Контакты

Диагностика метапредметных результатов. Диагностики формирования метапредметных результатов Проверяемые УУД и ключи оценивания

Проведение

диагностических работ

по выявлению освоения обучающимися метапредметных результатов обучения.

Подготовила:

учитель географии

МКОУ «Становская СОШ»

Баркова Е.лена Николаевна

В условиях современной России, где глубокие изменения общественных отношений сопровождается социальными проблемами, особое значение приобретает мировоззренческая функция географического образования. Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов на мир, которые не привязаны к определенным явлениям, но служат основой для понимания общих тенденций гуманитарного развития.

Новый ФГОС в нашей стране ориентирован, прежде всего, на становление личностных характеристик выпускника. Их критериями рассматриваются готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Целевыми функциями общего образования выступают также духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся, профессиональная ориентация и формирование экологической культуры.

Уникальный характер географии состоит в том, что она синтезирует естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Поэтому география обладает колоссальными образовательными ресурсами, играющими важную мировоззренческую и воспитательную роль. Их значение актуализируется также в связи с интегрированием российского географического образования в мировую геообразовательную систему.

Таким образом, теоретическим основанием для проектирования процесса обучения географии в современных условиях должна лежать актуальность для жизни. Во главе угла всего обучающего процесса обязано находиться ценностное отношение к окружающему миру и человеку. Ценностная и личностная ориентация учебной географии требует глубокого взаимодействия всех участников педагогического процесса. Поэтому особое

значение приобретает опыт творческой деятельности обучающихся, а также организация учебной и внеурочной деятельности со всеми категориями обучающихся.

Изучение географии в основной школе

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география - единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

Федеральные государственные образовательные стандарты, а именно программа развития УУД и планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ООО»Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» представленные в ПООП образовательного учреждения, подчеркивают главную роль данного направления в формировании читательской грамотности, являющейся основой обучения в школе, а также в повышении качества образования в России. Перед школой стоит задача объединить усилия учителей, преподающих различные предметы, в развитии читательской грамотности учащихся в основной школе, и показать учителям, что отсутствие целенаправленной деятельности в этом направлении приводит к потере читательских навыков и познавательной самостоятельности.

Всех, кто знаком с результатами международных сравнительных исследований качества общего образования, волнуют вопросы: Что происходит с детьми в основной школе? Почему выпускники начальной школы, которые демонстрируют самые высокие результаты в мире по чтению и пониманию текстов, оказавшись в основной школе, через пять лет обучения теряют свои преимущества и становятся неконкурентноспособными по сравнению со своими сверстниками из развитых стран в области умения учиться, умения работать с информацией, читательской грамотности?

Причины не высоких результатов российских учащихся отечественные эксперты видят в том, что в процессе обучения российские школьники почти не встречаются с заданиями междисциплинарногохарактера; у них ценленаправлено не формируются общеучебные умения; в ходе изучения отдельных предметов они практически не встречаются с жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимодля решения общественных и частных задач, за исключением чтения художественной литературы; учебные задачи, которые решают школьники, далеки от жизненных интересов и социального опыта учащихся. Таким образом, процесс обучения в отечественной школе недостаточно практико-ориентирован, как бы отгорожен от реальной окружающей жизни.

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к са­моразвитию и самосовершенствованию путём сознательного и ак­тивного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин понимается как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному выявлению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия (как обобщённые действия) открывают возможность широкой ориентации учащихся как в различных

предметных областях так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик 1 .

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока - личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный, где три последних составляют метапредметные действия.

Устанавливая требования к результатам освоения обучающимся основной образовательной программы основного общего об- разования, стандарт выделяет метапредметные результаты, вклю-

чающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия и способность их использования в учебной, познавательной

социальной практике 2 .

Под метапредметными результатами разработчиками новых образовательных стандартов понимаются освоенные обучающими-ся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы действий, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуация)

1 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от --твия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвеще- : 2010; Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от г* ~вия к мысли: система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмоло- М.: Просвещение, 2010.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего ования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской грации 17 декабря 2010 г. № 1897). С. 5.

