания подчиняется непосредственно:
- директору;
- заместителю директора по учебно-воспитательной работе;
- заведующему кафедрой (предметно-цикловой комиссией, заочным оделением).
1.4. На должность Преподавателя назначается лицо с учетом требований к квалификации
1.5. Преподаватель должен владеть компьютером на уровне уверенного пользователя, в том числе уметь пользоваться специальными компьютерными программами.

1.6. Преподаватель должен знать:

Конституцию Российской Федерации;

Законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;

Конвенцию о правах ребенка;

Основные технологические процессы и приемы работы по профилю специальности;

Основы экономики, организации производства и управления;

Педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения;

Современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;

Правила охраны жизни и здоровья обучающихся;

Основы трудового законодательства;

Правила и нормы охраны труда и техники безопасности и противопожарной защиты,

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила и нормы охраны труда.

1.7. Преподаватель должен обладать организаторскими способностями, коммуникабельностью, должен быть энергичен и позитивно настроен.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Преподаватель:

2.1.1. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

2.1.2. Организует и контролирует их самостоятельную работу.

2.1.3. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии.

2.1.4. Формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности.

2.1.5. Участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качества подготовки выпускников.

2.1.6. Соблюдает права и свободы обучающихся.

2.1.7. Поддерживает учебную дисциплину, контролирует режим посещения занятий.

2.1.8. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ, соблюдение требований безопасности труда в учебном процессе.

2.1.9. Проводит воспитательную работу.

2.1.10. Повышает свою профессиональную квалификацию

2.1.11. Способствует формированию общей культуры личности.

2.1.12. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения.

2.1.13. Организует, планирует и проводит учебные, в т.ч. факультативные и внеурочные занятия.

2.1.14. Участвует в планировании и проведении мероприятий по охране труда, жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения.

2.1.15. Взаимодействует с заинтересованными учреждениями и организациями.

2.1.16. Участвует в обеспечении функционирования учреждения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.

2.1.17. Обеспечивает создание и совершенствование учебно-материальной базы, соблюдение обучающимися правил безопасности при проведении занятий.

2.1.18. Составляет отчетность по установленной форме

2.1.19. Бережет имущество Колледжа, не разглашает информацию и сведения, являющиеся коммерческой тайной Колледжа.

2.1.20. Не дает интервью, не проводит встреч и переговоров, касающихся деятельности Колледжа, без разрешения его руководства.

2.1.21. Соблюдает сам и контролирует соблюдение работниками трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований производственной санитарии и гигиены, требований противопожарной безопасности, гражданской обороны.

2.1.22. Способствует созданию благоприятного делового и морального климата в Колледже.

3. ПРАВА

3.1. Преподаватель имеет право:

3.1.1. Давать распоряжения и указания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.1.2. Требовать от работников предоставления документов, необходимых для организации ОБЖ в Колледже и предусмотренных действующим трудовым законодательством.

3.1.3. Вносить предложения администрации Колледжа по улучшению работы, относящейся к функциональным обязанностям Преподавателя и всего Колледжа в целом.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1. Преподаватель несет ответственность:

4.1.1. За невыполнение своих функциональных обязанностей.

4.1.2. За недостоверную информацию о состоянии выполнения полученных заданий и поручений, нарушение сроков их исполнения.

4.1.3. За невыполнение приказов, распоряжений директора.

4.1.4. За нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Колледже.

4.1.5. За разглашение коммерческой тайны.

4.1.6. За несохранность, порчу товаров и иных материальных ценностей, если несохранность, порча произошли по вине Преподавателя.


5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы Преподавателя определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

Понравилась статья? Поделитесь ей