В блоках познавательных и коммуникативных универсальный действий выделяются общеучебные действия, которые связанни с чтением и пониманием текстов, с преобразованием текстов, а также с использованием информации из текстов для различны целей. Главными элементами в этих блоках являются смысловое чтение и логические действия, направленные на анализ, обобщение, установление аналогии, классификацию, установление причинно-следственных связей, рассуждения, умозаключения и формулирование выводов на основе прочитанного текста. При переходе из начальной школы в основную, как об это с пишет Г. А. Цукерман, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения - использование письменных тексте как основного ресурса самообразования, получение нового знания и новых идей с помощью информационных текстов. Именно в связи с особой важностью овладения осознанным чтением в системе «умений учиться» в рассматриваемый период обучения среди всех метапредметных результатов и были выделены осознанно чтение и работа с информацией в качестве основных объекте оценки.

Общие подходы к оценке сформированности осознанного чтения и работы с текстом с учётом поставленных перед разработчиками задач были определены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательной стандарта, подходами к читательской грамотности, принятым] российскими и международными экспертами, с учётом возрастных особенностей учащихся основной школы, практики оцениванию метапредметных результатов в начальной школе в соответствю с ФГОС начального образования, а также с требованиями теории практики педагогических измерений.

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ) ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ

В соответствии с изложенными выше подходами были опредены основные характеристики измерительных материалов для оценки сформированности метапредметных результатов (смыслового чтения и работы с текстами) у учащихся 6-го класса.

1. Назначение работы

Комплексная работа направлена на выявление у учащихся о класса одного из основных метапредметных результатов чения - сформированности умений читать и понимать разные тексты, включая и учебные; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных, учебно-практических задач.

Основные подходы к созданию комплексной работы определяю тся следующими документами:

Структура и содержание работы

Каждый вариант измерительных материалов должен включать ситуации и тексты из разных предметов с целью создания общего поля оценки умений работать с текстом независимо от предмета, связи с этим каждый вариант работы структурно состоит четырех содержательных областей: математики, русского языка - естествознания 1 и истории / обществознания. Данные содержательные области в целом охватывают возможности формирования метапредметных результатов, создаваемых различными школьными предметами.

Следует особо подчеркнуть необходимость использовать зада- ния на предметном содержании или связанные с предметным содержаниемием. Формирование метапредметных умений осуществляется в процессе изучения различных предметов.

Инструментарий для отслеживания метапредметных результатов учащихся

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат.

Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные и даже личностные достижения ребенка. Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструментарий.

Инструментарий это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.

Для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных планируемых результатов.

«Метапредметные результаты образовательной деятельно-

сти – это универсальные способы деятельности, применимые

как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов»

– Как оценить и отследить достигнуты ли метапредметные результаты?

Основным объектом оценки метапредметных результатов

служит сформированность у обучающихся

универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают

обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают:

общеучебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспе-

чивают социальную компетентность и учёт позиции других лю-

дей, партнёров по общению или деятельности.

Оценку достижения метапредметных результатов я проводила в ходе различных процедур.

Система внутренней оценки метапредметных результатов

    наблюдение;

    мониторинг сформированности основных учебных умений;

    специально сконструированные диагностические задачи;

    метапредметные диагностические работы;

    комплексные работы на межпредметной основе;

    проектная деятельность.

Для оценивания продвижения обучающихся в достижении метапредметных результатов я использовала целенаправленное наблюдение.

Наблюдения проводила достаточно регулярно. Наблюдала за всем классом, за каким-либо одним ребёнком или за каким-либо определенным видом деятельности. Наблюдение вела как с позиций внешнего наблюдателя, так и с позиций непосредственного участника деятельности.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) является мониторинг.

Мониторинг – это инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, являлась для меня основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования моей педагогической деятельности, для осуществления необходимой коррекции.

Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводила его регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.

Мониторинг сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий я осуществляла на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК.

Система заданий УМК включает в себя: творческие задания, задания поискового характера, задания повышенного уровня.

В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, я делала вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.

Обработка результатов мониторинга направлена на получение диагностической информации о каждом ученике и о классе в целом, и выявление наличия прогресса.

Для отслеживания уровня формирования УУД у обучающихся я использовала задания и специально сконструированные авторами диагностические задачи, которые представлены в листе оценки метапредметных результатов по каждому классу. В них включены критерии оценивания; примерные задания, достаточно простые, не требующие особых условий; самооценка обучающегося и оценка учителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и на Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. W Просвещение, 2011.

Примерные программы по учебным предметам: 5-9 клас- * VI.: Просвещение, 2010, 2011.- (Стандарты второго поколения)

3. «Метапредметные результаты. Стандартизированные результаты для промежуточной аттестации» М. «Просвещение» 2014г

4. Концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «География»


Методический совет по теме
«Диагностика метапредметных результатов учащихся»
от 02.11.2015
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:
математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;
коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Согласно ФГОС ООО, одна из характеристик «портрета выпускника основной школы» формулируется так:
Раздел 1, пункт 6: Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Под метапредметными результатами следует понимать результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.ФГОС НОО и ООО относительно требований к метапредметным результатам школьников предполагают обеспечение преемственности. На всех этапах школьного образования предусмотрено формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности. Часто учителя ошибочно совмещают понятия метапредметные результаты и межпредметные связи и общеучебные умения. Несомненно, в составе метапредметных результатов присутствуют общеучебные умения, формируемые на различных уроках и внеурочных занятиях, что объясняется таким качеством их как универсальность. Но они составляют только часть метапредметных результатов. Кроме того, они находят свое применение не только в школьных предметах и внеурочной деятельности, но и что самое важное, используются в повседневной жизни, составляют основу успешной деятельности.
ФГОС метапредметные результаты определяет как освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Разработчики стандартов нового поколения вкладывают в содержание метапредметных результатов, прежде всего, сформированную способность использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) в учебной, познавательной и социальной практике. В начальной школе УУД должны обеспечить овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями. В основной школе добавляются: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. В старшей школе дополняется овладением навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
В таблице представлены выдержки из стандарта по содержанию требований к метапредметным результатам, демонстрирующие преемственность начальной, основной и старшей школы.
Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы

Начальная школа Основная школа Старшая школа
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения свои действия;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; смысловое чтение
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; умение продуктивно общаться и в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение планирования и регуляции своей деятельности;

Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсоснабжения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
продолжение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формахумение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе, умение вводить текст с помощью клавиатуры,фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины ианализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью готовность и способность к самостоятельной информационно-ответственной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности(природных, социальных культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного предмета формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. Для достижения метапредметных результатов в содержание основной образовательной программы МОАУ СОШ № 1 г. Свободного включена «Программа развития универсальных учебных действий», включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Названная программа обеспечивает:
развитие у учащихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
формирование опыта переноса и применения УУД в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;
повышение эффективности усвоения учащимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности;
овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками. старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование и развитие компетенции учащихся в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Целью программы развития УУД является обеспечение организационно-методических условий для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС ООО, с тем, чтобы сформировать у учащихся основной школы способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.). Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» трансформируется в новую задачу для основной школы – «инициировать учебное сотрудничество». Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
В силу своей природы, являясь по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен. Во-первых, достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД. Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, математике, литературе, географии и другим предметам с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. И наконец, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д. В этом случае в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов наблюдения учителя или школьного психолога может быть оценено и достижение таких действий.
Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути его развития и эффективность собственной педагогической работы нужен мониторинг, который позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Проводить его необходимо регулярно. Существует ряд форм, методов, инструментов контроля метапредметных результатов, с которыми мне бы хотелось вас ознакомить. Среди методов контроля можно выделить наблюдение, проектирование, тестирование. Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный. Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.
В соответствии с ООП ООО основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Согласно школьному Положению, такая защита предполагает публичное выступление с презентацией своего проекта. К метапредметным универсальным учебным действиям относится «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью». Выступление-презентация – это публичная речь-представление самостоятельно созданного учеником продукта интеллектуальной/творческой деятельности. Выступление-презентация обучающегося должно представлять собой устное сообщение на определённую тему и излагаться в свободной форме, без чтения письменного подготовленного текста. В процессе выступления можно использовать подготовленные заранее вспомогательные материалы: план выступления или тезисы. В интернет-ресурсах можно найти много разных форм осуществления оценки выступления ученика. Предлагаю один из вариантов.
Оценочный лист устного публичного выступления
Общий критерий оценивания Уточнённый критерий оценивания Количество баллов
Балл за критерий Всего
1. Содержательная сторона выступления Содержание выступления соответствует заявленным теме, целям и задачам 15 30
Приведены необходимые примеры и аргументы 15 2. Речевое оформление выступления Свободное, без чтения подготовленного письменного чтения, изложение материала (возможна опора на план или тезисы) 15 35
3-ёхчастная композиция (вступление, основная часть, заключение) 10 Отчётливость произношения, отбор необходимых речевых средств 10 3. Эффективность выступления Интерес и внимание со стороны присутствующих в аудитории (одобрительные возгласы, вопросы, комментарии, аплодисменты, кивки головой) 10 35
Оригинальность, яркость, необычность выступления 10 Соблюдение рамок регламента (от 3-ёх до 5 минут) 5 Самооценка 10 Итого 100 баллов
Ученикам можно перед выступлением в качестве подготовки предложить техническое задание в форме 3-ёх памяток, которые написаны на понятном учащимся языке:
1. «Как подготовить устное публичное выступление?»
2. «Как сделать выступление успешным?»
3. «Как оценить своё выступление?»
Памятка №1
Как подготовить устное публичное выступление?
1. Продумайте тему и цели своего публичного выступления, подберите необходимый материал, сделайте отбор нужной информации. Строго следите за тем, чтобы содержание высказывания не отступало от его темы и целей.
2. Продумайте композицию выступления, состоящую из 3 частей (должны быть вступление, основная часть, заключение). Заранее подготовьте и выучите первую фразу, подготовьте слова-связки предложений в вашем устном тексте.
3. Создайте письменный текст выступления или составьте его план (можно тезисы). Желательно подготовить сопровождающие электронные материалы или схемы и таблицы мелом на доске.
4. Подберите интересные примеры и веские аргументы, доказывающие ваши мысли и суждения.
5. Дома проведите тренировочное выступление (одно или более) с опорой на созданные тезисы или план. Старайтесь написанный текст не читать, а излагать в свободной форме.
Памятка №2
Как сделать выступление успешным?
1. Представьтесь, если это необходимо.
2. Чётко сформулируйте тему и цели своего выступления. Следите, чтобы содержание вашего выступления соответствовало заявленной теме и поставленным целям.
3. При необходимости во время выступления используйте указку или подготовленные заранее сопровождающие электронные материалы.
4. Избегайте слов, засоряющих нашу речь, типа «как бы», «значит», «ну», «так сказать» и т.п. Используйте нужные слова официально-делового и научного стилей. 5. Каждое слово выступления произносите отчётливо, ясно, разборчиво, с необходимыми логическими паузами и в среднем темпе.
6. Излагайте подготовленный материал увлечённо, свободно, не читая его по написанному тексту.
7. Будьте тактичны и уважительны по отношению к слушателям. Следите, насколько внимательно они вас слушают.
8. Соблюдайте отведённое на выступление время: своё выступление проводите от 3 до 5 минут.
9. Не забудьте отметить достоинства и недостатки своего выступления и озвучить самооценку.
Памятка №3
Как оценить своё выступление?
1. Отметьте положительные стороны своего выступления (можно использовать предложенные критерии).
2. Отметьте недостатки своего выступления, что не получилось.
3. Подумайте, благодаря чему вы достигли успеха и что явилось причиной ваших минусов.
4. Оцените своё выступление по 10-тибалльной шкале.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ, составленных учителем с учётом метапредметности, по всем предметам. Разработчики ФГОС выделяют несколько метапредметов, которые можно использовать в организации учебной деятельности школьников: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». В рамках метапредмета «Знание» ребенок учится работать с системами знаний; на занятиях метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации, они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать; изучая метапредмет «Проблема» школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем, учащиеся осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения; в рамках метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателя. Ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Оценка правильности выполнения учебной задачи в рамках применения метапредмета «задача». Ставим учебные задачи: 1. установить соответствие 2. Вставить пропущенные слова 3. Закончить предложение 4. Оформить таблицу. 5. Распределить в группы.
Критерии оценивания:
1 критерий: самопроверка по эталону (правильно сделал «+», не правильно «-»);
2 критерий: анализ своих ошибок (над чем предстоит поработать)
3 критерий: выявление причин совершения ошибок
Заполнение диагностических листов. Приложение 2 презентация
В рамках использования метапредмета «знание», «смысл» можно использовать следующий инструментарий. Приложение 3 презентация.
В рамках применения метапредмета «проблема» очень эффективен методика проведения эксперимента, возможно использовать на уроках естественно научного цикла. Приложение 4 презентация.
Самооценка учащихся при публичном выступлении на уроке. Лист самооценки. Приложение 5 презентация
Оценка достижения результатов смыслового чтения. Приложение 6 презентация
Оценка умений организовывать совместную деятельность с учителем и со сверстниками Приложение 7 презентация
Заключение
Достижение современных образовательных результатов возможно только при условии комплексной (интегративной) их. Для того чтобы можно было более менее адекватно оценить образовательные результаты оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся должна обладать общими требованиями:
1. Оценка должна быть интегративной, т.е. учитывать соотношение разных аспектов образовательных результатов (предметные, компетентностные (универсальные способы деятельности), социальный опыт (внеучебные и внешкольные достижения) 2. Динамической, т.е. учитывать индивидуальный прогресс при подведении итогов результатов образования учащегося за определенный период времени;
3. Поддерживать инициативность и ответственность учащихся, т.е. создавать условия для возможности предъявления детских работ на оценку другому (взрослому, одноклассникам) по собственной инициативе;
4. Обладать презентационностью, т.е. иметь специальные места (натуральные или(и) виртуальные) для публичного предъявления учащимися своих образовательных достижений;
5. Быть технологической, т.е. использование на уроках разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение.
6. Обладать открытостью, т.е. возможностью участия всех субъектов образовательного процесса в оценке индивидуальных результатов и качества образования школьников.
Снова обратимся к ООП ООО. Задачи на применение УУД могут строиться как на материале учебных предметов, так и на практических ситуациях, встречающихся в жизни обучающегося и имеющих для него значение (экология, молодежные субкультуры, бытовые практико-ориентированные ситуации, логистика и др.).Различаются два типа заданий, связанных с УУД:
задания, позволяющие в рамках образовательного процесса
сформировать УУД;
задания, позволяющие диагностировать уровень сформированности
УУД.
В первом случае задание может быть направлено на формирование целой группы связанных друг с другом универсальных учебных действий. Действия могут относиться как к одной категории (например, регулятивные), так и к разным.
Во втором случае задание может быть сконструировано таким образом, чтобы проявлять способность учащегося применять какое-то конкретное универсальное учебное действие.
В основной школе возможно использовать в том числе следующие типы задач:
1. Задачи, формирующие коммуникативные УУД:
на учет позиции партнера;
на организацию и осуществление сотрудничества;
на передачу информации и отображение предметного содержания;
тренинги коммуникативных навыков;
ролевые игры.
2. Задачи, формирующие познавательные УУД:
проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
задачи на сериацию, сравнение, оценивание;
проведение эмпирического исследования;
проведение теоретического исследования;
смысловое чтение.
3. Задачи, формирующие регулятивные УУД:
на планирование;
на ориентировку в ситуации;
на прогнозирование;
на целеполагание;
на принятие решения;
на самоконтроль.
Развитию регулятивных УУД способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют обучающихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, – при минимизации пошагового контроля со стороны учителя. Распределение материала и типовых задач по различным предметам не является жестким, начальное освоение одних и тех же УУД и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам. Распределение типовых задач внутри предмета должно быть направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих действий.
Задачи на применение УУД могут носить как открытый, так и закрытый характер. При работе с задачами на применение УУД для оценивания результативности возможно практиковать технологии «формирующего оценивания», в том числе бинарную и критериальную оценки.

Объектом оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, содержание которых представлено в разделах планируемых результатов: «Регулятивные учебные действия», «Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Чтение: работа с информацией».

Основное содержание оценки метапредметных резуль­татов: оценка умения учиться , т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познава­тельной деятельности и управление ею. К ним относятся:

Способность обучающегося принимать и сохранять учеб­ную цель и задачи; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации и искать средства её осу­ществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

Способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидо­вым признакам, установлению аналогий, отнесению к изве­стным понятиям;

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответствен­ность за результаты своих действий.

Особенность контрольно-измерительных материалов по оценке универсальных учебных действий в том, что их оценка осуществляется по заданиям, представленным в трех формах, которые включаются как в контрольные работы по отдельным предметам, в комплексные работы на межпредметной основе и отдельную диагностику (предложенная «Школой 2100» диагностика метапредметных результатов является педагогической, Ею может воспользоваться любой учитель (в отличие от психолого-педагогической диагностики, которую осуществляет школьный психолог)):

Диагностические задания, в которых оценивается конкретное универсальное действие и это действие выступает как результат;

Задания в ходе выполнения контрольных работ по предметам, где универсальные учебные действия являются инструментальной основой, от того, как владеет обучающийся специальными и метапредметными действиями зависит успешность выполнения работы;

Задания в комплексной работе, которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.

Контроль метапредметных результатов, формируемых в рамках внеучебной деятельности возможен в рамках выполнения комплексной контрольной работы на межпредметной основе, диагностики, проводимой администрацией, психологом, педагогами в рамках изучения воспитательной работы, внеурочной деятельности, контроля состояния преподавания по классам.

По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

Инструментарий:

1. Диагностика метапредметных и личностных результатов в 1-2классов, 3-4 классов (по А.Г Асмолову) Москва, Баласс, 2011г

2. Итоговые проверочные работы по предметам УУД как инструментальная основа, (по методике Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой)

3. Комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией (по Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой).

4. Олимпиадные и творческие задания, проекты (внеурочная деятельность).

5. Диагностика сформированности учебной деятельности учащихся (автор Репкин Г.В.)

«Регулятивные учебные действия»

Вот как выглядит таблица «Уровни сформированности регулятивных действий учащихся» по Репкину Г.В.

№ п/п Ф.И. учащегося Сентябрь 09__ /_10_ Май _10_/11__
учебно-познавательный интерес (личностные ууд) Целеполагание(регулятивные ууд) Учебные действиярегулятивные ууд) действия оценкирегулятивные уур учебно-познавательный интерес(личностные ууд) целеполаганиерегулятивные ууд) Учебные действиярегулятивныеууд) действия контролярегулятивные ууд) действия оценкирегулятивные ууд)
Итого

Вы видите в ней два вида УУД – это личностные, регулятивные. Именно так как рекомендовано в пособии « Как проектировать универсальные учебные действия». Но единой таблицы Репкина в пособии нет, она разделена по действиям. Единую же таблицу вы найдёте в журнале «Завуч» №1 за 2009г. Давайте рассмотрим их.

Анализ развития целеполагания в начальной школе позволяет выделить шесть его уровней от отсутствия целеполагания до самостоятельной постановки целей (табл.) (Диагностика Репкина)

Табл. Уровни сформированности целеполагания.

Уровни Показатели сформированности Поведенческие индикаторы сформированности
1. Отсутствие цели Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования) Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал
2. Принятие практической задачи Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий
3. Переопределение познавательной задачи в практическую Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется Осознает, что надо делать и сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий
4. Принятие познавательной цели Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения
5. Переопределение практической задачи в теоретическую Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа.
6. Самостоятельная постановка учебных целей Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия

Следующий компонент - это уровень сформированности контроля.

Табл. Уровни развития контроля.

Уровни Показатели сформированности Дополнительный диагностический признак
1. Отсутствие контроля Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок. Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников
2. Контроль на уровне непроизвольного внимания Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых
3. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания Ученик осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправляет и объясняет В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает
4. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует ее в процессе решения задач, почти не допуская ошибок Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректи-ровать правило контро-ля новым условиям
5. Потенциальный рефлексивный контроль Решая новую задачу ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы. Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям
6. Актуальный рефлексивный контроль Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствие усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

Оценка как компонент учебной деятельности может быть охарактеризована такими свойствами как адекватность, надежность, полнота (А.В.Захарова, Л.В.Берцфаи). Выделяют шесть уровней сформированности действия оценки как компонента учебной деятельности (Г.В.Репкина, Е.В.Заика, 1993):

Табл. Уровни развития оценки.

Уровни Показатели Поведенческие индикаторы
1. Отсутствие оценки Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи
2. Адекватная ретроспективная оценка Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников
3. Неадекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи
4. Потенциально адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом
5. Актуально адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия. Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения

Перейдём к компоненту учебные действия.

Уровень Название уровня Основной диагностический признак Дополнительные диагности­ческие признаки
1. Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности Не может выполнять учебные действия как таковые, может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом или копиро­вать внешнюю форму действий Не осознает содержание учеб­ных действий и не может дать отчета о них; ни самостоя­тельно, ни с помощью учителя (за исключением прямого пока­за) не способен выполнять учебные действия; навыки образуются с трудом и оказываются крайне неустойчивыми
2. Выполнение учебных действий в сотрудни­честве с учителем Содержание действий и их операционный состав осоз­наются, приступает к выполне­нию действий, однако без внешней помощи организо­вать свои действия и довести их до конца не может; в со­трудничестве с учителем работает относительно успешно Может дать отчет о своих дей­ствиях, но затрудняется в их практическом воплощении; помощь учителя принимается сравнительно легко; эффек­тивно работает при пооперационном контроле, самостоятельные учебные действия практически отсутствуют
3. Неадекватный перенос учебных действий Ребенок самостоятельно при­меняет усвоенный способ дей­ствия к решению новой зада­чи, однако не способен внести в него даже небольшие изме­нения, чтобы приноровить его к условиям конкретной задачи Усвоенный способ применяет «слепо», не соотнося его с условиями задачи; такое соот­несение и перестройку дейст­вия может осуществлять лишь с помощью учителя, а не само­стоятельно; при неизменности условий способен успешно выполнять действия самостоя­тельно
4. Адекватный перенос учебных действий Умеет обнаружить несоответ­ствие новой задачи и усвоен­ного способа, пытается само­стоятельно перестроить из­вестный ему способ, однако может это правильно сделать только при помощи учителя Достаточно полно анализирует условия задачи и четко соот­носит их с известными спосо­бами; легко принимает косвен­ную помощь учителя; осознает и готов описать причины своих затруднений и особенности нового способа действия
5. Самостоятельное построение учебных действий Решая новую задачу, само­стоятельно строит новый спо­соб действия или модифици­рует известный ему способ, делает это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи извне правильно решает задачу Критически оценивает свои действия, на всех этапах ре­шения задачи может дать от­чет о них; нахождение нового способа осуществляется мед­ленно, неуверенно, с частым обращением к повторному анализу условий задачи, но на всех этапах полностью само­стоятельно
6. Обобщение учебных действий Опирается на принципы по­строения способов действия и решает новую задачу «с хо­ду», выводя новый способ из этого принципа, а не из моди­фикации известного частного способа Овладевая новым способом, осознает не только его состав, но и принципы его построения (т.е. то, на чем он основан), осознает сходство между раз­личными модификациями и их связи с условиями задач

Последний компонент учебной деятельности, который мы рассмотрим – это учебно-познавательный интерес. В новых стандартах он отнесён к личностным универсальным действиям. Но в таблице диагностики Репкина, он присутствует вместе с регулятивными.

Вот его критерии оценивания .

Уровни сформированности учебно-познавательного интереса. (личностные)

Название уровня Основной диагностиче­ский признак Дополнительные диагностические признаки
1. Отсутствие интереса Интерес практически не обнаруживается (исключе­ние: положительные реак­ции на яркий и забавный материал) Безличное или отрицательное отно­шение к решению любых учебных за­дач; более охотно выполняет привыч­ные действия, чем осваивает новые
2. Реакция на новизну Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории) Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале; включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет
3. Любопытство Положительные реакции возникают на новый тео­ретический материал (но не на способы решения задач) Оживляется и задает вопросы доста­точно часто; включается в выполне­ние заданий часто, но интерес быстро пропадает
4. Ситуативный учебный интерес Возникает на способы ре­шения новой частной еди­ничной задачи (но не сис­темы задач) Включается в процесс решения зада­чи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи инте­рес исчерпывается
5. Устойчивый учеб­но-познаватель­ный интерес Возникает на общий спо­соб решения целой систе­мы задач (но не выходит за пределы изучаемого ма­териала) Охотно включается в процесс выпол­нения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу
6. Обобщенный учебно-познавательный интерес Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемо­го материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач Является постоянной характеристи­кой ученика, ученик проявляет выра­женное творческое отношение к об­щему способу решения задач, стре­мится получить дополнительные све­дения, имеется мотивированная из­бирательность интересов

«Познавательные учебные действия»

Таблица №1 «Сформированность компетентности решения проблем»

Таблица №2 «Сформированность информационной компетентности»


Похожая информация.


Диагностика метапредметных результатов в соответствии с ФГОС ООО

учитель географии

МАОУ «Лицей №9»

Новый стандарт, разработанный в рамках деятельностной парадигмы образования, нацеливает на развитие личности учащегося на основе освоения способов действий. В концепции стандартов осуществляется «перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук»

Стандарт включает в себя требования:

    к результатам освоения ООП структуре ООП к условиям реализации ООП

Во втором стандарте, где акцент сделан на результаты, устанавливаются три группы образовательных результатов:

    требования к личностным результатам требования к метапредметным результатам требования к предметным результатам

Метапредметные результаты – это результаты освоенные учащимися на базе нескольких учебных предметов, способы деятельности, применимые и в образовательном процессе, и при решении жизненных проблем.

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся УУД – регулятивных, познавательных и коммуникативных.

За основу диагностики метапредметных результатов взяты материалы, разработанные заместителем директора по учебно-воспитательной работе лицея Шишлянниковой Татьяны Орестовны и сотрудника отдела качества Литвиновой Юлии Сергеевны.

Основные диагностические работы:

    Стартовая диагностическая работа по географии (5 кл.) Итоговая диагностическая работа по географии (5 кл.)

Диагностика – это совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач улучшения учебного процесса, учащихся (учет их индивидуальных возможностей и потребностей), а также совершенствования , методов обучения и воспитания.


Диагностика включает:

    контроль проверку оценивание накопление статистических данных, их анализ прогнозирование выявление динамики, тенденций педагогического процесса

Особенность контрольно-измерительных материалов диагностической работы по оценке универсальных учебных действий в том, что их оценка осуществляется по заданиям, в которых оценивается конкретное универсальное действие и это действие выступает как результат.

По итогам выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий и все данные заносятся в таблицу по УУД.

Стартовая и итоговая диагностические работы:

    работы проверяют предметные и метапредметные (познавательные УУД) результаты; составляются, проводятся, проверяются, обрабатываются учителем; цель проведения работ – контроль за динамикой достижения планируемых результатов ООП ООО.

Сравнение стартовой и итоговой диагностик:

Проверяемые познавательные УУД:

    Логические действия Знаково-символические действия Действия по решению задач (проблем) Действия по работе с информацией и чтению





Положительная динамика в большинстве классов абсолютной и качественной успеваемости. В целом наблюдается положительная динамика уровня развития познавательных УУД. При организации образовательного процесса (в ) уделить особое внимание развитию УУД. Необходимо организовать дополнительную методическую работу по повышению уровня.

Правила оценивания результатов:

1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные!

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).

Результаты учителя – это разница между результатами учеников в начале обучения и в конце обучения

2. КТО ОЦЕНИВАЕТ?

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1 . Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Выполнил правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

3. СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? ДА! КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? ПО ЖЕЛАНИЮ РЕБЁНКА!

4. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОТМЕТКИ И ОЦЕНКИ?

В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в портфеле достижений.

Основные разделы портфеля достижений:

– Показатели предметных результатов (диагностические работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам).

– Показатели метапредметных результатов (познавательных УУД).

– Показатели личностных результатов (прежде всего, во внеучебной деятельности).

5. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?

Структура:

Любое количество заданий на каждое действие, но каждое из действий оценивается в 2 балла (всего в работе 8 баллов)

    2 балла за логические действия 2 балла за знаково-символические действия 2 балла за действия по решению задач (проблем) 2 балла за действия по работе с информацией и чтению

Критерии оценивания:

    Уровневая оценка метапредметных результатов: Повышенный уровень – больше 6-и баллов Базовый уровень – 5, 6 баллов Пониженный уровень – 3, 4 балла Недостаточный уровень – меньше 3-х баллов

Отметочная оценка метапредметных результатов может быть другой на усмотрение учителя.

    100% - 75% = «5» 74% - 51% = «4» 50% - 26% = «3» 25% и менее = «2»

Пакет КИМ-ов

    Текст работы Кодификатор УУД Таблица №1 «Результаты стартовой/итоговой КР» Таблица №2 «Анализ успеваемости по результатам стартовой/итоговой КР» Таблицы №3(а, б) «Анализ уровня сформированности познавательных УУД по результатам стартовой/итоговой КР»

Таблица 1























Познавательные УУД

Номер задания

Познавательные логические действия:

Давать определения понятиям, подводить под понятие

Обобщать, интегрировать информацию из различных источников, делать простейшие прогнозы

Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение,

Проводить группировку, сериацию, классификацию

Устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей

Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы

Познавательные знаково-символические действия:

Использовать знаково-символических средств и моделей при решении учебно-практических задач

Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки)

Познавательные действия по решению задач (проблем):

Владеть рядом общих приемов решения задач (проблем)

Проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения).

Использовать методы познания специфические для предметов социально-гуманитарного цикла

Познавательные действия по работе с информацией и чтению:

Осуществлять поиск информации

Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию.

Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию

Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста.

Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач

Понравилась статья? Поделитесь ей